Межиров «защитник москвы» стихотворение текст

ЛИТЕРАТУРНО – ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

«ПОЭЗИЯ МОЯ, ТЫ — ИЗ ОКОПА»

Чтец:

Не гремит колесница войны.

Что же вы не ушли от погони,

На верху бранденбургской стены

Боевые немецкие кони?

Вот и арка. Проходим под ней,

Суд свершив справедливый и строгий.

У надменных державных коней

Перебиты железные ноги.

/В. Субботин «Бранденбургские ворота»/

Ведущий:

Пройдут годы, зарубцуются раны войны, сотрутся следы боевых походов, а народ никогда не забудет людей, водрузивших над столицей Германии Знамя Победы» — говорилось в специальной листовке, изданной 6 мая 1945 года политотделом 3 – й Ударной Армии.

9 мая 2015 года в честь 70 – й годовщины погремят Салюты Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно – историческое значение нашей Победы, значение всенародного боя с фашизмом, как удивительно точно сказал поэт «Не ради славы, ради жизни на земле».

Чтец:

«Все в мире сущие народы,

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застали нас.

Ещё теплы стволы орудий,

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал. Вздохните люди,

Переступив порог войны…

     /А. Твардовский «В час мира»/

Ведущий:

Путь к победе был труден и долг. 1418 дней войны…

И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.

Обратите внимание

Живая память о бесстрашном народном подвиге – стихи наших поэтов, участников грозовых событий Великой Отечественной войны. Набатным колоколом зазвучали их голоса с первых же дней фашистского нашествия, мобилизуя народ на борьбу, на победу:

Чтец:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война.

     /В. Лебедев – Кумач «Священная война»/

Ведущий:

Грозная сила стихов А. Суркова, А. Твардовского, К. Симонова, Н. Тихонова, О. Берггольц, А. Ахматовой звала к отмщению. Пробуждала в сердцах ненависть к врагу, жажду подвига.

Их передавали по радио, рядом со сводками Совинформбюро, печатали в центральных фронтовых газетах. Названия многих стихов той поры гневны, призывны: К. Симонов «Убей его!», В. Инбер «Бей врага», А.

Прокофьев «Умрем, но не допустим!», А. Твардовский «Слово ненависти».

Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей.

В суровые для родины дни поэты стали её чутким нервом, они собрали в огромный эмоциональный узел чувства, владеющие сражающимся народом: ненависть к врагу, готовность умереть за отчизну, веру в Победу.

Чтец:

От черного дня

     До светлого дня

Пусть крестит меня

     Испытаньем огня.

Идя через версты глухие

Тобой буду горд,

Тобой буду тверд.

Мать моя, Россия!

     /С. Наровчатов «В кольце»/

Ведущий:

В первый же день войны А. Сурков обратился к стране со своим стихотворением «Присягаем победой». С 26 – го июня поэт был уже на фронте. В ряды солдат России вступили многие уже известные поэты: А. Твардовский, К. Симонов, М.Светлов, И. Сельвинский и многие другие.

В огне великого испытания рождались новые поэты: С. Гудзенко, А. Межиров, С. Наровчатов, Е. Винокуров, С. Орлов, М. Луконин, Б. Слуцкий, Б. Окуджава, Ю. Друнина и другие.

«Мы вышли из войны» — скажет позднее о своем поэтическом поколении К. Ваншенкин.

Спустя годы после великой Победы, пришли к нам, прорвавшись сквозь смерть, стихи поэтов, погибших на Великой Отечественной войне – Павла Кагана, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого, Георгия Суворова, Всеволода Багрицкого.

Сбылись пророческие слова одного из них – Н. Майорова:

…пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

                            «Мы»        1940 г.

Ведущий:

Важно

Поэты – войны не только мерзли в окопах, ходили в атаку, но и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.

Чтец:

Я говорил от имени России,

Её уполномочен правотой,

Чтоб излагать с достойной прямотой

Её приказов формулы простые.

Я был политработником. Три года:

4Сорок второй и два ещё потом.

Политработа – трудная работа.

Работали её таким путем:

Стою перед шеренгами неплотными,

Рассеянными час назад

                                        в бою.

Перед голодными,

                            перед холодными,

Голодный и холодный –

                                        так!

                                                    Стою.

Им хлеб не выдан,

                            Им патрон недодано.

Который день поспать им не дают.

И я напоминаю им про Родину.

Молчат. Порют. И в новый бой идут.

