Т. александрова «хрюшка и чушка» текст читать

«Хрюшка и Чушка»

Александрова Т., сказка «Хрюшка и Чушка» Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки «Хрюшка и Чушка» и их характеристика

  1. Хрюшка. Добрый и веселый поросенок. Приветливый и вежливый.
  2. Чушка. Злой, невоспитанный поросенок. Хам и грубиян.

План пересказа сказки «Хрюшка и Чушка»

  1. Два похожих поросенка
  2. Как Хрюшка говорил с другими зверями
  3. Как Чушка говорил с другими зверями
  4. Чему удивлялся Чушка

Кратчайшее содержание сказки «Хрюшка и Чушка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили в одном доме два поросенка, Чушка и Хрюшка.
  2. Были они очень похожи, но их легко различали.
  3. Потому что Хрюшка всегда радовался друзьям и звал их играть.
  4. А Чушка всех обзывал и никто с ним играть не хотел.
  5. Наконец Чушка получил копытом от жеребенка.
  6. Он спросил Хрюшка, почему с ним все играют.

Главная мысль сказки «Хрюшка и Чушка»
Будь вежлив и доброжелателе к другим и к другие будут добры к тебе.

Чему учит сказка «Хрюшка и Чушка»

Сказка учит быть добрым, вежливым, воспитанным. Учит никого не дразнить и не обижать. Учит радоваться жизни. Учит дружить.

Отзыв на сказку «Хрюшка и Чушка»

Очень хорошая сказка, в которой два героя- положительный и отрицательный. Чушка — отрицательный герой, всем грубит и его никто не любит. Хрюшка — положительный, веселый и добрый, с которым все хотят играть. Так и среди людей, кто добр и весел — всем интересен.

Пословицы к сказке «Хрюшка и Чушка»

На добрый привет, добрый ответ.
Доброе слово и кошке приятно.
Себя не возвеличивай, других не унижай.
Спеси боятся, а вежливость чтут.
Как ты к людям, так и люди к тебе. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Хрюшка и Чушка»
На одной и той же улице, в одном и том же доме жили-были два поросенка. Одного звали Хрюшка, а второго Чушка и выглядели они совершенно одинаково.
Но все знакомые легко отличали поросят.
Как они это делали, спросите вы? А вот как:
Когда Хрюшка выходил во двор и видел белого козленка, он всегда радовался, говорил, что он веселый поросенок и предлагал белому козлику поиграть. Если они дальше встречали желтого теленка, то брали и его в свою игру. И быстрого жеребенка брали играть, и всех, кого видели.
А вот если во двор выходил Чушка, было совсем по-другому. Он называл себя чух-чух-чудесным, а козленка звал чух-чух-чумазым. Встретит теленка и опять издевается — за-чух-чух-анный теленок, говорит. Ну а жеребенок его сразу копытом, чтобы не дразнился.
И вот когда Чушка встречал Хрюшку, он всегда с удивлением спрашивал у него, почему с Хрюшкой все играют, хотя он похож на чучело, а с ним никто не хочет играть, хотя он такой чудесный.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Хрюшка и Чушка»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2019/03/blog-post1.html

Речевая защита. Учимся управлять агрессией

На одной улице жили два поросенка – Чушка и Хрюшка. Ножки у них одинаковые, ушки одинаковые, все похоже – и рост и хвост. Как же их все-таки различают? А вот как.

Выйдет Хрюшка на улицу, встретит козленка и обрадуется:– Я – веселый поросенок! Хрю-хрю-хрю! А ты – беленький козленок! Давай играть!Играли, играли, увидели теленка:– Я – веселый поросенок! Хрю-хрю-хрю!– А я – беленький козленок! Бе-бе-бе!– А ты – желтенький теленок! Давай играть!Играли, играли, увидели жеребенка:– Я – веселый поросенок! Хрю-хрю-хрю!– А я – беленький козленок! Бе-бе-бе!– А я – желтенький теленок! Му-му-му!– А ты – быстрый жеребенок! Давай играть!– Иго-го! – обрадовался жеребенок, и стали они все вместе весело играть.А когда на улицу выходит Чушка, бывает все по-другому. Увидит он козленка и давай дразниться:– Я чух-чух-чудесный поросенок! А ты – чух-чух-чумазенький козленок!Козленок обиделся и убежал. А Чушка увидел теленка:– Я чух-чух-чудесный поросенок! А ты – зачух-чух-чуханный теленок!Теленок рассердился, чуть не забодал Чушку. Чушка убежал и встретил жеребенка:– Я чух-чух-чудесный поросенок! А ты – чух-чух-чух…Не дослушал его жеребенок и как лягнет копытом! Убежал Чушка, встретил Хрюшку:– Я чух-чух-чудо как хорош, а ты на чух-чух-чучело похож! Почему ж все с тобой играют, а со мной никто?А в самом деле, ребята, почему?

