Толстой «Русский характер»
Русский характер! — для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что поделаешь, — мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере.
Русский характер! Поди-ка опиши его… Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Как он бил немцев — я рассказывать не стану, хотя он и носит золотую звездочку и половина груди в орденах.
Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области. Но среди других заметен сильным и соразмерным сложением и красотой.
Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнется от душевной приязни.
На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке — ядро. Разумеется,— у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
Но приятель мой, Егор Дремов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. «Отец мой — человек степенный, первое — он себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете, и за границей побываешь, но русским званием — гордись…
»
У него была невеста из того же села на Волге. Про невест и про жен у нас говорят много, особенно если на фронте затишье, стужа, в землянке коптит огонек, трещит печурка и люди поужинали. Тут наплетут такое — уши развесишь.
Начнут, например: «Что такое любовь?» Один скажет: «Любовь возникает на базе уважения…» Другой: «Ничего подобного, любовь — это привычка, человек любит не только жену, но отца с матерью и даже животных…
» — «Тьфу, бестолковый! — скажет третий,— Любовь — это когда в тебе все кипит, человек ходит вроде как пьяный…» И так философствуют и час и другой, покуда старшина, вмешавшись, повелительным голосом не определит самую суть…
Егор Дремов, должно быть стесняясь этих разговоров, только вскользь помянул мне о невесте,— очень, мол, хорошая девушка, и уже если сказала, что будет ждать,— дождется, хотя бы он вернулся на одной ноге…
Про военные подвиги он тоже не любил разглагольствовать: «О таких делах вспоминать неохота!» Нахмурится и закурит. Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев:
— …Понимаешь, только мы развернулись, гляжу, из-за горушки вылезает… Кричу: «Товарищ лейтенант, тигра!» — «Вперед,— кричит,— полный газ!..» Я и давай по ельничку маскироваться — вправо, влево… Тигра стволом-то водит, как слепой, ударил — мимо… А товарищ лейтенант как даст ему в бок,— брызги! Как даст еще в башню,— он и хобот задрал…
Как даст в третий,— у тигра изо всех щелей повалил дым,— пламя как рванется из него на сто метров вверх… Экипаж и полез через запасной люк… Ванька Лапшин из пулемета повел,— они и лежат, ногами дрыгаются… Нам, понимаешь, путь расчищен. Через пять минут влетаем в деревню. Тут я прямо обезживотел… Фашисты кто куда…
А — грязно, понимаешь,— другой выскочит из сапогов и в одних носках — порск. Бегут все к сараю. Товарищ лейтенант дает мне команду: «А ну — двинь по сараю». Пушку мы отвернули, на полном газу я на сарай и наехал… Батюшки! По броне балки загрохотали, доски, кирпичи, фашисты, которые сидели под крышей…
А я еще — и проутюжил,— остальные руки вверх — и Гитлер капут…
Так воевал лейтенант Егор Дремов, покуда не случилось с ним несчастье. Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся.
Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта,— он был без сознания, комбинезон на нем горел. Едва Чувилев оттащил лейтенанта, танк взорвался с такой силой, что башню отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь.
Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт… «Я почему его тогда поволок? — рассказывал Чувилев, — Слышу, у него сердце стучит…»
Егор Дремов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости.
Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши.
Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на свое и теперь не на свое лицо. Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце.
— Бывает хуже,— сказал он,— с этим жить можно.
Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто щупал свое лицо, будто привыкал к нему. Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. Тогда он пошел к генералу и сказал: «Прошу вашего разрешения вернуться в полк».— «Но вы же инвалид»,— сказал генерал.
«Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью». (То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дремов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.
) Он получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья и поехал домой к отцу с матерью. Это было как раз в марте этого года.
На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать верст. Кругом еще лежали снега, было сыро, пустынно, студеный ветер отдувал полы его шинели, одинокой тоской насвистывал в ушах. В село он пришел, когда уже были сумерки. Вот и колодезь, высокий журавель покачивался и скрипел .
Отсюда шестая изба — родительская. Он вдруг остановился, засунув руки в карманы. Покачал головой. Свернул наискосок к дому. Увязнув по колено в снегу, нагнувшись к окошечку, увидел мать,— при тусклом свете привернутой лампы, над столом, она собирала ужинать. Все в том же темном платке, тихая, неторопливая, добрая.
Постарела, торчали худые плечи… «Ох, знать бы,— каждый бы день ей надо было писать о себе хоть два словечка…» Собрала на стол нехитрое — чашку с молоком, кусок хлеба, две ложки, солонку и задумалась, стоя перед столом, сложив худые руки под грудью…
Егор Дремов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно ее испугать, нельзя, чтобы у нее отчаянно задрожало старенькое лицо.
Ну, ладно! Он отворил калитку, вошел во дворик и на крыльце постучался. Мать откликнулась за дверью: «Кто там?» Он ответил: «Лейтенант, Герой Советского Союза Громов».