Все то, что в письмах им писали из дому,

Все то, что в песнях

                            с их судьбой сплелось,

Все это снова, заново и сызнова

Коротким словом – Родина – звалось.

Я этот день,

Воспоминанье это,

Как справку, собираюсь предъявить

Зачем,

     Чтоб я новой должности – поэта

От имени России

                            говорить.

                /Б. Слуцкий «Я говорил от имени России»/

Ведущий:

Уроки мужества и воинской чести дают нам стихи военных лет, зовут к вершинам человеческого духа. В их ряду строки Григория Поженяна полные редкостной душевной самоотверженности:

Чтец:

«Вернешься — ты будешь героем,

ты будешь бессмертен. Иди!»

И стало тревожно, не скрою,

и что – то кольнуло в груди,

и рухнул весь мир за плечами:

полшага вперед – и в века…

Как это не просто – в молчанье

коснуться рукой козырька,

расправить шинельные складки,

прислушаться к дальней пальбе,

взять светлую сумку взрывчатки

и тут же забыть о себе…

Ведущий:

Солдатская лирика Симонова, народная мудрость в произведениях Твардовского, фронтовые стихи Гудзенко, Недогонова, Орлова, Луконина, Межирова, Слуцкого вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину. Вот стихи – клятва А. Твардовского служившего в то время в войсках оборонявших Москву:

Чтец:

Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества – недалекого дня –

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были нисколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

     И выбрать нельзя.

Ведущий:

Победа – это слово со всей силой убеждённости возникает в поэтических строчках уже в самые тяжёлые дни первых испытаний:

Чтец:

Испытало нас время свинцом и огнём.

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернёмся. И радость вернём.

И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край.

После долгих ненастий недружной весны

Ждёт и нас ослепительный май.

Ведущий:

Как поразительное пророчество воспринимаем сегодня мы это стихотворение А. Суркова «Видно выписал писарь мне дальний билет», созданной им под Ржевом в сентябре 1942 года.

Поэзия времен войны чрезвычайно разнообразна по жанрам и стилям.

Эпос, лирика, патетика, сатира, агитация, разговорно-интимная интонация, стихотворения листовки и письма в стихах, философские раздумья и лирическая исповедь – все эти средства поэзия мобилизовала для одной цели – для победы, Широко известными на фронте и в тылу стали лирические стихотворения Суркова «В землянке» и Симонова «Жди меня». Они были приняты людьми, отстаивающими свою Отчизну, как самое нужное, необходимое душе слово. Оба стихотворения стали популярными песнями.

В освобождённом Ленинграде создавались мужественные поэмы «Киров с нами» Н. Тихонова, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер. Вместе с солдатами советской армии по трудным дорогам войны прошёл герой знаменитой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». И поэма, и её герой навсегда остались в нашей литературе, в нашей жизни, в сознании русских людей.

Поэтическая летопись народного подвига отражает многие события тех лет и в частности один из величайших переломов войны – победу под Москвой. Солдатская ярость и ненависть стали непреодолимой преградой на пути мощного врага. Психологию этого святого солдатского чувства точно и страстно раскрывают строки из стихотворения «Полмига» поэта – фронтовика Павла Шубина:

Чтец:

Мне б только,

Вот эту гранату

Злорадно поставив на взвод,

Всадить её,

Врезать как надо

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нём пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву…

Прожить бы мне эти полмига,

А там я всю жизнь проживу!»

Ведущий:

Совет

В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле начиналась Победа, которая привела наших солдат в Берлин.

Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъём, что становится понятно, почему люди стояли на смерть под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке родной земли.

Читайте также:  Сказка «марья моревна» читать

И может быть самое поразительное в этом смысле произведение – знаменитое стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом». В нём слово погибшего, обращение к живым. В нём вера, ненависть, страсть. В нём завещание живым.

Чтец:

Фронт горел не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю:

Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши

Там, на среднем Дону?..

Этот месяц был страшен,

Было все на кону.

Неужели до осени

Был за ним уже дон,

И хотя бы колесами

К волге вырвался он?

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет! А иначе

Даже мёртвому – как?

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали, но она – спасена.

Ведущий:

Через всю поэзию военных лет проходит тема опалённой юности.

Чтец:

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы –

                девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Ведущий:

О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях с проникновенной человечностью рассказывают стихи Б. Окуджавы:

Чтец:

Ах война,

что ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчишки головы подняли –

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли

за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

                Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы,

будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранит

и себя не щадите,

                и все – таки

постарайтесь вернуться назад.

