Нина Никитина — Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной поляне
Здесь можно скачать бесплатно «Нина Никитина — Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной поляне» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Молодая гвардия, год 2007.
Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной поляне» читать бесплатно онлайн.
Эта книга посвящена одной из самых ярких фигур XX века, русскому гению — Льву Николаевичу Толстому.
Ее автор — толеговед и культуролог Нина Алексеевна Никитина, на протяжении многих лет изучающая феномен этой глобальной личности, предлагает читателям рассмотреть портрет классика отечественной и мировой литературы в контексте его обыденной жизни.
Что, как не окружающая среда, детали быта, привычки, то самое, изо дня в день вертящееся колесо повседневности, позволяет лучше понять характер гения, заглянуть в труднодоступные уголки его души? Н. А.
Никитиной удалось создать объемный портрет Толстого: писателя, семьянина, учителя, хозяина Ясной Поляны, охотника, гурмана и при этом великого человека, уставшего от бремени славы, обуреваемого сомнениями, искушениями, страстями, болезнями и страхом смерти.
Татьяне, Владимиру, Анне и Марку, моим самым любимым вдохновителям, посвящается…
О вечной повседневности
Существует привычный и устоявшийся взгляд на Толстого. Лев Толстой — гениальный классик, строго взирающий со своей высоты на суетное, тленное. Он больше знаком нам как великий художник, озабоченный вечными проблемами духа.
Сиятельный образ невольно ослепляет нас, не позволяя рассмотреть в нем земное, своеобразно повторяющее божественное. Но Толстой един и целостен, и в самом мелком, и в самом грандиозном. Един во множестве, постоянен в изменчивости, бесконечен в ограниченности.
Он сам — абсолютное движение! Толстой был убежден в том, что «истина в движении — только». Он постоянно искал необычное в обыденном, оригинальное в банальном, вечное в повседневном. Ему было интересно все реальное, будничное, мимолетное, живое.
Первой и последней любовью стала для него Ясная Поляна, превратившаяся в его Вселенную.
Уже в самом толстовском имени скрестились вечность с повседневностью. Лев Николаевич! — Так, да не так! Он сам называл себя только Лёв, произнося «ё», а не «е». Так же обращались к нему и самые близкие.
«Феномен повседневности» раскрывается нам через призму гениальной личности Льва Толстого, через прихотливый узор его жизни.
Классический Толстой предстает перед нами в каждодневности, где сталкивались порывы естества и этикет поведения.
Мы надеемся, что читать книгу будет легко и занимательно. Во-первых, потому, что нами отобраны те сюжеты, которые, с нашей точки зрения, и сегодня способны возбудить живой, а не просто академический интерес. Во-вторых, потому, что нигде так ярко не проявляется характер человека, как в обыденной форме человеческого бытия.
В-третьих, интенция повседневности наиболее четко просматривается в эффекте двоящихся смыслов «обыденное — необычное».
В-четвертых, соприкосновение с великой персоналией эстетизирует данную проблему, давая каждому из нас хотя бы «один час полной жизни», где есть и бедность, и любовь, когда тайное становится явным, конечное — бесконечным, невыразимое — отчетливым.
Мы узнаем, как складывалась уникальная жизнь из сонма будничных реалий и из обыденных состояний. В заботах о здоровье, о чистоте в доме, о комфорте близких, о чувстве долга, о «привычном от вечности» протекала жизнь Льва Толстого, как порой проходит и наша жизнь «здесь и сейчас».
Со временем жизнь Толстого мифологизировалась. Вполне будничная, в общем-то, похожая на нашу с вами, она оказалась уникальной и впечатляющей своими плодами.
Вроде бы каждый день был похож на другой: прогулки пешком или верхом на лошади при любой погоде, завтрак, обед, ужин, всегда в одно и то же время; игра на фортепиано, в шахматы, в карты.
При этом работа без выходных, проходившая за письменным столом, из-за чего писатель называл себя «машиной для писания».
Попытавшись прочертить демаркационную линию между простым и великим, профанным и сакральным, рутинным и харизматическим, мы убедимся, что даже гению не дано оторваться от обыденного.
Суть нашего замысла заключается в осмыслении первой, «всехней» реальности, то есть нашей с вами обыденности, которая в особых случаях подвергается мутации. Так рождается совсем иная, вторая реальность, и в этом заключается исключительное право гения.
Толстой в контексте каждодневного бытия предстает не в каноническом облике, а будто бы в домашнем хала
те, с неудобными вопросами. «Черти водятся в мелочах», казалось бы, никоим образом не совместимых с образом гения. Но мелочи эти так расширяют горизонты видимости, что позволяют нам открыть для себя Толстого непривычно обыденного.
Его творчество давно стало достоянием мировой культуры. И как всякое творчество оно не стареет, поэтому и воспринимается Толстой не только как классик, но и как современник.
Кризисы неотступно сопровождали его и завершились вполне предсказуемым финалом — уходом из Ясной Поляны. Он объяснял изменчивость телесных и душевных движений тем, что «нет ничего stable (стабильного. — Н. Н.) в жизни», и потому невозможно приспособиться ко всем прихотям повседневности раз и навсегда. Ведь она подобна текущей воде.
Семейное счастье, здоровье, финансы, усадебное хозяйство, увлечения постоянно подвергаются эрозии времени. Толстовское бытие было изменчивым, как облака на небе. Писатель примерял себя к некоему канону, но заканчивалось это неудачей. Он легко сходился и расходился с людьми, мог внезапно изменить свои взгляды, относился ко всем теориям нигилистически.
Он изобретал собственные универсалии, «чтобы знать, что делать прежде, а что после».
Как он смог преодолеть комплекс «самого пустяшно- го малого», который, по словам его учителя, ничего «не может и не хочет»? Он сам много раз говорил о собственной никчемности, и это не являлось для него самоедством или преувеличением.
Феномен его личности заключается в том, что он упорно сопротивлялся фатальным ужасам жизни, находя в себе адекватную силу для противостояния им.
Свои экзистенции между городом и деревней, тишиной Ясной Поляны и шумом железной дороги, одиночеством и публичностью, вечностью и повседневностью Толстой преодолевал творчеством, а раздвоенность гармонизировал волей к жизни.
Нам чрезвычайно интересно знать, как Лев Николаевич стал великим человеком. Толстой был убежден в том, что он существовал еще до того, как родился, что
он — произведение всех своих предков, живших задолго до него. Недостающие знания о них он компенсировал богатством своего воображения. Деда, мать, отца он во многом мифологизировал.
Его жизнь протекала в прихотливой дуальности, ежедневное героизировалось, становясь «небудничным». В этой удивительной жизни ничего не было случайным.
Толстой мог бы оказаться хозяином других имений — Никольского-Вяземского, Пирогова, Щербачевки, но стал владельцем именно Ясной Поляны. «Лучезарному» Льву наиболее соответствовала семантика Ясной Поляны, она стала адекватной формой его бытия.
