Масленица в детском саду. старшая – подготовительная группа. сценарий

Развлечение «Широкая масленица» для детей подготовительной группы

Задачи: познакомить детей с традициями русского народа, создать условия для эстетического восприятия красоты этого праздника, расширить представления об особенностях проводов зимы.

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

Все собираются на украшенной площадке детского сада. Звучит весёлая музыка. Скоморохи встречают детей. (001)

СКОМОРОХ 1:

Внимание! Внимание! Веселое гуляние! Собирайся скорее, народ!

Вас много  интересное ждет!

Матушку Зиму отпраздновать нужно.

И проводить, как положено, дружно!

СКОМОРОХ 2:

Ах, какая красота –

Ой, ребята, вот так,да

Посмотрите-ка, ребята,

Снеговик идет сюда!

Появляется Снеговик (003)

СНЕГОВИК:

Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки! Ну-ка, вы скажите мне:

Что за праздник на дворе?

ДЕТИ:

МАСЛЕНИЦА!

СНЕГОВИК: (испуганно)

Масленица на дворе? Значит, скоро быть весне??? А я с детьми не наплясался, я с горы не накатался,

Я в снегу не навалялся, я в снежки не наигрался!

СКОМОРОХ 1:

Это дело мы исправим
И с тобою поиграем…

ИГРА «СУГРОБЫ-СНЕЖИНКИ»

Ведущий показывает сугробы-ладошки вниз, а снежинки — ладошки вверх. Несколько раз повторяет вместе с участниками, а затем старается их запутать. Называет снежинки, а показывает сугробы и наоборот. Участники должны быть внимательными и показывать то, что ведущий называет.

СНЕГОВИК:

Спасибо, угодили…

А вам, ребята, не холодно?

СКОМОРОХ 2:

Наши ребята холода не боятся.

ТАНЕЦ-ИГРА «А НУ-КА» (004)

СНЕГОВИК:

Что –то таю я друзья

Наверно, мне уже пора

До свиданья детвора!

Снеговик уходит

СКОМОРОХ 2:

Снеговик-то наш расстаял,

Но грусть нас не заставил

Праздник мы продолжим свой

Масленицу в гости позовем

Весну в гости позовем!

ПЕСНЯ «Мы масленицу дождались»

Заходит Масленица пританцовывает

ДЕТИ:

Масленица – кривошейка, Встречаем тебя хорошенько: Сыром, маслом, блином И румяным пирогом! Широкая Масленица, Мы тобой хвалимся, На горках катаемся,

Блинами объедаемся!

Я Масленица –кривошейка

Встречайте меня хорошенько.

Прихожу я ни на один день

В понедельник –встреча

Вторник – заигрыш

Среда –  лакомка

Четверг –  разгульная

Пятница –  тещины вечерки

Суббота –  заловкины посиделки

Воскресенье –  прощенное воскресенье или день проводов.

Масленица: Сегодня день заигрыш. И я хочу с вами поиграть.

Ну, какая же масленица без весёлых плясок, песен, игр.

Предлагаю проверить, какие вы внимательные?

«Ням-ням-ням» говорим, коли нравится,

«Фу-фу-фу» если вам не понравится.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ

Обратите внимание

Булочки хрустящие («Ням-ням-ням»), Тапки завалящие («Фу-фу-фу»), Пирожки слоеные («Ням-ням-ням»), Валенки вареные («Фу-фу-фу»), Шарики сырные («Ням-ням-ням»), Салфетки жирные («Фу-фу-фу»), Пряники вкуснящие («Ням-ням-ням»), Яблоки хрустящие («Ням-ням-ням»), Селедочка пряная («Ням-ням-ням»), Грибочки поганые («Фу-фу-фу»), Шишки еловые («Фу-фу-фу»), Табуретки новые («Фу-фу-фу»), Рваные карманы («Фу-фу-фу»),

Воза три сметаны («Ням-ням-ням»).

Как на масленой неделе из печи блины летели!

Едут, едут к нам блины, и румяны и вкусны

ПЕСНЯ «Блины»

Блинчики, блинчики, блинчики, оладушки!
Кушайте, кушайте! Кушайте, ребятушки!

Масленица: Ну а мне пора к другим ребятам, до свидания детвора.

Скоморох: А мы продолжаем свои игры.

Ира на ложках

Песня «Ложки расписные»

ИГРА «ХВОСТ БАБЫ ЯГИ» (008)

Как услышишь слово «ёлка»- делай руки как иголки

(нужно вытянуть руки вперёд и расставить пальцы)

Как услышите «пеньки»- сядь пониже и сиди

(нужно сесть на корточки)

А вы не зевайте и движенья повторяйте!!!!!

«ЁЛОЧКИ-ПЕНЁЧКИ» (009)

СКОМОРОХ 1:
       Внимание! Внимание! Начинаем соревнование!

Я за всеми наблюдаю самых лучших выбираю!

СКОМОРОХ 2:

Если дружно взять канат, Потянуть вперед-назад И сказать три раза: «Эх!» —

Победит, наверно, смех.

ИГРА «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА» (015)

СКОМОРОХ 2:

Продолжаю я веселье,

Все бегом на карусели!

КАТАНИЕ НА КАРУСЕЛИ (016)

СКОМОРОХ 2:

Пора нам прощаться с Масленицей.

Все (скоморохи и дети):

Уходи, зима! Приходи, весна! Прощай, зима! Прощай, Масленица! (019)

Дети расходятся на свои площадки.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/stsenarii/razvlechenie-shirokaya-maslenitsa-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy.html

Сценарий праздника для детей старших групп «МАСЛЕНИЦА»

МАСЛЕНИЦА

Праздник для детей старших групп.

Автор: Шавшина Ольга Александровна

Музыкальный руководитель Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения «Осташковский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: Знакомить детей с народными праздниками, традициями, обрядами.

Задачи: Формировать интерес к русским праздникам и национальным традициям. Развивать песенные и игровые навыки. Учить детей проявлять театральную импровизацию в ходе праздника .

Ход праздника.

(Праздник начинается в зале)

Выбегают два скомороха.

1 скоморох: Здравствуйте, ребятишки, большие и маленькие!

2 скоморох: Здравствуйте , гости дорогие!

1 скоморох: Сегодня мы масленицу широкую открываем, веселье начинаем.

2 скоморох: Ах, ты Зимушка-Зима, все дороги замела,

Все дороги, все пути, не проехать, не пройти.

1 скоморох: Уж ты, Зимушка-Зима, Зима славная была,

Но пора пришла проститься да с весною подружиться.

2 скоморох: Зима- ледяна, Зима-студена,

Пришла и твоя пора уходить со двора!

Вдвоем: Русскую зиму проводить нужно задорно, весело и дружно,

Про зимушку песенки пропеть нужно.

Дети исполняют знакомые песни о зиме.

(Звучит « грозная » музыка. Входит бабушка Зима.)

Зима: Что за шум и кутерьма?

Скоморохи: Здравствуй, бабушка Зима. А мы тебя, Зимушка провожаем.

Зима: (грозно) Чего?

2скоморох: Провожаем, величаем.

Зима: Величаете? Ну, ладно, величайте, величайте, а я послушаю.

(Дети читают знакомые стихи о зиме.)

