Развивающие игры для детей 2, 3 лет

Развивающие игры для детей 2 3 лет для мальчиков и девочек

Начиная с 2-х лет, малыши переключают интерес с изучения своего потенциала на внешний мир. Они внимательно наблюдают за тем, что происходит вокруг и запоминают все, поэтому период от 2 до 3 лет является ответственным этапом их жизни, и подбор занятий и игр для них должен быть очень тщательным.

Играть с ними теперь увлекательно и забавно из-за их комментариев и особенно вопросов, которые они задают. Пока еще не слишком внятно разговаривая, малыши все равно стараются общаться, болтать, пытаясь обозначить свои размышления словесно.

Крохи уже много чего умеют делать и учатся с каждую минуту, узнавая что-то новое и совершенствуя свой опыт.

Роль развивающих игр в формировании личности малыша

Для успешного усвоения малюткой новой информации и опыта, с ним надлежит регулярно заниматься. Однако в 2-3 года дети непоседливы и не сосредоточены. Их нельзя заставить делать то, что им не нравится.

Вот почему обучение ребенка следует проводить в веселой, шуточной форме, самой понятной для него. Этой цели служат развивающие игры для детей 2-3 лет.

Существует огромное множество самых разных их видов: познавательных, логических, на формирование памяти.

Обратите внимание

Развивающие игры – это занятия, ориентированные на формирование словарного запаса и речевых умений малышей, становление их интеллекта, эволюцию мелкой моторики и всех остальных качеств. Такие игры помогут начать учебу ребенка почти с первых дней.

Важно, чтобы родители уделяли малютке максимум времени и внимания. Важно правильно подбирать виды развивающих игр в соответствии с возрастом детей.

В случае, когда условия игры будут слишком сложными, рассчитанными на старший возраст или, наоборот, неинтересными, предназначенными для ребят младше, ребенку станет неинтересно, и он не захочет играть.

Формирование речевых навыков

В этом возрасте у деток возникают разнообразные модели действий и поведения. Двухлетнему малышу под силу:

  • изобразить звуки или повадки некоторых животных;
  • имитировать кого-нибудь из близкого окружения.

Именно в 2-3 года происходит прорыв в становлении речи. Чтобы выразить свои желания и мысли, ребенку требуется накопить большой лексикон. Родители должны помочь ему в этом, называя окружающие предметы и действия, совершаемые с ними.

Отработка верного дыхания и артикуляции поможет научиться разговаривать связными предложениями. Практически всем малюткам нравятся потешки и считалки, ритмичные и рифмованные, которые частенько разучивают с чадами многие родители.

Общаясь с крохой, не следует употреблять труднопроизносимые слова, которые останутся для него непонятными; надо следить за правильным произношением и ударением в словах, ласково исправлять неточности.

Желательно общаться с малышом, как с равным, тогда он будет лучше усваивать значения новых слов и пополнять свой словарный запас.

Дети в этом возрасте наслаждаются просмотром кукольных спектаклей, которые можно организовывать без профессионально изготовленных кукол, с подручными игрушками, которые есть дома и хорошо знакомы малышам. Театрализованные представления в игровой форме можно устраивать при обучении малютки бытовому поведению: за обедом, в процессе гигиенических процедур, во время помощи маме в уборке помещения.

Большое удовольствие получают малыши от ролевых игр с ровесниками или взрослыми. Девочки любят одевать и причесывать кукол, лечить любимых зайцев или мишек, покупать продукты в магазинах, копируя мамины поступки. Совсем другие игры для мальчиков 2-3 лет: развивающими игрушками становятся машинки, кубики, из которых строят гараж, простейший конструктор.

Уже в этом возрасте можно заниматься с детьми загадыванием простых, желательно рифмованных загадок, и вместе с ними искать ответы. Им будет интересно размышлять. Такие игры для малышей 2-3 лет будут развивать не только речь, но и интеллект, внимание и фантазию.

Польза пальчиковых игр

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики ручек и, сопровождаемые стихами и потешками, нравятся малышам, веселят их. Большую радость доставляют такие развивающие развлечения со старшими братьями или сестрами, и часто становятся любимой игрой.

Самой популярной и широко распространенной в нашей стране считается «Сорока-ворона». Есть много других пальчиковых развлечений, например, про гусей, мишек косолапых, пчелок, паучков. За активное участие в игре следует хвалить малыша.

Важно

Польза заключается в совершенствовании мышц ладошек и пальчиков ребенка. В дальнейшем это даст возможность малышам управлять кистью и пальцами в процессе рисования и письма.

Для развития тактильных ощущений, ребятам предоставляют в игре большое количество предметов с разной фактурой и текстурой: в ход идут колючие коврики, шершавые мячики, мягкие пушистые игрушки, которые на ощупь создают у младенца различное впечатление – чем больше разница, тем эффективнее результат.

Очень полезными являются игры в песочнице:

  • постройка дворцов и замков влияет на развитие фантазии;
  • «выпечка» песочных «пирожков» учит распознаванию формы предметов;
  • песок производит массаж подушечек пальчиков и ладошек;
  • общение в песочнице с детьми способствует развитию коммуникативных качеств.

Игры на развитие логики и мышления

Ребенку 2-3 лет по силам уже ознакомление с начальными математическими понятиями, если соблюдать особый подход и подбирать игры, которые могут заинтересовать малютку.

Для этих игр понадобится специальный дидактический материал: разнообразные красочные листочки с изображением цифр и геометрических фигур.

Можно запастись также индивидуальными картинками для мальчуганов и девчушек: мальчишкам нравятся машинки, а девчат привлекают куколки.

Чтобы дать понятие малышу о первых числах, следует регулярно пересчитывать с ним окружающие предметы: фрукты в вазе на столе, карандаши, кубики или лестничные ступени.

С целью совершенствования логики и интеллекта, аккуратности и сосредоточенности, рекомендуется использование ярких разноцветных книжек с картинками и пазлов. Малютка в этом возрасте способен собирать пирамидку и выполнять составные действия, включающие в себя несколько простых движений.

Чтобы развитие было полноценным, необходимо с ним регулярно общаться, разъяснять и комментировать его действия, хвалить, ободрять, поддерживать.

Игры для развития творческих способностей

В 2-3 года ребенок уже может многому научиться сам, при условии, что родители наберутся терпения.

Можно начинать обучать малыша:

  • раскрашиванию разными цветами графически нарисованных бесцветных картинок;
  • рисованию карандашом и красками;
  • вырезанию из бумаги простых рисунков;
  • изготовлению простых бумажных и картонных небольших работ.

Развивающие игры в 2-3 года проводятся исключительно взрослыми, под их руководством и контролем. Родители или воспитатели должны детально объяснить и показать малышу последовательность изготовления каждой поделки. Двухлетний кроха выполняет поначалу только незатейливые операции: может раскрасить большие рисунки, приклеить вырезанные взрослыми фигуры.

В этот период уже видно, кем позднее будет малыш – левшой или правшой. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять его рисовать другой рукой: это может навсегда отбить у ребенка желание творить. Важно похвалить кроху, даже если его шедевр не слишком удался и непонятно, что изображено на рисунке. Следующий раз он будет стараться еще лучше, и у него все получится.

Развивающие игры для детей 2-3 лет требуют обязательного сопровождения взрослых. Они должны помогать ребенку, показывать ему алгоритм действий, хвалить кроху, даже если у него не слишком хорошо сразу получается.

