Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду в подготовительной группе

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста

Что вредно и полезно для природы (воды)?

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.

Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).

Лото «Кому нужна вода?»

Цель:

־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

־ Развивать логическое мышление, память и внимание.

־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

Материал:

— Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?».

— Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.

Ход игры:

1 вариант. В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.

Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего.

Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например, «Это кошка. Она пьёт воду»).

Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.

Обратите внимание

Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.

2 вариант. «Путаница». В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Ведущий предлагает играющим карточки с неправильно заполненными полями. Играющие должны исправить ошибку.

Рекомендации по использованию дидактической игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям – «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

«Загадочные человечки»

Программное содержание. Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».

Дать детям знания о неживой природе, элементах физики. Развивать у детей такие качества, как пытливость, любознательность, мыслительную деятельность и воображение.

Материал. Карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (твёрдых, жидких и газообразных) — льдинка, снежинка, сок, молоко, пар; карточки с изображением моделей «человека», характеризующие агрегатные состояния — (демонстрационные и раздаточные).

Ход игры.                

В игре могут принимать участие 3-5 человек.

Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением моделей человечков, которые символизируют состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное. А так же карточки с изображением различных предметов: льда, воды, снежинки, пара, стакана сока, апельсина и т. д. Объясняет, что любой предмет можно изобразить схематически, с помощью моделей.

Воспитатель предлагает детям найти все твёрдые предметы. Почему эти предметы твёрдые? Что находится у них внутри? Внутри каждого твёрдого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки, чтобы ничего не прошло.

Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.

Газообразные вещества – дым, пар, воздух. Здесь тоже живут человечки. Но они как бы летают, постоянно находятся в движении.

С помощью человечков обучить детей элементам моделирования, т.е. учить детей строить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т.д.

1 вариант.

Воспитатель предлагает детям с помощью человечков построить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т. д. Обучает детей элементам моделирования.

2 вариант.

Важно

Воспитатель предлагает к выложенным моделям подобрать карточки с изображением подходящего предмета.

Рекомендации по использованию игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям «познание», «социализация», «коммуникация», в экспериментальной деятельности и индивидуальной работе с ребёнком. А так же дети могут использовать игру в самостоятельной деятельности.

«Где снежинки?»

Цель:Уточнить и расширить представления детей о снеге. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе.

Материал: Карточки с изображением различных состояний воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля, град; четыре карточки с изображением четырёх времён года.

Ход игры:

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:

— В какое время года, вода в природе может находиться в твёрдом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень.)

Источник: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/6265-didakticheskie-igry-po-ekologii.html

Дидактические игры по экологии своими руками

Вашему вниманию представляю свою разработку — настольно-печатную дидактическую игру по экологическому воспитанию дошкольников «В гостях у леса».
Игра разработана для старших дошкольников (5-7 лет).

Аннотоция. Первым эстетическим воспитателем ребенка является природа. Наблюдая, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Такое «общение» приносит не только радость, оно содействует всестороннему развитию ребенка.

Широкие возможности для воспитания экологических чувств к природе заложены прежде всего в дидактических играх.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире:

  • воспитываются познавательные интересы;
  • любовь к природе;
  • бережное и заботливое отношение к ней.

Игры расширяют кругозор, активирует познавательную мотивацию, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения:

  • планировать действия;
  • распределять их по времени и между участниками игры;
  • оценивать результаты.

Таким образом, дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее полному и успешному решению задач экологического воспитания дошкольникоВоспитатель

Предлагаю вашему вниманию свою разработку — дидактическую настольно-печатную игру по экологическому воспитанию «В гостях у леса». Игра разработана для дошкольников старшего возраста (5-7 лет).

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

  • формирование у дошкольников экологических представлений о мире живой природы;
  • становление эстетического отношения к ней.

Задачи:

  • формировать представления об особенностях и многообразии природы средней полосы России;
  • учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы, устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;
  • формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;
  • формировать основы безопасного поведения в природе;
  • развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;
  • закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры.

Методические рекомендации:

  1. Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми средних, старших, подготовительных групп.
  2. Возможно использование в играх-викторинах.
  3. Количество игроков: от 5 до 30.
  4. Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).

