Воскобойников «максим емельянович твердохлеб» читать

Юлия Аксенова. Как достучаться до детской души? / Православие.Ru

(Размышления преподавателя воскресной школы)

Одна из самых главных проблем нашего времени – перенасыщение информацией. К сожалению, наши дети все меньше замечают красоту природы, читают книги, увлекаются музыкой и живописью. Все их интересы поглощают телевидение, реклама и компьютерные игры. Такое информационное воздействие губительно для души ребенка. Оно порождает безразличие и равнодушие к людям, к постижению знаний и к жизни вообще. И потому сейчас перед каждым православным преподавателем, да и перед каждой верующей матерью, стоят вопросы: как научить ребенка думать, переживать, сочувствовать чужой беде? как сделать так, чтобы христианские святыни стали ему дороги, а древние святые – близкими и родными?

Проблема осложняется еще и тем, что в школах все больше детей, которые не знают Христа, и подвижничество древних святых воспринимается ими как юродство. Работая в воскресной школе в деревне Юрцово, я поняла, что детям незнакомы обычные христианские понятия. Так, читая как-то рождественское стихотворение о воплощении Христа, один ребенок спросил: «Он что, как Дед Мороз [воплотился]?» Когда я стала знакомить детей с новозаветной историей, опять возникли трудности. Рассказ о тайне непорочного зачатия вызвал богохульство. Слова Бога Отца во время Крещения Господня в водах Иордана: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3: 17) одна девочка поняла таким образом, будто там была какая-то возлюбленная. Очевидно, что Приснодевство Богоматери, которое называют тайной, разумом неуразуменной, да и основы христианского учения можно понять только сердцем. Но как быть, если ребенок совсем далек от благочестия и у него в семье нет христианского окружения? Как пробиться к его сердцу? Думаю, что в таком случае религиозный материал надо давать понемногу, стараясь подготовить душу ребенка рассказами о героях, близких ему по времени. И, пожалуй, один из лучших материалов на эту тему – рассказы о Великой Отечественной войне. Захватывающие героические подвиги, да и просто страдания наших соотечественников в годы войны дают богатую пищу для размышлений юному человеку. Он задумывается: «А что бы сделал я, оказавшись в таком положении? Не струсил бы, не смалодушничал, не упал бы духом?»

Один из самых поразительных моментов в повествовании о героях войны – их отношение к страданию и смерти. Вот юная 18-летняя девушка Зоя. У нее необычная фамилия: Космодемьянская. Она происходит от имени святых Космы и Дамиана. Это не случайно. Ведь эта девушка – из семьи потомственных священнослужителей. Ее отец учился в семинарии, а дед Петр Иванович принял мученическую смерть за веру Христову: он был схвачен большевиками в ночь на 27 августа 1918 года и после жестоких истязаний утоплен в пруду.

Обратите внимание

В то время, когда немцы стояли под Москвой, Зоя была партизанкой. Она поджигала немецкие штабы и дома людей, которые активно сотрудничали с фашистами. В один из ноябрьских вечеров она попала в плен. Фашисты жестоко мучили ее. В одном нижнем белье, босиком четыре часа гоняли по морозу, били ремнями и страшно пытали (после казни на руках ее не нашли ногтей). Но нельзя не удивляться ее мужеству и твердости духа. Когда Зое набросили петлю на шею, она крикнула: «Не бойтесь. Будьте смелее, боритесь…» Ее последними словами были: «Мне не страшно умирать. Это счастье – умирать за свой народ. Все равно победа будет за нами!»

Удивительно, что люди в присутствии своих мучителей, истощенные и замученные, находили в себе силы воодушевлять других бороться за спасение своей Родины. Они имели огромную силу духа, которую невозможно было сломить. Ведь Бог не в силе, а в правде, и Он был на их стороне. Они умирали за свою святую Родину и свой русский народ. И кровь их, подобно крови святых мучеников Церкви, вдохновляла тысячи людей на подвиг самоотвержения.

Обратите внимание детей на то, как не похожи мы, современные люди, сытые и обеспеченные, на тех, кто жил в годы войны. У нас постоянный страх, мы боимся всего: болезней, рождения детей, экологической катастрофы, инфляции, потери работы… Расспросите, в чем душевное преимущество Зои перед современными молодыми людьми, что ценят нынешние дети в образе современной девушки. Может ли человек, заботящийся только о своем теле, отдать жизнь за спасение других? Совершенно очевидно, что мучениками-героями во время войны становились люди с чистой душой, которые осознавали, что ценность их жизни только в том, насколько они служат не себе, а своей Родине, своему народу. Их героическая смерть стала воплощением слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

Нам может показаться, что герои войны, совершая свои подвиги, ведут себя странно и даже противоестественно. Есть интересный рассказ о 17-летнем моряке Саше Ковалеве. Спасая жизнь своих товарищей и корабль, на котором они выполняли боевое задание, Саша накрыл своим телом коллектор, из пробоины которого текли кипяток и раскаленное масло. Он зажимал ее до тех пор, пока не потерял сознание. Не менее удивителен подвиг шофера Максима Твердохлеба (из рассказа В. Воскобойникова «Максим Емельянович Твердохлеб»), который вез детям героического Ленинграда на Новый год мандарины. Попав под обстрел вражеского самолета, он не бросил машину, а довез продукты истощенным детям. Правда, из грузовика его вынесли без сознания, с трудом оторвав окровавленные руки от обломка руля.