Только здесь он мог ри- туализировать свой образ жизни, персонифицировать повседневность, бодро прогуливаясь по дорожкам в усадьбе — в драповом пальто, подпоясанном ремнем, в больших сапогах, в круглой мягкой шапочке, с трос- тью-стулом в руке.
Толстой не отличался богатырским здоровьем, но благодаря своей воле благополучно преодолевал многие недуги, повторяя, что самая страшная болезнь — вера в докторов.
Считал, что поставить больного на ноги может только сиделка, потому что смысл лечения усматривал не в хирургических операциях, а в сестринском милосердии. И верил в свои духовные силы, в здоровый дух.
Воодушевлялся, когда близкие и гости, наблюдая, как он в 67 лет крутит «солнце» на турнике, восторженно восклицали: «О-ля-ля!»
Один из способов озадачить сороконожку — спросить: с какой ноги она начинает ходить. Толстой говорил: «Чтобы объяснить, что я хотел сказать в «Анне Карениной», ее надо написать заново с первой до последней строки».
Как изобразить выдуманного Ивана Ивановича или Марью Петровну, чтобы не было совестно? Разве возможно написать о дождике, о чувствах девицы, ее мечтах, да так, что и Тургеневу не снилось, и чтобы это было интересно? Он ответил на это своими гениальными произведениями.
Толстой черпал свои творческие интенции из банальной повседневности, соединяя божественное с человеческим, необычное с обычным, прозу жизни с поэзией. О волевом «механизме» своего письма он поведал в дневниках, подробно
описав все свои усилия, направленные на преодоление пороков, мешавших достижению успеха. Он завел «Правила для развития воли», «Франклиновский журнал».
В них изо дня в день давал себе задания, точно указывая сроки их исполнения. Чтобы совершенствовать стиль, Толстой занимался переводами.
С помощью таких «сизифовых» штудий — переводов с иностранного языка на русский — он попутно еще и развивал свою память.
То, что он писал, сначала выходило «лениво, слабо и трусливо», но со временем — «бесстрашно». В дневниках фиксировались прототипы, зрительные образы, фабула, ритм, развязка.
Для «каторжного» труда был необходим соответствующий антураж — пустой письменный стол, маленький стульчик, плотно закрытые двери кабинета. А еще — утренний кофе, тишина, одиночество.
Толстой творил, не ожидая вдохновения, не признавая выходных и праздничных дней. Его кабинет был крепостью, в которую никто не мог входить во время его работы.
Здесь он пытался «перетолочь» повседневность в литературу, словно сестер Берс — Таню и Соню — в Наташу Ростову.
Он называл себя «литератором по способности и аристократом по рождению». Хаос личной жизни преодолевал благодаря писательству, кинувшись в него «сломя голову». Несмотря на то, что «литературная подкладка» была противна ему, он каждый день работал за отцовским письменным столом, подпитываясь «энергией заблуждения».
Источник: https://www.libfox.ru/278008-nina-nikitina-povsednevnaya-zhizn-lva-tolstogo-v-yasnoy-polyane.html
Нина Никитина: Софья Толстая
После смерти мужа Софья Андреевна чувствовала себя одинокой и ненужной. Для нее наступил теперь совсем иной отсчет времени. Она постоянно болела и уже вся была в прошлом. Все валилось из ее рук. Прожив с Львом Николаевичем почти полвека, она никак не могла поверить, что там за холмом, на краю оврага Старого Заказа, в лесу лежит он, вторая ее половина.
Это чувство потерянности, пустоты, страха делало все вокруг, даже дом, ее гнездо, столь заботливо свитое, нежилым, сиротливым, чужим. «Одиноко и тяжело», «страшно и будущего нет» — именно с такими мыслями она просыпалась и засыпала.
Ей не надо было больше «писать» меню повару с непременной пометкой — «для Льва Николаевича», не надо было больше проверять, что он надел и куда вышел… Не надо… И от этого мертвенного «не надо» вся ее жизнь, казалось, теряла смысл.
Смерть мужа сплотила семью, сблизила ее с младшей дочерью, расставив все по своим местам. Теперь близкие относились к ней особенно душевно и заботливо.
И все же, несмотря на приезды детей в Ясную Поляну, усадьба пустела, и эту пустоту не могла заполнить даже любимая сестра Татьяна.
Что уж говорить о милейшем докторе Душане Маковицком, прозванном за кроткий нрав «Душой Петровичем», или о «Жюли — Мули» — Юлии Ивановне Игумновой, секретаре — помощнице и подруге дочери Александры.
Радоваться Софья Андреевна разучилась совсем. Ведь любимые сыновья покинули ее.
Например, Илья «уехал с какой- то дамой в Америку», Лёва одно время находился где‑то за границей — то ли в Швеции, то ли во Франции, в Ницце, а где теперь, ей было неизвестно.
Она также не знала, где обитает младший сын Миша с семьей. Был вроде на Кавказе, но где сейчас, она себе даже не представляла. Переживала, что ее дочь и сын, Саша и Сережа, голодают в Москве.
Теперь ее и близких охраняло в Ясной Поляне шестеро красноармейцев, проживавших в доме, в комнате под сводами.
Она привыкла к ним, ей даже казалось, что они хорошие ребята, но все‑таки было не по себе от сознания, что в доме находятся посторонние люди, и к тому же вооруженные.
А в сентябре ночью прибыли красноармейцы с командиром, которые заняли четыре комнаты, «завели» грязь, беготню по дому и по Ясной Поляне.
В общем, ей казалось, что жить в Ясной Поляне стало плохо: провизия быстро «подбиралась», сама же она была не в силах что‑то изменить. Тем временем незаметно наступил 57–й свадебный день, и она пошла на могилу мужа. Жизнь уходила в вечность, и Софья Андреевна готовила себя к скорой встрече с ним, лежащим под этим могильным холмом. Силы убывали.
А ей надо было заботиться о своем пропитании, думать о еде для старшей дочери и внучки, проживавших во флигеле Кузминских вместе с семьей бывшего зятя Николая Оболенского. Она устала от непосильных забот, связанных с сохранением наследия мужа, и передала ключи от ящиков с его рукописями, находящимися в Румянцевском музее, своему сыну Сергею.
Тяжело становилось и оттого, что до нее доходили гнусные пересуды о ее супружеской жизни.
О ней, прожившей бок о бок с гением 48 лет, говорили много дурного, на ее голову сыпались обвинения в том, что она довела мужа до того, что он на старости лет покинул Ясную Поляну.
Ее сравнивали с Ксантиппой, доставлявшей уйму проблем своему мужу Сократу. Этот омерзительный образ прилип к ней словно вторая кожа.
Софья Андреевна нередко задумывалась: соизмерима ли ее жизнь с ним, ставшим мировым достоянием, великим Львом? Да, она не последовала за ним в его новых идейных исканиях, не повторила судьбу героических жен декабристов, променявших домашний уют на сибирскую каторгу ради убеждений своих мужей. В ней, как она понимала, столкнулись два сильных чувства, вполне равновеликих — любовь к мужу и любовь к детям. Ее выбор был очевидным. Софье Андреевне казалось, что свою семейную дилемму «кто прав и кто виноват?» она решила: никто. Ведь страдали все: и муж, и дети, и она.
