Тест Как определить темперамент ребенка
Вопрос темперамента ребенка интересует многих родителей. Но, как показывает практика, родителям не так просто определить темперамент малыша по описаниям.
Поэтому сегодня я хочу вам предложить небольшую методику, которая поможет вам немного лучше узнать своего малыша. Хочу заметить, что до того момента, как психика окончательно сформируется, сказать точно, какой темперамент у ребенка, непросто.
Однако тест, как определить темперамент ребенка, все-таки поможет сделать некоторые выводы.
Имейте в виду, что под темпераментом следует понимать скорость прохождения психических процессов. То есть, к примеру, нельзя сказать, что, если ребенок смеется, то он сангвиник. Нет, смеются представители всех темпераментов.
И флегматик может быть таким же хохотушкой, как и сангвиник. Но вот особенность темперамента будет видна из того, как быстро человек засмеется и над какими шутками.
К примеру, анекдот о зайчике, которого съели, может развеселить сангвиника и опечалить меланхолика.
Поэтому, чтобы определить темперамент у ребенка, надо точно знать, где особенность темперамента, а где — характера.
Зачем же вообще надо знать 4 типа темперамента и, в частности, темперамент ребенка? Чтобы не допускать ошибок воспитания, ведь к представителям разных темпераментов требуется разный подход. Но об этом в другой статье.
А почитать информацию о детских темпераментах вы можете в статье «Как определить темперамент ребенка». Ну, а сегодня давайте пройдем небольшой тест и сделаем предварительные выводы о темпераменте своего отпрыска.
Инструкция к тесту: выберете из предложенных наиболее подходящее утверждение. Конечно, каждый ребенок индивидуален и абсолютного совпадения вы можете не увидеть. Подбирайте то, что вам кажется наиболее правильным.
2. Понаблюдайте за тем, как ваш ребенок разговаривает:
Говорит медленно. Прежде, чем ответить, может выдерживать паузу. Голос негромкий, неэмоциональный.
Говорит выразительно, используя мимику и жесты.
Говорит тихо и неуверенно, хотя достаточно выразительно.
Разговаривает быстро, эмоционально, громко, тараторит, может захлебываться словами.
14. Какие черты характера больше всего подходят для вашего отпрыска?
впечатлительность, обидчивость, нерешительность,творческая натура, умение сочувствовать.
спокойствие, постоянство, послушание, доброта.
ответственность, исполнительность, лидерство, энергичность, неугомонность.
веселость, жизнерадостность, общительность, чувство юмора, непостоянство, шаловливость.
Источник: http://psiholog1.com/testy_dlya_vseh/test-kak-opredelit-temperament-rebenka.html
Как определить темперамент ребенка и учитывать особенности в воспитании
Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой. Как определить темперамент ребенка, и какие подходы применять в его воспитании подскажет данная статья.
Какой бывает темперамент у ребенка
Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.
Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.
Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.
В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…
В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.
Определение типа темперамента ребенка
Нет необходимости применять какой-либо специализированный психологический тест на определение темперамента ребенка. В дошкольном возрасте достаточно внимательно понаблюдать за малышом некоторое время, чтобы выявить характерные особенности.
Смысл выявления состоит не в том, чтобы узнать, к какому типу темперамента отнести ребенка. Эти знания нужны для практического применения. Влияние темперамента на поведение детей прослеживается уже в 3 года и даже раньше.
В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.
Характеристика детей с разными типами темперамента
Прежде всего, нужно заметить, что чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.
Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.
Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.
Ребенок – сангвиник
Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.
Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.
Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.
Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.
Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте.
Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках.
Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.
Дети холерического темперамента
Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.
Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню…
Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.
Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков.
Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством.
Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…
Дети флегматического темперамента
Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.
Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.
Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.
Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.
Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих.
Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же.
Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.
Ребенок – меланхолик
У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.
Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.
Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.
Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.
Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать.
Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.
Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников
Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут ли быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.
Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков
Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.
Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали. Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись…), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение.
Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.
Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.
Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо. Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий.
Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры – отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.
Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки. Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей.
Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов
Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства кака выносливость, сосредоточенность, ответственность.
Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.
Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал «лишнее» время. Приучайте умываться прохладной водой.
В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями – рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.
Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и некомфортно, если родители заняты своими делами.
Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников – идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.
Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.
Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.
Источник: https://alldoshkol.ru/vospitanie/kak-opredelit-temperament-rebenka
Как определить темперамент ребенка по поведению?
Содержание:
Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.
— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается…
— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6–8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.
— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие…
— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.
Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.
Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова.
Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации).
Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».
У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у младенца он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить.
Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы.
Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.
Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:
- холерик — быстро заводится и быстро тормозит
- сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит
- флегматик — медленно заводится и медленно тормозит
- меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.
К содержанию
Меланходик: ребенок, который не любит перемены
Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.
Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а потом к психологу.
Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним.
Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.
«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.
Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).
Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.
Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:
«Те обязанности и привычки, которые были привиты… с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“.
Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам…
По три раза в день.
Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось… По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.
Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки…). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».
К содержанию
Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?
Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.
Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.
д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.
Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.
Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.
Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто характер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.
Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50–100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.
В остальном — побольше свободы. Прыгунки для младенца и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15–20 минут для завтрака.
Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык.
Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.
Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем.
Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.
А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.
Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.
Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30–35 минут, слушая преподавателя.
Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.
Вот пример из писем.
«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года.
Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть.
И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.
Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань.
Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“.
А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».
О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем в следующий раз.
Автор Елена Первушина
Комментировать статью «Как определить темперамент ребенка по поведению? «
Источник: https://www.7ya.ru/article/Kak-opredelit-temperament-rebenka-po-povedeniyu/
Как определить темперамент ребенка?
Темперамент является одной из главных особенностей личности. По нему можно судить о характере и поведении ребенка. Принято выделять 4 основных типа темперамента. Однако крайне редко их можно встретить в чистом виде.
В одном человеке может соединиться сразу два темперамента, при этом один тип будет преобладать над другим. Изучая темперамент своего ребенка вовремя удастся понять причину конфликтов и в будущем их не допускать.
Что такое темперамент?
Каждый человек представляет собой особенный и индивидуальный организм. В нем бушуют определенные типы личности, которые влияют на настроение и психоэмоциональное восприятие.
Темпераментом принято считать индивидуальные психические особенности личности. Если обратить внимание на сразу нескольких людей, то можно заметить, что все они будут реагировать по-разному на одни и те же события в действительности.
Даже если посмотреть на детей, то все они разные, их реакции не похожи друг на друга. Дело здесь не только в положении в семье, но и в психоэмоциональном восприятии.
Ещё в Древней Греции известный врач Гиппократ смог синтезировать 4 типа личности, дав каждому характеристику. Он был уверен, что каждый человек соответствует тому или иному типу. Поняв к какой группе принадлежит личность, уже заранее можно прогнозировать реакцию на те или иные действия, поступки окружающих людей.
Тип темперамента
Для того, чтобы понять, к какому типу темперамента принадлежит ваш ребенок, стоит внимательно наблюдать за ним и его поведением. Постарайтесь подметить особенности характера чада. Уже исходя из них, можно сделать вывод о том, кем же является ваш сын или дочь.
Не переживайте, если не найдете точное описание. Возможно, в нем имеется смешение сразу нескольких типов.
Флегматик
Ребенок спокойный и осмотрительный. Растет малыш всем на радость и удивление, ведь он причиняет минимум беспокойства своим родителям. Все, что он делает, проходит изначально тщательный анализ и осознание.
За флегматиком редко можно заметить бурное проявление эмоций. Как правило, по нему непонятно радуется он или переживает. Из всех игрушек флегматик остановит свой выбор на спокойном варианте. Например, конструктор или настольная игра. Он будет долго играть в неё, не тревожа своих родителей.
Не стоит думать, что в это время малыш одинок или забыт. На самом деле, ему доставляет большое удовольствие такая спокойная и размеренная игра.
