Голявкин «никакой я горчицы не ел» читать текст полностью

Виктор Голявкин — Никакой я горчицы не ел

Здесь можно скачать бесплатно «Виктор Голявкин — Никакой я горчицы не ел» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Короткие истории, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2012.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Никакой я горчицы не ел» читать бесплатно онлайн.

«Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело…»

Виктор Владимирович Голявкин

Никакой я горчицы не ел

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой – сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.

Смотрю – машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

– Поломалась?

Молчит шофёр.

– Поломалась? – спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

– Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

– Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

– Да я… не умею…

– Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошёл.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу поближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

– Как с патентом[1]?

Другой говорит:

– Хорошо с патентом.

«Что это, – думаю, – патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

– Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Обратите внимание

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Пате́нт – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Книги похожие на «Никакой я горчицы не ел» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Отзывы читателей о книге «Никакой я горчицы не ел», комментарии и мнения людей о произведении.

Источник: https://www.libfox.ru/627456-viktor-golyavkin-nikakoy-ya-gorchitsy-ne-el.html

«Никакой я горчицы не ел»

Голявкин В., рассказ «Никакой я горчицы не ел» Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Никакой я горчицы не ел» и их характеристика

  1. Мальчик-прогульщик. Веселый, безответственный, любопытный, озорной, ленивый.

План пересказа рассказа «Никакой я горчицы не ел»

  1. Спрятанная сумка
  2. Шофер и машина
  3. Странное слово «патент»
  4. Кривой дом
  5. Метла дворника
  6. Строительные леса
  7. До кольца и обратно
  8. Разговор с кондуктором
  9. Экскаваторы
  10. Учиться надо
  11. Почему мне так скучно?

Кратчайшее содержание рассказа «Никакой я горчицы не ел» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик решил прогулять уроки, спрятал сумку и пошел по улице.
  2. Он разговаривал с шофером, двумя серьезными мужчинами, хотел взять метлу и залезть на строительные леса
  3. Мальчик сел в трамвай и проехал до кольца и обратно.
  4. Кондукторша решила, что он прогуливает уроки, потому что у мальчика было лицо, как будто он ел горчицу.
  5. Мальчик стал смотреть на экскаваторы, но оказалось, что и тут надо учиться
  6. Мальчику было скучно в прекрасный весенний день.

Главная мысль рассказа «Никакой я горчицы не ел»
Безделье никогда не в радость.

Чему учит рассказ «Никакой я горчицы не ел»

Рассказ учит заниматься своим делом и не мешать другим делать их дело. Учит тому, что прежде чем кем-то стать, нужно долго учиться. Учит пользе знаний. Учит не быть бездельником и лодырем.

Отзыв на рассказ «Никакой я горчицы не ел»

Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Мальчик рассчитывал хорошо провести время, пока другие ребята учили уроки, но он просчитался. Никому не было до него дела и мальчик страшно скучал. Он был один и ему нечего было делать. А скука убивает в человеке любую радость.

Пословицы к рассказу «Никакой я горчицы не ел»

Сделал дело — гуляй смело.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От безделья собака на ветер лает.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Никакой я горчицы не ел»

Мальчик спрятал сумку под лестницу и пошел гулять по улицам. Первым он увидел шофера, который что-то высматривал в моторе машины.
Мальчик попытался завязать разговор, но шофер предложил ему чинить машину вместе и мальчик ушел. Чинить машины он не умел.
Дальше мальчик увидел двух мужчин, которые разговаривали про патент. Что такое патент мальчик не знал и застыл рядом, открыв рот. Мужчины увидели его и предложили подтолкнуть кривой дом. Мальчик решил, что они над ним смеются, но мужчины не смеялись.
Тогда мальчик увидел забытую дворником метлу и хотел ее взять. Но дворник коршуном налетел на него и отобрал метлу. Тогда мальчик полез на строительные леса, но кто-то сверху заругался на него. Он перешел на другую сторону и увидел наверху лесов штукатуров.
Мальчик сел в трамвай, доехал до кольца и вернулся на тоже самое место. Он не знал что еще делать, ведь домой идти было рано. А все вокруг куда-то спешили.
Кондукторша вдруг сказала мальчику, чтобы он заплатил за проезд, но денег у мальчика не было. А кондукторша сказала, что он вероятно сбежал из школы, потому что у ребят, которые бегут из школы лица веселые, а у мальчика такое, словно он горчицу ел.
Мальчик обиделся и сказал, что никакой горчицы он не ел.
Мальчик сошел в незнакомом месте. С одной стороны шла стройка и пять экскаваторов рыли яму. Яма была глубокой и мальчик засмотрелся. К нему подошел экскаваторщик и спросил, не хочет ли мальчик в ковш. Но мальчик ответил, что хочет в кабину и, вспомнив про лицо, стал улыбаться.
Экскаваторщик спросил, чего он рожи корчит, и пояснил, что чтобы работать на экскаваторе надо учиться.
Мальчик подумал, что экскаваторщик говорит про школу и снова стал улыбаться.
Вокруг была весна, светило солнце, воробьи купались в лужах, но мальчик не понимал, почему ему так скучно.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Никакой я горчицы не ел»

Путь мальчика по городу

Источник: http://coolchtivo.blogspot.com/2018/10/blog-post5.html

4 класс. Чтение. Делу время — потехе час. Рассказ Виктора Владимировича Голявкина

Делу время — потехе час.

