Рассказы о великой отечественной войне, 6 класс читать

Рассказ старого солдата

Вхождение в войну обычно начинается, с вокзала, где происходит погрузка воинской части в эшелон, со­ставленный из платформ и старых щелястых обшарпан­ных товарных вагонов, в которых теснились солдаты. На платформах везли полевые кухни, танки, грузовики, пушки и зенитные установки с прислугой на случай на­лета немецких «юнкерсов».

На дворе еще стояло бабье лето, и поэтому двери ва­гонов были открыты, но перегорожены деревянной бал­кой, чтобы какой растяпа не вывалился на ходу. Немец­кая авиация уже активно действовала в этом регионе, и поэтому наш эшелон двинулся ночью.

Видимо, маши­нист не отличался деликатностью, вначале осадил назад так, что лязгнули стальные буфера, а затем резко рванул вперед, так что мы горохом посыпались с вагонных нар на пол с криком и матерком в его адрес. Мы были полно­стью экипированы и оснащены всем, что полагается по штату.

Обратите внимание

Во-первых, громоздкой мосинской винтовкой об­разца 1891 года с трехгранным штыком вороненой стали, про который наш старшина Степан Охрименко, проти­рая его суконкой, любил говаривать, что «пуля дура, а штык молодец».

На ремне в патронных сумках — полный комплект обойм с новенькими желтыми патронами и торчащими из них острыми пулями, которые я бы не назвал дурами. При ходьбе по заду ритмично хлопала саперная лопатка в чехле, годная не только для копания, но и для схватки в траншеях в ближнем бою.

Стальная каска спасала только от комьев земли и камней, но осколки снарядов довольно легко рвали и дырявили ее. На боку в зеленой торбе ви­сел еще противогаз с носатой резиновой харей, тут же был прицеплен круглый солдатский котелок — наш луч­ший друг и питатель, неразлучный до могилы.

Пилотка с красной звездочкой украшала, но не грела наши головы. Серая шинельная скатка — дорогая подруга на всю сол­датскую жизнь. На ногах грубые тяжелые ботинки на ре­зиновом ходу с обмотками до колен.

В брюках-галифе — узкий специальный карманчик с роковым черным пласт­массовым футлярчиком, куда вкладывалась бумажка с нашей фамилией и адресом родителей и который была обязана сохранить похоронная команда.

А паровоз наш несется по степи во тьме ночной, вы­брасывая из трубы клубы черного дыма с огненными ис­крами, и везет он нас не на побывку к матери в деревню, а в самое жерло, самое пекло сражения за Сталинград.

Хо­чется высунуть голову в дверь, чтобы хватить глоток све­жего воздуха, но высовываться нельзя, сразу схватишь кусок угля в глаз и намучаешься с ним потом. Потом стук колес, заунывно играет гармошка.

Это наш ефрейтор Вася Селезнев, свесив с нар ноги, играет и поет сиплым прокуренным голосом: «Черный ворон, что ты вьешься надо моею головой, ты добычи не добьешься, черный во­рон, я не твой».

Важно

Старшина Охрименко ругается и приказывает Васе рвануть что повеселее. Вася делает задорное вступление и поет, как с «одесского кичмана бежали три уркана…»

Утром старшина, вскрыв несколько банок с амери­канской колбасой и разрезав ее финкой на вертикальные дольки, производил солдатский дележ. Наводчик проти­вотанкового ружья Кузьма Брюханов был поставлен ли­цом к вагонной стенке выкрикивать фамилии.

Старши­на, подцепив финкой кусок колбасы, спрашивал Кузьму: «Кому?!» Кузьма кричал: «Иванову». Иванов подходил и снимал с ножа свою долю.

Старшина опять кричал: «Кому?!» Кузьма: «Юсупову!» Старшина с куском кол­басы на ноже обернулся к Юсупову: «Юсупыч, колбаса из чушки. Будешь брать?»

Юсупов — коренастый узбек, заряжающий ПТР, — оск­лабившись, подошел и, сняв кусок, положил его на хлеб. «Чушка, барашка, все равно кушать мала-мала надо. Ба­рашек ёк — кушай чушка, чушка ёк — кушай махан».

Впоследствии, когда немец вплотную прижал нас к берегу Волги, а снабжение из-за ледохода прекратилось, то все мы ели махан и радовались еще, что нам подверну­лась старая кляча. Поев и попив из канистры воды, кури­ли сибирскую махорку «Бийский охотник».

Щепотью доставали из кисетов грубую крошковатую махорку, сы­пали ее на клочок армейской газеты и завертывали, по­слюнив края. Старшина Охрименко свертывал себе со­лидную козью ножку, и вагон наполнялся синим махо­рочным дымом так, что некурящие заходились в кашле и старались держаться ближе к открытой двери.

Крепка и забориста была фронтовая махорка. Про то, что нас ожи­дает, старались не говорить, а больше вспоминали то, что оставили дома. Война уже показала свой страшный ос­кал. В степи за станицей Лиски три немецких «юнкерса-88», покружась каруселью, пошли в пике на эшелон и клали бомбы по обе стороны полотна.

