Разработка конспекта занятий на тему Измерение объема в ДОУ
ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им.Ф.В.Бадюлина»
Отделение Дошкольное образование
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине
«Теория и методика математического развития»
Тема занятия: «Измерение объёма жидких веществ»
Преподаватель Соколова Наталья Юрьевна
2013
План открытого занятия
Дисциплина Математическое развитие дошкольников
Курс Детский сад. Подготовительная группа.
Тема Измерение объёма жидких веществ.
Тип урока Изучение нового материала.
Цель занятия:
Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.
Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.
Форма обучения: Коллективная, дифференцированная.
Методы обучения: Практические, наглядные и словесные методы.
Средства обучения: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.
Межпредметные связи: Общение, развитие речи, трудовая деятельность, игровая деятельность.
Список используемой литературы:
1. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». /под ред. Т. И. Бабаевой /- «Детство-Пресс», 2005
2. Кангина Н.Н. Математика в детском саду. — Ярославль: Академия развития, 2011
3. Щербакова Е. И. Теория методика математического развития дошкольников. М: Академия, 2000
11. Структура занятия
Элементы занятия | Время |
Продолжительность, мин. | |
1. Организационный момент. | 1 |
2. Постановка цели и задач занятия. | 1 |
3. Изучение нового материала. | 15 |
4. Физкультминутка. | 5 |
5. Повторение ранее изученного материала. | 5 |
6. Подведение итога занятия. | 3 |
Итого 30 мин. |
12. Технологическая карта занятия
№ этапа | Содержание этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Методы и формы обучения |
1. | Организационный момент | предлагает детям сесть на стулья; раздаёт раздаточный материал; приветствует детей |
садятся на стульчики; слушают воспитателя; -настраиваются на работу. |
словесный метод |
2. | Сообщение цели занятия | — предлагается сюрпризный момент; — нацеливает детей на работу; |
слушают воспитателя; проявляют заинтересованность; настраиваются на работу; |
словесный метод |
3. | Изучение нового материала. | — предлагает решить проблемную ситуацию; — предлагает сделать вывод о проделанной работе; — предлагает познакомиться с новыми понятиями; -предлагает решить ещё одну проблемную ситуацию |
— решают проблемную ситуацию — делают вывод о проделанной работе — знакомятся с новыми понятиями; — решают проблемную ситуацию |
коллективная и групповая формы; практические методы, словесный; наглядный; |
4. | Физкультминутка. | — предлагает поиграть; -во время игры задаёт вопросы |
— настраиваются на игру; -играют, отвечая на вопросы |
коллективная форма; приёмы: игровой, вопросы детям; |
5. | Повторение ранее изученного материала. | — предлагает выполнить практическое задание; — излагает инструкцию; -контролирует работу детей; — принимает работу; -задаёт вопросы детям. |
— настраиваются на выполнение работы; — слушают инструкцию, осмысливают; — выполняют работу; — сдают работу; — отвечают на вопросы. |
дифференцированная форма; приём: инструкция; практический метод (продуктивная деятельность). |
6. | Подведение итога занятия | — анализирует и даёт оценку успешности достижения цели в ходе занятия | самооценка работы осознание детьми значимости полученных результатов |
словесный метод (беседа) |
13. Пояснительная записка
Тема занятия: «Измерение объёма жидких веществ».Данное занятие проводится в подготовительной группе детского сада. Изучение вместимости сосудов – часть математических знаний. При этом используются виды деятельности: счёт предметов и простейшие измерения, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека.
Умения и знания детей об измерении вместимости сосудов, как показывают исследования (Р. Л. Березина, Л. Георгиев и другие), находятся на самом низком уровне. Большинство детей не знают, как можно измерить молоко в кувшине: «сантиметром», «линейкой», «смерить на весах» и т. д.
Их ответы свидетельствуют о том, что они далеки от практики измерения объёмов жидкостей, и само слово измерить вызывает у них лишь знакомые ассоциации. Не знают названия меры для измерения объёмов жидкостей. Отсутствуют у детей и чёткие представления о разной вместимости сосудов, не знают они и приёмов сравнения их объёма.
Данная тема является актуальной. Однако, в методической литературе недостаточно разработок по данной теме.
Один из принципов ФГОС для дошкольного образования:
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в видах деятельности (в том числе познавательно – исследовательской).
Исходя из вышеизложенного, я предлагаю конспект занятия, который окажет существенную помощь воспитателям при изучении данной темы.
Конспект занятия.
Воспитатель входит с коробкой.
— Сегодня на занятие по математике я пришла с посылкой! Давайте откроем её, посмотрим что там? Ага! Письмо от кота Леопольда! Он прислал свой портрет.
Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаёт письмо и читает.
-Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Леопольду?
-Да!
Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.
— Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель:
— Чем отличаются друг от друга кувшины?
Дети дают характеристику предметов. Воспитатель помогает уточнить.
— Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.
Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.
— В какой кувшин вошло больше воды?
— Не знаем.- А что нужно сделать, чтобы узнать?
— Измерить!
— Чем будем измерять?
— Стаканами! (Дети видят, что на подносе много стаканов).
Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:
— Посчитаем, сколько стаканов получилось.
Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.
— Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов!
Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.
Воспитатель:
— Что же мы ответим Леопольду?
Воспитатель напоминает вопрос. Дети отвечают:
— Сока в обоих кувшинах будет одинаково.
Воспитатель достаёт из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит:
— Второй вопрос от Леопольда: Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.
Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:
— Это литровая банка и помещается сюда литр воды.
Воспитатель заполняет её водой и говорит:
-Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?
— Половино этой воды.
-Верно!
Воспитатель достаёт две пол-литровые банки и говорит:
— В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?
Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаёт детям вопросы:
— Алёша, повтори, что ты сейчас сделал?
— Что мы узнали?
— Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!
Воспитатель:
— А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр ?
— Да !
— Что надо сделать?
— Измерить!
— Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.
Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:
— В литр помещается пять стаканов!
Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.
Давайте решим с вами, чт о напишем Леопольду?
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.
— Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр — это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.
А давайте Леопольду отправим литровую и пол-литровую банки.
Воспитатель:
— Давайте отдохнём. Физкультминутка. Поиграем в мяч.
Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. Далее воспитатель, бросая мяч, задает вопросы детям:
— Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6.
— Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д.
После окончания игры, воспитатель:
А вы помните, что у Леопольда день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить апликации.
Дети работают в группах. Апликации разноуровневого характера.
Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развития. В первую группу входят дети, которые имеют низкий уровень математического развития, работают с первой картинкой. Вней меньшее количество геометрических фигур.
Во вторую группу объединены дети, имеющие средний уровень математических способностей. В третью группу входят дети, имеющие высокий уровень математического развтия. Во время работы воститатель контролирут работу детей .
В заключении, каждая группа детей свою работу должна положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали.
Воспитатель:
— Ну, ребята, на вопросы Леопольда мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу!
Конспект занятия по методике математического развития
проведённого в подготовительной группе ДОУ № 2
составил преподаватель
ГБОУ СПО «Торжокского педагогического колледжа им. Ф. В. Бадюлина»
Соколова Наталья Юрьевна
Тема занятия: Измерение объёма жидких веществ.
Источник: http://aplik.ru/ref/17478/
План открытого занятия по Ф.Э.М.П. в подготовительной группе №5. Тема: Объем. Вместимость
ГБОУ СОШ №1375 (дошкольное отделение, здание№3)
План открытого занятия по Ф.Э.М.П. в подготовительной группе №5.
Тема: Объем. Вместимость.
Подготовили и провели воспитатели:
Абраменкова И.В.
Захарова Т.Н.
Москва. Февраль 2014г.
Цель:
Формировать представления детей об объеме жидкости, вместимости, измерении и сравнении по объему.
Задачи:
1)Знакомить со способами измерения и сравнения воды по объёму, единой меркой для измерения объёма жидкостей. Учить измерять объём воды и сравнивать количество жидкости в двух ёмкостях.
2)Закрепить знания об измерении и сравнении массы, длины, площади.
3)Повторить состав числа 10. Формировать представления об отношениях между числами натурального ряда. Закреплять понятия – часть/целое, больше/меньше, столько же/поровну.
4)Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.
5)Развивать логическое и пространственное мышление, умение анализировать и делать выводы.
6)Воспитывать умение работать сообща, в команде, отвечать за общий результат.
7)Развивать познавательный интерес.
8)Формировать мотивацию к обучению, целеустремлённость, умение решать поставленные задачи.
Оборудование и материалы:
Мягкие игрушки Олимпийских зверей – Мишка и Леопард.
Круглая и квадратная тара для катков.
2 таза.
Маленькое ведро для воды.
Три стакана – 2 одинаковых и один другой.
Мягкий мячик.
Магнитные цифры 10=10.
Счётные палочки на каждую пару детей.
Маркерная доска с нарисованным числовым домиком для 10.
Смайлики.
Конверт для зверей.
План занятия.
1.Оргмомент.
(Проблема.)
— Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к вам пришел. Кто это? Откуда? (…)
— Олимпийские звери решили залить катки, что бы кататься на коньках и проводить соревнования по фигурному катанию
— Посмотрите, какой формы катки? (круг, квадрат)
— А какой еще формы может быть каток? Какие формы вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, овал…)
— Ребята, Мишка и Леопард просят вашей помощи. Что нужно, что бы залить каток? (вода).
— Что бы лед получился качественным, необходимо в каждый каток залить по 10 ведерок воды.
— Поможем? (да)
Дети сидят за столами.
Мягкие игрушки олимпийского Медведя и Леопарда.
Показать тару для катков – круг и квадрат.
2. Разминка. Отношения между числами натурального ряда.
— Что бы не ошибиться при счете, когда будем заливать катки, давайте повторим счет до 10 и все о числах.
1) Устно хором счет 1 – 10, 10 – 1.
2) следующее / предыдущее число. (мяч).
3) Увеличь / уменьши на 1. (мяч).
4) Назови соседей числа. (хором).
5) Все числа, меньшие 6, 4, 8. (хором).
6) Все числа большие 3, 7, 5 (хором).
7) Назови число между 5 и 7… (мяч)
— Молодцы, возвращайтесь на места.
Дети выходят и встают в круг. Воспитатель с мячом.
«Лишь скажу я цифру 5,
Быстро ты на место сядь!
1-2-3-4-5 !»
3. Сравнение по объему.
1) – Ну что же, пора заливать катки.
Воспитатель при детях ставит два таза и наливает в них одинаковое количество воды одним ведром – по одному ведру в каждый таз.
— Смотрите, я в оба таза налила по одному ведру, значит воды в них…? (поровну, одинаково)
— Что бы наливать и измерять жидкость, какой инструмент нам нужен? (посуда, емкость).
Воспитатель делит детей на две команды, 1 и 3 ряд в разные, 2 пополам. Ставит быстро разные стаканы к тазикам.
— Будем носить воду каждый по одному стакану, аккуратно, чтобы не пролить.
— Давайте посчитаем игроков. (Порядковым счетом хором считаем игроков в каждой команде).
— Сколько стаканов зальем в каждый каток? (10).
— По команде будем носить и считать стаканы. На старт, внимание, начинаем. (1, 2….).
— Все, молодцы! Залили катки? (да).
2) – Ой, а что это случилось? (в первом тазу осталась вода).
— Странно. Я в первый таз больше воды налила? (нет).
— Может в командах игроков не поровну? (поровну, одинаково).
— Сколько стаканов налили в первый таз? (10).