Рассказ Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел«

Введение

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

             http://www.libkids51.ru/events/files/20140831-2.jpg

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом — Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.

Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года — в журнале «Костер» был напечатан рассказ «Как решался сложный вопрос». В 1959 году вышла первая книга рассказов «Тетрадки под дождем».

Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых «Привет вам, птицы!». Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин — признанный мастер короткого юмористического рассказа.

Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: «Валька — Руслан и его друг Санька» (по повести «Ты приходи к нам, приходи»), «Мой добрый папа», «Боба и слон».

Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же.

Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

Чтение с комментированием

Кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку?  ( Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу или  человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик )

Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.  (Хотелось петь, испытывал радость.)

 Как вы думаете, что могло произойти дальше? ( Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.)

Что даст ему встреча? (Его могут отругать, сделать замечание и т. д.)

Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик Хотел петь, радовался свободе. http://catherine.ucoz.ru/_pu/0/19876089.jpg
2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. http://www.e-reading.by/illustrations/1027/1027049-_77.jpg Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. http://lib.rus.ec/i/10/406310/i_036.png Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

Проанализируйте и скажите — почему же скучно мальчику?  

  • Он везде лишним оказывается.
  • С ним никто не хочет общаться.

Чтобы вы посоветовали мальчику, чтобы ему не было скучно ? ( Всегда ходить на уроки, общаться с одноклассниками.)

Какой он? Хитрый, глупый, остроумный? Как, на ваш взгляд, связан поступок героя с его характером?

  • Он был ленивый, а учеба это труд. –
  • Ему надоело учиться.
  • Он думал, что ничего не делать лучше, чем учиться, а оказалось хуже.

Подумайте и скажите, какое место в рассказе можно назвать самым напряженным и почему?

  • в конце рассказа, когда мальчику стало грустно.
  • мальчик видит, что он ничего не умеет делать, и никому он не интересен.

Чему нас учит этот рассказ?

  • Надо ходить в школу и не пропускать уроки.
  • Сейчас для нас главное — учиться, а когда вырастим — работать.

Какой жизненный урок можно извлечь из этого рассказа? (каждый человек должен заниматься полезным делом.)

Зачем нам нужно было изучать это произведение?

  • чтобы задуматься над своими поступками
  • понять, как это хорошо — учиться.
  • посмотреть на себя — ученика со стороны.

Обобщение

В рассказе мы встречаемся с мальчиком, который весенним днем решил не ходить в школу, ну, надоело ему учиться, вот он и не пошел на занятия.

Вначале он рассматривает окружающие его места и людей, занимающихся своим делом: шофера, рабочих, дворника. Все заняты, все работают или обсуждают рабочие дела.

Мальчик прислушивается и пытается вмешаться в разговоры, но везде он лишний. Взрослые сразу распознают в нем бездельника, лентяя и прогульщика.

Важно

Постепенно его хорошее настроение улетучивается, потому что он начинает чувствовать скуку от безделья.

Про горчицу мальчику говорит кондуктор в трамвае, куда он сел, чтобы скоротать свободное время.

Мальчик пытается улыбаться, чтобы никто не увидел в нем прогульщика. Он старается изо всех сил, но получается плоховато, вместо улыбки какая-то гримаса.

Завершается рассказ словами мальчишки-прогульщика:

Не получилось прогулять уроки и получить от этого удовольствие, замучила мальчишку совесть. Так автор одной фразой сумел передать это чувство. Хоть и пытается лентяй делать веселую физиономию, а все равно будто горчицей объелся…

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Виктора Владимировича Голявкина. Читали и анализировали его рассказ «Никакой я горчицы не ел».

Мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, так  как он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

ИСТОЧНИК

http://festival.1september.ru/articles/579159/

http://proteacher.ru/2015/01/15/V_V__Golyavkin__Nikakoy_ya_gorchicy_ne_el__1421349527_93191.ppt

http://www.cultin.ru/writers-golyavkin-viktor-vladimirovich-p2

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/5740/lesson

Никакой я горчицы не ел В. В. Голявкин стр 34 / Климанова, Горецкий, 4 класс. 2 часть учебника / ГДЗ Грамота

Голявкин назвал свое произведение одной из фраз главного героя.

