Картотека подвижных игр зимой для детей старшей группы
Картотека подвижных игр зимой для детей старшей группы
Снежная королева
Цель: воспитывать быстроту и ловкость
Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.
Мороз — Красный нос
Цель:развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз — Красный нос. Он произносит:
Я Мороз — Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки.
Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза.
В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
Вариант. Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два Мороза (Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я Мороз – Красный нос,
Я Мороз – Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
После ответа: Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз,
— все играющие перебегают в другой дом, а оба Мороза стараются их заморозить. Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить. В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.
Снежная карусель
Цель: упражнять в ориентировке на местности.
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки.
По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону».
Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.
После небольшого отдыха игра возобновляется.
Мы — веселые ребята
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают дети). Играющие хором произносят:
Мы — веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три — лови!
После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. Ловишка догоняет бегущих, осаленные им отходят к сторону. Ловишка не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб.
Он подсчитывает пойманных после каждой перебежки. После 3-4 перебежек подсчитывают сколько всего играющих удалось поймать ловишке и выбирают нового. Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга.
Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем … вот так.
Опуская руки, играющие останавливаются.
Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться
Ловишки парами
Цель: научиться бегать в паре.
Дети становятся попарно один за другим на расстоянии 2-3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, стоящие сзади стараются поймать их (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.
Метелица
Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый — он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.
Чья пара скорей?
Дети образуют два звена, в каждом из них распределяются на пары, становясь друг за другом. По сигналу взрослого две первые пары детей, взявшись за руки, быстро бегут в сторону снеговика, стараясь обогнать одна другую. Пробежавшие пары возвращаются и становятся в конце колонны, бегут следующие пары.
Эстафеты:
Воротца
Команды выстраиваются в колонну, лицом к финишу. На дистанции 20–30 м установлены «воротца» (лыжные палки, связанные вверху).
По сигналу первый участник должен пробежать в «воротца», добежать до конечной остановки и вернуться обратно в команду.
Санный городок
1. В команде участники делятся на две группы и строятся друг напротив друга (мальчики – девочки). Санки у мальчиков – поставить правое колено на санки и, отталкиваясь левой ногой, доехать до девочек, передать им санки. Задание повторяется. Прибывший игрок уходит в конец колонны.
2. Команды строятся колоннами лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него. В центре проводится линия. Напротив каждой команды находится по 2 кубика. Первый участник садится на санки, а второй участник везет его. Доехав до кубиков, участник на санках берет их в обе руки, едут до конечной остановки, где участники меняются. Когда участники возвращаются, кладут кубики обратно и т. д.
Эстафета на санках
Команды строятся лицом к финишу на расстоянии 15–20 м от него. Участник каждой команды имеет свой цветной флажок.
Один участник садится в санки на колени, держа флажок в руке, а второй участник везет его до конечной остановки, где они меняются местами.
Черепашки
Участники игры строятся попарно.
По команде участники садятся на санки спиной друг к другу. Передвигаясь ногами, надо докатиться до конечной остановки (18–20 м), а обратно вернуться к команде бегом, катя санки.
Санные перетягушки
Санки ставят носами в противоположные стороны, сидящие на них игроки держат в руках канат. Каждый участник старается перетянуть соперника и уехать дальше вперед.
Обменяйся флажками
Для игры нужны флажки 2 цветов (палочки, кубики) по количеству участников и площадка квадратной формы. Каждый игрок одной команды получает 2 флажка разного цвета. Разделившись на 2 группы, игроки этой команды располагаются у противоположных сторон площадки.
Игроки другой команды, также разделившись на 2 группы, занимают другие стороны квадрата. По сигналу обе команды устремляются вперед. Задача первой команды – обменяться флажками с таким расчетом, чтобы у каждого игрока оказалось два флажка одного цвета.
Задача второй команды, которая без флажков, помешать этому. Если игроку второй команды удалось осалить игрока первой команды, последний выходит из игры. Первая команда считается победительницей в том случае, если больше половины игроков успели обменяться флажками.
В противном случае – побеждает вторая команда.
При повторении игры участники меняются местами.