Оборудование и материалы для игры:

1) Кубик, каждая грань которого имеет свой цвет и символ. Распределение цветов и символов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Цвет грани Символ
Зеленый След от птичьих лап
Красный След от лап животного
Серый Насекомое
Фиолетовый Кустарник
Синий Дерево
Желтый Травянистое растение

2) Шесть групп карточек по 5 штук в каждой. Распределение карточек по группам см. в таблице 2.

Таблица 2

Цвет группы карточек Что представляют
Зеленый Птицы, преимущественно распространенные в средней полосе России (дятел, тетерев, соловей, кукушка, сова).
Красный Животные аналогичного распространения (медведь, лиса, лось, заяц, белка).
Серый Насекомые (бабочка, муравей, пчела, комар, гусеница).
Фиолетовый Кустарники (малина, ежевика, сирень, шиповник, волчья ягода)
Синий Деревья (дуб, береза, липа, рябина, ель).
Желтый Травянистые растения (ромашка, мухомор, земляника, подорожник, одуванчик).

Правила игры

1 Вариант

(рекомендован при 5-7 играющих)

Все карточки разложены по цветовым группам стопками, рубашками вверх.

Каждый игрок по очереди бросает кубик. Выпавшая грань указывает на цветовую группу из которой играющий берет карточку. Следует брать верхнюю карточки из показанной группы.

Выбрав карточку, играющий пытается самостоятельно рассказать все, что ему известно об указанном объекте природы.

Следует осветить следующие вопросы:

  • дать общую информацию (указать особенности присущие только этому объекту);
  • рассказать какую пользу/ вред объект приносит окружающей среде (в том числе животным, птицам, человеку);
  • указать вероятные опасности, угрожающие этому объекту в природе (либо какую он опасность представляет и для кого).

Все игроки по очереди рассказывают об объектах природы, побеждает тот игрок, информация которого вызвала наибольший интерес (а возможно и дискуссию) у играющих.

В конце игры следует подвести детей к пониманию значения леса (и всех его обитателей) для планеты и человека.

2 Вариант

(рекомендован при 8-30 играющих)

Игроки делятся на любое количество команд с выбором капитана. Игра проводится в виде викторины.

Отвечать может каждый игрок из команды по очереди (а остальные дополняют его ответ); либо команда выносит коллективное решение.

Итог игры подводится воспитателем, или иными наблюдателями.

Пример

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по русскому лесу, здесь нам встретятся многие наши знакомые и мы постараемся рассказать о них все, что нам известно. С некоторыми обитателями леса нам только предстоит познакомиться. Теперь отправимся в путь..

Первым кубик бросает воспитатель. Выпавшая грань — синего цвета с изображением дерева. Воспитатель берет из стопки синих карточек верхнюю (не видя изображения). На карточке изображена береза, значит воспитателю следует рассказать о ней все что ему известно.

Воспитатель:

Вот из каких частей состоит береза:

корень, ствол, ветви, ветки, листья, «сережки» (рассказ можно сопроводить зарисовкой объекта).

Кора (береста) белого цвета, у старых деревьев — корка темная с трещинами.

В нашей стране березы распространены повсюду — от средней полосы до полярного круга. В народном творчестве много сказок, поговорок, песен об этом дереве («Во поле березка стояла…» и др. Можно рассказать короткое стихотворение «Люблю березку русскую…»).

Читайте также:  Родительское собрание, 4 класс. здоровый образ жизни

Люди давным-давно оценили пользу этого дерева — это строительный материал (бревна), древесина идет на изготовление: бумаги, лыж, мебели, шкатулок, и др., наконец — дрова.

Березовый деготь (смола) применяется в медицине, косметологии (мыло). Из бересты изготовляют посуду, лапти (в древности). Березовый сок — полезен для здоровья, не только люди, но и насекомые (пчелы) используют его.

«Боится» березка:

  • насекомых-вредителей, прогрызающих кору (жуки-короеды);
  • грибов, прорастающих в трещинках коры и разрушающих ствол;
  • зайцы зимой тоже не прочь полакомиться берестой.

