Сказка «как аукнется, так и откликнется» текст

Экологическая сказка Как аукнется, так и откликнется

Учитель: СТРЮК Евгения Ивановна

Цели мероприятия: 1. Способствовать формированию

экологической культуры; прививать любовь к

природе, показав, что человек — часть живой

природы. Привести примеры негативного воз —

действия людей на окружающую среду, учить

избегать таких воздействий.

2. Совершенствовать умение правильно вести

себя в природе.

3. Эстетическое воспитание, развитие артисти-

ческих способностей.

4. Воспитывать любовь к своему родному краю,

своей малой Родине.

За лесами, за долами,

За высокими горами,

Может, 300 лет назад,

А, может, и целых 500

Жил-был царь-государь.

Правил царь своей страною,

Ни к кому не лез с войною,

Добрый, видно, малый был,

Живность всякую любил.

Шумели в его царстве леса

дремучие,

Порхали по веткам птицы певучие,

Воды чистые в реках шумели,

Люди любить свою землю умели.

Берегли, знать, родную природу,

В праздник водили они хороводы,

Славили в песнях небушко чистое,

Землю-кормилицу, солнце лучистое.

Годы быстрые летели,

Пролетал за веком век.

Век двадцатый, двадцать первый,

Изменился человек.

Ну, а как же в царстве нашем?

Изменилось что иль нет?

А давай-ка мы с тобою

Заглянем в царские покои.

Царь: Так, посмотрим нынче сводку,

Что придворный химик дал.

Не испортится ль погодка?

Что он тут понаписал?

Царевна: Что — то сильно изменился

У нас воздуха состав:

И свинец, и серы окись.

Загрязнённый воздух стал!

Царь: А позвать сюда эколога!

В чём причина, не пойму!

Коль не скажет он причину,

Посадить его в тюрьму!

Придворный Не вели казнить мя, сударь,

Эколог: Расскажу я, что к чему.

Бабы Ёжкины проказы —

Вот и следствие тому!

Как поднимется на ступе —

Пыль столбом, земля дрожит.

Птичка всяка, всяка живность

Куды очи глядь бежит!

Царь: А доставить сюда Ёжку!

Хочь и мёртву, хочь живу!

И коль только виновата

Посадить её в тюрьму!

(Стража приводит Бабу — Ягу — металлистку).

Яга: Что ты, сударь, расшумелся?

Аль в Отечестве пожарь?

Аль блинов с утра объелся?

Что кричишь, как бронтозавр?

Царь: Ты мне зуб не заговарюй,

Сразу правду говори!

Ты за час по сёму небу

Пронеслася раза три!

В небе копоть, гарь и смог.

Ты причина, видит Бог!

Яга: Ох, отстал от жизни царь,

Страны нашей государь.

Встань ты с трона, выдь за дверь,

Ведь у нас прогресс теперь!

Видишь, я же металлистка!

Да не стой ко мне так близко!

Мне Кощей прислал как брат

Реактивный агрегат.

Метла электронная

Быстрая, проворная.

Ступа много жрёт бензина

Чадит эта образина.

Пусть за топливо, конечно,

Много баксов я плачу

Но зато я на тусовку

За минуту долечу.

Царь: Так, теперь мне стало ясно:

Тебя вызвал не напрасно.

Твой летальный аппарат

Во всех бедах виноват.

Эколог: Ну, теперь меня послушай,

И мотай на ус, Ягуша;

Свой летальный «Авуди»

Ты на газ переводи!

Чтоб он небо не коптил,

Нефти не переводил.

Мы с тобой ещё, Ягуша,

Недра сохраним к тому же.

(Баба — Яга улетает).

Царь: Ох, Ягуша — лиходейка,

Ну — же чистая злодейка

Так расстроила меня,

Я на ей убил полдня!

Царица: Что ты, батюшка, не хмурься,

Зря почём на нас не дуйся.

Чем с заботою водиться,

Лучше — ка испей водицы.

