Стихи на тему: этикет для детей 6-7 лет

Подборка стихов на тему «Что такое этикет?»

Что такое ЭТИКЕТ?

Что такое этикет –Знать должны мы с детских лет.Это – нормы поведения:Как ходить на День рождения?Как знакомиться? Как есть?Как звонить? Как встать? Как сесть?Как здороваться со взрослым?Много разных есть вопросов.И на них даёт ответ 

Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

Что такое этикет?

Что такое этикет?

Это можно,Это нет…Этикет, как этикеткаИ хорошая отметка,Но не только в дневнике,У людей на языке…Очень просто жить культурно.Все прекрасно,

Что не дурно.

(А. Степанов)

Урок вежливостиМедведя лет пяти-шестиУчили, как себя вести :– В гостях, медведь,нельзя реветь,Нельзя грубить и чванится.Знакомым надо кланяться,Снимать пред ними шляпу,Не наступать на лапу, И не ловить зубами блох,И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,А кто зевает всласть,Тот должен лапой прикрыватьРазинутую пасть.Послушен будь, и вежлив будь,И уступай прохожим путь,А старость уважай.

И бабушку-медведицуВ туман и гололедицуДо дома провожай!Так Мишку лет пяти-шестиУчили, как себя вести…Хоть с виду стал он вежливым,Остался он медвежливым.Он кланялся соседям –Лисицам и медведям,Знакомым место уступал,Снимал пред ними шляпу,А незнакомым наступалВсей пяткою на лапу.

Совал, куда не надо нос,Топтал траву и мял овёс.Наваливался брюхомНа публику в метроИ старикам, старухамГрозил сломать ребро.Медведя лет пяти-шестиУчили, как себя вестиНо, видно, воспитателиНапрасно время тратили!(С. Маршак)


Приветствия 

Для прощания и встречиМного есть различных слов:»Добрый день!» и «Добрый вечер!»,»До свиданья!», «Будь здоров!»,»Я вас рада видеть очень»,»Мы не виделись сто лет»,»Как дела?», «Спокойной ночи»,»Всем пока», «Прощай», «Привет»,»Буду рад вас видеть снова»,»Не прощаюсь!», «До утра!»,»Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!».

(А. Усачёв)

Доброе утроПридумано кем-тоПросто и мудроПри встрече здороваться:— Доброе утро!— Доброе утро! —Солнцу и птицам.— Доброе утро! —Улыбчивым лицам.И каждый становитсяДобрым, доверчивым…Пусть доброе утро

Длится до вечера.

(Н. Красильников)

ПрощаниеНам желают:Доброго пути!Будет легчеЕхать и идти.Приведет, конечно,Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

(А. Кондратьев)

Мужское приветствие

Распевают в честь женщины гимныИ устраивают салют…Но важнее, если мужчиныДля приветствия дамы – встают!Можно женщину встретить цветамиИли даже ударить в тамтам…Но важнее, если мы с вами

Будем стоя приветствовать дам!(А. Усачёв)

О рукопожатии

 С детских лет должны мы знатьДревнюю науку:Первым должен подаватьСтарший младшим руку.Женщины – мужчинам,Девочки – мальчишкам…Но при этом рукуНе трясите слишком!И хочу совет я датьИ большим, и детям:Нужно чисто отмывать

Руки перед этим.

***Если ж кто-то стал тонуть,Или стонет в яме…Можно руку протянуть,Первым руку протянуть

Старшему и даме!

(А. Усачёв)
 

Главное правило вежливостиУ Змея ГорынычаТри голоВЫ –И нужно к немуОбращаться на ВЫ. Тяни-Толкай С двумя голоВАМИ:На ВЫ его зватьМы обязаны с ВАМИ.И только одна головаУ соВЫ.Но надо и к нейОбращаться на ВЫ.

Обратите внимание

На ВЫ обращаться Советую ВАМИ к людям, и к птицам, К тюленям и льВАМ!Но есть господа, Что полны простотыИ знают одно обращение: ТЫ.Они незнакомы С просТЫми слоВАМИ.С такими слоВАМИКак ВЫ, ВАС и ВАМИ.Подобны их головыТЫкВАМ! И лезут они с громким «ТЫ» к ВАМ…

Но ВЫ даже к нимОбращайтесь на ВЫ…Поскольку их много на свете,

УВЫ!