У него так заколотилось сердце — привалился плечом к притолоке. Нет, мать не узнала его голоса. Он и сам, будто в первый раз, услышал свой голос, изменившийся после всех операций,— хриплый, глухой, неясный.
— Батюшка, а чего тебе надо-то? — спросила она.
— Марье Поликарповне привез поклон от сына, старшего лейтенанта Дремова.
Тогда она отворила дверь и кинулась к нему, схватила за руки:
— Жив Егор-то мой? Здоров? Батюшка, да ты зайди в избу
Егор Дремов сел на лавку у стола, на то самое место, где сидел, когда еще у него ноги не доставали до полу и мать, бывало, погладив его по кудрявой головке, говаривала: «Кушай, касатик». Он стал рассказывать про ее сына, про самого себя,— подробно, как он ест, пьет, не терпит нужды ни в чем, всегда здоров, весел, и — кратко о сражениях, где он участвовал со своим танком.
— Ты скажи — страшно на войне-то? — перебивала она, глядя ему в лицо темными, его не видящими глазами.
— Да, конечно, страшно, мамаша, однако — привычка.
Пришел отец, Егор Егорович, тоже сдавший за эти годы,— бородку у него как мукой осыпало.
Поглядывая на гостя, потопал на пороге разбитыми валенками, не спеша размотал шарф, снял полушубок, подошел к столу, поздоровался за руку,— ах, знакомая была, широкая, справедливая родительская рука! Ничего не спрашивая, потому что и без того было понятно — зачем здесь гость в орденах, сел и тоже начал слушать, полуприкрыв глаза.
Чем дольше лейтенант Дремов сидел неузнаваемый и рассказывал о себе и не о себе, тем невозможнее было ему открыться,— встать, сказать: да признайте же вы меня, урода, мать, отец!.. Ему было и хорошо за родительским столом и обидно.
— Ну что ж, давайте ужинать, мать, собери чего-нибудь для гостя.
— Егор Егорович открыл дверцу старенького шкапчика, где в уголку налево лежали рыболовные крючки в спичечной коробке,— они там и лежали,— и стоял чайник с отбитым носиком, он там и стоял, где пахло хлебными крошками и луковой шелухой. Егор Егорович достал склянку с вином,— всего на два стаканчика, вздохнул, что больше не достать.
Сели ужинать, как в прежние годы. И только за ужином старший лейтенант Дремов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо ее болезненно задрожало.
Поговорили о том и о сем, какова будет весна и справится ли народ с севом, и о том, что этим летом надо ждать конца войны.
— Почему вы думаете, Егор Егорович, что этим летом надо ждать конца войны?
— Народ осерчал,— ответил Егор Егорович,— через смерть перешли, теперь его не остановишь, немцу капут.
Марья Поликарповна спросила:
— Вы не рассказали, когда ему дадут отпуск,— к нам съездить на побывку. Три года его не видали, чай взрослый стал, с усами ходит… Эдак — каждый день — около смерти, чай и голос у него стал грубый?
— Да вот приедет — может, и не узнаете,— сказал лейтенант.
Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом — тем родным уютом, что не забывается и в смертный час.
Мартовский ветер посвистывал над крышей. За перегородкой похрапывал отец. Мать ворочалась, вздыхала, не спала.
Лейтенант лежал ничком, лицо в ладони: «Неужто так и не признала,— думал,— неужто не признала? Мама, мама…»
Наутро он проснулся от потрескивания дров, мать осторожно возилась у печи; на протянутой веревке висели его выстиранные портянки, у двери стояли вымытые сапоги.
— Ты блинки пшенные ешь? — спросила она.
Он не сразу ответил, слез с печи, надел гимнастерку, затянул пояс и — босой — сел на лавку.
— Скажите, у вас в селе проживает Катя Малышева, Андрея Степановича Малышева дочь?
— Она в прошлом году курсы окончила, у нас учительницей. А тебе ее повидать надо?
— Сынок ваш просил непременно ей передать поклон.
Мать послала за ней соседскую девочку. Лейтенант не успел и обуться, как прибежала Катя Малышева. Широкие серые глаза ее блестели, брови изумленно взлетали, на щеках радостный румянец.
Когда откинула с головы на широкие плечи вязаный платок, лейтенант даже застонал про себя — поцеловать бы эти теплые светлые волосы!..
Только такой представлялась ему подруга,— свежа, нежна, весела, добра, красива так, что вот вошла, и вся изба стала золотая…
— Вы привезли поклон от Егора? (Он стоял спиной к свету и только нагнул голову, потому что говорить не мог.) А уж я его жду и день и ночь, так ему и скажите…
Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто ее слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась. Тогда он твердо решил уйти — сегодня же.