Родниковая вода

Исцеляет без следа!

(Царь пьёт воду)

Царь: Это что за елексир?

Я воды у вас просил!

Где вы взяли эту муть?

Я не выпил её чуть!

Где гидролог наш придворный?

В чём причина, не пойму!

Коль не скажет он причину,

Посажу его в тюрьму!

(Приводят придворного гидролога).

Придворный Не вели казнить мя, сударь,

гидролог: Расскажу я, что к чему.

Водяного то проказы,

Вот и следствие тому!

Приобрёл он по дешёвке

Пассажирский теплоход,

Носится без остановки

По воде он взад — вперёд.

Зачастили к ему в гости

Змей — Горыныч и Кащей,

И бросают в воду кости,

Банки, склянки видно в ей.

Плавают бензина пятна,

Ещё чтой — то, не пойму,

Рыба гибнет безвозвратно,

Вот и следствие тому!

Царь: Ах, он пакостник известный,

Бедокур и лиходей!

Ну — к, его в мои покои

Привести сюда скорей!

(Выходит водяной — байкер).

Водяной: Ох, болит башка от эля!

Что тут за переполох!

Набежали печенеги,

Али царь наш занемог?

Царь: Ну — ка, всяки небылицы
Ты мне тут нести постой!

Почему воды напиться

Не могу? Скажи, изволь!

Водяной: Тоже мне беда какая,

Государь, тут «нон проблем»!

Я таки напитки знаю:

Инвайт, юпи, сода — крем.

Натуральных в них продуктов

Ну, в натуре, с гулькин нос!

Но зато заморских фруктов

Змей — Горыныч мне привёз.

Тут, конечно, есть затраты,

Эт тебе не пироги.

И какие — то нитраты

В них нашли, хочь в степь беги.

Но зато всё современно

Что ты, царь, забудь про квас!

Пей напитки несомненно,

Жуй заморский ананас!

Царь: Ишь чего удумал, Водя!

Как водилось на Руси —

Наш продукт везде угоден,

Импорта мне не неси!

Гидролог: А на водах, на болотах

Мониторинг наведи.

Испоганил раз природу-

Враз субботник проведи!

( Водяной уходит).

Царь: Что за день надысь удался!

Разболелась голова,

Как лягушек наглотался,

На ногах стою едва.

Царица: Не печалься, сударь, только.

Сядь, намаялся, поди,

Люди вон пришли с востока,

Гости редкие они.

(Выходят гости с Востока).

Шах: О, приветствую Вас, царь,

Страны этой государь!

Я проделал путь далёкий

Прежде, чем попал к тебе.

Расскажу потом всё толком,

Видел что, бывал я где.

Царь: А пока давай присядем,

Подкрепимся, отдохнём,

Танец наш сперва посмотрим,

Я ансамбль привёз с собой.

Царевна: Да, восточный танец славный,

Хоть мне наш — так больше мил,

Но мотив и поступь плавный

Гостя видно утомил.

Царь: Ну, а я пойду, пройдуся,

Стары кости разомну,

На леса да на хозяйство

Погляжу, что там к чему.

За делами недосуг

Было побывать в лесу.

На поляне я стою

И свой лес не узнаю.

Царевна: Лес рубили, мусор всюду,

Будто здесь прошёл Мамай!

Как не стыдно было люду

Тут отходы оставлять.

Царь: Всё, своё я брошу царство,

И уйду скорей отсель

Я в другое государство

Там порядок ведь теперь.

Царица: Ой, посмотрите, батюшка, ребята какие — то

идут. Наверное, из этого села. Здравствуйте,

ребята! Мы из другого царства — государства.

Пришли к вам посмотреть, как у вас люди живут,

чисто ли в вашем селе.

  1. й ученик: Мы — юные экологи и друзья природы из

Шрамовской школы. Несколько лет назад

наши ребята провели экологическую раз-

ведку окрестностей села. Что же они

обнаружили? Свалки мусора по селу, даже

в центре, пруд загрязнён, в воду набросаны

доски, палки, по полям валяются куски же-

леза, мешки с остатками удобрений.

