День славянской письменности и культуры. Сценарий для начальных классов
24 мая – день славянской письменности и культуры
Сценарий ко Дню славянской письменности и культуры для младших школьников “В гостях у мастеров народных промыслов “
Учитель. Ребята, мы долго готовились к этому дню. В течение года на классных часах мы с вами заочно побывали в старинных деревнях, где искусные мастера делают глиняные и деревянные игрушки. Вы сами попробовали быть мастерами и сделали игрушки из глины.
А сегодня мы подводим итог нашего путешествия. Вы собрали большой материал об этих игрушках. Большое спасибо вашим родителям за то, что они вместе с вами учились росписям, за глину, которую они приготовили и принесли нам для работы. И вот сегодня у нас большой праздник.
Мы на ярмарке народного творчества.
Что такое ярмарка? Это праздник, на котором искусные мастера продают свою продукцию. Выступают артисты, кукольный театр, работают аттракционы, карусели и даже бывает поводырь с медведем. Итак, отправляемся в прошлое. Закрыли глаза: раз, два, три!
Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем.
Давно мы вас ждем-поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
(Дети изображают карусель. Звучит песня В. Леонтьева “Ярмарка “.)
Скоморох 1.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Скоморох 2.
Эй! Не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Скоморох 1.
И со всех концов Земли
Все на ярмарку пришли!
Народ собирается!
Наша ярмарка открывается!
Скоморох 2.
Ярмарка, ярмарка!
Подходи, выбирай,
И на память забирай!
(На сцене продавцы дымковской игрушки.)
Продавец 1.
Угодно купить?
Могу уступить.
Скоморох 1.
Игрушки – диво,
Изящны, красивы!
Продавец 2. Прибыли мы из старинного русского города Вятки. А торгуем дымковскою игрушкою.
Продавец 1.
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Серости сырой,
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Продавец 2.
Она глядит не прянично —
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте, охра с суриком
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Продавец 1. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Хлыново, так раньше назывался город Вятка.
Продавец 2.
Ведь игрушки самые яркие —
Украшения ярмарки.
Продавец 1.
Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Продавец 2.
Утка Марфутка
Бережком идет,
Уточек Марфуточек
Купаться ведет.
Продавец 1.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спинке Егорка.
Продавец 2.
Индя-индя-индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой —
Красный, белый, золотой.
(Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники “. В окне сказочного дома появляется Петрушка.)
Петрушка.
Здравствуйте, ребята!
Узнаете меня?
Я веселая народная игрушка,
А зовут меня…
Дети. Петрушка.
Петрушка.
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.
Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.
А теперь, ребята, угадайте, кто пришел со мной.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети. Матрешка.
Матрешка 1. Это наша матрешка, ей почти 100 лет.
Матрешка 2. Впервые куклу сделали в мастерской под Москвой.
Матрешка 3. Игрушка всем понравилась. И первая игрушка состояла из восьми фигур.
Матрешка 4.
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер:
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
Матрешка 5.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза,
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну так пой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ “.
Матрешка 6.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Матрешка 7.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
Об искусном мастере-творце!
(Танец “Матрешки “.)
Скоморох 1.
Малые ребятушки,
Ярмарке порадуйтесь,
Пряничком, бараночкой,
Крендельком побалуйтесь!
Скоморох 2.
Эй, ребята, в бубны бейте!
Вы ладоши не жалейте.
Поиграйте на гармошке,
Постучите нам на ложках.
Скоморох 1.
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!
(На сцене появляются продавцы хохломы.)
Продавец 1. А вот деревянные стол, стул, полки, чашки, плошки, ложки.
Продавец 2. Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек.
Продавец 1. Срубил себе избу, сделал мебель, посуду. Однажды прилетела к нему Жар-птица, и он накормил ее пшеном. Когда Жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды – и она стала золотой.
Продавец 2.
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
Продавец 1.
По золоту фона
Затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется —
Попробуй, сумей-ка.
Продавец 2.
А где-то Кудрины
По черному полю
Мерцают, как звезды,
В небесном раздолье.
Продавец 1.
Еще характерен
Для всей хохломы
Чудесный рисунок
Волшебной травы.
Скоморох 1.
А вот посмотрите – знакомый сюжет.
Узнали вы сказку? Узнали иль нет?
