Богомолов. мамаев курган

Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане

Удержать Мамаев курган для войск 62-й армии и её командующего генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова было вопросом жизни и смерти. Фашисты стремились овладеть им, невзирая на потери. Бои за эту высоту продолжались 135 дней.

Вершина Мамаева кургана неоднократно переходила из рук в руки. 27 сентября 1942 г. противник закрепился на западных склонах кургана, а к середине октября, взяв водонапорные баки, расположенные на вершине, овладел северными и южными склонами.

Днем и ночью гитлеровцы обстреливали советские позиции из всех видов оружия, беспрерывно бомбили их с воздуха, по 10-12 раз в сутки переходили в атаки, теряя людей и технику, но полностью овладеть курганом так и не смогли.

Обратите внимание

Восточные склоны стойко и героически обороняли войска Красной армии, отбивая яростные атаки врага.

26 января 1943 года на северо-западных склонах Мамаева кургана части 21-й армии соединились с наступавшей навстречу 62-й армией. В результате этого соединения немецко-фашистская группировка была расчленена на две части и ликвидирована.

Так закончилось величайшее сражение, положившее начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны.

Победа в самой кровопролитной битве ХХ века досталась советскому народу слишком высокой ценой – полтора миллиона погибших защитников Сталинграда и полностью разрушенный город.

После того, как смолкли бои, казалось, что даже очертания самого кургана изменились. Обожженный, изрытый глубокими воронками и окопами, он и зимой чернел как обугленный. На каждом квадратном метре земли Мамаева кургана можно было обнаружить от 500 до 1250 осколков от мин, бомб, снарядов. Весной 1943 года здесь даже не смогла взойти трава.

Мысль о создании мемориала в Сталинграде возникла еще во время войны. С 1945 по 1955 год по всей стране проводились конкурсы на проект грандиозного памятника.

В результате разработка была поручена известному скульптору Е. В. Вучетичу и архитектору Я. Б. Белопольскому.

Строительство началось в 1959 году, торжественное открытие памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» состоялось 15 октября 1967 года.

Скульптор Евгений Вучетич так говорил о своей работе: «Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл их самопожертвования и подвигов.

Это составляет и основное содержание ансамбля».

Важно

Эта идея пронизывает все составляющие мемориального комплекса: площадь «Стоять насмерть», Стены-руины, площадь Героев, Зал Воинской Славы, площадь Скорби и, наконец, главный монумент – скульптуру «Родина-мать зовет!».

Образ женщины в развевающихся одеждах, которая с мечом в руках призывает к борьбе с врагом, известен во всем мире. Общая высота фигуры, олицетворяющей Родину-мать, – 85 метров.

На территории историко-мемориального комплекса расположены индивидуальные и братские могилы. В 1995 году было открыто Воинское мемориальное кладбище, где происходит перезахоронение останков защитников города, погибших в период Сталинградской битвы и поднятых в мирное время. На мемориальных стенах увековечены около 25 тысяч фамилий воинов, захороненных на Мамаевом кургане.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/10083/memorialnyi-kompleks-geroyam-stalingradskoi-bitvy-na-mamaevom-kurgane

Мамаев курган и «Родина-мать зовет!»

Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни (надпись на плите при входе на Мамаев курган)

Главная высота России, где решалась судьба русской цивилизации. Место, где в течение 200 дней шел непрерывный бой. Восемь раз противнику удавалось ворваться на курган, и восемь раз Красная Армия отбивала назад стратегически важную позицию. Высота «102,0» на правом берегу Волги стала переломной точкой в истории Второй мировой войны. Здесь состоялась величайшая из битв в истории Человечества. Здесь стояли насмерть советские солдаты. Здесь определялось будущее этого мира. Здесь в братских могилах покоятся останки свыше 34 тысяч солдат и офицеров РККА.Предлагаю читателям совершить обзорную экскурсию на Мамаев курган, где полвека назад под руководством Е. Вучетича был воздвигнут грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», более известный в народе, как «Родина-мать зовет!». Знаковое место, ставшее одним из символов Великой Победы. Обзор будет представлять компиляцию из фотоматериалов нескольких посещений Мамаева кургана – читатель получит возможность посмотреть, как выглядит это место днем и ночью, в праздник и будничные дни. Даже в самое обычное пасмурное утро комплекс посещают толпы людей – довольно сложно выбрать правильный ракурс, чтобы в кадре не оказался посторонний человек.Историко-мемориальный комплекс расположен непосредственно в городской черте, в центральной части Сталинграда. Популярность «Родины-матери» чрезвычайно высока – автомобильная парковка Мамаева кургана удивляет разнообразием номеров всех регионов России. Действительно, здесь есть на что посмотреть – главная скульптура «Родина-мать зовет!» превышает по высоте в два раза американскую «Статую свободы» (85 против 46 метров).

Входная площадь. Мы стоим спиной к Волге, лицом к Кургану – враг наступал именно с этого направления. На пути к главному монументу нужно преодолеть 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы (не считая наклонных пандусов и взмывающих ввысь аллей). Поднявшись по первой группе ступеней, попадаем на Аллею пирамидальных тополей.

Под аллеей, у подножия кургана, проложена железнодорожная ветка – каждый уралец или сибиряк на пути к Черному морю непременно проезжает мимо «Родины-матери». К празднику 9 Мая путь к памятнику украшают десятки красных флагов, что придает месту особую торжественность.

С Аллеи пирамидальных тополей, поднявшись вверх на 6 метров по трехмаршевой лестнице, попадаем на легендарную площадь «Стоявших насмерть!». Лицо фигуры солдата с занесенной над головой гранатой принадлежит маршалу В.И. Чуйкову – командующему 62-й армией, человеку, кто непосредственно руководил обороной Сталинграда.

Одно из самых фотогеничных мест на Мамаевом кургане, неотъемлемый атрибут всех наборов открыток с видом города.

