Толстой «какая бывает роса на траве» читать

Вестник Педагога | Публикация Бондаренко Светлана Николаевна

Автор: Бондаренко Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ — СОШ №7 г.Клинцы, Брянская область Населённый пункт: Брянская область Наименование материала: урок литературного чтения

Тема: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве». Дата публикации: 18.01.2016

Вернуться назад       Перейти в раздел

Урок литературного чтения в 3а классе

Тема «Какая бывает роса на траве? Сравнение текстов».

Цель урока:

знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

Задачи:

1. Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста. 2. Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, эпитеты), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности. 3. Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво. 4. Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы. 5. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.

Формирование УУД

Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из символов, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы таблицы 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Огрмомент. Оргмомент. Вхождение в урок. На уроке разговор свой поведем О прекрасном человеке. Жил он в 19 веке. Знают это имя в мире, Не молчала его лира. Он писал, мечтал, учил. В крымский он поход ходил.

Был учёный он и пахарь. За работу брался смело, Создавал, творил умело. Очень Родину любил, И о детях не забыл. Школы он в селе открыл. Детей грамоте учил И велик он, и простой, Имя его… Посмотрите на тему, записанную на доске. Попытайтесь поставить цель урока. (выслушиваются ответы учащихся, ставится цель урока). Систематизация изученного материала.

— А сейчас я предлагаю вам рассказать биографию писателя, используя числа: 1828, полтора года, 5, 13, 22, 1859, 26, 1870, 1910, 82. (ответы учащихся) — Как Лев Толстой в детстве называл свою семью? Почему? — С какими литературными жанрами писателя мы познакомились? Приведите пример.

— Какой вид этих текстов? Что характерно для текста повествование? — Что такое быль? — С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Лев и собачка»). — С какой целью написал автор для нас эту быль? — Кто главные герои? — Зачитайте, как появилась собачка. — Как отреагировал лев. — Расскажите как разворачиваются события в тексте.

— Какова главная мысль? -С какой целью написал автор эту быль? -Какой вид текста? Докажите?

Введение в новую тему.

— А сейчас я предлагаю вам тоже побыть в роли писателей. — У вас на парте лежат листы, в которых написано слово роса. Рядом в колонке, запишите что такое роса, какой вы её представляете. Составьте небольшой текст о росе. Самостоятельная работа. -Выслушиваются ответы детей. — Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью. — Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения? ( Капля воды или роса) — Наблюдали ли вы это явление природы? ( Выслушиваются ответы детей) — Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в » Словаре русского языка». (Дети читают текст из словаря)

Словарь:

1. Роса — атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими

водяными каплями.

2.

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при

наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ? «Какая бывает роса на траве».

Постановка проблемы.

-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст? — Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

5. Первичное чтение учителем по презентации.

— Что вы представляли себе, когда читали этот текст? (яркое солнечное утро.) — С какой целью Толстой написал этот текст? — Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного. — Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру . — Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА? — Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый) 6.

Повторное чтение текста по «цепочке».

Словарная работа.

— С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)

(Слайд 7) Алмазы (словарь в учебнике с.220)

— прозрачные драгоценные камни. — А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова)

— плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. — Какие еще сравнения вы нашли в тексте?

(Слайд 8)

-Определите тип этого текста. (описание) — Вывешиваю таблицу:

« Текст — описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой?

Какая? Какое? Какие?»

Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Слайд 9)

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры) — Какие изобразительные средства использует автор?

( Сравнения, эпитеты)

— Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста. ( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого напитка кажется») 7.

Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.

— Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине. — Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать. ( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.) — Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора. — Какие названия вы бы могли дать этим текстам — описаниям, к каким стилям они относятся? (

ИД

Обратите внимание

текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.) — Какой ещё тип текста нам знаком? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.) На доске вывешена таблица:

«Текст-повествование — сообщение о том, что произошло, случилось,

как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»

5.

Обобщение. Сходство и различие текстов (3-5 мин.).

6. Рефлексия Составление синквейна со словами текст, роса. 1. Существительное – роса 2. 2 прилагательных – утренняя, алмазная 3. 3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается 4. Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами 5. 6.

Домашнее задание (1-2 мин.).