Синие и желтые палочки
На снежном холмике лежат синие и желтые палочки по числу игроков. По команде «Марш!» все выбегают из-за общей черты. Каждый старается взять палочку цвета своей команды и вернуться обратно. Побеждает команда, игроки которой прибегут с палочками за черту дальше.
«Котел» или «Мяч из круга»
На утрамбованной площадке чертится большой круг диаметром 5–10 м. В центре круга – еще один диаметром 1 м. Этот маленький круг называется «Котел». Чертятся 2–3 круга по количеству команд.
В центре круга – игрок противоположной команды. За кругом игроки одной команды. Все с клюшками. Задача: команда забивает мяч в «котел». Водящий: старается не пропустить мяч в «котел». Игра идет на время.
Выигрывает та команда, которая забьет больше голов.
Мячом по булаве
Команды выстраиваются в колонну и поочередно бросают мяч клюшкой, стараясь сбить булаву, расположенную на расстоянии 8–10 метров от линии.
Для игры иметь несколько комплектов мячей или булав, быстро передавать следующему игроку. При наличии инвентаря задание могут выполнять все игроки сразу, постепенно меняясь с теми, кто подает инвентарь.
Эстафета с санками
Команды строятся колоннами лицом к финишу, находящемуся на расстоянии 40–50 см. По сигналу 3 игрока от каждой команды: один в санках, другой – в упряжке, третий – подталкивает сани сзади, бегут до финиша и обратно.
Затем тот, кто вез сани становится в конец колонны. Его сменяет тот, кто подталкивал сани, кто сидел в санях – подталкивает сани сзади. В сани садится следующий игрок из команды. Вариант: можно занять сани двум игрокам: один везет, другой в санях.
На повороте участники меняются местами.
Сани-тачки
Один игрок лежит на санках на животе, свесив ноги. Другой, взявшись за его ноги, толкает санки вперед. На повороте участники меняются местами.
На одной лыже
Команды выстраиваются во встречные шеренги. По сигналу игроки движутся вперед на одной лыже, отталкиваясь ногой. Выигрывает команда, которая быстрее поменялась местами.
Лыжная упряжка
Построение команд во встречные колонны по 3. Один участник едет на лыжах, два других тянут его в упряжке за веревку до флажка и обратно.
Встречная эстафета с лыжной палкой «Кто быстрее»
Участники строятся так же, как и во 2-й эстафете – попарно. Один участник садится на санки, второй – берет в руки один конец лыжной палки, а другой конец палки держит участник на санках.
По сигналу судьи пары начинают движение. Второй играющий везёт партнера за лыжную палку. Закончив задание, передают санки и лыжную палку другой паре играющих.
Эстафета заканчивается, когда команда вернется на то место, откуда начинала старт.
Конкурсы
1. Кто быстрее повернется на лыжах на 180°, 360°. 2. «Попрыгунчики» – повороты на лыжах прыжком. 3. «Проскользи дальше» – на одной лыже после разгона или отталкиваясь палками, на санках, лежа на животе. 4. «Перетягушки» – на снегу обозначается круг диаметром 2 м.
Соперники садятся в санки, связанные веревкой, длиной 4 метра. Задание: упираясь ногами в снег, затянуть соперника в круг.
5. «Гонка за флажками» – игроки выстраиваются в одну линию. Флажки располагаются на расстоянии 10–15 метров. На первой линии выставляются флажки по количеству игроков (на 2 меньше).
На второй линии выставляются флажки по количеству (на 2 меньше), чем на первой линии и т. д., пока не останется 1 флажок. Участники бегут до 1-й линии, берут флажки (по 1), кому достался флажок, продолжает соревнование; те участники, которым не достались флажки, возвращаются на линию старта. Игра продолжается.
Выигрывает тот, кто возьмет последний флажок.
Источник: https://sad16kalinkovichi.schools.by/pages/kartoteka-podvizhnyh-igr-zimoj-dlja-detej-starshej-gruppy
Подвижные игры на прогулке — Детский Сад присмотра и оздоровления №24 Жуковский
ОСЕНЬ
Игра
«Листопад»
Цель:
закрепить
знания детей о цвете, величине осенних листьев, учить детей передвигаться по
площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме, конкретизировать
понятие – листопад.