Совет

Необходимо выбирать такие игры, которые доставят малышу удовольствие, тогда он лучше усвоит новые понятия и слова.

Развивающие игры расширяют словарный запас детей, развивают мелкую моторику пальчиков, способствуют становлению логики и интеллекта.

Источник: https://pups.su/igry/igry-dlya-detej-2-3-let.html

Игры для детей 2-3 лет — играть онлайн бесплатно

Красочные онлайн игры для детей 2-3 лет предлагают малышам встречу с любимыми героями. Обучающий анимационный сериал студии «Мельница» для детей-дошкольников трансформировался в серию флеш головоломок, раскрасок и пазлов. Теперь с Лунтиком, Бабой Капой, Корней Корнеевичем, Кузей, Милой, пауком Шнюком можно не только бесплатно смотреть мульфильмы, но и играть, пока не надоест.

Помимо развлекательной функции онлайн игры для детей 2-3 лет помогают малышам освоить счет от 1 до 10, запомнить основные цвета, названия предметов и животных.

Выполняя задания (поначалу, с помощью родителей), маленькие геймеры учатся рассуждать, видеть причинно-следственные связи и самостоятельно принимать решения. Совершать ошибки при этом почти так же важно, как побеждать. И даже важнее.

Работа над ошибками вынуждает еще раз повторить новый материал, а, значит, лучше запомнить новую информацию. Чем больше таких «кругов» совершит малыш, тем лучше. Ведь пословица «повторение – мать учения» появилась не просто так.

  • Увлекательные дидактические пазлы для детей с изображением животных и фруктов, разбитые на 6-8 кусочков. Благодаря html5, играть можно на мобильных.
  • Лунтик и кузнечик Кузя приглашают малышей учить вместе цифры и учиться считать. Занятия созданы в виде мультика с озвучиванием на русском языке.
  • Сборник дидактических упражнений для сенсорного развития малышей. Угадывайте объекты по форме, знакомьтесь с цифрами, цветами и т.д.
  • Фея Эбби из программы «Улица Сезам» приглашает ребят поиграть в прятки с цифрами. Проявите внимательность, чтобы найти девочку и числа.
  • Попробуйте свои силы в кораблестроительстве. Помогите крановой лодке Мидлес собрать в доке корабли из мультфильма «Сиднейский парусник».
  • Простой креатор, в котором девочки смогут создать куклу своей мечты. Игра поспособствует развитию фантазии и творческих способностей.
  • Развивающие головоломки, которые помогут малышам освоить геометрические фигуры. Перемещайте фрагмент в виде круга на подходящее для него место.
  • Сборник весенних раскрасок для малышей с разными инструментами для раскрашивания. Раскрасьте бабочек, птичек, цветы, жучков, лягушек.
  • 31 мультяшная раскраска с животными, которая позволит детишкам реализовать свой художественный потенциал, потренировать моторику руки.
  • Книга раскрасок, насчитывающая 10 картинок с изображением персонажей мультфильма. Раскрасьте Лунтика, Выпеня, Клаву и других.
  • Детский сборник html5 пазлов для маленьких детей 2-3 лет. Переместите на очертания слона голову, уши, туловище, чтобы сложить мозаику.
  • Чтобы проще познакомиться с фигурами, сыграйте с Хэйзел в развивающие забавы. Составляйте пазлы из блоков, делайте фигурное печенье, сортируйте.
  • Сборник развивающих упражнений, который предложит детям рисовать по точкам и собирать пазлы. Игра создана в формате html5.
  • Играйте с Хейзел в игры, которые помогут освоить цвета. Одевайте кукол, сортируйте предметы по тонам, рисуйте вместе и т.д.
  • Развивающая игра на русском языке, в которой дети смогут расширить свои знания о природе. Определите, где живет пчелка, медведь, птичка и прочие.
  • Специально для своих фанатов, влюбленных в рисование, царевны сказок Диснея создали большой альбом раскрасок, который откроется детям в онлайн игре.
  • Развивающая игра для малышей 2-3 лет, в которой дети смогут заняться рисованием вместе с веселым котом Гарфилдом.

Не нашли любимую игру?
Попробуйте наш поиск по играм:

Источник: http://multoigri.ru/igri-detskie-igri/igri-dlya-detei-2-3-let

Развивающие игры для детей 2-3 лет

Внимание детей возраста двух трех лет начинает переключаться с познания себя и своих возможностей к изучению внешнего мир. Появляется интерес к наблюдению за причинно-следственными явлениями и окружающим миром.  Развитие ребенка 2-3 лет – важный этап, поэтому выбирать занятия и развивающие игры для детей нужно очень тщательно.

Разумеется единого плана маме никто не предложит, ведь каждый ребенок развивается по своему. У каждого свои интересы, свой темперамент и среда обитания. Подбирать занятие для ребенка обязательно нужно с учетом интересов.

В возрасте 2-3 лет предлагайте ребенку игры и занятия, направленные на развитие следующих умений и навыков:

Первые математические навыки

Счет в пределах 10-20.

Считать можно что угодно: ступеньки на лестнице, машины на улице или машинки дома, количество яблок в холодильнике, печеньки в вазочке, шаги от ванны до комнаты, кубики лего, количество съеденных ложек каши, этажи в домах.

 Тренируйте понятия больше и меньше, выше и ниже.

Сравнить две машины, стоящие рядом. Два дерева во дворе. Пути из ванны до комнаты и до кухни. Расставить игрушки или формочки для песка по росту от самого маленького до самого большого.

Изучайте формы и фигуры предметов.

Обратите внимание

Наверняка ваш малыш уже знает что такое круг, квадрат, треугольник. Предложите ему найти в доме предметы определенной формы — похожие на круг, треугольник или другую геометрическую фигуру.

Большое количество разнообразных математических игр вы сможете найти у нас в разделе игры с лего

Логика, память, внимание и усидчивость

 Предлагайте ребенку различные вариации сортировок

Самое простое — отсортировать предметы по одному простому признаку. Все мячики или все кубики, все предметы определенного цвета.

Более сложное задание собрать целую коллекцию сокровищ — предложите ребенку найти в доме определенное количество предметов одной формы, определенное количество предметов одного цвета.

Например 5 круглых предметов и 3 желтых предмета.

В такой игре вы тренируете и внимательность, и навыки счета, и учите цвета, и учите ребенка выполнять задания сопоставляя текст с реальными окружающими предметами.

Тренируйте память.

Разложите перед ребенком 3-4 картинки или 3-4 игрушки, попросите запомнить. Уберите одну и спросите что пропало.

Учите малыша собирать пазлы.

Начните с более простых, состоящих из 2-3 частей, а по мере того, как у ребенка получается собирать добавляйте пазлы из большего количества элементов. В магазинах продаются различные пазлы для самых маленьких.

Так же вы можете сделать пазлы самостоятельно. Достаточно напечатать на домашнем принтере или в салоне серию карточек, можно тематических (звери, фрукты, овощи, цветы и т.п.) и разрежьте их ножницами на 2-3-4 части.

Изучение окружающего мира

Расскажите про свойства предметов

На примерах конкретных игрушек и вещей которые есть у вас в доме показывайте разницу между твердым и мягким, сухим и мокрым, съедобным и несъедобным.

Классифицируйте предметы — мебель, животные домашние, животные дикие, игрушки, растения, еда.

Если у вас есть карточки с изображениями этих предметов — предложите ребенку сортировать их.

Продолжайте изучать животных.

