Ушинский «кто дерёт нос кверху» читать

Читать онлайн Универсальная хрестоматия. 2 класс страница 11. Большая и бесплатная библиотека

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Обратите внимание

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871)

Знаменитый русский педагог Константин Ушинский родился в 1824 году в Туле, позже вся семья переехала в небольшой уездный город Новгород-Северский. Всё детство Ушинского прошло там – в небольшом имении на берегу реки Десны.

Ушинский блестяще закончил юридический факультет Московского университета, именно там он почувствовал своё призвание к преподаванию. В течение многих лет Константин Дмитриевич преподаёт в нескольких лицеях – он улучшает систему, однако практически каждый раз вступает в конфликт с начальством. Его прогрессивные взгляды, эрудиция вызывают неприятие консервативных педагогов.

В 1862 году Ушинского направили на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За время своего путешествия педагог посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, где изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии. В то время эти страны считались самыми передовыми в части новаций в педагогике.

Наше отечество

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.

Велика наша Родина-мать – святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Играющие собаки

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Кто дерёт нос кверху

Спросил мальчик отца:

– Скажи мне, папа, отчего это иной колос так и гнётся к земле, а другой торчмя торчит?

– Который колос полон, – отвечает отец, – тот к земле гнётся, а который пустой, тот и торчит кверху.

Спор деревьев

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?

Вот дуб говорит:

– Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голенёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки теплю, и избы строю.

Два козлика

Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим рядом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать дорогу другому и обождать.

– Уступи мне дорогу, – сказал один.

– Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошёл на мост.

– Нет, брат, я гораздо старше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

Два плуга

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.

Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. «Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?» – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

«От труда, мой милый, – отвечал тот, – а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая».

Мороз не страшен

Обидно зиме, что даже маленькие ребятишки, и те не боятся её сильных морозов! Катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!» Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щёку. Щека даже побелела. А мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное, как огонь.

Кот Васька

Васька – котик-коток. Васька – серый лобок.

https://www.youtube.com/watch?v=5Gk0bcuD0Ik

У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Глазки огневые, когти стальные.

Ласков Васька и хитёр: спинку выгибает, хвостиком виляет, глазки закрывает: днём на солнышке лежит да всё сказки говорит; ночью бродит на охоту: мышек сторожит.

Плутишка-кот

Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно, сена клок и то пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идёт раз кот-мурлышка, серый лобишко; идёт да таково жалобно плачет.

Спрашивают кота козёл да баран:

– Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?

Отвечает им Вася:

– Как мне не плакать? Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да ещё удавку на меня припасла.

– А за что же на тебя такая беда пришла? – спрашивают козёл да баран.

– Эх-эх! За то, что нечаянно сметанишку слизал!

– Поделом вору и му́ка, – говорит козёл, – не воруй сметаны!

Вот кот опять плачет:

– Била меня баба, била; била, приговаривала: придёт ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придётся козла да барана резать.

Заревели тут козёл да баран:

– Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?

Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть, – и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

Долго бежали кот, козёл да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.

Важно

Ночь была тёмная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уже достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбом столкнуться. Стукнулись козёл с бараном, искры из глаз посыпались: береста так и запылала.

Читайте также:  Как справиться с детскими капризами

– Ладно, – молвил серый кот, – теперь обогреемся! – да недолго думавши и зажёг целый стог сена.

Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость – Михайло Потапыч Топтыгин.

– Пустите, – говорит, – братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.

– Добро пожаловать, Михайло Потапыч, – говорит котик. – Откуда идёшь?

– Ходил на пчельник, – говорит медведь, – пчёлок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

Вот стали они все вместе ночку коротать: козёл да баран у огня, мурлышка на стог сена залез, а медведь под стог забился.

Заснул медведь; козёл да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый – и прямо к огню.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://dom-knig.com/read_316001-11

Тема: Басни К.Д.Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»

Автор материала: Гегкиева Ирина Гавриловна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 с. Октябрьское Пригородного района

Литературное чтение 2 класс УМК «Гармония»

Тема: Басни К.Д.Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху».

