Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему: Картотека дидактических игр по ознакомлению с природой для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ознакомлению с природой для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Картотеку подготовила: воспитатель МАДОУ

 города Нижневартовска детский сад №88 «Одуванчик»

 Романенко Наталья Олеговна.

Сентябрь.

«Что где растёт?»

Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.

«Вершки и корешки».

Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды – вершки, у некоторых  съедобны и вершки и корешки.

«Что сажают в огороде?»

Обратите внимание

Цель: Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания).

«Определи на вкус».

Цель: Упражнять в умении определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький).

«Найди, о ком расскажу».

Цель: Закрепить умение находить животное по его характерным признакам.

Октябрь.

«Раз, два, три дерево назови».

Цель: Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).

«Кто живёт в лесу».

Цель: Закрепление знаний о животных, живущих в лесу.

«Кто знает, пусть продолжает».

Цель: Учить подбирать слова к обобщаемому слову (насекомые — это…)

«Найди листок, какой покажу».

Цель: Способствовать умению находить листок по показу.

«Собери дерево из частей».

Цель: Закреплять умение собирать из частей целое.

Ноябрь.

«Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт?»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе,  которую они приносят.

«С какой ветки детки?»

Цель: Закреплять знания о деревьях и их плодах.

«Загадки о животных» (лесных и домашних).

Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Кто ползает, а кто летает».

Цель: Формировать знания детей о насекомых и способах их передвижения.

«Сложи картинку».

Цель: Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания о временах года.

«Да и нет».

Цель: Упражнять детей в распознавании овощей и фруктов.

Декабрь.

«Кто во что одет».

Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).

«Охотник и пастух».

Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных.

«Когда это бывает?»

Цель: Закрепить знания детей о частях суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток.

«В магазине растений».

Цель: Закрепить знания детей о растениях, умение правильно их классифицировать.

«Кто живёт у нас зимой».

Цель: Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края и их названия.

«Какое время года».

Цель: Способствовать умению детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года.

Январь.

«Разрезные картинки».

Цель: Закреплять знания детей о строении тела домашних животных.

«Кто, где живёт».

Цель: Закреплять знания детей о насекомых и месте их обитания.

«Бывает — не бывает».

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

«Зоологическое лото».

Цель: Упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.

«Все по домам».

Цель: Учить, по внешнему виду домика, определять животное, в нём живущее.

Февраль.

«Чьи детки?»

Цель: Способствовать умению называть животных и их детёнышей.

«Загадки об овощах».

Цель: Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Найди по названию».

Цель: Закреплять знания  о птицах, развивать слуховое восприятие.

«Когда это бывает».

Цель: Уточнить и углубить знания детей о временах года.

«Кто, что любит».

Цель: Уточнить представления детей о том. Чем питаются дикие животные.

Март.

«Когда это бывает».

Цель: Учить отгадывать загадки по характерным признакам времён года.

«Какая сегодня погода?»

Цель: Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки.

«Узнай по вкусу».

Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий , кислый, солёный, горький).

«Магазин цветов».

Цель: Способствовать умению описывать комнатные растения, которые нужно купить.

«Съедобное или несъедобное».

Цель: Закреплять знания детей о съедобных  и несъедобных растениях.

Апрель.

«Где спряталась матрёшка».

Цель: Закрепить знания названий растений, воспитывать любознательность.

«Какую пользу приносят».

Цель: Закреплять знания детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

«Опиши,  мы отгадаем».

Цель: способствовать умению классифицировать растения по их признакам.

«А что потом?»

Цель: Закреплять знания о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.

«Птицы, которые прилетают весной».

Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.

Май.

«Кто, где живёт?»

Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания.

«Найди ошибку».

Цель: Развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времён года.

«Магазин « Цветы».

Цель: Способствовать умению описывать цветы, которые нужно купить.

«Четвёртый лишний».

Цель: Способствовать умению замечать ошибки, развивать наблюдательность.

