Голявкин «птичка» текст

Конспект урока чтения В. Голявкин «Птичка» (2 класс)

Тема: Птичка. По В. Голявкину.

Цель: 1. Познакомить с содержанием произведением , вырабатывать у учащихся навыки правильного, осознанного, выразительного чтения.

2.Воспитывать положительную мотивацию к учению, воспитывать любовь к природе.

3. Кор-ть память, зрительное восприятие, развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Ход урока.

1.Подготовительная часть.

Орг. момент.

1. Здравствуйте, ребята. — Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть вас, ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Начинаем урок чтения. Смайлики.

-Какое сегодня число, месяц, день недели, время года?

-Какой раздел начали изучать, о ком читаем произведения?

-А как живется птицам зимой?

-Почему им тяжело? (холодно и голодно)

-Давайте представим, что мы маленькие воробышки.

Холодно воробышкам — напрягли « крылышки».

Пригрело солнышко, согрелись – расправили крылышки (расслабились).

Повторить 3 раза. Делаем глубокий вдох.

2.Артикуляционная зарядка

Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять.

Сказка о Веселом Язычке. Жил-был Веселый Язычок в своем домике — открыли широко рот.

Язычок проснулся и сделал зарядку – язык вверх, вниз, в стороны, почистил зубы – язык по краю зубов,

попил чайку – «чашечка», побелил потолок – язык по нёбу подмёл пол – язык «выметает» мусор и поехал на лошадке — цок-цок-цок в школу помогать ребятам учиться

3.Проверка домашнего задания

— Какое домашнее задание вам было задано? («Соловей») — Кто автор этого произведения? (Иван Сергеевич Соколов-Микитов)

-О какой птице идет речь в рассказе?

-Чтение учащихся цепочкой.

Вопросы:

-Почему соловей не боится шума?

— Как выглядит соловей? Итог.

Физминутка для глаз, дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку».

Обратите внимание

Представьте, как спускаются на землю снежинки. Одна снежинка упала вам на ладошку. Давайте сдуем ее. Получилось? Нет, от нашего теплого воздуха она растаяла. Закройте глазки и представьте, что наступила весна.

2.Основная часть.

Звучит голос воробья. (Дети открывают глаза)

Сообщение темы урока.

Отгадайте загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей)

Изучение нового материала
– Вспомним, как называется воробьиная семья:

папа — (воробей), мама — (воробьиха), птенец — (воробьёнок, воробьишка, воробышек), птенцы — (воробьята).

— Какой по размеру воробей?

— По окрасу?

— Какая это птица перелётная или зимующая?

-Чем питается воробей?

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Владимировича Голявкина «Птичка».

Родился Виктор Владимирович Голявкин почти 100 лет назад. С раннего детства он помогал старшим в заботах по дому, трудился в поле. В детстве он очень любил рисовать, а вот писать рассказы он начал позже, почти в тридцать лет.

Работа над текстом.

-Я буду читать рассказ, а вы внимательно слушать и представлять о чем говорится в рассказе. Чтение текста учителем.

— О ком говорилось в рассказе?

— Разберём новые слова, которые встретились нам в тексте.

чу-дес-ная

кра-дёт-ся

лю-бо-пыт-но

ос-то-рож-но

во-ро-бы-шек

-уточнение лексического значения.

Физкультминутка 

1) Воробей взлетел повыше (присесть, медленно поднимаемся, взмахи руками),

Видно всё с высокой крыши (встать на цыпочки, повороты в стороны).

2) Я называю птицу, а вы её показываете.

Ворона — кар-кар, взмахи руками;

воробей — чик-чирик, прыжки;

ворон — крук-крук, руки за спину, ходьба.

Садитесь.

Чтение текста детьми про себя.

Инд-но: (для не читающих)

Выложить из кассы букв по печатному образцу слова:

воробей, кошка, ворона, сорока, птичка.

Проверка.

Чтение по цепочке.

Анализ содержания. Вопросы.

— За кем наблюдал мальчик?

-Что делала кошка?

-Расскажи, как мальчик спас птичку

-Случалось ли вам выручать из беды птичек?