Мать напекла пшенных блинов с топленым молоком. Он опять рассказывал о лейтенанте Дремове, на этот раз о его воинских подвигах,— рассказывал жестоко и не поднимал глаз на Катю, чтобы не видеть на ее милом лице отражения своего уродства.
Егор Егорович захлопотал было, чтобы достать колхозную лошадь,— но он ушел на станцию пешком, как пришел.
Он был очень угнетен всем происшедшим, даже, останавливаясь, ударял ладонями себе в лицо, повторял сиплым голосом: «Как же быть-то теперь?»
Он вернулся в свой полк, стоявший в глубоком тылу на пополнении. Боевые товарищи встретили его такой искренней радостью, что у него отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать. Решил так,— пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати,— эту занозу он из сердца вырвет.
… Недели через две пришло от матери письмо:
«Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от тебя,— человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить, да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не сплю ночи,— кажется мне, что приезжал ты.
Егор Егорович бранит меня за это,— совсем, говорит, ты, старуха, свихнулась с ума: был бы он наш сын — разве бы он не открылся… Чего ему скрываться, если это был бы он,— таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно.
Уговорит меня Егор Егорович, а материнское сердце — все свое: он это, он был у нас!.. Человек этот спал на печи, я шинель его вынесла на двор — почистить, да припаду к ней, да заплачу,— он это, его это!..
Егорушка, напиши мне, Христа ради, надоумь ты меня,— что было? Или уж вправду — с ума я свихнулась…»
Егор Дремов показал это письмо мне, Ивану Судареву, и, рассказывая свою историю, вытер глаза рукавом. Я ему: «Вот, говорю, характеры столкнулись! Дурень ты, дурень, пиши скорее матери, проси у нее прощенья, не своди ее с ума… Очень ей нужен твой образ! Таким-то она тебя еще больше станет любить».
Он в тот же день написал письмо: «Дорогие мои родители, Марья Поликарповна и Егор Егорович, простите меня за невежество, действительно у вас был я, сын ваш…» И так далее, и так далее — на четырех страницах мелким почерком, он бы и на двадцати страницах написал — было бы можно.
Спустя некоторое время стоим мы с ним на полигоне,— прибегает солдат и — Егору Дремову: «Товарищ капитан, вас спрашивают…
» Выражение у солдата такое, хотя он стоит по всей форме, будто человек собирается выпить. Мы пошли в поселок, подходим к избе, где мы с Дремовым жили. Вижу — он не в себе,— все покашливает…
Думаю: «Танкист, танкист, а — нервы». Входим в избу, он — впереди меня, и я слышу:
«Мама, здравствуй, это я!..» И вижу — маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут, оказывается, и другая женщина. Даю честное слово, есть где-нибудь еще красавицы, не одна же она такая, но лично я — не видал.
Он оторвал от себя мать, подходит к этой девушке,— а я уже поминал, что всем богатырским сложением это был бог войны, «Катя! — говорит он,— Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого…»
Красивая Катя ему отвечает,— а я хотя ушел в сени, но слышу: «Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить… Не отсылайте меня…»
Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота.
Рекомендуем посмотреть:
Рассказы о войне 1941-1945 для 1-2-3-4 класса
Рассказы о войне для школьников. Генерал Панфилов
Рассказы о войне для школьников. Генерал Жуков
Рассказы о войне для школьников
Рассказы о войне для школьников. Рассказы о штурме Берлина
Источник: https://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-1941-1945/tolstoi-ruskii-harakter.html
Краткое содержание Толстой Русский характер для читательского дневника
Егора Дремова ели спасают на войне. Он весь в ожогах. Его лицо изуродовано. Егор идет к родителям под образом друга их сына. Он решает отказаться от любимой и оставить родных навсегда, только не пугать их своим видом. Письмо матери, и уверенный настрой невесты заставляют его передумать. Благодаря своему сильному и непобедимому характеру герою удается вновь обрести радость жизни.
Главная мысль расказа Русский характер Толстого
Русский характер настолько силен и непобедим, что сможет устоять всяком бедам и недугам.
Краткое содержание Толстой Русский характер
Егор Дремов самый простой и обычный танкист. Он живет в обычной жизнью. Егор очень красивый парень. Он высок, силен, имеет кудрявые волосы. В жизни героя огромное место занимают родители. Он любит их и уважает. У Егора есть избранница.
Уходя на войну, он уверен, что любимая будет ждать его и примет в любом состоянии. На войне Дремов совершил очень много подвигов и храбрых поступков, однако, сам об ютом ни слова не говорил никому.
Война продолжалась и Дремов храбро сражался, но случилось с ним ужасное несчастье.
Во время очередного сражения танк Егора подбили. Его вытащили в горящем состоянии за минуту до взрыва танка. Его друзья погибли. Ожоги танкиста были настолько сильными и серьезными, что в некоторых местах под ожогами и опухшей кожей можно было разглядеть кости.
