Внеклассное мероприятие на тему: масленица, 3 класс. сценарий

Внеклассное мероприятие на Масленицу в начальной школе, 3 класс

Звучит музыка П.И. Чайковского «Масленица». На сцене устроена импровизированная горка. Выбегают ребятишки, поливают горку водой, утрамбовывают лопатками, бросаются снежками (из ваты) и приговаривают (на фоне музыки):

1 ребенок:

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости

На широкий двор.

На горах покататься,

В блинах поваляться.

2 ребенок:

Уж ты моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трех матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Музыка стихает, и дети как бы замирают.

Учитель: Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, много заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем поверхностно.

К сожалению, это очень плохо, что мы стали забывать многие традиции, обряды, праздники, без которых люди раньше не могли обходиться. Сегодня мы попытаемся окунуться в прошлое: в то время, когда еще жили наши прабабушки и прадедушки, и посмотреть, как складывалась их жизнь, их быт, их традиции.

Мы попытаемся воспроизвести некоторые моменты самого веселого праздника «Масленицы».

«Оживают» дети и по одному говорят, давая исторические справки.

Ученик 1: Не было на Руси семьи, дома, двора, селения, города, где бы ни отмечали масличную неделю.

Ученик 2: Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно.

Ученик 3: В народе её называли и «веселой», и «широкой», и «обжорной», и «разорительницей».

Ученик 1: Она справлялась уже с загадом на весну. Древний смысл был в том, чтобы масленичным изобилием вызвать достаток в будущем.

Ученик 2: Масленица христианским праздником не является. Это праздник народный, разгульный.

Ученик 3: Христианского только и было у Масленицы, что запрет мясной пищи в течение семи дней да Прощеное воскресенье.

Ученик 1: С первых дней Масленицу справляли как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее.

Ученик 2: Масленица — это праздник семи дней. И каждый день имел своё название и приметы.

Обратите внимание

Дети достают спрятанные маски, одевают их, тулупы, рожки, хвосты и открывают самодельный календарь.

Ученик 3: Понедельник — «Встреча». В деревнях ряженые заходили в избы, зазывали всех на улицу. Народ делал чучело Масленицы, которое сжигали в конце масленичной недели.

В этот день полагалось устраивать и раскатывать ледяные горки — чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Еще, чтобы лучше росли растения, качались на качелях — чем выше, тем лучше.

В Москве справляли Масленицу у Красных ворот. И здесь сам царь Петр Великий открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами.

Ряженые подходят к детям, сидящим в зале с песней «Как у бабушки козёл» и образуют хоровод. Далее все зовут Масленицу:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных

Живет Масленица 7 деньков

Оставайся 7 годков.

Звенят колокольчики. Входит Масленица с нею свита: лесные звери и птицы, несущие символ солнца — украшенный лентами круг на палке.

Ведущий учитель: Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте, гости любезные! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица:

Здравствуйте, люди добрые!

Я пришла к вам всего на 7 дней.

Себя показать и других посмотреть.

Первый день мой был в пути.

Ко всем, кто меня позвал, я зашла.

А второй мой день назывался «заигрыш».

Вторник — «заигрыш». В этот день начинались веселые игры, а за потеху и веселье угощали блинами.

Ученик 1: Крестьянские дети в этот день показывали свои таланты. Когда к ним заходили ряженые, они одаривали своих гостей чем-нибудь: чаще сладостями, реже деньгами.

Ряженые: Пойдемте вон в тот дом, посмотрим, как народ веселится.

Танец «Кадриль».

Ученик 2: Очень веселые люди здесь живут. Давайте поиграем в этом доме в одну старинную игру, чтобы изгнать на целый день год скуду и нужду. Для этого мы должны нарядить веники-голики и размести нечесть. Если скуда и нужда в доме заведется, худобой к земле пригнет.

Игра «Веник-голик».

Ученик 3: Среда — «Лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. Именно русские блины были символом этого праздника. Давайте мы все вместе споем песню «Блины».

Песня «Блины» с подтанцовкой.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Растворили на дрожжах —

Не удержишь на вожжах.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блиночки мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

На поднос блины кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Масленица:

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ученик 1: Вы тоже сегодня полакомитесь блинами, если ответите на мои вопросы.

1. Как вы думаете, почему блины круглые?

2. Из чего можно приготовить блины?

3. С чем можно подать на стол блины?

Ученик 2: И игры в старину были масленичные, вот одна из них. Игра «Сковорода». На линии расчерченного круга становятся дети и берутся за руки. Затем с помощью рук они начинают перетягивать друг друга, чтобы втолкнуть кого-нибудь в круг. Кого втолкнули, тот — блин. Он выполняет волю играющих. А воля такая: «Назови пословицы о Масленице, о весне, о труде».

Если «блин» затрудняется, то можно предложить продолжить пословицу:

• Скучен день до вечера, коли… (делать нечего).

• Без дела жить — только небо… (коптить).

• Поленишься — и хлеба … (лишишься).

• Поработаешь до поту, так поешь … (в охоту).

• Кто как работает, тот так и … (ест).

• Чтобы рыбку съесть, надо в воду … (влезть).

• Кто рано встаёт, тому Бог… (подает).

Зазывала:

А ну-ка едоки,

Подходи с правой руки,

Подходи с левой руки,

С блинами справиться помоги!

Конкурс «Кто быстрее съест 3 блина».

Ученик 1: Четверг — «широкий» или «разгуляй четвержок». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, в селах устраивают катания на лошадях «по солнышку», т.е по часовой стрелке вокруг села.

Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежной крепости.

Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Начинается широкая Масленица, гости приглашались и принимались со всех волостей. Гости нарядные ездили от родни к родне. Встречи сопровождались песнями, частушками, хороводами.

Скоморох: Выходите на круг парни с девками, да порадуйте вы праздник наш-то припевками.

Частушки:

Как на масленой неделе

Со стола блины летели,

И сыр, и творог —

Все летело под порог.

Я в деревне живу,

Блины, пряники жую.

Я частушек много знаю

И сейчас для вас спою.

Мы до полночи гостили.

Нас домой не отпустили,

Оставляют ночевать,

Завтра снова чаевать.

Ты куда «Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!»

А Ванюша отвечает:

«Заготавливать овес!»

Девочки-беляночки,

Где вы набелились?

Мы вчера коров доили,

Молоком умылись.

Говорят, гармонь не в моде,

В моде электроника.

Но живет еще в народе

Русская гармоника.

Я у тещи был в гостях —

Переменна пища.

Утром блин, в обед блинок,

А вечерком блинище.

Ахи, ахи, ахоньки!

У нас парни махоньки.

Из-за елок, из-за пней

Не видать наших парней.

Пошла плясать

Бабушка Авдотья.

Доплясалась до того —

Сапоги влахмотья.

Девочки, девчоночки,

Проели все печеночки,

Хожу я без печеночек,

А все люблю девчоночек.

Хорошо, девчонка, пляшешь,

Хорошо и ботаешь.

Посмотреть бы на тебя.

Каково работаешь?

Эх топнула я

И притопнула я,

Съела 46 блинов

И не лопнула.

А я чайничила,

Самоварничила,

Всю посуду перебила —

Накухарничала.

На веселое гулянье

Я пришла без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Еще долга два мешка.

Скоморохи (по очереди):

Ой, вы гой еси.

Люди добрые

В деле славные

И хоробрые,

Продолжаем пляски

Хороводные,

Продолжаем игрища

Народные».

Хоровод «Чижик-пыжик».

Чижик-пыжик, где ты был?

На Фонтанке водку пил?

Выпил рюмку, выпил две,

Закружилось в голове.

Люблю Катю, Катерину.

Катя, Катя, Катерина,

Нарисована картина,

Катя гладью вышивала

И иголочку сломала,

Раз, два, три, четыре,

Меня грамоте учили,

Не считать, не писать, а

Узоры вышивать.

Офицерик молодой,

Проводи меня домой.

Мой дом на горе,

Три окошка во дворе.

Чижик, Чижик,

Чижачок,

Деревенский мужичек.

Мы тебя растили,

Мы тебя поили,

На ножки поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хошь,

Выбирай, кого захошь.

Зазывала:

Конкус следющий веселый

Пропустить никак нельзя.

Ванька пляшет, Манька пляшет,

Сотрясается земля.

Конкурс на исполнение «Барыни».

Зазывала:

Выходите силачи,

Не сидите на печи!

Важно

Проводится конкурс «Богатыри». Мальчики выполняют упражнения с гантелями, отжимание и подтягивание.

Скоморох: Пятница — «Тещины вечерки». В этот день зять едет к «теще на блины», а теща зятя привечает, угощает. Тещи и тести устраивали им испытания.

Как на масленице все с уловками —

Блины тещины, да золовкины.

Группа мальчиков изображают зятьев.

Теща:

Скажите, зятьюшки, мне всю правду,

Кто на свете милее.

Али тесть, ал и теща,

Али жена молодая?

Зятья с разной интонацией отвечают:

Теща милее для привета.

Жена молодая — для совета.

А маменька родная милее всех на свете.

Теща: Ах, и хитрецы. Ну, испытать я вас должна. Развеселить меня вы сумеете? Мелодии мною задуманные отгадаете?

Звучат несколько нот старинных русских мелодий, зятья отгадывают. Отгадавшему — блин.

Мелодии песен «Ой, мороз, мороз!», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Утушка», «А я по лугу», «Я на горку шла», «То не ветер ветку клонит», «При лужку», «Калинка».

Масленица: Суббота — «Золовкины посиделки». Все ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять на угощенье — бесчисленные блины. В субботу приглашали к себе своих знакомых и родных золовки, молодые невестки или будущие жены, невесты. Невесты созывали своих подруг, с ними пели песни и одаривали всех подарками.

Инсценированная песня «Красный сарафан».

Масленница: Воскресенье — «Проводы Масленицы» или «Прощеный день». В этот день просят прощение у родных, знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют, пляшут, провожая широкую Масленицу.

Ряженые: В воскресенье народ прощался с Масленицей. Катание с горок, песни, шум и гам, бои продолжались до вечера.

Зазывала:

Мужиков, парней, ребят

Вызываем на канат.

Десять слева, десять справа —

Только мускулы трещат.

Конкурс «Перетягивание каната».

Ученик 3: В заключение всех этих затей сжигали чучело, изображающее Масленицу, под пение подходящих песен, под громкие крики:

Группа детей:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Пошла бабка по маслу,

Жених по невесту.

Лилася вода на крутые берега

У Спаса бьют,

У Николая звенят,

У нашего Егора

Часы говорят,

Выговаривают,

Да вызвенькивают,

Да выбренькивают,

Да вытетенькивают.

Учитель: Все затеи и веселья продолжались только до вечера. Как только начинали звонить к вечерней службе, веселье обрывалось. После вечерней службы начинали просить прощение у родных, у соседей. Все прощали друг другу обиды «Простите меня, пожалуйста, если в чем-то виновата». Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном.

