Козлов «чёрный омут» читать

Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме: С.Козлов. Чёрный омут. Развитие речи в 10 классе

Слайд 1

Сергей Козлов. «Чёрный омут». « Козлов был ни на кого никогда не похожий, единичный, штучный писатель, интеллигентный, глубокий, по-особому талантливый человек. Такой сказочной прозы до него не писал никто, поэтому ее с удовольствием переводят во Франции, Германии, Америке, Голландии» Юрий Кушак, 2010 .

Слайд 2

Цель урока: Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.

Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ. Формирование навыков работы с текстом.

Обратите внимание

Тип урока : Анализ художественного текста. Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Слайд 3

-Что вам известно о зайцах? Как думают и говорят о зайцах люди? В каких условиях живут зайцы? Попытайтесь предсказать, какова может быть мораль сказки про зайца. («Я думаю, что мораль может быть такая…») Время работы – 5 мин. Поделитесь написанным с соседом по парте I этап. Стадия вызова.

Слайд 4

Комментарий Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени , свидетельствующая о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.

Слайд 5

II этап. Стадия осмысления содержания (Раздается первая часть текста ) — Прочитайте и обдумайте часть I . Напишите ответы на нижеследующие вопросы: Ответы сводятся в таблицу на доске.

Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? — Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение? (Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).

Слайд 6

Какие слова это подтверждают? Сказочник Собеседник Ученый-биолог Кто-то другой

Слайд 7

Комментарий: С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием.

С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, кото­рые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин.

Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.

Слайд 8

Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.

Слайд 9

Важно

Раздается вторая часть текста — Читая текст части II , попытайтесь представить себя на месте Зайца.

— Что вы ощутили? — Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста? — Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу . — Попробуйте предсказать, что случится дальше.

(Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.) — Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?

Слайд 10

Комментарий: Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.

Слайд 11

(Раздается третья часть текста) Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор? Обсудите ваши ответы в своих микрогруппах

Слайд 12

Комментарий: Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения «сильных мира сего», превращение «маленького», забитого человека в личность, философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.

Слайд 13

— Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе) — Поделитесь друг с другом своими соображениями.

Слайд 14

Комментарий: По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явствен­ней становится и изменение угла зрения: от детского — к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.

Слайд 15

(Раздается часть IV ) — Насколько неожиданной была для вас эта часть? — Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1) — О чем все-таки эта сказка? — Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете. — Действительно ли это — сказка? — Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.

Слайд 16

Ученик другого класса написал так: «Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых». — Вы с ним согласны? Почему? — Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).

Слайд 17

Раздаётся часть V Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов — Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте написать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов.

Слайд 18

III этап. Стадия размышления: Свободное письмо: А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря, что когда «время шуршит – всем страшно».

Слайд 19

Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, «мгновенное значение». Каж­дый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться.

Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения.

Совет

Т екст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.

Слайд 20

Ознакомление класса с результатами письменной работы «Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову».

Слайд 21

I . Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья – боялся. Пришёл Заяц к Чёрному Омуту.

— Чёрный Омут, — говорит, — я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться! — Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся! — Как это? – удивился Заяц. — А так.

Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил. Утонуть решился? Иди – и не бойся!

Слайд 22

II . Пошёл Заяц по дороге, встретил Волка. — Вот кого я сейчас съем! – обрадовался Волк. А Заяц идёт себе, посвистывает. — Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? – крикнул Волк. — А чего мне бояться? – говорит Заяц. – Я у Чёрного Омута был.

Чего мне тебя, серого, бояться? Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису. — А-а-а!.. – разулыбалась Лиса. – Парная зайчатинка топает! Иди-ка сюда, ушастенький, я тебя съем. Но Заяц прошёл, даже головы не повернул.

— Я у Чёрного Омута, — говорит, — был, серого Волка не испугался, уж не тебя ли мне, рыжая, бояться?..

Слайд 23

III . Свечерело. Сидит Заяц на пеньке посреди поляны; пришёл к нему пешком важный филин в меховых сапожках. _ Сидишь? – спросил Филин. — Сижу, — сказал Заяц. — Не боишься сидеть? — Боялся бы – не сидел.

— А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то? — Я у Чёрного Омута был, серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошёл – не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу. — Ты уходи из нашего леса, Заяц, — подумав, сказал Филин.

– Глядя на тебя, все зайцы такими станут. — Не станут, — сказал Заяц, — все-то…

Слайд 24

IV . Пришла осень. Листья сыплются… Сидит Заяц под кустом. Дрожит, сам думает: «Волка серого не боюсь, лисы красной – ни капельки, Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне…» Пришёл к Чёрному Омуту, спросил: — Почему, когда листья сыплются, страшно мне? — Это не листья сыплются – это время шуршит, — сказал Чёрный Омут, — а мы слушаем. Всем страшно.

Слайд 25

V . Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.

Слайд 26

Обратите внимание

Ответы учащихся на проблемный вопрос: — Прав ли Чёрный Омут, говоря: «Когда время шуршит – всем страшно»?

Слайд 27

Колесникова Юлия. Чёрный Омут был прав, говоря:«Когда время шуршит – всем страшно». Время «шуршит» — значит проходит, бесследно исчезает, его уже не вернуть. Наша жизнь – время, и когда оно проходит, мы боимся.

Боимся взрослеть, боимся старости, боимся смерти. Время… Его так много, когда идёшь, и так мало, когда опаздываешь.. Время решает всё. Мы не можем его остановить, не можем замедлить, не можем ускорить. Мы беззащитны перед ним. Это страшно.

Время меняет нас, но не мы – его.

Слайд 28

Блажкун Дарья. Я думаю, страх времени проявляется лишь тогда, когда о нём задумываешься. Задумываешься о неумолимости времени, которое нельзя передвинуть ни вперёд, ни назад, которое не остановить. Остановить время нельзя. Можно лишь попытаться изменить что-то в жизни, чтобы время запечатлело те события, о которых потом приятно будет вспоминать.

Слайд 29

Шупилова Вера … Когда у нас день рождения, мы думаем, как быстро пролетело время, мы стали на год старше, но мы не боимся этого, и продолжаем жить. Люди, которые считают время и боятся его мгновений, замыкаются.

