Детские скороговорки для развития речи у дошкольников

Развитие речи ребенка с помощью скороговорок

Ответственные родители, которые интересуются методиками развития детей, знают, что скороговорки для развития речи — это простое и доступное средство устранить речевые дефекты и поработать над становлением правильной дикции с раннего возраста.

Начинать работать со скороговорками можно с детьми после года, когда они только будут учиться говорить. Если не упустить момент, то в будущем можно будет добиться развития речи у малыша без каких-либо дефектов. Для самых маленьких нужно подбирать простые и короткие скороговорки, стараясь не отпугнуть их чрезмерной сложностью заданий и настойчивостью.

О предыстории скороговорок

Скороговорки, как и их ближайшие «родственницы» поговорки и пословицы — это плод народного творчества, обрастающий словно снежный ком новыми творениями с каждым годом. Когда-то короткие стишки придумывались специально для того, чтобы научить детей правильному произношению. Многие из них дошли и до нашего времени, пусть и часто вызывая улыбку наивностью сюжета.

Главная особенность скороговорок — это наличие в них слов с трудносочетаемыми звуками, которые особенно сложно произносить в быстром темпе. Обычно это несколько строчек в стихотворной форме для удобного запоминания. В Древней Руси их называли также языковёртками и частоговорками, в первую очередь из-за сложности произношения.

Обратите внимание

Как только ребёнку исполнится год и в его активном словаре появятся первые слова, можно начинать заниматься с ним скороговорками, причём делать это нужно исключительно в игровой форме, не настаивая на повторении.

По мере роста и развития малыша сложность скороговорок для работы над развитием речи должна увеличиваться. К старшему дошкольному возрасту это должны быть мини-стишки и фразы с целым набором труднопроизносимых сочетаний звуков.

Для чего работать со скороговорками

Рифмованные строчки с сочетанием сложных в произношении звуков для занятий по развитию речи используют не только родители, но и педагоги, лингвисты, логопеды и даже детские психологи. С их помощью специалисты уделяют внимание решению следующих задач:

  • чёткая дикция;
  • устранение последствий косноязычия;
  • грамотная речь;
  • увеличение активного словаря;
  • развитие фонематического слуха.

Также занятия подобного рода проводят для решения такой проблемы, как «проглатывание» звуков детьми, речь у которых слишком быстрая и невнятная. Проговаривая с такими ребятами рифмованные строчки с трудным сочетанием звуков в словах, можно добиться корректировки речи, которая впоследствии станет более чёткой и понятной.

Дополнительно нужно отметить, что скороговорка позволяет тренировать у детей концентрацию внимания и способность улавливать основной смысл из услышанного, что в свою очередь станет хорошим подспорьем для дальнейшей учёбы в школе.

Работа со звуками

Диагностика в речи детей определённых дефектов может привести к тому, что родители, не понимая алгоритма действий, будут работать над их устранением в хаотичном порядке.

Обеспокоенные мамы и папы часто стараются учить ребёнка проговаривать сразу все звуки, с которыми у него есть проблемы, акцентируя на этом внимание и раздражаясь в случае неудач. Результат — понижение самооценки у ребёнка, отсутствие мотивации работать над улучшением дикции и последующее ухудшение результатов.

Важно понимать, что скороговорки могут быть полезными для развития речи только при системном подходе. Это значит, что постановка отдельно взятых звуков должна происходить на базе других звуков. Так, например, «ж» ребёнок сможет научиться произносить после того, как усвоит звук «ш», а «з» — после освоения звука «с».

Работая над исправлением произношения, нужно стараться действовать последовательно, не перескакивая через важные этапы обучения.

Почему свистящие звуки учат после шипящих? На это есть несколько весомых причин:

  • свистящие «з» и «с» подразумевают собой сильный напор воздуха при выдохе;
  • необходимость использования мягких вариаций данных звуков требует более сложного обучения.

Следующими на очереди будут стоять звуки «щ», «ч» и «ц». С ними ребёнок будет в состоянии справиться только после усвоения звуков «ш», «т», «с».

Самые сложные звуки «р» и «л» обычно оставляют на «десерт», изучая самыми последними. При этом сложнопроизносимый звук «р» можно учить, начиная со старшего дошкольного возраста, когда артикуляционный аппарат ребёнка будет к этому полностью готов.

Как подготовить язык ребёнка для скороговорок

Работать с рифмованными строчками для развития речи с неподготовленными детьми не имеет смысла. Чтобы у ребят получилось повторить, а впоследствии выучить и проговорить в быстром темпе без ошибок даже самую сложную скороговорку, необходимо их подготовить. Самый простой вариант — специальная гимнастика для языка.

  1. Занимаясь постановкой звуков «ш» и «ж», старайтесь, чтобы ребёнок вытянул губы в трубочку и через сомкнутые зубы медленно вдыхал и выдыхал воздух.
  2. Для проработки звуков «с» и «з» дети могут растянуть губы в улыбке, прижимая кончик языка к нёбу таким образом, чтобы его бока были прижаты в верхнему ряду зубов. Во время выдоха зубы должны оставаться сомкнутыми.
  3. Перед занятием на произношение звука «ц» можно предложить детям кончик язык закусить зубами, после чего резко убрать его в рот вместе с выдохом.
  4. Лучше справиться с освоением звука «ч» поможет следующая разминка: рот полуоткрыть, зубы разжать, язык упереть в верхнее нёбо и выдохнуть так, чтобы язык не контактировал с верхними зубами.
  5. Научиться произносить звук «л» дети смогут лучше после упражнения типа «болтушка», когда зубы разомкнуты, язык изогнут ковшом и поочередно проводится то по верхнему, то по нижнему нёбу.
  6. Перед началом работы над тренировкой звука «р» можно вместе с детьми поцокать, щёлкая языком, таким образом привыкая к работе с вибрацией языка.

