Внеклассное мероприятие ко Дню Победы (6 класс)
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы
Внеклассное мероприятие по теме «Письма в Великой Отечественной войне»
Цель: помочь учащимся осознать важность полевой почты во время Великой Отечественной войны, способствовать формированию чувства патриотизма через знакомство с письмами Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Помочь вспомнить период 1941-1945 годов в Отечественной истории методом ассоциации;
2.
Организовать беседу о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации;
3. Записать видео-письмо — благодарность ветеранам.
—метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
— предметные: улучшение техники чтения, понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Оборудование: проектор, монитор, конверт с датами 1941-1945, бумага для складывания треугольников, фронтовые письма для чтения в группах.
Ход мероприятия.
1.Постановка цели.
Учитель: Я принесла с собой конверт. Посмотрите на него внимательно. На нем есть подсказка. О чем мы будем сегодня с вами говорить?
Что это за годы?
1941-1945. (Записываю на доске).
Сколько лет длилась эта война? Началась она когда? Когда закончилась? (подписать к дате).
Сколько лет прошло после того, как она закончилась?
Письмо, Великая Отечественная война. Значит, мы поговорим …
Вы верно догадались, мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.
ПИСЬМА СЧАСТЬЯ Валентина Петровская
Ученица: Похоронен в поле боя
Отец в сорок третьем году.
Поле боя большое такое- до сих пор про отца не найду.
Я храню его письма к маме,
В них наказывал нас беречь.
Он отстаивал каждый камень,
Чтоб свет жизни для нас сберечь
2. Актуализация знаний.
Учитель: Война…
-Что вы себе представляете, когда слышите это слово. (Записать на доску ответы детей)
Во время Великой Отечественной войны люди сполна испытали страха и боли, было много смерти и страданий.
-Кто знает, как называлась наша страна в то время? (Советский Союз)
-Наша страна была не готова к войне, поэтому немецко-фашистские войска быстро продвигались по нашей территории, захватывая город за городом, деревню за деревней, убивая наших людей, в том числе детей.
До того, как фашистские войска напали на Советский Союз, ни одна страна не оказала им должного сопротивления. И их армия считалась непобедимой. У Гитлера был план захвата нашей страны. — -Кто такой Гитлер? (Глава фашистской Германии).
Он планировал захватить нашу страну за несколько месяцев. Операция называлась «Тайфун»
— Что означает слово тайфун? Это большой ветер разрушительной силы.
Но в течение первых же дней стало понятно, что этот план не сработает.
3. Учитель: С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Такая почта организуется во время войн.
У каждой войсковой части свой, обычно пятизначный номер, так как воинское подразделение постоянно передвигается и у части нет постоянного адреса.
Почте придавалось большое значение.
— Почему? (потому что это был единственный способ общения между солдатом и его родными )
Люди писали друг другу письма. Полевая почта в годы войны в месяц доставляла в армию 70 миллион писем.
— Кто разносит письма?
Работа почтальона на фронте была опасна и трудна. Почтальоны под пулями с риском для жизни доносили письма бойцам в действующую армию.
Ученик читает отрывок письма.
— Какое настроение у письма? (неуверенность, смятение, растерянность, неуклюжесть, тревога, нервозность)
Тем не менее войска мужественно сражались
— А что делали в тылу?
-Что такое тыл? (Это территория позади фронта, за боевой линией)
В тылу были заводы и фабрики, люди самоотверженно трудились для фронта, для победы, не жалея себя. Изготовляли оружие, снаряды, шили одежду, обувь, вагонами отправляли продукты.
— Как вы думаете, какой город хотел Гитлер завоевать больше всего? (Москву)
Действительно, немецко-фашистские войска двигались к Москве. Все люди очень переживали, по радио регулярно объявляли о положении дел на фронте. К ноябрю 1941 г. враг был уже под Москвой. 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад войск.
Наши воины сразу с парада шли на передовую, то есть там, где идут бои. И защищали Москву.
Давайте встанем, представим, как себя чувствовали воины и так же красиво, как защитники Москвы, промаршируем под песню «Прощание славянки», автор музыки Василий Иванович Агапкин.Впервые немецко-фашистские войска потерпели поражение и все поняли, что их можно победить. Это осознание было очень-очень важно для всех советских людей.
Люди поняли, что они могут выиграть эту войну.
По сохранившимся письмам можно отследить, как поменялось настроение бойцов, они стали уверены в своей победе.
Вот одно письмо бойца маме.
Это письмо переложил на стихи поэт Валентин Савин.
(У вас на парте текст этого письма, вы можете его прочитать вместе со мной).
Ученик:
Ты спрашиваешь, что со мной,
Здоров ли, жив и что молчу?
Ну что сказать тебе, родной.
Я жив, здоров, домой хочу.Ты знаешь, немец под Москвой.
Он рвется праздновать победу.
Мы с ним ведём жестокий бой.
Вот победим, и я приеду.Порой здесь хуже, чем в аду.
Ты верь, мамуленька моя,
Не сгину я, не пропаду.
Меня хранит любовь твоя.Будь проклята сия война!О чем еще тебе писать?
Одно и тоже, день и ночь.
Одно могу тебе сказать,
Мы гоним оккупантов прочь.
Вы видите, на стенде вот такие треугольники?
— Кто знает, что это такое?
— Почему эти письма не в конвертах? (во время войны, оказалось, что конвертов катастрофически не хватало)
Все объясняется просто: не хватало конвертов, марок.
Письма из дома имели огромное значение для поддержания боевого духа солдат.
Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми.
Бойцы писали, что письма для них, как хлеб.
— Как вы думаете, когда бойцы могли писать письма?
-Если раненый солдат попадал в госпиталь и писать не мог, то что делал?
— Кто мог под его диктовку писать?
Конечно, не все письма дошли до адресата.