— А сколько во второй таз налили? (10).
— Почему же вода осталась? (стаканы разные!!!).
А я не вижу, что стаканы разные. Как проверить?
(Надо взять мерный стакан. Или налить воду в тот, что кажется меньшим до краев, а затем перелить в больший. Если место осталось, значит он действительно больше.)
— Ребята, что же делать? Мы не сможем помочь Мишке и Леопарду? (надо взять одинаковые стаканы).
3) – Ну что же, теперь попробуем снова?
Воспитатель выливает воду обратно в тазы, дает детям одинаковые стаканы.
Заливаем катки второй раз. После этого дети садятся на места.
— Ребята, мы помогли залить катки?
— Какой каток у Мишки? (круглый).
— А у Леопарда? (квадратный).
— Сколько стаканов залили в круглый каток? (10).
— А в квадратный? (10).
— Теперь в них воды…? (одинаково).
— А как сказать по другому? (столько же, поровну).
_Мишка и Леопард говорят вам огромное спасибо за помощь. Теперь они смогут и на коньках кататься, и соревнования по фигурному катанию проводить.
Два таза, ведро для переливания воды при детях, два одинаковых стакана + один другой. (помощь няни!)
Команды в проходах между рядами, звери и катки у шкафа.
Дети на ковре вокруг воспитателя.
Под комментарий один ребенок переливает воду, сравнивая стаканы.
Воспитатель достает и дает детям два одинаковых стакана.
На доске магнитными цифрами 10 = 10.
4. Состав числа 10.
— А сейчас я предлагаю вам повторить состав числа 10 с нашими волшебными палочками. Отсчитайте нужное количество.
Дети и воспитатель берут 10 палочек в две руки вместе, воспитатель произносит волшебные слова, все разделяют руки и смотрят сколько палочек в каждой руке.
— 10 это…? (1 и 9, 4 и 6,…)
Воспитатель спрашивает нескольких детей, ответы заносит в домик на нужное место. Фокус проводится три раза, заполняется весь дом.
— Молодцы. А теперь давайте хором повторим весь состав числа 10, начиная с первого этажа. (10 это — 1 и 9, 2 и 8…)
— Хорошо, убирайте палочки.
Няня раздает счетные палочки.
10
9
1
8
2
7
3
6
4
5
5
4
6
3
7
2
8
1
9
10
Няня убирает доску.
5. Выводы. Итог занятия.
— Ну что же, давайте сделаем выводы. Что мы сегодня делали? (Помогали Мишке и Леонарду заливать катки.)
-Что нужно, чтоб одинаково налить воды в две ёмкости? (Одинаковая мерка.)
-А если одна мерка меньше, а другая больше? (Получится не одинаково, во 2 будет больше воды.)
-Ребята, а вспомните, пожалуйста, какую единую мерку придумали люди, чтобы измерять объём воды? (Литр.)
-А инструмент? (Посуда, ёмкость.)
— А что еще можно измерить? (длину, вес, площадь).
— Для измерения длины какой инструмент нужен? (Линейка, рулетка.)
-Мерка? (Метр, см.)
-Масса? (Весы, кг/гр.)
-Площадь? (Линейка/квадратик, См .)
-Молодцы, спасибо. Давайте попрощаемся с Мишкой и Леопардом и подарим им на память смайлики. Если вам понравилось сегодня заниматься, то смайлик с улыбкой, если нет – грустный, а если не знаете, то спокойный.
-А наше занятие окончено, спасибо за внимание. (Дети выходят и кладут зверям в конверт смайлики, затем идут играть.)
Рефлексия.
Приготовить смайлики.
Резерв: диктанты по клеточкам – катки, равные и одинаковые фигуры.
Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/plan-otkrytogo-zanyatiya-po-f-e-m-p-v-podgotovitelnoy-gruppe-5-tema-obem-vmestimost-886653
№ 177 Тема: «Измерение объема сыпучих тел» для детей старшего возрастас ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБДОУ «Колокольчик»)
г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Тема: «Измерение объема сыпучих тел»
для детей старшего возраста
с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила:
воспитатель первой кв. категории
МБДОУ»Колокольчик» г. Ноябрьск
Гацько Светлана Борисовна
Тема: «Измерение объема сыпучих тел»
Цель: «Научить измерять объем сыпучих тел с помощью условной мерки»
Задачи:
-(Обучающая ) Формировать представление об измерении объема с помощью условной мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки, закреплять навыки прямого и обратного счета, называть соседей числа, соотнесения числа с цифрой, временные представления.
-(Развивающая) Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные операции, речевую активность. Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.
(Воспитательная) Воспитывать аккуратность умение работать в коллективе, договариваться самостоятельно. Воспитать интерес к естественным наукам.
_(Коррекционная ) Устранения речевого негативизма, нарушений в согласовании речи с движением.
Предварительная работа: Экспериментальная деятельность.
Словарная работа: Объем, условная мерка, сыпучие , мерить, измерять, сыпать.
Оборудование: Различные мерки (стаканчики, ложечки) крупа, сосуды, наборы фишек и цифр
Ход занятия
Воспитатель: Доброе утро ребята! Давайте улыбнемся друг другу, покажем мимикой своё настроение. Вот такое настроение с улыбкой мы оставим на весь день.
А сейчас, пожалуйста, присаживайтесь за столы
— Посмотрите на числовой ряд, начинаем прямой и обратный счет от заданного числа.
— А теперь по порядку. (Первый, второй …)
— Назовите соседей числа 3? (2,4)
— Какие числа живут рядом с 5? (4,6)
— Назовите соседа числа 6 справа? (7)
— Назовите соседа числа 7 слева? (6)
— Какое число живет слева от числа 8? (7)
— Назовите соседей числа 9? (8,10)
— Какой сейчас у нас месяц. (Апрель.)
