Сценарий на масленицу в школе с конкурсами

Сценарий празднования Масленицы в начальной школе

Сценарий празднования Масленицы в начальной школе составлен для проведения праздника в общеобразовательных средних школах, предназначен для детей младшего школьного возраста и состоит из нескольких частей: представления и подвижных игр в помещении, гуляний и забав на свежем воздухе.

Цель праздника: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей к духовным ценностям наших предков.

Задачи праздника:

  • Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, о сезонных изменениях в природе, повадках зверей в зимний и весенний период; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.
  • Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма.
  • Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.
  • Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Ход праздника

I. Представление и подвижные игры в актовом зале

Действующие лица: скоморохи, медведь-гармонист, Весна, Баба-Яга.

Реквизит: чучело Масленицы, веревки, бубен, ложки, шарики, обручи, снежки из ткани.

(Звучит музыка, появляются скоморохи.)

Скоморохи:

Скоморох, скоморох, Выйди с дудкой за порог. И народу от души Спой частушку и спляши.

То ни лес, ни трава расстилается,

Праздник Масленицы начинается!

— Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами.

Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили.

А у нас медведь тоже вас пришел позабавить, на гармошке нам поиграть. Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.

Скоморох: Первый день – «Встреча». Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать.

Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором):

Обратите внимание

Дорогая гостья Масленица, Авдотьюшка, Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, трехаршинная, Лента алая, двухполтинная, Платок беленький, новомодненький, Шуба синяя, латки красные, Лапти частые, головастые, Приезжай, Масленица, в гости

На широкий двор!

(Вносят чучело Масленицы, проносят по залу).

Скоморох: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.

Игра «Бубен»

Посмотрите, а у нас бубен как блинок, передавайте его по кругу, «угощайте» соседа. У кого бубен после окончания музыки окажется, тот нам станцует и споет. И мы с вами тоже познакомимся.

Скоморох: Второй день – «Заигрыш». Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки.

Кто скажет, какие продукты нужны для теста?

Игра «Яичная эстафета»

Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с шариком от «пинг-понга» в ложке в другой конец зала и обратно, не уронив шарик, передать его следующему игроку. Выиграет та команда, которая придет к финишу первой.

Скоморох: Третий день – «Лакомка». Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери.

Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.

Игра «Петухи»

Выбираются два мальчика, они встают в круг из веревки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.

Скоморох:

На лакомую среду зазывай гостей к обеду! Я блинов бы съел вершок! Глянь, в углу стоит мешок! Что за чудо? Скок да скок! Вот и тронулся мешок!

Эй, хватай его, лови, ой, быстрее, убежит!

(Из мешка вылезает Баба Яга, доедая пряник).

Баба Яга:

Здорово, ребятки, Игори и Ванятки, Наташки и Дашки, Веруньки и Машки, Оленьки, Поленьки, Геночки, Коленьки. Поклон вам, люди добрые, Веселые, хворобые. Привет вам от Лешего, Тьфу ты, от Лета.

Встречалась я с ним на болоте, Тьфу, ты – в полете, когда к вам спешила,

Всех насмешила, а зовут меня Веснянка…

Скоморох: Что-то тут не так. А паспорт, Веснянка, у тебя есть?

Баба Яга: Конечно, вот, глядите!

Вместе: «Назначается Весной на этот год». И печать есть. А подпись-то – «Кащей Бессмертный».

Скоморохи: Ах, уходи, ты не Веснянка, ты Баба Яга.

Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, угощение из мухоморов вам готовила, хочу тоже праздновать Масленицу.

Скоморохи: Ребята, оставим ее на празднике? Только пусть загадки сначала отгадает.

Баба Яга: Ну, это я враз! Давай, загадывай.

Скоморохи:

Тетушка крутая, белая да седая, В мешке стужу везет, на землю холод трясет,

Сугробы наметает, ковром устилает. (Зима)

Баба Яга: Это я — Баба Яга.

Скоморохи: Нет, неправильно.

Дети, а вы отгадали?

Баба Яга: Обманываешь бабушку, давай вторую.

Скоморохи:

Заря-заряница, красная девица. Травку выпускает, росу расстилает. Едет стороной – с сохой, с бороной,

Да с водою ключевой. (Весна).

Баба Яга: Да это тоже я, красавица.

Скоморохи: Нет, опять ошиблась. Ребята, кто это?

Баба Яга: Последнюю задавай.

Скоморохи: Что на свете слаще всего? (сон)

Баба Яга: Блин!

Скоморохи: Ступай же прочь, Весна липовая, ненастоящая!

Баба Яга:

Все! Вопросов больше нету!
Уезжаю… Эй, карету!

(Скоморохи Бабе Яге подают метлу).

Баба Яга:

Дырки в платье залатаю, И от вас навеселе Я, ребята, улетаю,

В лес дремучий на метле.

(Садится и улетает).

Скоморох:Четвертый день – «Разгуляй». В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.

Игра «Лошадки»

Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им дается в руки веревка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим ит.д., пока все игроки не возьмутся за веревку и окажутся запряженными в сани.

Выиграет та команда, которая придет к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.

Скоморохи: Пятый день – «Тещины вечерки». В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала.

По улице катили колесо, красивое, лентами украшенное, символ солнышка – у кого колесо дальше укатится, тому ждать года сытого, урожайного. А мы с вами тоже колесо покатаем.

Игра « Покати обруч»

Дети по 2 человека катят обруч, у кого дальше укатится, тот и выиграл.

Скоморохи: Шестой день – «Золовкины посиделки». В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Взятие снежного городка»

Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из ткани, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.

Скоморохи: Седьмой день – «Прощеное воскресенье».

Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали.

Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли, смеялись, провожали лютую зиму, и Бабу Ягу злую прогнали, которая не хотела Весну пускать на нашу землю. Ушли темные силы. А теперь Весну встречайте, хлебом-солью привечайте.

(Появляется Весна, поет русскую народную песню «Весна красна, на чем пришла», водит с детьми хоровод, уводит их в классы на чаепитие с блинами).

II. Угощение блинами в классе

III. Уличные гуляния

Куклу Масленицы выносят на пришкольный двор, водят вокруг нее хороводы, поют песни, играют в подвижные игры («Бояре, а мы к вам пришли», «Кошки-мышки» и т. п.)

В конце праздника поем песню «Прощай, Масленица» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Выучивается с детьми заранее, первые две строчки хоровод идет медленно, потом на припеве быстрее и быстрее)

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/stsenariy-prazdnovaniya-maslenitsy-v-nachalnoy-shkole-3914/

Веселый сценарий Масленицы в школе «Масленичные забавы на улице»

Скоморохи знакомят участников с каждым масленичным днем, проводят конкурсы, игры. В конце мероприятия проводится традиционное сжигание чучела, распевание обрядовых песен, закличек.

