Поездка из столицы в деревню
Подробности Категория: Константин Ушинский
Столица и её окрестности
Вoлoдя и Лиза во всю свою жизнь ни разу не выезжали из Петербурга. Можно себе представить, как они обрадовались, когда отец сказал им, что они на целое лето поедут в деревню за 600 вёрст.В день, назначенный для отъезда, к крыльцу подъехал укладистый тарантас, запряжённый тройкою почтовых лошадей.
Укладка продолжалась часа полтора, так что только к вечеру маленькая семья уселась в экипаж, и колёса его запрыгали по каменной мостовой.Улицы через две тарантас выехал на набережную Невы и поехал по длинному каменному мосту с чугунными перилами, сделанными точно из кружев.
На широкой, величественной реке мелькали сотни лодок, летели один за другим дымящиеся пароходы, а вдали, как лес, стояли бесчисленные мачты стройных кораблей.
Великолепная гранитная набережная, уставленная дворцами, величественные церкви, обширные красивые площади, широкие, богатые, шумные улицы, чудесные памятники — всё это дети видели уже часто, и всё это им было не в диковинку.
За мостом тарантас поехал по одной из лучших улиц столицы. Сплошные ряды громадных каменных домов подымались высокими стенами по обеим сторонам. Тысячи раззолоченных вывесок пестрели на домах.
За огромными зеркальными окнами великолепных магазинов и богатых лавок были выставлены и разложены самые разнообразные товары.
Здесь было всё, что угодно: золотые и серебряные вещи, чудные изделия из дорогих каменьев, роскошные материи для платьев, шитые костюмы, картины, статуэтки, книги, часы, игрушки, конфеты и пирожные, редкие дорогие фрукты, заманчиво разложенная зелень… Но у крыльца одного из таких магазинов дети заметили бедняка в лохмотьях, который робко посматривал вокруг, не подаст ли ему кто-нибудь гроша; а этот грош нужен был ему для куска хлеба, одежды и найма квартиры где-нибудь в подвале этих роскошных домов.
Блестящие экипажи с грохотом неслись по мостовой; разряженные толпы народа двигались по тротуарам; беспрестанно попадались навстречу конные и пешие отряды солдат, оружие которых сверкало на солнце. Но Володе и Лизе хотелось поскорее за город, в леса, в поля, в деревню.
Часа через полтора тарантас выехал за заставу и поехал по шоссе — гладкому, прямому, как стрела, с каменными мостиками, с каменными верстовыми столбами. По обеим сторонам его стояли красивенькие дачи с маленькими запылёнными садиками.
Шуму и толкотни здесь было меньше, чем где-нибудь на Невском, но всё ещё очень и очень много.
Навстречу нашим путешественникам беспрестанно попадались: то громадные почтовые кареты с разодетыми кондукторами впереди, которые то и дело трубили в медные рожки, то блестящие городские экипажи, то длинные, тяжело нагруженные товарами обозы, даже городские, легковые извозчики с номерами на затылках.
Все эти предметы были очень хорошо знакомы детям и мало напоминали собою деревню. Они даже плохо слышали колокольчик, который болтался под дугою, а нарядный ямщик, сидевший у них на козлах, походил более на кучера, чем иной бедный петербургский извозчик. Близость огромного, многолюдного города слышна и видна была ещё повсюду.
Начинало вечереть. Дети проснулись сегодня чуть ли не в три часа утра, провозились за укладкой целый день, а потому глаза их слипались, головки клонились на подушки, которых было довольно в тарантасе.
Скоро наши маленькие путешественники заснули и спали долго и крепко, как спят только усталые дети на вольном воздухе, под открытым небом, при небольшой, убаюкивающей качке экипажа, под усыпительные звуки почтового колокольчика. Короткая петербургская ночь была светла, и тарантас быстро удалялся от Петербурга.
Солнце уже было высоко, и тарантас успел уехать более ста вёрст, когда Володя и Лиза проснулись. Разоспавшиеся дети насилу могли вспомнить, что с ними делается, где они и что это за колокольчик звенит перед ними.
