Детям о войне. алексей андреевич

Международная Акция «Читаем детям о войне»

Поиск Лекций

Сценарий мероприятия

Дата проведения: 4 мая 2017г., 11.00.

Организация:

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, USB-флеш-накопитель.

Ход мероприятия.

1 слайд – заставка

2 слайд. Победа

Слово учителя:

Ольга Владимировна: Более 70-ти лет прошло с того самого 41-го года, когда началась Великая Отечественная война. Прошло много лет. Но каждый год наша страна с особым вниманием отмечает дату 9 мая, день, который принес Победу. Послушайте, как этот день встретили в мае 1945 года.

Ирина Николаевна:

Воспоминание 1. Щелчок.

Дело было днём 8 мая 1945 года.

Победа! Войне конец! Все мы были счастливы. Не сговорившись, начали палить в воздух, а потом бросать оружие и боеприпасы в море. Бросали автоматы, пистолеты и даже пулеметы. Ведь твердо верили – закончилась последняя в истории война и больше никогда-никогда не будет войн».[1]

Ольга Владимировна:

Воспоминание 2. Щелчок.

«В пятом часу утра в окно постучала соседка и крикнула: «Вставайте! Вставайте! Война окончилась, победа!» Вся наша семья вышла на улицу, как и многие соседи. Выходили из домов, поздравляли друг друга с победой и плакали от радости.

В 7 часов я пошла на работу. Ездили мы в то время на рабочем поезде от станции Реж до станции Заводская.

На вокзале также все были возбуждены, в вагонах царило всеобщее ликование, радость, а на улице шел дождь. С поезда все шли в столовую, и там стихийно возник митинг в связи с окончанием войны.

По радио, начиная с 6 часов утра, передавали сообщение о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Хотя день был пасмурным, но он был самым радостным и светлым за все последние 4 года».

Ирина Николаевна:

Воспоминание 3. Щелчок.

«День победы над Германией мне запомнился на всю жизнь. Ранним утром 9 мая 1945 года весть о победе молниеносно облетела весь Реж. Из двора во двор перебегали заплаканные женщины.

Лица их у одних были весёлые, оживленные, а у других заплаканные и грустные.

Обратите внимание

Одни надеялись в скором времени дождаться возвращения мужей, отцов, братьев, а другие, получившие похоронки, в сотый раз оплакивали их.[2]

Щелчок. Что принесла людям Победа?

Беседа:

1. Какие чувства испытывали люди в тот день, когда узнали, что Германия подписала Акт о Капитуляции? (радость, счастье, боль утраты, надежду, веру в то, что такая война больше не повторится).

2. Какие чувства испытываете вы, когда смотрите салют и парад в честь Победы 9 мая? (гордость, уверенность)

3. Что принесла людям Победа? (разгром фашизма, принесла жизнь и будущее людям разных национальностей, свободу, освобождение из концлагерей, возвращение домой из германского рабства, закрытие гетто).

Слово учителя. Ольга Владимировна.

Посмотрите, как встретили победу в разных городах Европы.

3 слайд. Ни на что не нажимать, все идет автоматически.

Фотографии военных лет и песня «Майский вальс» Автор музыки — композитор Игорь Лученок, автор слов — Михаил Ясень. Впервые прозвучала в эфире 30 декабря 1985 года в исполнении народного артиста Белоруссии, заслуженного артиста Российской Федерации Ярослава Евдокимова.

4 слайд. Дети войны. Ни на что не нажимать, все идет автоматически.

Смотрим на экран. Под звуки бомбежки фото детей.

Слово учителя. Ирина Николаевна.

Дорогие ученики, задумайтесь, сколько вам лет и представьте, что ваши сверстники и даже дети моложе вас оказались участниками войны. Дети работали на производстве, помогали раненым и солдатам, оказывались в оккупации.

Они жили в блокадном Ленинграде, в Сталинграде, они оказывались под бомбежками и как солдаты в окопах и бою получали ранения и становились инвалидами.

Немцы увозили детей и подростков на работы в Германию, помещали в концлагеря.

5 слайд.

Ольга Владимировна:

Если дети попадали в плен, то они сразу понимали, что плакать нельзя, иначе убьют. Поскольку все нации, кроме арийской, подлежали уничтожению или превращению в рабов, то и их детей не стоит жалеть. Часто фашисты стреляли по детям, чтобы посмотреть, как они разбегаются. Это веселило немецкого солдата.

6 слайд.

Ирина Николаевна:

Нелегко пришлось детям во время войны. Щелчок. И сейчас мы почитаем этих детей, которые уже стали пожилыми людьми, также как и участников войны. Щелчок. Они совершили свой подвиг, который тоже останется в памяти людей. Но это сейчас, а тогда никто не думал о почете, каждый думал о том, как бы скорее приблизить долгожданную Победу.

Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы читает рассказ.

7 слайд.

Лев Абрамович Кассиль «Плот Алексея Андреевича».

1 часть

Командир никогда не видел в глаза Алексея Андреевича, но слышал о нём каждый день.

Важно

Неделю назад бойцы, возвращаясь из разведки, доложили, что в лесочке их встретил босой мальчуган, вывернул из карманов семь белых камешков, пять чёрных, потом вытянул верёвку, завязанную четырьмя узелками, а в конце концов вытряхнул три щепочки.

И, глядя на добытое из карманов добро, неизвестный мальчуган сообщил шёпотом, что на том берегу реки замечены семь миномётов немецких, пять танков противника, четыре орудия и три пулемёта. На вопрос: «Откуда он взялся?» — мальчонка ответил, что его прислал сам Алексей Андреевич.

Вопросы:

1. Как вы думаете, зачем мальчику понадобились камушки, веревки с узелками, щепочки? (чтобы запомнить информацию)

2 часть

Пришёл он к разведчикам и на другой день, и на третий. И каждый раз долго рылся в карманах, вытаскивая разноцветные камешки, щепочки, считал узлы на бечёвке и говорил, что его прислал Алексей Андреевич. Кто таков Алексей Андреевич, мальчонка не сказал, как его ни расспрашивали.

«Время военное — болтать много нечего, — объяснил он, — да и сам Алексей Андреевич не приказывал ничего говорить о нём». И командир, ежедневно получая очень важные сведения в лесу, решил, что Алексей Андреевич — это какой-то храбрый партизан, могучий богатырь с тугими усами и низким голосом.

Именно таким почему-то казался командиру Алексей Андреевич.

Вопросы:

1. Почему мальчик ничего не сказал об Алексее Андреевиче? (дал слово не говорить, берег военную тайну)

2. Каким вы представляете себе Алексея Андреевича? Опишите его.

3 часть

Однажды вечером, когда с широкой реки потянуло теплом и вода стала совсем гладкой, словно застывшей, командир проверил посты охранения и собрался поужинать. Но тут ему доложили, что к часовым заставы прибыл какой-то парнишка и просится к командиру. Командир разрешил пропустить мальчишку.

Через несколько минут он увидел перед собой невысокого паренька лет тринадцати-четырнадцати. Ничего особенного в нём не было. Мальчонка с виду казался простоватым и даже немного непонятливым. Он шёл слегка разболтанной походкой, и слишком короткие штанины мотались из стороны в сторону над его босыми ступнями.

Но командиру показалось, что мальчишка только прикидывается таким простачком. Командир почуял какую-то хитрость.