Ведущий:

Молодым солдатам войны посвящены многие стихотворения Евгения Винокурова, Давида Самойлова, Юлии Друниной, Николая Старшинова, Юрия Левитанского и других поэтов, чья фронтовая юность стала потом стихами.

Василию Субботину принадлежат проникновенные и сильные слова: «мальчики сороковых годов, сверстники, певцы военного подвига. Это прекрасное поколение, к которому я принадлежу сам. Непреклонные мальчики, на чьи плечи и спины оперлась Родина. Выросшие как раз к началу войны… История, как танковая гусеница, прошла по следам нашим. Товарищи мои!».

Чтец:

Вышел мальчик

                из дому

В летний день

                в первый зной.

К миру необжитому

Повернулся спиной.

Улыбнулся разлуке,

На платформу шагнул,

К пыльным поручням

                руки,

Как слепой,

                протянул.

Невысокого роста

И в кости не широк,

Никакого геройства

Совершить он не смог,

Но с другими со всеми,

Неокрепший ещё,

Под тяжёлое время

Он подставил плечо:

Под приклад автомата,

Расщеплённый в бою,

Под бревно для наката,

Под отчизну свою.

                /А. Межиров «Защитник Москвы»/

Ведущий:

С гордостью пишет Юлия Друнина о женщинах своего поколения, о комсомолках грозных сороковых годов: «Друзья, подруги, школьницы, осаждающие райкомы комсомола, двери военкоматов были закрыты для тех, кому не исполнилось 18 – ти»:

Чтец:

С восторгом нас, девчонок, не встречали,

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом

                            А медали

И прочие регалии потом…

Ведущий:

Это потом прогремели по фронтам и тылам имена Зои Космодемьянской, снайпера Людмилы Павличенко, лётчицы Жени Рудневой, отчаянной сандружинницы Кати Новиковой. В каждом полку, в каждом батальоне была своя Женя, своя Катя. Сейчас само слово «фронтовичка» звучит как награда. А тогда…:

Чтец:

Смотрю назад в продымленные дали –

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ…

Ведущий:

Обратите внимание

Не все из них, Солдатов России вернулись домой, многие остались лежать в подмосковных снегах, у берегов Волги, за пределами родной земли.

Военная поэзия оплакала павших солдат, с огромной силой передав боль расставания с теми, чью жизнь оборвала война. Значительное место в ряду этих произведений, занимает драматическая поэма Павла Антокольского «Сын».

Она посвящена памяти младшего лейтенанта Владимира Антокольского, павшего смертью храбрых 6 июня 1942 года.

Задачу поэмы предельно точно объясняют слова Антокольского: «Наша железная и святая обязанность – прорыдать о страданиях нашего народа, прорыдать так, чтобы услышали будущие поколения… Поэтому во весь размах должна прозвучать скорбь о погибших. Во весь рост выпрямившейся, побеждающей, предельно напряжённой души. Со всей пронзительной надеждой на победу».

Чтец:

Прощай. Поезда не приходят оттуда.

Прощай. Самолёты туда не летают.

Прощай. Никогда не сбудется чуда.

А сны только снятся нам. Снятся и тают.

Мне снится, что ты ещё малый ребёнок,

И счастлив, и ножками топчешь босыми

Ту землю, где столько лежит погребённых.

На этом кончается повесть о сыне.

Ведущий:

В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая, историческая справедливость… Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих 4 – х лет /так сказал К. Симонов/

На святой вере в народ, в здравый смысл прочих людей всех стран основана и наша сегодняшняя вера в мир без войны.

Мы помним прошлое. Мы ставим памятники погибшим. И один из самых величественных памятников – слово поэта.

Известный критик Андрей Турков, участник Великой Отечественной войны писал: «Горит у Кремлёвской стены вечный огонь на могиле Неизвестного солдата. Но четверть века до того, как он был зажжен, на пожелтевших страничках газет и журналов военных лет зажёгся свой, поэтический огонь, восславляющий великий подвиг русского народа. Спасибо за это поэтам!»

Использованная литература:

Важно

1.Лицом к Победе: Сборник стихотворений [Текст] /Сост. Н. К. Старшинов; Худож. А. Сергеев. – М.: Современник, 1985. – 110 с.

