Литературная игра для 3 класса

Презентация — Игра по литературному чтению «Своя игра» 3 класс

Слайд 1

Игра по литературному чтению Раздел «Люби живое» 3 класс УМК «Школа России»
Составитель Мамонтова Элеонора Геннадьевна учитель начальных классов МОУ «СОШ №15» г. Сыктывкар

Слайд 2

1020304010203040102030401020304010203040Узнай автораУроки жизниПредметы из книжкиУзнай герояЖанр произведения

Слайд 3

М.М.Пришвин Он путешествовал по северным краям. В его рассказах присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.
Узнай автора10

Слайд 4

Обратите внимание

Иван Сергеевич Соколов-Микитов С юных лет он ушел в море. Писатель трудился на кораблях морским рабочим, а не только плавал как любитель морских странствий.Узнай автора
20

Слайд 5

Василий Иванович БеловРодился 23 октября в вологодской деревне в семье крестьянина, в 1943 погибшего на войне. Писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты. Больше всего любил поэзию и писал стихи. Узнай автора
30

Слайд 6

Виталий Валентинович Бианки Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».Узнай автора
40

Слайд 7

Узнай героя10Михаил Пришвин«…Я однажды встал тоже до солнца…»

Слайд 8

Узнай героя
20Листопадничек«…И убежал тихонько из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны…»

Слайд 9

Узнай героя30Малька«…Кривоногая! Шельма!..Ох, блудня!..»

Слайд 10

Узнай героя
40Мышонок ПикМореплаватель

Слайд 11

Жанр произведения10Рассказ «Моя Родина»

Слайд 12

Жанр произведения20Сказка «Листопадничек»

Слайд 13

Жанр произведения
30Рассказ «Малька»

Слайд 14

Жанр произведения
40Сказка «Мышонок Пик»

Слайд 15

Предметы из книжки10«Моя Родина»чай с молоком

Слайд 16

Предметы из книжки20«Малька»водное плёсо

Слайд 17

Предметы из книжки
30«Мышонок Пик»кораблик

Слайд 18

Предметы из книжки
40«Листопадничек»ивовая кора

Слайд 19

Уроки жизни10«Моя родина»«…И охранять природу — значит охранять Родину».

Слайд 20

Уроки жизни20 На родной сторонушке у родимой матушки будет милее всего.«Листопадничек»

Слайд 21

Уроки жизни30«Малька», «Ещё раз про Мальку»Материнское сердце не знает покоя.

Слайд 22

Уроки жизни
40«Мышонок Пик» Следует пробудить в человечке много хорошего, и любовь к животным, и любовь к изучению природы, и просто полюбить природу.

Слайд 23

http://www.hereisfree.com/content1//pic/zip/201122421113324977801.jpg идея кнопки «домик»
http://gatet.files.wordpress.com/2010/06/me.jpg знак вопроса с человечком
http://www.design-web.com.ua/wp-content/uploads/2012/11/owl.jpg мудрая сова

Слайд 24

Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Автор игры — Мамонтова Элеонора Геннадьевна
учитель начальных классов МОУ «СОШ №15» г. Сыктывкар

Источник: https://topslide.ru/literatura/ighra-po-litieraturnomu-chtieniiu-svoia-ighra-3-klass

Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина в 3 классе


Здесь Вы можете скачать Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина в 3 классе для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина в 3 классе.

Цель занятия: расширение словарного запаса, обогащение речи новыми лексическими фразами и оборотами, учить работать с различными источниками информации, развивать внимательное отношение к литературному слову.

Задачи урока:

личностные: способствовать формированию интереса к литературным сказкам А.С.

Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения,применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность;

анализироватьэмоциональные состояния, полученные отуспешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

познавательные:развивать навык осмысленного чтения;воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, Интернет; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор.

коммуникативные: помочьосознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:

личностные: интерес к изучению языка, интерес к литературному творчеству писателя; закрепление навыка работы в группах-учебного сотрудничества.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: формирование навыка осознанного чтения, создание связных устных высказываний на заданную тему, умение работать с разными источниками информации, использовать к качестве обучения ИКТ.