Совет

С плат­форм огрызались скорострельные зенитные пушки и строчили крупнокалиберные пулеметы. От одного «юнкерса» пошел легкий дымок; и все они, развернувшись, ушли на запад. В нашем вагоне осколком бомбы убило молодого солдатика Родионова.

Небольшая такая ранка была в правом виске, и крови-то вытекло совсем мало, но тем не менее он был мертв. Хоронили его на полустанке в степи.

Место нашли на горке, сухое, песчаное, могилку выкопали неглубокую, просторную и положили его во всем одеянии: гимнастерка с застегнутым ремнем, пилот­ка со звездочкой, сапоги новые на нем. Все честь по чес­ти. Лежит родимый, молодой, красивый парень, и все при нем. Жить ему да жить, а тут засыпали землей и от­правили в веки вечные. Дали салют из винтовок и разо­шлись по вагонам.

Наконец ночью мы прибыли к Волге, переправились на левый берег и стали в резерв недалеко от Средней Ахтубы. Страшно было смотреть, что происходило на пра­вом берегу. Сталинград, протянувшийся по правому бе­регу Волги на пятьдесят километров, был весь в огне. Черным дымом заволокло небо, и не было видно солнца.

Немецкая авиация делала на город по две, иногда по три тысячи вылетов в день. Сбрасывали не только мелкие ос­колочные бомбы, но и бомбы по половине и по тонне ве­сом, так что земля взмывалась и ходила ходуном, как при землетрясении.

Кроме бомб для устрашения немцы сбра­сывали рельсы, железные тракторные колеса, бороны, листы котельного железа, и все это с диким воем, скрежетом и лязгом летело с неба в город. Сами «юнкерсы», входя в пике, включали мощные сирены, и тут только от одних адских звуков душа готова была выскочить из тела.

Перед нами была прижатая вра­гом к берегу Волги 62-я армия генерала Василия Ивано­вича Чуйкова. В виде дуги флангами она опиралась на берег, фронтом же занимала несколько улиц.

Немцы че­рез радиоустановку призывали сдаваться: «Рус, завтра Вольга буль-буль!» Против наших двух армий, защищав­ших Сталинград, — 62-й и 64-й, уже потрепанных и обес­кровленных еще на подступах к городу, стояли мощные, постоянно пополняемые солдатами и техникой, 6-я ар­мия генерала Паулюса, 4-я танковая армия генерала Гота, группировка из нескольких дивизий «Шехель», 4 румынские пехотные дивизии и 4-й немецкий воздуш­ный флот, имеющий более тысячи боевых самолетов.

Обратите внимание

Переправа на правый берег Волги обычно осуществ­лялась по ночам в целях безопасности, но все равно нем­цы по ночам беспрерывно подвешивали над переправой осветительные ракеты и вели обстрел из орудий и круп­нокалиберных пулеметов по бронекатерам и баржам. По­тери при переправе были всегда, и Волга, окрашиваясь кровью, несла вниз по течению тела русских солдат и об­ломки барж.

Утром, прибыв на правый берег, я увидел дымящийся и лежащий в руинах город с почти непроходимыми ули­цами, заваленными обрушившимися стенами домов, столбами и деревьями. Среди руин стояли разбитые сго­ревшие танки, бронетранспортеры, грузовики и лежала целая армия трупов. Они были везде: в руинах домов, на улицах, в подвалах, в оврагах и траншеях.

Особенно меня поразила пересекающая город река Царица, протекавшая в узкой глубокой балке, русло которой было сплошь за­валено трупами, так что не было видно и воды. Они лежа­ли в разных нелепых позах, раздувшиеся и страшные в своем неправдоподобии. Немцы не прекращали свои ата­ки ни на один день.

В том числе, пытаясь по мелкому рус­лу реки Царицы прорваться к Волге, где их и уничтожа­ли шквальным пулеметным огнем.

Из вновь прибывших бойцов формировали штурмо­вые группы для ночных боев. Группы были небольшие, не более шести человек. Вместо винтовок нам выдали авто­маты Шпагина, гранаты и ножи, а мне еще дали ранцевый огнемет. Командовал нами опытный в ночных боях сер­жант.

Нашей задачей было ночной вылазкой проникнуть в дома, где на верхних этажах засели немецкие снайперы и солдаты с крупнокалиберными пулеметами, обстреливав­шими водную переправу, и уничтожить их, а также минировать эти дома и подходы к ним. Тихо, как тени, пробира­лись мы в развалинах, прислушиваясь, где могли находи­ться немцы.

Обнаружив их, мы действовали молниенос­но: подкравшись, бросали в помещение гранату и после взрыва давали еще очереди из автоматов, и, если этого им было мало, я бил туда огненным шквалом из огнемета. После этого мы также быстро исчезали, чтобы избежать скорого возмездия.

Итак, всю ночь крались мы по разва­линам, выискивая очередные жертвы, и опять быстрый бросок и отступление. Бывало, что не все возвращались из ночных рейдов: некоторые были убиты, некоторые попа­ли в плен. Раненых товарищей мы тащили на себе, сдава­ли их в медсанбат у переправы.

Важно

Как-то быстро наступили зимние холода, и мы дрогли от холода в своих землянках. Печурку топить было нельзя, так как немцы сразу засека­ли дым и начинали обстрел из минометов. Они уже были близко от наших позиций, буквально в ста метрах, а кое-где на бросок гранаты.