Зима: Хорошие стихи. Очень мне понравились, вижу ,что вы меня любите. Пожалуй,

я у вас еще останусь.

1 скоморох: Мадам. Я , конечно, извиняюсь, но пора и честь знать. Зиме время уходить, а нам очень уж тепла хочется, солнышка. А мы зимушку не забудем, будем добрым словом вспоминать: и горки, и снежки, и праздники новогодние. Правда, ребята?

Зима: Ладно, так и быть. Только напоследок поиграю с вами в свою любимую игру. Вставайте все в круг.

(Зима ходит по кругу, говорит слова, дети и скоморохи обыгрывают)

Зима: Выпал беленький снежок,

На полянку, на лужок…

Скоморохи: Будем снег мы брать и в снежки играть.

Зима: Напущу на вас мороз,

Пусть у вас замерзнет нос…

Скоморохи: Мы потрем его, разотрем его.

Зима: Пусть у вас замерзнут ножки…

Скоморохи: Побежим мы по дорожке,

И потопаем, и потопаем.

Зима: Вы не сможете играть,

Будут ручки замерзать…

Скоморохи: А мы похлопаем, мы похлопаем.

Зима: Напущу на вас я Вьюгу,

Мою лучшую подругу…

Скоморохи: Мы покружимся, с ней подружимся.

Зима: Вижу я , что вы и вправду зиму не боитесь. Значит и правда пришла пора мне уходить. До будущей встречи, до следующей зимы. /уходит/

Скоморохи: ( говорят ей вслед)

Вот уж зимушка уходит, белоснежная уходит,

Снег и стужу прочь уводит, весну-красную приводит.

1 скоморох: Пора и нам весну в гости позвать. Повторяйте за мной:

Весна, весна красная, приди весна с радостью,

Со льном высоким, (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким, (присаживаются)

С дождями сильными, ( хлопки в ладоши)

С хлебами обильными ( разводят руки в стороны).

Дети повторяют.

В зал , плавной походкой входит Баба-Яга.

Баба-Яга: Вот и я, Весна — красна. Пришла я к вам с радостью,

Со льном высоким, с корнем глубоким,

С дождями сильными, с хлебами обильными.

/Скоморохи обходят ее, рассматривают, удивляются./

1 скоморох: А вы кто, бабушка?

Баба-Яга: Какая я тебе бабушка?! Я Весна — красна. Вот у меня и «пачпорот» имеется.

(отдает скоморохам, те читают.)

1 скоморох: «Назначается Весной -красной на весь весенний сезон»

2 скоморох: Что это?

Баба-Яга: Как что? Документ.

1 скоморох: Ну этот документ не настоящей. Не можешь ты быть Весной.

2 скоморох: Ага, фальшивка. Его надо выбросить.

Баба-Яга: А ну дай сюды! Выбросить… Ишь чего придумали. Документ самый, что ни на есть настоящий, с подписью и печатью.

1 скоморох: А кто, кто подписал –то? /читают…/ Кощей Бессмертный.

Баба-Яга: Он самый.

1 скоморох: Что же нам теперь делать?

2 скоморох: Да, такой весны у нас еще никогда не было.

Баба-Яга: А чем это я вам не нравлюсь? И румяна и бела, и умом и всем взяла. Я даже меню на Масленицу придумала.

Скоморохи: Какое?

Баба-Яга: Обыкновенное, как всегда:

На первое-суп на воде, крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой,

А на второе пирог из лягушачьих ног.

Скоморохи: Фу, какая гадость. Нам бы блинков..

Баба-Яга: У-у-у! Какие привередливые! А я…А я…Я умею загадки лучше всех отгадывать.

1 скоморох: Да ну! Слушай тогда: сидит девица в темнице ,а коса на улице./морковь/

Баба-Яга: Это Баба-Яга.

1 скоморох: Это почему?

Баба-Яга: Как это почему? Сижу я , значит в темнице у Кощеюшки, отдыхаю, а косу на улицу выставила

1 скоморох: Зачем?

Баба-Яга: А чтоб все видели, какая я красавица.

1 скоморох: Ответ неправильный. Дети, что это? /отгадка/

2 скоморох: Теперь слушай мою загадку:

Сидит дед , во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Баба-Яга: В загадке допущена ошибка.

Баба-Яга: А такая. Не дед сидит , а баба. Надо так говорить:

Сидит Баба-Яга, во 100 шуб одета, а кто ее раздувает, тот слезы проливает.

2 скоморох: А почему слезы-то проливает тот ,кто тебя раздевает?

Баба-Яга: А ты попробуй с меня шубу снять, попробуй…

2 скоморох: Нет уж… Только все равно отгадка неправильная. Дети, что это? /лук/

Баба-Яга: Так, вы мне загадки загадывали, теперь я вам загадаю .

-Сосиска, конфета, панама, ракета,

Загадка готова, не бык, не корова.

(Скоморохи думают, спрашивают совета у детей.)

1 скоморох: Ну мы не знаем, говори отгадку.

Баба-Яга: А нет никакой отгадки.

2 скоморох: Да ты еще обманщица. Не нужна нам такая Весна. Отдавай нам настоящую Весну, да и Масленицу в придачу.

Баба-Яга: Весну вам? Масленицу? Надо подумать….Ладно, только вы меня сначала потешьте веселой игрой.

Игра «Поймай рыбку»

( дети наматывают длинную ленту на палочку, в конце которой привязана рыбка)

Баба-Яга: Молодцы. А вот теперь я буду ловить рыбку.

Игра «Рыбак и рыбки»

( Дети встают в кругу, Баба-Яга длинным шнуром с подвеской раскручивает большой круг по полу , дети стараются перепрыгнуть через шнур. Кого задели, того поймали.)

Баба-Яга: Вот сколько я рыбки поймала. Сейчас пойду в свою избушку , посажу всех на лопату и в печь. Съем!

Скоморохи: Да ты что Бабуля? Как это съем?

Баба-Яга: А вот так: ням- ням. Вкусненько.

(Скоморохи наступают на Бабу-Ягу, пытаются забрать детей, та не отдает. Скоморохи легко бьют ее по спине, по шее, приговаривая: отдавай ребят, отдавай Весну, отдавай Масленицу)

Баба-Яга: Ой, ой, ой! Больно! И тут больно ! Драться со мной вздумали, с самой Бабушкой Ягой?! Фулюганы! Да нет у меня вашей Весны. У Кощея она в замке сидит.

Скоморохи: А ну говори , как туда добраться? А не то…

Баба-Яга: Тише, тише. Скажу. Ведет туда две дороги , по одной пойдешь- много преград найдешь, по другой пойдешь- друзей потеряешь.

(Скоморохи решают, по какой дороге идти)

1 Скоморох :Мы пойдем по той дороге, где много преград.

2 скоморох: Да, мы преград не боимся, а вот друзей мы не хотим терять.

Баба-Яга: Ну и ладненько. А я пойду по короткой дорожке.( убегает)

1 Скоморох: Ну что ж, путь к Кощееву царству далек и опасен. Вы готовы идти? Не испугаетесь?

2 Скоморох: Сейчас нам нужны смельчаки, которые переправятся через болото.