Конечно, существовала и совсем иная точка зрения на ее домашний конфликт, в котором она представала как лицо страдающее, как ангел — хранитель своего мужа, образец для подражания, идеальная жена.
Но Софья Андреевна была убеждена, что истина находится посредине, хотя бы потому, что все представления о ней — это некий взгляд со стороны. Воображаемые биографы рассматривали только видимую сторону ее жизни, не зная того, что было скрыто внутри.
Все представления о чьей‑либо чужой жизни — насквозь мнимые, надуманные, а потому фальшивые. Разве можно, например, расценивать ее влияние на мужа как оппозиционное? Вряд ли. Скорее, оно было регулирующее.
Да, в их совместной жизни все было не так гладко, как хотелось бы, но кто вправе судить ее? Ведь вытерпеть гения может только любящая жена. Разве она недостаточно любила его, не была «нянькой» его таланта?
Источник: https://libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/204185-nina-nikitina-sofya-tolstaya.html
Читать онлайн «Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной поляне» автора Никитина Нина Алексеевна — RuLit — Страница 51
Афанасий Афанасьевич Фет. Иван Сергеевич Тургенев.
Михаил Никифорович Катков. Николай Николаевич Страхов.
Л. Н. Толстой в кругу семьи и гостей. Ясная Поляна, 1887 г.
Мария и Александра Толстые с крестьянками Авдотьей Бугровой и Матреной Комаровой и крестьянскими детьми. Ясная Поляна, 1896 г.
Лев Николаевич и Софья Андреевна. Ясная Поляна, 1895 г.
ки, посматривая на буквы. Тишина была мертвая, никто I ie шептался между собой, каждый думал, что Бог даст. Идруг издали звонко, весело раздалось: «А, Б, В, Г, Д». И частые шаги послышались по первой комнате. И к нам изошел вчерашний знакомый, наш учитель, дюжий, черный.
— Здравствуйте!
— Здравия желаем, васятельство, — ответили редкие голоса, те, которых родители раньше научили, как вести себя.
— Все пришли?
— Все, — робкими голосами отвечали на вопрос его каждый за себя.
— Как все? А что же я не вижу кесаря Морозова?
Я стоял в кучке товарищей, сжатый, как спичка. Фронт развернулся, попятились в стороны, и я оказался I ia виду. Весело улыбающиеся глаза его глядели на меня.
— И Шураев пришел?
— Присол. — Этот Шураев был более всех ростом и старше всех, 17 лет, сюсюка.
— Ну, теперь будем заниматься, начнем учиться.
Он взял мелок и написал все остальные буквы.
— Ну, теперь говорите за мной.
Затем взял палочку, которая служила указкой, и воткнул указкой в первую букву
— Ну, говорите за мной: а, бе, ве.
Переводя указку на другие буквы: ге, де, же, сделал запятую, поворачивая опять к первой букве.
— Это — а, бе…
И так далее до отметки.
Мы тянули нараспев за ним, поначалу потихоньку, без голосу, но дальше усвоили голоса, громче и громче твердили за ним. Каждому хотелось, чтобы и его голос был бы слышен, и мы до того распелись, что потеряли нее приличие, — сперва боялись даже взглянуть «на гра- ха», а то так разошлись, что его стеснили и несколько раз держались за его блузу.
— Вот и прекрасно. Кто может повторить? Я буду спрашивать, — сказал Лев Николаевич, тыкая в первую букву указкой. — Это что?
У нас вышло замешательство, хотя знали и запомнили первую букву, но что-то оторвалось, будто боялись своего голоса.
— Вы забыли? Кто скажет, кто помнит? — и свой взгляд он перевел на доску. Он понял, что мешает нашему ответу. В этот момент я пропищал как бы не своим голосом, а будто чьим-то чужим, скороговоркой:
— А.
За мною дружно потянули все.
— Так, хорошо. Дальше. Это что?
Опять заминка. Я опять тявкнул, но неправильно.
— Би.
За мною послышались голоса:
Источник: https://www.rulit.me/books/povsednevnaya-zhizn-lva-tolstogo-v-yasnoj-polyane-read-233474-51.html
Софья Толстая — Никитина Нина :: Режим чтения
^
^
[убрать рекламу]
241097
1171678
Спрятать опции
Начало
Установить закладку
+ Настройки
+ Оглавление
Глава I. Круг замкнулся
Глава II. Fatum
Глава III. Три сестры
Глава IV. На пороге любви
Глава V. Первенец
Глава VI. «Фарфоровая кукла»
Глава VII. «Цыц, девы!»
Глава VIII. Форс — мажор
Глава IX. «Не люблю хозяйства никакого»
Глава X. Детская
Глава XI. «Творить, хотя бы шить»
Глава XII. Тридцать три
Глава XIII. «Всё на моих руках»
Глава XIV. «Родильная машина»
Глава XV. Зазеркалье
Глава XVI. «Семь человек и я восьмая»
Глава XVII. «Сержусь и возмущаюсь!»
Глава XVIII. «Тысячи мелочей»
Глава XIX. «На разных дорогах»
Глава XX. «Я souffre‑douleur»[1]
Глава XXI. «Под фирмой жены»
Глава XXII. Натурщица
Глава XXIII. Спальня
Глава XXIV. «Une victime»[2]
Глава XXV. Заколдованный круг
Глава XXVI. Консерваторская дама
Глава XXVII. Сиделка
Глава XXVIII. «Не удержать!»
Глава XXIX. «Кипела в смоле»
Основные даты жизни С. А. Толстой
Библиография
Источник: https://royallib.com/read/nikitina_nina/sofya_tolstaya.html
Сборник рассказов Татьяны Толстой «Ночь»
Сборник рассказов Татьяны Толстой «Ночь» включает в себя вышедший ранее сборник «На золотом крыльце сидели», а также несколько рассказов, написанных позже. Некоторые истории достойны более детального описания.
Молодая женщина по имени Нина к своим 35 годам успела побывать замужем и пережить несколько романов. Однако долгожданного женского счастья ей так и не удалось найти ни с одним из мужчин. Нина хочет не просто семейного уюта, а ярких бурных страстей, о каких можно только прочитать в любовных романах.
Главная героиня работает врачом. Ежедневно ей приходится иметь дело с огромным количеством людей. Однажды её пациентом становится Гриша. Мужчина пишет стихи и мечтает выпустить собственный сборник. Грише удаётся совмещать поэтическое ремесло с не слишком романтичной работой дворника.
За эту работу поэту обещали собственную квартиру. Нина уверена в том, что новый знакомый и есть тот самый мужчина, которого ей так не хватало в жизни. Не ожидая предложения руки и сердца от Гриши, женщина первая принимает решение о заключении брака.
Будучи слабохарактерным, поэт не сопротивляется.
Нина пытается заставить будущего мужа отказаться от общения с друзьями. Наиболее опасными ей кажутся встречи с художницей Лизаветой. Главная героиня не хочет ни с кем делить Гришу.