(А. Усачёв)

Рано или поздно

 Кто приходит в гости поздно –Поступает несерьёзно.Исчезают со стола И халва, и пастила.Достаются только костиТем, кто поздно прибыл в гости!Кто приходит в гости рано,Поступает тоже странно…

На хозяине – халат,Или в доме вовсе спят.И глядят, как на барана,На того, кто прибыл рано.Приходить старайтесь в гостиТочно в названный вам час.Или – рано или поздно –

В гости звать не станут вас!(А.

Усачёв)

Незваная компания

 На День рождения пингвинПозвал пингвина-друга.А друг явился не один –Привёз он маму с юга…А на хвосте пришла жена,Причём явилась не одна:Её подруга с мужемПришли на званый ужин.Ещё привёз на вечер другДетей различных десять штук…

Был довод очень веским –Оставить дома не с кем!Ввалился чей-то брат с женой:Что делать дома в выходной?!Привёл соседку с внучкойИ с бультерьером Жучкой.Гостей набилось столько в дом,Что раскололась льдина…

И наш хозяин в дом потом

Не приглашал пингвина.

(А. Усачёв)

Пугало Наряжалось пугалоВ нашем огороде:Одевалось пугалоПо последней моде.Новая тельняшкаИ обрывок майки,Да пёстрая рубашкаТорчит из-под фуфайки.

Под трусами краснымиВидны штаны с лампасами,А поверх жилетаДва галстука надето.Одна нога – в калоше,Другая носит валенок,Да кепочка в горошекНа голову напялена.И одето здорово!И обуто круто!Только не зовут егоВ гости почему-то.

Обзывают пугалоЧучелом в народе…Хоть одето пугало

По последней моде!

(А. Усачёв)

Если вы собрались в гости…

Если вы собрались в гости,А собака – у ворот,Колбасы собаке бросьте,Или с сыром бутерброд.Киньте ей сардельку в миску,Можно свежую сосиску,После парочки котлетПредложите ей паштет.Подложите псу тушёнку,Ножку курицы, печёнку,Наконец кидайте фарш И в ворота смело – марш!А собака зарычала –Начинайте всё сначала:

Если вы собрались в гости…

(А. Усачёв)

Приглашение улиткеПослал я приглашения:»Сегодня, ровно в шесть,С ужасным нетерпениемВас жду на День рождения…Пирог клубничный есть!».Друзья явились точно в срок:Был съеден праздничный пирогИ выпиты напитки.

Пришли жираф и носорог,Влетели сразу семь сорок…Лишь не было улитки.Она вползла через три дняС букетом незабудок:»Мой друг! Прошу простить меня –Я шла к вам трое суток…И вам вручить букет спешу.

Спасибо! До свидания!Но в следующий раз прошу

Позвать меня ЗАРАНЕЕ!».

(А. Усачёв)

Кот и собака

Как-то позвал в День рожденья АнтонВитьку с собакойИ Катьку с котом.Сесть не успели гости за стол,Как разговор всем знакомый пошёл…Пёс зарычал: «Ненавижу котов!Я их гонять днём и ночью готов».Кот прошипел: «Презираю овчарок…Тоже мне, в гости явился, подарок!».

Фыркнули разом – и тут же сцепились:Блюдца упали, чашки разбились,Ваза с цветами летит со стола…Но и вода их разлить не могла.В общем, нескучно прошёл День рожденья:Гости стирали с одежды вареньеИ с потолка соскребали салат…

Бедный хозяин! А кто виноват?Можно звать в гостиКомпанию всякую,Только не вместе

Кошку с собакою!

(А. Усачёв)

Незнакомые насекомые

К Божьей коровке пришли насекомыеМежду собою не очень знакомые.Шмель рядом с Мухой уселся неловко –Их не представила Божья коровка.Рад поболтать бы Кузнечик с Жуком,Только Кузнечик с Жуком незнаком.В полном молчанье уселись на лавкиДве малолетние Стрекозявки.Рядом пристроился мрачный Сверчок,Выпил нектару стакан – и молчок.