Но едва только мелькнула у них мысль, что они в дороге, на пути в деревню, едут на почтовой тройке и притом ещё с колокольчиком, как сна будто и не бывало! Весело и бодро вскочили они и с любопытством стали осматриваться кругом.Твёрдое, каменистое шоссе уже исчезло. Экипаж тихо катился по мягкой, простой почтовой дороге, и почтовый колокольчик звонко побрякивал в чистом утреннем воздухе.
Ямщику понадобилось поправить упряжь пристяжных лошадей: он остановил тройку и слез с козел. Прежде всего поразила детей глубокая тишина, царствовавшая в полях. Только где-то, высоко, пел невидимый жаворонок. Серебряные трели его вольной песни звонко раздавались в прозрачном, чистом воздухе, наполненном благоуханиями полей.
По обеим сторонам дороги, по волнистым холмам, подымались полосы разноцветных нив, то покрытых зеленеющими хлебами, то чёрных, отдыхающих под паром. На горизонте, где небо сходится с землёю, тянулась синяя зубчатая полоса далёкого леса. В лощине между двумя длинными холмами виднелись соломенные крыши большого села, разбросанного на скате.
Позолоченный крест сельской церкви ярко горел на солнце. С другой стороны дороги можно было заметить вдали небольшую деревню, в которой не было церкви.Дети молчали: новость и прелесть сельской картины глубоко на них подействовали.Минут через двадцать тарантас застучал по деревянному, довольно ветхому мосту, построенному через глубокий овраг.
На дне оврага, в высокой траве, сверкала маленькая речка. За мостом вскоре начался густой, тёмный лес. Громадные, вековые сосны протягивали над дорогой свои длинные, красноватые, смолистые сучья с колючими, всегда зелёными ветвями. Колёса тарантаса врезались в песок, и лошади пошли шагом.
Лес был большей частью сосновый, но кое-где виднелись пирамидальные ели с своими стройно расположенными сучьями, выгнутыми книзу, как крыши китайских домиков. Там и сям белели стройные берёзы с кудрявыми, ярко-зелёными верхушками, трепетали вечно дрожащие листочки осины. Внутри леса, между деревьями, царствовали тень, прохлада и тишина. По временам густой лес прерывался полянами. На опушках таких полян, покрытых свежей травой, берёза, осина, небольшие ёлки и тонкий, гибкий орешник, перемешиваясь, составляли красивые группы. В высокой, сочной траве видно было много цветов, а кое-где блестели, как коралл, ярко-красные ягодки вызревшей земляники. Кукушка отзывалась где-то далеко в глуши леса; по временам раздавался звонкий, резкий крик иволги.
Высокий лес тянулся вёрст на пять, и дети не могли им налюбоваться. Но лошадям трудно было тащить тарантас по глубокому сыпучему песку, и, кроме того, бедных животных беспокоили оводы. Наконец, лес стал редеть, и вместо больших сосен показались кустарники.
Опушка леса продолжалась ещё с полверсты; потом колёса экипажа застучали по более твёрдому грунту. Опять по обеим сторонам дороги пошли бесконечные поля, расстилающиеся по холмам до самого горизонта.
Через полчаса ямщик сильно погнал лошадей и остановился у небольшого домика. У крыльца стояла толпа ямщиков с медными бляхами на шляпах, две или три телеги и тройка только что воротившихся лошадей. Это была станция.
Володя обратил внимание на большой полосатый столб, на котором было крупными буквами написано: «От С.-Петербурга 154 версты».
Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/ushinskyskz/poezdkaizstolitsyvderevnyuushinskyskz
Официальный сайт Издательского дома «Федоров»
Урок №1: внеклассное чтение/экономика (интегрированный)
Тема: К.Д.Ушинский. Отдел III. «Первое знакомство с родиной. Поездка из столицы в деревню».
Цель: погрузить детей в мир сложных и многообразных социально-психологических отношений и порожденных ими противоречий и коллизий;
Задачи: 1) заинтересовать ребенка экономической наукой, ввести в её мир;
2) поставить вопросы, предложить непростую жизненную ситуацию и побудить ребенка разрешить экономический и нравственный конфликт;
3) познакомить со значением слов «столица», «деревня», «меценат»;
4) ввести понятие «потребности»;
5) формировать духовные потребности.