Стр. 162  «5» — наизусть стихотворение о росе, чтение и пересказ текста.  «4» — чтение и пересказ близко к тексту.

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=3207

Л.Н.Толстой Какая бывае роса на траве.doc — Конспект урока по литературному чтению «Л.Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве» (3 класс)

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
×

Актуализациязнаний.

Проверкадомашнего заданияСлайд 2Речевая разминка.(3 мин.) надРаботавыразительностью,смысломпословицыСлайд 3Слайд 3 I этапРабота с текстом дочтения(5­10 мин.)Появление целейурока какогомальчики.­Творчествописателя мы изучаем?­С какими произведениямимы уже познакомились?­Как называются этитексты?­Назовите признаки текста –повествования.

­ Сегодня мы познакомимсяс новыми произведениямиЛ.Н.Толстого.Прочитайте пословицу: Никакое искусство не достигнет природы. ­ по слогам­ с ускорением­ с вопросительной интонацией­ с утвердительной интонацией­ Объясните смысл, как вы её понимаете. ­ Да, природа может насвосхищать,удивлять, завораживать своейкрасотой, необычностью.

­ Здесь мало увидеть, здесьнужно всмотреться. Чтообъединяет последние двакадра? на ­ Отгадайте загадку:Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткали,А пошли искать их днём,Ищем, ищем – не найдём. уроке­У насприсутствуеткапелькаросы, она сегодня будутузнавать новое вместе свами.

­ Наблюдали ли вы этоявление природы? ­ Отчего оно возникает? ­Прочитайте, как об этомявлении написал C. И.Ожегов «Словарев ­ Л.Н.Толстого (портрет)«Акула», «Прыжок», «Лев исобачка» (таблица)­Текст­повествование.(таблица)Читают по заданиюОтветы детей­ Капля воды или роса Роса.Капельки рассматривают.Выслушиваютсядетей ответыДети читают текст изсловаря.

(Словарь С. И. Ожегова)

Слайд 16Слайд 17Слайд 18 Задание 2 ­ А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? ­ Вам было задано на дом найти значение слова «бархат». ­ Кто нашел в словаре толкование слова «бархат»?(Показ ткани)­ Какие еще сравнения вы нашли в тексте? ­Определите тип этого текста.

­По каким признакам вы определили, что это текст – описание? ­ Найдите и зачитайте. в тексте слова, которыеиспользовал автор, чтобыпередать свою радость привиде необыкновеннойкрасоты. камни.Бархат (интернет)­ плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

­ Капелька ­ шарик­ Листик ­ чашечка­ Росинка – вкусный напиток ­ Текст­ описание.­ Алмазы блестят, переливаются разными цветами; ­ Листок внутри мохнат и пушист, как бархат.­Какое изобразительноесредство использует автор? ­ Сравнение росинки,­ Мы предполагали, чтоЛ.Н.Толстой напишет о обкрасотеудивительном явленииприроды.

­ Подтвердились нашипредположения?­Подтвердите словами изтекста.Задание 3.Чтение текста изэнциклопедии. ­ На листке у вас ещё 1текст о росе.Роса, атмосферные осадки ввиде капелек, осаждающихсявечером, ночью и рано утромположительныхпритемпературахназемли,поверхности ­ Да.

Автор любуется росой,он восхищается ею, хочет поделиться своими чувствами с читателями: Да«росинка эта вкуснее

всякого напитка кажется»

.лучшеМеста выбрать не могла?Отвечала Морю Туча:­ Я у всех морей в долгу!И сегодня выпал случай –Расплатилась, чем могу!­ А вот чем расплатиласьТуча с Морем, почему она увсех Морей в долгу, выответите мне, прочитав ещёодин рассказ Л. Н.Толстого. ­ Росинка отправляет нас на с. 163.

­ Как называется рассказ? ­ Прочитайте рассказ «жужжащим чтением» Постановкапроблемы Работа над содержанием текста.«Куда девается вода из моря?»Жужжащее чтение­ О чём данный текст? ­ о воде.­ В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. ­ Зачитайте первый.­Найдите в тексте ответ наэтот вопрос. ­ Куда девается вода из моря? ­ 1 предложение 2 абзаца.­ Какой ещё вопрос задаёт Л.Н.