Все эти упражнения настроят детей на работу над произношением сложных для них звуков с помощью скороговорок, подготовят их язык и губы.

Как учить

Можно быстрее научить детей правильно работать со скороговорками, следуя определённому алгоритму. Действовать лучше следующим образом.

  1. Начните с того,что медленно прочитайте ребёнку скороговорку, чтобы он уловил смысл.
  2. Выучите вместе с ним строчки, не делая акцент на скорости произношения, разобрав скороговорку на части. Следите за произношением рифмованных строчек: ребёнок должен чётко произносить слова, не «заглатывая» отдельные звуки.
  3. Как только строчки будут выучены, можно попробовать вместе с ребёнком проговорить их быстрее.
  4. Экспериментируйте не только со скоростью произношения, но и с громкостью и тембром.

Пусть дети поработают над скороговорками, постепенно понижая или повышая голос, произнося их нараспев или подобно роботу — отрывисто, весело или грустно, задорно или монотонно.

Как мотивировать

Чтобы скороговорки действительно положительно повлияли на развитие речи у детей, нужно отслеживать правильное произношение ими отдельных звуков. Если у ребёнка сложности с проговариванием длинного текста, можно на время заменить его более коротким или разбить на части и предложить исполнить в виде песни. Обычно в виде песни скороговорки у детей вызывают меньше проблем.

Не забывайте о том, что основной вид деятельности у детей до определённого возраста — это игра. Именно поэтому заниматься с ними скороговорками нужно также исключительно в игровой форме, пытаясь увлечь и заинтересовать.

Это можно сделать, подготовив для инсценировки скороговорок игрушки или картинки, с помощью которых можно добиться от детей более быстрого усваивания и запоминания материала.

Важно

По мере роста малыша скороговорки можно будет усложнять, предлагая ему запоминать небольшие истории.

Если выделить время для специальных занятий по развитию речи не получается из-за занятости родителей или посещения ребёнком детского сада, можно работать над изучением скороговорок во время прогулок, походов в гости или в магазин.

Дети быстро привыкают к таким занятиям на ходу и чаще всего с удовольствием их поддерживают, принимая активное участие в процессе.

Ниже полезные рекомендации для родителей, желающих заинтересовать детей скороговорками по-настоящему.

  1. Предложите ребёнку взять в руки мяч и подбрасывать его вверх в одном темпе, одновременно проговаривая скороговорку. Можно сделать это вместе с ним, соревнуясь. Обратите внимание, что ловить и бросать мяч нужно на каждый новый слог.
  2. Произносить рифмованные строчки ребёнок может попробовать, просто перекладывая небольшой мяч из одной руки в другую.
  3. Не используя мяч, можно просто отхлопывать скороговорку, создавая определенный ритм.
  4. Можно посоревноваться с ребёнком, предложив ему повторить скороговорку несколько раз без ошибок, постепенно ускоряя темп. Победителю — приз.

Соревнуясь с детьми, не стоит слишком поддаваться азарту, стараясь ущемить их стремление стать первыми. Логичным будет немного поддаться и намеренно выйти из соревнования проигравшим. Особенно это касается работы с маленькими детьми, которые любят быть первыми и сохраняют мотивацию, пока имеют возможность видеть положительные результаты своего труда.

Скороговорки для корректировки речи подростков

Работать над развитием речи нужно не только с дошкольниками и младшими школьниками. В корректировке произношения могут нуждаться также дети подросткового возраста, время которых было несколько упущено. Для них нужно будет подбирать сложные скороговорки, не беспокоясь о том, что они с ними не справятся.

В подростковом возрасте у ребят не возникнет проблем с разучиванием даже длинных и сложнопроизносимых скороговорок. Более того, повзрослевшим ребятам будет интересно проверить свои силы в разучивании таких стишков.

Самой сложной скороговоркой считается «Лигурия». Чтобы научиться её проговаривать, потребуется определенная тренировка. Главная особенность данной скороговорки — в её состав входит 440 слов.

Тренируясь для произношения этой скороговорки, нужно отрабатывать отдельные фразы поочередно, делая акцент на дикцию и произношение. Терпение и труд помогут справиться с «Лигурией» каждому подростку, который потом смело сможет заявить, что овладел верхом мастерства в области скороговорок.

Заключение

Скороговорки — это проверенный способ повлиять на развитие речи у детей в любом возрасте. Регулярная работа с рифмованными строчками, построенными на словах с труднопроизносимыми звуками, способствует развитию терпения, концентрации, памяти и внимания.

Скороговорки — отличный способ научить детей иронизировать по поводу своих ошибок, ведь в процессе работы над стишками они выглядят более чем забавно. Главное — заинтересовать ребят занятиями, преподнося их в младшем возрасте в игровой форме, а в старшем — в виде уроков по самосовершенствованию с чётко обозначенной целью впереди.