Мальчик прогулял школьные уроки, и об этом догадалась кондукторша трамвая.

Все потому, что герой был невеселым, с грустным лицом, а с занятий дети идут веселыми.

Вот женщина и сказала, что выражение лица у мальчика как раз такое, как после горчицы.

На что главный герой и сказал слова, что стали названием рассказа.

2. От чьего имени ведется рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой прием?

События произведения рассказывает нам главный герой – мальчик, прогулявший школу.

Читайте также:  Развивающие игры для детей 2, 3 лет

Я думаю, это для того, чтоб читатель максимально прочувствовал все эмоции, переживания, мысли «прогульщика».

3. Почему герой попадает в нелепые ситуации?

Мальчик бездельничал сам и не давал работать другим.

Сначала он бестолковыми разговорами отвлекал шофера.

Потом над ним подшутили изобретатели, обсуждающие патент.

Мальчик не давал дворнику спокойно заметать, а ходил вокруг его метлы.

Поэтому тот прогнал его.

Подобная история произошла и со строителями.

Когда мальчик катался в трамвае от скуки, потратил все деньги и хотел дальше ездить «зайцем», его прогнала кондукторша.

Все люди, что встречались на пути героя, были заняты своим делом.

Мальчик же просто бездельничал и мешал им, поэтому попадал в нелепые ситуации.

Ведь все встречные прекрасно понимали, что он «прогульщик», ведь шатается на улице в школьное время без дела.

С этого вывод – дети тоже должны заниматься своим делом, то есть учиться, а не прогуливать уроки.

4. Как характеризуют мальчика его поступки?

Поступки главного героя выставляют его ленивым, несерьезным, глупым ребенком.

Ведь он не понимает, что пропускать школу нельзя, а действует в соответствии со своими прихотями.

Также можно назвать его невоспитанным.

Ведь мальчишка отвлекал занятых людей только из-за того, что ему было скучно.

Что о нем думают окружающие?

Люди, что встречались герою, понимают, что он – бездельник, прогулявший школу.

Это вызывает у них неуважение.

Кто-то прогоняет парнишку, кто-то подшучивает над ним, а кто-то бросает критические высказывания.

Как к герою относится автор?

Голявкин осуждает проделки героя, но к самому мальчишке относится с некой терпеливостью, воздержанием.

Что ты думаешь о мальчике?

Я считаю, что ему не хватает воспитания.

Он не понимает насколько ценен каждый школьный урок;  не понимает, что бездельничая ничего не добьешься и удовольствия от этого тоже не получишь; не понимает,  что нельзя отвлекать занятых людей по пустякам.

Надеюсь, мальчик достаточно осознал свои ошибки и больше не будет их повторять.

Можно ли использовать, рассказывая о нем, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, веселый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста

Я считаю, что мальчика характеризируют слова: ленивый, глупый, разговорчивый, скучающий.

Можно еще сказать равнодушный, ведь он не входил в положение людей, которым мешал.

Слова «сердитый» и «грустный» менее подходят для описания героя.

Скорее, его могли посещать такие чувства, когда окружающие его прогоняли.

А смелым и веселым, думаю, вовсе не нельзя назвать главного героя.

Источник: https://gdz-gramota.ru/gdz-literaturnoe-chtenie-4-klass/klimanova-goretskii-4-klass-2-chast-uchebnika/nikakoi-ia-gorchitsy-ne-el-v-v-goliavkin-str-34

Голявкин «Никакой я горчицы не ел»: какая главная мысль, чему учит рассказ?

Рассказ «Никакой я горчицы не ел» высмеивает прогульщиков. Мальчик в рассказе представлен автором слоняющимся по городу и пристающим ко всем прохожим. Даже там, где ему предлагали заняться каким-либо делом, он говорил, что не умеет это делать.

Мальчик скучает, не знает чем можно себя занять, тогда как все вокруг взрослые заняты и не скучают. Взрослые заняты работой. Произведение учит тому, что если хочешь кем-то стать в будущем, для этого надо учиться, а не быть лентяем.

Рассказ «Никакой я горчицы не ел» — о мальчике, не любившем учиться и потому решившем прогулять школу. Ему подумалось, что в школе на уроках скучно, а на улице будет весело.

Совет

Но всё оказалось совсем не так — дети были в школе, взрослые заняты рабочими делами.

Бездельник никак не мог придумать себе развлечение: Он гулял по проспекту, катался на трамвае, но это его мало веселило.

Главная мысль рассказа «Никакой я горчицы не ел» в том, что скучно бывает от безделья, а на работе людям скучать не приходится.

Рассказ учит тому, что сначала нужно выучиться в школе, а потом можно будет работать. Причем учиться нужно хорошо, чтобы потом найти интересную работу. А ещё — всякая ложь будет раскрыта. Вот как кондуктор вычислила прогульщика, по его скучающему виду.