Их жизнь становится тусклой, а если нет ярких моментов – нет и жизни. Так зачем, зачем же думать о времени? Не надо зацикливаться на том, что «время шуршит». Надо просто жить.

Жизнь у нас одна и прожить её нужно с толком, достойно.

Слайд 30

Кузнецова Анастасия. Человек живёт – проходит время. Но не всегда это время человек тратит с благими намерениями. Иногда время уходит впустую. Мгновения уходят, и человек ничего не может с этим поделать. Время от него не зависит. Оно не зависит ни от чего. И страшно от того, что не все задуманное человек может воплотить в жизнь, так как время проходит мимо.

Слайд 31

Сергей Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Ещё в школе начал писать стихи. В качестве поэта закончил Литературный институт. Работал токарем, учителем пения, экскурсоводом в пушкинском заповеднике в Михайловском, типографом, кочегаром. Сказки начал писать с шестидесятых годов. Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.

Слайд 32

Время в сказках Сергея Козлова течет неспешно, но безвозвратно.

Можно заклинать его, обращаясь к любимому существу: «Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?» Но все неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках с Ежиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и со взрослыми — о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти. Только в сказке это будет, например, так:

Слайд 33

«- Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой все говорим. — Говорим, — согласился Ежик. — Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы все беседуем. — Беседуем. — А потом все совсем пройдет, а мы с тобой вдвоем только и останемся. — Если бы! — А что ж с нами станет? — Мы тоже можем пролететь. — Как птицы? — Ага. — А куда? — К югу, — сказал Ежик».

Слайд 34

О тихих сказках Философия для малышей? Бред какой-то! Что значит «бред»? Никакого бреда. Разве вот это, по-вашему, бред: — Мне бы, знаешь, чего больше всего хотелось? — подумав, сказал Медвежонок Ежику. — Мне бы больше всего хотелось, чтобы на каждой твоей иголке выросло по шишке.

— А что бы выросло потом? — А потом бы ты стал настоящей елкой и жил целых сто лет. — Это хорошо: А как бы ты со мной разговаривал? — Я бы забирался на самую макушку и шептал в темечко». Сказки Сергея Козлова про Ежика и Медвежонка и, правда, хочется читать шепотом. Они негромкие, эти сказки.

Они задумчивые и неспешные. А наспех и не поговоришь о жизни, и о красоте не поговоришь наспех, и о смерти. Вот автор и не спешит, он тщательно подбирает слова и складывает из них настроение.

Важно

Настроение тихого равновесия, спокойной созерцательности, к которому всегда стремились мудрецы и философы.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/11/22/skozlov-chyornyy-omut-razvitie-rechi-v-10-klasse

«Черный омут»

Козлов С., сказка «Черный омут» Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки «Черный омут» и их характеристика

  1. Заяц, который всего боялся. Научился быть храбрым, но все так же боялся звука падающих листьев.
  2. Волк, Лиса, Филин. Лесные хищники.
  3. Черный омут. Умный и рассудительный.

План пересказа сказки «Черный омут»

  1. Боязливый заяц
  2. У Черного омута
  3. Заяц и Волк
  4. Заяц и Лиса
  5. Заяц и Филин
  6. Заяц и осыпающиеся листья
  7. Зима

Кратчайшее содержание сказки «Черный омут» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Заяц устал всего бояться и решил утопиться.
  2. Черный омут предложил ему ничего не бояться.
  3. Заяц не испугался Волка, потом Лису.
  4. Филин предложил Зайцу уйти из леса.
  5. Заяц боится падающих осенних листьев.
  6. Черный омут говорит, что все боятся, когда время шуршит.

Главная мысль сказки «Черный омут»
Ход времени нельзя остановить и его неотвратимость пугает.

Читайте также:  Дидактические игры по конструированию во второй младшей группе

Чему учит сказка «Черный омут»

Сказка учит не боятся понапрасну. Учит быть храбрым и смело смотреть в лицо опасности. Учит тому, что пугает не сама опасность, а ее неотвратимость. Учит уважать время. Учит тому, что все боятся видимых изменений, и закрывают глаза на невидимые.

Отзыв на сказку «Черный омут»

Мне понравилась эта философская сказка. Заяц перестал боятся хищников, когда сходил к Черному омуту, потому что понял, что страшнее смерти нет ничего, а смерти он не испугался. Но заяц все также боялся шуршания падающих листьев и Черный омут пояснил ему, что так проявляет себя время, а время боятся все. Мысль интересная.

Пословицы к сказке «Черный омут»

На всякую беду страха не напасешься
Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.
Не стращай утку водой.
Страх от смерти не спасет.
Не гребень голову чешет, а время. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Черный омут»
Жил в лесу заяц, который всего боялся. Боялся он волка, боялся лису, филина боялся, и самое главное боялся падающих осенних листьев.
И вот надоела зайцу такая жизнь, решил он разом со всем покончить и отправился к Черному омуту, топиться.
Пришел, говорит о своем желании утопиться, а Черный омут его отговаривает. Ты, говорит, утопиться всегда успеешь, а потому лучше никого не бойся.
Заяц удивился, как можно никого не боятся, но решил попробовать. И вот идет заяц, никого не боится, навстречу Волк. Съесть зайца угрожает.
А заяц ему в ответ и говорит, что был он у Черного омута, а потому не страшен теперь ему волк. И дальше идет.
Навстречу лиса, радуется, что зайчатина сама в зубы идет. А заяц и ей про черный омут говорит, да про волка добавляет. И дальше идет, посвистывает.
Пришел домой. Сел на крылечко, сидит. Как стемнело приходит к нему филин важный и спрашивает, почему заяц не боится сидеть на крыльце в темноте. А заяц и филину про Черный омут рассказал, да как он волка и лисы не испугался.
Подумал филин, помолчал, да как начни зайца уговаривать из лесу уйти, чтобы остальные зайцы такими же храбрыми не стали.
Но заяц успокоил филина, сказав что другие зайцы такими точно не станут.
И вот живет заяц, ничего не боится. Но как осень пришла, листья посыпались, так сел заяц под кустом и задрожал от страха.
А потом к черному омуту побежал и спрашивает, почему он никого не боится, а листья падающие его в страх вгоняют.
А Черный омут ответил, что это не листья шуршат, а время шуршит. И всем страшно
А потом настала зима и стал заяц бегать по снегу и ничего не боятся.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Черный омут»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/11/blog-post30.html

Книга Правда, мы будем всегда?. Автор — Козлов Сергей Владиславович. Содержание — ЧЕРНЫЙ ОМУТ

– Не помню, – сказал Медвежонок.

