Разработка занятия для дошкольников «Путешествие в страну геометрических фигур»
Цели:
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Совершенствовать умение обследовать объект осязательно-двигательным способом.
Формировать умение распознавать куб среди других объектов, совершать игровые действия.
Развитие сообразительности, образного мышления, логики.
Мотивационный побудительный этап.
Здравствуйте дети. Предлагаю организовать круг радости
Давайте начнем наше занятие с игры.
Игра «Повтори, не ошибись».
Круг — квадрат — треугольник, треугольник — квадрат, квадрат — круг — треугольник, круг — треугольник — квадрат, треугольник — круг — квадрат.
Дети встают в круг. Стих приветствия с природой и друг друга.
Организационный поисковый этап. Освоение материала.
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие.
В страну геометрических фигур. А отправимся мы в это путешествие на волшебном ковре. На этом ковре рисунок их геометрических фигур. Чтобы туда попасть нам нужно пройти только по треугольникам.
Вот мы с вами и попали в волшебную страну геометрических фигур. Здесь очень много интересных игр. Перед нами первая игра «Узнай фигуру по описанию и покажи ее».
— У этой фигуры три угла
— У этой фигуры нет углов
— У этой фигуры четыре угла
— Молодцы, вы справились с этой игрой. Но наше путешествие продолжается. И перед нами новая игра «Найди знакомые фигуры»
Перед нами волшебная доска, на которой изображены картинки. Давайте рассмотрим эти картинки.
Круглые предметы: солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы. Квадратные: печенье, шкафчик, телевизор, ковер, картина. Треугольные: часы, столик, дорожный знак, пирамидка.
В: Я вам раздам геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Вы должны положить свои геометрические фигуры под картинками соответствующей формы и сказать: «Свой треугольник кладу под часы. Часы имеют форму треугольника».
Дидактическая игра «Вот какая башня!». Педагог предлагает поиграть: «Кубики можно ставить один на другой. Кубик на кубик».
Дети вместе со взрослым ставят кубик на кубик. «Получилась башня. Вот какая башня!»
Пальчиковая игра «День — ночь». Педагог показывает детям, как можно прятать пальцы в кулак. Сопровождает действия речью и побуждает подражать: «Ночь. Мои пальцы спят в домике. Л ваши? У Пети пальчики спят. У Вани тоже пальчики спят». (Кисти сжаты в кулаки.) «День. Мои пальцы проснулись. А ваши?» (Дети открывают кулаки)
Рефлексивно-корригирующий этап. Итог работы.
Игра «Волшебный мешочек». Каждый малыш на ощупь среди других предметов находит кубик, достает его. Похвала каждого ребенка.
Весь материал – смотрите документ.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-zanyatiya-dlya-doshkolnikov-puteshestvie-v-stranu-geometricheskikh-figur.html
Как в игровой форме научить малыша узнавать геометрические фигуры?
Методик для детей, представляющих геометрические фигуры, очень много на современном рынке. Ниже представлены основные из них, а также игры, развивающие ребенка.
В наше время раннему развитию малыша придают большое значение. Крох начинают обучать чуть ли не с роддома.
Существует множество игр, книг, видео- а аудиоматериалов, помогающих деткам быстрее освоить такие простые – на первый взгляд – темы, как буквы, цифры, формы, цвета.
Особенно популярны карточки, показывающие геометрические фигуры для малышей. Это пособие наглядно, лаконично. Оно позволяет ребенку быстро и легко освоить необходимые знания.
Когда начинать изучать геометрические фигуры?
В общем-то, знакомить ребенка с формами можно уже с первых месяцев. Нет ничего плохого, если вы в игровой форме, не досаждая малышу, будете показывать ему картинки или игрушки, четко произнося название фигуры (круг, квадрат и т. д.).
Таким образом, уже к двум годам ребенок должен хорошо знать три формы:
- треугольник;
- круг;
- квадрат.
К трем годам в этот список должны добавиться:
- овал;
- ромб;
- прямоугольник.
Далее учим другие фигуры: эллипс, трапеция и т. д.
К слову, изучению геометрических форм большое внимание уделено в методике Марии Монтессори. В ее материалах есть несколько игр, помогающих ребенку быстро научиться определять формы предметов. О них мы поговорим далее.
Зачем изучать геометрические фигуры малышу?
О пользе раннего развития сказано уже немало. Именно активное обучение малыша в период от рождения до трех лет формирует у него креативность и беглость мышления, прилежность и любовь к знаниям, умение быстро усваивать информацию.
Изучение форм необходимо и по некоторым другим причинам.
- Весь мир вокруг состоит из фигур (круг – колесо машины, тарелка, солнце; квадрат – окно, сидение стула и т. д.).
- Подготовка к школе – чем раньше малыш освоит простые знания, тем легче ему будет учиться в школе.
- Изучение форм позволит малышу играть в те игры, которые недоступны деткам, не знающим, что такое круг, квадрат и т. д.
- Изучая геометрические фигуры, ребенок расширяет свой кругозор, тренирует мозг, увеличивает словарный запас.
5 правил обучения геометрическим фигурам
Стоит помнить, что вся информация, которая нам кажется элементарной, для детей является новой и часто непонятной. С геометрическими фигурами это правило работает почти всегда. Поэтому, если ребенок путает круг с квадратом и не желает исправляться, будьте терпеливы и не ругайте кроху за промахи.
Для более быстрого и легкого усвоения знаний крохой следуйте простым советам.
- Указывайте малышу на геометрические формы в повседневной жизни. Показав чаду книгу, скажите, что она прямоугольная, продемонстрировав блюдце, дайте ему определение «круг».
- Пытайтесь получать обратную связь. Осведомитесь у малыша, к какой категории относится дом, стол, подушка. Посмотрите обучающее видео и попросите ребенка рассказать, что он увидел.
- Используйте игрушки правильных геометрических форм. Купите крохе круглые и треугольные формочки, кубики, мяч.
- Играй те в игры, где требуется знание названий фигур (см. ниже).
- Смотрите видео и мультики, рассказывающие о формах (например, «Беби Эйнштейн»).
Игры «Геометрические фигуры» для детей
Сортер
Это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Суть сортера заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие). Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему.
Такая игрушка не только учит карапуза быстро различать фигуры разной геометрической формы, но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.
Игры по методике Монтессори
Мария Монтессори, как уже было сказано выше, придавала большое значение геометрическим фигурам в развивающих играх малыша. В ее методике существует несколько способов познакомить ребенка с геометрией в игровой форме. Например:
- Положите фигуры в непрозрачный пакет или сумку. Пусть малыш поочередно берет по одной игрушке и, не доставая ее, определяет, какой она формы.
- Для более старшего ребенка можно придумать такое задание: скажите слово-определение, например, «катаются». Малыш должен назвать формы, которые обладают этим свойством.
- Можно предложить крохе назвать все формы с уголками или без уголков, с гранями или без.
- Творческий вариант игры с фигурами. Попросите ребенка пофантазировать и сказать, на что похож круг, квадрат, треугольник.
В методике Монтессори существует специальное приспособление, именуемое «Рамки и вкладыши». Это своеобразный аналог сортера, о котором мы говорили выше.
Рисунки и трафареты
Если вашему чаду нравится рисовать, то используйте это для того, чтобы научить его различать фигуры. Вместе нарисуйте домик. Проговорите все детали: Окна квадратные, крыша – треугольник и т. д.
Также можно предложить ребенку трафареты. Их можно вырезать самостоятельно из плотной бумаги или приобрести готовые.
Обводя ту или иную фигуру, малыш будет учиться рисовать их («набивать руку»), а ваши комментарии (это круг, это треугольник) помогут чаду быстрее запомнить их названия.
Карточки Домана
Метод Домана очень популярен среди родителей, интересующихся ранним развитием своего ребенка. Он подразумевает использование наглядных карточек для лучшего усвоения малышом полученных знаний. У Домана есть отдельный набор карточек, посвященный геометрическим фигурам. Его можно купить или скачать в Интернете (там же можно найти видео о данной методике).
Литература и дидактический материал
Ниже приведены наиболее популярные и действенные методики и материалы для ознакомления детей с геометрическими формами.
В цикле книжек для раннего развития детей «Школа Семи Гномов» имеются две, посвященные формам: «Квадратик и Кружок» (для детей от рождения и до года), «Форма. Цвет» (для детей от 1 года до 2 лет). В книгах крупно и наглядно представлены основные фигуры.
- Геометрические фигуры. Мягкая мозаика
Очень удобный и яркий способ познакомить ребенка с формами. Мозаика изготовлена из безопасного мягкого материала. Малышу будет интересно рассматривать ее детали и собирать из них картинки.
Таких книжек-обучалок на современном рынке очень много. Можно выделить «Умную раскраску. Смешарики» с любимыми детьми героями из одноименного мультфильма.
Многоразовые наклейки также будут очень полезны в период обучения ребенка «геометрии для самых маленьких». Такие наклейки можно клеить куда угодно! В ванную, в детскую комнату, на кухню. Предложите крохе игру: в окружающей обстановке нужно найти предметы того или иного вида.
Мультики о геометрических фигурах
Заключение
Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Проявите фантазию, придумайте свои игры и задания для чада, показывайте интересные видео, и он ответит вам любовью и благодарностью.
Источник: http://agushkin.ru/razvitie/geometricheskie-figury-dlya-detej.html
Геометрические фигуры для детей: методика обучения с занятиями и упражнениями
Геометрия для малышей – предмет неоднозначный, ведь фигур так много, а способов их изучения еще больше. Какие из них следует взять для работы в первую очередь и как заставить кроху интересоваться ими? Обсудим подходы, которые можно использовать для обучения новому материалу.
Для начала нужно изучить с детьми простые фигуры, которые будут понятными для них
Более сложные понятия, такие как трапеция или ромб, лучше отложить на попозже. Сначала крохе нужно усвоить простейшие фигуры: круг, треугольник и квадрат. Осилив эту нехитрую науку, вы сможете приступать освоению новых горизонтов. Психологи и педагоги утверждают, что круг дается детям для запоминания проще всего.
Время для изучения фигур
Первые попытки знакомства с фигурами можно начинать чуть ли не с рождения. Игровая подача материала всегда будет уместна. Показываете ли вы малышу картинку с мячиком или кубик, всегда можно в дополнение сказать и об их форме. Такая легкая подача будет восприниматься ребенком положительно.
2-летний карапуз уже должен различать:
- треугольник;
- круг;
- квадрат.
3-летний кроха дополнительно знает:
Следом за ними можно начинать знакомить ребенка с трапецией, эллипсом и т.д. Не забывайте о включении в ваши занятия с детьми игр и занимательных моментов.
Чтобы занятия были интересными, следует подбирать увлекательные дидактические материалы
Принцип освоения фигур
Геометрические фигуры для детей в разном периоде усваиваются неодинаково. Зная возрастные особенности, вам будет проще подобрать подходящую методику и научить новым понятиям.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие развивающие кружки для детей от 3 лет
Объемные фигуры будут вполне уместны при изучении форм. Так у ребенка будет задействован еще один сенсорный орган.
Кроха всегда сможет потрогать предмет, сделать с ним некоторые манипуляции: построить башню, бросить, убрать в коробку.
Такой многогранный способ ознакомления с новым понятием будет очень эффективным, потому что дети в этом возрасте познают окружающий мир через наглядно-действенное мышление.
Цвет и размер для начала желательно выбрать один и тот же. Пусть все изучаемые понятия будут, к примеру, красными, тогда у ребенка не возникнет проблем с восприятием нового, он не будет отвлекаться на цветовые и размерные различия.
Очень интересно, когда фигуры не просто нарисованы на бумаге, а живые и объемные
Особенности обучения
Перечислим особенности детского развития, а в частности восприятия фигур:
- В 1-2 года кроха сравнивает их зрительно, учится производить сортировку (рекомендуем прочитать: рейтинг развивающих игрушек для детей от 1 года до 2 лет). Ребенок начинает выбирать из имеющихся фигурок нужную и вставлять ее в соответствующее отверстие.
- Подросший 2-летний ребенок в состоянии выбрать называемую форму из целого ряда представленных фигурок.
- Развитие 3-летки позволяет ему уже называть некоторые фигуры самостоятельно.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: список лучших занятий для детей с 1 года
Играя и разговаривая, всегда уделяйте внимание окружающим предметам и сравнивайте их с уже знакомыми геометрическими фигурами. Гуляя по парку, вы также можете обратить внимание карапуза на появление треугольников и кругов, даже вне дома. Постоянно обращаясь к этой теме, вы легко выясните, что еще требует проработки, а что малыш уже хорошо усвоил.
Изучение продолжается в следующем ключе:
- сопоставление плоских и объемных фигур с указанными образцами;
- поиск объемного тела по имеющемуся плоскому изображению;
- воссоздание геометрических тел (лепка, рисование, вырезание);
- анализ картинки со сложносоставным предметом, идентификация его составных частей.
Гуляя и играя с ребенком, нужно обращать его внимание на вещи разных форм
Обучаемся
Ищем геометрию вокруг
Развитие детей не представляется без освоения геометрических фигур, но проводить ознакомление нужно постепенно. Для начала выберите только одну фигуру. Закончив ее освоение и закрепление, переходите к следующей. Советуем начинать с круга, как максимально легкой и запоминающейся фигуры.
Распечатайте формы с помощью принтера или нарисуйте от руки на листе формата А4. Повторимся, все фигуры должны быть одноцветные и одноразмерные. Отведите несколько дней на знакомство с кругом. В первый день покажите крохе круг и расскажите, какие у него есть особенности.
На второй день начните поиск предметов, которые напоминают круг. Видя, что ребенок не справляется в силу возраста, помогите ему. Отыскав нужный предмет, пусть карапуз проведет сам по его краю, чтобы запомнить и закрепить такую форму. Последующие формы вводятся аналогично.
Для примера проведения такого урока посмотрите видео в Интернете.
Думая, что ребенок еще слишком мал для запоминания названий, все равно не переставайте заниматься. Ваши труды в итоге увенчаются победой, ведь все занятия откладываются в детской головке. Еще до достижения карапузом годовалого возраста можно показывать и называть основные понятия геометрии, а именно квадрат, круг и треугольник. Для этого следует использовать специальные видеоуроки.
Игры на различение фигур
Для игры понадобится небольшой мешочек, в который нужно положить уже известные формы. Продемонстрируйте ребенку, например, треугольник, а затем попросите отыскать в мешочке такой же.
Немного позже, осознав соотношения плоских и объемных тел, показывайте плоские изображения, прося найти соответствующее объемное тело, к примеру, шар – это круг, кубик – квадрат.
Освоив и это упражнение, ребенок со временем научится показывать уже не фигуры, а настоящие предметы.
ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка определять время по часам со стрелками?
Лото — уникальная игра, которая позволяет изучить все, что угодно. Фигуры мы также легко учим с помощью лото.
Для игры изготовьте карточки с изображениями изучаемых понятий (для карапузов стоит начать с 3-4 форм) в двух экземплярах. Один из них разрезаем на отдельные картинки-карточки.
Для начала изготовьте лото с фигурками одного цвета и размера, а по мере взросления карапуза разнообразие величин и цветов будет увеличиваться. Цветные различающиеся картинки искать сложнее.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие развивающие игры для детей с 3 месяцев
Базовые фигуры на карточках:
Метод сортировки
Игрушка сортер станет отличным помощником в деле изучения геометрии. Ближе к году кроха, играя с данной игрушкой, обнаруживает, что для каждой детали есть свое уникальное отверстие. Помогайте малышу подсказками: «Ты нашел квадрат, а это отверстие круглое. Сюда не подходит. Давай поищем квадратное отверстие?» Сделать простейший сортер можно самостоятельно.
Возьмите две коробки, в одной сделайте круглое отверстие, в другой – квадратное. Предложите ребенку отсортировать кубики и мячики по коробкам. Сопровождайте действия карапуза комментариями и называнием правильной фигуры. Таким нехитрым способом малыш одолеет все понятия. Существуют сортеры с перегородками, которые не позволяют деталям смешиваться внутри куба.
Такие сортеры отлично подойдут для деток, плохо различающих фигуры.
Для интересного активного изучения фигур прекрасно подходит сортер
Рамки-вкладыши бывают самых разных направлений, в том числе и с геометрией. Рамки с основными формами требуют вкладывания в нужный отсек подходящей детали. Игра-упражнение напоминает сортер. Видеопримеры широко представлены в интернете.
Сортировка по признакам: ребенок должен усвоить различия в манипуляциях с фигурами, к примеру, один предмет катится, а другой – нет, или с помощью некоторых можно сделать башню, а другие для этого не годятся и т.д.
К возрасту 5 лет ребенок будет в состоянии отсортировать предметы по двум признакам: можно катить и нельзя построить башню (шар), нельзя катить, но можно поставить друг на друга (цилиндр), нельзя катить (куб).
В дошкольном возрасте 6-7 лет будущий первоклассник должен в совершенстве овладеть начальными примитивными знаниями по геометрии.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: полезные занятия для детей 2-3 лет
Аппликации
Выполнение аппликаций будет помогать усваиваться новым понятиям. Используйте различные геометрические тела, чтобы спланировать будущую аппликацию. Первые пробы следует сделать максимально простыми, к примеру, на треугольный лист клеятся только треугольники, на квадратный – только квадраты. Позвольте крохе самому определить, какую фигурку куда приклеить.
Покупные или самодельные аппликации прекрасно помогают разобраться с геометрией
Будущие детали аппликации можно вырезать из различных материалов: фетр, картон, бархатная бумага и т.д. Приблизительно к полутора годам малыш освоит процесс наклеивания деталей на необходимые места по шаблону и будет готов к новому этапу. Теперь можно приступить к выполнению самой примитивной композиционной аппликации. Основу для упражнений можно взять из следующих пособий:
- Серия «Школа семи гномов 1+».
- Развивающие наклейки для малышей.
- Чудесные наклейки. Веселая геометрия.
Тактильное творчество
Тактильная работа с геометрическими телами позволяет быстрее их запомнить. Любая творческая деятельность (рисование, лепка, вырезание) станет сподручником в деле освоения новых понятий.
На листе формата А4 распечатайте или нарисуйте крупные фигуры. Покажите малышу, как нарисовать некоторые из них карандашами, фломастерами или красками. Рисуйте рука в руке, чтобы ребенок понял принцип.
Со временем он начнет справляться без вашей помощи. Чаще деткам проще всего дается для рисования круг.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь рисовать маленький ребенок в 2 года?
Не ограничивайте творчество маленьких детей одним рисованием.
Фигуры можно выкладывать из ниток, складывать из зубочисток, концы которых можно скрепить пластилином для фиксации, лепить из теста и пластилина, создавать из мозаики и т.п.
Уличные игры также совмещайте с обучением: рисуйте формы на асфальте мелками, палочками на земле, собирайте желуди и камушки, а затем выкладывайте квадраты и круги. Вдохновиться можно с помощью большого количества фото и видео занятий, представленных в сети.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие игры в домашних условиях для детей с 6 месяцев Тренироваться можно даже на асфальте, используя цветные мелки
Использование карточек Домана
Многие обосновано считают методику Домана наиболее эффективной в деле изучения геометрических фигур. При минимуме усилий ребенок осваивает новые понятия в кратчайшие сроки. Уточним один момент: когда мы изучаем с ребенком новые понятия, эти знания требуют закрепления. Оно возможно посредством разнообразных игр-упражнений, о которых мы говорили выше.
Незакрепленные знания очень быстро забудутся, почти так же быстро, как и были приобретены. Чаще всего можно услышать рекомендации о том, что начало занятий по карточкам Домана лучше отложить на возраст 1 года. В этот период ребенок уже охотно занимается и сортерами, и аппликациями, и рамками-вкладышами. Данный метод нередко используется в детских садах.
Активные игры
Детям с потребностью познания окружающего мира через движения будет полезно предложить игры, в которых двигаться нужно по определенной траектории. Игровая трасса или путь имитирует ту или иную фигуру. Такое упражнение позволит кинестетикам дошкольного возраста быстрее усвоить новые понятия. Также помогают игровые комплексы и городки.
Включить элементы знакомства с геометрией можно в любую активную игру
Игра-упражнение «Обойди фигуру» будет уместна для детей от года до двух. Кроха, хорошо освоивший ходьбу, уже готов к участию в игре. С помощь мела или веревки обозначьте форму, отметьте старт и финиш, являющиеся одной точкой.
Для фона включите веселые песенки. В качестве задания предложите деткам обойти изображение шагом, прыжками, ползком и т.д.
По мере взросления малыша задания усложняются: можно попросить обойти, подбрасывая мяч или неся в руке ложку с шариком.
Неплохая игра для трехлеток – догонялки с использованием домиков-фигур. Обозначьте на полу или земле домики. Это могут быть предварительно вырезанные большие фигуры, а могут быть и просто нарисованные мелом или сложенные из палочек домики. В такие домики (круги, квадраты и треугольники) ребенок может спрятаться от водящего, только если назовет правильно форму.
Когда мы учим азы геометрии, можно воспользоваться современными средствами. Будут полезны развивающие видеоматериалы и мультфильмы, рассказывающие о различных геометрических фигурах. Обратите внимание на такие мультики как: «Малышарики» и «Паровозик Чух-Чух».
Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/geometricheskie-figury-dlya-detej.html
Игры для ознакомления дошкольников с геометрической формой
В основе всех предметов лежит та или иная геометрическая форма, которая является одним из существенных характерных признаков.
С помощью этих признаков ребенок распознает окружающий его предметный мир во всем многообразии и изменчивости форм.
Умение вычленять в предмете геометрическую форму дает возможность ему более точно воспроизводить предметный мир в творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
Ученые считают обязательным последовательное усвоение детьми простейших знаний геометрических форм, чтобы поднять малыша на более высокий уровень узнавания, обобщения и группировки предметов.
Геометрические формы дают возможность пользоваться ими как мерками (эталонами) для соотнесения предметов и их частей.
И это помогает ребенку перейти от уподобления одного предмета другому, к сравнению форм предметов с геометрическими формами.
Знакомить младших детей начинайте с плоскими геометрическими фигурами, так как они доступнее для восприятия. Занятие аппликацией содействует выделению формы как основного признака предметов. Заготовленные из картона, цветной бумаги, ткани геометрические формы служат основой аппликации.
Математические игры для детей 4-х лет
Им наиболее доступно выделение и воспроизведение в предметах округлых форм. С этого и надо начинать, учите обводить пальчиком круглые предметы (пуговицы, колесики и т. п.
), обратите внимание на то, что пальчик нигде не задерживается, что все круглое катится и в круглое отверстие в коробке круг входит любой стороной.
Упражняйте в умении группировать предметы круглой формы, запоминать их.
Разложив шарики, мячи, кружочки, кубики, картонные треугольники, карточки с изображением предметов округлой и угольной форм, предложите малышу найти и назвать все предметы круглой формы, а затем — все предметы угольной формы.
Это развивает мыслительные процессы — ведь для того, чтоб из множества предметов выделить круглые, нужно анализировать, сравнивать с другими формами. Знакомьте его также с прямоугольными предметами: квадратом, прямоугольником и т. д.
, основной признак которых — наличие прямых углов.
Математические игры для детей 5-6 лет
В этом возрасте учите ребенка определять и называть предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы, а также цилиндрической. Упражнение должно осуществляться осязательно-двигательным и зрительным путем. В играх уточняйте представление, что формы могут быть разных размеров (большой круг — маленький круг, большой куб — маленький куб и т. д.).
Математические игры для детей 6-7 лет
Развивайте сообразительность ребенка: видоизменяйте геометрические фигуры, составляя, например, из нескольких треугольников — четырехугольник, пятиугольник, из частей круга полный круг и т. д.
Учите находить в жизненных предметах геометрические формы — круг, овал, прямоугольник, квадрат, шар, куб, цилиндр.
С помощью различных игр развивайте у малышей любознательность, вырабатывайте навыки сопоставлять предметы, узнавать и называть их по форме, цвету, величине.
Чье это место?
Заготовьте коробку с прорезанными в ней разного размера отверстиями геометрических форм — круга, квадрата, а также предметы соответствующей формы для этих отверстий. Ребенок должен неоднократно практически «примерить» геометрическую форму к отверстию в коробке, чтобы убедиться, что круг и квадрат проходят только в соответствующие вырезы и любой стороной.
Найди форму своего предмета
Подберите картинки с изображением предметов различной формы. Круглые: мяч, колечко, глобус, шарик, печенье, яблоко, апельсин, помидор. Овальные: яйцо, огурец, лимон, слива, батон. Четырехугольные: конверт, портфель, окно, книга, аквариум, шкаф. Треугольные: крыша, колпак, сачок, флажок.
Лучше наклеить подобранные картинки на карточки соответствующего размера — ими удобнее пользоваться и в таком виде они дольше сохраняют опрятный вид.
В игру можно подключить и других детей. Раздайте всем карточки с изображением предметов. На стулья положите карточки с изображением геометрической формы: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. По сигналу «В свой домик» ребенок должен подбежать к стулу с карточкой соответствующего предмета, изображенного на его карточке. Карточками дети потом меняются.
Узнай форму предмета (геометрическое лото)
Сделайте карточки побольше размером с изображением двух, трех (а для старшего ребенка и больше) геометрических форм. В игре могут принять участие несколько человек — это повысит интерес к ней. Для ведущего игру сделайте те же изображения геометрических форм, но меньшего размера, и только по одному.
Ведущий показывает маленькую карточку, например, с изображением треугольника, спрашивает, у кого на карте есть треугольник. Если такая фигура есть у кого-то из детей на карте, ребенок говорит об этом и закрывает маленькой карточкой нужную клетку на большой карте.
(Геометрические формы могут повторяться как на больших, так и на маленьких карточках).
Игра заканчивается, когда у одного из играющих будут закрыты все клетки на карте. В игру можно внести усложнение: взять геометрические формы разного цвета. Тогда дети будут называть не только форму, но и ее цвет.
Очень важно закрепить знание детей о форме и упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Приготовьте карточки с изображением геометрических форм (квадрата, овала, круга, треугольника), небольшой мешочек из любой ткани с предметами разной формы (как на карточках). Карточки с изображением геометрических форм разложите на столе.
По команде ребенок вынимает из мешочка по одному предмету, называет его, соотносит с геометрической формой на карточке. Например: «Это флажок, он четырех угольной формы»,— и кладет этот предмет рядом с карточкой, на которой изображен квадрат.
Игра проводится до тех пор, пока все предметы из мешочка не будут разложены на столе рядом с геометрическими формами.
Конечно же, игра не должна утомлять ребенка. Ее следует проводить не более 10—15 минут, как и все другие.
Источник: https://vscolu.ru/matematika/oznakomlenie-doshkolnikov-s-geometricheskoj-formoj.html
Игры на запоминание геометрических фигур | Геометрические фигуры
1. Эта игра предназначена для детей, которые только начали знакомство с геометрическими фигурами.
На изображениях овечки, рыбки, улиточки и черепашки расположены разные геометрические фигуры, отличающиеся по размеру. Ребёнку нужно правильно заполнить пустые места на картинке, подбирая подходящие геометрические фигуры.
Сначала он может не классифицировать фигуры по размеру, главное — правильно их отобрать (круги для овечки, квадраты для черепашки и т.д.).
Источник задания
2. Ещё одно подобное задание, но только с одинаковыми геометрическими фигурами — кругами. Ребёнку предлагается заполнить свободные места на изображениях насекомых кругами соответствующих цветов.
Источник задания (Насекомых можно распечатать в PDF).
2. Продолжи фигуру
Нарисуйте половинки геометрических фигурок и простых предметов. Предложите ребёнку дорисовать задуманные фигуры. Например, так:
3. Назови геометрические фигуры
Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на изображения и назвать геометрические фигуры, из которых состоят данные предметы:
Как вариант, сделайте с малышом аппликацию, используя для создания картинки разные геометрические фигуры.
4. Конструктор «геометрические фигуры»
1. Вы можете сделать из солёного теста много геометрических фигурок разного цвета, а потом из них складывать предметы, например, такой домик. Геометрические фигуры из солёного теста покрыты акриловой краской.
2. Можете сделать заготовки из картона в форме какой-нибудь геометрической фигуры (например, в форме квадрата). Пусть квадраты будут не только разных цветов, но и отличные по размеру.
Тогда во время игры и составления из них большого квадрата ребёнок будет повторять еще и понятия большой/маленький, больше/меньше.
3.
Помогите ребёнку сложить из предложенных заготовок не просто геометрические фигуры (квадрат из квадратиков), а более сложные формы, например, лису из треугольников, как на изображении справа.
5. Сложи квадрат
Поиграйте с ребёнком в складывание геометрических фигур из разных деталей разнообразный форм.
Можно воспользоваться готовым набором «Квадрат Никитина«, а можно сделать его своими руками из плотного картона. Элементы квадрата вы видите на рисунке.
Предложите малышу сложить квадрат:
- сортируя детали по цвету, форме;
- выкладывая элементы по образцу или без образца,
- выбирая нужные детали из перемешанных элементов нескольких квадратов,
- на время.
6. Загадочный куб
Для пространственного восприятия показывайте ребёнку не только плоские геометрические фигуры, но и объёмные (круг и шар, квадрат и куб).
Можно предложить такую игрушку: вырежьте в сторонах коробки геометрические фигуры. Эти фигуры можете сделать объёмными. Вырезать отверстия можно и под имеющиеся дома шарики (мячики) и кубики разных размеров.
Ребёнку важно забросить в коробку все фигуры, выбирая правильные отверстия.
7. Составь геометрический конструктор
На рисунке изображены детали, из которых можно сложить двух лесных животных и два дерева. Скажите малышу, что важно обратить внимание на цвет фигурок.
Задавайте ребёнку наводящие вопросы:1. Кто из обитателей леса имеет серую окраску? (Заяц, волк). 2. Можно ли из кружочков сложить фигуру волка? А зайца? (Пусть ребёнок попробует сложить фигуру животного из серых кружочков.
Подскажите, что самый большой кружочек — это туловище. Детали можно накладывать одну на другую).3. Кто из лесных жителей рыжий? (Белка, лиса).
4.
Кто по размеру больше, белка или лиса? (Пусть ребёнок попробует сложить фигуру второго животного).
5. Какое дерево можно сложить из треугольников? Одинаковые ли деревья по размеру?
Когда фигурки животных и деревьев сложены, сверьте получившийся результат с картинкой-подсказкой.
Источник: https://www.4kiddy.com/ru/education/geometric-shapes/112-geometric-shapes-and-animals-games
Геометрия для дошкольников – Ребенок в детском саду
Интересно, во что могут превратиться круг и квадрат? На какие геометрические фигуры похожи окружающие нас предметы? Спросите об этом ребенка.
Психологи и педагоги говорят, что уже к двум годам ребёнок может запомнить три геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник. К трём годам ребёнок должен узнавать уже шесть-семь фигур, называя, кроме ранее усвоенных, такие как прямоугольник, полукруг, овал. Далее, можно знакомить ребёнка с ромбом и трапецией. Геометрия для дошкольников — вполне посильная наука.
Естественно, учить различать фигуры рекомендуется только в игре.
В какие игры в детском саду на запоминание геометрических фигур можно поиграть?
Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.
Для игры «Фигуры», например, нужно вырезать из разноцветного картона различные геометрические фигуры. Разбросать фигуры на полу (или столе) и придумать игровую ситуацию.
Например, «из геометрического королевства сбежали синие квадраты. Поможем их найти?» Или, «в некотором царстве, в геометрическом государстве жили-были фигуры. И у каждой семьи был свой дом.
Круги жили в синей коробке, а треугольники — в жёлтой. Поможем им найти свои домики?».
Дети сортируют сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сортировка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру.
- Для развития пространственного мышления можно предложить детям хорошо известную игру «На что похожа фигура?».
Попросите ребенка с помощью трафаретной линейки с геометрическими фигурами нарисовать любую фигуру, а потом «превратить» эту фигуру в какой-то предмет, дорисовав определённые элементы. Например, круги превращаются в снеговика или кошку, треугольники — в ёлочку, квадраты и прямоугольники — в машину.
Выложите цепочку из фигур. Пусть ребёнок построит точно такую же цепочку.
Далее выложите цепочку из разных фигур, нарушив закономерность. Попросите ребенка найти ошибку и исправить её.
- Детям очень нравятся игры с «волшебным мешочком», в который складываются фигуры разной формы.
Ребёнок на ощупь угадывает фигуру и называет её. Если отгадал, то берёт себе. Теперь ваша очередь… Кто победил?
- Простая, но забавная игра «Пазлы».
Из плотного картона вырежьте крупные геометрические фигуры разного цвета. Разрежьте их на две-три части. Пусть ваши фигуры будут необычными: с ручками, ножками, глазками. Можно собирать и играть.
- Чудеса своими руками — сделайте «геометрический планшет» М. Монтессори сами.
Что нужно:
- деревянная доска,
- кнопки,
- канцелярские резинки.
Как делать?
На доске нужно разметить карандашом сетку. Сначала наметить углы, далее сделать отступы примерно по полтора сантиметра (или просто разметить на равные квадраты). Количество зависит от размера доски. У вас получатся вертикальные и горизонтальные линии или квадраты.
Теперь, в точки нужно вбить кнопки (некоторые вбивают гвоздики или вкручивают шурупы). При помощи разноцветных резиночек можно строить на планшете разные фигуры, зацепив резинку за кнопку (гвоздик) и, растянув её до следующей кнопки, сделать фигуру.
Если вы не сможете найти у себя дома подходящую доску, то такой планшет можно сделать из … солёного теста, глины, гипса или пенопласта.
- Творческое конструирование для самых маленьких.
Взрослый показывает и называет фигуры, а малыш повторяет: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем превращать».
В кого превратились два круга, два треугольника и два полукруга?
Правильно, в птичку!
Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек — стайка. Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей. Эта птичка — совушка, Сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель, Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко. Эта — зяблик. Эта — стриж. Эта — развеселый чиж.
Токмакова И.
ВЕСЕЛОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОДЕЛКИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Открытки
Можно сделать вот такие красивые открытки, используя фигуру «круг».
Что нужно:
- цветная бумага двухцветная (разного цвета с двух сторон),
- картон,
- ножницы,
- клей,
- дополнительно: бумажные салфетки, нитки, бусинки и прочее.
Как делать?
Для того чтобы сделать цветок, нужно сложить из круга 8-10 лепестков. Чтобы сделать лепесток, вырежьте круг желаемого размера. Наметьте линии сгиба, сложив круг дважды пополам. Теперь разверните заготовку и начинайте формировать лепесток.
Когда все лепестки готовы, вырежьте круг, чуть больше, чем тот, из которого делали лепестки. Обозначьте центр. И приклеивайте лепестки на круг. Оформить открытку можно следуя своей фантазии.
Птичка — качалка из кругов
Что нужно:
- бумажная тарелка или картон,
- цветная бумага,
- карандаши или фломастеры,
- ножницы,
- клей.
Как делать?
Вырежьте из цветной бумаги два круга. Круги должны быть разного диаметра и разного цвета.
Возьмите бумажную тарелку и согните ее пополам. Согните круги и приклейте маленький круг на большой.
Внимание! Края маленького круга не надо приклеивать — это будут крылья.
Туловище птички готово.
Для того чтобы сделать клюв и хвост, нужно вырезать из бумаги треугольник – это будет клюв, и прямоугольник – это будет хвост. Согните треугольник и прямоугольник пополам, наметив линию сгиба.
Наклейте их на обратную сторону тарелки.
Глаза можно нарисовать или приклеить готовые. Отогните крылья на маленьком круге. Птичка-качалка готова! Можно играть и учить стихи про птичек.
Сделайте много птичек, больших и маленьких: птичку-маму, птичку-папу, птичек-деток, — и обыграйте стихотворение Г. Ходырева «Скворец».
Стихотворение “Скворец”
Скворец – заботливый отец. Но чем унять скворчат? Лишь выйдет из дому скворец, Опять они кричат: — Хочу букашку! — Червячка! — Давай комарика! — Жучка! — А мне бы до обеда Хотя бы короеда! Скворец – заботливый отец, И все, что есть в меню, Из рощи в дом несет скворец И кормит ребятню.
Г. Ходырев.
Поиграйте в весёлую и забавную игру «Птица – не птица», которая поднимает настроение и очень нравится детям. Прочитайте стихотворение. Когда ребёнок слышит название птицы – хлопает в ладоши, а не птицы – топает ножками…
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, куницы. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
совы и ватрушки.
В этом стихотворении говорится о сове. Расскажите об особенностях этой птицы и сделайте лёгкую, но очень красивую поделку из солёного теста.
Поделка Тетушка Сова
Что нужно:
Как делать?
Раскатайте пласт теста, вырежьте круг. Загните края круга и верхний край вовнутрь.
Сделайте глазки и веточку, на которой будет сидеть ваша совушка.
Поделку можно приклеить на картон и дать высохнуть. Объёмная картина готова!
Или нужно подождать, когда она высохнет, покрыть акриловым лаком, и получится замечательная подвеска – украшение для детской комнаты!
А вы знаете, что поделки из квадрата не менее интересны, чем из круга? давайте сделаем черепаху и божью коровку. это очень лёгкие и красивые поделки из бумаги
Поделка Черепаха
Это Че! Это Ре! Это Паха! Это Чечере! Папа! Папаха! Это бумажная Черепаха!
Что нужно:
- бархатная бумага,
- простой карандаш с ластиком,
- ножницы,
- фломастер.
Как делать?
Для того чтобы сделать черепаху, нужно взять квадратный лист бархатной бумаги и фломастером нарисовать на цветной стороне «панцирь», состоящий из различных геометрических фигур: пятиугольников, треугольников, квадратов, шестиугольников. С помощью ластика внутри фигур нарисуйте круги.
Согните бумагу по диагонали цветной стороной внутрь и отогните немного угол назад.
Согните бумаги по диагонали. Выверните угол внутренней (белой) стороной наверх.
Нарисуйте глаза, и черепаха готова.
Поделка Божья коровка
Если вы скажете детям, что сейчас будете делать божью коровку, то, наверняка, услышите много вопросов.
А кто это? А почему коровка, она что, даёт молоко? А почему божья? А она полезная? Вооружитесь знаниями об этом жучке, покажите картинки, расскажите, что этот красивый жучок называется коровкой потому, когда ему грозит опасность, что на лапках у него выделяется жидкость-молочко, отпугивающая врагов.
Или, говорят, что она похожа на корову своей окраской — такая же, в пятнышках. Поедает в большом количестве тлю, которая уничтожает растения. А божья, потому что безобидна для человека.
Раньше говорили: «Коровка — божье создание и трогать её нельзя». И даже была потешка:
Божья коровка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки…
А ещё рассказывают, что если божья коровка села вам на одежду или на руку, то нужно быстро загадать желание и рассказать его коровке. Через некоторое время, когда коровка улетит на небо, желание обязательно сбудется.
Давайте сделаем яркую и красивую поделку «Мои божьи коровки».
Что нужно:
- красная двухсторонняя бумага,
- фломастер черный,
- ножницы,
- клей.
Как делать?
Сложите квадрат по горизонтали и разверните. Затем сложите по вертикали и снова разверните. Сложите по диагонали и разверните. Линии сгиба мы наметили.
Теперь согните квадрат пополам и загните внутрь боковые треугольники по линиям сгиба.
Получилась объёмная заготовка, которой нужно придать форму.
Закругляем углы, рисуем глазки и точечки на спинке. Красавицы божьи коровки готовы!
А если вы отдыхаете на берегу моря, реки или озера, сходите с ребёнком на экскурсию по берегу, наберите камешков и сделайте много, много божьих коровок, раскрасив камешки подходящими красками. Для божьих коровок старайтесь выбирать маленькие круглые и овальные камешки небольших размеров.
Сбор камешек превратите в игру. Проговаривайте стихотворение и выполняйте вместе с ребёнком действия.
По дороге мы шли, Много камешек нашли, Присели, собрали, Дальше пошли. Вот направо мы пошли, Серых камешков нашли. Присели, собрали, Дальше пошли. Вот в песочек мы пошли,
Пёстрых камешек нашли.
А под горку пошли, Там белых камешек нашли. Много, много нашли,
Все домой принесли!
Как раскрашивать камни
Все собранные камни нужно вымыть. Когда они высохнут, их обязательно нужно обезжирить, протерев спиртовым или мыльным раствором. А дальше всё очень просто — раскрашиваем красками.
Лучше брать акриловые краски: красную, черную, желтую, белую. Чтобы цвета были более яркими и насыщенными, можно покрасить камешки сначала белой краской, потом красной, оранжевой или жёлтой краской несколько раз, в несколько слоёв.
Для завершения работы покройте камешки акриловым лаком. Если такого нет, то можно воспользоваться бесцветным лаком для ногтей или лаком для волос.
Потом можно играть с этими коровками, считать их или украсить горшочки с цветами на подоконнике.
