Сухомлинский «седьмая дочь» текст

Русские народные сказки — первый учитель жизни в семье

Важное место в памятниках народной педагогики большинства народов мира занимают сказки. По своим жанровым особенностям они, по сути, выступают на первый план учителя жизни в семье.

Известно, что К.Д. Ушинский видел в народных сказках первую попытку создания народной педагогики.

В предисловии к своему учебнику «Родное слово» педагог писал: «Многие русские сказки (украинские тоже. — Авт.) Идут, конечно, с глубокой языческой древности, когда они совсем не были сказками, а истинными верованиями народа.

Обратите внимание

Но, многие из них, очевидно, народ переделал или заново составил специально сказки для детей.

Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был способен соперничать в этом случае с педагогическим гением народа.

Я решительно ставлю народную сказку недостижимо выше всех рассказов, написанных специально для детей образовательной литературой. В народной сказке больше поэзии для ребенка, — народ рассказывает детям свои детские мечты и по крайней мере наполовину верит сам в эти мечты».

В народных сказках К.Д. Ушинский видел большую значимость как в дидактическом, так и чисто воспитательном плане. Поэтому в учебную книгу он включил так много сказок и народных рассказов.

Когда идет речь о национальном воспитании ребенка как гражданина своей страны, уместно читать сказки прежде всего своего народа. Ведь в них отражен национальный дух этноса, быт, обычаи, особенности культуры, взаимоотношений людей, составляющих основу формирования национального менталитета. Одновременно ребенка нужно постепенно вводить в мир сказок других народов.

Большое значение устному народному творчеству, в частности народным сказкам, предоставлял Л.М. Толстой.

В его книге «Азбука», которая была своеобразным букварем для детей начальной школы, кроме пословиц, загадок, подано много народных сказок и рассказов. Кстати, над этой книгой писатель работал более 17 лет.

Одновременно с обучением грамоте, слушая или читая сказки, рассказы, дети проходят большую школу социального становления.

Важно

Талантливые педагоги всех народов широко используют народные сказки как эффективные средства воздействия на детей. Нередко они и сами пишут сказки, небольшие рассказы с учетом возраста детей. Так поступали К.Д. Ушинский, Л.М. Толстой, В.О. Сухомлинский и др..

В.О. Сухомлинский всю свою жизнь посвятил воспитанию детей. Занимаясь непосредственно обучением школьников, Василий Александрович оставил в наследство сотни научных произведений. Среди них сказки и рассказы для детей, в которых собрана народная мудрость о социальном становлении личности. Уже после смерти вышла в свет его книга «Хрестоматия по этике».

Это своеобразная энциклопедия народной педагогики. Представленные в ней рассказы, сказки, былины наполнены духом народной мудрости.

Все они систематизированы по тематике содержания этики: «Красота — радость жизни», «Человек — это сила духа»; «Человек — Высшая ценность», «Уважение и почитание старших»,»Путешествие к истокам мысли»,»Человек оставляет себя в человеке»; » Гармония труда, счастья и долга»; » Развивай в себе чуткость».

Для примера остановимся на одной сказке В.А. Сухомлинского из рубрики «Уважение и почитание старших».

Сказка: Седьмая дочь

Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Вернулась мать домой через месяц. Когда она вошла 8 хату, дочки одна за другой начали говорит, как они соскучились по Матерью.

— Я соскучилась по тебе, как маковая цветочек за солнечным лучом,
— Сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — сказала вторая дочь.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет за птичкой, — ворковала третья дочь.

— Мне тяжело было без тебя, как Пчелке без цветка, — сказала четвертая дочь, лащась к матери и заглядывая ей в глаза.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — щебетала пятая дочь.

— Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, — прошептала шестая дочь.

А седьмая дочка ничего не сказала, хотя сказать ей нужно было очень много. Она сняла с ног Мамочки обувь и принесла ей воды в большой миске — помыть ноги».

Такие сказки, как и народные, содержат огромный потенциал формирования нравственных ценностей у детей.

Источник: http://loveforchildren.ru/russkie-narodne-skazki-pervy-utchitely-zhizni-v-semye.html

Книга о совести часть 1 Сухомлинский В. А

Седьмая дочьБыло у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц. Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

— Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу,— сказала первая дочь.— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,— промолвила вторая дочь.— Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке…— ворковала третья дочь.

— Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка,— сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.— Ты снилась мне, как розе снится капля росы,— щебетала пятая дочь.— Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья,— прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике — помыть ноги.

Сказка о Гусыне

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным — перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков.

Гусята были счастливые.Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок.

Совет

Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели: что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала.

Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» — Она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Мама не любит жареных грибов

В воскресенье Дмитрик пошел с мамой в лес.Начиналась осень. В лесу было тихо. Где-то в чаще стучал дятел. Первые пожелтевшие листья падали с кленов.В лесу было много грибов. Мама взяла из дому корзинку и теперь время от времени наклонялась, чтобы сорвать белый ароматный гриб. Дмитрик тоже хотел помогать маме, но грибы почему-то редко попадались ему на глаза.

Обратите внимание

Домой вернулись в полдень. Мама почистила грибы, помыла их и начала жарить на сковородке. В комнате запахло так вкусно, что у Дмитрика даже слюнки потекли. Он с нетерпением ждал, когда грибы поджарятся.Вот наконец они и готовы. Мама положила жареные грибы на тарелку. Дмитрик начал есть.— Ой, и вкусные же!— сказал он.

— А вы, мама, почему не едите?— Я не люблю жареных грибов,— тихо сказала мама.— А какие же грибы вы любите?— В лесу…Через неделю из далекого города приехал в гости мамин дядя Петро. Он привез много вкусных вещей: рыбу, икру, колбасу. Мама все поставила на стол. Дмитрик никогда не ел такого вкусного.— Вы ведь и колбасу не любите, мама?— спросил он.— Не люблю..

.— тихо ответила мама.

Забыла…

У Аленки есть одна только мама: нет ни папы, ни бабушки, ни братика, ни сестрички.Мамин день рождения — первого мая. Разве можно забыть этот день?Задолго до дня рождения Аленка готовила маме подарок.

В маленькой тетради она рисовала что-то хорошее — цветок, птичку или колосок пшеничный и писала: «Поздравляю вас, мама, с днем рождения».А в этом году случилась беда.Учительница поручила Аленке выучить стихотворение и рассказать это стихотворение на пионерском сборе.

Аленка так увлеклась стихами, что и не заметила, как приблизился день рождения мамы.Завтра день рождения, а она вспомнила об этом только сегодня вечером. Вспомнила и покраснела от стыда. Взглянула на маму. Мама сидит возле стола — молчаливая, задумчивая, смотрит в окно.