Пышно хозяйка уставила стол,Но разговор у букашек не шёл:Молча все гости напились, наелись,И разошлись, расползлись, разлетелись.Очень неловко бывает общаться,Если не знаешь, как обращаться!*** Вы сильно устали иль самую малость –Советую вам при гостях не зевать:Усталость, зевалость, и засыпалостьХозяин воспитанный должен скрывать.

Гостям, безусловно, покажется странным,Когда он начнёт обниматься с диваномИ вдруг захрапит среди мягких подушек,Забыв про любимых друзей и подружек.Гостей проводи. А тогда уж – в кровать…И можешь зевать, и зевать, и зевать!***Если хозяин гостей уважает,Значит, хозяин гостей провожает:Кого-то – до двери, Кого – до дороги…

Но не прощайтесь ни с кем на пороге!Это не правило этикета,

А просто такая дурная примета.(А. Усачёв)

Каменный цветок
 

Богата хозяйка Медной горы:В покоях её золотые ковры,Хрустальные люстры, алмазные арки…Какие, представьте, нужны ей подарки,Если у этой хозяйки гораПолна малахита и серебра?!Всё было богатой хозяйке не мило.

Но в гости пришёл бедный мастер Данила:С поклоном явившись в роскошный чертог,Вручил малахитовый скромный цветок. Был встречен по-царски юноша бедный,Хотя он принёс не алмазный букет.История эта стала легендой…

Такие творит чудеса этикет!***Надеюсь, читатель умный поймёт:Подарок и другу, и мамеДороже не тот, что дороже… А тот, 

Что сделан своими руками!

(А. Усачёв)
 

Если вам не нравится подарокЕсли вам не нравится подарок,Постарайтесь громко не орать:» Я не собираю больше марокИ не собираюсь собирать!»Или, получив в подарок книгу,Воздержитесь на весь дом вопить:» Я ее читать не буду…

Важно

Фигу!Не могли компьютер мне купить?»» Я не стану пить из этой чашки!»,» Не надену я такой рубашки!»,»Ты зачем мне куклу покупал?..Где ты эту гадость откопал?»Пусть вам не понравится подарок,Может, не красив он и не ярок,И обманет ваши ожидания…

Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ!(А. Усачев)

Людоед и этикет

Учит крошку-людоедаПапа-людоед:Если хочешь съесть соседа –Вспомни этикет.Не кидайся, как на кость,На гостей в квартире:Если в дом заходит гость –Улыбайся шире!Пусть соседу будет стоИли стукнет десять,Помоги им снять пальтоИ на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!Есть в прихожей – ни за что!Людоед здоровыйКушает в столовой.И запомни с юных лет,Что вещают предки:Нет обеда, если нетНа столе салфетки.И красиво не забудь Разложить приборы,А не то про нас пойдутСлухи, разговоры.На обед придут бомжиИли королева..

.Ножик справа положи,Ну а вилку слева.Это твёрдо изучи.Ну а где же ложка?И на папу не рычи…Повторяю, крошка:Что в тарелке ни лежит –Яд или отрава –Вилку слева положи,Нож и ложку справа.Вот теперь ты можешь сестьИ прилично гостя съесть…

Чтобы быть упитанным,

Нужно быть воспитанным!

(А. Усачёв)

Морская история

Мальчик ВолодяВ гостях заскучал:Стул под собоюКачал и качал.Он представлял,Что он храбрый моряк…Плыл он по морюИ с палубы – бряк.Скажем точнее – со стула свалился:Ну и компотом при этом облился.Вот что случилось с маленьким Вовой.Случай, конечно, это не новый:Такое и с волком морским приключается,

Если он долго на стуле качается!

(А. Усачёв)

Про девочку, которая сосёт палец

Неземная красота,

Выньте палец изо рта!

Девочки и мальчики,

Не сосите пальчики.

Дорогие детки,

Пальцы – не конфетки.

(Э. Успенский)

Не перебивай!

Дед Мороз пришёл к нам в сад.Дед Мороз позвал ребят.Борода бела, как вата,И с подарками мешок.Дед Мороз сказал: – Ребята!Ну-ка, кто прочтёт стишок?Мы в саду стихи учили:Я учил, и брат учил.Мы немедленно вскочили –Я вскочил, и он вскочил.– Уронили мишку на пол!– Раз, два, три, четыре, пять…

– Оторвали мишке лапу.– Вышел зайчик погулять.– Вдруг охотник выбегает,– Всё равно его не брошу,– Прямо в зайчика стреляет,– Потому что он хороший!И покуда мы читалиЭти грустные стихи,Все ребята хохотали:– Ха-ха-ха и хи-хи-хи.А у дедушки от смехаОтвалилась борода.Так от нас он и уехал.

Вот какая ерунда!

(А. Усачёв)

Случай на лестнице

На бал шагал маркиз одинФамилии известной.Шагал, конечно, не один,А с дамою прелестной. Он гордо перед ней шагал,Расталкивая слуг.И тут у милой дамы вдругОтклеился каблук.И неприятнейший сюрпризКаблук поднёс прелестнице:Она катилась сверху внизПо длинной-длинной лестнице.

– Мадам, куда? – кричал маркиз,За дамою сбегая вниз…

Но, оказавшись рядом,Был встречен злобным взглядом:– Вы недостойный кавалер!Какого чёрта радиВы впереди шагали, сэр,А не шагали сзади?Кто от паденья дамуНе может удержать,Тот недостоин дамуНа бал сопровождать!Краснея помидоромИ нос повесив вниз,Был вынужден с позором

Уехать прочь маркиз.

(А. Усачёв)

О вреде шарканья

Древние людиВели себя умно,Так как повсюдуХодили бесшумно.А если б шумелиОни при ходьбе,Оленя в лесу Не добыли себе.И мамонт от них убежал бы,И лось –И вымереть с голоду 

Людям пришлось!

(А. Усачёв)

Чудесное слово

Папа разбилДрагоценную вазу.Бабушка с мамойНахмурились сразу.Но папа нашелся;Взглянул им в глаза,И робко и тихо«Простите» — сказал.И мама молчит, улыбается даже.— Мы купим другую,Есть лучше в продаже…«Простите!»Казалось бы,Что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

(В. Юсупов)

Главное правилоБывают игры с пешками,Бывают игры с шашками,С бочонками и кеглями,Мячами и пятнашками.Бывают игры с фишками,Бывают игры с клюшками,Ракетками и всякимиДругими финтифлюшками.Бывают игры разные,А правило одно.Должно быть это правилоВо всем соблюдено:ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ,ВРЕДНИЧАТЬИ ТОПАТЬ НОГАМИ,

ЕСЛИ ПРОИГРАЛ!

(Г. Дядина)

ГостеприимствоВстаньте с этого дивана,А не то там будет яма.Не ходите по ковру –Вы протрете в нем дыру.И не трогайте кровать -Простынь можете помять.И не надо шкаф мой трогать –У вас слишком острый коготь.И не надо книги брать –Их вы можете порвать.И не стойте на пути…Ах, не лучше ль вам уйти?(О. Григорьев)

Источник: https://infourok.ru/podborka-stihov-na-temu-chto-takoe-etiket-1162908.html

Занятие на тему «речевой этикет» для детей 5-7 лет — ВашПедагог

1)Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Оборудование: презентация по теме занятия

Ход занятия:

— Успокоились, выпрямили спинки. Мы уже взрослые солидные дети. Поприветствовали наших гостей. Мы рады вам. Рассаживаемся. Мы начинаем наше занятие.

2. Обсуждение темы занятия.

.- Сегодня нам предстоит очень важная беседа. Наш кружок называется… Предполагается, что в этом возрасте вы уже владеете речью, а наша задача на занятиях ее развивать. -Но что же такое речь? Для чего она нужна человеку?

— Да, речь это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями, чувствами, усваивают новую информацию, новые знания.

Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Владение словом- инструментом общения, мышления- это первооснова интеллекта. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель(слайд 2)

— Как вы понимаете эти слова? Что значит приятная речь?

— Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных, грубых слов.

-Итак, как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?

-Правильно, а чтобы ваша речь стала именно такой, мы и будем знакомиться с речевым этикетом. А этикет-это… (слайд 3) Это правила, установленный порядок поведения и общения. Если человек соблюдает правила общения, то речь становиться его другом и помощником. Когда? ( перечисляем) Но может стать и врагом, если… (слайд 4)

  1. Упражнение в умении здороваться.

— Ребята, а с чего начинается общение людей, любая встреча? (с приветствия)

— Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты был здоров».

-С чего начинается каждый наш день, урок? Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его. (слайд 5)

— А как нужно здороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире»?( использовать мимику, интонацию, глядя в глаза человеку)

Обсуждение ситуаций. Попробуем разыграть небольшие ситуации.( 2-3 варианта приветствий)

А) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?

Б) Можно ли вместо здравствуйте говорить привет? В каких ситуациях?

— Когда мы обсуждали эти ситуации, мы пользовались определёнными правилами. Какими?

Читайте также:  Конспект нод по математике в детском саду в старшей группе на тему: порядковый счет и цифры

4. Наблюдение за красотой, выразительностью родной речи.

— Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например, С. Есенина (слайд6) Его стихи красивы, музыкальны. Послушайте(или прочитайте) (слайд 7)

— Перечитайте последние 4 строчки.(слайд 8) Какую картину ты себе представляешь?

— Как автору удаётся изобразить песенку ручья?

-А у кого из сказочных героев речь сравнивали с журчанием реченьки?

— Перечитайте название темы занятия. (слайд 9) Почему в названии есть слово ручеёк?

— Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?

— Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток. А чтобы речь человека текла плавно, нужно не засорять её мусором ненужных, бессмысленных слов, которые портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк.

5. Но сначала поиграем в игру с тем же названием. Игра «Ручеек».

6. Упражнения в выборе лексики.

Обсуждение ситуаций. Разыгрывание сценок.

— Чем недоволен Коля?

— Замечает ли Лёня в своей речи лишние слова?

— Как их называют? Почему?

— Какой вывод можно сделать?

— Чем изобилует речь деда?( он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)

— Известны ли вам обидные, грубые выражения?

— Приятно ли их слышать в свой адрес? А другим?

— Какой же совет следует из ваших рассуждений?

— А какие слова не помешают, а украсят нашу речь?… (слайд 10)

Задание: договори недостающие слова в рифму.

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

— Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова …..

А слово то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была:

На меня он, торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова ……

А слово то какое – очень дорогое!

Дед про внучку говорил:

— Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба.

Ну сказала бы …..

Слово-то какое – очень дорогое!

7. Физкульт.минутка. Игра «Добрые слова».

8. Тест – выбор правильного ответа. (слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16)

Взаимопроверка. Вручение медалей.

9. Работа над звукопроизношением

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.

— О какой каше идёт речь? Прямое или переносное значение? (каша – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

— Что значит чисто говорить? ( чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, не спотыкаться на трудных звуковых сочетаниях, не комкать концы слов, не проглатывать звуки)

Рассказ учителя о Демосфене(слайд 17)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор-тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным(то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи.

По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднения, которые он сам себе устроил,- камешки во рту- заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо.

Совет

Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

— Зачем я рассказала вам эту историю?

— Верно. Чтобы научиться чисто говорить, необходимо тренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). Внимание! Объявляется конкурс скороговорок! (слайд 18, 19)

Вручение призов.

10. Упражнение в выразительности речи.

Задание: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием. (слайд 20)

А) спрашиваете, чтобы уточнить, сколько времени осталось до каникул

Б) спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные дни

В) радуетесь

Г) грустите, что долго не увидитесь с ребятами, учителем

— Какой совет вы бы хотели дать человеку, который хочет стать хорошим собеседником? (упражняйтесь в правильном и выразительном произношении)

11. Обобщение знаний.

— Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека?

Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? (слайд 21)

— Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство.

Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы.

Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.

В заключении звучит стихотворение И.А. Бунина «Слово» (слайд22)

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у них другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Источник:

 Цель:  Формирование  навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)

Задачи

Образовательные :

.  Учить  детей употреблять различные формулы  этикетных выражений.

  • Знакомить детей с правилами культурного поведения.
  • Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

Развивающие:

  • Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитательные:

  • Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

Актуальность

 Речевой этикетэто правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И. Формановская).

Культурно-речевое воспитание детей -дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить,… там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.

Обратите внимание

       Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

  Соблюдение речевого этикета помогает ребёнку  строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

   Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека.   Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку.    Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др.

Источник: https://65-school.ru/metodiki/zanyatie-na-temu-rechevoj-etiket-dlya-detej-5-7-let.html

Стихи о вежливости для детей

Здравствуйте, дорогие читатели!

Мы поговорили о том, как можно наших детей научить правилам вежливости. Сегодня продолжу эту тему и предложу прочитать детям стихи о вежливости, а также отгадать загадки.

Правила поведения ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее.

А стихи о вежливости станут хорошим помощником. А также помогут детям в воспитании художественного вкуса.

 Стихи должны быть красочными, хорошо запоминаться. Наглядный пример-стихотворение Самуила Маршака »Урок вежливости», где на примере медвежонка объясняются правила поведения и как их надо всегда соблюдать.

В стихах есть рифмы, которые быстро и ненавязчиво запоминаются детьми. Ребенок учит правила поведения легко и весело.

Сейчас есть много разных, красочных книг, которые помогут родителям в воспитании детей  . Ребенок не всегда понимает, зачем говорить вежливые слова. Тут на помощь придут герои стихов, сказок, мультфильмов и образно покажут, зачем надо быть вежливым.

Стихи надо не только читать, но и поговорить с малышом, обсудить прочитанное, правильно ли поступил тот или иной герой книжки. Только так можно понять, что понял малыш.Задавайте ему вопросы по прочитанному.

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я »здравствуйте » первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово »спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все »до свидания»

Друг другу всегда говорим,

»Пожалуйста»-если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым-обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

С. Маршак. »Урок  вежливости’‘

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

— В гостях, медведь, нельзя реветь.

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь

А старых уважай.

И бабушку медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с  виду  стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро.

А старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели,

Напрасно время тратили!

Вот такой забавный стишок есть у Самуила Маршака о вежливости.

Загадки

Предложите своим детям загадки-пусть они закончат фразу.

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…(добрый день)

Друг другу на прощание

Мы скажем…(до свидания)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее…(извинить).

До чего ж оно красиво

Слово доброе…(спасибо).

Когда виноваты,сказать спешите

»Прошу вас, пожалуйста-( извините).

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …(не перебивай).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…( спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(простите , пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания).

Пословицы и поговорки

Учись добру-плохое на ум не пойдет.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрые слова дороже богатства.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Книги, которые можно прочитать детям

Хочу предложить список книг, которые буде полезно прочитать малышам, чтобы они лучше усвоили правила поведения. Читайте, учите стихи, беседуйте, играйте с детьми.

»Мойдодыр» К .И. Чуковского;

»Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского;

русская народная сказка  »Лиса и журавль»;

»Ежели вы вежливы» С. Маршака;

»Правила поведения для детей» О. Журавлева;

»Волшебное слово» В. Осеевой;

» Уроки вежливости» А. Усачева.

Игры

Поиграйте с малышами в игру »Эхо». Расскажите, что такое эхо. Пусть мама произносит слова, а ребенок за вами повторяет. например, мама здоровается, малыш повторяет, мама извиняется-малыш повторяет.

Игра »Учим волшебные слова»’.

Обязательно расскажите ребенку, что означают вежливые слова, что люди в разных странах по-разному друг друга приветствуют, и на всех языках есть такие волшебные слова.

Выучите волшебные слова, которые близки по смыслу-»Здравствуйте», »Добрый день», » До свидания», » До скорой встречи».

Важно

Для младших дошкольников родители-самые близкие люди, которым он доверяет.Если ребенок еще не понимает, зачем надо здороваться, просто объясните ему.

Читайте сказки, стихи, посмотрите вместе интересный мультфильм, ребенок усвоит правила этикета быстрее на примерах. Не надо надеяться, что этому научат в детском саду, бабушка или няня.

Только сами родители своим личным примером могут научить своего малыша. И не скупитесь на похвалу!

Памятка для родителей

» Как помочь стать вежливым».

  • Стремитесь в своей речи употреблять вежливые слова. Помните вы- пример для своих детей.
  • Убедите своих родных, окружающих вашего ребенка, что вежливые слова-это норма.
  • Расскажите ребенку о силе »волшебных слов.»
  • Всегда здоровайтесь и прощайтесь с ребенком.
  • И не забудьте, обучая малыша, будьте сами вежливы!

Приятных вам уроков вежливости!