Материал:
осенние
листья.
Ход
игры: Дети выбирают листья разного цвета и размера,
называют их. Дети – «листочки», воспитатель – ведущий.
Воспитатель: Листья
легкие, они медленно летят по воздуху.
Дети медленно бегают и
взмахивают руками.
Воспитатель: Листопад!
Листопад! Листья желтые летят!
Дети с желтыми
листочками выполняют действия.
Воспитатель:
Покружились желтые листочки и уселись на землю. Уселись и замерли.
Все дети не шевелятся.
Игра продолжается,
воспитатель называет разные по цвету и размеру листья. В старших группах игру
можно усложнить – называть листья разных деревьев.
Игра
«Беги к тому, что назову»
Цель:
напомнить
детям названия предметов, научить бегать «стайкой».
Ход
игры:
Воспитатель: Куда я
скажу, туда вы побежите и будете ждать меня. Раз, два, три, к веранде – беги!
Дети стайкой бегут по
указанию воспитателя и ждут его. Затем игра повторяется, воспитатель называет
другой объект.
ЗИМА
Игра
«Дед Мороз»
Цель:
прививать
детям умение выполнять характерные движения.
Ход
игры:
Воспитатель вспоминает
с детьми про деда Мороза и где он живет. Затем говорит грубым голосом:
— Я – Мороз,
Красный нос. Бородою зарос.
Я ищу в лесу
зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики!
Дети прыгают,
как зайчики.
Воспитатель:
Заморожу! Заморожу!
Дети разбегаются. Игра
повторяется, воспитатель называет другого зверя.
Игра
«Паровозик»
(по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)
Цель:
учить
детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы,
передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении
звуков.
Ход
игры :
Воспитатель
рассказывает детям: «Bceм надо встать друг за другом — мы будем вагончиками. В
вагончиках подарки. Впереди – паровоз». Воспитатель выполняет роль паровоза:
встает впереди детей лицом к ним и,
медленно передвигаясь, произносит:
Чух-чух! Чух-чух! Мчится поезд во весь
дух.
Дети передвигаются вслед за воспитателем и
произносят: «ЧУХ-ЧУХ!» Затем все вместе тянут протяжно: «У – у — у!»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, сто вагонов я
тащу.
Все вместе: «У – у — у!»
Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую
сторону. Продолжает: «Приехали».
«Ш-Ш-Ш-Ш!» — повторяют за ним дети.
Паровозик, паровоз, что в подарок нам
привез? — Мячики!
Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель
говорит: «У-y-y! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.
Загудел паровоз и вагончики повез:
Чух-чу! Чух-чу! Далеко я укачу! У-у-у-у!
Чух-чух!
Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чух! У-У-У-У!»
Игра продолжается.
Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат. медвежат.
Каждый раз дети выполняют
имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того
или иного «подарка».
Прuмечанuе.
«Подарки» в каждой игре можно разнообразить по усмотрению воспитателя.
ВЕСНА
Игра
«Мы веселые ребята»
Цель: учить детей
выполнять действия согласно указаниям взрослого.
Ход
игры :
Воспитатель: «Сейчас мы будем играть. Я
буду петь, а вы слушайте и выполняйте то, о чем я прошу, и приговаривайте:
«Солнечным весенним днем». Воспитатель:
Мы танцуем возле клумбы солнечным
веселым днем.
Дети повторяют: «Солнечным весенним
днем».
Так мы кружимся на месте,
Дети повторяют: «Солнечным весенним
днем».
Так мы топаем ногами,
Дети повторяют: «Солнечным весенним
днем» и топают ногами.
Так мы хлопаем руками
Дети повторяют: «Солнечным весенним
днем» и хлопают.
А вот так мы моем руки,
Дети говорят: «Солнечным весенним днем»
и «моют руки».
Так мы руки вытираем и бежим скорее к
маме!!!