Оборудование: подборка иллюстраций с видами Санкт-Петербурга и Воронежа; портрет Петра 1; репродукция И.Репина «Бурлаки на Волге»; коллаж «Потребности».
I Вступительная часть.
У: Дети, вы любите «путешествовать»?
Дети: Да.
У: Давайте вспомним, какие путешествия мы совершили?
Дети: Мы побывали в «Царстве Математики», в «Стране невыученных уроков», на станции «Неунывайка» и т.д.
У: Сегодня мы отправимся в поездку из столицы в деревню вместе с героями К.Д.Ушинского: Володей и Лизой.
/Коллективно выясняем значение слов «столица», «деревня». Обратить внимание на то, что раньше столицей нашего государства был город Санкт-Петербург,
основанный Петром I/.
Учащиеся рассматривают иллюстрации с видами Санкт-Петербурга и делятся впечатлениями.
II. Работа над содержанием рассказа «Поездка из столицы в деревню».Глава «Столица и ее окрестности».
1.Чтение учителем.
«Володя и Лиза во всю свою жизнь ни разу не выезжали из Петербурга.
Можно себе представить, как они обрадовались, когда отец сказал им, что они на целое лето поедут в деревню…»
/Далее дети рассказывают об отдыхе в деревне, опираясь на собственный опыт/.
«…
Великолепная гранитная набережная, уставленная дворцами, величественные церкви, … .
богатые, шумные улицы, чудесные памятники — все это дети видели уже часто, и все это им было не в диковинку. …
За огромными зеркальными окнами великолепных магазинов и богатых лавок были выставлены и разложены самые разнообразные товары.
Здесь было все, что угодно: золотые и серебряные вещи,…роскошные материи для платьев, статуэтки, игрушки, конфеты и пирожные, редкие дорогие фрукты…
Но у крыльца одного из таких магазинов дети заметили бедняка в лохмотьях, который робко посматривал вокруг, не подаст ли ему кто-нибудь гроша;
а этот грош нужен был ему для куска хлеба, одежды и найма квартиры где-нибудь в подвале этих роскошных домов».
2. Беседа «Потребности человека».
У: Подумайте,что необходимо человеку для поддержания жизни? Без чего нам трудно обойтись?
Дима: Мне трудно обойтись без приставки (игровая приставка – примеч. авт.
) Если я ленюсь или балуюсь,то родители не разрешают мне играть.
Коля: А я не смогу жить без роликов (роликовые коньки — примеч. авт.). Каждый день катаюсь.
Настя: А силы откуда?… Без еды человек может умереть,а без роликов – нет.
Юля: Еще нужна вода и … (немного подумав) свет, и одежда…
Влад: (перебивает) Карандаши, портфель, деньги, квартира.
Максим: Нельзя прожить без врачей, без продавцов, без школы и еще много без чего.
3.Вывод.
— Люди постоянно в чем-нибудь нуждаются. Все то, в чем нуждаются человек, семья, общество, что необходимо им для существования и деятельности называют ПОТРЕБНОСТЯМИ. Как
удовлетворить эти потребности? Вот главная задача науки, которая называется «ЭКОНОМИКА».
У: Потребности делятся на материальные и духовные. Какие потребности мы можем называть материальными, а какие духовными?
Какие потребности стоят на первом месте для бедняка из рассказа? А для этих людей? / Демонстрирую репродукцию И. Репина «Бурлаки на Волге»/
Некоторое время в классе стоит полная тишина, затем… как прорвало:
Лера: Дяди (поправляю – бурлаки) устали. Им нужна еда, одежда.
Женя: Им нужны обувь, молоко, хлеб, витамины.
Денис: У них мало денег и т.д.
У: В ходе развития у человека складывались потребности в одежде, обуви, жилье. С повышением уровня жизни появились потребности в предметах культурно-бытового назначения.
Духовные ценности стоят выше материальных, так как делают нашу жизнь более совершенной. Если человек помещает свою цель только в категорию материальных потребностей и получает все, о чем мечтал, то жизнь часто теряет для него смысл. Богатство, материальные ценности, накопленные человеком, в русском языке обозначаются словом «добро». В этом содержится намек на то, что богатый человек должен быть добрым.
