Игры на изучение времени для дошкольников

Картотека по математике (подготовительная группа) на тему: Игры и упражнения для формирования представлений о времени

Игры и упражнения для формирования представлений о времени.

Части суток.

Упражнение «Когда это бывает?»

Важно

Цель – уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: тематический набор картинок (части суток).

Варианты заданий:

1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

Что вы делаете ночью (днём)?

Какое сейчас время суток?

Обратите внимание

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?

Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)?

Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

Игра «Сутки»

Цель — определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Ход игры:  Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко.

Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху.

Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки.

После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

 Работа с часами «СУТКИ»:

Важно

Цель – уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:

— Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

-Утром становится светло,  солнышко поднимается.

Педагог показывает  сектор, где изображён день, спрашивает:

— Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

— Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:

— Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

— Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:

— Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)

Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь  и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День — в жёлтом, Вечер — в сером, а Ночь — в фиолетовом.

Задания для детей:

Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток:  ( Когда мы  завтракаем?  Когда мы спим? и т.д.)

Игра «Назовите пропущенное слово»

Цель — определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Назовите соседей»

Цель – закрепление последовательности частей суток.

Ход игры: Педагог говорит название : «Назовите соседей утра.» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Игра «Части суток»

Цель — уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

Ход игры:

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Игра «Что вы делали»

Совет

Цель — определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

Вчера, сегодня, завтра.

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель – познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).

День, который наступил – называется сегодня.

День, который уже закончился – вчера.

А день, который ещё только будет – завтра.

Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий,  вчера-голубой, завтра-фиолетовый.

Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.

Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

Работа с блоком «Вчера, сегодня, завтра»

Цель — закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: полоска (блок), разделенная на 3 квадрата, в каждом квадрате – липучка, карточки-картинки.

Ход игры:

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/11/22/igry-i-uprazhneniya-dlya-formirovaniya-predstavleniy-o-vremeni

Игры на изучение времени для дошкольников

Все мы проживаем во времени и пространстве, соотнося временные промежутки с событиями собственной жизни.

Представление о времени формируется у ребенка на основе постоянно повторяющихся явлений повседневности — чередовании дня и ночи, смене времен года, периодичности своей жизни.

Каждая мера в системе измерения времени складывается из единиц предыдущей меры, и служит частью последующей. Поэтому знакомить ребенка с временными интервалами тоже следует поэтапно.

Обратите внимание

Младшие дошкольники имеют представление о чередовании дня и ночи, следует уточнить и закрепить их знания о частях суток: утро, вечер, день, ночь, понятиях вчера, сегодня, завтра.

Необходимо также обратить внимание ребенка на смену времен года и изменения в природе и жизни человека, происходящие в связи с ней.

Детей постарше знакомят с календарем и его структурой, днями недели, месяцами, годом. Занятия лучше проводить в игровой форме.

Части суток

Из нескольких цветных картинок, изображающих события повседневной жизни, отобрать и разложить в нужной последовательности те, которые относятся к утру, дню, вечеру и ночи (дети утром идут в школу, днем гуляют на улице, вечером смотрят в окно на зажигающиеся фонари, ночью ложатся спать).

Закончи фразу

Предложите ребенку закончить фразу, повествующую о действиях в разное время суток:

Ночью мы спим, а п росы наемся…. (утром ).

Завтракаем мы утром, а обедаем….(днем).

Обедаем мы днем, а ужинаем…(вечером).

Вечером мы ужинаем, а спим….(ночью).

Утро, вечер, день и ночь с мячом

Играть могут взрослый и ребенок или несколько детей. Взрослый задает ребенку вопрос: «Утро, а за ним?» и кидает ребенку мяч, Тот ловит мяч, отвечает на вопрос: «День» и бросает его обратно взрослому.

Если играют несколько детей, то они сами перебрасывают друг другу мяч, задавая вопрос и отвечая на него.

Вопросы не обязательно задавать в той последовательности, в которой следуют части суток, лучше если они будут непоследовательными — это заставит ребенка быть внимательным и быстро выбирать правильный ответ, закрепляя его знания о частях суток.