Дети бегут к воспитателю.
Воспитатель: «Bce дети прибежали к маме!
Молодцы, веселые ребята». Игра повторяется.
Игра
«Ой, что за народ?»
(по материалам музыкальной игры И.
Плакиды)
Цель: учить детей
двигаться стайкой, выполнять действия; убегая, не мешать товарищам.
Материал: большая
матрешка.
Ход
игры :
Воспитатель
медленно идет лицом к детям, в руках держит матрешку, которая смотрит в
противоположную сторону.
Ой, что за народ за матрешкой идет?
Дети двигаются за воспитателем стайкой. Матрешка
поворачивается.
А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро
убежали,
Дети убегают.
Только ножки замелькали. Ой, что за народ в
барабаны громко бьет?
Дети идут и говорят: «Бум! Бум! Бум!»Матрешка
поворачивается.
А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро
убежали,
Дети убегают.
Только ножки замелькали. ой, что за народ
Тихо-тихо так идет!
Дети идут крадучись. Матрешка
поворачивается.
А-а! Вот какой народ! Быстро-быстро
убежали, Только ножки замелькали.
Дети разбегаются. Можно продолжить игру,
предлагать детям выполнять различные действия.
ЛЕТО
Игра «Кошка и мышки»
Цель: учить детей имитировать звуки,
издаваемые мышками; бегать тихо, как
мышки.
Материал: крупная игрушка — кошка, эмблемы с
мордочками мышек, шнур.
Ход
игры:
Воспитатель
объясняет, что по одну сторону шнура будет домик мышек — норка. По другую сторону от шнура (на
расстоянии 2-2,5 м)
на скамеечке сидит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает «мышек» в
норку. Воспитатель медленно произносит:
На скамейке у
дорожки улеглась и дремлет кошка.
( «Мышки»
подлезают под шнур, осторожно бегают, пищат.)
Кошка глазки
открывает и мышат всех догоняет: Мяу! Мяу!
«Мышки» прячутся
в норку. Воспитатель берет игрушку-кошку и догоняет детей. Игра повторяется 2-3
раза.
Игра «Бусинки»
Цель: учить детей медленно передвигаться;
повторять движения взрослого, не разрывая цепь.
Ход игры :
Воспитатель
начинает игру — идет и, повторяя: «Я на ниточку нанизываю бусинку», берет
желающих детей за руку; остальные подходят по одному.
каждый новый участник
берет за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь — «бусы».
Воспитатель
медленно поет (мотив произвольный):
Как мы бусинки лепили,
как мы бусинки лепили,
Бусинки,
бусинки, красивые бусинки.
Ведет цепь
.медленно по прямой.
Как мы с бусами играли, как на нитку собирали,
Бусинки,
бусинки, красивые бусинки.
Водит цепь
плавно из стороны в сторону по всей площадке.
Как мы бусы завивали,
как мы бусы завивали,
Бусинки,
бусинки, красивые бусинки.
Кружится,
завивая цепь вокруг себя.
Воспитатель останавливается
и говорит детям: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали ее
распутывать, ниточка и порвалась.
Все бусинки раскатились — разбежались в
разные стороны: бах! Тара-рах!» Дети с радостным криком бегут по площадке. «Ой,
как далеко раскатились наши бусинки! — говорит взрослый.
— Надо опять все бусы
на ниточку собирать!» Игра повторяется.
Организация проведения прогулок
В течении года
прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе
практически все время с момента прихода в ДОУ, заходя в помещение лишь для
приема пищи и сна.
В зимнее время
прогулки проводятся два раза в день. Общая продолжительность прогулки – 4 часа.
Только температура воздуха ниже — 15° или ветреная погода, вьюга могут служить
поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Непременным
условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является
одновременное овладение ими умственными и практическими действиями.
Структурными
компонентами прогулки являются:
— разнообразные
наблюдения;
— дидактические
задания;
— трудовые
действия самих детей;
— подвижные игры
и игровые упражнения.
Все эти
компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной.
Кроме
того, они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как
логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в
конкретной прогулке.
