Василий сидоров «дорога фронтовая» читать текст

История одной фотографии — николай покидышев

14:28

Поменяемся ссылками? Мои сайты: http://telefond.ru http://qpf5.ru http://sotachita.ru http://www.burx.ru http://www.prosysts.ru

14:05

@Li

Литературное объединение «Петроглиф» извещает, что 18 августа 2013 года в Доме-музее Мамина -Сибиряка, в Литературном квартале, ул. Пушкинская. дом.27, с 10. 00 до 12.30 состоится традиционн

13:11

Дим! Не могу на сайт сайт, пароль забыл… Пришли по е-маилу.

15:42

@Li

я на Бажовку:))И меня не теряй…

13:03

Дим, вот о церемонии награждения http://dobrayalira.ru/news/ceremoniya-nagr azhdeniya-pobed iteley-dobraya- lira-iv-sostoya las.html

12:08

ИК@Р

Дим, привет! Не теряй меня — у меня ремонт идёт, потому пока на хреновом Интернете!

09:18

NeXaker

Ура!

22:28

ИК@Р

Нашёл!

22:05

ИК@Р

Дим, где тебя поздравлять? Не нашёл на форуму нужной темы…

13:51

NeXaker

Икар, там нет этой инфы. Хотя, конечно, верим и поздравляем!

10:30

ИК@Р

Обратите внимание

У-ууу!!! Я дипломант литературного конкурса «Добрая Лира»!!! Приглашают для награждения в сам Питер! Обалдеть!!!

22:11

sonetych

Если бы у меня была… отсканировал бы для ФЕНИКСА!

08:41

NeXaker

Скорее всего, только у самого Ивана Васильевича… если у него еще осталось.

22:47

подскажите где купить книгу стихов Ивана Паздникова «Мимикрия»??

19:08

NeXaker

В связи с участившимися бот-атаками, добавлять комментарии теперь смогут только зарегистрирован ные пользователи.

23:20

NeXaker

19 марта произошла авария на сервере, по этой причине наш сайт был некоторое время не доступен. Приносим извинения!

07:58

NeXaker

АВТОРЫ! БУДЬТЕ ТЕРПИМЕЕ К КРИТИКЕ, КАКОЮ БЫ ОНИ НИ БЫЛА! КОММЕНТАТОРЫ! БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЕЕ К АВТОРАМ!

10:59

sonetych

предлагаю снять «почётную доску» а что вместо читайте в «манифестах»!!!

21:17

sonetych

Ты прав! Но если автор считает свои тексты не нуждающимися в какой бы то ни было правке и ни во что не ценит замечаня в свой адрес … тоже не вижу смысла делать анализ текстов.

07:09

NeXaker

Я только о том, что мнение автора может совпасть с мнением комментатора, а может и не совпасть. Автор должен уметь слушать, но не обязан быть послушным.

06:00

sonetych

не вижу смысла обращать внимание автора на ошибки, если заранее известно, что он ничего дорабатывать не будет, как не вижу смысла критиковать стихи ушедших авторов. Либо хорошо либо никак.

22:52

NeXaker

Вопрос поставлен несколько некорректно: автор вовсе не обязан дорабатывать. Лучше спросить: кому интересно мнение читателя и замечания?

22:19

sonetych

Важно

неинтересно критиковать стихи, если автор не собирается исправлять ошибки. А как узнать, кто согласен дорабатывать свои тексты?

00:10

NeXaker

В ночь с 15 на 16 января 2013 г. произошел сбой в настройках комментариев. Просим извинить за причиненные неудобства!

17:06

ИК@Р

Дорогие Друзья!

С Новым годом ВАС ВСЕХ! Пусть дальше по жизни будет ТОЛЬКО самое хорошее, светлое, радостное! Счастья ВАМ! Здоровья! Чтобы сбылись все ВАШИ желания и мечты!

08:13

NeXaker

Удалил несколько комментов, прошу не обижаться.

00:50

ИК@Р

Проблема с формой входом на сайт решена. Спасибо, Дим.

19:40

УРА! Дим, вот: http://krassnov.ucoz.ru/blog/takogo_tochno_n ikak_ne_ozhidal /2012-12-07-95

13:50

NeXaker

В панели управления в общих настройках поменял Вид кнопки uID с нового на старый.

10:23

Дим, нет, такая проблема есть. На моём сайте всё ОК, а вот на другом моём — такая фигня… 🙁 А как ты наладил?

07:31

NeXaker

Странно. Такая проблема была у Сергея, но я вроде поправил, и проблема ушла.

19:44

Дима, привет! Не могу зайти на сайт… Только через ulD. Но это уже будет второй Краснов на сайте!

14:02

NeXaker

Раздел Рождественского пока не создан, поскольку еще не прояснилась степень участия нашего сайта в данном мероприятии. Сообщу позже.

19:00

carandash

Здорово, Хакер — нехакер))) Глаголь, куда стихи к рождественскому поэтическому выкладывать?)))

09:22

NeXaker

Очень хорошо.

09:16

ИК@Р

Тогда верно, что сделал о ней материал.

20:51

NeXaker

Кажется, пока нет.

