Конспект НОД в подготовительной группе»Состав числа 7″
Цель: Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших.
Программное содержание:
Словарь: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.
Демонстрационный материал: цветок, наборное полотно, набор цифр от 1 до 10, карточка с цифрой 7, игра «Живая неделя», поезд с вагончиками, картинки животных с примерами, д/и «Числовой домик».
Раздаточный материал: наборы карточек с цифрами и знаками, геометрические фигуры для конструирования (7 квадратов и 1 круг на каждого).
Методические приемы:
Ход НОД
Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Садятся за столы.
Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали
И немного все переживали.
Хорошо ли мы умеем
И считать, и отвечать?
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Математическая разминка:
— порядковый счет от 1 до 10;
— обратный счет от 10 до 1;
— назовите число, следующее за числом 4, 8;
— назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;
— назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;
— назовите соседей числа 5, 9.
Показать детям цветок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот цветок?
Дети: Цветок называется цветик – семицветик.
Воспитатель: А почему волшебный цветок назвали цветик — семицветик?
Дети: Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов?
Дети: В радуге тоже 7 цветов.
Воспитатель: Наши воздушные шарики на стене напоминают нам о цветах радуги. Ребята, кто подскажет стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге?
Дети: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Воспитатель: Давайте его повторим и запомним.
Воспитатель: Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. Итак, срываем первый лепесток.
Воспитатель срывает по очереди лепестки и читает задания.
Задание 1
На доске наборное полотно и числовой ряд без цифры 7.
Воспитатель: Прочитайте ряд чисел. Все ли здесь в порядке? (Дети читают).
Дети: Не хватает числа 7.
Воспитатель: Между какими числами стоит число 7? (Поставить цифру 7). Ваш правильный ответ помог вернуть число на место.
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит цифра 7. (Повесить карточку с цифрой 7). На что она похожа цифра 7? (Ответы детей).
Цифра 7, цифра 7
Цифра легкая совсем.
Я косу принесу
И срисую ту косу.
Воспитатель: Давайте выложим ее из счетных палочек. (Работа со счетными палочками).
Задание 2
Воспитатель: В каких сказках и пословицах встречается число 7?
Дети: Сказки: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пословицы: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Лук от семи недуг».
Задание 3
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
(Дни недели)
Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите первый день? Назовите выходные дни? Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Живая неделя». Мы с вами знаем, что каждому дню недели соответствует определенное число. Я вам показываю карточку с фигурами, а вы мне называете, какой это день недели и почему.
Задание 4
ФизминуткаЯ спортсменом стать хочу,На скакалке я скачу,Подойду к велосипеду. И быстрее всех поеду.Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,Я до пола дотянусь,Пола я легко коснусь -Осторожно распрямлюсь.Ручки вверх я подниму.Где там небо – не пойму!Я зажмурюсь и рукамиПоиграю с облаками.Я присяду, спинка прямо.Пусть меня похвалит мама!Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
Руки в стороны, в кулачок,Разжимаем и на бочок.Левую вверх!Правую вверх!В стороны, накрест,В стороны, вниз.Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг («нарисовали» руками круг).
Задание 5
Воспитатель: Помогите зверятам найти номер вагона. Чтобы нам узнать это, надо решить примеры. Кто поедет в первом вагоне? Во втором? В третьем? В каком вагоне поедет лисичка? Зайка? Назовите по порядку, кто в каком вагоне едет?
Задание 6
Воспитатель: Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа. Слушайте задачку.
Я нашел в дупле у белки
6 лесных орешков мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Воспитатель: Сколько орешков у белки?
Дети: Всего 7 (6 и еще 1). Ребенок выходит к мольберту и заполняет домик. Дети работают с карточками за столами.
Воспитатель:
Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
Дети: Всего 7 (5 синиц и 2 галки). Дети заполняют домик.
Воспитатель:
Группа малышей — утят
Плавать и нырять хотят.
Четверо уплыли далеко,
Три нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
Дети: Всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули). Дети заполняют домик.
Воспитатель: Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.
7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3.
Задание 7
Воспитатель: А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием. Нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1).
Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник). Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7). А как вы думаете, зачем нам круг? (сделать у цветка серединку).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.
Подведение итога.
Воспитатель: Вам понравились задания цветика – семицветика? Молодцы, вы со всем справились.
Обобщить ответы детей. Раздать фишки.
Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/konspekt-nod-v-podgotovitelnoy-gruppe-quot-sostav-chisla-7-quot-582233
Конспект интегрированного занятия по математике и конструированиюТема: «Состав числа 7»
Цель: Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших.
Задачи:
- познакомить с числом и цифрой 7;
- учить детей составлять число 7 из двух меньших чисел;
- закреплять знания состава чисел 2-6;
- закреплять названия дней недели;
- упражнять в счете в пределах 10, учить называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление учащихся;
- продолжат формировать мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;
- продолжать развитие математической речи уч-ся в ходе комментирования, объяснения;
- тренировать внимание;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать любознательность.
Ход занятия
Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали И немного все переживали. Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
А теперь вперед, за дело. Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Математическая разминка:
— выложите числовой ряд от 1 до 10;
— мальчики считают от 1 до 10, девочки от 10 до 1;
— счет от 4 до 9, от 8 до 2;
— назовите число, следующее за числом 4, 8;
— назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;
— назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;
— назовите соседей числа 5, 9.
— состав числа 6 (1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1)
Воспитатель: Ребята подскажите, как называется этот цветок, и из какой он сказки?
Дети: Цветок называется цветик-семицветик, из сказки Катаева «Цветик – семицветик».
Воспитатель: А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик?
Дети: Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, вспомните, а где ещё встречается такое сочетание цветов?
Дети: В радуге тоже 7 цветов.
Воспитатель: А кто знает стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге
Дети: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Воспитатель: Давайте его повторим и запомним.
Воспитатель: Лепестки и у семицветика, не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить.
Постановка темы урока
Задание 1
Воспитатель: Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке?
Дети: Не хватает числа 7.
Воспитатель: Между какими числами стоит число 7? Ваш правильный ответ помог вернуть число на место.
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит цифра 7. (прописать в воздухе).
Задание 2
Воспитатель: Вспомните в названиях, каких сказок встречается число 7?
Дети: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»…
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто автор этих сказок?
Дети: «Волк и семеро козлят»- русская народная сказка, «Белоснежка и семь гномов» сказка братьев Гримм, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»- А.С. Пушкин.
Задание 3
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
(дни недели)
Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите первый день, третий. Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра?
Задание 4
Физминутка
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Изучение нового материала
Задание 5
Состав числа 7
Воспитатель: Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа.
Я нашел в дупле у белки 6 лесных орешков мелких. Да ещё 1 лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Воспитатель: Сколько орешков у белки?
Дети: всего 7 (6 и еще 1, дети заполняют домик).
Воспитатель:
Пять синиц на ветку сели, К ним две галки прилетели. Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
Дети: всего 7 (5 синиц и 2 галки, дети заполняют домик)
Воспитатель:
Группа малышей- утят
Плавать и нырять хотят
Четверо уплыли далеко,
Три нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
Дети: всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули, дети заполняют домик)
Воспитатель:
Три книжки у Павлушки, Четыре – у Андрюшки. Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.
Дети: всего 7 (3 у Павлушки и 4 у Андрюшки, дети заполняют домик)
Воспитатель:
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам пять друзей
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
Дети: всего 7 (2 и еще 5, дети заполняют домик)
Воспитатель:
В лесную школу на урок
Бежит, торопится сурок.
А в классе том уже сидят
6 пушистеньких зайчат.
Я прошу вас отвечать,
Сколько зверей учиться хотят?
Дети: всего 7 (1 сурок и 6 зайчат, дети заполняют домик).
Воспитатель: Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.
7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6.
Задание 6
Воспитатель: Ребята, понравился вам цветик – семицветик? Я хочу предложить вам сделать свой волшебный цветок. Посмотрите какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1).
Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник). Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7). А как вы думаете зачем нам круг? ( сделать у цветка серединку).
Дети выполняют задание.
Молодцы какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.
Воспитатель: А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием.
Задание 7
Воспитатель: Вспомните в каких пословицах и поговорках встречается число 7.
Дети: Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Лук от семи недуг.
Подведение итогов
Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте перечислим все цвета по порядку. Кто запомнил волшебную фразу? Какое число было главным сегодня на уроке?
Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/4169-konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-matematike-sostav-chisla-7.html
Конспект занятия по математике по теме «Число7, цифра 7» (дошкольное образование,подготовительная группа)
Конспект
занятия по математике по программе «Школа-2100»
по теме «Число7, цифра 7»
с детьми подготовительной к школе группы
«Спасение сказочных героев»
Подготовила: воспитатель Солдатова Е.А
Тема «Число7, цифра 7»
«Спасение сказочных героев»
Программное содержание.