Цель:

Познакомить детей с традициями празднования масленицы.

Необходимые атрибуты для конкурсов:

  • Чучело Масленицы;
  • Валенки для конкурса «Бросание валенка»;
  • Кастрюля, посаженная на врытый в землю столбик, и палка для конкурса «Разбивание горшка»;
  • Мишени для конкурса «Тир»;
  • Флажки для конкурса «Ледяная горка»;
  • Кастрюля с картофелем, тарелки, ложки для конкурса «Горячая картошка»;
  • Санки для конкурса «Катание на санях»;
  • Метлы и разноцветные кегли для игры «Веселая метла» (вместо кеглей можно использовать прозрачные пластиковые бутылки, в которые заливается подкрашенная вода);
  • Платочки для игры «Подари платочек»;
  • Костюмы медведей;
  • Мячи для гадания.

Предварительная подготовка:

  • Организовать конкурс на лучшую снежную скульптуру;
  • Сделать «снежный» лабиринт;
  • Сделать скользкую горку;

Роли:

Ход мероприятия

Скоморох 1: Добрый день, красны девицы и добры молодцы!

Скоморох 2: Собрались мы сегодня зиму проводить да весну встретить!

Скоморох 1: Порезвиться да в силе и ловкости посостязаться!

Скоморох 2: Масленица – праздник старинный, испокон веков в народе празднуемый.

Скоморох 1: А длится он не день, не два, а целую неделю!

Скоморох 2: И каждый день имеет свой тайный смысл. А какой именно – в этом мы сейчас разберемся.

Скоморох 1: В первый день происходила встреча праздника. Именно в понедельник создавалось чучело главной героини – Масленицы.

Скоморох 2: Чучело Масленицы внести!

Вносится чучело, устанавливается в центре площади.

Скоморох 1: В этот же день строили горки, снежные крепости, возводили снежные скульптуры.

Скоморох 2: Вот и мы решили провести конкурс на лучшую скульптуру! Целую неделю наши мастера (ученики) готовились к конкурсу: лепили, вырезали, украшали. И, наконец, работы закончены.

Скоморох 1: Предлагаем посмотреть, что у них получилось, и определить победителей этого сложного конкурса.

Проводится конкурс-выставка скульптур из снега, выявляются и награждаются победители.

Скоморох 2: Что ж, первый день мы благополучно миновали. Отправляемся на второй день праздника, который по праву называют «заигрышем».

Скоморох 1: Во вторник пели частушки и угощали гостей разными вкусностями.

Проводится конкурс на лучшую частушку. Если дети их не помнят, то можно заранее распечатать частушки и выявлять лучшего исполнителя.

Затем проводится игра «Угощение». Участники делятся на 2-3 команды, которые должны по очереди называть угощение. Причем каждой команде достается «свой вкус»: кислые, горькие, острые блюда. Если команда в течение 10 секунд не называет блюдо нужного вкуса, она выбывает из игры.

Скоморох 2: Повеселились, поиграли. Теперь отправляемся в третий день празднества – «Лакомку». Зятья приходили на тещины блины и угощались. Также в этот день проводились состязания в силе, смелости, ловкости.

Проводятся масленичные конкурсы:

  • «Бросание валенка» – очищение земли русской от нечистой силы. Желающие получают по валенку, выстраиваются вдоль линии. По сигналу ведущего они бросают валенок вперед, стараясь закинуть его как можно дальше. Вторым, неожиданным этапом этого состязания будет повторный бросок вторым валенком. При этом необходимо, чтобы второй валенок упал как можно ближе к первому.
  • «Разбивание горшка» – защита будущего урожая от злых духов. На площадке в землю вбивается столбик. На него надевается кастрюля – «горшок». Участникам завязывают глаза и дают в руки палку. Они по очереди стараются дойти до столба и «разбить» горшок – попасть по кастрюле палкой.
  • Игра «Петушиные бои». На площадке чертят окружность. Двум желающим связывают руки за спиной и отправляют в круг. Задача каждого игрока – вытолкнуть противника из круга. Для усложнения задания можно предложить участникам находиться в круге только на одной ноге, подняв вверх другую.

Скоморох 1: Заканчивается среда – начинается четверг. Именно в этот день пели много песен, танцевали до упаду, много-много играли и колядовали.

Скоморох 2: Неизменной традицией были снежные бои и штурм снежной крепости. Ну а мы с вами проведем снежные конкурсы!

Проводятся снежные конкурсы:

Читайте также:  Загадки про небо и землю с ответами

  • «Лабиринт». На заснеженной площадке заранее подготавливается лабиринт в форме прямоугольника, в котором лопатой выкапываются неглубокие дорожки. Он имеет только два входа. Задача участников – найти выход из лабиринта.
  • «Тир». На небольшом расстоянии от ребят устанавливается узкий столик, на котором выставляются разнокалиберные мишени. Желающие пытаются попасть во все предметы, сделав при этом наименьшее число бросков.
  • «Ледяная горка». Горка должна быть достаточно скользкой со стороны ската. На горке в разных местах прикреплены флажки. Задача участников – постараться достать все флажки. При этом подниматься на гору можно только со скользкой стороны.

Скоморох 1: В пятничный вечер зятья приглашали тещ на блины. А испечь-то блины им было ой как непросто!

Скоморох 2: Ведь нужно было у тещи с тестем сначала выпросить все продукты и посуды для выпекания главного угощения!

Скоморох 1: Чтобы это сделать, зятья засылали своих друзей с этой целью. Однако просто так зятю ничего не дадут.

Скоморох 2: Друзьям приходилось исполнять порой даже самые трудные желания родителей невесты!

Скоморох 1: Какие только испытания им не приходилось переносить в этот день, «благодаря» своему дружку: и снег кидали, и в доме прибирали, и бегали с пустяковыми поручениями до соседей!

Скоморох 2: А вы бы справились с такими заданиями? Сейчас проверим!

Проводятся масленичные эстафеты:

  • «Горячая картошка». Участники с помощью ложек переносят картофель из кастрюльки в тарелку.
  • «Катание на санях». Участники ложатся животом на санки. На расстоянии от них устанавливаются кегли. Задача игроков – доехать до кегли, обогнуть ее и вернуться назад, передвигая санки руками.
  • «Веселая метла». На площадке расставляют кегли двух цветов, например, для первой команды – синие, а для второй – красные. От каждой команды выходит по 2 участника, они получают по метле. Сев «верхом» на метлу, игроки начинают подметать поляну, стараясь сбить все кегли своего цвета и при этом не задеть кегли противника. Победит команда, которая справится с заданием быстрее.
  • «Метание метлы». По очереди игроки бросают метлу на дальность. Игрок, метла которого улетела дальше, приносит команде очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Скоморох 1: В субботу золовкам – сестрам мужа – вручались подарки от невесток, сжигалось чучело, и проводился старинный ритуал очищения огнем: юноши прыгали через костер, а пепел развевался по всей округе.