Сочиняем рассказ

Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите получившийся рассказ и попросите ребенка проиллюстрировать его своими рисунками. Составьте таким образом мини-книжечку, автором которой будет ваш ребенок.

Игры с цветными карточками

Важно

Изготовьте (из цветной бумаги) вместе с ребенком 4 цветных карточки, обозначающие разное время суток.

Первая карточка обозначает утро: на голубом фоне внизу половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка — день, на ярко-синем фоне в верхней части листа ярко желтое солнце. На третей карточке — вечер: на сером фоне оранжевый круг солнца без лучей.

На четвертой карточке — ночь: на черном фоне желтый месяц и белые звезды. Описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?» Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку.

Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.

Эту же игру можно повести следующим образом: вместо рассказа о типичной ситуации, вы показываете рисунок, на котором нарисована такая ситуация, а ребенок поднимает соответствующую карточку, а затем сам рассказывает о том, что делают в это время суток. Если вы играете с группой детей, можно за каждый правильный ответ и хорошо составленный рассказ вручать ребенку фишку: фишки могут быть разного цвета: розовый — утро, голубой — день, серый — вечер, черный — ночь.

Рассказ по картинкам

Положите перед ребенком набор картинок, на котором ребенок (мальчик или девочка) просыпается, умывается, завтракает, идет в школу, обедает, делает уроки, гуляет, ужинает, ложится спать. Пусть ребенок расположит их в правильной последовательности, распределив, к какому времени суток относится каждая картинка и составит устный рассказ о распорядке дня.

Сутки

Когда ваш малыш четко усвоит названия частей суток, познакомьте его с самим понятием сутки. Слово «сутки» станет обобщающим названием для последовательности: утро, вечер, день, ночь. Необходимо пояснить, что сутки это отрезок времени длиной в 24 часа, начинающийся и заканчивающийся в одно и то же время. Т. е.

сутками называют последовательность времен суток, начиная с их любой части и заканчивая такой же частью: это может быть последовательность: вечер, ночь, утро, день — до вечера ночь, утро, день, вечер — до ночи и т.п.

Разложите в необходимом порядке картинки с изображением времен суток, представив разные варианты суток.

Вчера, сегодня, завтра

Совет

Объясните ребенку значение слова вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие. Возьмите билеты в цирк или кукольный театр, и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».

Что мы будем делать завтра?

Поговорите с малышом о том, что вам предстоит сделать сегодня: гулять, рисовать, обедать, отдыхать. Постройте несколько простых предложений, начинающихся со слов: «Сегодня мы будем…». Поинтересуйтесь, что он делал вчера.

Читайте также:  Носов «бенгальские огни» читать полностью онлайн бесплатно

Пусть ребенок перечислит события, происходившие вчера, начиная повествование словами: «Вчера я…». Спланируйте, что вам необходимо сделать завтра, запишите план необходимых действий на завтра, начав его словами: «Завтра мы…

1,2,3.».

Когда это было?

Прочитайте ребенку следующий рассказ: «Зима в этом году выдалась снежная. Вчера весь день шел снег. Он засыпал весь двор, скамейки и дорожки. А сегодня Петя и Миша вышли во двор, расчистили снег на площадке и залили ее водой. Завтра каток замерзнет, и Петя и Миша будут кататься на коньках». Пусть малыш ответит на следующие вопросы:

1. Когда шел снег? (Вчера).

2. Когда Петя и Миша залили площадку водой? (Сегодня).

3. Когда они будут кататься на коньках? (Завтра).

Неделя. Дни недели

Ребенка среднего дошкольного возраста знакомим с определением недели. Помогите ребенку запомнить количество дней недели и их названия.

Для этого удобно соотнести дни недели с определенными событиями: в понедельник, первый день недели, после отдыха идем в детский сад, вторник второй день недели, следует за понедельником, по звучанию его название напоминает числительное второй.

Среда — третий день, означает середину рабочей недели, средняя по порядку, четверг — четвертый, пятница — пятый день, названия созвучны числительным, пятница — день перед выходными, и, наконец, суббота и воскресенье — выходные дни, дни интересного досуга и отдыха.