Одни из первых в районе мы составили экологическую карту села Шрамовка, где нанесли неблагополучные в

экологическом плане объекты.

2 — й ученик: Ребятами нашей школы составлены правила поведения в природе. Вот некоторые из них:

Чтоб река и ручьи не мутнели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало:

(Зачитываются правила поведения в природе)

3 — й ученик: Мы активно участвуем в операции «Берегись,

овраг!»

Объявив оврагам бой,

Взяли саженцы с собой,

Засадили ими склоны,

Укрепили землю корнем.

Ученики: Изучаем мы природу,

В дождь, в холодную погоду

Отправляемся в поход,

В Ржевский ходим каждый год.

А в урочище Парное

Весело родник журчит,

Словно бы при каждой встрече

Нам «спасибо» говорит.

Кто-то камнем засорил

Поле в одночасье,

Ну, и тут не обошлось

Без нашего участья.

Мы за дело дружно взялись

В скором темпе, без потерь

Камни быстро мы собрали,

Поле чистое теперь.

Бережём мы каждый листик,

Пляж весной наш в центре чистим,

Понимая каждый час:

Человек — природы часть.

А в душе у нас есть искра

Настоящего туриста,

Охотно ездим каждый год

Мы в Архиповку, на слёт.

Обходили мы с опаской

На пригорке срубик панский

По рассказам старожилов

Родниковая здесь жила.

Струилась летом и зимой

Она водою ключевой.

И решила детвора:

Возродить родник в селе,

Засучили рукава

Мы однажды по весне.

Трудно было нам, не скрою,

Уставали мы порою,

Сколько было брёвен, ила,

Тут нужна бы взрослых сила!

Наконец, родник очищен,

Заструилася вода.

Свежей влагой ключевою

Пусть нас радует всегда.

А ещё нашли поляну

В роще мы возле пруда,

Только очень уж местами

Заросла она кустами.

Чтож, её мы вмиг очистим,

Нам к труду не привыкать,

Но зато весною будут

Шрамовцы здесь отдыхать.

А сколько интересных экологических мероприятий

было у нас, в школе. Ежегодно, 22 апреля, мы проводим

День Земли, 26 апреля мы чтим память жертв радиаци-

онных катастроф.

С интересом мы смотрели выступление школьной агитбригады « Нет дороге в ад « о вреде наркотиков.

Для пап было подготовлено театрализованное пред-

ставление « Наследство Жана Нико» о вреде курения.

Обратите внимание

Ребятами нашей школы собраны сведения о первоцветах села Шрамовка, мы ежегодно выпускаем

листовки «Сохраним первоцветы» и развешиваем их

по селу, оформили раскладушку «Первоцветы села

Шрамовка».

А однажды, во время похода в лес, мы, рассматривая

растения, услышали от учителя, что они почти все

являются лекарственными, у нас возникла идея собирать материал о лекарственных растениях. Нами было описано около пятидесяти растений и составлена

раскладушка «Первоцветы села Шрамовка».

А однажды во время похода в лес, рассматривая растения, мы с удивлением узнали, что почти все они являются лекарственными. У нас возникла идея собрать материал о лекарственных растениях, и вскоре нами было описано около пятидесяти растений, а также

оформлена раскладушка «Лекарственные растения села

Шрамовка». Работу в этом направлении мы продолжаем дальше.

На неделе географии мы провели конкурс экологических

плакатов. Если б вы видели, какие плакаты нарисовали

ребята.

Приходите к нам в школу, она вся утопает в зелени.

А какие красивые места есть в окрестностях Шрамовки:

урочища «Парное», «Берёзки», «Расход». Кто бы не по —

бывал в нашем селе, говорят, что оно очень красивое.

Царь: Молодцы как есть, ребята,

Мне понравились они.

Сразу каждому понятно:

Край любимый дорог им.