Источник: https://rebenkoved.ru/rech-detej/razvitie/razvitie-rechi-rebenka-s-pomoshhyu-skorogovorok.html

Скороговорки для развития речи детей

Толкал лапой Полкан палку.

https://www.youtube.com/watch?v=1zqCwB8gH24

Полкан палку толкал лапой.

Мама Милу мыла с мылом.

Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.

Иголки колки у елки.

В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

Наш полкан попал в капкан.

Кот молоко лакал,

А Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Укатил в уголок котик ниток клубок.

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Топали да топали, дотопали до тополя,

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.

Поля поле полет.

Поле-то не полото, поле-то не полито.

Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

Прохор и Пахом едут верхом.

Едут верхом Прохор и Пахом.

Идут бобры в сыры боры.

Бобры добры, бобры бодры.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Осип орет, Архип не отстает —

Кто кого переорет?

Осип осип, Архип охрип.

У Аграфены и Арины растут георгины.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Ел Валерик вареник,

А Валюшка ватрушку.

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки: Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф и др.

Дима дарит Дине дыни,

Дыни Дима дарит Дине.

У бабы бобы, у деда дубы.

До города дорога в гору,

От города — с горы.

У Бобы винт, У Вити бинт.

Фаня в гостях у Вани.

У Вани в гостях Фаня.

От топота копыт пыль по полю летит.

У пеньков опять пять опят стоят.

Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Булку, баранку, батон и буханку

Пекарь испек спозаранку.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Скороговорки на проработку звуков С, СЬ, З, ЗЬ

У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.

Оса боса и без пояса.

Вез на горку Саня за собою сани,

Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

Сидит Алеся с печки ноги свеся.

Топают гуськом гусак за гусаком.

Смотрит свысока гусак на гусака.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Евсей, Евсей, муку просей.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,

Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Скороговорки на проработку звуков Ц, С

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Читайте также:  Игры на развитие внимания у младших школьников

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,

Шелковое полотенце — на крыльце под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

Скворцы и синицы — веселые птицы.

Стоит воз овса, возле воза — овца.

Скороговорки на проработку звука Ш

Наш шахматист вашего шахматиста

Перешахматит, Перевышахматит.

Кукушка купила ушат,

Решила купать кукушат.

У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,

Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

У Любаши — шляпка, у Полюшки — плюшка,

У Павлушки — шлюпка, у Илюшки — клюшка.

Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.

На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

Маша под душем моет шею и уши.

Шапка да шубка — вот наш Мишутка.

Маша шила для мартышки

Шубу, шапку и штанишки.

Скороговорки на проработку звуков С + Ш, З + Ж

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шли шестнадцать мышей

И нашли шесть грошей.

Саша шапкой шишки сшиб,

Получил на лбу ушиб.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон —

Как в капюшоне он смешон.

Шашки — на столе,

Шишки на сосне.

Слушали старушки,

Как куковали кукушки на опушке.

У крошки матрешки пропали сережки.

Сережки Сережка нашел на дорожке.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на проработку звуков Ч, Ч+ТЬ

Галдят грачата на галчат,

Галдят галчата на грачат.

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.

День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.

В горячей печи пекарь пек калачи.

Течет речка, печет печка.

Печет печка, течет речка.

Караси в речке, овечки у печки,

Овечки у печки, караси в речке.

У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонка

Черепашьи башмачки.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

В печурке — три чурки, три гуся, три утки.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

Скороговорки на проработку звуков Щ, С

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

У осы не усищи, а усики.

У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь.

Мама, нас ты не ищи,

Щиплем щавель мы на щи.

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Чащи чаще в нашей пуще.

В нашей пуще чащи гуще.

Щебетал щегол и щелкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась, что за штука.

Источник: https://vscolu.ru/razvitie-rechi/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi.html

Скороговорки для развития речи и дикции у детей – лучшие упражнения

Приветствую вас, дорогие мои! Красивой и понятной речи нужно учиться с детства. И если скороговорки для тренировки дикции взрослых мы уже с вами рассматривали, то сегодня пришло время поговорить о том, какие упражнения помогут исправить дефекты детской речи.

Как рекомендую пользоваться этой статьей? Если вы замечаете, что ребенок не выговаривает какую-то определенную букву, например, Р или Л, то ищите скороговорки для отработки именно этой буквы.

Совет

Если малыш в целом говорит невнятно и проглатывает половину букв, то лучше постепенно разучивать с ним все имеющиеся в этой статье чистоговорки. Тем более, подобраны они таким образом, чтобы охватить все согласные и частично гласные звуки русского алфавита.

Для занятий достаточно выделять 10-15 минут в день. Но это должно быть не просто регулярно, а каждый день. Тогда через пару месяцев речь ребенка начнет радовать вас своей внятностью и понятностью!

Скороговорки для развития речи и дикции у детей 6-7 лет (с буквой Е, Ю, Я)

Детки младшего школьного возраста могут нечетко произносить некоторые гласные звуки. Поэтому для них рекомендованы следующие скороговорки с буквами Е, Ю, Я.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

В дневнике у Авдея – две двойки,

В дневнике у Вадика – девять двоек.

У Вени – виноград, у Вани – винегрет.

Гамаюн поет, поет,

Гамаюн клюет, клюет, да не выклюет.