Особое впечатление оказал на детей воскресной школы рассказ Н. Рождественского «Операция “Звездочка”» – о подвиге летчика Мамкина. Он переправлял на самолете измученных детдомовских детей, спасая их от гибели (фашисты намеревались забрать у них кровь для своих раненых солдат). Самолет Мамкина был атакован немецким истребителем и загорелся. Летчик мог выпрыгнуть с парашютом, но сзади, за его спиной, тесно прижавшись друг к другу, сидели 12 детей. Чудом он сумел посадить охваченный пламенем самолет, но сам сильно обгорел. Когда он выбрался из самолета, его шлем и комбинезон были в огне, а сапоги уже сгорели. Последними словами умирающего летчика были: «Дети живы?» Дети были спасены, пережили войну и до сих пор называют себя детьми Мамкина.

Безусловно, подобное чтение полезно не только в школе, но и в семье. Ведь оно воспитывает в наших детях мужество, терпение, сострадание и помогает бороться с капризами. Вообще тема страданий во время войны очень отрезвляюще действует на детей. У В. Драгунского есть рассказ «Арбузный переулок», в котором отец рассказывает капризному сыну, отказывающемуся от нелюбимого блюда, о своем голодном детстве. Ребенку сделалось до того стыдно и жутко, что незаметно для себя он съел всю кашу, которая перед этим казалась ему невыносимой. Часто, когда мои дети небрежно относятся к еде или бросают хлеб, я напоминаю им о том, что в нашем доме, который построил их прадед в 1926 году, умерли от голода и болезней двое малышей – братик и сестренка их дедушки. Это на них действует.

Нет никаких сомнений, что тема подвигов и страдания во время войны имеет огромное воспитательное значение для детской души и является неисчерпаемым источником для бесед с детьми о добродетелях и о жертвенном служении ради своего ближнего. Надеюсь, что она откроет дорогу к сердцу современного ребенка и, возможно, поможет ему задуматься, в чем смысл его жизни и к чему должна стремиться его душа.

Источник: https://pravoslavie.ru/50701.html

Читать

Козлов Андрей Петрович

Тревожная служба

Козлов Андрей Петрович

Тревожная служба

{1}Так помечены ссылки на примечания. Примечания в конце текста

Аннотация издательства: Войну Андрей Петрович Козлов встретил начальником пограничной заставы. О первых боях с фашистскими захватчиками, о роли пограничников в бесперебойной работе Дороги жизни через Ладогу идет речь в первой части воспоминаний. А потом — нелегкая служба командира полка в западных районах страны, фронт без линии фронта. Завершается книга страницами о прославленной дивизии имени Ф. Э. Дзержинского. Воспоминания генерал-лейтенанта А. П. Козлова рассчитаны на широкий круг читателей.

Содержание

Слово к читателю

Во имя жизни

Перед грозой

Лицом к лицу с врагом

Легендарная дорога

Академия имени Фрунзе

Фронт без линии фронта

Кто они такие?

Нам помогал народ

Боевые товарищи мои

Дважды орденоносная имени Дзержинского

Страницы истории

Наследники

Юбилейный парад

Примечания

Слово к читателю

Как-то смотрел я телевизионную передачу из Ленинграда. В роскошном дворце собрались юноши и девушки. Играл оркестр. Было шумно и весело. И вдруг в зале воцарилась торжественная тишина. Исчезли улыбки. Стали суровыми лица.

Вошли убеленные сединой люди и стали вручать участникам вечера крохотные ломтики черного хлеба. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…» Каждый с благоговением принимал в ладони этот необычный сувенир, долго-долго глядел на него. И в только что улыбавшихся юных глазах появлялись слезы. Это были слезы скорби и вместе с тем слезы радости радости победы, торжества жизни.

Важно

Эти юноши и девушки родились уже после войны. О блокаде, обстрелах и бомбежках, о героизме наших людей в боях с врагом они знают только из книг да из рассказов ветеранов — таких же вот, как эти поседевшие солдаты фронта и тыла, пришедшие сегодня к ним на вечер. И я подумал: как нужны нашей молодежи правдивые рассказы о тех трудных и славных годах… Именно тогда у меня возникло желание написать книгу воспоминаний.

Великая Отечественная война началась на моих глазах. Вместе со своими товарищами — бойцами и командирами пограничной заставы, я впервые лицом к лицу столкнулся с фашистскими захватчиками, а потом мы, пограничники, вместе с армейцами сражались под Ленинградом.

На моих глазах рождалась и набирала силы трасса, проложенная по льду Ладожского озера, легендарная Дорога жизни.

После разгрома врага народ-победитель приступил к мирному строительству, а для нас продолжалась боевая страда — надо было покончить с бандами фашистских прихвостней — буржуазных националистов, терроризировавших население наших западных областей.

Мне довелось быть участником событий, насыщенных беспримерным мужеством и отвагой. Встречаться с прекрасными людьми.

Те, кто приходит в жизнь теперь, должны знать прошлое Советской Родины, чтобы и пути выбирать с толком, и славу прошлых лет помнить. Берясь за перо, я хотел, чтобы молодые люди — военные и невоенные, прочитав книгу, «потрогали» это прошлое, во весь богатырский рост увидели отцов и старших братьев, не вернувшихся с войны, вспомнили еще раз всех — знаменитых и неизвестных, павших на поле брани, и взяли себе в пример их светлые жизни.

Память довольно полно сохранила все увиденное и пережитое. И все же, работая над воспоминаниями, я то и дело обращался к подлинным документам, хранящимся в архивах Министерства обороны СССР, Главного управления пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР, к другим официальным источникам.

Читайте также:  Дидактические игры для детей старшей – подготовительной группы детского сада

Отдаю свой труд, которому посвятил много лет, на суд читателей, особенно сослуживцев, товарищей, друзей — героев этой книги, как упомянутых мною, так и не названных.

? В процессе работы над рукописью я получил весьма полезные советы и рекомендации от генерал-лейтенантов Г. И. Заболотного, В. И. Котова, генерал-майора И. С. Розанова, полковников В. Ф. Кравченко, Е. И. Кречета, за что выражаю им сердечную признательность.