Скоморох 2: Ну а мы продолжаем веселиться и играть! Перед сжиганием чучела нужно как следует разогреться, чтобы суметь противостоять злым духам!

Проводится игра «Подари платочек». На отдельном участке устанавливаются две палки разной высоты. Между ними натягивается прочная веревка, которая располагается по наклонной. На платочках пишут женские имена и с помощью прищепок цепляют их к веревке. Участники-мальчики подпрыгивают, чтобы сорвать платок. Затем дарят его девочке с именем, которое записано на платке.

Масленица в детском саду — уличный праздник для всех групп

Скоморох 1: Еще очень любили на Руси смотреть медвежьи представления.

Скоморох 2: Специально для вас, впервые в нашем краю выступают медведи! Встречайте!

Проводится конкурс-игра «Медведи». Несколько желающих надевают костюмы и танцуют. Медведя, который больше всего понравился зрителям, определяют по аплодисментам. Ему вручают подарок – ложку меда.

Затем сжигают чучело Масленицы, вокруг костра водят хоровод, поют песни.

Скоморох 1: Всю неделю катались с горки  так люди прощались с последним снегом.

Скоморох 2: А еще гадали, кого ожидает большой успех в ближайшем будущем: для этого скатывали с горки горящее колесо.

Скоморох 1: Мы попытаемся определить это, воспользовавшись обычными мячами.

Проводится игра – гадание с мячом. Участники сталкивают с горки мяч. Затем определяют, чей мяч укатился дальше – того ждет большая удача.

Скоморох 2: Последний день недаром называют «Прощеным воскресеньем», ведь именно сегодня нужно просить прощения у всех.

Скоморох 1: Давайте не будем отступать и от этой традиции – попросим прощения друг у друга.

Дети просят прощения друг у друга.

Скоморох 2: Кроме того, в это день старались совершить как можно больше хороших дел.

Скоморох 1: Так душа очищалась от зла и готовилась к большому испытанию – Великому Посту, который идет сразу за Масленицей.

Скоморох 2: Ребята, помните, что не стоит ждать Прощеного воскресенья, чтобы сделать что-то хорошее.

Скоморох 1: Не забывайте, что все хорошее возвращается, так же, как и плохое!

Скоморох 2: Вот и попрощались мы с зимой, а теперь пора прощаться и нам.

Вместе: До свидания, ребята!

Скачать сценарий Масленицы в школе на улице

(2

Источник: http://www.13idei.ru/detyam/maslenichnye-zabavy/

Сценарий на Масленицу — для праздника в школе

Предлагаем вашему вниманию интересный игровой сценарий для школьного гуляния на праздник Масленица. Этот сценарий написала Татьяна Горшкова. 

Спасибо автору за замечательный сценарий, талант и доброту. 

СЦЕНАРИЙ РАССЧИТАН на проведение праздника детьми-пятиклассниками в течение 40-45 минут (включая угощение блинами) для учеников младших классов. .

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Скоморох (поющий ведущий), Красна Девица (поющая ведущая), Зима, Весна, Медведь, Коробейники – 3 человека, Хороводники (они же – в конце – Северные гости) – 4 пары, двое поющих Северных гостей, Кадрильщики – 3 пары. Всего в спектакле задействовано 22 человека.

РЕКВИЗИТ: костюмы для действующих лиц; санки (во время праздника в столовой – с обернутыми картоном полозьями – чтоб не скрежетали по полу), прикрепленное к санкам разборное чучело Масленицы (из полунадутых воздушных шариков, легкого составного каркаса, одежды из легких тканей); складной веер на веревочке – на запястье у Зимы; задрапированные серебристой тканью два стула – трон для Зимы (стоит на сцене в стороне в течение всего действия); ленты для «карусели» Хороводников; три подноса для Коробейников (с ручками и лентами через шею, выстеленные полотенцами с народными узорами); на подносе у Первого Коробейника – шумовые инструменты (трещотки, ложки, погремушки), на подносе у Второго Коробейника – леденцы-призы, на подносе у Третьего Коробейника – глиняные свистульки; стулья для Коробейников (на улице можно обойтись и без них); 8 цветочных венков для Хороводников во втором выходе; спортивный инвентарь, спрятанный за троном Зимы (канат, кегли); два картонных шаманских бубна для Северных гостей (с бахромой по краям, аппликацией-солнцем на лицевой стороне, удобным захватом с тыльной стороны и полостью внутри – для быстрой упаковки одежды Масленицы после ее «сжигания»), два расписных колчана, в которые прячутся детали каркаса Масленицы, двое безопасно спрятанных в рукавах малиц Северных гостей маникюрных ножниц (для протыкания шариков); связанные лоскуты-ленты легкой оранжевой и желтой «огненной» ткани, заправленные внутри рукавов у Северных гостей; 4 радиомикрофона, звуковая аппаратура.

ФОНОГРАММЫ: «Барыня» (в исполнении оркестра народных инструментов); минусовки «Московская кадриль» и «Мы поедем, мы помчимся»; запись пения птиц. Фоновые фонограммы русских народных песен в инструментальном исполнении – под первый выход Скомороха с Красной Девицей, перетягивание каната, появление Весны и выход на поклон.

ДЕЙСТВИЕ

Выходит Скоморох, грудь колесом, руки в боки. Орел-мужчина! 

Скоморох:

Эй, народ молодой,

Незнакомый, озорной,

Заводной, проказный,

Здравствуй!

Я – веселый скоморох,

С виду я – ничуть не плох,

А душой-то я и вовсе – 

Распрекрасный!

Зиме конец виднеется,

Февраль на солнце греется!

С подругою моею,

С Красной Девицей…

Скоморох делает приглашающий жест в сторону Красной Девицы, та выходит, кланяется.

…Мы будем Зиму провожать,

Мы будем петь, играть, плясать

И на приход Весны-красны

Надеяться!

Красна девица:

Ты Зима наша, Зима,

Зажги солнце ясное,

Растопи свои снега,

Приведи нам Масленицу!

Надоел нам холод,

Надоели вьюги.

В хороводе ярком

Отогреем руки!

ХОРОВОД: под «Барыню» входят 4 пары Хороводников в народных костюмах, в руках над головами – ленты. Среди Хороводников – Зима. В конце делегации идет Медведь, тащит за собой санки, на них – чучело Масленицы.

Важно

Красна Девица и Скоморох участвуют в «ручейке», потом на середине песни приглашают 8 детей, раздают вместе с Первым Коробейником шумовые инструменты. В это время Медведь с Зимой становятся в центре, Медведь собирает в одну руку концы лент Хороводников, держит их над головой.