Брал Юра у Юли юлу играть,

Дала Юля Юре в юлу поиграть.

Юный юный юморист

Спел на сцене про Юнону.

В аптеке Пилюлькин

Купил пипетку и пилюли.

Попугая не купают,

Попугая не пугают,

Попугая покупают!

Ядреный Яман клеил барабан.

Яков скинул оковы на ящик с янтарем,

А янтарь заянтарился на ящике, на котором лежат оковы.

Упражнения для развития речи и тренировки дикции у ребенка 4-5 лет

Для деток садиковского возраста нужно подбирать не только понятные им, но и веселые скороговорки. При этом они должны тренировать произношение разных звуков.

Варя, Валя и Марина варили варенье из малины.

Из яслей вернулась Лена, Лена маме по колено.

Люся, Юра и Юля родились в июле.

У Вали – белые валенки, у Вари – черные варежки.

Чиполлоне взглянул на Чиполлино и вздохнул: «Горе луковое!».

Короткие и смешные скороговорки для детей 7-8 лет

Такие чистоговорки отлично тренируют у ребенка такие труднопроизносимые звуки, как Р, Л, З, Ю. Можете читать их по порядку, а можете разучить понравившиеся.

Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.

Любины родители любят натуральные продукты.

Маленькие лилипуты одолели огромного Гулливера.

Зюзюкин, Мазюкин и Козявкин – забияки.

У первоклассника – первоклассный фломастер.

Капитон копает, а Капа окапывает.

Долго енот глядел на ноты, непонятны ноты для енота.

Скороговорки для тренировки речи и дикции у детей 11-12 лет

Когда маленький ребенок до 5 лет кортавит – это одно. Но совсем другое дело, когда подросток невнятно говорит. Ведь это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

— Дима и Тома догонят медведя и добудут меда?

— Нет! Дима и Тома добудут меда,

Догонят медведя и дадут медведю меда.

У Мити на кителе нитки, у Тани – тканое платье.

Выдерни лычко из-под кочедычка, лычко из-под кочедычка.

Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.

У пчелки жалко жалит жарко.

Под матицей под потолком висит полколпака гороху без червячка, без червоточинки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Развиваем речь и дикцию у подростков от 14 лет

Специально для детей от 14 лет подборка со скороговорками составлена таким образом, чтобы у них появился стимул тренировать свою речь. Тем более, во взрослой жизни это пригодится обязательно!

Один Дима дома и две Томы.

Жили-были три японца: Як, Як-Цедрак, Як-Цедрак-Цедрак-Цедрони.

Жили-были три японки: Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Дримпопони.

Все они переженились: Як на Цыпе, Як-Цедрак на Цыпе-Дрипе,

Як-Цедрак-Цедрак-Цедрони на Цыпе-Дрипе-Дримпопони.

И у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,

У Як-Цедрака с Цыпой-Дрипой – Шах-Шарах,

У Як-Цедрак-Цедрак-Цедрони с Цыпой-Дрипой-Дримпопони –

Шах-Шарах-Шарах-Шарони.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей с буквами Р и Л

Эти звуки плохо произносятся чаще всего. Причем как детьми, так и взрослыми. Поэтому таким скороговоркам нужно уделять повышенное внимание!

Королю подарили пару кроликов.

Лера и Гера играли в горелки.

Лодырь прогулял урок риторики.

Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.

Карликовый пудель лаял на громадного бульдога.

Упражнения для тренировки произношения букв С и Ш

Когда ребенок «сюсюкает» и вместо Ш говорит С, любому человеку это сильно режет слух. Пока малыш не превратился во взрослого, нужно как можно раньше начать с ним исправлять этот дефект речи.

Несушки спешат к сушкам, а сушки к несушкам не спешат.

Шашист Сашка сшиб шашкой шашку.

Пастушок к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит.

У Саши на суше уши суше.

                                                                Скушай, Саша, шесть сушек!

Скороговорки для развития речи в детском саду – картотека по алфавиту

Воспитатели проводят с детьми большую часть дня, поэтому занятия по развитию детской речи в этих образовательных учреждениях актуальны как никогда. Тем более, не во всех садиках имеются профессиональные логопеды.

Данная картотека со скороговорками охватывает все труднопроизносимые согласные буквы по алфавиту. Так что можете просто распечатать и начать пользоваться!

Бобы у бабы как баобабы.

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

Пугало напугало на лугу иволгу.

Гога убегал от дога, а Геннадий – от бульдога.

Дадим дяде Додону удода.

Уж пожаловал ежам новых дюжину пижам,

Прежние пижамы исколоты ежами.

Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.

Капитан Капитон пакует покупки.

Лиса силилась в лесу из силка вызволить лисенка.

Пропотевший пролечился, попотевший полечился.

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Скороход покупал скороварки – друзьям-скороходам подарки.

Скороходы скоро ходят, скороварки им подходят.

Тарахтящий трактор трижды проверит предусмотрительный тракторист.

У Фени – муфта, у Фани – кофта.

Вдохни у входа, выдохни у выхода.

Вдохни у выхода, выдохни у входа.

В Виннице у купца племянница, а в Донецке – отец.

Четверть часа чиж чижихе пел частушки на плющихе,

Черный кот, большой чудак, влез послушать на чердак.

Каждой шиншилле мыши обещали сшить по шёлковой шали.