Какая главная мысль рассказа Виктора Голявкина «Никакой я горчицы не ел»?

Начинается рассказ с того, что главные герой прячет сумку (видимо, школьный портфель) и идет прогуливать уроки. Он ходит по городу, пытается заговаривать с людьми, но они все заняты работой, все при деле: дворник при метле, шофёр при машине. Мальчику скучно, от безделья он пытается залезть на леса, но его заставляют слезть оттуда.

Два круга проехал прогульщик на трамвае, наблюдая из окна трамвая, как все люди куда-то спешат и торопятся. Кондуктор высаживает его из трамвая и говорит те самые слова про горчицу, намекая на невеселый вид. Мальчик сходит с трамвая, оказывается в незнакомом районе, беседует с экскаваторщиком, при этом широко улыбаясь, помня слова про горчицу.

Он пытается весь день себя чем-то развлечь, но ему все равно скучно, а ведь мог он пойти в школу, общаться с одноклассниками, получать знания. Главная мысль как раз и заключается в том, что надо заниматься своим делом, ходить на уроки, тогда и скучно не будет и не придется слоняться по городу, искать себе развлечения и надоедать занятым людям.

Плохо быть бездельником среди людей, занятых делом.

Рассказ Голявкина пол забавным названием «Никакой я горчицы не ел» повествует нам о ленивом мальчике, который не хотел учиться и решил прогулять занятия в школе.

Мальчику было на столько скучно, что он даже не знал чем себя занять в это время.

Он бездумно ходил по улице, приставая с распросами к людям которые были заняты делом, а когда он катался на трамвае, то кондуктор задал ему вопрос о горчице, ведь она поняла, что мальчик прогуливает школу.

Главной мыслью данного рассказа является то, что каждый должен быть занят чем-то, нельзя впустую тратить время. К тому же, ничего не делать, это не только плохо, но и скучно. Только занятый человек, работающий, приносящий пользу может быть по настоящему счастлив.

Нельзя прогуливать занятия, ведь знания очень важны.

В рассказе под забавным названием «Никакой горчицы я не ел» главный герой — то мальчик, который не захотел идти в школу.

Обратите внимание

Мальчишка начал бродить по городу и приставать к людям, но все они отмахивались от него, ведь они были заняты и им было явно не до разговоров. Мальчишка от скуки решает прокатиться на трамвае, но кондуктор заметила его кислое выражение лица и спросила, не ел ли он случайно горчицы. Она сразу поняла, что мальчик просто прогуливает школу.

Главная мысль рассказа — не нужно тратить напрасно свое время если нужно идти на уроки, значит над это сделать, а не прогуливать уроки.

Рассказ учит не лениться, тогда и жить будет совсем не скучно.

В рассказе Голявкина «Никакой я горчицы не ел» мы знакомимся с маленьким прогульщиком, который вместо того, чтобы идти в школу, отправляется бродить по городу, всем мешает и очень сильно скучает. Мальчик не знает почему ему скучно, хотя день стоит прекрасный, и все остальные люди заняты своими делами.

Главная мысль этого рассказа в том, что лень никогда не доводит до добра. Невозможно человеку быть счастливым без труда или учебы. Человек должен трудиться, должен приносить пользу и в этом его основное предназначение. Ничегонеделание не приносит счастья.

А потому рассказ учит нас не тратить зря время, заниматься тем, что приносит пользу, а именно учиться. Учит тому, что человек счастлив только в коллективе, а в одиночестве ему все кажется скучным.

Если бы мальчик сходил как все в школу, а потом вместе с друзьями отправился бы гулять по тому же маршруту, он был бы счастлив, ему было бы весело и вопрос о горчице отпал бы сам собой.

   

Источник: https://www.sportsalo.com.ua/golyavkin-nikakoj-ya-gorchitsy-ne-el-kakaya-glavnaya-mysl-chemu-uchit-rasskaz.html

Весельчаки

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой — сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.

Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

— Поломалась?

Молчит шофёр.

— Поломалась? — спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

— Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

— Угадал, — говорит, — поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

— Да я… не умею…

— Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошёл.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

— Как с патентом?!

Другой говорит:

— Хорошо с патентом.

«Что это, — думаю, — патент? Никогда я про него не слышал».

Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

— Гляди-ка, парень как рот раскрыл. — И ко мне обращается: — Что тебе?

— Мне ничего, — отвечаю, — я просто так…

— Тебе нечего делать?

— Ага.

— Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

— Вижу.

— Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

— Как это?

— А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

— Не смешно, — говорю, — а вы смеётесь.

Они как будто не слышат.

Я опять:

— Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

— Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко…

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.

Дворник вдруг из ворот выходит.

— Не тронь метлу!

— Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно…

— А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Важно

Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

— Куда лезешь? Эй!