Масленица:

Я гуляла с вами, теперь села в сани.

Пела и плясала, больно я устала.

Кончилось весельице, беритесь за делице —

Направляйте сошенку выехать на пашенку,

А со мной проститься, блинами угоститься.

Масленица и свита уходят, прощаясь с ребятами. Учитель приглашает всех угоститься блинами. Звучит веселая плясовая. Скоморохи завершают праздник.

Скоморох 1:

А в конце для вас сейчас

Затеваем перепляс.

Подходи сюда, народ,

Тот, кто пляшет, тот вперед.

Скоморох 2:

Среда да пятница

Прощай наша Масленица,

Подошел Великий пост,

Оборвал Масленице хвост.

Скоморох 1:

Ой, Масленица!

Обманщица!

Ой обманула, довела,

Да горькой редечки дала.

Скоморох 2:

Масленица обманула, сама удрала,

Зимушку увела!

Скоморох 1:

Масленица, воротись,

В Новый год покажись!

Скоморох 2:

Воротись через годок,

А то не пустим на порог!.

Скоморох 1:

Масленица с огнем ушла,

Читайте также:  Конспект игры по математике во 2 младшей группе

Зиму за собой увела.

Скоморох 2:

Придет весна с радостью,

С великой милостью,

Скоморох 1:

Сольном высоким,

Скоморох 2:

С корнем глубоким,

Скоморох 1:

С дождями сильными,

Все вместе:

С хлебами обильными.

Внеклассное мероприятие на Масленицу, 5-6 класс. Сценарий

Сценарий на Масленицу для младших школьников

Внеклассное мероприятие на Масленицу для 2 класса. Сценарий

Внеклассное мероприятие на тему: Масленица для 1-4 классов

Внеклассное мероприятие на тему: Масленица, 5 класс

Источник: https://razdeti.ru/yenciklopedija-prazdnikov/maslenica/vneklasnoe-meroprijatie-na-maslenicu-v-nachalnoi-shkole-3-klas.html

Внеклассное мероприятие «Масленица»

М А С Л Е Н И Ц А

Цель: ознакомление учащихся с традициями, обрядами празднования  Масленицы, возрождение народных традиций; привлечение родителей к проведению и подготовке праздника; развитие в детях актерского мастерства; укрепление здоровья; умение работать коллективно обучающимся 1-9 классов; создание праздничного настроения; расширение кругозора детей.

Оборудование: кукла масленицы, праздничные газеты, ленты, рисунки детей, тематические картинки, костюмы для актёров, народная музыка (ноутбук, баян), столы с угощением (блины, самовар…).

Ход праздника:

Под звуки веселой народной музыки выходит ведущий.

— Собирайся, народ! В гости Масленица ждет.

Приглашаем всех, кто любит веселье и смех.

Ждут вас песни, пляски, шутки

Скучать не дадим ни минутки.

Масленицу открываем!

Веселье начинаем!

В этом году Масленицу мы встретили 12 февраля, а проводим в воскресенье, 18 февраля.

Ну что же, встречаем нашу Масленицу! /Под музыкальное сопровождение вносят чучело Масленицы/

— Вот и приехала Масленица!

Вот и приехала широкая!

Здравствуй, здравствуй, богатая гостьюшка!

Наша Масленица дорогая!

Она гостьюшка годовая. Выходят девочки / 4 класс/, исполняют песню «Разрумяными блинами»

Разрумяными блинами Мы весну встречаем с вами, Чучело зимы сжигаем, В хороводе распеваем Здравствуй, милая весна, Мы с тобой соседствуем.

Здравствуй, красная весна, Мы тебя приветствуем. Ароматными блинами Мы весну прославим с вами, Всё в природе оживает, Хитро солнышко мигает. Я пригрею посильней, Побежит с горы ручей. Поднимусь повыше я: Здравствуй, красная весна.

— А сейчас давайте послушаем ребяток и узнаем подробнее о каждом дне Масленицы

Динара / Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «Встреча»

Яркие салазки с горочек скользят.Целый день веселье. Наступает вечер…

Накатавшись вволю, все блины едят

Сабина «Заигрыш» беспечный — ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли как один! Игры и потехи, а за них — награда: Сдобный и румяный масленичный блин!

Андрей

Тут среда подходит – «Лакомкой» зовется

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся

Пироги и блинчики – всё на стол мечи.

Совет

Асем / А в ЧЕТВЕРГ — раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.Ледяные крепости, снежные бои…Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек — суженых своих.

Роза / ПЯТНИЦА настала — «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…Тёщу приглашает зять на блины!Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Саша / Близится СУББОТА — «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».Вся родня встречается, водит хоровод.Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Лариса /Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «Прощёный день»

Чучело соломенное – Зимушку сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

Продолжим наш праздник веселыми частушками.

ЧАСТУШКИ /Исполняют уч – ся 5 — 9 классов/«Стенкана стенку»

1. Мы при всём честном народеВам частушки пропоём,Зиму-матушку проводим

И весну встречать начнём.

2.Повстречал на берегу,

Думал, что теленка

Это – милая моя,

А на ней дубленка

3.Мама, чаю, мама, чаю

Мама, чаю не хочу.

Во дворе стоит мальчишка-

Познакомиться хочу.

4Девочки, девчоночки

Отбили мне печоночки.

Хоть я и без печоночек

Но все ж люблю девчоночек.

5.У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

6.Не ругай меня , мамаша,

Что сметану пролила.