Важно

Скорее всего ребенок уже знает основных животных, может показать их пальчиком на картинке. Расширяйте знания — рассказывайте какие животные дикие, какие домашние. Классифицируйте. Рассказывайте кто чем питается и где живет.

Изучайте природу и природные явления

Рассказывайте ребенку про погодные явления, времена года. Наблюдайте за текущей погодой.

Дома можно сделать простую карту наблюдения за погодой и после прогулки предлагать малышу составить карту сегодняшней погоды. Светило ли солнышко или было пасмурно, шел ли дождик или снег, был ли ветер?

Читайте также:  Андерсен «стойкий оловянный солдатик» читать

Основы правил дорожного движения

 Если вы еще не обсуждали с ребенком тему правил дорожного движения, то возраст 2-3 лет самое время, чтобы начать.

Покажите дорогу, понаблюдайте как по ней ездят машины. Объясните чем опасна дорога. Покажите пешеходные дорожки.

Понаблюдайте как работает светофор, пешеходный переход. Регулируемый и нерегулируемый. Несколько раз пройдитесь по пешеходному переходу, объясняя правила перехода улицы.

Не ограничивайтесь одним разговором, проговаривайте базовые правила каждый раз, когда идете куда-то вместе. Спрашивайте у ребенка — как он считает как себя нужно вести, что нужно делать, когда можно переходить улицу, а когда нужно подождать.

Физическое развитие

 Учите ребенка бегать, прыгать, ловить и бросать мяч, играть с воздушным шариком.

 Вводите игры на удержание равновесия: пройти по бордюру, постоять на одной ножке, как цапелька, прыгать в классики, пройти по тонкой дорожке.

В летний период особенно интересно будет играть в подвижные развивающие игры на улице. Мы уверены, что в нашей подборке активных игр для улицы вы найдете огромное количество идей, которые увлекут вашего малыша.

Творческие навыки

Дети в этом возрасте делятся на тех, кому нравится творить и на тех, кому нравится просто бегать.

Творчество, основанное на построение игрового сюжета привлекает практически любого ребенка.

 В этом возрасте ребенок может нарисовать рисунки из простых геометрических фигур. Предложите нарисовать семью треугольников, квадратиков, наполнить аквариум рыбками и т.п.

 Для тренировки моторики рук очень хорошо подходит раскрашивание по контуру, рисование на манке или муке.

 Лепка. Научите ребенка катать колбаски и шарики, а так же размазывать пальчиком пластилин по бумаге. Из этих простых элементов помогите ребенку создавать шедевры. В интернете есть огромное количество раскрасок для малышей — просто распечатайте раскраску, которая соответствует интересам ребенка и предложите дополнить картинку пластилиновыми элементами.

Развитие речи

Продолжайте читать книги вместе. Пробуйте задавать по прочитанному вопросы ребенку — простые, но требующие развернутого ответа. Если ребенок говорит достаточно хорошо, предлагайте пересказать прочитанное.

Все так же актуальны игры на артикуляцию — надувать мыльные пузыри, катать легкие шарики по столу дыханием, задувать свечки, корчить рожицы и произносить разные звуки и слова.

Совет

Загадывайте ребенку простые загадки и предлагайте ребенку загадывать загадки вам. Это могут быть простейшие загадки типа пушистая, любит молочко и мяукает.

Идеи игр в слова есть в нашей статье Игры для детей в дороге. Некоторые из них рассчитаны на более старший возраст, но многие и игр вы можете предложить ребенку уже в возрасте 2-3 лет.

Развитие мелкой моторики

Все так же актуальны для ребенка игры на развитие мелкой моторики. Если вы хотите подобрать для себя вариант такой игры, то в нашей статье: Игры для развития мелкой моторики для детей раннего возраста 1-3 мы уже предлагали 25 идей разнообразных игр с подручными материалами, которые очень нравятся детям.

Источник: http://HappyKids.world/razvivayushhie-igryi-dlya-detey-2-3-let/

Развивающие игры для детей 2-3 лет

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Ребенок на третьем году жизни активно исследует пространство, осваивает время, учится работать по образцу, происходит активное накопление слов и формирование лексической базы речи, накопление и обобщение первого опыта, появляется самосознание.

Педагоги и детские психологи рекомендуют именно в период между вторым и третьим годом жизни вплотную заниматься со своим ребенком интересными играми, проводить больше времени на свежем воздухе, при возможности больше путешествовать и дарить малышу яркие эмоции.

В таком случае ему будет намного легче и интереснее заниматься изучением новой и очень полезной информации.

Игры для детей этого возраста должны давать ребенку представления о форме, цвете, величине и фактуре предметов, давать возможность различных манипуляций с игрушкой (складывать, сопоставлять, накладывать, нанизывать, вставлять, разбирать–собирать), проявлять творческую инициативу.

Занятия с ребенком третьего года жизни имеют свою специфику:

— предоставление большей самостоятельности ребенку;

— уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор;

— тактичная помощь и контроль за действиями ребенка.

Игры для развития внимания и памяти

Чего не хватает на столе?

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.

Далее, пока ребенок отворачивается, вы убираете одну игрушку и говорите: «Угадай, чего не хватает на столе, какой игрушки?» Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек. Затем поменяйтесь ролями — теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.

По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание. Даете ребенку такое задание: «Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось».

Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше. Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

Спрячь шарики

Обратите внимание

Ставите на стол три емкости разной величины с крышками и кладете три шарика тоже разной величины. Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик — в среднюю, а маленький — в маленькую. Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой. После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга.

Игры для развития восприятия

Ищи подходящее

Используйте объемные игрушки с отверстиями различной формы, сквозь которые проходят круглые плашки, шары, кубики, пирамиды и т.д. Если ребенок не сразу найдет нужное отверстие, помогите ему.

Проведи линию

Прикрепите к столу лист бумаги. Дайте ребенку карандаш или фломастер и помогите ему провести вертикальные и горизонтальные линии. Сначала хвалите за любые попытки вам подражать.

По мере приобретения ребенком навыка, учите его различать горизонтальную и вертикальную линии. Во время прогулок на улице можно показать, как провести палочкой линию на снегу, земле или песке.

Если малыш четко отличает вертикальные линии от горизонтальных, покажите ему их сочетание. Пусть он поучится рисовать пересекающиеся линии.

Что больше?

Подберите пары одинаковых предметов, различающихся лишь размерами. Это могут быть две ложки — чайная и столовая, две шапки — взрослого и ребенка, ботинки, книжки, тарелки, кубики, куклы, игрушечные машинки; словом, любые предметы, знакомые ребенку. Попросите его: «Покажи мне большую ложку», «Поцелуй маленькую куклу». Попросите ребенка надеть вам на голову большую шляпу.

Спросите: «Этой кукле годятся большие туфли? Или ей нужны маленькие?» Предложите ребенку построить большую башню из больших кубиков и маленькую башню из маленьких. Покажите ребенку один из двух разных мячей и спросите: «Это большой мяч или маленький?» Попросите ребенка нарисовать большой или маленький круг, большое дерево и маленький цветок.

Пусть вылепит из пластилина большой пирог и маленький пирожок.

Игры для развития тонкой моторики и творческих способностей

Рисование

Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т.д.

Лепка

Важно

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.

Вырезание

Купите ребенку небольшие ножницы с закругленными концами. Покажите, как пользоваться ножницами. Обхватив руку ребенка, помогите ему что-нибудь вырезать.

