Урок 13. Что такое «дружба»?
Цель урока: формирование понятия «дружба» через выделение признаков дружеских отношений.
Основные понятия и категории (определения для учителя)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Знакомый – тот, о котором знали раньше.
Приятель – близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.
Материалы к уроку
Ситуации
Карточки со словами и их толкованием
Содержание урока
Ι. Учитель: Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что такое дружба и кого можно назвать другом, а кого нельзя.
Вопросы: Можете ли вы сказать, что все одноклассники стали вашими друзьями? Что вы понимаете под словом «дружба»? (Друг – кто это?) Кого вы можете назвать своим другом? Расскажите о вашей дружбе.
Чем друг отличается от приятеля или просто знакомого? (Кого можно назвать приятелем, а кого – знакомым?).
ΙΙ. Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует эксперт – это человек, который может определить, правильно ли выполнено задание. (Эксперт – один из детей, выбранный учителем заранее, оценивает ответы детей как правильные или неправильные, после чего зачитывает определения с карточки (из словаря). Другой вариант – подготовить конверт с подсказками от Знайки.).
Вопросы для беседы: У кого из вас есть друзья в нашем классе? Расскажите, как вы дружите. Ссорились вы когда-нибудь со свои другом? В чем вам помогает дружба? Помогает ли дружба учиться?
Задание: Помогите ребятам разобраться в их отношениях. (Раздаются карточки с ситуациями на каждую парту). Прочитайте две ситуации на карточках (или читает учитель) и скажите, между кем из ребят дружба есть, а между кем – нет. Почему?
СИТУАЦИЯ 1. Витя и Ваня вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо. Ваня – не очень. Витя регулярно дает Ване списывать домашние задания.
Наверное, это настоящая дружба.
Вопросы для беседы: Каким, по-вашему, был бы ответ Вити на вопрос о том, что он делает для друга? Как должен был поступить Витя, если он настоящий друг? К чему может привести такая помощь?
СИТУАЦИЯ 2. Маша и Лена живут на одной улице. Каждое утро они вместе идут в школу. Девочки доверяют друг другу самые сокровенные тайны. Если одна из них заболеет, то другая всегда поможет ей сделать уроки.
Вопросы для беседы: Какими можно назвать отношения Лены и Маши? Можно назвать девочек подругами? Какие чувства они переживают вместе?
Ребята, другом можно назвать не каждого человека, а только того, с кем у вас особенные отношения.
Задание: На доске написаны слова и выражения. Выберите те из них (7), которые объясняют нам, что значит дружить. Почему вы сделали такой выбор?
На доске: доверять интересоваться делами
верить быть честным
смеяться лукавить
желать добра хвастать
хотеть увидеться вместе играть обманывать
ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Как вы думаете, правда ли, что если подружишься с каким-либо нехорошим человеком, то постепенно становишься на него похожим?
Домашнее задание. Написать правила друзей.
Урок 14. Дружбой нужно дорожить (1)
Цель урока: формирование понятия «дружба» на основе выделения признаков дружеских отношений: поддержка, взаимопомощь, привязанность, взаимопонимание, доверие, доброжелательность.
Основные понятия и категории (определения для учителя)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу. Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие.
Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему-нибудь.
Доверие – уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-, чему-нибудь.
Настоящий – действительно такой, какой должен быть, представляющий собой лучший образец, идеал чего-нибудь.
Материалы к уроку
В. Голявкин «Настоящая дружба»
Содержание урока
Ι. Урок начинается с проверки домашнего задания (правила друзей).
Вопросы для беседы: Скажите, когда люди начинают дружить, они специально учат эти правила или получается само собой, что друзья стараются помочь друг другу, вместе радуются, делятся секретами и т. д.? В отношениях с вашим другом или подругой есть такие правила, о которых вы не договаривались, но всегда стараетесь их соблюдать? Почему вы или ваш друг стараетесь их не нарушать?
– Можно считать счастливым человека, у которого есть друг? Между кем могут возникнуть дружеские отношения?
ΙΙ. Учитель: Давайте познакомимся с двумя друзьями: Анд-рюшей и Вадиком. Почему их дружбу называют настоящей?
(Учитель читает рассказ В. Голявкина «Настоящая дружба»)
Вопросы для беседы: Можно назвать дружбу мальчиков настоящей? Почему? Какими были отношения между друзьями? Как они поддерживали друг друга, в чем друг другу помогали? Можно сказать, что они доверяли друг другу? С каким настроением встречали друг друга Андрюша и Вадик? Как вы думаете, почему мальчики подружились?
Задание. Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете. (В процессе обсуждения учитель предлагает детям подтвердить сказанное примером из жизни).
– Без друга в жизни туго.
– Верный друг лучше сотни слуг.
– Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь.
– Друг за друга стой и выиграешь бой.
– Дружбу помни, а зло забывай.
– Легко друзей найти, да трудно сохранить.
– С кем поведешься, от того и наберешься.
ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Представьте, что с вами разговаривает человек, у которого никогда не было друзей. Как вы ему объясните, какие отношения называют дружескими?
Урок 15. Дружбой нужно дорожить (2)
Цель урока: рассмотреть понятие «дружба» на примере доброжелательных, доверительных и преданных отношений между человеком и животным; акцентировать внимание детей на ответственности человека в его отношениях с животным.
