Митяев «тимофей беспраздничный» читать онлайн

Шестой – неполный

сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Солдат Тимофей Потапов был артиллеристом. Если говорить точнее, подносчиком снарядов. Снаряды лежат поодаль от пушки, в ровике. Когда начинается стрельба, подносчик берёт снаряд, несёт его к пушке, там передаёт другому солдату – заряжающему и сам бежит за новым снарядом.

Батарея, в которой служил Тимофей Потапов, стояла на окраине Ленинграда. Фашисты со всех сторон окружили город. Каждый день стреляли по нему. А наши артиллеристы не давали фашистам стрелять. Только фашисты открывали огонь по городу, наши начинали бить по фашистским пушкам. Немецкие артиллеристы убегали в укрытия, и пушки их замолкали.

Это написать просто: «Пушки замолкали». Чтобы разогнать фашистов по окопам, нужно было немало отваги и тяжёлой воинской работы.

Обратите внимание

Вечером б ноября, накануне праздника Октябрьской революции, на фронте установилась тишина. Враг не стрелял. Не стреляли и мы. Тимофей Потапов и его товарищи поспешили в свой блиндаж отдохнуть. У пушек остались только часовые.

Командир батареи, проверив часовых, спустился в блиндаж к артиллеристам и приказал всем спать.

– Завтра праздник, – сказал он, – самый большой наш праздник. Фашисты, конечно, постараются испортить этот день ленинградцам. Они и не стреляют сейчас потому, что заняты подвозом снарядов, да и пушек ещё подвезут. Но мы должны сделать так, чтобы враг не стрелял по городу. Каждому придётся работать за двоих. Поэтому все ложитесь спать. Копите силы к завтрашнему дню.

Солдаты легли на земляных нарах. Укрылись шинелями. Погасили коптилку. Но не спалось им. Вспомнилось, каким хорошим был этот праздник в мирное время. Один солдат, оказалось, умел играть на флейте.

Он рассказал, как играл вместе с оркестром праздничные марши.

Другой был до войны электромонтёром, он устраивал в торжественные дни иллюминацию – это очень сложно – украсить город огнями… Все солдаты по очереди рассказывали о демонстрациях, о праздничных обедах, гуляньях. Только молчал Тимофей Потапов.

– У тебя праздников, что ли, не было? – спросили его товарищи. – Или ты уснул уже?

– Нет, не уснул, – сказал Тимофей Потапов, – праздников у меня не было. Беспраздничный я.

– Тимофей беспраздничный! – засмеялись солдаты. – Как же может быть такое?

– Может, – ответил Тимофей Потапов. – Я ведь пекарь. Когда вы на демонстрацию ходили, я для вас пёк булки. Вы думаете, на ваш стол в праздник булки с неба падали? Вот этими руками я и тесто месил, и противни в печь ставил.

В темноте не было видно рук пекаря. Но все и так знали, что руки у него сильные, а сам он большой и добрый.

– Испеки нам к празднику по бараночке на брата, – сказал кто-то, – есть ужасно хочется…

– Правду сказать, я свою пекарню каждый раз во сне вижу, – проговорил Тимофей Потапов. – И всё хочу я взять буханку хлеба, и беру её, и отламываю, а как донесу кусок до рта, начинается какой-нибудь другой сон, без продовольствия… Давайте-ка лучше спать. День завтра праздничный. Нам с утра на работу.

Так солдаты и уснули.

Чуть забрезжил рассвет, как артиллеристы были у пушек. Из-за домов появился аэростат. Он был похож на сонного кита, большой, зеленоватый. Аэростат немного покачался над крышами, потом, будто стряхнул с себя сон, быстро пошёл вверх. На нём поднимался наблюдатель – смотреть, откуда будут стрелять немцы.

Уже совсем было светло. Но немцы не стреляли.