Источник: http://deti-club.ru/zanyatiya-v-detskom-sadu-vesjolaya-geometriya-ili-kvadrat-i-krug-prevratyatsya-vdrug
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»
Цель:
- формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки геометрических фигурразличных типов;
- выбирать и располагать геометрические фигуры;
- продолжать учить составлять целое из отдельных частей;
- развивать умение применять свои знания о геометрических фигурах, решать логические задачи, находить варианты решения, обосновывать свой ответ;
- корректировать умение называть и различать геометрические фигуры; воспитывать внимание, наблюдательность, интерес к занятиям.
Демонстрационный материал: набор больших геометрических фигур; рисунки к стихотворения; поезд; шарик с письмом; плоскостные фигуры сказочных героев; видео-мультфильм «Колобок»; видео-физкультминутка «Колобки»
Раздаточный материал: наборы геометрических фигур; листочки с заданиями; разрезные предметов; игра «Домики для зайчиков»; карандаши.
Презентация для дошкольников «Изучаем геометрические фигуры с Колобком »
Ход сюжетно-игрового занятия в детском саду:
1. Психогимнастика
Доброе утро, солнце приветливое! (солнышко)
Доброе утро, небо голубое! (облако)
Доброе утро, в небе птицы! (птичка)
Доброе утро, тебе и мне (дети)
2. Мотивация
Воспитатель берет большой воздушный шарик к которому прикреплено письмо.
Зачитывает письмо: «Дорогие дети, приглашаем вас отправиться в путешествие в нашу страну. Кто мы — попробуйте отгадать»
Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! (Треугольник) прикрепляет треугольник на доску.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня… (Квадрат) прикрепляет квадрат на доску
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо…
(Круг) прикрепляет круг на доску
Персоны мы совсем не обычные, фигуры мы геометрические. Страна у нас большая, с вами могут случиться необычные приключения, но мы уверены, что вы справитесь, поэтому верим, что вы умные и сообразительные. До встречи!»
Дети, от кого это письмо?
Геометрические фигуры написали нам письмо?
А поможет нам совершить путешествие по стране геометрических фигур сказочный герой, который похож на геометрическую фигуру.
На сметане замесили, на окне охладили,
Круглый в сторону, скок-скок
— Покатился … (Колобок)
Кто это? (Колобок.) А мы помним сказку про Колобка? Кто испек Колобка? От кого убежал Колобок?
Видео-фрагмент сказки «Колобок»
3. Основная часть занятия
Путешествовать мы будем на поезде. Но чтобы поезд поехал, нам надо закрыть все окошки.
Дидактическая игра«Подбери окошки»
На какую геометрическую фигуру похожи окошки поезда? Какими фигурами будем их закрывать? Каким цветом?
Дети подходят к поезду и закрывают все окошки квадратиками соответствующего цвета.
Молодцы! Сели все ровно и отправляемся в путь.
Подвижная игра «Поезд»
Дети, сидя на стульях, имитируют движение поезда.
Вот едет Колобок и встречает … Кого первого встретил колобок? Зайчика!
1 задание
Дидактическая игра «Домики для зайчиков»
У нашего зайчика очень большая семья, много братьев и каждый хочет иметь свой отдельный домик. Поможем каждому зайчик найти свой домик?
Дети подходят к столу и берут соответствующую фигуру-домик. Объясняют свой выбор называя фигуру.
Выполнили мы задачи и Зайчик отпускает Колобка.
Кого дальше мы встретили вместе с Колобком? Да, Волка.
2 задание
Дидактическое упражнение «Дорожка из треугольников»
Вот Волк дорожку закрывает, нас с Колобком не пускает. Сейчас справимся с задачей, и дорожка будет свободна. Нужно пройти только по зеленым треугольникам соединив дорожку линией.
Дети проводят карандашом, соединяя треугольники.
3 задание
Подвижная видео-гимнастика «Зарядка с колобком»
Наконец, и Волк пропустил Колобка. Но наш Колобок решил немного отдохнуть, и мы с ним.
Дети выполняют упражнения за Колобком.
4 задачи
Дидактическая игра «Лишний домик»
Колобок отдохнул, а мы продолжаем дальше путешествие. А навстречу ему кто? (Мишка.) И тоже не хочет пропускать нас с Колобком.
Посмотрите на дома. Из чего построены домики? Геометрические фигуры вы видите? Какой домик лишний? Почему?
5 задача
Дидактическая игра «Спрячь колобка»
Мишка быстро пропустил Колобка. А кто следующий встретит Колобка? (Лисичка.)
Лисичка хочет съесть Колобка. Необходимо быстро на помощь идти!
У каждого из вас есть нарисованные колобки. Сколько их? Что вы можете о них сказать? Да, они одинаковые. Но надо сделать так, чтобы они спрятались и отличались друг от друга, тогда Лисичка запутается.
Фигурой мы закроем Колобка? Почему?
Дети закрывают колобки кружочками разного цвета.
6 задание
Дидактическая игра «Составь Колобка»
Обиделась Лисичка и не хочет нас дальше пускать. Давайте ей подарим колобочков. Составим их из разрезных пазлов.
Дети составляют разрезные колобочки.
7 задание
Конструирование «Геометрическая машина»
Вот, видите, дети, и задобрили мы Лису, а она пропустила нас дальше по стране геометрических фигур. Но нам пора возвращаться в детский сад. Если быстро справимся с задачей — вернемся в детский сад.
Какими видами транспорта можно путешествовать? Сюда мы ехали на поезде, а возвращаться будем на машине.
Дети из наборов геометрических фигур строят машину.
4. Заключительная часть занятия
Вот мы и в саду!
Воспитатель держит шарик с письмом.
«Мы были уверены, что вы справитесь с заданиями. Спасибо Вам! Мы с вами очень подружились и дарим вам на память раскраски про Колобка»
5. Итог занятия
- Понравилась ли вам путешествие?
- В какую страну мы путешествовали?
- С каким героем мы выполняли задачи?
- Какие геометрические фигуры использовали?
Источник: https://mirdoshkolnikov.ru/vospitatelyam/metodiki-prepodavaniya/item/443-zanyatie-v-detskom-sadu-puteshestvie-kolobka