Снятие напряжения с глаз.

Коррекционное задание — Вы согласны, что птицы наши друзья? — Правильно, они уничтожают вредных насекомых. А еще птицы украшают нашу жизнь своими песнями, своими звонкими голосами. Недаром композиторы и поэты сочиняют музыку и стихи о птицах.

— Как мы будем заботиться о них в холодное зимнее время? Делаем кормушки.

3. Заключительная часть.

-С каким рассказом мы познакомились на уроке?

-О ком говорится в рассказе?

-Что сделал мальчик?

— Оценить работу учащихся на уроке. 

 Сегодня на уроке мне было интересно потому, что…Смайлики.
Объяснить домашнее задание. С.97

1 группа – чтение, отв. На вопросы, 2 группа-чтение.

Релаксация.

Спасибо за работу, урок окончен.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-chteniya-v-golyavkinu-ptichka-klass-770138.html

Читать онлайн «Повести и рассказы» автора Голявкин Виктор — RuLit — Страница 30

«А ну, отдай птичку! — кричу. — Сейчас же отдай!» Отпустила кошка птичку — и бежать.

Принёс я птичку в класс.

Кусочек хвоста у неё оторван.

Все окружили меня, кричат:

— Глядите, птичка! Живая птичка!

Учитель говорит:

— Кошки птичек за горло хватают. А здесь повезло твоей птичке. Кошка ей только хвост повредила.

Просят меня подержать дать. Но я её никому не дал. Птички не любят, когда их держат.

Положил я птичку на подоконник. Обернулся, а птички нет. Ребята кричат: «Лови! Лови!»

Улетела птичка.

Но я не горевал. Ведь я спас её. А это самое главное.

Коньки купили не напрасно

Я не умел на коньках кататься. И они лежали на чердаке. И, наверное, ржавели.

Я очень хотел научиться кататься. У нас во дворе все умеют кататься. Даже маленький Шурик умеет. Мне было стыдно выйти с коньками. Все смеяться будут. Пусть уж лучше коньки ржавеют!

Однажды папа сказал мне:

— Коньки я тебе купил напрасно!

И это было справедливо. Я взял коньки, надел их и вышел во двор. Каток был полон. Кто–то смеялся.

«Начинается!» — подумал я.

Но ничего не начиналось. Меня пока не замечали. Я вышел на лёд и упал на спину.

«Сейчас начнётся», — подумал я.

С трудом поднялся. Мне было трудно стоять на льду. Я не двигался с места. Но самое удивительное было то, что никто, абсолютно никто не смеялся, не показывал на меня пальцем, а, наоборот, Маша Кошкина подбежала ко мне и сказала:

— Дай руку!

И хотя я упал ещё два раза, а всё равно был доволен. И я сказал Маше Кошкиной:

— Спасибо, Маша! Ты научила меня кататься.

А она сказала:

— Ой, что ты, что ты, я только тебя держала за руку.

Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.

Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.

Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку—никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.

Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:

— Э–э-э! Я в шкафу! Помогите!

Прислушался — тишина кругом.

Я опять:

— О! Товарищи! Я в шкафу сижу!

Слышу чьи–то шаги. Идёт кто–то.

— Кто здесь горланит?

Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.

Я обрадовался, кричу:

— Тётя Нюша, я здесь!

— Где ты, родименький?

— В шкафу я! В шкафу!

— Как же ты, милый, туда забрался?

— Я в шкафу, бабуся!

— Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?

— Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!

Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.

Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч — наш завуч…

Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.

— Там нет никого, — сказал Пал Палыч.

— Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша.

— Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.

Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:

— Я здесь!

— Кто ты? — спросил Пал Палыч.

— Я… Цыпкин…

— Зачем ты туда забрался, Цыпкин?

— Меня заперли… Я не забрался…

— Гм… Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?

— Слышу…

— Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.

— Не знаю…

— Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.

Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался.

Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

— Ну! Вот до чего доводит шалость! Ты мне честно скажи, почему ты в шкафу?

Важно

Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут… Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое… Как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?

Я молчал.

— Ты живой там? — спросил Пал Палыч.