Каждый из обязательных
компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне
самостоятельной деятельности детей.
В зависимости от сезонных и погодных
условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут
осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день
дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно
поднимает их эмоциональной тонус.
В знойное летнее время дети сразу же
приступают к трудовым действиям — наполняют бассейн водой, чтобы затем
использовать ее в течение всей прогулки.
Сегодня я хочу
более подробно поговорить об организации подвижных игр на прогулке.
Ребенок
постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность
в активных движениях удовлетворяется
полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро.
При норме 10 тысяч шагов за
день дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200-1500 шагов,
в то время как при продуманной организации прогулки и педагогически правильном
руководстве они показывают результаты до 6000 шагов.
Таких результатов ребенок
достигает без каких — либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в
процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных
подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью.
Главное —
сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно.
В игровых
упражнениях преследуются цели прямого обучения детей основным движениям. При
выполнении упражнений каждый ребенок действует свободно и самостоятельно.
В условиях
прогулки у педагога появляется возможность обратить внимание на качество
выполнения движений одного, исправить ошибку другого, поддержать и поощрить
третьего ребенка.
Дети с
удовольствием упражняются в таких движениях, как ходь6а, бег. Лазание,
разнообразные действия с мячами и прыжки в самостоятельной деятельности
выполняются реже, поэтому необходимо чаще включать их в игровые упражнения.
Активно
включаясь в такие игровые упражнения, дети вносят в их выполнение элементы
воображения, творчества: не просто идут по наклонной плоскости, а едут, как
машины, стараясь не останавливаться.
В задачи
взрослого также входит наблюдение за физическим состоянием играющих.
Внешние
признаки утомления (одышка, покраснение лица, усиленное потоотделение) служат
сигналом для прекращения игры.
Для того чтобы у
детей сохранилось бодрое, жизнерадостное настроение и были обеспечены
благоприятные условия для успешного решения задач физического, умственного и
нравственного развития, целесообразно чередовать игровые упражнения, закрепляя
то одни, то другие двигательные навыки; разумно распределять их во время каждой
прогулки .
Помимо игровых упражнений, на прогулке
ежедневно проводится подвижная игра продолжительностью 6-10 минут, планируемая
заранее. Необходима предварительная подготовка к проведению такой игры: намечается
место проведения, отбирается дополнительный материал, атрибутика. При
планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей.
Если
утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться
игровыми упражнениями. В летнее время, когда дети по собственной инициативе
много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время
утренней и вечерней прогулок.
Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение,
пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной
игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра. Быстрая утомляемость, в
каждой из предлагаемых игр компенсируется сменой действий; предусматривается
чередование их с кратковременным отдыхом.
Сами движения,
как правило, однотипны, привычны (полетали, побежали, попрыгали, покружились),
меняются лишь персонажи («У медведя во бору», «Кошка и птички», «Собачка и
ворона».
Дети с
удовольствием включаются в игру, если для ее про ведения специально
подготовлена дополнительная атрибутика: шапочки, эмблемы птиц и животных,
длинные ушки зайчика, цветочки или веночки, платочки, разноцветные ленточки.
Часто в подвижных играх используются крупные мягкие игрушки.
В подвижной игре
зачастую решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого
ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение
знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), развитие
ориентировки в окружающем (побежали к песочнице, к веранде) и умения слушать
взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.
В игре участвуют
все дети. Перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, дети многократно
повторяют разнообразные движения, упражняясь и закрепляя правильность их
выполнения. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям,
элементарным ориентировкам в пространстве. Старшие осваивают умение находить
свое место в колонне, в кругу.
В задачу
воспитателя входит наблюдение за состоянием играющих: в зависимости от этого
желательно увеличивать или уменьшать время подвижной игры, количество ее
повторений, регулировать длительность перерывов между действиями, удлинять или
сокращать дистанции перебежек, варьировать количество прыжков, подскоков.
Поддерживая радостный настрой играющих, воспитатель внимательно следит за
каждым ребенком: одного побуждает к более энергичным движениям, другого
ограничивает, снимая излишнее возбуждение.