Игры для развития познавательных способностей

Одним цветом

Положите перед ребенком два кубика — красный и синий. Возьмите еще один красный кубик и поставьте его на первый, назвав его цвет. Протяните ему второй синий кубик и попросите поставить его на такой же синий.

Повторите это задание несколько раз. Возьмите затем кубики других цветов (черные, белые, желтые и зеленые). Всегда называйте цвета ребенку, просите его повторить за вами эти названия.

Но не ожидайте, что все они сразу же войдут в его речь.

Выбери одно из двух

Дайте ребенку возможность выбирать — еду, одежду, игрушки, книжки или занятия. «Что ты будешь пить — молоко или сок?». И будьте готовы дать ему именно то, что он выбрал. Если он ничего не выбрал, спросите его еще раз попозже.

Когда вы готовитесь почитать малышу сказку перед сном, пусть он сам скажет, какую книжку взять. Пусть малыш выбирает себе занятие: «Что ты будешь сегодня делать — рисовать красками или лепить из пластилина?» Изобразительная деятельность вообще дает широкие возможности выбора.

Рисуешь — надо выбрать краску или карандаш. Занимаешься аппликацией — надо взять нужную цветную бумагу.

Образное мышление

Пусть ребенок сыграет роль папы или мамы, взяв что-нибудь из одежды взрослого, нацепив на нос мамины очки или нахлобучив на голову папину шляпу. А вы позвоните по игрушечному телефону и попросите подозвать того, чью роль он играет.

Совет

Пусть малыш имитирует вашу повседневную работу по хозяйству. Купите или сделайте сами уменьшенные копии таких предметов, как швабра или грабли. Учите ребенка мести пол, стирать пыль с мебели, сгребать листья в саду.

Когда вы готовите обед, дайте малышу поиграть ложками, пустыми мисками, кастрюльками.

Игры для развития речи

Чтение

Выберите время, когда малыш готов посидеть спокойно, и почитайте ему. Начинайте со сказок и стихов (простых, звучных, ритмически ясных). Позвольте ребенку самому выбрать книжку, которую он хотел бы послушать. Поощряйте и удовлетворяйте интерес малыша к картинкам.

Обязательно отвечайте на вопросы, которые могут у него возникнуть. Пусть он сам переворачивает страницы. Если вы прочли малышу сказку, расспросите его о том, про кого сказка, что в ней происходит.

Выслушайте его внимательно, не стремитесь поправлять его, даже если он понял что-то не так или не может правильно назвать героев сказки. Всякий раз, когда это возможно, соотносите сказку с жизненным опытом ребенка.

Если в сказке встретилась собака, заметьте: «Эта собачка как у твоего друга, правда?» Старайтесь читать с выражением, интонации вашего голоса помогут ребенку понять чувства героев, смысл происходящего. Можно помочь себе и жестами.

Что нарисовано?

Подберите книжки с ясными и занимательными картинками. Попросите ребенка рассказать вам о том, что изображено на картинках, внимательно выслушайте его. Если он что-то не понял, задайте ему наводящие вопросы, помогите правильно построить высказывание.

Рассмотрите с малышом изображения животных, которых он знает. Поговорите с ним о том, где вы видели то или иное животное, и напомните, какие звуки оно издает (так ребенку будет легче назвать его). Рисуйте простые изображения — домик, солнце, забор и т.п., т.е.

такие предметы, которые малыш мог бы назвать.

Сложное поручение

Обратите внимание

Пришло время давать ребенку поручения, состоящие из двух частей, когда он должен сначала выполнить одно действие, а потом другое: «Положи книжку, а потом закрой дверь». Если ему трудно выполнить вашу просьбу, покажите, что именно нужно сделать, сопровождая свои действия разъяснениями.

Если ребенок выполняет только первую часть просьбы, скажите: «А о чем я еще просил?» Если он не может вспомнить, повторите просьбу целиком и помогите ему справиться с обеими ее частями. Поиграйте в игру, в которой ведущий отдает команды, состоящие из двух частей: например, сесть на пол и похлопать в ладоши.

Сначала показывайте, что нужно делать; по мере того, как ребенок будет осваивать игру, переходите только к словесным командам.

Спроси и скажи

Чтобы ваш малыш учился разговаривать, ему надо больше общаться. А для этого задавайте ребенку вопросы по любому поводу, просите его пойти позвать папу на обед, передать что-либо папе. Конечно, сказанное вами вряд ли дойдет до папы в нужном виде, но ребенок будет стараться сказать что нужно, а это – главное.

Ошибка понарошку

Если, например, ребенок вместо «к» говорит «т», подберите несколько картинок или предметов, начинающихся на «к». Возьмите куклу или покажите ее на картинке.

С улыбкой спросите ребенка: «Это букла?» и покачайте головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизведите ошибку ребенка: «Это тутла?» Наконец спросите: «Это кукла?».

При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, не подсказывайте ему и последите, как он самостоятельно определяет верный звук.

У звуков есть названия

Источник: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/stati/226-razvivayushchie-igry-dlya-detej-2-3-let

ДЕТСТВО-ГИД

Развивающие игры для детей 2-3 лет

Мосиенко Елена Юрьевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

 г. Новосибирск

Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими со сменой деятельности.

Существует множество интересных развивающих игр, которые вы можете проводить дома с пользой для ребёнка. Итак, начнем!

Развиваем воображение

Что можно сделать с ватными шариками?

  • Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
  • Пересчитывать их.
  • Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
  • Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
  • Положив их на стол, стараться их сдуть.

Изучаем цвета

Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».

Если ребенок протягивает вам красную машинку, скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он». Когда ребенок научится распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть. Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.

Учим распознавать звуки

Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь, как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».

Читайте также:  Сказка «крылатый, мохнатый да масленый» читать

В эту игру можно играть и перед сном. Во время сна могут мешать различные звуки. Помогите малышу свыкнуться с ними. Птицы, сирены, шум самолета, машин и т.д. Возможно, эта игра облегчит вам процесс укладывания спать.

Помоги мне, пожалуйста

Важно

Существует множество домашних дел, в которых малыш может принять непосредственное участие. Помочь вам на кухне, собрать ложки, одновременно развивая ловкость и сноровку пальцев. Сложить кастрюли одну в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками. Помыть стол.

Почистить, банан, или разложить салфетки около приборов. Развернуть пачку маргарина и т. д. В чем бы не помогал ребенок, обязательно попросите его «Помоги мне, пожалуйста». Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, дайте ребенку различные баночки и крышки.

Пусть подбирает подходящие и закручивает их на баночки.

Массаж. Веселое развлечение

Рельсы, рельсы (проводите пальцем по спине, как будто рисуете рельсы).

Шпалы, шпалы (проведите пальцем, как будто рисуете горизонтальные шпалы).

Ехал поезд запоздалый (кулачком провести по спине малыша, или покачать ребенка, если он сидит на коленях).

Тут из заднего окошка вдруг посыпался горошек (легко постучите пальцами по спине).

Пришли утки — поклевали, поклевали (постучите тремя пальчиками по спинке).

Пришли гуси — пощипали, пощипали (пощиплите спинку малыша).

Пришел слон – потоптался, потоптался (постучите аккуратно кулачками по спинке).

Пришел дворник все подмел, все подмел (погладьте спинку ребенка).

Учим различать формы

Походите по квартире и ищите только одну форму. Также можно открыть журнал и поискать там, например круги. В эту игру можно играть где угодно. Малыши от такой игры приходят в неописуемый восторг.