Оборудование:

Тексты сказок А.С.Пушкина,

толковый словарь,

компьютер, проектор

интерактивная доска, презентация к уроку

компьютер для учеников

Вступление.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Ребята, мы с вами прочитали все сказки Пушкина. Говорили о событиях, героях, их поступках. А сегодня мы посмотрим на сказки Пушкина немного по-другому:

  • в строках сказок великого поэта мы найдём устаревшие и непонятные для нас слова, выражения и попробуем их объяснить их значения.
  • обратим внимание на слова-эпитеты, посмотрим, как они помогают нарисовать образ.
  • посмотрим, как действия, поступки раскрывают характер героя.
  • обратим внимание, какие сравнения подбирает автор.

Эта работа поможет нам лучше понять тексты сказок и возможно даже по-другому взглянуть на какие-то события. Нужно разделиться на команды по 5 человек. Команда должна работать слаженно и помогать друг другу. Вам нужно будет выполнить задания героев из всех 5 известных нам сказок. Можно пользоваться всем, что у вас есть: словарями, интернетом. В качестве баллов команда получит от героев сказки предметы, которые потом можно обменять на сладости.

Ребята, разделены на команды по 5-6 человек и рассажены группами за отдельные столы. Ученики слушают тему литературной игры, знакомятся с правилами викторины. Вспоминают правила работы в группах.
  1. Конкурс«Невод с рыбками» Внимательный чтец Старик- 10 мин. Разминка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Чем старик ловил рыбу? В неводе много рыбы. — Чтобы получить рыбку, нужно ответить на вопрос из сказки. Посмотрим, как хорошо вы помните содержание сказок. Дети по 1 от команды выходят к доске, выбирают рыбку и отвечают на вопрос, написанный на ней. При правильном ответе, рыбка забирается в команду.
  1. К какому сроку царь Салтан попросил жену родить богатыря? (к исходу сентября)

  2. Сколько богатырей охраняло остров князя Гвидона? (33 )

  3. Какую песенку пела белочка? («Во саду ли, в огороде»)

  4. Мимо какого острова проплывали корабельщики, которые заезжали в гости к князю Гвидону? (Буяна)

  5. Где поп впервые повстречал Балду? (на базаре)

  6. Кто подарил золотого петушка Дадону? (мудрец, звездочёт)

  7. На чём спал Балда? (на соломе)

  8. Какого роста родился сын у Салтана? (аршин)

  9. В кого первый раз превратился Гвидон? (в комара)

  10. Назовите профессию Балды связанную с лошадьми.(конюх)

  11. Кто главный у витязей. (Черномор)

  12. Меньшой брат Балды. (заяц)

  13. Как звали собаку семи богатырей? (Соколко)

  14. Из чего был дом у белки? (из хрусталя)

  15. Что пряла старуха? (пряжу)

  16. Куда клюнул петушок Дадона? (в темя)

  17. Из чего были скорлупки на орешках у белочки? (из золота)

  18. Чем убил Дадон мудреца? (жезлом)

  19. Под каким деревом оставила чернавка царевну? (под сосной)

  20. Из какого дерева сделал себе лук сын царя Салтана, выйдя из бочки? (дуб)

  21. Кем приходились морские витязи царевне Лебедь? (братья)

  22. Сколько времени прошло со дня смерти царицы до того, как царь взял в жёны другую? (год)

  23. От чего умерли обе жены у царя из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? (от восхищенья, от тоски)

  24. Когда родилась молодая царевна? (в сочельник)

  25. Эта профессия встречается в двух сказках (повар, повариха)

  26. Как попёнок звал Балду? (тятей)

  27. Чем Балда грозил чертям? (верёвкой)

  28. Что постоянно посылал с корабельщиками князь Гвидон царю Салтану? (поклон)

  29. Кого, по мнению королевича Елисея, боится ветер? (Бога одного)

  30. В какую сторону обратился петушок во время вражеского набега на царство Дадона? (на восток)

  1. КонкурсЗадание от белочки «Расколи орешек» Устаревшие слова.- 15 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Узнай, из какой сказки строки и объясни выделенное слово. Можно пользоваться словарём, интернетом. Команда получает корзиночку с орешками, в которых спрятан отрывок из сказки с выделенным словом для толкования. Дети в команде берут по 1 орешку и объясняют друг другу значение выделенного слова. При затруднении пользуются словарём, интернетом. Через 5 минут команды отчитываются о проделанной работе.