– Еще бы! – вздохнул Ежик. – Ты всю зиму говорил, что ты – снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВЕСНА

– Если бы ко мне пришла Волчица и сказала: Ежику хочешь, я тебя сделаю волчонком?» – я бы ей сказал: Нет!» А ты?

– Я бы ей сказал: «Только попробуй!»

– А она бы сказала: «Соглашайся, Медвежонок, мы с тобой вместе будем есть лошадей!»

– А я бы ей сказал: «А кто будет Медвежонком?»

– А она бы сказала: «А Медвежонка не будет. Будет коричневый волчонок Топотун».

– А кто будет Медвежонком?!

– Я же тебе говорю, – сказал Ежик, – Медвежонка не будет: будет коричневый волчонок Топотун.

– Отойди! – рявкнул Медвежонок.

– Или я не знаю, что я с тобой сделаю.

– Так это же не я – это же Волчица, – сказал Ежик.

– Все равно! – сказал Медвежонок.

И заплакал.

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВЕСНА

Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ежик.

Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи вымытых дождями птиц запели в лесу.

Все цвело.

Сначала цвели голубые подснежники. И пока они цвели. Ежику казалось, будто вокруг его дома – море, и что стоит ему сойти с крыльца – и он сразу утонет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песенки.

Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие желтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо. Ежик подумал, что он очутился в желтой-прежелтой Африке.

«Не может быть! – подумал тогда Ежик. – Ведь если бы это была Африка, я бы обязательно увидел Льва!»

И тут же юркнул в дом и захлопнул дверь, потому что прямо против крыльца сидел настоящий Лев. У него была зеленая грива и тоненький зеленый хвост.

– Что же это? – бормотал Ежик, разглядывая Льва через замочную скважину.

А потом догадался, что это старый пень выпустил зеленые побеги и расцвел за одну ночь.

– Все цветет! – выходя на крыльцо, запел Ежик.

И взял свою старую табуретку и поставил ее в чан с водой.

А когда на следующее утро проснулся, увидел, что его старая табуретка зацвела клейкими березовыми листочками

.

ВЕСЕЛАЯ СКАЗКА

Однажды Ослик возвращался домой ночью. Светила луна, и равнина была вся в туманен а звезды опустились так низко, что при каждом шаге вздрагивали и звенели у него на ушах, как бубенчики.

Было так хорошо, что Ослик запел грустную песню.

– Передай кольцо, – тянул Ослик, – а-а-бручаль-ное…

Совет

А луна спустилась совсем низко, и звезды расстелились прямо по траве и теперь звенели уже под копытцами.

«Ай, как хорошо – думал Ослик. – Вот я иду… Вот луна светит… Неужели в такую ночь не спит Волк?

Волк, конечно, не спал. Он сидел на холме за осликовым домом и думал: «Задерживается где-то мой серый брат Ослик…»

Когда луна, как клоун, выскочила на самую верхушку неба, Ослик запел:

И когда я умру,

И когда я погибну,

Мои уши, как папоротники,

Прорастут из земли.

Он подходил к дому и теперь уже не сомневался, что Волк не спит, что он где-то поблизости и что между ними сегодня произойдет разговор .

– Ты устал? – спросил Волк.

– Да, немного.

– Ну, отдохни. Усталое ослиное мясо не так вкусно.

Ослик опустил голову, и звезды, как бубенчики, зазвенели на кончиках его ушей.

«Бейте в луну, как в бубен, – думал про себя Ослик, – крушите волков копытом, и тогда ваши уши, как папоротники, останутся на земле .»

– Ты уже отдохнул? – спросил Волк.

– У меня что-то затекла нога – сказал Ослик.

– Надо растереть– сказал Волк.

– Затекшее ослиное мясо не так вкусно.

Он подошел к Ослику и стал растирать лапами его заднюю ногу.

– Только не вздумай брыкаться – сказал Волк. – Не в этот раз, так в следующий но я тебя все равно съем.

«Бейте в луну, как в бубен, – вспомнил Ослик. – Крушите волков копытом!..» Но не ударил, нет, а просто засмеялся. И все звезды на небе тихо рассмеялись вместе с ним.

– Ты чего смеешься? – спросил Волк.

– Мне щекотно, – сказал Ослик.

– Ну, потерпи немножко, – сказал Волк. – Как твоя нога?

– Как деревянная!

– Сколько тебе лет?! – спросил Волк, продолжая работать лапами.

– 365 250 дней.

Волк задумался.

– Это много или мало? – наконец спросил он.

– Это около миллиона, – сказал Ослик.

– И все ослы такие старые?

– В нашем перелеске – да!

Волк обошел Ослика и посмотрел ему в глаза.

– А в других перелесках?

– В других, думаю, помоложе, – сказал Ослик.

– На сколько?

– На 18 262 с половиной дня!

– Хм! – сказал Волк.И ушел по белой равнине, заметая, как дворник, звезды хвостом.

И когда я умру-,

мурлыкал, ложась спать, Ослик, —

И когда я погибну,

Мои уши, как папоротники,

Прорастут из земли!

ЧЕРНЫЙ ОМУТ

Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья, – боялся.

Пришел Заяц к Черному Омуту.

– Черный Омут, – говорит, – я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться!

– Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся!

– Как это? – удивился Заяц.

– А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди – и не бойся!

Пошел Заяц по дороге, встретил Волка.

– Вот кого я сейчас съем! – обрадовался Волк.

