Подвижные игры в подготовительной группе детского сада, картотека с целями, пример конспекта занятия
Для ребёнка играть так же естественно, как дышать. Игра обучает, развивает, поднимает настроение, а подвижные игры — укрепляют здоровье и формируют тело.
Воспитанники подготовительной группы детского сада (6–7 лет) уже способны самостоятельно организовывать подвижные игры и выбирают их в соответствии со своими интересами.
Задача воспитателя — направить присущее детям желание двигаться в правильное русло, чтобы подвижные забавы приносили только пользу.
Организация подвижных игр в подготовительной группе детского сада
Игра для дошкольника — одна из важнейших составляющих жизни. Игра помогает общаться со сверстниками, обучает, поднимает настроение, даёт возможность самоутвердиться и проявить свои таланты. Подвижная игра способствует физическому, умственному и нравственному развитию.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Боргуль А. В.
https://borgul.ru/2016/11/podvizhnye-igry-v-podgotovitelnoj-gruppe.html
Двигательная активность необходима детям дошкольного возраста для усиления физиологических процессов, протекающих в организме, улучшения работы всех внутренних органов. Развитие двигательной моторики влияет на развитие интеллектуальных способностей, памяти, речи.
Командные игры, которые чаще проводятся для детей старших возрастных групп, способствуют возникновению чувства взаимопомощи во время проведения забавы, развивают дружеские отношения между сверстниками.
Дух соревнования формирует волевые качества личности: смелость, решительность, желание добиваться успеха.
Подвижные игры повышают настроение детей и способствуют оздоровлению организма
Задачи проведения подвижных игр с воспитанниками подготовительной группы:
- Укрепление здоровья детей.
- Закрепление и совершенствование у ребят навыков основных видов движений, развитие физических качеств.
- Стимулирование детей добиваться высоких личных результатов, заботиться об общекомандном результате, проявлять взаимопомощь.
- Формирование навыка точного выполнения правил игры, что способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности.
- Воспитание волевых качеств, упорства в достижении цели.
Требования к организации подвижных игр
Для обеспечения положительного влияния физической активности на здоровье ребёнка, организация занятий производится с учётом требований Министерства Здравоохранения. Требования СанПин по организации физической активности детей 6–7 лет:
- Общая продолжительность двигательной активности дошкольников подготовительной группы в неделю составляет от 6 до 8 часов в зависимости от времени года и психофизиологических особенностей детей.
- Физкультурные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю длительностью 30 минут.
- Одно из занятий в неделю обязательно проводится на свежем воздухе, остальные — в зависимости от погодных условий (обязательно наличие у детей спортивной одежды).
Для определения двигательной насыщенности занятия вводится понятие моторной плотности. Моторная плотность занятия — это отношения времени, когда ребёнок двигался к общей продолжительности занятия. Для закрытых помещений этот показатель должен быть не менее 70%, для открытого воздуха — больше 80%.
При работе с детьми 6–7 лет воспитателю следует учитывать ряд моментов:
- Дети старшего дошкольного возраста способны воспроизводить усложнённые движения, они обладают лучшей координацией. В игре перед ними можно ставить задачи, связанные с изменением игровой ситуации или с переключением вида деятельности.
- Дети старшей и подготовительной групп нравственно и психологически готовы к играм, содержащим элементы соревновательности. У них начинает проявляться чувство ответственности за команду и результат игры. Поэтому такие игры необходимо проводить с детьми повсеместно. Но организовать игру нужно так, чтобы в пары (или тройки) соревнующихся попадали дети, имеющие примерно одинаковый уровень физического развития. Недопустимо, чтобы кто-то из детей получил психологическую травму из-за того, что подвёл команду.
- Организуя подвижные игры в подготовительной группе, воспитатель акцентирует внимание на необходимости точного и правильного выполнения движения. А также необходимо включать игры, развивающие умение быстро ориентироваться в пространстве или требующие от детей принятия самостоятельного решения.Подвижные игры способствуют развитию умения быстро ориентироваться в пространстве
- Педагог может предложить детям придумать новый вариант старой игры, усложнить её или добавить другие изменения. Желательно, чтобы дети самостоятельно распределяли роли в сюжетных играх. Эти приёмы повысят мотивацию воспитанников к игре и будут способствовать формированию творческой активности дошкольников.