На Волге образовалась шуга, а потом пошел лед, и снабжение на какое-то время прекра­тилось, потому что лодки и катера затирало льдинами. На помощь пришла авиация, сбрасывая на парашютах бое­припасы и продовольствие, но немцы были так близко от нас, что часть грузов попала к ним.

Читайте также:  Загадки про транспорт для детей 4-5 лет с ответами

Хитрый узбек Юсупов придумал какой-то особенный дымоход, шедший по земле и прикрытый ветками, чтобы дым рассеивался. Тогда мы обогрелись и варили мерз­лую конину.

Юсупыч говорил: «Чушка ёк, махан бар. Война кон­чал, все ко мне в Коканд едем. Месяц сидеть будем, плов кушать будем, кок-чай пить будем».

— Вряд ли, Юсупыч, придется тебе кок-чай пить. От­сюда живым не уйдешь, — сказал старшина.

— Не надо меня убивать, дома маленький баранчук есть. Кто им кушать будет давать, если Юсуп помирай?

— Это что, барашков ты что ли жалеешь? — спросил старшина.

— Нет, баранчук эта мой маленький детишка есть.

Помню, в декабре на немецкое Рождество было зати­шье, да и немцы уже потеряли свой дух, потому что не смогли выполнить приказ Гитлера: «Во что бы то ни ста­ло овладеть Сталинградом и сбросить русских в Волгу». И мало того, сами уже попали в окружение, но сдаваться не хотели и бешено оборонялись, наносили урон нашим войскам и сами несли большие потери.

На этот раз нам дано задание ликвидировать пуле­метные гнезда на верхних этажах дома специалистов. Около двенадцати часов ночи мы прокрались к этому дому и, затаившись, выясняли обстановку. Немцы спус­тились в нижний этаж дома и справляли свое Рождество.

Их было четверо, по голосам мы определили, что они на­ходятся в порядочном подпитии. Было слышно, как один играл на губной гармошке, а другие пели рождествен­скую песню «Хайлиге Нахт».

Пели пьяными голосами и с какой-то большой тоской, так как знали, что дела их плохи и близок полный разгром.

Совет

Это были пулеметчики, которые постоянно обстре­ливали нашу переправу. Один из них, продолжая напе­вать, вышел из дома и стал мочиться на стенку. Я прыг­нул на него сзади и ударил финкой в шею. Из раны хлы­нул фонтан крови, и он, захрипев, повалился на снег. Я обшарил его карманы и вынул документы.

Тут из-за об­лака вышла луна, и я увидел у него на брюках привин­ченный советский орден Красной Звезды. Я быстро вы­резал его финкой и положил в карман. Потом подозвал товарищей, и мы приготовились к броску. Немцы из ком­наты уже звали пропавшего Вилли. Мы ворвались в по­мещение и перекололи их ножами.

Поднявшись на верх­ний этаж, обнаружили два крупнокалиберных пулемета и привели их в негодность.

Днем мы обычно отсыпались в блиндаже, хотя немцы предпринимали беспрерывные атаки, а с левого берега в расположение немцев с воем летели реактивные снаряды «катюши» и снаряды тяжелой артиллерии. Все тряслось, грохотало, с накатов на нас сыпалась земля, но мы при­выкли и спали.

Проснувшись, мы садились закусывать. Были у нас трофейные деликатесы, принесенные из ночных рейдов. Если бы не эти трофеи, то мы почти всегда ходили бы го­лодные, потому что со снабжением было плохо. Главное, чтобы были боеприпасы, а уж снабжение пищевым до­вольствием было на втором месте.

Из трофеев, помню, ели мы итальянские сардины, упакованный в пленку не­портящийся немецкий хлеб. Спаржу в банках мы попро­бовали и выбросили, как не подходящий для русского брюха продукт. Ели шоколад в круглых оранжевых ко­робках. Сибирская махорка к нам давно уже не поступа­ла, и нам приходилось курить слабые сигареты с верблю­дом на пачке под названием «Варум ист яно рунд».

Попа­дался нам отличный французский коньяк, а немецкий «шнапс» был сущая дрянь, наверное, из опилок.

Запасались мы и немецкими боевыми гранатами. Они имели длинную деревянную пустотную ручку, и гранату можно было прицельно и далеко бросить, а когда она падала, то ручка не позволяла ей катиться в сторону от цели. Однажды ефрейтор Вася Селезнев спрашивал старшину Охрименко:

— А правда, Степан, что с немцами Сам Бог?

Обратите внимание

На что старшина Охрименко, постучав согнутым пальцем по Васиному лбу, обозвал его глупым теля. И дал такое объяснение:

— С ними не Бог, а сатана, если посмотреть, что они творят с нашей страной и нашим народом. Вот был пре­красный город Сталинград, а во что они его превратили?! Пепел, камни и трупы. А то, что с ними Gott, то это правда, но какой Gott? Разве ты не знаешь, кто у них командует танковой армией? Да сам генерал Гот. Вот тебе и «Gott mit uns»

— И то, правда, старшина.

С приходом ночи наша штурмовая группа опять вы­ходила в рейд. Так и жили мы от ночи до ночи. Так было до 22 ноября 1942 года, когда, развивая наступление, час­ти Юго-Западного фронта соединились со Сталинград­ским фронтом, замкнув кольцо. В окружении оказалось 330 тысяч человек.