Цели :

  1. Познакомить учащихся с баснями К.Ушинского, с понятием «басня», с биографией и творчеством писателя. Формировать умение определять басню как жанр литературы, учить отличать её от сказки, учить находить мораль басни.

  2. Развивать навык чтения, умение работать с текстом, слушать учителя. Содействовать развитию творческих способностей детей.

  3. Способствовать воспитанию желания быть лучше и добрее. Использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств.

Планируемые результаты :

Предметные :

  • уметь определять основные признаки басни , отличать ее от сказки;
  • работать над выразительностью и пониманием текста;
  • определять мораль басни .

Метапредметные :

  • контроль своей деятельности ,определение цели урока, проговаривание последовательности действий, сохранение учебной задачи до окончательного ее решения;
  • различать жанры , делать выводы, находить ответы на вопросы, анализировать поступки персонажей;
  • слушать и понимать речь учителя и одноклассников, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные :

  • мотивация учебной деятельности , желание приобретать новые знания, готовность принимать оценки учителя и способность к самооцениванию; оценивая поступки героев , уметь высказывать своё отношение к ним.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование : О.В. Кубасова. Литературное чтение 2ч.,презентация , карточки для характеристики героев, карточки для самооценки.

Методы : словесные , наглядные, частично – поисковые, наглядные.

Технологии : формирование критического мышления ,ИКТ.

Ход урока :

  1. Самоопределение к деятельности.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет , сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

— Как вы понимаете смысл последних строк ?

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Чтобы речь была понятна , говорить всё нужно внятно

Не картавить ,не свистеть ,

И конечно , не шипеть.

И для лучшей тренировки разучить скороговорки.

— О ком эта скороговорка узнаете из анаграммы ( перепертыши).

-Прочтите их в презентации.

РОПТО

КОТМОЛО

ЛАПИ

СРЕВЧОК

— Какое из этих слов лишнее?

Как сверлом сверлит сверчок ,

Просверлит – и вдруг молчок!

— Произнесите ее медленно ,тихо ,громко ,как колыбельную ,испуганно ,гневно, радостно.

— А почему мы вспомнили о сверчке ? (читали произведение о нем на прошлом уроке)

  1. Проверка домашнего задания.

  1. чтение по ролям стихотворения И . Пивоваровой «Про сверчка, мышь и паучка»

— В чем мышь и паук упрекали сверчка?

— Чем он был занят на самом деле?

— Как нужно петь колыбельные?

б) выборочное чтение эпизода стихотворения с интонацией колыбельной.

3.Первичное усвоение новых знаний.

  1. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

— Сегодня мы познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского – великого русского педагога , жившего в 19 веке. Он написал учебники «Детский мир» , «Родное слово».

— Угадайте, о ком пойдет речь в его произведениях?

По лужку он важно бродит ,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки ,

Дарит мягкие перинки.(Гусь)

Длинноногий , длинношеий,

Длинноклювый ,телом серый.(Журавль)

— Что вы знаете о них?

— Как вы думаете , в каком жанре написано произведение ?

-Какие еще жанры вы знаете ?

  1. Составление схемы «Литературные жанры» (работа у доски)

  2. Физминутка

Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево ,вправо

Приседанья сделал справно

Клювиком почистил пух

И опять за парту плюх!

  1. Чтение басни «цепочкой».

  2. Фронтальный опрос по содержанию басни.

— Кто из персонажей вызывает у вас уважение ?

-Как называет себя гусь?

-Как вы понимаете значение слова «удивительный»?

-Почему он так думает о себе ?

-Какую характеристику дает гусю журавль ?

-Какой совет он ему дал ?

— Что думает о гусе автор ?

  1. Работа над характеристикой персонажей .

  1. фронтальная работа у доски

— Выберите слово – признак ,характеризующее персонаж, прикрепите к нужному персонажу.

— С какой интонацией нужно читать слова гуся и журавля ?

— Чему учит нас басня ?

— Как в произведении об этом говорится ?

— Это в басне называется моралью.

Мораль – это особые строчки в конце или в начале , которые нас чему – то учат.

  1. Работа над басней « Кто дерет нос кверху»

Иной – отличающийся от других.