А. Козлов

Во имя жизни

Перед грозой

К новому месту службы я ехал на первом пассажирском поезде, следовавшем из Ленинграда в Выборг. В вагоне с жесткими диванами было многолюдно. В основном — военные. И разговор шел о только что закончившихся боях на Карельском перешейке.

Совет

За окном проплывали дачные поселки. Хотя был уже конец марта, зима и не думала сдавать своих позиций. Первозданной белизны снег толстым слоем укрывал землю и крыши домов. Высокие красавицы ели баюкали на темно-зеленых лапах тяжелые белые охапки. С затаенной грустью смотрел я на них — ели напоминали мне тайгу, Сибирь, знакомые с детства места, о которых я тосковал.

Поезд шел все быстрее и быстрее. В сплошную пеструю ленту сливались дома и деревья, люди и автомобили. Но вот машинист стал тормозить.

— Пересекаем старую границу с Финляндией! — торжественно объявила девушка-проводница.

Все прильнули к окнам: хотелось поскорее увидеть, каков же он, Карельский перешеек?

Пропал, словно его сдули, снег, исчезли высокие красавицы ели. Вся земля окрест была перепахана бомбами и снарядами. Черными столбами высились расщепленные, без крон, деревья; тут и там — брошенное врагом оружие, исковерканная техника, печные трубы на местах сгоревших домов…

— Наш полк действовал на Рапалавском направлении, — рассказывал коренастый смуглолицый капитан. — Признаться, мы не думали, что на нашем пути окажется столько укреплений.

— Да, постарались шюцкоровцы{1}, — поддержал его попутчик, капитан инженерных войск. — Строили укрепления по последнему слову военно-фортификационной техники. Да вы послушайте свидетельство авторитетного лица… Вот что говорит старший инспектор бельгийского участка линии Мажино генерал Баду, технический советник барона Маннергейма… Капитан открыл свою полевую сумку, покопался в ней, извлек листок бумаги и начал читать:

«Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки укрепленных линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными пространствами — Ладожским озером и Финским заливом — имеются непроходимые леса и громадные скалы, — читал капитан. — Из дерева и гранита, а где нужно — и из бетона построена знаменитая линия Маннергейма. Величайшую крепость линии Маннергейма придают сделанные в граните противотанковые препятствия. Даже двадцатипятитонные танки не могут их преодолеть. В граните финны при помощи взрывов оборудовали пулеметные и орудийные гнезда, которым не страшны самые сильные бомбы. Там, где не хватало гранита, финны не пожалели бетона».

И как бы в подтверждение сказанного, за окном поплыли мощные противотанковые завалы и рвы, высокие гранитные надолбы. Вплотную к железнодорожному полотну подходили одетые в железобетон зигзагообразные траншеи. Так выглядели лишь промежуточные позиции предполья. Сама линия Маннергейма с сотнями железобетонных и тысячами деревоземляных сооружений находилась дальше, в глубине Карельского перешейка.

— Да, нелегко нам было все это одолеть, — продолжал капитан-пехотинец. — А тут еще сорокаградусные морозы… Противник сопротивлялся отчаянно. Но все же наша взяла!

На одной из стоянок мы с любопытством осмотрели находившийся поблизости дот — «миллионный», как его называли финны. Это была настоящая подземная крепость. Толщина бетонных стен достигала двух метров. Глубоко под землей таились боевые казематы, помещения для боеприпасов и продовольствия, казармы примерно человек на сто, комнаты для офицеров, кухня, машинное отделение, помещения различного назначения. Подступы к доту прикрывали проволочные заграждения, гранитные надолбы, минные поля и противотанковый ров. О том, что бой здесь был упорным и жарким, говорило многое: «с мясом» выворочена массивная металлическая дверь, вдребезги разбиты броневые купола, на боковых стенках — бреши прямых попаданий. Здорово поработали наши артиллеристы!

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=59858&p=22

Международная акция «Читаем детям о войне»

4 мая 2017 года прошла VIII Международная Акция «Читаем детям о войне», инициированная Самарской областной детской библиотекой и посвященная Дню Великой Победы.

В мероприятии приняли участие более 7 тыс. учреждений из Республики Беларусь, Донецкой Народной Республики, Республики Казахстан и 83 регионов Российской Федерации.

Библиотеки Мариинской ЦБС участвуют в акции третий год подряд. В 2017 году  сотрудники 26 городских и сельских библиотек знакомили своих юных читателей с книгами о войне. Громкие чтения прошли в библиотеках, школах и детских садах. В нашем городе и районе в акции участвовало более семисот человек – дошкольников, младших школьников, подростков.

Обратите внимание

4 мая в образовательных учреждениях города и района «высадился» литературно-патриотический десант с целью знакомства ребят с литературой о войне, а также для того, чтобы рассказать о подвиге нашего народа в те грозные годы. Сотрудники модельной библиотеки для детей и юношества побывали в этот день в Гимназии №2, школе №1, детских садах «Рябинка» и «Сказка».

За месяц до этого события в третьих классах Гимназии №2 была объявлена викторина по военным произведениям Сергея Алексеева, которому в этом году исполнилось 95 лет со дня рождения. Библиограф Юлия Николаевна Иванова и зав. отделом обслуживания Ольга Викторовна Зайцева подвели итоги этой викторины и познакомили третьеклассников с самыми известными рассказами С.Алексеева о войне.

Заведующая библиотекой Ирина Григорьевна Лавренова провела патриотические уроки слушания в 1 «А» классе школы №1, а библиотекари Марина Романовна Грудева и Татьяна Николаевна Сердега читали военные рассказы для самых маленьких читателей в детских садах.

Библиотекари читального зала Татьяна Анатольевна Недосеева и Ангелина Викторовна Шевченко побывали у ребят начальных классов школы №1, вместе с которыми читали рассказы Льва Кассиля и Владимира Богомолова.