Взрослый —
непременный организатор и участник игры. Дети испытывают особое удовольствие от
такого близкого общения с ним. Эмоциональная выразительная речь, мимика и жесты
педагога импонируют дети. Видя доброе отношение воспитателя к окружающему,
неподдельный интерес к происходящему, дети невольно подражают ему. Они учатся
слышать речь, обращенную к ним, и адекватно реагировать; действовать по слову
взрослого, а потом и отвечать ему. Обогащается словарный запас, тренируется
память, формируется воображение детей.
Прогулки, как мы
видим, решают очень много задач: и воспитательные, и образовательные, и очень
важные оздоровительные задачи. Ведь как говорили древни мудрецы: «В движении —
жизнь».
Источник: https://www.sites.google.com/site/detsad24/cast-treta/podviznye-igry-na-progulke
Веселые подвижные игры для детей на улице весной, летом и осенью
Гуляя с детьми играйте в подвижные игры на прогулке. Так как в помещении особо не набегаешься, а физически развиваться нужно каждому ребенку. А в играх двигаться гораздо интересней, особенно если играть собирается целая компания. Так что играйте вместе с детьми!
Возьмите какую-то игрушку, сладость и прочее в качестве «клада». Лучше всего его завернуть в фольгу. Покажите запечатанный «клад» детям и попросите закрыть глаза. Спрячьте «сокровище» на дерево, за пенек, качели, скамейку или еще куда-нибудь. Пусть дети отправляются на поиски. Кто первый найдет «клад», тот и выиграл.
Ведущий раздает всем детям разноцветные кружочки или флажки (каждого предмета по паре). По сигналу ведущего дети бегают, а когда услышат хлопок или звук свистка, каждый должен найти себе пару по цвету кружочка или флажка и взяться за руки. В игре также могут принимать участие и нечетное количество детей, тогда один останется без пары и выйдет из игры.
Эта игра особенно подходит для самых маленьких. Вырежьте из бумаги веселые глазки и возьмите кусочек пластилина и идите с детьми на прогулку. Пусть дети выбирают, какие предметы они хотят оживить – цветочки, деревья, карусели.. Можно даже устроить соревнование между детьми – кто быстрее «оживит» предметы. Это хорошо развивает у детей воображение.
Дети садятся на скамеечку или становятся в ряд. Ведущий берет колечко или какой-то другой мелкий предмет и делает вид, что кладет это колечко в ладошки каждому из игроков.
Потом он произносит: «Колечко, выйди на крылечко!» и тот, у кого действительно колечко осталось в ладошках, старается быстро выскочить, а другие дети пытаются не дать ему это сделать.
Если игроку удалось выскочить, то он становится на место ведущего.
Дети отворачиваются, а ведущий срывает листочек или любое растение. Задача детей – как можно быстрее найти такое же. Кто первый – становится ведущим.
Берем какой-то предмет, просим детей отвернуться, и закапываем эту вещицу в песочнице. Дети должны покопать лопатками и найти закопанный предмет. (Очень хорошо играть в эту игру даже на пляже. Только нужно будет очертить территорию для поисков).
- Теннис с воздушным шариком.
Возьмите ракетки бадминтона или тенниса. Надуйте шарик и используйте его вместо теннисного мячика или волана. Воздушный шарик летит долго, а у ребенка есть время немного подумать, куда бежать и отбить шар.
В эту игру смогут играть только двое. Если больше желающих, то можно играть поочередно с победителем, а остальные – болельщики. Возьмите две одинаковые ветки или палки и веревку подлиннее (3 и больше метра). Привязываем по ветке или палке к каждому концу веревки .
Посередине этой веревки привязываем флажок или делаем узелок. Каждый участник берет по палке, отходит настолько, чтобы сама веревка хорошо натянулась. Так, по сигналу дети начинают накручивать веревку на свою палку.
Кто быстрее всего дойдет до узелка или флажка – победитель!