Смотрю — нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься — опять:

— А ну слезь!

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

— Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился.

Перешёл на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали всё увидел — рабочие на лесах штукатурят, красят…

Сел на трамвай, до кольца доехал. Всё равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.

Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Вдруг кондукторша говорит:

— Плати, мальчик, снова.

— У меня больше денег нету. Только три копейки было.

— Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

— Ой, мне далеко пешком идти!

— А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошёл?

— Откуда вы знаете?

— Я всё знаю. По тебе видно.

— А чего видно?

— Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.

— Никакой я горчицы не ел…

— Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно.

А потом говорит:

— Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.

Но я всё равно сошёл. Неудобно как-то.

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да ещё землю копает.

Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

— В ковш хочешь попасть?

Я обиделся.

— Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.

Он посмотрел на меня удивлённо:

— Ты что?

— А что?

— Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.

Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.

А он:

— Что с тобой?

— А чего?

— Что ты мне рожи строишь?

— На экскаваторе покатайте меня.

Читайте также:  Игры на развитие речи и мышления у дошкольников 3-4 лет

— Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?

— Я тоже, — говорю, — хочу не нём работать.

Он говорит:

— Эге, брат! Учиться надо!

Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.

Совет

А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.

Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.

Но почему мне так скучно?

Источник: https://litra.info/book/veselchaki/page-16.html

Голявкин «Никакой я горчицы не ел»: какой отзыв написать о прочитанном?

Отзыв на рассказ «Никакой я горчицы не ел»:

Рассказ Виктора Голявкина я прочитала быстро и легко. Он интересен и захватывает свои сюжетом. Автор рассказывает о мальчике, который слоняется по городу без дела, прогуливая уроки. Прогульщику скучно, поэтому он подходит к взрослым, но взрослые все в работе и каждый по разному реагирует на парнишку.

Почти в каждой встрече со взрослым можно сделать вывод, что не стоит пропускать занятия, а надо учиться.

Рассказ поучительный и по нему можно сделать вывод, что ни в коем случае не стоит прогуливать школу и занятия. Тогда ты вырастешь и займешься своим любимым делом и будет совсем не скучно.

Отзыв можно написать такой:

Мне очень понравился этот рассказ. В нем без прямых нравоучений и осуждения поступка главного героя — прогуливания школы, хорошо передано состояние человека, оказавшегося без дела среди занятых людей. Прогульщик оказывается лишним на улицах города, в котором все заняты своим делом.

Над мальчиком кто-то смеется, кто-то прогоняет его, он не вызывает симпатии у людей, потому что все догадываются, что мальчик прогуливает.

Мне даже кажется, что мальчику не скучно, как он говорит, ему скорее неуютно, некомфортно в этой ситуации, поэтому и вид у него такой, как будто бы он горчицу съел.

Что написать в отзыве о рассказе Голявкина «Никакой я горчицы не ел»? Какой вывод о прочитанном можно сделать?

Рассказ Голявкина с весёлым названием «Никакой горчицы я не ел» мне очень нравится.

Прежде всего мне понравилась сама суть рассказа, автор повествует нам о мальчике, который был ленивым и не хотел учиться, рассчитывая повеселиться, он маялся от скуки и безделия.

Прогульщик принял решение, что прогулять школу и отлично проведет время, но оказалось так, что ему совсем нечем заняться и поэтому время идёт медленно и оттого скучно.

Обратите внимание

Мальчик за то время, что бесцельно шатался встретил много разных людей, но почти все его прогоняли и не хотели с ним разговаривать.

А кондуктор и вовсе догадался, что он прогуливает. Мальчику стало очень стыдно.

Рассказ поучительный, учит нас тому, что важно быть ответственными, ни когда не лениться, а безделье ни чего хорошего не принесет.

Совсем недавно я прочитала рассказ «Никакой горчицы я не ел», в этом рассказе автор один день из жизни маленького прогульщика.

С утра мальчик решил не идти в школу, он решил прогуляться городом, мальчишке очень скучно, поэтому он начинает приставать со своими вопросами к другим людям. Но все заняты и не желают общаться.

От скуки мальчик решил покататься на трамвае, кондуктор вмиг поняла, что мальчишка прогульщик, ведь в такое время школьники на трамвае не катаются.

Мальчишка был расстроенным и выглядел так, словно он горчицы съел, вот кондуктор его и спросила об этом.

Мне рассказ понравился, на примере этого мальчика я понимаю, что прогуливать школу плохо.

Отзыв на рассказ «Никакой я горчицы не ел»

Этот рассказ Виктора Голявкина оставил у меня противоречивое впечатление.

Прежде всего он кажется смешным, потому что мальчик выглядит неприкаянным, он не находит себе места и занятия, он не кажется счастливым, хотя очень рассчитывал повеселиться, отправляясь прогуливать школу. С ним происходят смешные ситуации, но как раз мальчика они не веселят.

