Ушинский «наше отечество» читать

К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное». Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Видеоурок. Чтение 2 Класс

На этом уроке вы познакомитесь с рассказами и стихотворениями о своём отечестве, о своей Родине; узнаете, почему для человека так важна его Родина; выполните интересные задания.

Прочитайте слова по слогам, а затем – целым словом:

о-те-че-ство – отечество

за-щи-ща-ет – защищает

го-су-дар-ство – государство

Прочитайте целыми словами:

мать            матушка

род               родила          родились

учи               учила            выучила

корм            кормила       вскормила

кинул           раскинул      раскинулась      

Прочитайте слитно:

Мать – святорусская земля.

Прочитайте рассказ К. Ушинского (рис. 1), который называется «Наше Отечество».

Рис. 1. К.Д. Ушинский (Источник) 

Наше Отечество

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Рис. 2. Герб России (Источник)

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Рис. 3. Русский лес (Источник) 

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.

Рис. 4. Русское поле (Источник)

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. 

Рис. 5. Флаг России (Источник) 

В тексте вам встретилась фраза «испокон веку», рассмотрите её значение:

Испокон веку – издавна, с давних времён.

Найдите в тексте рассказа ответы на вопросы:

  1. Почему мы зовём Россию отечеством?
  2. Почему мы зовём её Родиной?
  3. Почему мы зовём Россию матерью?

Проверим:

  1. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
  2. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное…
  3. … а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.

Какие из данных пословиц подходят к рассказу «Наше отечество»?

  • Жить – Родине служить.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Всякому мила своя сторона.

Ответ: к этому рассказу подходит каждая пословица.

Прочитайте стихотворение В. Орлова (рис. 6) «Родное».

Рис. 6. В.Н. Орлов (Источник) 

Родное

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною –

— Это всё моё, родное!

Рис. 7. Родные края (Источник) 

Родина у каждого своя, это тот край, где вы родились.

Если попросить людей, родившихся в России, нарисовать свою Родину, у всех рисунок будет разный: кто-то нарисует город, кто-то – сельскую местность, кто-то – горный край, а кто-то – тундру. У каждого Родина своя, но у всех лучше написать:  она одна единая – Россия.

Прочитайте два стихотворения и определите, что в них общего:

Скворец на чужбине (рис. 8)

Улетел скворец от стужи, Сытно за морем живет, Воду пьет из теплой лужи, Только песен не поет. Рвется он в края родные, Где родился и где рос, Где по-своему впервые Слово «мама» произнес. Он скучает по деревьям, По звенящему ручью, По скворечне, По деревне, По соседу воробью. По Аленке и Алешке – Дорогим друзьям своим, И немножечко по кошке,

Что охотилась за ним.

Г. Ладонщиков

Рис. 8. Скворец (Источник) 

Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель (рис. 9)! Облетал он сто земель. Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

П. Воронько

Рис. 9. Журавль (Источник) 

У этих стихотворений общее то, что в каждом из них говорится о любви к родному краю.

Какая из пословиц подходит к этим стихотворениям?

  • Жить – Родине служить.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Всякому мила своя сторона.

Ответ: последняя пословица.

Родина – место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие (мы называем это малой родиной). Все мы граждане одной великой страны – России.

Наша Родина Россия, как и другие государства мира, имеет свой герб, флаг и гимн (рис. 10).

Рис. 10. Символика России (Источник) 

Соедините части предложений и прочитайте пословицы о Родине:

За Родину – мать чем Родина наша.
Нет ничего краше, что соловей без песни.
Человек без Родины – не страшно умирать.

Проверим:

За Родину – мать не страшно умирать.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Добавьте подходящие по смыслу слова во фразы:

Каждый из нас – _______ великой Родины.

Родину надо _____!

Проверим:

Каждый из нас – гражданин, частица, хозяин великой Родины.

Родину надо любить, беречь, охранять!

Будьте настоящими патриотами своей страны. Прочитайте и запомните фразу:

Будь достоин Родины своей!