Игра «Пройди по кочкам»

1 Скоморох: Вот горы встают у нас на пути. Нужны отважные летчики-пилоты.

Игра «Самолеты»

1 Скоморох: Впереди темный, опасный туннель. Как же нам через него пройти?

Игра «Туннель»

( Дети проползают через обручи)

1 Скоморох: Тише, кажется, я слышу шаги Кощея Бессмертного…

2 Скоморох: Точно! Да и Баба-Яга тоже здесь. Давайте послушаем, что они замышляют.

Входит Кощей с сундуком. Достает «деньги», считает. Баба-Яга ходит рядышком, заглядывает через плечо.

Кощей: День и ночь, день и ночь

Денежки считаю.

День и ночь, день и ночь

Устали не знаю.

Как люблю, берегу,

Как любуюсь вами.

Для Кощеюшки вы будете друзьями.

Баба-Яга: О! Посмотрите на него! Опять деньги считает.

Кощей: (закрывает деньги руками) А ты на чужой каравай рот не разевай!

Баба-Яга: Больно надо! Я к тебе с жалобой. Идут к тебе гости непрошенные -незваные. Обидели меня , Бабушку-Ягу.

Кощей: Как обидели?

Баба-Яга: А вот так.(повторяя удары скоморохов бьет Кощея по спине)

Кощей: Ой, больно!

Баба-Яга: И вот так обидели( бьет по шее)л из .

Кощей: Ой! И правда обидели! Да где же они?

(Баба-Яга оглядывает зал из-под руки, показывает на детей и скоморохов)

Баба-Яга: Да вот же они!

Читайте также:  23 февраля в 8 классе. сценарий

Скоморохи: А ну, Кощей, отдавай Весну-красну и Масленицу.

Кощей: Сейчас! А силой померяться? Одолеете нас с Бабой-Ягой- отдам Весну, а нет- так и без Весны обойдетесь.

Игра «Перетяни канат»

Игра «Кто быстрее проскачет на метле?»

Кощей: Да, сильны вы !Ваша на этот раз взяла!(Бабе-Яге) Не бойся, в другой раз наша возьмет. Они нас естеством, а мы их колдовством.

(Уходят)

Выходит Весна, держа в руках Масленицу.

Весна: Здравствуйте, ребята! Спасибо вам за то, что вы меня освободили

И Кощея победили.

Я вернулась из темницы, чтоб опять запели птицы.

Чтобы солнце засияло, все цветами заиграло.

Пусть природа оживет и тепло нам принесет.

Весна: А вы знаете, кто пришел вместе со мной? Правильно, это Масленица.

Давайте Весну прославлять, Масленицу встречать.

Дети: 1. Душа ты наша Масленица!

Сахарные твои уста!

Славная твоя речь.

2.Приезжай к нам в гости

На широкий двор.

На горках покататься,

В блинках поваляться.

3.Уж ты моя Масленица,

Синие глаза, русая коса.

Тридцати братцев сестра,

Трех матушек дочка.

4.Приезжай к нам на тесовый двор

Речью насладиться,

Умом поделиться.

5.Приходи честная Масленица-кривошейка,

Встретим тебя хорошенько.

С блинцами, с калачом,

С сыром, маслом и яйцом.

Песня про блины.( по выбору муз. руководителя)

Весна: За то, что вы Масленицу так любите, привечаете, одарит она вас щедро вкусными блинами.

( Скоморохи вносят блины, угощают детей)

Весна: А теперь приглашаю всех на улицу, будем дальше праздник продолжать, в игры веселые играть.

Праздник продолжается на улице , дети играют, катаются на лошадях и т. д.

Источник: https://globuss24.ru/doc/stsenariy-prazdnika-dlya-detey-starshih-grupp-maslenitsa

Сценарий праздника «Здравствуй Масленица!»

Pазработка для детей ОВЗ (ЗПР, нарушения интеллекта).

Цель. Приобщение к празднованию русских народных праздников.

Задачи.

  • Продолжать знакомить детей с традициями празднования Масленицы у русского народа.
  • Создать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках, уважать традиции своего народа.
  • Способствовать развитию партнёрских отношений во время групповых игр.
  • Удерживать положительные эмоции детей на протяжении всего праздника.
  • Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Праздник Масленица», чтение стихов, песен.
  • Воспитывать уважение к традициям своего народа.

ПРС: Костюмы для героев, украшение для участков, солнце, игрушки и атрибуты для игр, подносы с блинами, салфетки.

Предварительная работа: Знакомство с праздником, с традициями, рассматривание тематических иллюстраций, чтение стихов. Песенок, заучивание закличек, разучивание народных игр, рисование, аппликация солнца.

Ход праздника

Звучит весёлая музыка. Все дети выходят из д/с и собираются на спортивном участке или любом просторном участке. Детей встречают скоморохи.

1-й Скоморох:

Эй! Веселей, собирайся, народ! Нынче Масленица в гости идёт. Спешите! Спешите! Спешите!

Друзей с собой захватите!

2-й Скоморох:

Тары-бары! Тары-бары! Выходите во дворы! Будем игры начинать

Будем Масленицу встречать!

1-й Скоморох:

Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!

2-й Скоморох:

Уж ты, Зимушка-зима,
Все дороги замела!

1– й Скоморох:

Все дороги, все пути!
Не проехать, не пройти!

2-й Скоморох:

Мы по кругу все встаём
Дружно спляшем и споём.

Песня «Снег – снежок» с движениями (ст. подг группы).

1-й Скоморох:

А теперь собирайтесь, На гулянье отправляйтесь.

Ждут вас игры забавные!

(Дети расходятся по участкам, а персонажи идут к ним с играми.)

Младш. гр.

Матрёшки встречают на участке.

1-я Матрёшка:

Здравствуйте, ребята!
Всех вас видеть рады!

2-я Матрёшка: А вы, нас узнаёте?

1-я Матрёшка: Я матрёшка!

2-я Матрёшка: И я матрёшка!

Вместе:Мы к вам в гости пришли и гостей привели! (достают игрушки зайца, лису, медведя).

Становитесь в круг скорей, поиграем веселей!

Игра:

  • «Лиса догоняет зайца» ( 1) дети по кругу передают зайчика , затем лису….2) дети могут взять в руки игрушки и лиса догоняет зайчика, бегут за кругом…)
  •  «Игра с Мишкой».

1-я Матрёшка: Ребята. Поиграем с Мишкой? Подходите все ко мне, мы присядем и спрячемся. ( Закрываем глаза).

2-я Матрёшка: (ходит около детей и поёт на мотив: «Ах, вы сени, мои сени»).

Мишка по лесу гулял, Мишка деток искал! Мишка деток искал,

Не нашёл и задремал.

(Уходит в сторонку приседает, делает вид, что засыпает.)

1-я Матрёшка: (подходят к Мишке)

Мы руками: Хлоп! Хлоп! Хлоп! Мы ногами: Топ! Топ! Топ! Ну-ка Мишка, выходи.

И ребяток догони!

Игра повторяется 2 раза.

Средняя группа

  • «Метелица»;
  • «Карусель»;
  • «Гуси-гуси».

Старшая и подготовительная группы

  • «Трух– трух, ходит по двору петух….»;
  • «Стенка на стенку»;
  •  «Гори-гори ясно!»
  • «Карусели».