— Какой сегодня день недели. (Среда.)
Воспитатель: Сегодня ребята мы будем учиться измерять объем сыпучих тел с помощью условной мерки.
-Какие тела мы можем назвать сыпучими?
Назовите их!
Выбираем мерку- предмет ,который будет служить для измерения, а условной она называется потому что, мы условимся, договоримся, что измерять мы будем ею.
— Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ) .
— Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
— Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.
— Какой должна быть мерка? – полной, ровно по краям.
— Что делаем, когда отмеряем полную мерку? – выставляем фишку.
— Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе. Воспитатель ставит миску с гречкой
— Стакан может помочь нам узнать, сколько здесь гречки? (Да.)
— Это будет наша мерка.
Воспитатель: Чем нам будет служить стакан? (Меркой.)
— Сейчас мы с вами измерим объём гречки в миске. Для того чтобы не забыть результат измерения, каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета. Предложить это делать кому-либо из детей, показать, как надо наполнять мерку, чтобы измерение было правильным (стакан – мерка должен быть полным, но не с верхом).
Измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.
— Веся ли гречка измерена? (Нет, только часть гречки.)
— До каких пор надо продолжать измерение? (Пока не будет измерена веся гречка.)
Окончив измерение, воспитатель спрашивает
— Как узнать, сколько получилось мерок крупы? – (надо сосчитать фишки) .
(дети считают количество фишек, обозначают цифрой)
— Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 4 стакана крупы. Тот, у кого получилось 4 стакана, измерили правильно.
— Почему у вас получились разные ответы? – потому что неправильно измеряли, неправильно заполняли условную мерку. Результат зависит от правильного заполнения мерки
— Какие правила измерения вы узнали? (Можно измерять стаканом. Стакан – это условная мерка
— А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить гречку? (Можно, но долго).
Физкультминутка В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник – рисовал. (изображаем рисование) В среду долго умывался, («умываемся») А в четверг в футбол играл.
(бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем) Очень долго танцевал. (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.
Воспитатель: — Сейчас я Вам загадаю загадку. Братьев этих ровно семь, Вам они известны всем, Каждую неделю кругом, Ходят братья друг за другом, Попрощается последний- Повстречается передний — Правильно. Дни недели. А сколько всего дней недели? — Семь.
Воспитатель :
— Давайте повторим с вами названия дней недели. — Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель:
— Молодцы! — А теперь поиграем в игру «Дни недели»
(Детям раздаются карточки с названиями дней недели. Воспитатель просит выйти вперед «первый день недели», затем следующий день недели, спросив, как он называется.
Когда все дни недели выстроены, воспитатель просит поднять свое название дня недели, (попрыгать, присесть, встать на цыпочки, покружиться и т.д.), который идет (например, после четверга и т.д.).
Затем, предлагает разойтись и встать по порядку).
Итог занятия.
Источник: http://vospitately.ru/baza-publikaciy/publikacii/no-177-tema-izmerenie-obema-sypuchih-tel-dlya-detey-starshego-vozrastas-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/
Конспект О О Д по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности №11 «Печенье для гостей»
Опубликовано: 21:07:00 26-12-2016
Цель: Формирование Элементарных математических представлений.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать учить измерять объём сыпучих веществ с помощью условной меры.
Продолжать знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
Закреплять представления о многоугольнике; познакомить с его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником.
Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 20.
Развивающие:
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивать умения в наборе определённого количества монет.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим познаниям.
Воспитывать внимание, старательность и аккуратность.
Методические приёмы:
Игровой (закрепление материала в игровых моментах).
Наглядно-демонстрационный (использование демонстрационного материала, магнитной доски).
Вербальный (объяснение, беседа, диалог с детьми).
Поисковый (проблемные вопросы) Практический (экспериментально-исследовательская работа, определение времени по часам, работа в тетрадях).
Интегративный (объединение различных областей познания – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие).
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: Миска с мукой, банка, поднос, макет часов, пятиугольник, шестиугольник, наборы продуктов с ценниками, мягкие напольные пазлы с цифрами.
Раздаточный материал: Миска с мукой (в миске 10 чайных ложек муки), банки, чайные ложки, макеты часов, тетради в клетку с образцом задания, карандаши, многоугольники, круги, монеты.
Предварительная работа: Обучение прямому и обратному счёту; знакомство с монетами; работа с геометрическими фигурами; знакомство с часами; обучение измерению объёма сыпучих веществ с помощью условной меры; работа в тетрадях. Изготовление демонстрационного, раздаточного материала. Подборка музыки.
Ход занятия
1.Мотивационно-ориентированный этап.
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
— Ребята, а вы заметили, что к нам сегодня пришли гости. Давайте пожелаем им здоровья. (здороваются)
-У нас на Руси гостей положено угощать. Чем можно угостить гостей?(дети перечисляют)
3.Поисковый этап.
— А у нас ничего нет. Где можно взять? (купить, испечь)
— Я тоже считаю, что лучшее угощение, выполненное своими руками.
— Давайте решим, что мы испечём?
— Что нужно знать, для приготовления печенья? (рецепт)
— Что такое рецепт?
Хорошо, правильно.
— Ребята, докажите, что этого достаточно, чтобы приготовить печенье и угостить наших гостей.
— Как мы докажем? (составим план нашей работы)
- Подготовит нужные продукты.(замешиваем тесто)
- Определить форму печенья.(раскатать и вылепить)
- Определить время, нужное для выпечки печенья.(поставить в духовку)
- Выложить «печенье на противень»
- Угостить гостей печеньем.
Практический этап.
В первую очередь мы отправимся в магазин. Но времени у нас мало, поэтому я предлагаю построить ковёр-самолёт, выложив его части по порядку от 1 до 9. Ковер готов, капитаном я назначаю Алину.