Вначале немцы сопротивлялись упорно и все надеялись, что их деблокируют и выведут из окружения группы генералов Гота и Манштейна, но все было напрасно. Эти группы были нашими войсками разбиты и отброшены. До 10-го января мы в составе 62-й армии атаковали немцев штурмовыми группами.

От на­шей роты в живых осталось всего два человека — я и уз­бек Юсупов. В конце января 1943 года, находясь в безвы­ходном положении от голода, морозов и отсутствия бое­припасов, подвергаясь постоянным артобстрелам и бомбежкам, немцы стали сдаваться в плен тысячами.

А 31-го января в плен был взят весь штаб Шестой герман­ской армии вместе с фельдмаршалом Паулюсом.

Мамаев курган

Я стоял на Мамаевом кургане, смотрел на разрушенный и сгорев­ший город и думал: «Поле, поле, кто тебя усеял мертвы­ми костями?» А внизу, к Волге, куда они так стремились, конвоиры вели сотни тысяч немецких пленных. На них было жутко смотреть: так они в лютый мороз были плохо одеты, оборваны, истощены и обморожены.

Их переправ­ляли за Волгу и размещали в бараках, но рок преследовал Шестую армию. Как я после узнал, среди пленных нача­лась повальная эпидемия сыпного тифа, так как все они были завшивлены. Слабые, обмороженные люди были уже не в силах сопротивляться болезни, и от Шестой ар­мии фельдмаршала Паулюса мало что осталось.

Вся Германия, узнав о гибели Шестой армии, была в шоке. Гитлер объявил трехдневный траур, но падение гитлеровской Германии было уже неотвратимо. Так за­кончилась великая и кровавая битва за Сталинград, где ценой тяжелых потерь нами была одержана Победа.

16 мая 2001 г.

Источник:  Валерий Лялин. Птицы Небесные. СПб., 2006.

Источник: http://www.world-war.ru/rasskaz-starogo-soldata/

План-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему: Обзор книг «Дети в Великой Отечественной Войне» для учащихся 5 — 6 классов

                                 Дети в Великой Отечественной войне.

                                                    Обзор книг.

    Великая Отечественная война обрушилась не только на взрослых, но и на детей. Обрушилась холодом, голодом, бомбежками и разлуками. О том, как вели себя дети в  тяжелых ситуациях, как помогали взрослым бороться с врагом, как соединялись семьи, о поисках,  разлуках и встречах рассказывают эти книги, герои которвых дети  и подростки. Слайд №1 презентации.

  1. Яковлев Ю. Я. Избранное. — М.: Просвещение,1992. Слайд № 2.

    Рассказ «Тяжелая кровь». В нем описывается  трагическая история, которая произошла во время войны в небольшом городке, оккупированном немцами.

    Мама работала учительницей. Сын-подросток — на лесопилке, под контолем  немцев-охранников. Подростку трудно было работать. Не потому что тяжело физически, а потому что труд был подневольным и командовали враги, которые пришли в его родной город и установили здесь свои порядки.

  • Знаешь, мама, боюсь, что не смогу сдержаться.- Говорил сын  матери, когда они вместе шли каждый на свою работу.
  • Надо сдерживаться. Чтобы жить.
  • Мама, ты могла бы убить человека?
  • Господь с тобой? А ты мог бы?
  • Человека нет, но фашиста…
  • Я прошу тебя , мальчик, освободись от этого.

    Но он не смог освободиться. И однаэжды ЭТО произошло. Сын не вернулся вечером с лесопилки. Наутро мать узнала, что ее мальчик приговорен к казни. Он и три его товарища убили часового, врага. Все ребята были ее учениками.

Мать просит коменданта за сына. Ей разрешают  спасти одного, ее сына. Но мать не может отделить своего мальчика от других учеников. Все они ей близки и дороги. «Они все мои сыновья», — говорит она коменданту. Зачитать отрывок.

Страница 102.

  1. Любовь Воронкова «Девочка из города». Слайд №3.

    Повесть  знакома многим поколениям читателей.  

    Война принесла горе в каждую семью. Многие дети остались сиротами. Героиня повести, маленькая девочка Валентинка, потеряла всю семью. Отец погиб на фронте. Мать и братишки погибли  от бомбежки в блокадном Ленинграде.

Маленькая беженка оказалась в семье простой деревенской женщины. Здесь она обрела новую семью. Чужая женщина заменила Валентинке мать. Городская девочка очень трудно привыкала к деревенской жизни, но новые мама, сестры и брат отогрели израненное сердечко девочки.

И Валенинка тоже всем сердцем полюбила тех, кто стал ее новой семьей.

  1. Констанин Симонов «Третий адъютант». М.: Дет литература, 1987. Слайд № 4.

    В этой книге собраны рассказы, в центре которых ребята, которых коснулось горе войны.

    Рассказ «Малышка»    Слайд № 5  рассказывает о фельдшере Марусе. Солдаты прозвали ее Малышкой за маленький рост, маленький размер ноги, на которую не подобрать сапог. Девочке всего семнадцать лет.

