К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное». Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Видеоурок. Чтение 2 Класс
На этом уроке вы познакомитесь с рассказами и стихотворениями о своём отечестве, о своей Родине; узнаете, почему для человека так важна его Родина; выполните интересные задания.
Прочитайте слова по слогам, а затем – целым словом:
о-те-че-ство – отечество
за-щи-ща-ет – защищает
го-су-дар-ство – государство
Прочитайте целыми словами:
мать матушка
род родила родились
учи учила выучила
корм кормила вскормила
кинул раскинул раскинулась
Прочитайте слитно:
Мать – святорусская земля.
Прочитайте рассказ К. Ушинского (рис. 1), который называется «Наше Отечество».
Рис. 1. К.Д. Ушинский (Источник)
Наше Отечество
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
Рис. 2. Герб России (Источник)
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Рис. 3. Русский лес (Источник)
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.
Рис. 4. Русское поле (Источник)
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Рис. 5. Флаг России (Источник)
В тексте вам встретилась фраза «испокон веку», рассмотрите её значение:
Испокон веку – издавна, с давних времён.
Найдите в тексте рассказа ответы на вопросы:
- Почему мы зовём Россию отечеством?
- Почему мы зовём её Родиной?
- Почему мы зовём Россию матерью?
Проверим:
- Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
- Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное…
- … а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.
Какие из данных пословиц подходят к рассказу «Наше отечество»?
- Жить – Родине служить.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Всякому мила своя сторона.
Ответ: к этому рассказу подходит каждая пословица.
Прочитайте стихотворение В. Орлова (рис. 6) «Родное».
Рис. 6. В.Н. Орлов (Источник)
Родное
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною –
— Это всё моё, родное!
Рис. 7. Родные края (Источник)
Родина у каждого своя, это тот край, где вы родились.
Если попросить людей, родившихся в России, нарисовать свою Родину, у всех рисунок будет разный: кто-то нарисует город, кто-то – сельскую местность, кто-то – горный край, а кто-то – тундру. У каждого Родина своя, но у всех лучше написать: она одна единая – Россия.
Прочитайте два стихотворения и определите, что в них общего:
Скворец на чужбине (рис. 8)
Улетел скворец от стужи, Сытно за морем живет, Воду пьет из теплой лужи, Только песен не поет. Рвется он в края родные, Где родился и где рос, Где по-своему впервые Слово «мама» произнес. Он скучает по деревьям, По звенящему ручью, По скворечне, По деревне, По соседу воробью. По Аленке и Алешке – Дорогим друзьям своим, И немножечко по кошке,
Что охотилась за ним.
Г. Ладонщиков
Рис. 8. Скворец (Источник)
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель (рис. 9)! Облетал он сто земель. Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
П. Воронько
Рис. 9. Журавль (Источник)
У этих стихотворений общее то, что в каждом из них говорится о любви к родному краю.
Какая из пословиц подходит к этим стихотворениям?
- Жить – Родине служить.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Всякому мила своя сторона.
Ответ: последняя пословица.
Родина – место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие (мы называем это малой родиной). Все мы граждане одной великой страны – России.
Наша Родина Россия, как и другие государства мира, имеет свой герб, флаг и гимн (рис. 10).
Рис. 10. Символика России (Источник)
Соедините части предложений и прочитайте пословицы о Родине:
За Родину – мать | чем Родина наша. |
Нет ничего краше, | что соловей без песни. |
Человек без Родины – | не страшно умирать. |
Проверим:
За Родину – мать не страшно умирать.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Добавьте подходящие по смыслу слова во фразы:
Каждый из нас – _______ великой Родины.
Родину надо _____!
Проверим:
Каждый из нас – гражданин, частица, хозяин великой Родины.
Родину надо любить, беречь, охранять!
Будьте настоящими патриотами своей страны. Прочитайте и запомните фразу:
Будь достоин Родины своей!
Домашнее задание
- Дать определение понятию Родина.
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение о Родине.
- Нарисовать свой родной край.