Совет

И действительно, как только паренёк увидел командира, он тотчас перестал зевать по сторонам, подобрался весь, сделал четыре твёрдых шага, замер, вытянулся и отчеканил:

— Разрешите доложить, товарищ командир? Алексей Андреевич…

— Ты?! — не поверил командир. — Я самый. Заведующий переправой. — Чем? Чем заведующий? — переспросил командир. — Переправой! — раздалось из-за куста, и сквозь листву просунулся мальчонка лет девяти. — А ты кто такой? — спросил командир.

Мальчуган вылез из куста, вытянулся и, поглядывая то на командира, то на своего старшего товарища, старательно выговорил: — Я — для особых поручениев. Тот, кто назвался Алексеем Андреевичем, грозно покосился на него. — Для поручений, — поправил он малыша, — сто раз сказано! И не лезь, покуда старший говорит.

Сызнова вас учить надо? Командир скрыл улыбку и внимательно оглядел обоих. И старший и маленький стояли перед ним навытяжку. — Это Валёк, порученец мой, — пояснил первый, — а я заведующий переправой. У маленького «порученца» от волнения всё время шевелились пальцы босых запылённых ног, аккуратно сдвинутых пятками вместе. — Заведующий? Переправой? — удивился командир.

— Так точно. — Где же это твоя переправа? — В известном месте, — сказал паренёк. — Да что это за переправа такая? — рассердился командир. — Крутит тут мне голову: переправа, переправа… а ничего толком не объяснит. — Можно стоять вольно? — спросил паренёк. — Да стой вольно, стой, как хочешь, только скажи толком: что тебе от меня надо? Ребята стали «вольно».

Маленький при этом старательно отставил в сторону ногу и смешно вывернул пятку. — Обыкновенная переправа, — неторопливо начал старший. — Имеется, значит, плот. Под названием «Гроб фашистам». Сами связали. Нас целых восемь человек, а я заведующий. И мы с того берега, где немцы, трёх раненых наших на эту сторону переправили. Они вон там, в лесу.

Мы их там укрыли, маскировку сделали. Только дале-то их тащить тяжело. Вот мы к вам и прибыли. Их надо в посёлок унести, раненых. — Что же, немцы вас не заметили? Как же вы у них под носом на своём плоту путешествуете? — А мы всё под бережком, под бережком, а потом, там у нас коряга есть, мы от неё уже на ту сторону переваливаем. Тут у речки изгиб. Вот и не видно нас.

Они заметили было, стрелять начали, а мы уже к месту назначения прибыли. — Ну, если правду говоришь, молодец, Андрей Алексеевич! — сказал командир.

— Алексей Андреевич, — тихо поправил паренёк, скромно глядя в сторону.

Вопросы:

1. Зачем мальчики соорудили плот? (чтобы переправлять раненых)

2. Сколько детей организовывало переправу? (восемь)

3. Как называли свой плот организаторы переправы? (Гроб фашистам). Как бы вы его назвали, если бы были на месте ребят?

4 часть

II Через полчаса Алексей Андреевич и его «порученец» Валёк привели командира и санитаров к раненым, которые были спрятаны в лесу, там, где река сделала глубокую промоину в береге и толстые корни деревьев переплелись, как шалаш. — Вот тут! — указал Алексей Андреевич. Вскоре трое тяжело раненных красноармейцев были уложены санитарами на носилки.

Обратите внимание

Двое из раненых бойцов были в забытьи и только изредка тихо стонали; третий, схватив ослабевшей рукой командира за локоть, тяжело двигая губами, всё порывался сказать что-то. Но у него выходило только: — Пионеры-то… ребятишки… очень благодарны… бойцов… пионеры… Пропали бы… А они вот… Санитары унесли раненых в посёлок, а командир пригласил ребят поужинать к себе.

Но Алексей Андреевич заявил, что подходит самое время для работы и он отлучиться не может. На следующий день Алексей Андреевич принёс командиру бумажку, на которой был нарисован план расположения немцев. Он сам нарисовал его, пробравшись на тот берег. — А сколько у них пулемётов и орудий, не заметил? — спросил командир.

— Сейчас получите всё в точности, — отвечал Алексей Андреевич и свистнул. Тотчас из кустов высунулся долговязый парень в очках. — Это при нашем плоте счетовод Колька, — пояснил Алексей Андреевич. — Не счетовод, а бухгалтер, — мрачно поправил долговязый. — Бухгалтер! Сто раз сказано! — сказал Алексей Андреевич.

У «бухгалтера» оказался точный, завязанный узелком на верёвке, собранный из камешков и палочек список всех пулемётов и орудий, которые немцы установили на другом берегу. — А как насчёт броневиков? Не видали? — Это уже надо у Серёжки спросить, — отвечал Алексей Андреевич. — Я нарочно рассредоточил по всем, чтобы у каждого понемножку было.

А по камешкам да щепочкам немцы не узнают. Это у каждого в кармане бывает. Если кто и попадётся, остальные своё доделают. Эй, Серёжка! — крикнул он, и тотчас из-за кустов вышел наголо стриженный и загорелый увалень; у него был десяток ракушек, обозначающих немецкие броневики и танки. — Может, вам винтовки нужны? — вдруг сурово спросил Алексей Андреевич.

Командир рассмеялся: — А вы что, не только плоты мастерите, но и винтовки, выходит, производите? Так, что ли? — Нет, — отвечал, не улыбаясь, Алексей Андреевич. — У нас готовые, немецкого производства. Присылайте вечером за ними к переправе, в ноль часов пятнадцать минут. Только чтоб точно. Четверть первого, как было условлено, к месту переправы пришёл сам командир.

Его сопровождали несколько бойцов. Командир стал спускаться к воде и споткнулся обо что-то железное и тяжёлое. Он нагнулся и нащупал мокрую винтовку. — Принимайте оружие, — зашептал Алексей Андреевич. Восемьдесят немецких винтовок передали пионеры-плотогоны в эту ночь красноармейцам.

Алексей Андреевич аккуратно пересчитал их, отметил у себя в записной книжечке каждую и велел своему «бухгалтеру» получить расписку с командира… Командир уложил ребят в своей палатке. Алексей Андреевич хотел оставить дежурных у плота, но командир поставил там своего часового.

Настоящий часовой охранял в эту ночь славный пионерский плот, а заведующий переправой и семеро его помощников, укрытые шинелями, сладко посапывали в командирской палатке. Утром часть уходила на новые позиции. Ребят разбудили, накормили вкусным завтраком. Командир подошёл к Алексею Андреевичу и положил ему руку на плечо.

— Ну, Алексей Андреевич, — сказал он, — спасибо тебе за службу. Пригодилась нам твоя переправа.

Вопросы:

Важно

1. Какую роль сыграла переправа детей в развитии военных действий? (спасли раненных, принесли оружие, передали важную информацию о боеприпасах врага)

2. Можно ли назвать поступок детей подвигом? Почему?

5 часть

Командир не раз вспоминал в тот день маленького заведующего переправой. Очень важные сведения дали командиру ребята. Фашистский батальон с танками и двумя взводами мотоциклистов был разгромлен в этот день. Вечером командир составлял список бойцов, представляемых к награде, и первым поставил имя Алексея, заведующего переправой через реку Н., славного командира плота «Гроб фашистам».

8 слайд

Ирина Николаевна:

Вопросы:

1. Назовите известных вам детей – героев Великой Отечественной войны, расскажите об их подвигах.