После ожогов Егору пришлось пережить многочисленные пластические операции. Его лицо было полностью изменено. Хорошо, что хоть зрение у бедняги сохранилось. Егор долго смотрел в зеркало и пытался узнать незнакомца, смотрящего на него из зеркала.
Герой просит вернуть его в полк, но получает приказ оставаться еще 20 дней на отдыхе.
После отдыха он возвращается домой. Егор встречается с родителями. Он не желает изуродованным своим видом пугать их. Ему приходит в голову мысль назваться другом их сына. Родители радушно встречают его, кормят, поят и расспрашивают о любимом сыне.
На следующий день герой встречается с любимой девушкой – Катей. Она сразу же радостно встречает его, но, увидев изуродованное лицо, шарахается. Дремов рассказывает о подвигах ее жениха, а сам решает уйти прочь из ее жизни и навсегда забыть о ней.
Возвратившись на фронт, Егор получает письмо от матери, где та пишет о своих сомнениях, что сам сын приходим к ним. Она писала, что горда лицом сына и желает узнать истину. Егор встречается с матерью и невестой. Мать принимает его, а невеста сообщает, что всю жизнь хочет прожить только с ним.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/tolstoj-a-n/russkij-harakter
Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Русский характер! Поди-ка опиши его… А.Н. Толстой (сочинение)
(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его… (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.
(5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро.
(6)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
(7)Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием — гордись…»
(8)Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит.
(9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.
— (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню — он и хобот задрал, как даст в третий — у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх…
(11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся.
(13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт…
(16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо.
(19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.
(21)Бывает хуже,— сказал он,— а с этим жить можно.
(22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему.
(23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошёл к генералу.
(25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк. «(26)Но вы же инвалид»— сказал генерал.
(27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!
(28)То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дремав отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.
(29)Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота.
(По А.Н. Толстому*)
* Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) — русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических я научно- фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведенай
Дудкина Анна (группа 2 уровня)
В чем особенности русского характера? В каких жизненных обстоятельствах они проявляется особенно ярко? Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А.Н.Толстой, поднимая проблему русского характера.
Эта проблема актуальна во все времена. Многие писатели и мыслители задумывались об особенностях нашего народа. А.Н.Толстой рассматривает данную проблему на примере героя Егора Дремова.
Во время Курского побоища Егор был изуродован так, что даже медсестра, подавшая ему зеркало в госпитале, отвернулась и заплакала. Однако удар судьбы не сломил героя. Вопреки решению медкомиссии, Дремов попросился обратно на фронт.
«Я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью», — твердо сказал он генералу.
Автор восхищается свои героем. Он уверен, что русский человек не сломается даже в самых сложных жизненных ситуациях. Стойкость, мужество и внутренняя красота — черты русского характера: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, главные черты русского народа — патриотизм, храбрость, отвага. В ответственные периоды, например, в тяжелые годы войны, эти черты раскрываются с особой силой. Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы.
В произведении М.Шолохова «Судьба человека» описана история жизни Андрея Соколова. Через многие испытания прошел герой: получил ранение, побывал в плену, потерял семью. Но он все смог преодолеть. Смог не озлобиться, не отчаяться, нашел в себе силы жить дальше и даже усыновил маленького мальчика, спас его от верной гибели.
Кроме того, приведу в пример героев Великой Отечественной войны. В невыносимых условиях боролись они за свободу своей Родины, за мирную жизнь народа. Многие не вернулись с войны, остановили врага ценой собственных жизней.
Таким образом, русский народ — великий народ. Внутренняя красота, заключающаяся в силе духа, любви к Родине, мужестве, — отличительная черта национального характера.
Игорь Дорофеев, 2 уровень.
Человек на протяжении всей своей жизни предстает перед выбором, который затрагивает мир его чувств и эмоций. Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А. Н. Толстой, поднимая проблему нравственного выбора.
Автор рассматривает данную проблему на примере лейтенанта Егора Дремова, который, несмотря на нечеловеческие страдания и шрамы, изъявил желание продолжить боевые действия за освобождение своей родины от немецких захватчиков.
Автор считает, что человек, который предстает перед нравственным выбором, должен внезависимости от невзгод и испытаний, которые выпали на его долю, сохранить силы для принятия верного решения.
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, делая нравственный выбор, человек должен руководствоваться совестью, жизненными ценностями, которые берут верх над переживаниями и страданиями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике.
Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы. Так, Распутин В. Г. в своем произведении “Живи и помни” рассматривает нравственный выбор человека и его ответственность за свои поступки. На примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить слабость и совершить непоправимую ошибку.
Кроме того, приведу в пример произведение Л. Н. Толстого “Война и мир”. В данном романе Андрей Болконский во время Аустерлицкого сражения, видя как его солдаты отступают, не дрогнул и продолжил сражаться за свое Отечество, тем самым сделав свой нравственный выбор в пользу родины.