Опаснейшие враги — пожар, человек (вырубка леса). Вот что я знаю о березе. Может быть я что-то забыла сказать? Дополните… А теперь ваша очередь бросать кубик…

По окончании игры следует отметить важность леса для всего живого: Лес сохраняет почву от вымерзания, вымывания, засухи, предотвращает наступление песков.

Он снабжает человека кислородом, неслучайно говорят, что лес — «легкие планеты», ведь он не только вырабатывает кислород, но и поглощает загрязнения, очищая воздух.

Только от нашего с вами отношения к лесу и его обитателям зависит будущее человечества.

Примечания

Рекомендуется регулярно пополнять картотеку.

Источник: http://portal2011.com/didakticheskaya-igra-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-dlya-s/

Дидактические игры по экологическому воспитанию для дошкольников

Предлагаемые дидактические игры экологического содержания легки в изготовлении и могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Они имеют четкую структуру:

— название;

— цель;

— описание дидактического материала;

— методику проведения, а отдельные игры — несколько вариантов проведения.

Материал:

Первый вариант — плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес — растение — травоядное животное — хищник);

Второй вариант: — объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых — иллюстрации леса (лес — гриб — белка — куница; лес — ягоды — еж — лиса; лес — цветок — пчела — медведь; лес — желуди — дикий кабан — волк; лес — береза — майский жук — еж; лес — сосновая шишка — дятел — филин и т.д.)

Методика проведения: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка расподается.

Совет

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

«ПИРАМИДА «ПТИЦЫ»

Цель: сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных

Материал:

Первый вариант — плоскостной: набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна — сосновая шишка — дятел).

Второй вариант — объемный — набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый — растения; шестой — корм птиц; седьмой — птицы (например,: рябина — ягоды рябины — снегирь; ель — еловая шишка — клест; дуб — желуди — сойка; водоросли — улитка — утка; трава — кузнечик — аист).

Методика проведения: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ СТАДИОН»

Цель: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании и месте обитания в природе

Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один — скворец, две — ласточки, 3 — пчела, 4 — муравей, 5 — медведь, 6 — белка. На отдельных карточках — иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (скворечник, муравейник, улей, берлога, дупло и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

Методика проведения: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый — назвать животное, второй — определить корм для данного животного, третий — назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

«ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»

Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное — корм для него).

Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары.

При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся.

Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).

Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

«ЛЕСНИК»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести  себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

И. Комарова, Н. Ярошева

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igry-po-ekologii-dlya-doshkolnikov.html

дидактические игры по экологии

Дидактические игры по экологии
В старшей и подготовительной группах
Клочко Н.В.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ.

Пластическая игра “Буря на мор”.

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

Игра “Изобрази”.

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака – к вечеру дождь будет. Низкие облака – к дождю.

Пластическая игра “Танец бабочек”.

К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить “одеяние” бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.

Игра “Чья птица улетит дальше?”

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.

Игра “Журавли-журавли”. И

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: “Журавли, журавли, выгнитесь дугой”. Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья.

Вожак, убыстряя темп, продолжает: “Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой”. Дети быстро, не от-пуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни.

“Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!” – вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше “Змея, заворачивайся в кольцо”, “Змея выпрямляется” и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится.

Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Игра “Ласточки и мошки”.

Играющие – мошки – летают по по ляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку.

По окончании песни ласточка говорит: “Ласточка встанет, мошку поймает!” С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

Игра “Птица без гнезда”.

Обратите внимание

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, – гнездо, второй за ним – птица. В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: “Раз…” – игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле.

“Два…” – игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. “Три…” – птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: “Все птицы по до мам!” каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е.

встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт “три”. Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Читайте также:  Стихотворение для детей 6-7 лет про день знаний – 1 сентября

Игра “Пищевые цепочки на лугу”.

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения – гусеница – птица

злаковые травы – грызуны – змеи

злаковые травы – мышь – хищные птицы

трава – кузнечик – луговые птицы

насекомые и их личинки – крот – хищные птицы

тля – божья коровка – куропатка – хищные птицы

травы (клевер) – шмель

Игра “Пищевые цепочки водоёма”.

