Русская народная сказка «заяц-хвастун» текст

Конспект ООД «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»»

Конспект занятия по развитию речи

старшая группа

Тема: « Рассказывание русской народной сказки Заяц-хвастун»

Подготовила воспитатель:

Калиниченко А.Н.

Цель

  • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
  • Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, стараться пересказать суть
  • Задача:
  • Побуждать детей к активному слушанию сказки
  • Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
  • Учить находить решение поставленной проблемы.
  • Развивать речевую  активность.
  • Воспитывать доброжелательность.
  • Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.
  • Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.
  • Делать выводы по содержанию сказки.

Программное содержание:

  • Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.
  • Основная часть. Чтение сказки воспитателем и пересказ ее детьми
  • Итог занятия.

Предварительная работа:

  • Введение в сказкотерапию
  • Чтение сказки и пересказ
  • Беседа с детьми о сюжете
  • Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки

Словарная работахвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.

Методы и приемы:  введение в сказкотерапиюбеседа, активное слушанье, пересказ, анализ сказки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом.  Вход в сказку:

— Ребята, вы любите слушать сказки?

-Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

-Отгадайте, какая сказка  сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.

Загадки:

«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою — белый,
Он, скажите, вам знаком?»
Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора».

Правильно!

Основная часть

Итак, слушайте русскую народную сказку «Заяц-хвастун».

 «Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Обсуждение сюжета сказкиУсвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце

Важно

Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы.

Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор — заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет.

Важно

Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Обратите внимание

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа — в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

 Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).

Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:

Заяц сед: уж навидался он бед.
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят. 
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь. 
Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.


Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать. 
По заячьему следу и до медведя доходят.
Заяц трус — и тот охотиться любит. 
Зайца на арбе не догонишь.


Зайца ноги носят. 
Лучше биться орлом, чем зайцем жить.
Заяц скор, да есть не спор.
И заяц от толпы не удерет. 
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.

 
Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.

-Почему такая молва пошла о зайцах?

-А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?

-Кто из героев сказки вам понравился больше?

-Кого заяц выручал из беды?

-Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

(ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!

-А вы хотели бы иметь такого друга?

-Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

Вам понравилась сказка? Хорошо.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-ood-rasskazivanie-russkoy-narodnoy-skazki-zayachvasta-1363777.html

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №5 «Золотой ключик»

Конспект занятия

старшая группа

Тема: «Заяц-хвастун»

Подготовила воспитатель:

Елена Владимировна

Люберцы 2013г

Цель:

  • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
  • Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, проигрывать отдельные части сказки, используя кукольный театр.

Задача:

  • Побуждать детей к активному слушанию сказки, желанию участвовать в инсценировке.
  • Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения, с эмоциональной окраской  на состояние героев сказок. 
  • Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
  • Учить находить решение поставленной проблемы.
  • Развивать речевую  активность.
  • Воспитывать доброжелательность.
  • Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.
  • Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.
  • Делать выводы по содержанию сказки.

Программное содержание:

  • Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.
  • Основная часть. Проигрывание сказки с использованием  кукольного театра (Би-ба-бо).
  • Итог занятия.

Предварительная работа:

  • Введение в сказкотерапию
  • Чтение сказки и разыгрывание сцен кукольного спектакля
  • Беседа с детьми о сюжете
  • Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки

Словарная работа: хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.

Интеграция образовательных областей: 

  • Чтение художественной литературы.
  • Социализация.
  • Коммуникация.

Оборудование и материалы:

  • запись музыки для вхождения в сказку;
  • звуки голоса воющих волков, пение птиц;
  • картина с сюжетом сказки;
  • макет леса;
  • куклы би-ба-бо, персонажей сказки: Заяц, Волк

Методы и приемы:  введение в сказкотерапию, беседа, активное слушанье, демонстрация кукольного представления, анализ сказки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Звучит мелодия  «Песня о сказке».  Вход в сказку:

— Ребята, вы любите слушать сказки?

-Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

-Отгадайте, какая сказка  сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.

Загадки:

«Длинноухий очень ловкоПо утрам грызет морковку.Он от волка и лисыБыстро прячется в кусты.Кто такой он, этот серый,Что несется кувырком?Летом сер, зимою — белый,Он, скажите, вам знаком?»Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги,Не нужна ему нораОт врагов спасают ноги,

А от голода кора

».