Мыши шуршали, но шали не сшили, шиншиллу мыши облапошили.

В дощатом ящике у каменщика щебенка.

Источник: https://vdekrete.info/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-diktsii-u-detej.html

Как использовать скороговорки для развития речи и дикции у детей

В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.

При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.

Что за зверь – скороговорка?

Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.

Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.

Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:

«Дровоколорубы

Рубили дубы.

Стволы белодубовые,

Гладкотесовыструганные.»

Или

«Сшит колпак, да не по-колпаковски;

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»

Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.

Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к.

они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин».

Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.

В чем поможет скороговорка

К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.

Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

  • тренировка четкой дикции при произношении звуков;
  • решение проблемы косноязычия;
  • учит грамотно использовать слова;
  • увеличивает словарный запас;
  • развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.

Читайте также:  Сценарий на 1 апреля для младших школьников 1 класса

Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.

Обратите внимание

Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.

Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.

Знакомство со звуками

Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.

Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».

Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.

Свистящие «с» и «з» рекомендуется учить после шипящих «ш» и «ж» по нескольким причинам:

  • воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
  • из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.

Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:

  • «ш» для «щ»;
  • «т» и «с» для «ц»;
  • «т» для «ч».

Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» — достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.

Подготовим язычок к скороговорке

Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.

  • При постановке звуков «ш» и «ж» проследите, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
  • Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажите ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросите прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
  • При изучении звука «щ» важно чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
  • Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
  • Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
  • В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
  • Когда будете ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».

Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.

Изучаем скороговорки

Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

  • Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.
  • Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
  • Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
  • Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.
  • Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
  • Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.

4 совета для работы со скороговорками

  • Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
  • Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Вы бросаете друг другу мяч – скажите скороговорку и передайте мяч ребенку, теперь повторяет он.
  • Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
  • Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.

Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе.

Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/training/articulation/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-detej.html

Русские скороговорки для развития речи и дикции у детей

Скороговорки – это достаточно древний способ обучить детей правильной речи. Повторяя раз за разом трудные слова, малыш будет работать над своим произношением и его речь будет все более понятной и четкой.

Ребенок дошкольного возраста

Когда вы только будете учить своего ребенка дошкольного возраста выговаривать скороговорки, вы должна проговаривать все слова очень медленно.

Так вы сможете объяснить малышу, что все слова должна выговариваться очень четко и ясно, что торопиться не следует и фразу нужно произносить очень медленно.

Выполняя эти простые правила, малыш 4-6 лет научится произносить слова полностью, не глотая окончания и не торопясь.

Детские скороговорки

Важно

Еще одним важным этапом станет то, что малыш научится не только красивой дикции и речи, но и осмысленному подходу к тому, что он произносит. Скороговорки заставляют вывешивать каждое слово, понимать его значение и передаваемый смысл, а также связь с другими словами.

Разучивание чистоговорок также имеет значение в обучении детей 4-6 лет слушать то, что им говорят взрослые. Фраза завладеваем вниманием ребенка, и малыш учится концентрироваться. Это очень полезный навык, который понадобиться чуть позже в школе, а также и в дальнейшей жизни.

Постоянное произнесение то одной, то другой чистоговорки позволяет научить ребенка не отвлекаться в процессе обучения, концентрироваться на отдельном слове, воспринимать смысл произнесенных слов, а также развивать образное мышление и придумывать ассоциации к каждому виду скороговорки. Постарайтесь превратить для ребенка дошкольного возраста разучивание скороговорки в развлечение или смешную игру для всей семьи.

Совет: Попробуйте поучить сами и произносить  чистоговорки вместе с малышом. Вы сможете от души посмеяться над своими же оговорками. Такой забавой можно развлечь ребенка в поездке и найти ему занятие, когда приходиться чего-то долго ждать.

Приведем в пример несколько вариантов чистоговорных фраз для детей-дошкольников:

Школьники

Детки в рамках школьного образования иногда разучивают несколько чистоговорок. Но школьных знаний в этом вопросе обычно не хватает, поэтому, возможно, стоит заниматься со школьником дополнительно, разучивая разные интересные и забавные скороговорки. Это очень полезно для развития дикции и речи у детей школьного возраста.

Чистоговорки про одежду

Если ваш школьник будет проговаривать чистоговорки, то у него очень быстро будет развиваться речевой аппарат, фонетическая и артикуляционная память. Вы увидите изменения в словарном запасе малыша, у него будет хорошо развито речевое дыхание, а также он будет правильно употреблять интонации.

Все это полезно для ребенка 7-12 лет, так как в рамках школьного образования развития этих функций происходит по минимуму. И очень зря, так как обычно у детей 7-12 лет совершенно не возникает проблем с диктантами, если они производят тренировки дикции при помощи скороговорки.

Все скороговорки состоят из слов, которые имеют в себе много одинаковых звуков и из-за этого фразу очень трудно выговорить. Практически все чистоговорки имеют какой-то забавный сюжет или же просто насмешливо-веселую форму.

Как правильно разучивать скороговорки с детьми возраста 7-12 лет:

  1. Сначала очень медленно прочитайте текст фразу малышу.
  2. Обсудите все ли понятно по смыслу, попробуйте использовать разные интонации для произнесения фразы.
  3. Попробуйте вместе произнести фразу. Если она короткая – произносите на одном дыхании.
  4. Как только малыш усвоил текст, просите его повторять произносимое чуть быстрее.
  5. Можете устроить соревнование, кто произнесет текст правильно.