Библиотекари городских филиалов №4 и №47 побывали с книгами о войне у учащихся школ №6 и №7. В библиотеке-филиале №47 для комментированного чтения был выбран рассказ Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем». Ребята с замиранием сердца слушали о подвиге безымянного мальчика, спасшего роту солдат, попавшую в окружение.

Специально к этому дню школьники подготовили небольшие сообщения о героях Великой Отечественной войны и тружениках тыла. О находчивости маленьких героев войны воспитанники детского сада «Малыш» узнали из рассказа Николая Богданова «Иван Тигров», который прочитала для них библиотекарь Наталья Алексеевна Садовская.

Дошкольникам детского сада «Берёзка» сотрудники Сусловской модельной библиотеки прочитали рассказ В. Воскобойникова «Максим Емельянович Твердохлеб», а воспитанников детского сада «Ёлочка» познакомили с произведением Л. Кассиля «Таран». В акции приняли участие и ребята Сусловской школы. Рассказ «Леня Голиков» из книги А.

Печерской «Дети – герои Великой Отечественной войны» был прочитан ученикам второго класса.

Важно

Библиотекарь Кирсановской сельской библиотеки Татьяна Викторовна Апончинцева познакомила ребят из детского сада «Чебурашка» с рассказом А.Митяева «Дедушкин орден», а учащихся Малопесчанской школы с произведениями С.Алексеева «Черный день» и В.

Кондратенко «Начало конца». Ребята не просто слушали интересный рассказ о Курской битве, но и подготовили сообщение о своем земляке —  участнике тех страшных событий Прохорове Алексее Михайловиче.

С произведениями К.Паустовского, Ю.Яковлева, В.Астафьева, А.

Толстого знакомили своих читателей библиотекари Благовещенской, 2-Николаевской, Мальковской библиотек.

Около 20 юных читателей побывало 4 мая в Тюменевской сельской библиотеке, где им был предложен для чтения рассказ А.Цессарского «Операция «Мост».

Блокада Ленинграда, дети блокады… Эти слова слышал каждый. С одной из самых трагичных и в то же время самых величественных страниц Великой Отечественной войны познакомили своих читателей библиотекари Б-Антибесской и Тенгулинской библиотек. Они читали ребятам книги В.Воскобойникова «900 дней мужества и стойкости» и Л.Воронковой «Девочка из города».

Во время Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми боролись против врага. Многие из них были награждены орденами и медалями посмертно. О некоторых из них, чьи имена донесла до нас история, написаны  рассказы Анны Печерской.

Их читали в Лебяженской, Рубинской, Колеульской, М-Антибесской, Белогородской, Правдинской библиотеках.

Ребята не были пассивными слушателями.

Они активно включались в разговор, вместе со взрослыми обсуждали прочитанное, читали стихи о войне, приносили на урок фотографии своих воевавших родственников.

Таким образом, весь день 4 мая был посвящен памяти того великого подвига.

Совет

Акция завершилась. К сожалению, книги о войне сейчас мало востребованы у детей и подростков, но  в библиотеках их предлагают ребятам постоянно, потому что эти книги воспитывают в юных читателях дух патриотизма. Они дают целостное представление о Великой Отечественной войне, учат ценить мир и дорожить им.

Источник: http://cbsmar.ucoz.ru/publ/novosti_cbs/mezhdunarodnaja_akcija_chitaem_detjam_o_vojne/2-1-0-1487

Подвиг советского шофера Максима Твердохлеба

Этот пост расскажет нам о подвиге советского шофера Максима Твердохлеба, который под градом вражеских пуль сумел доставить мандарины детям блокадного Ленинграда 31 декабря 1941 года.

Из книги В. Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»Максим Емельянович ТвердохлебПервого января в детском саду у Алеши Пахомова была настоящая елка. Пришел военный гармонист и стал играть веселые песни.

Алеша раньше любил плясать под музыку, и другие ребята тоже, но теперь сил у них не было, они лишь сидели на лавочках и тихо хлопали в ладоши. А из кухни доносился вкусный запах…В конце праздника им дали настоящий обед. На первое был суп, и в нем плавала лапша. На второе — гречневая каша с настоящей котлеткой.

А на третье воспитательница вынесла мандарины, каждому — по мандарину. Алеше достался ярко-желтый мандарин с круглой дыркой насквозь. Он подумал, что эта дырка в мандарине выросла. Он не знал тогда о шофере Максиме Твердохлебе.

Максим Твердохлеб тоже не знал про Алешу Пахомова, но каждую минуту жизни он помнил, что в родном городе умирают от голода люди. Он возил хлеб через Ладожское озеро.Сначала лед был еще слабый, и в первый раз они выехали на пяти грузовиках, на большом расстоянии друг от друга. За три дня перед ними прошел пробный санный обоз.

Машины двигались медленно, кабины были открыты, шоферы всматривались в следы саней, в трещины на слабом льду. Одна машина попала в полынью, утонула. Шофер успел выпрыгнуть. Там, на другом берегу Ладожского озера, скопилось много продуктов.

Все лучшее страна отдавала Ленинграду, а город продолжал голодать, потому что продукты перевезти было трудно.

Постепенно лед на Ладоге твердел. И с 25 декабря ленинградцы стали получать больше хлеба. Рабочим выдавали по 350 граммов, всем остальным — по 200. Это было очень мало, но уже появилась надежда: выживем! И все-таки бывали недели, когда хлеба в городе оставалось на полтора дня.

Обратите внимание

Максим Твердохлеб водил машину без сна уже третьи сутки. 31 декабря на складе продуктов ему сказали:- Особой важности груз доверяем вам, товарищ старшина Твердохлеб. Вот фанерные ящики, и на каждом написано: «Детям героического Ленинграда». Это мандарины из Грузии, для новогодних праздников детям.