— Почему? (Смерть солдата, плен, смерть почтальона)
У каждого письма своя судьба.
Чаще всего сохранились письма, авторы которых погибли на войне.
А вот если человек пришел живым, то писем, как правило, не осталось.
Не так много сохранили солдаты писем из дома. Почему?
У них просто не было условий для хранения, письма шли подолгу, а потом от постоянного чтения и лежания где-нибудь в нагрудном кармане постепенно истирались.
4.
Складывание бумаги в виде «солдатского треугольника»
Учитель: -Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник?
Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Может, кто-то умеет делать. Положим лист вертикально.
Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника.
У всех получилось? Если захотите, то ко дню победы сможете сделать такой треугольный конверт, красиво его оформить, написать пожелания и вручить участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.
5. Работа с письмами участников войны.
Учитель: Сейчас мы прочитаем несколько писем. Для этого разделимся на группы по 5 человек. Каждая группа получит конверт. В нем лежит письмо.
Вам нужно ознакомиться с ним, отметить, кто пишет и кому, дата написания, потом выбрать одного из группы, который бы зачитал письмо всем нам. (1-2 минуты).
Готовы? Кто будет в вашей группе читать вслух? Остальные внимательно слушают. Что самое важное в строках? Что вас заинтересовало? или взволновало?
5. Минута молчания.
Учитель: Мы уже говорили, что в сохранились письма погибших. Давайте почтим их память минутой молчания.
6. Видео-письмо с благодарностями ветеранам.
Учитель: Про Великую Отечественную войну можно говорить много. Нельзя забывать, скольким мы обязаны тем людям, которые победили фашизм, не позволили нам стать рабами, благодаря им мы вообще родились. К счастью, не все погибли.
Тех, кто участвовал в Вов, все меньше и меньше остается. 70 лет уже прошло с тех пор. Давайте поблагодарим наших ветеранов. Любой желающий из вас может сказать слова благодарности. А я запишу ваше видео-письмо. Наше видео-письмо я передам в Совет ветеранов Г.
Кызылорды его покажут ветеранам на мероприятии, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны. Подумайте, что вы скажете ветеранам, как поблагодарите, какими словами.
7.Рефлексия.
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Мысленно вернитесь к тому, о чем мы говорили.
Что вы запомнили, что было для вас интересным? Были ли письма нужны на войне?
Помогали ли письма побеждать?
Спасибо всем за занятие. Желаю вам никогда не узнать в реальной жизни, чтотакое война.
Источник: https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-ko-dnyu-pobedi-klass-551141.html
Классные часы — Внеурочная и внеклассная работа
«Поклонимся великим тем годам…»
Цели: расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства.
Выставка книг.
На доске выставка рисунков, посвященных Дню Победы. В вазе живые цветы. Если есть возможность, можно использовать слайдоскоп или другие технические средства для демонстрации тематических иллюстраций.
Звучит тихая, спокойная военная музыка. Идет рассказ.
Учитель. Проходят годы, вот уже и XXI век наступил. Но хотя мы все дальше от того дня, величие его нельзя уменьшить. Великую Победу одержал наш народ в Отечественной войне 1941–1945 годов. Нелегко досталась эта победа.
Страна наша напоминала тяжело раненного, истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов, уничтожили миллионы людей. Гитлеровцы совершали неслыханные зверства.
Трудно найти в нашей стране семью, не пострадавшую от войны: кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга. Победа досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны.
Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.
Ход классного часа
1-й ученик. Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам.
2-й ученик. Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся всем мертвым и живым.
3-й ученик. Всем тем, кого нам забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Все вместе. Всем миром
Всем народам,
Всей земле
Поклонимся за
Тот великий бой.
4-й ученик. Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
5-й ученик. Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух –
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог.
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег.
Возложение цветов к нарисованному памятнику. Постоянно звучит тихая музыка.
Учитель. Кончалась жаркая июньская ночь, уже поднималась заря нового дня – воскресенья 22 июня 1941 года.
И в это время тысячи гитлеровских солдат, многие сотни самолетов, танков пересекли границу нашей родины, без объявления войны, разрушая и уничтожая, неся смерть, двигались фашисты по территории России к ее сердцу – городу Москве.
Наш народ поднялся на защиту Отечества, и поэтому война получила название Отечественной. Уходили на фронт отцы, братья, сыновья.
1-й ученик. Так случилось – мужчины ушли,
Побросали посевы до срока,
Вот их больше не видно из окон,
Растворились в дорожной пыли,
Так случилось – мужчины ушли.
2-й ученик. И от моря и до моря
Поднялись мужики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
3-й ученик. Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши,
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога.
Учитель. В годы войны свыше 11 тысяч воинов стали Героями Советского Союза – это звание было высшим знаком мужества. Среди них – дети-подростки Зина Портная, Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик.
Ученик. Почему все не так?
Вроде все, как всегда.
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух
И та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Дети исполняют песню «У деревни Крюково».
Учитель. Но война – это не только тяжелые кровопролитные бои, решающие сражения, такие, например, как победа под Москвой в декабре 1941 года, когда немцы в бинокли рассматривали город и им казалось, что Москва – столица нашей страны – уже покорена, завоевана ими.
Однако им пришлось отступать и потерпеть крах в этой битве.
Сталинградская битва, когда огромная по численности солдат армия Гитлера попала в окружение под городом Сталинградом, вместе с солдатами попали в плен многие высшие командиры – по этому поводу в Германии был даже объявлен траур; танковое сражение на Курской дуге, в котором советские танкисты доказали превосходство наших танковых войск. Это главные события войны, но война – это прежде всего тяжелый, изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу, на заводах по ремонту боевой техники, по изготовлению снарядов, оружия, одежды для армии. А ведь мужчины были на фронте, места у станков заняли их жены и дети, старики, те, кто не мог уйти на фронт. Главным для них стал труд, работа по 14 часов, иногда они даже спали в цеху, не уходя домой. Жили впроголодь, не доедая, не досыпая, забыв о себе. «Все для фронта, все для победы!» – это был главный лозунг тех дней и еще надежда – дождаться живыми тех, кого проводили: отца, брата, сестру.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Серые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
На гитаре ученик исполняет песню «Землянка», сл. Суркова, муз. Листова. Остальные подпевают. В проигрыше дети читают стихи.