2.Народ – победитель [Текст] /Стихи поэтов народов СССР; Сост. Ю.Н. Спасская; Предисл. А. Туркова; Художник О. Боловинцева. – М.: Дет. лит., 1985. – 159 с., ил.

3.Свет Победы: Стихи [Текст] / Сост. В. К. Карпенко. – М.: Воениздат, 1985. – 486 с.

4.Стихи Великой Отечественной [Текст] /Серия «Школьная библиотека». – Кн. изд – во Мурманск, 1974. – 200 с.

Подготовила зав. библиотекой им. М. Горького

О. Г. Скороходова

Источник: http://www.azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-23-03/2016-06-28-07-25-57/2-uncategorised/1599-2016-10-19-12-17-02

Читать

Строки, добытые в боях

Поэзия военного поколения

Л. Лазарев. Юноши 41-го года

Дорогой читатель!

В этой книге собраны стихи поэтов, которые в годы войны были старше тебя всего на несколько лет. Это стихи юношей сорок первого года, двадцатилетних Великой Отечественной войны.

Они написаны в разное время — не только в дни войны, но и до нее и после победы, — но рассказывают об одном — о высокой судьбе поколения, юность которого прошла в огне сражений.

Война для этого поколения была самым трудным испытанием, которое юноши сорок первого года с честью выдержали.

Одно из стихотворений Семена Гудзенко кончается такими строками:

У каждого поэта есть провинция.

Она ему ошибки и грехи,

все мелкие обиды и провинности

прощает за правдивые стихи.

И у меня есть тоже неизменная,

на карту не внесенная, одна,

суровая моя и откровенная,

далекая провинция —

      Война…

(«Я в гарнизонном клубе за Карпатами…»)

Здесь очень точно выражена суть поэзии не только самого Гудзенко. Для целого поколения поэтов война против фашистских захватчиков стала высшим мерилом верности и самоотверженности, честности и благородства, мужества и бесстрашия.

В книге есть короткие биографические справки — из них можно узнать, что на войну эти поэты ушли со школьной скамьи, из студенческих общежитий. И было им: кому восемнадцать, кому двадцать, самым старшим — от силы двадцать пять. Впрочем, для того чтобы убедиться в этом, даже не обязательно обращаться к биографиям поэтов.

Об этом прямо говорится в их стихах. Как похожи их судьбы:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

(Ю. Друнина, «Я ушла из детства…»)

И кружит лист последний

У детства на краю,

И я, двадцатилетний,

Под пулями стою.

(А. Межиров, «Мне цвет защитный дорог…»)

Могут спросить: двадцать или тридцать, студент или молодой инженер, вчерашний школьник или едва оперившийся врач — разве это так важно? В данном случае очень важно. Потому что все это было с людьми, еще не имеющими собственного жизненного опыта.

И суровой проверке подвергаются не только они сами, но прежде всего вырастившее и воспитавшее их общество. Константин Ваншенкин вспоминает: «…Семнадцати лет от роду я стал на место, уготованное мне войной… Характер моего поколения был сформирован армией военной поры.

Мы находились в том возрасте, когда человек особенно пригоден для окончательного оформления, если он попадает в надежные и умелые руки. Мы были подготовлены к этому еще всем детством, всем воспитанием, всеми прекрасными традициями революции и гражданской войны, перешедшими к нам от старших».

И то, что юноши сорок первого года с достоинством и мужеством, доступными лишь людям сложившимся и зрелым, прожили это неимоверно трудное время, было, быть может, наиболее очевидным и красноречивым подтверждением незыблемости и истинности самих основ нашего образа жизни.

Читайте также:  Голявкин «забыл» читать

Вот почему поэзия военного поколения, «от первого лица» рассказывающая о духовном мире ровесников и однополчан, — эта по преимуществу лирическая поэзия — представляет такой интерес.

Совет

Но особенно близка она должна быть, пожалуй, вам, юным читателям, — ведь это поэтический рассказ о юности ваших отцов. И адресован он прежде всего тем, кто вступает в жизнь.

«Как литератор, — пишет Давид Самойлов, — я обращаюсь к войне в первую очередь для того, чтобы мой человеческий опыт помог молодым, облегчил их усилия при выборе путей, потому что задачи наши сходны, потому что и мы и они хотим, чтобы люди на земле жили по-человечески».

Эту же мысль развивает Юлия Друнина: «Разве наша молодежь не должна почувствовать красоту фронтовой дружбы и задуматься над природой той особой высокой настроенности души, которая бросала человека на вражескую амбразуру? Ведь освободительная война — это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и гигантские взлеты человеческого духа — бескорыстия, самоотверженности, героизма».