Флегматик не любит менять обстановку, друзей, обзаводиться новой компанией. Он привыкает к окружающей его обстановке и резко переживает потерю привычных для него вещей.
View this post on Instagram
УЗНАЙ ПРО СВОЕГО РЕБЁНКА ЧТО-ТО НОВОЕ. ⠀ Сегодняшний тест на определение темперамента вашего ребёнка. А завтра я дам рекомендации по воспитанию ребёнка с учетом его темперамента. ⠀ Алгоритм, как всегда, прост. ✅Ставьте ❤️. ✅ На основе наблюдения определите, как ведёт себя ребёнок в разных ситуациях. Для этого выберите вариант наиболее подходящий.
✅ Запишите варианты ответов. ✅ Идите за стрелочкой ⬇️, чтобы узнать результат теста. ✅ Напишите в комментариях какой тип темперамента у вашего ребёнка.
Посчитаем кого больше) ⠀ 1️⃣ Как ведёт себя ребёнок, когда возникает необходимость быстро действовать? а) включается легко, без бурных эмоций; б) включается очень активно и эмоционально; в)включается не спеша; г)включается медленно и осторожно.
⠀ 2️⃣ Как реагирует ребёнок на замечания взрослого? а) говорит, что больше не будет так делать, но через время делает тоже самое; б) не слушает и делает все по-своему, бурно реагирует на критику; в) молчит, внимательно слушает и рассуждает; г) обижается, молчит, долго переживает, плачет.
⠀ 3️⃣ Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях? а) быстро, прислушиваясь к словам других; б) очень быстро, никого не слушая; в) спокойно и уверенно; г) неуверенно, смотря на других. ⠀ 4️⃣ Как ведёт себя ребёнок в непривычном для нем окружение? а) легко ориентируется, активно интересуется всем, что его окружает.
б) возбужденно, иногда слишком взволнованно; в) спокойно, внимательно рассматривая все вокруг себя; г) слушается взрослых, смущается. . . . . . . . . . . . . . . . . . ⬇️ Если ребёнок чаще реагирует по типу «а», можно считать, что у него преобладают сангвинистические качества темперамента, по типу «б» — холерические, по типу «в» — флегматические, по типу «г» — меланхолические⠀
A post shared by Анастасия Прядко (@psychologist_anastasiia) on Feb 22, 2019 at 12:15am PST
Сангвиник
Таких детей сразу можно заметить в толпе. У них множество друзей, их любят окружающие. Это лидеры по своей натуре. Они легко заводят новые знакомства и очаровывают людей. С одной стороны, может показаться, что такое чадо – настоящий клад для родителей.
На самом деле, у них есть большой минус – не умеют доводить начатое до конца. Например, сангвиник никогда не сможет самостоятельно собрать конструктор. Он бросит дело, даже не дойдя до половины пути.
Сангвиники в школе могут хорошо учиться из-за природного дара схватывать все на лету и нравится окружающим, однако серьезных результатов им не удается добиться из-за природной лени и отсутствия усидчивости.
Сангвиники не держат обид ни на кого, поэтому в их окружении всегда много людей. Каждый день для них солнечный, именно из-за этого всем так нравится общаться с вечно радостным и лучезарным ребенком.
Меланхолик
Сдержанный и закрытый ребенок, который требует особых методов воспитания. Про меланхоликов можно сказать, что с детства они выглядят как взрослые люди со своими взглядами и позицией.
Меланхолики не любят что-то новое. Для них намного лучше забытое старое, чем новые вещи и предметы. Меланхолики не любят находиться в компании своих сверстников. Куда увереннее они чувствуют себя, если находятся в компании людей постарше, особенно взрослых.
Нередко можно встретить ситуацию, когда ко взрослым приходят гости, а ребенок-меланхолик не отходит от стола, слушая внимательно разговоры взрослых людей.
Холерик
Активные, темпераментные и шумные дети. Нередко именно таким приписывают диагноз гиперактивность. Это дети, которых легко завести с пол оборота. Достаточно показать новую игрушку или увлечь новой компанией.