Подарите малышу комплект одежды «неделька» из семи предметов на каждый день с яркими надписями — названиями дней недели.

Сказка

Обратите внимание

Расскажите малышу такую сказку: «Жила была дружная семья. И было в этой семье семеро братьев и сестер. Ведь семья — это семь «Я», семеро дружных родственников. Называлась эта семья — Неделя. Самого старшего брата звали понедельник.

Он родился самым первым, был самым взрослым и серьезным, начинал все важные для семьи дела и присматривал за остальными братьями и сестрами. Вторник был чуть помладше брата Понедельника, но всегда во всем помогал ему. Среднюю сестричку звали Среда.

Она во всем слушалась старших братьев и заботилась о младших братьях и сестрах. Младшего брата звали Четверг, он появился на свет четвертым и был веселым и послушным, за все брался с охотой и все успевал в срок.

Младшую сестру, пятую по счету в семье, звали Пятница, она была лучшей подругой и помощницей всем членам большой семьи. И были еще в семье маленькая сестричка Суббота и совсем маленький братик Воскресенье.

Поскольку они были совсем крошками, они ничего особенного не делали, а только отдыхали, а все остальные братья и сестры баловали и развлекали их. Эта дружная семья здравствует и по сей день, а мы каждое утро встречаемся с ее знаменитыми братьями и сестрами». Впоследствии ребенок может вместе с вами или сам сочинять подобные сказки на каждый день.

Знакомимся с календарем

Познакомьте ребенка с календарем. Покажите ему различные виды календарей: настенный, настольный — перекидной, открытка — календарик, отрывной; объясните, как ими пользоваться. Отрывной календарь дает яркое наглядное представление об уходящих днях, неделях, месяцах.

Год в коробке

На протяжении всего года вы можете вместе с ребенком проводить следующий познавательный эксперимент, наблюдая за отрывным календарем:

Разделите картонную коробку на 18 ячеек, по размеру календарных листков: три ряда по шесть ячеек. Наблюдения за календарем нужно начать с 1 января. В ячейки нижнего ряда вы будете последовательно складывать оторванные листки календаря с днями недели — по 7 в каждую.

Важно

Одна ячейка нижнего ряда символизирует неделю. Когда месяц закончится, пересчитайте количество недель, и общее количество дней и положите их в первую верхнюю ячейку верхнего ряда. 12 ячеек верхнего ряда будут символизировать 12 месяцев года.

Глядя на количество пустых и заполненных ячеек, ребенок легко может определить, сколько недель в этом месяце, сколько месяцев года прошло и сколько осталось, сколько месяцев в году вообще. Можно посчитать, сколько дней месяца прошло и сколько дней было в ушедшем.

Такая игра — эксперимент помогает сформировать у ребенка ясное представление о структуре календаря и о временных отрезках года.

С разъемными листками календаря можно организовать и такие игры:

Подбери пару

Выберите из стопки календарных листов по паре каждого дня недели (2 понедельника, 2 вторника и. т. д.).

Всех по пять

Выберите из стопки пять вторников или пятниц или других дней недели (число и месяц значения не имеют).

Неделька

Соберите календарную неделю из разрозненных листов, (число, месяц, год значения не имеют).

Неделька по порядку

Соберите календарную неделю из разрозненных листов, теперь так, чтобы числа в ней шли по порядку: 1-е — понедельник, 2-е — вторник, 3-е — среда и т. д.

Какое сегодня число?

Найти сегодняшнее число среди других листиков. Найти также вчерашнее и завтрашнее числа.

Пятница, 13-е

Совет

Пятница, 13-е считается почему-то мистическим днем. Сколько раз в году 13-е число выпадает на пятницу? Отыщите все листики с таким днем. Аналогично можете выбрать остальные листки, совпадающие не только по числу, но и по дню недели.