Читайте также:  Сказка. илья муромец и змей

Вспомним нескольких из них:

— Аркадий Каманин Щелчок

— Вася Коробко Щелчок

— Надя Богданова Щелчок

В классе организована выставка, посвященная детям-героям, вы сможете прочитать о них, так как экспозиция будет работать весь май.

Ольга Владимировна:

2. Сейчас мирное время, скажите ребята, какой подвиг может совершить человек в наш век?

В завершении нашего мероприятия прозвучит песня, которая по праву является символом победы. С праздником всех вас и всех ваших близких. С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

10 слайд. Видео включается автоматически. Звучит песня «День Победы»

Сайты фото:

1. http://bigpicture.ru/?p=768484

2. http://supercoolpics.com/den-pobedy-kak-eto-bylo-v-1945-godu-25-foto/

Источник: https://poisk-ru.ru/s14937t6.html

План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме: Урок литературного чтения «Дети в годы войны» 4 класс по произведениям Л.Кассиля

Урок литературного чтения

в форме игры «Умники и умницы»,

 «Дети в годы войны»

  Цель урока:

  • Пробудить интерес к произведениям, посвящённых Великой Отечественной войне;
  • Способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;
  • Учить лаконично выразить свой ответ на поставленный вопрос;
  • Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность;
  • Воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование:

  • Портрет Л.А.Кассиля;
  • Знаки отличия для игры «шёлкового умника»;
  • Цифры для дорожек: красная, жёлтая, зелёная;
  • Георгиевские ленточки;
  • Музыкальные заставки голоса Левитана;
  • Карточки со словами: агон, теоретик, ареопаг;
  • Благодарности.
  • Картинки: боевая машина «Катюша», орден «Золотая слава 1 степени»

(Дети построены для литмонтажа. Отвести специальное место для жюри, гостей)

— Какую знаменательную дату отмечаем в мае нынешнего года?

— Ежегодно 9 Мая в каждом доме нашей страны отмечают великий праздник – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы – это радостный и горький праздник.

Да он и не может быть иным! В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем как прекрасна жизнь! Как дорога нам она! И понимаем, что мы живём благодаря всем, кто воевал, погибал, выживал, когда , казалось, невозможно было выжить.

  •  Звучит фонограмма «Начало войны» (голос Левитана)
  • Литмонтаж детей по стихотворению Сергея Михалкова «Быль для детей»
  • Звучит фонограмма о капитуляции германских вооружённых сил.

(дети рассаживаются по местам)

— Мы обязаны знать и помнить прошлое нашей страны. Писатель Константин Симонов сказал : « В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы наш народ не выстоял, не выдержал этих четырёх страшных лет. Кто предскажет, каким стал бы земной шар, если бы не воля и сила советского народа?» (цитату записать на доске)

(чтение про себя и вслух)

— Хорошую память оставил о прошлом Л.А. Кассиль,  советский русский  писатель. Рассказы, многие из которых, посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомы Кассилю по собственному опыту военного корреспондента.

 Лев Абрамович Кассиль (1905 – 1979 г.) родился в семье врача и учительницы музыки в Саратовской губернии, ныне это г.Энгельс. С детства неуёмный фантазёр, в юности активный общественник.

—  Какие произведения Л.Кассиля вы самостоятельно прочитали?

— Кто является главными героями прочитанных рассказов.?

— Сегодня в игре «Умники и умницы» нам предстоит определить самого внимательного, вдумчивого читателя, знатока произведений на тему «Дети в годы войны»

— Дети изо всех сил помогали в годы войны взрослым во всех делах. Об этом вы читали книги и рассказы.

  1. Знакомство с правилами и условиями игры.

Чтобы в “Умников и умниц” нам игратьНадо очень много знать!Почему бежит река? Как летают облака?Что ест на ужин крокодил?Зачем Балда веревки вил?Какие праздники сейчас?Чем потчуют гостей у нас,-Всю живность на родной планете.Какие есть цветы на свете?Все буквы в алфавите знать,Уметь из них слова слагать.Все то и многое другое

Огромный мир для вас откроют.

— Вся игра состоит из трёх частей, трёх агонов, поэтому мы будем называть участников игры агонистами. «Агон» в переводе с греческого означает «соревнование»

Если кто – то из агонистов не знает ответа на вопрос, тогда им помогут зрители, которых мы будем называть теоретиками.  В переводе с греческого  «теория» означает «наблюдение»

За это зрители – теоретики будут получать орден «шёлкового умника»

Судьи – наше жюри «Ареопаг» — название Верховного суда в Греции, будут не только справедливо судить агонистов, но и внимательно  наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку.

 Особенности дорожек:

Совет

Красная – самая короткая, нужно ответить на 2 вопроса, самых трудных,               ошибок допускать нельзя.

Жёлтая —  состоит из трёх квадратов, допускается одна ошибка.

Зелёная – можно ошибиться два раза.

Агон заканчивается, когда один из агонистов пересекёт границы своей дорожки.

1 агон.

Отборочный тур.

— Назовите дату начала и окончания войны.

— Сколько лет прошло со дня Победы над Фашистской Германией? (65)

— Рассмотрите фотографию. Как называется эта боевая машина. («Катюша»)

Выбраны три игрока. Определить свою дорожку.

1 агон мы посвящаем рассказу Л.А. Кассиля «Плот Алексея Андреевича».

(Зелёная) – Какую должность выполнял А.А.? (заведующий переправой)

(жёлтая) – Какое название носил плот? («Гроб фашистам»)

(красная) – Что означали белые и чёрные камешки, верёвочка с узелками и   щепочки в кармане босого мальчишки? (семь миномётов, пять танков, четыре орудия, три пулемёта)

(Зелёная) – Сколько лет было А.А.? (13 — 14)

(жёлтая) – Для чего мальчишки пришли в партизанский отряд? (забрать раненых)

(красная) – Кем был Валёк при А.А.? (порученец)

(Зелёная) –  Где были спрятаны раненые? (в лесу, река сделала промоину и корни деревьев переплелись, образуя шалаш)

(жёлтая) – — Как получилось, что немцы не замечали, что мальчишки путешествуют на плоту по реке, да ещё добывают важные сведения? (под бережком, через изгиб реки)

Зелёная) – Сколько немецких винтовок передали пионеры – плотогоны красноармейцам? (80)

                                Определить победителя 1 агона.

2 агон.

 Отборочный тур

(учесть наличие «шёлковых умников» )

— В котором часу нужно было явиться командиру для передачи винтовок? (0 часов 15 мин.)

— Где отмечал бухгалтер– счетовод Колька переданные винтовки? (записная книжка)

— Как была отмечена работа мальчишек командиром отряда? ( список к награде №1)

Выбраны игроки, определяют дорожку.

2 агон посвящён рассказу Л.Кассиля «У классной доски»

Зелёная – Как звали учительницу? (Ксения Андреевна)

Жёлтая – Почему в школе не шли занятия? (Было лето)

Красная – Где стояла школа? (в стороне от села, на пригорке, у обрыва реки)

Зелёная – Колхозники ушли в ближайший лес за село. Для чего? (организовали партизанский отряд)

Жёлтая – Назовите школьников, которые находились вместе с К.А.? (Костя Рожков, Шура Капустина, Сеня Пичугин)

Обратите внимание

Красная – Какую помощь каждый из ребят оказывал партизанскому отряду? ( Костя – доставлял донесения. Шура – делала перевязки, Сеня – разведчик)

Зелёная – На чём приехали немецкие разведчики к школе? (мотоцикл)

Жёлтая – Что хотели узнать фашисты от ребят ? (где прячутся партизаны)

Зелёная – Как Костя Рожков сообщил партизанам о захвате школы? (ударил немца доской)

                             Определить победителя 2 агона

    Стихотворение читает Катя Комарова.