Но чтобы ковёр-самолёт взлетел, следует произвести обратный отчёт. Слово капитану. Вот мы и в магазине. Магазин у нас самообслуживания, поэтому вы самостоятельно выберете нужные вам продуты, и расплатитесь за них.
А кассиром буду я.
— Что ты будешь покупать? Сколько стоит? Отсчитай 8 рублей и т.д.
-Какого достоинства монеты тебе понадобились?
— Все продукты закуплены, нужно спешить обратно. Усаживайтесь на ковёр-самолёт, и капитан произведёт обратный отчёт от 20 и обратно.
Вот мы и дома. Надо спешить и готовить тесто для печенья. Присаживайтесь. Нам надо отмерять муку, на каждую ложку откладывая одну палочку. Сначала вспомним правила измерения сыпучих веществ (набирать без горки, не рассыпать, не толкать друг друга).
— Можете приступать к измерению. (Дети измеряют)
— А теперь сосчитайте все палочки.
— Сколько ложек муки вы отмеряли? (десять)
Затем меряю сама, умышленно нарушая правила. (насыпаю с горкой)
— Почему так получилось?
Давайте пересыпем муку в одну миску, и отправим муку для замешивания.
И вспомним, что у нас дальше по плану?
— А какой формы мы испечём печенье?
Присаживайтесь на свои места. Найдите в тарелочке все треугольники и четырёхугольники.
— Какие это фигуры? (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)
— Как назвать их одним словом? (многоугольники)
— Ребята, посмотрите, сколько углов у первой фигуры? (пять)
— Как можно её назвать по количеству углов? (пятиугольник)
— Сколько углов у второй фигуры? (шесть)
— Как её можно назвать по количеству углов? (шестиугольник)
— Как можно назвать обе фигуры одним словом? (многоугольники)
— Второй пункт плана мы выполнили. Что дальше? (определим время для выпечки)
— Но сначала проведём гимнастику для глаз.
Каждый будет очень рад
Пройти по кругу циферблат.
Глаза по кругу побежали
1, 2, 3, 4, 5.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать:
1, 2, 3, 4, 5.
Большие часы идут (тик-так медленно)
Маленькие часы (тик-так, тик-так быстрее)
А маленькие ручные часики (тик- так, тик- так, тик- так часто моргать глазами)
— Посмотрите на ваши часы и скажите, что на них изображено? (цифры и стрелки)
А сколько времени показывают мои часы? (десять часов)
— Что показывает длинная стрелка? (минуты)
— Что показывает короткая стрелка? (часы)
— Ваше печенье будет готово через час. Установите это время на ваших часах. — Эвелина установи время на моих часах.
— Сколько времени показывают теперь ваши часы?
— Сколько прошла минутная стрелка? (один круг)
— Сколько прошла часовая стрелка? (одно деление или один час)
— Третий пункт плана тоже выполнен.
— Теперь печенье надо на противень. А чтобы оно не слиплось и ни потеряло форму, выложить его надо по образцу. Откройте свои рабочие тетради . Что изображено в них? (точки)
— Где расположены точки? (в левом верхнем углу)
— Сколько клеточек пропущено между клеток с точками? (одна)
— Продолжите дальше.
— Оцените выполнение своего задания.(дети выставляют солнышко весёлое и грустное)
Теперь печенье можно поставить выпекать.
Рефлексивно оценочный этап.
А мы поиграем в игру «Продолжи предложение», в которой вы расскажете, что помогло нам сегодня испечь печенье.
— Я научилась…
— Сегодня я узнала…
— Теперь я могу…
— Мне было трудно…
— У меня получилось…
— Мне захотелось…
А мне было интересно работать вместе с вами. На следующем занятии мы будем измерять жидкие вещества с помощью условной меры, определять время в пределах 5 минут и моделировать геометрические фигуры. А теперь вымойте руки и угостите гостей вашим печеньем.
Источник: http://a2b2.ru/methods/28587_konspekt_o_o_d_po_femp_v_podgotovitelnoy_gruppe_kompensiruyushchey_napravlennosti_11_pechene_dlya_gostey
Занятие по математике в подготовительной группе «В гости к Дюймовочке»
Занятие по математике (подготовительная группа).
Тема:« В гости к Дюймовочке».
Программное содержание:
Закрепить знания детей о геометрических фигурах (название, особенности, сходство и отличия) , знание цветов; умение пользоваться условной меркой ( клетки в тетради)и линейкой для измерения данной длины; состав чисел 5,6,7,8,9 из двух меньших чисел; умение определять время по часам, счёт в прямом и обратном направлении до 20, ориентацию в пространстве и на себе.
Развивать логическое мышление, память, воображение, связную речь, умение давать полный ответ на вопрос.
Воспитывать желание заниматься математику, уважительное отношение к окружающим, любовь к природе.
Материал:
Карточки для решения примеров,цифры в пеналах от 0 до 9, нитки красного цвета, простой и цветные карандаши, линейка, листочки бумаги в клетку и альбомные1/4- всё для каждого ребёнка, печенье, конфеты, игрушки.
Ход занятия:
Дети входят в группу, становятся полукругом лицом к гостям, здороваются и присаживаются на стулья.
Воспитатель. Ребята, вот мы с вами сегодня в детском саду, завра ещё придём, вчера приходили, а вообще, сколько раз в неделю вы- дети, и воспитатели приходят в детский сад? (5 дней).А почему именно 5, а не больше или меньше?( рабочие дни недели).А сколько всего дней недели?
Хорошо, а 5 дней – это вся неделя? (в неделе 7 дней).
А сколько дней мы ещё не назвали, как они называются? ( два выходных).А каких дней больше- рабочих или выходных и на сколько?
Назовите соседей вторника (понедельник и среда), понедельника, пятницы.
