Русская народная сказка Курочка Ряба
Скачать сказку в формате
PDF
Сказка Курочка Ряба о золотом яичке имеет более ста пятидесяти вариантов текстов, мы же вам предлагаем девять наиболее, на наш взгляд, примечательных и разнообразных: от хрестоматийного, который принято читать детям (изначально он был включен в книгу Ушинского «Родное слово»), до фарсово-гротескового текса Владимира Ивановича Даля.
Советуем вам прочесть все:
Какой из этих вариантов сказки Курочка Ряба считать каноническим – не ясно. Ушинский предпочел первый, возможно и некоторые из вас будут следовать его предпочтениям. По крайней мере, именно этот вариант возникает в голове при упоминании словосочетания Курочка Ряба.
Сказка Курочка Ряба (оригинал)
Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!
Сказка Курочка Ряба в обработке А. Н. Толстого
Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Посадила яичко в осиное дупелко,
В кут , под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
— Дед, не плачь, бабка, не рыдай,
Куры, не летайте,
Ворота, не скрипите, сор под порогом,
Не закуривайся,
Тын, не рассыпайся,
Верх на избе, не шатайся,
Снесу вам еще яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Яичко не простое — золотое.
Примечания А.Н. Толстого:
Кут — угол.
Вереи — столбы у ворот.
Побутусились — выпятились, распузатились.
Сказка Курочка Ряба (Курочка) в обработке А. Н. Афанасьева (2 варианта сказки)
Вариант 1
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
Вариант 2
Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй< стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь…
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
……… тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!
Сказка Курочка Ряба из некоторых областей (4 варианта сказки)
Дорогое яичко (Саратовская область)
Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды.
Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.
Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой.
И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко.
А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
Курочка рябушка (Воронежская область)
Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: «Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было.
Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда — некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться — и нырь на полку.
А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед с бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке.
А курочка им и говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».
Курочка-тататорка (Вологодская область)
Курочка-тататорка Снесла яичка В углу на полочке, На овсяной соломочке. Пришла мышка, Хвостиком вильнула, Яичко столкнула, Яичко покатилось Под тын в огород. Тын подломился, Сороке ногу переломил.
Она стала прыгать: Чики, чики, сорока! Где ты была?
― Далеко.
― Я у баушки На попрядушке. Что ела?
― Кашку.
― Что пила?
― Бражку. Кашка масленька, Баушка добренька, А бражка слатенька.
Белорусский вариант сказки Курочка Ряба
Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив — не разбив. Баба била, била, била — не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны — на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу.
Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось — бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: «А-а-а, а-а-а, а-а!» (высоким голосом). Дед плачит: «У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит).
А курочка бегаить: Куды-куды! Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: «Не простое яечко — золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи — трубу, а к трубе — избу, а в избу — лавцы.
Завели ребят — все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.
Сказка Курочка ряба (СТАРИКОВО ВЕЛИКОЕ ГОРЕ) в обработке В. И. Даля
Жил был старик со старухой, у них была курочка рябушечка; снесла рябушечка первое яичко в куте перед печкой, под самым окошком; пестро востро костяно мудрено.
Положила старуха яичко на полочку, мышка бежала, хвостиком вильнула, полочку свернула, яичко скатилось, об пол разбилось. Старик плачет, старуха рыдает, курочка кудахчет, огонь в печи пылает, двери скрипят, сор под порогом вскружился, тын покосился, ворота хлопают, щепы в поле летят. Сбежались соседи: что, что?
Старик говорит: вот так и так, наша курочка рябушечка снесла яичко, пестро востро костяно мудрено.
Положила старуха яичко на полку, мышка бежала, хвостиком вильнула, полку свернула, яичко скатилось, об пол разбилось; я старик плачу, старуха рыдает, курочка кудахчет, огонь в печи пылает, двери скрипят, сор под порогом вскружился, тын покосился, ворота хлопают, щепы в поле летят! Как услыхали соседи про стариково горе, так развели руками и ну вопить на всё село.