Наш путь лежит наверх – по крутым гранитным ступеням поднимаемся поближе к небу. По обеим сторонам лестницы взметнулись гигантские стены-руины с барельефами, изображающими защитников города.

Здесь днем и ночью, в жару и вьюгу, мощные репродукторы транслируют хронику военных лет: сообщения Совинформбюро, прерываемые треском пулеметных очередей и воем авиационных моторов. Периодически играют песни военных лет.

…Под Сталинградом идут жестокие бои, наша армия отражает многочисленные атаки противника…

Впечатляет.

Новая «локация». Площадь Героев с шестью скульптурными группами.

Большую часть площади занимает прямоугольный бассейн в гранитных берегах.

Ввиду участившихся случаев кощунственного поведения посетителей, не вздумайте осквернять монумент, ползая по колено в воде, и подбирать со дна многочисленные монеты – последует немедленная кара со стороны стражей правопорядка. Никогда не нарушайте покой павших солдат.

Ведите себя достойно – на Мамаевом кургане на каждом шагу установлены камеры видеонаблюдения. По правую сторону бассейна стоят шесть массивных скульптурных композиций защитников города. В основе всех работ – контраст стоящих и поверженных фигур. Боевой товарищ мертв, и моряк, подхватив последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу.

Знаменосец убит, но знамя подхватили крепкие руки другого бойца. Медсестра с раненым на плечах…на место павших встают новые ряды бойцов. Выстояв, мы победим! Особенно символичная крайняя, шестая по счету скульптура: солдаты скрутили и выбросили на свалку мировой истории фашистскую гидру.В этом месте всегда удивительно тихо.

Стихает ветер и в гладком зеркале бассейна отражается небо. Уже ничто не потревожит покой мертвых. Уснувшие герои вечно смотрят свои березовые сны.

Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?

Кончается площадь и перед нами встает непроходимая стена. На барельефе – гранитная армия победителей. Под ногами у советских солдат серая масса пленных немцев. Фашистские вояки хотели увидеть Волгу? Красная Армия дала им такую возможность.

Дальнейший путь лежит под землей, мы вступаем в царство мертвых. За поворотом мрачного туннеля – вход в Зал Воинской Славы.

Совет

Почетный караул. Рука, держащая факел Вечного огня… Но что это? На стенах пантеона тридцать четыре огромных мозаичных панно от пола до потолка. На каждом, в два ряда, тянется бесконечный список имен павших героев.

В страхе поворачиваешься назад – и снова имена, имена, имена… А над ними, на потолке – звездное скопление военных орденов.

Зал Славы венчает гвардейская лента: Мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной

Мамаев курган – одно из немногих мест в России, где постоянно несет вахту Почетный караул. Пост у Вечного огня и еще один, на выходе из пантеона. Выправка, стать, осанка – все по высшему разряду.

Всякий раз смена Почетного караула вызывает невероятный ажиотаж среди посетителей – солдаты маршируют, четко печатая шаг, через половину кургана.К сожалению, точное время и периодичность смены караула установить не удалось (по собственным ощущениям – порядка 40 минут).

Обычно за время экскурсии на Мамаев курган (пара-тройка часов минимум) можно неоднократно наблюдать это захватывающее священнодействие.

Поднявшись по спирали пандуса, мы покидаем Зал Воинской Славы и попадаем на новый уровень — Площадь скорби.

Грустное это место. Тихий пруд, плакучие ивы. Фигура матери, склонившаяся над погибшим сыном.

В передней части Площади скорби, откуда открывается захватывающий вид на нижние уровни кургана, покоится маршал Василий Иванович Чуйков. Единственный советский маршал, завещавший похоронить себя не в Москве, а в братской могиле, рядом со своими солдатами, в городе, который он когда-то отстоял.

Серпантин аллей взмывает ввысь, туда, где в солнечных лучах сверкает фигура «Родина-мать зовет!». Под зелеными лужайками холма покоятся братские могилы советских солдат. Длинный ряд памятных гранитных плит. Герою Советского Союза сержанту Абдирову Нуркену. Вечная слава! Герою Советского Союза капитану Баранову Михаилу Дмитриевичу.

Обратите внимание

Вечная слава!

Самая страшная надпись. Ей было всего 18…
Еще один поворот аллеи – и мы на вершине кургана! Здесь взметнулась исполинская фигура «Родина-мать зовет!» — современная интерпретация античной богини победы Ники, что призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу и продолжить дальнейшее наступление.Одно из Семи чудес России.

5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций покоятся на 16 метровом фундаменте, утопленном в вершине холма. Масса плит фундамента и подкреплений — 16 000 тонн. Объем подготовительных земляных работ, необходимых для установки уникальной скульптуры – 1 млн. кубических метров.

Толщина железобетонных стенок статуи не превышает 25-30 сантиметров – каркас «Родины-матери» представляет собой сложную ячеистую структуру, сваренную из уголковой стали (размеры ячеек 3 х 3 х 4 метра). Необходимая жесткость конструкции обеспечивается 99 натянутыми стальными тросами.

Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов.

В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое (28 м), с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.Внутри «Родины-матери» предусмотрены лестницы, позволяющие подняться по всей высоте и проникнуть в любую часть внутреннего объёма статуи, включая голову, руки и шарфы.

Через лаз в правой руке можно проникнуть даже в полость меча и подняться по стремянке по всей его длине.
Мы стоим у подножия огромной статуи, откуда открывается впечатляющая панорама на город, излучину великой реки и бесконечные заволжские степи. Тот, кто контролировал Мамаев курган, контролировал всю центральную часть Сталинграда и переправы 62-й армии.

Всякое описание меркнет перед тем, что здесь творилось 70 лет назад…
Мамаев курган. Обычный день зимой 1942-43 гг.Обычно в этом месте заканчиваются экскурсии – усталые посетители начинают обратный путь к подножию кургана. Но, мы, как люди любознательные, продолжим изучение воинского мемориала.

Читайте также:  Литературная игра для 3 класса

Перейдем на обратную сторону холма и направимся через парк прямо к вышке теле-радио-центра. (ого! обратная сторона кургана совершенно полога и представляет собой равнину, медленно перетекающую в покрытую оврагами степь).Рядом с радиовышкой, кроме ВИП-гостиницы, имеется небольшая достопримечательность – площадка с боевыми машинами.

Сборная солянка авиационной и бронетанковой техники различных эпох. Автору удалось опознать штурмовик Ил-2, истребители МиГ-15, -17, «спарку» МиГ-21, стремительный МиГ-23, учебно-боевой «Альбатрос», пару танков Т-34, современные боевые машины пехоты, БРДМ и бронетранспортер. В общем, удачная перспектива для тех, кто любит поснимать военную технику.

Важно

Поблизости есть по-настоящему страшное место. Настоящий русский «Арлингтон» — воинское кладбище с бескрайними рядами каменных плит. А рядом стоит СТЕНА. Жуткая стена из черного полированного мрамора с десятками тысяч имен. Копия вашингтонского мемориала ветеранов Вьетнама.

Увы, немногие из посетителей мемориального комплекса догадываются о существовании данного воинского захоронения. Люди предпочитают любоваться открывшейся панорамой Волгограда, увлеченно щелкая затвором фотоаппарата у подножия «Родины-матери», не утомляя себя скорбными мыслями о братской могиле, которой, по сути, является весь Мамаев курган.Чтож, теперь остается пройти знакомым маршрутом к подножию кургана, где нам предстоит распрощаться с уважаемыми читателями. Через сутки, под перестук колес, поезд промчится у подножия высоты «102,0» и унесется вдаль на просторы необъятной России. Останется лишь МАМАЕВ КУРГАН. Вечно живая память в сердцах русского народа.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/29041-mamaev-kurgan-i-rodina-mat-zovet.html

Путешествие в город — герой Волгоград. Мамаев Курган!

Мамаев Курган — центральная высота России, святое место для
всего народа огромной страны. Именно здесь произошел коренной поворот в ходе
Великой Отечественной  войны.

Созданный
здесь памятник – монументальный и величественный ансамбль «Героям
Сталинградской битвы»  – сохранил на века
историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боёв
за город. Ну, вот друзья, пришло время рассказать о моем отпуске.

Конечно же, я
решила  провести его дома, на моей малой
родине в  г. Камышине Волгоградской обл. В
этом году дочка наконец то уговорила меня съездить в г. Волгоград и
посетить  исторический памятник «Мамаев
курган».

Когда ехали туда, а от Камышина до Волгограда 180 км, я и не думала
писать статью. Но увидев это великолепие уже во взрослом возрасте, школьниками
нас часто возили сюда на экскурсии, решила, статье быть. 

Итак, на правом берегу величественной Волги, в центральном
районе города Волгограда, ранее носившего название Сталинград, находится высота
Мамаев курган. На ней возвышается, поражающая своими размерами, скульптура
«Родина-мать зовет!», которая символизирует собой победу советского народа над
фашизмом, его стремление к независимости и готовности к самопожертвованию.

Многие архитекторы и историки утверждают, что только этот
памятник наиболее подходит для того, чтобы считаться символом свободы. Ведь
именно на этом месте, а не там, где возведена американская «Статуя Свободы»,
произошло одно из самых страшных и самых кровопролитных сражений за свободу
всего человечества.

Центром всей мемориальной композиции стала огромнейшая
скульптура, получившая название «Родина-мать зовет!».

Совет

Ее вес составляет почти 8
000 тонн, к слову, в эту цифру не входит вес постамента, на котором стоит
величественный памятник женщине с мечом в руке, символизирующий Родину,
призывающую своих солдат-сыновей стать на ее защиту. Ее высота без меча 52
метра.

Меч скульптуры, в отличие от самого памятника, выполнен не из
железобетона, а из специальной фторированной стали, которая не подвержена
коррозии. Длина меча 33 метра, а весит он 14 000.

 Как-то скульптору Вучетичу задали резонный вопрос: «Почему у
статуи открыт рот, ведь это делает ее жестокой? Не лучше ли бы было сделать
Родину-мать с закрытым ртом?».

Евгений Викторович ответил: «Иначе проект было
выполнить нельзя, ведь она кричит — За Родину!», — и, сделав небольшую паузу,
добавил, — «мать вашу…».

К постаменту «Родина-мать зовет!» ведут 200 ступеней,
как нетрудно догадаться, их количество символизирует количество дней и ночей, в
течение которых за Сталинград велись бои. Бои не на жизнь, а на смерть. Бои не
за город, носящий имя Сталина, а за свободу всего человечества.

Проходя по «Площади скорби» и глядя на различные элементы
мемориального комплекса, понимаешь, что героизм советских воинов никогда не
будет забыт.

А
теперь подробнее по порядку обо всех композициях ансамбля «Героям
Сталинградской битвы»:

На Входной площади расположена вводная многофигурная
скульптура «Память поколений». Она являет из себя каменную стену, где изображено
шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут отдать почести
героическим защитникам Сталинградской земли.

Обратите внимание

Это шествие является символическим
отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет
передаваться из поколения в поколение.

К сожалению, мне не удалось
сфотографировать эту скульптуру, мы взяли с собой  маленькую путешественницу  Софью, поэтому извините, фото из интернета.

На Аллею пирамидальных тополей выводит широкая лестница.
Аллея проложена по гребню искусственной земляной насыпи, возвышающейся на 10 м,
над входной площадью — проспектом им. В. И. Ленина. Протяженность Аллеи — 223
м, ее ширина — 10м. Пешеходная часть выложена гранитными плитами на бетонной
подушке. Склоны насыпи имеют травяной покров, посажены кустарники, деревья. 

С
Аллеи тополей плавная трехметровая гранитная лестница ведет на площадь
«Стоять насмерть». Площадь символизирует самые трудные этапы
Сталинградской битвы.

В её центре расположен бассейн со скульптурой
«Стоять насмерть» высотой 16,5 м. Композиция «Стоять насмерть»
отражает трудный период Сталинградской битвы.

Как бы из самой великой русской
реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на
защиту родного города.

Его
фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо.
Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы
напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В
грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть.

Но не ужас, не страх вызвала
она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти.
Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. Она питает его своей
силой, даёт ему опору. Воин-богатырь – это глубоко эмоциональный, обобщённый
образ нашего советского народа.

Скульптура находится в центре круглого
бассейна.

Важно

Стены-руины это каменная книга и героическая летопись.
Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи. Левая
сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской
битве.

Многие изображенные эпизоды и сцены имеют документальное подтверждение
событий, воспроизводят реальные лица, документы, призывы и пр. Поднимаясь по
гранитной лестнице к Площади героев, посетитель рассматривает «Стены-руины»,
уменьшающиеся и сходящиеся в далекой перспективе.

В барельефном изображении
руин с фигурными композициями, документальными надписями, звуковым оформлением
передан общий дух Сталинградской битвы, выражено душевное состояние ее
участников.

Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны,
сводки информбюро и хода боевых действий. 
Звуки музыки, мужественные голоса, слова приказа, песня, звуки боя
дополняют эффект.

Площадь героев размещена между стенами-руинами и подпорной
стеной с монументальным рельефом. Площадь разрезана огромным прямоугольным
бассейном размером 25,6 х 86 м, который заполнен  водой, и монетками которые люди бросают в
воду, что бы вернуться.  Мы конечно тоже
не остались в стороне, наша маленькая путешественница Софья, решила все
содержимое кошелька высыпать  в воду.

С левой стороны развернулось знамя с надписью:
«Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство
суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли
они?!»

Справа — шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам
сталинградцев. Мы, невзирая на жару, медленно прогуливались по Площади Героев,
и рассматривали двух фигурные композиции:

 «Солдат,
поддерживающий раненого товарища» — первая из шести монументальных двух фигурных
скульптурных композиций на площади Героев. Скульптурная композиция изображает
двух воинов-защитников Сталинграда.

Один из них тяжело ранен, но не выпускает
из рук гранату. Боевой товарищ поддерживает его, в другой руке он держит
автомат. Оба воина готовы защищать родную землю, даже ценой собственной жизни.

«Выстояв, мы победим!» — главная идея монумента.

«Девушка-санитар, несущая раненого бойца» — вторая
скульптура. Монумент посвящён вкладу женщин в победу на фронтах Великой
Отечественной войны. Молодая девушка-санитарка, согнувшись под непосильной
ношей, на своих плечах выносит раненого солдата с поля боя.

Совет

Санитарки, рискуя
своими жизнями, помогали раненым и уносили их с поля боя. Примером женского
героизма в битве под Сталинградом может послужить подвиг девятнадцатилетней
санитарки 269-го стрелкового полка 10-й дивизии войск НКВД Ани Бесчастновой.

Во
время уличных боёв в городе Аня вынесла с поля боя 50 раненых бойцов и
командиров, а когда враги окружили подразделение, она заменила пулемётчика и
сражалась с врагом. В сражениях за Сталинград участвовали тысячи женщин.

Они
были не только медицинскими сёстрами, санитарками, врачами, но и зенитчицами,
связистками, лётчицами и воевали наравне с мужчинами.

«Матрос со связкой гранат и раненый
солдат-пехотинец» – третья скульптура. Монумент посвящён подвигу моряков в
годы Великой Отечественной войны.

Скульптура изображает морского пехотинца,
бросающийся с двумя связками гранат под гусеницы танка противника, рядом с ним
— раненый солдат.

Прототипом скульптору послужил матрос-пехотинец 193-й
стрелковой дивизии Михаил Паникаха, который 2 октября 1942 года, объятый
пламенем от бутылки с горючей жидкостью, бросился на фашистский танк и второй
бутылкой поджёг его.

«Солдат, поддерживающий раненого командира» —
четвертая скульптура. Монумент иллюстрирует, как в годы Великой Отечественной
войны рядовые бойцы и командующий состав плечом к плечу встали на защиту
Отечества.

Скульптор изобразил тяжело раненого командира, до последнего, не
покинувшего поля боя. Солдат поддерживает тяжело раненого офицера, который
продолжает руководить боем.

Сюжет основан на многочисленных примерах из истории
войны, когда командиры не покидали полей сражений и солдат до последних минут
своих жизней.

«Раненый боец и воин, подхватывающий знамя» — пятая
скульптура. Монумент изображает, как солдат спасает знамя, подхватив его из рук
упавшего раненого воина-знаменосца, и идёт в бой.

Солдаты берегли знамя полка
как величайшую ценность. Его защищали ценой собственных жизней, но не сдавали
врагу.

Обратите внимание

Бесстрашие, героизм и самоотверженность защитников Сталинграда навсегда
сохранится в истории как пример величайшего подвига.

«Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую
гидру» — последняя шестая композиция символизирует Победу под Сталинградом
и крах фашизма, как закономерный результат героической борьбы советского
народа: два советских воина уничтожают фашистскую гидру и разламывают свастику,
низвергая их в пучину волжских вод.

Битва на Волге завершилась полным разгромом
330-тысячной вражеской группировки. В истории войн не было такого примера
полного окружения и уничтожения огромной армии. Победа в Сталинградской битве —
это подвиг всего русского народа. Плечом к плечу сражались люди разных
поколений и вместе они одержали верх над фашизмом.

Площадь героев завершается подпорной стеной.

На гладкой
поверхности стены, художником в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном
изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под
Сталинградом, радости победы, пленении немецких генералов и солдат, митинге
победителей. Картина выглядит объемно и завершено, рассказывает о героической
истории великого подвига славянского народа. 

