Ушинский «орёл и кошка» читать

Орёл и кошка — Ушинский К.Д. Читать онлайн с картинками

История о кошке, которая бросилась выручать своего котенка из лап орла. Кошка была сильно ранена, но смогла побороть птицу. А потом, не обращая внимание на свои раны, начала вылизывать своего котенка!

Орёл и кошка читать

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него.

Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз.

Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Пожалуйста, оцените произведение

(4,71/5 — 7 оценок) Загрузка…

  • Рассказ о том, как трое друзей играли в прятки. Один из низ так хорошо спрятался, что другие перевернули вверх дном весь дом и еле-еле отыскали… Рассказ Находчивость читать Мы с Вовкой сидели дома, за то, …
  • Познавательный рассказ о том, что даже самое, на первый взгляд, неприметное растение может принести большую пользу. История учит искать применение самым обыденным вещам. Хитрый коврик читать Умной Машенька росла, да не все понимала. Пошла она …
  • Рассказ о том, как мальчики придумывали новые имена для своих щенков, которых им пообещал конюх Корней Сергеевич. Как мальчики не старались, а имена все-равно получились одинаковые! Новые имена читать У главного конюха, у Корнея Сергеевича, …
  • Познавательный рассказ, который описывает обитателей рощи и их занятия. Вы узнаете, чем занимается весь день жучок, пчелка, зайчик, муравей, ручеек и т.д. Дети в роще читать Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они …
  • «Четыре желания» рассказывает о прелестях всех времен года. Мальчик Митя не хотел, чтобы заканчивалась зима, потом ему очень нравилась весна, потом лето… А все потому, что каждое время года по-своему прекрасно! Четыре желания  читать Митя …
  • Познавательный рассказ «Гадюка» ведется от лица мальчика. В нем рассказывается о змеях и о том, как мальчик чуть не погиб от встречи с гадюкой. Однако храбрый пес Бровко спас мальчугана, рискуя жизнью. Гадюка читать Вокруг …

— здесь вы найдете другие рассказы Ушинского, которые есть на нашем сайте.

Источник: https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-ushinskogo/orjol-i-koshka/

Урок внеклассного чтения К. Д. Ушинский Орел и кошка

Тема: К. Ушинский «Орёл и кошка»

Цель: Выборочное чтение текста, ответы на вопросы.

Задачи: Образовательные:

  • познакомить детей с новым рассказом;
  • учить осмысливать прочитанное;

Развивающие:

  • развивать навык выразительного, правильного, осознанного

чтения; Воспитательные:

  • воспитывать чуткость, умение сопереживать;
  • воспитывать смелость и решительность

Оборудование и материалы:

  • Книга К.Д.Ушинского « Орёл и кошка»
  • Презентация к уроку
  • Сообщение об орлах

Ход урока 1. Организация начала урока. -Сядьте красиво, слушайте внимательно, на вопрос отвечайте целыми предложениями 2.Индикатор — Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите понятия « кошка», « орёл»? -А вот , что вам расскажет об орлах Ира.(фото) — Прочитайте вопрос на доске (пр.)

3. Сообщение темы урока -Сегодня на уроке мы будем читать рассказ Константина Ушинского « Орёл и кошка» и в конце урока должны будем определиться с ответом на этот вопрос. — Кто раньше был знаком с творчеством Ушинского?(фото) Константин Ушинский — детский писатель. Он долгие годы работал с детьми . Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг.Здесь представлены рассказы и сказки для детей. -О ком и о чём написаны многие книги Ушинского?( он писал о детях, о природе, о животных) -Его рассказы о животных занимательны и содержат большой познавательный материал. -Дома вы познакомились с одним из рассказов Ушинского « Орёл и кошка». — Кто главные герои? -Какие чувства вы испытали , когда прочитали рассказ? 4. Словарная работа (объяснение трудных слов, словосочетаний) В рассказе вам встретились выражения, значение которых может быть не всем известно. Как вы поняли их значение. (пр.) Прочитайте. закипела битва могучие крылья не потеряла мужества израненный котёнок
5.Физминутка: «Улыбнитесь» Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели — встали, сели — встали