Развитие координации. Пальчиковая гимнастика

Польза такой гимнастики неоспорима. Делая массаж руки и пальчиков, мы стимулируем работу внутренних органов и нервной системы малыша.

Мамины прикосновения, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий дружелюбный голос приносят малышам большую радость, возникает эмоциональная привязанность. Настроение ребенка поднимается, он понимает мама (папа) его любит.

Ни телевизор, ни прослушивание аудиозаписи не позволят установить тесную эмоциональную связь между ребенком и мамой, папой. Кроме этого, пальчиковая гимнастика развивает координацию движений.

Указательным пальцем одной руки по очереди дотрагивайтесь до пальцев другой. Начинайте с мизинца.

Этот маленький котенок потерял свой свитерок.

Этой маленький котенок теплый потерял носок.

Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.

Этот маленький котенок отморозил себе нос.

Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».

«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».

(Спрячьте большой палец в кулачок).

Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.

Вспомним русские народные потешки, прибаутки:

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик чистил стол,

Этот резал,

Этот ел

Ну, а этот – лишь глядел!

Сорока-ворона кашу варила…

Ладушки, ладушки где были? У бабушки…

Еще одно увлекательно занятие, развивающее координацию движений.

Совет

Возьмите веревку и положите ее на пол. Возьмите ребенка за руку и шагайте с ним вдоль нее, распевая при этом этот стишок:

Идем с тобой по ниточке, по ниточке

Идем с тобой по ниточке

Давай еще разок.

Мы прыгаем по ниточке…

Ползем по ниточке…

На цыпочках по ниточке…

Также через веревку можно перепрыгивать по хлопку, представить, что там ручеек и т.д.

Игры с пальчиками

Пальчик-мальчик, где ты был?  (сгибаете большой палец ребёнка,  прижимая его к ладони, и разгибаете).

С этим братцем — в лес ходил,   (сгибаете и разгибаете указательный палец).
С этим братцем — щи варил, (сгибаете и разгибаете средний палец).
С этим братцем — кашу ел, (сгибаете и разгибаете безымянный палец)
С этим братцем — песни пел (сгибаете и разгибаете мизинец).

Песни пел да плясал,   (ручками ребёнка делаете «фонарики»).

Родных братцев забавлял (поворачиваете кисти ребёнка вокруг своей оси).

   Можно также на листе бумаги обвести кисть руки и на каждый палец наклеить маленькую картинку: на большой — мальчика, на указательный — ёлочку, на средний — повара, на безымянный — тарелку с кашей, на мизинец — мальчика с балалайкой.

Игра «Мама кормит птенчика»

Посадите ребёнка к себе лицом.

Птенчик весело летал,                             (машем руками, как крыльями)

Птенчик клювик открывал.

Вот так, вот так                                        (очень широко открываем рот)

Птенчик клювик открывал.

Игра «Весёлый клубок»

Возьмите длинную толстую нитку для вязания. Попросите ребёнка провести по ней пальцем. «Вот какая длинная нитка. Длинная. То же самое проделайте с короткой ниткой. Скажите, что нитки волшебные и любят петь.

Если провести пальцем по длинной нитке, песенка получится длинная «А-А-А-А-А-А-А», по короткой нитке — песенка короткая «А-А».
Попросите ребёнка спеть вместе, проводя пальцем по нитке.

Обратите внимание

Если не получается, возьмите руку ребёнка в свою и пойте, проводя его пальцем по нитке.

Игра «Успокой куклу»

Покажите ребёнку куклу, прочитайте стишок:

Плачет куколка с утра,

Успокоиться пора.

Покачайте куклу, спойте ей колыбельную: «а-а-а».

Игра «У доктора»

Для игры нужна сюжетная картинка: Доктор осматривает горло малышу.
Рассмотрите картинку. Обратите внимание, как малыш на картинке открыл рот (широко). Предложите ребёнку поиграть в доктора. Станьте «доктором» (можно надеть докторскую шапочку) и попросите ребёнка широко открыть рот и подержать открытым, чтобы доктор мог осмотреть горло. Похвалите ребёнка.

Игра «Капризуля-кукла»

Для игры нужна сюжетная картинка: Девочка качает куклу.
Рассмотрите картинку. Спросите, что делает девочка (качает куклу). Покажите ребёнку куклу, скажите, что кукла весь день плачет, капризничает, не хочет спать.

Покачайте куклу, произнося: «А-а-а». «Почему же кукла плачет? Да потому что она маленькая и хочет спать, а уснуть никак не может. Предложите ребёнку по очереди качать куклу, напевая «а-а-а».

Выкладывание.

 «Собери лицо»

Для игры нужен картонный овал (лицо), картонные глаза, рот, брови. Такое же «лицо» в собранном виде. Предложите ребёнку рассмотреть картонное «лицо», показать его части. Попросите ребёнка выложить такое же лицо из деталей.

Аппликация«Что спрятал мишка?»

Для игры нужен бумажный платочек, в середине которого наклеена картинка с изображением игрушки: мяча, машины, куклы. Попросите ребёнка отогнуть края платочка, вместе с ним найдите, что спрятано в середине. Потом игру можно провести наоборот: попросите ребёнка спрятать от мишки игрушку — загнуть по очереди уголки платочка.

Игра с пальчиками

Идут четыре брата  (поглаживайте пальцы ребёнка, кроме  большого, от основания к кончикам,  зажав их между своей ладонью и своим большим пальцем).
Навстречу старшему (поглаживайте большой палец ребёнка от основания к кончику, зажав его в щепоти).

— Здравствуй, большак!   (сгибаете и разгибаете пальцы ребёнка, кроме большого)
— Здравствуй, указка!  (трёте кончики большого и указательного пальчиков ребёнка друг о друга),

— Здравствуй, серёдка!  (трёте кончики большого и среднего пальцев),
— Здравствуй, сиротка!  (кончики большого и безымянного пальцев),

— И крошка Тимошка  (кончики большого и мизинца).

— Привет, ладошка! (щелчок по ладони).

Игра «Галя ходит по дорожке»

Галя важно так шагает.

Далеко? Сама не знает.

По дорожке: «Топ-топ»,

Через кочку — ап.

Побуждайте ребенка повторять «топ-топ» и «ап».

Игра «Весёлый флажок»

В руку я флажок возьму –

Так, так, так, так,

И его я подниму,

Вот так, так, так.

Буду я флажком махать,

Так, так, так, так,

Громко песни распевать.

Ручки

Для игры нужны два тазика. Один — с кусочками льда, другой — с тёплой водой. На первые две строчки каждого четверостишия опустите ручки ребёнка в тазик со льдом, на две последние — в тазик с тёплой водой. На слова «к маме приплыли» выньте ручки малыша из тазика, поцелуйте, вытрите полотенцем.
Где были? У Панечки.

Что ели? Прянички.

Поели, попили,

Дальше поплыли.

Где были? У Трошки.

Что ели? Картошку.

Поели, попили,

Дальше поплыли.

Где были? У Микешки.

Что ели? Орешки.

Поели, попили,

Дальше поплыли.

Где были? У Сенечки.

Что ели? Семечки.

Поели, попили,

Дальше поплыли,

И к маме приплыли.

 Игра «Ухо болит»

Важно

Для игры нужна картинка девочки с перевязанным ухом. Покажите ребёнку картинку, объясните, почему у девочки повязка. «Это Оля. У неё болит ухо. Оля плачет.»О-о-о». Как Оля плачет?» Предложите ребёнку взять куклу на руки и покачать её, спеть песенку: «О-о-о».