Она тщательно контролирует его работу и уничтожает стихотворения, которые ей не понравились. Однажды Гриша сообщает Нине, что он продал свой скелет Академии наук. Женщина чувствует, что теперь потеряла любимого по-настоящему.
После смерти поэта его скелет был превращён в учебное пособие.
Свидание с птицей
Главным героем рассказа стал мальчик Петя. У него есть странная подруга с не менее странным именем – Тамила. Девочку привлекает всё мистическое и фантастическое, а сама она кажется сошедшей со страниц древней сказки ведьмой. Пете очень нравится загадочная Тамила. Мальчик решил жениться на ней, как только станет взрослым.
У Пети тяжело болен дедушка. Тамила рассказывает мальчику про зловещую птицу Сирин, которую нужно опасаться. Каждую ночь эта птица подбирается к дедушке. Но каждый раз мама отгоняет её чёрными кислородными подушками. Однажды Петя заходит в комнату дедушки и застаёт его мёртвым. Мальчик приходит в ужас: если дедушка умер, значит, птица Сирин всё-таки существует.
Характеристика персонажей
Муза Нина
Несмотря на немалое количество мужчин в своей жизни и неудачный брак, Нина не перестала верить в романтическую любовь. Более того, женщина считает, что опыт общения с мужчинами помог ей понять, чего именно она ждёт от любимого человека. Главная героиня начинает активные поиски «второй половины».
Выбор Нины пал на Гришу, вероятно, потому, что она сразу рассмотрела в нём мягкость и покорность. Отныне женщина не пустить отношения с мужчиной на самотёк и будет контролировать каждое действие избранника.
Постепенно Нина поглощает жизнь Гриши, пресекая общение с «опасными» друзьями и написание «неправильных» стихов. Отношения героев напоминают историю любви Сальвадора Дали и Галы, где Гала играла ведущую роль.
Точно так же, как и великой художник, Гриша теряет свободу, а Нина становится его строгой музой.
Тотальный контроль заставляет от природы свободолюбивого поэта искать способ избавиться от навязанных отношений. Слабоволие не позволяет Грише просто покинуть свою музу. Он находит более странное решение проблемы и продаёт своё ещё живое тело Академии наук.
Тамила и Петя
Дети, главные герои рассказа, живут в мире, недоступном взрослым. Маме кажется, что Петя шалит, играет едой. На самом деле, тарелка каши для мальчика – океан. Кусочек масла, который лежит сверху, это тонущая Атлантида.
Тамила оказывает влияние на своего маленького друга. Она стремится превратить в сказку всю окружающую их действительность. Петя полностью доверяет девочке. Каждое сказанное ей слово он считает правдой.
Смерть дедушки, вероятнее всего, была вызвана естественными причинами. Но главный герой не верит, что старости достаточно, чтобы однажды уйти из жизни. Люди умирают потому, что к ним прилетает волшебная птица Сирин.
Никаких других причин уходить из этого мира просто и быть не может.
Главные идеи
Невозможно создать искусственное счастье. Именно эта мысль может стать главной идеей для рассказа «Поэт и муза». Определить идею рассказа «Свидание с птицей» значительно сложнее.
Возможно, автор хотел сказать нам, что каждый человек имеет право видеть мир таким, каким хочет. Вырастая, люди перестают понимать детей, которыми когда-то были.
Между тем, ребёнок нередко способен увидеть истину раньше взрослого, несмотря на то, что он мыслит категориями мистики.
Анализ произведений
Антиутопический роман «Кысь» открыл читателям такого необычного автора, как Татьяна Толстая. «Ночь», будучи сборником коротких рассказов, также не ограничивает авторский талант, позволяя ему раскрыться в полной мере.
В рассказе «Поэт и муза» Толстая создаёт собирательный образ простой русской женщины, не уставшей ждать своего счастья. Нина знает, чего она хочет, и ведёт свой поиск до тех пор, пока не находит Гришу.
Поэт-дворник покоряет женщину романтикой своего творчества. По мнению Нины, только в союзе с творческим человеком можно найти всё то, к чему она так стремится. Гриша согласен связать свою судьбу с новой знакомой только потому, что она сама этого хочет.
Инициатива со стороны поэта полностью отсутствует.
Нина, безусловно, не находит того, что искала в союзе с поэтом. Гриша слишком слаб для такой сильной, волевой женщины, как она. Но Нина не хочет признаваться себе в том, что и на сей раз она ошиблась с выбором спутника жизни. Она продолжает строить своё счастье, не обращая внимания на то, что это счастье стало клеткой для её возлюбленного.
Предубеждения Нины
Семейное благополучие нельзя построить по заранее установленным правилам, соблюдение которых могло бы гарантировать «любовь до гроба». Получившая негативный опыт женщина уверена в том, что причиной её неудач в любви стало отсутствие контроля с её стороны.
Нина пытается изолировать Гришу от всякого общения. Возможно, своих предыдущих мужчин она потеряла только потому, что появлялся третий лишний. Женщина хочет «обезвредить» Лизавету, несмотря на то, что Гриша никогда не проявлял к художнице никакого интереса. В конце концов, смерть становится тем третьим лишним, избежать встречи с которым Нине и Грише так и не удаётся.
В нашей следующей статье вы сможете прочитать биографию Татьяны Толстой, талантливой русской писательнице, публицисту и ведущей, сделавшей огромный вклад в современную литературу.
Сборник Татьяны Толстой “Легкие миры” будет особенно интересен любителям литературы, которые любят читать блоги других людей, их размышления, очерки из социальных сетей.
Рассказ «Свидание с птицей» возвращает читателя в волшебный мир детства. Петя, как и некоторые мальчики, хочет жениться на своей маме. Однако потом он всё-таки решает, что Тамила будет ему лучшей женой.
Петя, в силу своего возраста, не замечает многих проблем и забот взрослых. Его красочный мир наполнен легендами и фантастическими существами. Тамила способна на ещё большие фантазии.
Каждый день она придумывает что-то новое и необычное для своего друга.
Сказка – это не просто вымысел, при помощи которого дети пытаются объяснить себе то, что им не понятно. Чудеса, которые придумывает для себя ребёнок, защищают его детство от тех злых волшебниц и монстров, с которыми они ещё пока не готовы столкнуться в мире взрослых.
Источник: https://r-book.club/modern-russian-writers/tatyana-tolstaya/noch.html
Софья Толстая
Софья Андреевна очень страдала, но никому не жаловалась и не раздражалась. Чувствовала, что умирает, и не боялась этого.
