Устный журнал к 9 мая. начальная школа. битва под москвой

Устный журнал «9мая — День Победы»

Устный журнал «9 мая – День победы»

Слайд 1

Слайд 2

Ведущий 1:

Война — это…

4 года…

1418 дней,

34 тысячи часов.

И 20 миллионов погибших людей.

Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года!

20 миллионов за 1418 дней — это значит:

14 тысяч убитых ежедневно,

600 человек в час,

10 человек в минуту…

….. (пауза)

Слайд 3

(Под вальс «Тихо вокруг».)

Чтец:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Слайд 4

Объявление Левитана о начале войны.

(Под музыку «Священная война».)

Пичугин Е.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

Слайд 5

Ведущий 2:

На рассвете 22 июня 1941 года сотни фашистских самолётов и танков нарушили границы СССР. Фашисты хотели завоевать весь мир, считая, что только Германия способна управлять всеми народами.

Ко времени нападения на нашу страну почти вся Европа оказалась под властью фашистов. Везде они устанавливали свои жестокие порядки, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей.

Обратите внимание

Враги рассчитывали расправиться одним стремительным ударом и с Советским Союзом. Но они просчитались …

Слайд 6

Кушева К.

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

Ведущий 1: Каждый день войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспримерного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

Слайд 7-8

В суровые годы войны рядом со взрослыми вставали дети. Они собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными бойцами в госпиталях.

Слайд 9

Ведущий 2: Очень трудными для нашей армии и всего народа были лето и осень первого года войны. Несмотря на героическое сопротивление, враг всё же продвигался дальше и дальше вглубь нашей страны. Враги отчаянно рвались к сердцу нашей родины – Москве. Они считали, что это позволит им успешно закончить войну.

Чтец:

Заря горела над Москвой, заря горела…

И предвещала страшный бой – как кровь алела.

И рвы и люди и ежи – готовы к битве.

Винтовки, люди и окоп в едино слиты.

А танки, грохот и кресты – всё наползали,

И чем закончится тот бой – бойцы не знали,

И Дубосековский разъезд был в напряженье:

Бойцы – панфиловцы молчат и ждут сраженья.

И грянул бой – свирепый бой во имя жизни,

И многим жизнью довелось служить Отчизне!

То были жертвенные дни – зимы начала,

Но о победе дорогой страна мечтала.

И мир с надеждою смотрел на карту мира,

Где на фашистов вдруг нашлась иная сила.

А впереди была война и много лиха,

Прольётся кровь ещё не раз на землю тихо…

Ведущий 1: Победа наших войск под Москвой имела огромное значение. Так был развеян миф о непобедимости фашистских захватчиков.

Слайд 10

Ведущий 2: В самом начале войны, 8 сентября 1941 года, фашистские войска сумели быстро подойти к городу Ленинграду, ныне Санкт-Петербург. Он оказался в блокаде. Трудно было оказать помощь окружённым ленинградцам. Но город не сдавался. Отважно сражались его защитники. Осаждённые врагом жители Ленинграда продолжали выпускать танки, снаряды и патроны для своих защитников.

Наступила зимняя стужа. Не работало отопление. Остановился транспорт. Не хватало хлеба, и люди стали умирать от голода.

Слайд 11-12

Чтец:

Чёрное дуло блокадной ночи…

Холодно, холодно, холодно очень…

Вставлена вместо стекла картонка…

Вместо соседнего дома – воронка…

Поздно. А мамы всё нет отчего-то…

Еле живая ушла на работу…

Есть очень хочется. Страшно. Темно.

Умер братишка мой утром. Давно…

Вышла вода. Не дойти до реки…

Очень устала. Сил уже никаких…

Ниточка жизни натянута тонко…

А на столе – на отца похоронка…

Ведущий 1: Только самолётами по воздуху можно было помочь ленинградцам продуктами и хлебом. Но эта помощь была очень мала.

Слайд 13

Важно

С наступлением зимних холодов, когда лёд сковал Ладожское озеро, появилась возможность помочь голодающим защитникам Ленинграда. По льду Ладожского озера в город пошли машины с продовольствием.

И днём, преследуемые фашистскими самолётами, и ночью, освещая светом фар не очень окрепший лёд, двигались в осаждённый Ленинград гружённые продуктами машины. Многие из них проваливались в ледяную воду, попадали под бомбы фашистских самолётов.

Обратно из Ленинграда через Ладожское озеро в кузовах машин переправлялись дети, старики и женщины. Недаром вся советская страна называла эту дорогу «дорогой жизни».

Почти 900 дней и ночей продолжалась героическая оборона Ленинграда. Ленинградцы выстояли и победили в этой неравной схватке с ненавистным врагом.

Слайд 14

Ведущий 2: «Всё для фронта, всё для победы!» — это стало главной задачей тружеников тыла Советской страны. И они оправдали надежды фронтовиков. Без их самоотверженной работы не смогла бы наша армия одерживать долгожданные победы над врагом.

Вместо ушедших на войну отцов к заводским станкам становились их жёны и дети. Трудовой героизм нашего народа не уступал героизму советских солдат на фронтах войны. Люди работали круглосуточно, иногда под открытым небом, в условиях холодной зимы.

Слайд 15

Ведущий 1: На селе, в прифронтовых районах, несмотря на обстрелы и бомбёжки врага, колхозники спасали урожай и не позволяли фашистам захватить запасы зерна.

Вглубь страны было вывезено много скота, сельскохозяйственных машин, зерна нового урожая. Колхозники отдалённых от фронта районов также выращивали хлеб для отправки его на фронт.

Нередко, сами голодая, они кормили советских солдат, защищавших страну от врага.