Основные понятия и категории (определения для учителя)
Верность – стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга.
Верный – надежный, преданный.
Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-, чему-нибудь.
Доверие – уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому-, чему-нибудь.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Материалы к уроку
С. Михалков «Важный совет» В. Костылев «Моряк»
Содержание урока
Ι. Урок можно начать с проверки домашнего задания – подготовленных пословиц и поговорок о дружбе.
Вопросы: Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Кого из животных человек может назвать своим другом? Предположите, почему и когда появилось выражение: «Собака – друг человека».
Задание: Выберите из слов, написанных на доске, те, которые помогут рассказать о дружбе человека и животного. Как вы их понимаете?
(Учитель корректирует ответы детей).
На доске: добрый, скучный, верный, преданный, страшный, заботливый.
ΙΙ. Расскажите о вашем четвероногом или крылатом друге. Как вы дружите? Что у вас общего? За что вы его любите?
Хороший ли совет дает поэт С. Михалков всем, кто хочет иметь такого друга?
(Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Важный совет»)
Вопросы для беседы: Почему не получится преданных отношений при таком воспитании? Как будет чувствовать себя щенок при таком обращении? Как чувствовал бы себя человек на его месте? Кто несет большую ответственность за то, какими будут отношения между друзьями – человек или животное? Почему?
Послушайте историю о мальчике и его четвероногом друге по кличке Моряк.
(Учитель читает рассказ В. Костылева «Моряк»)
Вопросы для беседы: Как мальчик и Моряк стали друзьями? Как мальчик заботился о собаке? Почему их можно было назвать друзьями? Кто виноват в случившемся на судне? О чем не подумал мальчик? Что сказал мальчику дядя Никон после спасения собаки? Как вы понимаете эти слова? Как радовались мальчик и собака тому, что все закончилось хорошо? Что понял мальчик после этого случая?
ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Должны ли верность, преданность и доверие сохраняться в дружеских отношениях между людьми? Как вы думаете, стремление к дружбе заложено в человеке от природы или надо учиться дружить?
Урок 16. Девочки, мальчики
Цель урока: подвести детей к мысли о важности взаимного уважения в отношениях между мальчиками и девочками.
Основные понятия и категории (определения для учителя)
Уважать – считаться с кем-, чем-нибудь, принимать во внимание и соблюдать что-нибудь, чьи-нибудь интересы.
Материалы к уроку
Я. Пинясов «Помогли»
Р. Сеф «Мальчики и девочки»
Альбомные листы и карандаши
Содержание урока
Ι. Учитель: Какой пример с ответом МЫ можно составить, думая только о нашем классе? (Пример записывается на доске) МЫ = ДЕВОЧКИ + МАЛЬЧИКИ
– Девочки, расскажите, чем вы отличаетесь от мальчиков?
– Мальчики, чем вы отличаетесь от девочек?
Задание: Предлагаю вам пофантазировать и нарисовать: мальчикам – «Из чего только сделаны девочки?», девочкам – «Из чего только сделаны мальчики?»
(Учитель перед работой наводящими вопросами подводит детей к предполагаемым ответам. Можно привести в качестве примера слова известной песни). После выполнения задания рисунки вывешиваются на доску, проводится коллективное рассматривание и обсуждение.
Вопросы для беседы: Чем отличается жизнь мальчиков от жизни девочек? Взрослые учили вас тому, как должны относиться друг к другу девочки и мальчики? Существуют какие-то особые правила поведения для мальчиков и для девочек?
В царской России существовали школы для мальчиков и школы для девочек. Представьте, что вы учились бы без девочек (мальчиков). Что-то изменилось бы в вашей школьной и повседневной жизни?
ΙΙ. Послушайте историю о двух незадачливых помощниках. Хорошо, если у нас в классе такое не случится.
(Учитель читает рассказ Я. Пинясова «Помогли»)
Вопросы для беседы: Девочки, вы согласились бы на такую помощь? Какой получилась помощь ребят? Задумка была хорошая? Чем она была хороша? Почему закончилось все не так, как задумывали? Что вы посоветуете мальчикам? Как можно было сделать, чтобы все остались довольны?
– Какой совет дадут девочки мальчикам для сохранения хороших отношений? А мальчики – девочкам?
Детский поэт Роман Сеф тоже вам дает совет (читает заранее подготовленный ученик).
ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Пожелайте друг другу (девочки – мальчикам, а мальчики – девочкам) того, что принесло бы радость и счастье.
Урок 17. Моя семья и я
Цель урока: подвести детей к мысли о важности сохранения дружеских отношений в семье, проявлении заботы и внимания к близким.
Основные понятия и категории (определения для учителя)
Семья – группа живущих вместе родственников. Внимание – заботливое отношение. Забота – внимание, попечение, уход.
Материалы к уроку
В.А. Сухомлинский «Яблоко в осеннем лесу»
Тетради (или рабочие листы)
Ситуация
Содержание урока
Ι. Вопросы: О какой еще группе людей можно сказать МЫ? Дам вам небольшую подсказку: в этом МЫ между его членами близкие, теплые отношения. Здесь все очень переживают друг за друга, всегда спешат на помощь друг другу и вместе радуются, вместе огорчаются.