Еще в июле она составила письмо к родным с надписью на конверте «После моей смерти», в нем говорилось: «Очевидно, замыкается круг моей жизни, я постепенно умираю, и мне хотелось сказать всем, с кем я жила и раньше, и последнее время – прощайте и простите меня…» За два дня до смерти она позвала обеих дочерей к себе и сказала: «Прежде, чем я умру, мне бы хотелось сказать вам, что я очень виновата перед вашим отцом. Может быть, он и умер бы не так быстро, если бы я его не мучила. Я горько об этом раскаиваюсь. И еще хотелось вам сказать, что я никогда не переставала любить его и всегда была ему верной женой». Софья Андреевна попросила прощения у всех близких, у сына и дочерей. Она умерла ранним утром 4 ноября. Родные колебались, где ее хоронить. Раньше она просила похоронить ее рядом с мужем, но незадолго до болезни вдруг обмолвилась: «Если нельзя, то в Кочаках, рядом с моими детьми». Дети понимали, что имя отца больше принадлежит миру, чем семье. Софью Андреевну похоронили на Кочаковском кладбище. Так завершился круг ее земной жизни, и началась жизнь вечная.
1844, 22 августа —в подмосковном Покровском – Стрешневе у московского гофмедика Андрея Евстафьевича Берса (1808–1868) и его жены Любови Александровны, урожденной Иславиной (1826–1886), родилась вторая дочь Софья.
1844–1862– Софья с семьей живет в Москве в кремлевской квартире. 1851, конец апреля —Лев Толстой приезжает к Берсам, чтобы попрощаться перед отбытием на Кавказскую войну.
1856, лето– новый приезд Льва Толстого к Берсам произвел на Софью огромное впечатление, о чем она записала в дневнике.
1860–1861 —Софья учится на курсах при Московском университете и после сдачи экзаменов получает диплом домашней учительницы. 1860–1862 —увлечена другом старшего брата Александра, Митрофаном Андреевичем Поливановым (1842–1913), впоследствии гвардейским офицером.
1862, начало августа– сестры Берс вместе с матерью и братом два дня гостили в Ясной Поляне. В имении деда, в Ивицах, Толстой объяснился Софье в любви.
16 сентября —Толстой сделал Софье предложение, и она дала согласие стать его женой.
17 сентября– именины Софьи, помолвка с Толстым.
23 сентября– Лев Толстой и Софья Берс венчаются в придворной церкви Рождества Богородицы и уезжают в Ясную Поляну.
1863, 28 июня —в семье Толстых родился сын Сергей.
1863–1868– Софья переписывает черновики романа Толстого «Война и мир».
1864, 4 октября —в семье Толстых родилась дочь Татьяна.
1866, 22 мая —рождение сына Ильи.
1867, 7 июня —издание «Войны и мира» в типографии Каткова.
1868, 1 июня —умер отец Софьи А. Е. Берс.
1869, 20 мая– в семье Толстых родился сын Лев.
1871, 12 февраля– рождение дочери Марии.
1872, 13 июня —рождение сына Петра.
1873–1878 —Софья переписывает черновики романа «Анна Каренина».
1873, 9 ноября —от крупа умер сын Петр.
1874, 22 апреля– рождение сына Николая.
1875, 20 февраля —умер сын Толстых Николай.
Октябрь – ноябрь —Софья опасно больна воспалением брюшины. 30 октября —рождение шестимесячной дочери Варвары, умершей в тот же день.
1877, 6 декабря– рождение сына Андрея.
1878– Софья Андреевна написала первую биографию Льва Николаевича Толстого, включенную в том его избранных сочинений в серии «Русская библиотека».
Январь – март– знакомство с тульским вице – губернатором Л. Д. Урусовым. Выход в свет романа «Анна Каренина».
1879, 20 декабря– рождение сына Михаила.
1880, 2 мая– приезд И. С. Тургенева в Ясную Поляну.
1881, март —убийство Александра II; разлад в семье, вызванный письмом мужа к Александру III с просьбой простить убийц отца. Сентябрь– поступление сына Сергея в Московский университет на естественный факультет. Переезд семьи в Москву в Денежный переулок. Поступление сыновей Ильи и Льва в частную гимназию Л. И. Поливанова.
31 октября– рождение сына Алексея.
Ноябрь– поступление дочери Тани в Школу живописи, ваяния и зодчества в Москве.
1879, май– покупка дома у коллежского секретаря И. А. Арнаутова в Долго – Хамовническом переулке в Москве.
26 августа– муж объявил Софье о «страстном» желании уйти из семьи.
1880, 21 мая– Софья Андреевна получает доверенность от мужа на ведение имущественных дел.
1884– Софья Андреевна увлечена светской жизнью.
17 июня– Лев Николаевич решил уйти из семьи.
18 июня– рождение дочери Александры.
1885, начало января– Софья становится издательницей сочинений мужа.
23 сентября– смерть князя Л. Д. Урусова.
16 ноября– Софья Андреевна встречается в Петербурге с вдовой Достоевского Анной Григорьевной.
1886, январь —художник Н. Н. Ге пишет портрет Софьи в московском доме Толстых.
Октябрь– переписывание драмы «Власть тьмы».
Ноябрь– поездка в Ялту в связи с кончиной матери, Л. А. Берс.
1887, июнь– переписывание трактата «О жизни и смерти» и перевод его на французский язык.
Сентябрь– передача рукописей мужа на хранение в московский Румянцевский музей.
1888, 28 февраля– женитьба сына Ильи на Софье Николаевне Филосо – фовой.
31 марта– рождение сына Ивана.
Конец мая– пожар в деревне Ясная Поляна.
24 декабря– рождение первой внучки Анны от сына Ильи.
1890– переписывание дневников мужа.
1891, 25 февраля– наложение ареста на «Крейцерову сонату».
13 апреля– свидание с Александром III, разрешившим издание «Крейцеровой сонаты» в полном собрании сочинений мужа.
21 июля —у Софьи Андреевны возникает желание покончить жизнь самоубийством из‑за намерений мужа отказаться от авторских прав на свои поздние сочинения.
1892– пишет автобиографическую повесть «Чья вина? (По поводу «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого)». Полемический ответ Софьи на произведение мужа, описание дружбы с князем Л. Д. Урусовым.
1894, 6 февраля– Софья Андреевна уходит из дома в состоянии «безумной ревности» из‑за рассказа «Хозяин и работник», переданного мужем Любови Гуревич, возглавлявшей «Северный вестник».
1895, 23 февраля– от скарлатины умер семилетний сын Ванечка.
15 мая– женитьба сына Льва на Доре Вестерлунд.
3 июня– приезд в Ясную Поляну композитора С. И. Танеева.
1895–1900– Софья Андреевна пишет повесть «Песня без слов», в которой отразилась ее история взаимоотношений с Танеевым.
1897, 2 июня– бракосочетание Марии Толстой и Николая Оболенского.
1898, 8 июня– рождение внука Льва от сына Льва.
28 августа– празднование 70–летия Льва Николаевича, на которое прибыло 40 гостей и было получено более 100 телеграмм.
1899, 8 января —женитьба сына Андрея в Петербурге на О. К. Дитерихс.
Октябрь —визит к великому князю Сергею Александровичу с просьбой об определении сына Михаила в Сумской полк.
1900–1902 —Софья Андреевна является попечительницей приюта для беспризорных детей, существовавшего на благотворительные средства.