Вопросы и задания

1. Перескажите сказку о Хрюшке и Чушке. Придумайте свое название сказки.2. Как можно описать речь каждого из поросят? Выберите наиболее точные слова, распределите их правильно между поросятами, дополните своими словами: вежливая, насмешливая, обидная, доброжелательная, приятная, грубая, невежливая…3. Как вы ответите на вопрос в начале рассказа: как же все-таки различают Хрюшку и Чушку?4. Определите главную мысль сказки.Великий художник Леонардо да Винчи говорил: «Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе». Как вы понимаете смысл этого высказывания? Как оно связано с содержанием сказки А. Александровой?5. Представьте себя на месте Хрюшки. Как бы вы ответили Чушке на его вопрос: почему никто с ним не играет? Постарайтесь дать такое объяснение, чтобы Чушка понял свою ошибку, но при этом не обиделся и не разозлился.6. Нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту сказки. Расскажите, как вы изобразите каждого из поросят. Чем они будут отличаться?7. Вспомните, как вы разговариваете, общаетесь с другими ребятами. С кем из поросят вы бы себя сравнили? Как вы относитесь к ребятам, похожим на Чушку? Выберите и поясните один или несколько вариантов ответов.A. Стараюсь не общаться с такими ребятами.Б. Грублю в ответ, могу и «дать сдачи».B. Терпеливо объясняю, что они поступают плохо, некультурно.Г. Пытаюсь понять и подружиться.Д. Подговариваю других ребят не общаться с грубиянами.Е. Жалуюсь на них старшим ребятам, взрослым (воспитателям, родителям).

К заданию 2. Вариант выполнения задания. Можно предложить детям нарисовать Хрюшку и Чушку, после чего попросить соотнести все указанные качества речи с каждым из поросят, по порядку перечислив (для более старших ребят – написав на доске) и обозначив цифрами. Например: 1) вежливая, 2) насмешливая, 3) обидная, 4) доброжелательная и т. д. Хрюшка: 1), 4)… Чушка: 2), 3)… и т. д.

К заданию 5. В беседе по этому заданию обратим внимание детей на то, что внешне поросята описаны в сказке одинаково («Ножки у них одинаковые, ушки одинаковые, все похоже – и рост и хвост»). Значит, различия в речи, отношении к другим зверятам можно передать разными выражениями мордочек, позы, окраски.

К заданию 6. Целесообразно обсудить с детьми каждый из указанных приемов с точки зрения их эффективности, этичности, возможности применения в конкретных ситуациях общения.

Источник: http://rykovodstvo.ru/remont/110938/index.html?page=27

Примерный список литературы для чтения детям

Первая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки.

  • «Ладушки, ладушки!..»,
  • «Пе- ту шок, петушок…»,
  • «Большие ноги…»,
  • «Водичка, водичка…»,
  • «Баю-бай, баю-бай…»,
  • «Киска, киска, киска, брысь!..»,
  • «Как у нашего кота…»,
  • «Пошел кот под мосток…».

Русские народные сказки.

  • «Курочка Ряба»,
  • «Колобок»,
  • «Репка» (обр. К. Ушин ского),
  • «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

  • З. Александрова. «Прятки»;
  • А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);
  • В. Берестов. «Курица с цыплятами»;
  • В. Жуковский. «Птичка»;
  • Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;
  • С. Маршак. «Слон», «Тигре- нок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);
  • И. Токмакова. «Баиньки».

Проза.

  • Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);
  • Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;
  • В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;
  • Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);
  • К. Чуковский. «Цыпленок».

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки, заклички.

  • «Наши уточки с утра…»;
  • «Пошел котик на Торжок…»;
  • «Заяц Егорка…»;
  • «Наша Маша маленька…»;
  • «Чики, чики, кички…»,
  • «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;
  • «Из-за леса, из-за гор…»;
  • «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»;
  • «Огуречик, огуречик…»;
  • «Солнышко, ведрышко…».

Сказки.

  • «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;
  • «Теремок», обр. М. Бу- латова;
  • «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

  • «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
  • «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева;
  • «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского;
  • «Ой ты заюшка-пострел…», «Ты, собачка, не лай…», пер. с молд. И. Токмаковой;
  • «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;
  • «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;
  • «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

  • А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»;
  • В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»;
  • Г. Лагздынь. «Петушок»;
  • С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
  • Э. Мош- ковская. «Приказ» (в сокр.);
  • Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кош- ка шар…»;
  • Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;
  • А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане»);
  • М. Лермонтов. «Спи, младенец…» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
  • А. Барто, П. Барто. «Девочка- ревушка»;
  • А. Введенский. «Мышка»;
  • А. Плещеев. «Сельская песня»;
  • Г. Са- пгир. «Кошка»;
  • К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза.

  • Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»;
  • Л. Толстой. «Три медведя»;
  • В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»;
  • В. Би- анки. «Лис и мышонок»;
  • Г. Балл. «Желтячок»;
  • Н. Павлова. «Земляничка».

Произведения поэтов и писателей разных стран

  • С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой;
  • П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
  • Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;
  • Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Источник: https://estalsad4.edumsko.ru/activity/mum_school/post/75224

От рождения до школы

^ К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе.

Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).Воспитывать элементарные навыки культуры поведения.

Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выпол­нять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать.

Продолжать учитьдетей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.

Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать.

Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обра­щаться с ними, защищать их.

Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных иптиц.

^ Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне), знать назначение этих помещений, помнить места хранения личных вещей, свое место за сто­лом, свою кровать.

^ У детей первой подгруппы расширять за­пас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расческа и т.п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.

У детей второй подгруппы закреплять умение понимать слова, обозна­чающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мыломи вы­тереть их и др.).

^ Детей первой подгруппы продолжать учить произносить облегченные и легкие по звуковому составу слова («дай мне», «на» и др.).

Обратите внимание

Детей второй подгруппы побуждать к замене облегченных слов полными; подсказывать названия предметов одежды, обуви, мебели, отдельных дейст­вий с ними. К 2 годам содействовать формированию умения выражать про­сьбы, желания, впечатления короткими предложениями из 2-3 слов.

Читайте также:  Л. васильева «эвакуация» стихотворение текст
^

В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специальные игры-занятия. Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.

С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по два занятия вдень: с каждой подгруппой по десять занятий в неделю.

Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний периоды бодрствования.

С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводят­ся по подгруппам (по 2-4 человека). Длительность занятия 3-6 минут.

Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет можно объединять по 4-6 чело­век в зависимости от вида занятия. Продолжительность занятия от 4 до 8-10 минут.

^

Виды игр занятий Количество
Расширение ориентировки вокружающем и развитие речи 3
Развитие движений 2
Со строительным материалом 1
С дидактическим материалом 2
Музыкальное 2
Общее количество игр занятий 10

^

от 1 года до 1 года 6 месяцев

Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды.

Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши);бытовые и игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), формы (кубик, кирпичик).

Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фра­зы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.

Активная речь. Совершенствовать умение детей подражать звукосоче­таниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.).

Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же з действии (к 1 году 6 месяцам).

Важно

Приучать детей отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?».Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов.

^

Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.

Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), раз­мер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); вре­менные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).

Источник: http://userdocs.ru/medicina/13946/index.html?page=7

Что читать детям от 1 до 4 лет

Чтение расширяет кругозор, помогает познать окружающий мир, обогащает эмоциональную, нравственную и духовную сферу, развивает мышление, внимание, воображение, память, любознательность. Подбирая книги, надо учитывать интересы, а так же индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Художественная  литература для чтения и рассказывания  детям с 1 года до 2 лет  

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки.