Сбежалось село: что, что?
Старик говорит: вот так и так, наша курочка рябушечка, снесла яичко, пестро, востро, костяно, мудрено.
Положили яичко на полочку, мышка бежала, хвостиком вильнула, полку свернула, яичко скатилось, об пол разбилось! Я старик плачу, старуха рыдает, курочка кудахчет, огонь в печи пылает, двери скрипят, сор под порогом вскружился, тын покосился, ворота хлопают, щепы в поле летят, соседи на все село плачут, руками машут! Тут заголосило все село в голос, стало рвать на себе волосы, тужить по стариковому великому горю.
Источник: http://allskazki.ru/rus/360.html
Сказка Курочка Ряба с картинками
Кому из нас с детства не знакома сказка про курочку рябу?
Наверняка, каждый из нас сейчас подумал, что до сих пор помнит текст сказки курочка ряба наизусть. Однако, когда в доме появляются маленькие дети, вы им начинаете увлеченно рассказывать эту сказку, приходит понимание того, что далеко не всю историю вы можете вспомнить по памяти.
В таких случаях, к нам на помощь приходит интернет, где можно найти множество различных произведений.
Среди прочего, здесь и колобок, и бременские музыканты, и сказка курочка ряба текст которой снабжен яркими иллюстрациями.
Перейдем непосредственно к сказке
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — Золотое.
Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет;
А курочка кудахчет:
«Не плач дед, не плач баба,
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое, а простое».
Эта детская сказка небольшая по объему и легко воспринимается на слух даже самыми маленькими слушателями. Откройте сказку про курочку рябу, покажите картинки ребенку и предложите ему почитать вместе. В то время, как малыш будет увлеченно рассматривать иллюстрации, вы успеете прочитать ему всю сказку от начала до конца.
Благодаря повторяющимся элементам, которые содержит русская народная сказка курочка ряба, даже полуторогодовалый ребенок к концу первого прочтения и интересом оживленно реагирует на уже знакомые фразы и пытается их повторять.
К тому моменту, как сказка будет рассказываться уже во второй или третий раз, вы наверняка заметите за малышом, что он уверенно узнает и понимает многократно встречающиеся образы «и снесла курочка яичко», «не простое, а…» и многие другие.
Не случайно во многих сказках встречаются такие повторения. Мудрость поколений предавалась из уста в уста много столетий подряд, помогая детям с малых лет запомнить и усвоить важный опыт. Такие словесные конструкции развивают память, привлекают такое непостоянное детское внимание к тексту сказки про курочку рябу, что крайне важно для восприятия маленькими слушателями.
Курочка ряба сказка читать которую ребенку хочется снова и снова. Сначала он просит об этом родителей, потом, вырастая, учится делать это сам. Гораздо проще обучить ребенка беглому чтению на основе давно знакомой истории.
Кроме того, картинки к сказке курочка ряба помогают не только разнообразить процесс чтения, но и привлекают детское внимание своими яркими красками и знакомыми сюжетами.
Читайте детям, читайте вместе с детьми и, когда они вырастут, их интерес к привычному познанию огромного мира через книги никогда не угаснет.
Если Вам понравился наш сайт или пригодилась информация на этой странице поделитесь ею с друзьями и знакомыми — нажмите одну из кнопок соц сетей внизу страницы или вверху, ведь среди кучи ненужного мусора интернете достаточно сложно найти действительно интересные материалы.
Источник: http://kapitosha.net/kurochka-ryaba-s-kartinkami.html
Курочка Ряба, читать детскую сказку с картинками | Русская сказка
Сказка «Курочка Ряба» — классика народных сказаний
Кто не знает известную русскую сказочку про курочку Рябу? С раннего детства всем малышам бабушки или дедушки, мамы или папы рассказывают эту интересную историю про волшебную курочку-рябушку.