1901, 26 февраля– пишет письмо Победоносцеву и митрополиту Антонию в связи с отлучением Толстого от церкви.
Сентябрь —уезжает из Ясной Поляны в Крым в связи с болезнью мужа.
1902, 15 февраля– получает письмо от митрополита Антония с обращением возвратиться к Христу и церкви.
7 октября —Софья Андреевна потребовала от мужа копию его завещания.
1904, 24 февраля– начинает писать мемуары «Моя жизнь».
25 февраля —у тульского нотариуса Белобородова Софья Андреевна заверила доверенность, выданную ей мужем 21 мая 1883 года на ведение всех имущественных дел.
Март– публикует поэму в «Журнале для всех» под псевдонимом «Усталая».
1905, 6 ноября —рождение внучки Тани от дочери Татьяны.
1906, 2 сентября —Софья Андреевна перенесла операцию по удалению фибромы.
26 ноября —умерла дочь Мария.
1910, май —уход Софьи Андреевны из дома.
17 июля —профессор – невропатолог Г. И. Россолимо диагностировал у Софьи Андреевны паранойю и истерию.
2 сентября —Софья Андреевна устроила в яснополянском доме молебен с водосвятием для изгнания духа В. Г. Черткова.
23 сентября– Софья Андреевна «нашла в голенище сапога мужа его дневник для одного себя».
27–28 октября —Софья Андреевна в третьем часу ночи тайно читала бумаги мужа в его кабинете, а в 11 утра дочь Александра сообщила ей об окончательном уходе отца из Ясной Поляны. Софья Андреевна бросается в пруд.
2 ноября —Софья Андреевна с детьми прибыла экстренным поездом в 23 часа 44 минуты в Астапово.
3 ноября —дети Толстого приняли решение о недопущении матери к умирающему отцу.
6 ноября– около пяти часов утра Софью Андреевну допустили к мужу, который был уже без сознания.
7 ноября —скончался Лев Николаевич Толстой.
9 ноября —похороны Льва Николаевича в лесу на краю оврага Старого Заказа.
1911, май —обращение Софьи Андреевны к Николаю II с просьбой приобрести Ясную Поляну в государственную собственность; подготовка к печати сборника писем мужа к ней.
1912—Софье Андреевне пожалована пенсия в размере 10 тысяч рублей от Государственного казначейства. Она приступила к переписыванию и редактированию писем мужа.
1913, февраль – март– выкупает 200 десятин у сыновей за 150 тысяч рублей, свою землю продает дочери Саше.
Июнь —посредством газет Софья Андреевна довела до сведения почитателей мужа о возможности посещения Ясной Поляны по четвергам, с 10 до 12 часов.
Декабрь– Софья Андреевна завершила писать автобиографию. 1914–1918– составила подробное описание вещей дома Толстого.
Декабрь– отдала яснополянский флигель в пожизненное пользование дочери Тане.
1916, 24 февраля– в Петербурге умер сын Андрей.
1918– делала опись библиотеки и спальни Льва Николаевича.
1919, октябрь– на заседаниях «Общества «Ясная Поляна»» обсуждалось состояние усадьбы.
4 ноября– Софья Андреевна Толстая скончалась, похоронена на семейном кладбище в Кочаках вблизи Ясной Поляны.
Бирюков П. И.Биография Льва Николаевича Толстого. В 4 т. 3–е изд., испр. и доп. М.; Пг., 1922–1923. Т. 1. 1923; Т. 2. 1923; Т. 3. 1922; Т. 4. 1923.
Горький М.О С. А. Толстой //Литературные портреты. М. 1983.
Жданов В. А.Толстой и Софья Берс. М., 2008.
Жиляев Н.Труды, дни и гибель. М., 2008.
Киреев Р. Т.Яснополянская драма (Л. Н. и С. А. Толстые) // Богини Парнаса [О тех, кого любили русские писатели]. М., 2005.
Кузминская Т. А.Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. М., 1986.
Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2 т. М., 1978.
Л. Н. Толстой и его близкие. М., 1986.
Л. Н. Толстой и С. А. Толстая: Переписка с Н. Н. Страховым. Оттава: Славянская группа при Оттавском университете. – Государственный музей Л. Н. Толстого, 2000.
Минувшее: Исторический альманах. Вып. 9. М.: Открытое общество «Феникс», 1992.
Никитина Т. В.Один эпизод из московской встречи (С. А. Толстая и А. Л. Достоевская) // Лев Толстой и Общество любителей русской словесности. М., 2008.
Письма графа Л. Н. Толстого к жене. 1862–1910 [Предисл. С. А. Толстой]. М., 1915.
Поваренная книга С. А. Толстой. Тула, 1991.
Полнер Т. И.Лев Толстой и его жена [История одной любви]. М.; Екатеринбург, 2008.
Сафонова О. Ю.Род Берсов в России. М., 1999.
Снегирев В. Ф.Операция (Из записок врача) //О Толстом. Международный Толстовский альманах. М., 1909.
Софья Толстая. Полина Виардо – Гарсиа. Айседора Дункан. Минск, 1999.
Сухотина – Толстая Т. М.(Альбертини). Моя бабушка // Яснополянский сборник. Тула, 1984.
Толстая А.Отец. В 2 т. М., 2001.
Толстая А.Дочь. М., 1992.
Толстая С. А.Куколки – скелетцы и другие рассказы. С 8 рисунками в красках, исполн. по плану автора худож. А. Моравовым. 1910.
Толстая С. А.Краткая автобиография // Начала. 1921. № 1.
Толстая С. А.Письма к Л. Н. Толстому. 1862–1910. М.; Л., 1936.
Толстая С. А.Моя жизнь. Рукопись. Архив ГМТ. (Целиком не опубликована.)
Толстая С. А.Моя жизнь // Новый мир. 1978. № 8.
Толстая С. А.Дневники. В 2 т. М., 1978.
Толстая С. А.Моя жизнь // Прометей. М., 1980. Т.12.
Толстая С. А.Моя жизнь: [Избранные главы] // Октябрь. 1998. № 9.
Толстая С. А.Умру душой и телом только твоей женой// Слово. 1999. № 5.
Толстой – это целый мир: статьи и исследования. М.: Пашков дом, 2004.
Толстой С. Л.Очерки былого. Тула, 1968.
Толстой И. Л.Мои воспоминания. М., 1969.
Труайя А.Лев Толстой. М., 2005 (см.: часть IV. Соня).
Фет А. А.Мои воспоминания. Ч. 1. М., 1890.
Фет А. А.Вечерние огни. М., 1981 (см.: стихотворения, посвященные С. А. Толстой).
Bendavid‑Val Lean.Song without words. National Geographic, 2007.
Kjetsaa Geir.Lev Tolstoj. Gyldendal Norsk Forlag ASA, 1999.
Smoluchowski Louise.Leon et Sophie. Paris, 1988.
Никитина Н. А. Софья Толстая
Нина Никитина. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 261 [11] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1229).