Скоморох 2.
Вам мамы ее рассказали когда-то,
Сейчас эту сказку напомнят ребята.
(Инсценировка сказки “Курочка Ряба “.)
Скоморох 1.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев их впервые,
Каждый удивится.
Скоморох 2.
Чудо на фарфоре —
Синяя купель.
Это называется
Просто – роспись гжель.
(На сцене продавцы гжели.)
Продавец 1.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Продавец 2.
Известно всем в народе
Ее названье – гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Продавец 1.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
Продавец 2.
У каждого художника
Есть свой узор любимый.
И в каждом отражается
Сторонушка родимая.
Продавец 1.
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние
И мастерство волшебное
Достойны восхищения.
Продавец 2.
Из этих чашек с розами
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.
(Звучит песня В. Леонтьева “Ярмарка “. Дети изображают карусель. На сцене продавцы городецких игрушек.)
Продавец 1.
Мы ребята озорные!
Продавец 2.
Мы ребята удалые!
Продавец 1.
Всех на ярмарку зовем!
Продавец 2.
Мы игрушки продаем!
Продавец 1.
А ну, честной народ!
Подходи посмелей!
Покупай товар, не робей!
Продавец 2.
Не ходите никуда,
Подходите все сюда!
Продавец 1.
Привезли вам поклон
И подарки свои
Со сторонки родной,
Где живут журавли.
Продавец 2.
С мест, что Волгой омыты,
Где рассвет золотой,
Где умыты ракиты
Голубою водой.
Продавец 1.
Городецкая роспись —
Как ее нам не знать
Здесь и жаркие кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Что нельзя описать.
Продавец 2.
Здесь такие сюжеты,
Что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись —
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
(Появляется Поводырь с медведем.)
Поводырь.
Расступись, народ честной,
Идет медведюшка со мной!
(Медведь кланяется.)
Поводырь.
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
Медведюшка, ты петь умеешь?
(Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подает медведю гармошку, просит спеть, да погромче. Медведь берет гармонь, начинает играть. Поет беззвучно, широко раскрывая рот.)
Поводырь. Больно тихо ты поешь. А вам слышно?
Дети. Нет!
Поводырь. Попросите медведюшку, пусть громче споет!
(Дети просят медведя петь погромче. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками уши. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.)
Поводырь. А теперь, покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!
(Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.)
Поводырь. А как, Миша, малые дети любят горох воровать?
(Медведь ползет в сторону, плюхается.)
Поводырь. Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!
(Медведь надевает на голову косынку и берется за ее концы. Звучит мелодия русской народной песни “Из-под дуба, из-под вяза “. Пляшет: идет вперевалочку по кругу, кружится, неуклюже припадая на одну ногу, попеременно выбрасывает ноги вперед, снова кружится, припадая на другую ногу. С окончанием музыки садится на пол.)
Поводырь. Уж Мишутка утомился!
И народу поклонился!
(Медведь кланяется, и Поводырь его уводит. Дети выстраиваются в одну линию и поют частушки.)
Все.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Хохлома.
Золотая хохлома,
Ею все любуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Гжель.
В Гжели делают посуду —
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Дымково.
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Городец.
Любовались гости чудом,
Громко восхищалися —
Городецкой красотой
Сраженные осталися.
Матрешки.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Ученик. А эти игрушки мы сделали сами, своими руками!
(Выставка игрушек, сделанных детьми, общее чаепитие.)
Источник: http://www.slavkrug.org/den-slavyanskoj-pismennosti-i-kultury-scenarij-dlya-nachalnyx-klassov/
Сценарий мероприятия к дню славянской письменности и культуры
Иван Бунин «Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь. (Читает Хорохордина Вика, слайд заставки)
СЦЕНАРИЙ
лингвистического праздника, посвящённого
ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
(На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором буквы славянского алфавита)
1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.
Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита — великих просветителей Кирилла и Мефодия.
2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке — богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.
1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.
2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.
1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами — учителями веры в Бога.
2-й ведущий: Братья — Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец — болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.
1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.
2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.
(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)
“Кирилл”: Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.
“Приезжий человек”: Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня.
Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами.
Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.
“Кирилл”: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.
“Приезжий человек”: Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.
(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)
1-й ведущий: Через год приезжий человек повстречал Кирилла.