Холерики быстро входят в новый коллектив, поэтому без труда ходят в садики и школы. Для них общение с людьми – это главная жизненная ценность. Дети холерики легко перевозбуждаются в связи с этим их очень сложно уложить на дневной сон, а ночью для того, чтобы уснуть, потребуется немало времени.
Холерики не сидят на месте. В них словно бы запущен заводной механизм, который никак не выключается. Эти дети становятся отличными спортсменами, ведь именно такой вид отдыха позволяет выбросить ненужную энергию и наконец-то расслабиться.
Как воспитывать ребенка по типу темперамента?
Нередко конфликты в семье случаются из-за непонимания двух поколений. Безусловно, родители хотят безоговорочного подчинения со стороны детей, а совсем маленькие крохи мечтают быть услышанными и понятыми.
Разрешить конфликт поколений могут лишь грамотные и мудрые взрослые, которые будут воспитывать каждого ребенка особенным образом, отталкиваясь от типа его темперамента и понимая, что любой кроха требует своего подхода.
Если ваш кроха флегматик
Флегматик обладает достаточно скудным количеством эмоций. Он зачастую серьезен и сдержан в своих проявлениях. Родители должны постараться зарядить своим зарядом сил и бодрости своего ребенка. Для этого почаще ему улыбайтесь и окружите его положительными событиями.
Например, отправляйтесь вместе на снежную горку или гуляйте почаще в парке. Окружайте малыша самыми простыми вещами, которые уже делают жизнь счастливой.
С таким ребенком не стоит забывать и про занятия физическим спортом. Возможно, ваша затея на первый взгляд ему не понравится. Но начните с самого просто. Не надо отдавать на бои или каратэ, достаточно будет обойтись плаванием или акробатикой. Эти виды спорта смогут развить в ребенке подвижность, которую он так не любит.
Ваш малыш сангвиник
Большой минус общительных и открытых сангвиников в том, что им не хватает упорства. Они никогда не доделывают дело до конца. Это может в будущем сыграть с ними злую шутку. Родители должны бросить все силы на воспитание подобных черт у своего ребенка. Для этого обязательны ежедневные занятия с малышом.
Ребенок сангвиник никогда не будет играть в настольную игру один. В этом случае должны позаботиться взрослые о воспитании усидчивости. Для этого введите за правило каждый день перед сном всей семьей собирать пазл или читать книгу.
Долгое время вам придется делать это вместе, но позже малыш наконец-то сможет посидеть и один. Для этого придется постепенно увеличивать время, которое ребенок сможет провести в одиночестве.
Ваш ребенок меланхолик
Самый обидчивый темперамент у ребенка. Он легко впадает в уныние и грусть. Родители должны как можно больше говорить с крохой о его чувствах. Меланхолик – человек с тонким душевным состоянием, поэтому его нельзя ругать и порицать при всех.
Делайте это в более мягкой форме. Поверьте, даже её он воспримет близко к сердцу. Постарайтесь научить ребенка отпускать свои эмоции и обиды, объяснив, что находясь в душе они приносят лишь расстройство и разрушение самой личности. Ребенок меланхолик требует аккуратного и терпеливого подхода со стороны родителей.
View this post on Instagram
Источник: https://vse-pro-detey.ru/kak-opredelit-temperament-rebenka/
Как определить темперамент у ребенка
Темперамент – это характеристика, которая дается ребенку с рождения. Она устойчива и меняется в течение жизни совсем немного. Темперамент ребенка стоит учитывать при выборе занятий для него. Таким образом, вы не растеряете его интерес к выбранной деятельности.
Темперамент ребенка не зависит от воспитания, он делает ребенка уникальным и проявляется в эмоциональной устойчивости в разных стрессовых ситуациях. Ребенка с «чистым» видом темперамента не существует, все типы темпераментов всегда немного смешаны в человеке.