Четные и нечетные

В быту многие расписания строятся ориентируясь на четные и нечетные числа месяца. Если ребенок знаком с понятием четные и нечетные числа, предложите ему выбрать, например, все четные вторники в году. Или все нечетные субботы. Ребенка младше можно попросить просто выбрать определенный день недели с числами 2, 4, 6, 8,10.

Каждый второй четверг месяца

Попросите ребенка выбрать все листики с определенным днем определенной по счету в месяце недели, например: каждую третью среду каждого месяца или каждый второй четверг.

Цветик-семицветик

Посмотрите вместе с ребенком, какого цвета число на воскресном дне в календаре? Красного. Красным цветом во всех календарях обозначают выходные и праздничные дни. Итак, воскресенье в календаре красного цвета. Пофантазируйте с ребенком, какого цвета другие дни недели.

Склейте из цветной бумаги цветок — цветик-семицветик с разноцветными семью лепестками, каждый из которых будет определенным днем недели: воскресенье — красным, понедельник — оранжевым, и т. д. Напишите на каждом лепестке название соответствующего в вашей игре дня недели. У вас получиться цветок- календарь.

Отрывайте каждый день по лепестку, и неделя пролетит незаметно.

Для большой группы детей можно организовать коллективные игры с листками календаря: всем играющим прикалывают на грудь листки календаря, которые заранее подбирают так, чтобы дети могли выполнить следующие задания:

Игра 1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели — вторников, четвергов и т. д. Числа не имеют значения. Побеждает та команда, которая соберется первой.

Игра 2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (число и месяц значения не имеют). Побеждает команда, которая соберется первой.

Игра 3. Найти вчерашний день. Например, участник с листком «третье февраля» ищет «второе февраля». Побеждает тот, кто нашел пару первым.

Дни и месяцы с мячом

Поиграйте с ребенком в мяч, перебрасывая его друг другу и называя на каждую передачу по порядку дни недели, месяцы. Ребенок может играть самостоятельно, подбрасывая мяч вверх или отбивая его об пол — главное на каждый удар или бросок правильно и без запинки называть дни недели или месяцы.

Времена года

Перечитайте вместе с малышом сказку Маршака «12 месяцев». Напомните ему о том, что каждый новый год начинается 1 января, в году 12 месяцев и четыре времени года: зима, весна, лето, осень, и 12 месяцев разделяют соответственно временам года: три зимних, три весенних три летних и три осенних.

Обратите внимание

Предложите ребенку 4 разных цветных картинки с изображением зимы, весны, лета и осени. Пусть он разложит листки календаря по три стопки-месяца на каждую картинку.

Называйте малышу месяцы не по порядку, а он пусть выбирает и поднимает картинку, изображающую время года, к которому относится месяц.

Зайка

Для игры понадобятся 4 картинки следующего содержания:

1. заяц-беляк зимой на снегу,

2. заяц на льдине во время весеннего половодья,

3. заяц-русак на летней поляне в траве;

4. заяц в осеннем лесу во время линьки.

Предложите малышу ответить на вопросы, что изображено на картинках, как и почему меняется окраска зайчика в разные времена года? Составьте маленький рассказ по картинкам о жизни зайки в разные времена года.

Что нам нужно?

Вам понадобятся четыре красочных картинки или фотографии, на которых четыре разных времени года и предметные картинки относящиеся к каждому сезону.

Предложите малышу разложить предметные картинки по сезонам к каждой фотографии: чем мы пользуемся и что нам нужно в разные времена года.

Предметные картинки следующие: коньки, лыжи, пальто, валенки, варежки, зонтик, резиновые сапоги, плащ, скворечник, мимозы, куртка, бумажный кораблик, солнечные очки, ласты, купальник, гамак, сачок, калоши. Попросите ребенка объяснить, для чего нужна та или иная вещь.

Рассказ о временах года

Составьте вместе с ребенком четыре рассказика о временах года, отвечая на следующие вопросы.

Сколько всего времен года? В каком порядке они следуют друг за другом? Как мы узнаем о смене времени года? Как изменяется погода? Какие природные явления мы наблюдаем? Что происходит с растениями: деревьями, цветами, травой, плодами? Как ведут себя животные в дикой природе? Какие краски в природе преобладают? Какие изменения происходят в жизни людей? Как мы одеваемся? Что мы делаем на улице? Как проводим время? В какие игры играем? Какие праздники отмечаем? Запишите рассказики, составленные ребенком. Пусть он проиллюстрирует их собственными рисунками.