Одному ребенку завязывают глаза, и он становится спиной к детям. Каждый из игроков должен подойти к ведущему и поставить свою руку на плечо. Водящий говорит: «Покаркай, ворона!». Игрок каркает, а водящий угадывает имя того, кто каркал. Если угадывает – меняется с игроком местами.
На асфальте рисуем кружок и просим детей в него стать. Когда ведущий произносит “Солнышко” — детишки выходят из кружка, бегают, прыгают. А когда услышат слово “Дождик” дети должны как можно быстрее стать в кружок. Кто последний — проиграл.
Дети берутся за руки, и тогда выстраивается целая «цепочка». Ведущий берет крайнего за руку и ведет эту «змейку», совершая разные неожиданные повороты. Детишки должны крепко держаться, чтобы не разорвать «цепочку». Если дети дольно взрослые, то можно и побегать «змейкой».
Дети выстраиваются в ряд. Первый в ряду шепчет на ухо своему соседу какое-то слово – тот повторяет это слово другому шепотом и так далее. Последний называет услышанное им слово. Обычно названное слово вызывает только смех.
Дети становятся в круг, первый игрок показывает какое-то движение (например, хлопает), следующий все повторяет и добавляет еще одно движение. Так каждый должен повторять все показанные перед ним движения и добавлять свое. Кто собьется — выходит из игры.
Для этой игры возьмите мяч. Пусть дети станут в ряд или сядут на скамеечку. Водящий начинает кидать мяч каждому игроку, называя съедобный или несъедобный предмет. Если названный предмет можно скушать – дети ловят мяч, если нет – откидывают назад водящему.
Дети становятся с 1-ой стороны «дороги», а ведущий — с другой, поворачиваясь ко всем спиной. Ведущий говорит: «Тише едешь- дальше будешь.» – дети начинают бежать, стараясь как можно раньше прибежать к финишу.
Через несколько секунд ведущий произносит: «Стоп!» – дети перестают бежать и замирают. Ведущий оборачивается, и если он увидел любое движение какого-то игрока, тот выбывает из игры.
Победителем становится тот, кто 1-вым прибежит к финишу.
Дети становятся в круг. Водящий подает сигнал или включает музыку
( можно использовать музыку с телефона). Дети начинают кидать мяч друг другу, стараясь от него как можно быстрее избавиться. Когда водящий подает сигнал или выключает музыку, то тот, у кого в руках остался мячик, выбывает из игры. Когда останется 1 игрок, игра заканчивается, и он становится победителем.
Двое детей выбираются рыбаками, а остальные – рыбки. Дети начинают водить хоровод вокруг рыбаков и напевают песенку: В воде рыбы живут, Нет клюва, но клюют. Есть крыла — не летают, Нет ног, а гуляют.
Гнезд не заводят, А детишек выводят. «Рыбаки» берутся дружно за руки и быстро ловят всех разбегающихся «рыбок». Попавшиеся «рыбки» уже становятся «рыбаками». Теперь эти «рыбаки» берутся за руки и начинают ловить других детей.
Так «Сеть» становится еще больше.
Ведущий должен сказать слова: «Симон говорит» и дальше произнести, что делать всем детям. Если же слова: «Симон говорит» не звучат, то команда не должна выполняется. А дети при этом отвечают : «Симон не говорил». Например, ведущий говорит: «Симон говорит — бегите!». Дети бегают. Кто начал выполнять любую команду ведущего, без cлов: «Симон говорит», тот пропускает ход или выходит из игры.
Один ребенок садится на корточки в отведенном месте и изображает спящего медведя.
Дети ходят все время вокруг него и делают вид, что собирают грибы и ягоды, дружно напевая песенку: «У медведя в лесу ягоды, грибы я рву, а медведь уж не спит, он на нас глядит! Корзинка опрокинулась — Медведь на нас накинулся». «Медведь» быстро вскакивает и начинает ловить детей, которые убегают от него. Кого «медведь» поймает — занимает его место.
Источник: http://xn—-234-4ve0acg4alk4gej.xn--p1ai/?p=2598
Организация и проведение подвижных игр на прогулке
«Организация и проведение подвижных игр на прогулке
с детьми дошкольного возраста»
(Консультация для воспитателей)
Воспитатель доу №131
Голубина Е.Л.