А Заяц идет себе, посвистывает.

– Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? – крикнул Волк.

– А что мне тебя бояться? – говорит Заяц. – Я у Черного Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться?

Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису.

– А-а-а!.. – разулыбалась Лиса. – Парная зайчатинка топает! Иди– ка сюда, ушастенький, я тебя съем.

Но Заяц прошел, даже головы не повернул.

– Я у Черного Омута, – говорит, – был, серого Волка не испугался, – уж не тебя ли мне, рыжая, бояться?..

Свечерело.

Сидит Заяц на деньке посреди поляны; пришел к нему пешком важный Филин в меховых сапожках.

– Сидишь? – спросил Филин.

– Сижу! – сказал Заяц.

– Не боишься сидеть?

– Боялся бы – не сидел.

– А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то?

– Я у Черного Омута был серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошел – не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу.

– Ты уходи из нашего леса, Заяц, – подумав, сказал Филин. – Глядя на тебя, все зайцы такими станут.

– Не станут, – сказал Заяц, – все-то…

Пришла осень. Листья сыплются…

Сидит Заяц под кустом, дрожит, сам думает:

«Волка серого не боюсь. Лисы красной – ни капельки. Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне… «

Пришел к Черном Омуту, спросил:

– Почему, когда листья сыплются, страшно мне?

– Это не листья сыплются – это время шуршит, – сказал Черный Омут, – а мы – слушаем. Всем страшно.

Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.

11

Источник: https://www.booklot.org/authors/kozlov-sergey-vladislavovich/book/pravda-myi-budem-vsegda/content/183859-chernyiy-omut/

Презентация на тему ««Чёрный омут» Сергей Козлов»

  • Слайд 2 Цель урока:
    Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.
    Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.
    Формирование навыков работы с текстом. Тип урока: Анализ художественного текста. Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
  • Слайд 3 -Что вам известно о зайцах?
    Как думают и говорят о зайцах люди?
    В каких условиях живут зайцы? Попытайтесь предсказать, какова может быть мораль сказки про зайца. («Я думаю, что мораль может быть такая…») Время работы – 5 мин.
    Поделитесь написанным с соседом по парте
    I этап. Стадия вызова.
  • Слайд 4 Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев. Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени, свидетельствующая о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.
  • Слайд 5 (Раздается первая часть текста)
    — Прочитайте и обдумайте часть I.
    Напишите ответы на нижеследующие вопросы:
    Ответы сводятся в таблицу на доске.
    Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то? — Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение? (Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).
  • Слайд 7 Комментарий:
    С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое приглашение, кото­рые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.
  • Слайд 8 Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Кратко запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.
  • Слайд 9 Раздается вторая часть текста
    — Читая текст части II, попытайтесь представить себя на месте Зайца. — Что вы ощутили?
    — Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?
    — Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу .
    — Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.)
    — Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?
  • Слайд 10 Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и как ведёт себя Заяц.
  • Слайд 11 (Раздается третья часть текста)
    Какой эпизод в тексте показался вам наиболее философским? Почему? Какими средствами достигает этого автор?
    Обсудите ваши ответы в своих микрогруппах
  • Слайд 12 Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм: отчаяние на грани самоубийства, опасения «сильных мира сего»,
    превращение «маленького», забитого человека в личность,
    философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью… Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.
  • Слайд 13 — Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков? (Самое явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый заяц, уверенный в себе)
    — Поделитесь друг с другом своими соображениями.
  • Слайд 14
    По мере того как читатель привыкает к манере автора, к его обращению с условностями, все явствен­ней становится и изменение угла зрения: от детского — к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.
  • Слайд 15 (Раздается часть IV)
    — Насколько неожиданной была для вас эта часть? — Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? (Задание 1)
    — О чем все-таки эта сказка? — Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых? Объясните друг другу, почему вы так думаете. — Действительно ли это — сказка? — Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.
  • Слайд 16 Ученик другого класса написал так:
    «Сначала мне показалось, что это сказка для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но теперь я думаю, что она, для взрослых».
    — Вы с ним согласны? Почему? — Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).
  • Слайд 17 Раздаётся часть V
    Из пятой части мы узнаем, как завершил свое произведение С.Козлов
    — Часть V состоит всего лишь из одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйтенаписать для этого рассказа краткий и мудрый конец. А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов.
  • Слайд 18 Свободное письмо:
    А сейчас, пожалуйста, напишите о том, прав ли Чёрный Омут, говоря, что когда «время шуршит – всем страшно».
  • Слайд 19 Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, «мгновенное значение». Каж­дый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.
  • Слайд 20 «Понравился ли мне урок про Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли мне в голову».
  • Слайд 21 I. Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья – боялся.
    Пришёл Заяц к Чёрному Омуту. — Чёрный Омут, — говорит, — я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться!
    — Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся!
    — Как это? – удивился Заяц.
    — А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил. Утонуть решился? Иди – и не бойся!
  • Слайд 22 II. Пошёл Заяц по дороге, встретил Волка.
    — Вот кого я сейчас съем! – обрадовался Волк.
    А Заяц идёт себе, посвистывает.
    — Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? – крикнул Волк.
    — А чего мне бояться? – говорит Заяц. – Я у Чёрного Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться?
    Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису.
    — А-а-а!.. – разулыбалась Лиса. – Парная зайчатинка топает! Иди-ка сюда, ушастенький, я тебя съем.
    Но Заяц прошёл, даже головы не повернул.
    — Я у Чёрного Омута, — говорит, — был, серого Волка не испугался, уж не тебя ли мне, рыжая, бояться?..
  • Слайд 23 III. Свечерело.
    Сидит Заяц на пеньке посреди поляны; пришёл к нему пешком важный филин в меховых сапожках.
    _ Сидишь? – спросил Филин.
    — Сижу, — сказал Заяц.
    — Не боишься сидеть?
    — Боялся бы – не сидел.
    — А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то?
    — Я у Чёрного Омута был, серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошёл – не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу.
    — Ты уходи из нашего леса, Заяц, — подумав, сказал Филин. – Глядя на тебя, все зайцы такими станут.
    — Не станут, — сказал Заяц, — все-то…
  • Слайд 24 IV. Пришла осень. Листья сыплются…
    Сидит Заяц под кустом. Дрожит, сам думает:
    «Волка серого не боюсь, лисы красной – ни капельки, Филина мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне…»
    Пришёл к Чёрному Омуту, спросил:
    — Почему, когда листья сыплются, страшно мне?
    — Это не листья сыплются – это время шуршит, — сказал Чёрный Омут, — а мы слушаем. Всем страшно.
  • Слайд 25 V. Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.
  • Слайд 26 Ответы учащихся на проблемный вопрос:- Прав ли Чёрный Омут, говоря: «Когда время шуршит – всем страшно»?
  • Слайд 27 Колесникова Юлия. Чёрный Омут был прав, говоря:«Когда время шуршит – всем страшно». Время «шуршит» — значит проходит, бесследно исчезает, его уже не вернуть. Наша жизнь – время, и когда оно проходит, мы боимся. Боимся взрослеть, боимся старости, боимся смерти. Время… Его так много, когда идёшь, и так мало, когда опаздываешь..
    Время решает всё. Мы не можем его остановить, не можем замедлить, не можем ускорить. Мы беззащитны перед ним. Это страшно. Время меняет нас, но не мы – его.
  • Слайд 28 Блажкун Дарья.
    Я думаю, страх времени проявляется лишь тогда, когда о нём задумываешься. Задумываешься о неумолимости времени, которое нельзя передвинуть ни вперёд, ни назад, которое не остановить. Остановить время нельзя. Можно лишь попытаться изменить что-то в жизни, чтобы время запечатлело те события, о которых потом приятно будет вспоминать.
  • Слайд 29 Шупилова Вера
    …Когда у нас день рождения, мы думаем, как быстро пролетело время, мы стали на год старше, но мы не боимся этого, и продолжаем жить. Люди, которые считают время и боятся его мгновений, замыкаются. Их жизнь становится тусклой, а если нет ярких моментов – нет и жизни. Так зачем, зачем же думать о времени?
    Не надо зацикливаться на том, что «время шуршит». Надо просто жить. Жизнь у нас одна и прожить её нужно с толком, достойно.
  • Слайд 30 Кузнецова Анастасия.
    Человек живёт – проходит время. Но не всегда это время человек тратит с благими намерениями. Иногда время уходит впустую. Мгновения уходят, и человек ничего не может с этим поделать. Время от него не зависит. Оно не зависит ни от чего. И страшно от того, что не все задуманное человек может воплотить в жизнь, так как время проходит мимо.
  • Слайд 31 Сергей Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Ещё в школе начал писать стихи. В качестве поэта закончил Литературный институт. Работал токарем, учителем пения, экскурсоводом в пушкинском заповеднике в Михайловском, типографом, кочегаром. Сказки начал писать с шестидесятых годов.
    Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.
  • Слайд 32 Время в сказках Сергея Козлова течет неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его, обращаясь к любимому существу: «Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?» Но все неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках с Ежиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и со взрослыми — о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти. Только в сказке это будет, например, так:
  • Слайд 33 «- Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой все говорим. 
    — Говорим, — согласился Ежик. — Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы все беседуем.- Беседуем.- А потом все совсем пройдет, а мы с тобой вдвоем только и останемся.- Если бы!- А что ж с нами станет?- Мы тоже можем пролететь.- Как птицы?- Ага.- А куда?- К югу, — сказал Ежик».
     