/Рассматривается и анализируется коллаж «Потребности».Особо обсуждаем духовные ценности: искренность, доброта, любовь и уважение к окружающим, увлечение искусством, спортом, умение сопереживать, культура общения, стремление к самосовершенствованию/ Рассказ учащихся (подготовить заранее).
Артем: Многие богатые люди жили и живут не только ради своих денег. На Руси своей заботой о бедных прославился князь Владимир Святитель.
Каждый нищий, больной, немощный мог прийти на княжеский двор и получить еду, питье, одежду, деньги.
Для тех, кто не мог прийти, по улицам возили мясо, овощи, хлеб, бочки с квасом.
Кто из вас знает, кто такой меценат? Меценатами зовут богатых людей, которые часть своих денег отдают на развитие науки, искусства. На основе частных коллекций были созданы самые известные музеи: Третьяковская галерея (создатели братья Третьяковы), театральный музей (создал А.А. Бахрушин). Богатые книгоиздатели прибыль от коммерческих изданий тратили на издание дешевых книг для бедных.
4.Чтение учителем продолжения рассказа.
5.Чтение учащимися «цепочкой» со слов «лес был большей частью сосновый…»
6.Выяснение значения непонятных слов и выражений: шоссе, почтовая карета, извозчик, ямщик, почтовая дорога, отдыхающая под паром нива, верста.
III. Рефлексия
У: Итак, дети, мы отъехали с вами на 154 версты от Санкт-Петербурга. Что нового вы узнали за время нашего «путешествия»? /Ответы детей. Предполагается помощь учителя./
— раньше столицей России был город Санкт-Петербург, основанный Петром I;
— есть люди богатые и бедные;
— все, в чем нуждается человек — называется потребностями;
— потребности делятся на материальные и духовные;
— меценат — богатый человек, который часть своих денег отдает на развитие науки и искусства;
— лес — природное богатство России.
У: Молодцы, ребята! Особо надо подчеркнуть значение леса в развитии экономики нашей страны. Какую роль играет лес в жизни человека,
что нужно делать( и чего делать нельзя) для того, чтобы это природное богатство не иссякало, мы поговорим с вами чуть позже.
А на следующем занятии мы продолжим наше путешествие из столицы в деревню.
IV. Д/3.
Представьте себе, что вы нашли клад. Придумайте пять вариантов, на что вы их потратите.
Для справки.
Столица — главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.
Деревня — 1) крестьянское селение; 2) сельское население.
Меценат — богатый человек, который часть своих денег отдает на развитие науки и искусства.
Список литературы:
1) К.Д. Ушинский. «Педагогические сочинения» т.3, М,«Педагогика»,1989.
2) С.И. Ожегов. «Словарь русского языка». М.,«Русский язык»,1989.
3) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова. «Методические рекомендации в помощь учителю экономики», М., ФНМЦ им. Занкова, 1998
4) М.А.
Арапова. «Классный час играючи» М., «Сфера», 2002.
5) Е.Н. Губанова, Н.С, Махина. «Использование на уроках материалов исторического краеведения». Ж. «Начальная школа» № 6, 2002.
, «Росмэн», 1999.
Источник: https://idfedorov.ru/exp/article=1511
Очерки. «Медный всадник» отрывок А. С. Пушкина, «Поездка из столицы в деревню» К. Д. Ушинский»
Тема: Очерки. «Медный всадник» отрывок А. С. Пушкина, «Поездка из столицы в деревню» К. Д. Ушинский»
Цели:
- Закрепить знания о видах жанра.
- Развивать устную речь.
- Развивать любознательность, интерес к книгам.
- Воспитывать чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Оборудование: Мультимедийный проектор,презентация «Питер».творческие работы детей.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
— В домашнем задании я увидела много творчества. Работу вы выполняли в группах, каждый ряд взял отдельную главу и подготовил серию картинок, по которым будете пересказывать текст.Команда Саши подготовила инсценировку к своей главе. Давайте посмотрим.- Действительно аплодисменты ребята заслужили. -Команда Оли выполнила коллективную аппликацию. Замечательно!- Слушаем рассказ главы, которую выбрали ребята из команды Вани. Кому сложно, рассказываем, используя картинки.