«На крыльце сидит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка…»

«Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата»

«А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой…» «Послушай: платить обещались черти Мне оброк по самой моей смерти…»
«Перед ней усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает…» «Есть же мне давай варёную полбу»
«В колымагах золотых Пышный двор встречает их…» «… Видишь ты палку эту? Выбери себе любую мету. Кто далее полку бросит, Тот пускай и оброк уносит…»
«Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил простофиля, избу!» «Жил-был поп, Толоконный лоб».
«Служат ей бояре, да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным…» «Поп говорит Балде: «Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моём подворье…»

«Со креста снурок шелковый,

Натянул на лук дубовый…»

«Его за руку взяла

И в шатёр свой уела.

Там за стол его сажала,

Всяким яством угощала…»

«Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате…» «Перед ним его два сына Без шеломов и без лат Лба мёртвые лежат…»
«Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом…» «Должен был он содержать Многочисленную рать…»
«Все теперь идут в палаты, У ворот блистают латы…» «Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон…»
«В чешуе, как жар горя, Идут витязи четами…» «Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон…»
«И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами…» «…Царь отправился домой. Перед ним молва бежала. Быль и небыль разглашала…»

«Ей в приданое дано

Было зеркальце одно…»

«На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим Перемолвилася с ним…»
«Видит: нищая черница Ходит по двору с клюкой…»
«… Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить…»
«… Кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой»
«На полати взобралась И тихонько улеглась…»
  1. Конкурс Эпитеты«Звёздные слова» Задание от Звездочёта. 5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Вставить пропавшие слова в строки. Эпитеты написаны на отдельных листочках и перепутаны. За задание, выполненное без ошибок, от звездочёта команда получает 5 звёзд. — Какова роль эпитетов в тексте? Дети вставляют в отрывки пропущенные слова и зачитывают восстановленный отрывок. При правильном выполнении задания получают 5 звёзд. В случае ошибок количество звёзд уменьшается.

«Вот идёт он к ______________ морю,

Видит, на море _____________ буря:

Так и вздулись _____________ волны,

Так ходят, так воем и воют.

Стал он кликать _____________ рыбку…»

(синему, чёрная, сердитые, золотую)

«В _____________ , _____________ душегрейке,

_______________ на маковке кичка,

Жемчугиогрузили шею,

На руках ______________ перстни,

На ногах ______________ сапожки,

На руках ______________ перстни,

Перед нею _____________ слуги»

(дорогой, собольей, парчовая, золотые, красные, усердные)

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

___________ , ___________ , __________ ,

И умом и всем взяла;

Но зато ____________ , ____________ ,

______________ и _______________ ».

(высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива)

«Вот зато тебе, лови!

И к царевне _____________ ,

_______________ , ______________ ,

Прямо яблочко летит…»

(наливное, золотое, молодое)

« Экого послали супостата!

Подожди-ка моего _____________ брата».

Пошёл Балда в ____________ лесок,

Поймал двух зайцев, да в мешок».

(меньшого, ближний)

«Что за чудо?» — мыслит он.

Вот осьмой уж день проходит

Войско в горы царь приводит

И промеж ____________ гор

Видит _____________ шатёр.

Всё в безмолвии ____________

Вкруг шатра; в ущелье __________

Рать _____________ лежит»

(высоких, шёлковый, чудесном, тесном, побитая)

« … — «Постой,-

Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой ___________

Есть ______________ гора,

В ней _____________ нора;

В той норе, во тьме ____________ ,

Гроб качается _______________

На цепях между столбов».

(буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный)

«Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в ______________ поле;

Море _____________ кругом,

Дуб ___________ над холмом.

Сын подумал: ____________ ужин

Был бы нам однако нужен.

Ломит он у дуба сук

И в _____________ сгибает лук…»

(широком, синее, зелёный, добрый, тугой)

«Месяц-месяц, мой дружок,

_________________ рожок!

Ты встаёшь во тьме ______________,

_________________ , ________________ ,

И обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя»

(позолоченный, круглолицый,

светлоокий)

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

____________ , ____________ ,

Нраву ____________ такого.