  • Слайд 34 О тихих сказкахФилософия для малышей? Бред какой-то! Что значит «бред»? Никакого бреда. Разве вот это, по-вашему, бред:
    — Мне бы, знаешь, чего больше всего хотелось? — подумав, сказал Медвежонок Ежику. — Мне бы больше всего хотелось, чтобы на каждой твоей иголке выросло по шишке.- А что бы выросло потом?- А потом бы ты стал настоящей елкой и жил целых сто лет.- Это хорошо: А как бы ты со мной разговаривал?- Я бы забирался на самую макушку и шептал в темечко».
    Сказки Сергея Козлова про Ежика и Медвежонка и, правда, хочется читать шепотом. Они негромкие, эти сказки. Они задумчивые и неспешные. А наспех и не поговоришь о жизни, и о красоте не поговоришь наспех, и о смерти. Вот автор и не спешит, он тщательно подбирает слова и складывает из них настроение. Настроение тихого равновесия, спокойной созерцательности, к которому всегда стремились мудрецы и философы.
Читайте также:  Конспект нод по фэмп в подготовительной группе. точка и линии: прямая, кривая, ломаная

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/sergey-kozlov-chyornyy-omut

Сергей Козлов. Правда, мы будем всегда?

^ Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья,- боялся. Пришел Заяц к Черному Омуту. — Черный Омут,- говорит,- я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться! — Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся! — Как это? — удивился Заяц. — А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди — и не бойся! Пошел Заяц по дороге, встретил Волка. — Вот кого я сейчас съем! — обрадовался Волк. А Заяц идет себе, посвистывает. — Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? — крикнул Волк. — А что мне тебя бояться? — говорит Заяц.- Я у Черного Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться? Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису. — А-а-а!..- разулыбалась Лиса.- Парная зайчатинка топает! Иди- ка сюда, ушастенький, я тебя съем. Но Заяц прошел, даже головы не повернул. — Я у Черного Омута,- говорит,- был, серого Волка не испугался,- уж не тебя ли мне, рыжая, бояться?.. Свечерело. Сидит Заяц на деньке посреди поляны; пришел к нему пешком важный Филин в меховых сапожках. — Сидишь? — спросил Филин. — Сижу!- сказал Заяц. — Не боишься сидеть? — Боялся бы — не сидел. — А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то? — Я у Черного Омута был серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошел — не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу. — Ты уходи из нашего леса, Заяц,- подумав, сказал Филин. — Глядя на тебя, все зайцы такими станут. — Не станут,- сказал Заяц,- все-то… Пришла осень. Листья сыплются… Сидит Заяц под кустом, дрожит, сам думает: «Волка серого не боюсь. Лисы красной — ни капельки. Филина мохноногого — и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются — страшно мне… » Пришел к Черном Омуту, спросил: — Почему, когда листья сыплются, страшно мне? — Это не листья сыплются — это время шуршит,- сказал Черный Омут,- а мы — слушаем. Всем страшно. Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.