3 агон.

Отборочный тур.

(учесть наличие «шёлковых умников» )

— Почему командир не сел на стул, принесённый Сеней Пичугиным?  (залит чернилами)

— Сколько лет работала в школе К.А.? (32)

— Почему К.А. всегда находилась в школе, даже летом? (там жила)

Выбраны игроки, определяют дорожку.

3 агон проведём по рассказу «Соловушка» автор Пятрас Цвирка.

Зелёная – Почему немецкий офицер остановил отряд в конце деревни? (услышал пение птицы)

Жёлтая – Где сидел мальчик? (на краю канавы)

Красная —  Чем был занят мальчик? (строгал деревяшку, уперев в грудь)

Зелёная – Сколько лет было мальчику? (13)

Жёлтая – Мамальчик подал лейтенанту деревянную штучку. Что это было? (берёзовая дудочка)

Обратите внимание

Красная –Что ответил мальчик на вопрос : «Ты здесь один?» (много: болше воробьёв, ворон, куропаток. Соловей я один)

Зелёная —  Что обещал лейтенант мальчику, если он буде провожатым? (зажигалку).

Жёлтая –Куда просили проводить немцы мальчика? (через лес на Сурмонтай)

Зелёная – Зачем Соловушка вернулся обратно на своё обычное место у канавы? (поджидать новый отряд)

— Чем он занимался, поджидая отряд? (насвистывал чудесные мелодии)

                    Определить победителя 3 агона.

Вывод: простые мальчишки, проявившие храбрость и мужество. Мы даже не знаем их имён.

При чтении рассказов проявили наблюдательность, внимание, чётко отвечали на мои вопросы.

  • Победителей  трёх агонов наградить благодарностями.
  • Всем участникам в память георгиевские ленточки.

Чёрный – оранжевый цвет- дым и пламя, знаки личной доблести солдата на поле боя.

 Это память о прошлом Отечества. Носят на груди, кАк военную награду.

 ( показ ордена «Золотая слава 1 степени»)

Стихотворение читает Галя Филиппова.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/10/28/urok-literaturnogo-chteniya-deti-v-gody-voyny-4-klass-po

О рассказе льва кассиля «алексей андреевич» (мурзилка,1942, №1-2, с.4-7)

О писателе Льве Кассиле мы уже говорили в разделе «Вместе с партизанами» («Рассказ об отсутствующем»).

В рассказе «Алексей Андреевич» писатель освещает ту же тему. Однако здесь перед нами не мальчик одиночка, а организованный отряд из восьми ребят, действующий под руководством тринадцатилетнего паренька.

Об уважительном отношении ребят к своему командиру говорит тот факт, что они называют его полным именем, как взрослого – Алексей Андреевич.

Под руководством Алексея Андреевича группа совершала разведку и фиксировала данные тайным способом для передачи нашим бойцам. Эта группа своими силами соорудила плот через реку, чтобы на другом берегу реки, где были немцы, разведывать их боевые силы.

Лев КАССИЛЬ

АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ

(публикуется в сокращении)

…Бойцы, возвращаясь из разведки, докладывали, что в лесочке их встретил босой мальчуган, вывернул из карманов семь белых камешков, пять черных, потом вытянул веревку, завязанную четырьмя узелками, в конце концов, вытряхнул три щепочки.

И, глядя на добытое из карманов добро, неизвестный мальчуган сообщил шепотом, что на том берегу реки замечено семь минометов немецких, пять танков противника, четыре орудия и три пулемета.

На вопрос откуда он взялся, мальчонка ответил, что его прислал Алексей Андреевич.

Пришел он к разведчикам и назавтра и через день. И каждый раз долго рылся в карманах, вытаскивая разноцветные камешки, щепочки, считал узлы на бечевке и говорил, что его прислал Алексей Андреевич.

– Кто таков Алексей Андреевич – болтать много нечего, – объяснял он, – да и сам Алексей Андреевич не приказывал ничего говорить о нем.

И командир ежедневно получая очень важные сведения в лесу, решил, что Алексей Андреевич – это какой-то храбрый заречный партизан, могучий богатырь, с тугими усами и низким голосом. Именно таким почему-то казался командиру Алексей Андреевич.

Однажды вечером … когда командир проверял посты охранения и собирался поужинать, но тут ему доложили, что к часовым заставы прибыл какой-то парнишка и просится к командиру. Командир разрешил пропустить мальчишку.

Через несколько минут он увидел перед собой невысокого паренька лет тринадцати-четырнадцати. Ничего особенного в нем не было. Мальчишка с виду казался простоватым и даже немного непонятливым… Но командиру показалось, что мальчишка только прикидывается таким простачком. И действительно, как только паренек увидел командира… отчеканил:

– Разрешите доложиться, товарищ командир? Алексей Андреевич.

– Ты? – не поверил командир.

– Я самый, заведующий переправой.

– Чем? Чем заведующий? – переспросил командир.

– Переправой, – раздалось из-за куста, и сквозь листву просунулся мальчонка лет девяти.

– А ты кто такой? – спросил командир.

Малыш вылез из-за куста, вытянулся и, поглядывая то на командира, то на своего старшего товарища, старательно выговорил:

– Я – для особых поручениев.

Тот, что назвался Алексеем Андреевичем, грозно покосился на него.

– Для пору–че–ний,– поправил он малыша, – сто раз сказано! И не лезь, покуда старший говорит. Сызнова вас учить надо?

Командир скрыл улыбку и внимательно оглядел обоих. И старший и маленький стояли перед ним навытяжку.

– Это Валек, порученец мой, – пояснил первый, – а я заведующий переправой.

– Заведующий? Переправой? – удивился командир. А где же твоя переправа?

– В известном месте, – сказал паренек и посмотрел на маленького. Тот только носом шмыгнул: понимаем , мол, небось.

– А ты откуда явился?

– Из поселка. Вон, там, за лесом.

А по фамилии как тебя? – допытывался командир.

– А по фамилии – я потом только вам скажу, а то может семейству моему вред получиться. Немцы узнают, отместку за меня сделают.

– За что же немцы тебе мстить будут?

– Как за что? – За переправу.

– Да что это за переправа такая? – рассердился командир. Крутят тут мне голову: переправа, переправа, а ничего толком не объяснят.

– Можно стоять вольно? – спросил паренек

– Да стой вольно, стой, как хочешь, только скажи толком: чего тебе от меня надо?

Ребята встали «вольно».

– Обыкновенная переправа, – неторопливо начал старший. Имеется, значит, плот под названием «Гроб фашистам». Сами связали. Нас целых восемь человек, а я заведующий. И мы с того берега, где немцы, трех раненых наших на эту сторону переправили. Они вон там, в лесу. Мы их там укрыли, маскировку сделали. Только далеко их тащить тяжело. Вот мы и прибыли. Их надо в поселок унести, раненых…

Важно

Через полчаса Алексей Андреевич и его порученец Валек привел командира и санитаров к раненым, которые были спрятаны в лесу, там, где река размыла берег и толстые корни деревьев переплелись как шалаш.

– Вот тут! – сказал Алексей Андреевич…

Вскоре трое тяжелораненых красноармейцев были уложены санитарами на носилки…

На следующий день Алексей Андреевич принес командиру бумажку, на которой был нарисован план расположения немцев. Он сам нарисовал его, пробравшись на тот берег.