(белолица, черноброва, кроткого)

  1. КонкурсЗеркальце. «Узнай героя». Глаголы.Царица. 5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Нужно узнать героя по его действиям. — Можно ли по делам, действиям героев охарактеризовать героя? Дети получают зеркальце, на котором написаны действия героя, читают и узнают героя. При правильном ответе зеркальце остаётся в команде.
  • Запряжёт, вспашет, затопит, заготовит, закупит, испечёт, облупит. (Балда)
  • Подлез, понатужился, понапружился, приподнял, шагнул, упал, протянул. (бесёнок)
  • Взглянула, вздохнула, не снесла, умерла (царица)
  • Хохотать, пожимать, подмигивать, прищёлкивать, вертеться (царица)
  • Не убила, не связала, отпустила, сказала (Чернавка)
  • Обошла, убрала, засветила, затопила, взодралась, улеглась (царевна)
  • Спознали, принимали, усадили, подносили, наливали, подавали (богатыри)
  • Кинулся, озлился, проглотил, свалился, издох (пёс Соколко)
  • Гоняешь, волнуешь, веешь, не боишься (ветер)
  • Шевельнётся, встрепенётся, обернётся, кричит (петушок)
  • Улыбнулась, взяла, сажала, угощала, уложила (шамаханская царица)
  • Удивился, испугался, рыбачил, не слыхивал, отпустил, сказал (старик)
  • Говорила, просилась, откупалась (рыбка золотая)
  • Вздурилась, посылает, не хочу, хочу (старуха)
  • Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду (царевна Лебедь)
  • Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся (море)
  • Разбежались, признались, повинились, разрыдались (ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой)
  • Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился ( князь Гвидон)
  • Поёт, грызёт, вынимает, опускает (белка)
  • Скачет, плачет, обратился. (Елисей)
  1. Конкурс. Сравнения. Кроссворд.Задание от Балды.-5 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, вам нужно разгадать кроссворд, записав в него пропущенные в строках слова. Учитель выводит на доску результаты работы. Дети открывают «Началку», находят там кроссворд и совместно выполняют работу.

Год прошёл,как … пустой

Так румяно-золотисто, будто … налилось!

Она, как под … у сна, так тиха, свежа лежала…

И царица над ребёнком, как … над орлёнком

Словно горькая …, плачет, бьётся в ней царица…

К морю лишь подходит он, вот и слышит будто …

И очутятся на бреге, в чешуе, как … горя , тридцать три богатыря

А сама-то величава, выплывает, будто …

А как речь-то говорит, словно … журчит…

Замяукал он, как голодный …

И девица, шамаханская царица, вся сияя, как …, тихо встретила царя.

Как пред солнцем … ночи царь умолк, ей глядя в очи

В сарачинской шапке в белой, весь как … поседелый…

6. Подведение итога.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Игра закончилась. — Что нового узнали? — Команды награждаются грамотами за участие и призами. Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Получают призы и грамоты.

Другие материалы из категории Литература

Источник: https://docbase.org/66175-literaturnaya-igra-po-skazkam-a-s-pushkina-v-3-klasse.html

Литературная игра для 3-го класса (1—4) : Начальная школа

Литературная игра проводится в форме “Брэйн–ринга”.

I тур (отборочный)

Первая игра.

– У Сергея Михалкова есть слова:

Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.

– Из каких произведений взяты имена детей? ( “Тимур и его команда”, “Чук и Гек”.)
– Сколько весил колпак у Добрыни Никитича из былины “Добрыня и Змей”? (3 пуда.

)
– Назовите известного вам зарубежного баснописца. (Эзоп.)

Вторая игра.

– Назовите автора произведения, в котором одним из героев является собака Джек. (А.И. Куприн. “Собачье сердце”.)
– Какие смысловые значения содержит пословица? (Учит, поощряет, одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься.)
– В рассказе “Зайцы” Л.Н.

Толстой сообщает о том, какие бывают зайцы. О каких зайцах он рассказал? (Лесные, полевые, гуменники.)

Третья игра.

– Назовите писательский псевдоним Алексея Ивановича Еремеева. (Леонид Пантелеев.

)
– Продолжи пословицы:

Что людям желаешь, … (то и сам получаешь).
Чему Ваня не научился, … (того Иван не выучит).
Не надобен клад, … ( коли в семье лад).

– О стихах какого поэта К.И.

Чуковский сказал так: “Стихи… написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком” (Николай Алексеевич Некрасов.)

Четвёртая игра.

– О каком животном Куприн говорил так: “И умирают иногда… в тоске по хозяину и плачут настоящими слезами…” (О лошади. “Ю–ю”.)
– Кто писал и басни, и былины, и сказки, и художественные произведения, и научно-популярные рассказы? (Лев Николаевич Толстой.

)
– Назовите 2 былины, которые “спрятались” в тексте. “Спасибо тебе, Добрынюшка, один ты из всех богатырей сослужил нам службу важную. Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырём, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти” (1.