- При подготовке к игре каждому участнику необходимо чётко объяснить его задачу, чтобы ребёнок мог не только вжиться в воображаемую роль, но и сумел творчески подойти к ней при изменении игровой ситуации.
- При организации игр педагог следит, чтобы каждый ребёнок принимал участие в активной двигательной деятельности.
На каких занятиях проводятся подвижные игры
Организованные формы физической активности детей могут включать:
- утреннюю гимнастику,
- физкультурные занятия в помещении и на воздухе,
- физкультурные минутки в рамках занятий,
- подвижные игры,
- спортивные упражнения,
- ритмическую гимнастику,
- занятия на тренажёрах.
Подвижные игры могут являться частью любой организованной формы физической активности.
Для повышения мотивации детей к участию их могут включать в проведение занятий познавательной деятельности (физкультурные минутки), утреннюю гимнастику, праздники и досуговую деятельность, прогулки на территории детского сада, уроки физической культуры. Проведение игр входит в ежедневный план работы воспитателя и является неотъемлемой её частью.
При проведении физкультурных праздников и досугов в ДОУ воспитанники приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные упражнения, при этом ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, что позволяет им двигаться свободно.
Участие в народных праздниках позволяет ребятам и подвигаться, и приобщиться к родной культуре
Подвижные игры можно проводить в разные режимные периоды дня. Продолжительность групповых, организованных педагогом подвижных игр, до 10 минут.
Утром перед завтраком можно предоставить детям самим выбрать подвижную игру и организовать её так, чтобы она плавно перешла в утреннюю гимнастику.
Утром педагогу также удобнее провести несколько упражнений с отстающими в координации движений детьми (игра в мяч, прыжки со скакалкой, игра с кольцебросом). После завтрака рекомендуется проводить игры средней подвижности.
Для проведения физкультурных минуток подбирают несколько простых упражнений, не требующих большого перемещения по помещению группы. Дети могут выполнять их, сидя за столами, стоя в проходах или около стола воспитателя. Такие занятия могут включать: наклоны, повороты туловища, повороты и наклоны головы, упражнения для рук, гимнастику для кистей и пальцев.
Виды подвижных игр старших дошкольников
Существуют разные способы классификации подвижных игр:
- По возрасту детей.
- По степени подвижности ребёнка в игре:
- игры малой подвижности;Игра малой подвижности «Запрещённое движение» развивает у детей моторную память и внимательность
- средней подвижности;
- большой подвижности.
- По видам движений:
- игры с прыжками;
- игры с бегом;
- игры на равновесие;
- игры с мячом;
- игры с лазаньем;
- игры с метанием.Примеры такого вида забав для подготовительной группы можно найти в «Картотеке подвижных игр» Т. Закировой.
- По содержанию:
- подвижные игры с правилами (сюжетные, бессюжетные, условные игры и игровые упражнения);
- спортивные игры;
- народные игры.
Какой бы ни была подвижная игра, она должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников
Таблица: классификация игр по степени подвижности
Проведение подвижной игры в подготовительной группе детского сада
Подбирая подвижную игру, педагог руководствуется программными учебно-воспитательными задачами. Кроме того, каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект в каждом конкретном случае.
Педагог решает задачу не только по развитию у детей навыков основных движений (ходьба, бег, метание, лазание), но и формирует личностные качества воспитанников, такие как дисциплинированность, ответственность, коммуникабельность, развивает внимательность и воображение, умение быстро ориентироваться, самостоятельно принимать решения.
Определить, какие именно воспитательные задачи решаются в игре, можно ориентируясь на её сценарий и набор требуемых физических действий.