Скоморохи на участках (средн, старш., и подгот. групп).

Пусть весёлым праздник будет. С праздником Масленицы всех поздравляем!

Счастья, радости желаем!

2-й Скоморох:

Здесь будут игры, веселье и смех!
Радости хватит на всех!

1-й Скоморох: А, что такое Масленица?

Ответы детей…

2-й Скоморох: Правильно! Масленица это мы с вами Зиму провожаем, а весну встречаем! А вы, заклички знаете?

Дети читают заклички, которые с воспитателями в группе выучили (у каждой группы свои заклички-потешки).

Далее, после игр дети собираются вместе на одном участке.

1-й Скоморох:

Ото всех дверей, Ото всех ворот! Приходи скорей,

Торопись народ!

2-й Скоморох: Ребята, а вы знаете, какой сегодня праздник отмечаем? Всегда когда зиму провожали, да весну в гости ждали, устраивались народные гулянья. Снежные горки – на них катались и молодые, и старые. Катание на санках, лошадях! И всегда в это время пекли вкусные блины и друг друга угощали, да обиды все прощали.

1-й Скоморох: Вот и мы Масленицу поджидаем, дорогую гостью встречаем! Наша Масленица, гостья дорогая! Она пешею не ходит, всё на конях разъезжает!

Звучит музыка. Въезжает Масленица.

2-й Скоморох:

Здравствуй, дорогая наша гостья, Масленица! Дуня белая! Дуня румяная! Брови чёрные, наведённые. Кофта белая, юбка яркая!

Давно тебя в гости ждём, поджидаем!

Масленица:

Здравствуйте, ребятишки, Задорные мальчишки, Девчонки-хохотушки, Девчонки-болтушки. К вам я целый год спешила,

Прямо в праздник угодила!

1-й Скоморох: Хоровод мы заведём, Масленице песню споём:

«Всю неделю мы непряли…»

Всю неделю мы не пряли, Масленицу дожидали, В гости зазывали, На горе её встречали. Снежком гору посыпали, На саночках раскатали – Будь, горушка, ледяная! Приходи, Масленица дорогая. Будь, горушка, катлива,

Мы будем счастливы.

Масленица: Какая масленица без блинов? В старину зазывали в гости на блины.

– Стала Дуня гостей зазывать: Иван приди, и Степан приди, и Сергей приди, и Матвей приди, и Никитушка – ну, пожалуйста!

Стала Дуня гостей угощать:

Матрёшки вносят блины на подносах и поют:

Вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели…

1-й Скоморох: Как на масляной неделе, из печи блины летели!

2-й Скоморох:

С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!

Масленица:

Всех люблю и уважаю
Да блинами угощаю!

Вместе:

С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!

Дети угощаются блинами и расходятся по участкам кататься на горке.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/maslenitsa-4039/

Сценарий праздника «Масленица» в старшей группе

«Масленица»

Действующие лица: Ведущая, Баба Яга, Скоморох, Лиса – ребёнок, Зима, Весна, Емеля.                           

Атрибуты для праздника: Печь, рушник, блюдо с блинами — для Емели. Шест с лентами — для Скомороха. Бабе-Яге — паспорт, меню. Снежки для игры, санки с куклой Масленицей, кукольный скоморох.                                          

Выходит Ведущая, одетая в народный костюм, и дети. Дети становятся врассыпную.

 Ведущая: Бояре и Боярыни! Судари, Сударыни! Масленицу встречаем, Зиму провожаем, Весну – Красну завлекаем!

Гостей сказочных ждём — поджидаем, Масленицу без них не начинаем!

Дети (поют, пританцовывая):  Э-эх, Масленица, душа ясная,
В гости мы тебя зовём, поиграем и споём!

 Ведущая: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? В дни Масленицы угощали люди друг друга вкусными блинами, веселились от души, а самое главное – просили друг у друга прощение за нанесённые обиды! Сегодня и мы, ребята, давайте вспомним, не обидели вы кого-нибудь нечаянно? Помиритесь, да обнимитесь, попросите друг у друга прощение, а то не получится у нас весёлого праздника!

Исполняется танец «Поссорились – помирились».                                                      

Ведущая: Как при сказочном царе, да при Горохе Шли весёлою гурьбою Скоморохи,

Веселиться и играть, Масленицу величать!

Появляется Скоморох (кукла на ширме).

 Скоморох: Что за чудо? Что за диво? Всё украшено красиво? С чего такой переполох?

Здесь, наверное, подвох!

Ведущая: Эх, ты! Рубаха новая, а голова садовая!
Надо же соображать! Время Масленицу встречать!

 А вы знаете, ребята, что с февраля по март празднуют Масленицу?! Целую неделю!

 Скоморох: И каждый день этой недели – особенный! Отмечают его по-разному! Поют, играют, угощают друг друга блинами тёплыми, румяными, такими же, как Солнышко, да тётушку Масленицу в гости зовут! Масленицу — Тётушку Авдотьюшку!

 Ведущая: А, давайте, и мы позовём Масленицу Тётушку Авдотьюшку в гости. Скажем все вместе: «Тётушка Авдотьюшка!»

Дети зовут, слышится голос «Иду! Иду!». Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга: А вот и я! Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
А что это вы тут собрались? Секрет какой, аль нет?

 Скоморох: Праздник у нас! Масленица! Ждём Тетушку Авдотьюшку в гости! А ты кто такая?

Баба-Яга: А я и есть та самая Масленица Тётушка Авдотьюшка! Что, не верите? Да у меня и пачпорт есть! Вот, посмотрите!

Скоморох: А ну-ка, давай сюда, посмотрим!

Скоморох открывает паспорт и читает: «Данная особа назначается долгожданной и всеми любимой Масленицей на 2016 год».

 Скоморох:  Вот это да! Да тут и печать, смотрите, и подпись заковыристая какая. Что-то я не разберу, кто же это Бабу-Ягу нам Масленицей назначил?

 Ведущая: Давай-ка я посмотрю. Так, подпись Кащея Бессмертного. Ах, вот в чём дело! Нет уж, милая! Уходи-ка прочь! Нам здесь твоих проказ не нужно! Мы ждём настоящую Масленицу! А не Бабушку-Ягу! Да ещё и блинов горячих ждём не дождёмся.

Баба-Яга: Да как же так! Да зачем вам блины? Да я всю неделю недоедала, недосыпала! Такую вкуснятину вам приготовила – пальчики оближешь!

Баба-Яга вынимает рулончик бумаги, на котором написано «Меню».

Баба-Яга: Значит так! Зачитываю меню!

Важно

На первое – суп «Каде» на холодной воде! Крупинка за крупинкой гоняются с дубинкой! На второе — сладкое! Да такое гадкое! На третье — пирог из лягушачьих ног!

Одним словом — вкус –ня – ти – на!

 Ведущая: Не подходит нам твоё угощение, Баба Яга! Нам Масленица – Тетушка Авдотьюшка блинов да пирогов припасла! Уходи-ка по добру поздорову в свою сказку! Ты нам на новый год уже проказ наделала!

Баба-Яга: Не уйду!

 Ведущая: Ах, не уйдёшь? Ну, так мы тебя снежками закидаем!