Список литературы
- Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Источник: https://interneturok.ru/lesson/chtenie/2-klass/chitaya-dumaem/k-ushinskiy-nashe-otechestvo-v-orlov-rodnoe-g-ladonschikov-skvorets-na-chuzhbine
К. Д. Ушинский «Наше Отечество»
Фокина Лидия Петровна Литературное чтение 1 класс
Методические рекомендации к презентации
Константин Дмитриевич Ушинский «Наше Отечество»
Учитель:
Если скажут слово «Родина»Сразу в памяти встаёт:Старый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор…. (З. Александрова)
— Что такое Родина?
Учащиеся:
— Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём.
Учитель:
— Знаете ли вы, как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.
2 СЛАЙД
— Кем для вас являются мама и папа?
Учащиеся:
— Родителями.
Учитель:
— Как зовут группу людей, объединённых кровным родством?
Учащиеся:
— Родня, родственники, родные.
Учитель:
— Как называется перечень поколений одного рода?
Учащиеся:
— Родословная.
Учитель:
— Назовите общую часть этих слов. Как называются такие слова?
Учащиеся:
— Однокоренными
Учитель:
— Почему?
Учащиеся:
— Имеют одинаковый корень «РОД»
Учитель:
— Верно, ребята. Слово «Родина» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода. Родина! Это слово с детства знает каждый.
Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Мы видим, как красива и богата наша страна. Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и её историю.
Мы знаем много знаменательных дат олицетворяющих историю нашей Родины.
3 СЛАЙД
Учитель:
— Как называется страна, в которой мы живем?
Учащиеся:
— Россия, Российская Федерация.
Учитель:
— Посмотрите на карту.
— Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы — моря и реки не замерзают.
4 СЛАЙД
Учитель:
— А как называется главный город нашей страны?
Учащиеся:
— Город Москва.
5 СЛАЙД
Учитель:
— Москва — столица России. Столица — главный город государства. В Москве есть здание, которое является символом столицы. Это Кремль. В Кремле работает правительство нашей страны.
6 СЛАЙД
Учитель:
— Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.
— Герб– это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите.
Это символ единства народов России. Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство.
Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.
— Ещё одним символом нашего государства является флаг.
Наш российский флаг – трёхцветный.
- Во времена Петра I, бело-сине-красный флаг считался торговым или коммерческим флагом России, и только перед коронацией Николая II, официальным государственным флагом Российской империи был утвержден бело-сине-красный флаг, было это в 1896 г.
- Во времена Петра I красный цвет в флаге означал державность, синий — цвет Богоматери, под её покровительством всегда находилась Россия, белый — цвет свободы и независимости.
- Но можно услышать и другую трактовку значений цветов флага, она означает единство трех братских восточно — славянских народов: красный – Великороссии (Россия), синий — Малороссии (Украина) и белый — цвет Белой Руси (Белоруссии).
- В настоящее время можно услышать значение цветов флага России такие — белый цвет это мир, чистота, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
7 СЛАЙД
Учитель:
— Гимн– это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране.Гимн слушают стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.
Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков (При щелчке на звуковой значок можно прослушать Гимн).
Учитель:
— Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.
— А как называется наша малая Родина?
Учащиеся:
— Станция Евсино.
8 СЛАЙД
Учитель:
— Наше село славится людьми, которые родились на нашей земле и прославили её своими делами. Это наши ветераны – участники Великой Отечественной войны (их осталось уже очень мало). Участники войн в Афганистане и в Чечне.
Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.
— Назовите синоним к слову Родина.
Учащиеся:
— Отечество.
Учитель:
— Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело.
Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир…».
Отечество, Родина – это страна отцов; страна, где родился человек, гражданином которой он является.
9 СЛАЙД
— «Отечество» потому, что:
-
Здесь жили наши отцы, деды, прадеды
-
Здесь они учились, работали
-
Они защищали землю , сохраняя её для нас
-
Мы и наши дети будут здесь жить и работать
10 СЛАЙД
Учитель:
— Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились в ней.
Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.
— В самые трудные моменты для страны все народы объединяются и готовы встать на защиту своей Родины.
11 СЛАЙД
Учитель:
Как вы думаете кто это?
Учащиеся:
Писатель, он писал для детей, возможно, он написал этот рассказ.
Учитель:
Константин Дмитриевич Ушинский
12 СЛАЙД
Этот писатель жил почти 150 лет назад в то время, когда не могли все дети учиться грамоте. И он один из первых стал автором учебников для детей «Родное слово» и «Детский мир», по которым учились много поколений русских людей. Из Этих книг и сейчас печатают рассказы и сказки уже в современных учебниках. С одним из таких мы сейчас познакомимся.
Проектор нужно выключить.
Чтение текста учителем.
Учитель:
-Что вы нового узнали о Родине из рассказа?
Ответы детей.
Учитель:
— Что обозначает выражение «испокон веку»?
Учащиеся:
Издавна, с давних времён.
Повторное чтение текста учащимися цепочкой.
Выборочное чтение:
– Почему автор называет Россию отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью?
– У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
Беседа по иллюстрации
Учитель:
– Какое историческое время изображено на иллюстрации?
Учащиеся:
Прошлое и настоящее.
Учитель:
– Кто изображён на иллюстрации сверху?
– Как зовут этого всадника?
– Что он делает?
– Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца?
Учащиеся:
На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу.
Учитель:
– В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя.
Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею.
Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
На картине изображен летописец.
Летописец – человек, записывающий происходящие события.
Благодаря летописцам до наших дней дошли описания событий, которые произошли очень давно.
– А как изображено настоящее?
– А есть ли на земле другие государства?
– Где вы уже побывали, в каких странах?
– Скучали вы по родному дому? Почему?
– Хотелось ли вам возвратиться домой?
– А как всё это можно назвать?
– Может быть, у человека две или три Родины?
– Почему?
– Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
– Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой», хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые.
Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома. Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык», «родная природа».
Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.
— Вы будущие защитники нашей Родины.
Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»
Информационные источники
Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте:
1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект»)
http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2012/09/opk.pdf
8
Источник: https://multiurok.ru/files/k-d-ushinskii-nashe-otechestvo.html
Урок по чтению «К. Д. Ушинский. «Наше Отечество»» 1 класса
Урок88 (с. 86 — 87)
Тема | К. Д. Ушинский. Наше Отечество |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с биографией К. Ушинского, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развитию устной речи учащихся |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Читают содержание текста; определяют главную мысль произведения; активизируют и расширяют словарный запас; наблюдают над значением слов; знакомятся с пословицами и поговорками о Родине |
Личностные результаты | Осознают сопричастность к своей Родине, своему народу |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в художественных текстах, пословицах и поговорках; логические – осуществляют анализ содержания текста. Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия и термины | К. Ушинский «Наше Отечество». Россия. Отечество. Родина. Государства |
Образовательные ресурсы | Портрет К. Ушинского. Государственная символика России. Иллюстрация с изображением Георгия Победоносца. http://festival.1september.ru/articles/516394 / |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ учителя, демонстрация государственных символов, чтение слов и предложений | На доске написаны слова: государство, страна, город. – Прочитайте слова, можно ли сказать, что эти слова однокоренные? – Чем интересны слова государство, страна? – Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу. – Как называется наша страна, наше государство, наша Родина. – У каждой страны есть своя символика. – Какая символика есть у каждого государства? – Прочитайте предложение на доске. – Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва? | Читают слова. – Нет. – Эти слова близки по смыслу. – Родина, Отчизна, Отечество. – Российская Федерация (Россия). Рассматривают флаг, герб, прослушивают гимн России. – Флаг, герб, гимн. – В России много городов: Москва, Волгоград, Саратов, Новгород, Омск. – Москва – столица нашей страны | Различают однокоренные и близкие по смыслу слова. Подбирают близкие по смыслу слова к слову «Отечество». Называют свое государство, свою Родину. Среди городов находят столицу России. Распознают государственные символы Российской Федерации, объясняют, что гимн слушают стоя. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют ответы на вопросы | Фронтальный. Устные ответы, чтение |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Сегодня мы будем читать рассказ, из которого узнаем для себя много нового | Слушают учителя | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий 1. Биография К. Д. Ушинского | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, показ портрета | Рассказ биографии К. Д. Ушинского с опорой на портрет | Слушают рассказ учителя, задают вопросы | Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес и задают вопросы | Фронтальный. Устные ответы |