Другие концы лент держат перед собой на вытянутой руке Хороводники, образуя «карусель» (уже не парами, мальчики в «карусели» чередуются с девочками). Во внешний круг «карусели» Скоморох и Красна Девица по очереди включают по ребенку с шумовым инструментом в руках, Хороводники свободной рукой подхватывают детей под локоть.

Задача детей (это должны тихонько объяснить Скоморох и Красна Девица во время набора), попав в хоровод, просто следовать его движению и одновременно играть на своем шумовом инструменте.

«Карусель» делает круг в одном направлении, потом Хороводники, быстро перехватив ленты, разворачиваются на 180 градусов, а ведомые ими дети – нет. «Карусель» крутится в обратную сторону, дети продолжают играть. К финалу песни Хороводники выстраиваются со своими музыкантами в линию на поклон. 

Первый Коробейник собирает шумовые инструменты, Второй Коробейник раздает детям леденцы. Скоморох и Красна Девица им помогают. Дети возвращаются на свои места. В это время Медведь увозит санки с Масленицей к трону Зимы. Зима остается в центре. Она изнемогает от жары, утирается кружевным платочком, машет им на себя, потом вспоминает про веер, обмахивается веером. 

Зима (с упреком в голосе):

Я – Зима-красавица,

Та, что детям нравится,

С морозцем, со снежком,

С веселым снеговиком.

Лишь вчера встречали вы

Новый год веселый!…

(Пародирует песню).

 …«Кабы не было зимы

В городах и селах!»

А теперь вы – гоните,

Да с порога просите: 

«Уходи, зима проклятая,

Забирай метель крылатую!

Масленицу подавай,

А мороз свой – забирай!».

Красна Девица:

Не хотели мы тебя 

Обижать,

Но не в силах мы ручьи

Удержать.

Скоморох:

И Медведь уже не спит

Во бору,

С нами поиграть спешит

Он в игру!

Медведь тем временем достает из-за трона Зимы две кегли и канат и, размотав его, включается в разговор.

Медведь:

А игра моя – лихая, славная,

Подходи скорей народ удалый к нам!

Покажите, дети, силушку недюжинну, 

Каждый богатырь тут будет нужен мне.

Красна Девица:

А ты, Зимушка, в теньке

Посиди.

На забавы ребятни

Погляди.

Отдохни, голубушка,

Остынь.

Мы не гоним, мы тебя

Веселим!

Пока Красна Девица отводит Зиму к ее трону, Медведь и Скоморох набирают себе команды из пяти-шести мальчишек. Зима во время игры изнемогает, хватается за голову, машет на себя то платком, то веером, то одновременно и тем и другим. К концу игры кокошник у Зимы должен съехать набекрень.

ИГРА «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»: проводится в троекратной повторности. Перед началом игры Медведь ставит на пол (на землю) две кегли на расстоянии двух метров. Следит за тем, чтобы кегли не мешали игре, т. е. располагает их не под ногами команд, а ближе к зрителям. Медведь и Скоморох ставят свои команды за канатом, чтобы тот был виден зрителям.

Первые участники команд становятся на уровне кеглей, остальные – за ними. Медведь объясняет (в прозе) правила игры: побеждает та команда, которая утянет команду соперников за свою кеглю. Скоморох объявляет, что зрители, кто ближе к какой команде сидит, становятся болельщиками за эту команду. Команды начинают по сигналу Медведя.

Совет

Медведь и Скоморох перетягивать канат не помогают, но руководят игрой и «подогревают» болельщиков. Итог игры подводит Медведь: все участники становятся в один ряд, берутся за руки. Медведь – в центре. Объявляет победителей, поднимает руку ближайшего к нему игрока и все дети из этой команды должны поднять скрепленные руки.

Красна Девица награждает победителей леденцами с подноса Второго Коробейника.

Красна Девица:

Ай да, судари мои,

Молодцы-богатыри!

Вот, спасибо, позабавили-порадовали!..

(Оглянувшись на Зиму, озабоченно):

…Утомили Зимушку нашим праздником?

Зима (из последних сил):

Утомили, растопили

Да расстроили!

Я смотрю, не церемонитесь

Со мною вы!

Скоморох:

Что ты, что ты, радость наша!

Мы тебя и чтим, и любим –

Мы споем тебе и спляшем!..

(В сторону, загородившись от Зимы ладонью, озорно подмигнув зрителям):

…И – глядишь – Весну разбудим!

КАДРИЛЬ: Скоморох и Красна Девица отходят в сторону, противоположную Зиме, становятся так, чтобы не загораживать танцующие пары Кадрильщиков. Скоморох поет первый куплет, Красна Девица – второй.

В припеве поют «Тар-дари-тари-та» поочереди, потом вместе. Пока один поет, второй пританцовывает (но аккуратно, чтобы не сбить дыхание).

В последнем припеве песни Скоморох и Красна Девица включаются в «прогулочку» Кадрильщиков, но к концу те расходятся, а ведущие должны остаться в центре сцены.

Медведь во время кадрили садится к Зиме на трон, машет на нее платочком. Зима к финалу танца должна совсем раскиснуть – «оплыть» на своем троне и в конце концов уснуть на лапах у Медведя.

Красна Девица:

Видать Зимушка-зима,

Читайте также:  Родительское собрание «роль отца в воспитании детей в семье», 3 класс

Наконец, устала!..

(Заботливо, обращаясь к Скомороху):

…Нашей пляскою согрета,

Хоть бы не растаяла!

Скоморох:

Ну и что! Пущай растает!

Что ж, не веселиться?

К нам вот-вот из стран далеких

Возвратятся птицы!

Мы покличем их, покличем,

Подудим в свирели,

Многогласным хором птичьим

Землю отогреем!

ЗАКЛИКАНИЕ ПТИЦ: Красна Девица, поменяв свою озабоченность состоянием Зимы на радость, приглашает на сцену пятерых детей, вместе с Третьим Коробейником раздает им и Скомороху глиняные свистульки. Нарастает звук фонограммы с пением птиц, дети играют на свистульках. Фонограмма меняется на музыку выхода Весны (дети под руководством Скомороха не перестают играть).

Выходят парами восемь Хороводников в цветочных венках на головах, в руках несут шестнадцать бумажных птиц. Среди Хороводников – Весна. Хороводники встают за ведущими и играющими на свистульках детьми, на последних аккордах песни берут у детей свистульки и дарят им вместо них по бумажной птице.

Остается 11 птиц – Хороводники складывают их на поднос Второму Коробейнику и уходят переодеваться.

Красна Девица:

Люди добрые, взгляните –

К нам пришла Весна!

Пробуждается земля

Словно ото сна.