Торчать – быть в стоячем положении.

Торчмя торчит – ровно стоит.

б)чтение басни лучшими учениками.

— Что заинтерисовало мальчика ?

-Чем может быть полон колос ?

— Почему он гнется ?

— Почему другой стоит?

в) работа над выразительностью в паре.

4. Итог урока.

— Прочитайте пословицы на презентации и подумайте какая из них лишняя? Почему?

Не хвали сам себя ,есть лучше тебя.

Кто хвалится , тот с горы свалится.

Нет друга ищи , а нашел – береги.

Гордым быть – глупым слыть.

-Чему вы сегодня научились ?

— Оцените свою работу с помощью карточек ( кто считает , что работал на полную силу – покажите красную карточку, кто хорошо, но мог бы лучше – желтую, кто не постарался – зеленую.)

Источник: https://VseUroki.pro/doc/tema-basni-kdushinskogo-gus-i-juravl-kto-deret-nos-kverhu.html

Урок литературного чтения «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»

Урок литературного чтения по теме: «К.Д. Ушинский. «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»». 2-й класс

  • Чернышова Анна Викторовна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Дидактическая цель урока: формирование знаний – знакомство с новым жанром.

Тип по дидактической цели: изучение нового материала.

Цели по содержанию:

  • образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работ); развитие образного и логического мышления;
  • воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: тексты для разминки; таблицы для игры “Откуда выпали слова?”; карточки с фамилиями писателей; портрет К.Д. Ушинского; выставка книг; учебник «Литературное чтение».

Ход урока

1. Организация класса

Ребята, сегодня у вас необычный урок: во-первых, много гостей, во-вторых, урок буду вести я – Галина Петровна.

Поздоровались с гостями, сели правильно, проверили рабочее место. Вспомним правила посадки при чтении (ответы детей) и постараемся целый урок придерживаться их.

2. Разминка (работа над культурой речи).

1) Прочитать стихотворение самостоятельно (на листах):

Внимание! Внимание! Академия открыта!

Насекомые лесные изучают буквари.

— Шмель и Муха, не жужжите! Успокойся, Стрекоза!

— Повернись к доске, Кузнечик! Сел ты задом наперёд.

— Ты кому расставил сети? Убирайся, злой Паук!

— Таракан, не корчи рожи!

— Не подсказывай, Сверчок.

После первой переменыМы продолжим наш урок.Учат азбуку букашки,Чтобы грамотными стать,Потому что это мало –

Только ползать и летать!

2) Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? С какой целью написал его С. Михалков? Что делал Кузнечик? Сверчок? Паук? Прочитайте побудительное предложение. Прочитайте стихотворение в парах по две строчки.

3) А теперь задание на внимание: зачеркнуть во всём тексте букву “ч” карандашом.

3. Проверка домашнего задания.

А в каком произведении вы ещё встречались со Сверчком и Паучком? (“Про Сверчка, Мышь и Паучка”.)

И какое домашнее задание вы готовили?

Сейчас прочитаем стихотворение по ролям. Какие действующие лица? Будут читать 4 ученика, а остальные – внимательно следят за их чтением и оценивают в конце: зелёный свет – выразительное чтение, правильное; красный свет – надо стараться, были неточности.

(Чтение по ролям.)

Оцените чтение товарищей.

4. Игра “Пересадки” – расскажите всё, что знаете о слове “паучок”.

5. Актуализация знаний.

1) Как называется раздел, который мы с вами изучаем? (“Читаем выразительно”.)

Много вы произведений уже прочитали, а помните ли вы их, я узнаю сейчас: случилась беда – слова потерялись из некоторых произведений, забыли, кто у них автор. Давайте поможем им.

Игра “Из какого произведения выпали слова”:

а) земляника Заяц здоровье (С.Козлов “Заяц и Медвежонок”);

б) тишина игрушки луч (Е.Благинина “Посидим в тишине”)

в) книга посуда пирожное (Ю.Ермолаев “Два пирожных”)

Игра “Внимание” (физминутка)

2) Рассказ учителя.