Игра «Колёсико»

Для игры нужно небольшое колечко, например, от пирамидки, и машинка. Покатайте машинку, обратите внимание на колёса. Колёса круглые. Обведите с ребёнком колесо пальчиком. «Круглые». Затем обведите пальчиком колечко.

«Вот какое круглое». Затем скажите: «А я умею делать губы круглыми, как колесо. Вот так». Сделайте свои губы круглыми, можно приложить к ним колечко. Обведите губы пальцем. «Круглые».

Попросите ребёнка тоже сделать губы круглыми.

«Найди такой же домик»

Для игры нужны 4 вырезанных из бумаги домика: два шершавых (из бархатной бумаги), два гладких (из глянцевой), две вырезанные из бумаги собачки и два медвежонка.

Скажите: «Вот собака. Собака построила себе дом. Вот такой». Покажите дом из бархатной бумаги. Обследуйте дом, проведите трижды рукой ребёнка сверху вниз, приговаривая: «шершавый». Обследуйте сначала правой, потом левой рукой. «Поселите» собаку в дом (в стене домика вырезано квадратное отверстие — окошко. Подсуньте собаку под домик — она смотрит в окошко).

«А вот ещё собака. Она тоже построила себе дом. Вот такой». Покажите дом из глянцевой бумаги. Обследуйте его, приговаривая: «гладкий». «Поселите» собаку в дом.

«Пришёл мишка. Он хочет шершавый дом». Положите перед ребёнком два оставшихся дома. Обследуйте их. «Этот шершавый? Нет, этот гладкий. А этот? Да, этот шершавый». Положите дом рядом с шершавым. «Этот дом шершавый. И этот такой же шершавый». «Поселите» мишку в дом. Аналогично найдите гладкий дом для второго мишки.

Игра «Пожалеем Галю»

Заболела наша Галя. Болит у Гали голова (вместе с ребёнком гладите по голове и говорите «ой-ой-ой»). Болит у Гали рука (гладите по руке и говорите «ой-ой-ой»). Дальше аналогично (болит нога, спина, живот и т.д.).

Выкладывание

Для игры понадобится 6 счётных палочек (можно вместо них взять карандаши или рейки от конструктора, в зависимости от уровня развития мелкой моторики у ребёнка), картонный квадрат (окно), картонный прямоугольник (труба).

Второй такой же набор для ребёнка.
Выложите из счётных палочек «дом» (из четырёх палочек сделайте стены, из двух — крышу, положите «окно» в середину квадрата, поставьте «трубу» на крышу).

Выполняя работу, рассказывайте ребёнку, что вы берёте и куда кладёте. Прочитайте стишок:

Посмотрите, дом какой:

Он с окошком и трубой.

Предложите ребёнку построить такой же дом. При необходимости помогите.

Игры с пальчиками

Совет

На каждую строчку поглаживаем нужный пальчик от основания к концу, захватив его кончиками большого, указательного и среднего пальцев своей руки в «щепоть».

Ивану-большому — дрова рубить,            (большой палец)

Ваське-указке — воду носить,                   (указательный палец)

Мишке-среднему — печку топить,            (средний палец)

Гришке-сиротке — кашу варить,              (безымянный палец)

А крошке-Тимошке — песенки петь         (мизинец).

Игра «Галя ходит»

По дорожке — топ-топ,

По кочкам — скок-скок,

В ямку — ох!

Выполняете с Галей соответствующие игровые действия.

Игра «Кот»

Для игры нужна картинка: кот играет с клубком.

А котОк, котОк, котОк,

КОтя — беленький лобОк,

Взял у бабушки клубОк

И запрятал в уголОк.

Во время чтения звук «О» выделяйте голосом и слегка протягивайте.

Игра «Слонёнок»

Для игры нужен игрушечный слон или картинка. Покажите ребёнку слона, рассмотрите его, назовите части тела. Обратите внимание ребёнка на хобот. Хобот длинный. Проведите по нему пальцем. «Вот какой длинный хобот. А я сейчас тоже сделаю длинный хобот (вытяните губы вперёд)». Прочтите стишок:

Хобот у слонёнка

Длинный и большой.

Посмотри скорее,

Может, вот такой?

Предложите ребёнку повторить («сделай хобот, вытяни губы»). Если у ребёнка не получается, помогите ему своими пальцами.

Игра «Я на дудочке играю»

Для игры нужна дудочка, картинка с изображением дудочки, картинка с изображением пастушка, играющего на дудочке.

Покажите ребёнку дудочку, скажите, как она называется. Поиграйте на дудочке. Спросите, что нарисовано на картинке (дудочка).
Покажите ребёнку картинку с пастушком. «Кто это? Пастушок. Что делает пастушок? Играет на дудочке». Прочитайте стишок:

Я на дудочке играю,

У-у-у, у-у-у,

Всех коровок собираю,

У-у-у, у-у-у.

Вы идите все за мной,

У-у-у, у-у-у,

Скоро мы придём домой,

У-у-у, у-у-у.

Попросите ребёнка быть дудочкой и подудеть, чтобы собрать коров.

Игра «Пароход и пароходик»

Для игры нужны два игрушечных кораблика (или картинки) — большой и маленький, длинная полоска плотной синей бумаги, изображающая речку.
Предложите ребёнку поиграть с корабликами. Попросите показать большой корабль, маленький кораблик. Спросите, где корабли плавают. Скажите, что корабли поплывут по реке. Поставьте их рядом на начало «реки». Но сначала корабли должны погудеть.

Большой корабль гудит громко: «У-У-У». Корабль гудит, затем плывёт по «реке».
Маленький кораблик гудит тихо: «у-у-у», затем плывёт. Снова поставьте корабли на начало реки. Спросите, на каком корабле хочет поплыть ребёнок. Попросите его погудеть громко или тихо.

Выбрав время поиграть с ребенком, вы делаете подарок не только ему, вы делаете подарок себе. Пусть живут в вашем доме ЛЮБОВЬ, ТЕПЛО и СЧАСТЬЕ!

Источник: http://detstvogid.ru/razvivayushhie-igryi-dlya-detey-2-3-let/.html

Развивающие занятия для детей с 2 до 3 лет: чем занять малыша дома?

Физическая активность ребенка в 2 года радует каждого родителя. Малыш постоянно в движении, он прыгает, лазает, гоняет по дому мячик, приплясывает под веселую музыку, наглядно демонстрируя свою прекрасную физическую форму.

Читайте также:  Голявкин «мой добрый папа» читать полностью текст

Такими же стремительными темпами движется и интеллектуальное развитие 2-х летнего человечка. Расширяется его словарный запас, формируется логическое мышление, укрепляется память и внимание.

Темп, с которым малыш будет впитывать новые знания, зависит от старания родителей.

В два года развитие ребенка направлено на познание окружающего мира и собственных возможностей

Как развивать логико-математическое мышление?