Здравствуй, матушка-краса

Ненаглядная!

Ты ль одела небеса

В синь нарядную?

Скоморох:

Ты ль несешь нам на крылах

Ясно солнышко?

О тебе капель звенит

Как по стеклышкам?

Весна:

Обо мне, обо мне!

Здравствуйте!

Рады вы своей Весне?

Вот я! Празднуйте!

Из далеких светлых стран

Я сюда спешила,

Вместе с птицами летела,

Ветер торопила,

Чуть заслышав закликанья

Хор многоголосый.

Тот, кто ждал нас, – тот ответит

На мои вопросы.

Обратите внимание

Весна задает детям вопросы. За правильные ответы Красна Девица и Скоморох награждают ответившего бумажной птицей с подноса Второго Коробейника.

Весна:

1. Какая птица с уходом зимы не прилетает к нам, а улетает от нас? (Снегирь).

2. Какая птица первой прилетает к нам весной? (Грач).

3. Какая птица «с весною в сени к нам летит»? (Ласточка).

4. Назовите птицу с двойной «профессией» — почтальон и символ мира. (Голубь).

5. Какую птицу считают символом мудрости? (Сову).

6. Какая птица умеет считать годы жизни? (Кукушка).

7. Кого называют лесным доктором? (Дятла).

8. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи).

9. Про какую птицу говорят: «Вертится, стрекочет, весь день хлопочет»? (Сорока).

10. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец).

11. Какая птица с черной головой и крыльями носит серую жилетку? (Ворона).

Вы ответили всё правильно –

Остаюсь за это с вами я!

Только где ж моя сестрица,

Зимушка-Зима?

Выдумщица, озорница

Дел морозных мастерица,

Где она сама?

Скоморох в это время идет к Зиме и Медведю, вместе с Медведем они будят Зиму. 

Красна Девица:

Наша Зимушка-краса

Больно уж устала!

Провожать ее пора

Пока не растаяла.

Скоморох и Медведь, поддерживая Зиму под руки, выводят ее на середину сцены.

Зима:

Вот и ты, сестрица славная!

Твоему приходу рада я!..

(Весна и Зима раскланиваются красивым русским поклоном. Звучит вступление песни «Мы поедем, мы помчимся».).

…Мне пора уж собираться 

В дальний путь-дорогу.

Дома буду набраться

Сил я понемногу,

Чтоб вернуться в декабре

К своей милой детворе.

Отдаю вам, люди добрые,

Свою Масленицу.

Забирай меня скорей

Ветер северный!

Медведь в это время подтаскивает санки с Масленицей на середину. Скоморох и Красна Девица берут за руки Весну и уводят ее к одному краю сцены. 

ТАНЕЦ СЕВЕРНЫХ ГОСТЕЙ: на последних тактах вступления выбегают, изображая оленей, Северные гости, за ними выходят двое поющих песню, становятся на противоположном от Весны краю сцены. Поют куплеты по очереди, припев – вместе. Хоровод Северных гостей устраивает вокруг группы из Зимы, Медведя и Масленицы шаманскую пляску.

На втором куплете шаманы с бубнами остаются у Масленицы, а шестеро остальных танцующих, снова изображая оленей, «увозят» со сцены Зиму и Медведя и, сделав круг, возвращаются к Масленице на санках.

На третьем куплете шестеро Северных гостей выхватывают из рукавов «огненные» лоскуты и, сгрудившись достаточно тесно, изображают огонь, а загороженные ими двое шаманов за их спинами быстро разбирают Масленицу: прорезав воздушные шары ножницами, упаковывают одежду Масленицы внутрь бубнов, каркас разбирают и складывают в колчаны.

С последним припевом делегация Северных гостей, сделав прощальный круг почета по сцене, убегает, маша зрителям руками и увозя санки. За ними удаляются двое певших песню.

Скоморох:

До свидания, Зима!

Воцарись скорей, Весна!

Нарастает звук фонограммы песни «Ах вы сени, мои сени».

Красна Девица:

Ну а вы, ребятушки,

Не стесняйтесь –

Блинчиком-оладушком

Угощайтесь!

Угощайтесь, празднуйте,

Веселитесь!

Ну а мы же вам все вместе

Поклонимся.

На словах Красной Девицы на сцену выходят все, задействованные в спектакле, становятся в два-три ряда. Главные действующие лица – впереди, делают поклон с рукой от плеча, остальные – простой поклон. Гости принимаются за угощение.

Дорогие авторы! Присылайте нам свои интересные сценарии праздников и мы с удовольствием их опубликуем для наших читателей!

Источник: http://ljubimyj-prazdnik.ru/stsenarii_prazdnikov/1028-maslenitsa-stsenarij-dlya-shkolnikov-s-igrami/

Сценарий праздника масленицы в школе Широкая Масленица

Проводится ведущей (классным руководителем или воспитателем) в форме тематического праздника с конкурсной программой.

Цель: ознакомление с русскими национальными традициями

Возраст участников: от 8 до 12 лет

Подготовительный этап: Украсить класс можно плакатами, на одной стене с зимними пейзажами, на другой — весенними, летними, на доске нарисовать солнце. Для проведения конкурсов учащихся нужно заранее разбить на две команды. Мамам учеников можно предложить испечь дома блины и устроить в конце праздника чаепитие. Можно провести конкурс «У кого блины вкуснее».

Оборудование: мяч, теннисный мячик, платок, веревка, блины.

Действующие лица: солнышко, петрушка.

Ведущая

Приглашаем всех на Масленицу русскую праздничную, вольную, вкусно-хлебосольную! Масленица — самый шумный русский народный праздник. Масленицей провожали всегда на Руси зиму и встречали весну. В своих старинных обычаях русский народ часто обращался к образу Солнца. Солнце всегда было желанным другом.

А на Масленицу принято было призывать Солнце, приближая этим весну. Для того чтобы ускорить приход солнца, помочь ему совершить свой круг, люди изображали круг или круговые движения (пекли блины, водили хороводы и т. п.). Давайте и мы, ребята, позовем Солнышко.

Я буду задавать вам загадки, а вы хором отвечать, что это:

Взглянешь — заплачешь, А краше его на свете нет.

(Солнце)

Что без огня горит?
(Солнце)

Встает рано, светит ярко, греет жарко.
(Солнце)

Один костер весь свет согревает.
(Солнце)

Врач тем редко нужен, Кто со мною дружен.

(Солнце)

Входит Солнышко, оно грустит.

Солнышко

Важно

Кто меня звал? Кто потревожил? Не хочу вам светить, землю согревать, пусть зима продолжается, грустно мне.

Ведущая

Солнышко, не грусти мы тебя не просто так позвали. У нас сегодня веселый-веселый праздник — Масленица.

Солнышко

С песнями, конкурсами, играми?