Совет

Сегодня мы познакомимся с произведениями писателя К.Д. Ушинского (портрет). Он был не только писателем, но и педагогом. А кому из вас знакомо слово “педагог”? (Ответы учеников). Педагог — это учитель, преподаватель (карточки). Это синонимы.

Жил К.Д. Ушинский в XIX в. (1824–1870), в те времена не было таких школ, как сейчас, не было учебников. К.Д. составил для учеников начальной школы учебники: “Детский мир” и “Родное слово” (выставка книг). В этих книгах писатель рассказывал маленьким читателям о жизни и труде людей, о чудесах природы, об окружающем мире.

Здесь есть и рассказы, и басни. Может быть, кто-то вспомнит, что такое басня?

(Басня – короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в скрытой форме изображающий людей и их поступки). А знаете ли вы, кто ещё писал басни? (Крылов И.А., Толстой Л.Н.)

3) Чтение басни “Гусь и журавль” учителем.Что вы хотите сказать?

Кто вам понравился? Почему? Кто может о себе так сказать?

4) Повторное чтение басни учащимися самостоятельно. Как нужно читать слова гуся?

А журавля?

Чтение по ролям: фронтально, в парах. Какова главная мысль басни, чему она учит? Имеет ли это отношение к людям? Объясните.

Физминутка.

Чтение басни “Кто дерёт нос кверху” учителем.

Как вы понимаете выражение “дерёт нос кверху?” (зазнаётся, важничает). А «торчмя торчит»? (Находится в стоячем положении, высовываясь откуда-нибудь.)

6) Чтение басни учащимися по ролям.

Какой вывод следует из этой басни — мораль? Какие пословицы подойдут к этим басням? (Таблицы)

6. Рефлексия.

Какие задания показались интересными? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

7. Оценка работы

Оцените свою работу.

8. Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям изученных басен.

Ребята, с каким настроением вы заканчиваете урок?

Я благодарна вам за отличную работу. Спасибо!

Уровень образования: 

начальное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

2 класс

Предмет(ы): 

Литература

Цель урока: 

Урок проводится с использованием компьютера. Назначение урока – знакомство детей с понятием «басня», посредством изучения произведений К.Д.Ушинского; углубление знаний о жанрах литературы; развитие навыка чтения, творческих способностей.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: 

11

Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.

MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.

Обратите внимание
Важно

4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.

[/su_box]

0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Учебник – Кубасова О.В. Литературное чтение.

2 кл. в 4 ч.

Изд. Ассоциация ХХI век. 2007.

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.

MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.

Обратите внимание
Важно

4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.

[/su_box]

0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Компьютер, операционная среда Microsoft Windows XP, 200…, Microsoft PowerPoint, проектор, экран.

Краткое описание: 

Урок проводится с использованием компьютера. Назначение урока – знакомство детей с понятием «басня», посредством изучения произведений К.Д.Ушинского; углубление знаний о жанрах литературы; развитие навыка чтения, творческих способностей.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.

MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.

Обратите внимание
Важно

4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.

[/su_box]

0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-litieraturnogho-chtieniia-gus-i-zhuravl-kto-dieriot-nos-kvierkhu.html

Басни К.Д.Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху.» | Открытый класс

Данные об авторе Микушова Татьяна Владимировна

МОУ «Михайловская СОШ» — учитель начальных классов

Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) начальное общее образование

Учитель (преподаватель)
Урок проводится с использованием компьютера.

Назначение урока – знакомство детей с понятием «басня», посредством изучения произведений К.Д.Ушинского; углубление знаний о жанрах литературы; развитие навыка чтения, творческих способностей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:  Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.

MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.

Совет

0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.

0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Учебник – Кубасова О.В. Литературное чтение. 2 кл. в 4 ч.

Изд. Ассоциация ХХI век. 2007.

Используемое оборудование:  Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.

Совет

0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.

0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Компьютер, операционная среда Microsoft Windows XP, 200…, Microsoft PowerPoint, проектор, экран.

Урок проводится с использованием компьютера. Назначение урока – знакомство детей с понятием «басня», посредством изучения произведений К.Д.Ушинского; углубление знаний о жанрах литературы; развитие навыка чтения, творческих способностей.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.