Важно

С другой стороны рассказ грустный и поучительный, ведь мальчик поступил плохо — он прогулял школу, показал свою безответственность и недисциплинированнос­ть. Автор подводит читателя к мысли о том, что прогуливать школу плохо, что лениться плохо, что человек должен трудится или учиться, а не тратить даром свою драгоценную жизнь.

Мне понравился этот рассказ и я надеюсь, что его герой осознал, что поступил плохо, что он исправится, и больше так поступать не станет.

Источник: http://millioner-otvet.ru/goliavkin-nikakoi-ia-gorchicy-ne-el-kakoi-otzyv-napisat-o-prochitannom/

Виктор Голявкин Никакой горчицы я не ел Рассказ

Виктор Голявкин

Никакой горчицы я не ел

Рассказ

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел. Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой – сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошел. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.

Смотрю – машина стоит, шофер что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю: – Поломалась? Молчит шофер. – Поломалась? – спрашиваю. Он молчит. Я постоял, постоял, говорю: – Что, поломалась машина? На этот раз он услышал. – Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе. – Да я… не умею… – Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам. Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошел. Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит: – Как с патентом? Другой говорит: – Хорошо с патентом. «Что это, – думаю, – патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент еще скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому: – Гляди-ка, парень как рот раскрыл. И ко мне обращается: – Что тебе? – Мне ничего, – отвечаю, – я просто так… – Тебе нечего делать? – Ага. – Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой? – Вижу. – Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был. – Как это? – А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его. И смеются оба. Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним. – Не смешно, – говорю, – а вы смеетесь. Они как будто не слышат. Я опять: – Не смешно совсем. Что вы смеетесь? Тогда один говорит: – Мы совсем не смеемся. Где ты видишь, что мы смеемся? Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко… О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету. Дворник вдруг из ворот выходит.

– Не тронь метлу!

– Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно… – А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили. Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко. Эх, чем бы заняться? Домой идти еще рано. Уроки еще не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно. На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос: – Куда лезешь? Эй! Смотрю – нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься – опять: – А ну слезь! Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое? – Слезай! Эй! Слезай, слезай! Я чуть с лестницы не скатился. Перешел на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали все увидел – рабочие на лесах штукатурят, красят… Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить. Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Еще круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно. Вдруг кондукторша говорит: – Плати, мальчик, снова. – У меня больше денег нету. Только три копейки было. – Тогда сходи, мальчик. Иди пешком. – Ой, мне далеко пешком идти! – А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошел? – Откуда вы знаете? – Я все знаю. По тебе видно. – А чего видно? – Видно, что в школу ты не пошел. Вот что видно. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся. – Никакой я горчицы не ел… – Все равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. – А потом говорит: – Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай. Но я все равно сошел. Неудобно как-то. Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да еще землю копает. Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне: – В ковш хочешь попасть? Я обиделся. – Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я веселый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.

Он посмотрел на меня удивленно: – Ты что? – А что? – Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий. Я еще больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул. А он: – Что с тобой? – А чего? – Что ты мне рожи строишь? – На экскаваторе покатайте меня. – Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно? – Я тоже, – говорю, – хочу на нем работать. Он говорит: – Эге, брат! Учиться надо! Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?

^

Тема: В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». (комбинированный урок).

3 четверть, 4 класс

Цель: знакомство детей с рассказом В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». Задачи: — раскрыть главную мысль рассказа; — учить делать выводы на основании анализа поступков героя; — развивать навык выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом; — обогащать словарный запас детей; — воспитывать любовь к чтению. Оборудование: портрет писателя В. Голявкина, книга «Тетрадки под дождем», учебники «Родная речь» ч. 2., картинка с изображением экскаватора, компьютер, проектор, листочки с домашним заданием Словарь. Существительные: экскаватор, экскаваторщик, леса, проспект, патент, леса (строительные), кондуктор, прогульщик, дворник – дворик. Прилагательные: горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное. Глаголы: зачерпывает, штукатурить, надоест – не доест, купаются – копаются.

^

  1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

Проверка готовности к уроку, взаимное приветствие. — Ребята, вы знаете, что такое горчица? Какая она на вкус? (горькая, ее просто так есть не будешь, ее намазывают тонко на хлеб и др.) — Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». С этим автором вы встречаетесь впервые.

2. Подготовительная работа.

2.1. Рассказ об авторе.