Инструкция
Холерик
Этот тип темперамента отличается неуравновешенностью, агрессией, высокой возбудимостью. Дети – холерики решительны и бесстрашны. Они часто самостоятельны, всегда знают, чего хотят. Они не любят одиночества, а в компании стремятся быть лидерами.
Правильное воспитание должно проявить в таком ребенке инициативу, увлеченность и организованность. Холерики быстро включаются в игру, но также быстро им она надоедает. Поэтому важно занять такого ребенка активными, подвижными играми.
Но игры должны быть непродолжительными, с большим и резким выбросом энергии. Это может быть футбол, баскетбол, ритмичные танцы, соревнования. В воспитании таких детей нужно быть спокойными и терпеливыми.
Читайте ему добрые и спокойные книжки, не ругайте его, а объясняйте, что его поступок был плохим и неприятным для окружающих.
Сангвиник
Этот тип темперамента отличается непостоянством. Ребенок – сангвиник легко и быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эти дети любознательны, дружелюбны, активны, жизнерадостны. Они не обидчивы, быстро забывают обиды и перестают плакать.
Такой ребенок легко заводит новых друзей, любит компании, поэтому можно предложить ему коллективные игры. Это могут быть танцы, футбол, волейбол и т.д. В силу большой подвижности ребенка – сангвиника не стоит отдавать его в «сидячие» кружки.
Дети – сангвиники несобраны, часто рассеяны и несерьезны, но правильное воспитание поможет родителям проявить в нем целеустремленность в учебе.
Для привлечения внимания к учебе родителям такого ребенка нужно много заниматься индивидуально: читать книжки, смотреть развивающие мультфильмы, собирать конструкторы.
Флегматик
Этот тип темперамента отличается спокойствием и неторопливостью. Такие дети молчаливы, медлительны, спокойны к происходящему вокруг. Они любят постоянство: одни и те игрушки, своя личная посуда, хорошо знакомые люди. Фантазия таких детей развита слабо, поэтому не стоит оставлять ребенка самому себе, нужно постоянно заинтересовывать его новыми занятиями.
Дети – флегматики мало двигаются, любят поспать. Из-за этого спортивные игры их мало интересуют. Но такие дети упорные, всегда добиваются своих целей. Они стабильны, хорошо запоминают все новое. Такие дети усидчивы и поэтому для них подойдут такие занятия как рисование, лепка, аппликация, вышивание, музыка или бальные танцы.
Флегматиков очень трудно заинтересовать чем-то новым, но они с удовольствием играют в то, что хорошо знакомо.
Меланхолик
Этот тип темперамента отличается задумчивостью, непонятностью, замедленностью. Такие дети быстро устают, они малоподвижны, с трудом переключаются с одного занятия на другое. Если у ребенка – меланхолика плохое настроение, то это надолго.
Если его обидеть, то он будет долго плакать и глубоко переживать. Меланхолики бояться чужих людей и незнакомых обстоятельств. Но, привыкнув, с удовольствием общаются со сверстниками. Такие дети мягкие по характеру, отзывчивые, открытые. Им подойдут спокойные игры и занятия.
Они полюбят спокойные фильмы или передачи про животных, чтение книг, лепку или рисование. Такие дети в будущем могут писать стихи, которые будут наполнены совсем недетскими мыслями. Дети – меланхолики любят одиночество, часто играют одни.
Родители должны уделять им много внимания и заботы, дарить тепло и любовь.
Видео по теме
Полезный совет
Темперамент ребенка невозможно изменить. Правильно выбранные занятия помогут вашему ребенку преодолеть страхи и переживания в жизни.
Источники:
- Определение темперамента ребенка в 2019
Распечатать
Как определить темперамент у ребенка
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-867814-kak-opredelit-temperament-u-rebenka
Как определить темперамент ребёнка: типы, тесты, наблюдения
Темперамент – постоянная характеристика, которая даётся человеку с рождения. Она практически не изменяется на протяжении жизни. Чтобы правильно выбрать занятия для малыша и найти верный подход к детской личности, нужно знать, как определить темперамент ребёнка.
Типы темперамента
Темперамент представляет собой набор определённых психофизиологических особенностей, которыми наделила человека природа. Каждый индивид обладает конкретным типом темперамента, который зависит от вида высшей нервной деятельности.
Темперамент у ребёнка определяет его поведение и поступки на протяжении всей будущей жизни, поскольку характер малыша формируется на основе темперамента.
Темпераментные типы дифференцируют на 4 группы: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик. Древнегреческий философ Гиппократ дал названия этим типам ещё до нашей эры. Он утверждал, что человеческий организм содержит 4 жидкости, от преобладания которой и зависит тип темперамента.
Детям, относящимся к той или иной категории, свойственна активность либо медлительность, замкнутость либо общительность. Для того, чтобы научиться понимать своего малыша, и правильно реагировать на его поведение, нужно разобраться, как узнать темперамент ребёнка.
В детском возрасте естественные особенности проявляются ярко и интенсивно, происходит формирование основных черт характера, зарождение личности. Поэтому определить темперамент дошкольников гораздо легче, чем у взрослых. Взрослые люди контролируют свои эмоции, желания и поведение.
Как узнать темперамент малыша
Родителям не нужно выполнять какой-либо тест на темперамент, чтобы выявить его у крохи. Подобные исследования проводят воспитатели и школьные психологи для выявления психологических особенностей ребят, и определения методики воспитания и общения с ними.
В дошкольном периоде достаточно просто понаблюдать за поведением ребёнка в течение некоторого времени.
Влияние темперамента на детские поведенческие особенности можно проследить уже с самого рождения. Некоторые младенцы плаксивые, капризные, требуют постоянного внимания, другие же, наоборот, спокойные и умиротворённые, просто наблюдают за происходящим.
Для выявления темпераментного типа у дошкольника задайте себе несколько вопросов, ответы на которые определят характер малыша:
- в какие игры и как играет ребёнок – активно с друзьями, тихо в одиночестве;
- как воспринимает критику – со злобой, пониманием, обидой;
- какая у малыша манера общения со сверстниками – разговаривает как лидер, молчит, слушает;
- как реагирует на новые впечатления – сковывается, проявляет интерес, пассивен;
- как принимает решения – молниеносно, долго и нудно.
Каждый темпераментный тип характеризуется определёнными преимуществами и недостатками. Родителям важно знать природные особенности малыша, чтобы способствовать развитию его сильных качеств и компенсировать недостатки, заложенные высшей нервной системой.
Общие черты каждого темпераментного типа
Определение типа темперамента иногда проходит сложно, поскольку практически невозможно встретить тип темперамента, который бы не включал в себя черты, присущие другим типам. Обычно наблюдается смешение различных особенностей.
Это объясняется тем, что малыши начинают осваивать интересные им виды деятельности, практикуют коммуникативные навыки. Также накладывается воспитание родителей и влияние социума.
Детская деятельность контролируется родителями, которые корректируют некоторые поведенческие акты:
- побуждают флегматиков к активным действиям;
- стимулируют социальные умения меланхоликов;
- настраивают холериков на дружелюбное отношение к другим членам общества.
В такие моменты каждый ребёнок может проявлять черты сангвиника. Но при более длительном наблюдении становятся очевидны преобладающие качества малыша.
Дети-сангвиники
Они ловкие и активные, часто и с удовольствием едят. Их отличительная черта – непосредственность, они с лёгкостью находят новых друзей, и любят общаться. Одиночество для них неприемлемо, для них обязателен партнёр для игр. Такие ребята часто улыбаются и смеются.
Из отрицательных черт характера выделяют поверхностность.
Дети сангвинистического типа не способны долго удерживать внимание на одном предмете. Им быстро надоедают старые игрушки, мультфильмы, книги. Они требуют новых эмоций и впечатлений.
Дети-холерики
Энергичные малыши, постоянно чего-то желающие. Для воплощения желаний они сами стараются и требуют того же от других. Холерики капризны, крикливы, эмоциональны. У них часто и резко меняется настроение.
Приём пищи у таких детей обязательно должен сопровождаться любым увлекательным занятием, например, просмотром мультфильмов.
Холерик ненавидит проигрывать и быть на вторых ролях, в любой ситуации он должен быть победителем. Этот перфекционизм мешает крохе нормально общаться со сверстниками, регулярно возникают конфликтные ситуации.
Иногда им тяжело понять, как себя вести: им необходимо общение, но неуравновешенные действия не позволяют наладить продолжительные дружественные отношения.
Малыши ежедневно устраивают истерики, топают ногами, показывают агрессию. Поводом для подобного раздражения является любая незначительная мелочь: просьба идти спать либо заняться чем-то другим.
Дети-флегматики
Флегматичность сопровождается инертностью, спокойностью, медлительностью. При таком типе ребёнку важно постоянство распорядка дня, ему тяжело резко менять планы.
При нарушении привычного порядка малыш впадает в истерику, становясь похожим на холерика. Такие детки хорошо спят, быстро засыпая.
Флегматик ест все блюда с удовольствием, доедая каждую порцию до конца. Он начинает разговаривать немного позже своих сверстников, но очень рано проявляет любовь к музыке. Услышав мелодичные ритмы, дети танцуют им в такт. Любят слушать сказки, быстро запоминают.
К отрицательной черте характера относится чрезмерная медлительность, которая многих раздражает.
Будучи погружённым в свои мысли, ребёнок может не слышать обращений к себе. Флегматикам тяжело подстроиться под другой ритм жизни.
Дети-меланхолики
Нервная деятельность таких деток протекает не спеша, торможение доминирует над реактивностью.
Для того, чтобы сменить вид деятельности, им нужен некоторый период времени. Они долго засыпают (ближе к полуночи) и не могут быстро встать с постели.
Такие малыши нуждаются в мягкости, в постоянной заботе и опеке.
Меланхолики не нуждаются во множестве друзей, им достаточного и одного. Если компаньона для игры не нашлось, ребёнок с удовольствием поиграет один. Они любят складывать пазлы, читать, разгадывать головоломки, рисовать.
Дети меланхолического типа имеют таланты в сфере творческой деятельности, любят музыку, пение. При необходимости они самостоятельно разберутся в интересуемой теме. Меланхолики высоконравственны и обязательны.
Индивидуальный подход в методике воспитания
Темпераментный тип особым образом влияет на формирование детской личности, каждая из которых нуждается в индивидуальном подходе.
Родители, воспитатели и учителя должны понимать, что их реакция на поведение ребёнка влияет на его душевную организацию. В воспитании нужно учитывать пассивность и активность детей.
Особенно тяжело приходится родителям, воспитывающим холериков. Таких детей нужно постоянно чем-то занимать, развлекать.
Чтобы не допускать агрессии и истерик, важно не срываться самим. Мягко реагируйте на их требования, оставайтесь спокойными, сохраняйте самообладание.
Активность сангвиников требует корректировки, временами притормаживайте малыша, помогите ему сосредоточиться. Только любимые занятия могут заставить таких детей затихнуть на непродолжительное время.
Поскольку флегматики медлительны, то нужно тренировать быстроту их реакции. Поиграйте с ребёнком в игры на время, если он долго занимается чем-то одним, предложите сменить вид деятельности, заинтересуйте кроху.
Меланхолики требуют гиперопеки, но, чтобы не вырастить эгоиста, иногда нужно отстраняться. Запишите ребёнка на танцы, там он займётся любимым делом, и попрактикует навыки общения.
Заключение
Для того, чтобы определить темперамент ребёнка, нужно понаблюдать за крохой, оценить его отношения со сверстниками.
Эта информация необходима родителям для осознания личности малыша, знакомства с его интересами и страхами. Зная темпераментный тип, можно легко наладить контакт с ребёнком, быстро корректируя возникающее недопонимание.
Источник: https://its-kids.ru/temperament-rebyonka.html