С Площади героев через вход в стене с монументальным
рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы.  Потолок зала украшен изображениями орденов.  В центре Зала или, как его еще называют,
пантеона Славы высится мраморная рука с зажженным факелом – рука помощи тех,
кто погиб ради светлого будущего Родины.

Постамент, на котором закреплена
скульптура, усеян цветами и венками. На стенах Зала Воинской Славы раскиданы 34
алых плиты, окаймленных черными лентами. На них – имена тех, кто погиб в боях
под Сталинградом: всего около 7500 фамилий и имен. . На этих мозаичных знаменах
— имена воинов, павших в Сталинградской битве (7200 человек).

Над знаменами —
широкая лента с надписью:

Читайте также:  Конкурсная программа для детей на масленицу на улице

«Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из
нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной
матерью-Родиной!»

У вечного огня и на выходе из Зала Воинской Славы  создана смена Почетного караула в январе 1968
года. Служба Почетного караула начинается в 9 утра, а заканчивает около 7-8
вечера. Каждый час в Зале Воинской Славы на Мамаевом кургане проходит смена
караула.

На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином,
склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она
потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем — символом последних воинских
почестей.

Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 20 млн.
погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ
советских женщин, потерявших своих близких на войне. И в то же время это
гневный протест против войн, уносящих миллионы молодых жизней.

Важно

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к
основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме,
перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35
гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. 

К 60-летию Победы приняли решение – на окраине кургана,
прямо напротив мемориала возвести священное строение. Так на Мамаевом кургане
появился  храм-часовня Святой
Владимирской иконы Божьей Матери. 21 марта на часовне возвели купол с крестом.

Конечно, по кургану много ларьков с сувенирами которые можно увезти на память.

Перекусить в патриотическом кафе «Сталинград»

Подойдя к «Родине-матери», приходит осознание того, что
выражение: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и падет», — не просто громкие
слова. Эти слова, как нельзя лучше характеризуют стремление нашего народа к
свободе, готовности к самопожертвованию не только ради собственной
независимости, но и ради мира на всей нашей планете.

Вот такой рассказ-путешествие на мою малую родину, надеюсь вам понравится.

Мне помогли в написании статьи: 

1.источник

2. источник

3. источник

4. источник

5. источник

Вам понравилась
тема сообщения?

Будет здорово, если
вы оставите комментарий и напишите все, что думаете.

Не знаете, как это
сделать?

-Нажимаете на
прямоугольник  на окошке  «Подпись комментария».

-Вписываете свое
имя или как вы хотите представиться.

-Нажимаете
«Продолжить» и пишите все что наболело.

-Далее нажимаете
«Публикация», проходите маленькую проверочку что «Вы не робот»

-И еще раз
«Публикация».

Хотите вставить в
комментарий картинку? 

 Используйте теги: 

[im#]ссылка на изображение[/im]

А если вам
нечего  написать  —  ОК!
Молчаливых  читателей  я 
тоже  люблю. 

Источник: http://vcelennaya.blogspot.com/2016/08/blog-post_18.html

Почему курган называется Мамаевым ?

Вот вчера, когда я выложил пост про монумент «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ ! «, меня спросил один из френдов, почему курган так называется ? А я и не в курсе вроде … давайте почитаем, что про это известно и какие есть теории.

Гостям памятника-ансамбля волгоградские экскурсоводы заученно рассказывают романтическую историю, что своё название Мамаев курган получил со времён татаро-монгольского нашествия.  Как рассказывает легенда, правдоподобная и весьма «историческая», на данном кургане во времена Мамая находилась застава монголо-татар.

На вершине стояли сторожевые дозоры, а на самом гребне – всадник, в чью боевую задачу входило наблюдать за появлением любой опасности.

Сотни лучших воинов посылались Мамаем для несения сторожевой службы на этой высоте, потому что Мамай, дескать, знал, что именно отсюда удобнее всего контролировать Волгу и переволоку, и тем сам можно избежать внезапных нападений на столицу ханства.

Однако …

Давайте сначала вспомним, чем нам известен сам МАМАЙ ?

МАМАЙ (?-1380) — темник (т.е. военачальник «тьмы», 10 тыс. воинов), один из видных представителей монгольской военной аристократии, талантливый и энергичный военачальник и политик в Золотой Орде

По отцовской линии был потомком кипчаковского хана Акопы, происходил из рода Кийян, по материнской — от золотоордынского темника мурзы Мамая. Возвысился при золотоордынском хане Бердибеке (1357-1361), женившись на его дочери. Не принадлежа к роду Чингисхана, не мог сам быть ханом.

Но, воспользовавшись междоусобной борьбой за ханство в Золотой Орде, в середине 14 в., в борьбе с Тохтамышем подчинил себе большую часть золотоордынской западной территории, то есть земли от Дона до Дуная, ядом и кинжалом пробился к власти.

К концу 1370-х стал фактическим правителем Золотой Орды, управляя ею через подставных ханов (русские летописи называли их «мамаевыми царями»).

Совет

Разжигая феодальную рознь между русскими князьями, боровшимися между собой за получение ярлыка на великое княжение, противодействуя усилению самой сильной из подвластных ему на Руси земель — Московской, Мамай последовательно поддерживал ее противников.

Основную ставку он делал на Тверь, а также — из тактических соображений — и на Рязань. При этом он, для острастки, не раз врывался на территорию Рязанского княжества (служившего буфером между Московской Русью и Ордой), опустошая его.

Ориентации Мамая на Великое княжество Литовское сопутствовало его враждебное отношение к Московской Руси.

В 1378 Мамай сжег Нижний Новгород, к тому времени находившийся под покровительством Москвы и тогда же послал отряд мурзы Бегича за сбором недостающих податей у московского князя Дмитрия Ивановича. Как повествует летопись, Мамай хотел восстановить власть над Русью, желая, «чтоб как при Батые было».