Она выносит тяжелораненых солдат с поле боя и отвозит их в госпиталь. Мест в машине часто не хватает. Девочке приходится ехать на подножке машины, почти целый день на холоде и морозе. Зачитать отрывок.

Читайте также:  Бунин «берёзовый лес» читать

Страница 22.

  1. «Рассказы о войне». Библиотека школьника. Слайд №6.

      В книге собраны рассказы разных авторов. Один из самых интересных рассказов Радия Погодина «Послевоенный суп».

      Солдаты отдыхали на привале в небольшой деревушке, только что освобожденной от немцев.Один из солдат у ручья встретил деревенского мальчишку. Ему было лет семь. Так показалось солдату. Мальчишка был озабочен,чем прокормить маленькую сестренку, у которой рахит от голода. И многое другое боец узнал о тяжелой жизни в военное время.

Мальчик рассказал, что моются они золой. А мыло,украденное у немцев, маленькая сестренка съела, так как оно вкусно пахло.  Вареную картошку, тайком взятую из костра у немцев, мальчишка закинул за пазуху. Чтобы отнести домой. И поэтому теперь весь живот у нео покрыт струпьями от ожогов.

Важно

И идти по деревне надо было спокойно — побежишь, будут стелять! «А картошка с маслом! У нее, помереть, какой воздух…»

    Много раз мальчика немцы били, когда ловили. Но все равно крал — кормить надо было семью.

  • А теперь , — говорит он, — наверно, помру, потому что красть у своих нельзя.

              5. Ильина «Четвертая высота». Дет. Литература, 1989. Слайд  7.

    Это история о девочке, которая жила на смом деле. Звали ее Гуля Кролева. Ее детство выпало на предвоенные годы. Она жила в Москве. Мама Гули работала на кинофабрике. Поэтому еще маленькой девочкой Гуля попала в настоящее кино. Это был фильм «Каштанка». Ее первый заработок за съемки — два рубля.

      Почему книга называется «Четвертая высота»? В жизни Гули было четыре случая, когда ей было очень трудно и приходилось брать очередную высоту. Первая высота — съемки в фильме «Дочь партизана», где она играла деревенскую девочку Василинку, и ей надо было уметь лихо скакать на лошади без седла. И девочка этому научилась.

     Гуля занималась плаванием. Прыжками в воду. Первый прыжок с пятиметровой вышки был очень ответственным. Это была еще одна высота в ее жизни.

     Жизнь Гули Королевой была очень короткой. Началась война. Гуля пошла работать в госпиталь. А потом фронт. Много раненых солдат спасла отважная девушка — санитар. «Огненная» называли ее за смелость и напористый характер. В один из боев за взятие высоты(четвертая высота в жизни Гули) девушка погибла. Гуле Королевой было  только двадцать лет. Дома у нее остался маленький сын и мама.

        Эти книги о войне обязательно нужно прочитать! Вы не пожалеете о потраченном времени.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/10/21/obzor-knig-deti-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-dlya

Рассказы о войне

Подробности Категория: Выбор читателя Создано: 13 октября 2013

О Великой Отечественной войне лучше всего расскажут очевидцы событий, чьё детство и юность совпали с теми страшными событиями.

Давайте прочитаем рассказы и воспоминания Эдуарда Бочарова, Владимира Волкова, Бориса Дехтяра, Олега Орлова, Татьяны Александровой, Владимира Александрова, Радия Погодина, Юрия Калинина, Алексея Леонова, Бориса Никольского, Юрия Яковлева и многих других писателей.

Впрочем, это было так давно, Что как будто не было – и выдумано. Может быть, увидено в кино, Может быть, в романе вычитано. Нет. У нас жестокая свобода Помнить все страдания. До дна. А война – была. Четыре года.

Долгая была война.

Борис СЛУЦКИЙ

ПАМЯТИ ДРУГА

Совет

И в День Победы, нежный и туманный, Когда заря, как зарево, красна, Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит, Дохнет на почку и траву погладит, И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит. 

Анна Ахматова

Во время войны

Вместе с рассказчицей — детской писательницей Татьяной Александровой — мы оцениваем самые простые вещи: скудное питание, помощь взрослым по хозяйству, отношения между сверстниками. Так жили когда-то давным-давно, и не верится, что для радости нужно немного терпения, храбрости и доброты.

Владимир Волков

Два рассказа про яблоки

Трудное время — война. Потери, боль, голод, несчастные дети. И всё-таки есть то, без чего невозможна жизнь человека. Есть доброта и сострадание. Есть сочувствие и поддержка. Хромой шофёр и дедушка из Сванетии поступают вопреки тому, что от них ожидает мальчик. Они дают ему урок благородства и честности. А разве можно было поступить иначе?

Детство и война

В историях Бориса Дехтяра много очень важных деталей военного быта.

Не украсть — значит пропасть! И мальчик, мучаясь от голода на хозяйском сундуке с продуктовыми припасами, решается заглянуть вовнутрь и не может удержаться от искушения.

А на рынке даже бездомная собака помогает мальчишкам раздобыть что-нибудь съедобное. Сам не возьмёшь — позарятся на чужое добро другие. Таков закон сурового времени.