Слайд 16

Совет

Ведущий 2: Как и в годы Отечественной войны с Наполеоном, огромную помощь армии в войне с фашистами оказывали партизаны. Их отряды, действовавшие в тылу врага, наносили ему большой урон.

Слайд 17

Партизаны взрывали вражеские поезда, мешали фашистам переправлять на фронт новые танки, самолёты, оружие, солдат.

К концу Великой Отечественной войны некоторые партизанские отряды объединились в крупные войсковые подразделения, громившие фашистов вместе с частями Советской армии.

Ведущий 1: После победы под Москвой были и другие победы, были и потери, и серьёзные поражения. Враг по-прежнему был силён и коварен. Он захватил Крым, Харьков, Донбасс, вышел к излучине Дона, угрожая Сталинграду.

«Волжской твердыней» назвали люди город Сталинград. Фашистским войскам удалось прорваться в город. Бои шли за каждый дом, за каждую улицу и продолжались более двух месяцев. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат.

Слайд 18-19

Чтец:

И город дымился угаром.

Нет, это не мощный прошёл ураган –

Здесь враг шёл с мечом и пожаром.

Здесь каждая улица, скверик и дом

Политы солдатскою кровью.

Но Гитлер предстанет пред страшным судом,

А мир вспомнит город с любовью.

В огне Сталинграда померкнет звезда

Той, прежней фашистской удачи.

Ведь зло и жестокость проходят всегда!

А разве быть может иначе?

Ведущий 2: К началу зимних холодов 1942 года огромное количество фашистских солдат было окружено и попало в плен. Это поражение фашистов было настолько страшным для них, что во всей Германии был объявлен многодневный траур по погибшим в Сталинградской битве. Не ожидали фашисты такого отпора со стороны нашей армии.

Ведущий 1: Преследовавшие фашистов советские войска к середине следующего, 1944 года, сумели освободить значительную часть территории нашей страны, захваченной врагом. Вскоре наши войска вышли к своим государственным границам. Но война на этом ещё не закончилась.

Надо было помочь народам соседних стран в освобождении их от фашистского гнёта. Поэтому, завершив освобождение родной земли, наши войска помогли восстановить свою свободу жителям Польши, Венгрии, Румынии, Югославии, Болгарии и другим странам, захваченным фашистами.

Много советских солдат сложили свои головы за их освобождение.

Ведущий 2: Есть герои, ставшие известными всей стране. И есть земляки, чей подвиг не был так широко известен, но все равно это был подвиг, ведь каждый из них мужественно выполнил свой долг перед Родиной.

Слайд 20

(Под музыку песни «От героев былых времен».)

Ученик:

Обратите внимание

Мой прадедушка, Скурихин Григорий был танкистом. Он погиб за три дня до окончания войны. У прадедушки несколько наград, одна из них «Орден мужества».

Ученик:Мой прапрадедушка, Ковальчук Матвей, был танкистом. Он погиб в Польше в 1944 году.

Ученик:В годы войны мои прадедушки ушли на фронт.

Кузьмин Петр с войны не вернулся. В извещении, которое пришло родным значилось «пропал без вести». Его поиски ничего не дали.

Кузьмин Виктор был забран на фронт в 1941 году. Ему было 23 года. В1942 году он погиб под городом Витебск и там же похоронен.

Камбалин Сергей ушел служить в армию в 25 лет в 1939 году. Но в 1941 году началась Великая Отечественная война и его сразу же забрали на фронт. Он служил в пехоте. О победе узнал, когда был в Чехословакии. О войне он не любил говорить, а когда спрашивали, только отвечал, что было очень страшно.

Карпешкин Иван в начале войны ему было 17 лет, он был помощником машиниста. Во время войны водил железнодорожные составы. После войны он приехал в Сталинск, устроился работать на КМК и проработал там до самой пенсии люковым на коксохиме. Умер в 1990 году.

Антонов Михаил в 1944 году ушел на фронт. Ему было 19 лет. Служил он на Дальнем Востоке, прошел войну с Японией. Умер в 2007 году.

Ученик:Гилёв Василий Михайлович, прадедушка Бяковой Арианны, воевал в Восточной Пруссии под городом Кёнигсбергом. Он был снайпером. За храбрость и отвагу награжден орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Кёнигсберга» и многими другими.

Важно

Ученик:Мичурин Валентин Иванович, прадедушка Булгаковой Лолиты, принимал участие в боях на Втором Украинском фронте с февраля 1942 года по январь 1943 года в составе 272-го воздушно-десантного полка. Был стрелком в звании сержанта. В боях был неоднократно ранен. После госпиталя возвращался на фронт. Дошел до Берлина.

Награжден орденом «Отечественной войны» I степени, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями.

Ученик:Маноенко Валентина Лукьяновна, прабабушка Микрюковой Ксении.В 1941 году, когда началась война, ей было 13 лет. Она с другими ребятишками каждое лето помогала взрослым – работали в поле: пололи сорняки, собирали колоски и копали картошку.

Так как она работала во время войны, то она является тружеником тыла и награждена медалями в честь юбилейных дат Победы в Великой Отечественной войне.

Ученик:Карпешкина Елена Львовна, приехала в Новокузнецк, тогда Сталинск, в 1942 году из села Калиновка Новосибирской области. Ей было 16 лет.

Она устроилась работать на КМК, жила в общежитии, так как в городе не было ни единого родственника. С КМК она и ушла на пенсию. Имеет следующие награды: «Орден трудовой славы» третьей степени, медаль «За заслуги перед Отечеством».

Читайте также:  Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Ведущий 1: К началу февраля 1945 года, освободив от захватчиков земли своей страны и помогая народам соседних стран, советские войска двинулись к городу Берлину — столице фашистской Германии. Нужно было добить фашистского зверя в его логове, откуда началась эта страшная война.