– Ждут, – сказал комбат артиллеристам. – Ждут, когда ленинградцы из домов на улицы выйдут. – Ну и мы подождём…

– Началось! – вдруг крикнул комбат, прижимаясь в своём окопчике к телефону.

И без предупреждения все поняли: началось. На немецкой стороне загрохали орудийные выстрелы. В вышине, над головами наших артиллеристов, понеслись к городу снаряды.

Тимофей Потапов стоял в ровике. Он ждал, когда старший артиллерийский командир по телефону сообщит комбату местонахождение немецкой батареи. Тогда даст приказ комбат. И начнётся работа – только поспевай. Надо будет так молотить фашистов, чтобы они не выдержали и полезли в укрытия…

Важно

Тимофей Потапов бегал от ровика к пушке, от пушки к ровику. Носил снаряды, отдавал их заряжающему. После выстрела пушка тяжело подпрыгивала на месте, и из неё со звоном вылетала пустая гильза. Работа у артиллеристов шла споро.

Они не успели устать ещё, когда комбат приказал прекратить огонь.

– По городу немцы уже не стреляют, – сказал комбат, и в голосе его была радость. Он стоял в окопчике, прижимая к уху телефонную трубку. – Но теперь держись, ребята! Сейчас фашисты придут в себя, вылезут из укрытий и ударят в нас. Что думает фашистский командир? Он думает вот что: сначала уничтожу русскую батарею. Чтобы не мешала стрелять по городу. Вот что он думает.

Немецкие снаряды упали на батарею не так густо, как ожидалось. Значит, наши артиллеристы разбили несколько вражеских орудий. От такой удачи все работали у пушек очень хорошо, без страха. А опасность была кругом.

То тут, то там грохотали взрывы, взлетала земляная пыль, осколки свистели и со звоном ударялись в станины пушек.

К Тимофею Потапову эти страшные звуки доносились словно издалека, он почти не слышал их, потому что все его чувства были сосредоточены на исполнении команд комбата.

Всё шло хорошо. Но вдруг заряжающий не взял снаряд. Он посмотрел на Тимофея Потапова так, словно просил прощения, потом зажал руками живот и медленно повалился на бок.

– Санитара к третьему орудию! – выкрикнул что было сил Тимофей Потапов и сам вложил снаряд в пушку.

Теперь Тимофей Потапов работал за двоих: за себя и заряжающего. От ровика к пушке, от пушки к ровику бегал он, но бегал быстрее, выкраивал секунды, нужные для заряжания пушки.

Непривычная команда: «Все к шестому орудию!» – остановила Тимофея Потапова. И он побежал к шестому орудию, хотя не представлял себе в эту минуту дела более важного, чем носить снаряды.

Источник: https://itexts.net/avtor-anatoliy-vasilevich-mityaev/279814-shestoy-nepolnyy-anatoliy-mityaev/read/page-4.html

:: Читать — Книга «Шестой – неполный» — Митяев Анатолий Васильевич — Авторы — ЛитЛайф — литературная социальная сеть

паровоз подтащил в то место вагоны со снарядами, патронами и гранатами.

К вагонам съехалось много грузовиков и повозок из других частей. Пока не рассвело, пока не налетели фашистские бомбардировщики, надо было увезти весь боезапас. Саша нагрузил свою повозку, похлопал Зайчика по шее, и Зайчик тронулся в обратный путь.

Читайте также:  Азбука в загадках, 1 класс

Как только солнце поднялось над краем земли, началось сражение. В одну минуту утренняя тишина сменилась грозным грохотом. Гудели и земля и небо. В небе шли самолёты- то чужие, то наши. На земле громыхали танки, взрывались бомбы и снаряды. В орудийном грохоте Саша различал голоса своих противотанковых пушек. Они били отрывисто, с сухим звоном…

– Стреляйте, стреляйте, голубушки! – шептал Саша, будто пушки были живыми существами и могли услышать его. – Стреляйте, не жалейте снарядов. Мы с Зайчиком привезём вам сколько надо…

Саша и Зайчик проехали лес. Начали спускаться в ложбину, чтобы потом подняться на бугор: за бугром и стояли пушки. До них оставалось километра два, не больше.