«Ладушки, ладушки!», «Петушок, петушок…», «Большие ноги…», «Водичка, водичка…», «Баю-бай, баю-бай…», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота…», «Пошел кот под мосток…».

Русские народные сказки

  • «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского);
  • «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия

  • 3. Александрова. «Прятки»;
  • А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);
  • В. Берестов. «Курица с цыплятами»;
  • В. Жуковский. «Птичка»;
  • Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;
  • С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);
  • И. Токмакова. «Баиньки». 

Проза

  • Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);
  • Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;
  • В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;
  • Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);
  • К. Чуковский. «Цыпленок».

Художественная литература для чтения детям с 2 до 3 лет 

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наша Маша маленька…»; «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Чики, чики, кички…»; «Солнышко, ведрышко…»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор…»; «Огуречик, огуречик!..»; «Заяц Егорка…»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком…».

Сказки

  • «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;
  • «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

  • «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
  • «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского;
  • «Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева;
  • «Горкой, горкой, горушкой», белорус, обр. Л. Елисеевой;
  • «Ой ты, заюшка-пострел…», «Ты, собачка, не лай…», молд., пер. И. Токмаковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия

  • А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане…»);
  • М. Лермонтов. «Спи, младенец…» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
  • 3. Александрова. «Прятки»;
  • А. Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»);
  • А. Барто. «Кто как кричит»;
  • А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;
  • В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»;
  • Б. Заходер. «Ежик»;
  • Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»;
  • С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
  • Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.);
  • Н. Пикулева. «Лисий хвостик…», «Надувала кошка шар…»;
  • Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;
  • Г. Сапгир. «Кошка»;
  • К. Чуковский. «Путаница», «Федотка». 

Проза

  • Л. Толстой. «Три медведя», «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»;
  • В. Бианки. «Лис и мышонок»;
  • Н. Павлова. «Земляничка»;
  • В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».

Произведения поэтов и писателей разных стран

  • Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;
  • П.Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
  • С. Капутикян. «Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Художественная литература для чтения детям с 3 до 4 лет 

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички.

«Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Травка-муравка…», «Сидит белка на тележке…», «Аи, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще…», «Заинька, попляши…», «Чи-ки-чики-чикалочки…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…

», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Радуга-дуга…», «Божья коровка…», «На улице три курицы…», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-ябушечка…», «Кисонька-мурысенька…», «Жили у бабуси…», «Заря-заряница».

Сказки.

  • «Колобок», обр. К. Ушинского;
  • «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
  • «Теремок», обр. Е. Чарушина;
  • «Кот, петух и лиса», обр. М.Боголюб-ской;
  • «Гуси-лебеди», «Бычок — черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
  • «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

Фольклор народов мира

Песенки

  • «Маленькие феи», «Вопрос и ответ», «Кораблик», «Храбрецы», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака;
  • «Что за грохот?», латыш., пер. С. Маршака;
  • «Две фасольки, три боба», лит. пер. Е. Юдина;
  • «Танцуй, моя кукла», норв., пер. Ю. Вронского;
  • «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера;
  • «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», чеш., пер. С. Маршака;
  • «Купите лук…», шотл., пер. И. Токмаковой.

Сказки

  • «Пых», белорус, обр. Н. Мялика;
  • «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой;
  • «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;
  • «Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;
  • «Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова;
  • «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;
  • «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;
  • «Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е.Благининой;
  • «Лиса-нянька», фин., пер.Е.Сойни,
  • «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия

  • К. Бальмонт. «Комарики-макарики»;
  • А. Блок. «Зайчик»;
  • С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;
  • А. Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»);
  • И. Косяков. «Все она»;
  • А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась…» (из новогреческих песен);
  • Л. Модзалевский. «Мотылек»;
  • А. Плещеев. «Осень наступила…», «Сельская песня», «Весна» (в сокр.);
  • А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки мертвой царевне и о семи богатырях»);
  • А. К. Толстой. «Колокольчики мои…» (отрывок);
  • С. Черный. «Концерт», «Теленок сосет», «Приставалка», «Про Катюшу».
  • 3.Александрова. «Кролики», «Купанье»;
  • А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;
  • В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»;
  • Г. Галина. «Гном и белка», «Песня мышек»;
  • Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;
  • Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»;
  • В. Катаев, «Ежик»;
  • А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»;
  • А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу?»;
  • С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»;
  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»;
  • С. Михалков. «Песенка друзей»;
  • Э. Мошковская. «Митя — сам», «Не буду бояться!», «Жадина»;
  • Р. Сеф. «На свете все на все похоже…»;
  • И. Токмакова. «Где спит рыбка», «Медведь», «Десять птичек —стайка»;
  • Э. Успенский. «Жил-был один слоненок»;
  • Д. Хармс, Н. Радлов. «Рассказы в картинках»: «Упрямые козлы», «Где же дети?», «Добрая утка», «Не качались бы…», «Где клубок?»;
  • Е. Чарушин, Е. Шумская. «Трус», «Конь»;
  • К. Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха». «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха», «Елка».

Проза

  • В. Даль. «Ворона»;
  • Д. Мамин-Сибиряк. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
  • Л. Толстой. «Птица свила гнездо…», «Таня знала буквы…», «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»;
  • К.Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки», «Ветер и Солнце».
  • Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»;
  • Г. Балл. «Новичок на прогулке», «Желтячок»;
  • В. Бианки. «Купание медвежат», «Мишка-башка»;
  • Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»;
  • Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»;
  • Б. Житков «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «3ебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»);
  • М. Зощенко «Умная птичка»;
  • Н. Носов. «Ступеньки»;
  • Л. Петрушевская. «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин»;
  • Е. Пермяк. «Как Маша стала большой»;
  • М. Пришвин. «Дятел», «Листопад»;
  • С. Прокофьева. «Mаша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о грубом слове „уходи», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);
  • Н. Романова. «Умная ворона»;
  • В. Сутеев. «Три котенка»;
  • А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки»;
  • Д. Хармс. «Храбрый еж»;
  • Г. Цыферов. «Про чудака лягушонка» (сказка первая, сказка третья), «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);
  • Е. Чарушин. «Утка с утятами», «Медведица и медвежата» (из цикла «Большие и маленькие»);
  • К. Чуковский. «Так и не так».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия

  • Я. Балтвилкс. «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука;
  • А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина, «Трое», пер. с болг. В. Викторова, «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;
  • Г. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;
  • П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
  • Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;
  • С. Капутикян. «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой;
  • М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой;
  • Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова;
  • А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой.

Проза

  • О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;
  • Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;
  • Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской;
  • А. Каралийчев. «Маленький утенок», пер. с болг. М. Качауновой;
  • Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;
  • О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с рум. М. Олсуфьева,
  • «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой;
  • Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;
  • И. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чеш. Г. Лукина;
  • Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Для заучивания наизусть

  • «Петушок, петушок…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «На улице три курицы…», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане…»); С. Черный.
  • «Приставалка»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); А. Барто. «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов.
  • «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); Н. Пикулева. «Надувала кошка шар»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Читайте также:  Козлов «чёрный омут» читать

Источник: https://booqua.livejournal.com/28384.html

Что читать детям от 1 до 4 лет

Чтение расширяет кругозор, помогает познать окружающий мир, обогащает эмоциональную, нравственную и духовную сферу, развивает мышление, внимание, воображение, память, любознательность.

Подбирая книги, надо учитывать интересы, а так же индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Художественная  литература для чтения и рассказывания  детям с 1 года до 2 лет 
 

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки.

«Ладушки, ладушки!», «Петушок, петушок…», «Большие ноги…», «Водичка, водичка…», «Баю-бай, баю-бай…», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота…», «Пошел кот под мосток…».

Русские народные сказки

  • «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского);
  • «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия

  • 3. Александрова. «Прятки»;
  • А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);
  • В. Берестов. «Курица с цыплятами»;
  • В. Жуковский. «Птичка»;
  • Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;
  • С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);
  • И. Токмакова. «Баиньки». 

Проза

  • Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);
  • Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;
  • В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;
  • Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);
  • К. Чуковский. «Цыпленок».

Художественная литература для чтения детям с 2 до 3 лет 

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наша Маша маленька…»; «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Чики, чики, кички…»; «Солнышко, ведрышко…»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор…»; «Огуречик, огуречик!..»; «Заяц Егорка…»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком…».

Сказки

  • «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;
  • «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

  • «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
  • «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского;
  • «Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева;
  • «Горкой, горкой, горушкой», белорус, обр. Л. Елисеевой;
  • «Ой ты, заюшка-пострел…», «Ты, собачка, не лай…», молд., пер. И. Токмаковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия

  • А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане…»);
  • М. Лермонтов. «Спи, младенец…» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
  • 3. Александрова. «Прятки»;
  • А. Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»);
  • А. Барто. «Кто как кричит»;
  • А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;
  • В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»;
  • Б. Заходер. «Ежик»;
  • Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»;
  • С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
  • Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.);
  • Н. Пикулева. «Лисий хвостик…», «Надувала кошка шар…»;
  • Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;
  • Г. Сапгир. «Кошка»;
  • К. Чуковский. «Путаница», «Федотка». 

Проза

  • Л. Толстой. «Три медведя», «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»;
  • В. Бианки. «Лис и мышонок»;
  • Н. Павлова. «Земляничка»;
  • В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».

Произведения поэтов и писателей разных стран

  • Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;
  • П.Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
  • С. Капутикян. «Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Художественная литература для чтения детям с 3 до 4 лет 

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички.

«Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Травка-муравка…», «Сидит белка на тележке…», «Аи, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще…», «Заинька, попляши…», «Чи-ки-чики-чикалочки…», «Ночь пришла…

», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Радуга-дуга…», «Божья коровка…», «На улице три курицы…», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-ябушечка…», «Кисонька-мурысенька…», «Жили у бабуси…», «Заря-заряница».

Сказки.

  • «Колобок», обр. К. Ушинского;
  • «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
  • «Теремок», обр. Е. Чарушина;
  • «Кот, петух и лиса», обр. М.Боголюб-ской;
  • «Гуси-лебеди», «Бычок — черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
  • «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

Фольклор народов мира

Песенки

  • «Маленькие феи», «Вопрос и ответ», «Кораблик», «Храбрецы», «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака;
  • «Что за грохот?», латыш., пер. С. Маршака;
  • «Две фасольки, три боба», лит. пер. Е. Юдина;
  • «Танцуй, моя кукла», норв., пер. Ю. Вронского;
  • «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера;
  • «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», чеш., пер. С. Маршака;
  • «Купите лук…», шотл., пер. И. Токмаковой.

Сказки

  • «Пых», белорус, обр. Н. Мялика;
  • «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой;
  • «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;
  • «Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;
  • «Свинья и Коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова;
  • «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;
  • «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;
  • «Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е.Благининой;
  • «Лиса-нянька», фин., пер.Е.Сойни,
  • «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия

  • К. Бальмонт. «Комарики-макарики»;
  • А. Блок. «Зайчик»;
  • С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;
  • А. Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»);
  • И. Косяков. «Все она»;
  • А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась…» (из новогреческих песен);
  • Л. Модзалевский. «Мотылек»;
  • А. Плещеев. «Осень наступила…», «Сельская песня», «Весна» (в сокр.);
  • А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки мертвой царевне и о семи богатырях»);
  • А. К. Толстой. «Колокольчики мои…» (отрывок);
  • С. Черный. «Концерт», «Теленок сосет», «Приставалка», «Про Катюшу».
  • 3.Александрова. «Кролики», «Купанье»;
  • А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;
  • В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»;
  • Г. Галина. «Гном и белка», «Песня мышек»;
  • Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»;
  • Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»;
  • В. Катаев, «Ежик»;
  • А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»;
  • А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу?»;
  • С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»;
  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»;
  • С. Михалков. «Песенка друзей»;
  • Э. Мошковская. «Митя — сам», «Не буду бояться!», «Жадина»;
  • Р. Сеф. «На свете все на все похоже…»;
  • И. Токмакова. «Где спит рыбка», «Медведь», «Десять птичек —стайка»;
  • Э. Успенский. «Жил-был один слоненок»;
  • Д. Хармс, Н. Радлов. «Рассказы в картинках»: «Упрямые козлы», «Где же дети?», «Добрая утка», «Не качались бы…», «Где клубок?»;
  • Е. Чарушин, Е. Шумская. «Трус», «Конь»;
  • К. Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха». «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха», «Елка».

Проза

  • В. Даль. «Ворона»;
  • Д. Мамин-Сибиряк. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
  • Л. Толстой. «Птица свила гнездо…», «Таня знала буквы…», «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»;
  • К.Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки», «Ветер и Солнце».
  • Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»;
  • Г. Балл. «Новичок на прогулке», «Желтячок»;
  • В. Бианки. «Купание медвежат», «Мишка-башка»;
  • Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»;
  • Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»;
  • Б. Житков «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «3ебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»);
  • М. Зощенко «Умная птичка»;
  • Н. Носов. «Ступеньки»;
  • Л. Петрушевская. «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин»;
  • Е. Пермяк. «Как Маша стала большой»;
  • М. Пришвин. «Дятел», «Листопад»;
  • С. Прокофьева. «Mаша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о грубом слове „уходи», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);
  • Н. Романова. «Умная ворона»;
  • В. Сутеев. «Три котенка»;
  • А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки»;
  • Д. Хармс. «Храбрый еж»;
  • Г. Цыферов. «Про чудака лягушонка» (сказка первая, сказка третья), «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»);
  • Е. Чарушин. «Утка с утятами», «Медведица и медвежата» (из цикла «Большие и маленькие»);
  • К. Чуковский. «Так и не так».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия

  • Я. Балтвилкс. «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука;
  • А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина, «Трое», пер. с болг. В. Викторова, «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;
  • Г. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;
  • П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
  • Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;
  • С. Капутикян. «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой;
  • М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой;
  • Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова;
  • А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой.

Проза

  • О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;
  • Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина;
  • Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской;
  • А. Каралийчев. «Маленький утенок», пер. с болг. М. Качауновой;
  • Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;
  • О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с рум. М. Олсуфьева,
  • «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с рум. Т. Ивановой;
  • Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;
  • И. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чеш. Г. Лукина;
  • Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Для заучивания наизусть

  • «Петушок, петушок…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «На улице три курицы…», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане…»); С. Черный.
  • «Приставалка»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); А. Барто. «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов.
  • «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); Н. Пикулева. «Надувала кошка шар»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Список литературы взят из пособия «Приобщение детей к художественной литературы» из серии «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Источник: https://moi-malish.livejournal.com/139326.html

Общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы»

Чтение художественной литературы

Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек.

Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.

Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор:

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок…», «Большие ноги…», «Водичка, водичка…», «Баю-бай, баю-бай…», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота…», «Пошел, кот под мосток..,».

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. — Баиньки».

Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. — «Цыпленок».

Развитие движений

Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.

Читайте также:  Воробьев «возвращение на аэродром» читать текст

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой, ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,5-2 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 15 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку или палку приподнятую от пола на 12-18 см.

Ползание, лазанье. Перелезание через бревно (диаметр 15-20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35-40 см, пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).

Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре со взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр 6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см.

Общеразвивающие упражнения. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину.

В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета.

В положении стоя наклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого наклоны вперед, перегибаясь через палку (40-45 см от пола). Приседания с поддержкой взрослого.

Подвижные игры. Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее. Индивидуально и по подгруппам (2-3 человека).

Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча).

Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу. Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.

Примерный список подвижных игр

«Догони мяч», «Передай мяч», «Доползи до погремушки», «Догони собачку», «Маленькие и большие», «Поймай бабочку», «Где пищит мышонок?» и др.

Самостоятельные игры с игрушками, стимулирующими двигательную активность: с каталками, тележками, автомобилями, самолетами и пр.

Игры-занятия с дидактическим материалом. Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков.

Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).

Совет

Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.

Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто — в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).

Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.

Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.

Игры занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).

Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.

Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой—с сюжетными играми.

Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры.

Обратите внимание

Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).

Музыкальное воспитание

Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку. Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.

Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).

Начинать развивать у детей музыкальную память.

Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.

При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).

Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно.

Развивать умение вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение).

Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

Праздники, музыкальные игры, развлечения

Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм. Формировать умение перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру.

Важно

Вызывать радость, чувство удовлетворения от игровых действий. Показывать детям простейшие по содержанию спектакли.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание — «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Курочки и цыплята», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс собачек», муз. А, Артоболевской; Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа (фрагмент); «Три подружки», муз. Д.

Кабалевского; «Весело — грустно», муз. Л. Бетховена; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Спортивный марш», муз. И. Дунаевского; «Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок», муз. Э. Елисеевой — Шмидт, стихи A.

Барто; «Материнские ласки», «Жалоба», «Грустная песенка», «Вальс», муз. А. Гречанинова.

Пение и подпевание — «Водичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; «Колыбельная», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Машенька-Маша», рус. нар. мелодия, обр.Б. Герчик, сл. М. Невельштейн; «Воробей», рус. нар. мелодия; «Гули», «Баю-бай», «Едет паровоз», «Лиса», «Петушок», «Сорока», муз. C. Железнова.

Образные упражнения — «Медведь», «Зайка», муз. Е. Тиличеевой; «Идет мишка», муз. В. Ребикова; «Скачет зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова; «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой; «Зайчики и лисичка», муз. Б. Финоровского, сл. В. Антоновой; «Птичка летает», «Птичка клюет», муз. Г. Фрида; «Цыплята и курочка», муз. А. Филиппенко.

Музыкально — ритмические движения — «Марш и бег», муз. Р. Рустамова; «Да, да, да!», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова; «Постучим палочками», рус. нар. мелодия; «Бубен», рус. нар. мелодия, обр, М. Раухвергера; «Барабан», муз. Г. Фрида; «Петрушки», муз. Р. Рустамова, сл. Ю.

Островского; «Мишка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан, И. Плакиды; пляска «Вот как хорошо», муз. Т. Попатенко, сл. О, Высотской; «Вот как пляшем», белорус, нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Солнышко сияет», сл. и муз. М.

Чарной.

Примерный перечень праздников и развлечений

Праздник. Новогодний утренник «Елка».

Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «В лесу», муз. Е. Тиличеевой; «Праздник», «Музыкальные инструменты», муз. Г. Фрида; «Воронята», муз. М. Раухвергера.

Игры с пением. «Зайка», «Солнышко», «Идет коза рогатая», «Петушок», рус. нар. игры, муз. А. Гречанинова; «Зайчик», муз. А. Лядова; «Воробушки и кошка», нем. плясовая мелодия, сл. А. Ануфриевой; «Прокати, лошадка, нас!», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; «Мы умеем», «Прятки», муз. Т. Ломовой; «Разноцветные флажки», рус. нар. ме­лодия.

Развлечения. «В гости к кукле Кате», «В гости к игрушкам», «На лужайке», «Зимние забавы», «День рождения у куклы Маши», «Кто в домике живет?», «В зоопарке», «В цирке», «В гостях у елки» (по замыслу педагогов).

Театрализованные развлечения. Инсценирование рус. нар. сказок («Репка», «Курочка Ряба»), песен («Пастушок», муз. А. Филиппенко; «Петрушка и Бобик», муз. Е. Макшанцевой), показ кукольных спектаклей («Петрушкины друзья», Т. Караманенко; «Зайка простудился», М. Буш; «Любочка и ее помощники», А, Колобова; «Игрушки», А. Барто).

Забавы. Народные и заводные игрушки, фокус «Бабочки», обыгрывание рус. нар. потешек, сюрпризные моменты: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто к нам пришел?», «Волшебные шары» (мыльные пузыри).

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Возрастные особенности детей

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Совет

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно — действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Обратите внимание

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Организация жизни и воспитания детей

Примерный режим дня

Режим дня составлен с расчетом на 10,5-часовое пребывание ребенка в детском саду.

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т.п.). При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.).

В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть заменено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно.

Для детей 2-3 лег длительность чтения с обсуждением прочитанного рекомендуется до 5-10 минут. При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор—слушать либо заниматься своим делом.

Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания.

Прием детей, игра

8.00-9.00

Утренняя гимнастика

Источник: http://textarchive.ru/c-1019731-p3.html

Ссылка на основную публикацию