Ведущий 2: Фашисты постарались сделать из Берлина неприступную крепость.

Они собирались надолго задержать наши войска перед столицей своего государства, чтобы выиграть время. А оно им нужно было для того, чтобы накопить силы для отпора. Но враг просчитался. Уже весной последнего года войны, весной победоносного 1945 года, солдаты нашей армии стояли у стен Берлина. Последний рывок — и враг повержен.

Слайд 21

Совет

Ведущий 1: 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. Великая Отечественная война, принесшая столько крови и страданий нашему народу завершилась долгожданной победой.

Слайд 22

Объявление Левитана об окончании Великой Отечественной войны.

Слайд 23

«День победы», 1-ый куплет (до 1:17).

Ведущий 2: По сей день весь наш народ каждый год 9 мая отмечает как праздник великой победы над фашизмом.

Слайд 24

Ведущий 1: Предлагаю почтить память не вернувшихся с войны минутой молчания.

(Песня «Память».)

8

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/ustnyi-zhurnal-9maia-dien-pobiedy

Устный журнал, посвященный дню победы

Нам нужна одна победа.
Устный журнал, посвященный дню победы.

Цель: расширить представление детей о Великой Отечественной Войне; воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочувствие к людям старшего поколения; формировать нравственную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; формировать активную жизненную позицию, побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

План классного часа.

1 Вступительное слово.

2 Устный журнал «Долг памяти»

А) Причины поражений и побед.

Б) Наука ненависти.

В) Имена, ставшие легендой.

Г) Неизвестный солдат.

Д) Музыкальный привал

Е) Украденная победа.

3 Заключительное слово.

Ход классного часа.

Классный руководитель. Приближается большой праздник — День Победы. В этот день 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашисткой Германии. Это был День Победы над фашизмом. Весь мир помнит тот ликующий светлый май 1945 года, когда одна за другой освобождались от фашизма страны Европы. Это Венгрия, Чехословакия, Польша, Болгария, Югославия. И конечно же весь мир помнит 9 мая 1945 года первый день без войны. День 9 мая вошел в историю как День Победы в Великой Отечественной войне. На этой войне плечо к плечу сражались люди всех национальностей. Они защищали свое Отечество -СССР.И вместе победили фашизм. В современной России этот день объявлен Днем воинской славы России .Сейчас это день славы и день памяти о боях ,о героях, о воинах, павших на полях сражений. В нашей стране нет семьи, которая не получила бы похоронку с фронта. Долг памяти можно отдать по разному.: торжественные митинги, панихиды в храмах, народные гуляния, минута молчания, шествия, подарки ветеранам. — все это крупицы нашего долга, который мы все обязаны отдавать поколению, пер ежившему войну. Мы решили вспомнить войну по — своему. Творческие группы нашего класса подготовили специальный выпуск нашего журнала.

Устный журнал «Долг памяти»

Ведущий: И так мы открываем первую страницу нашего журнала
« Причины поражений и побед»

Ведущий 1. Как известно гитлеровские войска перешли границу СССР 22 июня 1941года, а в сентябре, буквально через три месяца, враг был уже у стен Москвы. Над СССР нависла реальная угроза полного военного поражения. Наши войска, неся огромные потери, отступали. В чем же причина таких быстрых успехов немецкой армии в 1941 году? В чем причина отступлений и потерь нашей армии?

Ведущий 2 Причины наших отступлений анализировали многие историки. Первая причина в том, что наш народ был все-таки не готов к войне. Ведь это была война нового типа .Война с применением оружия массового уничтожения. Успех зависел от техники ,а не только от доблести . В первые дни войны десятки тысяч наших бойцов погибали ,не успев сделать ни одного выстрела.

Ведущий 3 Сыграли свою роль и сталинские репрессии 30х годов, атмосфера страха, подозрительности, неуверенности, доносов . Многие не видели смысла в том, чтобы биться до последнего. .Это вызвало сомнения у жителей страны и поэтому в западных областях страны многие смотрели на немцев, как на освободителей.

Ведущий 2 Военные специалисты объясняют потери еще и тем, что у нас была старая военная тактика нашего командования.

Ведущий 1 У фашистов было громадное превосходство в технике, в оружии и офицеры прошли прекрасную подготовку. Они были готовы к войне в новых условиях, но Москву им все же взять не удалось.

Ведущий 3 Они не учли масштабов войны с СССР. У немцев был опыт быстрого покорения Франции, но 100 километров по дорогам Франции и 100 километров по бездорожью России не одно и то же.

Ведущий 2 Во-вторых, рассчитывая на быструю победу, гитлеровское командование распылило силы по трем направлениям. Так что немцам в 1941 году просто не хватило сил для последнего рывка на Москву.

Ведущий 3 В третьих, не учли немецкие стратеги и массовый героизм солдат. Массовый Героизм красноармейцев этого периода заключался именно в том, что они принимали бой в потрясающе неравных, невыгодных для себя условиях. и гибли тысячами, но помогали выиграть время, необходимое стране, чтобы прийти в себя.

Ведущий 2 В- четвертых просчитались фашисты и в том, что наши люди перейдут на сторону Гитлера и будут воевать против Сталина .народ быстро понял, что за « новый порядок» собирались установить гитлеровцы в СССР: пытки, концлагеря, смерть, страх, уничтожение .Жестокость фашистов вызвала ответную реакцию у советских людей- гнев и лютую ненависть.

Ведущий 3: В пятых не учли фашисты и то, что советские военачальники сумеют взять ситуацию под свой контроль и смогут преодолеть массовую панику и растерянность. Как только красная армия почувствовала вкус первых побед, судьба гитлеровской Германии была предрешена.