На протяжении всей игры необходимо поддерживать к ней интерес воспитанников, в этом педагогу может помочь обыгрывание разнообразных атрибутов. Объяснение правил игры должно быть кратким, понятным, эмоциональным.
Интересные атрибуты и оборудование всегда привлекают внимание детей
Самое дорогое у человека — это движение.
И. П. Павлов
Таблица: картотека подвижных игр в подготовительной группе
С подборками подвижных игр для детей подготовительной группы можно ознакомиться в работах Коноваловой Г. Г. «Картотека подвижных игр» и Коротеевой О. В. «Подвижные игры в подготовительной группе».
Временной план игры
Продолжительность занятия в подготовительной группе с организованной двигательной активностью составляет 30 минут. Такое занятие имеет следующую структуру:
- Организационный момент. Мотивация детей к участию в игре — 3–5 минут.
- Объяснение правил игры — 2 минуты.
- Закрепление правил устным опросом — 2 минуты.
- Организация игровой деятельности (во время игры воспитатель следит за выполнением правил, за безопасностью детей, контролирует величину физической нагрузки) — 20 минут.
- Подведение итогов — 1–2 минуты.
При подведении итогов игры дети отмечают, что им понравилось, а что — нет
Таблица: примеры конспектов проведения подвижных игр
Видео: подвижная игра «Гуси-лебеди»
Видео: подвижная игра «Извилистая дорожка»
Анализ проведения подвижной игры в подготовительной группе
Организация подвижных игр с детьми — важная составляющая воспитательного процесса. Умение проанализировать игровую ситуацию поможет воспитателю скорректировать свою работу в данном направлении. При проведении анализа рассматриваются следующие аспекты организации игры:
- Время начала игры.
- Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей.
- Количество участников.
- Кто является инициатором игры.
- Мотивация детей к игре.
- Объяснение новой игры воспитателем (повторение правил знакомой игры).
- Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил.
- Распределение ролей в игре.
- Уровень выполнения детьми движений в игре.
- Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость).
- Выполнение этических норм поведения во время игры.
- Присутствие отрицательных качеств.
- Роль воспитателя.
- Окончание игры, подведение итогов.
- Количество повторений, длительность игры.
Педагог оценивает уровень выполнения дошкольниками движений в процессе игры
Педагог формулирует выводы, при необходимости обращается за рекомендациями. С целью повышения эффективности образовательного процесса по организации и проведению подвижных игр в ДОУ проводятся контрольные проверки, по результатам которых заполняются специальные карты оценки.
Таблица: карта оценки организации и проведения подвижных игр
Всем известна одна из проблем современного общества — излишнее увлечение молодёжи компьютерными играми. Нарицательным стал образ геймера — бледного молодого человека с плохой фигурой или страдающего ожирением.
Просиживание свободного времени за экраном компьютера не только наносит вред здоровью, но и не даёт молодым людям научиться личностному общению, что, в свою очередь, ведёт к развитию синдрома одиночества, психологическим проблемам.
Наиболее приемлемый выход — прививать подрастающему поколению желание вести здоровый образ жизни, заботиться о физическом здоровье. И начинается эта работа в самом раннем детстве. Я живу в деревне и мне уже за пятьдесят.
Имея достаточно большой жизненный стаж, невольно отмечаешь разницу в поведении поколений.
Если в своём детстве мы уходили с улицы только для того, чтобы поесть, и тут же бежали обратно для продолжения игр со своими друзьями, то сейчас даже в каникулярное время на улице довольно редко встретишь играющих детей. И я была очень тронута, когда этим летом услышала под окном игру «Штандер-стоп», забытую, но опять возродившуюся в детских развлечениях. Хочется сказать: «Мы научим детей жить по-новому, быть здоровыми и счастливыми. Нужно только над этим работать».
Научить ребёнка вести здоровый образ жизни, следить за физической формой, получать удовольствие от умения хорошо двигаться — одна из задач системы образования.
Самые первые навыки закладываются в детском саду, поэтому большинство ребят подготовительной группы уже могут точно и правильно выполнять физические упражнения.