Толстой? ­ Отчего она не течёт через край?­ Как автор отвечает на этот вопрос?Читаем текст со «стопами» ­ Какие вопросы вы хотелибы задать по этой части текста?­ читают дальше ­ Почему туча у всех морей в долгу?­ Чем расплатилась Туча с Морем?­ Последнее предложение­ читают вслух 1 абзац. –Как вода попадает в моря?­ Когда образовались моря?­ читают вслух 2 абзац.

­ С поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи­ Из туч вода падает на Повторное чтение со

«стопами»

Литературный жанрТип текстаС какой целью написано произведение?Название произведения«Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?» ____________________________________________________________________________

Читайте также:  Конспект нод по математике в подготовительной группе. состав числа 7

_

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_ln_tolstoj_kakaya_byvaet_rosa_na_trave_3_klass-88137/105044

Всё самое лучшее для детей (сборник) читать онлайн

Всё самое лучшее для детей (сборник)

Рейтинг: (4.17)

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Вредный воздух
Быль

В селе Никольском, в праздник, народ пошёл к обедне. На барском дворе остались скотница, староста и конюх. Скотница пошла к колодцу за водой. Колодезь был на самом дворе. Она вытащила бадью, да не удержала. Бадья сорвалась, ударилась о стенку колодца и оторвала верёвку. Скотница вернулась в избу и говорит старосте:

— Александр! Слазяй, батюшка, в колодезь, — я бадью упустила.

Александр сказал:

— Ты упустила, ты и доставай.

Скотница сказала, что она, пожалуй, сама полезет, только чтобы он спускал её.

Староста посмеялся ей и сказал:

— Ну, пойдём. Ты теперь натощак, так я удержу; а после обеда и не удержать.

Староста привязал палку к верёвке, и баба верхом села на неё, взялась за верёвку и стала слезать в колодец, а староста за колесо стал спускать её. В колодце было всего шесть аршин глубины, и только на аршин стояла вода. Староста спускал за колесо потихоньку и всё спрашивал:

— Ещё, что ли?

Скотница кричала оттуда:

— Ещё немного!

Вдруг староста почувствовал, что верёвка ослабла; он окликнул скотницу, но она не отвечала. Староста поглядел в колодец и увидел, что баба лежит в воде головой и кверху ногами. Староста стал кричать и звать народ; но никого не было. Пришёл только один конюх. Староста велел ему держать колесо, а сам вытянул верёвку, сел на палку и полез в колодец.

Важно

Только что конюх спустил старосту до воды, с старостой сделалось то же самое. Он бросил верёвку и упал головой вниз на бабу. Конюх стал кричать, потом побежал в церковь за народом. Обедня отошла, и народ шёл из церкви. Все мужики и бабы побежали к колодцу.

Все столпились у колодца, и всякий кричал своё, но никто не знал, что делать. Молодой плотник Иван пробился сквозь толпу к колодцу, схватил верёвку, сел на палку и велел себя спускать. Иван только привязал себя к верёвке кушаком. Двое спускали его, а другие все смотрели в колодец, что будет с Иваном.

Как только он стал доходить до воды, он бросил верёвку руками и упал бы головой, но кушак держал его.

Все закричали:

— Тащи его назад! — И Ивана вытащили.

Он как мёртвый висел на кушаке, голова его тоже висела и билась о края колодца. Лицо было сине-багровое. Его вынули, сняли с верёвки и положили на землю. Думали, что он мёртвый; но он вдруг тяжело дохнул, стал перхать и ожил.

Тогда хотели лезть ещё, но один старый мужик сказал, что лазить нельзя, потому что в колодце дурной воздух и что этот дурной воздух убивает людей. Тогда мужики побежали за баграми и стали вытаскивать старосту и бабу.

Старостина жена и мать голосили у колодца, другие их унимали, а мужики цепляли в колодце баграми и старались вытащить мёртвых. Раза два они дотаскивали старосту до половины колодца за его платье; но он был тяжёл, платье прорывалось, и он срывался.

Наконец, зацепили его за два багра и вытащили. Потом вытащили и скотницу. Оба уже были совсем мёртвые и не ожили.