Наука ненависти.

Ведущий 1 Знаменитый русский писатель Михаил Шолохов во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Один из своих очерков он назвал «Наука ненависти» .О фронтовой истории, стоящей за этим очерком, рассказывает Минаев Максим.

Минаев Максим: В этом очерке писатель рассказывает о том, как учились бойцы Красной Армии ненавидеть врага и эта ненависть давала им силы для борьбы. Автор рассказывает о встрече с лейтенантом Красной Армии, который просто не мог видеть живого немца, а на убитого взирал с удовольствием .

Лейтенант рассказал, что в первый же месяц войны в одном из боев его часть захватила в плен небольшую группу немецких солдат-человек 15. Они были бледными, испуганными.

Наши бойцы, остыв от боя, стали жалеть пленных: угощали папиросами, табаком, чаем, а один боец – кадровик смотрел — смотрел на эту картину и говорит: « Слюни вы распустили с этими друзьями. Здесь они все комрады, а вы посмотрели бы, что они делают там, за линией фронта, и как они с нашими пленными обращаются».

Вскоре наши перешли в наступление и тут действительно насмотрелись. Все мы поняли, — говорил лейтенант,- что имеем дело не с людьми, а с какими-то осатаневшими от крови собачьими выродками .Потом лейтенант был ранен, попал в плен, и уже на себе испытал зверства фашистов. Лейтенанту чудом удалось бежать.

Подводя итог своему рассказу, лейтенант сказал, что два чувства давали всем силу в борьбе с фашизмом: любовь к Родине и ненависть к врагам. Эти два чувства помогли нашей армии дойти до Берлина и уничтожить фашизм.

Имена, ставшие легендой.

Ведущий 1 :В истории Великой Отечественной есть имена , ставшие легендарными. Это имена героев, чьи подвиги прославились на всю страну .Это имена-легенды: Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов…В их подвигах воплощено что-то главное :возможно то, что помогло нашей армии дойти до Берлина.О них мы сейчас и расскажем.

(Далее ребята рассказывают об этих героях.)

Неизвестный солдат.

Ведущий 2 Неизвестный солдат. Он погиб, защищая свой рубеж, .не сдался, не поднял руки ,не побежал. В декабре 1941года наши войска начали наступление под Москвой .Это была первая крупная победа нашей армии .

В декабрьские дни 1966года в честь 25 летия разгрома фашистских войск под Москвой, в Александровском саду у стен Кремля был торжественно погребен прах неизвестного солдата, доставленный с 41 км .Ленинградского шоссе, где в 1941году шли наиболее ожесточенные бои за столицу.

Обратите внимание

8 мая 1967года на месте захоронения был открыт архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» На гранитной стене выбита надпись « Павшим за Родину 1941-1945» Справа вдоль Кремлевской стены поставлены в ряд блоки из темно-красного камня, под ними в урнах находится земля, доставленная из городов- героев Ленинграда , Киева,.

Минска ,Волгограда, Севастополя ,Одессы , Керчи, Новороссийска, Мурманска., Тулы, Смоленска. На каждом блоке название города и чеканное изображение медали «Золотая звезда» На надгробной плите бронзовая солдатская каска, боевое знамя и лавровая ветвь .И слова :Имя твое неизвестно подвиг твой бессмертен
Ведущий2 .

Памятники безымянным солдатам -это традиции эпохи мировых войн. В 20 веке появилось оружие массового уничтожения, а значит, и смерть, и героизм были тоже массовыми.

Музыкальный привал

Ведущий 4 На войне громить врага помогала песня Сейчас мы послушаем некоторые из них.( звучат песни в исполнении вокальной группы учащихся.)

Украденная победа.

Классный руководитель :Борьбу с фашизмом вели и Европа и Америка, но в войну они вступили только в середине 1944года .В это время лучшие дивизии Гитлера были уже перемолоты на Советско-германском фронте. Так что можно смело сказать, что наша страна внесла решающий вклад в разгром фашизма.

Последнее время усиливаются попытки принизить значение нашей Победы, приписать заслуги в разгроме фашизма Америке, Англии. Звучат обвинения в адрес наших полководцев, что не по правилам воевали, что добивались победы любой ценой. Некоторые ветераны говорят даже об украденной Победе. Как вы считаете,.

можно ли украсть у народа Победу? (ответы детей) Может быть такое, что бы сам народ отказался от своей победы? ( ответы детей)

Сейчас по всей стране действуют поисковые группы, которые разыскивают останки советских воинов, устанавливают их имена, хоронят бойцов с воинскими почестями. Как вы считаете нужно ли это делать? (ответы детей)

Ведущий 3: Закрыта последняя страница нашего журнала .Но не закрыты страницы нашей памяти-памяти о Великой победе. В заключение я хочу прочитать слова А. С.

Пушкина, которые он писал к Чаадаеву «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя…но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал. Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости.

Гордиться славою своих предков не только можно но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие…»Мне кажется эти слова поэта звучат сейчас очень современно.