20:45

ИК@Р

Тем лучше! Но в Фенипедии о ней материала не было?

19:20

NeXaker

Такой раздел уже есть, и там уже выложено несколько стихов.

18:22

ИК@Р

Совет

Дима! Открой раздел Татьяны Семёновой — я поставлю её несколько стихов. Материал о ней уже опубликован.

16:33

NeXaker

Ура!

14:21

ИК@Р

Ура!!! Снова с вами, друзья!!! Неделю без Интернете — кошмар…

13:13

http://bogdad.ru/news/2012-06-12-12

07:34

NeXaker

Зайдём!

22:20

Павел

Коллеги! Закончил проект «Ламутия» (рассказы, повести, пьесы, сценарии) на http://www.proza.ru/avtor/pavelpanov
М илости прошу, буду рад отзывам и конструктивной критике

19:22

Павел

С Майскими празниками, коллеги! Времени дано много, поэтому приглашаю всех: http://www.proza.ru/avtor/pavelpanov

10:37

NeXaker

Лид.Григ. приедет после 12-го, возьму у нее фотографии, тогда и отчитаюсь.

Источник: https://archive.li/yGYww

rulibs.com

В сборник известного военного писателя включены повесть «Путь-дорога фронтовая» и рассказы. В них описываются события гражданской и Великой Отечественной войн. Героя книги — это прекрасные советские люди, пламенные патриоты, отдающие все свое силы делу защиты социалистического Отечества, укреплению обороноспособности страны.

или повесть о том, как бригада артистов во главе с неунывающим Петром Петровичем Орешковым отправилась на фронт с шефскими концертами, как она прошла тысячекилометровый путь вместе с наступающими частями Красной Армии от родного города Р. до Карпат и какие забавные приключения довелось пережить членам этой бригады

Даже самый малый подвиг — подвиг!

Фронтовая поговорка

ПУТЬ-ДОРОГА ФРОНТОВАЯ

или повесть о том, как бригада артистов во главе с неунывающим Петром Петровичем Орешковым отправилась на фронт с шефскими концертами, как она прошла тысячекилометровый путь вместе с наступающими частями Красной Армии от родного города Р. до Карпат и какие забавные приключения довелось пережить членам этой бригады

ОТ АВТОРА

Действие нашей повести развертывается во время решительного наступления советских войск весной 1944 года. Немцы еще пытались сопротивляться, цеплялись за оборонительные рубежи, отсиживались в «котлах», переходили в контрнаступление, на что-то еще надеялись. Но песенка их была спета.

Красная Армия наступала, и не существовало силы, которая остановила бы ее. Настроение наших солдат было не только боевое, но и веселое, жизнерадостное. Естественно, настроение солдат отразилось и на настроении автора, который тоже шел с этими наступающими войсками.

Так пусть наша скромная повесть расскажет о приключениях, забавных и трагических, о переживаниях, тревогах, волнениях, порой наивных и смешных, но мы не выдумали их.

Пусть добрая улыбка тронет сердце читателя, когда он узнает о Петре Петровиче, пусть с чувством глубокого уважения отнесется он к Ивану Степановичу, пусть нежность мелькнет в его глазах, когда ему встретится Катенька, и пусть поступки Володи не вызывают осуждения и смеха.

Обратите внимание

Это было бы по меньшей мере бестактно по отношению к такой серьезной личности. Петр Петрович, например, никогда бы не позволил себе высмеять или раскритиковать действия Володи, авторитет его был непоколебим. Да и сам Володя не позволил бы посмеяться над собой.

Итак, в путь-дорогу! Мы начнем беспокойное путешествие вместе с героями этой повести. В ней ничего не выдумано и не присочинено. Так все и происходило, как здесь написано. И герои такие же, как здесь показаны.

Обратите внимание
Важно

Автор не скрывает, что симпатизирует им, потому что встречался с ними на фронтовых дорогах и близко их узнал. Может быть, они немного чудаковаты, даже старомодны.

[/su_box]

Отсюда — пусть не осудит читатель — тон самого повествования, несколько старомодный, отличный от стремительной современной прозы.

Но к делу!

Источник: http://rulibs.com/ru_zar/prose_military/vashentsev/0/

«На страже отчизны»

«На страже отчизны»Поэтический конкурс для 5-8 классов

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!

Конкурс чтецов «На страже Отчизны» считается открытым. Давайте поаплодируем его участникам.В зимний день, прозрачный и морозный.На заставах, кораблях, полках,Мы встречаем праздник силы грозной,Щит и меч сжимающий в руках.И сегодня берегут рассветыОт чужого злобного огняБьющие без промаха ракетыИ сердец надёжная броня.

Ведущий 2.

« Есть такая профессия – Родину защищать» — говорит один из героев кинофильма «Офицеры». Тревожен мир, в котором мы живём. В разных точках и сегодня продолжают полыхать пожары войн. Гибнут ни в чём не повинные люди.

И поэтому нужно чтобы всё время были в боевой готовности наши вооруженные силы.

Ведущий 1.

Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Людям даются почётные и уважительные звания.

Защитник Отечества – во все времена у всех народов – это звание было и остаётся самым высоким.