Потом, когда стали осматривать колодец, то узнали, что точно, — внизу колодца был дурной воздух.

Кристаллы
Рассуждение

Если сыпать в воду соль и мешать, то соль станет расходиться и так разойдётся в воде, что не видать будет соли; но если сыпать ещё и ещё соли, то под конец соль уж перестанет распускаться, а сколько ты её ни мешай, так и останется белым порошком в воде.

Вода насытилась солью и больше уж принять не может. Но если разогреть воду, она примет ещё; и соль, та, которая не распускалась в холодной воде, распустится в горячей. Но если ещё насыпать соли, тогда уж и горячая вода не примет больше соли.

А если больше станешь греть воду, то сама вода уйдёт паром, и соли ещё больше останется. Так на каждую вещь, какую вода распускает, у воды есть мера, дальше чего ей нельзя распустить.

Совет

Каждой вещи вода распускает больше, когда горяча, чем когда холодна, но всё же — как насытится горячая вода, так дальше уж не принимает. Вещь останется сама по себе, а вода уйдёт паром.

Если насытить воду селитряным порошком, а потом подсыпать ещё селитры лишней, всё согреть и, не мешавши, дать остынуть, то селитра лишняя не ляжет порошком на дне воды, а соберётся вся шестигранными столбиками и сядет на дне и по бокам, столбик подле столбика. Если насытить воду селитряным порошком и поставить в тёплом месте, то вода уйдёт паром, а селитра лишняя также сложится столбиками шестигранными.

Если насытить воду простою солью, согреть и также дать уйти воде паром, то лишняя соль сложится тоже не порошком, а кубиками. Если насытить воду селитрой с солью вместе, лишняя селитра и соль не смешаются, сложатся каждая по-своему — селитра столбиками, а соль кубиками.

Если насытить воду извёсткой, или другою солью, или ещё чем-нибудь, то каждая вещь, когда вода выйдет паром, сложится по-своему: какая в трехгранные столбики, какая в восьмигранные, какая кирпичиками, какая звёздочками, — каждая по-своему. Эти-то фигуры разные бывают во всех крепких вещах. Иногда фигуры эти большие, в руку; такие находят камни в земле. Иногда фигуры эти так малы, что простым глазом не разберёшь их; но в каждой вещи есть свои фигуры.

Если, когда вода насыщена селитрой и в ней начинают складываться фигуры, отломить иголочкой край фигуры, то опять на то же место придут новые кусочки селитры и опять заделают отломанный край точно так, как ему надо быть, — шестигранными столбиками. То же самое и с солью и со всякой другой вещью. Все маленькие порошинки сами ворочаются и приставляются той стороной, какой надо.

45

Источник: https://bookocean.net/read/b/880/p/45

Рассказы для детей — Лев Николаевич Толстой

Лгун

(Басня)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Пожарные собаки

(Быль)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне[1] приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку.

Обратите внимание

Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах.

Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.

Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала.

Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Муравей и голубка

(Басня)

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Куда девается вода из моря?

(Рассуждение)

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

Косточка

(Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

Читайте также:  Сценарий на день рождения для мальчика 5 лет дома

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Какая бывает роса на траве

(Описание)

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Курица и ласточка

(Басня)

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

Лисица и виноград

(Басня)

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

Осязание и зрение

(Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

Источник: https://stranakids.ru/rasskazy-dlya-malenkix-l-n-tolstoj/2/

Какая бывает роса на траве. (Описание) Л.Н.Толстой Помазан И.П., методист МОУ «ИМЦ «Развитие» — презентация

1 Какая бывает роса на траве. (Описание) Л.Н.Толстой Помазан И.П., методист МОУ «ИМЦ «Развитие»

2 Научно-познавательный рассказ — описание природного явления даётся с учебно- познавательными целями и в тоже время художественно, учит всматриваться в природные явления, изображает природу (явление) поэтически, используя меткие сравнения. «Работа над языком ужасная – надо чтобы всё было красиво, коротко, просто, и, главное, ясно». Л.Н. Толстой

3 Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) Русский писатель _____________ веков Просветитель, философ, ________________________ _______________________. Жанры: ________________________ ______________________. Общие цели его жизни творчества: ________________________ _______________________. Интересные факты жизни _______________________ _______________________.