Снежки лежат под стульями. Дети играют с Бабой-Ягой в снежки. После чего она убегает.

 Ведущая: Ох и хитрая Баба-Яга, всегда напакостить норовит. (прислушивается к чему-то)
Ой, в лесу сучок трещит, не Лиса ли к нам бежит?

В зале появляется Лиса.

Лиса: Ушки мои мёрзнут – не могу согреть,
Помогите мне, ребятки, ушки отогреть!

 Ведущая: Вот тебе платочек, повяжи скорей!
Ушкам твоим, Лисонька, станет потеплей!

Лиса: Как платочек повяжу, я вам всем секрет скажу!
Будет праздник здесь большой, встретится Зима с Весной!

 Ведущая: А вот и Зимушка идёт, хоровод с собой ведёт!

Появляется Зима.

Зима: Здравствуй, весь народ честной! День сегодня не простой! Как могла, я вам служила! Праздник ёлки подарила! Время быстро пролетело, я заметить не успела, что закончен мой черёд!

Вслед за мной Весна идёт!

 Ведущая: Погоди, Зима, прощаться, да с народом расставаться!
Мы с тобой хотим сплясать, песню спеть и поиграть!

Дети танцуют вместе с Зимой танец «Ледяные ладошки».                                                    

Играют в зимние игры:                                                                                                            

  1. «Самый меткий».                                                                                                             

  2. «Ёлочки – пенёчки».                                                                                                          

 3. «Перекати ком».                                                                                                                  

Зима: Чем могу вас угостить? На прощанье одарить?

 Скоморох: Ты, видать, обряд забыла! Издавна законом было
Щедро Зиму провожать, всех блинами угощать!

 И аж целую неделю Масленицу прославлять!

Зима: Будь по-вашему, друзья! Сей обычай знаю я! Символ праздника встречайте, Масленицу приглашайте! Ну а я прощаюсь с вами, моими милыми друзьями!

Прощайте, люди, и простите! На Зиму зла вы не держите!                                                        

Читайте также:  Полярные загадки

Источник: https://sad2korma.schools.by/pages/stsenarij-prazdnika-maslenitsa-v-starshej-gruppe

Масленица дорогая беседа-развлечение для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Ведущая.

Ребята, сегодня я
расскажу вам о самом веселом народном
празднике — Масленице.

Конец зимы. Дни
становятся длинными и светлыми, небо —
голубым, а солнце — ярким. В это время
на Руси устраивались народные гулянья.
Назывался этот праздник — Масленица.
Веселый и разгульный, длился он целую
неделю: ярмарки, уличные игры, выступления
ряженых, пляски, песни. В народе недаром
его величали широкой Масленицей.

Главное
угощение праздника — это блины, древний
языческий символ возврата к людям солнца
и тепла.

Масленица
называлась сырною неделею, на которой
едят сыр, яйца. Народ предается масленичным
удовольствиям, катаниям с гор на санках,
кулачным потехам.

Совет

Ребятишки, приготавливая
к Масленице ледяные горы, поливая их
водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя
Масленица, перепелиные косточки, бумажное
твое тельце, сахарные твои уста, сладкая
твоя речь! Приезжай ко мне в гости на
широкий двор, на горах покататься, в
блинах поваляться, сердцем потешиться.

Уж ты, моя Масленица, красная краса,
русая коса, тридцати братьев сестра, ты
ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в
гости в тесовый дом, душою потешиться,
умом повеселиться, речью насладиться!»
А потом ребятишки сбегали с гор и кричали:
«Приехала Масленица!».

Иногда дети
лепили из снега бабу, которую называли
Масленицей, сажали на санки и скатывали
с горы со словами: «Здравствуй, широкая
Масленица!».

Во
всю Масленицу пекут блины, оладьи. От
этого и произошла поговорка: «Не
житье, а масленица». Что же самое
главное в Масленице? Ну, конечно, блины!
Без них нет и Масленицы.

Хозяйки пекли
блины каждый день из гречневой или
пшеничной муки. В первый день —блинища,
во второй — блины, в третий — блинцы, в
четвертый — блинчики, в пятый— блинки,
в шестой — блиночки, в седьмой — царские
блины. К блинам подавались сметана,
варенье, сливочное масло, мед, рыбья
икра, яйца.

Блин
хорош не один.

Блин не клин, брюхо не
расколет!
Как на масленой неделе из
трубы блины летели!
Уж вы, блины мои,
уж блиночки мои!
Широкая Масленица,
мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
блинами объедаемся!
На Масленой неделе
выпекались ритуальные блины —
олицетворение солнца; девушки водили
хороводы, пели песни. В песнях говорилось
об изобилии масла, сыра, творога.
Парни
и девушки надевали лучшие одежды.

Главная
участница Масленицы — большая соломенная
кукла по имени Масленица.

Ее
наряжали в платье, наголову повязывали
платок, а ноги обували в лапти. Куклу
усаживали на сани и везли в гору с
песнями. А рядом с санями скакали
вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали
шутки ряженые. Иногда в большие сани
впрягали друг за другом лошадей. Получался
поезд.

В сани садился молодой парень,
на него навешивали разные погремушки,
колокольчики. Перед ним ставили сундук
с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд
под смех и шутки односельчан проезжал
по всей деревне, а потом отправлялся в
соседнее село.

Обратите внимание

Веселье продолжалось до
вечера, а в заключение всех затей
«провожают Масленицу» — сжигают
чучело, изображающее Масленицу.

Масленица,
прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица,
воротись!
В новый год покажись!
Прощай,
Масленица!
Прощай, красная!

Каждый
день Масленицы имел свое название и
свои забавы.

Понедельник
— встреча.

Делали куклу — Масленицу, наряжали ее,
усаживали в сани и везли на горку.
Встречали ее песнями. Первыми были дети.
Начиная с этого дня, дети каждый день
катались с гор.

Вторник
— заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому,
поздравляли с Масленицей и выпрашивали
блины. Все ходили друг к другу в гости,
пели песни, шутили. В этот день начинались
игрища и потехи, устраивались девичьи
качели, поездки на лошадях.

Среда
— лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С
этого дня по деревне катались на тройке
с бубенцами. Родственники навещали друг
друга семьями, ходили в гости с детьми,
лакомились блинами и другими масленичными
яствами.

Четверг
— широкий, разгуляй-четверток.

В этот день было больше всего развлечений.

Устраивали
конские бега, кулачные бои и борьбу.
Строили снежный городок и брали его
боем. Катались на конях по деревне.
Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые
веселили народ. Все угощались блинами.
Гуляли с утра до вечера, плясали, водили
хороводы, пели частушки.

Пятница
— тещины вечерки.
На
тещины вечерки зятья угощали своих тещ
блинами. А девушки в полдень выносили
блины в мискена голове и шли к горке.
Тот парень, которому девушка понравилась,
торопился отведать блинка, чтобы узнать:
добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота
— золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к
себе в гости родных и потчевали их
угощением. Велись разговоры о житье-бытье,
мирились, если до этого в ссоре находились.
Вспоминали и умерших родственников,
говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье
— прощенный день.
Это
были проводы Масленицы. В поле раскладывали
костер из соломы и сжигали куклу с
песнями. Пепел разбрасывали пополю,
чтобы наследующий год собрать богатый
урожай.