— Живой…

— Ну сиди, скоро откроют…

— Я сижу…

— Так… — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?

Источник: https://www.rulit.me/books/povesti-i-rasskazy-read-337019-30.html

Конспект урока чтения «Птичка» В.Голявкин, ФГОС

Тема: В.Голявкин «Птичка».

Цель: Создание условий для знакомства и анализа произведения В.Голявкина «Птичка».

Задачи:

Образовательные:

— познакомить обучающихся с рассказом В.Голявкина «Птичка»;

— отрабатывать навыки осознанного, правильного и выразительного чтения;

Коррекционно-развивающие:

— корригировать и развивать правильную связную устную речь через речевые упражнения, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас.

— развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Воспитательные:

— учить слушать учителя и друг друга, воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Читайте также:  Сценарий «день знаний в детском саду» без подготовки для детей 5-6 лет

Оборудование:

1. Чтение. 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – М.: «Просвещение», 2014.

2. Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер, тест, копилка положительных качеств человека, карточки со словами

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности. (слайд №1) — Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. — Урок чтения. Что мы делаем на уроке чтения? Прочитаем (слайд №2) Читаем Думаем Рассуждаем Отвечаем — Как читаем? — Как отвечаем? — Постараюсь все понять, Буду правильно читать! Читают — Громко, правильно, выразительно — Четко, полными ответами
2.Речевая разминка Цель: отработка темпа речи, совершенствование произношения Скороговорка: Долго кот глядел в окно, у кота в окне кино. (слайд №3) (чтение хором, медленно, с постепенным ускорением темпа, чтение по одному, в парах) Читают скороговорку
3. Проверка домашнего задания Цель: отработка навыка выразительного чтения. — Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем? Составьте из слов название раздела. — Все произведения, которые мы читаем в этом разделе о хороших поступках детей и взрослых. — Проверим домашнее задание. Что нужно было приготовить к уроку? — Рассмотрите внимательно иллюстрации к стихотворению и скажите, что было сначала, а что было потом? (слайд №4) — Как выглядел котенок, когда девочка нашла его в саду? — Каким стал котенок после того, как девочка забрала его домой? — Прочитайте стихотворение. — Чему учит стихотворение? (слайд №5) Твоя помощь может пригодиться не только другим людям, но и животным Составляют из слов название раздела «Жизнь дана на добрые дела» (Приложение№1) — Мы готовили выразительное чтение стихотворения Е.Благининой «Котёнок» Рассматривают, объясняют, отвечают на вопросы. Читают выразительно стихотворение, оценивают чтение одноклассников по опорной схеме (Приложение№2)
3. Сообщение темы и цели урока Цель: сообщить тему урока, поставить цель перед обучающимися. -Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Вы узнаете еще об одном поступке. А вот хороший это поступок или плохой, мы с вами выясним в течение урока. (слайд №6) — Ребята, посмотрите на экран. Что бы узнать название рассказа, вам нужно среди данных букв прочитать буквы синего цвета. уерпнлтдщиыячсмокфюгаж — Молодцы ребята, справились с заданием! — На уроке мы будем читать и анализировать рассказ «Птичка», который написал Виктор Владимирович Голявкин. Выполняют задание Рассматривают портрет
4.Работа с текстом а) Подготовка к первичному восприятию текста Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. б) Первичное восприятие текста Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению в) Проверка первичного восприятия текста Цель: оценить качество восприятия текста г) Мотивация к чтению и анализу произведения Цель: побудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе Физминутка Цель: снятие зрительного напряжения д) Работа над выразительным чтением Цель: формирование навыка выразительного чтения е) Анализ текста Цель: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения. ж) Обобщение результатов анализа Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения и) закрепление знаний Цель: контроль усвоения главной мысли содержания учебного материала Краткие биографические данные о писателе: Родители очень хотели, чтобы маленький Витя стал музыкантом, так как они работали в музыкальной школе. Но Виктор Владимирович стал художником. Затем он решил попробовать себя в литературном творчестве, стал писать небольшие рассказы, их напечатали в журнале. Так к писателю пришла известность. (слайд №7) -Ещё раз прочитайте название рассказа и попробуйте предугадать, о ком этот рассказ? -Каких птиц вы знаете? Можем ли мы по названию догадаться, о какой птичке рассказ? Чтобы узнать это, отгадайте загадку. Эта маленькая пташка, Носит серую рубашку, Подбирает быстро крошки,И спасается от кошки. — Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос, о ком ещё говорится в рассказе, кто из них главный герой произведения? Чтение рассказа учителем — Понравился ли вам рассказ? Что вызвало интерес? Какие чувства возникли? — Назовите героев рассказа. — Что случилось с птичкой? — Какой момент вызвал у вас тревогу? Чтение и объяснение непонятных слов. (слайд №8) чу-дес-на-я — чудесная кра-дёт-ся — крадется лю-бо-пыт-но — любопытно ос-то-рож-но — осторожно о-кру-жи-ли — окружили во-ро-бы-шек – воробышек Соотнесите слово с его значением. Прочитайте текст «вполголоса», найдите ответ на вопрос, как мальчик отобрал воробышка у кошки? Мы внимательно читали, и немного все устали. Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз. — Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз, И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Продолжается урок. Подготовимся к выразительному чтению. Найдите в тексте вопросительное предложение? Восклицательное? — Что могло случиться с птичкой, если бы мальчик не пришел ей на помощь? — Почему мальчик не горевал от того, что птичка улетела? Хороший или плохой поступок совершил мальчик? Соответствует ли рассказ разделу? — Восстановите цепочку событий. Поставь слова-действия по порядку:(слайд №9) вышел принес увидел положил пошел не горевал схватил спас Тест Выбери и подчеркни правильный ответ. Подготовленный ученик рассказывает краткие биографические данные о писателе. Предугадывают, размышляют, отгадывают загадку. Слушают Отвечают на вопросы Читают по слогам, затем словом. объясняют значение слова. (Приложение№3) Работают а парах. Читают, отвечают на вопрос. Выполняют упражнения для глаз. Выборочное выразительное чтение предложений. Отвечают на вопросы. Работают с интерактивной доской Самостоятельная работа. (Приложение№4)
5. Домашнее задание 1уровень- чтение рассказа, пересказ подробный 2 уровень- чтение рассказа, краткий пересказ 3 уровень- чтение рассказа, иллюстрирование рассказа Записывают д.з.
6.Подведение итога урока. Рефлексия Цель: развивать способность к самооценке, делать обобщения, выводы. — Какое произведение мы читали сегодня на уроке? Кто автор? — Можно ли мальчика назвать положительным героем? — Как можно охарактеризовать мальчика по его поступку? — А как поступили бы вы? — Оценки за урок (слайд 10). Дети кладут в копилку положительных качеств человека карточки со словами. (Приложение№5)