2 августа 1378 на реке Воже русские воины во главе с московскими воеводами Даниилом Пронским, Тимофеем Вельяминовым и самим князем Дмитрием Ивановичем впервые, используя новые тактические приемы, сумели разгромить ордынское войско.

В ответ Мамай начал готовить новый поход на Москву.

Летом 1380 он собрал большое войско, в которое входили не только татары, но также покоренные им черкесы, ясы, чечены. Однако 8 сентября 1380 в Куликовской битве был разбит и бежал с поля битвы с небольшим отрядом татар в Кафу (Феодосию).

Летописец сообщил: «…побежал поганый Мамай с четырьмя мужами в излучину моря, скрежеща зубами своими, плача горько…» — так рассказывало об этом Сказание о Мамаевом побоище.

В Крыму его встретили воины ордынского хана Тохтамыша, и Мамай был убит в Кафе по одним данным — татарами, по другим — генуэзцами, бывшими его союзниками.

«Никаких постоянных караулов и застав хана Мамая в этой местности не было, — считает сотрудница музея-панорамы Татьяна Приказчикова. — Даже когда Золотая Орда начала распадаться и, что называется, один улус пошёл войной на другой, здесь не было смысла держать дозоры.

Обратите внимание

Кстати, до войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102».

Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло». По сути, словосочетание «Мамаев курган» тавтологично — что-то вроде «бугра бугристого». Впервые его можно обнаружить в одном из высказываний народного художника СССР скульптора Е. В. Вучетича.

Вероятно, автору исполинской композиции «Родина-мать зовёт» понравилась игра слов — по аналогии с известным Малаховым курганом в Севастополе.

Высота 102» – обозначение Мамаева кургана на военно-топографических картах – с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны.

Но не менее (а по некоторым данным – и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города – на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь») , на «острове Людникова», на «берегу Родимцева». . .

Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами.

Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб.

Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.

После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34, 5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве) .

Важно

Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный.

В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.

Согласно же другому мнению  этимология слова «мамай» с древнетибетского означает «мать мира». Вот так!

Целый ряд учёных поддерживает такую версию: Мамаев курган, разумеется, никакого отношения к хану Мамаю не имеет, зато обнаруживает связь с происхождением другой древней столицы – городом Итилем, где населявшие его хазары исповедовали иудаизм.

И вообще, курган раньше не был официально обозначен курганом. Сначала это был просто бугор, не привлекавший особого внимания. Со времён же Сталинградской битвы он стал стратегически важным объектом и во всех военных документах уже именовался как «высота 102».

Название же «курган» по отношению к «высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов.

И слово это прижилось, даже срослось с загадочной высотой, тем более что после ужасных сражений времён Великой Отечественной войны это место оправдывает истинное значение слова «курган» – надмогильная насыпь…

По одной из «паранормальных» версий предполагают, что Мамаев курган имеет особую энергетику потому, что под ним проходит геологический разлом, через который струится реликтовое излучение, оказывающее влияние на людей. Положительное или отрицательное – вопрос. Но то, что Мамаев курган испокон веков имел особенное значение для людей – сомнению не подлежит.

Судя по историческим свидетельствам, кого только он не видел! Это место было священным для сарматов. Их племена жили тут с V в. до н.э. по IV в. н.э. На кургане они совершали свои обряды и таинства. Существует легенда о том, что в Мамаев курган был воткнут священный сарматский меч.

Совет

Другая легенда о мече и Мамаевом кургане уводит во времена Тамерлана. Говорят, Тамерлан вступал на загадочный курган, и когда он взошёл на самый верх, ему вдруг привиделась Богородица с мечом, повелев уйти с этих земель. Видел Тамерлан Богородицу или нет, но этот волжский поход в его биографии – единственный прерванный…

Особая история – про персидского царя Дария. В 512 году до н.э. он собрал 500-тысячную армию с целью похода на Волго-Донское междуречье. Дарию страстно хотелось расширить границы своих земель за счёт чужих владений. В качестве причины похода служил «девиз» – месть скифам за обиды, нанесённые предкам персов.

Скифов было куда меньше, и они, вместо того чтобы выйти на открытый бой, решили воспользоваться тактикой, которую позже назовут тактикой «выжженной земли»: в общем, скифы начали отступать вглубь страны, предварительно засыпая придорожные колодцы и источники и истребляя растительность.

Дарий со своим многотысячным войском, слонами, львами и верблюдами, вынужден был последовать за хитрым противником.

Очень скоро его армия была измотана, утомлена, и в рядах появилась масса недовольных. Дарий дошёл до реки Оар (Волги), и здесь его измотанное войско остановилось.

Дарий решил ждать и расположился на будущем Мамаевом кургане. Время шло… А вот противник – нет, не шёл на открытый бой.

Вместо генерального сражения скифы принялись втихую нападать на отряды голодных персов, отправляющихся за продовольствием, иногда вступая в сражения даже с персидской конницей и обращая её в бегство.

Читайте также:  Толстой «филипок» читать

Тогда отчаявшись, персы принялись возводить укрепления – восемь громадных стен. Но и это Дарию не помогло. В конце концов, он был вынужден не то что отступить – бежать, оставив почти весь свой обоз и большую часть воинов.

Позже Геродот в своих заметках о путешествиях по Волге упоминал остатки восьми фортификационных оборонительных сооружений персов на Мамаевом кургане.

Обратите внимание

Земля Мамаева кургана не даёт покоя многим исследователям, археологам, историкам и просто энтузиастам. Люди пытаются объяснить, что же такого есть в этом относительно невысоком волжском холме? И гипотезы выдвигаются просто потрясающие и фантастические.

Так, есть мнение, что Волгоградская область является своего рода ключевой точкой Земли. Вернее, центром уничтожения Земли. И именно Мамаев курган, где сейчас установлена фигура Родины-матери и есть та самая точка уничтожения. И, дескать, фашисты, об этом знали. Потому и рвались захватить во что бы то ни стало «высоту 102».