Признанье народа –Что может быть краше!Достойнее этойНе знаю наград.И дорого всем –Рядовому и маршалу-Высокое званье – Российский солдат!

Ведущий 2. Родина, солдат, армия, война – слова неразрывно связанные между собой.

Сегодня будут звучать стихи, посвященные этой теме. Русская поэзия всегда чутко прислушивалась к жизни родной земли.

Многие стихи звучат как строки взволнованной летописи, запечатлевшие любовь и верность Родине, готовность к гибели ради спасения отчизны, привязанность к отчему дому.

Ведущий 1. Война. Старая, страшная болезнь – желание покорить мир. Войны существовали во все времена. Кто только не нападал на Русь: печенеги, половцы, хазары. Только под игом татаро-монгольского ханства наша страна была более двухсот лет. Но всё развитие человечества доказало, что даже самые крохотные страны никогда не смирятся с положением подневольных.Стихотворение Роберта Рождественского «Стихи о Хане Батые» читает Иванова Вика 8а.

Читайте также:  Финист – ясный сокол

Ведущий 2. Великая отечественная война – одна из печальных и знаменательных страниц в истории нашей страны. Эта война, постучав в каждый дом, унесла миллионы человеческих жизней.

Поэзия о великой войне пронизана любовью к Родине, в ней слышится рокот боевых труб, пламенное слово командира, задушевный разговор у солдатского костра.

Стихотворение Константина Симонова «Кукла» читает Замашкина Вера 5а.

Стихотворение Михаила Дудина «Я слышу, я вижу своими глазами» читает Акимкин Кирилл 5а.Стихотворение Василия Сидорова «Дорога фронтовая» читает Ракзенко Саша 5б.Стихотворение Давида Самойлова «Сороковые» читает Жукова Лена 6б.Стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..

» читает Борзикова Люда 6б.

Ведущий 1. Наши солдаты – пограничники, десантники, связисты, танкисты. Все они делают одно дело – стоят на страже отечества. Про них пишут стихи и поют песни. Наш конкурс продолжается.

Стихотворение Леонида Филатова «Полоса припятствий» читает Неретин Саша 6а.

Ведущий 2.

Важно

Прошла война, ушла за поворот,В чехлах стоят гвардейские знамена.И жизнь, и время движется вперёд,Остались только 20 миллионов.Остались в поле брани навсегда, Легли живой дорогою победы.

За нас легли, затем, чтоб никогдаНам этой боли в жизни не изведать.Стихотворение Петра Глебко «Лес» читает Палаткина Алёна 7а.Стихотворение Константина Симонова «Родина»Читает Шурупов Дима 7а.Стихотворение С.Кирчановой «Где сердце России» читает Кочетыгов Игорь 7б.Стихотворение Юлии Друниной «Зинка» читает Золоторёва Таня 7б.

Ведущий 1. Миру – мир, нам не нужна война.

Всем солдатам русским слава,Благодарность и поклонНаша армия РоссиюЗащитит со всех сторонПусть растут спокойно детиИ земля весной цветёт.Наша армия РоссиюОт беды убережет.Наш конкурс подошёл к концу.Спасибо всем участникам и зрителям.Жюри подводит итоги.

Среди участников конкура лучшими были признаны Иванова Вика 8а – 1 место за стихотворение Р.Рождественского «Стихи о Хане Батые»; Неретин Саша – 2 место за стихотворение Л. Филатова «Полоса припятствий»; 3 место поделили между собой Шурупов Дима — 7а за стихотворение К.

Симонова «Родина» и Золотарёва Таня – 7б за стихотворение Ю. Друниной «Зинка».

Стихи – победители

Р.Рождественский

^

А все-таки ошибся старикан!Не рассчитал всего, впервые в жизни.Великий хан.Победоносный хан.Такой мудрец и — надо же — ошибся:Текла, ревя и радуясь, орда.Ее от крови било и качало.Разбросанно горели города,И не хватало стрел в тугих колчанах.Белели трупы недругов босых.Распахивал огонь любые двери.Дразнил мороз.Смешил чужой язык.И сабли от работы не ржавели.

И пахло дымом, потом и навозом:Все что еще могло гореть, спалив,К тяжелым пропылившимся повозкамПришельцы гнали пленников своих.Они добычею в пути менялись.И сутолоку в лагерь принося,Всех ставили к колесам.И смеялись: «Смерть!» — если ты был выше колеса.У воина рука не задрожит.Великий хан все обусловил четко:Везло лишь детям.Оставались жить славянские мальчишки и девчонки.

Возвышенные, как на образах.Что происходит — понимали слабо:Но ненависть в заплаканных глазахУже тогда — не детская — пылала!Они молчали.Ветер затихал.Звенел над головами рыжий полдень:И все-таки ошибся мудрый хан!Ошибся хан и ничего не понял!Они еще построятся в полки!Уже грядет, уже маячит битва!Колеса были слишком высоки.А дети подрастают очень быстро.