ISBN 978–5-235–03214–9
Эта книга будет безусловно интересна ценителям творчества Льва Николаевича Толстого. Быть спутницей жизни гениального человека необычайно сложно. Культуролог и писатель Н. А. Никитина рассказывает о Софье Андреевне Толстой, разделившей судьбу классика русской литературы и посвятившей после его смерти свою жизнь сохранению его памяти.
УДК 821.161.1.0(092) ББК 83.3(2Рос=Рус)6=8
Никитина Нина Алексеевна
СОФЬЯ ТОЛСТАЯ
Главный редактор А. В. Петров
Редактор И. И. Никифорова
Художественный редактор Е. В. Кошелева
Технический редактор В. В. Пилкова
Корректоры Т. И. Маляренко, Г. В. Платова, Т. В. Рахманина
Лицензия ЛР № 040224 от 02.06.97 г.
Источник: https://itexts.net/avtor-nina-alekseevna-nikitina/203984-sofya-tolstaya-nina-nikitina/read/page-24.html
Лев Львович Толстой
Лев Львович Толстой (20 мая 1869, Ясная Поляна-18 октября 1945, г. Холзингборг, погребен при церкви Сиричепинге в Сконе, Швеция), третий сын Толстого, писатель, скульптор. Автор книг и мемуаров о Толстом. Его первые рассказы появились в 1891 году под псевдонимом Л.
Львов. Особая близость связывала его с матерью, С.А.Толстой, которая как никто понимала его (в одном письме 1895 г. она писала сыну, лечившемуся за границей: «очень понимаю всего, до конца, какой ты есть, под твоей болезнью, и желаю подъема тех духовных сил, которых в тебе много»).
В тяжелых семейных взаимоотношениях родителей последних лет Лев Львович неизменно держал сторону матери. Свой большой мемуарный труд под названием «Опыт моей жизни» Лев Львович также посвятил ей.
В предисловии он писал: «Во всей моей жизни больше всех людей я любил мою неоцененную мать.
Она плакала, молилась и благословляла меня, когда тринадцатимесячным ребенком отнимала от груди и записала тогда в своем дневнике, что, прощаясь со мной, жалела меня больше всех остальных детей. Ее благословение и моя любовь к ней воодушевляют эту работу, которую посвящаю ее памяти».
Свои первые жизненные впечатления он позже описал в автобиографической повести «Яша Полянов». Там он передает атмосферу любви, в которой рос в первые годы своей жизни. Софья Андреевна Толстая всех своих детей делила на «беленьких» и «черненьких» — голубоглазых и черноглазых, похожих на нее.
Лев Львович принадлежал как раз к черненьким и был любимцем матери. Сам Лев Львович писал о себе: «У меня были черные живые глаза, которые другие называли «изюминками», и вьющиеся кольцами темные волосы… Физически я был больше похож на мать, чем на отца. Ее костяк и цвет глаз. Форма же моей головы была отцовской, единственная из всех детей.
Позднее мы были с отцом совершенно одинакового роста.
…Позднее, по характеру моему и некоторым особенностям мысли, я часто узнавал в себе отца, хотя во многом резко с ним расходился.
От матери я взял ее здравый смысл и верный жизненный инстинкт. От отцовской линии, особенно князя Волконского, — его спокойный и здравый ум и гордость вместе с горячностью, хотя во мне сочеталось еще целое множество других черт, которые я взял от других моих предков, что создало из меня очень сложного и страстного, доброго и злого, слабого и сильного, более дурного, чем хорошего человека».
Л. Н. Толстой писал о сыне «любезному другу Alexandrine», графине А. А. Толстой в конце октября 1872 г.: «…4 й Лев. Хорошенький, ловкий, памятливый, грациозный. Всякое платье на нем сидит, как по нем сшито. Все, что другие делают, то и он, и все очень ловко и хорошо. Еще хорошенько не понимаю…» (ПСС. Т. 61. С. 334).
В сентябре 1881 г. семья в Москву, где Лев поступил в 3-й класс мужской частной гимназии Л. И. Поливанова. Но, проучившись год, из-за слабого здоровья и неуспеваемости, отец забрал его из гимназии, и он, по словам С.А, «проболтался два года», то есть учился дома с учителями, затем снова вернулся в гимназию, но только в 4-й класс. Директор гимназии Л.И. Поливанов выдал заключение:
Гр. Лев Толстой, экзаменовавшийся в V-й класс в мае 1884 года, вызвал следующее заключение по совещании всех его экзаменовавших преподавателей:
- О поступлении в V-й класс нельзя и думать даже при усиленном учении в течение лета.
- В IV-й класс он может поступить только при усиленных и притом под руководством настоящих учителей занятиях. Он не готов в IV-й класс ни по русскому разбору, ни по географии, ни по древним языкам. Из всего этого его сведения самые отрывочные, сбивчивые (то же по истории и литературе); по географии же нет никаких изменений. Единственный успех с тех пор, как он от нас вышел, — в русском правописании; во всем прочем он пошел назад. Сверх того замечено изменение к худшему в общем настроении ученика. Прежде очень заботливый и старательный успеть в учебном деле, ему тогда даже непосильном, теперь он сделал впечатление какого-то равнодушного ко всякому успеху мальчика. Устной речью не владеет до такой степени, что мы не слыхали ни одного сколько-нибудь удовлетворительного рассказа о чем бы то ни было. Замечена и нервность, так что едва ли можно очень лишать его летом отдыха. Все это привело меня к заключению, что его путь в гимназии испорчен непоправимо. Жаль, что мне неизвестен взгляд медика на его физическое состояние. Если в этом отношении опасности нет, то исправить дело еще можно, взяв к нему настоящего педагога, который прошел бы с ним до 21 августа все курсы III класса и тогда в IV-й класс он экзамен выдержит. На занятия со студентами и тем более занятия безо всякого руководства для таких мальчиков невозможны или гибельны.
Во всяком случае мы не откажемся его проэкзаменовать в IV-й класс в августе. Но, если вы не устраните, как я говорю, то не придумать ли Вам для него какой-нибудь другой способ обучения, вне гимназии?»
С.А. так объясняла неуспехи сына: «Лева старался в то время учиться хорошо, но, как он мне сам говорил, новое учение отца, его жизнь с простой работой и все его настроение и отрицание науки очень вредно повлияло на занятия Левы в гимназии».
Лето семья проводила в Ясной Поляне, и подросший Лёва ходит на охоту, работает с крестьянами в поле вместе с отцом и сестрами и братьями, но С.А. подчеркивает, что его в этом деле больше интересуют молодые крестьянки. У него переходный возраст, и С.А.
жалуется Льву Николаевичу: «Мне жаль, что у него нет никого, с кем по душе поговорить. Со мной он всегда дичится, или у него тон слегка насмешливый и презрительный.
Некому было внушить моим детям ко мне доверие и уважение! Оно всегда разрушалось твоим тоном неодобрения и осуждения меня, что было не столько от нелюбви твоей ко мне, сколько от превосходства ума и разницы лет. На все судьба!» В Ясной Поляне устраивают домашние спектакли, молодежь веселится.