4 Какая бывает роса на траве (Описание) Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. (Л.Н.Толстой)

5

6 ? Случалось ли вам делать такие открытия? В разгаре лето В средней полосе… Блестит укроп, Весь в утренней росе… Сегодня будет точно Жаркий день – К обеду Все стремиться будут в тень… А к вечеру, Уставши от жары…, Ругаться, Что зажрали комары. А.Болутенко

7 Мне нравится сияние росы, Коровки божьей чудо на травинке, Душа всегда добреет от красы, Люблю смотреть волшебные картинки. Как зеркало, раскинулась река, И незаметно мощное теченье, По ней бегут, как в сказке, облака, Глядишь и ощущаешь вдохновенье. Не нужен мне искусственный кумир, В природе есть их чрезвычайно много, Смотрю я с удивлением на мир И в нём всегда незримо вижу Бога. Анатолий Болутенко

8 Плачет утро весной и росой. Ветер плачет осенними травами.

9 Роса, остатком от тумана, Покроет бархатом дома. И утром солнечным соткана, Повсюду будет бахрома. И снова лес восторжествует, В своем парадном украшенье. И каждый шорох повествует, И шепчет каждое движенье. Ах, наконец-то загорится Гирлянда листьев и цветов. И можно ль в это не влюбиться Под терпко-легкий дым костров…

Важно

10 О, царица светлых фей, Ты летаешь без усилий Над кустами орхидей, Над цветами белых лилий! Пролетаешь над водой, Распускаются купавы, И росою, как звездой, Блещут ласковые травы. Ты везде роняешь след, И следы твои блистают, И тюльпан, и златоцвет За тобою расцветают. Пролети в душе людской, О, властительная фея. Пусть гвоздика и левкой В ней вздыхают пламенея. О, царица светлых фей, Мы невольники усилий, Мы не видим орхидей, Мы не знаем белых лилий. К.Бальмонт

11 Капля росы. На тонкой травинке росинка спала, Кристально-прозрачна, овально-мила. Скатилась росинка на алый цветок. И вниз оборвался один лепесток. Он, каплю целуя, алел на земле. Роса для него была жизни милей. Её лишь в мечтах он доселе ловил. И плакал теперь от внезапной любви. Рассветное солнце сквозь кроны берёз. Его пробудило от сладостных грёз. Любимую выкрал лучей летних жар. Она превратилась в чуть видимый пар… Свернулся от горя, засох лепесток… Под ним зародился травинки росток. Он вырастет. И повторится всё вновь: Росинка, цветок, лепесток… И любовь… Екатерина Шемякина

12 Искусней лучшей кружевницы, Сплел паутинку паучок. И светомузыка струится, Лишь дрогнет веточка-смычок. Сквозь паутинное оконце, Узри в рассветные часы, И радость утреннего солнца, И слезы утренней росы.

13 МАЙ. Бледный вечер весны и задумчив и тих, Зарумянен вечерней зарею, Грустно в окна глядит; и слагается стих, И теснится мечта за мечтою. Что-то грустно душе, что-то сердцу больней, Иль взгрустнулося мне о бывалом? Это май-баловник, это май-чародей Веет свежим своим опахалом. Там, за душной чертою столичных громад, На степях светозарной природы, Звонко птицы поют, и плывет аромат, И журчат сладкоструйные воды. И дрожит под росою душистых полей Бледный ландыш склоненным бокалом,- Это май-баловник, это май-чародей Веет свежим своим опахалом. Дорогая моя! Если б встретиться нам… В звучном празднике юного мая — И сиренью дышать, и внимать соловьям, Мир любви и страстей обнимая! О, как счастлив бы стал я любовью твоей, Сколько грез в моем сердце усталом Этот май-баловник, этот май-чародей Разбудил бы своим опахалом!.. (К. Фофанов, 1 мая 1885 год)