Совет

В ложбине было сыро. Колёса, окованные железными полосками, глубоко вдавливались в землю. Чтобы помочь Зайчику, Саша сзади налегал плечом на повозку.

Верно, поэтому он увидел немецких автоматчиков, только когда те с разных сторон открыли стрельбу. Это были вражеские разведчики. Саша отбежал от повозки, лёг за кочку и стал стрелять из своего карабина – винтовки с коротким стволом.

Он стрелял туда, откуда раздавались автоматные очереди, но скоро у него кончились патроны.

Враги ждали этого. Они хотели взять Сашу в плен. Автоматчиков было десять. Они сразу поднялись из травы и со всех сторон двинулись к повозке. В серо-зелёных мундирах с засученными рукавами, в касках – из-под них смотрели словно не человеческие, стеклянные глаза.

– Рус! Плен, плен! – кричал один немец.

Саша тоже поднялся с земли, подошёл к повозке. Он был совсем спокоен – паренёк-командир, у которого не было войска, а был только Зайчик.

Саша выпряг Зайчика, замотал повод уздечки, чтобы он не волочился по земле и чтобы конь не наступил на него, погладил Зайчика по шее, потом хлопнул ладонью по крупу и тихо проговорил:

– Беги, Зайчик…

Конь переступил на месте, но не двинулся. Он чувствовал, что пришла беда. Уши его насторожённо поворачивались, тёплые ноздри втягивали луговой воздух, к запаху которого примешался запах врага.

– Да беги же!… – прошептал Саша.

И Зайчик побежал. Он пробежал недалеко от немца. Тот повёл автоматом в сторону лошади, но не выстрелил: то ли пожалел, то ли потому, что Зайчик вдруг остановился. Конь повернул голову и смотрел на своего ездового, будто звал его бежать вместе на бугор, к своим пушкам.

Обратите внимание

А Саша, распорядившись конём, должен был распорядиться теперь армейским имуществом: снарядами, повозкой, карабином. И собой он должен был распорядиться. Как и полагается командиру, он принял решение мгновенно. Это решение сделало бы честь любому артиллеристу, у которого перед лицом врага не было пушки, а были только снаряды.

Немцы, все десять, уже подошли к Саше. Когда их руки готовы были схватить артиллериста, он поднял над повозкой снаряд и ударил им по другим снарядам.

Тысячи осколков засвистели над травами. Подхлёстнутый этим свистом, Зайчик поскакал по лугу. От быстрого бега вокруг Зайчика образовался ветер. Ветер развевал гриву и хвост, бил в глаза и ноздри.

Ветер пахнул пороховым дымом, раскалённым железом, сгоревшей землёй. Этот запах шёл от бугра, за которым били пушки.

Он шёл и из ложбины, где славно закончил свой первый и последний бой артиллерийский командир.

Солдат Митя Корнев

Землянка

Всю ночь артиллерийский дивизион мчался по шоссе к фронту. Было морозно. Луна освещала редкие лесочки и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась за автомобилями, оседала на бортах, покрывала наростами чехлы пушек. Солдаты, дремавшие в кузове под брезентом, прятали лица в колючие воротники шинелей, прижимались плотнее друг к другу.

В одном автомобиле ехал солдат Митя Корнев. Ему было восемнадцать лет, и он ещё не видел фронта. Это непростое дело: днём быть в тёплой городской казарме далеко от войны, а ночью оказаться на фронте среди морозных снегов.

Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки, не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.

Важно

Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему казалось, он непременно теперь замёрзнет.

Наступил рассвет. Дивизион свернул с шоссе, проехал полем и остановился на опушке соснового бора. Автомобили один за другим медленно пробирались между деревьями. Солдаты бежали за ними, подталкивали их, если колёса буксовали. Когда в посветлевшем небе появился немецкий самолёт-разведчик, все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их от вражеского лётчика мохнатыми ветками.