2015г.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др.
Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми.
Наряду с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки-разбойники» и др.
), выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами.
Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.
В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.
В — третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа «ловишек» и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (кегли, кольцеброс, серсо и т.п.
) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры.
Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Методика проведения подвижных игр
Методические принципы (показано в презентации)
Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью.
Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия.
Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Особенности проведения подвижных игр на прогулке.
Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).
В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.
Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Планирование подвижных игр.Создание интереса к игре. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем.
Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,— говорит воспитатель.
— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»
Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
Характеристика проведения подвижных игр у детей младшего дошкольного возраста
Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг).
Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержа ние и объясняет правила, еще до начала игры.
Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению.
Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры.
Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.
Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя.
В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.
При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).
Характеристика проведения подвижных игр у детей среднего дошкольного возраста
Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.
Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог.
Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).
Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.
Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры.
Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.
Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Характеристика проведения подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам.
Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей.
Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Источник: http://detsad131vrn.ru/content/organizaciya-i-provedenie-podvizhnyh-igr-na-progulke
Презентация на тему «Подвижные игры на прогулке»
- Скачать презентацию (2.89 Мб)
- 213 загрузок
- 3.6 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация на тему «Подвижные игры на прогулке» рассказывает о значении подвижных игр, приводит методические принципы, классификации, особенности проведения подвижных игр на улице, характеристику подвижных игр у детей младшего дошкольного возраста.
Краткое содержание
- Значение физической активности
- Классификация
- Методические принципы
- Особенности игр на улице
- Планирование
- Характеристика занятий для детей младшего и среднего дошкольного возраста
- Игра «Путаница»
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
11
-
Автор
Пахомова Е. А.
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
-
Для проведения урока учителем
-
Презентация игра/викторина
-
- Слайд 1
В игре детей есть часто смысл глубокий. И.Ф.Шиллер
Инструктор по физической культуре, Пахомова Елена Александровна.
- Слайд 2
- Совершенствование физических способностей ребенка.
- Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма.
- Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.
- Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициатива.
- Воспитание и формирование личностных качеств.
- Укрепление нервной системы.
- Слайд 3
- С ходьбой, прыжками, бегом, с элементами лазания, метания.
- Сюжетные (зайцы и волк, медведь и пчелы), бессюжетные («найди себе пару»), хороводные, игры – аттракционы
- Игры-забавы («коза-рогатая»), народные игры.
- Игры малой, средней и высокой подвижности.
- Для младшей, средней и старшей возрастных групп
- Игры с мячом, лентам, обручами и т. д
- Линейные, круговые,врассыпную.
- Слайд 4
- Принцип систематичности
- Принцип постепенности
- Принцип доступности
- Принцип учета возрастного развития
- Принцип чередования нагрузки
- Принцип наглядности
- Принцип индивидуальности
- Принцип сознательности и активности
- Слайд 5
- Необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадках и свободного пространства.
- При выборе игры нужно учитывать кол-во детей, принимающих участие.
- В холодную сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением.
- Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону.
- Не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды.
- Не желательно давать игры с продолжительном бегом.
- Слайд 6
- Подбирая игры ,воспитатель должен учитывать предыдущую деятельность детей и последующую.
- На прогулке проводятся 2 игры. Одна более подвижная, вторая — спокойная.
- Общая длительность игры составляет 5-6 минут – в младшей, 6-8 минут в средней,8-10 минут в старшей.
- Игра повторяется 4-5 раз в течении месяца.
- На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера.
- Слайд 7
- Игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.
- В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Поезд» и др.)
- Характеристика подвижных игр у детей младшего дошкольного возраста
- Слайд 8
- Дети уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко.
- Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего.
- Слайд 9
- Огромное количество для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку.
- Постепенно увеличивается количество правил, они становятся сложнее.
- Подвижные игры всегда организует воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.
- Слайд 11
- играйте с нами,
- играйте как мы,
- играйте лучше нас.
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/pedagogika/podvijnye-igry-na-progulke