Лес в порядке, тоже воды.

Сразу видно самому —

Бережёте вы природу —

Вот и следствие тому!

Царица: Да, своя земля дороже,

Нам пора уже домой.

Навести порядок сможем

В королевстве мы своём.

Людям нашим растолкуем,

Что увидели у вас,

И беречь природу будем

Каждый день и каждый час!

1 — й ученик: Сказка ложь, но может враз

Догадаться каждый:

Есть прообразы в селе

В каждом персонаже.

2 — й ученик: Тот, кто лес не бережёт,

Воздух загрязняет,

И костры средь леса жжёт —

Бабой Ёжкою слывёт.

3 — й ученик: Ну, а кто бросает в пруд

Мусор и бутылки —

Так и хочется того

Стукнуть по затылку.

4 — й ученик: Ясно нам: зависит всё

От усилий наших,

Чтобы Шрамовка была

Лучше всех и краше.

( Звучит «Песня о Шрамовке» )

Песня о Шрамовке.

По всей Земле от края и до края

Бегут дорожки в разные пути.

Тебя роднее, моя Шрамовка, я знаю

Как не ищи, милее не найти.

Здесь вырос я, здесь всё моё, родное:

Берёзки стан, ромашки белый цвет.

Люблю «Рыбальчин» и урочище «Парное»,

Люблю в своём селе встречать рассвет.

Шумят хлеба в степи в разгаре лета,

Даёт богатый урожай земля,

Гудят комбайны, значит, будут до рассвета

Все на «Расходе» убраны поля.

И верю я: пройдут ещё столетья,

Дни пролетят, как в небе облака,

Придут на смену нам другие поколенья,

Я знаю, Шрамовка, ты будешь жить века!

Источник: https://for-teacher.ru/edu/drugoe/doc-xb3akb8.html

Сказка «Как аукнется, так и откликнется»

-Мотивировать детей на предстоящую работу.-Развивать умение употреблять прилагательные в рассказе- описании.-Актуализация опорных знаний детей.-Воспроизвести в памяти детей знакомые сказки и характерные признаки сказки.

— Учить на слух воспринимать художественное чтение произведения.- Побуждать детей интересоваться смыслом, значением слова, тем самым обогащать активный словарь детей.-Активизировать употребление детьми глаголов в речи.

-Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.-Развитие умения вести монологическую речь. Психогимнастика-На улице весна. Представим, как тёплый лучик солнца мы поймали ладошками и передадим это тепло своим товарищам.

Тёплое солнышко будет согревать нас и помогать нам сегодня заниматься.

Отгадайте загадку:

-Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки-дорожки хвостом подмела.( Воспитатель показывает игрушку- лиса)

Опишите лису.

Беседа по картинке.

Рассмотрите картинку, кого вы видите?-Почему ноги журавля сравнивают с ходулями?- О какой части тела журавля можно сказать:длинный…-Зачем журавлю длинный нос?

Вывод:

Такими мы знаем лису и журавля в природе.

Звучит мелодия «Сказка».

О чём напоминает вам эта мелодия?-Назовите, в каких сказках лиса – главная героиня?Блиц-опрос. Сказки просят:А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!1.Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок…2.Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка, выгляни в окошко, дам тебе горошка…3.Битый, небитого везёт. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь.4. А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисичке.-А что характерно сказкам?

Вывод: в сказке герои очеловечены (одежда, речь), в сказке всегда добро побеждает зло, сказка всегда содержит урок, чему-то поучает.

Звучит мелодия «Сказка».

(Физминутка)

-Сегодня мы познакомимся со сказкой в обработке К.Д.Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».Воспитатель читает сказку, сопровождая чтение слайдами.- Понравилась вам сказка?-Какие слова и выражения вам были непонятны?

Словарная работа:

кум, куманёк, кумушка — ласковые обращения;

-званый обед-потчует-не обессудь-окрошка-несолоно хлебавши

Работа по содержанию сказки.