Леонид Филатов

^

Не о том разговор, как ты жил до сих пор,Как ты был на решения скор,Как ты лазал на спор через дачный заборИ препятствий не видел в упор…Да, ты весело жил, да, ты счастливо рос,Сладко елось тебе и спалось,Только жизнь чередует жару и мороз,Только жизнь состоит из полос…

Совет

И однажды затихнут друзей голоса,Сгинут компасы и полюса,И свинцово проляжет у ног полоса,Испытаний твоих полоса…Для того-то она и нужна, старина,Для того-то она и дана,Чтоб ты знал, какова тебе в жизни ценаС этих пор и на все времена.Ты ее одолей.

Не тайком, не тишком,Не в объезд — напрямик и пешком,И не просто пешком, то бишь вялым шажком,А ползком да еще с вещмешком!..И однажды сквозь тучи блеснут небесаИ в лицо тебе брызнет роса —Это значит, что пройдена та полоса,Ненавистная та полоса…

А теперь отдыхай и валяйся в траве,В безмятежное небо смотри…Только этих полос у судьбы в рукавеНе одна, и не две, и не три…

^

Зинка.

Мы легли у разбитой ели,Ждем, когда же начнет светлеть.Под шинелью вдвоем теплееНа продрогшей, сырой земле.- Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Дома, в яблочном захолустье,Мама, мамка моя живет.У тебя есть друзья, любимый.У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.Старой кажется: каждый кустикБеспокойную дочку ждетЗнаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Отогрелись мы еле-еле,Вдруг приказ: Выступать вперед! Снова рядом в сырой шинелиСветлокосый солдат идет.С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.В окруженье попал под ОршейНаш потрепанный батальон.Зинка нас повела в атаку.Мы пробились по черной ржи,По воронкам и буеракам,Через смертные рубежи.Мы не ждали посмертной славы,Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавыхСветлокосый солдат лежитЕе тело своей шинельюУкрывала я, зубы сжав.Белорусские хаты пелиО рязанских глухих садах.Знаешь, Зинка, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Дома, в яблочном захолустьеМама, мамка твоя живет.У меня есть друзья, любимыйУ нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.И старушка в цветастом платьеУ иконы свечу зажглаЯ не знаю, как написать ей,Чтоб она тебя не ждала.

^

РОДИНА

Обратите внимание

Касаясь трех великих океанов,Она лежит, раскинув города,Покрыта сеткою меридианов,Непобедима, широка, горда.Но в час, когда последняя гранатаУже занесена в твоей рукеИ в краткий миг припомнить разом надоВсе, что у нас осталось вдалеке,Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину — такую,Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,Далекую дорогу за леском,Речонку со скрипучим перевозом,Песчаный берег с низким ивняком.Вот где нам посчастливилось родиться,Где на всю жизнь, до смерти, мы нашлиТу горсть земли, которая годится,Чтоб видеть в ней приметы всей земли.Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,Да, можно голодать и холодать,Идти на смерть…

Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Источник: http://lit-yaz.ru/voennoe/32834/index.html

Сергей Вашенцев: Путь-дорога фронтовая

Даже самый малый подвиг — подвиг!

Фронтовая поговорка

или повесть о том, как бригада артистов во главе с неунывающим Петром Петровичем Орешковым отправилась на фронт с шефскими концертами, как она прошла тысячекилометровый путь вместе с наступающими частями Красной Армии от родного города Р. до Карпат и какие забавные приключения довелось пережить членам этой бригады

Действие нашей повести развертывается во время решительного наступления советских войск весной 1944 года. Немцы еще пытались сопротивляться, цеплялись за оборонительные рубежи, отсиживались в «котлах», переходили в контрнаступление, на что-то еще надеялись. Но песенка их была спета.

Красная Армия наступала, и не существовало силы, которая остановила бы ее. Настроение наших солдат было не только боевое, но и веселое, жизнерадостное. Естественно, настроение солдат отразилось и на настроении автора, который тоже шел с этими наступающими войсками.

Так пусть наша скромная повесть расскажет о приключениях, забавных и трагических, о переживаниях, тревогах, волнениях, порой наивных и смешных, но мы не выдумали их.

Пусть добрая улыбка тронет сердце читателя, когда он узнает о Петре Петровиче, пусть с чувством глубокого уважения отнесется он к Ивану Степановичу, пусть нежность мелькнет в его глазах, когда ему встретится Катенька, и пусть поступки Володи не вызывают осуждения и смеха.

Обратите внимание

Это было бы по меньшей мере бестактно по отношению к такой серьезной личности. Петр Петрович, например, никогда бы не позволил себе высмеять или раскритиковать действия Володи, авторитет его был непоколебим. Да и сам Володя не позволил бы посмеяться над собой.

Итак, в путь-дорогу! Мы начнем беспокойное путешествие вместе с героями этой повести. В ней ничего не выдумано и не присочинено. Так все и происходило, как здесь написано. И герои такие же, как здесь показаны.

Обратите внимание
Важно

Автор не скрывает, что симпатизирует им, потому что встречался с ними на фронтовых дорогах и близко их узнал. Может быть, они немного чудаковаты, даже старомодны.

[/su_box]

Отсюда — пусть не осудит читатель — тон самого повествования, несколько старомодный, отличный от стремительной современной прозы.

Но к делу!