Читайте также:  Конспект нод по математике в детском саду в старшей группе на тему: порядковый счет и цифры

Берегите их изо всех сил. доверяем вам как лучшему шоферу.Ладожское озеро широкое, как море. У него не видно другого берега. Зато машина, идущая среди ровных белых льдов, видна издалека. И в тот момент, когда над озером пролетали фашистские истребители, шофер Твердохлеб понял, что они на него нападут.

Истребители развернулись, спикировали на машину и дали по ней очередь из пулеметов. Но Максим Твердохлеб успел резко остановить машину, и фашистские пули пролетели мимо. Однако фашисты развернули самолеты и снова пошли в атаку на грузовик.

Только теперь они с воем мчались на него с разных сторон — промахнется один, зато попадет другой.

В таких случаях шоферы выскакивали из машины и прятались в сугроб — лишь бы живым остаться. Машину можно починить, а за грузом на другой день кто-нибудь приедет.Но Твердохлеб вез мандарины. Их нельзя морозить, их надо быстрей везти ленинградским детям. И Максим Емельянович продолжал борьбу с фашистскими самолетами. Бросал машину то влево, то вправо.

Внезапно останавливал ее, снова мчался вперед. Пулеметная очередь пробила кабину. Другая — разбила переднее стекло, остались торчать лишь осколки. Третья очередь отколола кусок от руля. Кровь заливала лицо шофера, были поранены руки, но машина продолжала идти. Наконец у фашистов кончились патроны, и они улетели.

Когда шофер Твердохлеб довез мандарины до места, он не мог сразу разжать руки. Так крепко, изо всех сил, сжимал он остаток изломанного руля. Друзья вынесли его из кабины и перевязали. Сорок девять пробоин насчитали они в машине.И в мандарине Алеши Пахомова тоже была пробоина от фашистской пули.

Через несколько дней шофер максим Емельянович Твердохлебов возил продукты для ленинградцев по «Дороге жизни». Так называли дорогу в осажденный фашистами Ленинград через Ладожское озеро.

Мне казалось, что в этот день война должна была остановиться, закончиться. Это же Новый год!В.Короткова1 января 1942 года. Сегодня наступил Новый год. Что он нам несет — тайна, покрытая мраком.

(…) Когда вчера вечером я сказал, что уходит старый год, то мне ответили: «К черту с этим годом, провалиться бы ему сквозь землю». И действительно, я того же мнения и 41 год никогда не забуду.Б.

Капранов

Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение.

П.Данилов

Источник: http://fishki.net/2187114-podvig-sovetskogo-shofera-maksima-tverdohlebamaksim-tverdohleb—ded-moroz-iz-avtobata.html?mode=recent © Fishki.net

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен! 1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: http://s30207256605.mirtesen.ru/blog/43589167817

Валерий Воскобойников: Оружие для победы №HO1XN

Автор: Воскобойников Валерий Михайлович
Художник: Шевченко Владимир
Издательство: ДЕТГИЗ, 2014 г.

Книги известного писателя Валерия Воскобойникова, лауреата Премии правительства России в области культуры, о блокадных детях и защитниках нашего города, в прошлые десятилетия издавались много раз. Собранные вместе, дополненные и переработанные, они издаются впервые.

Комментарии пользователей:

Пользователь №E2YKVX3 пишет:

В преддверии 70-летия Победы любимый «Детгиз» подарил нам прекрасную книгу! Она состоит из трёх частей. Героями рассказов первой части под общим названием «Девятьсот дней мужества» стала обычная ленинградская семья — Иван Семёнович и Валентина Егоровна Пахомовы, их пятнадцатилетняя дочь Даша и сын-пятилетка Алёша.

Летним воскресным утром, когда отец с детьми были в зоопарке, в их жизнь из уличного репродуктора ворвалась война, в одну секунду перевернув в ней всё. Иван Семёнович ушёл на фронт,…

В преддверии 70-летия Победы любимый «Детгиз» подарил нам прекрасную книгу! Она состоит из трёх частей.

Героями рассказов первой части под общим названием «Девятьсот дней мужества» стала обычная ленинградская семья — Иван Семёнович и Валентина Егоровна Пахомовы, их пятнадцатилетняя дочь Даша и сын-пятилетка Алёша. Летним воскресным утром, когда отец с детьми были в зоопарке, в их жизнь из уличного репродуктора ворвалась война, в одну секунду перевернув в ней всё.

Важно

Иван Семёнович ушёл на фронт, Валентина Егоровна в первые дни войны рыла оборонительные укрепления, а потом заменила мужа у заводского станка, Даша стала бойцом комсомольского бытового отряда, а про Алёшу вы всё узнаете сами, когда книгу прочтёте.

Надо ли ещё что-то рассказывать о первой части книги? Мне кажется, достаточно прочесть названия рассказов, в неё вошедших, и они всё скажут сами за себя: «Первый час войны», «Город готовится к обороне», «Ленинградское ополчение», «Летчик Севастьянов», «Дневник Тани Савичевой», «Максим Емельянович Твердохлеб», «Немой мальчик», «Боец бытового отряда», «Весна», «На прорыв!» и «Ленинградский салют».