Кто пригласил журавля в гости на званый обед?

— Как готовилась лиса?-Что говорила лиса, угощая журавля?- Как вёл себя журавль?- А лиса?

Приглашается ребёнок, надевает маску лисы и показывает действия лисы:

Наварила, размазала, лижет, лижет, скушала.-Как вы думаете, остался ли журавль доволен? Что он сказал?-Что приготовил журавль?- Опишите действия журавля?

-Как вела себя лиса? Покажите.

А каквёл себя журавль?

Вывод:

-О ком же эти слова:Колотил, да колотилПо тарелке носом –Ничего не проглотилИ остался с носом.

-Как вы думаете, почему закончилась дружба лисы с журавлём?

Физминутка «ЭХО»

Эхо, эхо, Вот потеха.Обезьянка – это эхо.Эхо слышно тут и там-Эхо ходит по лесам.-Эхо, спустишься сюда?—Эхо тихо: да-да-да…-Мама! — слышится с холма.Эхо тоже крикнет: ма-а-а!Эхо, где ты? Рядом! Рядом!Значит, тропкою леснойХодит, бродит зхо.Воспитатель ненавязчиво произносит: как аукнется, так и откликнется.

Продолжите предложения:

Лиса была хитрая, а журавль ещё… хитрее.Кувшин был высокий, а журавль ещё… выше.Дети из мешочка достают разбитые куски кувшина и тарелки.

Задание:

Разделиться на 2 группы и собрать разбитый кувшин и тарелку.

Группа «кувшин» рассказывает, как встречал журавль лису.

Группа «тарелка» — как лиса встречала журавля.

Вывод:

-Чему же учит нас это сказка?

Как аукнется, так и откликнется. Какие поступки совершаешь ты по отношению к другим людям, такие же жди в ответ.

Дети заходят и встают в круг, здороваются с гостями.Дети отгадывают загадку (это лиса).Дети составляют рассказ о лисе:

Лиса – дикое животное. Она живёт в лесу в норе.

Питается лиса зайцами, мышами, птицей. Шуба у неё рыжая. Шерсть пушистая. Хвост красивый. Мордочка длинненькая, острая. Глаза маленькие, хитрые.

Дети смотрят на картинку и называют:-На картинке журавль.Дети отвечают на вопросы воспитателя.-Ноги журавля длинные, поэтому их и сравнивают с ходулями.-Длинный нос.Дети узнают мелодию. Эта мелодия звучит, когда начинается сказка.Дети называют знакомые сказки.Колобок.Петушок – золотой гребешок.Лисичка – сестричка и серый волк.Лисичка со скалочкой.Дети выполняют свободные движения под музыку.Дети садятся на стульчики.Дети слушают и смотрят.Дети высказываются, выслушиваются все мнения, выбирается правильное суждение.Дети отвечают.(Воспитатель добивается полного ответа)Ребёнок показывает(деятельностный подход)-Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне завтра.-Наготовил, налил, поставил, потчует.Приглашённый ребёнок показывает: вертится, заходит с разных сторон, лизнёт, понюхает.-Стоит, таскает, клевал, съел.-Эти слова о журавле.-Не умеют дружить, не умеют принимать гостей(выслушиваются мнения детей)Дети выполняют движения и вторят, как эхо.Дети подходят к столу и выкладывают из частей кувшин, тарелку.Заслушиваются пересказы детей. Пересказы сопровождаются слайдами.Дети высказываются:-учит нас дружить;-учит заботиться о других;-быть гостеприимными.

Источник: http://topreferat.znate.ru/docs/index-34062.html

Читаем дома с мамой. Для детей 3-5 лет читать онлайн

Читаем дома с мамой. Для детей 3-5 лет

Рейтинг: (0)

– Беги скорей к коровушке, проси у неё молока, а я ужо собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

– Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюшка собьёт маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

– Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесёт мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

– Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молока хозяюшка собьёт маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

– Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

– Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зёрнышко проскочило. Петушок вскочил и во всё горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

ВОПРОСЫ

• Что произошло с петушком?