Воспитатель должен помочь каждому ребёнку приобрести уверенность в своих силах, сформировать потребность в подвижных упражнениях, привить любовь к спортивным играм.
Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/podvizhnyie-igryi-v-podgotovitelnoy-gruppe.html
Картотека подвижных игр Подготовительная группа
Подвижные игры осеннего периода. Подготовительная группа.
Название игры | Цели игры |
«Самолеты» | Формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу. |
«Ловишки» | Развивать увертливость, ловкость, быстроту. |
«Совушка» | Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге. |
«Найди свой цвет» | Формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание. |
«Перелет птиц» | Развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии. |
«Ловишки с ленточкой» | Развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную. |
«Удочка» | Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
«Успей выбежать» | Развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. |
«Хитрая лиса» | Развитие ловкости, быстроты, координации, воспитание честности, творческого воображения, умение себя вести в коллективе товарищей. |
«Стой» | Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
Подвижные игры зимнего периода.
Название игры | Цели игры |
«Мороз красный нос» | Прививать умение выполнять характерные движения. Учить детей играть по правилам, быть выносливыми. |
«Карусель» | Закреплять умения согласовывать свои действия с текстом. Развивать ловкость и координацию движений. |
«Охотники и зайцы» | Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость, скорость и ориентирования в пространстве. |
«Два мороза» | Прививать умение выполнять характерные движения. Учить детей играть по правилам, быть выносливыми. |
«Подбери пару» | Развивать логическое мышление, учить играть коллективом. |
«Белые медведи» | Упражнять в беге с преодолением препятствий, воспитывать решительность, способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника. |
«Горелки» | Развивать выразительность движений и быстроту реакций на согласованность действий. |
«Ловля обезьян» | Развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Упражнять в лазании, в беге. |
«Ловишки с мячом» | Развивать внимание, ловкость, быстроту в движениях. |
«Не будите медведя» | Учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки. |
Подвижные игры весеннего периода.
Название игры | Цели игры |
«Леший» | Развитие ловкости, координации движений. Развитие навыков общения. |
«Гуси-лебеди» | Развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями. |
«Мы – веселые ребята» | Развивать ловкость, быстроту движения, учить действовать по сигналу, вызвать желание играть в эту игру. |
«Караси и щуки» | Развивать у детей быстроту реакции, ловкость, приучать действовать по сигналу, следить за соблюдением правил игры. |
«Не упади» | Упражнять в беге по гимнастической скамейке, стремиться выполнить задание быстро, победить. |
«Охотники и утки» | Развивать быстроту, ловкость, меткость, действовать по сигналу. |
«Встречные перебежки» | Упражнять детей в беге, развивать ловкость, быстроту. |
«Точно в цель» | Упражнять в метании правой и левой рукой в цель, развивать ловкость, глазомер, стремиться выполнить упражнение правильно и быстро. |
«Сквозь стенку» | Упражнять в пролезание через лестничный пролет гимнастической стенки, формировать личную ответственность за результат команды. |
«Серсо» | Развивать меткость в метании, учить попадать точно в цель. |
Подвижные игры летнего периода.
Название игры | Цели игры |
«Пустое место» | Развивать ловкость и быстроту в беге наперегонки с водящим. |
«Горелки» | Развивать выразительность движений и быстроту реакций на согласованность действий. |
«Воротца» | Развитие ловкости и быстроты реакции. |
«Поезд» | Формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем, не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу. |
«Мышеловка» | Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание. |
«Удочка» | Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
«Салки с ленточкой» | Развивать выразительность движений и быстроту реакций на согласованность действий. |
«Не оставайся на земле» | Развивать ловкость, быстроту, увертливость; играть, соблюдая правила. |
«У медведя во бору» | Закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом. |
«Лиса и куры» | Развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве. |
© , 2019
Источник: https://sundekor.ru/referat/kursovaya/kartoteka-podvizhnykh-igr-podgotovitelnaia-gruppa/
Картотека «Подвижных игр» в подготовительной группе
«Горелки»
Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Ход игры:
Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три – беги!»