Есть гипотеза ещё более удивительная. Согласно ей, в Мамаевом кургане спрятана… чаша Святого Грааля, и что ни Сталин, ни Гитлер не хотели сдавать курган именно по этой причине, и что даже во время боёв в кургане велись археологические раскопки.

Косвенным доказательством того, что немцы действительно что-то искали на кургане, может служить находка перстня «Мёртвая голова». Такие перстни носили только сотрудники особой организации «Ананербе» («Наследие предков»), которая занималась исследованием оккультных мест и поиском древних артефактов.

Согласно ещё одной гипотезе, Мамаев курган таит в себе сокровища древних цивилизаций, которые могут открыться лишь после того, как на земле прекратятся все войны. То есть – никогда…

[источники]источники
moroccanoil http://www.ufolog.ru/publication/4205/http://volgastars.ru/histori/mamay.html

http://achtuba.ru/faq/quest2318.html

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=8815

Источник: https://masterok.livejournal.com/666071.html

Родина из стали и бетона: история создания монумента на Мамаевом кургане

85-метровая скульптура женщины с мечом в руке, установленная полвека назад на Мамаевом кургане в Волгограде, известна каждому. Но мало кто знает, что точно такая же статуя есть и в Москве. Единственное отличие — копия в десятки раз меньше оригинала. Эта неизвестная «Родина-мать» стоит во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице.

У забора дома нередко можно увидеть группу экскурсантов или просто любопытствующих одиночных прохожих — их внимание привлекает необычный дом и установленные в саду скульптуры. «А вы не знаете, что здесь находится?» — спрашивает застывший возле забора со смартфоном в руке мужчина.

За забором виднеется огромная гипсовая голова, не будь она закрыта строительными лесами и тканью, вероятно, прохожий легко узнал бы в скульптуре копию монумента «Родина-мать зовет!» и понял, что он находится перед домом-мастерской известного советского скульптора Евгения Вучетича.

Испытание на прочность

На участке расположен еще десяток копий работ Вучетича. Впрочем, называть фигуры копиями не вполне верно.

«Это не копии, а предварительные наброски, которые дед делал, пока работал над крупными памятниками, — рассказывает родной внук и полный тезка скульптора Евгений Викторович Вучетич.

— Тогда не было компьютерных технологий, а скульпторам нужно было оценить, как задумка выглядит в разных масштабах».

Копия скульптуры «Родина-мать» во дворе дома-мастерской Евгения Вучетича

© Юлия Бурлакова/ТАСС

Евгений Викторович живет в доме-мастерской вместе со своей семьей и вдовой его прославленного деда, Верой Владимировной. Он же следит за домом и год назад начал разбирать архив Вучетича.

«Когда в 1974 году деда не стало, мне было 14 лет. Видел я его редко, дед был очень занятой человек», — рассказывает Евгений.

Родственники скульптора убеждены: «Родина-мать зовет!» стала вехой творчества Вучетича, но работа над мемориальным комплексом потребовала колоссальных усилий скульптора — как физических, так и моральных.

Важно

О том, что «Родина-мать» подорвала здоровье Евгения Вучетича, в различных интервью неоднократно говорила его вдова. Не случайно архитектурный ансамбль на Мамаевом кургане стал последним масштабным проектом мастера.

Работа над памятником с самого начала не была простой для Вучетича. «Когда дед уже сформировал и представил идею, убедил, что памятник надо ставить именно на Мамаевом кургане в Сталинграде, Академия художеств СССР решила устроить конкурс, — рассказывает Евгений Викторович. — Формально это правильно, а по сути — издевательство над скульптором».

В открытом конкурсе на создание памятника Сталинградской битве участвовали все желающие — от скульпторов до простых солдат, но очевидно, что поручить работу над памятником, который должен был поразить весь мир, могли только авторитетному профессионалу. Евгений Вучетич на тот момент был ведущим скульптором Студии военных художников им. М.Б. Грекова. По одной из версий, Вучетич обсуждал идеи памятника Сталинградской битвы непосредственно со Сталиным.

Монумент «Скорбь матери», часть ансамбля на Мамаевом кургане

© Александр Романов/ТАСС

Мифов и легенд вокруг истории памятника за полвека накопилось немало. Все документы, касающиеся истории возведения мемориального комплекса, хранятся в музее-заповеднике «Сталинградская битва», в ведении которого и находится Мамаев курган.

Старший научный сотрудник музея Лариса Землякова знает немало фактов из истории строительства памятника. В руках у Ларисы Земляковой уникальные документы, на которых стоят подписи Евгения Вучетича.

Например, первоначально планировалось назвать комплекс «Памятник Славы», но Вучетич настоял на том, чтобы название было другим — памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

«Некоторых смущает слово ансамбль, которое отождествляется почему-то, например, с ансамблем песни и пляски… Беспокоиться об этом не следует. История мировой архитектуры знает ансамбль в Версале, ансамбль Россини и многие другие…» — цитирует Лариса Землякова служебную записку, написанную собственноручно Вучетичем.

Железобетонные аргументы для железобетонной скульптуры

И дальше, в течение почти девяти лет работы над комплексом, скульптору практически постоянно нужно было демонстрировать талант пробивного организатора и способного переговорщика.

Изначально Вучетич задумал композицию, которая состояла из двух образов: женщины, которая олицетворяла собой Родину-мать, и солдата, который преклонил перед ней колено. Этот проект памятника и был утвержден. Но скульптор внезапно поменял идею памятника.

И в 1962 году, когда на кургане уже вовсю шли подготовительные земляные работы, Евгений Вучетич уехал из Сталинграда в Москву, чтобы убедить начальство в том, что памятник должен быть таким, каким мы его знаем.