Совет

0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.

0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

План — конспект урока с применением ИКТ

  Преподаватель – Микушова Татьяна Владимировна

Предмет – литературное чтение

ТемаБасни К.Д.Ушинского «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху».

Место урока в учебном плане – урок проводится во 2 четверти в разделе «Читаем выразительно».

Продолжительность занятия – 45 минут.

Класс – 2

Тип урока —

Образовательное учреждение – МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа».

Авторский медиапродукт – презентация слайдов (среда PowerPoint).

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, операционная среда Microsoft Windows XP, 200…, Microsoft PowerPoint, проектор, экран.

Авторский медиапродукт:

1.Среда: программа для создания презентации Microsoft PowerPoint.

2.Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

3.Технологический сценарий: презентация – последовательная модель.

Аннотация урока – Урок проводится с использованием компьютера. Назначение урока – знакомство детей с понятием «басня», посредством изучения произведений К.Д.Ушинского; углубление знаний о жанрах литературы; развитие навыка чтения, творческих способностей.

                Цель: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского.

                Задачи: 1)Формировать умение определять басню как  жанр литературы, учить отличать  

                её от   сказки.

               2)Развивать навык чтения, творческие способности детей.

               3) Способствовать нравственному воспитанию обучающихся. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее.

План урока:

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

2.Проверка домашнего задания.

3.Постановка цели урока.

4.изучение нового материала.

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

                Ход урока:

                1.Организационный момент. Актуализация знаний.

На слайде выражение:

Чтение – это окошко, через которое познается мир.

                                                                В.А.Сухомлинский

Учитель: Литература – это одно из самых сильных средств познания мира, формирования  общечеловеческих ценностей. Перед тем, как начать урок, давайте выполним речевую разминку.

На слайде:

Речевая разминка:  -Котик-кот, иди к доске, расскажи о колоске!

                                     -Колосок, мои друзья, он усатенький, как я!

                 2.Проверка домашнего задания.

Учитель: Что было задано на дом? Давайте проверим, как вы подготовились дома.

1)Выразительное чтение  стихотворения И.Пивоваровой «Про сверчка, мышь и паучка».

2)Анализ иллюстрации:

На слайде иллюстрация из стихотворения.

-Посмотрите на рисунки, сделанные к этому стихотворению. Что можно сказать о доме и его хозяине? Кто это может быть? (Медведь из сказки «Маша и медведь», …)

-Давайте попробуем рассказать эту историю не в стихах, а своими словами. (Дети рассказывают).

-Во что превратилось стихотворение? (В сказку)

3)Игра «Литературные жанры.

-Есть много литературных жанров, и мы с вами уже знаем несколько из них. Сейчас мы поиграем.

               Я буду называть заголовок знакомых вам произведений, а вам нужно определить его  

               жанр. Но прежде вспомним признаки каждого жанра.

На слайде появляются:

Рассказ – художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

Стихотворение – художественное произведение, в котором повествование зарифмовано.

* «Два пирожных». (Рассказ).

* «Петя мечтает». (Стихотворение).

* «Заколдованная буква». (Рассказ).

* «Как волк песни пел». (Сказка).

* «Посидим в тишине». (Стихотворение).

* «Гусь и журавль». (Дети не знают).

-Почему же не никто не может ответить? (Потому, что мы не читали это произведение).

-Произведение «Гусь и журавль» это басня.

-Какие произведения мы называем басней?

На слайде выражение:

Басня  – небольшое произведение, написанное  стихами или прозой. В ней высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость, гордыня и другие. В баснях обычно действуют животные, а подразумеваются люди. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Ф/минутка

                  3.Постановка цели урока.

-Сегодня мы познакомимся с баснями К.Д.Ушинского, поговорим о том, какими человеческими качествами обладают  герои басен, будем читать выразительно.

4.Изучение нового материала.

1)Знакомство с биографией К.Д.Ушинского.

На слайде портрет автора, годы жизни, краткие сведения из биографии.

  Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) получил юридическое образование в Московском государственном университете. Работал в Смольном институте, так же работал и за границей.

Обратите внимание

Он создал учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Они предназначались не только для школы, но и для семьи.

  В этих книгах помещены сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературная проза и поэзия.

Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы и её дальнейшее   

                 развитие. В современные учебники и книги для чтения часто включаются тексты К.Д.Ушинского.   

        Время показало, что произведения  этого писателя по-прежнему любимы юными читателями.

2)Знакомство с басней «Гусь и журавль».

а) Подготовка к восприятию басни.

На слайде иллюстрация с изображением гуся и журавля.

-Басня, которую мы прочитаем первой, называется «Гусь и журавль».

-Что вы знаете о гусе и журавле? (Ответы детей).

б) Первичное чтение басни учителем.

-Какие пороки высмеиваются в басне? (Высокомерие, хвастовство).

в) Повторное чтение детьми (про себя).

-Что думал и каким тоном говорил о себе гусь? (Важно, высокомерно).

-А что думает о нем автор? Где и как он выразил свои мысли?

На слайде выражение: «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо».

-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?

г) Работа с пословицами.

Учитель: В народе сложились меткие высказывания – пословицы. Вот два из них. Эти высказывания из сборника пословиц русского народа, автор сборника Владимир

Иванович Даль. Попробуем вместе объяснить их значение. Подходят ли они к басне «Гусь и журавль»?

                  На слайде пословицы:

                  *Поп поет, кузнец кует, а солдат свою службу несет.

*Не все те повара, у кого ножи дольше.

Учитель: А теперь почитаем выразительно.

                 д) Выразительное чтение басни по ролям.

Ф/минутка

Утром встал гусак на лапки – приготовился к зарядке.

Клювиком почистил пух.     И скорей за парту – плюх!

7)Знакомство с басней «Кто дерет нос кверху».

а) Работа с пословицами.

Учитель: А вот еще несколько пословиц.

На слайде пословицы:

*Гроша не стоит, а глядит рублем.

*Выше носа плюнешь, себя заплюешь.

*Водяной пузырь не дорого стоит. Не надувайся, лопнешь.

-Давайте объясним значение этих пословиц.

На слайде колоски, выражение «Дерет нос кверху».

-Эти пословицы относятся к другой басне, которая называется «Кто дерет нос кверху».

-Как понимаете выражение «Дерет нос кверху»?

б) Чтение басни детьми.

-Только ли о колосках идет речь?

На слайде выражение: Который колос полон, тот к земле гнется, а который пустой, тот и торчит кверху.

-Какие слова в басне самые главные?

На слайде вывод: Высокомерие, гордыня, хвастовство – плохие качества человека.

-Какой вывод следует из этой басни?

Учитель: Почитаем эту басню по ролям.

в) Чтение басни по ролям.

5.Подведение итогов урока.

-С какими произведениями мы сегодня познакомились?  (С баснями К.Д.Ушинского)

-Какие выводы сделали для себя?

На слайде выводы:

*Лучше уметь выполнять одно дело хорошо, чем многие плохо!

*Быть горделивым, хвастливым, высокомерным – плохо!

6.Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям изученных басен.

Источник: http://www.openclass.ru/node/197551

К. Д. Ушинский. «Гусь и журавль» «, Кто нос кверху дерёт», «Спор деревьев»

Тема урока: К. Д .Ушинский. « Гусь и журавль» «, Кто нос кверху дерёт», «Спор деревьев».

Цель урока:

I. Познакомить учащихся с биографией К. Д. Ушинского, с понятием «басня»,с произведениями «Гусь и журавль», «Кто нос кверху дерёт», Спор деревьев».II. Развивать связную грамотную речь учащихся, умение слушать учителя, работать с текстом , отвечать на вопросы.III. Воспитывать бережное отношение к нашей природе, любовь к знаниям, не зазнаваться.

Оборудование: портрет К. Д. Ушинского, его книги, куклы марионетки, магнитофон, кассета с записью песней о Буратино, компьютеры, слайды (план урока).

Ход урока:

Сообщение темы и цели урока.

I.. Слушание песенки Буратино.