На страничке с яркими иллюстрациями выложены текст и изображения настоящих произведений искусства. Они сопровождают повествование, и дети смогут живо представить действующих персонажей и сцены из русской сказочки.
Начало истории украшено красивой картинкой с яичком, на котором богато разодетые купец с купчихой гордо держать золотую курочку с лукошком ее драгоценных подарков.
Картина знаменует пасхальный праздник, когда все православные окрашивают яйца в яркие золотистые цвета.
Герои сказки знакомы родителям, а теперь пора познакомить с ними детей:
Дед – по сказке простой крестьянин, у которого из богатств только бабка да рябая курочка. Дедуля очень любит свою квочку, холит ее и лелеет. Когда мышка разбила золотое яичко, он плакал и сокрушался, но волшебная курочка утешила и пообещала снести новое простое яичко.
Баба – жена деда, тоже очень любит добрую рябушку. Кормить ее отборным ячменем, и поит ключевой водицей, чтобы несла курочка крупные яички. Без яиц не сможет бабка замесит тесто и испечь высокий румяный каравай.
Курочка Ряба – волшебная квочка. Она несет яйца не простые, а золотые. Только такие яички не разбить и в тесто не положить, толку от них мало, когда кушать хочется. И продать его нельзя, оно хрупкое как стекло и, когда разбивается, превращается в мелкие осколки. Хотела Ряба деда с бабкой богатством одарить, а вышло, что простые яйца в хозяйстве намного важнее!
Серая мышка – маленький вредитель. Она забирается в амбары да сеновалы, тащит все, что плохо лежат и грызет мешки с зимними запасами. Подвела мышка деда с бабкой, когда хвостиком яичко смахнула. Лишила стариков богатства, за что и получила большим дедовским сапогом.
Финал сказки с глубоким смыслом! Курочка одарила стариков простым, а не золотым яичком. Потому что счастье в доме строится не на богатстве, а на согласии, любви и уважении.
Подробнее об иллюстрациях и русских народных промыслах
Детская сказка про Рябушку предназначена для семейного обсуждения и чтения на ночь.
Через каждую строчку книжки размещены изображения с подставками Гжель, матрешками из Федоскино, черной лаковой миниатюрой из Мстеры и фигурками из села Холуй.
Родители смогут познакомить детей со старинными произведениями народного творчества и окунуться на несколько минут в богатство русской литературы.
В заключение можно одеть малышу наушники и дать послушать аудио-версию сказки.
Размеренное повествование позволит разыграться воображению, успокоит ребенка после трудного дня и навеет хороший здоровый сон.
Диафильм со слайдами продемонстрирует крестьянскую избу и все события, которые происходили в старинной сказке. Знакомство с народным русским творчеством укрепит знание языка и любовь к родной земле!
Источник: https://russkaja-skazka.ru/kurochka-rjaba/
Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: «Надоть-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили.
Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда — никуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться и — нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось.
Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».
(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с.
Красовка, Грибановского р-на, в 1969г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)
Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.
Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты, дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: «Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка.
Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.
Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.
Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148).
Был старик, да старуха.
А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядь-ка, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя.
Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: «Что же сделалось?» Тут между собой миряне стали драться с досады.
(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!
Жыв дид, да баба. У дида була курыця рябенька. Курыця на яечко, а мышь на оконце искочила, хвостиком матнула, яйце упало и розбилось. Стали воны плакать. Курыця знесла ще яйце; тоды курица через два дни пропала.
(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).
«Курочка Ряба» это одна из самых коротких и простых но, одновременно, одна из самых загадочных русских сказок. На бытовом уровне в ней бессмысленно всё. В длинных вариантах сказки легко угадывается попытка оправдать бессмысленность основного сюжета с помощью нравственного назидания, в смысле «не раздувать из мухи слона».