На доске:
МЫ = СЕМЬЯ
Прочтите внимательно это слово. Какая загадка в нем таится? Как его можно расшифровать? Как могло образоваться это слово (семь я; семеро по лавкам)?
Задание. Запишите в тетради всех, кто является вашей семьей (в виде примера):
МЫ = СЕМЬЯ = …+…+…+…+…
(Учителю важно не ограничивать детей в выборе всех, кого они могут отнести к членам семьи. Дети зачитывают ответы и рассказывают немного о своей семье (о профессии родителей, называют имена и отчества родителей).
Учитель: – Вспомните, что мы говорили на уроках этики о том, какими должны быть отношения между близкими людьми, чтобы всем приятно было находиться рядом друг с другом. Расскажите.
ΙΙ. Учитель: Но между близкими людьми иногда случаются ссоры. Это значит, что кто-то из них в этот момент не думал о других членах семьи. Предлагаю вам разобраться в ситуации, которая случается довольно часто.
СИТУАЦИЯ. Лене очень понравились золотые рыбки в магазине. Она уговорила маму завести в доме аквариум. Но ведь нужно ежедневно кормить рыбок, чистить аквариум, следить за температурой воды! Лена решила, что это должна делать мама. Мама каждый день работает, а Лена ходит в школу.
Вопросы для беседы: О чем не подумала Лена, когда просила маму купить аквариум? Почему Лена должна сама ухаживать за рыбками? Как вы думаете, что скажет мама в этой ситуации? Она будет права? Почему? О ком думала Лена, решая завести дома аквариум?
Задание. Подумайте, какие полезные дела можно сделать дома, проявляя заботу о близких? Расскажите.
– Что значит «заботиться»? Меняется ли настроение в семье, когда все внимательны друг к другу и заботливы? Так ли трудно доставить радость близкому человеку? Послушайте рассказ о двух девочках. Они заботливые дочери, но всегда ли это им легко дается?
(Учитель читает рассказ В.А. Сухомлинского, не называя автора и названия рассказа).
Вопросы для беседы: Почему в маминых глазах сияла радость? Что означает это выражение? Чему радовалась мама? Как вы думаете, о чем она в этот момент подумала? Легко ли было каждой из девочек решиться отдать яблоко другой? Что их останавливало от того, чтобы не съесть его? Что помогло девочкам преодолеть желание съесть яблоко? Какие чувства..? Чему радовались девочки, отдавая маме яблоко? Какие отношения царят в этой семье? Как можно сделать их такими?
ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Что могут сделать дети для того, чтобы семья жила дружно?
Урок 18. Я в моей семье
Цель урока: проанализировать причины конфликтов в семье и способы их разрешения.
Основные понятия и категории (определения для учителя)
Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. Размолвка – легкая ссора.
Материалы к уроку
Е. Хоринская «Детушка-Нетушка»
Игра «Родители и дети»
На доске слова: понимание, ссора, радость, доверие, счастье
Содержание урока
Ι. Учитель: Иногда взрослые советуют друг другу посмотреть на себя со стороны, т.е. посмотреть на свои поступки, на свое поведение как будто другими глазами, как будто заглянуть в зеркало. Посмотрим сегодня на себя в своей семье.
Задание. Посмотрите на слова, написанные на доске. Какое из них отличается от всех остальных?
Вопросы для беседы: Что такое «ссора»? Что вы обычно чувствуете, когда поссоритесь с кем-то? А в семьях случаются такие неприятности? Из-за чего может случиться размолвка?
☺ ИГРА «Родители и дети». Класс делится на две группы: «родители» и «дети». Каждая из групп по очереди приводит пример конфликтной ситуации. Другая группа предлагает ее решение.
Учитель задает отвечающим вопросы, уточняющие позиции обеих сторон и направленные на анализ ситуации.
(Например: Что в этот момент чувствует мама? Почему бабушке (внуку) грустно? Как еще можно было предотвратить ссору?)
Вопросы: А теперь посмотрите со стороны на свою семью. Что вам нравится делать вместе, где бывать вместе? Когда вы вместе что-то делаете, какое настроение царит в семье?
ΙΙ. Учитель: Но бывает так, что родители горько плачут от своих дочек и сыночков. В одной семье живет мальчик Нетушка. Почему его так зовут, сейчас узнаем. А вы посмотрите, не узнаете ли вы в нем себя.
(Учитель читает стихотворение Е. Хоринской «Детушка-Нетушка»)
– Почему этого детушку зовут Нетушкой? Что он отказывается делать для других (для мамы и для папы)? Может быть, Нетушка хотел делать что-то только для себя? Как же жилось родителям с таким сыночком? Почему они горько плакали? Почему его сравнивают с ослом, ведь он даже стал в него превращаться. О каком человеке так говорят? Как Нетушке теперь избавиться от ослиных ушей? Каким еще оказался детушка? Что посоветовали бы вы и детушке, и его родителям ? Вы бываете похожи на такого Нетушку?
Задание. Представьте, что взрослые никогда не были маленькими детьми.
Расскажите им, почему дети иногда капризничают и упрямятся?
☺ИГРА «Пофантазируем».
– Если мы будем лениться, то в кого мы можем превратиться?
– А если будем всегда обматывать и хитрить…
– Если будем много хвастать…
– Если станем съедать в доме все варенье, весь мед…
ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Могут ли между родителями и детьми быть дружеские отношения?
Домашнее задание. Придумать необычный семейный праздник.
Источник: https://infopedia.su/4x9bf3.html
Настоящая дружба. 2 класс
Литература 2 класс
Раздел: Моя семья и друзья.
Лексическая тема: Настоящая дружба.
Тема урока: А. Раскин «Как папа дружил с девочкой». В. Голявкин «Настоящая дружба».
2.1.5.1 строить высказывание, используя опорные слова, для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации.
2.2.1.1 читать вслух правильно, сознательно и выразительно; по ролям.
2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя).
Развитие навыков:
1.5 Высказывание мнения по аудио/видеоинформации.
2.1 Использование видов чтения.
3.2 Создание творческих работ разных жанров.
Предполагаемый результат:
Все учащиеся смогут:
Узнать о правилах чтения про себя.
Читать про себя, используя памятку.
Отвечать на простые вопросы по содержанию.
Пересказать рассказ по картинному плану.
Большинство учащихся смогут:
Подобрать пословицу к произведению.
Высказать свое мнение о том, с кем можно дружить.
Читать правильно, осознанно.
Подобрать предложения из текста к иллюстрациям.
Сравнивать два произведения.
Использовать элементы критического мышления в работе с произведением.
Некоторые учащиеся смогут:
Рассказать о своих друзьях, играх с друзьями.
Языковая цель
Основные термины и словосочетания:
Чтение про себя, пересказ, картинный план, памятка, прием критического мышления, настоящая дружба.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.
Вопросы для обсуждения:
— Какая дружба называется настоящей?
— С кем можно дружить?
— Дружишь ли ты с мальчиками и девочками?
— В какие игры ты играешь с друзьями?
Материал прошедших уроков
Адекватное восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, аудио/видеоинформации, чтение различных текстов). Понимание содержания информации/произведения, умение отвечать на вопросы по ее/его содержанию, определение последовательности событий.
Умение задавать простые, уточняющие вопросы по содержанию информации/произведения. Рассказ. Образ-персонаж. Опорные слова. Воспроизведение текста по опорным словам. Звукопись. Стихотворение. Тема и основная мысль произведения. Отличие стихотворения от рассказа. Соотнесение содержания и основной мысли произведения с пословицами.
Сравнение эпизода произведения с мультфильмом. Пересказ по опорным словам.
План
Временное планирование
Планируемые мероприятия
Ресурсы
Создание положительного эмоционального настроя.
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Опрос домашнего задания.
(К)Организация восприятия нового материала.
Учитель организует беседу о настоящей дружбе, настоящем друге.
Просит вспомнить произведения, в которых приводятся примеры дружбы.
Наводит детей на мысль, что настоящим другом могут быть и девочки, и мальчики, люди разного возраста.
(Д) Изучение биографии писателя А. Раскина.
Подводит к правилам чтения про себя.
(И) Работа с памяткой.
(К, И) Чтение текста про себя.
(Г, П) Осознание и осмысление учебного материала.
-С кем дружил папа, когда был маленьким?
-Почему он любил играть с девочкой?
-Чем были напуганы мальчишки?
— Кто проявил себя настоящим героем?
-Почему мальчикам стало стыдно?
(И) Развитие речи.
-Дружишь ли ты с мальчиками и девочками?
-В какие игры ты с ними играешь?
Презентация
Учебник
Физминутка.
http://pedsovet.su/load/244
(К, Г) Работа с пословицами.
Подбор пословицы по основной мысли произведения.
(Г, П) Работа по картинному плану.
Пересказ текста по плану.
Тетрадь.
Работа по тексту.
(К) Прослушивание текста В. Голявкина «Настоящая дружба».
(Г, П) Осознание и осмысление учебного материала, используя прием критического мышления «Шесть шляп».
Учебник
Тетрадь
Учебник
Итог урока. Рефлексия.
Чтобы научиться читать про себя, нужно … . Для пересказа по картинному плану сначала … , а потом … .
Домашнее задание — чтение текстов по выбору, ответы на вопросы.
Дополнительная информация
Дифференциация
Оценивание
Межпредметные связи
Учащиеся с высоким уровнем мотивации
Учащиеся с низким уровнем мотивации
Девочки
Мальчики
Групповая работа
Парная работа
Работа по вариантам
Формативное оценивание.
— Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».
— Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
— Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.
— Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).
— русский язык
— математика
— познание мира
— изобразительное искусство
— трудовое обучение
— казахский язык
— английский язык
— ОБЖ
— ПДД
— музыка
— физическая культура
Рефлексия для учителя:
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)
Источник: https://infourok.ru/nastoyaschaya-druzhba-klass-2330637.html
Настоящая дружба
Может ли сын царя подружиться с простым пастухом? «Вряд ли, — скажете вы. — Где же они могли подружиться? Сын царя живёт в царском дворце, а пастух где…».
В Библии есть удивительная история дружбы царского сына Ионафана и пастуха Давида. Давид и Ионафан стали друзьями после того, как юный Давид победил грозного великана Голиафа.
Библия говорит: «… душа Ионафана прилепилась к душе его [Давида] и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Царств 18:1). Ребята, было ли у вас такое, что вы разговариваете с мальчиком или девочкой в первый раз, а кажется, что знаешь его(её) давно.