Хорошо мы определились с тем сколько раз в неделю мы ходит в детский сад, а вот теперь вопрос- для чего мы сюда ходим? ( играть, узнавать что-то новое, рисовать, лепить из пластилина…, учим буквы, цифры).
А зачем мы всем этим занимаемся? (ответы детей).
Из ваших ответов я поняла , что все знания, полученные в детском саду вам обязательно пригодятся. Я предлагаю попробовать применить ваши знания в жизненных ситуациях. Вы не против?
Давайте представим себя портным, кстати, кто такие портные?
Ну, для работы присядем за свои рабочие столы. Посмотрите, что у вас у каждого лежит на столе. (лист бумаги в клетку, карандаш ,линейка, нитка красного цвета).
И так, вам как портным, необходимо определить, какой длины шарф нужно сшить для Дюймовочки. Но условие таково, что для решения этого вопроса вам даётся только лист бумаги в клетку, нитка и карандаш. Какие будут предложения? (дети размышляют над заданием).
Действительно, зная, что 2 клеточки это 1 сантиметр, мы можем определить длину шарфа в сантиметрах. ( дети определяют длину нитки по клеточкам, фиксируя карандашом начало и конец нитки, как отрезка ).
А теперь с помощью линейки нужно проверить результаты ваших измерений. (дети линейкой измеряют длину получившегося отрезка.
А теперь проверим в другом свои знания.
Дюймовочке нужно сшить ещё и юбочку, но размеры мы определим с помощью решения примеров. Какой формы может быть юбочка? ( прямоугольной, в форме трапеции), (определяемся с формой).
А сколько сторон у трапеции (прямоугольника)? А они все одинаковой длины или разные? Предлагается детям показать (плоскостная трапеция из картона на доске ) левый верхний угол, нижний правый угол… ( противоположные у прямоугольника одинаковой длины, а у трапеции две противоположные стороны одинаковые, а две разные по длине).Так сколько примеров нам нужно решить, чтобы определиться со сторонами юбочки в форме трапеции? ( прямоугольника), ( трапециевидная- 3 примера, прямоугольная- 2примера).
Дети решают примеры по карточкам, каждый индивидуально. Затем, с целью проверки, каждый ребёнок, называет одну из сторон юбочки ( прочитав пример и объяснив его. 9-4=5, потому что 9-это целое, которое можно составить из двух меньших чисел 4 и 5.).
С двумя заданиями вы справились и можем приступить к какому по порядку? Обоснуйте свой ответ( если мы сделали два задания то в порядковом счёте следующее задание будет третье).
Действительно третье задание . Заключается оно вот в чём.
Мы сделаем узор для юбочки нашей Дюймовочки (на листе бумаги нарисовано начало узора , детям нужно его продолжить соблюдая последовательность-каждому на ¼ альбомного листа).
Нарисован треугольник синего цвета, квадрат красного цвета, ромб синего цвета и прямоугольник зелёного цвета. (дети рисуют цветными карандашами).
Физкультминутка.
Ребята, вы все правильно продолжили узор, а что вы можете рассказать о нём с точки зрения математики? По каким признакам каждая их фигур в этом ряду лишняя? (состоит из геометрических фигур, но у квадрата как и у ромба 4 равных стороны, и 4 угла, но они разного цвета…).
Следующее задание.
Дюймовочка очень любит природу, никогда не приносит ей вреда. Хотите в этом убедиться? Для этого вам нужно решить две задачи, одна про живую природу, а другая про…? ( неживую природу).
На доске поочерёдно вывешиваются рисунки для решения задач, по этим рисункам дети составляют устно задачу и решают её.
Ну, что, ребята, я думаю, что Дюймовочке понравилось бы то, как вы справились со всеми заданиями. И, не исключено, что она может пригласит вас в гости. Но чтобы идти в гости, нужно купить что- то к чаю, а может кто -то купит даже игрушку. И так как мы ещё пока не располагаемся деньгами, то мы можем представить себе это условно.
На столах расположены несколько видов сладостей ( конфеты и печенье), мягкие игрушки на соседнем столе. На всём товаре есть цена в рублях.
(попутно спрашивается почему товар на разных столах; продукты питания продовольственный магазин, а игрушки- магазин игрушек).
Каждый ребенок говорит, что он хочет купить , и назвав состав числа, соответствующий цене товара , условно его покупает.
Воспитатель говорит о результатах покупок, хвалит детей.
Ну, а теперь смело можем идти в гости. А вы знаете, что Дюймовочка живёт в очень красивом доме и чтобы войти в дом, нужно подняться на по 20 ступенькам.( дети шагают по коврику, считая до 20 в прямом порядке.
Ну а как мы будем считать ступеньки, когда будем спускаться? (Дети снова шагают , но в другую сторону и считают от 20 в обратном порядке).
Воспитатель просит детей обратить внимание на часы, спрашивая, в котором часу они пойдут в гости.( часы находятся на столе и дети поочерёдно называют время и, перемещая руками стрелки, говорят во сколько часов пойдут в гости.
Снова детей хвалят, и в награду за труд на протяжении всего занятия, после прощания с гостями, предлагают сладкие угощения из продовольственного магазина.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zanyatie_po_matematike_v_podgotovitelnoj_gruppe_v_185900.html
Конспекты занятии для детей
Задачи:
Обучающие: Формировать представления о понятиях тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.
Развивающие: Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материал:
Демонстрационный-2 игрушечные обезьянки и 1 слонёнок; изображение воздухоплавательного аппарата; чашечные весы.
Раздаточный— на каждом столе по 3 кастрюльки с крупой для игры поварята.
Методы и приемы: Игра,беседа,
Предшествующая работа:
Словарная работа: Тяжелее, легче, воздухоплаватели, масса.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,к нам пришли гости! Давайте поздороваемся с ними. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело, улыбнитесь друг другу, весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте почаще улыбаться друг другу.
Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, кто правильно ответит прочодит на своё место.
В: Какое время года?
Д: Осень.
В: Назовите осенние месяца?
Д:Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Какой он по счету среди осенних месяцев?
Д: Третий.
В: Сколько дней в неделе?
Д: Семь.
В: Сколько рабочих дней?
Д: Пять.
В: Сколько выходных дней?
Д: Два.
В: Какой вчера был день недели?
Д: Понедельник.
В: Какой завтра будет день недели?
Д: Среда.
В: Маша посчитай от 1 до 10.
В: Влад посчитай от 10 до 1.
В: Саша посчитай на мордовском языке до 5.
Формирование представлений о понятиях: тяжелее, легче.
Игра «Воздухоплаватели».
Воспитатель: Ребята я вам хочу рассказать занимательную историю.Построили как — то обезьянки воздушный шар, для того, чтобы облететь мир и посмотреть другие места.
Решили испытать свой воздушный шар, полетали над лесом и сели на полянке. Вдруг на полянку к обезьянкам подошел слон, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок взять его с собой в путешествие. Согласились обезьянки.
Влез слоненок в корзинку, обрубил веревку, а шар не взлетает.
Воспитатель: Наверное произошла поломка воздушного шара? Ребята как вы думаете почему шар не взлетает?
Д: Слон тяжелый.
Воспитатель:В данном случае обезьянки легче слоненка, а слоненок тяжелее двух обезьян, поэтому шар не мог взлететь.
Воспитатель: Как помочь путешественникам?
О.Д: построить новый воздушный шар, специально для слоненка.
Воспитатель: Какой воздушный шар должны построить обезьянки для слоненка?
О.Д: больше прежнего.
Воспитатель: Что должны учесть обезьянки?
О.Д.: Слонёнок большой и корзинка должна быть больше.
Воспитатель: Молодцы,ребята!
2) Исследовательска игра «Поварята»
В центр группы, выставляем на стол три одинаковые кастрюльки, одинакового размера, цвета и из одного материала. Одна из них доверху наполнена крупой, вторая- до половины, третья- на треть. Все крышки у кастрюль закрыты. Дети выходят к столу.
Воспитатель: Пока воздухоплаватели (слоник и обезьянки) готовят свои летательные аппараты к полету, нужно сварить им кашу. Мы с вами проведём эксперемент. На столе стоят три кастрюльки.
Они совершенно одинаковые, за исключением одного: в них разное количество еды. Вы должны для большого слоненка у которого хороший аппетит взять самую тяжелую кастрюльку. для большой обезьянки –любительницы поесть- полегче, чем у слоненка.
А для маленькой обезьянки у которой совсем нет аппетита, самую маленькую по весу.
Как мы можем определить в какой кастрюльке сколько каши?
Д: Взвесить на весах.
В: Молодец ! А как еще можем определить где сколько каши?
Д: Открыть крышку и посмотреть.
В: Крышки закрыты. А еще можно узнать кому какую кастрюльку дать это взять в руки и определить по весу. Давайте попробуем?
О.Д.: Я думаю, что кастрюлька с красной предназначена для слоненка, потому что она самая тяжелая и там больше каши. Кастрюлька с зелёной крышкой по легче чем первая, она для большой обезьянки. А самая легкая, для маленькой обезьянки у которой совсем нет аппетита.
Воспитатель: Теперь давайте проверим, правильно ли мы определили кому какая кастрюлька досталась.Почему вы так думаете?
Д: В кастрюльке с красной крышкой полная, кастрюлька с зелёной крышкой заполнена наполовину, а кастрюлька с синией крышкой практически пустая.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Накормили наших путешественников.
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
— Сели на свои места.
Работа в тетеради:№1 стр.22
Воспитатель: Работаем в тетради. Задание № 1
-рассмотрите первую картинку. Придумайте историю о том, как зайчик с ежиком играли на детской площадке.
Дети предлагают свои сочинения. Они приходят к выводу, что зайчику и ежику так и не удалось покачаться на качелях, т.к. зайчик тяжелее, чем ежик, и все время перевешивал легкого ежа.
— Молодцы! Вы правильно догадались: масса ежика меньше массы зайчика, а масса зайчика- больше массы зайчика.
На доске выставляются карточки.
Воспитатель:А теперь посмотрите на вторую картинку. Как удалось добиться равновесия?
О.Д.: Прибежал еще один ёжик
Воспитатель: Сколько ёжиков уравновисили одного зайчика ?
О.Д.: Два ёжика
Воспиатель: Правильно! Молодцы! В таком случае говорят, что масса зайчика равна массе двух ёжиков
Пальчиковая гимнастика:
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин)
Много нас (показывают 10 пальцев)
А он один (показывают 1 палец)
Это долька-для ежа (загибают пальцы левой руки)
Это долька- для стижа.
Это долька- для утят.
Это долька- для котят.
Это долька –для бобра.
А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас (сжимают кулаки)
Беда!! (прижимают к груди)
Разбегайтесь- кто куда!!! (бегу по столу пальцами)
Воспитатель: Задание№4
Воспитатель:Что было интересного сегодня на занятие?
Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-po-matematike-v-podgotovitelnoj-gruppe-tyazhelee-legche-sravnite-po-masse/
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №150» Занятие по формированию элементарных математических представлениях в подготовительной группе на тему
Занятие по формированию элементарных математических представлениях
в подготовительной группе на тему:
«Объем. Сравнение по объему»
Воспитатель Жаркова Ирина Павловна
Саратов 2011г.
Цель: Познакомить детей со способом измерения объема с помощью мерки,показать как зависит результат измерения от выбора мерки; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток.