Испытание войной

Первостатейной едой называет Олег Орлов такое блюдо, которое готовилось в столовых во время войны. Название замысловатое, скорее напоминающее ласковое прозвище, образованное от женского имени, — «мусёнка».

Солнце Победы

Май — такой месяц, когда волей-неволей вспоминается война. Много времени прошло, а она всё не отпускает, и память о ней не забывается. Как началась она для детей, подростков, взрослых людей? Как пережили они ужас бомбёжек, оккупации, плена?

Эдуард Бочаров

Шесть дней войны

Обратите внимание

Чем запомнились мальчику именно эти шесть дней войны? Опасностью, риском, отчаянием? Вроде бы мелочь — потерялась пулька. Кажется, детская забава! Но последствия её опасны и непредсказуемы.

Юрий Яковлев

Цветок хлеба

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу…

Лев Кузьмин

Шла война. Первого сентября первый звонок в нашей сельской школе в тот год не прозвенел. Половина учителей наших была уже на фронте, да и нам, школьникам, предстояло теперь спешить не на занятия, а сквозь утренний туман за околицу…

Юбилей Великой Победы

Как же долго и мучительно трудно шло время с июньского утра сорок первого до майских дней сорок пятого! Какой длинный и героический путь выпал советскому народу, сколько радостей и утрат довелось пережить в эти 1418 дней самой кровопролитной и жестокой за всю историю войны! Сколько шагавших по её ратным полям не дошли до майских дней!

Источник: http://ruslita.ru/chto-pochitat/410-rasskazy-o-vojne

Маленькие рассказы о большой войне

4 мая 2013

Рассказ пятый. 12-летний диверсант

В преддверии 9 Мая donnews.ru при поддержке историка Владимира Афанасенко открывает цикл маленьких рассказов о большой войне и великой Победе. Это истории о воинах и жителях Ростовской области, героически освобождавших Родину от немецко-фашистских захватчиков — о мужчинах, о женщинах, о детях…

В Великой Отечественной войне участвовали и стар и млад, и мужчины, и женщины, и дети… Зачастую их подвиги оставались неизвестными или были забыты с годами. Об одном из таких героев-ростовчан, чьим именем названа улица 2-го посёлка Орджоникидзе, но о чьём подвиге мало кто знает, — о 12-летнем мальчишке с горькой сиротской судьбой — и будет эта история. История о Володе Щербакове.

Летом 1942 года немцы бомбёжками уничтожали исторический центр Ростова и промышленные предприятия. Во время одной из таких бомбёжек погибли родители Володи. Они работали на заводе «Ростсельмаш», где в военные годы ремонтировали бронетехнику. Володю определили в детский дом.

Во время летней эвакуации в 1942 году солдаты ростовского гарнизона сделали всё, чтобы через разбомблённый, горящий Батайск вытащить эшелоны с детьми как можно дальше на юг. В той гигантской пробке на Сальско-Тихорецкой ветке, когда поезда ходили впритык друг к другу, с интервалом 20-30 метров, ни на минуту не прекращались немецкие налёты.

Фашисты бомбили железную дорогу, не щадя ни раненых, ни детей…

В конце июля разбомблённый эшелон, в котором ехал Володя, был оставлен в районе посёлка Целина. Уцелевшие воспитатели и дети вернулись обратно в Ростов: деваться им было некуда. В Ростове Володя Щербаков снова оказался в детдоме, но приходил туда только ночевать.

Выживать было нелегко — практически все детдомовцы 10-13 лет занимались воровством со складов, которые остались в городе, и из немецких машин, которые подвозили продовольствие.

Во время одной такой дерзкой вылазки осенью 42-го Володя столкнулся с партизанами городского партизанского отряда имени Сталина, которыми руководил кадровый чекист, разведчик, лейтенант госбезопасности Михаил Михайлович Трифонов…

Важно

Партизаны приняли этого мальчишку, лихо вспарывающего брезентовое покрытие немецких грузовиков и воровавшего оттуда продуктовые посылки. А Михаил Михайлович заменил ему семью, обещал, что после войны его усыновит, отправит в суворовское училище, он будет офицером… И мальчишка действительно относился к нему как к отцу.

Володя стал самым юным разведчиком партизанского отряда. Он участвовал в боевых действиях при освобождении города в районе разъезда Западный 13 февраля 1943 года: в течение суток партизанский отряд вёл бой и уничтожил десятки немецких машин, сорвав эвакуацию фашистов из Ростова. Тогда были захвачены большие трофеи.

В числе наиболее отличившихся и подготовленных партизан-диверсантов Володя был определён в разведывательную школу, которая после освобождения Ростова весной 1943 года располагалась в уцелевших корпусах Ростовского артиллерийского училища (сейчас это здание школы-интерната номер 10).

Володя Щербаков прошёл трёхмесячные курсы минирования и разминирования, парашютную подготовку, овладел всеми видами оружия.

И вот 31 мая 1943 года 17 партизан — полностью экипированных, в гражданской одежде и с немецкими документами — были сброшены нашим самолётом недалеко от посёлка Покровский, километрах в тридцати от города Чистякова.

По неизвестной причине штурман, который руководил сбросом, совершил ошибку — диверсантов сбросили не в лесной массив, а фактически над посёлком, прямо на головы немецких войск и полицаев. Десант был обнаружен и окружён. Уцелевшие легли пятками друг к другу и держали круговую оборону.