“Добрыня и Змей” 2. “Илья Муромец и Соловей-разбойник”.)

Пятая игра.

Найди ошибку:

“Джек Лондон – известный английский писатель. Он писал о суровой природе Аляски, о тяжёлом труде людей, осваивающих этот северный край, о дружбе, о жизни животных”.

(Джек Лондон – американский писатель.)
– На какие группы делятся загадки? (Описание свойств, признаков предметов; описание действий предмета; противопоставления; сравнения; вопросы.

)
– Как звали по отчеству героев из сказки “Дрозд Еремеевич”? (Лиса Романовна, Дрозд Еремеевич, Сорока Филипповна.)

Шестая игра.

– Назовите автора, создавшего этих литературных героев: Игнат, Арапка, Белолобый. (Антон Павлович Чехов. “Белолобый”.

)
– Как должна была явиться к царю дочь бедняка из сказки “Дочь-семилетка”? (Ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.)
– В одном известном вам произведении писатель описывает, как отец целился из ружья в сына.

Как называется это произведение? Кто виновник события, описанного в произведении? (“Прыжок”. Виновник событий обезьяна.)

Седьмая игра.

– Назовите фамилию и псевдоним русского писателя, автора произведений “Приёмыш”, “Постойко” (Фамилия – Мамин, псевдоним – Сибиряк.

Важно

Дмитрий Наркисович Мамин–Сибиряк.)
– Назовите кличку коня Ильи Муромца. (Бурушка–Косматушка.) – Назовите пять пословиц о труде.

(Пример: –Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.

– Не даром говорят, что дело мастера боится. – Не игла шьёт, а руки. – Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Терпенье и труд всё перетрут).

Первая игра.

– Закончите предложение “Басня – это …” (Это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – это иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл.)
– Назовите малые формы фольклора.

(Загадка, пословица, скороговорка, потешка, считалка, песенка, шутка.)
– Какие 3 загадки царь – судья загадал богатому и бедному из сказки “Умная внучка”? (Что всего на свете сильней и быстрей? – Ветер. А что всего на свете жирней? – Земля. А что всего мягче и что всего милее? – Руки и сон.)

Вторая игра.

– Закончи предложение “Сказка – это …” (Это устный рассказ о чём–то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом.)
– Какая басня лишняя. “Лебедь, Рак и Щука”, Волк и Ягнёнок”, “Ворон и Лисица” (“Ворон и Лисица” – автор басни Эзоп, а автором остальных басен является – Крылов.)

Блиц – задание.

Назовите известные вам скороговорки. (Команды называют скороговорки по очереди.)

Третья игра.

– Закончите предложение “ Присказка – это …” (Это шутливое вступление или концовка сказки.)
– Назовите известных вам баснописцев. (Эзоп, И.А. Крылов. А.Е. Измайлов. Л.Н. Толстой. С.В. Михалков. И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев.

)
– Джон Чиарди в своём произведении рассказал о ящике, в котором находились две птицы. Какие это были птицы? (Рифмы.)

Четвёртая игра.

– Закончи предложение “Мораль – это …” (Это нравоучение в басне.)
– Отгадай загадку.

К какой группе загадок она относится? Какая обувь в огне изготовляется и с ног не снимается? (Подкова. Загадка – вопрос.

)
– Каких животных Эрнест Сетон-Томпсон описывал так: “Эти маленькие животные имеют обыкновение усаживаться на задние лапы, выпрямившись и плотно сложив передние лапы на груди, благодаря чему издали их можно принять за торчащие из земли колышки.” ( Сумчатые крысы. Рассказ “Чинк”.)

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Источник: https://detishka.ru/school/primary/104235114.php

И руль, и парус, и весло: литературно-познавательная игра для 3-4 классов

И руль, и парус,
и весло…

Литературно-познавательнаяигра
для 3-4 классов начальной школы.

Шелапугина Виктория Викторовна

Библиотекарь МОУ «Тиличикская СШ»

Цель:

  • расширить кругозор младших школьников,
  • ввести в круг новых книг через игровую деятельность.

Оформление:

  • выставка «Библиотека «почемучек» 3-го класса». Часть переносной выставки заставлена, на пустой полочке помещен выполненный из бумаги знак вопроса
  • иллюстрации с изображениями животных, о которых пойдет речь
  • плакат с кроссвордом, предметы (деревянное полено, веер, труба) для игрового задания

Ход мероприятия:

Библиотекарь(привлекая
внимание ребят к книгам на выставке
):

Смотрите, какие старые знакомые пришли
к нам в гости. Давайте поприветствуем
их, назвав имена авторов и заглавия
(дети называют книги: И.Акимушкин
«Чем кролик на зайца не похож», В.Бианки
«Кто чем поет», «Чей нос лучше»,
В.Танасийчук «Для чего коту усы»).