Правильно!

-Ребята, посмотрите, мы попали в красивый и загадочный лес.

Звучит запись музыки шум леса. 

Основная часть

Итак, слушайте русскую народную сказку «Заяц-хвастун».

Чтение сказки сопровождается театрализованным представлением, и  проигрывается с использованием персонажей Би-ба-бо.

 «Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Обсуждение сюжета сказки. Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце

Важно

Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы.

Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор — заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет.

Важно

Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Обратите внимание

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа — в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

Читайте также:  Прокофьева «сказка про ленивые ручки и ножки» читать

 Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).

Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:

Заяц сед: уж навидался он бед.Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят. Без собаки зайца не поймать.Заяц не трус, он себя бережет.Зайца на барабан не выманишь. Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать. По заячьему следу и до медведя доходят.

Заяц трус — и тот охотиться любит. Зайца на арбе не догонишь.Зайца ноги носят. Лучше биться орлом, чем зайцем жить.Заяц скор, да есть не спор.И заяц от толпы не удерет. Не ищи зайца в бору: на опушке сидит. 

Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.

-Почему такая молва пошла о зайцах?

-А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?

-Кто из героев сказки вам понравился больше?

-Кого заяц выручал из беды?

-Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

-(ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!

-А вы хотели бы иметь такого друга?

-Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

Итог занятия

Выход из сказки:

-А нам пора  возвращаться.

Глазки закрываем:

Раз, два, три.

Сказку покидаем,

Только не грусти

Открывайте глаза ребята. Вот мы снова оказались в детском саду.

Звучит аудиозапись музыки «Песенка о доброте» из м/ф про Фунтика.

Рефлексивный момент:

Вам понравилась сказка? Хорошо.

Ребята, если вам понравилось занятие, возьмите по одному овощу в корзинку для корма нашим зайчатам.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/06/13/konspekt-zanyatiya-tema-zayats-hvastun

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»

Программное содержание:

Познакомить с русской народной сказкой «Заяц-хваста» в обработке А. Н. Толстого.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя;
  • Закрепить знания о жанровых особенностях сказки;
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
  • Развивать умение инсценировать отрывки из сказки;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству
  • Воспитывать доброе отношение к природе, познавательный интерес;
  • Формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.

Ход НОД

Воспитатель:

— Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

Ребята назовите известные вам русские народные сказки.

Например: «В одной сказке непослушный братец в козленочка превратился («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Слайд 2

Во второй – волк без хвоста остался («Лисичка-сестричка и серый волк»)». Слайд 3

В третьей – Иван Царевич пустил стрелу и упала стрела в болото к лягушке («Царевна лягушка») Слайд 4

Совет

В четвёртой — Стоял в поле теремок-и поселились в нём мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц, лиса, волк, медведь. («Теремок») Слайд 5

В пятой — Жил был Емеля и сказочная щука, которая исполняла все его желания («По щучьему веленью») Слайд 6

В шестой — Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Пошла Машенька в лес по грибы, заблудилась и попала к медведю. («Маша и медведь») Слайд 7

Молодцы! Много сказок знаете.

Для чего нужны нам сказки? (ответы детей)

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

Как обычно начинаются русские народные сказки. («Жил-был, жили-были».) Многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец».

-А вы хотите попасть в сказку? (ответы детей)

Мы сегодня побываем в сказке, где живет кто-то из животных. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.

«Длинноухий, хвост короткий.

У него характер кроткий,

Очень шустрый, трусоватый,

В шубке беленькой, как вата,

Ну а летом — серый он,

И по бегу – чемпион!»

-Правильно, это заяц.

Он герой многих сказок.

-Посмотрите, сколько иллюстраций я приготовила для вас, напомните мне, как эти сказки называются . Слайд 8-9-10-11 Заюшкина избушка. Заяц Коська и родничок. У страха глаза велики. Колобок.

-Молодцы, вы знаете много сказок, в которых есть заяц. Давайте вспомним, какой чаще всего бывает заяц в сказках? (длинноухий, косоглазый, куцехвостый, трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный)

-А вот я знаю сказку, в которой заяц хвастался. Это русская народная сказка «Заяц-хваста».