II. Чтение стихотворения Буратино.С букварем шагает в школуДеревянный мальчуган,Попадает в гости к нам,Нам даёт заданье.

III. Загадка.

Слайд21,26 ,10, 15, 19, 12 .10,11.Разгадав, что здесь зашифровано, пользуясь алфавитом, вы узнаете тему урока и фамилию писателя и произведения, которые мы будем изучать.

IV.Знакомство с биографией К. Д. Ушинского.

Слайд. ПортретВеликий русский педагог К.Д.Ушинский(1824-1870) в начале своей жизни получил юридическое образование в Московском государственном университете. Чуть позже стал работать в Гатчинском и Смольном Институтах. В Смольном Институте он провёл несколько реформ. Работал за границей. Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х гг. позапрошлого столетия и на дальнейшее её развитие.Созданные им учебные книги «Детский мир»(1861) и «Родное слово»(1864) предназначалось не только для школы, но и для семьи. Для этих книг Ушинский щедро отбирал сказки, пословицы, песни, прибаутки, поговорки, загадки, а также литературную прозу и поэзию.

V. Творчество К .Д.Ушинского.

Слайды

Выставка.

VI. Работа с учебником.

. Знакомство с произведением «Гусь и журавль»

1. Чтение текста учащимися по ролям-прочитайте рассказ, передавая характеры и чувства персонажей.

^ .

-Какова основная мысль рассказа?(Не надо хвастаться)- Какими словами гусь восхищался собой?( «Какая я, право , удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»)-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?Кластеры (гроздь )- графические систематизаторы, которые показывают несколько различных связей между объектами и явлениями. Цель систематизация имеющихся знаний.Применение. В центре листа пишется слово (тема, проблема)Далее вокруг этого записываются слова или предложения , которые приходят на ум в связи с этой темой.Цель: обучение вдумчивому чтению, формирование собственной точки зрения на информацию ,содержащуюся в тексте.

Слайд.

^
Знакомство с понятием «басня» и басней «Кто дерет нос кверху»

Слайд.

Басня — короткий рассказ, часто смешной и обязательно содержащий какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками.

1.Чтение басни учащимися по ролям.

2.Беседа по содержанию.

-Скажи , как ты её понимаешь?-Имеет ли это отношение к людям ? Объясни.-Какой вывод следует из этой басни?

3. Выполни задание в тетради. Р.А.Ф.Т. 2 группа

Р- роль,А- аудитория,Ф – форма,Т – тема.

Слайд.

Знакомство с произведением «Спор деревьев»

1. Чтение сказки по ролям.-Как ты считаешь, кто прав в этом споре? Выбери ответ и обоснуй своё мнение:(дуб, яблоня, сосёнка, все деревья.)-Как надо относиться к природе?2. Выполни задание в тетради. 3 группа. Синквейн.5 строк1. существительное.2. прилагательное.3. глагол4. чувства (отношение автора к данной теме)5. выводИтог урока.Появление Золушки.Скорей бы приблизился час,И час долгожданный настал,Чтоб мне в золочённой карете,Приехать к вам на урок.Я, приготовила Вам задание:

Минута размышления.

Работа с компьютером. 3 ученикаРабота в тетрадях.. 2-3 предложенияПроверка.Появление АйболитаВсех на свете он добрей,Лечит он больных зверей,И однажды бегемотаВытащил он из болота.Он известен, знаменит,Это доктор Айболит.

Важно

Я даю вам задание на дом: -Читать произведения Ушинского.Появление Петрушки.Чтение стихотворения.Думаешь: что это игрушка?А я Петрушка!Остёр колпачок.Ещё острый язычок!Послушайте, что я Вам приготовилаЕ.

Серова:Наступает Новый год,Что он людям принесет?У каждого, кто трудиться,Кто честен, добр и смел,Пускай желанье сбудется,Чего б он ни хотел.Строитель хочет строить домНа радость новоселам,Чтоб каждый становился в немСчастливым и веселым.

О чем мечтает садовод?В его мечтах весь мир цветет.И люди, глядя на цветы,Становятся добрей.Пусть эти славные мечтыИсполнятся скорей.

Слайды прилагаются.

Источник: http://odtdocs.ru/pravo/5469/index.html

Ссылка на основную публикацию