В кабинете товарища Вострякова, ведавшего искусствами и зрелищами Р-ской области, перед массивным письменным столом сидели, поеживаясь от холода, два пожилых местных актера — Петр Петрович Орешков и Иван Степанович Печорский.

Пока заведующий бегло просматривал и подписывал какие-то бумаги, актеры от нечего делать оглядывали давно не ремонтированное помещение с почерневшим потолком, потерявшим первоначальный вид и цвет. Убогость стен скрашивали несколько афиш на грубой серой бумаге. Афиши извещали о вечерах и концертах в фонд обороны Родины.

Они были разной давности и, очевидно, являлись некоторым итогом деятельности отдела искусств за годы войны. Среди участников вечеров оба актера могли с удовлетворением найти свои имена, выделенные жирным шрифтом.

Читайте также:  Кассиль «линия связи» читать

— Извините, задержал! Срочные сведения для обкома! — оторвавшись от бумаг, официальным тенорком заговорил заведующий. Легкий парок вылетал изо рта и таял в холодном воздухе. — Позвольте начать. Вопрос огромной важности. Короче говоря, нашу бригаду вернули обратно.

Низкое качество репертуара! Представляете? Полная катастрофа! — поблескивая тяжелыми стеклами роговых очков, громко, как на большом собрании, восклицал он. — Позор для города! Прежнего заведующего обком снял. С выговором! На этот участок перебросили меня.

Важно

С комсомольской работы! Представляете? К искусствам никакого отношения не имею. Вы люди опытные. Посоветуйте, что делать? Городу надо реабилитировать себя. Необходимо смонтировать, смонтировать, — повторил он для убедительности, — новую бригаду, преимущественно из людей молодых.

Сами понимаете, поездка связана с трудностями, лишениями, не говоря уже об опасностях фронтовой жизни. Но при этом качество, качество должно быть на самой большой высоте…

Он умолк и сделал приглашающий жест рукой, как бы разрешая высказываться.

Актеры глубокомысленно задумались. Иван Степанович медленно постукивал длинными костлявыми пальцами по краю стола. Петр Петрович озабоченно хмурил брови, нетерпеливо поглядывая то на него, то на заведующего. Иван Степанович высок, представителен, важен, во время разговора имеет привычку несколько откидывать голову назад, как бы держа собеседника на известной дистанции.

Совет

Петр Петрович, наоборот, старается всячески приблизиться к собеседнику, берет его за пуговицу или смахивает с костюма пылинки. Он невысок ростом и несколько полноват, хотя обижается, когда его называют толстяком. «Помилуйте, какой же я толстяк. Посмотрели бы вы на знаменитого Варламова, вот действительно был толстяк. А у меня самая нормальная фигура.

Иван Степанович, как вы думаете?» Иван Степанович обычно поддерживал его. «Да, вы, пожалуй, правы», — говорил он внушительным густым баритоном. Петр Петрович и Иван Степанович давние друзья, хотя трудно подобрать более несходные характеры, чем у них. Иван Степанович медлителен, серьезен, желчен, скуп на слова, от всей его фигуры веет холодом.

Петр Петрович подвижен, жизнерадостен, даже восторжен.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/prose-military/303360-sergej-vashencev-put-doroga-frontovaya.html

Сергей Вашенцев — Путь-дорога фронтовая

Здесь можно скачать бесплатно «Сергей Вашенцев — Путь-дорога фронтовая» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Воениздат, год 1981.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Путь-дорога фронтовая» читать бесплатно онлайн.

В сборник известного военного писателя включены повесть «Путь-дорога фронтовая» и рассказы. В них описываются события гражданской и Великой Отечественной войн. Героя книги — это прекрасные советские люди, пламенные патриоты, отдающие все свое силы делу защиты социалистического Отечества, укреплению обороноспособности страны.

Даже самый малый подвиг — подвиг!

Фронтовая поговорка

или повесть о том, как бригада артистов во главе с неунывающим Петром Петровичем Орешковым отправилась на фронт с шефскими концертами, как она прошла тысячекилометровый путь вместе с наступающими частями Красной Армии от родного города Р. до Карпат и какие забавные приключения довелось пережить членам этой бригады

Действие нашей повести развертывается во время решительного наступления советских войск весной 1944 года. Немцы еще пытались сопротивляться, цеплялись за оборонительные рубежи, отсиживались в «котлах», переходили в контрнаступление, на что-то еще надеялись. Но песенка их была спета.

Красная Армия наступала, и не существовало силы, которая остановила бы ее. Настроение наших солдат было не только боевое, но и веселое, жизнерадостное. Естественно, настроение солдат отразилось и на настроении автора, который тоже шел с этими наступающими войсками.

Так пусть наша скромная повесть расскажет о приключениях, забавных и трагических, о переживаниях, тревогах, волнениях, порой наивных и смешных, но мы не выдумали их.

Пусть добрая улыбка тронет сердце читателя, когда он узнает о Петре Петровиче, пусть с чувством глубокого уважения отнесется он к Ивану Степановичу, пусть нежность мелькнет в его глазах, когда ему встретится Катенька, и пусть поступки Володи не вызывают осуждения и смеха.