-Но, прежде чем рассказать вам эту сказку, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте:

«Крестьяне» — это жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством. Слайд 12

«Гумно»- огороженные участок земли для хранения зерна. Слайд 13

«Кокорина» — коряга, дерево, вывороченное с корнем. Слайд 14

-Теперь нам осталось выбрать зайца, которого мы возьмем с собой в сказку. (на экране 2 иллюстрации: на одной изображен заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке, объясняют свой выбор). Слайд 15-16

Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки „Заяц-хваста”: „У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи”»

«Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-великане»

Начинаются наши сказки, Заплетаются наши сказки. На море-океане, На острове Буяне, Там березонька стоит, На ней люлечка висит, В люльке зайка крепко спит.

Как у зайки моего Одеяльце шелково, Перинушка пухова, Подушечка в головах. Рядом бабушка сидит, Зайке сказки говорит.

Обратите внимание

Сказки старинные Не короткие, не длинные: Про кошку, Про ложку, Про лису и про быка, Про кривого петуха… Про гусей-лебедей,

Про смышленых зверей…

   «Итак, что же, в этой сказке действительно был заяц-великан?» – повторяет вопрос воспитатель после чтения произведения.

Рассказывание сказки «Заяц-хваста».

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Беседа по содержанию.

  • Кто был хвастуном в этой сказке? (заяц)
  • Где жил заяц? (в лесу)
  • Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо)
  • Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
  • Перед кем он хвастался? (перед стадом зайцев)

Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь)

  • Кому рассказали зайцы про хвастунишку? (тётке вороне)
  • Как ворона пристыдила зайца? (Боле не хвастай!)
  • Что случилось с вороной? (сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять)
  • Как заяц ей помог? (Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца и бросили ворону.)
  • Что сказала ворона зайцу? (Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!)

-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).

Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (Заяц-хваста).

— И как мы с вами всегда говорим: «Вот и сказке конец. А кто слушал молодец».

Загрузить: Zayac-hvasta_sajt.pptx (4,06 Мбайт)

Источник: https://firmanuk-pdds30.edumsko.ru/folders/post/1028886

«Заяц-хвастун»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №5 «Золотой ключик»

Конспект занятия

старшая группа

Тема: «Заяц-хвастун»

Подготовила воспитатель: Елена ВладимировнаЛюберцы 2013г

Цель:

  • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
  • Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, проигрывать отдельные части сказки, используя кукольный театр.

Задача:

  • Побуждать детей к активному слушанию сказки, желанию участвовать в инсценировке.
  • Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения, с эмоциональной окраской на состояние героев сказок.
  • Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
  • Учить находить решение поставленной проблемы.
  • Развивать речевую активность.
  • Воспитывать доброжелательность.
  • Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.
  • Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.
  • Делать выводы по содержанию сказки.

Программное содержание:

  • Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.
  • Основная часть. Проигрывание сказки с использованием кукольного театра (Би-ба-бо).
  • Итог занятия.

Предварительная работа:

  • Введение в сказкотерапию
  • Чтение сказки и разыгрывание сцен кукольного спектакля
  • Беседа с детьми о сюжете
  • Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки

Словарная работа: хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.

Интеграция образовательных областей:

  • Чтение художественной литературы.
  • Социализация.
  • Коммуникация.

Оборудование и материалы:

  • запись музыки для вхождения в сказку;
  • звуки голоса воющих волков, пение птиц;
  • картина с сюжетом сказки;
  • макет леса;
  • куклы би-ба-бо, персонажей сказки: Заяц, Волк

Методы и приемы: введение в сказкотерапию, беседа, активное слушанье, демонстрация кукольного представления, анализ сказки.

Ход занятия

Организационный момент.Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Звучит мелодия «Песня о сказке». Вход в сказку: — Ребята, вы любите слушать сказки? -Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!» -Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.

Загадки:

«Длинноухий очень ловкоПо утрам грызет морковку.Он от волка и лисыБыстро прячется в кусты.Кто такой он, этот серый,Что несется кувырком?Летом сер, зимою — белый,Он, скажите, вам знаком?»Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги,Не нужна ему нораОт врагов спасают ноги,

А от голода кора

».