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом — Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года — в журнале «Костер» был напечатан рассказ «Как решался сложный вопрос». В 1959 году вышла первая книга рассказов «Тетрадки под дождем». Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых «Привет вам, птицы!». Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин — признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: «Валька — Руслан и его друг Санька» (по повести «Ты приходи к нам, приходи»), «Мой добрый папа», «Боба и слон». Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя. Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Дети в его рассказах, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом автор заставляет нас думать. — Виктор Голявкин – писатель, а еще кто? (Еще он художник) — Откуда автор брал сюжеты для рассказов. (Он брал сюжеты из жизни.) — Продолжите предложение. Чаще всего героями рассказов Голявкина являются…( Чаще всего героями рассказов Голявкина являются мальчишки).

Читайте также:  Внеклассное мероприятие на 9 мая день победы в школе

2.2. Предварительная словарная работа.

-Прочитайте слова, читая только подчеркнутые буквы:

Экпасмкаунвтабтыор (экскаватор)

Эмкслкывавунащтопфрщсиок (экскаваторщик)

Забрчерерапышватаелт (зачерпывает)

— Посмотрите на картинку с изображением экскаватора. Для чего используются эти машины? (их используют при земляных работах, они ковшом вычерпывают землю и др.) — Придумайте предложение с прочитанными словами. (Экскаватор ковшом зачерпывает землю. и др.) — Я сейчас вам прочитаю рассказ, а вы карандашом подчеркните слова, значение которых вам неизвестно.

3. Первичное чтение.

Чтение рассказа учителем.

  1. Беседа по первичному восприятию. Словарно- лексическая работа.

— Какие встретились непонятные слова? (М.б. : проспект – это большая широкая улица в городе, строительные леса – это вспомогательные устройства для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных или ремонтных работ преимущественно снаружи здания (сооружения), патент — документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением, штукатурить — покрывать (стены, потолки) специальным раствором для образования гладкой поверхности, удобной для окраски, оклейки. ) — Какой по настроению рассказ вы услышали? (Веселый) — Понравился вам мальчик – герой рассказа? Почему? — Как вы думаете, почему рассказ называется «Никакой горчицы я не ел»? (Это слова мальчика из текста.) Представьте выражение лица мальчика, с которым он вышел из дома. Изобразите. — Какое должно быть выражение лица, чтобы люди могли сказать «…ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся.» (горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное…) — Попробуйте изобразить его мимикой.- Мальчик вышел из дома веселым. Почему же так испортилось его настроение?! Давайте перечитаем рассказ частями по ролям заполним таблицу и выясним это. На экране таблица. Но сначала немного отдохнем.

5. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? – Да! И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи И, как гуси зашипели: Ш-ш-ш-ш Пошипели, помолчали И, как зайцы поскакали. Поскакали, поскакали И за кустиком пропали.

5. Работа с текстом.

5.1. Словарная работа по отработке техники чтения. — Прочитайте слова, которые написаны на доске. Кон-дук-тор-ша( правильно ли употреблено слово? Как надо говорить? (кондуктор), про-гуль-щик, стро-и-тель-ные, при-слу-ши-ва-юсь. Не ошибись: Надоест – не доест, купаются – копаются, дворник – дворик. 5.2. Чтение первой части.(до слов «…Ходи себе и ходи») — Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.(Хотелось петь, испытывал радость.) — Как можно его назвать, если он прогуливает занятия? (Прогульщик) На экране появляются заполненные разделы таблицы. 5.3. Чтение второй части (по ролям) до слов «Вздохнул и дальше пошел.». — С кем встретился мальчик? (Мальчик встретился с шофером.) — Чем закончилась встреча с шофером? (Он его прогнал.) Почему? Заполняется таблица по разделам. 5.4. Чтение третьей части (по ролям) до слов «Значит, я опоздал немножко…». — С кем заговорил мальчик? — Патент – это документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Как вы думаете, кем были эти двое? (Они были изобретателями.) — Как они отнеслись к мальчику? — Какие чувства он испытал? Заполнение разделов таблицы. 5.5. Чтение четвертой части (по ролям) до слов «Метлы даже жалко.». — Почему дворник прогнал мальчика? (Метла для работы). — Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик? Заполнение разделов таблицы. 5.6. Чтение пятой части (3 человека ) до слов «…рабочие на лесах штукатурят, красят.». Заполнение таблицы по предложенным разделам. 5.7. Чтение шестой части (по ролям) до слов «Неудобно как-то». — Как удалось кондуктору разоблачить мальчика (По выражению лица). Заполнение таблицы по предложенным разделам. 5.8. Чтение шестой части (по ролям) до конца. Заполнение таблицы по предложенным разделам.