Для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя равную со старшими меру ответственности «за Россию, за народ и за все на свете» (А. Твардовский). В обычных условиях это происходит постепенно, незаметно, исподволь. В войну это произошло сразу и задолго до обычного срока.

И на этом крутом душевном переломе юноши, которые только еще вступали в самостоятельную жизнь, не спасовали перед взрослой да еще чрезвычайной — в связи с обстоятельствами военного времени — ответственностью. Они обрели высшее мужество: не то, которого достает на храбрость в одном бою, а то, что вело к победе через четыре казавшихся бесконечными года войны.

Сквозь жестокое время они пронесли, нигде не уронив и не запятнав, все, чему их учили с детства и что жило в их сердцах, — гуманизм и справедливость, любовь к добру и неколебимую веру в то, что именно им выпало на долю нелегкое счастье прокладывать человечеству путь в коммунистическое будущее.

Нет, не просто «пронесли» — это в данном случае неподходящее, слишком «спокойное» слово, — за свои идеалы они дрались, шли на смерть.

Фронтовая жизнь, где готовность пожертвовать собой, в сущности, была обычной мерой почти каждого человеческого поступка, привела двадцатилетних Великой Отечественной войны к очень важному выводу.

Они поняли, что любовь к социалистическому отечеству, на которое посягнул враг, измеряется только одним — готовностью защищать его до последнего дыхания, до последней капли крови.

Обратите внимание

Многое из того, что еще недавно казалось сложным и неопределенным, теперь, когда жизнь и смерть были единственной мерой подлинной идейности и человеческой порядочности, стало простым и ясным.

Тот стóящий парень, с кем без опаски можно пойти в разведку, кто — что бы ни случилось, что бы ни грозило ему самому — тебя не бросит, не подведет.

Тот действительно понимает, за что воюет, кто не сдрейфит под ураганным огнем, не запаникует в окружении, не скиснет на трудном марше, — это главное, вот чему надо доверять. Эта высота нравственных требований не была в стихах искусственной или натянутой, потому что и себя поэты судили тем же бескомпромиссным судом. И больше всего были горды тем, что шагали по фронтовым дорогам с полной выкладкой, ничего не перекладывая на плечи других. Горды тем, что поднимались в атаку, не ожидая, пока другие забросают вражеские пулеметы гранатами.

Да, у всех у них был единый путь в поэзию: прежде чем стать поэтами, они были солдатами; война послала их в поэзию.

И немало молодых поэтов (предвоенные годы были необычайно «урожайными» на поэтов — так всегда бывает в преддверии исторических бурь), от которых много ждали, разделили высокую и трагическую судьбу тысяч своих сверстников.

Они покоятся в братских могилах — на Карельском перешейке, под Новороссийском, в Сталинграде, на Смоленщине…

Они не состояли в Союзе писателей, почти ничего при жизни не успели напечатать; далеко не все сохранилось из написанного ими… А несколько лет назад имена молодых поэтов — Павла Когана, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого, Николая Отрады — были торжественно занесены на мраморную мемориальную доску писателей, павших смертью храбрых в боях за Родину. Выходят их книги. Записаны на пластинки их стихотворения.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=546620&p=17

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая битве под Москвой во время Великой Отечественной войны, 8-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воеводская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Целинного района Алтайского края

Литературно-музыкальная композиция,

посвящённая битве под Москвой

(1941 г.)

для учащихся 8-11 классов

«Только Победа!»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Троян Нина Васильевна

с.Воеводское
2014

Только Победа!

Литературно-музыкальная композиция,

посвящённая битве под Москвой

(Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.)

Цели:

— формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

, ее защитниках и их подвигах;

— способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;

— развивать творческие способности детей.

Рефлексия занятия (итоги): школьная литературно-художественная газета; викторина, посвященная Великой Отечественной войне; журналистские работы о событиях Великой Отечественной войны.

Битва за Москву — одно из решающих сражений Великой Отечественной войны, которое началось более 70 лет назад — 30 сентября 1941 года и закончилось победой 5 декабря 1941 года. Оборона Москвы касалась судьбы всей страны, судьбы каждого человека.

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

А.С.Пушкин

Запомните: От этого порога В лавине дыма, крови и невзгод, Здесь в сорок первом началась дорога В победоносный Сорок пятый год.