Аленка взяла альбом для рисования, цветные карандаши и пошла в школу. Там никого не было. В коридоре сидел сторож.Аленка села за стол и начала рисовать. Долго она рисовала синее небо над широким полем, в небе поет жаворонок, сияет солнце.Девочка закончила рисунок и пошла домой.

Обратите внимание

Мама все еще сидела возле стола.Аленка открыла перед мамой альбом с рисунком и сказала:— Поздравляю вас, мама, с днем рождения.И поцеловала маму.Мама радостно улыбнулась.

Перестелим дедушке постель

У пятилетнего Юры есть отец, мать и дедушка Николай. Утром папа идет на работу, дедушка отправляется на свою утреннюю прогулку, а мама говорит Юре:— Пойдем, сын, перестелем постель дедушке.Вдвоем с мамой они снимают с дедушкиной кровати пуховую перину, выбивают ее на свежем воздухе и снова укладывают на кровать.

Юре очень нравится эта работа: теперь дедушке будет мягко лежать в кровати, он будет улыбаться во сне.Однажды Юра с отцом ездил на далекий остров на Днепре. Уехали они на рассвете, целый день путешествовали по острову и вернулись домой поздно вечером.Поужинали, легли спать. Среди ночи мама слышит: поднялся Юра, сел на кроватке и плачет.

— Что с тобой, сынок?— взволнованно спросила мама.— Дедушкину постель сегодня не перестилали?— Нет, не перестилали. Но ведь это только один день… Ничего не случится,— уговаривала мама сына.— Дедушке спать жестко… Вы же сами говорили, что у него косточки старые, и на фронте он ранен…Едва успокоила мама сына.

На следующий день перестилали дедушкину постель дважды — утром и вечером.

В гостях у бабушки Марии

Возле школы живет бабушка Мария, старенькая и одинокая.Однажды Павел шел из школы домой. Видит, бабушка Мария из колодца воду достает. Нелегко ей, старенькая уже, дрожат от напряжения руки. Павел подошел к бабушке и сказал:— Давайте я вам помогу.Бабушка ничего не сказала, но в ее глазах Павел увидел благодарность.

Он вытащил воду, перелил ее в ведро, отнес в хату.В хате бабушки Марии он был впервые. На стене, завешанной большим цветастым ковром, висел портрет красноармейца с саблей в буденовке. Красная пятиконечная звезда будто сияла на буденовке, такая она была яркая. Молодой буденовец улыбался.Павел не мог оторвать глаз от портрета.

— Это красный буденовец?— спросил шепотом мальчик.— Да, красный буденовец,— тихо ответила бабушка Мария и вздохнула.Только сейчас Павел заметил: над ковром висит шапка-буденовка. Настоящая, будто ее только что снял с головы герой-буденовец и повесил над портретом.

— Бабушка, разрешите мне надеть на голову буденовку… Ну, на одну минутку.— Надевай, сынок,— тихо сказала бабушка, и голос у нее задрожал.Павел осторожно снял со стены шапку-буденовку, надел ее на голову и стал смирно перед портретом.— Почему вы плачете, бабушка?— тихо спросил Павел.— Я и завтра приду, воды принесу…

Разрешите только шапку-буденовку еще раз надеть…

Самые ласковые руки

Важно

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.— Мама! Где моя мама?Люди окружили девочку и спрашивают:— Как тебя зовут, девочка?— Оля.

— А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.— Маму зовут…. мама… мамочка…Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:— Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?— Глаза у нее… самые добрые…— А косы? Ну, волосы какие у мамы; черные, русые?— Волосы…

самые красивые…Опять улыбнулись люди. Спрашивают:— Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.— Руки у нее… самые ласковые.И объявили по радио:«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

Три яблока

Когда Марийке исполнилось семь лет, она посадила яблоньку. Через три года яблонька зацвела, и на ней завязались три яблока.Каждый день ходила Марийка в сад, смотрела, как росли яблоки. Они с каждым днем становились крупнее, наливались соком.

Марийке не терпелось: ведь эту яблоньку она посадила для мамы, так ее и назвала — Мамина яблоня. Она мечтала о том дне, когда яблоки созреют, она пойдет в сад, сорвет их и принесет маме.Наконец этот день настал. Яблоки стали розовыми, душистыми.

Ясным летним утром Марийка пошла в сад, сорвала яблоки, положила их на тарелочку и понесла в хату. От волнения ее лицо раскраснелось.— Мама, примите от меня этот подарок,— тихо сказала Марийка.— Это с вашей яблони…Мама обняла и поцеловала дочку. Взяла тарелочку с тремя розовыми яблоками и поставила ее на окно.

Важно

Прошел день, другой, третий. Каждый день Марийка напоминала:— Мама, ешьте яблоки…А мама только улыбалась и говорила:— Пусть еще постоят…

Кто кого ведет домой

В детском саду есть два пятилетних мальчика — Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:— Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:— Пойдем, мама, домой.Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу.Мать Василько идет по снегу, а сын — тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.Толя идет по снегу, а мама — тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.Прошло двенадцать лет.

Совет

Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.В тот же день заболела и Толина мама.Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:— Разве можно по такому снегу идти?— Постоял немного и возвратился в дом.А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Бабушкины жаворонки

«С чего начинается Родина?» — спросил Учитель. Пришел я домой и думаю об этом. Вспоминаю детство. Пытаюсь найти на дне своих воспоминаний то, что осталось от самых первых солнечных длинных-длинных утр и дней.Самое первое мое воспоминание — это бабушкины руки. Ни минуты они не были без дела. Помню, месит бабушка тесто пшеничное — белое-белое. А руки у нее — черные-черные. Лепит из теста жаворонков, кладет их в печь. Белые-белые жаворонки. А руки — черные-черные, морщинистые, дрожащие.Я спрашиваю у бабушки:— Бабушка, почему у вас руки черные-черные, а жаворонки белые-белые?Бабушка отвечает:— Если бы руки у меня были белые, то не было бы ни теста белого, ни жаворонков.Отчизна для меня начинается с рук любящих, работящих.

Читайте также:  Голявкин «не-а...» читать онлайн

Отец вернулся

В одной счастливой семье росли две девочки — Зина и Зоя. Им было по два года. Каждый день они с нетерпением ожидали, когда отец возвратится с работы. Бежали навстречу отцу к воротам; отец брал их на руки — Зину на правую, Зою на левую. Так и входил он в хату — с дочерьми на руках, а в хате встречала их счастливая мама.

Но вот пришло на нашу землю большое горе: напали фашистские захватчики. Пошел отец на фронт. Три года сражался он с фашистами. Часто писал письма, просил маму поцеловать Зину и Зою, и мама, целуя их, плакала, а девочки говорили: «Мама, не плачь… тато придет…»Потом писем не было несколько месяцев. Вдруг пришло письмо от фронтового друга отца.