Панорама застройки комплекса на Мамаевом кургане, 1964 год

© Пресс-служба музея-заповедника «Сталинградская битва»

«Он сказал, что это слишком многослойно и литературно. Это не годится в пластике. Надо менять», — так объяснял причины решения мастера его сын Виктор Вучетич в документальном фильме «Советская империя. Родина-мать».

Совет

В Москве Вучетич успешно доказывает, что победа в Сталинградской битве еще не означала общей победы в войне. «Шел 1943 год. Еще предстояла война, кровавая, бешеная.

Еще будет Курская дуга, Корсунь, будет Белоруссия, Прибалтика, столько всего еще! О какой победе мы говорим», — продолжает Виктор Вучетич. Скульптору удалось добиться своего — памятник приобрел более воинственный вид.

Отстаивать Вучетичу пришлось и выбор материала, из которого сделана «Родина-мать». Дело в том, что скульптура является едва ли не первым в мире памятником, сделанным не из благородных материалов (бронзы или камня), а из железобетона. «Правительство выделило большой бюджет на строительство памятника Сталинградской битве, но его никак не хватало на камень и бронзу.

Дело застопорилось, — рассказывает внук скульптора. — Тогда дед принял ключевое решение — делать памятник из цемента. Это вызывало сопротивление практически на всех уровнях, никто не хотел на это идти, цемент ничего из себя не представляет».

По словам Евгения Викторовича, Вучетич лично убедил занимавшего тогда пост первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева в выборе материала, и дело сдвинулось.

Сложности возникли и в проектировании памятника. Далеко не все инженеры хотели браться за установку столь сложной конструкции. «Высота памятника в первоначальном проекте составляла 36 метров, — говорит Землякова.

— Но во времена Хрущева, когда ставилась задача во всем догнать и перегнать Америку, наша скульптура должна была стать выше статуи Свободы в Нью-Йорке (46 метров — прим. ТАСС).

В итоге высота «Родины-матери» — 52 метра, а вместе с мечом — 85 метров».

Скульптор привлек к установке памятника одного из лучших советских инженеров — Николая Никитина. В то самое время Никитин разрабатывал конструкцию Останкинской телебашни. В основе простой и прочной конструкции инженер заложил идею использовать преднапряженный железобетон, сжатый стальными тросами.

По замыслу Никитина, башня должна была практически свободно стоять на небольшой площади земли, а ее устойчивость обеспечивалась за счет тяжести основания самой башни. Это же инженерное решение было использовано при установке восьмитысячетонной скульптуры «Родина-мать». Памятник ничем не крепится к земле и стоит исключительно за счет силы тяжести на небольшом фундаменте.

Обратите внимание

Сама фигура полая, ее железобетонный каркас удерживается за счет натяжения внутри специальных металлических канатов. Кстати, этим летом началась масштабная реконструкция монумента. Внутри фигуры будут заменены все 99 стальных тросов, а также строительные альпинисты устранят внешние дефекты памятника, используя современные стройматериалы.

Установить строительные леса и обработать всю поверхность бетонного монумента планируется после проведения в Волгограде матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Всесоюзная стройка

Сложность выбранного материала диктовала Вучетичу свои условия. Требовалось класть новый слой бетона, пока старый еще не застыл, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными.

«Когда бетонировали скульптуру Родины-матери, машины с бетоном шли непрерывно, тогда ведь бетономешалок не было, — вспоминает один из участников строительства памятника, полковник запаса Александр Варнавский. — Я был тогда командиром саперной роты полка гражданской обороны.

В строительстве участвовал почти весь полк, а солдаты призывались со всего Советского Союза, так что только поэтому можно утверждать, памятник строила вся страна».

Еще один участник стройки на Мамаевом кургане — Николай Синяков. Всю срочную службу солдатом он провел на финальном этапе строительства — с 1964 по 1967 год.

«Я вместе с другими бойцами сажал пирамидальные тополя, которые расположены вдоль лестницы, когда поднимаешься на Мамаев курган, — рассказывает Синяков. — Они и сейчас стоят, по замыслу Вучетича, олицетворяя собой строй солдат. Символично, что и сажали их солдаты».

По словам ветерана, многие за три года такой армейской службы стали настоящими профессионалами-строителями.

Синяков вспоминает и личную встречу с Вучетичем, которая произвела на него впечатление. «Это было уже перед самым открытием мемориального комплекса.

Он был такой худощавый, энергичный, по нему было видно, что переживал очень сильно. Я наклеивал на стены Зала Воинской Славы мозаичную плитку.

И вот он подходит ко мне и говорит: «Ну что ты, солдатик, ну поровнее вот тут надо, ну-ка, давай и здесь поровнее». Я, конечно, послушался и уже работал аккуратнее».

Важно

Вплоть до самого открытия в 1967 году шла работа над художественным оформлением памятника, появлялись новые идеи. «Дед привлек к работе над памятником порядка 20 лучших художников страны, — говорит Евгений Викторович. — Он хотел, чтобы получился не просто памятник на кладбище, а скульптурный ансамбль, который имел в первую очередь художественное значение».

Посмотреть на строительство памятника мирового масштаба приезжали правительственные комиссии. «Был и Де Голль, и Фидель Кастро, маршалы, генералы, я уже не говорю про Хрущева», — рассказывает Евгений Викторович.

Алексей Николаевич Косыгин, Евгений Викторович Вучетич, Леонид Ильич Брежнев, Николай Викторович Подгорный, Андрей Антонович Гречко во время открытия памятника-ансамбля на Мамаевом кургане© Василий Егоров, Виктор Кошевой/ТАСС

15 октября 1967 года на открытие памятника-ансамбля на Мамаев курган съехались тысячи людей. «Был очень теплый день. Самолеты пролетали в честь открытия памятника. Было много приветственных речей, ведь приехал сам Леонид Брежнев», — вспоминает Варнавский. 

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4640647

Ссылка на основную публикацию