Обратите внимание

Это было бы по меньшей мере бестактно по отношению к такой серьезной личности. Петр Петрович, например, никогда бы не позволил себе высмеять или раскритиковать действия Володи, авторитет его был непоколебим. Да и сам Володя не позволил бы посмеяться над собой.

Итак, в путь-дорогу! Мы начнем беспокойное путешествие вместе с героями этой повести. В ней ничего не выдумано и не присочинено. Так все и происходило, как здесь написано. И герои такие же, как здесь показаны.

Обратите внимание
Важно

Автор не скрывает, что симпатизирует им, потому что встречался с ними на фронтовых дорогах и близко их узнал. Может быть, они немного чудаковаты, даже старомодны.

[/su_box]

Отсюда — пусть не осудит читатель — тон самого повествования, несколько старомодный, отличный от стремительной современной прозы.

Но к делу!

В кабинете товарища Вострякова, ведавшего искусствами и зрелищами Р-ской области, перед массивным письменным столом сидели, поеживаясь от холода, два пожилых местных актера — Петр Петрович Орешков и Иван Степанович Печорский.

Пока заведующий бегло просматривал и подписывал какие-то бумаги, актеры от нечего делать оглядывали давно не ремонтированное помещение с почерневшим потолком, потерявшим первоначальный вид и цвет. Убогость стен скрашивали несколько афиш на грубой серой бумаге. Афиши извещали о вечерах и концертах в фонд обороны Родины.

Они были разной давности и, очевидно, являлись некоторым итогом деятельности отдела искусств за годы войны. Среди участников вечеров оба актера могли с удовлетворением найти свои имена, выделенные жирным шрифтом.

— Извините, задержал! Срочные сведения для обкома! — оторвавшись от бумаг, официальным тенорком заговорил заведующий. Легкий парок вылетал изо рта и таял в холодном воздухе. — Позвольте начать. Вопрос огромной важности. Короче говоря, нашу бригаду вернули обратно.

Низкое качество репертуара! Представляете? Полная катастрофа! — поблескивая тяжелыми стеклами роговых очков, громко, как на большом собрании, восклицал он. — Позор для города! Прежнего заведующего обком снял. С выговором! На этот участок перебросили меня.

Важно

С комсомольской работы! Представляете? К искусствам никакого отношения не имею. Вы люди опытные. Посоветуйте, что делать? Городу надо реабилитировать себя. Необходимо смонтировать, смонтировать, — повторил он для убедительности, — новую бригаду, преимущественно из людей молодых.

Сами понимаете, поездка связана с трудностями, лишениями, не говоря уже об опасностях фронтовой жизни. Но при этом качество, качество должно быть на самой большой высоте…

Он умолк и сделал приглашающий жест рукой, как бы разрешая высказываться.

Актеры глубокомысленно задумались. Иван Степанович медленно постукивал длинными костлявыми пальцами по краю стола. Петр Петрович озабоченно хмурил брови, нетерпеливо поглядывая то на него, то на заведующего. Иван Степанович высок, представителен, важен, во время разговора имеет привычку несколько откидывать голову назад, как бы держа собеседника на известной дистанции.

Совет

Петр Петрович, наоборот, старается всячески приблизиться к собеседнику, берет его за пуговицу или смахивает с костюма пылинки. Он невысок ростом и несколько полноват, хотя обижается, когда его называют толстяком. «Помилуйте, какой же я толстяк. Посмотрели бы вы на знаменитого Варламова, вот действительно был толстяк. А у меня самая нормальная фигура.

Иван Степанович, как вы думаете?» Иван Степанович обычно поддерживал его. «Да, вы, пожалуй, правы», — говорил он внушительным густым баритоном. Петр Петрович и Иван Степанович давние друзья, хотя трудно подобрать более несходные характеры, чем у них. Иван Степанович медлителен, серьезен, желчен, скуп на слова, от всей его фигуры веет холодом.

Петр Петрович подвижен, жизнерадостен, даже восторжен.

— Что ж, приступим! — сказал заведующий, снимая свои тяжелые окуляры и протирая их платком.

К удивлению актеров, Востряков в очках и Востряков без очков были два разных человека. Очки, как маска, скрывали почти мальчишеское курносое лицо, которое вряд ли особенно нуждалось в бритве. Вихры русых волос вздымались над невысоким лбом.

— Приступим! — повторил он, надевая очки и снова преображаясь в ответственного работника.

— Да, да, приступим, — встрепенулся Петр Петрович. — Холодновато тут у вас, — сочувственно поглядел он на Вострякова, сидевшего в легком демисезонном пальтишке.

Во многих учреждениях во время войны топили весьма умеренно, точнее почти не топили, а дни в феврале стояли морозные. Артисты сидели в теплых шубах, валенках и шапках. Петр Петрович даже в перчатках.

Стали намечать кандидатуры. Петр Петрович, как человек мягкий и доброжелательный, перечисляя актеров, наделял их самыми отменными качествами. Иван Степанович давал кандидатам, которых расхваливал Петр Петрович, по преимуществу отрицательные характеристики.

Иван Степанович задумался, развел руками.