Мимо окон шел Алешка.

Я без памяти была.

7.Хорошо тому живётся,

Кого мамка родила.

А меня родил папаша,

Мамка в городе была.

8.Мы пропели вам частушки,До чего же хороши!Вы похлопайте в ладошкиВ благодарность от души!

— А теперь предлагаем вашему вниманию кадриль «Чиж»

[Чиж, чиж, где ты был

на фонтанке воду пил

Я не воду я наливку

Люблю Катю Катерину

Катя Катя Катерина

нарисована картина

Катя гладью вышивала

Офицера поджидала

Офицер молодой

проводи меня домой

Мой дом на горе

Три окошка во дворе

Раз два три четыре

Меня грамоте учили

Не читать, не писать

Все узоры вышивать

Я узоры вышивала

Да иголочку сломала

Чиж Чиж Чижачок

Деревенский мужичок

мы тебя кормили

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили

Танцуй сколько хошь

Выбирай кого захошь

Танцуй сколько хошь

Выбирай кого захошь

— Специально для Вас!!!

Блинное гадание.

Проводится небольшой аукцион на тему, какие бывают блины и с чем их едят. Зрители называют: блин ажурный, блины со сметаной и т.п. Тот, кто последний вспомнит вариант – получает приз.

Затем ведущий просит каждого выбрать свой вариант: мысленно представить свои любимые блины и начинку к ним. Представили? Можно попросить поднять руки, например тех, кто любит блины с икрой, блины с припеком и т.п.

А теперь предлагается послушать, что же говорит о характере человека его блинное предпочтение.

— Любители блинов с припеком – смелые, решительные, не пасуют перед трудностями и обожают горячие новости;

— Блинчики с маслом предпочитают люди мягкие, неконфликтные, любящие уют, комфорт и неспешный ритм жизни;

— Блины ажурные предпочитают тонкие натуры, любители всего прекрасного и изящного, для них не существует мелочей

— Блины со сметаной любят люди семейные, уважающие традиции, добрые и домашние

— Любители блинчиков с икрой – ставят перед собой высокие цели и идут к ним, преодолевая все препятствия, любят все красивое: одежду, мебель и т.д.

— Блинчикам с творогом  отдают предпочтение натуры отзывчивые, щедрые, всегда готовые помочь в беде и поделиться радостью, знаниями или чем-то вкусненьким:

— Блины, фаршированные мясом, любят люди трудолюбивые, основательные, слегка консервативные и властные;

— О любителях блинчиков с медом можно сказать, что они любят все натуральное, стараются вести здоровый образ жизни, как правило, имеют дачу или огород;

— Блинчики с красной рыбкой  по вкусу натурам романтичным, мечтательным и талантливым:

— Любители блинов с джемом или вареньем обладают широкой душой, добрым нравом и не особо твердым характером

— Блины с вареным яйцом предпочитают люди уверенные в себе, преданные своему делу, друзьям и родным.

— Ну вот, погадали, а теперь можно и сказочкой позабавиться.

Сказка «ТЕРЕМОК» на новый лад. /Приложение 1 / 2, 3, 4 классы

Хороводная игровая (стенка на стенку) «Бояре» в исполнении 5, 7 классов

Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, вы зачем пришли,Молодые, вы зачем пришли.Бояре, мы невест выбирать,

Молодые, мы невест выбирать.

Бояре, вам какая мила,
Молодые, вам какая мила.

Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.

Она у нас дурочка, дурочка,
Ой, дим-ладо, дурочка.

А мы ее выучим, выучим,
Ой, дим-ладо, выучим, выучим.

А чем-же вы вывчите, вывчите,
Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите.

А мы ее плеточкой, плеточкой,
Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой.

Она будет плакати, плакати,
Ой, дим-ладо плакати, плакати.

А мы ее пряничком, пряничком,
Ой, дим-ладо пряничком, пряничком.

В нашем полку убыло, убыло,
Ой, дим-ладо убыло, убыло,

В нашем полку прибыло, прибыло,
Ой, дим-ладо прибыло, прибыло.

В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют.

Внимание! Внимание!

Проводится конкурс «Певучий голос» на лучшего исполнителя народных русских песен

Участники конкурса:

  1. Кайзер Лариса /7кл./ с песней «Ой, блины, блины, блины…»

  2. Науразбаева Роза /7кл./ с песней «Уходи, горе»

  3. Пугачев Александр /7кл./ с песней «Ой, мороз, мороз»

Итоги конкурса и награждение участников проводятся сразу же после исполнения выступления конкурсантов.

Давайте поиграем!

  1. Русская народная игра для самых маленьких гостей и участников праздника.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во боруГрибы, ягоды беру!А медведь не спит,Все на нас глядит.

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила

1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.

2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

2.А эта игра для ребятишек среднего возраста

Игра “Гуси и гусыни” (народные игры для детей на Масленицу)

Это старая народная игра. Правила игры очень просты: все игроки становятся в круг лицом в центр. Со стороны спины за ними ходит ведущий и каждому, дотрагиваясь до спины, дает имя “гусь ” или “гусыня”.

Если он дотрагивается до игрока и называет его гусыней, то игрок стоит на месте, но если называет игрока “гусем”, то тогда игрок покидает свое место и старается обежать весь круг собравшихся и занять свое место.

Обратите внимание

Сложность в том, что ведущий тоже обегает круг, но бежит в противоположную сторону, и в итоге свободное место занимает или игрок, или ведущий. Тот, кто остался без места, становится ведущим, и игра повторяется.