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_chteniya_ptichka_vgolyavkin_175053.html

Конспект урока чтения и развития речи по теме В. Голявкин Птичка 2 класс

Автор публикации: Микулич В.В.

Дата публикации: 2016-04-28

Краткое описание:

Урок литературного чтения во 2 классе VIII вида

Тема: В. Голявкин «Птичка»

Цель урока: формирование правильного, выразительного и сознательного чтения.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить учащихся с произведением В. Голявкина «Птичка»;

— учить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.

Развивающие:

— развивать связную устную речь посредством формирования полных ответов на вопросы.

Коррекционные:

коррегировать память, мыслительную деятельность, зрительное (образное) восприятие.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки со слогами, изображение воробья, карточки для парной работы.

Ход урока

Каждый день

Всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим, и

Тихонечко сидим.

— Какое сейчас время года?

— Кому приходится очень тяжело в это время года? Почему им тяжело?

Как мы можем помочь птицам?

  1. Психологический настрой на урок.

Руки растираем и разогреваем

И лицо своё ими согреваем

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем

Вверх и вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки,

А теперь уходим пальцами по щёчке.

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

«Ворона»

Быстро поднять руки через стороны вверх-

Сделать вдох через нос.

Медленно опустить – выдох и «кар».( 2 раза)

Отпустила кошка птичку.