Демонстрационный материал: 2 банки с крупой (в одной банке стаканчиков риса, в другой- 6 стаканчиков пшена), пустая миска, стакан, чайная ложка, полоска, квадратик.
На доске нарисован бордюр, в котором чередуются 6 красных и 7 синие палочек (красные палочки равные длине 2 клетки, расположены вертикально; синие палочки, равны длине 1 клетки, расположены горизонтально; расстояния между палочками нет).
Раздаточный материал: У каждого на столе 2 стаканчика. (В одном 8 ложечек крупы, другой пустой); чайная ложка- мерка, полоска, квадраты (по 10 штук); тетрадь в клетку, красный и синий карандаши.
^
Воспитатель: Что вы видите в банках?
Дети: В одной- рисовая крупа, в другой- пшенная.
Воспитатель: Как вы думаете какой крупы больше: риса или пшена? Как это проверить?
Дети: Надо измерить объем риса и объем пшена и результаты измерения сравнить.
Воспитатель:Что необходимо для измерения?
Дети: Надо выбрать мерку.
Воспитатель: Можно ли объем крупы измерить полоской или квадратиком? Почему нельзя? Что можно измерить полоской или квадратиком? Чем можно измерить объем крупы?
Дети: Стаканом или ложкой.
Воспитатель: Чем удобнее измерять крупу: стаканом или ложкой? (Уточнить ответы детей)
Посмотрите у нас в банке очень много крупы, поэтому её лучше измерить более крупной меркой- стаканом. Ложкой нам придется очень долго измерять. Чем будет служить стакан?
Дети: Меркой
Воспитатель: Сначала мы с вами измерим объем пшена. Для того чтобы не забыть результат измерения, будем записывать результат на доске. (вызвать два человека, один измеряет, другой записывает результат измерения на доске, отмерив 2-3 стакана спрашивает) Всё ли пшено измерили?
Дети: Нет только его часть.
Воспитатель: До каких пор надо продолжать измерение?
Дети: Пока не будет измерено все пшено. (Окончив измерения)
Воспитатель: Сколько стаканов у нас получилось?
Дети: 6 стаканов
(результат измерения остается на доске. Затем измеряется объем риса и результат записывается на доске. После окончание измерения).
Воспитатель: Сколько у нас пшена? (6 стаканов) А сколько риса? (5 стаканов) Какой крупы оказалось больше, а какой меньше? Почему вы так думаете? Что надо сделать для того, чтобы что- нибудь измерить?
Дети: Выбрать что будет измерено и какой меркой?
Воспитатель: А сейчас мы с вами решим задачу. Посмотрите на картину, что на ней изображено?
Дети: Стол, кувшин с одной ручкой, кувшин с двумя ручками, стакан.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь послушайте задачу: «В кувшин с одной ручкой вошло 7 стаканов молока, а в кувшин с двумя ручками- 8 таких же стаканов. Объем какого кувшина будет больше?»
Дети: В кувшин с двумя ручками.
Воспитатель: Почему?
Дети: Туда вошло 8 стаканов, а в кувшин с одной ручкой- 7 стаканов, так как 8больше 7, значит объем кувшина с двумя ручками больше.
Физминутка:
Буратина потянулся (необходимо поднять руки вверх и хорошо потянуться) Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Видно ключик не нашел (разведя руки в стороны качают головой вправо, влево) Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. (поднимают руки вверх и становятся на носки, тянутся вверх)
Воспитатель: А сейчас вы сами будете измерять объем крупы. У вас на столе есть стаканчик с крупой, пустой стаканчик, ложечка, полоска, квадраты. Какую мерку вы выберете?
Дети: Ложку.
Воспитатель: Почему не стакан?
Дети: У нас мало крупы и поэтому удобно будет измерять маленькой меркой, а не большой. (дети приступают к измерению объема)
Воспитатель: Чтобы не забыть сколько ложек вы отмерили, надо отсыпав ложку откладывать квадратик на полоску. (Необходимо подчеркивать, что измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным. После выполнения задание спросить, сколько крупы у них оказалось.) Молодцы, ребята. А теперь мы будем рисовать бордюр такой же как на доске. Сядьте правильно. Положите тетрадь прямо перед собой. Какого цвета палочки? Дети: Красного и синего.
Воспитатель: Как расположены красные палочки?
Дети: Они стоят.
Воспитатель: Сколько всего красных палочек?
Дети: 6 палочек
Воспитатель: Какой они длины? Сколько клеток занимает одна палочка?
Дети: 2 клетки
Воспитатель: Какое расстояние между красными палочками?
Дети: Одна клетка.
Воспитатель: Как расположены синее палочки?
Дети: Они лежат.
Воспитатель: Сколько клеточек занимает одна синяя палочка.
Дети: Одну клетку.
Воспитатель: Какое расстояние между синими палочками?
Дети: Одна красная палочка.
Воспитатель: А сколько у нас синих палочек?
Дети: 7 палочек
Воспитатель: Есть ли расстояние между красными и синими палочками?
Дети: Между ними нет расстояния.
Воспитатель: Начинать рисовать палочку надо точно от верхней линеечки, их надо рисовать прямыми и соблюдать нужное расстояние.
(Образец закрывается и дети рисуют по памяти)
Воспитатель: Сейчас возьмите в руку красный карандаш, отступите 2 клетки сверху и 2 слева и начинаем рисовать.
(По окончанию детям открывается образец и они проверяют правильно ли они нарисовали бордюр)
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятие?
Дети: Измеряли объем крупы.
Воспитатель: При помощи чего мы измеряли крупу?
Дети: При помощи мерки.
Воспитатель: Одинаковой ли меркой мы измеряли всю крупу?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: У нас было разное количество крупы, когда её было много мы выбирали большую мерку, когда мало- маленькую.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо, занятие окончено.
Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1096192.html