Читаем еще:

1. Стихи об осени

2. Забавные стихи для детей

3. Осенние загадки

4. Загадки для школьников

Пишите комментарии, принимайте участие в конкурсе комментаторов. Делитесь информацией с друзьями, нажимайте на кнопочки соц. сетей.

С уважением, Ольга.

Источник: http://deti-i-vnuki.ru/stihi-o-vezhlivosti-dlya-detey/

Мама и малыш

В дополнении к статье Как научить ребенка вежливости предлагаю Вам вместе с ребенком почитать стихи про вежливые слова. Стихи быстро и легко запоминаются, поэтому обучение пройдет легко и весело. В процессе чтения стихов нужно говорить с ребенком, обсуждать прочитанное.

Утром улыбку я маме дарю.

Доброе утро! — всегда говорю.

***

Мне говорить совсем не лень

Своим знакомым: «Добрый день!»

А вечером при встрече

Скажу я: «Добрый вечер».

***

Я Настю знаю с малых лет,

Ей весело скажу: «Привет!»

***

«Здравствуйте» — это волшебное слово

Людям дарите снова и снова!

***

Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините».

***

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» —
Станет бабушка счастливой!
***
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

***

Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
***
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
***
Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –

Скажем мы ему «Спасибо».

***
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
***
«Приятного аппетита!» —
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.

Читайте также:  Воскобойников «максим емельянович твердохлеб» читать

***
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
***
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
***
«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.

***
Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «пожалуйста» скажи,
Будете играть с ней вы.
***
Мишка зайчику — сосед,
Скажет он ему «Привет».
Пригласит зайчонка в гости —
Не опаздывать попросит.
***
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».

***
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
***
Кошечка чихнула снова,
Скажем мы ей: «Будь здорова.
Выздоравливай скорей.
Больше, киска, не болей!».

***
Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «Браво!» не забудут!
***
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,

На здоровье угощайтесь!».

***

Зайчик прыгает на ножке.
Больно заиньке немножко.
Наступил ему на лапку

Медвежонок косолапый.

-Не хотел, прости, дружок!
Съешь с малиной пирожок!

***

Кошки свинок в гости звали,
День рождения справляли.
Поросята приходили,

Поздороваться забыли.

Не сказали на прощанье
Ни «пока», ни «до свиданья»,
Насорили, натоптали.

Больше их не приглашали.

***

Воробей играл в песочек
И нашел «ничей» совочек.
Тут мышонок прибежал:

-Я совочек потерял!

Знает честный воробей-
Вещь не может быть «ничьей».
-Вот совочек, получай,

Только больше не теряй!

***

Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра

Значит слово здравствуй – говорить пора.

***

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»

Друг другу всегда говорим,

«Пожалуйста»-если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым-обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

***

Вот проснулись утром зайки,
Чистят зубы на лужайке,
Увидали двух котят:

«С добрым утром»,-говорят.

Мишка тихо просит пчёлку:
«Убери свою иголку,
Дай, пожалуйста, мне мёду,

Но чуть-чуть, не всю колоду! »

«Простите, пожалуйста, —
Просит котёнок, —
Я сегодня измазался,

Как поросёнок.

Извините, если я вам
Наступил на лапу.
Дело в том, что я медведь

Очень косолапый. »

Мишка в гости к нам пришёл,
Вытер лапы, в дом зашёл,
Громко «здравствуйте» сказал,

Всем здоровья пожелал.

Ел я кашу, пил компот,
Стал огромным мой живот.
Говорю я поварам:

«За обед спасибо вам. »

Серый зайка сел в трамвай:
«Будь любезен, передай
На билеты две монеты,

Для меня один и Светы. »

«Пчхи»,-сказал котёнок-крошка.
«Будь здоров, — сказала кошка. —
На меня ты не чихай,

Нос свой лапкой прикрывай. »

Тихий вечер наступает.
Надо лечь в кровать и спать.
Не забыл зайчишка умный

«Доброй ночи» всем сказать.

***

— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

ПОЖАЛУЙСТА

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его “ Пожалуйста ”.

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

СПАСИБО!

Как жалко, что недели

Так медленно летят!

И что, родившись, дети

Не сразу говорят!