Вместе с тем, космологическое содержание сказки тоже одно из наиболее лёгких и ясных. Весь короткий сюжет построен на прохождении летней полуоси великого небесного креста через созвездия Северная Корона и Волопас, при участии астеризма Голова Змеи. Дед здесь, как и во многих других случаях такого рода, аллегория Солнца, а Бабка — аллегория Луны.
Не трудно сообразить, что сказочное яйцо это созвездие Северная Корона. Оно становится золотым на время прохождения через него летней полуоси креста. Золото — это признак летнего солнцестояния. Ту же природу имеет «Золотая Рыбка» (астеризм Западная Рыба в зодиакальных Рыбах).
Такова же «Жар-птица» (созвездие Орёл) и «перо Жар-птицы» (созвездие Дельфин).
В скифской генеалогической легенде, пересказанной Геродотом, золотые предметы, упавшие с неба, и полыхавшие огнём при приближении старших братьев, тоже обнаруживают признаки соседства с точкой летнего солнцестояния.
Древняя космология традиционно оформляла выход полуоси креста за пределы созвездия как смерть персонажа. А при возможности (если персонаж — зверь), ещё и со снятием шкуры. Разбитое яйцо это погибшее яйцо, разбитая скорлупа — снятая «шкура». Именно по этой причине Дед и Бабка так горько плачут — Солнце и Луна тяжело переживают гибель одного из самых симпатичных созвездий северного неба.
Если внимательно посмотреть, то в фигуре созвездия Волопас можно увидеть и контур курицы—несушки, сидящей на гнезде. Волопас — самый талантливый и самый востребованный актёр небесного театра.
Неустранимая прецессия медленно переводит летнюю полуось от созвездия Северная Корона на созвездие Волопас. И оно тоже становится причастным к летнему солнцестоянию.
В арийской космологии такое событие знаменуется приобретением «фарна» — божьей благодати и права на верховную власть. В сюжете русской сказки Волопас — это Курочка Ряба, а потому никаких катаклизмов в связи с этим не происходит.
Между двумя обозначенными положениями полуоси лежит довольно длительный интервал времени (не менее 200 лет) и яйцо, бывшее, (уже теперь давно), золотым, может быть заменено простым яйцом. Но всё той же Северной Короной. Вот почему Курочка Ряба обещает Деду и Бабке в качестве утешительного приза простое яичко.
Солнце и Луна могут быть спокойны — в звёздном хозяйстве всё под контролем и Северная Корона вновь оживёт. Однако в последнем украинском варианте сказки курица сносит ещё одно яйцо, но при этом умирает сама. Пропала — значит умерла.
Мышка в сказке обязательна. А иначе как объяснить разбитое яичко? Летней полуосью? Мышка, как астеризм Голова Змеи, находится рядом и в очень удобном для такого действия положении. В сюжет можно добавить и кота (зодиакальный Лев), который гоняет звёздную мышку.
Однако есть и другая космологическая возможность связать в один сюжет все три созвездия (Северная Корона, Волопас, Голова Змеи). Все три созвездия одновременно пронизывает осенняя полуось великого небесного креста эпохи Аркаима (28 век до н.э.).
Осталось ответить на самый трудный вопрос: зачем сами Дед и Бабка пытались, правда, безуспешно, разбить золотое яйцо? Глупые ответы, вроде того, что немощные старики были очень голодны и пытались съесть последний съестной припас в доме (яйцо «золотое» потому, что последнее), в расчёт брать нельзя.
И не только потому, что тот, кто не может разбить яйцо, уже не должен жить. Нужно понять, почему это нужно Солнцу и Луне. Почему они заинтересованы в прецессии?
Блажен и счастлив тот народ, для которого Волопас это Курочка Ряба.
Для многих других народов Волопас в эпоху прохождения через него летней полуоси возвышался в звёздном небе как главное божество. И у этих народов начиналась бурная и трагическая история.
В те времена для греков он был Прометеем, для индийских ариев Индрой и Варуной, для иранских ариев Йимой, для хаттов и хурритов Тешубом, для германцев Тором, для славян Перуном, для прибалтов Перкунасом. Северная Корона играла роль космического оружия «ваджры», лука Геракла и рога Гьялахорн.