^

Когда Ослик с Медвежонком пришли на войну, они стали думать, кто из них будет главным? — Ты,- сказал Ослик. — Нет,- сказал Медвежонок.- Ты! — Почему я? — удивился Ослик.- У тебя клыки, ты будешь грызть врага. . . — И у тебя уши: ты услышишь, когда он придет. — Кто? — Волк. — Но ведь тогда надо будет бежать,- сказал Ослик. — Что ты! Как раз тогда начнется война, и мы пойдем в атаку. — Куда? — В атаку. «Ура!» «Вперед!» В атаку. — А-а-а…- сказал Ослик и присел на пенек. У него очень болели уши, связанные под подбородком. — А почему вперед? — подумав, спросил он.- Разве нельзя сбоку? — Сбоку — лучше, но вперед — вернее! — И когда ты на него налетишь, ты его укусишь, а я его ударю ногой. — Правильно,- сказал Медвежонок, удобнее устраиваясь на травке. — А он укусит тебя- продолжал Ослик,- а я его снова ударю ногой. . . — Нет. Укусит он тебя. А я его убью. — Но если он меня укусит, он тоже меня убьет. — Пустяки! Я его убью раньше, чем ты умрешь. — Но я не хочу умирать! — сказал Ослик. — Волк тоже не хочет,- сказал Медвежонок и сел. — Ты думаешь? — Ну конечно! Давай спать. Они уснули на лесной опушке, а в это время Волк думал так: «Если они налетят на меня спереди — я укушу Медвежонка, а Ослика лягну ногой; если же сбоку, то наоборот: Ослика я укушу, а Медвежонка ляг- ну. А лучше бы укусить их обоих сразу?» Он уснул под елкой в десяти шагах от лесной опушки… Когда взошла луна. Ослик проснулся и разбудил Медвежонка. — Волк спит под елкой,- сказал он. — Откуда ты знаешь? — Я слышу. — А о чем он думает? — Ни о чем, он спит. — А-а-а…- сказал Медвежонок.- Тогда нападем на него сзади. В это время Волк проснулся и подумал: «Вот я сплю, а на меня могут напасть сзади». И повернулся к елке хвостом. — Спит? — спросил Медвежонок. Ослик кивнул, и они стали крадучись подходить к Волку. «Медвежонок укусит его, а я стукну по голове,- твердил Ослик. — Медвежонок укусит, а я стукну». — Я укушу,- шепнул Медвежонок,- а ты стукнешь! — Угу! И они бок о бок подошли к Волку. — Давай! — шепнул Ослик. — Ты первый, ты должен его оглушить. — Зачем? Он и так спит. — Но он проснется, когда я его укушу. — Вот тогда я его и стукну. — Нет,- сказал Медвежонок.- Ты главный — ты должен первый. Ослик осторожно стукнул Волка по голове. Волк заворочался и повернулся на другой бок. — Ну вот и убили,- сказал Ослик. — Действительно… — А зачем?.. — Если б не мы его, так он бы нас! — Ты думаешь? — Ну конечное — сказал Медвежонок, — он бы непременно нас съел. — А если б не съел? — А что бы он с тобой делал? — Не знаю- сказал Ослик. Они возвращались с войны в предрассветных сумерках когда большая лесная роса лизала им ноги. «А Волк лежит под елкой- думал Ослик,- совсем убитый». — Зачем? — сказал он.- Лучше бы сидеть дома. — Ты же на войне,- сказал Медвежонок…

Читайте также:  Сценарий ко дню учителя

^

Лесная полянам как парным молоком, была до краев залита лунным светом. Возле луны, как гнилушки возле старого пня, шевелились звезды. Заяц сидел посреди поляны и был совсем голубой. Заяц играл на свирели старинную французскую песенку. «Ля-ля! Ля-ля!» — мурлыкала свирель. И старый облезлый Филин улыбался. Филину было сто лет, а может, больше, но теперь он вспоминал разные страны и улыбался. «Как это было давно,- думал Филин.- Так же светила луна, так же сидел посреди поляны Заяц, так же осыпались звезды и играла свирель. Потом поднялся туман. Заяц исчез, а свирель играла…» «Играй, играй, свирель! — думал Филин.- Я бы съел твоего Зайца, но у меня осыпались перья… И потом — все равно придет другой Заяц, сядет посреди поляны и заиграет на скрипке». Так думал Филин, живший в молодости во Франции, убивший пол- торы тысячи зайцев и составивший лучшую в мире коллекцию заячьих свирелей, скрипок и барабанов. «И кто их тянет за уши? — снова подумал о зайцах Филин.- Кто их вытягивает на открытые лунные поляны, кто их заставляет ночи не спать — репетировать, чтобы потом пять минут играть среди лесной тишины? . . » «Ля-ля! Лю-лю!» — пела свирель. И Заяц поголубел до того, что у него стали прозрачными уши. Ему было так хорошо, что он весь хотел стать прозрачным, как лунный свет; чтобы его совсем не было; чтобы была одна луна, играющая на свирели. «Однако,- думал Филин,- этого Зайца не скоро съедят. Я его почти не вижу. Знать, много он репетировала коль может так уйти в свирель, что из нее торчат одни его уши. Знать…» Филин прикрыл глаза, а когда через мгновение открыл их. Зайца уже не было. Тысячи лунных зайцев скакали но поляне и у каждого из них в прозрачной лапе была свирель, скрипка или барабан из коллекции Филина. «Ля-ля! Ля-ля!» » Пи-пи-пи-пи !» «Бам-бам!» — пели свирели и скрипки и бил барабан. И каждый прозрачный Заяц на своем прозрачном инструменте играл старому Филину старинную французскую песенку.