Ведущая

Обязательно!

Играет веселая русская народная песня, вбегает Петрушка.

Петрушка

А вот и я! Какое веселье, игры без Петрушки? Я на Руси всегда был заводилой на праздниках.

Много разных потех и игр устраивали на Масленицу. Во время праздничных маскарадов пели, плясали, лепили из снега скульптуры, любили устраивать состязания, которые назывались игрища.

На Масленицу всегда устраивали кулачные потехи, во время которых участники стремились показать удаль молодецкую.

А не хочет ли кто из вас помериться силой, поучаствовать в состязаниях, потешить Солнышко? Есть среди мальчиков будущие богатыри русские?

Игра «Петушиные бои»

На полу начертить мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают им руки за спиной. Задача играющего, «петушка»: прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Игра «Перетягивание каната»

Посередине веревки привязать цветную ленточку. На полу нарисовать мелом чету. Один конец веревки берет первая команда, другой — вторая. Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат, так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

Петрушка

Солнышко, вижу, ты уже не такое грустное, потешили тебя наши удальцы-молодцы!

Ведущая

Одна из непременных традиций Масленицы — это взятие Снежного городка. Во время праздника из снега сооружали крепость. Играющие распределялись на две команды: пеших и конных. Пешие охраняли город, а конные штурмовали. При этом город представлял зиму, которую изгоняли. А я вам предлагаю другой вариант Снежного городка.

Игра «Снежный городок»

Команды пусть встанут напротив друг друга.

Правила игры: штурмуя Снежный городок, игроки лепили снежки. Теннисный мячик будет снежком. Участники «сражения» должны будут по очереди бросать друг другу «снежок» и при этом произносить название какого-нибудь города. Проигрывает та команда, игрок которой не сможет назвать город (повторения запрещены).

Солнышко

А почему никто не водит хороводы?

Петрушка

Солнышко красно, Гори-гори ясно! В небо пташкой залети, Нашу землю освети, Встанем вместе в хоровод

Солнце пусть быстрей придет.

Петрушка приглашает всех в хоровод, детей и родителей. Дети водят хоровод, поют любые русские хороводные песни.

Солнышко

Как мне стало весело с вами, я хочу предложить тоже поиграть всем в веселые игры, оставаясь в кругу.

Игра «Воевода»

Катилось яблоко вокруг хоровода. Кто его поднял — тот воевода. Воевода, воевода, выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время как звучит третья строка) за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них.

На слова последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники игры в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становиться «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Игра «Шепоток»

Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза платком. В руках у водящего палочка. Он идет по кругу и, прикасаясь до кого-либо, громко просит: «Скажи мне хоть слово».

Ответ должен быть не более одного — двух слов, которые произносятся шепотом, но внятно. Водящий по этому шепотку должен определить, кто перед ним. Если угадал, дети меняются ролями, а если ошибся, все хлопают в ладоши и отгадчика штрафуют (просят рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать).

Солнышко

Повеселилось вместе с вами, Теперь весна не за горой, Согрею землю я лучами

Весна придет, вслед за Зимой!

Петрушка

Масленица, Масленица! Широкая Масленица! Гостья нагостилась, С зимушкой простилась, С крыши капели, Грачи прилетели, Воробьи чирикают, Они весну кликают.

Ведущая

Подожди, Петрушечка, ты забыл еще про одну традицию Масленицы — блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов, которые наши мамы приготовили к празднику.

Ох, как вкусен блин румяный с маслом, медом иль сметаной,
Прямо с печки, с пылу с жару — заходи, отведай пару!

Развлекательные мероприятия в школе

Источник: https://korporativus.com/school_events/rus/scenariy_prazdnovania_maslenici_v_shkole.html

Сценарий Масленицы в школе

Современность требует от педагогов инновационных подходов не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Специальная программа воспитательной работы школы, создаваемая на учебный год, включает массу мероприятий, связанных с различными праздниками. Предлагаем вашему вниманию сценарий Масленицы в школе. Провести такое мероприятие можно в классе, между классами.

Сценарий «Широкая Масленица»

Посвящается этот праздник проводам русской зимы. Вести мероприятие может классный руководитель. Помимо тематического праздника, предполагаются оригинальная игровая программа и совместное чаепитие.

Какую цель преследует праздник «Масленица в школе»? Сценарий на улице направлен на ознакомление детей с национальными русскими традициями.

Предполагаемый возраст участников данного мероприятия 8-12 лет.

С чего начать праздник «Масленица в школе»? Сценарий на улице предполагает серьезный подготовительный период.

Педагог подбирает площадку для игр, продумывает оформление, запасается оборудованием: веревкой, мячами, платком, вкусными блинами.

Совет

Сценарий празднования Масленицы в школе предполагает несколько действующих лиц: Петрушку, Солнышко.

Ведущий может сказать следующее:

«Дорогие гости, приглашаем вас на забавы русские, веселые, задорные. Масленица – настоящий русский праздник, время проводов зимы, встречи весны».

В старинных обычаях часто русский народ обращался к Солнцу. Оно было желанным другом и помощником. Чтобы приблизить весну, люди пытались изображать круги:

  • Пекли блины.
  • Водили хороводы.

Ведущий предлагает ребятам позвать Солнце, чтобы приблизить весну.

Загадки

В сценарий веселой Масленицы в школе можно включить интересные вопросы, которые станут «разминкой»:

  1. Взглянул — заплакал. Но краше его нет на свете. (Солнце)
  2. Что горит без огня? (Солнце)
  3. Оно рано встает, ярко светит, да жарко греет. (Солнце)
  4. Один большой костер всю Землю согревает. (Солнце)
  5. Врач редко нужен тем, кто с ним всегда дружит. (Солнце)

Сценарий проведения Масленицы в школе продолжается появлением на празднике Солнышка. Оно грустно оглядывает ребят, интересуется, кто и зачем позвал его. Солнышко отказывается греть землю, хочет, чтобы продолжалась холодная зима.

Читайте также:  Игры в дороге для ребёнка от 1 до 3 лет

Ведущая:

-Солнышко, мы ведь с ребятами тебя не просто так позвали, некогда тебе будет грустить. Сегодня у нас веселый праздник, который зовут Масленицей.

Солнышко:

-С песнями, подвижными играми, смешными конкурсами?

Ведущая:

-Конечно!

В сценарий проведения Масленицы в школе можно включить появление Петрушки. Его слова могут быть такими:

«Всем привет, а вот и я! Разве можно веселиться без Петрушки? Я на Руси заводилой на всех праздниках был. Много различных игр устраивал я на Масленицу.

Во время ярких маскарадов я с ребятами пел, плясал, лепил из снега разные скульптуры, состязания устраивал, которые игрищами назывались. На Масленицу устраивали красочные кулачные потехи, чтобы молодцы могли силой богатырской помериться.