К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион будет стоять тут не меньше недели и надо строить землянки.

Мите Корневу поручили самое простое дело: очистить площадку от снега. Снег был неглубокий. На лопату Мите попадали шишки, опавшая хвоя, зелёные, будто летом, листики брусники. Когда Митя задевал лопатой землю, лопата скользила по ней, как по камню.

«Как же в такой каменной земле копать яму?» – думал Митя.

Тут пришёл солдат с киркой. Он долбил в земле канавки. Ещё один солдат всаживал в канавку лом и, налегая на него, отковыривал большие заледеневшие куски. Под этими кусками, как мякиш под жёсткой коркой, был рыхлый песок.

Старшина ходил и глядел, всё ли делается правильно.

– Не кидай песок далеко, – сказал он Мите Корневу, – пролетит фашистский разведчик, увидит в белом лесу жёлтые квадраты, вызовет по радио бомбардировщиков…

Когда широкая и длинная яма стала Мите по пояс, в середине прокопали канаву – проход. По обе стороны от прохода получились нары. У краёв ямы поставили столбы, на них прибили бревно.

Вместе с другими солдатами Митя рубил жёрдочки. Их клали одним концом на бревно, другим на землю – так же, как делают шалаш.

Потом их закидали еловыми ветками, на ветки положили мёрзлые земляные глыбы, засыпали песком и для маскировки припорошили снегом.

– Иди за дровами, – сказал старшина Мите Корневу, – наготовь побольше. Чуешь, мороз крепчает! Да руби только ольху и берёзу – они и сырые хорошо горят…

Совет

Митя рубил дрова, а его товарищи в это время застелили нары мелкими еловыми ветками, прикатили в землянку железную бочку. В бочке было две дыры – одна снизу, чтобы класть дрова, другая сверху, для трубы. Трубу сделали из пустых консервных банок. Чтобы не было видно ночью огня, на трубе укрепили козырёк.

Читайте также:  Подвижные игры для дошкольников

Первый фронтовой день Мити Корнева прошёл быстро. Стемнело. Мороз усилился. Снег скрипел под ногами часовых. Сосны стояли будто окаменевшие. В синем стеклянном небе мерцали звёзды. А в землянке было тепло.

Жарко горели ольховые дрова в железной бочке. Только иней на плащ-палатке, которой завесили вход в землянку, напоминал о лютом холоде.

Солдаты расстелили шинели, под головы положили вещевые мешки, укрылись шинелями и уснули.

«До чего же хорошо спать в землянке!» – подумал Митя Корнев и тоже уснул.

Но спать солдатам пришлось мало. Дивизиону было приказано немедля отправиться на другой участок фронта: там начались тяжёлые бои. В небе ещё дрожали ночные звёзды, когда автомобили с пушками стали выезжать из леса.

Дивизион мчался по шоссе. Клубилась снежная пыль за автомобилями и пушками. В кузовах на ящиках со снарядами сидели солдаты. Они прижимались друг к другу потеснее и прятали в колючие воротники шинелей лица, чтобы не так жгло морозом.

Источник: https://litlife.club/books/303915/read?page=2

Рассказы о великой отечественной войне | Просто Мама

В прошлом году я много размышляла о том, как рассказать ребенку о войне. Наша дочка задавала вопросы – один за другим.

А нам приходилось искать на них ответы,  которые не ранят нежную детскую душу впечатлительного ребенка.

И все же… чтобы понять всю горечь и тяжесть войны, чтобы проникнуться – нужно почувствовать боль в сердце. По-другому сложно.

Обратите внимание

Но все всему свой возраст. В статье, о которой я написала выше, вы прочтете мои размышления и рекомендации о том, как деликатно рассказать детям о войне, какие военные фильмы можно посмотреть с ребенком.