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.

Дети выкладывают карточки:

комар – лягушка – цапля

червячок – рыбка – чайка

водоросли – улитка – рак

ряска – малёк – хищная рыба

Игра “Пищевые цепочки в лесу”.

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением рас- тений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения – гусеница – птицы

растения – мышка – сова

растения – заяц – лиса

насекомые – ежи

грибы – белки – куницы

лесные злаки – лось – медведь

молодые побеги – лось – медведь

Игра “С чем нельзя в лес ходить?”

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, вело сипеда… Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Источник: https://sundekor.ru/uchebnyj-material/1-kurs/didakticheskie-igry-po-ekologii/

Развивающие игры по экологии в подготовительной группе о растительном мире

Цель: выявить знания детей о видах растений.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: березы, дуба, клена, ели, сосны, тополя, липы… (деревья); ромашки, колокольчика, василька, тюльпана, ландыша, розы… (цветы); тыквы, помидора, картофеля, огурца, перца, моркови, кабачка… (овощи); яблок, груш, сливы, апельсина, лимона, банана…(фрукты); малины, клубники, земляники, черники… (ягоды); белого гриба, опят, лисичек, шампиньона, мухомора, ложных опят…(грибы) и назвать их одним словом.

  1. Покажи и назови части растения.

Цель: выявить знания детей о частях растения.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрацию с изображением яблони и показать, назвать ее части (корень, ствол, ветки, листья, плоды).

3.Расскажи, где что растет.

Цель: выявить знания детей о местах произрастания некоторых видах растений.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением земляники, грибов (лес), пшеницы, ржи (поле), ромашки, колокольчика (луг), яблони, смородины (сад), тыквы, помидора (огород) и рассказать, где что растет.

Цель: выявить знания детей о разновидностях деревьев.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением различных видов деревьев и назвать их (иллюстрации: береза, дуб, рябина, клен, сосна, ель, осина, ольха, вяз, тополь, липа).

  1. Расскажи, с какого дерева листья и плоды?

Цель: выявить знания и умения детей определять по листьям и плодам деревья.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением листьев и плодов деревьев и назвать какому дереву они принадлежат (лист рябины и кисть, лист березы и сережки, лист дуба и желудь, иголки сосны и шишка).

  1. Сравни строение дерева, куста, травы.

Цель: выявить умение детей находить отличия в строении дерева, куста, травы.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением дерева, куста, травы (у кустарников нет ствола, у травы нет ветвей, ствола).

  1. Вспомни и назови необходимые условия для жизни и роста растений.

Цель: выявить знания о необходимых условиях для жизни и роста растений и умения за ними ухаживать.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением хорошо ухоженного комнатного растения и погибающего и назвать причину гибели цветка.

Цель: выявить знания детей о последовательности роста растений.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением стадий роста растений и расположить их в правильной последовательности.

Также интересная экологическая игра:
Развивающая игра по экологии в подготовительной группе«Верные друзья птиц»

Цель: выявить знания детей о грибах.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением грибов и назвать их (иллюстрации: боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, опята).

  1. Скажи, какие грибы нельзя есть.

Цель: выявить знания и умения детей отличать ядовитые грибы от съедобных.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением грибов, найти и назвать ядовитые грибы (иллюстрации: белый гриб, мухомор, опята, бледная поганка, лисички).

Цель: выявить знания и умения детей находить и называть овощи и фрукты.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: яблока, помидора, тыквы, огурца, банана, лука, земляники, опят, груши, персика, перца, сливы, березы, колокольчика, капусты, кабачка, апельсина, картофеля, репы, лимона, гороха, свеклы, малины, мухомора. Собрать картинки с изображением фруктов в красную тарелочку, а с изображением овощей — в синюю.

Цель: выявить знания и умения детей находить и называть ягоды.

Описание игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением: капусты, лисичек, малины, тополя, земляники, яблока, черники, огурца, смородины, крыжовника, тюльпана, клубники. Найти и назвать картинки, на которых изображены ягоды.