Писал он Зине, Зое и их маме, что отец и муж их ранен и скоро возвратится домой.В теплое солнечное утро ранней весны Зина и Зоя играли во дворе. Им было уже по пять лет. Они стояли у тающей снежной бабы и думали: как бы еще хоть на день сохранить ей жизнь? У хаты стояла мама.«Тато идет!»— крикнула она.

Зина и Зоя увидели, как к ним приближается высокий, стройный солдат с мешком за плечами. Радостно воскликнув: «Тато!» — девочки побежали навстречу. Они протянули ручонки, ожидая, когда он, как всегда, возьмет их на руки — Зину на правую, а Зою на левую. Но тато молчал и не брал их на руки.

Совет

Дети хотели взять его руки в свои маленькие ручонки, чтобы он скорее поднял их. И вдруг они увидели, что у таты нет рук. Только пустые рукава шинели.Девочки подняли головы и испуганно посмотрели отцу в глаза.Он склонился над ними, из его глаз на белый снег капали слезы. Зина и Зоя обняли тату, прислонились щеками к пустым рукавам шинели и плакали.

— Ой, тату, не надо брать нас на руки, мы уже не маленькие,— прошептала Зина.— Нам уже пять лет,— добавила Зоя.

Мама прислала

Мальчики играли в мяч на лугу. Игорь похвастался:— Я самый меткий! Ребята смеялись:— Игорь, ты хвастун.А Игорю хотелось доказать, что он самый меткий. Он сказал:— Видите, во дворе висит белая сорочка. Брошу мяч и попаду в нее.Это был двор бабушки Ярины, она жила рядом с Игорем.

Бросил Игорь мяч, попал в сорочку, и осталось на ней черное пятно.Увидела бабушка Ярина, кто бросил мяч. Пошла к маме Игоря, пожаловалась.Пришел мальчик домой, а мать уже знает об озорстве. Говорит мать Игорю:— Бабушка старенькая, тяжело ей стирать белье. Постирала она сорочки, повесила сушить. А ты запачкал.

Обратите внимание

Опять бабушке надо стирать…Игорь стоит, наклонив голову.— Пойди к бабушке, попроси прощения,— говорит мама.Пошел Игорь к бабушке Ярине, подошел к ней, стал и молчит.— Что ты хочешь сказать, Игорь?— спросила бабушка.— Мама прислала, чтобы я попросил у вас прощения.Бабушка молча смотрела на мальчика.

Потом вздохнула тяжело, пошла в хату…

Вороненок и Соловей

Вывела Ворона одного-единственного птенца — Вороненка. Любила свое дитя мама Ворона, баловала его вкусными червячками.Но вот однажды полетела Ворона за кормом и пропала, солнышко поднялось выше дерева, на котором жили Ворона с Вороненком, а матери все нет. Заплакал Вороненок. Плачет, слезы ручьем на землю льются. Многие птицы, жившие в лесу, умолкли, жалко им бедного птенца.Услышал Соловей плач Вороненка. Затрепетало от жалости соловьиное сердце. Оставил свое гнездышко Соловей, прилетел к вороньему гнезду, сел рядом с Вороненком и запел свою чудесную песню. Даже ветер притих, заслушался.А Вороненок как будто и не слышит соловьиного пения, захлебывается от плача.Но вот услышал Вороненок: где-то вдали раздался материнский голос: кра, кра… Мгновенно перестал плакать Вороненок, говорит Соловью:— Слышишь, это моя мама поет! Замолчи, пожалуйста, не пищи!— Кра, кра-кра …— раздалось взблизи, и Соловей умолк. Он перелетел на соседнее дерево и задумался… В тот вечер лес не слышал соловьиного пения.

Источник: http://100-bal.ru/astromoiya/22067/index.html?page=19

Конспект комплексного занятия в средней группе МДОУ №132. Тема:»Моя любимая мама». Воспитатель:Рождествина Ирина Анатольевна

План-конспект
комплексного занятия

Тема:
«Моя любимая мама» в

средней
группе МДОУ детский сад №132.

Воспитатель
Рождествина Ирина Анатольевна.

Программное
содержание:

·                       
Знакомить
детей с произведениями русских классиков – В.А. Сухомлинского «Седьмая дочь», учить
детей отвечать на вопросы по тексту.

·                       
Воспитывать
любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней.

·                       
Учить
отображать в рисунке свои впечатления, закреплять умение рисовать карандашом,
аккуратно закрашивать рисунок, накладывая штрихи в одном направлении.

·                       
Активизация
словарного запаса детей: ласковая, заботливая, нежная, добрая, красивая,
любящая, любимая.

Предшествующая
работа.

Чтение и заучивание наизусть стихов и
песен о маме, беседа о маме.

Материал: карандаши,
листы бумаги (1/2 альбомного листа).

Ход
занятия.

1.                    
Чтение стихотворения «Отгадайте поскорей!»

Кто
всегда со всеми ладит,

Шьет,
пирог печет и гладит,

Время
даром не теряет,

Ни
о чем не забывает,

Поцелует,
приласкает,

За
плохое поругает,

А
потом сто раз простит,

Когда
болен ты – не спит,

Кто
за нас всегда боится,

Кто
семьей своей гордится?

Отгадайте
поскорей!

Кто
на свете всех важней?


маме)

Как вы
догадались, что в стихотворении говорится о маме?

Что делают мамы
для своих детей?

Вспомните и
расскажите случаи из своей жизни, когда мама помогла вам в трудной ситуации.

2.                    
Чтение и обсуждение сказки Сухомлинского «Седьмая
дочь».

Седьмая
дочь.

Было у Матери
семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко.
Возвратилась Мать домой через месяц. Когда она вошла в хату, дочки одна за
другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

— Я соскучилась
по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, — сказала первая дочь.

— Я ждала тебя,
как сухая земля ждет каплю воды, — промолвила вторая дочь.

— Я плакала о
тебе, как маленький птенец плачет о птичке… — ворковала третья дочь.

— Мне трудно
было без тебя, как пчеле без цветка, — сказала четвертая дочь, ласкаясь к
матери и заглядывая ей в глаза.

— Ты снилась
мне, как розе снится капля росы, — щебетала пятая дочь.

— Я выглядывала
тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, — прощебетала шестая дочь.

А седьмая дочь
ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног
Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Кто из дочерей по-настоящему позаботился о Матери?

Кто из дочерей больше всех соскучился и любит Мать?
Почему?

Как нужно заботиться о маме, чтобы она никогда не
огорчалась и всегда знала, что вы ее любите?