Логико-математические развивающие упражнения ведут к формированию логического мышления. Занятия состоят из:

  • Понятие пространства и времени. Предложите ребенку найти спрятанную вами игрушку. Помогите ему, направляя поиски: «давай заглянем под кровать, в ящик шкафа, за кресло, может там спрятался наш зайчик».
  • Умения ориентироваться во времени суток. Ближе к 3 годам ребенок должен усвоить различие между днем и вечером, утром и ночью, различать такие понятия, как сегодня, завтра, вчера. Убаюкивая малыша перед сном, поговорите с ним о том, что он делал утром и чем занимался вечером.
  • Игры на сортировку. Возьмите разные пуговицы или макароны, вырежьте кружочки и квадратики из цветной бумаги (главное, чтобы они были неодинаковы по размеру, цвету и форме). Сортируем по похожести. Можно взять картинки с изображением овощей и фруктов, напомнить малышу, что кролик любит овощи, а обезьянка фрукты. Выкладываем картинки перед животными.
  • Простой счет. Начинайте обучение не с цифр, а с доступных малышу понятий. Считайте на пальчиках, по ступеням лестницы. Если ребенок уже показывает на пальчиках свой возраст, предложите показать, сколько ему исполнится.
  • Складываем пазлы и картинки. Выберите для упражнений простые, из 2-3-4 частей, игры. Процесс сложен для 2-х летнего крохи, формируется медленно, поэтому маме следует первое время помогать малышу.

ИНТЕРЕСНО: обучение детей понимать время по часам Пазлы для малышей должны быть совсем простыми, чтобы кроха собрал их без посторонней помощи

  • «Много — мало» – в 2 года ребенок готов к такому понятию (см. также: психология воспитания ребенка в 2 или 3 года).
  • Ориентирование в пространстве. Ребенок учиться таким понятиям, как право — лево, выше — ниже.
  • Сопоставление. Игры с изображением в книгах или на специальных картинках, позволяющие ребенку сопоставлять действие и предметы: «кто что ест», «где чей хвостик», «где чей дом» (рекомендуем прочитать: развивающие книги для детей 2-х лет).
  • Нахождение фигуры по двум признакам. Положите перед крохой цветные бумажные кружки так, чтобы среди них были два желтых, большой и маленький или два красных квадрата разного размера. Попросите ребенка найти каждую пару: два желтых кружка или два красных квадрата.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие книги для детей от 3 лет

Изучаем свойства предметов

Один из важнейших навыков для ребенка. Человек постоянно окружен какими-то предметами. Зная их свойства, он легко находит им применение. Навык позволяет детям развить абстрактное мышление, учит сопоставлению, развивает осязание и обоняние. Процесс обучения состоит из запоминания:

  • понятия о предметах: длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий;
  • теплый — холодный, гладкий – шершавый, твердый – мягкий (развивает осязание);
  • тяжелый – легкий;
  • одинаковые — разные (для 3 лет);
  • вкуса и запаха (помогает осознать обоняние);
  • цветовых характеристик предметов (помогает запомнить названия цвета и учит различать цвета) (рекомендуем прочитать: как научить ребенка различать цвета?);
  • геометрических фигур и форм (полезно для пространственного мышления) (рекомендуем прочитать: как развивать малыша карточками с геометрическими фигурами для детей?).

Как развить речь?

Первый блок рекомендаций представляет познавательные упражнения, способствующие общему развитию речевых навыков. Занятия не требуют от взрослых особых знаний, главное — ваша любовь и терпение.

Очевидно, что для малыша 2-х лет важно заняться чем-то интересным, иначе он не воспримет информацию положительно. Приступая к обучению, помните, что речь стоит в основе полноценного развития детей.

Родителям следует:

  1. Читать вместе с крохой детские книжки, рассматривать картинки в них. Обязательно обсуждайте происходящие в сказке или рассказе события, проводите их детальный разбор. Задавайте маленькому слушателю наводящие вопросы, хвалите за правильные ответы.
  2. Организуйте кукольный театр. Атрибуты для семейных детских представлений купите в магазине или сделайте сами. Первый спектакль поставьте вы, затем подключите к действию кроху. Покажите, как надо управлять куклами, доверьте маленькому сокровищу роль кукловода.
  3. Разрабатывайте речевое дыхание. Научите ребенка задержке дыхания на выдохе. Для тренировок подойдут мыльные пузыри, игра на дудочке, задувание свечки. Летом предложите ему сдувать одуванчики. Дыхательные упражнения помогают в насыщении организма кислородом, активизируют работу сердца, нервной системы, мозга.
  4. Предлагайте речевые игры. Игра в законченную фразу: вы говорите ребенку начало фразы, а малыш ее заканчивает. Например: «У тебя в комнате стоит зеленый…», «Наш кот любит спать…».

Совместное чтение и рассматривание картинок способствует развитию ребенка

Детям в 2 года, в лексиконе которых уже есть отдельные слова, даже если они немного исковерканы, полезными станут игры и развлечения, направленные на закрепление и расширение речевых навыков. Действуйте следующим образом:

  • Задавайте дочке или сыну простые вопросы о том, что они видят в окне или что происходит на улице. Неважно, что ответы будут односложными, главное — чадо желает ответить.
  • Постарайтесь обсуждать с ребенком все события, происходящие в его жизни. Интересуйтесь, во что он играет, как он кушал, какую игрушку любит и почему. Расспросы помогут расширить пассивный словарный запас крохи и приучат делиться с вами своими мыслями — это отличный задел на будущее взаимопонимание.
  • Как правило, к 2 годам малыши хорошо знают часто читаемые им сказки. Предложите ребенку рассказывать их вместе: вы начинаете – он продолжает. Например: «Махнула мышка хвостиком и яйцо что сделало? Разбилось. Правильно!». Обязательно хвалите свое сокровище за каждый правильный ответ.
  • Пополняйте лексикон крохи прилагательными. Чаще задавайте вопросы, начинающиеся со слова «какой». Ваша задача состоит в том, чтобы побудить чадо придумать или вспомнить произнесенное вами определение предмета или вещи. Очень хорошо, если он самостоятельно сможет вспомнить хотя бы одно прилагательное.

Как развить внимание?

Сохраняем игровое содержание занятий, но направляем их на тренировку внимания. Умение концентрировать внимание, замечать детали, думать над задачей поможет вашему сокровищу в условиях школы. Предлагаем занять ребенка:

  • Поиском какой-либо вещи. Поиск можно вести дома, на улице, из окна. Попросите малыша показать синюю машину на стоянке или отыскать белочку на картинке. Игра не требует никаких дополнительных атрибутов и в нее можно играть везде, достаточно лишь заинтересовать кроху. Помогает развить концентрацию внимания.

На прогулке можно попросить ребенка найти и показать какую-то вещь, предмет, машину, цветок

  • Разложите варежки, блюдца, чашки, шапочки с рисунком. Подберите предметы таким образом, чтобы в каждом наборе присутствовали одинаковые элементы рисунка. Задача ребенка — найти схожий узор на предметах.
  • Постройка домика или башни по чертежу. Купите игру в магазине. Выберите изделие с самым простым чертежом из двух деталей. Занятие рассчитано на трехлетнего ребенка.
  • Найти в комнате или на игровой площадке во дворе предметы с одним признаком: мягкие, твердые, белые, круглые. Торопить и подсказывать крохе не следует, пусть он сознательно делает выбор,
  • Расширяем поисковое значение предыдущей игры. Задание ребенку – найти вещи с двумя одинаковыми характеристиками: большое и круглое, маленькое и мягкое.

Развиваем общую и мелкую моторику

Детские психологи прочно связывают моторику с общим развитием ребенка. Каждое движение крохи работает на его интеллектуальные и речевые способности. Ребенка двух лет можно занять:

  • Пальчиковой гимнастикой: лепка, аппликация, рисование.
  • Игрой с рамкой-вкладышем.
  • Расстегиванием кнопок, пуговиц, молнии. Если есть желание, пусть научится застегивать пуговицы и молнию.
  • Учимся снимать и надевать одежду (шапки, носки, варежки).
  • Переливаем воду и пересыпаем крупу, используя воронку, чайник, кувшинчик, лейку (купите детскую посуду).