Цель занятия: знакомство с образованием натурального числа 7. Задачи:
Образовательные:
— учить обозначать количество, число предметов цифрой 7; — употреблять цифру в соответствии с числом предметов; — закреплять знания чисел натурального ряда, навыки счёта в пределах 6;
— упражнять детей в количественном и порядковом счете, различать вопросы «сколько?», «который?», «какой?», и правильно отвечать на них;
— закрепить знание детей о геометрических фигурах;
— расширять пространственное представление детей;
— закрепить название и последовательность дней недели;
— развивать интерес к играм математического содержания. Коррекционно-развивающие: — развивать устойчивое внимание, мышление, творческое воображение; — развивать зрительную и слуховую память.
Воспитательные:
— воспитывать умение работать в коллективе; — привитие навыков наблюдательности, самостоятельной работы;
— привитие интереса к занятиям по математике.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд»
Методические приемы. Успокаивающие упражнения перед НОД, игровые приёмы (использование сюрпризного момента),наглядные приёмы(использование иллюстраций),словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей),решение проблемно — поисковых методов;-анализ НОД.
Предварительная работа: Обучение счета до 6и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.
Материал к НОД: магнитная доска, карточки с цифрами «6», «7»; числовой ряд с цифрами от 1 до 7; картинки (зайцы,синицы,галки,утята,книги,орехи, собаки,сурок), картинки с изображением цифры 7 ,домик «Состав числа 7», карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 7 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 7 ( по точкам) для самостоятельной работы детей, магниты для закрепления пособий.
Организационный момент.
Воспитатель: — Здравствуйте дети! Я вижу, что настроение у вас прекрасное. Все вместе поприветствуйте друг друга- повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь прекрасному дню и друг другу. Сегодня к нам с вами пришли гости, давайте поздороваемся.
( Стук в дверь. Входит грустная Белоснежка)
Воспитатель:- Ребята, а у нас ещё одна гостья. Кто она догадайтесь сами, отгадав загадку:
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
Дети: Белоснежка.
Воспитатель: — Белоснежка, что привело тебя к нам, почему такая грустная.
Белоснежка: — Я пошла в сказочный лес собрать ягод для моих друзей гномов, а когда вернулась , то вместо них нашла вот это письмо.
Белоснежка читает письмо: «Я ,злая колдунья, заколдовала твоих друзей- семь гномов. Найди себе помощников умных и сообразительных. Вы сможете их спасти, если выполните все мои задания. Только с помощью детей снимется заклинание. Передаю волшебный цветок, цветик-семицветик. На каждом листочке у него задание. Если вы их выполните, то я расколдую гномов »
Воспитатель:- Ребята, нужно помочь сказочным героям. Вы можете их спасти, если выполните задания. Вот цветок с заданиями (на каждом лепестке написаны цифры от 1 до 7).
Повторение пройденного материала.
Воспитатель:- Ребята, давайте сосчитаем от 1 до 6.
1 лепесток — «Найди 6 отличий».
(Дети на 2 картинках находят 6 отличий)
Воспитатель :- Молодцы!
Изучение нового материала
2 лепесток- «Сосчитай квадраты»
Воспитатель: -Какое интересное задание приготовили для нас.
Воспитатель — Что вы видите на доске ? Ребята , перед вами на доске красные и синие квадраты. Сколько всего квадратов? (6)
Воспитатель. -Сколько красных квадратов? (5) сколько синих? (1)
Как мы получили число 6? к 5 +1=6
А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»
Воспитатель: -Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.
Дети закрывают глаза, наступила ночь.
Воспитатель меняет синий квадрат на красный.
Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»
Дети- Синий поменяли на красный. Сколько стало красных квадратов? ( 6)
Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один синий квадрат.
День, что изменилось? Добавили один квадрат синего цвета. Сколько стало всего? Давайте посчитаем. (7) Как мы получили число 7? Мы к 6 +1=7
Воспитатель — Число семь обозначается вот такой цифрой.
(Выставляется на доске цифра 7)
Физминутка.
Раз — согнуться, разогнуться.
Два — нагнуться, потянуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять, шесть, — тихо сесть.
3 лепесток- «Ответьте на вопросы»
-какое время года? (весна)
— назовите весенние месяцы (март,апрель,май)
— какой месяц сейчас идёт? (март)
-отгадайте загадку
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний
— появляется передний. (Дни недели)
— назовите их.
— сколько дней в неделе? (семь)
4лепесток «Состав числа 7»
«Домик» на доске с кружками.
Воспитатель:- Какой номер у этого дома? (7) Ребята, нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа. Разделим число 7 на 2 меньших числа.
Я нашел в дупле у белки 6 лесных орешков мелких. Да ещё 1 лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Воспитатель: Сколько орешков у белки?
Дети: всего 7 (6 и еще 1, дети заполняют домик).
Воспитатель:
Пять синиц на ветку сели, К ним две галки прилетели. Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
Дети: всего 7 (5 синиц и 2 галки, дети заполняют домик)
Воспитатель:
Группа малышей- утят
Плавать и нырять хотят
Четверо уплыли далеко,
Три нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
Дети: всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули, дети заполняют домик)
Воспитатель:
Три книжки у Павлушки, Четыре — у Андрюшки. Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.
Дети: всего 7 (3 у Павлушки и 4 у Андрюшки, дети заполняют домик)
Воспитатель:
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам пять друзей
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
Дети: всего 7 (2 и еще 5, дети заполняют домик)
Воспитатель:
В лесную школу на урок
Бежит, торопится сурок.
А в классе том уже сидят
6 пушистеньких зайчат.
Я прошу вас отвечать,
Сколько зверей учиться хотят?
Дети: всего 7 (1 сурок и 6 зайчат, дети заполняют домик).
Воспитатель: Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.
7 — это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6.
Воспитатель :- Молодцы! Хорошо справились.
Физминутка.
Воспитатель:- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 7 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Закрепление нового материала.
5 лепесток «Реши задачку»
Воспитатель:- Ребята, сколько всего зайцев?
1.На какие две группы можно разбить зайчиков? (большие и маленькие) Сколько больших, маленьких? (4 больших и 3 маленьких) Значит 7 это 4 и ещё 3.
2.Всего 7 зайчиков, 1 убежал, сколько зайчиков осталось? (6) Значит от 7 отнять 1 сколько будет? (6)
3.Было 5 зайчиков, прибежало ещё 2. Сколько стало зайчиков всего? (7) Значит к 5+2 сколько будет? (7)
6 лепесток- «Найди место в ряду».
Воспитатель: -Цифры перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
(Дети выстраивают лепестки с цифрами в цифровой ряд. Затем детям предлагается посчитать до 7прямым и обратным счетом.)
Когда выстраивается числовой ряд:
— Назови соседей числа 3 (2, 4)
— Назови соседей числа 5 ( 6, 4)
— Назови соседей числа 6 (5, 7)
— Назовите соседа числа 7 ? (6)
7 лепесток — «Графический диктант»
Воспитатель:- Поставьте карандаш на точку и рисуйте: семь клеток направо ,три клетки вниз, семь клеток налево, три клетки вверх.
Воспитатель: Ребята, какие рисунки у вас получились? (ответы детей).
Посмотрите и сравните получившийся у вас рисунок с образцом
(образец прямоугольника выставляется на доске).
Белоснежка:- Спасибо вам ребята, все задания выполнили. Молодцы. Побегу быстрее. Злая колдунья теперь обязательно их расколдует.(Белоснежка уходит)
Итог занятия.
Воспитатель:- Сегодня мы с вами помогли сказочным героям. Задобрили злую колдунью, выполнив все её задания. Как вы думаете, мы со всеми заданиями справились? Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)
-С какой цифрой и числом познакомились?
-Вы хорошо поработали! Молодцы!
Источник: https://botana.biz/prepod/doshkolniki/ozaprqpz.html
Конспект НОД по математике «Число 7 и цифра 7» — Инновационные педагогические технологии
Автор: Ганжина Ю. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 г. Алексеевка Белгородской области»
Цель: Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.
Материалы к занятию:
Демонстрационный — числовой отрезок; опорные таблицы для закрепления состава чисел: «домики», «вагончики» и т. п.
; грибы; кубики; картинки: белочка, 6 орешков; Увеличенные геометрические фигуры; шапочки для физкультминутки.
Раздаточный – кружочки из цветной бумаги: желтые, красные по 7 штук каждого цвета; кубики «Лего» двух цветов; полоски бумаги; цветные карандаши, фломастеры, ручки.
Ход занятия:
1) «Веселые задачи».
В задании повторяется состав числа 6.
Воспитатель читает стихи, а дети на основе предметных действий самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.
А) Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки сосчитай – ка!
Один ребенок выкладывает на фланелеграфе орешки, проговаривая свои действия вслух.
Остальные – у себя на столах выкладывают кружки разного цвета:
Б) Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети.
На демонстрационной лесенке один ребенок выставляет кубики разного цвета, комментируя свои действия. Остальные дети выкладывают кубики «Лего» двух цветов у себя на столе:
В) Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
У детей – разноцветные кружки, на демонстрационной доске – картинки с большими и маленькими грибами:
3 больших гриба + 3 маленьких
Обобщение:
— Как можно получить число 6? ( 5 + 1, 2 + 4, или 4 + 2, 3 + 3.)
2) Образование числа 7.
Еж спросил ежа – соседа:
— Ты откуда, непоседа?
— Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу:
Шесть принес, одну несу.
Призадумался сосед:
Это сколько будет всех?
Можно инсценировать эту занимательную задачу, а можно организовать работу над предыдущими задачами: один ребенок выкладывает картинки на фланелеграфе, а остальные работают с геометрическим материалом.
— Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок еж уже принес? (6 яблок.
) Положите у себя на столах столько же красных кружочков.
— Сколько яблок он еще несет? ( Одно.)
— Что мы должны сделать? ( Прибавить еще одно яблоко)
— Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.).
— Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Еж принес еще 1 яблоко. К 6 яблокам прибавили одно – получили 7 яблок.)
3) Знакомство с цифрой 7.
Воспитатель показывает новый значок для обозначения числа 7:
— На что похожа цифра 7?
Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.
(С. Маршак.)
Очень похожи
Семерки на клюшки
Для хоккеиста
И для старушки.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
(Г. Виеру.)
Что сказать о цифре 7?
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай – ка их скорей!
Если в счете не собьешься —
Ровно семь получишь дней.
Дети называют дни недели в правильной последовательности. Воспитатель выкладывает 7 полосок цветной бумаги – по количеству цветов радуги: понедельник – красная, вторник – оранжевая и т. д.
— Какой седьмой день недели? Чем он отличается от всех остальных?
— Кто знает, какой седьмой месяц года? У кого из вас день рождения в этом месяце?
2. Физкультминутка: «Ежик».
Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях, перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки:
Утром по лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Кончики пальцев детей соединяются – они «срывают» ягоды.
3. Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.
1)
А) – Назовите числа в кружочках.
— Какие у числа 6 соседи? (Перед ним стоит число 5, за ним идет число 7.)
— На сколько каждое предыдущие число меньше последующего? На сколько каждое последующие число больше предыдущего?
Б) – Посмотрите на числовой отрезок. Как попасть из точки 2 в точку 3? Из точки 4 в точку 5? Из точки 6 в точку 7? (Надо сделать 1 шаг вправо – прибавить 1.)
— Что происходит с числами, если двигаться вправо по числовому отрезку?
(Числа увеличиваются.) А если двигаться влево? (Числа уменьшаются.)
В) На демонстрационной доске модели 5-6 домино с разным числом точек. Такие же кости домино на столах у детей.
— Рассмотрите кости домино. Выберите из них те, где 7 точек.
Один ребенок на доске, а остальные – у себя на столах отбирают варианты:
— Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.)
4 + 3
5 + 2
6 + 1
1 + 6
3 + 4
2 + 5
В более подготовленных группах можно предложить составить число 7 из кружков трех цветов и записать свои варианты с помощью цифр, например:
4 + 2 +1
3 + 2 + 2
2)
А) Образец (слева) дети обводят сначала несколько раз пальчиком, затем – маркером. Для закрепления в зрительной и моторной памяти образа цифры 7 можно использовать игровые упражнения «Маляры», «Дирижеры», «Буратино» и т. д. Дети рисуют цифру 7 в воздухе с помощью воображаемой кисти маляра, дирижерской палочки, « носом Буратино».
Б) После предварительной подготовки, проведенной в форме игровых упражнений, дети могут приступить к самостоятельному прописыванию цифры 7 по заданному трафарету. При этом обращаем внимание детей на различия этих значков по цвету и размеру:
— Все ли цифры одинакового цвета? (Нет.) От чего зависит цвет цифр? (От размера.)
— Какого цвета самые большие цифры? (Зеленого.) Напишите у себя в тетрадях самые большие семерки зеленым карандашом. Сколько их получилось? (6)
— Найдите на картинке самые маленькие цифры. Какого они цвета? Обведите самые маленькие «семерки» синим карандашом.