И на месте побежали. 6. Работа с текстом. 1) Где происходили события рассказа? 2) Кто напал на счастливую маленькую семью? 3) Прочитайте отрывок, как кошка боролась с орлом? 4) Прочитайте, как автор описывает орла (крылья, клюв, лапы) 5) Кто победил в схватке? 6) Прочитайте как кошка победила орла? 7) Как можно охарактеризовать кошку? Какая она? (храбрая, смелая, самоотверженная) 8) Почему она так самоотверженно защищала своего котёнка? ( потому что она мать. Каждая мать защищает своего ребёнка, если ему угрожает опасность.) -Что вам в рассказе больше всего запомнилось? Почему? 7 Работа с иллюстрацией. -Когда вы дома знакомились с произведением, то вы обязательно обратили внимание на иллюстрацию. -Какой эпизод изображён на этой иллюстрации?Прочитайте. Возвращаясь к нашему вопросу, каким же будет наш ответ? И снова вовзращаясь к творчеству писателя , я говорила, что все его произведения содержат познавательный материал. — Что на уроке вы для себя узнали нового о животных? Вывод: Мы люди должны тоже это помнить при встречи с животными, чтобы не причинить вред ни животным, ни себе. 8. Рефлексия.(пр.) 9. Итог. Д.з.

Фотографии степного орла

III. Рассказ о писателе

(Учитель показывает портрет.)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) — был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. Какие из них вы уже читали? (Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться.)

Обратите внимание

О чем и ком написаны многие книги Ушинского? (Он писал о животных, о детях и о природе.)

Читайте также:  Сказка. кот и лиса

Да, Ушинский советовал приучать ребенка находить занимательное в том, что его «беспрестанно и повсюду окружает». Его очерки о птицах и зверях занимательны и содержат большой познавательный материал.

Тема: К. Ушинский «Орёл и кошка» (2урок)

Цель: Пересказ по плану и опорным словам

Задачи: Образовательные:

  • учить делить текст на части, выделять главную

мысль;

  • учить пересказывать текст по плану и опорным словам;

Развивающие:

  • развивать навык выразительного, правильного, осознанного

чтения; Воспитательные:

  • воспитывать чуткость, умение сопереживать;
  • воспитывать смелость и решительность

Оборудование и материалы:

  • Учебник «Книга для чтения 4 класс» для специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида Т.В. Нестерович, О.В. Шевцова
  • Портрет писателя К. Ушинского.
  • Карточки со словами: спустился, схватил, бросил,

перекусила, собрала Ход урока 1. Организация начала урока. — Сядьте правильно, говорите хорошо, слушайте внимательно 2.Фонетическая и речевая зарядка (за экраном) — Как меня слышит, …? — Какой сейчас урок? — Какой по счёту урок? — Назовите контрольный звук — Послушайте слова / спустился, схватил, бросил, перекусила, собрала/ — Повторите (читает учитель, хором, по одному) — Составьте предложение с этими словами. — Послушайте предложение / Орёл схватил котёнка.?!/ (Работа ритмико-интонационным строем речи). — Прочитайте его с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией. 3. Проверка домашнего задания (за экраном) — Какой рассказ вы читали? — Кто автор? — О ком рассказ? — Что было задано? (Выразительное чтение рассказа, ответы на вопросы) Стр. 29-30 4. Физминутка «Улыбнитесь». Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели — встали, сели — встали

И на месте побежали. 5. Деление рассказа на части озаглавливание. Пересказ. — На сколько частей можно разделить рассказ? Чтение учителем рассказа по частям, озаглавливание каждой части вместе с учениками, пересказ по опорным словам и конструктивной картине. (Сначала пересказывает учитель потом ученики). Примерные названия частей рассказа. Опорные слова. играла спустился с схватил не успел подняться вцепилась бросил рвал не потеряла мужества крепко вцепилась перекусила собрала последние силы повалила перекусила облизывать израненного Примерный пересказ. Кошка играла с котятами. Вдруг орёл спустился с вышины. Он схватил одного котёнка. Не успел орёл подняться, как кошка вцепилась в него. Хищник бросил котёнка.

Орёл рвал кожу кошке. Но кошка не потеряла мужества. Она

крепко вцепилась в орла и перекусила ему крыло.

Кошка собрала последние силы. Повалила орла на землю.

Перекусила ему горло. Стала облизывать израненного котёнка. 6.Обобщающая беседа (за экраном) — Что мы делали на уроке? — Как называется рассказ? — Кто автор? 7. Итог урока. Домашнее задание: пересказ по плану и опорным словам (дифференцированно)

Источник: https://for-teacher.ru/edu/nachalnye_klassy/doc-by7lk5k.html

Анализ рассказа К. Д. Ушинского «Орел и кошка» Учитель русского языка и литературы мбоу лиховскойсош буракова Елена Викторовна Х. Лихой 2011 год

Урок развития речи в 6 классе «Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орел и кошка»Выполнила: Учитель русского языка и литературы МБОУ ЛиховскойСОШ Буракова Елена Викторовна Х. Лихой 2011 год

Цель урока: формировать умение анализировать текст художественного стиля.