Да и эпоха та называлась «Сотворением Мира» — 5500 г до н.э., близкой к вожделенному главному «магическому числу» 5400 г до н.э.. Впрочем, и эпоха прохождения летней полуоси через Северную Корону, тоже может быть названа эпохой «Великой матери» — 7200 г до н.э. И это тоже главное «магическое число».
(О «магических числах» см. книгу Быструшкин К.К. «Феномен Аркаима. Космологическая архитектура и историческая геодезия». М.: Белые Альвы. 2003, стр. 70 — 111).
Так что, коротенький сюжет русской сказочки «Курочка Ряба» описывает переход Мира от магической эпохи «Великой матери» к магической эпохе «Сотворения Мира». Очень неслабый смысл сказки для очень маленьких детей.
Источник: http://www.seredinamira.ru/tales/speckled_hen/
Сказка Курочка Ряба
Сказка «Курочка Ряба»: читать текст + слушать аудио
Автор: русская народная сказка
Краткое содержание для читательского дневника
Главные герои:
- Курочка Ряба, умеющая нести золотые яйца.
- Дед с бабой, старики расстраивающихся из-за мелких неприятностей.
- Мышка — виновница сказки, без нее и сказки бы не было.
Краткое содержание: Русская народная сказка «Курочка Ряба» показывает детям всю ценность того, что они имеют в данный момент времени. Благодаря её изучению удается привить ребенку способности ценить то, что у него есть и стремится к улучшению своей жизни. Краткое содержание сказки заключается в том, что у деда с бабой была курочка Ряба.
Однажды она снесла яйцо из чистого золота, которое по непонятным причинам они решили разбить. Попытки деда не увенчались успехом, как и старания бабы – яйцо осталось целым. Но, мышка, пробегающая рядом, просто зацепила яйцо хвостиком и оно упало. В результате падения на пол золотое яйцо разбилось.
Дед с бабой начали грустить о том, что яичко лопнуло, но курочка начала их успокаивать и пообещала снести еще одно, только в этот раз простое.
Вариант сказки №1 Скачать аудиосказку (2.0 MB) https://skazkaonline.ru/wp-content/uploads/2018/09/Skazka-Kurochka-Ryaba-slushat-korotkaya.mp3
Вариант сказки №2 Скачать аудиосказку (1.6 MB)
Курочка Ряба (короткая версия)
Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!+
Курочка Ряба (длинная версия)
Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!
Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:
— О чем вы плачете?
— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.
Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.
— Ах, матушка! — говорят они попадье.
— Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.
Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!
На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.
Пришел поп с книгою.
— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья.
— Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.
Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!
Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.
Читать русские народные сказки ➡
Источник: https://SkazkaOnline.ru/kurochka-ryaba/
Курочка Ряба. Недетское исследование
О сказке «Курочка Ряба» написано много, еще больше надумано… Ну и я решил внести свою лепту в «снос крыши»… Ведь именно эта сказка не давала мне покоя долгие годы.
Не показатель мудрости русского народа, а какой-то «бред сивой кобылы в жаркий полдень»,- как сказал бы по-французски наш учитель математики.
Нелогичная, бессмысленная, противоречивая сказка,- так я думал о ней в детстве… А сейчас? Напомню тем, у кого не было детства или тем, кто не в теме:
Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко да не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое».
Вариантов сказки несколько и несколько модификаций. Модификации этого «бреда»: про деда с бабой, про старика со старухой, про взмах хвостиком, про задевание им, про «разговор» курицы и про ее кудахтанье…
1) С детства не давала покоя мысль, — как такой тупой «чел» дедом-то стал? Баба тоже не далеко ушла, но ей простительно; захлопоталась мамуля… пироги… угар… Если для того, что бы разбить яйцо требовалось всего лишь уронить его на пол. То есть ударить его с перегрузкой около 10g (при высоте стола 1м) . При этом известно, что удар молотком может составлять ударную нагрузку более 150g. Может он лбом яйцо-то бил?