Библиотекарь:

Как вы думаете, почему на последней
полочке нет книг? Что здесь есть? (Знак
вопроса
). Предположите, зачем я его
сюда поместила (ребята уже догадываются,
потому что эта встреча не первая).

Правильно, мы заполним пустую полочку,
ответив на очередной вопрос: для чего
нужны хвосты?

Глаза даны, чтобы видеть, уши – чтобы
слышать, а хвосты? Оказывается, и они
очень нужны, и для самых разных целей.

(рассказ сопровождается показом
изображений животных
)

Хвост – один из самых главных помощников
в движении. Руль тем, кто летает и бегает.
Руль и весло – тем, кто плавает. Руль и
парус тем, кто далеко прыгает.

С помощью хвоста животные объясняются
друг с другом. Положение хвоста выразит
любое чувство: смелость или робость,
радость или угрозу…

Высоко поднятый хвост волка или собаки:
«Я сильный и не боюсь тебя». Поджатый
хвост: «Я тебя боюсь, я слабее и готов
смириться с этим, только не обижай меня…»

Совет

Хвостом животные подают сигналы своим
малышам. У пятнистого оленя издали видно
белое пятнышко под хвостом. Когда «мать»
поднимает хвостик, олененок без труда
находит ее в густых зарослях. Но вдруг
пятнышко исчезло, олениха закрыла его
хвостом, значит: «Стой! Тихо! Опасность!»

У многих животных опущенный хвост –
знак спокойствия. А чем возбужденнее
зверь, тем активнее движения его хвоста.
Кошка бьет хвостом по полу, хлещет себя
по бокам: «Не приставай!» Змея свернулась
кольцами, приподнятый хвост мелко
трясется: «Уходи – ужалю!» А у гремучей
змеи на хвосте есть специальная
погремушка, чтобы все знали: «Не тронь!
Я сумею постоять за себя!»

У многих животных хвост – грозное оружие
нападения и защиты. Одним ударом крокодил
сбивает с ног антилопу. У скорпиона
«хвост» — задняя часть тела, «украшена»
изогнутым шипом-жалом, а внутри находится
пара ядовитых желез. Для мелких зверьков
укол скорпионьего жала смертелен.

Хвост – опахало спасает крупных животных:
коров, лошадей, от слепней и оводов.

Для некоторых обезьян: капуцинов,
мартышек и других, хвост – пятая рука.
Они цепляются им за ветки. Есть среди
них и такие, что хвостом даже еду берут
и детишек обнимают.

Для сидящего столбиком суслика, а также
для кенгуру, хвост – крепкая подпорка.
А для какой птицы хвост тоже служит
подпоркой?

Вот вам подсказка — загадка:

Хоть я не молоток, по дереву стучу,

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Библиотекарь:

Верно, это дятел. А почему кошка падает
всегда на лапы? (ответы ребят)
Объяснение находим опять же в хвосте.
При падении с высоты, изгибаясь всем
телом и вращая хвостом, кошка так
выправляет положение своего тела, что
всегда приземляется на лапы.

У Юрия Дмитриева в книге «Здравствуй
белка! Как живешь, крокодил?» есть
рассказ о ящерке пустыни. Ее хвост тоже
необычен. Сама ящерка окрашена по цвет
песка, чтобы легче было спрятаться. А
когда надо, чтобы ее увидели сородичи,
она поднимает хвостик. Вот тут-то и
кроется секрет! Снизу хвостик полосатый
– окрашен в светлые и темные полоски,
как пограничный столб.

Поднимает хвост
ящерка, столбик виден издалека. Он как
бы говорит: «Я тут, приходите!»

Это первая книжка для нашей пустой
полочки (поместить на выставку).

Библиотекарь:

Обратите внимание

У кого хвост самый длинный? Как вы сами
думаете? (варианты ответов) Разгадаем
кроссворд и узнаем.

Разгадав загадки, впишем слова по
горизонтали, а в вертикальной графе мы
найдем ответ на свой вопрос.