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните,
Какой ценой завоевано счастье.
Пожалуйста, помните.
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!
Учитель. Все меньше остается тех, кто защитил нашу родину, к сожалению, время безжалостно. У нас в гостях сегодня ветераны. Предоставляем слово гостям.
Дети поздравляют их.
Вам поклон, солдаты,
За цветущий май,
За рассвет над хатой,
За родимый край.
Поклонюсь, солдаты,
Вам за тишину,
За простор крылатый,
Вольную страну.
Звучит песня «Мир нужен всем».
Источник: http://obrazbase.ru/vneurochnaya-i-vneklassnaya-rabota/klassnye-chasy/554-klassnyj-chas-k-prazdnovaniyu-dnya-pobedy-dlya-5-6-klassov-20141027
Внеклассное мероприятие для 5-9 классов к 9 мая. Сценарий
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы, 5-9 классыПрезентация книг о Великой Отечественной войне
Тема: «Цена Победы»
Цель:Презентация книг для внеклассного чтения о ВеликойОтечественной войне, привитие любви к чтению; воспитание гражданско-патриотическихчувств подрастающего поколения.
Оборудование:мультимедийный проектор, выставка книг на тему: «Путь славный и героический», рисунки учащихся на тему: «Война глазами детей» (по прочитанным книгам, фильмам, из рассказов ветеранов).
Учитель
– Добрый день! Ребята, мыпригласили вас напрезентацию книг о Великой Отечественной войне. Слово презентация, скорее всего,вам незнакомо. Поэтому сначала мы познакомимся с его значением.
Презентовать- значитпреподносить, а это значит, что пятиклассникирасскажут о книгах, которые они прочитали. И вам непременно захочется прочесть их тоже.
Тема презентации: «Цена Победы».
Учитель
Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят гвардейские знамёна.
А жизнь и время движутся вперёд,
Остались наших 20 миллионов.
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою Победы.
За нас легли, за то, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.
Учитель
Прошла война, но в памяти народа она останется навсегда.Каждый год 22 июня со скорбью мы вспоминаем лето 41 года, 27 января мы отмечаемДеньосвобождения района от немецко-фашистских захватчиков.
Каждый год мы отмечаем великуюдату:9 мая – День Победы советского солдата, советского народа в Великой Отечественной войне. Мы идем к могиле неизвестного солдата, к памятникам павшим за Родину, к обелискам, чтобы почтить память погибших;мы чествуем сегодняшних ветеранов, отдавая дань уважения,дарим им цветы.
Учитель
А что вы, ребята, знаете о войне?
Дети: (Что это была самая кровопролитная и жестокая война, которая длилась 1418 дней и ночей; что на защиту Родины встали все отмала до велика, старики, женщины и дети рыли окопы, немецкие оккупанты издевались над мирными жителями, угоняли в плен, забирали из домов жителей всё, что им хотелось, оставляя детей голодными)
Учитель
Мы – счастливые люди, потому что не слышали наяву свиста пуль и грохота рвущихся снарядов, не видели раненых и убитых, не рыли окопы и не жили в землянках.
Но мы знаем, как тяжело было солдатам, детям 40-х годов.
Вопрос школьникам:Откуданамэто известно?
Дети: (из истории, фильмов, книг)
Учитель
Какие книги оВеликой Отечественной и её героях вы читали? Назовите авторов.
Учитель
Книгихранят память далёких дней, великих подвигов. И мыдолжны знать историю своей страны, мы не должны забывать имена тех, кто отстоял её свободу и независимость.
Вспомним, ребята, военные годы, трудные наши бои,
Горе народа и подвиг народа, тяжкие ночи и дни.
Учитель
А помогут нам в этом книги.
Книги – это своеобразный мостик, позволяющийзаглянуть в прошлое…
И сегодня ученики, прочитавшиекнигио Великой Отечественной войне, расскажутнекоторые эпизоды1941-1945 годов, назовут имена Героев.
Учитель
Итак, послушайте отрывок из рассказа «Шестой – неполный»
(Краткий пересказ заранее подготовленного ученика)
Учитель
Советские пограничники зорко охраняли рубежи нашей Родины. Но 22 июня 1941 годав 4 часа утра немецкие самолётыстали бомбить города и сёла Советского Союза.
(видеокадр «Начало войны»)
Учитель
Такначаласьвойна. Наша Родина оказалась перед лицом опасности. Но русскийнарод объединило это горе.
Повсюду были слышны призывы: «Родина в опасности!», «Родина-мать зовёт!», «Вставай, страна огромная!»
(звучит музыка «Вставай, страна огромная!»)
Учитель
И под марш «Славянки» стали уходить на фронт все:от мала до велика.
Назащиту Отечества всталимужчины, юноши,подростки уходили в партизанские отряды, курсанты военных училищстремились на передовую.
(Краткий пересказ заранее подготовленного ученика)
Учитель
Ребята,вам интересно, что произошло дальше и почему так называется рассказ?
Тогдапрочтитене только этот рассказ, но и всю книгу, авторкоторой Анатолий ВасильевичМитяев.
Учитель
День за днём всёшла война:
Солдаты гибли, но мужала Родина.
За победу родной страны
Вставали дети всей земли!