Источник: http://mognovse.ru/kyg-ustnij-jurnal-posvyashennij-dnyu-pobedi.html

Устный журнал «Страницами военных лет»

Воспитательное мероприятие, целью которого является увековечение подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

, повышения эффективности патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, формирования уважительного отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, традициям своего края, формирования ценностей, значимых для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

Цель: увековечение подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

, повышения эффективности патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, формирования уважительного отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, традициям своего края, формирования ценностей, значимых для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

Читайте также:  Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду

Задачи мероприятия

  • знакомство с героическими страницами истории нашей страны;
  • формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны;
  • повышение информационной культуры учащихся;
  • воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма, эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям, воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Форма проведения мероприятия: воспитательный час.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, портреты ветеранов, плакаты о ВОВ, аудиозаписи о начале войны, о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Ход мероприятия

Учитель: Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем острее желание больше рассказать о суровых и героических днях, о людях, которые, несмотря ни на что, в исключительно тяжёлых и крайне напряженных оборонительных сражениях выстояли, а затем, взяв стратегическую инициативу в свои руки, перешли в контрнаступление и сокрушили гитлеровскую армию.Ребята сегодня наш урок пройдет в виде журнала под названием «Страницами военных лет», посвященный 72-й годовщине Великой Отечественной Войны». Страницы этого журнала расскажут нам об истории Великой Отечественной войны, о героях и героинях участниках самой кровопролитной и разрушительной из войн.

I страница – Той первой ночью

Учитель. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Аудиозапись. Объявление о начале войны.

Чтец 1. «Той первой ночью»

Ещё той ночью игры снились детям, Но грозным рёвом, не пустой игрой, Ночное небо взрезав на рассвете, Шли самолёты на восток. Их строй Нёс, притаясь, начало новой ноты, Что, дирижёрским замыслам верна, Зловещим визгом первого полёта

Начнёт запев по имени — война…

Чтец 2.

…Той первой ночью, в ранний час рассвета, Спала земля в колосьях и цветах, И столько было света, Столько цвета, Что снились разве только в детских снах. Той ночью птицы еле начинали Сквозь дрёму трогать флейты и смычки, Не ведая, что клювы хищной стаи

Идут, уже совсем недалеки.

Чтец 3.

…И первый вопль из детской колыбели,  И материнский, первый, страшный крик,  И стук сердец, что сразу очерствели  И шли в огонь, на гибель, напрямик. И встал в ту ночь великий щит народа  И принял в грудь ударов первый шквал,  Чтоб год за годом, все четыре года, 

Не утихал сплошной девятый вал…[6], [7]

Минута молчания.

II страница. Победа ценой жизни

Учитель. Великая Отечественная война навеки останется в памяти потомков и продолжателей великого народа великой страны. Около тридцати миллионов наших соотечественников героически погибли за свободу нашей Родины. Русский человек всегда готов был встать на защиту своей Родины и драться до последнего вздоха. Не было предела патриотизма у наших солдат.

Только русский солдат спасал раненого товарища из-под шквального огня вражеских пулемётов. Только русский солдат беспощадно бил врагов, но щадил пленных. Только русский солдат умирал, но не сдавался. Порой немецкие командиры приходили в ужас от ярости и упорства, отваги и героизма простых русских солдат.

Один из немецких офицеров говорил: «Когда идут в атаку мои танки — земля дрожит под их тяжестью. Когда идут в бой русские — земля дрожит от страха перед ними». Один из пленных немецких офицеров долго заглядывал в лица русских солдат и, в конце концов, вздохнув, выдал: «Теперь я вижу тот русский дух, про который нам много раз говорили».

Немало было подвигов совершено нашими солдатами во время Великой Отечественной войны. Молодые ребята жертвовали собой ради этой долгожданной Победы. Многие из них не вернулись домой, пропали без вести или были убиты на полях сражений. И каждого из них можно считать героем. Ведь именно они ценой своих жизней вели нашу Родину к Великой Победе.

Важно

Солдаты погибали, прекрасно понимая, что они отдают свои жизни во имя счастья, во имя свободы, во имя чистого неба и ясного солнца, во имя будущих счастливых поколений.

Да, они совершили подвиг, они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие — подвиг, а убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь. [1]

Чтец 4. Война 41 года

Пропахшие порохом тучи неслись, Пролившись свинцом с небосвода. «Ни шагу назад… И ни пяди земли…» – Касается каждого взвода. Но Киев захвачен, в кольце Ленинград, Бои – на пороге столицы: Бессонные ночи, кровавый закат, Суровые, скорбные лица. Часы отступлений, как вы нелегки! Ведь каждый считал – он виновен…

И только на Волге, у кромки реки, Был враг, наконец, остановлен. А дальше – сраженья и ночью, и днем За каждую русскую хату. Приказ был: – на Запад, под шквальным огнем, Всё было под силу солдату. Свобода тому лишь до гроба верна, Кто предан идее народа. Священная шла, мировая война, –

Война сорок первого года.

(В. Снегирев) [6], [7]

III страница. У войны не женское лицо

Учитель. На фронтах Великой Отечественной войны в Советской армии воевало более 1 миллиона женщин. Не меньше их принимало участие в партизанском и подпольном сопротивлении. Им было от 15 до 30 лет. Они владели всеми военными специальностями – летчицы, танкистки, автоматчицы, снайпера, пулеметчицы…

Женщины не только спасали, как это было раньше, работая сестрами милосердия и врачами, а они и убивали. Жестокость и насилие диктовали свои условия, заставляя слабый пол брать в руки автоматы и идти в самую гущу страшных событий. Хотя, их не нужно было заставлять: каждая стремилась выполнить свой долг и помочь Родине.

[1], [4]

Ученица 1. Жизнь женщин на фронте была очень, адски тяжела и, порой, даже унизительна, но они терпели, и, как мы видим, терпели не зря… А ведь именно они, отважные женщины-фронтовички, подпольщицы, партизанки, часто рисковали своей жизнью не меньше мужчин, стойко защищая Родину.

Прочти эти трогательные воспоминания мужественных героинь, которые взяты из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». У каждой из женщин своя история, но я уверен, ни одна из них не оставит тебя равнодушным. Эта самая настоящая исповедь бесстрашных представительниц прекрасного пола, выживших в тех жутких, нечеловеческих условиях войны.

Из 32 женщин-летчиц, получивших звание Героя Советского Союза, 23 — «ночные ведьмы»: именно так прозвали героинь немецкие вояки, которые несли серьезные потери от их ночных налетов. Кроме того, именно женщины-летчицы были первыми, кто получил высшее звание еще до войны.

В 1938 году экипаж самолета «Родина» — Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова — удостоился высшей награды за беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток, первая летчица, таранившая немецкий самолет, пилот бомбардировщика Су-2 Екатерина Зеленко. Чуть меньше, чем женщин-летчиц, среди Героев Советского Союза женщин-подпольщиц и партизан — 28.

 Но тут, к сожалению, куда больше число героинь, получивших звание посмертно: 23 подпольщицы и партизанки совершили подвиги ценой своей жизни.

Среди них и первая женщина ― Герой Советского Союза в годы войны Зоя Космодемьянская, и пионер-герой Зина Портнова, и участницы «Молодой гвардии» Любовь Шевцова и Ульяна Громова… Из почти 700 тысяч врачей в действующей армии около 300 тысяч составляли женщины и многие-многие другие уроков в учебном году не хватит перечислить всех героинь.

Ученица 2.

  1. «Ехали много суток… Вышли с девочками на какой-то станции с ведром, чтобы воды набрать. Оглянулись и ахнули: один за одним шли составы, и там одни девушки. Поют. Машут нам – кто косынками, кто пилотками. Стало понятно: мужиков не хватает, полегли они, в земле. Или в плену. Теперь мы вместо них… Мама написала мне молитву. Я положила ее в медальон. Может, и помогло – я вернулась домой. Я перед боем медальон целовала…»
  2. «Один раз ночью разведку боем на участке нашего полка вела целая рота. К рассвету она отошла, а с нейтральной полосы послышался стон. Остался раненый. «Не ходи, убьют, — не пускали меня бойцы, — видишь, уже светает». Не послушалась, поползла. Нашла раненого, тащила его восемь часов, привязав ремнем за руку. Приволокла живого. Командир узнал, объявил сгоряча пять суток ареста за самовольную отлучку. А заместитель командира полка отреагировал по-другому: «Заслуживает награды».[8]

Чтец 5.

Горела, плавилась земля, Горели все вокруг поля, Стоял один кромешный ад, Но лишь «Вперёд, а не назад»- Кричали храбрые сыны, Герои той былой войны.

А Зиночка везла бойцов, Скрывала боль её лицо, Тащила на себе, «везла», Расправив будто б два крыла. Снаряды рвались, как назло, «Прошу спаси нас, милый Бог» Шептали губы у неё,

Молила всё она Его.

(Анна Присяжная)

Учитель: О гражданской доблести женщин тыла в 1941—1945 гг. можно сказать словами М.Исаковского, посвященных «Русской женщине» (1945):

…Да разве ж об этом расскажешь — В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

На отдельные предприятия, где до войны работали исключительно мужчины, пришло до 70% женщин. Не было в промышленности предприятий, цехов, участков, на которых бы не работали женщины, не стало таких профессий, которые не освоили бы женщины: токари, револьверщицы, сверловщицы и др. [5]

IV страница. Детство, опаленное войной

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения.

 Но в годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети.

«Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — написал Твардовский в одном из своих очерков.

Из воспоминаний ребенка войны Олейник Любови Дмитриевны.

Интервью брали Лысенко Александра, Цыбуля Анна, Федорович Виктория – обучающиеся 11 класса Новоазовской ОШ №3 (в рамках акции «Голос ветерана»)

Совет

Родилась я в 1936 году, когда началась война, мне было 7 лет, тогда боевые действия шли у нас в поселке Буденовка (сейчас город Новоазовск).

Немцы обошли всех соседей и сказали овободить дома, в том числе и наш. Нас поместили в старый подвал возле школы (стариков, женщин, детей). Мужчины не были призваны служить, они рыбачили, снабжали страну и армию рыбой. Мой отец был рыбаком, поэтому родители, мой старший брат, я и маленкий братик (1941 г.р.

) вместе с постельными принадлежностями переместились в подвал. Там мы находились пока не прошел бой, после которого наших мужчин заставили хоронить погибших немцев. Через некоторе время немцы ушли, мы – дети не понимали, что происходит.

Когда немцы отступали из поселка, они взорвали за собой мост, связывавший центр поселка с другими микрорайонами (Еланчик, Малая Седовка). В центре распологались больница, рынок, магазины, почта, т.е. неоюходимые условия для жизни.

Взрослые поставили лестницу, чтобы подниматься и спукаться на уцелевшую часть моста для переправы на другой берег реки. Также можно было переправиться по реке на лодках. Выжить можно было только за счет того, что вырастишь и продашь на рынке…

Пережили не только голод, но и ежеминутный страх за все: за сломанное дерево, разбитую хату, за исколеченных ребят, находивших не разованные гранаты, мой одноклассник Игорь Лазоренко потреял руку и глаз, мой брат сильно поранил ногу…

Радовались Дню Победы, это был для нас самый светлый, самый большой радостный праздник, но наряду с этим приходили похоронки, было много слез.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие на тему: масленица, 3 класс. сценарий

После окончания войны, пошли мы в школу. Пришли в пустую комнату, поэтому приносили с собой столы, стулья, я приносила маленькую скамеечку, т.к. была маленькой по росту, мне разрешали сидеть на поддконнике, писали на газетах. Через год привезли парты, стулья, в школу пришло работать много учителей, правда всего было 4 класса…

В 1947 году пережили голод, спасала только тюлька и картошка. Взрослые работали в колхозах, а дети рвали траву, собирали ягоды, помогали как могли.