А из вас никто не хочет силой помериться, потешить грустное Солнышко? Есть среди вас богатыри русские?

Игра «Петушиные бои»

В сценарий празднования Масленицы в школе можно включить оригинальное состязание. На земле чертится круг диаметром один метр. Ребята делятся на две команды, из каждой выбирают по одному участнику, за спиной ему завязывают руки. Играющий «петушок» должен, прыгая на одной ноге, выбить из круга своего соперника.

Игра «Перетягивание каната»

В сценарий Масленицы в школе можно включить и такую забаву. В центре веревки привязывают яркую ленточку. На земле чертят границу.

Команды с разных сторон хватаются за веревку, по команде Петрушки начинают ее перетягивать. Условием игры является постоянное расположение ленточки над чертой.

Выигрывает та команда, которой удается перетянуть канат так, чтобы лента оказалась на ее половине. Диалоги главных героев праздника продолжаются.

Петрушка:

-Солнышко, я смотрю, тебе веселее стало. Потешили тебя наши удальцы?

Ведущая:

-Одной из непременных традиций Масленицы является взятие Снежного города. Из снега сооружалась стена, игроки распределялись на две команды: конных и пеших. Одни охраняли снежный городок, а другие пытались взять его штурмом. Предлагаю и нам попробовать прогнать зиму, весну закликать.

Конкурс «Снежный городок»

В сценарий Масленицы в школе можно включить веселое состязание. Команды располагаются друг напротив друга. Для штурма ребята лепят снежки. Затем участники «сражения» по очереди бросают их друг в друга, произнося название городов. Проигрывает в состязании та команда, которая не может придумать названия города.

В сценарий праздника «Масленица в школе» можно включить такую игру в помещении, заменив настоящие снежки теннисными мячиками. Слушаем дальнейшие диалоги героев.

Солнышко:

-А почему ребята хороводы не водят?

Петрушка:

-Солнышко красное, сейчас все исправим. А ну, мальчишки и девчонки, становись в хоровод!

Петрушка собирает большой хоровод из детей, учителей, родителей.

Игра «Воевода»

В сценарий Масленицы в школе можно включить необычное состязание. Ребята становятся по кругу, передают мяч.

Тот человек, который на слове «воевода» держит мяч, выбегает из круга, пробегает за спинами ребят, кладет мяч на пол между двумя из них. Потом ребята разбегаются в разные стороны, обегают круг.

Остальные участники игры хлопают в ладоши. Побеждает тот, кто первым доберется до мяча. Его «назначают воеводой», продолжается веселое состязание.

Игра «Шепоток»

В сценарий Масленицы для детей начальной школы можно включить и такую интересную игру. Ребята берутся за руки, образуют круг. Водящему платком завязывают глаза. У него в руках палочка.

Он движется по кругу, касается одного из игроков палкой, просит сказать ему «хоть слово». Его ответ должен произноситься шепотом, по которому водящий определяет, кто находится перед ним. Если ему удается отгадать, ребята меняются ролями.

В случае ошибки, все дружно хлопают в ладоши, а не отгадавший штрафуется песенкой, стихотворением.

Закончить сценарий Масленицы для детей начальной школы можно чаепитием с блинами, которые приготовили девочки с их мамами.

Второй вариант проведения праздника в начальной школе

Он предполагает несколько составных частей:

  • Представление.
  • Подвижные игры в помещении.
  • Забавы и гуляния на свежем воздухе.

В сценарий праздника «Масленица в начальной школе» педагог включает знакомство подрастающего поколения с русскими народными традициями. Основной задачей учителя является приобщение детей к духовным ценностям предков.

Сценарий праздника «Масленица в начальной школе» имеет следующие задачи:

  • Осмысление традиций русского народа.
  • Приобщение подрастающего поколения к празднованию Масленицы.
  • Обогащение словарного запаса младших школьников.
  • Информирование о повадках животных в зимнее и весеннее время.
  • Расширение знаний о народном этикете.

Развивающие задачи:

  • Развитие внимания.
  • Формирование чувства ритма и такта.
  • Корректировка ловкости.
  • Формирование логического мышления.

Сценарий Масленицы в школе с конкурсами – отличный способ воспитания в подрастающем поколении патриотизма, базирующегося на уважении к обычаям предков.

Во время праздника ребята получают навыки коммуникативного общения, толерантности.

Ход мероприятия

В сценарий Масленицы в школе с конкурсами можно включить: скоморохов, Весну, Бабу-Ягу, медведя-гармониста.

Для проведения мероприятия потребуется определенный реквизит:

  • Веревки.
  • Чучело Масленицы.
  • Обручи, шарики, тканевые снежки.
  • Ложки, бубен.

Под русскую народную музыку появляются скоморохи.

Обращаясь к ребятам, они рассказывают о том, что Масленица – яркие проводы зимы, встреча весеннего тепла, обновление природы. Предки считали, что важно прогонять Зиму, помогать Весне приходить к людям. Чтобы «усладить» юную красавицу, люди «умасливали» ее вкусными и сладкими блинами.

Сценарий праздника «Масленица» в школе можно продолжить выступлением «медведя». Он на гармошке поиграет, гостей позабавит.

Скоморохи рассказывают ребятам о том, что гуляния продолжаются целую неделю, причем у каждого дня есть свое оригинальное название.

Обратите внимание

В сценарий Масленицы в начальной школе можно включить отдельные фрагменты того, как некогда проходили праздники, знакомя ребят с особенностями каждого дня.

Первый день называли «Встречей». Все готовились к празднику, пекли блины. Далее в сценарий Масленицы в начальной школе можно включить зазывание главного персонажа праздника — Масленицы.

Ребята вместе со скоморохами хором повторяют:

«Дорогая гостья Масленица, Изотьевна, Авдотьюшка, Дуня румяная, Дуня белая, Лента алая, Коса длинная, Платок беленький, Лапти частые, Шуба синяя. Приезжай, Масленица, на наш широкий двор!».

Вносится чучело, его проносят по всему залу.

Продолжается Масленица в школе. Сценарий праздника с играми можно разнообразить забавой «Бубен».

Ребята выстраиваются по кругу. Одному из игроков вручается бубен. Его передают под музыку, как только она стихает, тот, у кого остается этот музыкальный инструмент, «угощает» соседей: поет или танцует.

Второй день называют «Заигрышем». Именно с него начинается длинная блинная эпопея у женской половины населения. К утру должны быть готовы вкусные блины.

Игра «Яичная эстафета»

В сценарий Масленицы в начальной школе с играми можно включить необычное и увлекательное соревнование. Девочек делят на две команды. Они должны поочередно пробежать через зал с ложкой, на которой лежит шарик от «пинг-понга», не уронив его. Выигрывает команда, которая не допустила ошибок, и первой пришла к финишу.