«Парные картинки».

Важно

Цель: Воспитывать наблюдательность, умение находить в предметах, изображённых на картинках, сходства и различия.

Июнь.

«Отбери и назови цветы, которые  знаешь».

Цель: Закреплять умение различать и называть цветы.

«Охотники и пастух».

Цель: Упражнять детей в группировке диких и домашних животных.

«Чья это тень?»

Цель: Закреплять названия животных, способствовать умению узнавать животных по силуэту.

«Собери цветок из частей».

Цель: Способствовать умению детей собирать целое из частей. Закреплять названия растений.

«Узнай дерево по ветке».

Цель: Способствовать умению детей узнавать и называть деревья и кустарники по кроне, ветвям, плодам, стволу. Закреплять название деревьев, произрастающих в средней полосе и на участках ДОУ.

Июль.

«Где, что растёт».

Цель: Формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи, фрукты, цветы, деревья, грибы.

«Чей хвост?»

Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных.

«Кого не стало?»

Цель: Развивать наблюдательность, зрительную память, закреплять названия домашних животных.

«Загадки о птицах».

Цель: Способствовать умению отгадывать загадки о птицах, опираясь на ключевые слова.

«Угадай».

Совет

Цель: Способствовать умению узнавать фрукты и ягоды по их частям (долька, косточка, гроздь, кожура и т. д).

Август.

«Съедобные — несъедобные».

Цель: Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Научить различать их по внешнему виду.

«На птичьем дворе».

Цель: Способствовать умению детей узнавать и называть домашних птиц (утка,  курица, гусь, петух, индюк) и их детёнышей.

«Сложи картинку» (пейзажи).

Цель: Закреплять умение собирать из частей целое изображение.

«Да и нет».

Цель: Закрепить знания о частях тела животного, и какие звуки он издаёт.

«Угадай».

Цель: Способствовать умению узнавать овощ  по частям (долька, зубчик, кочан, ботва, стручок и т. д).

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/04/24/kartoteka-didakticheskih-igr-po-oznakomleniyu-s-prirodoy

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями в средней группе.

Подборка Комаровой С.В.

№ 1. «Кем я хочу стать? Как буду работать?».

Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

Материал: Картинки, изображающих людей разных профессий.

Ход игры: 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?».

  1. Обсуждение темы: «Какие профессии называют женскими? Мужскими?», «Случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».
  2. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное – любить и хорошо знать свое дело.

№ 2. «Поймай – скажи».

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает.

№ 3. «Про Олю и Колю».

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».

Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.

Образец: Коля уступил место Оле, потому что … он мальчик.

                Оля любит шить, потому что … она девочка.

№ 4. «Помощники».

Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким.

Материал: цветок из картона со съемными лепестками.

Ход: дети поочередно отрывают лепестки цветка, называя обязанности, которые они выполняют дома (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за домашними животными, убирают игрушки и др.).

Вариант игры: дети перечисляют домашние обязанности, которые выполняют их мамы и папы.

№ 5. «Отгадай профессию».

Цель: закрепить знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход: воспитатель поочередно перечисляют действия человека, занятого тем или иным делом. Дети называют профессию, один ребенок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии.

№ 6. «Назови одним словом».

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

№ 7. «Кто кем хочет стать?».

Цель: употребление трудных форм глагола

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

№ 8.  «Назови слова – действия».

Называю профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии

Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.

Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Обратите внимание

Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.

№ 9. «Кому нужны эти предметы».

Весы, товар, прилавок (для продавца).

Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).

Половник, кастрюля, продукты (для повара).

Шины, автобус, руль (для шофера).

Шприц, вата, бинт (для врача).

Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).

Краска, кисть, ведро (для маляра).

№ 10. «Кому нужен этот предмет?».

(На ковре лежат каска, жезл, швейная машинка, шприц, молоток, гаечный ключ, дуршлаг, расческа, газета, молярная кисть, тетрадь, рубанок).

Дети под музыку движутся по кругу, музыка останавливается – дети берут предметы и говорят:

— Как называется этот предмет?

— Людям какой профессии он нужен?

— Что делает человек данной профессии?

№ 11. «Для чего нужны предметы?».

Дети встают в круг, бросаю мяч и называю предмет. Ребенок, у которого мяч, должен быстро сказать, что делают с этим предметом.

Ножом –режут

Метлой –метут

Пилой – пилят

Топором –рубят

Поварешкой – наливают

Лопатой — копают

Иглой – шьют

Ножницами – стригут

Градусником – измеряют температуру

Расческой – причесывают

Кистью – рисуют

В кастрюле – варят

В сковородке – жарят

На весах – взвешиваются

№ 12. «Сварим вкусный суп из овощей».

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; продолжать формировать представление о профессии повара; развивать воображение; актизвизировать речь. Воспитывать уважение к работникам детского сада.

Ход игры:

Перед детьми — плита. На ней — кастрюля, сковорода (игрушки, достаточно крупные, или настоящая посуда); рядом — набор овощей (натуральные), миска с водой, нож, ложка.

Воспитатель: — Я научу вас варить из овощей вкусный суп! На плите стоит(показ)…?

— Большая кастрюля.

— В этой кастрюле — вода. Посмотрите (зачерпывает воду ложкой и выливает обратно). Скоро вода закипит, поэтому пора чистить картошку.

Воспитатель просит кого — нибудь из детей найти и передать ему картофель, моет его в миске, чистит. Дети называют действия, повторяют названия.

Воспитатель интересуется, как теперь выглядит картошка.

-Она белая, чистая без шкурки (кожицы).

— Бросить ее в кастрюлю целиком или…?

— Надо порезать. 

Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю. Затем дети приносят капусту, морковь, наблюдают, как воспитатель моет и шинкует овощи. Отдельно на сковороде он жарит лук (дети называют овощ и действие с ним). 

Воспитатель: «Послушайте, — говорит воспитатель, — как шипит на горячей сковороде масло: ш-ш-ш. Как оно шипит?» 

Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю, помешивает суп. 

Говорит: «Очень жаль, что «не горит» наша плита. Но мы сейчас сварим из овощей, овощной суп, на настоящей плите».

Читайте также:  Эстафета к 9 мая для учащихся начальных классов

Когда приходит повар, воспитатель передают ему кастрюлю. Тот интересуется, что в ней, выслушивает детей, одобряет и уточняет их ответы. Обещает сварить суп.

Примечание. Желательно, чтобы в этот день на обед был приготовлен овощной суп. Это доставит детям радость.

№ 13. «Кто что делает?».

Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.

Воспитательраздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».

№ 14.  «Кому что надо?».

Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.

Важно

Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого — шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка.

Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу.

Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты». 

В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.

№ 15. «Петрушка идет трудиться».

Цели: Научить классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание помогать взрослым.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, необходимых для игры и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета (огород, кухня, комната)

Ход игры: Приходит письмо от Петрушки, в котором он рассказывает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить).

Однако, Петрушка, запутался в орудиях труда и просит ребят помочь.
Воспитатель предлагает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет, что нужно взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету.

Например, пылесос нужен для чистки паласа, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку.

Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.

В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать Петрушке в письме, какие предметы ему нужны для выполнения заданий бабушки.

№ 16.  «Профессии».

Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.

Инвентарь: Не требуется.

Источник: https://cheburashka-vos-ds40-juravlik.edumsko.ru/folders/post/1169389

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в средней группе — Педагог

Автор: Дапыян Аяна Мал-ооловна

Организация: МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района

Населенный пункт: Республика Тыва, село Дерзиг-Аксы

Дидактические задачи: Проверить и закрепить представления о времени. Формировать сосредоточенность внимания и быстроту ответа. Учить по частному определять общее и из общего определять частное.

 Игровая задача: Кто быстро и правильно ответит.

  Игровые действия: Ловить мяч и отвечать на вопрос. Правила игры. Внимательно слушать вопрос и при получении мяча отвечать в соответствии |с условиями (учителя).

Оборудование: Мяч средней величины.

Учитель: Сегодня у нас будет дидактическая игра «Большой экзамен». На экзамене учитель задает вопросы, а ученик отвечает. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Вот, например, я скажу: — Утро. А что дальше? Что наступает после утра? (День). А что следует за днем? (Вечер). А дальше? (Ночь). Как одним словом назвать утро, день, вечер и ночь?

Начали: Зима, а за нею? Весна, а за нею?       Зима, весна, лето, осень — что это? (Времена года).

 — Сколько дней в неделе?

-Сколько месяцев в году?

— Назовите летние месяцы.

— Назовите осенние месяцы.

-Назовите зимние месяцы.

-Назовите весенние месяцы.

-Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг, за  сутки он может съесть 1700 веток).

-Почему лису назвали Патрикеевна?  (Лет 600 назад жил князь Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью).

  -Назовите главный корм белок? (Семена хвойных деревьев).

— Что делает медведь зимой? (Спит в берлоге).

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы?

-Заготавливает ли заяц еду на зиму?

Где  растет?

Дидактическая задача: Знать место произрастания конкретных овощей  и фруктов.

Игровые действия: Учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.

Деревья, кустарники, травы.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений,  уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: Учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают,  что это деревья. Жасмин, сирень — показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.

Летает не летает.

Дидактическая задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.

Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.

Домашние и дикие животные.

Дидактическая задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла». (Корова)

Назови детенышей.

Дидактическая задача: знать название детенышей домашних и диких животных.

Игровые действия: Учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша.. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

Съедобное и несъедобное.

 Дидактическая задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: Учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если  несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Эстафета цветов — «Шагцветок».

Совет

Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Кто назвал растение — шаг вперед, повторился с названием или не сказал — оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.

Найти пять одинаковых листьев

Дидактическая задача: Закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с са­мими растениями. Развитие наблюдательности.

Игровые действия: Игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника.

Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения (причем найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали.

Выигрывают первые 5 человек, которые правильно выполнили задание.

Список использованной литературы.

  1. Л.Д.Ласкина и др. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: метод. Беседы: кн. для учителя – М.: Просвещение, 2001.
  3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс – М.: ВАКО, 2004

Источник:

Картотека детских дидактических игр по ознакомлению с природой

Картотека детских дидактических игр по ознакомлению с природой

«Где спрятался зайчик?»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и их связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает).

Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом.

Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

«Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Обратите внимание

Дети делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети раскладывают овощи и фрукты по соответствующим картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах, проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту их произрастания.

Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян.

По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник.

За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Важно

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец, остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводится желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев).

Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д.

с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

ЛУКОШКО «Наша аптека»

Цель: сформировать представления детей о целебных свойствах растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций целебных растений (лимон, герань, фиалка, кислица, алоэ, каланхоэ и др.).

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о целебных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором».

Угадай растение по описанию

Совет

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

Материал: несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками.

Ход игры: У воспитателя на столе стоят комнатные растения, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми).

Читайте также:  Балл «ветерок заболел» читать текст сказки

Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных.

(Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).

Источник:

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем.

Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки  и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей».

И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

В дидактических играх  не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что  предметы вокруг них  бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа. 

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы,  реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

Источник: http://pedagogtop.ru/doklady/didakticheskie-igry-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushhim-mirom-v-srednej-gruppe.html

Картотека дидактических игр по ФЦКМ-2

Картотека дидактических игр

                                 для  старшей группы

                                «ПРОДОЛЖИ РЯД»

   Дидактическая задача. Развивать умение детей группировать предметы, сделанные из одного и того же материала.

   Игровое действие. Группирование.

   Материал. Перфокарты, лист бумаги, карандаши.

                                              ХОД ИГРЫ

   Перед началом игры ведущий проводит с детьми короткую беседу, в процессе которой уточняются  знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из различных материалов.

Затем игрок на выбор берёт любую карточку, на которой изображен один предмет. Игровое задание заключается в том, чтобы ребенок в перфокарте зарисовал предметы, изготовленные из того материала, что и предмет, изображенный на ней.

Победит тот, кто быстрее всех справится с заданием.

                                      «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

   Дидактическая задача. Способствовать развитию у детей ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира, находчивости и сообразительности.

   Игровое действие. Группирование.

   Материал. Предметные карточки, изображающие прошлое и настоящее предмета.

                                               ХОД ИГРЫ

   Предметные карточки перемешиваются и переворачиваются картинками вниз. По сигналу игроки берут по одной карточке и раскладывают их в один ряд от прошлого до настоящего предмета.

Обратите внимание

После того, как закончатся предметные карточки, дети рассматривают каждый ряд из истории предмета и запоминают их местонахождение. Ведущий просит детей отвернуться, а сам тем временем: меняет местами карточки или убирает одну из них и т.д.

По сигналу ведущего: «Повернись», дети замечают изменения с карточками и обосновывают свой ответ.

                                            «ИЩУ СВОИХ ДРУЗЕЙ»

   Дидактическая задача.  Закрепить представление детей о многообразии рукотворного мира, умение объединять предметы с одинаковым назначением и функцией. Развивать внимательность, находчивость.

   Игровое действие.  Объединение.

   Материал. Карточки с изображением предметов рукотворного мира.

                                                        ХОД ИГРЫ

Участникам игры предлагается набор карточек с изображением предметов рукотворного мира. Ведущий обращается к игрокам с просьбой найти для его предмета на карточке «друзей», объединяющихся между собой по назначению или функции. Например: «Я – УТЮГ, мои друзья те предметы, которые имеют со мной одинаковую функцию – нагревание».

   Игроки среди множества предметных карточек находят «друзей» утюга:  камин электрический чайник, плита и другие.

   Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все предметные карточки.

                                      «ИГРА С МЯЧОМ»

 Дидактическая задача. Закрепить умение детей определять предметы рукотворного и природного мира. Побуждать детей к ознакомлению с окружающим миром. Обогащать словарный запас детей.

   Игровое действие. Разделение.

   Материал. Мяч.

                                        ХОД ИГРЫ

   Дети стоят в кругу, ведущий передает мяч по кругу и просит игроков при передаче мяча называть:

  • Предметы рукотворного мира.
  • Предметы природного мира.
  • Названия профессий.
  • Предметы, облегчающие труд человека в быту.

                                 «НЕ ОШИБИСЬ!»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей определять функцию предметов. Развивать интерес к окружающему миру, наблюдательность.

   Игровое действие. Соединение.

   Материал. Предметные карточки.

                               ХОД ИГРЫ

   Воспитатель, перед началом игры, показывает детям две предметные картинки (веник и совок) и задает вопрос «Что между этими предметами общего?»

   Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть в игру «Не ошибись!» Каждый участник игры получает предметную карточку и определяет функцию предмета, изображенного на карточке.

По сигналу воспитателя участники игры ищут себе пару, т.е. ребенка, у которого на карточке предмет, имеет такой же способ использования. Затем, образовавшаяся пара обосновывает совой выбор.

Дети меняются карточками, игра продолжается.

                                      «ПРИДУМАЙ СЛОВО»

   Дидактическая задача. Побуждать детей правильно называть объекты и рукотворного мира, профессии, орудия труда. Способствовать развитию воображения, памяти, тактильных ощущений, зрительного и пространственного представления букв.

   Игровое действие. Отгадывание.

   Материал. Карточки с буквами.

                                     ХОД ИГРЫ

Важно

   Дети стоят в кругу. Ведущий пишет пальцем букву на ладони игрокам по очереди, Игрок отгадывает букву, показывает ее и придумывает на эту букву слова по заданию ведущего.

   Варианты:

  • Предметы рукотворного мира
  • Предметы природного мира
  • Профессии
  • Орудия труда,
  • Изделия из резины,
  • Изделия из дерева.

                              «КАКОЙ ПРЕДМЕТ ЛИШНИЙ?»

   Дидактическая задача. Побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет, не соответствующий этому принципу. Способствовать развитию логического мышления, сообразительности.

   Игровое действие.  Классифицировать.

   Материал. Предметные карточки.

                                         ХОД ИГРЫ

   Ведущий представляет детям набор предметных картинок, расположенных в несколько рядов. Игроки определяют в каждом ряду лишнюю предметную карточку и обосновывают свой выбор.

   Цветок, дерево, ворона, самолет.

   Ножницы, кукла, машина, жук.

   Бабочка, Счеты, камушки, калькулятор.

   Бинт, градусник, вата, кисточка.

                                        «МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ?»

   Дидактическая задача. Закреплять умение детей находить недостающие детали, собирать предметы  из основных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.

   Игровое действие. Соединение.

   Материал.  Разрезанные картинки с изображением легковых и грузовых автомобилей.

                                               ХОД ИГРЫ

   Дети получают по конверту, в которых находятся разрезанные картинки с изображением легковых и грузовых автомобилей. По команде ведущего каждый участник начинает «собирать» свой автомобиль. Игра заканчивается тогда, когда собраны все автомобили и дети определили у кого грузовой автомобиль, а у кого – грузовой.

                               «НЕОБЫЧНЫЙ РАЗГОВОР»

   Дидактическая задача. Закреплять умение детей группировать предметы по их происхождению: предметы рукотворного и природного мира.

   Игровое действие. Разделение.

   Материал. Предметные картинки.

                                        ХОД ИГРЫ

   Игроки делятся на две команды. Одна команда под название «Рукотворный мир», а другая – «Природный мир». Игроки команды «Рукотворный мир» начинают издавать любой звук предмета только «своего» мира, а игроки другой команды должны отгадать название этого предмета.

   Аналогично загадывает предмет команда «Природного мира».

                          «УГАДАЙ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ ЗАГАДАН»

   Дидактическая задача. Побуждать детей описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания предмета.

   Игровое действие. Описание, отгадывание.

   Материал. Картинки, на которых изображены предметы, способные сделать жизнь человека удобной и облегчить его труд в быту, алгоритм описания предметов. Фишки.

                                          ХОД ИГРЫ

   На одном столе раскладываются картинки с изображением предметов вверх. Участники игры выбирают ведущего поочередно. Ведущий с помощью алгоритма загадывает предмет, изображенный на одной из картинок. Игроки по очереди задают вопросы ведущему с целью быстрее угадать предмет.

Например, «Это живой предмет? Из чего он сделан? Он нужен человеку? Где его можно использовать?» Тот, кто угадал предмет, становится ведущим. Игра заканчивается, когда отгаданы все предметы. За каждый правильно отгаданный предмет участники игры получают фишку.

Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек.

                                         «ЗАГАДАЛКИ»

   Дидактическая задача. Побуждать детей отгадывать предмет с помощью признаков и группировать предметы по назначению.

   Игровое действие. Отгадывание, группирование.

   Материал. Предметные картинки, 3 флажка разного цвета.

                                              ХОД ИГРЫ

   На столе разложены предметные картинки, а на другом – расставлены флажки.

   Красный флажок – орудия труда,

   Желтый  – бытовая техника,

   Зеленый флажок – транспорт.

   Ведущий загадывает загадку, игрок, отгадавший ее, находит нужную картинку и кладет ее к определенному флажку. За каждый правильно отгаданный предмет участники игры получают фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек. Игра заканчивается, когда не останется ни одной предметной картинки.

   Загадки про орудия труда

      Два кольца, два конца,

      Посередине гвоздик.   (Ножницы)

      Кланяется, кланяется,

      Придет домой, растянется.  (Топор)

      Деревянная шея, железный клюв,

      Стучит – тук, тук, тук.  (Молоток)

      Рядом с дворником шагаю,

      Разгребаю снег кругом,

      И ребятам помогаю делать горку,

      Строить дом.  (Лопата)

      Кума ела, ела дуб

      И сломала себе зуб.   (Пила)

   Загадки про бытовую технику

      Есть у нас в квартире робот

      У него огромный хобот,

      Любит робот чистоту

      И гудит, как лайнер ТУ.

      Он охотно пыль глотает,

      Не болеет, не чихает.  (Пылесос)

      Поверчу огромный круг,

      И меня услышит друг.   (Телефон)

      То назад, то вперед,

      Ходит, бродит пароход,

      Остановишь – горе,

      Продырявит море.  (Утюг)

      Летом пап наш привез

      В белом ящике мороз.

      И теперь мороз седой

     Дома летом и зимой

      Бережет продукты:

      Мясо, рыбу, фрукты.   (Холодильник)

      Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

      Больше греться не хочу.

      Крышка громка зазвенела:

      «Пейте чай, вода вскипела!» (Велосипед)

      Четыре синих солнца

      У бабушки на кухне,

      Четыре синих солнца

      Горели и потухли.

      Поспели щи, шипят блины.

      До завтра солнца не нужны.  (Газовая плита)

   Загадки про транспорт

      Держусь я только на ходу,

      А если стану, упаду.   (Велосипед)

      Маленькие домики

      По улице бегут,

      Мальчиков и девочек

      Домики везут.   (Автобус)

      Несется и стреляет,

      Ворчит скороговоркой.

      Трамваю не угнаться

      За этой тараторкой.   (Мотоцикл)

      Паровоз без колес!

      Вот так чудо паровоз!

     Не с ума ли он сошел,

      Прямо по морю пошел!   (Пароход)

      Не летает, не жужжит,

      Жук по улице бежит.

      И горят в глазах жука

      Два блестящих огонька.   (Автомобиль)

      Что за птица:

      Песен не поет,

Читайте также:  Стихи про февраль для детей

      Гнезда не вьет,

      Людей и груз везет.  (Самолет)

Источник: http://vospitatel4.ucoz.ru/publ/kartoteka_didakticheskikh_igr_po_fckm_2/1-1-0-9

Альманах педагога | Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром

Автор: Кривунёва Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 26 ОАО «РЖД»
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром.
Дата публикации: 03.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Назад

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим

миром.

Воспитатель II категории

НДОУ №26 ОАО «РЖД»

Кривунёва Ольга Сергеевна

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь. Ознакомление дошкольников с явлениями и предметами окружающего мира – системообразующая часть воспитательно-образовательного процесса, в ходе которого происходит их социализация и интеграция в социум. Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. В дидактической игре формируются и развиваются интеллектуальные, нравственные и эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к нормам и правилам общественной жизни, предметам окружающего мира. 1 Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Воспитатель должен заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. 2 При проведении дидактических игр на ознакомление с окружающим миром ставятся следующие задачи:  расширение представлений об окружающей действительности;  расширение и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах;  закрепление знаний о труде взрослых;  уточнение представлений о предметах и их признаках. Со старшими дошкольниками проводится много игр с целью закрепления знаний о труде взрослых. Так, например способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде взрослых реализуются в игре «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». В теории и практике дошкольного воспитания существуют различные классификации дидактических игр (по И.А.Сорокиной). Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры- предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги). При ознакомлении детей старшей группы с окружающем миром используются разнообразные дидактические игры: 3  В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.  Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам и оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Цель игр «Что сажают в огороде?», «Что где растет?»- классификация растений по месту их произрастания. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» — закрепляются знания о временах года. В играх «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек» у ребенка расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа. 4  Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр.  Игровые упражнения и игры-занятия: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же» и др. Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. В процессе ознакомления дошкольников с окружающем миром можно особо выделить «игры-опыты», способные привлечь ребенка своим необычным содержанием. Например, занятие с использованием игры-опыта «Невидимка- воздух». Ход занятия: -В.: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наш разговор о неживой природе. О чем именно, вы узнаете, отгадав мою загадку: Он через нос проходит в грудь,/ И обратный держит путь./Он невидимый, и все же/Без него мы жить не можем (Ответы детей). -В.: Что вы знаете о воздухе? (Невидимый, прозрачный, бесцветный). На доске вывешиваются карточки-символы этих свойств воздуха. -В.: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? (Ответы: если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать). — В.: Молодцы! А сейчас, давайте представим, что мы с вами ученые, работающие в лаборатории. Перед нами (учеными) будет стоять задача: постараться с помощью опытов доказать, что воздух всюду находится вокруг нас. Воспитатель проводит опыт «Пустые баночки». -В.: Перед каждым из вас стоят баночки. Что в них? (Пустые). Давайте проверим так ли это? (Дети опускают баночки вертикально вниз в тазик с 5 водой, а потом наклоняют в сторону). Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха) Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух. Одной из важных тем в разделе знакомства с окружающим миром является тема краеведения. Знакомство детей с родным краем способствует формированию чувства патриотизма, любви и привязанности к Родине, преданности ей, ответственности за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой культуры. Знакомство с родным краем через дидактическую игру создает условия активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём. Нами было разработано несколько дидактических игр на основе изготовленного лото «Мой город. Мой край». Вариант 1 дидактической игры «Прогулка по Мурманску. Кто быстрее?». Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города. Задачи: 1.Расширять представления детей о памятниках города и их назначении. 2. Закреплять правила безопасного поведения на улице. 3.Закреплять и расширять пространственные представления («слева», «справа», «перед», «за», «между», «рядом», «напротив», «посередине» и т.д.). 4.Развивать связную монологическую речь. 5.Воспитывать любовь и уважение к родному городу. Правила: Участникам игры раздаются карточки. «Фишки-картинки» раскладываются на столе у ведущего. Ведущий берет по одной фишке и показывает её игрокам со словами «Сейчас мы отправимся в..(или к…)». При усложнённом варианте игры ведущий только показывает фишку, не называя её, а игрок получает карточку только тогда, когда назовет название памятника, изображенного на картинке или расскажет о нём. Игрок, на чьей карточке 6 находится соответствующая картинка, забирает фишку и накрывает ею совпавший рисунок. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок закрыл фишками лото все картинки на своей карточке. В игре может участвовать как один ребенок, так и небольшая подгруппа детей – 3–5 человек.

Вариант

2

«Угадай!».

Воспитатель читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о чем идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного памятника (обитающего у нас на полуострове животного или птицы), помещает его на игровое поле.

Вариант

3

«Что

перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

Вариант

4

«Подбери

фишку».

На игровой поверхности раскладываются фишки картинками вверх. Ведущий предлагает каждому ребенку выбрать фишки с определенным изображением: животных, растений, памятников, цветов и т.п. Участники игры по сигналу ведущего начинают выбирать нужные фишки, если игра коллективная, то игра идет на скорость. Когда все фишки выбраны, игроки проверяют правильность выбора и определяют победителя. Победителем становится тот, кто не сделает ошибок и справится с заданием быстрее других. Таким образом, мы можем отметить, что дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление и её роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста неоспорима.

Литература:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1991. 2. Волошкииа М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов. — 2-е изд., исправ и доп — М. «Начальная школа», -2002.-160 с. 3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. 4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. -Минск, 1976. 7

В раздел образования

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11535

Ссылка на основную публикацию