— Какого цвета цифры еще остались на картинке? Сравните их по размеру с зелеными семерками, синими? (Они меньше зеленых, но больше синих.)
Обведите их красным карандашом.
3)
А) На демонстрационной доске таблички для закрепления состава числа 7, например:
— Сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 7? ( 6 + 1 = 7)
— Как получить 7, если есть уже 5? (5 + 2 = 7)
— Из каких еще чисел можно составить число 7? (4 + 3 = 7)
Б) Задание выполняется самостоятельно под руководством учителя. Демонстрационный материал остается на доске для самоконтроля.
— Посмотрите на ниточку бус. Сосчитайте бусинки. (6).
— Дорисуйте красным карандашом столько бусинок, чтобы их стало 7? Сколько бусинок вы дорисовали? (1)
— Напишите в пустом «окошке» нужную цифру. Какое выражение у вас получилось? (6 + 1)
— Сосчитайте цветы в вазе. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (Дорисовать цветы, чтобы всего в вазе стало 7 цветов.).
— Дорисуйте цветы тем цветом, который вы выберете сами, и допишите числа в окошках. Что получилось? (5 + 2)
Аналогично выполняется последнее задание. Дети получают выражение 4 + 3.
Работая над каждым из этих рисунков, дети проверяют правильность выполнения с помощью опорных таблиц на демонстрационной доске. Опорные таблицы для закрепления знания состава изученных чисел должны находится на стенде в течение 2 – 3 недель.
Обобщение:
— Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 + 1, 5 + 2, 4 + 3)
4. Физкультминутка: «Веселый хоровод».
Все дети встают в кругу, берутся за руки, движутся с подскоком, а 7 человек остаются за кругом: они будут входить внутрь круга по ходу чтения речевки. На голове у них – шапочки с изображением животных. Стихи может прочесть воспитатель, а можно разучить их заранее.
— Ура! Как раз
Потехе час! –
Расхохотался Дикобраз.
— Хи –хи!
Сейчас же подхватил
Веселый Нильский Крокодил
— Хе –хе!-
Откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав.
— Хо-хо! –
Раздался хохот Льва.
-У — ху! –
Отозвалась Сова.
Хе-хе! Хо-хо! У-ху! Ха-ха!-
Смеялись все — и млад и стар.
Смеялся Ворон: кар-кар-кар!
Смеялся Песик: гав-гав-гав!
Кто веселится – тот и прав!
(В. Дж. Смит.)
5. Повторение.
1)
В задании повторяется взаимосвязь целого и частей, закрепляется значение состава числа 7.
— К нам в гости из Веселого хоровода прилетели пчелки и раскрасили свои ульи разными цветами. Вам нравится цветочки – соты? Из каких фигур состоят эти цветы? (Из шестиугольников.)
— На какие группы можно разбить шестиугольники на первом рисунке? (По цвету: 6 синих и 1 желтый.)
— Сколько будет, если к 6 прибавить 1? (7) Допишите равенство.
— Поменяйте части местами. Какое равенство получится? (1 + 6 = 7)
— Вычтем из всех шестиугольников желтые. Какие останутся? (Синие) Допишите равенство. (7-6=1)
— Теперь вычтем из всех шестиугольников синие. Какие останутся? (Желтые.)Допишите равенство. (7-1=6)
— Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть.)
Остальные задания разбираются аналогично, но дети уже сами поочередно проговаривают ход решения – воспитатель помогает им лишь в случае затруднения. Приведем возможный вариант комментирования детьми второго задания:
— На рисунке 5 желтых и 2 красных шестиугольников, а всего их 7. Значит, 5 + 2 = 7.
— Переставим части местами, результат не изменится: 2 + 5 = 7.
— Вычтем из всех шестиугольников 5 желтых, останутся 2 красных: 7-5=2.
— Теперь вычтем из всех шестиугольников 2 красных, останутся 5 желтых: 7-2=5.
2) В задании закрепляются геометрические представления детей, умение соотносить количество предметов с цифрой.
— Рассмотрите геометрические фигуры. Как их назвать, одним словом? (Это замкнутые ломаные линии, или многоугольники.)
— Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? (Сосчитать у всех многоугольников число точек – вершин, и записать полученные числа в кружки рядом с многоугольниками.)
Дети выполняют задание самостоятельно. Проверка проводится фронтально. Важно, чтобы в случае ошибки ребенок ее самостоятельно исправил. Это должно всячески поощряться.
— Как называют многоугольники, у которых 4 угла, 5 углов, 6 углов, 7 углов?