А сегодня я хочу показать вам замечательную детскую книгу: простую, красивую, а главное достоверную и доступную детям. Эта книга поможет рассказать ребенку о великой отечественной войне.

Письмо с фронта. Рассказы о Великой отечественной войне

Книга рассчитана на детей в возрасте 5-10 лет. Автор книги – Митяев Анатолий Васильевич прошел через всю войну. Застала война его совсем ребенком – в возрасте 16 лет. И на фронт он пошел добровольцем.

Как пишет автор, особых подвигов он не совершал, но прочувствовал не себе все ужасы военного времени. А в память о своих друзьях Митяев подарил героям книги имена однополчан.

Все рассказы основаны на реальных событиях.

Всего в книге 12 небольших историй о войне. В них нет жестокости и подробного описания смерти. Но в тоже время показана суровая реальность войны на доступном детям уровне. Показаны подвиги наших солдат. И не только солдат, но и животных, ребят.

Дети видят, что дружба и взаимовыручка актуальна и в такое суровое время. Почти во все истории заложена капелька доброго юмора, которая смягчает историю, и она легче воспринимается детьми.

После каждого прочтенного рассказа вам будет, что обсудить с ребенком. И больше одного рассказа в день читать не следует. Чтобы действительно понять и прочувствовать войну.

Содержание книги «Письмо с фронта»:

  • Шестой – неполный
  • Куриная слепота
  • Теплый «язык»
  • Тимофей беспраздничный
  • Гвардии медвежонок
  • Мешок овсянки
  • Треугольное письмо
  • Отпуск на четыре часа
  • Носов и Назе
  • Лошади
  • Серьги для ослика
  • Иван и фрицы

Обращу внимание, что книгу лучше читать последовательно, так как в ней заложена хронология – от начала войны до победы.

И отдельно отмечу иллюстрации. В лучших традициях «Белого города» и в этой книги много репродукций известных картин. И каждая картина послужит вам поводом для беседы. Кроме картин – много обычных рисунков дополняющих рассказы.

У меня сложилось очень хорошее впечатление о книге «Письмо с фронта. Рассказы о Великой отечественной войне». Я считаю, что такая книга должна быть в каждом доме.

Важно

Мы должны, просто обязаны рассказывать детям о войне. Сохранить в их памяти цену победы и привить уважение к ветеранам.

Источник: http://www.ProstoMama.com/2013/05/rasskazi-o-voine/

Читаем детям о войне

Помнить можно только то,о чем знаешь.

Еcли рассказать детям о войне,

им будет, что помнить.

Победа! Истинное значение дорогого для каждого из нас слова можно определить, если знаешь, что такое «война». Каждый из вас узнал историю ВОВ в своей семье. 

Предлагаю вам  рекомендательный список книг для чтения в рамках акции «Читаем детям о войне» для 1-4 класса(чтобы перейти к списку, нажмите, пожалуйста, на ссылку).

Алексеев С. П. Богатырские фамилии
Алексеев С. П. Рассказы о Великой Отечественной войне
Алексеев С. П. Рассказы о полководцах
Браун Ж. Юта Бондаревская
Воронкова Л. Ф. Девочка из города
Драгунский В. Ю. Арбузный переулок
Кассиль Л. А. Дорогие мои мальчишки
Кассиль Л. А. Огнеопасный груз
Кассиль Л. А. Рассказ об отсутствующем
Кассиль Л. А. Твои защитники
Кассиль Л. А. У классной доски
Кассиль Л. А. Черемыш – брат героя
Кассиль Л. А., Поляновский Л. М. Володя Дубинин
Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. Улица младшего сына
Катаев В. Сын полка
Корольков Ю. Валя Котик
Корольков Ю. Зина Портнова
Корольков Ю. Лёня Голиков
Корольков Ю. Марат Казей
Лавренев Б. Разведчик Вихров
Митяев А. Гвардии медвежонок
Митяев А. Иван и фрицы
Митяев А. Куриная слепота
Митяев А. Лошади
Митяев А. Мешок овсянки
Митяев А. Носов и Назе
Митяев А. Отпуск на четыре часа
Митяев А. Серьги для ослика
Митяев А. Теплый «язык»
Митяев А. Тимофей Беспраздничный
Митяев А. Треугольное письмо
Митяев А. Шестой – неполный
Надеждина Н. А. Партизанка Лара
Осеева В. А. Васек Трубачев и его товарищи
Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога
Симонов К. Сын артиллериста
Соколовский А. А. Валерий Волков
Суворина Е. И. Витя Коробков
Туричин И. Крайний случай
Яковлев Ю. Я. Как Серёжа на войну ходил
Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова
Яковлев Ю. Я. Где стояла батарея