И чувствуешь, что этот человек тебе словно родной. Подобное случилось и у Ионафана с Давидом.
Ионафан всем сердцем полюбил Давида, и это было главным секретом их дружбы. Они пообещали помогать друг другу в любой ситуации, чего бы это ни стоило. И в знак этого «снял Ионафан верхнюю одежду свою,..
и отдал её Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой» (1 Царств 18:4). В то время такой поступок имел огромное значение.
Ионафан этим поступком сказал: «Давид, я тебя люблю, и мы с тобой равны, как братья, и теперь я буду относиться к тебе, как к родному брату! Знай, что я всегда приду тебе на помощь, буду сражаться за тебя. Ты всегда можешь на меня рассчитывать».
Царь Саул, отец Ионафана, видя, что Бог благословляет Давида, что народ любит его, со временем возненавидел Давида и задумал убить его.
Однажды царь, не найдя Давида во дворце, спрашивает у своего сына Ионафана: «Почему здесь нет Давида? Где он?» Ионафан ответил: «Давид отпросился у меня, чтобы пойти в Вифлеем».
Саул сильно разгневался и закричал на Ионафана: «Ах, ты негодный, непослушный сын! Ты думаешь, я не знаю, что ты подружился с Давидом? Иди и приведи его ко мне! И знай, что его ожидает смерть». Ионафан спросил: «Отец, за что его убивать? Что он сделал?». Тогда Саул вместо ответа бросил копьё в своего сына, чтобы его убить, но не попал.
Ионафан не терял времени и на следующий день, как было договорено с Давидом, дал ему тайный знак, пустив стрелы и говоря своему слуге: «Смотри, стрела впереди тебя», что означало: Давиду грозит опасность.
Ионафан отдал оружие своему слуге, и тот ушёл в город. А Давид и Ионафан остались наедине. Они обнялись и плакали, так как знали, что им нужно расстаться на долгое время. И они снова обещали друг другу быть настоящими друзьями, помогать и защищать друг друга. Эта история говорит нам о дружбе, которая проявила себя в трудную минуту.
Татьяна Ведерникова
Источник: http://chudostranichki.ru/nastoyashhaya-druzhba/
Рассказ «Настоящая дружба»
Без пяти минут придет новый год, и 12-ти летней Лизе нужно придумать свое желание. Полезных и приятных мыслей не было, ведь ей всегда всего хватало. Родители и сестра были живы здоровы. «Чего же пожелать…» — думала Лиза.
«У её подруги Светы не было отца, и мать взяла весь груз на себя, от этого постоянно уставала, приходила поздно с работы, а времени на Свету не было. Света постоянно грустила, но все понимала, что подарка на новый год не будет, и праздничный ужин состоял бы только из дешевых продуктов.
В отличие от Лизы Света делала уроки сама, и если чего не поняла, то приходилось перечитывать учебники. Лизе было очень жалко Свету, и она волновалась за неё, из-за доброго бескорыстного сердца Лиза помогала Свете с уроками. Иногда Света ночевала у Лизы, когда её мама возвращалась поздно с работы.
Света не особо любила общаться с Лизой, ведь она думала, что та её призирает и насмехается над ней.
Но настойчивые мысли, словно бабочки, кружились в голове у девочки.
«Точно!» — воскликнула она, — мне не нужны подарки, но есть желание, чтоб Света и её мама были счастливы и жили небедно!» Отпросившись к Свете, Лиза долго искала школьный портфель, наконец найдя, насыпала туда горсть вкусных мятных конфет. В крохотные карманчики едва поместились две бутылки лимонада, пара рыжих мандаринок. К счастью, Лиза успела, ведь Света жила в соседнем подъезде.
Она забыла надеть шапку, быстро простучала каблучками по бетонным ступенькам, выпорхнула на мороз, спугнула стайку жадных синиц, сидевших на кормушке, быстро постучала в матерчатую дверь. Лиза ждала, секунды тянулись, словно долгие часы. Грустная Света со следами недавних слез открыла дверь и тихо спросила: «Привет, а ты чего здесь делаешь?».
«Я пришла к тебе без предупреждения, прости, если хочешь то можешь со своей мамой прийти к нам на Новый год, мама не возражает»,- сказала, улыбаясь Лиза. «И вот ещё, возьми», — Лиза протянула портфель со сладостями. У Светы появилась улыбка на лице, и она едва кивнула.
Оставалась всего одна минута до нового года, Светина мама спала после тяжелого дня и пропустила бой курантов. Света не стала ее будить, лишь черкнула пару строк грифельным карандашом и побежала к подружке, зажав в кулачке маленького мишку и лотерейный билетик, купленный на сдачу, подарок подружке. Девочки славно повеселились.
В ту ночь Нового года Лиза загадала счастья и всех благ Свете и её маме.
После череды праздников у Светиной мамы появилась тяжелая болезнь от нагрузки на работе, нужны были деньги для операции, но их не было. Света отчаялась, ведь она могла потерять родную мать, больше у нее никого не было. Что делать? Даже Дедушка Мороз не поможет…И верная подруга тоже…
Таких денег Лизины родители, к сожалению, не могли дать. Папа с мамой много работали, приезжали домой уставшие и хмурые. Света стала пропускать уроки, еще больше грустить, а Лиза ничем не могла ей помочь
«Ах, если мое желание не сбудется, неужели я так много прошу? Ведь не для себя!», -часто размышляла Лиза, -«Бедная Света, ей так тяжело!» Собравшись с мыслями, девочка пару раз ходила на соседний рынок и продавала то что ей не жалко продать, но, к сожалению, эти вещи были не дорогими и за 4 дня у нее в кармане была пара бумажных купюр. Ненужные вещи кончились, ситуация не менялась, а маме Светы становилось все хуже и хуже. Света не сдерживала своих эмоций и кое-как засыпала по ночам.