Правильно!-Ребята, посмотрите, мы попали в красивый и загадочный лес.

Читайте также:  Михаил лермонтов

Звучит запись музыки шум леса.

Основная часть

Итак, слушайте русскую народную сказку «Заяц-хвастун».

Чтение сказки сопровождается театрализованным представлением, и проигрывается с использованием персонажей Би-ба-бо.

«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Обсуждение сюжета сказки. Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце

Важно

Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы.

Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор — заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет.

Важно

Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Обратите внимание

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа — в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).

Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:

Заяц сед: уж навидался он бед.Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят. Без собаки зайца не поймать.Заяц не трус, он себя бережет.Зайца на барабан не выманишь. Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.

 По заячьему следу и до медведя доходят.Заяц трус — и тот охотиться любит. Зайца на арбе не догонишь.Зайца ноги носят. Лучше биться орлом, чем зайцем жить.Заяц скор, да есть не спор.И заяц от толпы не удерет. Не ищи зайца в бору: на опушке сидит. 

Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.

-Почему такая молва пошла о зайцах? -А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?-Кто из героев сказки вам понравился больше?-Кого заяц выручал из беды?-Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

(ответы детей).

Правильно! Смелый, находчивый, решительный!

-А вы хотели бы иметь такого друга? -Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

Итог занятия

Выход из сказки: -А нам пора возвращаться.

Глазки закрываем:

Раз, два, три.

Сказку покидаем,

Только не грусти

Открывайте глаза ребята. Вот мы снова оказались в детском саду.Звучит аудиозапись музыки «Песенка о доброте» из м/ф про Фунтика.

Рефлексивный момент:

Вам понравилась сказка? Хорошо.

Ребята, если вам понравилось занятие, возьмите по одному овощу в корзинку для корма нашим зайчатам.

Источник: http://publekc.ru/zayac-hvastun/index.html

Конспект урока для 2 класса «Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово-поучение в этих жанрах. Русская народная сказка «Заяц-хвастун»

2 класс. Развивающее обучение. Система Эльконина – Давыдова.

Урок литературного чтения

Тема «Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово-поучение в этих жанрах.

Русская народная сказка «Заяц-хвастун»

Цель (для учителя): научить учащихся в ходе коллективного обсуждения прочитанного произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки.

Цель (для учащихся): научиться в ходе коллективного обсуждения прочитанного произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки.

Задачи (для учителя):

Личностные

Воспитание умения принимать различные точки зрения от прочтения произведения, терпимо относиться к ним;

Формирование умения принимать этикетные нормы поведения в процессе анализа и интерпретации произведения;

Воспитание на примере русской народной сказки, что хвастовство – порок человека.

Предметные

Обучение учащихся умению критериально оценивать своё и чужое интонирование и чтение в соответствии с выбранными критериями выразительного чтения;

Метапредметная

Формирование умения правильно читать слова и словосочетания, обозначать интонацию в высказывании в соответствии с пунктуацией;

Формирование умения в устной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию.

Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные:

Уметь критериально оценивать своё и чужое интонирование и чтение в соответствии с выбранными критериями выразительного чтения.

Метапредметные:

Уметь правильно читать слова и словосочетания, обозначать интонацию в высказывании в соответствии с пунктуацией;

Уметь в устной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию.

Личностные:

Уметь принимать этикетные нормы поведения в процессе анализа и интерпретации произведения;

Уметь принимать различные точки зрения от прочтения произведения, терпимо относиться к ним.