Учитель
Действительно, как страшны эпизоды войны. Но она не пугала поколение 40-х. Любовь к Родине, огромное желание свободы и мира поднимало всех на защиту Отечества, идетистановились настоящими Героями, не осознавая этого. В библиотекахесть замечательная книга «Дети – Герои Великой Отечественной войны». Об одном Герое рассказа этой книгивам расскажет …
(Краткий пересказ заранее подготовленного ученика)
Учитель
Ребята, сейчасвы услышали рассказ толькооб одном пионере-герое. Узнать о жизни и подвигах других пионеров-героев вы сможете, если прочтётекнигу «Дети – герои Великой Отечественной войны»,автор которой Анна Николаевна Печерская.
В своей книге Анна Николаевна рассказывает о белорусском мальчике Марате Казее, о партизанеВале Котик, о Зине Портновой и другихмальчиках и девочках, ставших Героями Великой Отечественной. (Тане Морозовой, о разведчике партизанского отряда Вите Коробкове и защитнике Брестской крепости Володе Казьмине).
Учитель
Годы тягот и лишений, свист пуль и грохот взрывающихся снарядов, смерть друзей и тоска по дому. Всё преодолел русский солдат. И как бы ни было тяжело, он всегда говорил: «Ни шагу назад!». И один из рассказов о войне так и называется: «Ни шагу назад!».
(Краткий пересказ заранее подготовленного ученика)
Учитель
Сквозь метель и непогоду войны в самое логово фашистовпринеслисолдатыи установили под пулями накрышерейхстагаЗнамя Победы как символ непобедимости советского оружия. А как это было?
(Краткий пересказ заранее подготовленного ученика)
Учитель
Эти рассказы: «Ни шагу назад!» и «Победа!»из книги для внеклассного чтения Сергея Петровича Алексеева «Герои Великой Отечественной». Их 18, и каждый из них – страничка нашей истории.
Ученик
Как бы ни были тяжелы эти 1418 дней и ночей,всё смог преодолеть русский солдат,русский человек! И вот май 1945 года!
А парад Победы на красной площади состоялся 24 июня 1945 года.
И вот она долгожданная Победа! В Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Идут полки, чеканя шаг, и в каждом шаге слышится: «Победа!» Солдаты несут знамёна поверженной фашистской Германии, летят знамёна на землю, и снова слышится: «Победа!» А вечером-праздничный салют. Ликовали земля и люди. Гремели, гремели, гремели залпы. То радость огнями взлетала в небо. Победа!Победа!Победа!
Учитель
Ребята, сегодня вы услышалилишь несколько рассказово Великой Отечественной. Я надеюсь, что вас заинтересовали онии вы обязательно прочтёте эти книги.
Мы должны знать героическое прошлое нашего народа, всегда должны помнить имена тех, кто, не жалеясвоей жизни, защищал нашу Родину! Оказывать внимание и помощь ветеранам, которых, к сожалению, с каждым годом становится меньше.
Учитель
Прошла война, прошла страда,
Ноболь взывает к людям:
«Давайте, люди,никогда
Об этом забывать не будем!»
Учитель
Мы всегда должны помнить, какой ценой досталась победа нашим дедам и прадедам.
Источник: http://www.slavkrug.org/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-5-9-klassov-k-9-maya-scenarij/
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы (6 класс)
Автор материала: Ахметова Людмила Бахратдиновна
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы
Внеклассное мероприятие по теме «Письма в Великой Отечественной войне»
Цель: помочь учащимся осознать важность полевой почты во время Великой Отечественной войны, способствовать формированию чувства патриотизма через знакомство с письмами Великой Отечественной войны.Задачи: 1. Помочь вспомнить период 1941-1945 годов в Отечественной истории методом ассоциации;2.
Организовать беседу о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации; 3. Записать видео-письмо — благодарность ветеранам.
-метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности- предметные: улучшение техники чтения, понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.Оборудование: проектор, монитор, конверт с датами 1941-1945, бумага для складывания треугольников, фронтовые письма для чтения в группах. Ход мероприятия.1.Постановка цели.Учитель: Я принесла с собой конверт. Посмотрите на него внимательно. На нем есть подсказка. О чем мы будем сегодня с вами говорить?
Что это за годы?1941-1945. (Записываю на доске).
Сколько лет длилась эта война? Началась она когда? Когда закончилась? (подписать к дате).
Сколько лет прошло после того, как она закончилась? Письмо, Великая Отечественная война. Значит, мы поговорим …Вы верно догадались, мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.
ПИСЬМА СЧАСТЬЯ Валентина Петровская
Ученица: Похоронен в поле боя
Отец в сорок третьем году.
Поле боя большое такое- до сих пор про отца не найду.
Я храню его письма к маме,
В них наказывал нас беречь.
Он отстаивал каждый камень,
Чтоб свет жизни для нас сберечь
2. Актуализация знаний.Учитель: Война…
-Что вы себе представляете, когда слышите это слово. (Записать на доску ответы детей)Во время Великой Отечественной войны люди сполна испытали страха и боли, было много смерти и страданий.
-Кто знает, как называлась наша страна в то время? (Советский Союз)
-Наша страна была не готова к войне, поэтому немецко-фашистские войска быстро продвигались по нашей территории, захватывая город за городом, деревню за деревней, убивая наших людей, в том числе детей.
До того, как фашистские войска напали на Советский Союз, ни одна страна не оказала им должного сопротивления. И их армия считалась непобедимой. У Гитлера был план захвата нашей страны. — -Кто такой Гитлер? (Глава фашистской Германии).
Он планировал захватить нашу страну за несколько месяцев. Операция называлась «Тайфун»
— Что означает слово тайфун? Это большой ветер разрушительной силы.
Но в течение первых же дней стало понятно, что этот план не сработает.
3. Учитель: С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Такая почта организуется во время войн.
У каждой войсковой части свой, обычно пятизначный номер, так как воинское подразделение постоянно передвигается и у части нет постоянного адреса.