Читайте также:  Воскобойников «первые дни войны» читать текст

– А сколько у них пулеметов и орудий, не заметил? – спросил командир.

– Сейчас получите все в точности, – отвечал Алексей Андреевич и свистнул. Тотчас из кустов высунулся долговязый парень в очках.

– Это при нашем плоте счетовод, Колька, – пояснил Алексей Андреевич.

У «бухгалтера» оказался точный, завязанный узелками на веревке, собранный из камешков и палочек, список всех пулеметов и орудий, которые немцы установили на другом берегу.

– А как насчет броневиков? Не видели?

– Это уже надо у Сережки спросить, – ответил Алексей Андреевич. – Я нарочно рассредоточил по всем, чтобы у каждого понемножку было. Эй, Сережка! – крикнул он.

И тотчас из-за кустов вышел наголо стриженный загорелый увалень. У него было десяток ракушек, обозначающих немецкие броневики и танки.

– Может, вам винтовки нужны? – вдруг сурово спросил Алексей Андреевич.

Командир рассмеялся.

– А вы что, не только плоты мастерите, но и винтовки, выходит, производите? Так, что ли?

– Нет,– отвечал, не улыбаясь, Алексей Андреевич. – У нас готовые, немецкого производства. Присылайте вечером за ними к переправе в ноль часов пятнадцать минут. Только чтобы точно…

Четверть первого как было условлено, к месту переправы пришел сам командир. Его сопровождали несколько бойцов.

– Принимайте оружие, – зашептал Алексей Андреевич…

Восемьдесят немецких винтовок передали пионеры плотогоны в эту ночь красноармейцам…

– Ну, вы просто молодцы, ребята,– с искренним восхищением сказал командир, – здорово работаете! Этак вы, пожалуй, пушку притащить можете.

И пушку можем, – спокойно согласился Алексей Андреевич.

Оказалось, что на том берегу, в болотной тине, накануне завязла немецкая пушка. Ребята высмотрели это место. Днем немцы пытались вытащить орудие на берег, на сухое место, но у них ничего не вышло.

Командир отрядил семерых бойцов в помощь ребятам… К утру в расположении части была доставлена вытащенная из тины оставленная там фашистами пушка и миномет….

Совет

Командир уложил ребят в своей палатке. Алесей Андреевич хотел оставить дежурного у плота, но командир поставил там своего часового…

Утром часть уходила на свои позиции. Ребят разбудили, накормили вкусным завтраком. Командир подошел к Алексею Андреевичу и положил ему руку на плечо.

– Ну, Алексей Андреевич, – сказал он, – спасибо тебе за службу. Пригодилась нам твоя переправа. Что ж тебе подарить на память?

– Да что вы!.. Мне ничего не надо.

– Погоди,– остановил его командир. – Вот, Алексей Андреевич, получай от меня. Носи с почетом. Зря не бахай, попусту не грозись. Оружие боевое. – И, отстегнув свой наган, он протянул его заведующему переправой.

У ребят загорелись глаза от восторженной зависти. Алексей Андреевич взял обеими руками револьвер…

Но вдруг он вздохнул и протянул наган обратно командиру.

– Нельзя, – тихо проговорил он – нельзя мне его при себе держать. Попадешься еще немцам, обыщут, вот и узнают, что мы разведчики. Нет уж, возьмите, товарищ командир. И не глядя на командира, он сунул револьвер…

Вечером командир составлял список бойцов, представленных к награде. В нем он поставил и имя пионера Алексея, заведующего переправой через реку Н., – славного командира плота «Гроб фашистам».

Вопросы для обсуждения:

1. Кто такой Алексей Андреевич? Почему ребята называли своего сверстника полным именем и не хотели о нем рассказывать? Чем он заслужил их уважение?

2. Каким образом и с какой целью ребята из отряда Алексея Андреевича вели разведывательные записи? Почему они скрывали свои фамилии?

3. Зачем им нужна была переправа через реку на другой берег, где были немцы?

4. Какую помощь отраду наших бойцов оказала сооруженная детьми переправа?

5. Почему Алексей Андреевич вернул командиру подаренный им наган?

Дополнительная литература:

В.Богомолов «Иван»

М.Зощенко «Спустя три года»

В.Катаев «Сын полка»

Б.Полевой «Разведчики»

Э.Казакевич «Звезда»

Раздел 10.

ОНИ СПАСАЛИ РАНЕНЫХ

Во время войны санитарки, среди которых было много совсем юных, проявили подлинный героизм, вынося с поля боя раненых солдат и офицеров. Оказывая медицинскую помощь на полях сражения, под огнем противника, они вернули в ряды защитников родины миллионы спасенных ими бойцов.

Многие из санитарок были представлены к награде: кто-то к медали «За боевые заслуги», кто-то к ордену «Красной звезды», кто-то даже к высшей награде – «Ордену Ленина».

Известный полководец Маршал Советского союза Иван Баграмян писал после завершения войны:

«То, что сделано было санитарками в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом».

Не случайно на Мамаевом кургане воздвигнут памятник санитарке, молодой девушке, выносящей раненого солдата на своих плечах.

Рекомендуем обсудить:

1.С. Сергеев–Ценский «Хитрая девчонка»

2. В. Каверин «Самое необходимое»

3. В. Каверин «Кнопка»



Источник: https://infopedia.su/1×1499.html

Урок литературного чтения «Дети в годы войны» 4 класс

Урок литературного чтения

в форме игры «Умники и умницы»,

«Дети в годы войны»

Цель урока:

  • Пробудить интерес к произведениям, посвящённых Великой Отечественной войне;
  • Способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;
  • Учить лаконично выразить свой ответ на поставленный вопрос;
  • Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность;
  • Воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование:

  • Портрет Л.А.Кассиля;
  • Знаки отличия для игры «шёлкового умника»;
  • Цифры для дорожек: красная, жёлтая, зелёная;
  • Георгиевские ленточки;
  • Музыкальные заставки голоса Левитана;
  • Карточки со словами: агон, теоретик, ареопаг;
  • Благодарности.
  • Картинки: боевая машина «Катюша», орден «Золотая слава 1 степени»

(Дети построены для литмонтажа. Отвести специальное место для жюри, гостей)

— Какую знаменательную дату отмечаем в мае нынешнего года?

— Ежегодно 9 Мая в каждом доме нашей страны отмечают великий праздник – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы – это радостный и горький праздник.

Да он и не может быть иным! В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем как прекрасна жизнь! Как дорога нам она! И понимаем, что мы живём благодаря всем, кто воевал, погибал, выживал, когда , казалось, невозможно было выжить.

  • Звучит фонограмма «Начало войны» (голос Левитана)
  • Литмонтаж детей по стихотворению Сергея Михалкова «Быль для детей»
  • Звучит фонограмма о капитуляции германских вооружённых сил.

(дети рассаживаются по местам)

— Мы обязаны знать и помнить прошлое нашей страны. Писатель Константин Симонов сказал : « В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы наш народ не выстоял, не выдержал этих четырёх страшных лет. Кто предскажет, каким стал бы земной шар, если бы не воля и сила советского народа?» (цитату записать на доске)

(чтение про себя и вслух)

— Хорошую память оставил о прошлом Л.А. Кассиль, советский русский писатель. Рассказы, многие из которых, посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомы Кассилю по собственному опыту военного корреспондента.