Можете не переживать, что школьник не захочет учить ту или иную скороговорку. На самом деле это увлекательное и простое занятие, дети 7-12 лет любят делать что-то, чего не умеют другие.

Возможно, ваш школьник один из всего школьного коллектива сможет быстро и правильно произносить чистоговорную фразу, которую все учат в рамках школьной программы.

Это будет результатом вашего развития речевого аппарата своего малыша.

На букву Л

Вы можете найти интересные и простые скороговорки, которые подходят для деток 5-12 лет, в которых происходит тренировка произнесения буквы «Л». Каждая их этих фраз интересна по своему.

Скороговорки на букву Л.

На букву Р

Начинать правильно произносить буквы «Р» нужно начинать учить деток как можно раньше, можно даже начать с 2-3 лет. Ранее развитие речевого аппарата будет очень полезно малышу и поможет избежать в будущем, в 7-12 лет проблемы косноязычия.

Итак, интересные и полезные скороговорки для развития речи и дикции у детей на букву «Р».

Скороговорки на букву Р

Смешные скороговорки

Развитие речи у детей 5-7 лет должно стать приоритетным заданием родителей, но не все дети хотят разучивать скороговорки, поскольку считают их скучными.

В таком случае нужно брать на вооружение смешные развивающие скороговорки и превращать весь процесс в интересную игру, наподобие считалок.

При этом необходимо помнить, что скороговорки должны соответствовать возрасту малыша, ведь они помогают формированию восприятия внешнего мира.

Совет

Маме с папой можно начинать проговаривать скороговорки в виде стишков на ночь деткам до года, тогда они с интересом будут стремиться их повторять, как только начнут разговаривать.

Источник: https://razvitieiq.ru/raznoe/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-diktsii-u-detey.html

Скороговорки для развития речи детей: Веселые скороговорки

Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задачка для малыша. Довольно редко встречаются дети, у которых в этом плане совсем нет проблем. Неверное произношение буквы «р», шипящих и носовых согласных, «глотание» окончаний, а то и целых слов невольно вызывает у взрослых улыбку.

Но, в пяти-шестилетнем возрасте дефекты речи становятся большой проблемой, в первую очередь для самого ребенка.

Насмешки сверстников, замечания воспитателей в детском саду и учителей в начальной школе – серьезная травма для неокрепшей психики. Конечно, в особых случаях может потребоваться помощь логопеда.

Но, есть прекрасный и веселый способ для развития речи. Это скороговорки. Их народ придумал тысячи и продолжает придумывать до сих пор.

Разучите их вместе с ребенком, проговаривая их сначала медленно, а затем ускоряя темп. Используйте их во время игры, добиваясь от малыша четкого произношения каждого звука. Можно отбивать такт ладошами, так ребенку будет проще запомнить текст скороговорки. Устройте конкурс на правильную и самую быструю декламацию скороговорки.

Хотя смысл скороговорок довольно примитивен, объясните ребенку, о чем идет речь. Ведь заучивать непонятную «тарабарщину» трудно даже взрослому.

Для малышей до 4 лет выбирайте короткие скороговорки, для детей постарше подойдут скороговорки-стихи, словосочетания, которые сложно произнести верно с первого раза.

Обратите внимание

Очень важно самим правильно произносить все звуки, тогда со временем и малыш научится этому.

Если занятия будут регулярными, то прогресс не заставит себя ждать. Ненавязчивый игровой метод поможет откорректировать речь ребенка дошкольного возраста. Кстати, полезно это и взрослым!

 Скороговорки для развития речи детей

Стрекотали три сороки на рассвете во дворе,

Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.

Грозно «сторож» зарычал,

Со двора сорок прогнал.

****

Розу розовую Розе Боря в праздник подарил.

Боря улыбается: роза Розе нравится!

****

Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка.

****

Свинка рылом землю рыла,

Мыли рыло свинке мылом.

****

Желтокрылый жук Женя женился на жужелице Жуже.

Жена Жужа жужжит не хуже мужа.

****

У Сашки шапка, у Пашки фуражка,

Фуражку Пашка отдал Сашке, Сашка шапку отдал Пашке.

****

Сидел Венька в гостях у Сеньки. Пришел Санька, за ним Танька.

Потом Витька, за ним Митька, после Влас, за ним и весь класс.

****

Пек Пров пирог с опятами.

****

Не по правилам правил Павел,

В трясину машину Павел направил.

****

Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.

Танец за танцем, за танцем танец.

У Тани с Мишуткой на щечках румянец.

Читайте также:  Стихи об истории россии для младших школьников

****

Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.

****

В стружке шуршит мышка-норушка.

Жестко спать мышке на стружке.

****

Медведь Потап купил тапки для лап.

Малы тапки, не лезут лапки.

****

Сидели, сидели, едва не поседели.

Ничего не высидели. Еще посидеть, чтобы поседеть?

****

Вбил Клим кленовый клин.

Заклинило клин, клином не выклинишь.

****

В слове «початки» нашли опечатки.

А какие же початки с опечатками?

****

Молоточком точно в точку заколачивать гвоздочки учится чумазый Чук.

****

Маленький карасик попал на удочку Тарасика.