14 Ласковое солнце… Небо голубое… Травы беззаботно росами блестят… Радость расточая, дышит мир любовью!!! Брызгами искрится счастья аромат!!!…В капельках прозрачных солнца отраженье Радугой сияет, испуская свет… И дарует зорьке ясной ожерелье!!! Красоты небесной драгоценный блеск!!! Ветреную душу зорьки синеглазой Кутает вуалью из звенящих струй Капелек дрожащих… С чистотой алмазов… Любящих игрою веселить зарю… В кружево сплетая нити паутинок, Платье украшает стразами из рос… Крохотных… Блестящих… С небом ярко-синим В каждой бисеринке серебристых слёз… Ангельские крылья дарит сердцу зорьки… Жемчуга вплетая… Самоцветы грёз… С радужным отливом солнечных узоров… И мерцаньем мягким полусонных звёзд……Скромно улыбаясь, зорька принимает Солнца золотого светлые дары… Чудотворной силой душу наполняя, Синей Птицей Счастья в небесах парит!!!

15 Капля росы. На листочке заметила каплю росы Словно шок испытала от дивной красы. Диво-дивное видела в первый раз, Вся сияла на солнце она, как алмаз. Зачарованная, любовалась ею- Солнце с радугой породнились с нею, А всего-то лишь малая капля воды, Но такая, что глаз хоть не отводи! Посмотри –ка сынок,полюбуйся! Засмотрелся мой сын, улыбнулся. Потихоньку листочек с росою сорвал, Преподнёс мне к губам и сказал: Если капелька эта к тебе попадёт, Тебе счастье, мамуля, она принесёт! Пока с нежностью каплю к губам моим нёс, Не заметил, как счастье уже мне принёс… (Павлова Любовь)

16 В осеннем поле выпала роса, И словно жемчугом украшена равнина. Куда ни глянь — Сверкает все вокруг, И словно нити ожерелий — паутина! (Фудзивара Садайэ, японская поэзия) Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Л.Толстой Какие явления природы тоже окрашены разными цветами?

17

18 Простучала капель горсть По стеклу окошка. Он ко мне сегодня, гость — Дождь на длинных ножках. Знать не зря ко мне пришел, Вот уже я слышу — Он танцует рок-н-ролл Босиком по крыше. Смело прыгнул на карниз, Выбил там чечетку И позвал с собою вниз Дробною походкой. Подожди, уже иду, Без плаща я выйду, Лишь разлей мою беду, Смой мою обиду. Дождик, добрый мой герой, Озорной мальчишка, Ты возьми меня с собой. Побежим вприпрыжку В детство. Ты ее сберег — Ту страну цветную, — Где на небе ты разжег Радугу двойную.

19 Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Совет

20 Девушка как семь стихий. Я — дождь… Меня не сделаешь своим… Но свежести моей вкусив однажды, Не утолишь иною влагой жажды. Я — солнце… Не желай меня! Не тронь! Я светом взгляд померкнувший утешу, Осыплю лаской и теплом изнежу, А прикоснешься — обожгу ладонь… Я — радуга… Не схватишь гибкий стан. Хоть кажется, что тело рядом, Меня коснуться можно только взглядом. А вот рукой — попробуй-ка достань… Я — воздух… Не пытайся удержать. Дыши, пока даю собой дышать!!! Любовь Павлова

21 Дисперсия света зависимость показателя преломления n вещества от частоты n (длины волны) света или зависимость фазовой скорости световых волн от частоты. Следствие дисперсии света разложение в спектр пучка белого света при прохождении сквозь призму. Изучение этого спектра привело И. Ньютона (1672) к открытию дисперсии света.

22

23 Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слова которых – живая вода. Источник бьёт неиссякаемо. Мы снова и снова припадаем к нему, и нам кажется – что мы никогда не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды. К.Федин

24 В произведении Л.Н. Толстого мы видим изумление человека перед миром, окружающим его. Водяные капли, увиденные глазами художника. Толстой призывает нас вглядеться в росу, рассмотреть, попробовать на вкус, давая пищу воображению, возбуждая зрительные образы, вкусовые и осязательные ощущения, замешанные на влюблённости в родную природу, закрепляет её как художник слова в образной памяти человека. И.Тихомирова

25

26

27 Какие виды технологий были использованы?