Выберите произведения, которые вам хотелось бы прочитать, заполните отзыв по плану, ответьте на вопросы к выделенным в списке произведениям, расскажите о Книге Недели в классе.

С нетерпением жду встречи!

Список фильмов о войне для совместного просмотра с родителями.

«Сын полка» — советский художественный фильм 1946 года.
Режиссёр — Василий Пронин.
Во время Великой Отечественной войны солдаты Красной Армии подбирают мальчишку-сироту. Он не хочет ехать в тыл и становиться разведчиком при батарее. Когда расчет батареи гибнет в бою, Ваню отправляют в Суворовское училище, ученики которого принимают участие в военном параде на Красной площади.

Читайте также:  Масленица

«А зори здесь тихие»,1972.
Режиссер Станислав Ростоцкий (снят по одноимённой повести Бориса Васильева).
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…

«В бой идут одни «старики», 1973
Режиссёр Леонид Быков.
Эта эскадрилья стала «поющей» — так капитан Титаренко подбирал себе новичков. Его «старикам» было не больше двадцати, но «желторотиков», пополнение из летных училищ ускоренного выпуска, в бой все равно, по возможности, не пускали.

Им еще многое предстояло испытать — и жар боев, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью, и первую любовь, и горечь утраты… И настанет день, когда по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросятся к своим самолетам…

«Мама, я жив», 1977.

Режиссер: Конрад Вольф.

Фильм повествует о судьбе четырех немецких военнопленных в СССР, которые в плену согласились получить подготовку, чтобы быть использованными против германского вермахта.

У каждого из этих солдат своя история, свой мотив, почему он идет на такой шаг. Их товарищи относятся к ним с презрением, а в Красной Армии они поначалу чужие.

Насколько сложна их ситуация, они начинают понимать лишь перед первой боевой операцией.

«Девочка из города», 1986
Режиссер: Олег Николаевский

Семилетняя Валентина осталась сиротой. Отец ушел на фронт и пропал без вести. Мать с братишкой погибли под бомбежкой. Во время эвакуации девочка отстала от поезда, ночь провела в стогу сена, где ее совсем замерзшую обнаружила деревенская женщина Дарья. И хотя своих детей у нее было четверо, Дарья оставила девочку в своем доме…

«Баллада о солдате», 1959
Режиссёр: Григорий Чухрай.

Великая Отечественная война. Молодой солдат Алёша Скворцов совершает подвиг — подбивает два немецких танка. Командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. Путь домой долог и непрост.

Совет

Алеша помогает безногому инвалиду встретиться с женой, девушке Шуре — добраться до тетки. Даже последнюю ночь отпуска он проводит не под родной крышей, а спасая детей от бомбежки. И у солдата Скворцова остаётся всего несколько минут, чтобы обнять мать и сказать: «Я вернусь!»

«Четвёртая высота», 1978.
Режиссёр: Игорь Вознесенский.

О легендарной юной актрисе советского кино Гуле Королевой, начавшей сниматься в кино с четырех лет. В мае 1942 года, едва окончив школу, Гуля добровольно ушла на фронт и вскоре героически погибла в бою под Сталинградом.