В прощенное воскресенье ходили
друг к другу мириться и просили прощения,
если обидели раньше. Говорили: «Прости
меня, пожалуйста». «Бог тебя простит»,
— отвечали на это. Потом целовались и
не вспоминали об обидах. Но если даже
не было ссор и обид, все равно
говорили:»Прости меня».

Даже когда
встречали незнакомого человека, просили
у него прощения. Так заканчивалась
Масленица.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4199404/page:10/

Сценарий Масленицы в старшей группе детского сада

Мероприятие проводят три посменных ведущих: Зима, Масленица и Весна. Масленица помогает детям пройти пограничный участок между зимним и весенним царством, проводит игры, конкурсы. Чтобы преодолеть последнее препятствие, дети ищут ключ. Дверь открыта – цель достигнута, дети теперь в гостях у Весны.

Цель: Создание праздничного настроения.

Оформление. Комнату можно визуально поделить на две части: 

  1. Одну украсить в стиле Весны: цветы, травка, яркие облака, солнышко и так далее.
  2. Вторая часть – зимняя: снежинки, тучки, ёлочки новогодние, дед Мороз и Снегурочка.

Необходимые атрибуты:

  • Шапка, шарф, валенки, варежки;
  • Воздушные шарики;
  • Изображения морозных узоров – силуэтов зверей;
  • Круглые блины из картона.

Роли:

  • Ведущие – Зима, Масленица и Весна

Ход мероприятия

Ребята располагаются в зале. Входит первая ведущая – Зима.

Зима: Добрый день, ребятишки. Я – повелительница стуж и метелей, королева снежинок и северных ветров, самая настоящая Зима. Пришла вас проводить до границы сезонов – самой Весне передать. Если, конечно, вы хотите туда попасть. Может, вы у меня хотите остаться?

Дети: Нет!

Зима: Мы будем на санках кататься, снежинки рассматривать, в снежки играть. Оставайтесь, не пожалеете!

Зима: Ну, что ж. Тогда пойдем в дорогу дальнюю. Вот только нужно будет тепло одеться. Ведь границу охраняют ветер сильный, мороз крепкий, чтобы ничего с той стороны на эту не попало.

Лишний лучик солнышка промелькнет – отогреется земля, травка потянется. А воздух-то холодный – она и замерзнет. Не стоит будить природу раньше времени. Иначе погибнет она, замерзнет. И вы тоже можете замерзнуть.

Поэтому одевайтесь потеплее.

Проводится конкурс «Кто быстрее». На стульчики раскладываются шапка, шарф, варежки и валенки. Задача участников – по сигналу ведущего надеть все вещи.

Зима: Оделись дети тепло, мороз не проберется сквозь варежки и валенки, не отморозит ручки. Но может отморозить нос и щечки. Что будете делать тогда?

Зима: Нужно растирать отмороженный участок. Давайте потренируемся.

Под веселую танцевальную музыку проводит игру «Не страшны морозы нам». Дети растирают ту часть тела, на которую указывает Зима. При этом не забывают танцевать.

Зима: Теперь можно смело пускаться в путь. А чтобы было веселее, загадаю вам зимние загадки. Вы внимательно слушайте и отгадывайте.

Загадывает загадки:

  • Зеленая красавица всем детям очень нравится: на новогоднем празднике под ней лежат подарки. Пушистая и снежная, украшена игрушками, на ней блестят фонарики, как звезды, очень яркие (Ёлка).
  • Длинноухий, в шубке белой скрылся от лисы под елью (Заяц).
  • С неба падают сестрички на шарфы и рукавички (Снежинки).
  • Наступает Новый год. Кто поздравить нас придет (Дед Мороз, Снегурочка)?

Зима: Вот и подошли мы к границе. Чувствуете – воздух холоднее стал? Слышите, как ветер завывает?

Прикладывает руку к уху, прислушивается. Дети повторяют движение.

Зима: Дальше мне нельзя, иначе стражи границы накажут. Но вас сейчас должна встретить Масленица – моя дочь. Только она может пройти здесь. Давайте позовем ее, может, согласится вас перевести.

Зовет вместе с детьми Масленицу – она выходит.

Масленица: Здравствуй, матушка. Добрый день, ребята.

Зима: Добрый день, Масленица. Нагостились уже у меня дети, хотят к теплому солнышку, к радостному пению птиц, к зеленой травке попасть. Проведешь их к моей сестре?

Масленица: Конечно, с радостью. Проведу, все покажу. Вот это будет приключение!

Масленица в детском саду – уличный праздник для всех групп

Зима: Только не задерживай их, да и сама возвращайся скорее.

Масленица: Хорошо, матушка.

Зима: До свидания, дети. Скоро встретимся (уходит).

Масленица: Ребята, мороз и ветер вас могут не пропустить просто так к Весне. Придется доказать, что мы их не боимся. Докажем?

Дети: Да!

Масленица: Еще нужно чаще улыбаться. Наша сияющая улыбка будет согревать воздух, а от этого станет только теплее. Умеете улыбаться? Покажите.

Масленица: Молодцы, значит, быстро дойдем до царства Весны. А чтобы не замерзнуть, поиграем с волшебными шарами, заполненными теплым воздухом.

Масленица проводит игры и конкурсы с воздушными шариками:

  • «Передай другому» – дети по кругу передают мяч, пока ведущая считает до 5. Как только она скажет «5», тот ребенок, у кого оказался шарик, оббегает круг и встает на свое место. Дальше игра продолжается.
  • «Не урони» – в воздухе несколько шариков. Задача ребят – не допустить, чтобы шарик упал на пол.
  • «Сильный нос» – несколько желающих пытаются удержать на носу шарик.
  • «Закат-рассвет» – дети встают в колонну. Первому в руки дают шарик, который он передает по верху – это «рассвет». В обратную сторону шар передается снизу – «закат».

Масленица: Согрелись мы немного, теперь можно идти дальше. Смотрите, какая красота – снежные узоры на окнах (показывает рисунки). Это Мороз Иванович постарался. Интересно, кого он здесь изобразил?

Дети определяют, чьи силуэты можно разглядеть среди узоров на окне.

Масленица: Великий художник – Мороз Иванович. Такой шедевр смог создать – глаз не отвести. Но нам нужно идти дальше. А впереди – ветры. Они так сильно дуют, что нам идти тяжело. Придется ползти на четвереньках, чтобы суметь добраться до Царства тетушки Весны.

Проводится игра «Бычок». Желающие встают на четвереньки друг перед другом, упершись лбами. Задача игроков – заставить противника попятиться назад – отступить.

После конкурса на сцене устанавливается дверь из картона, закрытая на замок.

Масленица: Ребята, вот и дверь, через которую можно пройти во владения Весны. Но посмотрите – она заперта. Как же ее открыть? Сломать замок (пытается сломать)? Не получается. Придется либо ключ искать, либо возвращаться. Как думаете, что будем делать?

Дети: Искать ключ.

Масленица: Нужен свет, чтобы его найти. А здесь темно, ведь зимнее солнышко светит недостаточно ярко. Придется найти помощников. Посмотрите, вот же они – маленькие солнышки! Блинчики! Давайте соберем их!