Роберт Рождественский

Чтец 1: Им – несломленным духом и повернувшим вспять агрессора в 41 году, известным героям, живым и мертвым посвящается…

Чтец 2: 65 лет назад победоносный исход Московской битвы окончательно похоронил в заснеженных полях Подмосковья гитлеровский план “молниеносной войны” против России.

Чтец 3: 1937 год.

Чтец 4: Немецкий генерал Ийодль предупреждал Гитлера, охваченного идеей войны с Россией: «…Война с Россией – это такая война, когда всегда знаешь, как начать её, но никогда не будешь знать, чем она закончится. Любую войну с любой страной можно довести до победного конца. И только в войне с Россией нам не дано заранее увидеть её финала».

Чтец 1: 1939 год.

Чтец 2: Германская армия начала захватнические походы с западноевропейских стран, главной целью их агрессии была все же Россия.

«Мы разобьем Советский Союз. На земле наступит германское владычество», — безапелляционно заявил Гитлер.

Звучит фрагмент из Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.

Чтец 3: 1941 год.

Чтец 4: — Мы направляемся на Восток. Мы заберем у России уголь, нефть.

Тогда мы будем непобедимы и можем продолжить войну с Англией и Америкой.

Чтец 1: Мирное небо над нашей Родиной заволокли темные тучи. Гроза была неотвратимой.

Чтец 2: 22 июня 1941 год.

Чтец 3: В составе сил вторжения немецкой армии насчитывалось 190 дивизий, свыше 4,3 тысячи танков, около 5 тысяч самолетов, более 47 тысяч орудий и минометов. Общая численность личного состава достигала 5,5 миллиона человек.

Чтец 4: В нашей армии у западной границы насчитывалось около 2,7 миллиона солдат и офицеров, 1475 тяжелых и средних танков, 1540 самолетов новых типов и около 37 тысяч орудий и минометов. У нас было много танков и самолетов устаревших конструкций и с весьма ограниченным моторесурсом.

Чтец 2: Противник численно превосходил наши войска: в людях – в два раза, а в танках и самолетах – в три.

Чтец 1: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Чтец 3: Страна узнала о войне в 12 часов.

Звучит запись голоса Левитана, сообщающего о вероломном нападении Германии.

Звучит песня “Священная война” (А. Александров – В. Лебедев-Кумач)

Чтец 4: Начавшаяся война перечеркнула мирную жизнь советских людей. Страна взяла в руки оружие, чтобы отстоять счастье и свободу.

Звучит стихотворение Ильи Эренбурга:

Мяли танки теплые хлеба,

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты.

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.

Шли солдаты…

Шла большая русская земля.

Чтец 4: Но силы были неравными, Красная Армия отступала, когда дорогами, а чаще лесами, проселками, через болота.

Звучит стихотворение К. Симонова

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”

Чтец 1: Неся большие потери. Оставляя родные села и города, солдаты верили в победу, не было сомнений, что боевая техника Красной Армии скоро будет во многом лучше немецкой.

Читайте также:  Стихи об истории россии для младших школьников

Чтец 2: Эвакуированные заводы выстраивались прямо под открытым небом, и по ночам – при свете луны или при свете прожекторов – давали фронту первый снаряд, первую мину, первую пушку.

Чтец 3: С востока на фронт уже катились перегруженные эшелоны. И газета “Правда” писала сущую правду: “Они хотели “блицкрига” — Теперь они его получат!”

Звучит стихотворение Бориса Четверикова

Толпа у репродукторов: война.

В военкоматах давка. Вся страна

Желает драться. Мы не знаем сами,

Что будет дальше. Щерятся штыки.

Составы громыхают тормозами.

И женщины с печальными глазами

Приносят на вокзалы узелки.

А там навзрыд рыдают паровозы…

Чтец 4: Осень 1941 год.

Чтец 1: с начала военных действий Гитлер назначал уже до десятка сроков взятия Москвы…

В одной из последних листовок немцы хвастливо заявляли, что 7 ноября проведут на Красной площади парад войск. Были отпечатаны пропуска и пригласительные билеты, сшиты парадные мундиры.

Чтец 2: Не удастся провести фашистам этот парад ни 7 ноября, ни позже! Мы знаем, что враг еще силен, но наши бойцы и командиры готовы к боям за родную Москву. Врагу в Москве не бывать. Враг будет разбит! Победа будет за нами! — заявили члены Военного Совета одной из лучших армий Западного фронта, прикрывающей волоколамское направление.