Лева тогда еще проявлял какой-то внутренний протест сочинениям отца и задумывал писать драму под заглавием: «Власть света, или Коготок выскочил, всей птичке спастись».
В «Моей жизни» С.А. писала: «Я видела, как Лёва недоумевал, хорошо ли поступает отец, и как ему относиться к его работам в поле и его жизни вообще.
Наблюдательный и чуткий сын мой, Лева, пристально раз посмотрел на меня и говорит: «Мама, вы счастливы?» Я удивилась его вопросу и сказала ему, что считаю себя счастливой.
«Отчего же у вас вид мученический», — спросил он. Видно, усталость, ночи без сна с ребенком и боли отразились на моем лице, и так как Леве всегда хотелось, чтоб всем было хорошо, чтоб все были дружны и счастливы, — ему жаль стало меня».
Лев критикует образ жизни в родном доме и питание: «Режим наш был следующий: в 8½ утра горячее какао с хлебом и маслом или желудевый кофе с молоком, сдобными булками, хлебом или жирными лепешками.
В 12 часов за завтраком в два-три блюда подавались еще остатки от вчерашнего обеда: мясо, каши, овощи, молочное, сладкое, мучное и винегреты. В 5 часов обед из четырех блюд: суп с жирными пирожками или пирогом, или щи, или борщ с гречневой кашей, потом зелень, мясо и «пирожное», т. е. сладкое блюдо.
И все это запивалось шипучим хлебным квасом и переслаивалось свежим черным хлебом.
В 81/2 вечера опять самовар, чай, свежие булки, сдобный хлеб, масло, молочное, пастила, смоква, варенье, а летом и осенью еще ягоды и фрукты, яблоки, сливы, земляника, клубника, малина, дыни, арбузы целыми горами… в праздники — Рождество, Масленицу, Пасху и дни рождений членов семьи — нам готовили еще всякой особенно вредной всячины, вроде пудингов, именинных пирогов, индюшек, поросят, блинов со сметаной, маслом и икрой, пасхи и куличей. Вся эта русская варварская традиционная тяжелая еда камнем ложилась на желудок и вконец, часто в острой форме, расстраивала его».
В 1889 г. Лев окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. Осенью 1890 перешел на филологический факультет Московского университета. Увлекся литературой, писанием сочинений. В марте 1891 г.
печатается первый рассказ Льва Толстого младшего, «Любовь», в журнале «Книжки «Недели»» под псевдонимом Л. Львов, в апреле — рассказ «Монте-Кристо» в журнале «Родник» под псевдонимом Л. Львов. Но С.А.
отмечала его нервность, впечатлительность и мрачность: «Нет в нем жизнерадостности, и не будет и цельности, гармонии ни в его жизни, ни в его трудах, а жаль! Он был способный на все, одаренный малый; написал уже тогда несколько рассказов и недурно, особенно детские: «Монтекристо», «Илюшины яблоки»».
Лев Николаевич на авторство своего сына посмотрел так: «хорошо бы, если бы это стало делом его жизни, тогда он полюбил бы жизнь» — писал он в своем дневнике по этому поводу.
В 1891—1892 гг. участвовал в помощи голодающим в Самарской губернии. После возвращения из Самары осенью 1892 г. вышел из Московского университета и поступил вольноопределяющимся в гвардию. Военную службу проходил в Царском Селе, по болезни был отпущен домой. Лечился за границей. В 1896 г. женился в Швеции на дочери своего лечащего врача Теодора Вестерлунда.
В ответ на повесть Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» написал и напечатал в 1898 г. повесть «Прелюдия Шопена», в которой говорилось о пользе ранних браков. Отец назвал его повесть «глупой и бездарной» Критики иронизировали: «…Таким образом, чтобы студенты не производили беспорядков, их надо переженить всех до единого. Это нечто совсем новое…» (Сын Отечества. 1898.
№ 155. С. 2).
В 1909—1910 гг. учился скульптуре в Париже. В 1911 г. читал лекции об отце в США. С 1918 г. в эмиграции. С 1921 г. в разводе с первой женой и женится на М. Н. Сольской, с которой разрывает в 1923 г. В 1923 г.
выходят его мемуары «В Ясной Поляне: Правда об отце и его жизни». С 1936 г. жил у сыновей Павла и Петра в Швеции, затем поселился отдельно в Холзинборге. Занимался литературным трудом. 18 октября 1945 г. скончался в Холзингборге от удара.
Похоронен на кладбище местной церкви.
Дети Л. Л. Толстого:
От брака с Д. Ф. Толстой
- Граф Лев Львович Толстой (8 июня 1898, Ясная Поляна — 24 декабря 1900, Ясная Поляна, погребен на Кочаковском кл.).
- Граф Павел Львович Толстой (2 августа 1900, Ясная Поляна — 8 марта 1992, погребен на кл. Фюнбю, Швеция), агроном. Жена: с 9 февраля 1936 г.
Биргитта Маргарита Лундберг (12 июня 1909 — 28 ноября 1991), дочь полковника Гердта Лундберга и Берны Ульрики Содерхилм.
- Граф Никита Львович Толстой (4 августа 1902, Хальмбюбуда, Швеция — 25 сентября 1992, погребен на кл.
Фюнбю), доктор филологических наук и доктор экономических наук. Жена: 1) с 22 августа 1936 г. Улла Херлин (25 июня 1914 — 1962); 1 сын и 1 дочь; 2) Диана Кемпе (р. 27 мая 1937); 1 сын и 1 дочь.
- Граф Петр Львович Толстой (8 августа 1905, Хальмбюбуда, Швеция — 4 июня 1970, Софиалунд. Швеция). Жена: Астрид Вивека Мария Седерман (р. 10 октября 1905).
- Граф Федор (Теодор) Львович Толстой (2 июля 1912, Хальмбюбуда, Швеция — 25 октября 1956); П. 31).
Жена: с 21 августа 1943 г. Улла Кей (р. 24 октября 1911).
- Графиня Нина Львовна Толстая (22 октября 1906, г. Энчёпинге, Швеция — 9 января 1987); за Кристианом Лундбергом (22 сентября 1905 — 25 апреля 1988).
- Графиня Софья Львовна Толстая (5 сентября 1908, Хальмбюбуда, Швеция — ноябрь 2006, Швеция); за Карлом Седером (р. 31 января 1914), художница.
- Графиня Татьяна Львовна Толстая (р. 20 сентября 1914, Хальмбюбуда, Швеция) (Т.-М. ААА355), с 2 июня 1940 г.
за Германом Паусом (4 мая 1897 — 11 марта 1983), художница.
- Графиня Дарья Львовна Толстая (2 февраля 1915, Хальмбюбуда, Швеция — 29 ноября 1970); за Хенриком Стрейффертом (11 февраля 1905—1984).
От брака с М. Н. Сольской:
- Граф Иван (Жан) Львович Толстой (1924, Ницца, Франция — 1945).
Источник: http://tolstoy.ru/life/family/children/lev-lvovich-tolstoy/