“Приезжий человек”: Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?
“Кирилл”: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.
“Приезжий человек”: Как можно самому научиться незнакомому языку?
“Кирилл”: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.
(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)
2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне — теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.
1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.
2-й ведущий: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.
1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности — непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату — Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником.
Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы.
Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.
2-й ведущий: После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости.
А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором.
Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.
1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!
( «Кириллица» читает Кривошейцева Карина)
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрёл у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» — заявила Вселенной,
«Я есмь!» — заявила векам.
1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.
2-й ведущий:
Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.
1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.
2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.
1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Якунина Оля и Суханов Паша
Якунина Оля
В колокола трезвонил Рим,
Поплыли бронзовые звуки.
Детей славянских перед ним,
Читавших медленно: аз, буки,
Видение вставало зримо,
И чудо тонких строчек плыло…
Суханов Паша
И мудрый сеятель изрек:
«Взошли на ниве семена
И стала полем целина,
Рукой засеянная щедрой»
2-й ведущий:
После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка.
Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.
1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.
Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,
М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…
2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:
Знать на ять – знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
Стоять фертом — стоять руки в боки, как буква Ф
Сперва аз да буки, а потом и науки – т. е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.
1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского
Читает Дементьев Саша
«Старославянский язык»:
Отчего, обжигая горло,
Разбирая часами подряд
Сочетания «оло»и «оро» —
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
«Человек некий име два сына…»
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян…
Сто-ро-на.
Го-ло-са.
До-ро-га.
Я усвоил твёрдо азы:
С давних лет к открытости слога
Тяготел славянский язык!»
2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.
(Ведущий показывает на стенде названные буквы)
2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.
Это буквы “Й” и “Ё”.
(Показывает на стенде)
1-й ведущий: В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.
(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)
2-й ведущий: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, содержит оптимальное количество букв — 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” — двумя «sh».
В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jа]-я, [jу]-ю.
1-й ведущий: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.
2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:
» Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!
1 –чтец – Шестакова ЛераПо широкой Руси – нашей матушкеКолокольный звон разливается.Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.
2 чтец – Чесовских Андрей
Вспоминают Кирилла с Мефодием,Братьев славных, равноапостольных,В Белоруссии, Македонии,В Польше, Чехии и Словакии.Хвалят братьев премудрых в Болгарии,В Украине, Хорватии, Сербии!
3 чтец – Степкин Дима
Все народы, что пишут кириллицей,Что зовутся издревле славянскими,Славят подвиг первоучителей,Христианских своих просветителей.
1-ведущий: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев — просветителей:
Источник: https://pandia.ru/text/79/008/16199.php
Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры
Звучит праздничный колокольный звон.
Воспитатель:
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Демонстрация наскальных рисунков)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Демонстрация наскальных символов-букв)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)
Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл ( в миру Константин) и Мефодий ( в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником.
Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки.
24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя.
В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу.
В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
(Изображение первых книг)
В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.
Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.
(Изображение: Берестяные грамоты)
На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.
С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.
(Изображение:. АЗБУКА)
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Идти в науку – терпеть муку. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить – век киснуть.
Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.
(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.
В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада — знак вечной памяти.
С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.
Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.
(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Источник: http://scenarij-doshkolnikam.ru/scenarij-prazdnika-ko-dnyu-slavyanskoj-pismennosti-i-kultury/
Сценарий День славянской письменности и культуры в начальной школе
Цели: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, привычки к полезной деятельности.
Ход праздника.
Воспитатель:
Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, в сказочную страну букв. Они отмечают свой день рождения и приглашают нас в гости (звучит музыка, дети строятся в колонну, «паровозиком»).
Воспитатель:
Посмотрите, какой чудо-поезд у нас получился.
В поезд можете садиться.
Очень скоро он помчится
От границы до границы,
По степям до синих гор
На зеленый светофор (дети рассаживаются )
Воспитатель:
Для того, чтобы отправиться в путь, нам нужна карта, с помощью которой мы с вами будем путешествовать по сказочным городам.
(Воспитатель объясняет работу по карте)
Воспитатель:
Вот первый город, в который мы отправимся из детского сада. В нем живут буквы, поэтому он называется АБВГДейка.
Воспитатель:
В город АБВГДейка мы спешим.