№ п/п

Этап урока

Цель

Возможные задания, действия и вопросы учителя

Формы работы и действия учеников

1 Мотивация Эмоциональный настрой на урок Здравствуйте, ребята! (слайд 1)— Напомните мне, пожалуйста, какой у нас сейчас урок?— Чему мы учимся на уроках литературного чтения?— Какой раздел мы с вами изучаем?— Что нам рассказало слово, чему уже мы у него научились?— На последнем уроке мы говорили о том, что надо хвастать неприлично. Почему?— Почему слова хвастуна вызывают другую реакцию у окружающих? Отвечают на вопросы по схеме на слайде.
2 Проверка домашнего задания — Какое задание вы получили на дом?— Чему вы учились дома, работая с этим дидактическим текстом?Вы, внимательные слушатели, слушаете чтение своих товарищей, а потом оцениваете их критериям. (слайд 2)Желающие читатели могут проанализировать своё чтение (что получилось, что нет при чтении). Отвечают на вопросы.Читают дидактический текст по абзацамПроводят самооценку домашнего чтения по критериям на слайде.Проводят взаимооценку домашнего чтения по критериям на слайде.
3 Актуализация. Выявление места и причины затруднения.Постановка учебной задачи Создать соответствующую атмосферу;Оживить знания детей — Для чего авторы создают произведения о хвастунах, если хвастовство – это неприличный порок?— А вы знаете героев произведений, которые любили хвастаться?— Вспомните героя произведения, которое мы читали в 1 четверти, который тоже любил хвастать («Я пуговицу себе сам пришил» ВВ Голявкин).— Почему мы тогда сделали вывод, что мальчик хвастает?— Как к нему отнеслись ребята?— Почему?— К какому жанру относится это произведение?— Всегда ли герои-хвастуны отрицательные герои?Давайте посмотрим, что об этом думают наши авторы учебника.— К нам сегодня на урок пришёл ещё один хвастун. Кто это, вы отгадаете из загадки.Мой папа – красавец!Соседям на зависть.Глаза, словно сливы –Раскосы, красивы.Он длинные ушиНа солнышке сушит.Врагов не боится –Ни зверя, ни птицы.Храбрец и красавец,Зовут его – …— Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня знакомимся. (слайд 3)— К какому жанру относится это произведение?— Кто сможет объяснить, что такое сказка?— Где мы можем найти ответ на этот вопрос?— Прочитайте определение понятия «СКАЗКА».— Попробуйте самостоятельно дать определение этому слову. (слайд 4)— Назовите автора сказки. (слайд 5)— Кто герой сказки?— Как вы определили?— Что вы можете сказать о герое по названию произведения?— Как вы узнали?— Как к нему будут относиться другие герои сказки?— Как вы думаете, заяц-хваста положительный или отрицательный герой? Почему?— Как это выяснить? Отвечают на вопросы.Отгадывают загадку.Читают название произведения.Отвечают на вопросы.Ищут ответ на вопрос в справочнике в конце учебника.Дают устное определение своими словами понятия «СКАЗКА».Отвечают на вопросы.Высказывают мнения.Ставят цель для себя.
3 Решение учебной задачи. Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому материалу — Вы прочитаете сказку самостоятельно, а потом поделитесь своими впечатлениями и мнением об хвастунишке зайце.— Кто герои сказки?— Поделитесь своим мнением о главном герое — зайце.— Действительно он хваста?— Давайте перечитаем сказку ещё раз и разберёмся, кто прав в нашем споре.Прежде чем читать, скажите, все ли слова вам понятны в тексте?— Какие слова вы можете объяснить самостоятельно?(слайд 6)Крестьянин– сельский житель.Гумно– площадка для молотьбы сжатого хлеба.Кокорина – нижняя часть ствола хвойного дерева.