Вторая часть книги – это документальный цикл рассказов «Василий Васильевич» о маленьком и щуплом двенадцатилетнем пареньке, приехавшем из родного колхоза в ленинградское ремесленное училище. Через год после начала учёбы началась война, и мальчишки-подростки заменили на городских предприятиях своих старших товарищей. Встал к фрезерному станку завода «Полиграфмаш» и Вася. Он стоял у станка на двух больших ящиках (иначе не дотягивался), работал голодный, обессиленный, но работал так безупречно и самоотверженно, что к нему все стали обращаться уважительно – Василий Васильевич. Он быстро стал на заводе бригадиром, ему доверили самую ответственную часть работы – выверять прицельную линию у пулемётов, он сам возил первый изготовленный заводом пулемёт «Максим Ленинградский» на фронт. Именно его, как лучшего рабочего, нарисовал на плакате известный ленинградский художник Алексей Фёдорович Пахомов.
Художник и герой его плаката встретились ровно через 30 лет, на том же заводе, только уже у нового станка. Его подарил Василию Васильевичу Иванову — заслуженному рабочему, обладателю всех возможных почётных значков, медалей и дипломов, верному и преданному родному заводу — сам заместитель министра.

Третий цикл рассказов «Оружие для победы» — о лениградском подростке Грише Ефремове, который, потеряв по дороге в эвакуацию родителей, сначала вместе с детским домом оказался в уральском городе Можге, а по окончании училища – на Пермском заводе, где вместе с ровесниками вытачивал детали для военных самолётов. Мальчишка очень тосковал по ушедшему на фронт старшему брату Диме. И вот однажды, на завод пришло письмо от лётчика Ефремова. С лётчиком у Гриши завязалась переписка, которая была так необходима им обоим. Чем она закончилась — расскажет книга.

Оформлено издание просто, но достойно: прошитый переплёт, белый офсет, комфортный для чтения шрифт.

Хорошим дополнением литературного содержания являются выразительные и точные иллюстрации Владимира Гавриловича Шевченко.

Их героями стали не только люди, но и сам блокадный город: расчерченное лучами прожекторов ленинградское небо, раненый парапет набережной на стрелке Васильевского острова, застывший на Невском троллейбус.

Большое спасибо Валерию Михайловичу Воскобойникову за эту книгу. Для нашей семьи она особенно значима и дорога. Таким же двенадцатилетним подростком застала война любимого младшего брата моей бабушки. Его крестили Алексеем, но все домашние звали Лёней.

Он, как и Василий Васильевич, учился в ремесленном и умер в марте 1942 года, пережив первую и самую страшную блокадную зиму. Умер не от голода, а от гангрены. Он отморозил ноги, когда мальчишки-ремесленники в картонных ботиночках откапывали из-под снега ленинградские трамваи.

Эта книга для нас – светлая память о нём.

Совет

Главная тема книги — Великая отечественная война, блокада Ленинграда, жизнь взрослых и детей в условиях войны.Это память о прошлом нашей страны, о наших дедах, прадедах и родителях.

Это прекрасные и трогательные строчки о скромных подвигах о неизвестных подвигах.Это прекрасно проиллюстрированная книга. Шевченко замечательно проиллюстрировал «Бородино», «Гулливера» и эту книгу.

Какие три разные книги ….

Эта книга перекликается с «Дорогой жизни» и «Три… Главная тема книги — Великая отечественная война, блокада Ленинграда, жизнь взрослых и детей в условиях войны.Это память о прошлом нашей страны, о наших дедах, прадедах и родителях.

Это прекрасные и трогательные строчки о скромных подвигах о неизвестных подвигах.Это прекрасно проиллюстрированная книга. Шевченко замечательно проиллюстрировал «Бородино», «Гулливера» и эту книгу.

Какие три разные книги ….

Эта книга перекликается с «Дорогой жизни» и «Три девочки»

Это замечательная книга, особенно в преддверии 70-летия Победы! Дети должны знать, что происходило во время войны не только из учебников по истории, но и от лица самих людей,переживших это тяжёлое время. Автор очень хорошо преподносит рассказы в доступной форме. Всем советую,не пожалеете.

Выберите нужный вам формат файла:

Источник: http://mars-books.site/valeriy_voskoboynikov_orujie_dlya_pobedi_HO1XN/

Гаи ссср «документы для водителя ссср». Подвиг советского шофера максима твердохлеба!максим твердохлеб — дед мороз из автобата! (4 фото)

Вопрос улучшения автомобиля сегодня волнует многих автовладельцев. Но даже в СССР, когда, казалось бы, все должны быть одинаковым, водители делали машины особенными. Порой получались довольно интересные проекты.

1. Набалдашник руля КПП

Одна из самых популярных доработок салона автомобиля в СССР – замена ручки рычага коробки передач. Родной набалдашник свинчивался, и вместо него накручивался новый, высокохудожественный вариант, кустарно изготовленный из пластика или эпоксидной смолы.

Наибольшей популярностью пользовались ручки с цветами (особенно розами), насекомыми, пауками, скорпионами.

2. Оплетка на руль

Большинство советских автомобилей не могло похвастаться удобным рулем. Стандартная «баранка» была сделана из черного пластика и неприятно скользила в руках, особенно у начинающего водителя.

Именно поэтому оплетка руля, сделанная из проводов, капельниц или капроновой нити от бельевой веревки, считалась не только красивым, но и полезным улучшением.

Такой руль был толще и лучше лежал в руках.

Водители, которые не могли себе позволить такое улучшение, довольствовались более бюджетным вариантом. Они обматывали обод простой изолентой.

3. Катафоты

Катафоты были одним из основных видов украшений на советских велосипедах. Также их часто крепили и на обычные машины. Зачем? Красные, оранжевые, желтые и белые стекляшки очень красиво блестели на солнце.

4. Колеса и покрышки

Многие представительские автомобили, а также военная техника, выезжавшая на парады, часто украшалась белыми полосками на колесах (флипперами). Такой способ тюнинга водители применяли и на обычных машинах. Также довольно эффектно смотрелись хромированные колпаки на колесах автомобилей 1950-60-х годов.

5. Чехлы на сиденья и массажная накидка

Вплоть до 1980-х годов автомобильная промышленность СССР не выпускала чехлов для автомобильных сидений. Поэтому многие водители делали их своими руками.