3.                    
Динамическая пауза «Наша мама».

Обратите внимание

Дети встают у
своих мест. Педагог читает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети
повторяют движения.

Кто
обед готовит, шьет?

Кто
нам песенку поет?

Кто
целует нас, ласкает?

А
за шалости ругает?

Кто
печет пирог с вареньем

Рано
утром в воскресенье?

Кто
подарки нам вручает?

Это
мама, каждый знает.

4.                    
Самостоятельный рассказ детей «Какая моя мама».

Спросить 5-6
человек рассказать, какая у него мама. Побуждать детей в своем рассказе
употреблять слова «любимая, заботливая, красивая, умная, любящая, нежная, ласковая»,
описывать характер и внешность мамы.

— Как зовут твою
маму?

— Какая твоя
мама?

— Как она тебя
ласково называет?

— Что вы любите
делать с мамой больше всего?

— Как ты
помогаешь маме?

— Как она
заботится о тебе?

— Как ты
заботишься о маме?

Итог: Наша мама
самая красивая, добрая, умная, заботливая, ласковая, нежная. Она заботится о
нас и мы должны заботится о ней, помогать и никогда не огорчать ее. А теперь
давайте нарисуем портрет мамы, но сначала потренируем пальчики.

5.                    
Пальчиковая гимнастика «Не плачь, куколка моя”

«Не
плачь, куколка моя”

Не
плачь, куколка моя,

Остаешься
ты одна.

Не
могу с тобой играть,

Нужно
мне перестирать:

Твои
платья и носки,

твои
юбки и чулки,

Свитер,
варежки, жакет,

Шапочку,
цветной берет.

Я
налью воды чуток,

В
таз насыплю порошок.

Пену
снежную взобью,

Постираю
и пойду.

Пока
светит солнышко,

Натяну
веревочку.

К
ней одежду прикреплю,

Ветерком
все просушу.

Утюгом
туда-сюда

Белье
быстро глажу я.

Поработали
вдвоем,

А
теперь и отдохнем.

 (На первые четыре строчки имитировать укачивание
куклы. Затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные
в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени).

6.                    
Рисование «Моя любимая мама».

— Напомнить
правила расположения рисунка на листе бумаги, правила пользования карандашом,
наложения штрихов при закрашивании.

— Напомнить
правила прорисовки частей тела человека – голова, руки, тело, платье, ноги.

В конце устроить
выставку работ детей. Похвалить каждую, полюбоваться портретами мам.

7.                    
Подведение итогов занятия.

Мы сегодня говорили о наших мамах. Какие
красивые портреты мы нарисовали для них. Подарите, пожалуйста, свои рисунки
мамам.

Источник: http://mdou132.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/otkrytye_meroprijatija/konspekt_kompleksnogo_zanjatija_v_srednej_gruppe_mdou_132_tema_quot_moja_ljubimaja_mama_quot_vospitatel_rozhdestvina_irina_anatolevna/13-1-0-8

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Автор: Пятунина Светлана Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ НШ № 42, город Сургут, Тюменская область

В раздел начальное образование

Праздник о маме Цель: через систему художественных образов подчеркнуть важность доброжелательного отношения к женщине – матери; воспитывать чувство уважения, любви к родителям, старшим. Оборудование: -рисунки для мам, презентация; -плакаты: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать»(М.Горький); «Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет человека» (В.Сухомлинский)

Учитель

. Дорогие ребята и уважаемые мамы, бабушки. Мы собрались сегодня в столь необычной обстановке, чтобы поговорить с вами о самом дорогом и близком каждому человеку – о матери. Я думаю, что сегодняшняя наша беседа заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и своё поведение по отношению к близким людям.

Дети

: Отшумит и умчится любая беда, Как весенней порою грохочущий гром, Если с вами она, если рядом всегда Человек, на котором держится дом. Может быть 33 ей иль 73 – Сколько б ни было ей, Возраст тут ни при чем: В беспокойстве, в делах от зари до зари Человек, на котором держится дом. Очень редко, но всё же бывает больна, И тогда всё кругом кувырком, к верху дном. Потому что она, потому что она – Человек, на котором держится дом. Чтобы было и в сердце, и в доме светло, На её доброту отвечайте добром. Пусть всегда ощущает любовь и тепло, Человек, на котором держится дом.

Ведущий:

Нет ничего светлее и бескорыстнее любви к матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. Любовь к сыну малышу для неё также естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает ребёнка. Мать приобщает дитя к жизни. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь вечные ценности. Не это ли держит мир? У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь. Самые ласковые руки, которые всё умеют. Жизнь матери – это самопожертвование. Эти слова точнее всего характеризуют материнскую любовь. Открывая двери своего дома, мы внимательно смотрим в глаза мамы. Ведь говорят, что глаза – это зеркало души.

Расскажите,

какие глаза у ваших мам? Что вы увидели в их глазах? А какими чаще всего бывают глаза ваших мам, грустными или весёлыми? Давайте вдумаемся, а не можем ли мы сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам?

Не узнаете ли вы себя в таких ситуациях

? 1.Вова сказал маме, что после уроков останется на репетицию спектакля. Но после репетиции он задержался: поиграл немного с ребятами, затем по дороге зашёл за книгой к товарищу и заговорился. Когда он пришёл домой, то увидел полные страха и отчаяния заплаканные глаза мамы. Как бы вы поступили на мамином месте? А как должен был поступить Вова? 2.Мама предупредила Наташу, что придёт с работы поздно, и попросила её всё прибрать в квартире, накормить ужином сестрёнку и спокойно с ней поиграть. Когда мама вошла в дом, там стоял тарарам: вещи были разбросаны, сестрёнка капризничала, а Наташа сердито на неё кричала. Что в эту минуту могла переживать мама? Как должна была поступить Наташа? 3.Оля требовала, чтобы мама купила ей дорогую игрушку, потому что у подруги эта игрушка есть. Мама объяснила, что она не может ей купить. У неё сейчас нет денег. Но Оля продолжала требовать, плакала, кричала, что мама её не любит, не жалеет, потом оделась и ушла из дому, хлопнув дверью. Что в этот момент испытала мама? А как бы вы поступили на Олином месте? Так что же мы должны делать, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость. Умеем ли мы ценить эту любовь, не знающую преград. Попробуем составить собирательный образ мамы. Для этого каждый из вас ответит сейчас на один вопрос: «Что я больше всего люблю в своей маме»? А не бывает ли, ребята, у вас так, что вы считаете наоборот, что мама вечно должна вам, и мучаете её постоянными требованиями, капризами, обидами? Давайте посмотрим, справедливо ли сердится на вас ваша мама? (Ответы детей)

Анкеты детей были проведены заранее. (За что на вас сердится мама?)