3. ГОРЕЛКИ.

Это очень веселая русская народная игра. Играют в эту игру в основном по весне. В этой игре участвовали холостые парни и девушки. В игре парень (водящий) догоняет девушек. Молодые за спиной горящего (водящего) встают парами, а затем бегут отдельно. Горящий должен догнать девушку, пока она не взялась за руки с тем, с кем была в паре. Позднее эта игра стала больше детской.

4. Игра «Потяг»

Две команды, равные по числу участников и силе, выстраиваются в шеренги и сцепляются согнутыми в локтях руками, образуя цепочки. В начале цепочек становятся самые сильные игроки — «Заводные». В центре игровой площадки чертят черту, которая будет границей.

Подводят цепочки своих команд к границе, «заводные» берут друг друга под руки и с помощью команды пытаются перетянуть через границу противников на свою сторону. Побеждает команда, которая сможет перетянуть за черту не меньше трех игроков команды соперников.

— Предлагаем вам отдохнуть и посмотреть сказку «Масленица» / 7, 9 кл. /

Приложение 2

— Сегодня на празднике нашим музыкальным помощником была баянист Бородай Л.А. В её исполнении предлагаем послушать песню. Можно подпевать!

— Вот и подходит к концу наш праздник. Наши артисты подготовили «Флешмоб на Масленицу», в котором могут принять участие все желающие.

Проводим же Масленицу с песнями! /Сжигаем чучело Масленицы»/

«Прощай, Масленица»

Масленка, Масленка, Ой, ладушки-лады.

Погулёна Масленка, Широкая Масленка.

В гостях погостилася, Почто села в сани,

С зимушкой простилася. Не гуляешь с нами?

Ты гуляла с нами

Теперь села в сани.

Пела и плясала.

Больно ты устала.

Кончилось весельице,

Берёмся за дельице.

С Масленкой проститеся,

Блинами угоститеся.

Прощай, прощай, прощай, Масленица,

Прощай, прощай, прощай, широкая.

Ты не в середу пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье –

Всю неделюшку веселье.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

А сегодня воскресенье,

Вот и кончилось веселье.

— А теперь, гости дорогие, просим вас к столу!

Источник: https://compedu.ru/publication/vneklassnoe-meropriiatie-maslenitsa.html

Ох, масленица (внеклассное мероприятие)

ОХ,МАСЛЕННИЦА!

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ЗВУЧИТ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, люди добрые! Благодарю вас, что пришли по старинному обычаю русскому зиму- матушку проводить, МАСЛЕНИЦУ, чествовать! Встречайте веселых, озорных педагогов нашей школы!!!

Выступление учителей

Скоморох. – Здравствуйте, мальчишки – широкие штанишки,

        Смешливые девчонки, короткие юбчонки.

        Я – Скоморох Ванька,

        По всему свету гуляю,

        Всё на свете знаю.

        Пришёл к вам позабавиться и повеселиться.

        Праздник Масленицы встретить!

        А у Масленицы герой один –

                       Круглый и вкусный, а зовут его –

                       Блин…..(дети и Скоморох)

ВыбегаетБлин. – Позвольте представиться!

        Я – Блин! На весь свет я один!

        Всех моих братьев съели ,

                               А меня не успели,

                              Только на меня раскрыли роток,

                  А я шмыг и наутек!

        Будем петь и развлекаться

        Танцевать и кувыркаться!

Танецпедагогов

ВЕДУЩИЙ: А сейчас приглашаем очаровательных, самых заводных и самых любознательных наших родителей. Они расскажут немного о нашем празднике!!! Встречайте!!!

Читайте также:  Беседа о празднике 9 мая - день победы в подготовительной группе

1. Масленица — это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Это был один из самых любимых в народе праздников.

2.

Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица.

Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.

3.Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы).—

Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.

4.Подвижнаяигра «Солнышко».

Нам для игры потребуется два больших листа, мольберты 2 штуки, на каждом листе нарисован большой желтый круг и гуашь желтого цвета. Дети делятся на две команды.

Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку.

Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко. Должно быть столько лучиков, сколько ребят в команде.

5. Вот и закончилась игра. И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года — и одновременно — все возрождается к новому движению.

Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит Теплая, греющая, звенящаяВесна.

НуиконечноженаМасленицувсевеселятся, поютпесни!!!

Танец «Сударыня»

Песня «Выйдунаулицу»

ВЕДУЩИЙ: А знаете ли вы, сколько дней праздновалась масленица?(7)

А как назывались эти дни? (ответы детей)

Понедельник— ВСТРЕЧА

Важно

К первому дню масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети делали соломенное чучело Масленицы, наряжали ее.

Вторник — ЗАИГРЫШ

С утра девицы и парни катались на санях, горках, блины ели. В этот день парни присматривали невест, а девицы — женихов.

Среда— ЛАКОМКА

День сытый да ласковый! Блины пеклись из разной муки и с разными начинками: пшеничные, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Люди шутили, рассказывали различные небылицы.

Четверг — РАЗГУЛЯЙ

В этот день возили чучело зимы. Устраивали соревнования в силе и ловкости.

Пятница — ТЕЩИНЫ ПОСИДЕЛКИ.

Зятья приглашали в этот день на блины своих тещ, причем зять обязан был пригласить тещу лично!

Суббота — ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

В этот день праздник успокаивался. Все ходили в баню, в гости — почаевничать, поговорить. Дарили друг другу полотенце и мыло.