— Прочитайте про себя.

Прочитайте хором.

Чтение с разным ударением на слова.

  1. Проверка домашнего задания.

— Какое произведение вы читали дома?

— О ком говорится в рассказе?

— Почему рассказ так называется?

— Какие звуки были слышны из скворечника?

Игра «Голова-хвост»

— Я читаю начало предложения, а вы должны найти его конец и прочитать.

Посидел воробей на крыше….

Началась там возня…

Воробей выскочил…

Погнал ветер..

  1. Слоги и буквы рассыпались в классе, найдите их и соберите загадку. Прочитайте и отгадайте её.

1 3 2 6 5 7 4 8 11 12 10 9 14 13 15

Чик рик чи ныш зёр ку к прыг ро бей не клюй же кто это

Чик-чирик

К зёрнышку прыг.

Клюй, не робей,

Кто же это?

— Воробей.

На экране – воробей, звуки воробья.

— Как вы думаете, кто будет главным героем сегодняшнего произведения?

2. — Расколдуйте слова из текста.

ЯАНСЕДУЧ ЯСТЕДАРК ОНТЫПОБЮЛ ОНЖОРОТСО КЕШЫБОРОВ КИННОКОДОП

Физминутка.

Летели птички,Собой невелички.Как они летели,Все люди глядели.Как они садилисьВсе люди дивились.Сели, посидели,Взвились, полетели

Песенки запели.

  1. — Послушайте рассказ Виктора Голявкина «Птичка».

Первичный анализ произведения.

— За кем наблюдал мальчик?

Что делала кошка?

Как мальчик спас птичку?

Случалось ли вам выручать из беды птиц?

Что кошка сделала с воробышком?

Куда мальчик положил птичку?

Почему мальчик не переживал, что птичка улетела?

  1. Чтение текста детьми по цепочке.

5. Упражнения на расширение словарного запаса учащихся, знаний учащихся о птицах.

— Вспомним, как называется воробьиная семья.

Папа- воробей.

Мама – воробьиха

Птенец – воробышек

Птенцы – воробьята

— Какой по размеру воробей? По окрасу?

— Какая это птица зимующая или перелётная?

— Чем питается воробей?

Работа в парах.

— На карточке: крошки, семечки, зерно, горох, ягоды, червяки, насекомые, помидор, сыр, морковь, колбаса.

— Обсудите в парах, чем питается воробей. Подчеркните нужные слова.

VI.Итог урока.

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто герои произведения?

— Почему воробей улетел? Можно ли брать животных домой? Птенцов в руки?

Рефлексия.

— Дорисуйте воробью улыбку, которая соответствует вашему настроению на уроке?

Домашнее задание.

— Прочитать рассказ с. 97-98. (Более сильным детям можно приготовить пересказ)

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/nachalnye_klassy/text-16242983.html

Кому что удивительно

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

      СОДЕРЖАНИЕ             Кому что удивительно 4       В шкафу 6       Нехорошо получилось 12       Поющая Катя 14       Друзья 16       Закутанный мальчик 18

      Птичка 20

Читайте также:  Загадки о музыкальных инструментах для детей 5-6-7 лет с ответами

      КОМУ ЧТО УДИВИТЕЛЬНО             Танька ничему не удивляется. Она всегда говорит: „Вот уж не удивительно!», даже если бывает и удивительно. Я вчера на глазах у всех перепрыгнул через такую лужу…

Никто не мог перепрыгнуть, а я перепрыгнул! Все удивлялись, кроме Тани:       — Подумаешь! Ну и что же? Вот уж не удивительно!       Я всё старался её удивить. Но никак не мог удивить. Сколько я ни старался. Я из рогатки попал в воробышка.

Научился ходить на руках, свистеть с одним пальцем во рту. Она всё это видела. Но не удивлялась.       Я изо всех сил старался. Что я только не делал! Залезал на деревья, ходил без шапки зимой…       Она все не удивлялась.       А однажды я просто вышел с книжкой во двор. Сел на лавочку.

И стал читать.       Я даже не видел Таньку. А она говорит:       — Удивительно! Вот не подумала бы! Он читает!      

      В ШКАФУ

            Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают кошка, а это я.       Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.       Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.       Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать: — Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!       Прислушался — тишина кругом.       Я опять:       — О! Товарищи! Я в шкафу сижу! Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.       — Кто здесь горланит?       Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.       Я обрадовался, кричу:       — Тётя Нюша, я здесь!       — Где ты, родименький?       — В шкафу я! В шкафу!       — Как же ты, милый, туда забрался?       — Я в шкафу, бабуся!       — Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?       — Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся! Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.       Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч — наш завуч…       Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.       — Там нет никого, — сказал Пал Палыч.       — Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша.       — Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.       Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:       — Я здесь!       — Кто ты? — спросил Пал Палыч.       — Я — Цыпкин…       — Зачем ты туда забрался, Цыпкин?       — Меня заперли… Я не забрался…       — Гм… Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?       — Слышу…       — Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.       — Не знаю…       — Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.       Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:       — Ну! Вот до чего доводит шалость! Ты мне честно скажи, почему ты в шкафу?       Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: „Ты был в шкафу?» Я скажу: „Не был». Мне скажут: „А кто же там был?» Я скажу: „Не знаю».       Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут… Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и все такое… Как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать? Я молчал.       — Ты живой там? — спросил Пал Палыч.       — Живой…       — Ну, сиди, скоро откроют…       — Я сижу…       — Так… — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?       Я молчал.       Вдруг я услышал голос директора. Он шел по коридору:       — Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?       Мне опять захотелось исчезнуть.       Директор спросил:       — Цыпкин, ты?       Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.       Тётя Нюша сказала:       — Ключ унес староста класса.       — Взломайте дверь, — сказал директор.       Я почувствовал, как ломают дверь, —       шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.       — Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.       Я не двинулся с места. Мне было страшно.       — Почему он стоит? — спросил директор.       Меня вытащили из шкафа.       Я всё время молчал.       Я не знал, что сказать.       Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом…      

      НЕХОРОШО ПОЛУЧИЛОСЬ

            Перед уроком ребята построились в пары. Таня — дежурная — проверяла у всех руки, уши: чистые ли?       А Вова за парту спрятался. И сидит, как будто его не видно. Таня кричит ему:       — Вова, иди покажи свои уши. Не прячься!       А он словно не слышит. Сидит под партой, не шевелится.       Таня опять ему:       — Вова, ну! Покажи свои уши и руки!       А он опять ни слова.       Когда Таня у всех проверила, она подошла к парте, где спрятался Вова, и говорит:       — А ну, вставай! Как не стыдно! Пришлось Вове вылезти из-под парты. Таня вскрикнула: „Ой!“ — И попятилась. Вова был весь в чернилах — лицо, руки,       даже одежда.       А он и говорит:       — У меня немножко руки грязные были. А чернила я только что пролил. Когда залезал под парту.       Вот как нехорошо получилось!      

      ПОЮЩАЯ КАТЯ

            У нас в квартире Катя живёт. Она трусиха. Если слышится из коридора песня — это Катя от страха поёт. Она темноты боится. Она свет в коридоре зажечь не может и песни поёт, чтоб не страшно было.       Я темноты не боюсь нисколько. Чего мне темноты бояться! Я вообще никого не боюсь. Кого мне бояться? Я удивляюсь тому, кто боится. Например, Петя. Я Кате рассказал про Петю.       Мы летом в палатках жили. Прямо в лесу.       Как-то вечером Петька ушёл за водой. Прибегает вдруг без ведра и кричит:       — Ой, ребята, там чёрт с рогами!       Пошли посмотрели, а это пень. От пня ветки торчат, как рога.       Мы весь вечер над Петькой смеялись. Пока не уснули.       Утром взял Петя топор, пошёл пень выкорчёвывать. Ищет, ищет — не может       Катя       найти. Пней много. А того пня, что на чёрта похож, нигде нет. В темноте пень был похож на чёрта. А днем он совсем не похож на чёрта. Отличить его от других невозможно.       Смеются ребята:       — Зачем тебе пень выкорчёвывать?       — Как же так, — отвечает Петя, — ведь я ночью опять испугаюсь.       Ребята ему говорят:       — Ты вот что сделай. Все эти пни выкорчуй. Среди них непременно тот пень будет. И ходи себе смело.       Глядит Петя на пни. Много пней. Штук сто. А может быть, двести. Попробуй все выкорчуй!       Махнул Петя рукой на пни. Пусть стоят. Пни ведь не черти.       Послушала Катя рассказ про Петю. Смеётся:       — Ой, какой Петя смешной!      