— Сосчитайте число сторон у многоугольников. Что вы замечаете? (У каждого многоугольника число углов и сторон одинаковое.)
— Какими фигурами являются стороны многоугольников? (Отрезками.)
6. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.
— Спасибо, дети! Вы хорошо поработали! Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?
— С каким новым числом мы сегодня познакомились? Нарисуйте дома картинку про это число.
— Звери из нашего веселого зверинца играют в геометрическое лото. Сколько признаков различия фигур в №6? (Три признака: цвет, форма, размер.) Дома поиграйте вместе со зверятами и дорисуйте фигуры так, чтобы изменялось три признака. А в клеточках дорисуйте узоры.
Источник: http://www.inksystem-az.com/konspekt-nod-po-matematike-chislo-7-i-cifra-7/
Цель занятия
Закрепить названия дней недели; учить детей составлять число девять из двух меньших чисел; закрепить названия месяцев; упражнять в счете по составленной мерке.
Материалы
Для воспитателя: мяч, фишки, «кочки» (кружки) с цифрами (десять кружков одной величины). Для детей: «Математический набор».
Ход занятия
Сидя за столом
Перед детьми на столах прямоугольники двух цветов.
Воспитатель предлагает детям отсчитать девять прямоугольников одного цвета и положить их в ряд. Дает задание составить все варианты состава числа 9 из двух меньших чисел.
Выполнив задание педагога, дети проверяют, все ли варианты состава числа девять выложены, а затем называют их:
8 и 1, а вместе —9. • 7 и 2, а вместе —9.
• 5 и 4, а вместе —9. • 4 и 5, а вместе —9.
• 3 и 6, а вместе —9. • 2 и 7, а вместе —9.
• 1 и 8, а вместе —9. • 6 и 3, а вместе —9.
Поиграем
«В какой руке сколько?» «Лови, бросай, дни недели называй!»
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий:
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Вслед за мною говори.
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и пятницу
Дрожки к дому катятся.
За субботой — воскресенье.
В этот день дают печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Всю считалку повтори.
Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй —вторник». Ребенок ловит мяч и называет три дня подряд: «Среда, четверг, пятница». После этого бросает мяч со словами: «Я начну…»,—и называет любой день недели. Игра продолжается.
Отгадай-ка
День рождения Оленьки в понедельник. А сегодня среда. Сколько дней осталось до дня рождения девочки?
Женя пойдет в театр через три дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состоится спектакль?
Сидя за столом
На доске лежат шесть кружков. Воспитатель показывает мерку —два кружка. «Это наша мерка, примем ее за единицу. Какое число получится по этой мерке?» (Три.)
Воспитатель предлагает кому-либо из детей объяснить, как он считал. Ребенок считает: «Один», —прикладывая мерку к двум кружкам; «Два»,— переносит мерку на другую пару кружков и т.д. Каждый раз, когда мерка отложилась полностью, ребенок выставляет какой-нибудь предмет.
На доске восемь кружков. Воспитатель показывает мерку—четыре кружка. «Эту мерку мы примем за единицу. Какое число получится по нашей мерке?» (Два.) Один ребенок объясняет, почему такой результат получился.
На прогулке
«По кочкам»
Дети делятся на две команды и выстраиваются в две колонны одна напротив другой. Между ними воспитатель раскладывает пронумерованные кружки-«кочки». Пройти можно только по «кочкам», причем наступая на них по порядку.
Когда игрок одной команды преодолеет «болото», он дотрагивается до первого игрока другой команды и тот начинает свой путь по «кочкам» в обратном порядке (десять, девять…).
Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок.
Советы воспитателю
Обратите внимание детей на то, что идет последний месяц осени. Уточните, сколько месяцев прошло с начала года; что в этом месяце 30 дней и скоро наступит первый зимний месяц.
Внесите в игровой уголок («Развивающие игры») новую головоломку типа «Колумбово яйцо», предложите детям сделать из деталей яйца птичку. Уточните, какая это птичка и где в настоящее время она может быть (улетает ли она на зиму).
Источник: http://www.my-nevalyashki.ru/index.php/matematika/5159-konspekt-nod-po-matematike-v-podgotovitelnoj-gruppe-sostav-chisla-9
Конспекты занятий для педагогов и учителей
Цель:
Сформировать понятие составлять число из двух меньших чисел.