Путь сегодня нам открыт,
Опоздать никак нельзя,
Отправляемся друзья! (дети под музыку отправляются в путь)
Воспитатель:
Ребята, мы с вами приехали в город. Посмотрите как здесь интересно. В нем живут разные буквы: старинные и русские. А где же они?
Вот они, посмотрите — это русские буквы, (выходят дети — буквы)
Буква А:
Всем известна буква А .
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Буква О:
Буква О — луна и солнце,
В доме круглое оконце,
И часы и колесо-
И это, кажется, не все.
Буква Б:
Веселый толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква Б.
Буква В:
В — буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Воспитатель:
Спасибо вам, дорогие буквы за ваши красивые стихи. Ребята, вам понравились буквы?
Дети: Да!
Воспитатель:
А есть еще и другие буквы, которые были раньше. Вот они. (дети рассматривают азбуку Кириллицы)
Воспитатель:
Посмотрите на эти буквы. Они вам знакомы?
Дети:
Немного не понятны.
Воспитатель:
Это буква «Аз», на нее похожа наша русская буква «А». Это буква «Буки». На неё похожа наша буква «Б». Это «Веди». На неё похожа буква «В».
Воспитатель:
Ребята, а придумали все эти буквы два брата — Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать книги, читать.
Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы, дети зажигают свечу). Ребята, посмотрите на эту икону.
На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Воспитатель:
Что держит в руках св. Кирилл?
Дети:
Азбуку.
Воспитатель:
Правильно , это старинная азбука. Они учили со всеми людьми эти буквы и благодаря им, люди научились писать и читать, узнали много нового. Воспитатель:
А сейчас, ребята нас приглашают буквы поиграть с ними. Послушайте загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный (Арбуз).
С веточки на веточку прыгает,
Ловкая, проворная, а не птица (Белка).
Без рук, без ног, а ворота открывает (Ветер).
Без рук, без топорёнка построена избёнка (Гнездо).
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Воспитатель:
Молодцы, дети, умеете разгадывать загадки. Какой хороший город АБВГДейка, сколько нового мы узнали здесь! Загостились мы. Пора нам дальше двигаться в путь-дорогу. Мы снова отправимся в путешествие на поезде. Давайте посмотрим на нашу карту! Куда нам показывает стрелка? Дети:
На книги.
Воспитатель:
Правильно ребята, мы едем в очень интересный город книг.
Пора друзья, пора нам дальше.
Гудит гудок без всякой фальши .
Внимание, мы приехали в город книг. Мы уже с вами знаем, что Кирилл и Мефодий придумали буквы, а другие люди с помощью этих букв пишут книги. Посмотрите, сколько здесь книг! Эти книги написаны буквами, которые придумали два святых брата.
Эта книга называется «Псалтирь». Эта — «Требник», в этой книге написаны особые молитвы, которые люди читают на разные случаи жизни. А это православная азбука, она так называется потому, что все её буквы и слова говорят о Боге, о вере в Него.
Воспитатель:
Ребята, а давайте мы с вами тоже попробуем составить книги. Перед вами лежат книжные листы. Они разные по цвету. Нужно собрать листы одного цвета и скрепить их лентой (дети собирают книги).
Воспитатель:
Молодцы, ребята, какие красивые книги у вас получились!
Воспитатель:
Вот и следующий город — Умелые ручки. Здесь мы с вами будем мастерами. И, как Кирилл и Мефодий, украсим первую букву своего имени.
Оля, на какую букву начинается твоё имя?
Ребята, как вы думаете, чем мы можем украсить буквы? (узором, цветами) (показать на доске элементы, которыми можно украсить) Посмотрите, как я украшу свою букву. Моё имя начинается на букву Т (дети украшают свои буквы.)
Ребята, какие красивые буквы у вас получились. Покажите их гостям. (показывают буквы)
Воспитатель:
Катя, трудно тебе было придумывать узор? (ответ) Теперь вы знаете, как сложно было Кириллу и Мефодию придумывать такие красивые буквы. Давайте в честь праздника Кирилла и Мефодия подарим эти буквы гостям. Ну вот, дорогие ребята, наше путешествие закончилось.
Чтение рассказа.
Источник: http://scenarij-na-jubilej.ru/maj/scenarij-den-slavyanskoj-pismennosti-i-kultury-v-nachalnoj-shkole/