Почте придавалось большое значение.
— Почему? (потому что это был единственный способ общения между солдатом и его родными )
Люди писали друг другу письма. Полевая почта в годы войны в месяц доставляла в армию 70 миллион писем.
— Кто разносит письма?
Работа почтальона на фронте была опасна и трудна. Почтальоны под пулями с риском для жизни доносили письма бойцам в действующую армию.
Ученик читает отрывок письма.- Какое настроение у письма? (неуверенность, смятение, растерянность, неуклюжесть, тревога, нервозность)Тем не менее войска мужественно сражались
— А что делали в тылу?
-Что такое тыл? (Это территория позади фронта, за боевой линией)
В тылу были заводы и фабрики, люди самоотверженно трудились для фронта, для победы, не жалея себя. Изготовляли оружие, снаряды, шили одежду, обувь, вагонами отправляли продукты.
— Как вы думаете, какой город хотел Гитлер завоевать больше всего? (Москву)
Действительно, немецко-фашистские войска двигались к Москве. Все люди очень переживали, по радио регулярно объявляли о положении дел на фронте. К ноябрю 1941 г. враг был уже под Москвой. 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад войск.
Наши воины сразу с парада шли на передовую, то есть там, где идут бои. И защищали Москву.
Давайте встанем, представим, как себя чувствовали воины и так же красиво, как защитники Москвы, промаршируем под песню «Прощание славянки», автор музыки Василий Иванович Агапкин.Впервые немецко-фашистские войска потерпели поражение и все поняли, что их можно победить. Это осознание было очень-очень важно для всех советских людей.
Люди поняли, что они могут выиграть эту войну.
По сохранившимся письмам можно отследить, как поменялось настроение бойцов, они стали уверены в своей победе.
Вот одно письмо бойца маме.
Это письмо переложил на стихи поэт Валентин Савин. (У вас на парте текст этого письма, вы можете его прочитать вместе со мной).
Ученик:
Ты спрашиваешь, что со мной,Здоров ли, жив и что молчу?Ну что сказать тебе, родной.Я жив, здоров, домой хочу.Ты знаешь, немец под Москвой.Он рвется праздновать победу. Мы с ним ведём жестокий бой.Вот победим, и я приеду.Порой здесь хуже, чем в аду.Ты верь, мамуленька моя,Не сгину я, не пропаду.
Меня хранит любовь твоя.Будь проклята сия война!О чем еще тебе писать?Одно и тоже, день и ночь.Одно могу тебе сказать,Мы гоним оккупантов прочь.
Вы видите, на стенде вот такие треугольники?
— Кто знает, что это такое?- Почему эти письма не в конвертах? (во время войны, оказалось, что конвертов катастрофически не хватало)
Все объясняется просто: не хватало конвертов, марок.
Письма из дома имели огромное значение для поддержания боевого духа солдат.
Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми.
Бойцы писали, что письма для них, как хлеб.
— Как вы думаете, когда бойцы могли писать письма?
-Если раненый солдат попадал в госпиталь и писать не мог, то что делал?
— Кто мог под его диктовку писать?
Конечно, не все письма дошли до адресата.
— Почему? (Смерть солдата, плен, смерть почтальона)
У каждого письма своя судьба.
Чаще всего сохранились письма, авторы которых погибли на войне.
А вот если человек пришел живым, то писем, как правило, не осталось.
Не так много сохранили солдаты писем из дома. Почему?У них просто не было условий для хранения, письма шли подолгу, а потом от постоянного чтения и лежания где-нибудь в нагрудном кармане постепенно истирались. 4.
Складывание бумаги в виде «солдатского треугольника» Учитель: -Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник? Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Может, кто-то умеет делать. Положим лист вертикально.
Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника.
У всех получилось? Если захотите, то ко дню победы сможете сделать такой треугольный конверт, красиво его оформить, написать пожелания и вручить участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.5. Работа с письмами участников войны.Учитель: Сейчас мы прочитаем несколько писем. Для этого разделимся на группы по 5 человек. Каждая группа получит конверт. В нем лежит письмо.
Вам нужно ознакомиться с ним, отметить, кто пишет и кому, дата написания, потом выбрать одного из группы, который бы зачитал письмо всем нам. (1-2 минуты).
Готовы? Кто будет в вашей группе читать вслух? Остальные внимательно слушают. Что самое важное в строках? Что вас заинтересовало? или взволновало?5. Минута молчания.
Учитель: Мы уже говорили, что в сохранились письма погибших. Давайте почтим их память минутой молчания.
6. Видео-письмо с благодарностями ветеранам.Учитель: Про Великую Отечественную войну можно говорить много. Нельзя забывать, скольким мы обязаны тем людям, которые победили фашизм, не позволили нам стать рабами, благодаря им мы вообще родились. К счастью, не все погибли. Тех, кто участвовал в Вов, все меньше и меньше остается.
70 лет уже прошло с тех пор. Давайте поблагодарим наших ветеранов. Любой желающий из вас может сказать слова благодарности. А я запишу ваше видео-письмо. Наше видео-письмо я передам в Совет ветеранов Г. Кызылорды его покажут ветеранам на мероприятии, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны.
Подумайте, что вы скажете ветеранам, как поблагодарите, какими словами.7.Рефлексия. Учитель: Наше занятие подходит к концу. Мысленно вернитесь к тому, о чем мы говорили. Что вы запомнили, что было для вас интересным? Были ли письма нужны на войне?Помогали ли письма побеждать?Спасибо всем за занятие.
Желаю вам никогда не узнать в реальной жизни, чтотакое война.
Источник: https://VseUroki.pro/doc/vneklassnoe-meropriyatie-ko-dnyu-pobedy-6-klass.html
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы «Поклонимся великим тем годам…»
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств.