Получается, что мамы сердятся за неряшливость, неопрятность, лень, грубость, несдержанность, нарушение обещаний, неумение вести себя. Не кажется ли вам, что это грех справедливый? А если мама бывает в чём-то неправа, иногда, может быть чересчур вспыльчива, так, может, именно она больше, чем кто-либо, нуждается в вашей снисходительности, любви, понимании. Как вы думаете? М.Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для души человека». А ведь самое большое равнодушие – к самым близким людям. Проанализируйте хотя бы один день вашей мамы. Перечислите, что успевает за день сделать ваша мама.

Давайте посмотрим, на сколько хорошо вы знаете свою маму?

Ответьте на 6 простых вопросов.

1.Кем работает ваша мама? 2.Нравится ли ей работа? 3.Когда её день рождения? 4. Поздравляете ли вы маму с праздниками, с днём рождения? 5.Какое её любимое блюдо? 6.Назовите её любимую передачу, книгу, песню, фильм? Кто ответил на все вопросы? Кто меньше 5? – Это говорит о невнимательном отношении к маме, равнодушии с вашей стороны, сделайте выводы, это очень важно.

Читайте также:  Беседа о празднике 9 мая - день победы в подготовительной группе

Рассказ В.Сухомлинского «Семь дочерей»

Было у матери семь дочек и один сын. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. -Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочка. -Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, — проговорила вторая. -Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья. -Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка,- щебетала четвёртая. -Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая. -Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, — сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Учитель

. Чем седьмая дочь отличается от своих сестёр? Как вы думаете, что труднее говорить красиво или поступать красиво? Подумайте и скажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей матери? Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

Давайте сейчас подарим нашим мамам и бабушкам стихи.

Стирка Помощница

Вчера я маме помогал: Маме я помочь стараюсь, Я брюки сам свои стирал, Может мама мной гордиться: Я в мыльной пене их вертел Мама платье мне стирает, И три часа потел, потел, Я – в тетрадке единицы. Я брюки палкой колотил, Я помощница во всём, Сам выжимал, потом сушил. Гладим тоже мы вдвоём: Чисты – к ним никакой придирки! Гладит мамочка простынку, Но вот откуда дырки? Ну а я – котёнку спинку. И диктанты вместе пишем, Пишем с мамочкой, не дышим, Мы диктовку не простую: Мама пишет, я диктую. -У младшей сестрёнки глазки мамины, И волосы мамины тоже, И носик, как мамин, маленький, А как на меня похожа! -А у нас с сестрой Маринкой Непослушные ботинки: Сами лезут в лужу прямо, Не ругай ботинки, мама! Мамин труд я берегу: Помогаю, чем могу. Нынче мама на обед Приготовила котлет И сказала: «Слушай, Выручи – покушай!» Я поел немного – Разве не подмога?

Учитель

. Как вы думаете, легко ли быть мамой? У мамы большое любящее сердце. Оно дарит детям тепло, любовь, радость и надежду. Каждый человек обязан жизнью матери. Мама ведёт нас по жизни. Как цветок тянется к солнцу, так человек тянется к матери, несмотря на то, сколько ему лет. Мама обнимет, приласкает, обогреет, накормит вас вкусно, поиграет с вами в любимые игры, прочитает книгу. Как хорошо быть вместе! (Девочка инсценирует роль мамы, держит на руках куклу)

Когда я стану мамой

Вот когда я стану мамой, Мне хочется отдать тебе всё лучшее, Никогда я не устану Чем жизнь наполниться должна. Пыль стирать, вязать и шить, И счастья мне не надо большего — Пирожки для всех лепить, Твоя судьба лишь для меня важна. Чистить каждый день картошку, Ребёнок на руках – святое. Мыть тарелки, чашки ложки. Ты солнышко моё, мой человек. Но, пожалуй, папой буду: Я научу тебя быть добрым, смелым, Очень трудно мыть посуду! Сказать, где нужно – да, а где-то – нет.

Учитель

. Кто вам слёзы вытирает? Ранки лечит? Кто нежно-нежно пожалеет? Какие руки у мамы ?(Золотые, мягкие, добрые, …..) Какое сердце у неё? (Удивительное, мудрое,….) А голос? (Ласковый, нежный, добрый, мягкий,…..) А вы видели, как плачет ваша мама? Что вы в это время испытывали? Как вы её утешали?.

Сценка

. «Кто куда пойдёт?» Мы играли у ворот. Вдруг сказал друзьям Федот: -Я пойду в четвёртый класс. И похвастался Тарас: -Я пойду в бассейн школьный. -Я- в балет, — призналась Оля. -Ну а я пойду, друзья, В первый класс,- сказал Илья,- Попрощаюсь с детским садом. Тут расплакалась вдруг Влада: -Не хочу играть я с вами – Я пойду к любимой маме!

«Устами младенца

» Мамы вспоминают весёлые, смешные случаи из жизни своих детей, рассказывают эпизоды из своей жизни, когда они были детьми.

Работа в группах

: собрать пословицы о маме. При солнышке тепло, а при матери добро. Без матери нет человека. Вся гордость мира от матери. Материно сердце в детях.

Учитель.

Дети, составьте предложения со словами: доброта, любовь, радость, красота. Я придумал закон возвращения: Если просишь у мамы прощения, То она меня сразу прощает И улыбку свою возвращает. (Дети дарят цветы любви мамам, дерево любви, которые были нарисованы заранее) Мамочка, милая, мама моя, Я очень родная, люблю тебя!

Учитель

. Дети, закончите предложение «

Когда мама рядом…»

(И мир светлее; на душе спокойно; хочется поиграть в куклы; дома спокойно;. хочется петь, ……)

Заключительное слово учителя

. Надо быть добрыми ко всем, кто рядом с тобой. Мама у человека словно свет в окошке. Вам, ребята, такие пожелания: Думайте больше о ваших мамах, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока и требовательна. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.

Песня «Мамино сердце» -исполняет учитель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

Классный час «Давайте, друзья, потолкуем о маме» Учитель: Пятунина С.И.

В раздел начальное образование

Форма:
E-mail:

для обращений
pedrazvitie@mail.ru

  • Подписаться на новости сайта
  • Отписаться от рассылки новостей
  • Условия использования
  • pedrazvitie.ru © 2013 — 2019

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 60640 от 20.01.2015г.

Возрастная категория: 0+

Источник: http://pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_new/index?n=47600

Комплексное занятие Мамочка моя

Кто всегда со всеми ладит,

Шьет, пирог печет и гладит,

Время даром не теряет,

Ни о чем не забывает,

Поцелует, приласкает,

За плохое поругает,

А потом сто раз простит,

Когда болен ты – не спит,

Кто за нас всегда боится,

Кто семьей своей гордится?