• Что делала курочка, чтобы ему помочь?

• Можно ли назвать курочку настоящим другом?

КОЛОБОКРусская народная сказка

Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:

– Испеки мне, старая, колобок.

– Да из чего испечь-то? Муки нет.

– Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби – вот и наберётся.

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила его в масле и положила на окно простыть.

Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки – на траву, с травки – на дорожку – и покатился по дорожке.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

– Колобок, колобок! Я тебя съем!

– Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок!По амбару метён,По сусечкам скребён,На сметане мешён,В печку сажён,На окошке стужён.Я от дедушки ушёл,Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца, не хитро уйти.

И покатился колобок дальше – только его заяц и видел.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

– Колобок, колобок! Я тебя съем!

– Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою!

И колобок запел:

Я колобок, колобок!По амбару метён,По сусечкам скребён,На сметане мешён,В печку сажён,На окошке стужён.Я от дедушки ушёл,Я от бабушки ушёл,Я от зайца ушёл,

А от тебя, волка, не хитро уйти!

Покатился колобок дальше – только его волк и видел.

Важно

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт:

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай, какую я тебе песенку спою.

Колобок запел, а Миша и уши развесил:

Я колобок, колобок!По амбару метён,По сусечкам скребён,На сметане мешён,В печку сажён,На окошке стужён.Я от дедушки ушёл,Я от бабушки ушёл,Я от зайца ушёл,Я от волка ушёл:

От тебя, медведь, полгоря уйти.

И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

– Здравствуй, колобок! Какой же ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается.

Я колобок, колобок!По амбару метён,По сусечкам скребён,На сметане мешён,В печку сажён,На окошке стужён.Я от дедушки ушёл,Я от бабушки ушёл,Я от зайца ушёл,Я от волка ушёл,От медведя ушёл:

От тебя, лиса, не хитро уйти.

– Славная песенка! – сказала лиса. – Да вот беда, голубчик, что я стара стала – плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

– Я колобок, колобок!..

А лиса его – гам! – и съела.

ВОПРОСЫ

• Спой песенку колобка.

• Почему колобка съела лиса?

• Чему учит нас эта сказка?

Как аукнется, так и откликнетсярусская народная сказка

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

– Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

– Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал – ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

– Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

– Спасибо, кума, и на этом, – отвечает журавль. – Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

– Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает – всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

– Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой несолоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

ВОПРОСЫ

• Почему разладилась дружба у лисы с журавлём?

• Перескажи сказку.

Волк и козарусская народная сказка

Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт – козлятки запрут избушку, и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

Козлятушки, детятушки!

Отопритеся, отворитеся!

А я, коза, в бору была;Ела траву шёлковую,Пила воду студёную.Бежит молоко по вымечку,Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут дверь и впустят мать. Она покормит их и опять уйдёт в бор, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк всё это подслушал, выждал время, и только коза в бор, он подошёл к избушке и закричал толстым голосом:

Вы, детушки, вы, батюшки,Отопритеся, отворитеся,Ваша мать пришла,Молока принесла.

Полны копытцы водицы!

А козлятки отвечают:

– Слышим, слышим – не матушкин это голосок! Наша матушка поёт тонким голосом и не так причитает.

Волк ушёл и спрятался.

Вот приходит коза и стучится.

Совет

Козлятушки, детятушки!Отопритеся, отворитеся!А я, коза, в бору была;Ела траву шёлковую,Пила воду студёную.Бежит молоко по вымечку,Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть.

10

Источник: https://bookocean.net/read/b/8962/p/10

Авторская сказка «Как аукнется, так и откликнется» (придумать сказку)

В одном селении жил очень богатый человек. Всего у него было вдоволь, да только это его не радовало. Один день походил на другой, богач изнывал от скуки. И вот как-то раз ему в голову пришла замечательная мысль: «А не пуститься ли в путешествие?»