Пожалел Тарасик, отпустил карасика.

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-detej.html

Скороговорки для детей: Логопедические скороговорки для детей 3-4 лет

Львенок учится рычать, Очень хочет «Рррр!» сказать.

Мордочку свою задрав, Хочет — «Рррр!», выходит: «Мяв!» Как он стать львом грозным сможет? Мы с тобой ему поможем! Трактор — синий богатырь — Как мотор заводит? — Тррр! Молния сверкает! Гром! Мы его не пустим в дом — Крыша прочная! Нет дыр! Пусть себе ворчит: — Гррр! Грррр! Берег речки. Гладь воды.

Слышно катер: «Ды-ды-ды». Вот подходит пассажир — Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!» Львенок маленький старался, Львенок долго упражнялся. Он, как папа, на весь мир Скажет громко, звонко: «Ррррр!» Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р».

______________________________________

Как-то раз решил свой домик Привести в порядок гномик: Краску, кисточку нашел — Потолок белить пошел. Кисточка: назад — вперед, — (1) Еще краску гном берет, Красит вновь: вперед — назад. Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах) Выметает паутину И в углу, и на комоде: — Пауки пусть в сад уходят! Сверху — все. Спускаюсь вниз. Ну, грязюка, берегись! Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах) — Влево-вправо! — моет стенку: — Вправо-влево! — вновь и снова.

Дом сияет, словно новый! Положил половичок (3) На забор наш старичок: — Пыль стряхну с него раз пять — На пол постелю опять. Вымыт пол. Приятно в доме. И решил усталый гномик: — Заслужил я угощенье — Чай малиновый. С вареньем! (1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба. (2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.

(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок — снова расстелить на

губе широкий («стряхиваем пыль»).

__________________________________

Во дворе стоят качели. Вы качались? В самом деле? Ну-ка, заинька, садись: Вверх-вниз, вверх-вниз! Вот лисичка: — Стойте! Дайте! Меня тоже покачайте! Что ж, исполним твой каприз: Вверх-вниз, вверх-вниз! Ох, качели косолапый Останавливает лапой: — Я качаюсь! Берегись! Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение «Качели»: язык движется вверх-вниз.

_____________________________________________

Р

• Розы райские росли в розовом розарии. • Рак, рубашка, рукава, рыбы, радуга, трава. • На горе Арарат растет крупный виноград. • Кровожадный крокодил к ракам в норы приходил. • Реки к морю пробирались, рыбы с раками ругались. • Грузил граф в карету груз — крупный сахарный арбуз.

• Гроздь рябины красной красных роз прекрасней. • Крыша, покрашенная красной краской. • Быстро круглый шар крутился. • Кролик крикнул рыси: «Брысь!» • Громко грызли короли на трибунах сухари. • С изумрудом на короне царь сидел на царском троне. • Га-га-га — у оленя есть рога. • Под горой гогочут гуси.

• Га-га-га — гусь гусыню заругал. • Громко гром гремел гремучий. • Град по крыше грохотал. • Грели гнезда глухари. • Громко герцог говорит. • Голубь с гулей погулял. • Генерала грызла грыжа. • И-го-го — мне галоп милей всего. • В гавани гудок гудел. • Загалдели галки громко. • Грабил гангстер гардеробы.

• Гарцевал гусар с гитарой.

______________________________-

[Ш] Смешные шутки у Саши и Мишутки. Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила. Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне. Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком.

[С] У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, Архип осип. Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса. Сачок зацепился за сучок. По семеро в сани уселись сами.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

[З] Бизоны у Зои на комбинезоне. В загоне на газоне бизоны. В замке зайка под замком. За козой – козодой. Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут. Затоптали утки за будкой незабудки. Звериным взвизгом взводный взвизгнул.

Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку. Зоиного зайку зовут Зазнайка. Козы в грозу грызут лозу. Лиза везла на возу козла и козу. На возу лоза, у воза коза. На завалинке Зоя и заинька. Не забудьте незабудки. Позади завода заводь. Розовые розы замерзают в морозы. У Зои мимозы.

Указание о наказании казака в Казани.

[Ф] Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/376275088-327885440/

Скороговорки для развития речи

Какова главная задача родителей? Конечно же, воспитать всесторонне развитого ребенка!
Для этого мамы и папы начинают учить свое дитя с самого рождения, окружая его заботой, лаской и вниманием.

Как же родители радуются каждому выученному малышом звуку! И как волнуются, если у ребенка не получается их правильно произносить.
У детей дошкольного возраста часто бывают проблемы с речью.

Вот самые распространенные из них:

  1. Неправильное произношение звуков. Чаще всего детки не выговаривают «сложные» буквы «р», «л», «в», а также шипящие и свистящие звуки. Эта проблема не является серьезной до  5 лет, поскольку у ребенка только формируется речь, к тому же меняются зубки. Но если он и дальше произносит звуки неправильно, лучше обратиться к логопеду. Он будет проводить с малышом артикуляционную гимнастику – упражнения на увеличение подвижности языка. Еще одним действенным способом борьбы с нечеткой дикцией являются скороговорки для развития речи и дикции, которыми можно заниматься дома.
  2. Общее недоразвитие речи. Оно проявляется в смешении букв, слогов, малом словарном запасе, трудности связной передачи мыслей. Такая проблема решается путем постоянного общения с ребенком, чтением книг, заучиванием стихов, занятиями на развитие мелкой моторики рук.