Читайте также:  Игры эстафеты для детей старшего дошкольного возраста

Пока были боеприпасы — отстреливались. Трифонов всё время просил Володю: «Отползи к немцам, белый платок показывай, сдавайся, скажи, что ты местный, попал под раздачу, ты мальчишка, тебя не тронут…

» Но в горячке боя Трифонов не мог видеть, что мальчишке перебило обе ноги автоматной очередью, что он придавлен мешком взрывчатки…

Дело в том, что у десантников есть правило: если группа совершает компактную выброску, то нужно, чтобы у всех был равный вес, чтобы все приземлились одновременно и могли с ходу вести боевые действия.

Совет

А поскольку Володя по весу был намного меньше, чем взрослые, у него отобрали автомат и повесили мешок взрывчатки весом в 50 килограммов. А потом внесли в самолёт на руках: сам Володя не мог передвигаться с таким грузом. С этим же мешком его и выбросили из самолёта.

И вот, придавленный мешком, он даже отстреливаться не мог, поскольку автомат у него отобрали. С перебитыми ногами он ждал конца.

Трифонов последнюю пулю пустил себе в висок, не желая сдаваться в плен. Немцы обыскали погибших партизан. Тяжело раненная девушка-радистка была ещё жива, немцы даже успели её один раз допросить. Она сообщила, что прилетела уничтожить их, но не выдала ни коды, ни шифры. Вскоре она скончалась в госпитале в Покровске.

А когда немцы подошли к мешку взрывчатки и отодвинули его, то увидели Володю Щербакова… Загалдели: «Киндер партизан! Киндер партизан!». Они впервые видели ребёнка-диверсанта, 12-летнего мальчишку, и захотели сфотографироваться. Подошли офицеры, шесть или семь человек, достали фотоаппарат, столпились вокруг. И тогда Володя совершил то, что его обессмертило.

В оккупированном Ростове он всегда таскал с собой лимонку. Была она с ним и в этот раз. Когда ему освободили руки, он вытащил из кармана гранату и, дёрнув кольцо, сунул руку под мешок со взрывчаткой. Взбух огромный огненный шар, выбило окна во многих кварталах, а всех немцев, что были рядом с ним, разнесло в клочья.

После освобождения посёлка Покровского и города Чистякова были получены данные, что Володя вместе с собой подорвал от 150 до 170 фашистов.

Юный партизан и разведчик-диверсант посмертно был представлен к званию Герою Советского Союза. Командующий фронтом Толбухин и начальник штаба партизанского движения полковник Перов подписали все необходимые документы, отправили в Москву.

Москве действительно был нужен юный герой – пример для остальной молодёжи Советского Союза. Но смутило то, что сирота сбежал из детского дома и самостоятельно жил на оккупированной территории. Вместо звания Героя Володю посмертно наградили медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Это дорогая награда, но, конечно, не звезда Героя…

Обратите внимание

Поэтому местная ростовская власть увековечила память Володи Щербакова, присвоив его имя улице во 2-м посёлке Орджоникидзе. Ростовчане, которые автобусом № 3 едут к своим садам, на окраину посёлка, не минуют улицу Щербакова, растянувшуюся на восемь остановок. Пусть они вспомнят ростовского мальчишку, который внёс свой вклад в Победу, уничтожив полторы сотни врагов ценой собственной жизни.

 Рассказ четвертый. Атомная тетрадь

Рассказ третий. Последняя переправа

Рассказ второй. Трудное решение Малиновского

Рассказ первый. Угощение для врага

Алина Ключко

Источник: http://www.donnews.ru/Malenkie-rasskazy-o-bolshoy-voyne_11193

Презентация по литературе 6 класс Произведения о Великой Отечественной войне

Урок литературы в 6 классе

Произведения о Великой Отечественной войне

Тютиной Е.А., учителя русского языка

и литературы МОУ СОШ № 25

Цели: 1) познакомить с произведениями о Великой Отечественной войне, рассказать значении поэзии в годы ВОв, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

2) развивать представления детей о событиях военных лет;

3) воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за своих земляков- ветеранов.

ПЛАН

  1. Организация на урок.

  2. Сообщение темы и цели.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями о ВОв, перелистаем страницы истории нашей Родины.

III. Ход урока.

1. Беседа.

— Когда началась ВОв?

-Когда закончилась?

-Сколько лет прошло со дня Победы?

2. Слово учителя. (Слайд 1)

Горькие дни 41 года – начала войны…

Первым откликом на события 22.06.41 г. стала песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война». Эта песня стала «музыкальной эмблемой» ВОв.

Впервые песня прозвучала в двадцатых числах июня 1941года на Белорусском вокзале в Москве, когда воинские эшелоны уходили на запад.

Песня была исполнена пять раз подряд, слушавшие ее были захвачены грозной силой этой песни, пробуждавшей в сердцах жажду подвига и ненависть к врагам.

(Бегущие слайды с фотографиями о войне на фоне музыки «Священная война»)

— Народы подверглись тяжелейшему испытанию. Победа далась дорогой ценой. Убитых, умерших от ран, погибших в плену – 27 миллионов человек. Из мужчин 1923 года рождения, тех, кому в 1941 году было по 18 лет, в живых к концу войны осталось 3 %.