Третий масленичный день называют «Лакомкой». Именно в среду зять направлялся к теще на вкусные и сытные блины. Пришло время мальчиков показать свою силу и русскую удаль.

Выбирают двух ребят, они встают в круг из веревки, левой рукой держат левую ногу, правую руку располагают на поясе. Нужно животом попробовать вытолкнуть соперника из круга. Победителем признается тот, кто не упадет, останется внутри круга.

Важно

Скоморох хватает мешок, а их него влезает Баба Яга (роль ее может сыграть учитель или кто-то из родителей школьников).

Баба Яга:

-Поклон всем низкий, привет от Лешего. Зовут меня Веснянка, я вам весть добрую о тепле предстоящем принесла. Вот и паспорт при мне. В нем написано: «На год назначается Весной». И подпись даже имеется – «Кащей Бессмертный».

Ребята вместе со скоморохами прогоняют Бабу Ягу, продолжается Масленица в школе. Сценарий праздника с играми предполагает еще много интересных заданий и конкурсов.

Четвертый день именовали «Разгуляем». Его считали самым веселым и шумным. С утра по деревням и селам люди катались на лошадках, сажали в них и чучело Масленицы.

Игра «Лошадки»

Ребят делят на две команды. Первые игроки в руки берут веревку, обегают зал, возвращаются, подхватывают второго человека из команды, делают с ним круг, возвращаются за третьим человеком. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не возьмутся за веревку, то есть, не окажутся в одной «упряжке».

Победа присуждается той команде, которая приходит к финишу быстрее, при этом не потеряет по дороге ни одного игрока.

Пятый день называли «Тещины вечеринки». Теща приходила в гости к молодой семье, блины пробовала. По улице в этот день катали колесо, украшенное лентами, считавшееся символом солнца. У кого оно дальше всех укатывалось, ту семью ждал сытный, урожайный год.

Игра «Покати обруч»

Школьники вдвоем катят обруч. Чем дольше им это удается делать, тем ближе они к победе.

Шестой день называли «Золовкиными посиделками». Молодая жена принимала в это день сестру мужа. Кроме того, в этот день веселились, играли в снежки.

Седьмой день — «Прощеное воскресенье». Его так называли, потому что люди прощали друг другу обиды. Вечером все провожали Масленицу, ее вывозили за околицу, а потом поджигали.

Ведущая:

-Ребята, мы узнали много интересного и нового о традициях и обычаях русского народа, смогли прогнать злую Бабу Ягу, которая не хотела к нам Весну пускать.

Ребята дружно зовут Весну, которая появляется с вкусными пирогами, угощает ими всех участников праздника.

Так как празднование Масленицы сложно представить без угощения блинами, вполне можно помимо пирогов, приготовить в качестве угощения и вкусные блинчики.

Будет интересно устроить дегустацию кулинарных шедевров между классами, объявить конкурс на самый тонкий, вкусный, румяный, необычный блин.

Еще один вариант праздника

В третьем классе можно предложить ребятам необычный вариант празднования Масленицы. Его целью является не только знакомство с традициями народа, но и обогащение словарного запаса учащихся, обучение правилам настоящего русского гостеприимства, воспитание уважения к старшему поколению.

В качестве ведущих праздника могут выступить пятиклассники. Они призывают всех веселиться, радоваться теплым, солнечным денькам.

Ребята рассказывают гостям о том, что Масленица была на Руси одним из самых любимых праздников. Ждали эту «красавицу» всегда с нетерпением, величали «госпожой», «боярыней». С нею разговаривали, словно с живым человеком, считали «дорогой гостьей», ждали в каждой избе.

Совет

Во многих уголках России из соломы делали чучело, но на нем не было лица, чтобы не наделять куклу душой. Ходили с Масленицей по всему селу, славили ее, радуясь приходу весны.

Далее ребята напоминают о том, что праздник не обходился без угощения блинами. Их считали символом Солнца, зарождающейся жизни. Чтобы ощутить настоящий праздник, ведущие предлагают всем участникам поиграть в русскую игру «Бояре».

Выбирается ровная площадка, школьники делятся на две команды. Они выстраиваются примерно на 10-15 метрах друг от друга.

Первая команда направляется вперед со следующими словами: «Бояре, а мы к вам пришли!». Потом они возвращаются обратно, говоря при этом: «Дорогие, а мы к вам приехали!».

Вторая команда совершает такие же передвижения со словами: «Бояре, а зачем Вы пришли? Дорогие, а зачем Вы к нам приехали?».

Между ними возникает диалог:

-Бояре, нам нужна невеста. Дорогие, нам нужна невеста.

-Бояре, а какая мила вам? Дорогие, а какая мила вам?

После совещания команда выбирает кого-то:

-Бояре, нам эта вот мила (показывают на того, кого они выбрали). Дорогие нам эта вот мила.

Игрок, которого выбрали, поворачивается в противоположную для всех остальных ребят сторону.

Далее продолжается диалог:

-Бояре, она у нас дурочка. Дорогие, она у нас дурочка.

-Бояре, а мы ее плеточкой. Дорогие, а мы ее плеточкой.

-Бояре, она боится плеточки. Дорогие, она боится плеточки.

-Бояре, а мы дадим ей пряничка. Дорогие, а мы дадим ей пряничка.

-Бояре, у ней болят зубы. Дорогие, у ней болят зубы.

-Бояре, а мы доктору ее покажем. Дорогие, а мы ее доктору покажем.

Первая команда заканчивает игру словами: «Бояре, дурака не валяйте, нам невесту навсегда отдавайте!».

Обратите внимание

Тот школьник, которого выбрали в качестве невесты, разбегается, прорывает цепь противоположной команды.

Если у него это получается, в таком случае он возвращается в команду. Побеждает так команда, которая оставила у себя большее количество игроков.

В заключение

Внеурочная деятельность имеет огромное значение именно в младшем школьном возрасте.

Педагоги, планируя внеклассную работу на уровне образовательного учреждения, стараются подбирать такие формы организации конкурсов и праздников, чтобы у ребят формировался познавательный интерес к изучению культуры и истории своего народа.

Одним из вариантов формирования патриотизма в подрастающем поколении, формирования чувства гордости за свою страну, является праздник Весны. Сценарий Масленицы в школе (в помещении или на улице) можно составить как для одного класса, так и для параллели.

Помимо школьников, к его организации и проведению педагог привлекает и родителей. Совместная деятельность способствует установлению взаимопониманию между детьми и родителями, что позитивно отражается на психологическом состоянии учащихся.

Источник: https://autogear.ru/article/116/90/stsenariy-maslenitsyi-v-shkole/

Ссылка на основную публикацию