Домашнее задание

  1. Дать определение понятию Родина.
  2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение о Родине.
  3. Нарисовать свой родной край.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Источник: https://interneturok.ru/lesson/chtenie/2-klass/chitaya-dumaem/k-ushinskiy-nashe-otechestvo-v-orlov-rodnoe-g-ladonschikov-skvorets-na-chuzhbine

К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

Фокина Лидия Петровна Литературное чтение 1 класс

Методические рекомендации к презентации

Константин Дмитриевич Ушинский «Наше Отечество»

Учитель:

Если скажут слово «Родина»Сразу в памяти встаёт:Старый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки берёзка — скромница

И ромашковый бугор…. (З. Александрова)

— Что такое Родина?

Учащиеся:

— Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём.

Учитель:

— Знаете ли вы, как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

2 СЛАЙД

— Кем для вас являются мама и папа?

Учащиеся:

— Родителями.

Учитель:

— Как зовут группу людей, объединённых кровным родством?

Учащиеся:

— Родня, родственники, родные.

Учитель:

— Как называется перечень поколений одного рода?

Учащиеся:

— Родословная.

Учитель:

— Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова?

Учащиеся:

— Однокоренными

Учитель:

— Почему?

Учащиеся:

— Имеют одинаковый корень «РОД»

Учитель:

— Верно, ребята. Слово «Родина» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода. Родина! Это слово с детства знает каждый.

Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Мы видим, как красива и богата наша страна. Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и её историю.

Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю нашей Родины.

3 СЛАЙД

Учитель:

— Как называется страна, в которой мы живем?

Учащиеся:

— Россия, Российская Федерация.

Учитель:

— Посмотрите на карту.

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Обратите внимание

Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы — моря и реки не замерзают.

4 СЛАЙД

Учитель:

— А как называется главный город нашей страны?

Учащиеся:

— Город Москва.

5 СЛАЙД

Учитель:

— Москва — столица России. Столица — главный город государства. В Москве есть здание, которое является символом столицы. Это Кремль. В Кремле работает правительство нашей страны.

Читайте также:  Какую музыку стоит слушать ребенку от 3 до 5 лет

6 СЛАЙД

Учитель:

— Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

— Герб– это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите.

Это символ единства народов России. Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.

Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство.

Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

— Ещё одним символом нашего государства является флаг.

Наш российский флаг – трёхцветный.

  • Во времена Петра I, бело-сине-красный флаг считался торговым или коммерческим флагом России, и только перед коронацией Николая II, официальным государственным флагом Российской империи был утвержден бело-сине-красный флаг, было это в 1896 г.
  • Во времена Петра I красный цвет в флаге означал державность, синий — цвет Богоматери, под её покровительством  всегда находилась Россия, белый — цвет свободы и независимости.
  • Но  можно услышать и другую трактовку значений цветов флага, она означает единство трех братских восточно — славянских народов: красный – Великороссии (Россия), синий — Малороссии (Украина) и белый — цвет Белой Руси (Белоруссии).
  • В настоящее время можно услышать значение цветов флага России такие — белый цвет это мир, чистота, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

7 СЛАЙД

Учитель:

— Гимн– это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране.Гимн слушают стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.

Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.

Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (При щелчке на звуковой значок можно прослушать Гимн).

Учитель:

— Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

— А как называется наша малая Родина?

Учащиеся:

— Станция Евсино.

8 СЛАЙД

Учитель:

— Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Это наши ветераны – участники Великой Отечественной войны (их осталось уже очень мало). Участники войн в Афганистане и в Чечне.

Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

— Назовите синоним к слову Родина.

Учащиеся:

— Отечество.

Учитель:

— Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело.

Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир…».

 

Отечество, Родина – это страна отцов; страна, где родился человек, гражданином которой он является.

9 СЛАЙД

— «Отечество» потому, что:

  1. Здесь жили наши отцы, деды, прадеды

  2. Здесь они учились, работали

  3. Они защищали землю , сохраняя её для нас

  4. Мы и наши дети будут здесь жить и работать

10 СЛАЙД

Учитель:

— Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились в ней.

Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.