Задачи: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения; воспитание интереса к героическому прошлому своей страны.
На сцене ведущие в гимнастёрках и пилотках (читают под музыку).
1-й ведущий: Вы помните этот день?
2-й ведущий: Я не помню, я родился в 1987 году.
3-й ведущий: И я не помню, я родился в 1986 году.
4-й ведущий: {обращается ко всем). Вы никто не знаете войны, но вы слышали о ней от старших, вы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Потому что дорого она нам обошлась.
5-й ведущий От Бреста до Москвы-1000 км.
От Москвы до Берлина-1600 км.
2600 км… Поездом 4 суток, самолётом…4 часа.
А дорогами войны… 4 года, (звучит песня «Эх дороги»).
1-й ведущий 4 года! 2-й ведущий 1418 дней! 3-й ведущий 34000 часов!
4-й ведущий И более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать …38 лет. {замолкает музыка).
5-й ведущий Прошла война, прошла страда,
но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.
1-й ведущий: Сегодня у нас необычный день. Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника — Дня Победы (называется дата) год наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов, но в этой светлой полосе мирной жизни были чёрные годы войны в Афганистане и в Чечне, где гибли наши ребята.
2-й ведущий: День Победы — это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным.
3-й ведущий: В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что мы имеем — жизнь и праздник в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. За плечами этого праздника страшное время войны, разрухи, миллионы смертей. В год Великой Победы вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто дошёл до этого светлого дня.
И с чувством глубокой благодарности мы обращаемся в этот день к нашим ветеранам, спасшим мир от коричневой чумы, а наш народ от порабощения.
1-й ведущий: Мы знаем о войне из книг и кино. Нам не понять всего ужаса войны, не испытать страха смерти, потому что всё это приняли на себя наши ветераны, ныне живущие. В этот день нельзя не назвать имена тех, кто сражался за наше счастье.
(называют имена)
Этим людям, как и многим другим, выпала нелёгкая доля, но они с честью выполнили
свой долг и были награждены. Так высоко оценила Родина их заслуги.
Вы мужеством мир удивили,
Звенит, не стихая, молва,
Собою страну заслонили
От самого страшного зла.
Вы с нами, герои планеты,
Мы чувствуем ваше плечо.
Замри, человек, в День Победы,
Очнись от житейских невзгод,
Добра в тебе явны приметы,
Ты дай им достойный исход.
И с болью, и с памятью вместе
В солдата Победы вглядись,
Победу он выстрадал в Бресте.
2-Й ведущий: Сегодня мы вспоминаем и поздравляем наших ветеранов. Желаем им доброго здоровья, счастья, благополучия, чистого неба и мира всему нашему огромному дому. В этот праздничный день мы дарим им песню, (звучит песня «Победа остается молодой» или «Журавли»).
3-й ведущий: Ещё не заровнялись раны
на теле раненой страны,
ещё страдают ветераны
от тяжких ран былой войны.
Всё чаще к ним стучатся беды.
Но ветераны слёз не льют,
Её величеству Победе
Их самый пламенный салют. (Производится салют, могут быть использованы бенгальские огни.) На фоне музыки.
4-й ведущий: Этот праздничный салют мы производим в честь Победы, которую завоевали ветераны вместе с миллионами других солдат. Салют и слава годовщине Навеки памятного Дня! Салют Победе, что в Берлине Огнём попрала мощь огня! Салют её большим и малым Творцам, что шли путём одним, Её бойцам и генералам, Героям павшим и живым. Салют!
Появляются две девушки: одна в чёрном — символ печали, другая в белом — символ жизни, со свечами в руках.
Звучит «Реквием» Моцарта.
Чтец: Помните! Через века, Через года,-Помните!
О тех, кто уже не придёт
никогда,-
Помните!
В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших Будьте достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди!
Покуда сердца стучатся,- помните! Какой ценой Завоёвано счастье,-Пожалуйста, помните! Песню свою Отправляя в полёт,-Помните! О тех,
Кто уже никогда не споет,-
Помните!
Детям своим
Расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей Расскажите о них, Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам Ведя корабли,-О погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли! Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и Жизнью наполните!
Но о тех,
Кто уже не придёт никогда,-Заклинаю,- помните!
2-й ведущий: Среди нас нет тех, кто ушёл на фронт и не вернулся. Вспомним через века, через года. Вспомним. Вспомним тех, кто остался в списках на мемориальных досках и в памяти живых, кто воевал, видел воочию смерть, кто подвигом своим приближал Победу.
3-й ведущий: Они остались там, на поле боя, чтоб жили мы, чтобы любили, чтобы растили детей. Погиб каждый восьмой. Их, погибших, более 20 миллионов. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери. Более 20 миллионов ушли в бессмертие, чтобы жили мы.
4-й ведущий: Не все имена погибших известны.
Сколько их, безымянных могил!
У братских могил нет заплаканных вдов,
сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И вечный огонь зажигают…
(музыка замолкает)
5-й ведущий: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.______ (девушки со свечами уходят)
6-й ведущий: По всей стране от края и до края Нет города такого, нет села, Куда бы не пришла Победа в мае Великого девятого числа. И смотрит на сынов своих Россия, Как будто лишь вчера закончен бой. Проходят победители седые, Победа остаётся молодой. Как быстро бы года не пролетали, От нас не отдаляется она. И ей к лицу солдатские медали, К лицу ей боевые ордена.
(под музыку)
1-й ведущий: Родина, суровая и милая, помнит все жестокие бои. Вырастают рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи. (Звучит песня «Соловьи»)
Источник: http://seng2.ucoz.ru/load/vneklassnaja_rabota/razrabotki_klassnykh_chasov_vecherov/vneklassnoe_meroprijatie_posvjashhennoe_dnju_pobedy_poklonimsja_velikim_tem_godam/7-1-0-5
Внеклассное мероприятие по теме: «День Победы»
- воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к истории своего народа;
- воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и странам;
- развитие познавательной деятельности обучающихся в работе с первоисточниками, воспоминания военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны;
- формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками.