2. Работа с текстом до чтения рассказа (учебник, с. 86–87) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте ключевые слова (на доске). – Прочитайте, кто автор текста, как называется текст. – Сделайте предположение, о чем будете читать? | – Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия. Читают. – О нашей общей Родине, стране, в которой мы живем | По названию рассказа высказывают предположение о его содержании | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
3. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество» (учебник, с. 86–87) | Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа | – Почему мы называем Отечеством Россию? – Почему Россию называем Родиной? – Почему мы ее называем матушкой?? – Какие вы еще знаете государства? | Читают рассказ и по ходу чтения отвечают на вопросы | Выразительно читают рассказ, высказывают свое мнение, находят в тексте ответы на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи | Коллективный. Чтение, устные ответы |
Физкультминутка* | Коллективная. Практический. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений | |
4. Повторное чтение текста («цепочкой») (учебник, с. 86–87) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение | – Прочитаем рассказ «цепочкой» | Читают | Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания | Фронтальный. Чтение |
5. Георгий Победоносец. Работа с иллюстрацией, рассказ учителя | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя | – На иллюстрации изображен Георгий Победоносец. Учитель рассказывает о сражении и победе молодого воина, получении почетного прозвища. – Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе РФ | Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию и герб РФ | Усваивают устный рассказ учителя, извлекают из иллюстрации необходимую информацию, распознают изображение Георгия Победоносца на гербе РФ | Фронтальный. Работа с иллюстрацией |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Родина и Отечество. Беседа | Парная. Словесный, проблемный. Беседа | – Обсудите с другом: есть ли разница между словами Родина и Отечество Рассказ учителя «Наше Отечество» (слайд 17 — 33) | Обсуждают проблемный вопрос | Высказывают свое мнение | Парный. Устные ответы |
2. Работа с пословицами и поговорками о Родине | Групповая. Словесный, проблемный. Чтение, беседа | – Прочитайте, назовите известные вам пословицы и поговорки о Родине. Объясните их смысл | Называют пословицы и поговорки, объясняют смысл | Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее. Анализируют смысл пословиц | Групповой. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось и понравилось? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Анализируют и оценивают работу на уроке | Фронтальный. Устные ответы |
Победа над змеем
На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву змею. Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя.
Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая ее гибели, — вдруг явился св. Георгий на белом коне и с копьем в руке.
Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» устремился на чудовище и ударил его копьем в гортань. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться.
Но святой Георгий удержал их: «Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея». После этих слов святой убил змея, а жители сожгли чудовище. Увидев это чудо, 25 000 идолопоклонников приняли христианство.
За победу над змеем и за мужество в страдании Святой Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/k_d_ushinskij_nashe_otechestvo_032506.html
Урок по литературному чтению К.Д.Ушинский Наше Отечество
МКОУ « Лицей села Верхний Мамон ».
Открытый урок
по литературному чтению в 1 классе «Б»(1-4)
по теме: К. Д. Ушинский
«Наше Отечество».
Урок разработан и проведён
учителем ВКК
Ряжиной О.М.
02 .02. 2016 года
Цели урока:
— формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.
— формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;
— работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
— развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни «С чего начинается Родина», пословицы
Цель: Формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.
Задачи: — воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность;
— способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;
— учить рассуждать на заданную тему.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
-
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.
-
Формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные УУД:
-
умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
-
работать по коллективно составленному плану;
-
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
-
высказывать своё предположение.