На следующий день почтальон отыскал Свету в школе и вручил конверт с поздравлениями, она была очень удивлена, Света дрожащим голосом спросила: «По какому поводу вы меня поздравляете и что в конверте?».
Рослый добродушный мужчина в синей форме сказал, что, возможно, лотерейный билетик, купленный когда-то был удачным, загадочно подмигнув, также неспешно удалился.
Девочки закрылись в классе, дрожащими руками вскрыли конверт и увидели яркое письмо. От слов поплыло в глазах, оказывается, это был результат какой-то лотереи.
Этих денег хватало на операцию, на еду и одежду, книги и посещение любимых музеев!!! Девочки с криками обнялись и побежали делиться со всеми с радостью.
Лиза никогда не призналась бы подруге, что тот лотерейный билетик, которому она не придала значения, а мама хотела выкинуть, она все-таки сохранила, ведь все-таки чувствовала, что он принесет счастье! А предчувствия людей никогда не обманывают, не так ли?
Операция была успешна. Лучшие профессора поставили маму на ноги. Она прямо расцвела и похорошела. Света и её мама купили квартиру, яркую, светлую просторную, по соседству с Лизой. Девочки были неразлучны и Света больше не грустила. «И все-таки хорошо, что хорошо кончается!», — думала Лиза, — «Спасибо Дедушке Морозу!»…
Источник: http://21vu.ru/stuff/841/23456
Читать онлайн «Карусель в голове (рассказы)» автора Голявкин Виктор — RuLit — Страница 3
— Значит, сегодня у тебя не золотые знания, — сказала учительница. — Выходит, папа подарил мне ручку, чтобы мне ею двойки ставили? — сказал Алёша. — Вот так номер! Какой же это подарок?! Учительница улыбнулась и сказала: — Ручку тебе папа подарил, а сегодняшний подарок ты себе сам сделал.
ЗАБЫЛ
Лёня делал уроки, решал задачу. И поставил в тетрадке кляксу. Стал искать промокашку. Ходил-ходил по комнате и в кухню зашёл. И забыл, что ему было нужно. «Зачем, — думает, я в кухню пришёл?» Заглянул в кастрюльку, чтоб вспомнить, — никак не вспомнит! Сел Лёня на табуретку и думает. А в голову разные мысли лезут. О том, как он летом в пруду купался. О том, как собака его укусила. И другие ненужные мысли. Вернулся искать промокашку в комнату. Ходил-ходил по комнате. И опять в кухню зашёл. И опять забыл зачем. Потому что о лете всё думает. О том, как в пруду купался. Как собака его укусила. В кухне бабушка суп варила. Бабушка говорит ему: — Что ты, Лёня, на кухню ходишь? Почему уроки не делаешь? — Я промокашку ищу, — вспомнил Лёня. — Промокашка ведь у тебя в руках! Побежал Лёня к своей тетрадке. А клякса вся расползлась.
ПОИГРАЛИ
Пообедав, Валерик пришёл к Лёше поиграть в игрушки. А Лёша как раз обедал. — Поиграй сам в комнате, — сказала Лёшина мама, — пока он поест. Валерик пошёл в комнату играть в игрушки, а Лёша ему кричал из кухни: — Ну, как? Хорошо играешь? — Хорошо, — отвечал Валерик. — А сейчас? — Хорошо! — Очень хорошо? — Очень хорошо! — И сейчас хорошо? — И сейчас. — А сейчас? — Хорошо! — И опять хорошо? — И опять хорошо, — отвечал Валерик. Но Лёша не унимался, продолжал спрашивать Валерика во всё горло, хорошо ли он играет, потому что ему ужасно хотелось играть вместе с ним.
Но вот Валерику тоже захотелось играть вместе с Лёшей, и он стал кричать ему из комнаты: — Пообедал? — Нет ещё, — отвечал Лёша. — А сейчас? — Тоже нет. — И сейчас не пообедал? — Пока нет. — А когда? — Ой, сейчас… Валерик замолчал. А Лёша продолжал: — Ну, а теперь? — Теперь хуже, — отвечал Валерик. — А теперь ещё хуже? — Ещё. — Совсем? — Совсем. — Ну, я сейчас приду! Лёша очень спешил. Вылил суп на себя. Раздавил помидор на рубашке. И чуть не подавился огурцом. — А я уже наигрался, — сказал Валерик. — Ну вот и поиграли, — сказала мама.
НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА
У Андрюшки было много друзей во дворе. Некоторые даже ходили уже в школу, но такого маленького друга у него ещё никогда не было. Этот новый друг Вадик знал несколько слов и большую часть времени спал в коляске. И тем не менее он был настоящий друг. При виде Андрюши он ещё издали кричал: — А-а-а! Всё, что у него было в руках, он протягивал своему другу и говорил: — На! А однажды, когда на Андрюшу залаяла большая собака, Вадик так громко заплакал, что собака поджала хвост и замолчала. Зато Андрюша, как друг, водил малыша за руку, и благодаря этому Вадик быстро научился самостоятельно ходить. Ведь Андрюша сам в своё время не сразу научился ходить самостоятельно и, наверное, помнил об этом. А когда мама Вадика отлучалась, всегда следил, чтобы друг его не вывалился из коляски, и Вадик, хорошо понимая это, протягивал ему руки и говорил: — Угу. Андрюша часто дарил ему какую-нибудь свою игрушку, и Вадик радостно кричал: — Ага! Теперь Андрюша ходит уже в школу и, говорят, не очень-то смирно сидит за партой, а Вадик вовсю бегает и ни минуты не желает сидеть в коляске. И они по-прежнему друзья. ГОРКА — Эх, съехать бы с горки на санках, — мечтали малыши Петя и Вася,: — а не возить друг друга за верёвочку по ровному месту. Но возле их дома горок не было. И они решили написать заявление, как это делают взрослые. Они напишут заявление и бросят его в почтовый ящик. И взрослые позаботятся, чтобы у них была горка, когда прочтут заявление. Но тут возникли сложности. Во-первых, они не знали, что такое заявление, а только слышали. А во-вторых, не умели писать, потому что не ходили в школу. Но всё-таки они вышли из положения. Спросили у первоклассника, что такое заявление, и тот сказал: — Это такая бумажка, которая заявляет. — Как раз мы хотим заявить, что нам нужна горка, — сказали малыши, — но мы не умеем писать. Первоклассник сказал: — Пожалуйста, я напишу вам такое заявление, и потом мы все вместе будем кататься с этой горки. И он написал: «Заявляем, что нам нужна горка».
И все втроём бросили в почтовый ящик это заявление. И вот пришли рабочие и стали строить деревянную горку возле их дома. — Ура! — закричали ребята. — Получили наше заявление! Наконец-то строят нам горку! — Мы строим уже десятую горку в вашем районе, — ответили строители. И малыши подумали: «Вот это да! На одно наше заявление построили десять горок!»
БЫСТРЕЙ, БЫСТРЕЙ!
Наши шефы, шестой «а», соревновались с шестым «б» — кто лучше и быстрее поможет одеться в раздевалке своим подшефным. И вот после звонка мы помчались в раздевалку, и тут началось это одевалочное соревнование. Два шестых уже ждали своих первоклассников. Очень строгое жюри устроилось на подоконнике, чтобы лучше видеть. Пятьсотсвечовые лампочки вкрутили дополнительно к дневному свету. Самодятельный школьный струнный оркестр расположился невдалеке. Оркестр грянул — и пошло! Ох, что тут было! Моим шефом был Светик Костров. Он очень волновался. Как только я подбежал к нему, он заорал: — Давай ногу! Ну! Ногу давай! Суй в ботинок ногу и не рассуждай, малыш! Нужно быстрей! Ты быстрей можешь? Ну! — С трудом он запихивал мою левую ногу в правый ботинок, и я не рассуждал. — Не везёт, вот напасть! — ворчал он и тряс меня за ногу изо всех сил. Но я держался за вешалку и не падал. Вешалка качалась, и сверху падали шапки. — Давай другую ногу! Побыстрей! Ну! И не рассуждать! — Как же я тебе другую ногу дам? — сказал я. — На чём же я тогда стоять буду? — Не рассуждай, малыш, много ты понимаешь! — Отпусти мою ту ногу, — сказал я, — тогда я тебе дам эту. — Ну, быстрей давай, не рассуждай! Теперь он стал напяливать левый ботинок на мою правую ногу. И я ему сказал об этом. — Не заметят, — отвечал он, — раньше нужно было, говорить, малыш! Не время рассуждать, пойми. Где шапка? Шапка где твоя? — Да вон Васька её нацепил.