Педагогическими и методическими условиями успешного проведения занятия являются:
- раскрытие значимости Великой Победы;
- создание конкретного образа опасности, нависшей над страной, массового героизма, проявленного защитниками Родины;
- показ Победы как результата героических усилий единого многонационального СССР;
- опора на материал, включение в содержание урока фактов участия в защите Родины родных и близких
- опора на семейные архивы учащихся;
- опора на знания учащихся по истории Отечества, литературе, другим предметам, в которых были, пусть фрагментарные, материалы по истории Великой Отечественной войны;
- если есть такая возможность, то было бы целесообразно заранее дать поручение некоторым учащимся: подготовить сообщения по теме занятия, стихи о Великой Отечественной войне;
- использование наглядного материала, фонозаписей.
ЗАНЯТИЕ:Звучит «Венский вальс». Идет презентация №1 (Хроника победы) фотографий войны и радостных моментов победы.
Курунова: «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай». Навсегда останутся эти слова в памяти и душах тех людей, которые прошли страшными дорогами войны. И не только. Благодаря мужеству, самоотверженности, непоколебимой вере в победу над немецко-фашистскими захватчиками, глубочайшему чувству патриотизма русского народа, мы с вами имеем возможность сказать спасибо всем, кто жертвовал своей жизнью ради нашей свободы.
Шарапова: Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние. Влияние это было неоднозначным. Однако всех объединяло всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому. Это чувство объединяло разных людей. Главным было стремление сохранить и охранить Родину. Вспомним стихотворение Анны Ахматовой «Мужество», в котором символом Родины выступает «русская речь, великое русское слово».
Масленникова читает стихи А. Ахматовой «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.Час мужества прибил на наших часах.И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,Но горько остаться без крова,-И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки!
Рощина: Великая Отечественная война и Победа в ней стали для народов России великим подвигом и испытанием, тем событием, отголоски которого до сих пор слышатся в делах сегодняшних. Празднование 65-летия полного снятия блокады Ленинграда, возможно, та дата, которая переживается как личное событие большим числом людей. Большим, чем будет со временем. Еще живы герои снятия блокады, защитники рубежей Ленинграда и горожане, пережившие 900 дней в кольце блокады.
Презентация № 2 (Блокадный Ленинград)
Капырин: В Ленинграде за время блокады погибло более 700 000 человек. В этом городе, абсолютно обреченном с точки зрения даже физиологических возможностей человека (зимой 1941-1942 годов норма выдачи хлеба колебалась между 125 и 500 граммами в сутки, зимой 1942-1943 — между 300 и 500 граммами, а кроме хлеба не было уже ничего), существовали правила выживания: выжили те, кто помогал, из последних сил, заботился, обогревал, кормил близких. В городе соседствовали апатия и патриотизм. В городе идеалисты умирали от голода на собраниях и на рабочих местах, а циники собирали коллекции старинной живописи. В этом городе ели умерших соседей и выхаживали умирающих, отдавая им свой хлеб. В блокадном Ленинграде существовало много уровней параллельных жизней.
Шитикова: Особенно больно война ударила по детству. Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно? Как жили дети осажденного города? О чем думали, о чем мечтали?
Светикова: Мы можем узнать об этом, обратившись к «Блокадной книги» А.Адамовича и Д.Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети». Адамович и Гранин разыскивали по всей стране людей, чье детство прошло блокадные испытания. Расспрашивали их о событиях тех дней, записывали их воспоминании.
Шимина: Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. «Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят — хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».
Шакина: Детство, как мы его понимаем, в военном Ленинграде не существовало.»Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, — непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те, кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.»
Дворникова: Те дети, кто пережил блокаду, выжил, с нежеланием вспоминают о минувшем. Прошедшие через смерть не хотят говорить о ней. Ведь внутри блокадной муки, среди всех бед и ужасов участь детей была самой страшной трагедией. Война ударила по детству. Светлая память им.
^ Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,И только не могу себе простить:Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,А как зовут его, забыл его спросить…Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд.А он гвоздит — не выглянуть из башен,— И не поймёшь, откуда бьёт.Тут угадай-ка, за каким домишкойОн примостился,— столько всяких дыр,И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир!Я знаю, где их пушка. Я разведал…Я подползал, они вон там, в саду…— Да где же, где?.. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —И вот мы катим к месту вчетвером.Стоит парнишка — мины, пули свищут,И только рубашонка пузырём.Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота Заходим в тыл, и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.Я вытер пот. Душила гарь и копоть:От дома к дому шёл большой пожар.И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —И руку, как товарищу, пожал- Был трудный бой.Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить:Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,Но как зовут, забыл его спросить.
Полторыхин: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?
Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км.
Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистски бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли… По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни.
Шарапова:
Вы, Живые, Знайте,
^
Мы уйти не хотели
И не ушли!
Мы стояли насмерть
У тёмной Невы,
Мы погибли,
Чтоб Жили ВЫ.Роберт Рождественский
Ремизов: «Есть такие дела, которые не меркнут, есть слава, которая не увядает», – говорил Герой Советского Союза Д.Н.Медведев, автор замечательных книг, посвящённых светлой памяти патриотов партизанского отряда, отдавших жизнь за счастье Родины.
Из книги Д.Н.Медведева: «Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но если для Родины, которую я люблю, как свою родную мать, нужно пожертвовать жизнью, я сделаю это. Пусть знают фашисты, на что способен русский патриот и большевик. Пусть знают, что невозможно покорить наш народ, как невозможно погасить солнце.