Цель: выявить знания и умения детей о растительном мире.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Много одежек,

И все без застежек. (Капуста)

У кого одна нога,

Да и та без башмака? (Гриб)

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

Рос шар бел,

Ветер дунул-

Шар улетел. (Одуванчик)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

Весь из золота отлит,

На солнышке стоит. (Колос)

Литература:

  1. Что необходимо знать к 1 классу./ Т.И. Тарабарина, Е. И. Соколова, 2006г.
  2. Добро пожаловать в экологию!/ Сост. О. А. Воронкевич, 2004г.
  3. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. 2004 г.

Название: Развивающие игры по экологии в подготовительной группе о растительном мире

Источник: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/razvivayushhie-igry-po-ekologii/

Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе.docx — Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
×

Дидактические игры поэкологическомувоспитанию вподготовительной группеПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППАЭкологическая игра «Польза -вред»Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.1 этапПервый вариант: «Польза – вред».(тема: живая природа) .Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »Второй вариант: «Нравится – не

нравится».

(тема: не живая природа) .Принцип организации см. вариант 1.Третий вариант: «Хорошо – плохо».(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

2 этапВоспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим — перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет

ничего лишнего, всё необходимое.

Важно

Экологическая игра «Совы ивороны»Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра.

Воспитатель дает задание:«Совы» любят правду, «Вороны» — ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:-медведи любят есть тигров-у березы весной бывают сережки-слоны не умеют плавать-дельфин – это животное, а не рыбаДети должны осознать правильность

или неправильность фразы,

основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том,почему они так или иначе поступили, апосле 2-3 фраз поменять игроков местами.

Экологическая игра «Какие всемы разные»Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость,выделить хорошие качества любого природного объекта.Воспитатель дает задание:Встаньте налево те, кто больше любитморе, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.

Затем детям дают вопросы:Почему тебе нравится море?Почему ты любишь речку?Почему ты остался посредине?

Варианты заданий: зима – лето,

ромашка – колокольчик, дождь – снег.В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.

Экологическая игра «Найди своеЦель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения сней (проводится в природе) .Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его.

Во время изучения воспитатель задаётнаводящие вопросы:Оно гладкое или нет?Есть ли на нём листья?

дерево»

Высоко ли от земли начинаются ветки?Затем воспитатель отводит ребёнка отдерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

Экологическая игра «Временагода»Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.

Например: ГРИБЫ.Летом – свежие в лесу, по краям

дороги, на лугу, а также

Совет

консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.Осенью – то же самое.Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.Весной — см.

зиму, но добавлять грибы,которые растут весной (сморчки) .Экологическая игра «Чтоизменилось»Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.Игровое действие. Поиск похожего предмета.Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.Оборудование.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие на тему: 23 февраля, 5 класс

Одинаковые растения(по 3—4) расставлены на двух столах.

Ход игры. Воспитатель показывает

какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенкунайти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

Экологическая игра «Найди, о чемрасскажу»Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.Игровое действие. Угадывание растения по опи санию признаков.Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.Оборудование.

Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так,

чтобы хорошо были видны

всем детям отличи тельны е признакипредметов.Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то естьназывает формуовощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, апо том назови то, о чем я рассказала».

Если ребенок справился с заданием, воспитатель описываетдругой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все детине угадают предмет по описанию.Экологическая игра «Найди такойже» Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие.

Дети находят изменения в

расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.Оборудование. На двух столах ставят 3—4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань. Ход игры.

Воспитатель просит детейхорошо рас смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это времяон меняет местами растения на одном столе. А за тем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-ли прежде, сравнвая их расположение с порядком растений надругом столе.

Обратите внимание

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).Экологическая игра «Угадай

растение по описанию»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поискпредмета по загадке-описанию.Правило. Показывать растение можнотолько после рассказа воспитателя по его просьбе.Оборудование. Для первых игр отбирают не сколько комнатных растений (2—3) с заметнымиотличительными признаками.

Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растениеХод игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на чтооно похоже «на дерево», на «травку»),затем просит сказать, есть ли у растения стебель.

Педагог обращает вниманиедетей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие,длинные), окраску цветов (основные

цвета),

их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть ирассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вамрассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

Можно предложить ребятам найти в групповойком нате все растения, похожие на описанное.Экологическая игра «Найдирастение по названию»Первый вариант.Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.Игровые действия. Поиски названного рас тения.Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.Ход игры.