      ДРУЗЬЯ

            Андрюша и Славик друзья.       Они всё делают вместе. Когда Андрюша упал с веранды, Славик тоже хотел упасть с веранды, чтоб доказать, что он истинный Друг.       Когда Славик пошел вместо школы в • кино, то Андрюша тогда был с ним вместе.       А когда они принесли в класс кошку и учитель спросил, кто из них это сделал, Андрюша сказал:       — Это Славик сделал.       А Славик сказал:       — Это всё Андрюша…      

Читайте также:  Компьютер и ребёнок. компьютерные программы для ребёнка от 4 до 5 лет

      ЗАКУТАННЫЙ МАЛЬЧИК

            Этот мальчик был так закутан, что на него нельзя было смотреть без смеха. Поверх всего он был обмотан большим шерстяным платком. Из сплошного клубка одежды торчали лишь нос и два глаза.       — Как ты на коньках катаешься? — спросил я.       — Никак.       — И на лыжах не катаешься?       — Не катаюсь.       — Вот так и стоишь у стены без движенья ?       — А зачем мне движенье?       — Так ты бы лучше дома сидел.       — Я вышел воздухом подышать.       — Научить тебя на коньках кататься?       — Не надо.       — Тебе одежда мешает? Так ты разденься.       — Мне холодно будет.       — На коньках холодно не бывает.       — Мне и так тепло.       — Вот чудак! Ну и стой возле стенки, только смешно смотреть на тебя. Как чучело.       — Сам ты чучело.       — Это ты, брат, чучело.       — А вот и нет.       — Как же нет, когда вон ты какой смешной!       — Не смей смеяться, я тебя стукну!       — Как же ты стукнешь? Тебе и руку поднять невозможно.       Я побежал кататься.       Закутанный мальчик очень обиделся, побежал за мной, но сейчас же упал. Он встал, сделал шаг и опять упал.       — Поставьте его у стены, — сказал кто-то, — а то он так будет всё время падать.      

      ПТИЧКА

            Вышел я на перемене во двор. Погода чудесная. Ветра нет. Дождя нет. Снега нет. Только солнышко светит.       Вдруг вижу, крадётся куда-то кошка. Куда, думаю, кошка крадётся? Любопытно мне стало. И я осторожно за кошкой пошёл. Вдруг кошка прыг — и гляжу: у неё в зубах птичка. Воробышек. Я хвать кошку за хвост и держу.       „А ну, отдай птичку! — кричу. — Сейчас же отдай!»       Отпустила кошка птичку — и бежать.       Принёс я птичку в класс.       Кусочек хвоста у неё оторван.       Все окружили меня, кричат:       — Глядите, птичка! Живая птичка!       Учитель говорит:       — Кошки птичек за горло хватают. А здесь повезло твоей птичке. Кошка ей только хвост повредила.       Просят меня подержать дать. Но я её никому не дал. Птички не любят, когда их держат.       Положил я птичку на подоконник. Обернулся, а птички нет. Ребята кричат: „Лови! Лови!»       Улетела птичка.

      Но я не горевал. Ведь я спас её. А это самое главное.

Источник: https://sheba.spb.ru/bib/golyavkin-udivitelno.htm

Птичка

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор.

Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

– Я их в клетки посажу.

Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка.

Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

– Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку.

На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку.

Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

– Мама! Что мне теперь делать?

– Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Совет

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Источник: https://vseskazki.su/avtorskie-skazki/lev-tolstoi/ptichka-chitat.html

Конспект урока чтения и развития речи по теме «В. Голявкин Птичка» 2 класс

Автор материала: Микулич Виктория Валерьевна

Урок литературного чтения во 2 классе VIII вида

Тема: В. Голявкин «Птичка»

Цель урока: формирование правильного, выразительного и сознательного чтения.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить учащихся с произведением В. Голявкина «Птичка»;

— учить детей читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.

Развивающие:

— развивать связную устную речь посредством формирования полных ответов на вопросы.

Коррекционные:

— коррегировать память, мыслительную деятельность, зрительное (образное) восприятие.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки со слогами, изображение воробья, карточки для парной работы.

Ход урока

Организационный момент.Каждый день

Всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим, и

Тихонечко сидим.

— Какое сейчас время года?

— Кому приходится очень тяжело в это время года? Почему им тяжело?

Как мы можем помочь птицам?

Психологический настрой на урок.Руки растираем и разогреваем

И лицо своё ими согреваем

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем

Вверх и вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки,

А теперь уходим пальцами по щёчке.

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Речевая разминка.Дыхательная гимнастика.«Ворона»

Быстро поднять руки через стороны вверх-

Сделать вдох через нос.

Медленно опустить – выдох и «кар».( 2 раза)

На доске:Отпустила кошка птичку.

— Прочитайте про себя.

Прочитайте хором.

Чтение с разным ударением на слова.

Проверка домашнего задания.- Какое произведение вы читали дома?

— О ком говорится в рассказе?

— Почему рассказ так называется?

— Какие звуки были слышны из скворечника?

Игра «Голова-хвост»

— Я читаю начало предложения, а вы должны найти его конец и прочитать.

Посидел воробей на крыше….

Началась там возня…

Воробей выскочил…

Погнал ветер..

Работа по теме урока.Слоги и буквы рассыпались в классе, найдите их и соберите загадку. Прочитайте и отгадайте её. 1 3 2 6 5 7 4 8 11 12 10 9 14 13 15

Чик рик чи ныш зёр ку к прыг ро бей не клюй же кто это

Чик-чирик

К зёрнышку прыг.

Клюй, не робей,

Кто же это?

— Воробей.

На экране – воробей, звуки воробья.

— Как вы думаете, кто будет главным героем сегодняшнего произведения?

2. — Расколдуйте слова из текста.

ЯАНСЕДУЧ ЯСТЕДАРК ОНТЫПОБЮЛ ОНЖОРОТСО КЕШЫБОРОВ КИННОКОДОП

Физминутка.

Летели птички,Собой невелички.Как они летели,Все люди глядели.Как они садилисьВсе люди дивились.Сели, посидели,Взвились, полетелиПесенки запели.

— Послушайте рассказ Виктора Голявкина «Птичка».Первичный анализ произведения.

— За кем наблюдал мальчик?

Что делала кошка?

Как мальчик спас птичку?

Случалось ли вам выручать из беды птиц?

Что кошка сделала с воробышком?

Куда мальчик положил птичку?

Почему мальчик не переживал, что птичка улетела?

Чтение текста детьми по цепочке.5. Упражнения на расширение словарного запаса учащихся, знаний учащихся о птицах.

— Вспомним, как называется воробьиная семья.

Папа- воробей.

Мама – воробьиха

Птенец – воробышек

Птенцы – воробьята

— Какой по размеру воробей? По окрасу?

— Какая это птица зимующая или перелётная?

— Чем питается воробей?

Работа в парах.

— На карточке: крошки, семечки, зерно, горох, ягоды, червяки, насекомые, помидор, сыр, морковь, колбаса.

— Обсудите в парах, чем питается воробей. Подчеркните нужные слова.

VI.Итог урока.

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто герои произведения?

— Почему воробей улетел? Можно ли брать животных домой? Птенцов в руки?

Рефлексия.

— Дорисуйте воробью улыбку, которая соответствует вашему настроению на уроке?

Домашнее задание.

— Прочитать рассказ с. 97-98. (Более сильным детям можно приготовить пересказ)

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-uroka-chteniya-i-razvitiya-rechi-po-teme-v-golyavkin-ptichka-2-klass.html

Ссылка на основную публикацию