Отгадайте поскорей!

Кто на свете всех важней?

( мама)

МАМА! Какое прекрасно слово. Не зря оно почти одинаково звучит на языках разных народов.

По -итальянски – мадрэ По – французки – маман

По-украински – Мати

По- английски- мазэ

По- немецки- муттер

по- русски- мама, матушка

по- белорусски- маци, матуля

Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.

КАК ЖЕ ПОЯВИЛОСЬ СЛОВО “МАМА”?

Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи.

Слог “ма” – самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней, у ее груди, все время, пока папа охотился и защищал семью от врагов.

— Как ласково можно назвать маму? (ответы детей)

Игра «Красивые слова о маме»

Да, самое прекрасное слово на земле, которое произносит человек, это – Мама!

— Кто хочет рассказать о своей мамочке?

Рассказы детей о своей маме (5-6 человек)

А сейчас предлагаю поиграть вам в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте.

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

Давайте вспомним пословицы о маме.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Материнская ласка не знает конца.

Кто мать и отца почитает, тот вовек не погибает.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

— Почему в стихах, пословицах маму сравнивают с солнышком? (Высказывания детей).

— Чем же похожи мама и солнышко? (ответы)

Физкультминутка «Помощники»Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

1,2,3,4 потянулись,

Наклонились,

Хорошо мы потрудились!

Чтение и обсуждение сказки Сухомлинского «Седьмая дочь».

Седьмая дочь.

Важно

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц. Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

— Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

— Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

— Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

— Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прощебетала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

— Кто из дочерей по-настоящему позаботился о маме?

— Кто из дочерей больше всех соскучился и любит маму? Почему?

— Как нужно заботиться о маме, чтобы она никогда не огорчалась и всегда знала, что вы ее любите?

Мама – самый дорогой на свете человек. Нам всегда нужны её ласка и забота.

— Как проявляет заботу и ласку мама? ( гладит, обнимает, целует, оберегает и т.д.)

Мама всегда поймёт своего ребёнка и простит. А дети должны не только получать материнскую любовь, но и уметь заботиться о родном человеке.

Игра «Мамины помощники»

Давайте вспомним кто такой защитник? (ответы)

— Можно ли маму назвать защитницей? Почему?

Ещё с древних времён мамы пели колыбельные , которые оберегали детей от злых людей, от болезней, горя.

Давайте вспомним колыбельные песенки.

Дети поют колыбельные.

– Когда мама защищает ребенка, думает ли она об опасности, о себе?

-Что же главное в женщине матери? (сила любви) – Чем же выражается материнская любовь? (нежностью, любовью, заботой, защитой).

– Готовы ли вы относиться к маме так, как она относиться к вам? Правильно, ребята, мама это самое первое слово, самое доброе слово. Навечно оно останется самым главным словом.

— Ребята, подумайте, только ли писатели и поэты воспевали в своих стихах, сказках образ мамы? (художники)

— Женщиной – матерью восхищались во все века. С древних времен художники создавали свои произведения, чтобы донести до наших дней ее образ.

Посмотрите, это картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Как нежно смотрит она на своего малыша, как бережно держит его на руках.

А это картина А.Боровиковского «Портрет Балашовой Е. Г. С детьми». Посмотрите, как дети нежно обнимают свою маму, как мама счастлива от этого.

Вот картина К.Брюллова «Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью». С каким трепетом и любовью она смотрит на нее.

В.Тропинин «Портрет В. И. Ершовой с дочерью». А вот еще одна мама. Посмотрите, как она любуется своей дочерью. И.Репин «На меже». А вот мама гуляет со своими детьми по полю. Они веселы и полны задора, им не страшно, потому что с ними мама.

Совет

Мери Кессет «Молодая мама». Здесь молодая мама занимается рукоделием, а дочь нежно к ней прижалась. Так уютно и хорошо возле мамы!

Б.Кустодиев «Утро». А на этой картине мама купает своего малыша. Она заботится о нем и любит его.

— Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы . А теперь, закройте глаза, представьте себе свою маму и начинайте рисовать.

Дети рисуют под музыку В.Муна «Мама»

— Вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы.Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам и гордятся ими!Звучит песня «Мамочка милая».

Источник: https://sundekor.ru/referat/kursovaya/kompleksnoe-zaniatie-mamochka-moia/

Книга о совести. Часть : Красота радость жизни. Человек это сила духа. Симферополь: Издатель А. П. Выродов, 2003. 112 с. Isbn 966-8046-05-6 Существует мир, где правит совесть

Название Книга о совести. Часть : Красота радость жизни. Человек это сила духа. Симферополь: Издатель А. П. Выродов, 2003. 112 с. Isbn 966-8046-05-6 Существует мир, где правит совесть.
страница 19/40
Дата публикации 05.09.2013
Размер 4.

22 Mb.

Тип Книга

exam-ans.ru > Астрономия > Книга

1   …   15   16   17   18   19   20   21   22   …   40

Седьмая дочьБыло у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.— Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу,— сказала первая дочь.— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,— промолвила вторая дочь.— Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке…— ворковала третья дочь.

— Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка,— сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.— Ты снилась мне, как розе снится капля росы,— щебетала пятая дочь.— Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья,— прошептала шестая дочь.А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много.

Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике — помыть ноги.

^

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным — перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки.

Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей.

Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели: что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала.

Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» — Она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын».Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

^

В воскресенье Дмитрик пошел с мамой в лес.Начиналась осень. В лесу было тихо. Где-то в чаще стучал дятел. Первые пожелтевшие листья падали с кленов.В лесу было много грибов. Мама взяла из дому корзинку и теперь время от времени наклонялась, чтобы сорвать белый ароматный гриб. Дмитрик тоже хотел помогать маме, но грибы почему-то редко попадались ему на глаза.

Обратите внимание

Домой вернулись в полдень. Мама почистила грибы, помыла их и начала жарить на сковородке. В комнате запахло так вкусно, что у Дмитрика даже слюнки потекли. Он с нетерпением ждал, когда грибы поджарятся.Вот наконец они и готовы. Мама положила жареные грибы на тарелку. Дмитрик начал есть.— Ой, и вкусные же!— сказал он.

— А вы, мама, почему не едите?— Я не люблю жареных грибов,— тихо сказала мама.— А какие же грибы вы любите?— В лесу…Через неделю из далекого города приехал в гости мамин дядя Петро. Он привез много вкусных вещей: рыбу, икру, колбасу. Мама все поставила на стол. Дмитрик никогда не ел такого вкусного.— Вы ведь и колбасу не любите, мама?— спросил он.— Не люблю..