Таким образом, делая нравственный выбор, человек показывает окружающим своё истинное лиц
Источник: https://5splusom-school.ru/sochineniyarassuzhdeniya_po_russkomu_yazyku_ege/301
Краткое содержание Толстой Русский характер
Героем данного рассказа является лейтенант по имени Егор Дремов, который был всячески искалечен на войне. Фронт поразил персонажа не только физически, но и духовно. Дремову довелось сгорать в танке, в результате чего получил страшнейшие ожоги, на его лицо было страшно смотреть. Из-за этого обстоятельства он попал в госпиталь, где пережил большое количество операций.
Внешний вид персонажа изменился, однако лицо по-прежнему оставалось в плачевном состоянии. Но герой примирился с таким известием. «Жить можно» — только и ответил он. Разумеется, когда врач принес тому зеркало, подопечный, раз взглянув, больше не имел желания обращаться к такому предмету.
Он только и делал, что постоянно трогал свое лицо, словно привыкая к новому, не оставляющему должного впечатления, образу.
Лейтенант был человеком скромным, он не распространялся особо о собственных заслугах во время боевых действий, так как не желал накладывать на окружающих его бремя.
После всего случившегося на войне, Дремов считает, что родители не захотят принимать такого покалеченного сына обратно, а будущая невестка Катя и вовсе не взглянет на него, полностью отказав в бракосочетании.
Тем самым, вернувшись домой, герой решил представиться иным именем. Однако для близких персонажа важным оказалось то, что Егор Дремов все-таки остался в живых, несмотря на тяготы и переломы в жизни. Герой замечает, насколько простота человека, его скромность являются лишь первым впечатлением. Духовный мир человека же раскрывается во время суровых действий, тяжких испытаниях.
Что делает война с человеком? Она его калечит, ломает, меняет… Причём поддается изменению не только внешность, но и душа! И проявляется истинный характер человека, как показывает автор, в беспощадных условиях, суровых обстоятельствах. Но русский характер позволяет выжить! Главное становиться стойким, тренировать собственную силу воли!
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Янссон Волшебная зима
В повести Туве Янссона повествуется о Мумми-тролле, который проснулся в посередине зимы. Остальная семья в это время спала: Мумми-мама, Мумми-папа и фрекен Снорк. В самом начале Мумми-тролль был очень разочарован - Краткое содержание Приключения Алисы в Стране чудес Льюиса Кэрролла
Произведение «Приключения Алисы в Стране чудес», созданное английским писателем Льюисом Кэрроллом, повествует о необычайных приключениях девочки в волшебном мире. - Краткое содержание Поздний час Бунина
Рассказ «Поздний час» представляет собой тоску по родине, так как именно в период его написания Бунин находился за границей. - Краткое содержание Лорка Кровавая свадьба
Действие трагедии происходит в Испании в начале ХХ века. Мать Жениха, потерявшая мужа и старшего сына в драке на ножах с семьей Феликсов, проклинает того, кто придумал ножи, пистолеты и другое оружие - Краткое содержание Лиханов Обман
Сегодня у Сережки был выдающийся день – его оранжевая модель самолета выиграла главный приз в дальности запуска. Дома мальчику устроили настоящий праздник по этому поводу и он был счастлив ровно до момента
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/tolstoj-a-n/russkij-harakter-pereskaz-kratko
Из опыта работы над рассказом А.Н.Толстого «Русский характер»
Уважаемые коллеги! К сожалению, в современной школе всё меньшее количество часов отводится на уроки литературы. Удается ли Вам организовать внеклассную работу по данному предмету? Какие формы работы Вы используете? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.
Хочу поделиться своим опытом работы.
Семидесятая годовщина победы в Великой Отечественной войне. Рождённая в мирное время, я склоняю голову перед подвигом русского солдата.
Сердце переполняет чувство сострадания к натерпевшейся моей Родине и чувство гордости, оттого что выстояли, выдюжили, победили. Чувствовать по-другому не могу и с болью слышу от подростков, что тема Великой Отечественной войны устарела.
И это мнение не только тех, кто рисует на руке или на парте свастику, но и некоторых умеющих думать и чувствовать учеников.
Не хочу воспитывать иванов не помнящих родства! Я учитель литературы. Искренне верю в силу художественного слова. Именно оно помогает погрузиться в атмосферу военного времени, заставляет сердце биться в унисон с сердцами героев произведений о Великой Отечественной войне.
Об одном из них хочу напомнить. Это рассказ А.Н. Толстого «Русский характер».
Программа по литературе построена таким образом, что учитель вряд ли сможет познакомить учащихся с этим произведением.
А жаль! Рассказ «Русский характер» имеет большое значение для воспитания в подрастающем поколении патриотизма, сопереживания, уважения к родителям, чувства долга.