(слайд 7)1 часть до слов «Пошёл зайчик…»— Что вы узнали о герое сказки?— Как жилось зайцу в лесу?— Почему?Как вы думаете, почему заяц начал хвастать?— Почему вы так решили, ведь в сказке об этом не говорится?— Чем хвастал заяц перед другими зайцами? Прочитайте из текста.— Почему он говорил «УСИЩИ», ЛАПИЩИ», «ЗУБИЩИ».— Как вы думаете, а каким голосом он это говорил? Почему?2 часть до слов «Вот сидела…»— Как к хвастовству зайца отнеслись другие зайцы?— Боялись они его или нет? Докажете.— Почему зайцы рассказали вороне о хвастуне?— Что спросила ворона у зайца?— Что он ей ответил?— Как вы думаете, тон голоса у зайца был такой же или другой? Почему?— Что сказала ворона зайцу на прощание? Каким голосом?— Почему ворона не наказала зайца?— Что вы можете сказать о ней? Какая она?— Чего испугался заяц?— Что он пообещал вороне?3 часть до конца.— Какая история приключилась с вороной? Расскажите.— Кто ей помог?— Что вы можете сказать о поступке зайца?— Можно ли его назвать героем? Почему?— Что сказала ворона зайцу при второй встрече?— Это похвала или упрёк? Докажите.— Как вы думаете, каким голосом сказала ворона на этот раз?— Какие качества зайца мы видим в конце сказки?— Сравните, каким заяц был в начале сказки, а каким показан в конце?? — Как вы думаете, заяц-хваста всё таки положительный или отрицательный герой?— Для чего в сказке несколько раз повторяются слова похвальбы зайца?— В чём заключается поучение в этой сказке?— Для чего её написал русский народ? Чему он хотел научить?— Не зря часто говорят – Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.— Действительно, хвастовство никогда до добра не доводит, а если ты и хвастаешь, как наш заяц, то должен уметь доказать свою похвальбу на деле.— Можно ли эту сказку поставить на сцене театра?— Что для этого надо сделать?— Кто из героев будет у нас участвовать в спектакле? (заяц и ворона)— Кто ещё понадобится для участия в спектакле? (автор)— В чём заключается роль автора?— Кто ещё есть в театре, руководящий артистами? (режиссёр)— В чём заключается его роль?— Я предлагаю самостоятельно, работая в группах по 4 человека, разметить текст для подготовки спектакля, распределить роли.— Внимание! Внимание!Объявляется конкурс театров на лучшую постановку сказки «Заяц – хваста»— Чтобы выяснить, какой театр лучше всех подготовил свой спектакль, жюри, а это все слушатели, должно определить критерии по которым мы будем оценивать группы.Критерии для оценки чтения по ролям.1. Чтение без ошибок.2. Чтение в соответствии со своим местом по тексту.3. Передача характера и состояния героев (интонирование). Читают сказку сказки самостоятельно и отмечают трудные и непонятные слова в тексте.Работают с трудными словами.Читают сказку по частям и анализируют по вопросам.Высказывают мнения.Определяют поучение в сказке.Высказывают мнения.Работаю в группах, размечают текст по ролям.Читают самостоятельно по ролям в группе.Определяют критерии оценки чтения по ролям.Чтение по ролям и взаимооценка.
4 Рефлексия Обеспечить более глубокое целостное восприятие материалаСамоанализ своей деятельности — Какое качество человека высмеивается в этой сказке?— Что такое хвастовство? Подберите слова синонимы.— Как вы считаете, это хорошее качество или плохое? Почему?— Кто помог нам показать это качество? Отвечают на вопросы.
5 Выход за рамки урока Подготовить выразительное чтение по ролям (конкурс продолжается).Нарисовать рисунки к сказке, передать в рисунках характеры героев.
Читайте также:  Наталья абрамцева «что такое зима» читать