Воскресенье – ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Прощения просили у всех прохожих, с масленицей прощались, с зимой лютой. Дарили сделанные из белых и красных ниток, куколки мальчика и девочки – символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:

— Ты прости меня, прости.

— Все обиды отпусти.

В течение всей масличной недели на площадях устраивались представления артистов, соревнования в силе и ловкости.

Вот и у нас сегодня будут песни, танцы и игры!

ВЕДУЩИЙ: А вам сейчас наш веселый скоморох Ванька загадает сейчас шуточные загадки:

СКОМОРОХ.Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

(Масленица)

— Красная девица,

Травку выпускает,

Росу расстилает.

Едет стороной

С сохой, с бороной,

С ключевой водой. ( Весна)

— Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)

— Годовой кусточек каждый день роняет листочек,

Год пройдет – весь лист отпадет. (Календарь)

-Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

(Блин)

— Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. ( Печь)

— Какие вы все молодцы да умницы! Больше нам загадок и не загадать. …

ВЕДУЩИЙ: Все классы готовились к масленице, готовились петь, плясать!

Начнем с маленьких учеников нашей школы! Приглашаем 1 «б» класс!

1 «б»

ВЕДУЩИЙ: Какие молодцы! Приглашаем 2 «а» класс!

2 «а»

ВЕДУЩИЙ: А чем нас порадует 2 «б» класс?

2 «б»

ВЕДУЩИЙ: 3 класс приглашаем вас!

3 класс

ВЕДУЩИЙ: А теперь приглашаем 4 «а» класс

4 «а»

ВЕДУЩИЙ: 4 «б» ждем вас!

4 «б»

ВЕДУЩИЙ: 4 «в» класс

4 «в»

ВЕДУЩИЙ: Молодцы! А сейчас приглашаем 5 класс!

5 класс

ВЕДУЩИЙ: Встречайте! 7 класс!, ____, 9 «а»,9 «б», 11 класс

ВЕДУЩИЙ: В масленицу принято играть. Я хочу вам представить наших игротехников. Ильина Лера, Донская Маша, Белоброва Даша, Ломакина Настя.

ВЕДУЩИЙ: Завтра последний день масленницы. А как мы уже знаем воскресенье- прощенный день, все просят прощение друг у друга! Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

(Все просят прощения друг у друга).

ВЕДУЩИЙ: А сейчас давайте все дружно встанет в большой хоровод!

« Пора прощаться нам с Зимой,

Повстречаться всем с Весной.

Зиму будем доставать,

На костре большом сжигать.

ВЕДУЩИЙ: Традиция на масленицу сжигать чучело которое является символом зимы. И по традиции когда горит чучело все дружно, водят хоровод и кричат :

«Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло!

Вот и мы с вами давайте проводим зиму по старому народному русскому обычаю!!!

ВЕДУЩИЙ: Вот и все, ребята! Будем ждать теплую весну! На этом наш праздник окончен, вы можете пройти к столам попить чай!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/okh-maslenitsa-vneklassnoe-meropriyatie.html

Конспект сценария внеклассного мероприятия по литературному чтению в 3 классе «Проводы Масленицы»

Коммунальное государственное казённое предприятие

«Школа искусств №2» города Караганды

Конспект сценария внеклассного мероприятия

по литературному чтению в 3 классе

«Проводы Масленицы»

подготовила

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

высшей категории

Кузнецова Марина Геннадьевна

г.Караганда

2013

Цель:

ознакомление с языческими обрядами восточных славян, их культурой и традициями.

Задачи:

1.образовательная — обобщить и закрепить в игровой форме культурологический материал, с которым учащиеся познакомились в ходе изучения пьесы Островского «Снегурочка»;

2. развивающая — развивать творческие наклонности ребят, умение проводить межпредметные параллели;

3. воспитательная — воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировому культурному наследию, чувство национальной гордости за свою страну

Участники: ученики начальных классов (не более 30 человек)

Организатор и ведущая: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Предварительная подготовка: родители заранее готовят детям костюмы в народном стиле, необходимый инвентарь – санки, пекут блины и приносят чай в термосах. Дети совместно с учителем наряжают чучело Масленицы, разучивают частушки и тексты вокальных произведений.

Совет

Праздник проходит на улице. Дети в костюмах, родители – вывозят на санках чучело Масленицы. Становятся напротив Масленицы полукругом и, кланяясь ей, приветствуют хором:

«Дорогая наша гостья Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная.

Коса длинная, трехаршинная,

Губки алые, брови чёрные,

Брови чёрные, наведённые.

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, лапти частые,

Лапти частые, головастые».

Выходят Зима и Весна.

Зима. Зима недаром злится

Прошла её пора –

И гонит со двора.

Весна. Я — Весна–красна.

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки.

Зима. Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Весна. Я — Весна-красна,

Прогоняю с речки лёд.

Светлым делаю восход.

Всюду – в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

Учитель. Ребята, издалека, из дальних времен, пришёл к нам этот праздник. Больше тысячи лет назад древние славяне ещё не знали христианства. Они поклонялись силы природы – Солнцу, Дождю, Ветру и др. А в конце зимы торжественно провожали Масленицу.

Масленица – это божество Зимы. С ней были связаны холода. На масленой неделе пекли блины, пироги, веселились, ходили друг к другу в гости, а в конце недели чучело Масленицы, которое делали из соломы, сжигали, давая тем самым дорогу весне и теплу, и кидали его в воду.

Последний день Масленицы – Прощёное воскресенье, когда просили у близких прощения за нанесённые обиды и целовались в знак примирения. Поэтому воскресенье называли «целовальником».