Источник: http://www.myshared.ru/slide/361108/

Конспект урока литературного чтения Понятие об описании. Л.Толстой «какая бывает роса на траве»

Конспект урока

Читайте также:  Конспект занятия по логике в детском саду в подготовительной группе. последовательность

Дата: 18.02.2015 Класс: 2 «А»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Понятие об описании. Л.Толстой «какая бывает роса на траве».

Цель: познакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.

Задачи:

-Формировать навык беглого, осознанного чтения;

-Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво; развивать речь, воображение, внимание.

-прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном;

-воспитывать трудолюбие, внимательность, бережное отношение к природе, доброту,

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты, презентация;

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

II. Проверка домашнего задания 

Выразительное чтение стихотворения «Малютка верблюжонок» стр.120.

Чтение пословиц о животных.

(просмотр видеофрагмента о животных)

Ребята, чему учит стихотворение?

Как мы должны относиться к животным?

Почему, писатели, поэты призывают нас к хорошему, доброму отношению км животным?

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Сегодня, мы познакомимся с вами с рассказом Льва Николаевича Толстого.

— Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

— Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? («Как меня в лесу застала гроза», «Старый дед и внучек», «Корова», «Лгун», «Прыжок», «Акула», «Филиппок», «Лев и собачка», «Осел и лошадь», «Лев и мышь»:

Рассказ о жизни и творчестве писателя. (по слайду.)

Что нового вы узнали о писателе?

Какой это был человек?

Почему Л.Н. Толстой много трудился, и не боялся никакой работы?

(рисование солнышко-открытия)

— Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

— Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

— К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование? 

Повествование

Что произошло?

Что случилось?

Рассказывает о событии, явлении природы.

IV. Новый материал

— Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словарь:

1. Роса — атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

2.  Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней,  или вечерней прохлады.  (Словарь С. И. Ожегова)

«Просмотр видеофрагмента роса»

(Слайд )  

 Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

 «Какая бывает роса на траве».

V. Первичное чтение учителем стр. 121

-Понравилась ли вам описание росы?

Какие чувства у вас вызвало это произведение?

-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот  текст?

 — Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

 — Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру

— Чтобы мы с вами  заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

VI. Самостоятельное чтение учащимися

— Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

     (как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

VII.Повторное чтение текста по «цепочке».

Словарная работа.

— С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)

(Слайд 17)   Алмазы — прозрачные драгоценные камни.

— А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок?        (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

— Какие еще сравнения вы нашли в тексте?  (Слайд 18)     

-Определите тип этого текста   (описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст — описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

— Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Слайд 19)               (Алмазы блестят, переливаются разными цветами;

                            Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…-  это метафоры)

— Какие изобразительные средства использует автор?

                                                 ( Сравнения, метафоры) 

— Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.

                     ( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться

                      своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого

                       напитка кажется»)

VIII.Чтение текста  из энциклопедии о росе про себя.

— Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

— Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.

  ( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

— Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

— Какие названия вы бы могли дать этим текстам — описаниям, к каким стилям они относятся?

IX. Обобщение

Составление синквейна

  1. Существительное – роса

  2. 2 прилагательных – утренняя, алмазная

  3. 3 глагола  – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

  4. Предложение из 4 слов –   Роса  блестит крупными алмазами

X. Подведение итога урока

Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке. Выставление оценок.

Домашнее задание

Стр. 121 читать, стр. 121 переписать понятие и выучить.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-ponyatie-ob-opisanii-ltolstoy-kakaya-bivaet-rosa-na-trave-724398.html

Знакомство с рассказом Львы Толстого «Какая бывает роса на траве»

Тема урока: Знакомство с рассказом Львы Толстого «Какая бывает роса на траве»

Цели:

  1. Обучающие: ознакомить с новым произведениемТолстого, обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в про­изведении, а также для выражения собственного отношения чи­тающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;

  2. Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, внимания, памяти, творческих способностей.

  3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать любовь к книге, к природе, внимательное отношение друг к другу.

  4. Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока:интегрированный

Оборудование: портрет Толстого, выставка сборников произведений.

  1. Чтение рассказа «Какая бывает роса на траве»

-Сегодня мы ознакомимся с новым рассказом Льва Ни­колаевича Толстого. (Самостоятельное чтение учащимися.)

-Вы прочитали рассказ. Что было непонятно?