Воспитатель называет

комнатное растение, стоящее в

групповой комнате, а дети должны найти его. Сначалапедагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затемпросит некоторых детей вы полнить задание.

Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площадикомнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре дыдущими, то есть отобранные растенияпоставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен ным вариантом игры.Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Гдеспряталась матрешка?»), но вместо опи сания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно

дать

только его название. Экологическая игра «Чего нестало!»Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля). Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало. Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.Оборудование. На стол ставят2—3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения. Ход игры.

Воспитатель предлагает малышам по смотреть, какие растениястоят на столе, а потом закрыть глаза.В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим

предметом. Примечание.

Приведенные

Важно

выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.Экологическая игра «Опишите, яотгадаю»Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.Ход игры.

Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти егопо описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос-питатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма

листа», «окраска цветов» и т. д. Это

поможет детям выделить отличительные и общие при знаки растения.Экологическая игра «Найди, очем расскажу»Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого.Правила. Называть загадываемое растения нельзя. Отвечать на вопросы правильно.Ход игры.

Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать ипоказать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят.

Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа

(гладкий, негладкий), о том, есть ли

цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его. Игру можно повторить.Экологическая игра «Загадай, мыотгадаем»Первый вариант.

Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.Оборудование. На стол ставят 3—4 растения.Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.Правило. Описывать растение нужно,не называя его.Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий.

Дети договариваются, о каком растении и

что будут

говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ,водящий должен назвать и показать растение.Второй вариант.Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение,стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назватьего.

Совет

Экологическая игра «Продайте то,что назову»Дидактическая задача. Найти предмет по названию.Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.Правила. Покупатель должен назватьрастение, но не показывать его. Продавец находит растение по на званию.Оборудование.

Подобрать комнатные растения, полевые и

садовые цветы. Разложить и

расставить их на столе.Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо тят купить, продавец находит их и выдаетпокупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения.Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы.

Экологическая игра «Найдилисток, какой покажу»Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же ли сток, какой показалвоспитатель.

Ход игры воспитатель показывает детям какой-

. Во время прогулки

либо лист и предлагает найти такой же.Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставля-ет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, напри мер,кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они по летели».

Дети, вруках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.Игра повторяется с разными листьями.Экологическая игра «Найди вбукете такой же листок»Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.Игровое действие. По иск похожего предмета.Правило.

Листок подни мать после того, как назовет и покажет его

воспитатель.

Оборудование. Подо брать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра прово дится на прогулке.Ход игры. Воспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудьлист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листика ми букета.Экологическая игра «Такойлисток, лети ко мне!» Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу. Правило.Бежать к воспитателю можно только по сигналуи только с таким же, как у педагога,

листком в руке.

Оборудование.

Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, рас- пространенных в данной местности деревьев). Ход игры. Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!» Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю.

Обратите внимание

Если ребенок ошибся, воспитатель дает емусвой лист для сравнения.Экологическая игра «Найдилисток» Дидактическая задача. Найти частьпо целому.Игровые действия. Поиски предмета.Правило. Искать лист на земле можнопосле слов воспитателя.Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве.

«А теперь по

пробуйте найти такие же на земле,—

говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.Экологическая игра «Найди, о чемрасскажу»Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.Игровое действие. Поиск предмета по описанию.Правило.

Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, формулистьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево.

Тот, ктоузнал, должен подбежать после слов

воспитателя: «Раз, два, три — беги!»

Экологическая игра «Найди свойдом» Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.Правило. Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети — «зайчики».

Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поля не, а по сигналу. «Все домой, волк близко!» — бегут к себе в домик — подопределенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом».

С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами

деревьев.

Экологическая игра «Ктобыстрее найдет березу, ель, дуб»Дидактическая задача. Найти дерево по на званию.Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).Правило. Бежать к названному дереву можно толь ко по команде «Беги!».Ход игры.

Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, ипросит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найтидерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится

игра.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/didakticheskie_igry_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_v_podgotovitelnoj_gruppe-111741/132948

Ссылка на основную публикацию