Обратите внимание

Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ustnyy-zhurnal-stranitsami-voennykh-let-6670/

Устный журнал «Битва за Москву»

Потомки! Вы слышите звуки набата?То памяти нашей голос живойСквозь время рвётся. Год сорок пятый

Рождался в суровых боях под Москвой!..

Среди крупнейших битв второй мировой войны, Московская битва занимает особое место. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Отмечая 75-летие Московской битвы, отдавая почести и сохраняя память о минувших годах и героизме советского народа библиотека-филиал № 7 провела для старшеклассников школы № 34 устный журнал «Битва за Москву».

Из рассказа ведущего библиотекаря читального зала Галины Алексеевны Рахмановой ребята узнали, что именно под Москвой был развеян миф о непобедимости германской армии и окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига». Страницы устного журнала были посвящены и героям-участникам обороны Москвы. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

На защиту столицы встали все ее жители. Было создано многотысячное народное ополчение. Москва превратилась в настоящую прифронтовую крепость. Для защиты города от авиации немецко-фашистских захватчиков на площадях и дворах установили зенитные орудия, в небо поднимались аэростаты. Были замаскированы важнейшие архитектурные сооружения города.

Станции московского метро стали надежными бомбоубежищами.

Здесь каждый дом стоит, как дот, И тянутся во мгле Зенитки с крыши в небосвод,

Как шпили на Кремле.

Тогда лишь упорное сопротивление советских воинов спасло столицу. Молодые мальчишки-курсанты военных училищ, подразделения зенитной артиллерии ПВО, вступив в тяжелые бои, смогли задержать врага. Всю страну облетели слова В. Г.

Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!». Панфиловцы ― воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В. Г.

Клочковым подбили 18 танков противника не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.

Важно

Услышали ребята о тактике полководцев, возглавивших оборону Москвы ― Г. К. Жукова, И. С. Конева, С. К. Тимошенко. Победа под Москвой досталась нам дорогой ценой.

Ещё одна страница журнала была озвучена Людмилой Андреевной Подосинниковой ― писателем и поэтом, которая посвятила свое творчество героизму воинов Великой Отечественной войны. Людмила Андреевна рассказала о тех далеких военных героических днях Севастополя, когда была еще девочкой, и прочитала свои стихи, посвященные битве за Москву и героям-Панфиловцам.

Внимание ребят было обращено и на книжную выставку «К началу обороны Севастополя и Москвы». Цель, поставленная перед организаторами устного журнала, была достигнута.

Ребята прониклись чувством патриотизма и гордости за свою страну уважительному отношению к старшему поколению, сохранившему память о минувших годах, в героизме советского народа, славному военно-историческому прошлому.

Людмила Павловна Стасовская, заведующая библиотекой-филиалом №7 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых»

Источник: http://svlib.ru/novosti/novosti-filialov/12-2016/ustnyij-zhurnal-bitva-za-moskvu

Битва под Москвой

углубить знания детей об истории Великой Отечественной войны; способствовать формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; побуждать детей к активному поиску новых страниц военной истории России

Внеклассное мероприятие «Битва под Москвой» (75 — летию битвы под Москвой)

На экране демонстрируется видео «Марш защитников Москвы».

Ведущий: Добрый день! Мы, ученики 6а класса нашей гимназии, пригласили вас на наш торжественный Час мужества, посвященный 75-й годовщине БИТВЫ ПОД МОСКВОЙ.

Ведущий: 5 декабря – это День воинской славы России. ПОЧЕМУ? Потому, что это ВАЖНАЯ ДАТА!!! Это  начало перехода в атаку советских войск в битве под Москвой.

День, когда ВПЕРВЫЕ были остановлены немцы в их походе на Восток!!! 22 июня 1941 года  Германия нарушила договор 1939 года о ненападении.

Поэтому, победа Красной Армии под Москвой стала решающим военным событием начавшейся Великой Отечественной войны.

Музыка «Вставай, страна огромная!».

Ведущий: Друзья, оглянемся в прошлое. Оглянемся на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал ЗА НАС свои жизни…

Коль живы мы, то будет Русь жива,
И будут жить в России наши дети,
Любовь к России — это не слова,
Мы той любовью все за Русь в ответе.

Ведущий: 75 – ой годовщине разгрома немцев под Москвой ПОСВЯЩАЕТСЯ

Ведущий: — Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победителям, подарившим миру жизнь и счастье, — ПОСВЯЩАЕТСЯ

Ведущий: — Поколению, вступившему в жизнь, — ПОСВЯЩАЕТСЯ

Ведущий: Летом 1941 года Гитлер собирался завоевать Москву за несколько недель, и уже осенью, 7 ноября 1941 года, пройти парадом немецких войск по Красной площади. Он приказал окружить город и захватить его.

Совет

Он  так и сказал: “Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро”. План наступления на Москву получил название «ТАЙФУН».

Ведущий: Пламя ударило в небо –

Ты помнишь, Родина тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» — Родина.

Славы тогда у тебя никто не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: он или Родина.

Самое лучшее и дорогое — Родина

Горе твое  — это и наше горе, Родина.

Ведущий: К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и блоки.

Далее Цепель

Ведущий: Но Москва сдаваться НЕ собиралась. Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков. Был разработан специальный план обороны, чтобы отбросить врага от Москвы.

Под демонстрацию видео «Марш защитников Москвы» — 3 мин. 51 сек.

Ведущий: ДЛЯ ЗАЩИТЫ СТОЛИЦЫ С НЕБА были использованы маскировочные сетки.

В воздух подняли десятки аэростатов, которые мешали немцам бомбить Москву.