Кроссворд «Самый длинный хвост»

Слова по горизонтали:

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)

  1. Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка.
(Лягушка)

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

  1. Проживает в жарких странах,

А не в жарких – в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост — пушистый и большой. (Лиса)

Библиотекарь:

В выделенных клетках появилось слово:
курица. На самом деле, самый длинный
хвост в мире принадлежит японским курам.
Правда, кур выводили специально, чтобы
длинными перьями украшать знамена
японских войск.

Рекордный показатель
– 7 метров 30 сантиметров. Выведена
необычная порода более 300 лет назад. В
наши дни длиннохвостых кур тоже разводят.
В одном из зоосадов г. Лондона живет
петушок с хвостом в 5 метров длиной.

До
рекордсменки – японской курицы – ему
далеко, но все-таки…

Библиотекарь(представляет
новую книгу)
:

Замечательный детский писатель Юрий
Коваль очень любил охоту. Писатель
много путешествовал по стране, встречал
охотников и с их слов написал рассказ
«Веер», который входит в сборник
его рассказов «Листобой». Прежде
чем мы прочитаем рассказ, выполните
задание:

Перед вами иллюстрации с изображениями
животных: волка, лисы, белки. И три
предмета: деревянное полено, веер, труба.
Охотники называют хвосты представленных
животных названиями этих предметов.
Расположите предметы под изображениями
животных так, как вы считаете, их
расположили бы охотники.

( После обсуждения принимается
коллективное решение. Чтение рассказа.
)

Вопросы по содержанию:

  • Сравните ваши ответы с тем, что узнали из рассказа.
  • Каких еще животных назвал охотник? Как на «охотничьем языке» называют их хвосты?
  • От какого слова произошло «название» хвоста медведя – «куцик»? (скорее всего, от слова куцый – слишком короткий)
  • Что вам представилось, когда вы услышали слово «пых»?
  • Как еще охотники называют заячий хвост? (цветок).

Библиотекарь:

Сборник «Листобой» пополнил полочку
нашей выставки. С другими рассказами
из сборника вы познакомитесь сами.

А сейчас мы посмотрим инсценировку
стихотворения Корнея Ивановича Чуковского
«Топтыгин и Лиса», подготовленную для
вас пятиклассниками.(инсценировка)

Рассказать о роли хвостов в жизни
животных, о самом длинном из них мне
помог журнал «А почему?».

Важно

На обложке
каждого выпуска написано следующее:
«Журнал для мальчиков и девочек о науке,
технике, природе, путешествиях и другом».
Журнал тоже займет место на полочке
«Библиотеки почемучек 3-го класса».

Вопросы, которые особенно вам понравятся
после прочтения выпусков разных лет, станут темой следующей нашей встречи.

Список литературы:

  1. И руль, и парус, и весло…// А почему? – 1992. — № 6. – с. 26-27.

  2. У кого хвост длиннее? // А почему? – 1995. — № 10. – с. 3.

  3. И руль, и кладовая.// Юный натуралист. – 1988. — № 8. – с. 24-25.

  4. Дмитриев Ю. Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил? – М.: Дет. лит., 1970. – 142 с.

  5. Коваль Ю. Листобой: Сборник рассказов. – М.: Дет. лит., 1972. –

32 с.

  1. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. – М.: Дет. лит., 1981. – 607. – (Б-ка мировой литературы для детей, том 22).

Источник: http://pedsovet.su/load/196-1-0-31722

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Подробности Опубликовано 26 Май 2014

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Участники:

Ведущая, класс игроков.

Предварительная подготовка.

Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков.

Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры.

Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов — для первого и второго туров.

Примечание.

Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.

Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек — то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица.

Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги.

А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем.

Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.

Совет

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить — «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ — «Карло».

И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку.

(Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару»).

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь — второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи — животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек — не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка».

Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой — человек. А если этот герой — не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек — кивните головой, ели нет — хлопните в ладоши, будьте внимательны.

Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами.

Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель.

За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры — «Место жительства» — угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап — «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,За широкими морями,Не на небе, на земле

    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).

  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.Улетела простыня,И подушка, как лягушка,

    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).

  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе — Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались — человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.—X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

Третий этап — «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.

См. также:

Загадки про зверей, птиц, насекомых и водных обитателей

Загадки про сказочных героев

Источник: https://xn—-htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/razvlecheniya-dlya-detej-stsenarii/viktoriny/3561-literaturnaya-igra-v

Ссылка на основную публикацию