Проводит конкурс «Найди блин». Дети ищут блины, которые могут быть на стене, под стулом и в других местах. Выиграет тот, кто найдет больше. Масленица собирает блины, раскладывает вокруг двери, незаметно подкладывает ключ от замка, который дети тут же находят.

Масленица: Нашли? Молодцы! Теперь можно дверь открывать, да к Весне ступать.

Открывает дверь, дети по очереди проходят через нее, возвращаются на стульчики. Выходит третья ведущая – Весна.

Весна: Добрый день, ребята. Здравствуй, Масленица.

Масленица: Привет, тетушка. Я тебе ребятишек привела – нагостились они у матушки-Зимы, к тебе захотели.

Весна: Молодец, Масленица. Доброе у тебя сердце – всем помогаешь, никому не отказываешь.

Масленица: Мне разве жалко? Тем более они обещали снова к нам в гости прийти. Правда, ребята?

Масленица: Ну а мне пора идти. Матушка, верно, заждалась. Она просила детишек быстрее провести, а потом домой возвращаться. Наверное, сюрприз готовит. Вы любите сюрпризы? И я тоже. Поэтому побежала, чтобы не опоздать. До свидания (убегает).

Читайте также:  Сказки для детей

Весна: Давайте проводим Масленицу. Споем о ней песенку.

Дети встают в круг, поют песни, танцуют.

Весна: И мне пришла пора прощаться – меня ждут лес и поле, травы и звери. Всем я нужна. Ну а вы гостите, сколько захотите. Я вам всегда рада! Придет пора – к Лету вас отправлю. А теперь – до свидания!

Скачать сценарий Масленицы

для детей в старшей группе детсада

(Пока оценок нет)
Загрузка…
Поделиться в соцсети!

Источник: http://www.13idei.ru/detyam/scenarij-maslenicy-v-starshej-gruppe-detskogo-sada/

Пока масленица не пройдёт. сценарий досуга для детей старшей и подготовительной к школе групп

Здравствуйте, гости дорогие! Мира вам и радости! Пожалуйте на Масленицу по нашему городу погулять. А как нагуляетесь, милости просим к нам на чай да на блины!

Хозяюшки (по очереди). Подходите, гости дорогие! У нас для вас много интересного приготовлено.

Дети подходят к первому стенду. Их встречает хозяюшка в нарядном платке и красивых рукавицах. Ведущая заводит с ней разговор.

Ведущая. Здравствуй, хозяюшка! Коли звала нас, принимай гостей!

Хозяюшка. Здравствуйте, здравствуйте! Проходите. Куда это вы путь держите?

Ведущая и дети. Мы идем в город на праздник Масленицы. Расскажи нам, хозяюшка, долго ли нам еще идти?

Хозяюшка. Да вы уже почти в городе. Здесь его окраина: видите, домики маленькие, бревенчатые, лес рядом, сугробы высокие. Загостилась у нас… Кто? Я про нее сейчас загадку загадаю.

«Белая, степенная, тепла боится.

Пока Масленица не пройдет — Никуда не уйдет!»

Если дети не сразу догадаются, что имеется в виду зима, можно им помочь, сказав, что речь идет о времени года.

Хозяюшка. Загадку вы отгадали, думаю, и в зимние игры любите поиграть. Любите? В снежки поиграть хотите? Тогда, пожалуйста, разделитесь на две команды и постройтесь в две колонны: одна команда здесь (показывает), другая -здесь (показывает).

Проводится игра «Снежки». Каждой команде дается корзина со «снежками» (тряпичные мячики). «Снежков» должно быть больше, чем детей в команде.

Они по очереди бросают снежки вперед, стараясь попасть в цель — лежащие на полу обручи (у каждой команды свой обруч; если же снежки разного цвета, может быть один общий обруч).

После того как корзины опустеют, ведущая вместе с детьми подсчитывает снежки, попавшие в обручи. Выигравшей объявляется команда, оказавшаяся более меткой.

Хозяюшка. А теперь еще одна игра. Называется она «Рукавички».

Проводится игра «Рукавички». Дети, встав в круг, под музыку передают друг другу рукавички хозяюшки.

Когда музыка обрывается, два ребенка (один готовится передать, а другой — взять рукавички) надевают их по одной себе на руку и обегают круг с внешней стороны.

Важно

Тот, кто оказался быстрее, при продолжении игры под музыку ходит за кругом и касается рукавичками спрятанных за спины рук детей. Когда музыка снова замолкает, в быстроте состязается следующая пара.

Хозяюшка. А теперь последнее зимнее задание: отгадайте кроссворд. В нем спрятаны «зимние» слова, начинающиеся на букву «С». Отгадать эти слова вы сможете, если внимательно посмотрите на нашу зимнюю картину. Дети отгадывают «зимние» слова и записывают их в строчки кроссворда: снежинка, сугроб, снегурочка, снеговик, санки, сосулька, снегирь.

Хозяюшка. Вот какие молодцы! Догадливые да внимательные! Замерзли, пока угадывали? Идите скорее греться в избу. В избе самая настоящая сказочница живет. Она и вам, если попросите, сказку расскажет.

Ведущая вместе с детьми переходит в следующую часть зала, оформленную как фрагмент русской горницы. Там стоят скамеечки или стульчики, на которых дети будут сидеть, слушая сказку.

Ведущая (здороваясь с хозяйкой). Здравствуйте, тетушка! А вы и вправду сказочница?

Сказочница. Здравствуйте! Здравствуйте, ребятушки! Проходите, проходите, садитесь на стульчики да на лавочки. Погреться пришли и сказку послушать? Любите ли вы сказки? Знаете ли их? Вот мы сейчас и проверим! Я вам сначала загадки загадаю о разных сказках и их героях, посмотрим, как вы эти загадки отгадаете! Слушайте внимательно.

Как называется сказка про то, что в земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытянули? («Репка»)

Как называется сказка о том, кто по амбару метен, по сусеку скребен, в печку сажен, на окошке стужен, от многих ушел, а лисе попался? («Колобок»)

А теперь загадка о сказочном герое.

Встает на заре, поет во дворе, на голове — гребешок, зовется… (петушок). А вот он и сам — Петя-петушок.

Появляется или ребенок, одетый в костюм Петушка, или кукла Петушок.

Сказочница. Только он у нас петь пока не может. Хотите узнать, почему? Посмотрите да послушайте нашу сказку.

(Использован переработанный вариант сказки «Про голосистого петушка и родное солнышко» //Петров ВМ., Гришина ГН., Короткова Л Д. Зимние праздники. Игры и забавы для детей. М.

: ТЦ «Сфера», 1999)

По усмотрению педагогов в представлении могут участвовать заранее подготовленные дети.

Сказочница (или ребенок-рассказчик).

Жил в городе Петушок, В яркие перья разряжен, Красным гребешком украшен.

И красив был, и речист,

А главное — голосист! Все его в округе знали, Все, конечно, уважали, Да и как не уважать — Никому не даст проспать: Солнышко на небо, Петя — кукарекать, Лихо крыльями взмахнет, Звонку песню запоет. Это присказка. А сказка? Сказка будет впереди, Только слушай да гляди!