А после Масленицы наступал самый строгий и самый долгий (7 недель) Великий пост, поэтому Масленицу в шутку ругали: (все хором)

«Масленица – блиноеда,

Масленица – жироеда,

Обманула, подвела –

До поста довела,

Дала редьки хвост

На великий пост.

Мы его поели –

Брюха заболели!»

Учитель. А теперь я научу вас старинной игре «Горелки». Дети парами становятся друг за другом, перед ними в десяти шагах – водящий. Дети хором кричат: «Гори, гори

Чтобы не погасло,

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь».

Последняя пара разделяется , дети бегут вперед и становятся по обе стороны от первой пары. Водящий должен поймать кого-либо из них, а их задача – соединиться впереди стоящего. Тот, кого не поймали, занимает место водящего, и так играют до тех пор, пока все пары не пробегут.

Дети (девочки). Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько-

С блинами, с караваями,

С варениками.

Дети (мальчики). Наша Масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая.

Пешком она не ходит,

Всё на конях разъезжает.

Да чтоб кони были вороные,

Да чтоб слуги были молодые.

Учитель. Продолжается наш весёлый праздник. Вот и тройки подоспели, не покататься ли нам? Родители «впрягаются» в санки и катают своих детей.

Загадки

Родители. Становитесь, дети, в круг, отгадайте наши загадки.

Сидит барыня в ложке,

Свесив ножки. (Лапша)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

Два старших брата бегут впереди, два младших позади, а догнать не могут. (Колёса)

Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль Как зовут меня? (Рояль)

На листочке, на странице — то ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке и щебечут песенки (Ноты)

Деревянные подружки пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит-

В ногу всем шагать велит (барабан)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься — скажу (дневник).

Если ты его отточишь — нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж. Что же это?…(карандаш)

Птица крупная такая

Снова людям помогает.

Кто приносит в дом детей?

Догадайся поскорей. (Аист)

Мы в поход его берём,

Вещи все в него кладём.

Он с карманами, большой,

Всю дорогу за спиной. (Рюкзак)

Чтоб имя мне сейчас назвать,

Ты крокодила должен знать.

Мне без труда подскажет Лена,

Что друг у Чебурашки -… (Гена)

Он Мальвину так любил,

Что ей песню посвятил (Пьеро)

Летом сер, зимою бел.

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку (заяц)

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом (дни недели).

Скоморохи. А мы родителям частушки под гармонь споём, да вместе с вами и спляшем. Дети поют под баян, аккомпанируя себе на деревянных ложках, трещотках, колокольчиках.

Частушки

1-ый ученик: Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

2-ой ученик: На берёзе, на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе,

Умирает со смеху.

3-ий ученик: Мы с милёночком гуляли

Возле нашего пруда.

Нас лягушки напугали,

Не пойдём больше туда.

4-ый ученик: Побежишь, милый, топиться —

Ты зайди ко мне проститься.

Я до речки провожу,

Глубже место укажу.

5-ый ученик: Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

Да упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух.

6-ой ученик: Я сидела на окошке,

Ехал милый мой на кошке.

Стал к окошку подъезжать,

Не мог кошку удержать.

7-ой ученик: Было три, было четыре,

Довела до одного.

Довертелась, докружилась,

Не осталось никого.

8-ой ученик: Приезжали девку сватать

С позолоченной дугой.

Пока пудрилась, румянилась –

Уехали к другой!

Учитель. Что-то мы застоялись, а не поиграть ли нам в «Гуси-лебеди»?

Родители (волки) прячутся в зарослях. Дети (лебеди) должны по команде ведущего пробежать мимо них.

Ведущий кричит «гусям» – «Гуси-лебеди, домой!»

Дети – «Серый волк под горой, не пускает нас домой!»

Ведущий – «Волк спит, бегите!»

«Гуси» бегут, «волки» ловят их. Так повторяйте до тех пор, пока все «гуси» не будут пойманы.

Учитель. Что, красавица Масленица, весело ли тебе было? Уж мы старались вовсю. А теперь, дети, прокатим-ка её напоследок на саночках, да и будем с ней прощаться.

Дети провозят чучело по кругу и возвращаются. Поют, вставши в круг, отрывок из хора «Прощай, Масленица!» Н.А.Римского-Корсакова.

Читайте также:  9 мая день победы в начальной школе. сценарий

Хор из оперы «Снегурочка» «Прощай, Масленица!»):

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Прощай, прощай,

Прощай, Масленица!(2 раза)

Увезём тебя в лес подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, прощай,

Прощай, Масленица!(2 раза)

Сжигают чучело Масленицы на костре. Вместе с родителями скандируют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Весна, красна,

Наша Ладушка пришла! (2 раза)

1-ый скоморох: Приходи, весна, Приходи, красна.

2-ой скоморох: Пусть солнца улыбка будет ясна.

3-ий скоморох: Пусть цветы пестреют повсюду.

4-ый скоморох: Подари, весна, тепло честному люду.

Учитель. Не забудьте все – взрослые и дети — в Прощёное воскресенье попросить друг у друга прощения.

Песня «Блины»

Учитель. Как на масленой неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Хлебом, солью угощаем,

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Все: С Масленицей вас поздравляем! Праздник наш завершаем!

Все угощаются блинами и чаем.

Использованные материалы

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.

2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. — Москва: Просвещение, 1973.

3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.

Обратите внимание

4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.

5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.

6. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – Москва: Высшая школа, 1982.