Пять слов на тему

Важно

Пусть ребенок подберет к каждому времени года по пять слов, связанных с ним на следующие темы: одежда, погода, явления природы, прогулка.

Чаще беседуйте с ребенком на тему, какое время суток сейчас, какая погода, чем отличается зимний день от летнего или осеннее утро от весеннего. Обсуждайте явления природы и перемены в окружающем мире, связанные с настоящим временем года.

Развивающие игры в картинках для детей 6-7 лет

Задания по обучению грамоте для детей в картинках

Развивающие задания для дошкольников

Игры на развитие ориентировки в пространстве для дошкольников

Развивающие задания для детей 4, 5, 6 лет

Источник: https://razdeti.ru/razvivayuschie-igry-dlja-detei/igry-na-izuchenie-vremeni-dlja-doshkolnikov.html

Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени

Игра предназначена для детей 4 – 7 лет.

Дидактическая игра  для дошкольников  на изучение времени «Веселые гномики»

Автор: Столь Оксана Владимировна, воспитатель МАДОУ №203, г. Кемерово

Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.

Оборудование: пособие изготовлено из  кофейных баночек, обклеены  цветной бумагой, колпачки для гномов связаны крючком.

— Кто первым приходит в дом недели?

— Понедельник красный гном в красный цвет покрасил дом, ели гномы помидоры и болтали всякий вздор.

— Второй в дом недели приходит Вторник. В этот день все вокруг стало оранжевым все вдруг. Ели гномы на обед семь оранжевых конфет.

— Третий в дом недели приходит Среда. Этот гном любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый  цвет есть  в яйце, в цыпленке, в  масле, что лежит в масленке, в  каждом спелом колоске,  в солнце, в сыре и в песке.

— Четвертый в дом недели приходит Четверг. Это гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.

— Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.

Читайте также:  День защитника отечества. история праздника для детей кратко

— Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее.  Синие, синие васильки  необыкновенной красоты.

— Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый  цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они  довольны  и счастливы.

— Мы с вами знаем, что гномы каждый день сменяют друг друга по очереди. И никогда не путаются, потому что у них есть специальные часы. Эти часы цветные. Как вы думаете, на какой части часов должна стоять стрелка сегодня, во вторник? (на оранжевой) Переставляем стрелку на часах гномов.

Варианты игр для закрепления знаний дней недели

Первый вариант.

 «Какого гномика не стало».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.

Второй вариант.

Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.

Третий вариант.

Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет

Развивающие задания на логику для детей 4-5 лет

Дидактическая игра для детей 5-7 лет. В стране здоровья

Задания на внимание для детей 4-5 лет в картинках

Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет

Источник: https://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/didakticheskaja-igra-dlja-doshkolnikov-formirovanie-predstavlenii-o-vremeni.html

Дидактические игры «Ориентировка во времени»

Дидактические игры «Ориентировка во времени».

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность.

Материалы: разрезные картинки, песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек.

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь). Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов. Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:«Петушок»

Просыпайтесь, звери, птицы!