Он очень хотел посмотреть новые земли и познакомиться с новыми людьми.

Не раздумывая долго, богач собрал мешок золотых монет и отправился в путь. Теперь ему некогда было скучать. Каждое утро он встречал в новом месте.

Он шел от селения к селению, от города к городу, наслаждаясь красотами природы, пением птиц, и нисколько не огорчался, когда по дороге его заставал дождик. Чтобы отдохнуть, наш путешественник останавливался в каком-нибудь богатом доме.

Хозяева радушно принимали его, ведь он расплачивался за постой золотыми монетами.

Однажды, проходя через какую-то деревню, богач повстречал бедно одетого больного человека. Обычно он не обращал внимания на бедняков, а тут он вспомнил своих родителей, свой дом. Сжалившись над бедняком, путешественник дал ему несколько золотых монет и продолжил свой путь.

Время летело для путешественника очень быстро. Прошло три месяца, с тех пор, как он покинул свой дом. Он все больше скучал по родным местам, деньги подходили к концу, и богач принял решение вернуться домой.

Однажды, пройдя уже половину обратного пути, он сильно простудился, продрогнув после проливного дождя. В ближайшем селении путешественник направился к дому, где он когда-то уже останавливался и где его очень хорошо принимали, в надежде провести там несколько дней и подлечиться.

Но хозяева даже на порог его не пустили, ведь теперь грязный и немощный, он не был похож на прежнего богача, и ему нечем было заплатить за лечение.

Обратите внимание

Путешественнику пришлось идти до следующего селения. Ему становилось все хуже и хуже. В крайнем доме он увидел тусклый свет в оконце и пошел туда, чтобы попросить хотя бы воды. Это был совсем бедный дом.

Каково же было удивление богача, когда в хозяине дома он узнал встреченного им когда-то бедного человека, которому он из жалости дал денег.

Впервые за много дней, с тех пор, когда у богача закончились деньги, его приняли радушно, как гостю отвели самое лучшее место, накормили, напоили горячим чаем.

Через несколько дней путешественник поправился. Приветливые хозяева дали ему немного денег, еды, и он отправился дальше.

Богач вернулся домой совершенно другим человеком. Он понял, что деньги не могут сделать человека добрее, честнее и приветливее. С тех пор он старался бескорыстно помогать тем, кто в этом нуждался. За добрые дела его стали уважать в селении. Ведь «как аукнется, так и откликнется»!

Источник: http://literature.land/vse-sochineniya/sochineniya-skazki-i-basni/kak-auknetsa-tak-i-otkliknetsa-avtorskaya-skazka-sochinit.html

Как аукнется, так и откликнется (конспект НОД в подготовительной группе)

Автор: Менщикова Марина Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе по теме

«Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Как аукнется, так и откликнется».

Задачи:
● закрепить представления детей о происхождении русских народных сказок, их композиционных особенностях (зачин, концовка);● побуждать детей использовать образные выразительные средства из произведения, жесты, мимику при пересказе сказки для передачи характеров героев;● активизировать употребление глаголов (из текста сказки);● упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в изменении силы голоса и темпа речи;● формировать умение понимать смысл пословиц;

● воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Ход НОД

1.Организационный момент.
Воспитатель с детьми читает готовую форму литературного диалога «Сказки»
– Где растет морковь?

– На грядках.

– Буквы пишут где?

– В тетрадках.

– Чистим что мы?

– Чистим зубки.

– Одеваем в холод?

– Шубки.

– Любим все?

– Снежки, салазки.

– А читаем часто?

– Сказки!

Звучит мелодия «В гостях у сказки».


2. Беседа о русских народных сказках.

– Ребята, о чем вам напомнила эта мелодия?

– Что такое сказка?

– Чем сказка отличается от других литературных жанров, от рассказа, стихотворения?

– Существует очень много русских народных сказок. Кто автор русских народных сказок?

– На какие три группы делятся народные сказки?