Словом, больше внимания и терпения — и все получится!

  1. Заикание. Очень распространенная проблема, и к сожалению, не до конца изученная. Проблемы возникновения могут быть самыми разными, и это заболевание вполне может остаться на всю жизнь. Однако помочь ребенку можно на первых порах, в возрасте 2 лет. Внимательно следите за его речью, обращайте внимание на запинки. Если вы заметили небольшое заикание, необходимо проследить за состоянием нервной системы ребенка, оценить интеллектуальные и речевые нагрузки. Следует чередовать их с физическими занятиями и играми. Не перегружайте ребенка чтением книг, заучиванием стихов, сидением за компьютером. Если он только начал заикаться, стоит минимизировать его речевую деятельность, научить его самовыражаться другими способами: петь, рисовать, делать поделки.
  2. Алалия, или задержка речевого развития. В этом случае ребенок практически не говорит, выражается только с помощью мимики, жестикуляции и нескольких обрывочных слогов. Причины этой проблемы также разнообразны – от двуязычия в семье до раннего расставания с матерью и воспитания в детдоме в том возрасте, когда дитя должно чувствовать любовь и защиту родного человека. Это довольно сложная проблема, требующая как можно более скорого решения. Рекомендуется глубокое обследование ребенка неврологом, логопедом и психологом, а также комплекс лечения, включающего медикаменты, психологическую помощь, занятия с логопедом и развивающие игры.

Вам интересно узнать о развитии речи детей раннего возраста? Тогда читайте об этом на нашем сайте.

Хотите вместе с ребёнком выучить смешные детские стихи? Тогда Вам сюда.
 

 
Практически во всех случаях нарушения речи у ребенка специалисты советуют проводить занятия на устранение дефектов произношения. Если вы не хотите отдавать дитя в логопедическую группу, занимайтесь с ним самостоятельно. Вам очень поможет живое общение с ребенком и смешные скороговорки.

И забава, и польза: как работают скороговорки

Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи. Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.

Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки для детей.

Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.

Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!

Важно

Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.

Какое значение имеют скороговорки для ребенка? Они:

  • учат малыша говорить четко и красиво;
  • способствуют развитию памяти и воображения;
  • улучшают дикцию и управление голосом;
  • обогащают словарный запас.

Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным, хорошо подготовьтесь.
Сначала подберите необходимые чистоговорки – речевой материал для отработки тех звуков, которые малыш неправильно произносит.

Объясните ему смысл непонятных слов, проиллюстрируйте сказанное. Запишите текст на листик бумаги и прочитайте вместе с ребенком. Покажите на собственном примере, в каком положении органы речи при произношении звуков.

Лучше произносить детские скороговорки для развития речи перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется звук. Затем эта необходимость пропадает, поскольку малыш начнет делать это автоматически.

Не огорчайтесь, если у ребенка не будет получаться с первого раза. Это абсолютно нормальное явление.

Учимся правильно произносить скороговорки

После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения.

  1. Сначала обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы. Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.
  2. Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепотом, не теряя при этом разборчивости речи.
  3. Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.
  1. Далее следует много раз повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, пропевает, ускоряет и замедляет речь. Смейтесь вместе с ним над ошибками, радуйтесь за правильные звуки, шутливо грозитесь, если малыш будет капризничать. Сильные эмоции в этом случае дополнительно стимулируют речевой центр мозга.
  2. Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.

Маленькие секреты упражнений со скороговорками:

  • перед началом тренировок попросите ребенка сделать несколько разрабатывающих упражнений: «поцокать» язычком, облизать губки, открыть ротик и дотянуться язычком до верхних зубок;
  • придумывайте новые скороговорки: читая сказку, стих или рассказ, предложите малышу выбирать определенные звуки и делать ударение на них, называя буквы нарочно быстро и громко;
  • можно проговаривать каждый слог или слово, ритмично перебрасывая мячик из руки в руку или хлопая в ладоши;
  • во время занятия ставьте цели, например, проговорить что-то без запинок 3 раза подряд; устраивайте соревнование на скорость и четкость слов. И обязательно поощряйте за успехи!

Возможно Вы хотите знать стишки потешки для самых маленьких? Наша статья как раз об этом.

А прочитать много интересного об развивающих играх для девочек вы сможете в этой статье.

Узнать больше о пальчиковой гимнастике в стихах для дошкольников можно здесь: http://nashimalyshki.com/developmen-to-fthe-child/razvivayushhie-uprazhneniya/palchikovaya-gimnastika-v-stihah.html

Скороговорки бывают разные

Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит — неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких чистоговорок.

Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче — попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук.

Главное — не сложность скороговорки, а систематичность работы и позитивный настрой на работу у вас и ребенка.

Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составит труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.

Скороговорки — эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи.

Совет

Ежедневные занятия с ними помогут вашему драгоценному малышу почувствовать себя более свободно, незакомплексовано, а общение с любимым ребенком принесет и вам немало радости.

Будьте уверены — вместе вы победите любые речевые проблемы, ведь родительская любовь и забота творит чудеса! Удачи вам!

И наконец смотрим видео

Источник: http://nashimalyshki.com/detskaya-psihologiya/razvitie-rechi/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi.html

Ссылка на основную публикацию