.— тихо ответила мама.

Забыла…

У Аленки есть одна только мама: нет ни папы, ни бабушки, ни братика, ни сестрички.Мамин день рождения — первого мая. Разве можно забыть этот день?Задолго до дня рождения Аленка готовила маме подарок.

В маленькой тетради она рисовала что-то хорошее — цветок, птичку или колосок пшеничный и писала: «Поздравляю вас, мама, с днем рождения».А в этом году случилась беда.Учительница поручила Аленке выучить стихотворение и рассказать это стихотворение на пионерском сборе.

Аленка так увлеклась стихами, что и не заметила, как приблизился день рождения мамы.Завтра день рождения, а она вспомнила об этом только сегодня вечером. Вспомнила и покраснела от стыда. Взглянула на маму. Мама сидит возле стола — молчаливая, задумчивая, смотрит в окно.

Аленка взяла альбом для рисования, цветные карандаши и пошла в школу. Там никого не было. В коридоре сидел сторож.Аленка села за стол и начала рисовать. Долго она рисовала синее небо над широким полем, в небе поет жаворонок, сияет солнце.Девочка закончила рисунок и пошла домой.

Обратите внимание

Мама все еще сидела возле стола.Аленка открыла перед мамой альбом с рисунком и сказала:— Поздравляю вас, мама, с днем рождения.И поцеловала маму.Мама радостно улыбнулась.

^

У пятилетнего Юры есть отец, мать и дедушка Николай. Утром папа идет на работу, дедушка отправляется на свою утреннюю прогулку, а мама говорит Юре:— Пойдем, сын, перестелем постель дедушке.Вдвоем с мамой они снимают с дедушкиной кровати пуховую перину, выбивают ее на свежем воздухе и снова укладывают на кровать.

Юре очень нравится эта работа: теперь дедушке будет мягко лежать в кровати, он будет улыбаться во сне.Однажды Юра с отцом ездил на далекий остров на Днепре. Уехали они на рассвете, целый день путешествовали по острову и вернулись домой поздно вечером.Поужинали, легли спать. Среди ночи мама слышит: поднялся Юра, сел на кроватке и плачет.

— Что с тобой, сынок?— взволнованно спросила мама.— Дедушкину постель сегодня не перестилали?— Нет, не перестилали. Но ведь это только один день… Ничего не случится,— уговаривала мама сына.— Дедушке спать жестко… Вы же сами говорили, что у него косточки старые, и на фронте он ранен…Едва успокоила мама сына.

На следующий день перестилали дедушкину постель дважды — утром и вечером.

^

Возле школы живет бабушка Мария, старенькая и одинокая.Однажды Павел шел из школы домой. Видит, бабушка Мария из колодца воду достает. Нелегко ей, старенькая уже, дрожат от напряжения руки. Павел подошел к бабушке и сказал:— Давайте я вам помогу.Бабушка ничего не сказала, но в ее глазах Павел увидел благодарность.

Он вытащил воду, перелил ее в ведро, отнес в хату.В хате бабушки Марии он был впервые. На стене, завешанной большим цветастым ковром, висел портрет красноармейца с саблей в буденовке. Красная пятиконечная звезда будто сияла на буденовке, такая она была яркая. Молодой буденовец улыбался.

Павел не мог оторвать глаз от портрета.— Это красный буденовец?— спросил шепотом мальчик.— Да, красный буденовец,— тихо ответила бабушка Мария и вздохнула.Только сейчас Павел заметил: над ковром висит шапка-буденовка. Настоящая, будто ее только что снял с головы герой-буденовец и повесил над портретом.

— Бабушка, разрешите мне надеть на голову буденовку… Ну, на одну минутку.— Надевай, сынок,— тихо сказала бабушка, и голос у нее задрожал.Павел осторожно снял со стены шапку-буденовку, надел ее на голову и стал смирно перед портретом.— Почему вы плачете, бабушка?— тихо спросил Павел.— Я и завтра приду, воды принесу…

Разрешите только шапку-буденовку еще раз надеть…

^

Важно

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.— Мама! Где моя мама?Люди окружили девочку и спрашивают:— Как тебя зовут, девочка?— Оля.

— А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.— Маму зовут…. мама… мамочка…Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:— Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?— Глаза у нее… самые добрые…— А косы? Ну, волосы какие у мамы; черные, русые?— Волосы…

самые красивые…Опять улыбнулись люди. Спрашивают:— Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.— Руки у нее… самые ласковые.И объявили по радио:«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

^

Когда Марийке исполнилось семь лет, она посадила яблоньку. Через три года яблонька зацвела, и на ней завязались три яблока.Каждый день ходила Марийка в сад, смотрела, как росли яблоки. Они с каждым днем становились крупнее, наливались соком.

Марийке не терпелось: ведь эту яблоньку она посадила для мамы, так ее и назвала — Мамина яблоня. Она мечтала о том дне, когда яблоки созреют, она пойдет в сад, сорвет их и принесет маме.Наконец этот день настал. Яблоки стали розовыми, душистыми.

Ясным летним утром Марийка пошла в сад, сорвала яблоки, положила их на тарелочку и понесла в хату. От волнения ее лицо раскраснелось.— Мама, примите от меня этот подарок,— тихо сказала Марийка.— Это с вашей яблони…Мама обняла и поцеловала дочку. Взяла тарелочку с тремя розовыми яблоками и поставила ее на окно.

Важно

Прошел день, другой, третий. Каждый день Марийка напоминала:— Мама, ешьте яблоки…А мама только улыбалась и говорила:— Пусть еще постоят…

^

В детском саду есть два пятилетних мальчика — Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:— Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:— Пойдем, мама, домой.Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу.Мать Василько идет по снегу, а сын — тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.Толя идет по снегу, а мама — тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.Прошло двенадцать лет.

Совет

Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.В тот же день заболела и Толина мама.Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:— Разве можно по такому снегу идти?— Постоял немного и возвратился в дом.А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

^

«С чего начинается Родина?» — спросил Учитель. Пришел я домой и думаю об этом. Вспоминаю детство. Пытаюсь найти на дне своих воспоминаний то, что осталось от самых первых солнечных длинных-длинных утр и дней.Самое первое мое воспоминание — это бабушкины руки. Ни минуты они не были без дела. Помню, месит бабушка тесто пшеничное — белое-белое. А руки у нее — черные-черные. Лепит из теста жаворонков, кладет их в печь. Белые-белые жаворонки. А руки — черные-черные, морщинистые, дрожащие.Я спрашиваю у бабушки:— Бабушка, почему у вас руки черные-черные, а жаворонки белые-белые?Бабушка отвечает:— Если бы руки у меня были белые, то не было бы ни теста белого, ни жаворонков.Отчизна для меня начинается с рук любящих, работящих.