II. Работа над жанром.
— К какому жанру относится прочитанное произведение?
(Обсуждение в командах)
— Докажите.-Что же такое очерк?-Послушайте следующее произведение и скажите, к какому жанру оно относится?- Сравните эти два произведения.
( Обсуждение в парах)
III. Работа над стихотворением.
- Послушайте ещё раз произведение ( с использованием слайдов о Санкт – Петербурге) и скажите. Какие чувства вызывает это стихотворение?
— Читаете стихотворение самостоятельно и подчёркиваете непонятные слова.- Объясняем значение слов, непонятных ребятам.
(Если значение слова не знает никто, то берём толковый словарь и ищем значение этого слова, толковый словарь у каждой группы)
— Расставляем паузы в стихотворении.-Готовимся читать выразительно в парах.
IV. Конкурс чтецов.
(В конце урока печатаем грамоту лучшему чтецу на этот день)
V. Творческая пауза.
-Сейчас будет звучать музыка, а вы на листах бумаги нарисуете то место, которое вам больше всего полюбился при чтении этого произведения. По окончанию работы приносим на выставку в нашу «классную галерею».
VI. Домашнее задание.
— Кто желает, учит стих наизусть, кто хочет, пробует найти другие очерки и готовится нас с ними познакомить.
VII. Итог.
Источник: http://lit-yaz.ru/kultura/87506/index.html
Книга Детский мир (Ушинского)
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
В 1859 году в одной из рецензий на детские книги Н.А.Добролюбов писал: «…не мешало бы кому-нибудь подумать и о книжках для первоначального преподавания».
Он, конечно, не мог знать о том, что уже второй год этим был занят К.Д.Ушинский. Книга Ушинского под названием «Детский мир» вышла в начале 1861 года.
Она предназначалась для чтения родного языка в первых классах Смольного института, где тогда работал К.Д.Ушинский.
На долю «Детского мира» выпал невиданный успех. Уже в первый год он выдержал три издания. Учитывая личный опыт и замечания учителей-практиков, к каждому новому изданию автор вновь перерабатывал, исправлял и дополнял свою книгу.
Несмотря на препятствия, чинимые царским министерством просвещения, «Детский мир» разошелся по России в огромном количестве экземпляров. К концу 1908 года в обращении были: 1-я часть – 3-м изданием, 2-я часть – 37-м изданием.
«детский мир» получил восторженные оценки современников. В целом все четыре книги «Детского мира» знакомят маленького читателя с природой, и историей России, со вселенной, Землей и народами, с русской литературой и народным творчеством.
Словом, это настоящая детская энциклопедия.
Основное место в «Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского – популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью.
Этого автор добивался разными путями. Важную роль при этом играл язык, простой и вполне доступный детям. Ушинский избегал непонятных слов и в то же время не подделывался под детский язык.
В статьях, особенно первой части книги, почти все предложения простые, а слова – короткие.
Среди них нет относительных местоимений, не свойственных, как считал Ушинский, детской речи. Изложение он старается сделать предельно наглядным и образным.
Везде, где это можно, использует опыт самих детей и тем самым как бы незаметно вводит читателей в науку через знакомые им образы и явления. Автор старается активизировать детей, заставляет их думать.
С этой целью в ходе изложения он попутно задает вопросы.
Приемы изложения в статьях самые разнообразные. Так, в небольших очерках о домашних и диких животных, прежде всего, отмечаются их наиболее характерные приметы.
После краткого описания внешнего вида, рассказывает о характере животного, о пользе, какую от него получает человек. Описания отличаются точностью, краткостью и поэтичностью.
Тонкие замечания, яркие сравнения, образные описания, броские метафоры, простой язык делают его очерки интересными и занимательными.
Статьи о природе, о растительном и животном мире соответствуют уровню науки того времени. Животные и птицы показаны в их естественной среде, даны с описанием их повадок, изображены в тесной связи с деятельностью человека.
И все же в своих взглядах на природу Ушинский не был до конца последовательным. В разных частях книги то и дело упоминается бог, якобы придавший всей природе целесообразный характер и управляющий миром. Таковы статья «О человеке», «Чудный домик» и др.
Премудростью бога объясняются и способы распространения семян у растений (статья «Размножение растений»).
Таких примеров в книге не много, и они кажутся инородными включениями, так как не вытекают из существа материала, не составляют с ним органического единства. И все же так писал Ушинский по внутреннему убеждению, о чем свидетельствуют его взгляды, изложенные в других работах. Его мировоззрение было противоречиво.
Но если учесть, что в учебниках того времени объяснение природных явлений было на уровне 18 века, а научные статьи в большинстве детских журналов были переполнены прославлением бога и царя, то нельзя не видеть эти качества, столь необходимые детскому писателю и так удачно соединенные в одном лице, наиболее ярко проявились при работе над «Детским миром» и «Родным словом» — классическими русскими книгами для детей младшего возраста.
В «Детском мире» ярко проявился талант Ушинского как автора художественных произведений для детей.
Здесь, прежде всего, следует отметить два рассказа, которыми начинается книга, — «Дети в роще» и «Дети в училище», рассказ «Поездка из столицы в деревню»(в отделе истории), большой очерк в письмах «Путешествие по Волге»(в разделе географии), а так же маленькие рассказы и прозаические басни в первой части хрестоматии. В тематическом, стилистическом и жанровом отношении они представляют собой органическую часть книги, являются звеньями одной цепи, и поэтому очень трудно говорить о них в отрыве от контекста всей книги.
Перед своими рассказами Ушинский ставил чисто утилитарные цели. Так, рассказ «Дети в училище», по его словам, «даст повод детям осмотреться в классе и осознать те требования, которые в нем существуют».
Ярко проявился талант Ушинского как детского писателя в рассказе «Поездка из столицы в деревню», в котором нарисованы правдивые картины русской жизни того времени. Рассказ проникнут любовью к русской природе, к родине, рисует тяжелое положение крестьян, говорит об их большой роли в жизни государства, воспитывает уважение к ним. Описания в нем кратки, но выразительны.
Большой очерк «Путешествие по Волге» дает яркое представление о природе, городах и селах центральной России, о ее населении.
Но наибольший интерес представляют маленькие рассказы и прозаические басни. В них автору удалось реализовать те требования, которые он предъявлял к детской литературе.
Большинство из них написаны по мотивам народных сказок, пословиц, притч, но являются, вполне оригинальными произведениями. В каждом рассказе или басне есть сюжет, герои с четко очерченными характерами. Описания доведены до предельной краткости.
Мораль, выраженная в них, вполне ясна ребенку, но не высказывается прямо, а вытекает из художественной ткани произведения.
В баснях прославляются доброта («Играющие собаки», «Ветер и солнце»), трудолюбие («Два плуга»), взаимопомощь («Персики»),сочувствие и верность («Лошадь и осел», «Верная собака»), наблюдательность, добросовестность, высмеиваются упрямство, ложь, неискренность, любопытство и другие отрицательные качества («Два козлика», «Раскаяние», «Любопытство», «Паук»). Лучшими, пожалуй, являются три рассказа: «Бодливая корова», «Чужое яичко» и «Гадюка». Рассказы эти отличаются емким и глубоким содержанием. Основная их мысль доступна детям, рассказы заставляют размышлять.
Разнообразны источники, откуда черпает автор свой материал: из русской жизни, народного творчества, мифологии («Юпитер и лошадь», «Юпитер и овечка»). Еще более разнообразны способы их построения.
Некоторые из них состоят из диалогов, другие представляют собой басни или напоминают библейские притчи.
Своим острым критическим содержанием выделяется рассказ «Сумка почтальона», в котором изображается тяжелое положение простых тружеников и разоблачается лживость аристократов.
Стиль рассказов Ушинского предельно лаконичен. Каждая фраза содержит максимальное количество сведений и в то же время
эмоционально окрашена, вызывает в читателе ответные чувства. Иногда описание дается по отношению к ребенку. «Некрасивая коровка, да молочко дает» — так начинается статья о корове.
После нескольких строк о ее внешнем виде автор продолжает: «Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет: «Выходи, хозяюшка, выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек».