Алмазы — прозрачные драгоценные камни.

Бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

-Прочитаем текст еще раз по цепочке. Попробуйте прочи­тать выразительно, как будто читает один человек. (Повтор­ное чтение текста.)

-Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы пе­редать свою радость при виде необыкновенной красоты.

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнет.)

-Определите тип текста. Как его можно назвать? (Этот рас­сказ можно назвать описанием.)

Ребята, а вы знаете как появляется роса. В ясные ночи при слабом ветре на стеблях и листьях растений, на траве образуются капли росы. Появление росы — результат охлаждения приземного слоя воздуха. Водяной пар, содержащийся в нем, осаждается в виде мелких капелек воды. Они постепенно сливаются вместе в крупные капли, которые и называют росой.

Роса нередко бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. «Утренняя роса добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается».
Летом очень сильная роса предвещает ясную погоду без осадков.

Это нашло отражение в приметах: «Ранняя и вечерняя роса летом — к ведру», «Ночная роса — к ясному дню», «Роса сильная — к хорошей погоде», «Сухорос (то есть отсутствие росы) — к дождю». Ясная сухая погода переходит в неустойчивую с дождями и грозами, если вечером не выпадет роса: «Тихая, светлая ночь без росы — ожидай дождя», «Трава сухая — ожидай дождя».

Выпадение росы задерживает образование заморозков, способствует произрастанию растений. Поэтому возникли приметы: «Обильные росы предвещают урожай», «Без росы и трава не растет». Французы говорят: «В апреле и мае росы — в августе и сентябре богатые покосы».

Вода, собранная с утренних лугов, издревле считалась чистой, чуть ли не святой. А особо чудодейственные свойства до сих пор приписывают росе, появившейся в первый день августа (по старому стилю), на Мокрый Спас. За ней приходят загодя, стараются собрать раньше других. Такая роса называется «непочатой» или «непитой» водой.

Даже в пустынях, где нет ни травы, ни деревьев, люди собирали росу на специально расстеленных полотнах и выжатую из них влагу употребляли в лечебных целях.

Огромную пользу для ног приносит постоянное хождение по утренней росе. Окунитесь в эту живительную влагу, и вы убедитесь сами в ее целебности.

Обратите внимание

Как известно, наш организм состоит на 70% из воды, и утренняя роса, воздействуя на человека, реагирует с его внутриклеточной жидкостью и особенно с кровью и лимфой. Роса одинаково хорошо впитывает как положительные, так и отрицательные эмоции, поэтому, прежде чем окунуться в росистый луг, обязательно прогоните прочь дурные мысли. Росу можно пить.

Для этого применяется метод ускоренного сбора, который немного снижает живительную силу росы, но потерю качества компенсирует количество. Берется белая новая простыня и один день выветривается на солнце.

Перед рассветом ее стелят на луг, после чего отжимают в тазик впитавшуюся влагу (в крайнем случае подойдут и несколько льняных белых полотенец, куски марли и т. п.). Роса — это чистая космическая энергия звезд, отраженная на земле. Чем хороша роса? Тем, что никого не надо убеждать в ее магической силе.

Достаточно один раз попробовать — и все тело начинает гореть и пульсировать, ведь энергия звезд и земли желает добра своим детям; утренняя роса буквально проникает во все поры. Уходят болезни, особенно кожные, грибковые, сосудов ног, а также снимается сглаз и некоторые виды порчи, к примеру, наведенная посредством крученого волоса.

Утренняя роса буквально запоминает биологически активные молекулы всех трав, поочередно вбирая силу Луны и утреннего Солнца; впитывает голоса птиц, ветра, шелест листьев, теплоту земли, вообще дублирует энергоинформационное поле, которое подпитывает все живое и начинает подниматься снизу вверх, затем опускаясь вниз, ведь утренняя роса — это кожа матери-земли.

-Подумайте, с какой целью Толстой написал его. (Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиден­ного. А может быть, потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.) Он увидел красоту, которая нас окружает и иногда мы эту красоту не замечаем.

Источник: https://multiurok.ru/files/znakomstvo-s-rasskazom-l-vy-tolstogho-kakaia-byvai.html

Ссылка на основную публикацию