— Те, кого бы я послал, уже на фронте, — проговорил он с необычной для него мягкостью в голосе. — Савостин, Кузовков, Петрухин…

— О да, да! Чудесная молодежь у нас ушла на фронт, чудесная, чудесная! — подхватил добрые слова своего друга Петр Петрович. — Но в таком случае, я уж не знаю, кого и назвать, — беспомощно развел он руками.

 — Остается нам с вами поехать, хе-хе-хе! — шутливо рассмеялся он, похлопав по колену монументально восседавшего рядом с ним Ивана Степановича. — А что? Возьмем и поедем, — продолжал он в том же шутливом тоне.

Читайте также:  Андерсен «соловей» распечатать текст

 — Захватим с собой Катеньку Корсунскую. Чем не бригада?

Совет

Не успел Петр Петрович закончить свою мысль, как Востряков, перегнувшись через стол, порывисто схватил его за руку.

— Замечательная идея! Петр Петрович, выручайте! Иван Степанович! Блестящая бригада! Сейчас же звоню в обком… Отъезд послезавтра!

Он выскочил из-за стола и, забыв о своей солидности и не дав актерам опомниться, стремглав бросился к двери. Петр Петрович простер к нему руки:

— Позвольте! Голубчик! Одну минуту!..

Но его и след простыл.

Потрясенный Петр Петрович, выбравшись на улицу, долго не мог прийти в себя. Он уставился непонимающим взглядом на своего друга, теребя его за пуговицу пальто.

— Выходит, едем?

— Едем! — бесстрастно подтвердил Иван Степанович,

— Но я не понимаю, как же так, сразу… не подумав…

Петр Петрович вдруг почувствовал: случилась что-то невероятное, меняющее жизнь. Значит, послезавтра его не будет в этом городе, где он прожил всю жизнь. Не будет в театре, куда привык приходить каждый день, даже если не был занят в спектакле.

Не будет в квартире… После спектакля они любили иной раз посидеть с Иваном Степановичем за самоваром, обсуждая театральные новости, политические события и сводки военных действий. Всего этого не будет. Не будет покоя, тишины, теплых туфель, обшитых внутри мехом, не будет мягкой постели, нагретой двумя бутылками с горячей водой.

Заботливая сестра Агния Петровна, боготворившая брата, не забывала подсовывать их ему под одеяло, чтобы он, на беду, не простудился.

Утром Петра Петровича разбудил телефонный звонок. Агнии Петровны дома не было; она рано уходила в очередь за продуктами. Петр Петрович, накинув халат, сам подошел к телефону. Услышал в трубке стремительный голос Вострякова.

Источник: https://www.libfox.ru/178723-sergey-vashentsev-put-doroga-frontovaya.html

Василий Ильенков — Большая дорога

В этот осенний, серенький и самый светлый в своей жизни день Николай Андреевич проснулся, как всегда, на рассвете и прежде всего глянул в окно, чтобы узнать, какая погода.

Кружились редкие снежинки и, прикоснувшись к черной, угрюмой земле, мгновенно таяли. Неприветливо блестела лужа под электрическим фонарем возле гаража. Яблони за ночь потеряли последние листья, и по голым ветвям их шныряли синицы.

«Не подморозило. Придется коня гнать по грязи!» — с досадой подумал Николай Андреевич. Сегодня на заседании райкома партии стоял его доклад о жизни колхоза за двадцать лет.

«Двадцать лет! — думал Николай Андреевич, все еще глядя в окно, удивляясь, как быстро промчались годы.

Кажется, совсем недавно, вот в такой же осенний день, шагал он, босой, по холодной размокшей глине на первое собрание членов сельскохозяйственной артели «Искра»… — Двадцать лет!» — повторил про себя Николай Андреевич, в радостном изумлении разглядывая яблони, выстроившиеся ровными бесконечными рядами, электрическую лампочку, горевшую над воротами гаража, силосную башню, темневшую вдали, — как будто впервые увидел созданный им мир, и его поразила могучая сила человеческих рук.

Обратите внимание

Он оделся и, стараясь тихо ступать тяжелыми сапогами, шагнул к двери в соседнюю комнату, но половицы запели под ногами, доски нового пола еще не были пригнаны плотно друг к другу. Нужно было надеть меховую куртку, но тут Николай Андреевич вспомнил, что этой курткой он накрыл сына, и в нерешительности остановился перед дверью, за которой было самое дорогое.

Владимир не был дома около трех лет и вчера приехал неожиданно. Дегтяревы обрадовались, что сын будет на юбилее колхоза, но он сказал, что через два дня улетает за границу со студенческой делегацией.

Владимир продрог в дороге, и, хотя в комнате было тепло, мать укрыла его двумя одеялами, а Николай Андреевич, которому тоже хотелось чем-нибудь проявить свою заботу о сыне, накрыл его своей меховой курткой.

«Пусть спит, — подумал Николай Андреевич, отходя на цыпочках от двери, но ему так захотелось хоть одним глазом взглянуть на сына, что он вернулся и, приоткрыв осторожно дверь, заглянул в щель.

Владимир крепко спал, а возле, у изголовья, сидела Анна Кузьминична.

«Видно, всю ночь так просидела», — растроганно подумал Николай Андреевич, закрывая дверь.