Распушил он хвост блестящий

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

  • Ежедневно в семь утра
  • Я трещу
  • — Вставать пора! (будильник)
  • Живет в резной избушке
  • Веселая кукушка.
  • Она кукует каждый час
  • И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
  • «12 месяцев»
  • Цель: закрепить понятие о месяцах.
  • Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
  • Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
  • «Назови пропущенное слово»
  • Цель: закрепить знания о днях недели, частях суток.
  • Материал. Мяч.
  • Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
  • — Солнышко светит днем, а луна . . .
  • — Утром я пришла на работу, а вернулась домой . . .
  • — Если вчера была пятница, то сегодня . . .
  • — Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .
  • Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
  • «День и ночь» или «Когда это бывает»
  • Цель: закрепить знания о частях суток.
  • Материал: модель суток, картинки.
  • Содержание. Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
  • «Когда это бывает?»
  • Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
  • Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь.
  • «А что потом?»
  • Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
  • Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
  • Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
  • Воспитатель начинает: «Вы утром проснулись. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику»«А потом?» Передает камешек другому ребенку.
  • Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — ночной сон.
  • «Назови скорей»
  • Цель: формирование знаний о днях недели.
  • Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
  • «Игра с полосками»
  • Цель: учить пользоваться словами «до» и «после».
  • Содержание. В. говорит: «Возьмите карточку и сосчитайте, сколько на ней полосок? На третью полоску положите 6 кружков. Какое число идет до 6? На какую полоску надо положить 5 кружков и почему? Какое число идет после 6? На какую полоску надо положить 7 кружков и почему? Какое самое большое число на вашей карточке? (самое маленькое). Теперь мы знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа, а все числа, которые идут после этого числа, больше него».
  • «Какой сегодня день»
  • Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.
  • Содержание. В. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.
  • «Вчера-сегодня»
  • Цель: развивать чувство времени у детей.
  • Ход игры: Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
  • « Путешествие в страну часов»
  • Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины.
  • Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов.
  • Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы…..
  • «Времена года»
  • Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
  • Материалы: модель времена года.
  • Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
  • Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
  • Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
  • «Составь неделю»
  • Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.
  • Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.
  • Ход игры: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т.д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
  • Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и т.д. Игра повторяется 2-3 раза.
  • После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.
  • В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.
  • «Не ошибись».
  • Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
  • Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.
  • Ориентировка в пространстве
  • «Поможем Элли вернуться домой»
  • Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение
  • Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.
  • Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой.
  • Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет). Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием). Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно.
  • «Рисуем дорожку к участку»
  • Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Читайте также:  Стихи для дошкольников

Источник: https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-ighry-oriientirovka-vo-vriemieni.html

Игры и игровые упражнения для знакомства детей с днями недели

Автор: Александрова Любовь Александровна

 МАДОУ « Детский сад комбинированного вида « Радуга»

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей с  днями недели

                                                                                 Составила: Воспитатель

                                                                                                 Александрова Л.А

                                                    г.Югорск

       Дети должны понимать вопрос: «Какой сегодня день недели?». Объясните, что понедельник — первый день недели, вторник — второй день недели, среда — третий день, середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый день, суббота — шестой день, воскресенье — седьмой.

  Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке — от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели.

Например: «Сегодня понедельник, а какой день был вчера?» — «Воскресенье». — «Давай еще раз вспомним, какой сегодня день». — «Понедельник». — «А какой день будет завтра?» — «Вторник». Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра.

Например: «Завтра я пойду в гости» и т.д.

1. «Живая неделя».

Цифры от 1 до 7 перемешиваются и  раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я − понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

— Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.

— Назови все выходные дни.

— Отгадай загадку  и т. д.

Загадки:

Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний −

Появляется передний.

                        (Дни недели)

Есть семь братьев,

Годами равные,

Именами разные.

                          (Дни недели)

Усложнённый вариант:На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку, по сигналу берут цифры со стола. Воспитатель предлагает им построиться «от вторника до вторника».  «Недели» выстраиваются по порядку одна напротив другой. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

— Среда, назови своих «соседей».

— Пятница, какой день недели перед тобой?

— Суббота, какой день недели после тебя?

— Понедельник, между какими днями недели ты находишься? И т. д.

Дети возвращают карточки на столы,  и игра продолжается.

2 .«Назови дни недели».

Дети встают  в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя любой день недели. Например:

−Пятница. Назови следующий день недели. (Или назови предыдущий день недели.)

Совет

Ребёнок называет день недели и бросает мяч обратно воспитателю. Воспитатель  называет следующий  день недели и т. д.

Можно предложить назвать все дни недели по порядку. Дети бросают мяч друг другу.

Воспитатель называет число в пределах семи и бросает мяч ребёнку, тот называет соответственно день недели.

Упражнение «Домик дней»

Цель — закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».

Задания:

— Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)

— Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)

— Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он  поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).

Педагог читает детям стихотворение  и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

Дни недели

Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:

Цель – дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.

Материал: часы «Дни недели» с  цифрами 1-7.

Ход игры: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня  переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий  день недели.

Задания:

1. Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.

(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.

В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)

2. Педагог называет  день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

«Разноцветная неделька»

Цель — закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.

Материал: разноцветные круги,  цифры от 1 до 7.

Ход игры:  Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.

Обратите внимание

Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.

Игра «Живая неделя»

Цель — закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.

Материал: картинки- гномики в одежде разного цвета.

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я — понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я — вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.

Задания:

1. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.

2. Педагог просит детей назвать имена гномиков:

 — Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.

«Неделька, стройся»

Цель — закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: цифры 1-7.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….).

Задания:

1. Педагог просит выйти  день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.

2. Педагог просит выйти  день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.

3. Педагог просит выйти  дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель — закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: мяч.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог  бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

Варианты вопросов:

 Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

Важно

Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

Игра-задание «Незнайкина неделя»

Цель — закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: кукла или картинка «Незнайка».

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка.

 Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день веселья…Потом среда – но это ерунда.. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?

Дети исправляют ошибки Незнайки.

Дни недели

При знакомстве детей с днями недели важно объяснить, что каждый день недели

имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запомнили название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько

недель, обозначая кружочками каждый день. Необходимо было рассказать детям о

том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету:

понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день,

среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

После беседы предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности (при этом использовалась наглядная модель часов недели).

Дети должны понимать вопрос «Какой сегодня день недели?».

Объясните, что понедельник — первый день недели,

вторник — второй день недели,

среда — третий день, середина недели,

четверг — четвертый день,

пятница — пятый день,

суббота — шестой день,

воскресенье — седьмой.

Всего в неделе семь дней.

 Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его

назвать дни недели в обратном порядке — от воскресенья до понедельника.

Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели.

Например: «Сегодня понедельник, а какой день был вчера?» — «Воскресенье».

— «Давай еще раз вспомним, какой сегодня день». — «Понедельник». —

«А какой день будет завтра?» -«Вторник». Спросите ребенка,

что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра.

Например: «Завтра я пойду в гости» и т.д. Объясните слова рано, поздно:

«Летом солнышко встает рано и заходит поздно».

Слова всегда и никогда также объясните на примерах:

 «Летом листочки на деревьях всегда зеленые»,

«Я всегда чищу зубы перед сном», «Корова никогда не ест мяса»,

«Собаки никогда не летают».(Задайте вопрос: «Почему?») 

Объясните ребенку слова долго и быстро.

Например:

«Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро».

 Придумайте свои примеры со всеми этими словами.

Игра «Живая неделя»

Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку.

 Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: 

«Я – понедельник. Какой день следующий?» 

Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?»

Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки.

 Они могут быть самые

разные: например, назвать день, который находится между вторником и четвергом,

пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назвать все

выходные дни недели. Назвать дни недели, в которые люди трудятся.

Усложнение игры может быть в том, чтобы играющие построились

от любого дня недели, например от вторника до

вторника.

Игра «Веселая неделя»

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга.

Он бросает мяч кому-нибудь из детей и просит назвать дни недели.

Ребенок должен назвать дни недели при этом подбрасывать

 мяч вверх на каждый день недели. При выполнении задания или затруднении,

ребенок передает мяч следующему ребенку, который должен

продолжить правильную последовательность.

Игра «Неделька стройся!»

Вызываются семь детей, каждому из них выдается кружок,

который по цвету соответствует определенному дню недели.

По команде «Неделька стройся!», дети должны быстро построиться по порядку,

начиная с понедельника.

Игра «Каждый гномик найди свой домик»

Раскладываются семь кругов. Дети в колпачках гномиков недели ищут

каждый свой домик.

Времена года

Для усвоения времен года используется модель часов времени года

и различные игры

Источник: https://solncesvet.ru/igryi-i-igrovyie-uprazhneniya-dlya-znakoms/

Ссылка на основную публикацию