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-dlya-2-klassa-zachem-lyudi-hvastayutsya-skazka-i-basnya-slovo-pouchenie-v-etih-zhanrah-russkaya-narodnaya-skazka-zayats-hvastun

Сказка Заяц-хвастун: сюжет, проблематика

Сказки – универсальный и эффективный способ познания мира и воспитания для ребенка. Легкая форма, увлекательный сюжет, специальные формы и устоявшиеся слова – все это помогает взрослым донести до малыша самые важные истины, используя доступный для него язык.

Сказки про животных составляют большую часть от общего количества и особенно популярны среди детей. Знакомясь с различными жителями морей и лесов, дети лучше воспринимают окружающий мир. «Заяц-хвастун» — известная русская народная сказка.

В качестве дидактического материала ее используют даже на уроках в школе.

Совет

Сказки о животных относят к самым древним видам. В них мир, где звери, птицы, рыбы и насекомые могут говорить, представлен как иносказательное отражение человеческого. Животные нередко становятся воплощением наших пороков – трусости, глупости, хвастовства, жадности, лицемерия, плутовства.


нелепых ситуациях (храбрый заяц-хвастун прячется от вороны под кустом).

Этот вид народного творчества передает и некоторые особенности речи: устоявшиеся формы слов (жили-были, вот и сказочке конец и т. д.), своеобразность построения (устная форма нередко способствует тому, что сказка полностью состоит из диалогов).

Сюжет

Произведение «Заяц-хвастун» рассказывает о трусливом зайчишке, который в зимнее время года должен был добывать себе пропитание, воруя овес у крестьян. Когда он в очередной раз прибежал на гумно, то нашел там большое количество своих собратьев.

Чтобы выделиться среди них, зайчишка начал громко хвастать: «А у меня, братцы, не усы, а усищи, а у меня не лапки, а лапищи, а у меня не зубки, а зубищи, и я никого на этом белом свете не боюсь – вот какой я молодец!»

Остальные косоглазые, встретив после этого тетушку-ворону, пересказали ей услышанное. Та, в свою очередь, стала рассказывать об этом всем, кого встречала, но никто не хотел верить ей. Тогда ворона решила отыскать хвастуна и понять, не врет ли он.

Встретив зайца, тетушка принялась расспрашивать его и узнала, что косой все выдумал. Ворона взяла с хвастуна слово, что больше он так делать не станет.

Однажды тетушка сидела на заборе, когда на нее напали собаки. Заяц решил спасти ее и показался, чтобы псы заметили его и погнались за ним. Бегал он быстро, так что собакам было не угнаться. А ворона после этого стала звать его не хвастунишкой, а храбрецом.

Образ зайца

Заяц-хвастун в начале сказки предстает как отрицательный герой, который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.

Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.

Выводы

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» имеет мораль, которая указана в конце произведения. В ней говорится о том, что слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством. Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка.

Источник: https://autogear.ru/article/326502/skazka-zayats-hvastun-syujet-problematika/

Конспект ООД Рассказывание русской народной сказки Заяц-хваста

Конспект занятия по развитию речи

старшая группа

Тема: « Рассказывание русской народной сказки Заяц-хвастун»

Подготовила воспитатель:

Калиниченко А.Н.

Цель

  • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.

  • Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, стараться пересказать суть

  • Задача:

  • Побуждать детей к активному слушанию сказки

  • Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.

  • Учить находить решение поставленной проблемы.

  • Развивать речевую активность.

  • Воспитывать доброжелательность.

  • Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.

  • Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.

  • Делать выводы по содержанию сказки.

Программное содержание:

  • Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.

  • Основная часть. Чтение сказки воспитателем и пересказ ее детьми

  • Итог занятия.

Предварительная работа:

  • Введение в сказкотерапию

  • Чтение сказки и пересказ

  • Беседа с детьми о сюжете

  • Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки

Словарная работа: хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.

Методы и приемы: введение в сказкотерапию, беседа, активное слушанье, пересказ, анализ сказки.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Вход в сказку:

— Ребята, вы любите слушать сказки?

-Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

-Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.

Загадки:

«Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою — белый, Он, скажите, вам знаком?»

Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги, Не нужна ему нора От врагов спасают ноги,

А от голода кора».

Правильно!

Основная часть

Итак, слушайте русскую народную сказку «Заяц-хвастун».

«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Обратите внимание

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Обсуждение сюжета сказки. Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.

Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце

Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор — заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа — в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).

Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:

Заяц сед: уж навидался он бед. Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят. Без собаки зайца не поймать. Заяц не трус, он себя бережет. Зайца на барабан не выманишь. Труслив, как заяц, блудлив, как кошка. Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь. За двумя зайцами гоняться — ни одного не поймать. По заячьему следу и до медведя доходят. Заяц трус — и тот охотиться любит. Зайца на арбе не догонишь. Зайца ноги носят. Лучше биться орлом, чем зайцем жить. Заяц скор, да есть не спор. И заяц от толпы не удерет. Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.

Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.

-Почему такая молва пошла о зайцах?

-А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?

-Кто из героев сказки вам понравился больше?

-Кого заяц выручал из беды?

-Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

-(ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!

-А вы хотели бы иметь такого друга?

-Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

-Вам понравилась сказка? Хорошо.

Источник: https://botana.biz/prepod/doshkolniki/o3j0ugui.html

Ссылка на основную публикацию