Поэтому я предлагаю обратиться к этому произведению на уроках внеклассного чтения или на классных часах, посвящённых празднику Победы.
Начать работу над рассказом рекомендую с художественного чтения произведения. Профессиональное чтение учителя или мастера художественного слова (возможно использование фонограммы) оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей. После прочтения выдержите паузу: дайте ученикам справиться с волнением.
Беседу по рассказу поможет провести презентация с цитатами из текста и иллюстрациями к произведениям о Великой Отечественной войне.
Главный герой произведения Егор Дрёмов – наш земляк. «Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области». Этот факт не может не привлечь внимания учеников. Здесь уместно будет рассказать ребятам, что и автор рассказа А.Н. Толстой – уроженец Саратовской губернии.
Родился он в Николаевске (ныне город Пугачёв). В годы войны Толстой, автор романов «Пётр Первый», «Хождение по мукам», «Аэлита», обратился к публицистике. Он писал очерки, статьи, зарисовки о героях и военных операциях. Публицистичны и рассказы А.Н.Толстого военных лет. ( Краткую биографическую справку и портрет А.Н.
Толстого можно разместить на первом слайде презентации).
Историю солдата, обгоревшего в танке, рассказал Толстому полковник А.Я. Карпов. Эта история дала возможность писателю поразмышлять о русском характере.
Каков он, русский характер? Отвечая на этот вопрос, ребята вспомнят о героических подвигах Егора Дрёмова. Но от кого мы узнаём о боевых делах танкового экипажа, которым командовал лейтенант Дрёмов? От водителя танка Чувилёва. А сам лейтенант « про военные подвиги не любил разглагольствовать». Он скромен, «хотя и носит золотую звёздочку и половина груди в орденах».
Предложим вниманию ребят ещё одну цитату: «Егор Дрёмов и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. «Отец мой – человек степенный, первое – он себя уважает.
Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете, и за границей побываешь, но русским званием – гордись…». Попросим ребят объяснить, что подразумевает автор под «строгим поведением ».
Вместе придём к выводу, что требовательное отношение к себе и окружающим, уважение к родителям, любовь к Родине — это тоже черты русского характера.
Полностью раскрывается человек в экстремальных ситуациях. В сражении на Курской дуге танк Егора Дрёмова был подбит. Лейтенант получил тяжелейшие ожоги, чудом выжил, но лицо его было изуродовано.
Огромное самообладание, мужество помогли Дрёмову не впасть в отчаяние. Он отказался от демобилизации по инвалидности и попросил разрешения вернуться в полк. «Но вы же инвалид», — сказал генерал.
«Никак нет, я урод, но это делу не помешает», — ответил Дрёмов, пообещав полностью восстановить боеспособность.
Почему Егор Дрёмов, показывавший чудеса храбрости на фронте, придя на побывку в родительский дом, побоялся открыться не узнавшим его матери, отцу, любимой девушке Кате? Ответы ребят на этот вопрос будут разными.
— Егор Дрёмов пожалел родителей, когда, «глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно её испугать, нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо». – Героя мучила обида.
Вспомним, как ночью «лейтенант лежал ничком, лицо в ладони: «Неужто так и не признала, — думал, — неужто не признала? Мама, мама…»».- Любимую девушку Катю решил не мучить и не обременять своим уродством.
Прав ли был герой произведения, так распорядившись своей судьбой и судьбой дорогих ему людей? Этот вопрос может стать дискуссионным. Несомненно, правы те ребята, которые, будут утверждать, что Егор Дрёмов не должен был принимать решения за других.
Своим поступком он создал тупиковую ситуацию для себя. «Он был очень угнетён всем происшедшим, даже, останавливаясь, ударял ладонями себе в лицо, повторял сиплым голосом: «Как же быть-то теперь?»».
Матери же доставил только страдания, о чём она написала Егору: «С тех пор, сынок, не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты».
Егор Дрёмов покаялся перед родителями, что свидетельствует о его умении по-настоящему любить, о подлинном уважении к человеку.
Величие души, крепость духа – вот отличительные черты русского характера.
Кто из героев рассказа А.Н.Толстого, кроме Егора Дрёмова, обладает таким характером? Ребята назовут и мать Егора. Ёе любящее, прозорливое сердце предотвратило беду.
Вспомнят и Егора Егоровича Дрёмова, который воспитал в сыне крепость характера и говорил, что «таким лицом, как у этого, кто приходил к нам, гордиться нужно».
Скажут и о Кате, невесте Егора, которую отличают верность и умение любить за человеческую красоту.
Вот сколько русских характеров! Не случайно А.Н.Толстой ещё в начале рассказа подчёркивает обыкновенность главного героя. Он один из многих, кем сильна наша Родина!
Завершением урока станут размышления автора : «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».
Источник: https://multiurok.ru/blog/iz-opyta-raboty-nad-rasskazom-a-n-tolstogho-russkii-kharaktier.html
Краткое содержание
Искусство и развлечения 18 мая 2015
«Русский характер! Поди-ка опиши его…» — с этих удивительных, проникновенных слов начинается рассказ «Русский характер» Алексея Толстого. Действительно, возможно ли описать, измерить, дать определение тому, что находится за пределами слов и чувств? И да, и нет.
Да, потому что говорить, рассуждать, пытаться понять, познать самую суть всё одно необходимо. Это, если можно так сказать, те импульсы, толчки, благодаря которым и крутится вечный двигатель жизни. А с другой стороны, сколько бы мы не говорили, нам всё равно не достать до дна. Эта глубина бесконечна. Как описать русский характер, какие слова подобрать? Можно и на примере героического подвига.
Но как выбрать, который предпочесть? Ведь их столько, что сложно не растеряться.
Алексей Толстой, «Русский характер»: анализ произведения
Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй. Все они объединены одной темой – Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей – восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, от имени которого и ведётся повествование.
Это – бывалый кавалерист Иван Сударев. Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер». Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее.
Он – своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила – это не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».
Тема и идея рассказа
С первых строк автор обозначает тему рассказа. Конечно же, речь пойдёт о русском характере.
Цитата из произведения: «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…» И здесь же мы слышим ноты не то чтобы сомнения, а скорее сожаления по поводу того, что форма произведения столь мала и ограничена – небольшой рассказ, что не соответствует избранному автором размаху. А тема и название уж очень «многозначительные». Но делать нечего, потому что говорить хочется…
Кольцевая композиция рассказа помогает отчётливо прояснить идею произведения. И в начале, и в конце читаем размышления автора о красоте. Что есть красота? Физическая привлекательность понятна каждому, она на самой поверхности, стоит только протянуть руку. Нет, не она волнует рассказчика. Он видит красоту в ином – в душе, в характере, в поступках.
Особенно она проявляется на войне, когда смерть постоянно рядом вертится. Тогда люди лучше становятся, с человека «слезает какая только есть чепуха, шелуха, словно кожа, омертвевшая после солнечного ожога», и не исчезает, и сохраняется лишь одно – ядро.
Явственно оно видно и в главном герое – в молчаливом, спокойном, строгом Егоре Дрёмове, в его пожилых родителях, в красивой и верной невесте Катерине, в водителе танка Чувилове.
Видео по теме
Экспозиция и завязка
Время действия рассказа – весна 1944 года. Освободительная война против фашистских захватчиков в самом разгаре. Но она не действующее лицо, а скорее фон, тёмный и суровый, но так отчетливо и ярко проявляющий удивительные краски любви, доброты, дружбы и красоты.
В экспозиции приводятся краткие сведения о главном действующем лице рассказа – Егоре Дрёмове. Человек он был простой, скромный, тихий, сдержанный. Говорил мало, особенно не любил «разглагольствовать» о военных подвигах да стеснялся разговоров о любви. Один только раз вскользь упомянул о своей невесте – девушке хорошей и верной.
С этого момента и можно начать описывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Примечательно здесь, что Иван Суздалев, от имени которого ведётся повествование, познакомился с Егором уже после его страшного ранения и пластических операций, но в описании его нет ни единого слова о физических недостатках товарища.
Наоборот, он видит лишь красоту, «душевную приязнь», заглядывается им, когда тот спрыгивает с брони на землю, — «бог войны».
Продолжаем раскрывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Завязка сюжета – это страшное ранение Егора Дрёмова во время сражения на Курской Дуге. Его лицо было практически ссажено, и даже местами виднелись кости, но он выжил. Ему восстановили веки, губы, нос, но это уже было совсем другое лицо.
Кульминация
Кульминационная сцена – приезд отважного воина домой в отпуск после госпиталя. Свидание с отцом и матерью, с невестой – с самыми близкими людьми в его жизни, обернулось не долгожданной радостью, а горьким внутренним одиночеством.
Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Нельзя, чтобы старенькое лицо матери отчаянно задрожало.
Однако, в нём теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. Нельзя сказать, что материнское сердце Марии Поликарповны совсем ничего не почувствовало.
Его рука с ложкой во время еды, его движения – эти, казалось бы, мельчайшие детали не ускользнули от её взора, но она всё-таки не догадалась. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора, не то что не признала его, а при виде страшного лица-маски откинулась и испугалась.
Это стало последней каплей, и он на следующий день покинул отчий дом. Конечно, в нём была и обида, и разочарование, и отчаяние, но он решил пожертвовать своими чувствами – лучше уйти, отгородиться, лишь бы не пугать своих самых родных и близких. Краткое содержание «Русский характер» Толстого на этом не заканчивается.
Развязка и заключение
Одной из главных черт русского характера, русской души является жертвенная любовь. Именно она и есть чувство истинное, безусловное. Любят не за что-то и не ради чего-то.
Это непреодолимая, неосознанная потребность быть всегда рядом с человеком, заботиться о нём, помогать ему, сострадать ему, дышать вместе с ним.
И слово «рядом» не измеряется физическими величинами, оно означает неосязаемую, тонкую, но невероятно прочную духовную нить между любящими друг друга людьми.
Мать после скорого отъезда Егора, не могла найти себе место. Она догадалась, что этот человек с изуродованным лицом и есть её любимый сын.
Отец сомневался, но всё же сказал, что если тот приезжий солдат действительно его сын, то здесь не стыдиться надо, а гордиться. Значит, он истинно защищал свою Родину. Мать пишет ему на фронт письмо и просит не томить и сказать правду, как есть.
Растроганный, он признается в обмане и просит прощения… Спустя некоторое время к нему в полк приезжают и мать, и невеста. Взаимное прощение, любовь без лишних слов и верность – вот счастливая развязка, вот они, русские характеры.
Как говорится, вроде прост с виду человек, нет в нём ничего примечательного, а придёт беда, дни суровые настанут, и поднимается в нем тотчас же великая сила — человеческая красота.
Краткое содержание «Русский характер» Толстого, конечно, не может передать всю тонкость и глубину сюжета, поэтому настоятельно рекомендуется прочтение оригинала.
Источник: https://monateka.com/article/127836/
«Русский характер» Краткое содержание рассказа Толстого | Инфошкола
Художественная задача Алексея Толстого состояла в исследовании тех черт русского характера, которые на протяжении всей истории позволяли выстоять и победить.
Завершением цикла «Рассказы Ивана Суцарева» (1942-1944) стал рассказ со знаменательным названием «Русский характер» (1944).
О судьбе танкиста, едва не сгоревшего в танке, рассказал Толстому сотрудник газеты «Красная звезда».
Эта конкретная история приобрела обобщающий смысл, выросла в размышления писателя о силе духа русского человека, мужестве солдата, любви матери, верности женщины.
В изображении Егора Дрёмова прежде всего подчёркнута типичность героя. Это был, по словам рассказчика, «простой, тихий, обыкновенный» человек.
Он наделён самой распространенной биографией: до войны жил в селе, с уважением относился к матери и отцу, добросовестно трудился на земле, теперь геройски воюет.
Дрёмов, как его отец и дед, носит имя Егор, что означает «возделывающий землю», и этой деталью автор подчёркивает связь поколений, преемственность нравственных ценностей народа.
Именно этот «обыкновенный» человек эстетически выделен писателем на фоне других, поставлен в обстоятельства, которые, при всей их реальности, нельзя не признать исключительными.
Даже внешне Егор особо отмечен богатырским сложением и красотой: «Бывало, заглядишься, как он вылезает из башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни».
Мотив «богатырства» звучит и в рассказе о делах Егора, который — один из немногих! — отмечен «звёздочкой» («Золотой Звездой» Героя Советского Союза).
Но главное в рассказе не боевые эпизоды с участием лейтенанта Дрёмова (они показаны в изложении других персонажей).
В центре произведения находится личная, казалось бы, ситуация, связанная с переживаниями героя после тяжёлого ранения во время танкового сражения на Курской дуге.
У Дрёмова почти полностью обгорело лицо, после операций изменился голос. Ряд подчёркнутых автором деталей позволяет показать процесс обнажения глубинной сути характера.
Егор лишился своей внешней привлекательности (мотив «уродства» во второй части рассказа варьируется в инстинктивном реагировании людей на внешность обгоревшего танкиста).
Но тем ярче проявляется внутренняя красота и сила героя.
Она — в стремлении остаться в строю, в настоящем боевом братстве, связывающем Егора с товарищами по оружию, в его любви к близким и заботе о них.
Кульминацией рассказа стала сцена в родном доме, когда самые дорогие люди не узнали Егора в человеке с изуродованным лицом, а он решил не быть для них обузой со своим несчастьем и назвал себя чужим именем.
Но теперь уже родные дают Егору урок настоящей человечности и любви. Мать, сердцем почувствовавшая, что это сын был в родном доме.
Отец, как всегда немногословно сказавший главное: «Таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно» (не случаен эпитет «справедливый», употреблённый в отношении к отцу). Катя Малышева, навек связавшая с Егором свою жизнь («красивая Катя», в изображении которой подчёркнута гармония внутреннего и внешнего).
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».
Эти слова, завершающие рассказ, подводят эмоциональный итог размышлениям Толстого о русском характере, художественное исследование которого писатель вёл на протяжении всей своей жизни.
Источник: https://info-shkola.ru/russkij-xarakter-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-tolstogo/