^

Когда подошла зима. Ослик решил сшить себе шубу. «Это будет чудесная шуба,- думал он,- теплая и пушистая. Она должна быть легкой, но обязательно с четырьмя карманами: в карманах я буду греть копыта. Воротник должен быть широкий, как шаль: я буду заправлять за него уши. Когда у меня будет шуба, я войду в лес, и никто меня не узнает. «Кто это, — крикнет Ворона, — такой лохматый?»» — «Это Изюбрь!» — скажет Белка. «Это ПТИ-ПТИ-АУРАНГ!» — скажет Филин. «Это мой друг Ослик!»» — крикнет Медвежонок, и засмеется, и весь покувыркается в снегу, и тоже станет непохожим; а я его назову УУР-РУ-ОНГОМ, и все не поверят, кроме нас с ним… Хорошо бы сшить шубу не из меха, а из ничего. Чтобы она была ничья: ни бобровая, ни соболья, ни беличья — просто шуба. И тогда я буду греться в ничьей шубе, и никто не будет ходить голым. А Волк скажет: «У кого ничья шуба — тот ничей»». И никто не будет говорить, что я Ослик: я буду — НИКТО В НИЧЬЕЙ ШУБЕ. Тогда ко мне при- дет Лис и скажет: «Послушай, НИКТО В НИЧЬЕЙ ШУБЕ, а ты кто?» — «Никто»»- «А в чьей ты шубе?» — «В ничьей».- «Тогда ты — НИКТО В НИЧЬЕЙ ШУБЕ»,- скажет Лис. А я посмеюсь, потому что я-то буду знать, что я Ослик. А когда придет весна, я пойду на Север. А когда и на Север придет весна, я пойду на Северный полюс — там-то никогда не бывает весны… Надо сшить шубу из облаков. А звездочки взять вместо пуговиц. А там, где темно между облаками, будут карманы. И когда я туда буду класть копыта, я буду лететь, а в теплую погоду ходить по земле. Хорошо бы такую шубу сшить прямо сейчас же, вот прямо сейчас. Влезть на сосну и положить копыта в карманы. И полететь… А потом, может быть, пойти по земле… Вот прямо на эту сосну». И Ослик полез на старую сосну, и влез на самую верхушку, и сложил копыта в карманы, и полетел… И сразу стал — НИКТО В НИЧЬЕЙ ШУБЕ.

^«Неужели все так быстро кончается? — подумал Ослик.- Неужели кончится лето умрет Медвежонок и наступит зима? Почему это не может быть вечно: я, лето и Медвежонок? Лето умрет раньше всех, лето уже умирает. Лето во что-то верит. поэтому умирает так смело. Лету нисколько себя не жаль — оно что-то знает. Оно знает что оно будет снова! Оно умрет совсем ненадолго, а по- том снова родится. И снова умрет… Оно привыкло. Хорошо, если бы я привык умирать и рождаться. Как это грустно и как весело!..» Медвежонок зашуршал опавшей листвой. — О чем ты думаешь? — спросил он. — Я?.. Лежи, лежи,- сказал Ослик. Теперь он стал вспоминать, как они встретились, как под проливным дождем пробежали весь лес, как сели отдохнуть и как Медвежонок тогда сказал: — Правда, мы будем всегда? — Правда. — Правда, мы никогда не расстанемся? — Конечно. — Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться? — Так не может быть! А теперь Медвежонок лежал на опавших листьях с перевязанной головой, и кровь выступила на повязке. «Как же это так? — думал Ослик.- Как же это так, что какой-то дуб разбил Медвежонку голову? Как же это так, что он упал именно тог- да, когда мы проходили под ним?..» Прилетел Аист. — Лучше?..- спросил он. Ослик покачал головой. — Как грустно! — вздохнул Аист и погладил Медвежонка крылом. Ослик снова задумался. Теперь он думал о том как похоронить Медвежонка, чтобы он вернулся, как лето. «Я похороню его на высокой- высокой горе,- решил он,- так, чтобы вокруг было много солнца, а внизу текла речка. Я буду поливать его свежей водой и каждый день разрыхлять землю. И тогда он вырастет. А если я умру, он будет делать то же самое,- и мы не умрем никогда…» — Послушай,- сказал он Медвежонку,- ты не бойся. Ты весной вырастешь снова. — Как деревце? — Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять землю. — А ты не забудешь? — Что ты! — Не забудь,- попросил Медвежонок. Он лежал с закрытыми глазами, и если бы чуть-чуть не вздрагивали ноздри, можно было бы подумать, что он совсем умер. Теперь Ослик не боялся. Он знал: похоронить — это значит посадить, как деревце.

— С тобой и поразговаривать нельзя,- сказал Ежик.
Медвежонок молчал.
— Что ж ты молчишь?
Медвежонок не ответил.
Он сидел на крылечке и горько плакал.
— Глупый ты: мы же с тобой б е с е д у е м,- сказал Ежик.
— А кто будет Медвежонком? — всхлипывая, спросил Медвежонок.

Источник: http://litcey.ru/astromoiya/36229/index.html?page=17

Урок литературного чтения для 2 класса «Авторская сказка С. Козлов «Черный омут»»

Авторская сказка и черты народной в ней. С.Козлов «Черный омут»

Цели: — развитие речи обучающихся, умения анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщение;

— воспитание требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей;

— формирование общеучебных умений осознанного, правильного, выразительного чтения, формирование представления об особенностях жанра сказки, на материале литературной авторской сказки, умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.

ХОД УРОКА

Психологический настрой.

Сегодня у нас необычный урок.

На нем присутствуют гости.

Повернитесь к ним.

Улыбнитесь. Посмотрите, они тоже доброжелательно улыбаются вам.

Кивком головы поприветствуйте гостей.

Повернитесь, улыбнитесь друг другу.

Пожелайте доброго настроения и плодотворной работы.

Чему мы учимся на уроке Быть внимательными к слову,

литературного чтения? умение работать с текстом, выделять

главную мысль, выразительно читать.

Чтобы у нас все получилось, Внимательными, не перебивать,

какими мы должны быть на уроке? не повторяться.