— Чего это он? Ну, даёт! Ладно. Некогда тут рассуждать. Бери Васькину! И побыстрей! — А Васькину вон только что сейчас Пчёлкин надел… — Хватай тогда Пчёлкина шапку. Быстрей! Где она? Какая? Покажи мне. Вот не ожидал… никак не ожидал, что может так с шапками получиться! — И пчёлкиной уже нет, — говорю, — ни одной шапки нет, все расхватали… — Без шапки иди! На авось! Выручай своего шефа! Что творится! Мы пропали! Проиграли! Вот досада… Э-э-э-эх! — Он очень суетился и вспотел. Светик ловко надел на меня пальто, и пальто было тоже чужое. И я сказал ему об этом. — Не снимать же его, малыш! Где мы тут сейчас найдём другое? Бодрей держись! Не дрейфь! Улыбайся жюри! Как будто ты в своём пальто! Давай! I я побежал. На авось. Пальто толстяка Вовки Ивина висело на мне мешком. Нестерпимо жали мои собственные ботинки. — Здравствуйте, — сказал я жюри. — У тебя с одеждой всё в порядке? — спросил член жюри. — Так точно, всё в порядке, — сказал я по-военному. Он смотрел на моё пальто, а я ему улыбался. — А где шапка? — спросил он. — А я закалённый, — сказал я, улыбаясь. — Как это понять? — Я в школу без шапки пришёл, — сказал я, улыбаясь. — Ишь ты, предусмотрительный, — сказал член жюри. — Так точно, предусмотрительный, — сказал я по-военному. — И всегда ходишь в школу без шапки? — спросил член жюри. — Всегда, — сказал я, улыбаясь. — Ишь ты, — повторил член жюри. Он не знал, как со мной поступить: засчитывать или не засчитывать, и внимательно посмотрел на мои ботинки, зашнурованы неплохо, ишь, ты! — Неплохо, — сказал я. — Так все без шапок придут, — сказал он. — Придут, — сказал я. Тогда он сказал (в какой раз!): — Ишь ты!.. — и добавил: — Иди. Но другой член жюри спросил: — Ты своё пальто надел? В это время подскочил Вовка Ивин в моём пальто. И все члены жюри зароптали на своего придирчивого товарища, чтобы он не задерживал молодцов, которые чуть ли не самыми первыми оказались одетыми. И тогда придирчивый член жюри тоже мне улыбнулся понимающе. Я нашёл Ваську и сказал ему: — Побольше бы таких соревнований — тогда бы все мы научились надевать свои собственные вещи быстро, как военные по тревоге. И Васка согласился. — Быстрые, Костров, у вас ребятки! — сказал придирчивый член жюри моему шефу. Светик застеснялся, надо же! Слезу даже смахнул. Подбежал ко мне, руку пожал. И то же самое сказал: побольше бы таких соревнований, в другой раз не подкачаем. — Ни за что не подкачаем в другой раз, — сказал я. Вдруг объявили: «Представителям шестого «а» вместе с подшефными выйти на середину круга и пусть ваши ловкие и быстрые ребятки пройдут под гром оркестра, чтобы мы все могли на них полюбоваться». Самодеятельный струнный оркестр из всех своих балалаек грянул марш, а мы зашагали по кругу. Жали мои ботинки ужасно, и Вовкино пальто болталось на мне и крутилось. С Вовки валилась шапка, и он поминутно её поправлял. И с другими нашими ребятами тоже творилось невообразимое. Ведь я был не один в жалком виде. — Шагай, не рассуждай, малыш, — сказал мне Свет Костров. Кругом все хохотали. И тогда мы с Вовкой засмеялись со всеми вместе.
Источник: https://www.rulit.me/books/karusel-v-golove-rasskazy-read-118937-3.html
Книги и рассказы для детей про школьную дружбу
Крепко-накрепко дружить, крепко дружбой дорожить – этому учат, как мы помним из старой песни, в школе. Перед вами несколько замечательных книг про друзей-одноклассников. Наверняка вы в детстве читали какие-то из них. Теперь настало время познакомить с ними уже своих детей.
Одноклассники и большие друзья Мишка и Коля загорелись идеей построить инкубатор и вывести настоящих цыплят. (Спойлер – у них всё получится!) Обязательно прочитайте с ребёнком эту книгу (а лучше, и всего Носова). Тут настоящая дружба, умение поддержать товарища, искренность, тяга к новому, доброта и любовь.
Полный набор тех качеств и свойств, которые каждый родитель хочет видеть в своём сыне или дочери.
2. «Денискины рассказы», Виктор Драгунский
Главный герой – Денис Кораблёв, совершенно реальный сын писателя, сейчас уже сам известный автор.
В начале книги Дениска ещё дошкольник, но потом он идёт в школу и там, конечно же, находит множество друзей, с которыми так здорово всем классом смотреть кино, придумывать карнавальные костюмы, петь на уроках музыки.
Но не все школьные предметы такие увлекательные. Дениска – обычный мальчишка, который иногда и стихи ленится учить, и к первому звонку может опоздать.
Очень популярный в 60-80-х годах прошлого века, наравне с Носовым и Драгунским, в наши дни писатель забыт совершенно несправедливо. Прекрасный слог, ни одного лишнего слова, никакого морализаторства и натужности. Возможно, современным детям будут непонятны какие-то бытовые реалии, но вы легко сможете им их объяснить.
Друзья-одноклассники Радик и Женька ходят в школу, собирают металлолом, придумывают карикатуры для стенгазеты. Но однажды с ними приключается неприятная история. Как друзья будут из неё выбираться?
4. «Глупо как-то получилось», Сергей Вольф
Все рассказы Сергея Вольфа – радостные и увлекательные. Вот ученики проводят собрание на тему «Что мы сделаем и подарим родной школе?» Сегодняшний читатель легко предложит собрать робота, например. А в рассказе староста Глеб подаёт отличную идею: «Мы подарим нашей школе лошадь!». И друзья-одноклассники его поддерживают. Что вышло из такой идеи, узнаете, прочитав с ребёнком книгу.
5. «Шалуны и ротозеи», Аркадий Аверченко
Книга появилась в 1915 году, в очень неспокойное время войн и революций.
Но детство и школу никто не отменял, так что мальчики и девочки в этой книге играют в пиратов, учат уроки, спорят с учителями, боятся выходить к доске, дружат, любят, ненавидят.
В общем, сто лет прошло, многое изменилось, но самое главное и важное – осталось прежним. Добрый юмор этой книги понравится и взрослым, и современным детям.
Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-7-12/razvitie/5-horoshih-knig-nashego-detstva-pro-shkolnuyu-druzhbu/