Ведущий: Уже в начале июля под руководством городских партийных организаций были сформированы 12 дивизий народного ополчения. В его ряды вступали те, кто не мог быть в армии: старики, женщины, дети.

Они рыли окопы, устанавливали противотанковые сооружения и мины.

Ведущий: МОСКВА!      До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

     Твоя оборона идет через наши сердца.

Ведущий: МОСКВА! Ты в солдатской шинели

Прошла, не склонив головы!

И сколько б мы песен ни пели

Их мало для нашей Москвы.

Ведущий: Враг предполагал в сжатые сроки захватить город с воздуха. С первых дней войны летчик-истребитель ВИКТОР ТАЛАЛИХИН охранял столицу от налетов вражеской авиации.

7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А 27 октября того же года он погиб смертью храбрых.

Но с воздуха уничтожить город не удалось. И в октябре 1941 года началось сухопутное наступление на Москву.

Ведущий: Героизм и мужество проявили и молодые защитники столицы. Одна из них — восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. Перед казнью она сказала: — “ЭТО СЧАСТЬЕ – УМЕРЕТЬ ЗА СВОЙ НАРОД”.

Ведущий:  На 7 ноября 1941 года было назначено прохождение немецких войск по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый вагон с наградами “Героям взятия Москвы” дожидался

своего часа. Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – но это был парад советских войск.

Часть войск прямо с парада направлялась на фронт.

Видео «Военный парад на Красной площади» — 3 мин 14 сек.

Ведущий: Обращаясь к  воинам, уходившим с Красной площади на фронт, Иосиф Сталин говорил: «На ВАС смотрит весь мир. На ВАС смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей».Далее Руслан

Ведущий: 16 ноября 1941 года в бой с фашистами вступила ПАНФИЛОВСКАЯ дивизия. Силы были неравные, 28 панфиловцев против 50 вражеских танков. Тогда Василий Клочков  обратился к бойцам со словами: “ВЕЛИКА РОССИЯ, А ОТСТУПАТЬ НЕКУДА: ПОЗАДИ МОСКВА!”, ставшие ДЕВИЗОМ всех защитников столицы. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага.

Ведущий: 5-6 декабря 1941года войска Красной  Армии перешли в контрнаступление по всему фронту. В результате германские войска были отброшены на 300 км от столицы. А 12 ДЕКАБРЯ советские граждане услышали по московскому радио СВОДКУ о победе в обороне Москвы.

Марш защитников Москвы

Ведущий: ПОМНИТЕ! Через века, через года,- ПОМНИТЕ!
О тех, кто уже не придет никогда,- ПОМНИТЕ!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

ЛЮДИ! Покуда сердца стучатся,- ПОМНИТЕ!

Ведущий: Какою ЦЕНОЙ завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
ДЕТЯМ своим расскажите о них, чтоб запомнили!
ДЕТЯМ ДЕТЕЙ расскажите о них, чтобы ТОЖЕ запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!

Мелодия «День Победы»

Ведущий: ВАМ, ВЕТЕРАНЫ яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою.
ПРИНОСИМ мы любовь и уваженье,
И светлую признательность свою.

ЗА ТО, что вы геройски воевали,
ЗА ТО, что шли сквозь тысячи смертей!
ЗА ТО, что никогда не забывали,
О ДОЛГЕ перед Родиной своей.

Ведущий:  КАК ХОРОШО проснуться на рассвете….
КАК ХОРОШО, что ночью снятся сны….

КАК ХОРОШО, что кружится планета!
КАК ХОРОШО на свете без войны!

ВСЕМ, ОТСТОЯВШИМ ВЕСНУ НА ЗЕМЛЕ.… Все: ВЕЧНАЯ СЛАВА!

Ведущий: Мы славим Вас, Отечества сыны,

Вы своей жизнью славу заслужили,
Отдали жизнь, чтоб не было войны.

И, чтоб сыны и внуки ваши жили.

Ведущий: Защитников Отечества своих,
За Родину погибших, будем славить,
Мы не забудем этот подвиг их
И не дадим Русь убивать и грабить.

Моцарт Реквием по мечте — (версия на пианино)

Ведущий: МИНУТА  МОЛЧАНИЯ… (пауза)  ВЕЧНЫЙ  ОГОНЬ…
Бессмертного  Моцарта  скорбные  звуки…
Печаль  безутешная  вечной  разлуки…
Скупую  слезу  утирает  ладонь.
Ты  пал  под  Москвой,  заслонив  нас  собою…       
Ведущий: Войной  опалённый!  Отныне  ты  с  нами.

Тревожит  твой  сон  орудийный  салют.
К  тебе  соловьиной  весною  с  цветами, 
В  молчанье  торжественном  люди  идут.
Ведущий: Сжимает  сердца  невозвратность  потери, 
И  все,  кто  дожил  до  преклонных  седин, 
В  тебя,  как  в  родную  кровиночку,  верят!  
Отныне  ты  родственник  им.

  Всем — один!..

Ведущий: Скупую  слезу  утирает  ладонь.
За  Моцартом — Шумана  светлые  «Грёзы»…
Холодный  гранит  кроют  алые  розы…
Минута  молчания…  Вечный  огонь…

Ведущий: ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ

МЕТРОНОМ. МИНУТА  МОЛЧАНИЯ

Ведущий: МЕРОПРИЯТИЕ «ЧАС МУЖЕСТВА», ПОСВЯЩЕННОЕ 75 – ЛЕТИЮ БИТВЫ ПОД МОСКВОЙ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ЗАКРЫТЫМ

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/istoriya/bitva-pod-moskvoy

Ссылка на основную публикацию