— В самые трудные моменты для страны все народы объединяются и готовы встать на защиту своей Родины.

11 СЛАЙД

Учитель:

Как вы думаете кто это?

Учащиеся:

Писатель, он писал для детей, возможно, он написал этот рассказ.

Учитель:

Константин Дмитриевич Ушинский

12 СЛАЙД

Этот писатель жил почти 150 лет назад в то время, когда не могли все дети учиться грамоте. И он один из первых стал автором учебников для детей «Родное слово» и «Детский мир», по которым учились много поколений русских людей. Из Этих книг и сейчас печатают рассказы и сказки уже в современных учебниках. С одним из таких мы сейчас познакомимся.

Проектор нужно выключить.

Чтение текста учителем.

Учитель:

-Что вы нового узнали о Родине из рассказа?

Ответы детей.

Учитель:

— Что обозначает выражение «испокон веку»?

Учащиеся:

Издавна, с давних времён.

Повторное чтение текста учащимися цепочкой.

Выборочное чтение: 

– Почему автор называет Россию отечеством?

– Почему автор называет Россию Родиной?

– Почему автор называет Россию матерью?

– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

Беседа по иллюстрации 

Учитель:

– Какое историческое время изображено на иллюстрации?

Учащиеся:

Прошлое и настоящее.

Учитель:

– Кто изображён на иллюстрации сверху?

– Как зовут этого всадника?

– Что он делает?

– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца?

Учащиеся:

На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу.    

Учитель:                                                      

– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя.

Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею.

Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.

На картине изображен летописец.

Летописец – человек, записывающий происходящие события.

Важно

Благодаря летописцам до наших дней дошли описания событий, которые произошли очень давно.

– А как изображено настоящее?

– А есть ли на земле другие государства?

– Где вы уже побывали, в каких странах?

– Скучали вы по родному дому? Почему?

– Хотелось ли вам возвратиться домой?

– А как всё это можно назвать?

– Может быть, у человека две или три Родины?

– Почему?

– Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

– Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые.

Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа».

Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

— Вы будущие защитники нашей Родины.

Берегите Россию – без неё нам не жить

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой

Берегите Россию – нет России другой!»

Информационные источники

Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте:

1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект»)

http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2012/09/opk.pdf

8

Источник: https://multiurok.ru/files/k-d-ushinskii-nashe-otechestvo.html

Урок по чтению «К. Д. Ушинский. «Наше Отечество»» 1 класса

 Урок88 (с. 86 — 87)

Тема К. Д. Ушинский. Наше Отечество
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с биографией К. Ушинского, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развитию устной речи учащихся
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Читают содержание текста; определяют главную мысль произведения; активизируют и расширяют словарный запас; наблюдают над значением слов; знакомятся с пословицами и поговорками о Родине
Личностные результаты Осознают сопричастность к своей Родине, своему народу
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в художественных текстах, пословицах и поговорках; логические – осуществляют анализ содержания текста. Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Основное содержание темы, понятия и термины К. Ушинский «Наше Отечество». Россия. Отечество. Родина. Государства
Образовательные ресурсы Портрет К. Ушинского. Государственная символика России. Иллюстрация с изображением Георгия Победоносца. http://festival.1september.ru/articles/516394 /
Читайте также:  Как определить темперамент ребёнка