7. Римский Корсаков Н.А. Снегурочка. Опера (клавир). – Москва: Музыка, 1964.

8. Плещеев А.Н. Весна. — http://plescheev.lit-info.ru/review/plescheev/002/198.htm

9.Тютчев Ф.И. Зима недаром злится — http://www.chitalnya.ru/work/526993/

10. Русская народная песня Блины — http://5mp3.org/music/%CF%F0%EE%F9%E0%E9,%20%EC%E0%F1%EB%E5%ED%E8%F6%E0

Источник: https://globuss24.ru/doc/konspekt-stsenariya-vneklassnogo-meropriyatiya-po-literaturnomu-chteniyu-v-3-klasse-provodi-maslenitsi

Конспект внеклассного мероприятия для 3-4 класса «Масленица»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140005, г. Люберцы, Октябрьский проспект, дом 118

тел./факс. 503-62-11e-mail: mousoshn6@rambler.ru web: http://s6.lubertsy.mosreg.fcior.edu.ru

Классный час «Масленица»

Дата: 11 марта 2016г.

Класс: 2 «А»

Учитель: Егорова Ольга Викторовна

Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, (Слайд 1) обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Подготовительный период: дети пекут дома блины и приносят их на классный час, делятся рецептами, несколько учащихся заранее готовят материал об истории и ритуалах праздника

Ход  урока

Организационно-психологический момент: создание благоприятной и  доброжелательной обстановки, поздравление с праздником Масленицы, определение цели и значимости предстоящего классного часа.

История праздника

Вступительное слово учителя. (Слайд 2)

Масленица самый радостный и светлый  праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того Масленица, как  может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица  воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы .Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

При Петре Первом  устраивались шумные маскарады, но после кончины Петра, такое шумное весёлое празднование  прекратилось до воцарения Елизаветы  Петровны.

Как на масличной неделе из печи блины летели.С пылу, с жару из печи все румяны, горячи!Масленица,  угощай, всем блиночков  подавай!

С пылу, с жару – разбирайте! И хвалить не забывайте!

Интересно, а что вы знаете о Масленице? (Слайд 3)

  • Почему  праздник называется Масленица?

  • Почему именно блин символ Масленицы?

  • Из чего делают блины и с чем их едят? (Слайды 4 и 5)

1 ученик:

Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».

По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов.

Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Их пекли каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье.

Традиция печь блины была на Руси ещё со времён поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило просили прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнышко.

Важно

Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица».

По другой версии, название «масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

Третье утверждение имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа).

С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села.

Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно » на горке» — на какой-нибудь возвышенности.

Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах.

В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с Великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами.

Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.

Ритуалы масленичной недели. (Слайд 6) Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

2 ученик: 1 день: Понедельник – встреча

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Каждая хозяйка по традиции имела свой собственный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии.

Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, кукурузной, или овсяной муки, добавляя в них пшену. Или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра и до вечера.

Совет

Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы.

Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор, качаться на качелях и петь песни.

Масленица, Масленица!Мы тобою хвалимся, На горах катаемся

Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

3 ученик: 2 день: вторник – заигрыш (Слайд 7)

 Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы.

Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы, при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину  на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали.

В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом. А свадьбы игрались только после Пасхи, не раньше, чем через полтора месяца.

4 ученик: 3 день: среда – лакомка (Слайд 8)

Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Ой ты Лакомка Среда!Масляна сковорода!Повелось со старины,

Едем к тёще на блины!

5 ученик: 4 день: четверг – разгуляй (Слайд 9)

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. В этот день, чтобы помочь солнышку прогнать зиму, люди устраивали по традиции катание на лошадях «по солнышку» — то есть по часовой стрелке вокруг деревни.

Обратите внимание

Для мужской половины в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, для молодёжи — катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день деревенские жители обряжались кто во что хотел.

По старинному обычаю  в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

6 ученик: 5 день: пятница – тёщины вечери (Слайд10)

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как ни странно, присылала зятю всё, из чего пекут, и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

7 ученик: 6 день: суббота – золовкины посиделки (Слайд 11)

В  субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

8 ученик: 7 день: воскресенье – прощённое воскресенье (Слайд 12)

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник. В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост.

В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливали в центре костровой площадки и прощались с ним шутками, танцами, песнями. Не только ругали зиму за злые морозы и зимний голод, но и благодарили за весёлые зимние забавы.

После этого чучело поджигали под весёлые возгласы. Когда зима сгорит, праздник завершает финальная забавы: молодёжь прыгает через костёр. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

9 ученик: (Слайд 13)  

Приходите в Воскресенье –Будем мы просить прощенья, Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,Хоть и так мы не воюем.Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовь и дружбу!

Учитель: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо  всем, (Слайд14) что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали, а теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о Масленице. Кто правильно составит поговорки или пословицы, тому блин.

  1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»

  2. «Без блина не Масленица»

  3. «Не житьё, а Масленица!»

  4. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»

  5. «На горах покататься, в блинах поваляться»

  6. «Масленица объедуха, деньгам приберуха»

А теперь загадки загадаем. Отгадавшему блин. (Слайд 15)

  1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)

  2. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

  3. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

(Слайд 16)

С масленицей ласковой поздравляем вас!Блинчикам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы Зимы,

К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!

А теперь давайте будем пробовать блины, которые испекли по самым  разнообразным рецептам ваши мамы.

Источник: https://urokinachalki.ru/konspekt-vneklassnogo-meropriyatiya-dlya-klassa-maslenica-5122.html

Ссылка на основную публикацию