Пусть я умру, но в памяти моего народа патриоты останутся бессмертны. «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»… Это мое любимое произведение Горького. Пусть чаще читает его наша молодежь… Ваш Кузнецов».
Асадова «Письмо с фронта»
Мама! Тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Тебя вспоминаю, такую родную, Такую хорошую, слов даже нет! Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку, Немного лентяя и вечно не в срок Бегущего утром с портфелем под мышкой, Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало, Суровою двойкой дневник украшал, Гордилась, когда я под сводами зала Стихи свои с жаром ребятам читал. Мы были беспечными, глупыми были, Мы все, что имели, не очень ценили, А поняли, может, лишь тут, на войне: Приятели, книжки, московские споры, — Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне! Сейчас передышка. Сойдясь у опушки, Застыли орудья, как стадо слонов, И где-то по-мирному в гуще лесов, Как в детстве, мне слышится голос кукушки. За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры — Ты здесь, ты со мною, родная моя! В холодной ночи, под неласковым небом, Склонившись, мне тихую песню поешь И вместе со мною к далеким победам Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила, Ты знай, я не сдамся, покуда дышу! Я знаю, что ты меня благословила, И утром, не дрогнув, я в бой ухожу! 1943Презентация №3 (письма).
Рыбакова: Письма с фронта… Как их ждали в годы войны! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым.
Поветкина: Было так страшно, когда переставали приходит с фронта письма, значит человек пропал без вести или убит.
Рыбакова: Письма военных лет, они хранят память о тех страшных днях. Их писали в перерывах между боями, в санбатах и госпиталях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким. Простые вроде бы слова, чаще всего — сугубо личные.
Поветкина: Только читать эти бесхитростные строчки невозможно — на глаза наворачиваются слёзы, комок подкатывается к горлу
Бугаева: Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям – Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».
Дворникова: В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя, – писал Алексей жене из Новочеркасска, –приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу». Следующее письмо он отправил домой из Московской области: «Здравствуй, Верусинька, и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до своей гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.
Шмелева: «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, — мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь – даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно» (из письма В.Л. Занадворова жене, 19.10.1942 г.)
Заневская: Стихотворение «Жди меня»автор: Константин Симонов Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет:— Повезло. Нe понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,— Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Сапронов: Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…В истории отечественной почтовой связи солдатские треугольники занимают особое место.
Курк: Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.
Попова: Письма эти были светом в окошке для домочадцев, родственников, солдатские треугольники носили из дома в дом, они как бы озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, его высокой миссии.Звучит песня из к/ф «Белорусский вокзал» «Десятый наш десантный батальон». Презентация №4 (Фотографии войны)
Малеванная: И неизвестно, будет ли в скором времени подрастающее поколение читать книги о Великой Отечественной войне.
Может быть, многое из того, что написано, оно вовсе не поймет, но можно сказать с уверенностью одно: услышав «Вставай, страна огромная», «Журавли» или «А значит, нам нужна одна победа, // Одна на всех – мы за ценой не постоим» и, конечно, «День Победы» перед глазами всех и каждого будут пробегать моменты исторической хроники тех слез и тех улыбок, благодаря которым мы – свободны, а в сердцах будет гореть огонь вечной памяти.
Ивашков: стихотворение М. Пляцковского Майский день сорок пятогоГлядя в синий простор небосвода,Вспоминать мы не можем без слёзМайский день сорок пятого года,Тот, который Победу принёс. Красоту, что нам дарит природа,Отстояли солдаты в огне.Майский день сорок пятого годаСтал последнею точкой в войне. Без потерь нет ни роты, ни взвода,Ну а те, кто остался в живых,Майский день сорок пятого годаСохранили для внуков живых. Счастье Родины – мир и свобода,Нерушимы они, как гранит.Майский день сорок пятого годаНаша память надежно хранит!
Учитель: Наша память надежно будет хранить подвиг русских солдат. Низкий поклон всем, кто отстаивал нашу землю, нашу свободу и нас. Спасибо нашим предкам за подвиг и за нас. И на самом деле, читая и просматривая хроники, невозможно спокойно реагировать: поистине на глаза наворачиваются слезы и комок подступает к горлу. Наверняка, ребята, живы в ваших воспоминаниях рассказы бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек о том, что пришлось пережить им в эти страшные годы. Я, например, знаю, что твой дедушка, Кристина, стоял на защите Отечества. Поделись с нами его воспоминаниями.
^ рассказывает воспоминания дедушки и бабушки.
Учитель: А еще у кого-нибудь родственники воевали?Ученики рассказывают военные истории, сохранившиеся в семье.
Учитель: Мы с вами понимаем значимость того, что совершили наши предки. И нам кажется, что это понимают все. Мы не можем себе представить другого отношения к тем событиям. Однако в последнее время мы сталкиваемся с вопиющими фактами: разрушают памятники, провозглашают преступников национальными героями. Вы, наверняка, об этом слышали. Какова ваша оценка происходящего?
Ответы обучающихся.В ходе обсуждения учитель приводит учеников к тому, что, несмотря на все эти вопиющие случаи, нельзя осквернять память тех событий.
Учитель: «У каждого поколения есть часть жизни, ставшая историей.
Историей, которую никому не дано переписать. Памятники – это вехи на пути к истории. Монументы воздвигают не потому, что так захотел очередной градостроитель, и не потому, что это красиво. Памятники – это выражение и материализация памяти народа».
Вы согласны с этим?
Ответы обучающихся.В процессе беседы ученики приходят к выводу, что эти события, связанные с разрушением мемориалов, единичны и не достойны памяти тех событий, однако в последнее время большая часть мероприятий проводится по восстановлению. Дети говорят о том, что никогда не ослабеет подвиг наших предков и его значимость. Учитель, подводя итог: Пусть это святое неизменным останется в нас. Звучит «Венский вальс».
Источник: http://lit-yaz.ru/voennoe/38907/index.html