Сказочница (или второй ребенок-рассказчик). Однажды зимним утром, как раз перед восходом солнца, проснулся наш Петушок и стал ждать, пока первые лучи солнечные на небе вспыхнут. Горлышко прополоскал, клювом перья расчесал, а солнышка все нет. Вот и задумался Петя.

Петушок. А что это я каждый день солнышко встречаю, ему песни распеваю? Еще не известно, кто главнее: солнышко или я, голосистый Петушок! Если я утром не запою, солнышко и не засветит. Пусть тогда все поймут, что важнее меня никого нет!

Сказочница (или третий ребенок-рассказчик). Так и решил Петушок. Спрыгнул с изгороди, на которую каждый день поднимался солнышко встречать, и зашагал важно по двору, со двора — в сени, а из сеней — в избу. Перья распушил, хотел закукарекать, да вспомнил, что решил солнышко не звать, не будить. Кукарекать не стал, а тихонько да важно заговорил.

Петушок.

Я — самый главный в городе!

В яркие перья разряжен,

Красным гребешком украшен.

И красив я, и речист,

А главное — голосист! Все меня на свете знают, Все, конечно, уважают. Да и как не уважать — Никому не дам проспать! Если Петя не споет, Даже солнце не взойдет!

Сказочница (или четвертый ребенок-рассказчик). Ты что же, Петушок, никак себя за главного на земле считаешь?

Петушок. А что? Я и есть самый глав- ный! У меня такой звонкий голос, что без моего пения и солнышко не встает. А вот если не запою, то людям придется ко мне на поклон идти.

Придут, поклонятся мне да скажут: «Пропой, Петенька, а то без солнца пропадем!». Ну а если понравится мне, как они меня попросят, если зернышек да крошек вкусных мне принесут, тогда пропою. Пусть и им солнышко немного посветит.

А ты, тетушка, видно, блины печь собралась?

Петушок указывает на решето с мукой и глиняный горшочек с маслом, стоящие у сказочницы на столе.

Сказочница. Да, гости дорогие, решила я блины затеять.
Петушок. Муку да маслице достала?
Сказочница. Да, приготовила.
Петушок.

А маслице-то у тебя свежее?
Сказочница. Свежее.
Петушок. А душистое?
Сказочница. Душистое.

Петушок.

Тогда дай мне попробовать! Слышал я, от маслица горлышко смягчается и голос еще звонче становится.

Сказочница. А куда же тебе звонче-то?
Петушок. А вот поймут люди, что голосистее меня, главнее меня никого на свете нет, будут ко мне на поклон ходить, подарки носить… Сколько у меня тогда всего будет!..

А сам я всеми командовать начну… И людьми, и всей природой, даже солнышком: захочу петь — будет оно всходить, а не захочу — так все в потемках и останутся.

Сказочница.

Ах, вот ты чего захотел: чтобы все тебе кланялись и чтобы даже солнышко тебе за слугу было?

Петушок. А что? Пусть все мне служат! А солнышку тоже польза будет: не всякий день светить, а только, когда я прикажу.

Сказочница. Ну раз так, пей, дружок, маслице!

Петушок пьет из глиняного горшочка, прочищает горлышко, сипит, кашляет, пробует кукарекать. В это время над ширмой «всходит» солнышко (из картона или ткани).

Петушок. Ой! Что с моим горлышком? Солнышко всходит, а я петь не могу! Солнышко, постой, я еще не кукарекал… Как же ты без меня-то?..

Сказочница. Видно, и без тебя солнышко на небо подняться может.
Петушок. Не может! Не может! Как же так?
Сказочница. Да вот так…

Не по нашему хотению, а по Божию повелению солнышко землю-матушку согревает, нас своими лучами освещает, всех нас греет, бережет, замерзать не дает.

Ребенок (читает переработанное стихотворение Виктора Афанасьева).

Милое солнышко, Божье творение! Ярко твое золотое горение,

Щедро тепло разливая вокруг,

Всех ты людей обнимаешь, как друг, Рады тебе и цветы благовонные, И на деревьях листочки зеленые… Скоро весна, и проснется земля, Солнышка ждут и леса, и поля.

Сказочница. А ты, глупенький Петушок, себя над солнышком царем поставил! Вот теперь и ходи безголосый, пока Масленица не пройдет. Помолчишь да подумаешь пока: кто главнее — солнышко или ты…

Не заносись высоко — можешь свою песню и вовсе потерять.

У Бога тот не забыт, кто малым доволен.

Негромко включается магнитофонная запись колокольного звона.

Ведущая. Ну-ка, дети, прислушайтесь. Что слышите?
Дети. Колокола звонят.
Ведущая.

Пойдем-ка к храму: там узнаем, как по благочестивому русскому обычаю Масленицу заканчивали.

Дети вместе с ведущей благодарят сказочницу, прощаются с ней или зовут ее с собою и переходят в третью часть зала.
У храма детей встречает девица в платочке, длинной юбке.

Девица. Здравствуйте! Здравствуйте, ребятушки! Как хорошо, что вы пришли! Хотите, и я вам загадки загадаю? А вы, если внимательно на наш храм посмотрите, сможете и мои загадки отгадать.

Что выше колокольни? (Крест.)

Спиной к стене, а лицом к тебе. Что это? (Икона.)
Говорить не может, а на службу в храм всех зовет. (Колокол.)
Как называется время, которое идет после Масленицы? (Великий пост.)

Если дети не могут отгадать последнюю загадку, девица подсказывает ответ и дает объяснение.

Девица. После Масленицы, по православной традиции, наступает особое время. Великий пост — дни покаяния и воздержания. Перед началом поста, в последний день Масленицы, стихало на Руси православной бурное веселье.

Перед началом поста, чтобы вступить в это время с чистым сердцем, ни на кого не держащим обид, надо обязательно помириться со всеми и всех простить.

А легко ли простить кого-то, обидевшего тебя, или попросить прощения, когда сам виноват?

Дети отвечают на вопрос, вспоминая, как нелегко им бывает простить обиду или самим признаться в проступке и повиниться, приводят примеры из личного опыта, потом читают стихотворение Виктора Афанасьева.

1-й ребенок.

Трудно сказать: «Прости!» — Что это за мученье:

Как в половодье грести
Против теченья.

2-й ребенок.

А ты помолись – тогда
Встанет вода стыда, Встанет вода гордыни,- И скажешь, себя виня: «Не прав я, прости меня, Будем друзьями отныне!»

Дальше одну строчку читает кто-то из детей, другую — все дети хором.

Если лгал, то больше не лги: — Господи, помоги! Если обиды не мог снести: — Господи, прости! Если к задаче ищешь ключи: — Господи, научи! Если подняться лень до зари: — Господи, ободри! Если впервые пустился вплавь: — Господи, не оставь! Если вспыхнуло солнце в твоей судьбе — Господи, слава Тебе!

Ведущая. А теперь, дети, гости дорогие, просим вас к столу: нашего угощения отведать. А про угощение — наша последняя загадка: Круглые, да не колеса, Горячие, да не солнце, Не пироги, а есть их можно.

Что это? (Блины)

Дети поют любую масленичную песню. А после этого, получив подносы с угощением, расходятся по группам.

Источник: http://romanov-murman.narod.ru/detki/raznoe/scenki/maslenica.htm

Ссылка на основную публикацию