-
организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Познавательные УУД:
-
отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
-
Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;
Коммуникативные УУД:
-
умениеоформлять свои мысли в устной форме;
-
слушать и понимать речь других;
-
участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.
-
Участвовать в диалоге на уроке.
-
Участвовать в работе в паре.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся:
фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Необходимое оборудование:
-
компьютер, проектор, презентация к уроку;
-
учебник «Азбука», часть 2, В.Г. Горецкий;
-
«волшебный ларец»;
-
экспонаты школьного музея – лапти, ковш, подкова, веер, женская перчатка;
-
сигнальные карточки – «светофорчики»;
-
толковые словари;
-
выставка рисунков «Моя Родина».
слайд 1
I. Организационный момент
— Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль впорядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II.Актуализация знаний. Разгадывание слова.
— Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО,
ДИ, НА)
— Какое слово получилось? (Родина)
— Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?слайд 2-3
III. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.
IV. Беседа о том, что такое Родина.
— Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились.
Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.
Большая Родина всегда начинается с малой — своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
На доске учитель вывешивает иллюстрацию, читая стихотворение:
Учитель: Если скажут слово «Родина», слайд 4-8
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
1 ученик: А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной, московский двор
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
2 ученик: И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Физминутка слайд 9
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки — плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
V. Работа со стихотворением И.Никитина «Русь»
— Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.
Чтение стихотворения И.Никитина «Русь»
— Как поэт называет нашу Родину? (Русь)
Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.
— А как сейчас её называют? (Россия)
Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.
— Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)
— К чему призывает автор?
VI. Работа с книгой
1. Подготовка к чтению рассказа.
— Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)
— Прочитайте название рассказа на доске.слайд 10
— Как вы понимаете слово «Отечество»?
— Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека.
Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству.
К примеру, вы зовёте меня Ольга Михайлолвна: Ольга, дочь Михаила.
— Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.
(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)
2. Словарная работа.
— Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
— Кого вы видите?
— Что он делает?
— Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)
— Что обозначает выражение «испокон веку»? (Издавна, с давних времён)
— «Государство»— страна.
3. Первичное чтение произведения учителем.
4. Беседа по содержанию:
— Как называется рассказ, который я вам прочитала?
— Что нового вы узнали из рассказа?
5. Чтение рассказа по цепочке.
6. Выборочное чтение:
— Почему автор называет Россию отечеством?
— Почему автор называет Россию Родиной?
— Почему автор называет Россию матерью?
— У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить.
Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.
7.
Беседа по иллюстрации
— Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
— Кто изображён на иллюстрации сверху?
— Как зовут этого всадника?
— Что он делает?
— Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)
— В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя.
Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.
— А как изображено настоящее?
— А есть ли на земле другие государства?
— Где вы уже побывали, в каких странах?
— Скучали вы по родному дому? Почему?
— Хотелось ли вам возвратиться домой?
— А как всё это можно назвать?
— Может быть у человека две или три Родины?
— Почему?
— Прочитайте, как об этом сказано в тексте.
— Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,
хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.
Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,
«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.
8. Игра «Собери пословицу» слайд 11-12
1.Своя земля и / в горсти мила.
2.С родной земли -/ умри, не сходи!
3.Всякому мила / своя сторона.
4.Любовь к Родине / сильнее смерти.
5.Родина краше солнца,/ дороже золота.
6.Каждому свой / край сладок.
— Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине прослеживается огромная любовь к матушке России.
— Продолжи пословицу: Родина — мать, умей…(за нее постоять).
— Как вы понимаете эту пословицу?
Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:
-
знать ее историю,
-
сохранять и преумножать ее богатства,
-
беречь природу,
-
всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.
VIII. Рефлексия. слайд 13
IX Итог урока.
— Какой праздник отмечался в стране?
— Вы будущие защитники нашей Родины.
1 ученик: Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
2 ученик: Берегите Россию – без неё нам не жить
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!»
Источник: https://docbaza.ru/naurok/nachalnye_klassy/text-78832452.html