2) Вторая мысль. А чего это они так дом запустили, что мыши у них по столу бегают? Причем про стол это детский мозг надумал. Ну не с пола же яйцо упало и не с полки; в сказке об этом ничего нет. И почему по столу мышь бегает, когда все крошки для мышки на полу.
3) Мысль третья. Ты же, «дедобаб», только что бил яйцо и вот оно разбилось. Чего тебе еще надо?
4) Четвертая. Если ты бил от голода, то хавай с пола. На столе ведь у тебя тоже уже мышами натоптано. Ни чем не чище. Может хавать нечего? Ни белка ни желтка. Лови мышь, — говорят еда не хуже. Наконец, если не хватило ума продать золотое яйцо на аукционе «Sotheby’s», сдай осколки в скупку, они же как были золотые так и остались. Отожрешься.
5) И наконец. Если у тебя курица несет золотые, плохо бьющиеся яйца, а ты со старушкой в глубокой печали, — это диагноз.
От чужих исследований этого произведения вообще голова пухнет: тут тебе и орнитоморфное воплощение богини Макоши (А.А.Тюняев), и образное олицетворение надкосмической топографической «Нави»(Г.А.Сидоров), и потеря благоговения (И.Флерова), и провидческий, божественный импульс (М. Черненко), и символика загробного мира с черной меткой (А.П.
Ситников), и символ ребенка, которого бьют (воспитывают), а мышь-сноха, виляя хвостом, сохраняет Рябу,-свою детородную функцию (М.Вигдорчик), и Мышь-архетип и заменитель Бога (Е.Николаева), и формирование жадности, накопительства и склочности (Е.Веременко), и «снос» тупоголовой курочкой яйца в ломбард или на толкучку, за что ее бабодеды били и не раз били, но все без толку (И.Ефремов).
Ну прям квадрат малевича русской словесности.
И это не считая анекдотов про то, что снесла курочка деду яичко… правое… напрочь!
Ну не мог русский народ так набредить. Прав был Станиславский! Не верю! Ни одному слову не верю! А, вообще… был ли мальчик?…… Может чей-то воспаленный ум и оттоптаные медведем уши стали причиной появления вышеприведенной бредятины? А мы тут в ней смысл ищем…
Исследователи в один голос трубят, что все русские дети понимают эту сказку на интуитивном, бессознательном уровне!?! Ну значит я самый тупой ребенок на Руси. Ну не понимал я сказки ни раньше, ни сейчас. А от того что я молчу, пересказать могу или не голосую, вовсе не значит, что я со всем этим согласен!
А между тем оригинал сказочки выглядел вот так:
Как у нашей бабушки в задворенке Была курочка-рябушечка; Посадила курочка яичушко, С полки на полку, В осиновое дупёлко, В кут под лавку. Мышка бежала, Хвостом вернула – Яичко приломала! Об этом яичке строй стал плакать, Баба рыдать, вереи хохотать, Курицы летать, ворота скрипеть; Сор под порогом закурился, Двери побутусились, тын рассыпался; Поповы дочери шли с водою, Ушат приломали, Попадье сказали:«Ничего ты не знаешь, матушка! (Повторяют сначала…), тын рассыпался; Мы шли с водою – ушат приломали!» Попадья квашню месила – Все тесто по полу разметала; Пошла в церковь, попу сказала:«Ничего ты не знаешь.. (Снова повторяется тот же рассказ.)… Я тесто месила – Все тесто разметала!» Поп стал книгу рвать – Всю по полу разметал! «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева в трех томах М.: Гослитиздат, 1957г.
Или так (там же вариант №2):
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? (Есть у нас курочка- … с горя удавилась)». Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе (повтор…); дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу(повтор…); поп побежал, все книги изорвал.