Герой рассказа Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Какие чувства испытывал герой? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
Прогульщик Хотел петь, радовался свободе.
Шофер Прогнал (Не умеешь, не надо). Вздохнул и дальше пошел. ^
Изобретатели Смеются над ним, Иронизируют. Удивление, обида, возмущение. ^
Дворник Злится, прогнал. Метла для работы. Нечем заняться, скучно, обида. ^
Строители Прогнали, накричали. Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) ^
Кондуктор Определила, что он прогульщик, разоблачила. Усталость, испуг, стыд, страх. ^
Экскаваторщик Не захотел разговаривать. Удивление, желание работать на экскаваторе. ^

(При заполнении таблицы ответы детей обобщаются. В таблице появляются предложенные выше ответы. Если дети не могут сделать вывод – появляется подсказка компьютера.) — Так почему же испортилось настроение мальчика? (Мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.). — Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.) — Какие выводы мы сделали? (чтение по таблице). — Похож ли этот рассказ на рассказы М. Зощенко? (Похож, он веселый и поучительный). — А чем отличается? (В раасказах Зощенко обычно вывод делает сам автор, а здесь смысл скрыт, мы должны догадаться, чему хотел научить нас автор.)

7. Домашнее задание.

— Подготовьте выразительное чтение рассказа В. Голявкина; подготовьтесь продолжить фразу: «Школу прогуливать нельзя, потому что…»( Выдается на листочках)

Источник: http://izlov.ru/docs/100/index-91.html

В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

КНИГИ ВИКТОРА ГОЛЯВКИНА

В.В.Голявкин

«НИКАКОЙ Я ГОРЧИЦЫ НЕ ЕЛ»

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой — сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.

Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

— Поломалась?

Молчит шофёр.

— Поломалась? — спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

— Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

— Угадал, — говорит, — поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

— Да я… не умею…

— Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошёл.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

— Как с патентом?

Другой говорит:

— Хорошо с патентом.

«Что это, — думаю, — патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

— Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

— Что тебе?

— Мне ничего, — отвечаю, — я просто так…

— Тебе нечего делать?

— Ага.

— Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

— Вижу.

— Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

— Как это?

— А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

— Не смешно, — говорю, — а вы смеётесь.

Они как будто не слышат.

Я опять:

— Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

— Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко…

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.

Дворник вдруг из ворот выходит.

— Не тронь метлу!

— Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно…

— А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

— Куда лезешь? Эй!

Смотрю — нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься — опять:

— А ну слезь!

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

— Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился.

Перешёл на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали всё увидел — рабочие на лесах штукатурят, красят…

Совет

Сел на трамвай, до кольца доехал. Всё равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.

Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Вдруг кондукторша говорит:

— Плати, мальчик, снова.

— У меня больше денег нету. Только три копейки было.

— Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

— Ой, мне далеко пешком идти!

— А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошёл?

— Откуда вы знаете?

— Я всё знаю. По тебе видно.

— А чего видно?

— Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.

— Никакой я горчицы не ел…

— Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. — А потом говорит:

— Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.

Но я всё равно сошёл. Неудобно как-то.

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да ещё землю копает.

Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

— В ковш хочешь попасть?

Я обиделся.

— Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.

Он посмотрел на меня удивлённо:

— Ты что?

— А что?

— Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.

Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.

А он:

— Что с тобой?

— А чего?

— Что ты мне рожи строишь?

— На экскаваторе покатайте меня.

— Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?

— Я тоже, — говорю, — хочу не нём работать.

Он говорит:

— Эге, брат! Учиться надо!

Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.

А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.

Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.

Но почему мне так скучно?

ПРОСПЕКТ

большая широкая улица в городе 

ПАТЕНТ

1. Устарелое: свидетельство на право занятия торговлей или промыслом.

2. Документ, дающий изобретателю исключительное право распоряжаться своим изобретением, осуществлять его в промышленных целях.

ЛЕСА СТРОИТЕЛЬНЫЕ

ДО КОЛЬЦА доехал

дорожная развязка

    Праздность скуку любит.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

    Кто работает, тот не скучает.

    Мозолистые руки не знают скуки.

    Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

    От скуки бери дело в руки.

    Кто любит науки, тот не знает скуки.

    Не будет скуки, если заняты руки.

    Со скуки пропадешь.

    От скуки одуреешь.

    Ходит руки в брюки и зевает от скуки

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ (что не выполнили в классе)

1. Вычитать текст, разобраться с трудными словами (см.словарик)

2. Определить жанр текста, аргументировать

3. Определить тему текста и идею

4. Составить последовательный план смены декораций (сцены)

5. Синквейн или паутинка ассоциаций — характеристика (портрет) героя (6 — 10 эпитетов, качеств) — в тетради, онлайн-ответ в классной группе, фото работы в бланке. Для портрета героя ищи положительные и отрицательные качества человека в сундучке-помощнике 

6. Выразительное чтение отрывка произведения (начитка на диктофон или ролик)

7. Используя план смены декораций подготовиться к пересказу. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

Составление интерактивных упражнений к тексту (викторины, тест, кроссворд…)

===================================================== 

Источники информации

    © https://poslovicy.ru/pro-skuku/

Источник: https://chteniesekrana.blogspot.com/p/blog-page_56.html

Ссылка на основную публикацию