Анна Кузьминична пристально вглядывалась в возмужавшее лицо сына, вспоминая тревожные дни его детства.

Вот она бежит домой из школы, едва закончив уроки, охваченная смутным беспокойством, свойственным только матери, и сердце не обмануло: Володя полез на крышу, свалился и сломал руку.

Он лежит с гипсовой повязкой и шепчет: «Мама, подержи руку». И она сидит всю ночь возле и держит его за ручонку…

В то лето Володя убежал с товарищами на Днепр. Анна Кузьминична не догнала их, она увидела ребят уже с берега: они стояли на самодельном плоту и плыли посередине реки.

Володя греб доской, его двоюродный брат Борис Протасов раскачивал плот, а самый маленький из компании, Егорушка, кричал от страха. Борису нравилось, как Егорушка кричит, и он продолжал раскачивать плот.

Потом доски, из которых был связан плот, разошлись, и ребята посыпались в воду.

Важно

Володя схватился за доску, и она удержала его. Вдруг над водой показалась голова Егорушки, испуганные глазенки его были широко раскрыты.

— Хватайся за доску! — крикнул Володя.

И Егорушка ухватился одной рукой за волосы Володи, а другой за доску, которая тотчас же погрузилась в воду, и они стали тонуть.

Володя, поняв, что доска не выдержит двоих, отпустил ее, и Егорушка поплыл. Но в доску вцепился Борис и оттолкнул Егорушку…

На другой день Егорушку хоронили, и когда гроб его опускали в могилу, Володя закричал и упал с посиневшим лицом. С тех пор в минуты волнения он стал слегка заикаться…

Однажды Володя бесследно исчез. Анна Кузьминична чуть не сошла с ума: она перебирала вещи сына, книги, целовала его ботинки, вскакивала по ночам при малейшем шорохе. Володю искали два месяца, и, наконец, его привел милиционер, — грязного, оборванного, босого; его задержали в Одессе, когда он без билета хотел пробраться на пароход, уходивший в заграничное плавание.

— Куда же ты надумал уехать? — спросила Анна Кузьминична, со слезами обнимая сына.

— В Испанию. Сражаться с фашистами, — ответил Владимир.

И она поняла, что сын все равно уйдет в далекий для нее мир.

Вот и теперь заглянул всего на два дня и сегодня хочет ехать с отцом в район на доклад, и Анна Кузьминична с обидой подумала, что сын не интересуется ее жизнью, не чувствует ее волнения, не замечает ее любви, живет не для нее, а для других.

В эту минуту она завидовала брату, Тарасу Кузьмичу, который сумел привить своему Борису привязанность к маленьким радостям домашнего мира.

Боренька любит своих родителей, часто навещает и о всех своих жизненных планах подробно рассказывает отцу и матери.

«Разве, — думала Анна Кузьминична, — радость жизни не состоит именно в этих встречах с близкими, в разговоре о мелких, но значительных для семьи событиях, в семейных праздниках, во взаимной ласке и памяти друг о друге?»

Совет

Вот она сохраняет портрет матери и отца, как самую дорогую святыню, хотя все уже давно забыли, что существовали на земле какие-то Кузьма Антонович и Марфа Максимовна Протасовы, прожили до восьмидесяти лет и были известны в уезде как лучшие учителя.

Неужели и она вот так же исчезнет из памяти людей, растворится без остатка в страшной пустоте небытия? Нет, она будет жить вот в этих яблонях, которые она насадила вместе со всеми.

Каждую весну будут расцветать они, и в чистом запахе их будет витать над землей ее бессмертная душа.

В восемнадцать лет окончив гимназию, Анна Кузьминична приехала великим постом в Спас-Подмошье с желтой фанерной коробкой, в которой помещалось все ее имущество.

Она поселилась в крестьянской избе за тесовой перегородкой, повесила на стену портрет Льва Толстого и пошла в деревню купить молока.

На нее смотрели с враждебным удивлением: кто же пьет молоко в великий пост? Прислали безбожницу! Так началась борьба.

Родители не пустили детей в школу, потому что учительница ест в пост скоромное и за перегородкой у нее висит не икона, а портрет безбожника, которого даже от церкви отлучили, хотя он и граф. Потом по деревне прошел слух, что Анна Кузьминична ласкова с детишками, и в школе стало полно.

Школа стояла на отшибе, за околицей, — старая изба с малюсенькими окнами, которую деревня снимала у местного богача Несмашного.

Обратите внимание

Анна Кузьминична подолгу просиживала за ученическими тетрадями при свете крохотной керосиновой лампочки и часто вздрагивала от испуга: в окна стучали деревенские парни, пугали ее, не находя другого занятия в зимние долгие ночи, и ей казалось, что все люди злы и жестоки и что нет на земле такой силы, которая могла бы победить в них зверя. А утром, когда всходило солнце и все вокруг начинало жить: трещали воробьи, мычали коровы, кудахтали куры, — Анна Кузьминична снова верила, что всех людей можно сделать прекрасными.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-military/538725-vasiliy-ilenkov-bolshaya-doroga.html

Ссылка на основную публикацию