Может не так распевно, как «бредовариант», но смысл сказания был совсем иной. Так сказать из мухи делаем слона. И все логично… тут и ложь есть и намек и добрым молодцам урок. И что самое интересное, вот она народная славянская сказочка.
Русских вариантов – 11, украинских – 11, белорусских – 4. И везде смысл один и тот же. Но ни в одной из этих народных сказок ни слова о пожелтевших яйцах. (см. http://www.ark.ru/ins/zapoved/zapoved/kurochka-ryaba.html).
И зона распространения у оригинала не малая.
Действительно любопытно, у великого “сказочника” Всея Руси А. Н. Афанасьева ни в современном издании (2008г Терра) ни в оригинале (1863г. Грачев и К) сказки о «Курочке Рябе» нет. (!) Есть сказка “Курочка (татарушка)” и “Курочка рябушечка”, как в издании 1957г.(см.
выше), но эти сказки совсем о другом. Нет там и в помине золотого яйца. Там сказ о том, как из безделицы можно раздуть трагедию и мышка-то яйцо ОБЫЧНОЕ(!) разбивает. И вдруг, непонятно откуда возникает якобы русская-народная сказка «Курочка Ряба».
И ей, якобы, не одна тысяча лет. И передается она из уст в уста и все ее знают наизусть. А Афанасьев ее не записал! Самую известную сказку на Руси и не записал. И кто? Самый известный и заслуженный сказочник на Руси не записал. Так сказать Слона-то и не приметил.
Верится с трудом. То есть совсем не верится.
Ибо А. Н. Афанасьев записывал все сказания на Руси и приличные и даже неприличные. Это подтверждает отдельный том его матерных сказок, или как их назвали при издании «Русские заветные сказки».
Издать в России их не удалось, а изданы они были в Женеве в 1872 году. Но даже там в неприличных сказках Сказ о курочке Рябе отсутствует (см. «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в пяти томах» М.
,Терра-Книжный клуб., 2008, Том5)
Вот и получается, что «Курочка Ряба» не русская сказочка, не народная. Казачек-то засланный. Говорят (Е.Николаева “111 баек для детских психологов” СПб «Питер»2008,-160), что впервые эта замысловатая заноза в мозг славянского ребенка была вбита опусом в редакции К.Д.
Ушинского, который изменил смысл оригинала сказки и кастрировал ее окончание.
Неужели Афанасьев, собирая сказки по всей Руси, прозевал самую народную тысячелетнеисторическую сказку? А Ушинский нашел даже не напрягаясь? Может Ушинский придумал отсебятину? Или слушал, слушал… да и прослушал…задремал, на мух, аль на девок отвлекся; и не врубился, так сказать, в смысл сказочки народной. Переспросить? Стыдоба и срам! А вспоминать начал… чего это они там все из-за яйца так переполошились? Не иначе как ЗОЛОТОЕ оно было! Пилите Шура, пилите. Точно золотое. Вот оно как!
Ну и на свой лад…мострячить стал, а тут самогончику поднесли и… понесло нашего Ушинского вкривь и вкось… а дети теперь расхлебывают этот бред.
И вообще, жутко представить себе, что сидит русская баба, кормит ребенка… только что накосила, намолотила, надоила, нарубила и т.
п … и думает: «а не рассказать ли чаду моему любимому сказочку про голд-трансгенный коллапс орнитоморфного воплощения генномодифицированного параллакса надкосмической топографической сущности, чтоб у ребенка моего крышу снесло, а какая-нибудь сволочь потом диссертацию смогла на этом защитить»….
Ну не передавались тупые сказания из уст в уста… Не верю. Это бумага у нас все терпит… и на столе и в туалете, а теперь вот и интернет стал накопителем и источником человеческой глупости…. А раньше все просто было. Недопонял,- додумал (досочинил) сам. Но придумал-то так, что самому понятно.
окончание размышлений …в разработке
Отправить
Источник: http://www.slavarik.su/?p=119