Лев Абрамович Кассиль (1905 – 1979 г.) родился в семье врача и учительницы музыки в Саратовской губернии, ныне это г.Энгельс. С детства неуёмный фантазёр, в юности активный общественник.

— Какие произведения Л.Кассиля вы самостоятельно прочитали?

— Кто является главными героями прочитанных рассказов.?

— Сегодня в игре «Умники и умницы» нам предстоит определить самого внимательного, вдумчивого читателя, знатока произведений на тему «Дети в годы войны»

— Дети изо всех сил помогали в годы войны взрослым во всех делах. Об этом вы читали книги и рассказы.

  1. Знакомство с правилами и условиями игры.

Чтобы в “Умников и умниц” нам игратьНадо очень много знать!Почему бежит река? Как летают облака?Что ест на ужин крокодил?Зачем Балда веревки вил?Какие праздники сейчас?Чем потчуют гостей у нас,-Всю живность на родной планете.Какие есть цветы на свете?Все буквы в алфавите знать,Уметь из них слова слагать.Все то и многое другое

Огромный мир для вас откроют.

— Вся игра состоит из трёх частей, трёх агонов, поэтому мы будем называть участников игры агонистами. «Агон» в переводе с греческого означает «соревнование»

Если кто – то из агонистов не знает ответа на вопрос, тогда им помогут зрители, которых мы будем называть теоретиками. В переводе с греческого «теория» означает «наблюдение»

За это зрители – теоретики будут получать орден «шёлкового умника»

Судьи – наше жюри «Ареопаг» — название Верховного суда в Греции, будут не только справедливо судить агонистов, но и внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку.

Особенности дорожек:

Красная – самая короткая, нужно ответить на 2 вопроса, самых трудных, ошибок допускать нельзя.

Жёлтая — состоит из трёх квадратов, допускается одна ошибка.

Зелёная – можно ошибиться два раза.

Агон заканчивается, когда один из агонистов пересекёт границы своей дорожки.

1 агон.

Отборочный тур.

— Назовите дату начала и окончания войны.

— Сколько лет прошло со дня Победы над Фашистской Германией? (65)

— Рассмотрите фотографию. Как называется эта боевая машина. («Катюша»)

Выбраны три игрока. Определить свою дорожку.

1 агон мы посвящаем рассказу Л.А. Кассиля «Плот Алексея Андреевича».

(Зелёная) – Какую должность выполнял А.А.? (заведующий переправой)

(жёлтая) – Какое название носил плот? («Гроб фашистам»)

(красная) – Что означали белые и чёрные камешки, верёвочка с узелками и щепочки в кармане босого мальчишки? (семь миномётов, пять танков, четыре орудия, три пулемёта)

(Зелёная) – Сколько лет было А.А.? (13 — 14)

(жёлтая) – Для чего мальчишки пришли в партизанский отряд? (забрать раненых)

(красная) – Кем был Валёк при А.А.? (порученец)

(Зелёная) – Где были спрятаны раненые? (в лесу, река сделала промоину и корни деревьев переплелись, образуя шалаш)

(жёлтая) – — Как получилось, что немцы не замечали, что мальчишки путешествуют на плоту по реке, да ещё добывают важные сведения? (под бережком, через изгиб реки)

Зелёная) – Сколько немецких винтовок передали пионеры – плотогоны красноармейцам? (80)

Определить победителя 1 агона.

2 агон.

Отборочный тур

(учесть наличие «шёлковых умников» )

— В котором часу нужно было явиться командиру для передачи винтовок? (0 часов 15 мин.)

— Где отмечал бухгалтер– счетовод Колька переданные винтовки? (записная книжка)

— Как была отмечена работа мальчишек командиром отряда? ( список к награде №1)

Выбраны игроки, определяют дорожку.

2 агон посвящён рассказу Л.Кассиля «У классной доски»

Зелёная – Как звали учительницу? (Ксения Андреевна)

Жёлтая – Почему в школе не шли занятия? (Было лето)

Красная – Где стояла школа? (в стороне от села, на пригорке, у обрыва реки)

Зелёная – Колхозники ушли в ближайший лес за село. Для чего? (организовали партизанский отряд)

Жёлтая – Назовите школьников, которые находились вместе с К.А.? (Костя Рожков, Шура Капустина, Сеня Пичугин)

Обратите внимание

Красная – Какую помощь каждый из ребят оказывал партизанскому отряду? ( Костя – доставлял донесения. Шура – делала перевязки, Сеня – разведчик)

Зелёная – На чём приехали немецкие разведчики к школе? (мотоцикл)

Жёлтая – Что хотели узнать фашисты от ребят ? (где прячутся партизаны)

Зелёная – Как Костя Рожков сообщил партизанам о захвате школы? (ударил немца доской)

Определить победителя 2 агона

Стихотворение читает Катя Комарова.

3 агон.

Отборочный тур.

(учесть наличие «шёлковых умников» )

— Почему командир не сел на стул, принесённый Сеней Пичугиным? (залит чернилами)

— Сколько лет работала в школе К.А.? (32)

— Почему К.А. всегда находилась в школе, даже летом? (там жила)

Выбраны игроки, определяют дорожку.

3 агон проведём по рассказу «Соловушка» автор Пятрас Цвирка.

Зелёная – Почему немецкий офицер остановил отряд в конце деревни? (услышал пение птицы)

Жёлтая – Где сидел мальчик? (на краю канавы)

Красная — Чем был занят мальчик? (строгал деревяшку, уперев в грудь)

Зелёная – Сколько лет было мальчику? (13)

Жёлтая – Мамальчик подал лейтенанту деревянную штучку. Что это было? (берёзовая дудочка)

Обратите внимание

Красная –Что ответил мальчик на вопрос : «Ты здесь один?» (много: болше воробьёв, ворон, куропаток. Соловей я один)

Зелёная — Что обещал лейтенант мальчику, если он буде провожатым? (зажигалку).

Жёлтая –Куда просили проводить немцы мальчика? (через лес на Сурмонтай)

Зелёная – Зачем Соловушка вернулся обратно на своё обычное место у канавы? (поджидать новый отряд)

— Чем он занимался, поджидая отряд? (насвистывал чудесные мелодии)

Определить победителя 3 агона.

Вывод: простые мальчишки, проявившие храбрость и мужество. Мы даже не знаем их имён.

При чтении рассказов проявили наблюдательность, внимание, чётко отвечали на мои вопросы.

  1. Подведение итогов.

    • Победителей трёх агонов наградить благодарностями.
    • Всем участникам в память георгиевские ленточки.

Чёрный – оранжевый цвет- дым и пламя, знаки личной доблести солдата на поле боя.

Это память о прошлом Отечества. Носят на груди, кАк военную награду.

( показ ордена «Золотая слава 1 степени»)

Стихотворение читает Галя Филиппова.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=18092

Подвиг Народа — поиск участников ВОВ по фамилии

С помощью Министерства обороны Российской Федерации был создан электронный банк «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» который находится по адресу podvignaroda.mil.

ru, на нем можно найти информацию о подвигах и наградах своих отцов, дедушек и бабушек по имени и фамилии.

Поиск происходит по военным архивным документам, которые были оцифрованы и занесены в базу сайта.

Важно

Сайт “Подвиг народа” – это самая полная и актуальная база данных по участникам Великой Отечественной Войны — есть информация практически обо всех воинах.