Самые популярные варианты были из плотной ткани, задний диван делали из цельного ковра.

Сиденье водителя нередко оснащалось массажной накидкой.

Сделанная из деревянных роликов, она должна была сделать долгое нахождение за рулем более комфортным.

6. Монетки под стеклом

Копейки под лобовое стекло втыкали многие автолюбители, но больше всего этим «грешили» водители автобусов.

7. Шторки

В годы СССР тонирование стекол не было распространено по причине отсутствия пленки. Лишь на самых престижных машинах, таких как «Чайка» и ЗиЛ, пассажиры скрывались от внешнего мира за шторками. В попытках их скопировать, самодельные шторки появлялись на «Жигулях», «Волгах» и «Москвичах».

Читайте также:  Сказка про лягушек для детей

8. Вентилятор

Советские автомобили были лишены климат-контроля и кондиционера, но проблема летней жары была весьма актуальной. Поэтому небольшой вентилятор считался очень полезным устройством в салоне.

9. Наклейки

Как и сейчас, во времена СССР машины, выезжающие за границу, маркировались специальными наклейками на заднем стекле. Это были черные буквы SU в белом овале. Очевидно, что автолюбитель, который побывал «за бугром», имел особый повод для гордости.

Почетные места на торпедах «Жигулей» и «Москвичей» нередко занимали переводные картинки с заморскими и отечественными красавицами.

10. Игрушки на фаркопе

Фаркоп, специальный крюк для крепления прицепа, сейчас встречается не так часто, как несколько десятилетий назад. Но водительская привычка украшать его детскими игрушками осталась. Особенно жутко смотрится голова пупса с закатившимися глазами и спутанными грязными волосами.

Источник: https://petroel.ru/the-engine-fuel-system/gai-sssr-dokumenty-dlya-voditelya-sssr-podvig-sovetskogo/

Интегрированный урок литературного чтения и русского языка для 4 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Узловой

Тульской области

Интегрированный урок литературного чтения и русского языка, посвященный

героической обороне Ленинграда.

4 класс

Подготовила: учитель начальных классов Лазукина А.В.

Май 2007 г.

— 1-
Литературное чтение.


Тема: Этих дней не смолкнет слава. Героическая оборона Ленинграда в книге В.Воскобойникова « Девятьсот дней мужества».

Русский язык.

Тема: Обучающее изложение с самостоятельным составлением плана «Ёлки в блокадном Ленинграде».

Цели: 1. На примере одного рассказа из книги В.

Воскобойникова, познакомить детей с частичкой истории нашей страны, её «незаметными» героями Великой Отечественной войны; 2. Развивать выразительное чтение художественного текста, учить выделять тему и основную мысль текста; совершенствовать навык беглого чтения; 3. Учить детей логически связанному пересказу текста; 4.

Закрепить навык правописания безударных гласных, проверяемых ударением; падежных окончаний имён существительных;

5. Воспитывать чуткость, внимательность, сострадание к окружающим людям.

Оборудование.

— фонограммы песен «Священная война», «День Победы» — иллюстрации блокадного Ленинграда — иллюстрации дневника Тани Савичевой — набор открыток «Пискаревское мемориальное кладбище» — открытки «Города – герои Великой Отечественной войны – Ленинград» — плакаты: «Смерть немецким оккупантам» «Всё для фронта, всё для победы» « 10.VII. 1941 — 9.VIII. 1944 .

Битва за Ленинград» «9 мая 1945 год»

— толковый словарь

Ход урока. I . Орг. момент. II.Литературное чтение. Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет… А.Твардовский.

— на фоне песни «Священная война»

Учитель: Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной какие только знала Россия. 22 июня 1941 года, в 4 часа утра вдоль всей линии западных границ тогда еще Советского Союза взвились ракеты, загремели залпы артиллерийских орудий.

Танки, самолеты со свастикой на крыльях начали бомбить советские города и села. Так, без объявления войны, гитлеровская Германия напала на нашу Родину. Вероломство, беспримерное в истории цивилизованных народов. Началась Великая Отечественная война Советского Союза. — 2 — — показ иллюстраций времен войны Учитель: Вся наша страна поднялась на борьбу с врагом.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. В суровые дни сорок первого года рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков и детей, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. Многие из них не пощадили жизни ради победы. 1 ученик: Тогда нам было 10 лет. Мы помним ночь войны.

Ни огонька в окошках нет, Они затемнены. 2 ученик: Кто прожил только 10 лет, Запомнит навсегда, Как, потушив дрожащий свет, Ходили поезда. 3 ученик: Во тьме на фронт везли войска, Детей – в далекий тыл. И поезд ночью без гудка От станций отходил. Учитель: Детей увозили в тыл.

Вся страна – армия и народ, тыл и фронт объединились под лозунгами: « Смерть немецким оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!». Страна превратилась в единый грозный лагерь. 4 ученик: …Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна… 5 ученик: Кронштадский злой, неукротимый ветер В мое лицо закинутое бьет.

Обратите внимание

В бомбоубежищах уснули дети, Ночная стража встала у ворот. 6 ученик :Над Ленинградом –смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, Что называлось страхом и мольбой. 7 ученик: Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикады- Мы не покинем наших баррикад.

8 ученик:И женщины с бойцами встанут рядом, И дети нам патроны поднесут, И надо всеми нами зацветут Старинные знамена Петрограда. 9 ученик: Руками сжав обугленное сердце, Такое обещание даю: Я, горожанка, мать красноармейца, Погибшего под Стрельною в бою. 10 ученик: Мы будем драться с беззаветной силой, Мы одолеем бешеных зверей, Мы победим, клянусь тебе, Россия, От имени российских матерей.