Народные сказки делятся на три группы:

– сказки о животных – самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

– бытовые сказки – герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

– волшебные сказки – герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

– Из каких трех частей состоит каждая народная сказка?● зачина («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»).● основной части

● концовки («Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир…»).

– Сейчас я посмотрю, как вы знаете сказки.


Игра «Узнай сказку».

Сказки просят:

– А сейчас, вы, друзья,

Узнайте нас!

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят».)

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня!

(«Гуси – лебеди».)

А дорога – далека.

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок…

(«Маша и медведь».)

Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота.

Выглянул в окошко…

(«Петушок – золотой гребешок».)

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра!

(«По щучьему веленью».)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(«Снегурочка».)

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок».)

Не лежалось на окошке.

Покатился по дорожке.

(«Колобок».)

– Кто часто является героями народных сказок о животных?

– О двух героях народных сказок о животных я сейчас вам загадаю загадки.


Загадки:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Ловких попрыгушек.

(Журавль)


3. Динамическая пауза: этюды «Лиса», «Журавль».


4. Объявление темы.

– Сегодня я расскажу вам сказку про лису и журавля. Внимательно послушайте и подумайте, какое название вы бы дали этой сказке.


5. Рассказывание сказки воспитателем.

«Как аукнется, так и откликнется»

Лиса с журавлем подружились. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, почила звать его к себе в гости:

– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

– Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу – так всю и съела. Говорит лисица журавлю:

– Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

– Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

Важно

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

– Кушай, кумушка! Не скупись, голубушка!

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает; толку все нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел!

– Не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лисицу досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла голодная.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.


6.Работа над языком и содержанием сказки.

– Вам понравилась сказка?

– Что вам особенно понравилось в сказке?

– О чем говорится в этой сказке?

– Какою вам представляется лиса в этой сказке?

– Каким представлен журавль?

– Какие слова и выражения вам были непонятны?

Словарная работа:

● кум, куманёк, кумушка – ласковые обращения;

● званый обед

● не обессудь

● окрошка

– Как вы понимаете выражения «не солоно хлебавши», «потчует», «стряпала», что они означают?

– Как бы вы назвали эту сказку?

– Сказка называется «Как аукнется, так и откликнется».

– Почему так называется сказка? Что означает выражение «как аукнется, так и откликнется»?


7.Физкультурная минутка под песенку «Ежик и лиса».


8.Повторное рассказывание сказки.

– Послушайте сказку еще раз. Запоминайте внимательно последовательность сказки. После моего рассказа, вы сами попробуете рассказать эту сказку.


9.Пересказ сказки детьми.

2–3 ребенка пересказывают сказку.

– А сейчас, давайте попробуем пересказать эту сказку по ролям.

Распределяются рои лисы, журавля, автора, надеваются шапочки.

9. Работа со скороговорками.

– Послушайте скороговорку


Скороговорка:

Ждал журавль журавля

На болоте два часа.

Жарко солнышко светило,

Журавлю тоскливо было.

– Что значит тоскливо, каким другим словом можно заменить это слово?

– Давайте произнесем эту скороговорку медленно, четко проговаривая каждое слово.

– Произнесем шёпотом.

– Произнесем громко, радостно, грустно.

– Сейчас будем произносить скороговорку, постепенно увеличивая темп.


10. Лексико-грамматическая работа.

– Что делала лиса в сказке? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала…)

– Лиса была хитрая, а журавль еще … (хитрее)

– Кувшин был высокий, а журавль еще … (выше)

– Нос у журавля был длинный, а дорога еще … (длиннее)

– Послушайте пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь».

– Как вы ее понимаете?

– Чему же учит нас это сказка?

– Как аукнется, так и откликнется. Какие поступки совершаешь ты по отношению к другим людям, такие же жди в ответ.


11. Рефлексия.

– Как вам было сегодня на занятии?

– Что вам больше всего понравилось?

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Источник: https://open-lesson.net/6527/

Ссылка на основную публикацию