Звучит стихотворение Ю.Мельникова. «Мы уходили призываться»

… В разрывах небо над Москвою.

Замаскирован в окнах свет.

Все ближе,

Ближе грохот боя,

А нам повесток нет и нет.

Остановились эшелоны,

В вагонах рвется динамит.

Узнали мы от почтальона,

Что наш военкомат разбит.

А нам уже по восемнадцать,

И нас четырнадцать ребят…

мы уходили призываться

В соседний райвоенкомат.

Нам на прощанье рук не жали

Подруги наши в эти дни,

Окопы для солдат копали

У Дубосекова они.

И нас отцы не провожали.

А только матери одни.

Сценка:

Военкомат. За столом – комиссар.

Пожилой москвич просит записать его в ополчение вместе с сыном.

— Сколько лет вашему сыну?

— 17…

— А мать согласна?

К столу подходит женщина:

— Я – мать, запишите и меня, — и становится в строй с мужем и сыном.

Звучит отрывок из статьи А. Толстого.

Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины, дороже сердца Родины – нашей Москвы, — гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле…

Наша задача в том. Чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна.

…Что жизнь, на что она мне, когда нет моей Родины?.. Потерять навсегда надежду на славу и счастье Родины, забыть навсегда священные идеи человечности и справедливости – все, все прекрасное, высокое, очищающее жизнь, ради чего мы живем.

НЕТ, ЛУЧШЕ СМЕРТЬ! НЕТ, ЛУЧШЕ СМЕРТЬ В БОЮ! НЕТ, ТОЛЬКО ПОБЕДА И ЖИЗНЬ!

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали,

И умереть мы обещали

и клятву верности сдержали…(18 окт. 1941)

Чтец 3: Парад 7 ноября состоялся. Но советских войск. Парад продолжался 1 час 20 минут. Он стал одновременно и проводами на фронт.

Звучит запись голоса Левитана, сообщающего о параде 7 ноября 1941 года.

Важно

Чтец 4: В связи с приближающейся зимой гитлер торопил своих генералов с переходом группы армии ”Центр” в новое наступление и требовал покончить с Москвой.

Чтец 1: Генеральное наступление началось 15 ноября. Не считаясь с потерями, враг рвался к городу. В некоторых местах гитлеровцы приблизились к Москве на 25 километров. Гитлеровские солдаты вырывали друг у друга бинокли, надеясь разглядеть Кремль. Но чем ближе подходил враг к Москве, тем упорнее были бои.

Юноши поют песню

В землянке” (К.Листов – А.Сурков)

Девушка читает письмо

В.Г.Клочкова (см. Приложение)

Девушки поют песню “Катюша”

(М.Блантер – М.Исаковский)

Звучит стихотворение К.Симонова

Жди меня, и я вернусь”

Чтец 1: В тяжелое время военной невзгоды,

Вставала на битву страна-богатырь,

За нашу Москву, за столицу свободы

Здесь билась в суровых сраженьях Сибирь!

Чтец 2: 16 ноября у разъезда

Дубосеково взвод четвертой роты

1075-го стрелкового полка 8-й дивизии

генерал-майора Ивана Васильевича

Панфилова совершил бессмертный

подвиг.

28 солдат под командованием нашего

земляка-политрука Василия Георгиевича

Клочкова остановили 50 немецких танков. 18 машин сгорело на месте. Это Клочкову принадлежат слова, наполненные мужеством и любовью: “Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва”.

Звучит песня “У деревни Крюкова” (С. Остров – М. Фрадкин).

Чтец 3: В ту зиму случилось русское “чудо”. Гитлеровская армия получила урок под Москвой.

6 января 1942 года наши солдаты под командованием Георгия Константиновича Жукова перешли в наступление. Они пошли фронтом шириной в 2 тыс. км. Контрнаступление продолжалось до 20 апреля 1942 года.

Звучит голос Левитана, сообщающего о контрнаступлении советских войск.

Звучит стихотворение Александра Межирова “Защитник Москвы”

Вышел мальчик из дому

В летний день в первый зной.

К миру необжитому

Повернулся спиной.

Улыбнулся разлуке,

На платформу шагнул,

К пыльным поручням руки,

Как слепой, протянул.

Невысокого роста

И в кости не широк,

Никакого геройства

Совершить он не смог.

Но с другими со всеми,

Неокрепший еще,

Под тяжелое Время

Он подставил плечо:

Под приклад автомата,

Расщепленный в бою,

Под бревно для наката,

Под Отчизну свою.

Был он тихий и слабый,

Но Москва без него

Ничего не смогла бы,

Не смогла ничего.

Звучит стихотворение Павла Железнова «На подступах к Москве»

Держась,

Как за личное счастье,

За каждую пядь земли, —

Мы под Москвой

Стояли насмерть,

В грунт промерзлый

вросли.

Земля от взрывов дрожала.

Трещала танков броня…

Солнце в огне пожара

Чадило, как головня…

Когда с орудийным раскатом

Мы поднимались в бой, —

Поэт становился солдатом,

Поэтом – солдат любой!

Чтец 4: Среди тех, кто отстоял святое святых – сердце Родины – были и наши односельчане.

Тимко Павел Иванович – награжден медалью “За оборону Москвы”

Скоробогатов Михаил Андреевич

Симахин Андрей Иванович

Вакуленко Андрей Петрович

Донов Петр Матвеевич

Коротких Михаил Николаевич

Романенко Дмитрий Федорович

Шарапов Степан Ефимович

Девушки в черных платках зажигают свечи.

Звучит стихотворение Александра Прокофьева

Вся Родина встала заслоном.Нам биться с врагом до конца,-Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца!

Идет через грозные годыИ долю народа всего,Идет через сердце народа

И вечную славу его!

Источник: https://globuss24.ru/doc/literaturno-muzikalynaya-kompozitsiya-posvyashtionnaya-bitve-pod-moskvoy-vo-vremya-velikoy-otechestvennoy-voyni-8-11-klass

стихотворение о защитниках москвы

1-4 класс

Защитник МосквыВышел мальчик из домуВ летний день в первый зной.К миру необжитомуПовернулся спиной.Улыбнулся разлуке,На платформу шагнул,К пыльным поручням руки,Как слепой, протянул.

Невысокого ростаИ в кости не широк,Никакого геройстваСовершить он не смог.Но с другими со всеми,Неокрепший ещё,Под тяжёлое ВремяОн подставил плечо:Под приклад автомата,Расщеплённый в бою,Под бревно для наката,Под Отчизну свою.

Был он тихий и слабый,Но Москва без негоНичего не смогла бы,Не смогла ничего.

Москва Город чудный, город древний,Ты вместил в свои концыИ посады и деревни,И палаты и дворцы!Опоясан лентой пашен,Весь пестреешь ты в садах;Сколько храмов, сколько башенНа семи твоих холмах!..

Исполинскою рукоюТы, как хартия, развит,И над малою рекоюСтал велик и знаменит!На твоих церквах старинныхВырастают дерева;Глаз не схватит улиц длинных…Это матушка Москва!Кто, силач, возьмет в охапкуХолм Кремля-богатыря?Кто собьет златую шапкуУ Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?Кто Царь-пушку повернет?Шляпы кто, гордец, не сниметУ святых в Кремле ворот?!Ты не гнула крепкой выиВ бедовой твоей судьбе:Разве пасынки РоссииНе поклонятся тебе!..

Ты, как мученик, горела,Белокаменная!И река в тебе кипелаБурнопламенная!И под пеплом ты лежалаПолоненною,И из пепла ты воссталаНеизменною!..Процветай же славой вечной,Город храмов и палат!Град срединный, град сердечный,Коренной России град!

выбери мой лучший пожалуйста

ok

спасибо

Ответить

Rustam20 / 19 янв. 2014 г., 22:28:22

Исключи лишнее:

1) Существительное, глагол, дополнение, подлежащее, союз, предлог.
2) Подлежащее, определение, прилагательное, предлог, дополнение.

Lianakv / 13 янв. 2014 г., 22:15:33

составть рассказ со словами герой и май

Costiatema2012 / 12 мая 2013 г., 21:25:27

Прочитайте стихотворение.

Совет

С юга птицы прилетели, Таял снег, а воробья Выгоняли из жилья — Прочирикал воробей. Со скворечней Миша вышел И приветливо сказал : Укажите в стихотворении глаголы, которые имеют родовые окончания.Запишите каждый из этих глаголов сначала в неопределенной форме, а потом во всехю формах прошедшего времени? Разберите по составу.Помогите))

Вы находитесь на странице вопроса «стихотворение о защитниках москвы«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «1-4» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://fizika.neznaka.ru/answer/524821_stihotvorenie-o-zasitnikah-moskvy/

Ссылка на основную публикацию