Сценарий урока

Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения
1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. – Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
II. Актуализация опорных знаний Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ учителя, демонстрация государственных символов, чтение слов и предложений На доске написаны слова: государство, страна, город. – Прочитайте слова, можно ли сказать, что эти слова однокоренные? – Чем интересны слова государство, страна? – Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу. – Как называется наша страна, наше государство, наша Родина. – У каждой страны есть своя символика. – Какая символика есть у каждого государства? – Прочитайте предложение на доске. – Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва? Читают слова. – Нет. – Эти слова близки по смыслу. – Родина, Отчизна, Отечество. – Российская Федерация (Россия). Рассматривают флаг, герб, прослушивают гимн России. – Флаг, герб, гимн. – В России много городов: Москва, Волгоград, Саратов, Новгород, Омск. – Москва – столица нашей страны Различают однокоренные и близкие по смыслу слова. Подбирают близкие по смыслу слова к слову «Отечество». Называют свое государство, свою Родину. Среди городов находят столицу России. Распознают государственные символы Российской Федерации, объясняют, что гимн слушают стоя. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют ответы на вопросы Фронтальный. Устные ответы, чтение
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Слово учителя – Сегодня мы будем читать рассказ, из которого узнаем для себя много нового Слушают учителя Принимают учебную задачу Фронтальный. Наблюдение учителя
IV. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Биография К. Д. Ушинского Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, показ портрета Рассказ биографии К. Д. Ушинского с опорой на портрет Слушают рассказ учителя, задают вопросы Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес и задают вопросы Фронтальный. Устные ответы
2. Работа с текстом до чтения рассказа (учебник, с. 86–87) Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа – Прочитайте ключевые слова (на доске). – Прочитайте, кто автор текста, как называется текст. – Сделайте предположение, о чем будете читать? – Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия. Читают. – О нашей общей Родине, стране, в которой мы живем По названию рассказа высказывают предположение о его содержании Фронтальный. Чтение, устные ответы
3. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество» (учебник, с. 86–87) Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа – Почему мы называем Отечеством Россию? – Почему Россию называем Родиной? – Почему мы ее называем матушкой?? – Какие вы еще знаете государства? Читают рассказ и по ходу чтения отвечают на вопросы Выразительно читают рассказ, высказывают свое мнение, находят в тексте ответы на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи Коллективный. Чтение, устные ответы
Физкультминутка* Коллективная. Практический. Выполняют движения по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное выполнение упражнений
4. Повторное чтение текста («цепочкой») (учебник, с. 86–87) Фронтальная. Словесный, практический. Чтение – Прочитаем рассказ «цепочкой» Читают Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания Фронтальный. Чтение
5. Георгий Победоносец. Работа с иллюстрацией, рассказ учителя Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя – На иллюстрации изображен Георгий Победоносец. Учитель рассказывает о сражении и победе молодого воина, получении почетного прозвища. – Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе РФ Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию и герб РФ Усваивают устный рассказ учителя, извлекают из иллюстрации необходимую информацию, распознают изображение Георгия Победоносца на гербе РФ Фронтальный. Работа с иллюстрацией
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Родина и Отечество. Беседа Парная. Словесный, проблемный. Беседа – Обсудите с другом: есть ли разница между словами Родина и Отечество Рассказ учителя «Наше Отечество» (слайд 17 — 33) Обсуждают проблемный вопрос Высказывают свое мнение Парный. Устные ответы
2. Работа с пословицами и поговорками о Родине Групповая. Словесный, проблемный. Чтение, беседа – Прочитайте, назовите известные вам пословицы и поговорки о Родине. Объясните их смысл Называют пословицы и поговорки, объясняют смысл Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее. Анализируют смысл пословиц Групповой. Устные ответы
VI. Рефлексивно-оценочный Фронтальная. Словесный. Беседа – Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось и понравилось? – Спасибо за урок Отвечают на вопросы учителя Анализируют и оценивают работу на уроке Фронтальный. Устные ответы

Победа над змеем

На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву змею.         Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя.

Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, — вдруг явился св. Георгий на белом коне и с копьем в руке.

Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» устремился на чудовище и ударил его копьем в гортань. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться.

Но святой Георгий удержал их:         «Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея». После этих слов святой убил змея, а жители сожгли чудовище.        Увидев это чудо, 25 000 идолопоклонников приняли христианство.

 

       За победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/k_d_ushinskij_nashe_otechestvo_032506.html

Урок по литературному чтению К.Д.Ушинский Наше Отечество

МКОУ « Лицей села Верхний Мамон ».

Открытый урок

по литературному чтению в 1 классе «Б»(1-4)

по теме: К. Д. Ушинский

«Наше Отечество».

Урок разработан и проведён

учителем ВКК

Ряжиной О.М.

02 .02. 2016 года

Цели урока:

— формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.

— формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;

— работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

— развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни «С чего начинается Родина», пословицы

Цель: Формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.

Задачи: — воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность;

— способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;

— учить рассуждать на заданную тему.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.

  • Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

  • работать по коллективно составленному плану;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и

учёта характера сделанных ошибок;

  • высказывать своё предположение.

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

  • Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;

Коммуникативные УУД:

  • умениеоформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.

  • Участвовать в диалоге на уроке.

  • Участвовать в работе в паре.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Необходимое оборудование:

  • компьютер, проектор, презентация к уроку;

  • учебник «Азбука», часть 2, В.Г. Горецкий;

  • «волшебный ларец»;

  • экспонаты школьного музея – лапти, ковш, подкова, веер, женская перчатка;

  • сигнальные карточки – «светофорчики»;

  • толковые словари;

  • выставка рисунков «Моя Родина».

слайд 1

I. Организационный момент

Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль впорядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

II.Актуализация знаний. Разгадывание слова.

— Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО,

ДИ, НА)

— Какое слово получилось? (Родина)

— Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?слайд 2-3

III. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.

IV. Беседа о том, что такое Родина.

— Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились.

Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.

Большая Родина всегда начинается с малой — своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.

На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:

Учитель: Если скажут слово «Родина», слайд 4-8

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

1 ученик: А другим, наверно, вспомнится,

Свой родной, московский двор

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

2 ученик: И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Физминутка слайд 9

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сторону руки — плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложим назад.

V. Работа со стихотворением И.Никитина «Русь»

— Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.

Чтение стихотворения И.Никитина «Русь»

— Как поэт называет нашу Родину? (Русь)

Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.

— А как сейчас её называют? (Россия)

Совет

Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

— Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)

— К чему призывает автор?

VI. Работа с книгой

1. Подготовка к чтению рассказа.

— Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)

— Прочитайте название рассказа на доске.слайд 10

— Как вы понимаете слово «Отечество»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека.

Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству.

К примеру, вы зовёте меня Ольга Михайлолвна: Ольга, дочь Михаила.

— Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.

(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)

2. Словарная работа.

— Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

— Кого вы видите?

— Что он делает?

— Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)

— Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)

«Государство»— страна.

3. Первичное чтение произведения учителем.

4. Беседа по содержанию:

— Как называется рассказ, который я вам прочитала?

— Что нового вы узнали из рассказа?

5. Чтение рассказа по цепочке.

6. Выборочное чтение:

Почему автор называет Россию отечеством?

— Почему автор называет Россию Родиной?

— Почему автор называет Россию матерью?

— У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить.

Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.

7.

Беседа по иллюстрации

— Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)

— Кто изображён на иллюстрации сверху?

— Как зовут этого всадника?

— Что он делает?

— Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)

— В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя.

Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.

— А как изображено настоящее?

— А есть ли на земле другие государства?

— Где вы уже побывали, в каких странах?

— Скучали вы по родному дому? Почему?

— Хотелось ли вам возвратиться домой?

— А как всё это можно назвать?

— Может быть у человека две или три Родины?

— Почему?

— Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

— Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,

хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.

Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,

«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

8. Игра «Собери пословицу» слайд 11-12

1.Своя земля и / в горсти мила.

2.С родной земли -/ умри, не сходи!

3.Всякому мила / своя сторона.

4.Любовь к Родине / сильнее смерти.

5.Родина краше солнца,/ дороже золота.

6.Каждому свой / край сладок.

— Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.

— Продолжи пословицу: Родина — мать, умей…(за нее постоять).

— Как вы понимаете эту пословицу?

Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:

  • знать ее историю,

  • сохранять и преумножать ее богатства,

  • беречь природу,

  • всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.

VIII. Рефлексия. слайд 13

IX Итог урока.

— Какой праздник отмечался в стране?

— Вы будущие защитники нашей Родины.

1 ученик: Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

2 ученик: Берегите Россию – без неё нам не жить

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой

Всею нашей судьбой

Берегите Россию – нет России другой!»

Источник: https://docbaza.ru/naurok/nachalnye_klassy/text-78832452.html

Ссылка на основную публикацию