С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой — слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.
Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.
Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.
«Ловишки» (с ленточками)
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Ход игры:
Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.
2 вариант
Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.
«Мороз – красный нос»
Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Ход игры:
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:
«Я мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»
Дети отвечают хором:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.
2 вариант.
Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:
Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос.
Два мороза удалые, Кто из вас решится
Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?
После ответа:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.
«Коршун и наседка»
Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.
Ход игры:
В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна.
По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой.
Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.
2 вариант.
Если детей много можно играть двумя группами.
«Краски»
Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.
Ход игры:
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
-Тук! Тук!
-Кто там?
-Покупатель.
-Зачем пришёл?
— За краской.
-За какой?
-За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски.
Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.
2 вариант.
Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.
«Быстро возьми»
Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» — каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется
2 вариант.
Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы. Предметов может быть меньше на 3-4.
«Чья колонна скорее построится?»
Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т.д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет.
В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях.
По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.
2 вариант.
Воспитатель даёт сигнал: «Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.
«Совушка»
Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.
Ход игры:
Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
2 вариант.
Выбирается две совы. Принимать интересные позы.
«Пятнашки»
Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.
2 вариант.
Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.
«Перемена мест»
Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.
Ход игры:
Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12м), и расходятся на ширину вытянутых рук.
По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу.
Побеждает команда сделавшая это быстрее.
2 вариант.
Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.
Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/kartoteka-quot-podvizhnyh-igr-quot-v-podgotovitelnoy-gruppe-845963
Картотека подвижных игр для детей 6–7 лет
Картотека подвижных игр для детей 6–7 лет
Игра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети познают предметы и их свойства, окружающее пространство. В игре дети получают полезную информацию о разных сторонах жизни, моделируют поведение взрослых.
Наибольшей частью детских игр являются подвижные игры. Подвижные игры развивают основные движения детей: бег, ходьбу, различные виды прыжков.
Они способствуют развитию координации движений, внимательности, сообразительности, быстроты реакций.
Подвижные игры малой интенсивности
Пять шагов
Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в за-висимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием.
! Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, рыб, птиц и т. д.
Мяч соседу
Цель игры: закреплять быструю передачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, — по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется.
! Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.
Воротца
Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.
Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.
! Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.
Запрещённое движение
Цель игры: развивать моторную память.
Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков.
! Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.
Зеркало
Цель игры: воспитывать артистичность и выразительность движений.
Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.
! Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.
У кого мяч?
Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3 – 4 раза.
! Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.
Фантазёры
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.). Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пы-таются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый интересный образ.
! Каждый игрок старается придумать свою фигуру.
Повтори наоборот
Цель игры: развивать пространственную координацию.
Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперёд – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки.
Летает – не летает
Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз.
! Можно построить игроков в шеренгу или в круг.
Эхо
Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.
Игроки принимают и. п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог про-износит короткие предложения, а де-ти отвечают, как эхо протягивая последнее слово. Например, педагог го-ворит «Кто там?», а дети отвечают «Та-а-ам».
! В игру можно включить дыхательные упражнения или звуковую гимнастику.
Подвижные игры средней интенсивности
Приветики
Цель игры: развивать танцевальные движения, медленный бег врассыпную.
Под спокойную музыку дети медленно бегают врассыпную или выполняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается – играющие должны поприветствовать друг друга в парах необычным способом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и т. д. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обрывается; каждый ребёнок выбирает себе пару, чтобы поздороваться.
Игра проводится 5 – 6 мин.
Сбей грушу
Цель игры: упражнять в равновесии, бросках мяча, метании.
Игроки делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперёк зала. Игроки второй команды – «метатели» берут по одному мячу и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5 – 6 м от скамейки.
По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5 – 6 раз. Выигрывает команда, сбившая больше «груш» (подсчитывается общее количество сбитых «груш»).
! Сбитым считается тот игрок- «груша», в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.
Озорные гномы
Цель игры: развивать быстроту реакций.