На первом этапе оцифровки с 2010 по 2015 года было внесено 30 миллионов записей по награждению орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также информация по 22 миллионам орденов Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы, а также 200 тысяч архивных дел общим объемом 100 миллионов листов!

Такая огромная работа была проделана ради главной цели проекта:

Основными целями проекта являются увековечение памяти всех героев Победы, независимо от звания, масштабов подвига, статуса награды, военно-патриотическое воспитание молодежи на примере военных подвигов отцов, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Войны.

Читайте также:  Подвижные игры для 1-2 класса в школе

Далее вы более подробно можете узнать о возможностях сайта.

Есть 3 главных вариантов поиска:

  1. Поиск людей и их наград
  2. Поиск указов и приказов о награждение
  3. Поиск данных по месту и времени

Чтобы найти человека используйте первый вариант поиска, для этого откройте сайт http://podvignaroda.mil.ru/ и перейдите на вкладку «Люди и награждения» и введите фамилию и имя человека, награды которого нужно найти.

Для поиска указов и данных по месту проведения военных действий, советуем использовать другой сайт — «Память народа» о котором будет рассказано ниже.

Если вы хотите произвести поиск по номеру награды, то этого не получится сделать, т.к. в документах по награждению номера наград не указаны.

Если информация о судьбе человека не известна, то сайт «Подвиг народа» вам не подойдет, т.к. он не содержит данные о погибших или без вести пропавших. Такую информацию следует искать на сайте www.obd-memorial.ru пробуя различные написания фамилий и имен т.к. в документах военного времени могли содержаться ошибки в ФИО или дате рождения.

Напомним, что инициатором данного проекта является Департамент развития информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны Российской Федерации, а техническая поддержка осуществляется компанией «ЭЛАР». Спасибо им за этот сайт!

Информация берется из двух фондов: Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦА МО) и Центрального военно-морского архива Министерства обороны РФ (ЦВМА).

Память народа

Позже был открыт более современный сайт https://pamyat-naroda.ru/ «Память народа» с документами Второй мировой войны, который имеет более приятный дизайн и самое главное — больше информации, карт и исторических данных.

С помощью портала «Память Народа» стало еще проще восстановить боевой путь своего деда, найти документы о ранениях и наградах.

Проект Память Народа реализован в соответствии с решением Российского оргкомитета Победа от июля 2013 года, поддержан поручением Президента и Постановлением Правительства России в 2014 году.

Совет

Проект предусматривает публикацию в Интернет архивных документов и документов о потерях и награждениях солдат и офицеров Первой Мировой войны, развитие ранее реализованных Минобороны России проектов о Второй Мировой войне ОБД Мемориал и Подвиг Народа в один проект — Память Народа.

На странице https://pamyat-naroda.ru/ops/ вы можете ознакомиться с планами 226 операций с подробными схемами на карте. Каждая страница об операции содержит фамилии командующих и номера воинских частей, а также описание результата операции.

Рисунок 1 — Современная карта боевых операций во время ВОВ.

На странице https://pamyat-naroda.ru/memorial/ вы можете найти воинские захоронения в своем городе. Достаточно ввести название города и нажать кнопку «Найти». Всего содержится информация о 30588 захоронений по всему миру, кроме США.

Рисунок 2 — Воинские захоронения с указанием имен и фамилий.

Страница о захоронении содержит информацию о его состоянии (хорошее, плохое, отличное), вид захоронения, количество могил, количество известных и не известных захороненных. Также на странице доступен список захороненных с именами и датами рождения и смерти.

Источник: https://geeker.ru/education/podvig-naroda-poisk-uchastnikov-vov-po-familiyam/

Способы поиска участника ВОВ по имени и фамилии

Краткое содержание статьи:

Память о Великой Войне 20 века, ее героях мы храним вот уже больше 70 лет. Передаем ее детям и внукам, стараясь не потерять ни одного факта, фамилии. Практически каждую семью коснулось это событие, многие отцы, братья, мужья так и не вернулись.

Сегодня мы можем найти информацию о них благодаря кропотливой работе сотрудников военных архивов, добровольцев, посвящающих свое свободное время поискам солдатских могил.

Как это сделать, как найти участника ВОВ по фамилии, данные о его наградах, воинских званиях, месте гибели? Мы не могли обойти столь важную тему вниманием, надеемся, что сможем помочь тем, кто ищет и хочет найти.

Потери в Великой Отечественной Войне

Точно неизвестно и сейчас, сколько людей ушло от нас во время этой великой человеческой трагедии. Ведь подсчет начался не сразу, лишь в 1980 году с приходом гласности в СССР историки и политики, сотрудники архивов смогли приступить к официальной работе. До этого времени поступали разрозненные данные выгодные на тот момент.

  • После празднования дня победы 1945 года, И. В. Сталин заявил, что мы похоронили 7 миллионов советских граждан. Он говорил, по его мнению, обо всех, и о тех, кто лег во время битвы, и о тех, кого угнали в плен немецкие оккупанты. Но он упустил многое, не сказал о сотрудниках тыла, стоявших с утра до ночи у станка, падавших от изнеможения замертво. Забыл о приговоренных диверсантах, предателях родины, погибших в маленьких селах простых жителях и блокадниках Ленинграда; пропавших без вести. К сожалению, их можно перечислять долго.
  • Позже Л.И. Брежнев предоставил иную информацию, он сообщил о 20 миллионах погибших.

Сегодня, благодаря расшифровке секретных документов, поисковым работам, цифры приобретают реальный характер. Таким образом, можно увидеть следующую картину:

  • Боевые потери, полученные непосредственно на фронте во время сражений составляют – около 8 860 400 человек.
  • Не боевые потери (от болезней, ран, несчастных случаев) – 6 885 100 человек.

Однако эти цифры пока не соответствуют полной действительности. Война, да еще такая, это не только уничтожение врага ценой собственной жизни. Это разрушенные семьи – не рожденные дети. Это огромные потери мужского населения, благодаря которым еще не скоро восстановится необходимый для хорошей демографии баланс.

Это болезни, голод в послевоенные годы и смерть от него. Это отстройка страны заново, опять же во многом, ценой жизни людей. Всех их так же необходимо учесть, занимаясь подсчетами. Все они – жертвы страшного человеческого тщеславия, имя которому война.

Как найти участника Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 по фамилии?

Нет лучшей памяти звездам победы, чем желание будущего поколение знать, как это было. Желание сохранить информацию для других, для избегания такого повтора. Как найти участника ВОВ по фамилии, где найти возможные данные о дедах и прадедах, отцах – участниках боев, зная их фамилию? Специально для этого существуют теперь электронные хранилища, доступ к которым имеют все желающие.

  1. obd-memorial.ru – здесь содержатся официальные данные содержащие донесения частей о потерях, похоронки, трофейные карточки, а так же информация о звании, статусе (умер, был убит или пропал, где), сканированные документы.
  2. moypolk.ru – уникальный ресурс, содержащий сведения о тружениках тыла. Тех самых, без которых, мы не услышали бы важного слова «Победа». Благодаря этому сайту уже многие смогли найти или помочь найти потерянных.

Работа этих ресурсов заключается не только в розыске великих людей, но и сборе информации о них. Если вы обладаете хоть какой-то, сообщите ее администраторам этих сайтов. Тем самым мы сделаем большое общее дело – сохраним память и историю.

Архив Министерства Обороны: поиск по фамилии участников ВОВ

Еще один – основной, центральный, самый масштабный проект – http://archive.mil.ru/. Сохранившиеся там документы в большинстве своем единичны и остались целы благодаря тому, что были вывезены в Оренбургскую область.