(На фоне слайда)

— От Москвы до Берлина 2600 км

От Москвы до Берлина поездом 4 суток,

самолетом 4 часа…

А перебежками и по-пластунски – 4 года…

И 27 миллионов погибших солдат.

4 года – это:

1418 дней,

34000 часов.

3. Рассказ ученицы о станице. (Слайд)

— Станица Анастасиевская – небольшой уголок кубанской земли, но о нем знают многие.

До войны это был райский уголок: богатая рыбой, красной и черной икрой река Кубань, в лиманах и камышах водилась дичь и рыба, на полях колосились злаковые культуры, а в садах спели фрукты.

Запомнили нашу станицу фашистская Германия. Но не только за богатства, а за самоотверженную борьбу, которую вели местные жители и солдаты за освобождение станицы.

8 августа 1942г. Тишину станицы нарушили выстрелы и чужая немецкая речь. Срочно большая часть людей была эвакуирована в те места, где еще не было боевых действий. Перед уходом в плавни, в партизаны жители взорвали здание сельского совета, мельницу, электростанцию, подожгли нефтебазу. Станица погрузилась в мертвую тишину.

228 дней оккупации – это время сплошного кошмара. Немцы грабили население, тащили все, что было в хозяйственных дворах. Забирали кур, свиней, скот. Криками согнали жителей на митинг и предупредили.

Важно

Что за убийство хоть одного немца или румына – расстрел, за неповиновение – смерть. В этот же день расстреляли трех коммунистов: Гунько И.И., Петина И.В., Яценко С.М. На МТФ-2 бывшего колхоза «Красный маяк» фашисты оборудовали лагерь военнопленных.

Отступая, полностью уничтожили пленных и их трупами забили колодцы.

За время оккупации все дома были разрушены, стояли несколько хат без окон и дверей. Ущерб станице составлял более чем на 1 млр рублей. Полностью было уничтожены сложившееся хозяйство 10 колхозов, МТС, школы, больница.

Ст. Анастасиевская была освобождена утром 31 марта 1943 года. 1-й и 4-й батальоны 43-й стрелковой бригады первыми ворвались в станицу и вместе с другими частями 9-го стрелкового корпуса 9-й армии вышли к реке Курке.

Последние дни освобождения были ожесточенными, страшными, горела земля от катюш, ревели самолеты, солдаты падали как мухи: и наши, и немцы. В 1956 году, когда делали оросительную систему, раскопали окопы и блиндажи. Все они были забиты трупами. Останки солдат перенесли в братскую могилу, которая находится на территории мемориала. Здесь захоронено около 2000 освободителей станицы.

Ежегодно в день освобождения станицы 31 марта и в День Победы 9 Мая ветераны войны – жители станицы и участники освобождения станицы участвуют в митинге, посвященном этим знаменательным датам.

4. Изучение нового материала.

1) Знакомство с поэтом Самойловым.

. Многие писатели и поэты откликнулись на всеобщую беду. Своими произведениями они поднимали боевой дух солдат, помогали людям в тылу.

(Рассказ ученика о Самойлове) (Слайд)

2) Работа над произведением.

-Прослушайте стихотворение «Сороковые». Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Читает наизусть ученик это стихотворение)

3). Работа по учебнику.

— Найдите эпитеты в 1 четверостишии.

-Можно ли понять настрой автора по этим эпитетам?

-Сравните 1 и последнее четверостишие. Чем отличаются?

-Найдите синонимы, контекстные антонимы.

— Почему в названии автор использует одно слово?

— Что противопоставляет?

4). Рассказ ученика о К. Симонове. (Слайд)

-Прослушайте стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Какими чувствами наполнено стихотворение?

(Прослушивают аудиозапись. Одновременно бегущие слайды с фотографиями)

5). Работа над стихотворением.

— Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках?

— Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?

-Найдите повтор.

6). Песни.

С первого дня войны и до праздничного военного салюта песни всегда были с солдатом, помогали преодолеть трудности фронтовой жизни, поддерживали их в минуты грусти, скрашивали разлуку с любимыми, близкими. Они и теперь по-прежнему волнуют души ветеранов, всем людям нынешнего поколения.

Большую радость принесла Победа. Песня «День Победы» была написаны спустя 30 лет после войны. Песню невозможно слушать без слез. Музыка Тухманова, слова Харитонова. (Слушают запись, кто знает слова – поют).

Говоря о Победе, мы не можем забыть тех, кто не вернулся с этой войны. В песне «Журавли» Френкеля и Гамзатова автор сравнивает погибших друзей с журавлями. (Исполняют песню подготовленные дети).

IV. Итог.

Совет

Произведения о ВОв рассказывают не только о страницах страшной войны, но и призывают нас помнить о тех, кто не вернулся, отдал жизнь за свою Родину. Память о них – лучшая награда героям.

V. Домашнее задание.

Выберите одно из предложенных заданий:

  1. Выучить стихотворение по выбору,

  2. Нарисовать рисунок к изученным стихотворениям,

  3. Написать рассказ о своем родственнике, который воевал или находился в оккупации.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-klass-proizvedeniya-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-1373212.html

Ссылка на основную публикацию