Ольга Берггольц. — 3 — Учитель: Ленинград – один из крупнейших политических, экономических, научных и культурных центров нашей страны. Разрабатывая план нападения, немецко – фашисткие агрессоры одной из задач ставили захват Ленинграда.

Защита осажденного Ленинграда, длившаяся долгих 900 дней- легендарная повесть мужества и геройства, которая вызывала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Против Ленинграда была брошена группа армий «Север», где было до 75 тысяч отборных солдат и офицеров. Но с ходу захватить его не удалось.

И тогда гитлеровское командование приказало блокировать город, разрушить его непрерывными артиллерийскими обстрелами и налетами авиации. Враг рассчитывал на то, что голод и холод сломят волю защитников города к сопротивлению. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады.

Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод, канализация и паровое отопление, не работал транспорт. Более 250 тысяч авиабомб и снарядов обрушили фашисты на город. Вся страна пришла на помощь Ленинграду. Единственная дорога, которая связывала город с Большой Землей, была проложена по льду Ладожского озера. Её называли «Дорогой жизни».

11 ученик: Нет, земля, в неволю, в когти смерти Ты не будешь отдана, пока Бьется хоть единственное сердце Ленинградского большевика. 12 ученик: Двойною жизнью мы сейчас живем: В кольце, во мраке, в голоде, в печали Мы дышим завтрашним, свободным, щедрым днем. Мы этот день завоевали. И ночь ли будет, утор или вечер, Но в этот день мы встанем и пойдем.

Воительнице – армии навстречу В освобожденном городе своем. Ольга Берггольц.

Поэтесса О.Берггольц пережила блокаду в суровые дни войны вместе с жителями Ленинграда. Она писала стихи в голодном, разрушенном городе.

— показ иллюстраций дневника Тани Савичевой, семья которой умерла от голода

— Чтение – рассматривание книги Валерия Воскобойникова «Девятьсот дней мужества».

Рассказ «Максим Емельянович Твердохлеб» 1. Первичное чтение рассказа учителем 2. Работа по содержанию: — Почему дети на новогоднем празднике не плясали под музыку? — Какой обед ждал детей после праздника? — Как двигались машины по «дороге жизни»? Почему? — Какой паек получали рабочие? Остальные жители получали по 200 г хлеба.

— Почему груз, который вез Максим Твердохлеб, назвали « грузом особой важности»? — Какому риску подвергались водители грузовиков? — Как Твердохлеб защищал свой груз от немецкого истребителя? — Почему он не мог разжать руки? — Откуда в мандаринах появились пробоины? -Огорчило ли это детей?

3. Чтение текста детьми.

— 4 — Учитель: За время осады фашисты выпустили огромное количество авиабомб, снарядов. Было убито 16 747 и ранено 33 782 мирных жителя. А сколько умерло от голода? В память об этом в 1955 году в Ленинграде началось сооружение мемориала – Пискаревское кладбище (открыто 9 мая 1960 г.) — показ открыток «Пискаревское мемориальное кладбище» 4.

Важно

Повторное перечитывание запомнившихся отрывков рассказа. Учитель: 18 января 1944 г. блокада Ленинграда была прорвана.

9 августа 1944 г. завершилась битва за Ленинград.

Близился час победы над немецко-фашисткими захватчиками, и 9 мая 1945 года весь мир праздновал Победу!

На фоне песни «День Победы» 13 ученик: В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война! Уже нигде не затемняли света В продымленной Европе города.

Ценою крови куплена Победа, Пусть мир запомнит это навсегда! 14 ученик: Ради счастья и жизни на свете, Ради воинов, павших тогда, Да не будет войны на планете Дети хором: Никогда! Никогда!

Никогда!

III. Русский язык. Изложение. «Ёлки в блокадном Ленинграде» Учитель: Тема нашего изложения сегодня созвучна с уроком литературного чтения. Учебник «Русский язык» для 4 класса, автор Т.Г.

Рамзаева; Москва, Дрофа, 2005г. 1. Работа с текстом: упражнение 301. — прочитать

— определить его тему и основную мысль

2. Работа с опорными словами: окружен фашистами, люди умирали, не сдавался, боролся днем и ночью; — штаб обороны, глубокий тыл, накануне, Ладожское озеро, праздничное угощение; — вселяли веру в нашу победу над врагом. 3.

Перечитывание текста, работа с вопросами: — Как жил город Ленинград зимой 1941 года? — Какое решение принял штаб обороны? — Откуда и как доставили продукты для праздничного угощения?

Почему новогодние ёлки были так нужны детям блокадного города?

4. Деление текста на части. Составление плана.

План. 1. Трудная зима 1941 года. 2. Организация новогодних ёлок. 3. Праздничное угощение. 4. Ёлки вселяли веру в нашу победу над врагом. — 5-

5. Лексическая и орфографическая подготовка: окружён, Ленинград, умирали, боролся, оборона, из глубокого тыла доставили, Ладожское озеро, угощение, прежнего веселья.

Совет

6. Работа с толковым словарем: Фашизм – ( с итал. – пучок, объединение) – политическое направление, возникшее в Европе в середине 30-х годов XX века Голод – недоедание Штаб – орган управления войсками (силами) Оборона — вид военных действий, для удержания занимаемых позиций Тыл — а) вся территория воюющей страны с её населением и экономическими ресурсами, кроме района военных действий

Ладожское озеро – (др.-рус. название – Нево). Средняя глубина 51 м, наибольшая – 230 м. Около 660 островов ( крупные – Мантсинсари, Валаам)

7. Пересказ текста.

8. Перечитывание текста. Обратить внимание на употребление слов и словосочетаний.

9. Письменное изложение текста детьми.

10. Проверка написанного.

IV. Итог урока.
Полный текст материала Интегрированный урок литературного чтения и русского языка для 4 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Источник: http://pedsovet.su/load/238-1-0-2434

Ссылка на основную публикацию