За годы работы сотрудниками ЦА был создан великолепный справочный аппарат показывающий содержание архивных накоплений, фондов. Сейчас целью его является обеспечить доступ людей к возможным документам посредствам электронно-вычислительной техники. Таким образом, заработал сайт, на котором вы можете попытаться найти военного, участвовавшего в ВОВ, зная его фамилию. Как это сделать?

  • В левой части экрана найдите вкладку «память народа».
  • Укажите его ФИО.
  • Программа выдаст вам имеющуюся информацию: дату рождения, награды, отсканированные документы. Все, что есть в картотеках на данного человека.
  • Вы можете установить фильтр справа, выбрав только нужные источники. Но лучше выбрать все.
  • На данном сайте существует возможность посмотреть на карте боевые операции, и путь части, в которой служил герой.

Это уникальный по своей сути проект. Такого объема данных собранных и оцифрованных по всем существующим и доступным источникам: картотекам, электронным книгам памяти, документам медсанбатов и справочникам командного состава больше нет. По истине, пока существуют такие программы и люди, обеспечивающие их, память народа будет вечна.

Если вы не нашли там нужного человека, не отчаивайтесь, есть и другие источники, может они не такие масштабные, но их информативность от этого не становится меньше. Кто знает, в какой папке могла заваляться нужная вам информация.

Участники ВОВ: поиск по фамилии, архив и награды

Куда еще можно заглянуть? Существуют более узконаправленные хранилища, например:

  1. dokst.ru. Как мы и говорили, жертвами этой страшной войны, стали и те, кто оказался в плену. Их судьба может быть отображена на иностранных сайтах, как этот. Здесь в базе данных есть все о русских военнопленных и захоронениях советских граждан. Нужно знать лишь фамилию, вы сможете посмотреть списки пленных людей. Научно-исследовательский центр документации находится в городе Дрезден, именно он организовал этот сайт в помощь людям со всего мира. Вы можете не только искать по сайту, но отправить запрос через него.
  2. Росархив archives.ru – агентство, являющееся органом исполнительной власти, которое ведет учет всех государственных документов. Сюда вы можете обратиться с запросом либо через интернет, либо по телефону. Образец электронного обращение есть на сайте в разделе «обращения», левая колонка на странице. Некоторые услуги здесь оказываются платно, перечень их можно узнать в разделе «деятельность архива». Учитывая это, обязательно поинтересуйтесь, нужно ли вам будет оплачивать ваш запрос.
  3. rgavmf.ru – справочник военного морского флота о судьбах и великих делах наших моряков. В разделе «заказы и заявки» есть адрес электронной почты для оформления документов оставленных на хранение после 1941. Связавшись по нему с сотрудниками архива, вы можете получить любую информацию и узнать стоимость такой услуги, скорее всего она бесплатна.

Звоните, пишите – ищите. Любые архивы, справочники, книги, хранилища старых газет – все может быть здесь полезно.

Награды ВОВ: поиск по фамилии

Для поиска наград, подвигов организован открытый портал, посвященный именно этому www.podvignaroda.ru. Здесь опубликована информация о 6 млн.

случаях награждения, а так же 500 000 неврученных медалей, орденов, так и не дошедших до получателя. Зная фамилию своего героя, вы можете найти о его судьбе много нового.

Выложенные сканированные документы приказов и наградные листы, данные из учетных картотек, дополнят имеющиеся у вас знания.

К кому еще можно обратиться за информацией о наградах?

Много полезной информации, которой порой нет нигде, можно найти на форумах вышеперечисленных сайтов. Здесь люди делятся драгоценным опытом и рассказывают собственные истории, которые могут помочь и вам.

Существует много энтузиастов, готовых помочь всем желающим так или иначе. Они создают собственные архивы, проводят свои исследования, их так же можно найти лишь на форумах.

Не обходите стороной такой вид поиска.

Ветераны ВОВ: поиск по фамилии

Вот еще несколько интересных рекомендаций, страниц, где можно попробовать отыскать, что вам нужно:

  1. oldgazette.ru – интересный проект созданный людьми идейными. Человек, который хочет найти информацию, вводит данные, они могут быть любыми: ФИО, название наград и дата получения, строка из документа, описание события. Это сочетание слов и будет вычислять поисковиками, но не просто на сайтах, а в старых газетах. По результатам вы увидите, все, что удалось найти. Вдруг именно здесь вам повезет, вы найдете хотя бы ниточку.
  2. Бывает так, что мы ищем среди мертвых, а находим среди живых. Ведь многие вернулись домой, но в силу обстоятельств того тяжелого времени изменили место проживания. Для их поиска воспользуйтесь сайтом pobediteli.ru. Сюда люди ищущие шлют письма, где просят помочь найти своих однополчан, случайных встречных войны. Возможности проекта позволяют выбрать человека по ФИО и региону, даже если он проживает за рубежом. Увидев его в этих списках или похожего, вам нужно связаться с администрацией и обсудить этот вопрос. Добрые, внимательные сотрудники обязательно помогут и сделают все, что смогут. Проект не взаимодействует с государственными организациями и не может предоставить личную информацию: телефон, адрес. Но опубликовать ваше обращение о поиске вполне возможно. Вот уже более 1000 человек смогли таким образом найти друг друга.
  3. 1941-1945.at Ветераны своих не бросают. Здесь на форуме вы сможете пообщаться, навести справки среди самих ветеранов, возможно, они встречали и владеют информацией о нужном вам человеке.

Поиски живых не менее актуальны, чем поиски умерших героев. Кто же еще нам расскажет правду о тех событиях, о пережитом и выстраданном. О том, как встречали победу, ту – самую первую, самую дорогую, грустную и счастливую одновременно.

Дополнительные источники

Региональные архивы создавались по всей стране. Не такие крупные, держащиеся, зачастую на плечах простых людей, они сохранили уникальные единичные записи. Их адреса есть на сайте движения по увековечиванию памяти погибших. А так же:

На этих сайтах есть форумы, контакты администраторов, занимающихся поисковыми работами. Пишите им, спрашивайте, интересуйтесь. Возможно, они подскажут, куда еще вам обратиться.

Искать утраченное давно не так просто и потребует немало времени, сил и терпения. Но результат, несомненно, того стоит. Социальные сети нужны не только для сбора лайков за удачное селфи, но и для того, чтобы помогать людям найти друг друга. Не стоит забывать о них, там есть специальные группы https://vk.com/spasibo_veteranam.

Обратите внимание

Как можно увидеть, людей, желающих сохранить нашу историю сейчас много. И надо отдать им должное, ведь они – простые энтузиасты-идейники.

Они не получают заработных плат за свои работы, а зачастую вкладывают свои средства в развитие проектов, помогающих другим. Их труд бесценен, благодарность – безгранична. Благодаря им мы смогли узнать, как найти участника ВОВ по фамилии.

Эти люди выполняют таким образом общую задачу и долг перед героями – сохранить память и ценности за которые они боролись и умирали.

Дополнительные ресурсы по поиску ветеранов описаны в этой статье.

Видео-инструкция: сайты во поиску ветеранов Отечественно войны

Далее в этом ролике Михаил расскажет о дополнительных способах поиска участников ВОВ, какие ресурсы для этого использовать лучше всего:

Источник: http://1-kak.ru/261-kak-najti-uchastnika-vov-po-familii.html

Ссылка на основную публикацию