Задачи урока:

  • обучающие: организовать деятельность учащихся по работе с текстом; актуализировать знания по теме и идее текста, стилях и типах речи в практической деятельности;
  • развивающие: создать условия для развития у учащихся умений анализировать текст: составлять цитатный план, аргументированно и связно формулировать ответы; развивать творческое воображение учащихся.
  • воспитывающие: формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения в микрогруппе; содействовать воспитанию интереса детей к животному миру.

^

  • знать: что такое текст, стили и типы речи, тема, основная мысль текста.
  • уметь: определять стиль, тип речи, тему, основную мысль; находить художественные образы и художественно-изобразительные средства.

Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, тексты рассказа (приложение 4), памятки по анализу текста (приложения 2,3), презентация (приложение 1).

Ход урока.

Учитель: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда – за работу.

Удачи желаю всем вам!

Учитель: «Сегодня у нас урок развития речи, и начать я его хочу словами К.Г. Паустовского: Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки (приложение 1) (слайд 1).

Учитель: Вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадка?

^ «да», «наверное», «не знаю» и др.

Учитель: И я одну загадочную историю хочу предложить вашему вниманию. Её написал К.Д. Ушинский – великий русский педагог (слайд 2).

По ходу чтения задаются вопросы:

— Как вы думаете, что произойдет дальше?

— Продолжите далее.

— А вам интересно, чем закончится эта история?

Учитель: Как бы вы определили жанр прослушанного текста?

Ученик: Это рассказ.

Учитель: Что такое рассказ?

Ученик: Рассказ – это небольшое эпическое произведение, повествующее о важном событии из жизни героя.

Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется рассказ?

(Ответы учащихся)

Учитель: Рассказ называется «Орёл и кошка». И тема нашего урока:

«Анализ рассказа К.Д. Ушинского «Орёл и кошка» (слайд 3)

Какие бы цели вы поставили бы перед собой на сегодняшнем уроке? (слайд 4)

Ученик: Мы будем учиться анализировать текст: определять тему, основную мысль, стили и типы речи; находить художественные образы и изобразительные средства.

Учитель: Правильно, ребята, но прежде чем анализировать текст, мы вспомним его содержание. Кто напомнит?

(Отвечает учащийся)

Учитель: А сейчас выполним задания

Задание 1 (слайд 5)

Закончите предложение:

За деревней … …

Ответ (слайд 6)

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Читайте также:  Сюжетно - ролевые игры в больницу в младшей группе

Задание 2 (слайд 7)

Начните предложение:

… … … и схватился со старой кошкой.

Ответ (слайд 8)

Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Задание 3 (слайд 9) Дополните предложение: … крылья, … клюв, … лапы с …, … когтями давали орлу сильное преимущество.

Ответ (слайд 10)

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество.

^

  1. Практическая работа в парах.

Учитель: А сейчас выполним следующее задание. У вас на столах в конвертах находится текст рассказа, который разбит на части. Вы должны его собрать. Вспомним что такое текст?

Ученик: Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Учитель: Итак, связываем фрагменты текста в единое целое. Кто быстрее это сделает.

(Учащиеся собирают текст и зачитывают его)

^ (слайд 12)

Учитель: Ребята, значение какого слова вам не совсем понятно? (Слово «преимущество» — многозначное; в тексте употреблено в значении «превосходство»).

(В ходе беседы ученики делают записи в своих рабочих листах)

Учитель: О чем идёт речь в рассказе? Определите тему.

Ученик: В рассказе речь идёт о поединке орла и кошки.

Учитель: Каков стиль данного текста? Посмотрите в памятку «Стили речи» (Приложение3).

Ученик: Художественный стиль.

Учитель: Какова цель художественного стиля?

Ученик: Воздействие на читателя с помощью художественных образов и художественно-изобразительных средств.

Учитель: Назовите художественные образы, которые мы встречаем в рассказе Ушинского.

^ Образы кошки, орла, котенка. Учитель: Дети, а что вас удивило в этой истории? Ученик: Кошка, маленькое животное, одержала победу над могущественным орлом.

Учитель: А как бы вы озаглавили текст?

Ученик: «Кошка», «Кошка и орёл», «Схватка».

Учитель: Значит, кошка сильнее? А что её сделало сильнее орла?

Ученик: Она любит своих котят. Она мать.

Важно

Учитель: Действительно, материнская любовь сделала её сильной духом. И как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?

Ученик: Духовная сила могущественнее физической.

Учитель: Я думаю, что рассказу можно было дать и другие названия: «Мать» или «Сила духа.