«4 танкиста и собака», 1966

Режиссеры: Конрад Налецкий, Анджей Чекальский. Сформированный польский экипаж танка «RUDY» участвует в военных операциях по освобождению территории Польши и стран Европы от немецко-фашистских захватчиков. Попадая во всевозможные истории, экипаж всегда выходит из них с честью.

Зрители разных стран полюбили главных героев фильма и в том числе — удалого офицера Ольгерда.

Мало кто знает, что прототипом этого персонажа стал реальный человек — русский, сибиряк, уроженец Залесовского района (Алтайский край), храбрый танкист Виктор Васильевич Тюфяков.

В Великую Отечественную Тюфяков воевал в составе 1-го Польского корпуса, созданного в СССР, своей смелостью изумляя поляков.

«Судьба человека», 1959

Режиссер: Сергей Бондарчук.

Фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить…

«2 бойца», 1943
Режиссер: Леонид Луков.

Фильм снят во время войны по повести Льва Славина «Мои земляки». Искренний и правдивый рассказ о дружбе Аркадия Дзюбина, неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы, и Саши Свинцова — «Саши с Уралмаша».

«Васек Трубачев и его товарищи», 1955
Режиссер: Илья Фрэз.

Фильм повествует о жизни и приключениях советских школьников в предвоенные годы. О том, как вчерашние друзья — одноклассники едва не становятся врагами.

«Подвиг разведчика», 1947
Режиссер: Борис Барнет. Советский разведчик Алексей Федотов под именем Генриха Эккерта отправляется в оккупированную немцами Винницу. Его цель — добыть секретную переписку генерала Кюна со ставкой Гитлера.

Радист, посланный к Алексею для связи, пойман немцами и расстрелян. Федотов вынужден искать связь через подполье, но случайно он узнает, что один из подпольщиков — провокатор. Блестящий профессионал не только выполняет задание по сбору ценнейшей информации, но и, возвращаясь на Родину, прихватывает с собой самого генерала.

«Мой добрый папа», 1970.
Режиссер: Игорь Усов.
Элегическое повествование от лица мальчика Пети, который вспоминает о своей счастливой предвоенной жизни в Баку, о папе, композиторе и дирижере, вечно суетящейся маме, о младшем братишке Бобе. Но началась война, и всему нехитрому счастью пришел конец. А папа ушел на фронт и не вернулся. Уходя на фронт, отец десятилетнего Пети велел ему всегда быть добрым к людям, помогать им в трудностях и беде. Не вернулся отец домой, погиб в бою. Но его слова навсегда запали в душу мальчика, стали принципом его жизни.

«Добровольцы», 1958
Режиссер: Юрий Егоров.
Действие происходит в 30 — 50 годы. Неразлучные друзья Кайтанов, Уфимцев и Акишин добровольно стали первыми метростроевцами. О них и их подругах Леле, Маше и Тане и других друзьях и товарищах рассказывает этот фильм. Свою дружбу и единство они пронесли через всю жизнь. Трудовой фронт, испанские добровольные бригады, Вторая мировая война и снова послевоенный труд уже в мирное время, радости и печали, победы и утраты, любовь и счастье…

«На безымянной высоте», 2004г.
Режиссёр: Вячеслав Никифоров, по сценарию Юрия Чернякова.
Сюжет картины построен вокруг борьбы за одну из высот на границе бывшего СССР. Время действия — 1944 год. Переломный момент в освобождении территории Советского Союза от фашистов. В полк прибывает пополнение. Кадровый офицер и бывший уголовник, чемпионка по стрельбе и военный переводчик — Война свела их всех на безымянной высоте.

Здесь, в белорусских лесах, одна начнет дуэль с немецким снайпером, другой поведет на смерть роту разведчиков, но прежде они встретят любовь, но для многих эти горькие дни навсегда останутся самыми счастливыми в жизни.

Источник: http://my-kuban23.blogspot.com/2015/05/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию