Биография голявкина для детей

Виктор голявкин — презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

ВИКТОР ГОЛЯВКИНСлайд 2
Описание слайда:

Родился писатель 31 августа 1929 года в г. Баку. Родился писатель 31 августа 1929 года в г. Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Родители видели Виктора музыкантом. Однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках.Слайд 3
Описание слайда:

Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.Слайд 4
Описание слайда:

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт, и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов. Первые произведения писал для взрослых. В 29 лет первый рассказ для детей «Как решался сложный вопрос» был напечатан в журнале «Костёр». С этого времени его признали детским писателем.Слайд 5
Описание слайда:

Обратите внимание

В своих произведениях автор с любовью и добрым юмором описывал жизнь детей, их проблемы, увлечения, интересы. В своих произведениях автор с любовью и добрым юмором описывал жизнь детей, их проблемы, увлечения, интересы.

Слайд 6
Описание слайда:

Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца. Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца. — Чего здесь не хватает? — спросил он папу. — Всего здесь достаточно, — ответил папа. — Чего здесь недостаточно? — спросил он брата. — Всего хватает, — сказал брат. Тогда Алёша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами: И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ — Вот теперь, — сказал он, — там всего хватает! Такие короткие рассказы часто встречаются у писателя.Слайд 7
Описание слайда:

КНИГИ АВТОРА 010,Слайд 8
Описание слайда:

Часто Виктор Владимирович сам выполнял иллюстрации к своим рассказам графическими материалами.Слайд 9
Описание слайда:

«Дорога в море. Закат солнца»Слайд 10
Описание слайда:

«Приморский бульвар»Слайд 11
Описание слайда:

Ещё несколько живописных работ писателяСлайд 12
Описание слайда:

«…Не слишком прославился при жизни, не изменился после смерти. Никуда не делся. Знакомое, милое, родное лицо.» Дмитрий БыковСлайд 13
Описание слайда:

Источник: https://myslide.ru/presentation/viktor-golyavkin

Доклад: Виктор Владимирович Голявкин

Евгений Перемышлев

(1929–2001)

ГОЛЯВКИН, ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ (1929–2001), русский художник, прозаик, книжный график. Родился 31 августа 1929 в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, – впоследствии известные художники Т.Салахов и Т.Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художественное училище в Сталинабаде, которое окончил с отличием в 1953. После года учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 с дипломом театрального художника.

В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О.Целкова, М.Казанского и М.Аветисяна. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непосредственным влиянием написаны ранние рассказы А.Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999–2000).

Отдушиной для Голявкина стала детская литература. Свойственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, увенчивается чаще всего парадоксальной острой концовкой. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском номере журнала «Костер» за 1958 рассказ Как решался сложный вопрос знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писателя уже в 1961 Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок Города и дети (1967).

Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей Голявкина. Тут и созданные на современном материале повесть Ты приходи к нам, приходи (о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть Этот мальчик (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать: «еще тот»); и произведения, рассказывающие о прошлом, – вероятно, самая известная вещь Голявкина Мой добрый папа (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг – вовсе не героизм, а обязательное условие, «духовная необходимость» для такого рода людей. Повесть Полосы на окнах (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, – герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести Рисунки на асфальте (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы. Не строго автобиографичен и адресованный взрослым роман Арфа и бокс (1969). Роман ожидала судьба первой книги голявкинских рассказов для взрослых: он был хорошо принят читателями и не замечен критикой. О взрослой прозе Голявкина писали на редкость мало.

Для голявкинских рассказов характерна причудливая игра со словом, когда разнообразные манипуляции, вплоть до смещения ударений (как в рассказе Каково), придают словам необычную пластику, они как бы текут, и такое «перетекание» зачастую и составляет весь сюжет. Его проза графична, в связи с ней уместно вспомнить о графике С.М.Эйзенштейна, который рисовал замкнутым контуром, и выдвинутом им в связи с этим понятием «омнипотентность». Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Голявкин – русский «сезанист»: уроки импрессионистов уже восприняты и по-своему использованы мастерами «Бубнового валета», его излюбленные теплые и звучные тона (среди красок преобладают кармин и охра) напоминают не столько о французских первоисточниках, сколько о южной школе живописи, например о творчестве раннего М.Сарьяна. Картины Голявкина выставлялись на Международной выставке в Москве (1957), на Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 прошла персональная выставка в ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего периода приобретены Государственным Русским музеем.

Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001.

Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/58339/

Виктор Голявкин. Рассказы для детей. Произведения и биография — Библиотека для детей

 
   

Рассказы Виктора Голявкина для детей.Полный список произведений.Краткая биография и творчество Виктора Голявкина  

Всему своё место

Тетрадки под дождём
Яандреев
Я пуговицу себе сам пришил!
Как я под партой сидел
Передвижение комода
Болтуны
Как мы на самолёте летали
Лукьян
И мы помогали
Язык
Привычка
Как я писал стихи
Как я помогал маме мыть пол
Новая рубашка
Все куда-нибудь идут
Неохота всё время пешком ходить
Был не крайний случай
Моя работа
Никакой я горчицы не ел
Путешественник
В любом деле нужно уметь работать
Пара пустяков
А сегодня ей опоздать нельзя
«Козёл-баран»
Второклассники и старшеклассники
Пятнадцать третьих
Крути снежные вертя
Дело не в том, что я мяч не поймал
Пароход и лошадь
Абсолютно верно
Как я встречал новый год
Друзья
Так всегда бывает
Кисель
Больные
Вязальщик
Я смотрю в окно
Тыква в сундуке
Птичка
Коньки купили не напрасно
В шкафу
Секрет
Мы играем в Антарктиду
Про металлолом
Как я всех обмануть хотел
Как тётя Фрося разрешила спор
Кому что удивительно
Судьба одной коллекции
Удивительная профессия
Карусель в голове
Не-а…
Разрешите пройти!
Вот что интересно!
Корреспондент Гера Крошечкин
Два подарка
Забыл
Поиграли
Настоящая дружба
Горка
Быстрей, быстрей!
Давно бы так!
Фонарики
Сплошные чудеса
Отдохни, Саня!
Живопись и самолёты
Рисунок
Не успел
Пять ёлок
Когда споткнётся дед мороз (Новогодняя сказка)
Эх, Катя, Катя!
Смеяться и думать
Сотый рассказ
Очень редкая рама
Самая большая рама
Алька
Пётр Петрович
Кафаров
Возле учительской
Тася Лебедева
Кубик и квадрат
Великие мастера
Сон
Кобальт фиолетовый
«Летучий голландец»
Олив Нивс
Второй «летучий голландец»
Палитры на стенах
Выстрел
Штаны
Окно
Записка
Не может быть
Не бросайте якорей!
Лестница
Уплывают корабли  

Читать рассказы других авторов
Читать все рассказы Голявина.Список произведений

 

Виктор Владимирович Голявкин. Биография

  Родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. Окончил художественное училище в городе Душанбе 22 июня 1953 года с отличием. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи.   Беспартийный.

В войне по возрасту не участвовал. С 28 ноября 1961 года — член Союза писателей СССР. С 1973 года — член Союза художников СССР /ЛОСХ/, секция графики. Первая литературная публикация Голявкина состоялась в мае 1958 года в журнале «Костер»; рассказ «Как решался сложный вопрос».

 

Первая книга рассказов Виктора Голявкина вышла в 1959 году в издательстве «Детгиз» «Тетрадки под дождем». Первая книга рассказов для взрослых «Привет вам, птицы!» вышла в 1968 году в Лениздате. Свои книги для детей В.Голявкин иногда иллюстрировал сам.

Книги для детей и взрослых — рассказы, повести, роман — выходили и в «детской литературе», и в» Советском писателе» и в Лениздате, а также в издательствах Москвы.

Любимым жанром писателя остается короткий юмористический рассказ.

» …Не одну сотню рассказов написал В. Голявкин, отмеченных индивидуальной печатью его яркого, веселого дарования и прочно утвердился в когорте тех прозаиков, кого можно быстро узнать по самобытной Фразе, по неповторимой интонации, по характерному ритму письма. Но, может быть, главное завоевание В.

Голявкина — это его естественное и полноправное «проживание» в детской стихии, ..неподдельное удивление и фантазерство, парадоксальность логики и острота реакции, чистота побуждений и лукавство — все это органично для писателя и все это присутствует в его книгах» (И.Кузьмичев).   Некоторые работы В.

Читайте также:  Носов «дружок» читать полностью весь текст

Голявкина легли в основу художественных фильмов, полюбившихся зрителю: «Валька — Руслан и его друг Санька» (студия имени Горького по повести «Ты приходи к нам, приходи»), «Мой добрый папа» (Ленфильм, по одноименной повести), «Боба и слон» (режиссер Балтрушайтис, по оригинальному сценарию).   В.

Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года: 1975 — I Всероссийская выставка книжной графики в Союзе художников, в 80-х в зале Союза художников РСФСР в выставке «Живопись графиков» демонстрировались 6 живописных полотен, некоторые из которых били позже куплены Государственным Русским музеем, 1990 — персональная выставка в Доме писателя (живопись) и другие.   В 1996 году Голявкин был принят в члены Российского ПЕН- клуба.   В числе своих друзей — художников называет Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Олега Целкова, Михаила Казанского, Минаса Аветисяна (покойного). —————————————————— Виктор Голявкин.Рассказы для детей. Читаем бесплатно онлайн  

Читать рассказы других авторов
Читать все рассказы Голявина.Содержание

Источник: https://skazkii.ru/viktor-golyavkin

Виктор Голявкин

Родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке.

Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках.

Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.

Важно

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов.

Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе). Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает.

После солнечных ярких городов Азии он переезжает В Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства. Весь город построен в западноевропейском стиле.

Этот стиль нравится ему отзывчивостью на события человеческой жизни.

Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Невозможность публикации невписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка».

В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 г., в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже.

Некоторые ранние рассказы были напечатаны в 1999—2000 гг.

Умер в Санкт-Петербурге 24 июля 2001 года.

Творчество

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность — краткость.

Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Длинные рассказы встречаются редко.

Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок», «Четыре цвета», «Друзья», «Больные», например, рассказ «Рисунок»:

Такие короткие рассказы часто встречаются у писателя.

Второй залп «Авроры»

В декабре 1981 года советское общество готовилось к встрече 75-летнего юбилея главы государства Л. И. Брежнева. Каждый год в это время, соответственно в последние годы застоя сложившейся традиции, страна рапоратовала Партии и вождю об очередных успехах в строительстве коммунизма.

В юбилейном номере 12 журнала «Аврора» за 1981 год и именно на 75-й странице был опубликован рассказ Виктора Голявкина «Юбилейная речь». По объему рассказ занимал ровно одну страницу в разделе «Юмор». Само по себе довольно невинное и смешное содержание, пересказывающее застольную хвалебную речь, адресованную неназванному юбиляру.

Тем более, что на второй странице обложки был помещен цветной портрет самого юбиляра — Л. И. Брежнева, работы художника Д. Налбандяна, сопровождаемый подписью: «75-летнему юбилею Л. И. Брежнева посвящается».

Совет

В соответствии со старой русской литературной традицией, размещение рассказа на странице, по номеру совпадающей с числом лет «виновника» юбилея, не вызывало никаких сомнений относительно того, кому именно этот рассказ посвящен.

Двусмысленным было само содержание «юбилейной речи», явно демонстрирующее отсутствие почтения к давно всем надоевшему «юбиляру».

Рассказ порождал вполне недвусмысленные аллюзии.

Появление этого рассказа в советском застойном и насквозь цензурируемом мире массмедиа возымело эффект разорвавшейся бомбы.

В литературных и читательских кругах он получил название «Второй залп Авроры» (по ассоциации с первым залпом в октябре 1917 года).

Номер журнала был изъят из продажи и из центральных библиотек, а главный редактор журнала Глеб Горышин и ответственный секретарь Магда Алексеева — уволены. Тираж журнала сокращен до минимума.

Позже был распространён слух, что рассказ был написан Виктором Голявкиным много раньше — за пятнадцать лет до описываемых событий. И, конечно, совсем по другому поводу и никакого отношения к Брежневу не имеет.

Книги

  • Тетрадки под дождем. Л., 1959.
  • Мой добрый папа: Повесть. — Л.: Детская литература, 1964. — 96 с.
  • Привет вам, птицы. — Л., 1969. — 96 с. Рассказы.
  • Полосы на окнах. — Л.: Детская литература, 1972.— 96 с.
  • Арфа и бокс: Роман. — Л.: Советский писатель, 1969; 1979. — 288; 256 с.
  • Я жду Вас всегда с интересом: Рассказы. — М.: Современник, 1980. — 272 с.
  • Большие скорости: Роман, рассказы. — Л.: Советский писатель, 1988. — 512 с.
  • Избранное. — Л.: Детская литература, 1989. — 511 с. ил. рис. автора
  • Любовь и зеркало: Рассказы. — Л.: ЛИО «Редактор», 1991. — 272 с.
  • Разрешите пройти. Л., 1992.
  • Болтуны. М., 1999.
  • Всё будет неплохо. — СПб.: Петербургский Писатель, 2000. — 304 с.
  • Знакомое лицо: Рассказы. — СПб.: Азбука-Классика, 2000. — 384 с. Сост. Е.Перемышлев.
  • Избранное. — М.: Аст, Астрель, 2002. Составитель Л.Бубнова.
  • Избранные. — М.: Зебра Е, 2004. — 565 с.

В кино

  • 1970 — Мой добрый папа (фильм по мотивам одноимённой повести)
  • 1972 — Боба и слон
  • 1980 — Лялька-Руслан и его друг Санька (телефильм по мотивам повести «Ты приходи к нам, приходи…»)

Источник: http://people-archive.ru/character/viktor-golyavkin

Биография Виктора Голявкина

Виктор Владимирович Голявкин, советский детский писатель, родился 31 августа 1929 г. в семье представителей творческой интеллигенции. С малых лет он воспитывался в обстановке добра и взаимопонимания.

Родители маленького мальчика на тот момент проживали в столице Азербайджанской республики — Баку.

Работая музыкальными педагогами, они привили любовь Виктору и его братьям к искусству и истинному пониманию классических произведений как в музыке, так и литературе.

Обратите внимание

Отец семейства, Владимир Сергеевич, всегда позитивно относился к различного рода детским начинаниям. Зачастую опытный педагог сам выступал инициатором в познавательных играх.

Так именно он увидел в маленьком Викторе способность к рисованию с натуры. Мальчику особенно нравилось делать шаржи на гостей их дружного дома.

В один из праздников отец подарил сыну подарочное издание с красочными иллюстрациями и рассказами о художниках и других деятелей искусства.

Как потом не раз вспоминал талантливый художник, именно эта книга повлияла на его выбор проявить себя в будущем именно как мастера кисти и мольберта. Молодой человек постоянно искал возможность познакомиться с новыми работами мастеров того времени. Да и сам Виктор рисовал в любую свободную минуту.

В начале войны отец многочисленного семейства ушел на фронт. Патриот в самом лучшем понимании этого слова просто не смог находиться дома, когда враг продвигался по родной стране. Юный художник, которому исполнилось только 12 лет, рисовал шаржи на фашистских захватчиков. Злободневные рисунки юного художника печатались в местных газетах, и поддерживали боевой дух солдат и их семей.

По завершению боевых действий Виктор отправляется в Самарканд, где подает документы в художественное училище. За время обучения преподавательский состав вместе со студентами перебирается сначала в Ташкент, а затем и в столицу Таджикистана — Душанбе.

Голявкин с отличием заканчивает учебное заведение и по направлению едет в Академию художеств, расположенную в Ленинграде. Здесь он воплощает в жизнь тайную мечту писать детские рассказы и небольшие повести. Свои творения Виктор снабжает потрясающими картинами.

Издательства такие произведения брали нарасхват, и он работал в то время с максимальной занятостью.

Важно

С начала 1960 г. начинающий писатель пробует создавать произведения и для взрослых. Его книги были опубликованы самым популярным издательством на то время — Лениздатом. К сорока годам мужчина получил истинное признание у большого числа читателей.

Мастер пера, лучше всех обладающий навыками создания злободневных коротеньких рассказов, создал свой стиль письма, абсолютно непохожий на применяющиеся другими авторами.

Сочинения в стиле гротеска вызывали среди читателей особенный интерес и восторг, а пафосная сатирическая «Юбилейная речь», опубликованная в столичном журнале, послужила поводом для отставки всего редакторского состава. Рассказ был напечатан накануне празднования 75-летия генерального секретаря КПСС Л.И.

Брежнева. Нашумевшее послание, с громадным интересом принятое широкими слоями населения, сразу было переведено в разряд запрещенных произведений.

Книги, написанные для взрослого контингента страны, увидели свет лишь накануне наступления нового столетия, совсем незадолго до смерти народного художника. Это случилось в июле 2001 г.

Творчество и биография

Виктор Голякин – человек, который обладал множеством уникальных навыков, человек, преуспевший во многих отраслях искусства, внёсший огромный вклад в развитие инфраструктуры своей страны, вклад в развитие живописи, литературы, и ещё многих отраслей искусства.

Виктор Голякин родился в столице Азербайджана в 1929 году.

Родившись в интеллигентной семье музыкальных педагогов, мальчика с детства окружала атмосфера творчества и работы над собой. Ему с детства прививали любовь к возвышенному, к искусству, ко многим отраслям науки. Родители заметили тягу мальчика к рисованию и впоследствии купили ему мольберт и краски, дабы он мог развивать свои предрасположенности.

Взрослея в этой атмосфере наполненной духом музы, он впоследствии решает взяться за литературу.

Совет

Также следует упомянуть, что образование он получил в художественном училище, а во время войны рисовал карикатуры, высмеивающее фашистский строй, что также вносило свой вклад в борьбу с фашизмом.

Первые свои литературные работы молодой автор начал выпускать в 1959 году, в котором и была издана его первая книга, а до этого он просто отправлял небольшие рассказы в различные журналы.

В его произведениях многие подмечали некую детскую наивность, лёгкий юмор, достаточно добродушное содержание, отчего его произведения были очень речитабельными, и каждый раз у читающего возникало доброе, тёплое чувство на душе, которое он потом проносил в мир.

Читайте также:  Стихи о январе для детей 5-6-7-8 лет

Однако Голякин также писал произведения, которые причисляли к ряду агитационных, из-за чего он некоторое время даже не мог печатать свои произведения. Одним из таких произведений стала одна из редакций в некотором журнале, в которой он в шутливой форме написал речь, предназначенную для Брежнева.

Всё бы хорошо, редакция отправила произведение в тираж прямо перед днём рождения вождя, что, конечно же, создало некий ажиотаж, после которого Брежнев был рассержен, агентство издавшее произведение сокращено, а автор соответственно ещё долгое время не мог писать и издавать свои произведения, что его, конечно, очень сильно огорчало. Сам же автор заявляет о том, что произведение было написано задолго до дня рождения вождя, и не носило цели как либо оскорбить, или же унизить его. Однако даже несмотря на многие просьбы автора не лишать его возможности издавать произведения, ему всё – таки было отказано.

Умер талантливый человек в 2001 году.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Владимир Иванович Даль
    Владимир Иванович Даль является великим выдающимся русским писателем и врачом. Огромным достижением этого человека является создание толкового словаря нашего великого русского языка.
  • Михалков Сергей
    Один из авторов современного гимна Российской федерации, Сергей Владимирович Михалков – известный русский писатель для детей.
  • Лесков Николай Семёнович
    Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая , из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу.
  • Иосиф Бродский
    Иосиф Бродский – видная личность в культурной жизни прошлого столетия. Известен, в первую очередь, как российский поэт и автор многочисленных эссе, лауреат Нобелевской премии по литературе, переводчик и драматург.
  • Александр III
    Александр III – Всероссийский император, правивший страной в период с 1 марта 1881 по 20 октября 1894 года. Известен как Царь-Миротворец, так как за все время его правления страна не знала сражений и войн.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/viktor-golyavkin

Joomla! Open Source Content Management

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН

Даты жизни: 31 августа 1929 — 26 июля 2001
Место рождения: город Баку, Азербайджан
Русский советский писатель, художник, книжный график.
Известные произведения: «Тетрадки под дождём», «Удивительные дети», «Обыкновенные дела», «Разрешите пройти»

     Виктор Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке.

Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках.

Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти, и сам постоянно рисовал.

Обратите внимание

    Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и нацистов.
    Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе).

   Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства. Весь город построен в западноевропейском стиле.

Этот стиль нравится ему отзывчивостью на события человеческой жизни.
    Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Невозможность публикации не вписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали публиковать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка».

    В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 г., в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже. Некоторые ранние рассказы были опубликованы в 1999—2000 гг.

   Умер Виктор Голявкин в Санкт-Петербурге 26 июля 2001 года. Похоронен на Комаровском поселковом кладбище.

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН
(1929 — 2001)

    Виктор Голявкин по образованию, профессии и сущности — художник. «Я родился в Баку. Только я там успел встать на ноги, сразу взял в руки карандаш и изрисовал все карточки в семейном альбоме и стены во всей квартире. А как только вышел на улицу, начал рисовать на стенах домов, на асфальте… Меня ловили, заставляли стирать, но я снова рисовал», — вспоминал Голявкин.

   Долгие годы он жил в Ленинграде, где стал одним из лидеров художественного авангарда. Писать для детей начал в конце 50-х. Почти все книги иллюстрировал сам. В жизни нашей страны это время именуется «оттепель»: после сталинских репрессий и жестокостей правящего режима народу было позволено вдохнуть глоток свободы.

Тогда ожило искусство, стали появляться произведения, которые раньше никак не могли дойти до читателей.
   Короткие рассказы Голявкина сразу привлекли внимание. Сборник «Тетрадки под дождем» (1959) понравился детям, вызвал споры взрослых. Это была совершенно новая проза — короткие рассказы, в которых смешное соседствовало с грустным, даже трагическим.

Написанные от первого лица, что всегда очень трудно, потому что «первое лицо» особенно быстро выдает подделку, они касались вроде бы всем известных, а на самом деле глубоко потаенных и совсем не исследованных уголков детской жизни и детской души.

Читатели сначала смеялись над происшествиями из жизни героев Голявкина, а потом задумывались над такими вопросами, на которые порой и не найдешь ответа.
   Герой рассказа «В шкафу» залез в шкаф, чтобы мяукнуть во время урока. И заснул там. А когда проснулся, стало страшно, потому что все ушли.

Глупая шалость обрастает последствиями, как тиной, не выпутаться: «Наверняка завтра маму вызовут…Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и все такое…». Мало того, что «ноги ломит, спина болит», самое неприятное, что на вопрос: «зачем ты это сделал?» — герой никак ответить не может. Не признаваться же, что мяукнуть хотел…

   А герои рассказа «Болтуны» соревнуются в обзывании, причем, начинается все очень даже художественно: один нарисовал на ладони себя и показал соседу. «У тебя не такие уши», — заметил тот. И сравнил уши приятеля с ослиными. Дальше диалог развивается так, что «обидность» высказываний нарастает, а в конце мальчишки переходят на какой-то нечеловеческий язык:

— А ты первердер…
— Это что еще значит ?
— Значит, что ты первердер.
— А ты дырбыртыр.
— А ты выртырвыр.
А потом — и вовсе на язык зверей и насекомых:
-А ты ррррррр…
-А ты ззззззз…

     Тут возник учитель, пожелавший узнать, кто же они все-таки такие… Почти что притча получилась.

     «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду», «Как я встречал Новый год» — сборники рассказов, которые теперь стали школой мастерства для молодых писателей, а детям доставляют море удовольствия, настолько совершенно автор владеет формой.

Важно

А форма эта фальшивить не позволяет: в коротком рассказе каждое слово на виду, оно, как писал Голявкин, «концентрирует на себе все внимание, по нему нельзя скользнуть взглядом».

(Сколько найдется примеров, когда писатель так многословен, так перегружает свой рассказ событиями, что читатель и вправду только скользит глазами по тексту, не испытывая никаких чувств.

) В коротких рассказах Голявкина события разворачиваются стремительно, в них все спрессовано, сжато, некогда «лить воду», чтобы подготовить смену читательского настроения. Потому-то не сразу доходит до детей то, что спрятано за словами-кирпичиками: непростой смысл, заложенный в любой ситуации.

    Голявкина обычно причисляют к юмористам, что очень почетно, ведь умение писать смешно — большое искусство. Сам он считал, что «юмористическое письмо, даже при обладании чувством юмора, вовсе не легче, а, наоборот, требует от писателя большего вложения внутренней энергии и более сложных, утонченных чувств».

     Но юмор юмором, без него трудно обойтись в разговоре с читателями младшего школьного возраста, однако Голявкин оставил нам прозу настолько трогательную, что она сдвигает целые пласты в душе ребенка. Происходит что-то вроде землетрясения, когда ребенок читает повесть «Мой добрый папа», или «Полосы на окнах», или «Рисунок на асфальте». Повести о военном детстве становятся открытием таких сторон жизни, о которых читатель даже не подозревал. Чужой жизненный опыт вызывает настолько сильные чувства, что становится своим.
    В последние годы книги Виктора Голявкина выходят не так часто, как они того заслуживают. Следует поискать их в библиотеках, иначе круг детского чтения сильно обеднеет.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.20-21., ил.

Источник: http://kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/687-golyavkin-viktor

Добро пожаловать в детство (к 85-летию со дня рождения В.В. Голявкина)

Детство – прекрасная пора. Это знает каждый взрослый и не только.

Поэтому я хочу рассказать ещё об одном авторе-юбиляре, который писал для детей о них самих: озорных и непоседливых с их большими и маленькими проблемами. Это Виктор Владимирович Голявкин, родившийся в последний день лета 1929 года.

По образованию, профессии и своей сущности он – художник.

Голявкин вспоминал: «Я родился в Баку. Только я там успел встать на ноги, сразу взял в руки карандаш и сразу изрисовал все карточки в семейном альбоме и стены во всей квартире.

А как только вышел на улицу, начал рисовать на стенах домов, на асфальте… Меня ловили, заставляли стирать, но я снова рисовал». Семья была музыкальная, детей учили музыке, но Виктор с самого детства хорошо рисовал. Однажды Виктор изобразил карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец купил ему книгу о живописи и о художниках.

Потом мальчик очень много читал об изобразительном искусстве и постоянно рисовал, решив стать художником. А во время Великой Отечественной войны, когда отец был на фронте, его карикатуры, высмеивающие фашистов, даже печатали в «Боевом листке», в газете «Бакинский рабочий». Виктору тогда было всего 12 лет.


Кроме живописи, он ещё занимался спортом. В 18 лет, в 1947 году, Виктор завоевал второе место в соревнованиях на первенство Баку по боксу. Спустя годы, уже после войны он уехал в старинный восточный город Самарканд и поступил в художественное училище.

Но в то далёкое время в городе ещё не могли забыть тяжёлые блокадные годы. Сочувствуя ленинградцам, Голявкин, желая порадовать людей, одновременно с яркими живописными работами начал писать короткие весёлые рассказы.

Их героями были самые обыкновенные прохожие, которых он где-либо повстречал. Сначала Виктор Владимирович писал для взрослых, а потом и для детей.
Почти все книги иллюстрировал сам. Его короткие рассказы сразу привлекли внимание. Их стали печатать в журналах «Костёр» и «Мурзилка».

Когда автору было уже тридцать лет, в 1959 году появился сборник «Тетрадки под дождём», который очень понравился детям, вызвал споры взрослых. В то время это была совершенно новая проза – короткие рассказы, в которых смешное соседствовало с грустным.

Читатели сначала смеялись над происшествиями из жизни героев Голявкина, а потом задумывались и искали ответы на сложные жизненные вопросы.

Персонаж рассказа «В шкафу» залез в шкаф, чтобы мяукнуть во время урока. И заснул там. А когда проснулся, ему стало страшно, потому что все ушли. И он стал думать о последствиях: «Наверняка завтра маму вызовут…Мало того, что ноги ломит, спина болит, самое неприятное, что нет ответа на вопрос «зачем ты это сделал». Не признаваться же, что мяукнуть хотел.

Герои рассказа «Болтуны» соревнуются в обзывании. Дошло до того, что мальчишки переходят на какой-то нечеловеческий язык, а потом и вовсе на язык зверей и насекомых:
— А ты ррррррр…

— А ты зззззззз…

И тут появился учитель, пожелавший узнать, кто же они всё-таки такие.

Можно сказать, что сборники весёлых рассказов Виктора Голявкина, в которых каждое слово на виду, стали теперь школой мастерства для молодых писателей. Голявкина обычно причисляют к юмористам, а умение писать смешно – большое искусство.

В коротких рассказах Голявкина события разворачиваются стремительно, а за словами часто прячется глубокий смысл, заставляющий думать и рассуждать, как надо поступать в сложившейся ситуации. Автору всегда удаётся рассмешить читателя.

Удивительная, бурная жизнь детей наполнена важными, значительными событиями.

Совет

И автор иногда подсмеивается над своими героями. Но юмор его добродушный, светлый, обращённый с любовью и сочувствием к маленькому человеку. Здорово играть в футбол, ходить на рыбалку и в походы, устраивать концерты вместе с весёлыми друзьями.

Обо всём этом и писал Виктор Владимирович Голявкин в своих коротких и смешных рассказах, в которых ребята попадают в самые нелепые ситуации, но всегда всё закачивается хорошо.

Помимо весёлых рассказов у автора есть очень трогательные повести.

Например, о военном детстве писателя мы узнаём из очень серьёзной, печальной повести «Мой добрый папа», написанной от лица маленького мальчика, протестующего против войны, от которой страдают люди, особенно дети. Чужой жизненный опыт вызывает настолько сильные чувства, что становится своим. «Была победа. Салют. Радость. Цветы. Солнце.

Синее море… Возвращались домой солдаты. Но мой папа, мой добрый папа, он никогда не вернётся». Всего несколько простых слов понадобилось автору, чтобы выразить «радость победы и горечь поражений», но от их сочетания перехватывает горло, а на глаза наворачиваются слёзы.

Это произведение писатель посвятил всем добрым папам, которые в тяжелейшей войне отстояли свободу и независимость Родины.

Каким жёстким становится во время войны мир детства, мы узнаём из повести «Полосы на окнах». Как трудно приходилось выживать! Ненавистным было даже само слово «война».

И герой повести мечтал: «Как бы, думаю, слово «война» переделать… старался, старался, бросил эту затею, война войной остаётся…». Трудно найти в литературе такое небольшое по объёму, но насыщенное чувствами и добротой произведение, как повесть «Рисунки на асфальте», в которой дети учатся рисовать. Опираясь на собственный опыт и наблюдения, Виктор Голявкин написал эти три повести – трилогию о военном детстве, воспоминания о котором незабываемо остались в его памяти.

Наряду с писательской деятельностью, Виктор Голявкин продолжал заниматься живописью, которую любил всегда. Он писал красками на холстах небольшие, очень красочные и жизнерадостные композиции, которые притягивают взгляд неожиданной пластикой мазков и сочетанием цвета.

Особое обаяние жизни присуще всем произведениям Виктора Владимировича Голявкина. Талантливый щедрый автор наполняет доброй энергией душу читателя и зрителя, будто «льётся солнца луч на голову мне…», как написано в одном из его коротких рассказов.

25 августа 2014

Источник: http://csdb62.ru/blog/yubilei-pisatelej/:5116

Краткий обзор биографии В.В. Голявкина

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, на­чинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков.

Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художе­ственное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Инсти­туте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.

Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника.

Обратите внимание

В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художест­венного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна.

Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непо­средственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова).

Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999-2000 гг.).

Отдушиной для В.В. Голявкина стала детская литература. Свой­ственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет.

Острый короткий диалог, где слова двоятся и троят­ся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, венчает чаще всего парадоксальная острая концовка. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском но­мере журнала «Костер» за 1958 г.

рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писате­ля уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967).

Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей В.В. Голявкина.

Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитате­лей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарак­теризовать: «еще тот»), и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудит­ся, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг — вовсе не героизм, а обязательное условие, духовная необходимость для такого рода людей. Повесть «Полосы на окна» (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы.

Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Картины В.В.

Важно

Голявкина выставлялись на Международной выставке н Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 г. прошла персональная выставка м ленинградском Доме писателя.

Две живописные работы раннего пе­риода были приобретены Государственным Русским музеем.

Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Наши руки были в мыле —

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

— Прочитайте скороговорку способом «птичий базар».

— Найдите в ней глаголы, назовите их.

— Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голо­сом глаголы.

— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя глаголы.

— Прочитайте с грустью (еще: с радостью, с сердитой инто­нацией, выразительно).

— Ребята, а вы чем любите заниматься в свободное время? Кто из вас и как помогает своим родителям дома?

III. Проверка домашнего задания

— Прочитайте ваши мини-сочинения о прогульщике.

IV. Работа по теме урока

— Заполните таблицу, характеризуя героев произведения В. Голявкина.

Герой рассказа Отношение к герою произведения Чувства, которые испытывал герой Вывод, который можно сделать
Главный герой (прогульщик) Хотел петь, радоваться сво­боде
Шофер Прогнал: не уме­ешь, не надо Вздохнул и по­шел дальше Делай то, что умеешь и дол­жен делать
Изобретатели Смеются над ним Удивление, обида, возму­щение В мире много интересного. Узнавай! »
Дворник Разозлился, прогнал. Не дал метлу Нечем заняться, скучно, обида Не мешай рабо­тать другим
Строители Прогнали, на­кричали Удивление: от­куда кричат? Соблюдай пра­вила безопасно­сти на стройке
Кондуктор Догадалась, что он прогульщик Стыд, неудоб­ство, страх Тайное стано­вится явным
Экскаватор­щик Не захотел разго­варивать Желание рабо­тать на экскава­торе Надо учиться, чтобы получить профессию

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа над инсценированием рассказа

— Какую роль вам хотелось бы сыграть? Почему вы выбрали эту роль?

— Какое место занимает в рассказе персонаж, роль которого вы хотите исполнить?

— Какими вы представляете себе его внешность, манеру дер­жаться, говорить?

— В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?

— Как следует передать особенности этого героя в вырази­тельном чтении, жестах, мимике, походке?

— Поработайте в группе: распределите роли. (Инсценирование произведения.)

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

Источник: https://cyberpedia.su/10x4fef.html

Ссылка на основную публикацию