Учитель: Итак, мы определили тему, основную мысль, стиль текста, нашли художественные образы. Это кошка, орёл, и котёнок.

— А что помогает создавать автору яркие образы? Посмотрите в свои памятки (Приложение 3).

Ученик: Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Учитель: Одним словом, это художественно-изобразительные средства.

Учитель: Найдите в тексте яркие выражения и соотнесите с основными видами изобразительных средств.

(Первая группа ищет эпитеты, вторая – метафоры, третья – сравнения)

^ .

Поверка выполненного задания (слайд 13)

1 группа:

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы. Это эпитеты.

2 группа:

«Закипела битва насмерть», «Кошка не потеряла мужества», «Орёл покинул поле битвы». Это метафоры.

3 группа: «^ , спустился он с высоты и схватил одного котёнка».

«Как молния…» — это сравнение.

Общие выводы данного этапа.

Учитель: Итак, какой цели служат художественно-изобразительные средства?

Ученик: Художественно-изобразительные средства служат созданию ярких художественных образов.

Учитель: Каков тип речи данного текста? Обоснуйте.

Ученик: Тип речи – повествование, так как в нём перечисляются действия орла и кошки. События происходят последовательно.

Учитель: Назовите действия орла и кошки.

^ : Кошка играла, вцепилась, перекусила.

Орёл спустился, схватил, схватился, выклевал, покинул.

Учитель: Итак, мы доказали, что этот текст по типу речи является повествованием, по жанру – это рассказ. Назовите элементы рассказа.

Ученик: Вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение (слайд 14)

^

Учитель: Соотнесите структурные элементы с данным рассказом (слайд 15-20).

Составление цитатного плана учащимися.

Цитатный план (слайд 21)

Учитель: Итак, ребята, проанализировав текст, мы определили, что

— тема текста – схватка орла с кошкой

— стиль речи текста – художественный

— тип речи – повествование

— художественные образы – кошка, орёл, котёнок

— основная мысль – духовная сила могущественнее физической силы

— художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнение

Учитель: Возвращаюсь к эпиграфу урока, повторю свой вопрос: «Согласны ли вы, что мир природы для нас загадка?»

(Учащиеся отвечают утвердительно)

Учитель: Да, ребята, для нас этот удивительный и прекрасный мир – загадка. Это чудо, которое всегда рядом. Звери и птицы живут по своим законам, которые для нас непривычны, а иногда бывают и вовсе непонятны.

Но этот мир устроен так, что нет в нём ничего лишнего, неправильного и необъяснимого. И мы убедились в этом, прочитав и проанализировав рассказ К.Д. Ушинского.

Мы с вами можем объяснить и понять, почему кошка спасла своё потомство, что заставило её это сделать. Это сила материнской любви.

-А какие чувства у вас, ребята, вызвал этот рассказ? (слайд 23)

(Ответы учащихся)

Учитель: Давайте подведём итоги:

— Чему мы обучались на уроке?

— Какой этап урока вам понравился?

— Что вызвало затруднение?

Закончите фразу: «Урок дал мне возможность…» (слайд 24)

X. Домашнее задание: (слайд 25)

— Напишите, соблюдая структурные элементы рассказа, интересную историю из жизни животных.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1837037.html

Книга Ребятам о зверятах: Рассказы русских писателей. Содержание — Орел и кошка

Орел и кошка

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Лев Толстой

Лев и собачка

Совет

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Читайте также:  Консультация для родителей. игры на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него, положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачонку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Булька

(Рассказ офицера)

Обратите внимание

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперед, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами.

Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, черные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силен и цепок.

Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нем держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться в другую перекладную, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то черное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике.

Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали.

Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так верст двадцать в самый жар.

Сергей Аксаков

Сурка

Раз, сидя на окошке, услышал я какой-то жалобный визг в саду.

Важно

Мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, еще слепого щенка, который, весь дрожа и нетвердо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька.

Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.

Его назвали Суркой.

Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Гнездо

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.

Иногда по неосторожности мы спугивали ее с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветки барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пестренькие яички.

Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо; тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или все гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.

Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички и мы вдруг находили вместо них голеньких детенышей, с жалобным тихим писком беспрестанно разевающих огромные рты, видели, как мать прилетала и кормила их мушками и червяками… Боже мой, какая была у нас радость!

Совет

Мы не переставали следить, как маленькие птички росли, перились и наконец покидали свое гнездо.

2

Источник: https://www.booklot.org/genre/detskie/detskaya-proza/book/rebyatam-o-zveryatah-rasskazyi-russkih-pisateley/content/1158724-orel-i-koshka/

Ссылка на основную публикацию