  1. Актуализация опорных знаний.

Со сказками все дружат-

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А может быть и нет.

Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? О сказках

Поднимите руку, кому из вас нравится читать сказки?

С какими сказками мы познакомились в этом году? «Кот в сапогах»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«Мужик и медведь»,

«У страха глаза велики»,

«Сказка про храброго зайца…»

Сегодня мы познакомимся ещё с одной замечательной сказкой.

Откройте страницу 59.

Не читая, что вы уже готовы сказать об этой сказке? Она авторская, литературная.

На какие же группы делятся сказки? Авторские, Народные

Какая группа должна быть первой?

Почему?

В чем отличие авторской сказки от народной? нарушается традиционное

традиционное построение

построение

письменный устный

вариант вариант

один много

вариант вариантов

Кроме основных, названных вами отличий,

в авторской сказке прослеживается развитие характера героя,

чувствуется присутствие автора, его поэтические переживания и

философские суждения.

Назовите автора сказки. Сергей Козлов

Знаком вам этот автор?

Какие произведения этого автора мы уже читали? «Ежик в тумане», «Красота»

  1. Постановка учебной задачи.

Давайте вспомним, по какому плану мы с вами работаем Знакомство с текстом

над прозаическим произведением? Словарная работа

Сюжет

Эпизод

Герои

Идея

Итак, работаем по нашему плану.

Познакомимся со сказкой.

Не забудьте, сейчас вы не просто внимательные слушатели,

вы — исследователи. Возьмите простой карандаш и отметьте

слова, значение которых покажутся вам непонятными.

IV. Первичное восприятие текста.

Чтение сказки учителем.

Что хотите сказать?

Молодцы. Замечательные мысли.

Работая по плану, мы их все постараемся раскрыть.

Какие слова вы подчеркнули? (на доску) Омут, парная, подавно

Сегодня нашими помощниками будут …

На закладках в словаре вы найдете слово,

смысл которого вам нужно найти и зачитать.

(Детям — словари, на закладках написаны слова.)

Подойдите, возьмите словари.

Будете готовы — поднимите руку.

А пока, ребята, давайте самостоятельно подумаем,

что же обозначают данные слова?

У кого какие мысли?

Помощники готовы. Омут — глубокая яма на дне реки или озера.

Давайте проверим ваши предположения. Подавно — тем более, разумеется.

(на доску) Парная — свежая, ещё теплая.

Переходим к следующему этапу работы — сюжет.

Что такое сюжет? Последовательность событий.

Вспомните, в сюжетной линии сказки, какие

части мы выделяем? Зачин, основная часть, концовка.

Найдите и зачитайте зачин.

Найдите и зачитайте концовку.

Обратимся к основной части и выделим в ней эпизоды.

(Рукой на план)

Что такое эпизод? Отдельное событие

Начинаем читать. (детское чтение)

Если вы поймете, что эпизод закончен — поднимите руку.

К каждому эпизоду.

О чем вы узнали из этого эпизода? Заяц встретился с ….

(Одним предложением, как план) Омут, волк, лиса, филин, омут

Каким вы увидели его? Смелый, задумчивый

Как он себя проявил?

Какие слова доказывают это, зачитайте?

Как повел себя волк (лиса)? Почему?

Докажите словами из текста.

Как произошла встреча Зайца с Филином?

Что заметили необычное? Ф. пришел, а не прилетел

Почему? Уважение проявил.

Почему он предложил уйти Зайцу из леса?

Зачитайте.

Чего он испугался?

Почему Заяц опять пошел к Омуту? За советом.

Что ответил Омут в первый раз? Прочитайте.

Во второй раз?

Какую русскую народную сказку вам напомнила Колобок

сказка «Черный омут»?

Чем она вам напоминает сказку «Колобок»? жили-были, повтор, встречи —

Какие художественные особенности цепочки, помощник

народной сказки вы услышали?

Зачитайте, где вы услышали повторы?

Кого мы можем назвать главным героем сказки? Зайца

Понравился ли вам главный герой?

Чем?

Каков он по характеру? Мечтатель, смельчак.

Можно ли про него сказать, что он из зайчика

превратился в зайца, потом снова в зайчика и опять в зайца?

Попробуйте изобразить характер зайца и зайчика рисунком.

Работаем в парах.

Договоритесь, каким заяц будет, каким зайчик,

кто изображает зайца, кто зайчика.

Готовность пар покажите.

Выходят «зайчики». Покажите свои работы.

Смогли ребята передать характер?

У кого получилось лучше?

Встаньте остальные ребята.

Попробуйте показать движением, мимикой каким вы видите зайчика.

Выходят «зайцы».

Смогли ребята передать характер?

У кого получилось лучше?

Встаньте остальные ребята.

Попробуйте показать движением, каким вы видите зайца.

Если главный герой заяц, почему сказка названа «Черный Омут»? Он — помощник

В каком важном вопросе не только для животных,

но и для всех людей помогает разобраться Черный Омут. Не бояться времени

Прочитайте, в каком отрывке говориться об этом?

Какие «тяжелые» слова. А теперь прочитайте концовку.

Сравните эти отрывки.

Не нужно ничего бояться, нужно жить.

Тщательно подбирая слова, задумчиво и неспешно, с затаенной печалью и нежностью Сергей Козлов говорит нам о безвозвратности времени, о скоротечности жизни, но так же о преодолении страха перед временем и трудностями.

Прочитайте

Какова же идея этой сказки? Не бояться, времени,

трудностей, все нужно уметь

преодолевать и переживать.

  1. Итог урока.

Все ли вопросы мы раскрыли?

Значит, поработали мы сегодня замечательно.

Кто доволен своей сегодняшней работой?

Согласна — на согласна.

Какое ДЗ вы можете предложить своим одноклассникам? Чтение по ролям.

На выбор я хочу вам предложить еще одно задание.

Найдите высказывания известных людей,

пословицы, поговорки о времени.

Спасибо. Урок окончен.

Источник: https://for-teacher.ru/edu/nachalnye_klassy/doc-c4lzers.html

Ссылка на основную публикацию