В учебниках К. Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики, такие, как связь обучения с жизнью, соединение задач материального и формального образования, принципы воспитывающего обучения, учет психологических особенностей детей и т. д.
«Родное слово» и «Детский мир» служили источником первоначальных знаний учащихся о природе и человеке, о роли и значении труда, источником их знакомства с различными видами трудовой деятельности.
Учебники воспитывали у детей любовь к труду и труженикам, пробуждали стремление к труду.
В «Родном слове» и «Детском мире» последовательно и с большим мастерством воплощены также ведущие дидактические принципы К. Д. Ушинского.
Материал учебников подобран и расположен таким образом, чтобы побуждать учащихся самостоятельно решать трудные, но посильные задачи, чтобы «дитя постепенно переходило от явлений простых к явлениям сложным» (VII, 252), чтобы учение было основательным и в то же время сообразным возрасту ребенка.
С такой же полнотой К. Д. Ушинский реализовал в своих учебниках идею звукового аналитико-синтетическо-го метода обучения грамоте, который явился настоящим переворотом в системе начального обучения.
Существовавшая до Ушинского схоластическая система преподавания грамоты по буквослагательному методу не только затрудняла приобретение навыков чтения и письма, но являлась, по мнению Ушинского, системой отгораживания, изоляции широких масс народа от культуры, препятствием на пути их образования.
Звуковой метод способствовал демократизации образования, давая возможность каждому ребенку без особого напряжения, быстро, сознательно и основательно овладевать навыками чтения и письма.
Важнейшее значение звукового метода, говоря словами Ушинского, заключалось и в том, что он способствовал «умственному развитию дитяти, тогда как прежняя [метода] останавливала и замедляла это развитие» (VI, 270).
Высокий научно-методический уровень учебных книг К. Д. Ушинского, их светско-реалистическое направление сделали их лучшими учебниками своего времени, заслужившими всенародное признание. В полной мере сбылись слова Ю. С. Рехневского, известного публициста и друга К. Д.
Ушинского, писавшего в 1871 г., что «Родное слово» и «Детский мир» займут в истории образования такое же место, как «Мир в картинках» Я. А. Коменского.
«Родное слово» свыше 50 лет было незаменимым учебником русской начальной школы и издавалось почти 140 раз многотысячными тиражами.
Высокую оценку «Родному слову» давали представители прогрессивной педагогики нерусских народов, входящих в Российскую империю. Классик грузинской педагогики, последователь Ушинского — Яков Гогебашви-ли считал «Родное слово» «талантливейшим творением», непревзойденным учебником родного языка для начальной школы.
Совершенно иным было отношение к «Родному слову» и «Детскому миру» представителей официальной педагогики и руководителей ведомства просвещения. Члены Особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения А. Филонов, А. Радонежский и другие резко выступали против учебных книг Ушинского, обвиняя автора в атеизме и неблагонадежности.
После смерти Ушинского реакционерам при прямой поддержке министра народного просвещения И. Д. Делянова удалось добиться в 1885 г. изъятия «Родного слова» из употребления в гимназиях и уездных училищах. Еще раньше, в 1867 г.
, такая же судьба постигла «Детский мир», который был исключен министерством из списков пособий, рекомендуемых для учебных заведений.
Однако несмотря на запрещения и всякого рода препятствия, учебные книги К. Д. Ушинского уверенно пробивали себе дорогу в народную школу. И одна из основных причин их успеха заключалась в реалистическом направлении и демократическом содержании этих книг.
Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.
И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно.
А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.
И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».
«Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно.
Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.
В свои книги Ушинский поместил сказки — некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.
Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях — об их занятиях и играх.
Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, — всё это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе — труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.
Вместе со своим другом — молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.
Среди этих песенок была и вот эта:
Дети, в школу собирайтесь!
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь!
Смотрит солнышко в окно.
Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.
А главное — они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека.
Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.
В первый раз книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» были напечатаны более ста лет тому назад.
По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.
И нынешние школьники читают и любят рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского.
И можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить ещё много-много новых поколений, потому что всегда у людей будет в почёте труд, знание, честность и доброта.
Источник: https://megapredmet.ru/1-49885.html