^

В одной счастливой семье росли две девочки — Зина и Зоя. Им было по два года. Каждый день они с нетерпением ожидали, когда отец возвратится с работы. Бежали навстречу отцу к воротам; отец брал их на руки — Зину на правую, Зою на левую. Так и входил он в хату — с дочерьми на руках, а в хате встречала их счастливая мама.

Но вот пришло на нашу землю большое горе: напали фашистские захватчики. Пошел отец на фронт. Три года сражался он с фашистами. Часто писал письма, просил маму поцеловать Зину и Зою, и мама, целуя их, плакала, а девочки говорили: «Мама, не плачь… тато придет…»Потом писем не было несколько месяцев. Вдруг пришло письмо от фронтового друга отца.

Писал он Зине, Зое и их маме, что отец и муж их ранен и скоро возвратится домой.В теплое солнечное утро ранней весны Зина и Зоя играли во дворе. Им было уже по пять лет. Они стояли у тающей снежной бабы и думали: как бы еще хоть на день сохранить ей жизнь? У хаты стояла мама.«Тато идет!»— крикнула она.

Зина и Зоя увидели, как к ним приближается высокий, стройный солдат с мешком за плечами. Радостно воскликнув: «Тато!» — девочки побежали навстречу. Они протянули ручонки, ожидая, когда он, как всегда, возьмет их на руки — Зину на правую, а Зою на левую. Но тато молчал и не брал их на руки.

Дети хотели взять его руки в свои маленькие ручонки, чтобы он скорее поднял их. И вдруг они увидели, что у таты нет рук. Только пустые рукава шинели.Девочки подняли головы и испуганно посмотрели отцу в глаза.Он склонился над ними, из его глаз на белый снег капали слезы.

Зина и Зоя обняли тату, прислонились щеками к пустым рукавам шинели и плакали.— Ой, тату, не надо брать нас на руки, мы уже не маленькие,— прошептала Зина.— Нам уже пять лет,— добавила Зоя.

^

Мальчики играли в мяч на лугу. Игорь похвастался:— Я самый меткий! Ребята смеялись:— Игорь, ты хвастун.А Игорю хотелось доказать, что он самый меткий. Он сказал:— Видите, во дворе висит белая сорочка. Брошу мяч и попаду в нее.Это был двор бабушки Ярины, она жила рядом с Игорем.

Бросил Игорь мяч, попал в сорочку, и осталось на ней черное пятно.Увидела бабушка Ярина, кто бросил мяч. Пошла к маме Игоря, пожаловалась.Пришел мальчик домой, а мать уже знает об озорстве. Говорит мать Игорю:— Бабушка старенькая, тяжело ей стирать белье. Постирала она сорочки, повесила сушить. А ты запачкал.

Обратите внимание

Опять бабушке надо стирать…Игорь стоит, наклонив голову.— Пойди к бабушке, попроси прощения,— говорит мама.Пошел Игорь к бабушке Ярине, подошел к ней, стал и молчит.— Что ты хочешь сказать, Игорь?— спросила бабушка.— Мама прислала, чтобы я попросил у вас прощения.Бабушка молча смотрела на мальчика.

Потом вздохнула тяжело, пошла в хату…

^

Вывела Ворона одного-единственного птенца — Вороненка. Любила свое дитя мама Ворона, баловала его вкусными червячками.Но вот однажды полетела Ворона за кормом и пропала, солнышко поднялось выше дерева, на котором жили Ворона с Вороненком, а матери все нет. Заплакал Вороненок. Плачет, слезы ручьем на землю льются. Многие птицы, жившие в лесу, умолкли, жалко им бедного птенца.Услышал Соловей плач Вороненка. Затрепетало от жалости соловьиное сердце. Оставил свое гнездышко Соловей, прилетел к вороньему гнезду, сел рядом с Вороненком и запел свою чудесную песню. Даже ветер притих, заслушался.А Вороненок как будто и не слышит соловьиного пения, захлебывается от плача.Но вот услышал Вороненок: где-то вдали раздался материнский голос: кра, кра… Мгновенно перестал плакать Вороненок, говорит Соловью:— Слышишь, это моя мама поет! Замолчи, пожалуйста, не пищи!— Кра, кра-кра …— раздалось взблизи, и Соловей умолк. Он перелетел на соседнее дерево и задумался… В тот вечер лес не слышал соловьиного пения.

1   …   15   16   17   18   19   20   21   22   …   40

Бюллетень новых поступлений за апрель 2012 г
Урал отд-ния [и др.]. – Киев : Наук думка, 2011. 221 с ил., табл. + 1 отд л табл. – (Проект «Наукова книга»). – На авантит также:…
Сказка о любителе окорочков по сказка о любви и зеленых человечках…
Когда-нибудь наука наверняка объяснит, в чем секрет этого загадочного явления, но сейчас это — уникальная технология, подобных которой…
Книга включает уникальный текст древнейшего на Земле астрологического трактата «Бхригу-сутра»
Дома и планеты в ведической астрологии М.: Издатель «Профит Стайл», 2003. 336с
Артур Омкаров (Юри Каптен)
Проявления духовности, или Бог в человеке: Это тихий лучащийся свет глаз, озаренных духовным пониманием и гармонией; Это безмолвная…
Культуры и искусства курсовая работа по эстетике
Каждый человек, даже не имеющий глубоких познаний по эстетике, знает, что трагическое — это горе и страдание, а комическое — веселье…
Книга «Радость воспитания»
Предстаньте себе такую семью, где каждый старается поддержать другого, где внимательно прислушиваются друг к другу и выходят из конфликтных…
Рудольф Петерсхаген Мятежная совесть «Мятежная совесть»: Вече; 2010 isbn 978-5-9533-5028-0
Петерсхагена в фрг, его арестовали американские оккупационные власти. По обвинению в шпионаже Рудольф Петерсхаген был приговорен…
Ошо (Бхагаван Шри Раджниш) Йога сила духа (книги 1, 2)
Мы живем в глубокой иллюзии. В иллюзии надежды, будущего, завтрашнего дня. Человек, такой как есть, не может жить без самообмана…
Бюллетень 19. Июль 2003 259 Отчёт 2003. Год 2003 274 Эпилог 277 Начало-введение…

Есть, молиться, любить (Eat, Pray, Love)
Есть, молиться, любить” книга о том, как можно найти радость там, где не ждешь, и как не нужно искать счастье там, где его не будет…

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru

Источник: http://exam-ans.ru/astromoiya/24547/index.html?page=19

Ссылка на основную публикацию