Дети выстраиваются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 – 8 м, в середине зала стоит ведущий – «волшебник». Дети, к которым он находится лицом, не двигаются, другие выполняют разные движения. Водящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шеренге. Игра проводится 2 – 3 мин.
Слушай – танцуй
Цель игры: развивать танцевальные движения, быстроту реакций.
Дети двигаются под музыку. Музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подбирается музыка разная по ритму.
! Во время движения дети не должны задевать друг друга.
День и ночь
Цель игры: обучать детей умению бросать и ловить мяч.
У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» — замереть в той позе, в которой застала ночь.
Игра проводится 3 – 4 мин.
Дракон
Цель игры: развивать бег с увёртыванием, прыжки.
Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый – это «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова» старается достать до «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны.
Если «голова» поймала «хвост», то «голова» становится «хвостом», а следующий игрок «головой». Если «дракон» расцепился, значит он погиб.
Назна-чаются новые «голова» и «хвост».
Смелый охотник
Цель игры: развивать умение ползать и бегать.
Из детей выбирается смелый охотник, он находится за линией. На расстоянии 6 – 8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник выходит из своего дома, за-ходит в лес и, медленно обходя драконов, считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охотника.
Большая черепаха
Цель игры: развивать координацию движений, умение ползать.
Группа из 2 – 6 детей встаёт на четвереньки под большим «черепашьим панцирем» и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении. В качестве панциря используется гимнастический мат или что подскажет фантазия из подручных материалов: большой лист картона или пластика, одеяло, брезент, матрас.
У ребят порядок строгий
Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизованность и внимание.
Игроки строятся в 3 – 4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.
Горячая картошка
Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победите-ля.
! При передаче мяч не бросать; уронившие мяч выбывают из игры
Кто внимательный?
Цель игры: воспитывать внимание и организованность.
Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются са-
мые внимательные игроки.
! Сигналы подаются в разной последовательности, после каждого сиг-нала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать и другие упражнения.
Ручейки и озёра
Цель игры: учить детей бегать и выполнять перестроения.
Дети стоят в 2-3 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озёра.
Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Быстро шагай
Цель игры: улучшать быстроту реакции на сигнал.
Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на другой – водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша.
Водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на последнем слове останавливаются. Водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад.
Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечёт линию финиша, становится водящим.
! Нельзя бежать – шагать быстро.
Переправа на плотах
Цель игры: развивать равновесие.
Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой ( «на берегу», в руках у направляющего по 2 резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладёт один коврик перед собой на пол, и на него быстро становятся 2-4 человека (в зависимости от размера коврика).
Затем направляющий кладёт на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, пе-редавая первый коврик дальше. И т. д.
вся группа переправляется через «ре-ку» на противоположный «берег», где участники остаются за чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следу
Подвижные игры высокой интенсивности
Караси и щука
Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков.
По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятнает. Пойманные караси временно вы-бывают из игры. Игра повторяется с другой щукой.
По окончании игры отмечается лучший водящий.
! Карасям нельзя трогать камешки руками.
Линеечка
Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.
! Строиться только в своей команде, очерёдность в шеренге значения не имеет.
Охотники и утки
Цель игры: воспитывать ловкость.
Игроки- «утки» находятся на площадке. 2 водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у одного из них в руках мяч.
Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра длится 1, 5-2 мин.
, затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.
! Мяч бросать в спину или ноги игрокам.
Части тела
Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность.
Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.
! Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «рука-нос» и др.
Совушка
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки (жучки, паучки, мышки, бабочки) находятся на площадке, водящий – «совушка» сидит в гнезде.
Со словами «День наступает – всё оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия.
Со словами «Ночь наступает – всё замирает!» дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились.
! Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.
Рыбаки и рыбки
Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.
Игроки- «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.
Плетень
Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются в разных направлениях, а по команде «Плетень!» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее построится.
! Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать.
Снежная королева
Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.
Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и за-пятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.
Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/13904-kartoteka-podvizhnyh-igr-dlya-deteiy-let.html