Задачи:
- закрепить/повторить состав числа шесть из двух меньших чисел;
- учить составлять число семь из двух меньших чисел;
- закрепить название и последовательность дней недели(который по счёту);
- упражнять в составе числа семь из единиц;
- продолжать учить увеличивать числа в пределах десяти на единицу;
- упражнять в умении составлять цифру 7 /от 1 до 7/ по карточке-схеме;
- закрепление прямого и обратного счёта;
- развивать логическое мышление, слуховую память и внимание.
Участники:
Педагог и дети.
Форма проведения – совместная деятельность.
Продолжительность: 30 минут
Сценарный план:
1 -4 задания дети выполняют сидя за столами, 5-6, 8 задания – игры с движениями.
Материально- техническое оснащение:
- математические пеналы (на каждого ребёнка)
- цветные палочки Кюизенера (на каждого ребёнка)
- развивающая игра «Сложи узор» + карточка-задание (на каждого ребёнка)
- большие карточки с цифрами (для игры «Живая неделя»)
- демонстрационный материал: цифры, знаки, карточки-картинки для счёта.
Литературный сценарий:
- Задача на сообразительность «Отгадай-ка!»
Мама купила 6 шаров красного и голубого цвета. Красных было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета могло быть? (2варианта ответов: 5 красных + 1 голубой, 4 красных +2 голубых шара)
Цель: Учить составлять число семь из двух меньших чисел.
Материал: р/и «СУ»
— Отсчитайте из коробочки 7 кубиков и поверните их так, чтобы верхняя сторона у всех семи кубиков была красная. А сейчас подумайте: как можно составить число семь из двух меньших чисел. Выложите все варианты состава числа семь у себя на столах /Вопрос: как выкладывали, какие варианты/.
- Упражнение на закрепление состава числа семь «В какой руке сколько?»
— В обеих руках у меня вместе всего 7 кружочков. В какой руке сколько? (интерес будет выше, если с таким вопросом обратиться к каждому ребёнку и в быстром темпе)
- Развивающая игра «Сложи узор».
–Составить из кубиков цифру 7 по карточке-заданию. Если дети выполняют задание быстро, можно дать ещё одно задание с усложнением: карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, любую, показать на 10-15 секунд и убрать, дети выполняют задание по памяти.
- Физминутка. Игра «Живая неделя».
Материал: карточки с крупным изображением цифр от 1 до 7.
— На столе раскладываю 7 карточек, цифрами вниз. Сколько дней в неделе? Каждому дню недели соответствует определённая цифра. Кто знает, и может назвать? (понедельник-1, вторник- 2 и т.д.) По сигналу «вся неделя – стройся вряд» вы берёте карточку и занимаете своё место в ряду (игра проводится 2-3 раза).
Задания: Понедельник – топни ножкой. Вторник – низко поклонись. Среда – плавно покружись, а четверг нам громко хлопни. Пятница – поздоровайся со мной. Суббота – постой на одной ножке, воскресенье – подтянись.
-Отгадайте загадку:
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний (дни недели).
- Занимательная математика: решение задачи в стихах – состав числа из единиц.
Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, косой, волк с плутовкою — лисой.
А медведь никак не мог разделить на всех пирог,
От труда медведь вспотел – он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей – посчитай-ка всех зверей.
- Упражнение «Цветные числа».
Материал: математические пеналы, палочки Кюизенера /набор не целый: только первые семь палочек/.
— Выложите числовой ряд: от 1до 10.
Возьмите из коробочки по одной палочке каждого цвета и выложите из них ряд от самой маленькой до самой большой. Справа поставьте цифру по количеству палочек.
Сколь палочек вы отсчитали? Какую цифру поставили? Почему? Увеличьте это число на единицу и запишите (7+1=8). А как увеличить цветное число? (к каждой цветной палочке подставляют самую маленькую палочку, белую, =1) Что получается? Последующее число (убрать весь материал).
- Закрепление прямого и обратного счёта в пределах 10.
– Закрытыми глазками вы будете подниматься каждый по своей лесенке у которой 10 ступенек, можно помогать ручкой. Начинаем все вместе с первой ступеньки: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. А сейчас спускаемся: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
- Подведение итогов занятия: Что узнали нового? Какое задание было трудным? А что понравилось больше всего?
Ожидаемый результат:
У детей сформируется понятие состава числа семь из двух меньших чисел.
Источник: http://konspekty-zanyatij.ru/doshkolnikam/konspekt-zanyatiya-po-matematike-v-podgotovitelnoj-gruppe-sostav-chisla/