Сенсорные коробки с крупами, макаронами и бобовыми — отличный помощник в развитии мелкой моторики (подробнее в статье: сенсорное развитие детей раннего возраста через различные дидактические игры). Игры можно также проводить в едином цвете — для его закрепления

  • Мытье рук. Учим кроху самостоятельно мыть ручки. Обучение идет мягко, без принуждения. Одновременно показываем, как открывать и закрывать кран, выдавливать из бутылочки жидкое мыло, намыливать им руки.
  • Наливаем в стакан мыльную воду, даем малышу венчик, чтобы он взбивал воду.
  • Заполняем блюдечко водой, кладем в нее круглые шарики (контейнеры киндеров), даем сыну или дочке ложку и просим выловить предметы. Вынутый предмет складываем в стакан без воды.
  • Используем для набора воды пипетку или клизму: набираем-выливаем.
  • Собираем воду с помощью губки и выжимаем губку.
  • Берем бумагу и бутылку. Ребенок должен сильно скомкать бумагу и получившийся комочек протолкнуть в горлышко бутылки.
  • Игры с прищепками и шнуровкой.
  • Складываем узоры из макарон, палочек, фасоли.
  • Ребенка до 3 лет учим соединять линиями точки на бумаге. Используем задания в детских книжках и журналах.
  • Перекладываем мелкие предметы (бусины, горох) пинцетом.
  • Подбор крышек к бутылкам и баночкам. Учим их закручивать и откручивать.
  • Играем в складывание пирамидок, используем сортеры, рамки-вкладыши.

Продолжаем знакомство с окружающим миром

Помимо определенных упражнений, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, следует расширять его познания окружающего мира. Естественно, получаемая информация должна быть доступна развивающемуся сознанию и соотноситься с возрастными возможностями. Больше рассказываем об уже знакомых вещах, смотрим видео, начинаем с животных:

  1. Изучаем подробности жизни животных. Где они живут, что едят, как называются части тела (рога, хвост, копыта). Рассказываем, что получает человек от коровы или овечки (молоко, шерсть). Узнаем, как называются их детеныши.
  2. Знакомимся с жизнью птиц. Узнаем, где они живут, что кушают, как зовутся их птенцы. Знания передаем через беседу с ребенком, рассказывая ему о том, что есть домашние и дикие птицы. Какую пользу приносят птички человеку, как они живут в лесу.
  3. Расширяем познания о насекомых. Муравей строит муравейник, пчела летает по цветкам и собирает пыльцу, чтобы сделать мед, гусеница питается листьями. Рассказ о насекомых должен строиться в позитивном ключе. Родители объясняют крохе, что все букашки живые, что у них есть детки, что они, как и мы, дышат, у них есть свое предназначение в окружающем мире.
  4. Наблюдаем за природными явлениями (снег, дождь, радуга) и объясняем их появление. Почему идет дождик, откуда берутся снежинки.
  5. Изучаем характерные для местности проживания семьи деревья и цветы. Гуляя в парке, называйте деревья, которые видите. Увидев клумбу с цветами, покажите сыну или дочке некоторые цветы и скажите, как они называются.
  6. Запоминаем названия фруктов, грибов, овощей, ягод, которые встречаются нам в повседневной жизни. Проверяем, запомнил ли кроха названия, предлагая выбрать грушу или яблоко.
  7. Разбираемся в понятиях материала, объясняем, из чего сделаны окружающие нас предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень).

Ребенку будет интересно узнать названия растений, которые встречаются во время прогулки

Расширяем круг понятий

Подошло время расширения тем, которые в простой форме понятны детям. Даем простейшие их понятия, не перегружая внимание ребенка деталями. Составьте для себя конспект будущих занятий по дням, чтобы точно соблюдать задуманный план. Какие темы брать для занятий:

  • магазин;
  • врач, больница;
  • семья;
  • транспорт;
  • морской мир (моря, океаны, корабли);
  • железная дорога (поезда, рельсы, машинист, вагон);
  • аквариум (рыбки, жизнь подводного мира, наблюдение за обитателями аквариума);
  • город.

Дополняем знание мира сведениями о человеке и его деятельности, исследуем мир бытовой техники, знакомимся с профессиями. Возьмите такие темы для обсуждения:

  • Трудовая деятельность человека. Учим понимать, что делает человек: мама подметает пол, моет посуду, папа ремонтирует кран. Воспитываем уважительное отношение к чужому труду.
  • Изучаем человека. Учим части тела, беседуем о здоровье и личной гигиене, объясняем ее значение.
  • Знакомим с домашней бытовой техникой, объясняя ее предназначение. Рассказываем о правильном обращении с ней, со столовыми приборами, указываем на опасности.
  • Знакомимся с профессиями. Совмещаем тему с изучением других тематик. Например, транспорт – шофер, больница – доктор.
  • Родителям, планирующим водить малыша в детский сад, стоит подготовить его к новым обстоятельствам, в игровой форме воспроизводя ситуацию расставания с мамой, сон в другом доме, знакомство с воспитателем.

Дни знакомства с профессиями часто проводятся в садиках и школах, однако ничего не мешает родителям еще раньше обсудить с детишками этот вопрос

Что помогает интеллектуальному развитию?

Наш мир многогранен, в нем есть музыка и живопись, театр и балет. Искусство – это важный развивающий инструмент для формирования интеллектуальных способностей детей. Ребенку надо знать и чувствовать:

  • Музыку. Слушайте со своим сокровищем классические произведения, которые просветляют душу и сознание. Сопровождайте прослушивание интересными историями, сказками. Дети любят веселые детские песенки, они с удовольствием запоминают слова и начинают подпевать. Используйте программу Железновых, обучая кроху логоритмике, поощряйте его попытки танцевать.
  • Рисование. Художества 2-х летнего мастера далеки от совершенства, но это уже не каляки-баляки. Дети в этом возрасте умеют осознанно рисовать кружочки и линии, они делают попытки изобразить близких, себя. Стараются закрашивать картинки, не выходя за края изображения. Примите участие в творчестве маленького человека, нарисуйте круг и предложите ему продолжить рисунок, чтобы получилось солнышко. Можно нарисовать девочку и шарики над ней, пусть кроха дорисует веревочки к шарикам. Используйте для рисования пальчиковые краски.
  • Ролевые игры. Прекрасный вариант для интеллектуальных занятий с детьми. Малыши сами с удовольствием придумывают сюжеты таких игр: играют в магазин, лечат кукол. Ваше участие в действие должно быть минимальным, вы можете изобразить больного или купить что-то в магазине, но главная роль у ребенка. Если в вашей семье есть старшие дети, пусть они помогут вам в обучении брата или сестры.

Устраивайте для детей тематические недели, посвященные изучению отдельной темы. Наполняйте их духовный мир музыкой и живописью. Постоянно вовлекайте в обсуждение событий и ситуаций, происходящих вокруг него. Учитывайте предпочтения вашего чада, действуйте мягко, без понукания и приказаний, заинтересовывайте малыша занятиями, превращая их в игру.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие существуют эффективные методики раннего развития детей?

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/igry/zanyatiya-s-detmi-s-2-let.html

Ссылка на основную публикацию