А то бы только-только

Я маму увидал,

Как тут же бы, как сразу

«Спасибо!» ей сказал.

За то, что я родился!

За то, что я живой!

За то, что вместе с папой

Идём сейчас домой!

За то, что дверь откроем

И знаем наперёд,

Что мама напевает

И нас к обеду ждет!

(М.Яснова)

СПАСИБО

В ответ на привет

Не молчит он, как рыба.

В ответ на привет

Произносит — спасибо!

Билет на футбол

Вы ему принесли бы,

За это — спасибо,

Спасибо, спасибо!

А если б его

От контрольной спасли бы,

За это — спасибо,

Сто тысяч спасибо!

А если б за ним

Прибежали ребята,

На помощь кому-то

Позвали куда-то?

Ну что ж! И тогда б

Не молчал он, как рыба,

Сказал бы в ответ:

«Удружили! Спасибо!»

(А. Барто)

Ежели вы вежливы…

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи

Вы место без протеста

Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.

В душе, а не для виду

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы

То всех благодарите

И мячика у маленьких

Без спросу не берите!

(С. Маршак)

 УРОК ВЕЖЛИВОСТИ

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

— В гостях, медведь, нельзя реветь.

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь

А старых уважай.

И бабушку медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с  виду  стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям-

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро.

А старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели,

Напрасно время тратили!

(С. Маршак) 

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

С добрым утром!- я кричу.

Добрый день! –кричу я вслед

Всем идущим на обед!

«Добрый вечер!” — так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

(О. Дриз)

ПРИВЕТСТВИЯ

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!».

(А. Усачёв)

Доброе утро

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро

Длится до вечера.

(Н. Красильников)

Главное правило вежливости

У Змея Горыныча
Три голоВЫ –
И нужно к нему

Обращаться на ВЫ.

Тяни-Толкай
С двумя голоВАМИ:
На ВЫ его звать

Мы обязаны с ВАМИ.

И только одна голова
У соВЫ.
Но надо и к ней

Обращаться на ВЫ.

На ВЫ обращаться
Советую ВАМ
И к людям, и к птицам,

К тюленям и льВАМ!

Но есть господа,
Что полны простоты
И знают одно обращение:

ТЫ.

Они незнакомы
С просТЫми слоВАМИ.
С такими слоВАМИ

Как ВЫ, ВАС и ВАМИ.

Подобны их головы
ТЫкВАМ!
И лезут они с громким

«ТЫ» к ВАМ…

Но ВЫ даже к ним
Обращайтесь на ВЫ…
Поскольку их много на свете,

УВЫ!

(А. Усачёв)

Чудесное слово

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

(В. Юсупов)

КЛЯТВА

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.

Клянемся добрыми мы быть.

Вежливые слова

В огороде возле грядки
Бегали в траве цыплятки.
Индюшонка повстречали-

Хором «здравствуйте» сказали.

Белка с ежиком играла,
Вечером ему сказала:
До свиданья! мне пора.

Завтра встретимся с утра.

Пчелы мишку угощали:
В бочку меда наливали.
Мишка пчел благодарил,

Им «спасибо» говорил.

Еж морковку зайцу дал
Зайка ежику сказал:
За морковь благодарю

И в ответ вам гриб дарю.

У ворот щенок лежал,
Дачный домик охранял.
Мимо кошка пробежала

«Здравствуйте» ему сказала.

-До свиданья, попугай!
Ты к нам снова прилетай!
Будем семечки клевать

И за бабочкой летать.

В огороде два козленка
Угощали поросенка:
Вот капуста, не стесняйся!

На здоровье! угощайся!

Утром заяц сел на пень
И сказал всем «добрый день!
-С добрым утром, милый мой,-

Ухнул филин за спиной.

(В. Лиходед)

Вежливое слово

Театр открывается!
К началу всё готовится!
Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой

Притащился чуть живой…

— Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет

В каком ряду?

— Мне — поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!

Ну, пойду.

Говорит овечка:
— Мне — одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —

Доброе словечко.

Утка:
— Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! —
И достала утка

Доброе утро.

А олень:
— Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё

ПОЖАЛУЙСТА! —

Говорит Дворовый Пёс:
— Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОРОВО —

Вежливое слово.

— Вежливое слово?
Нет у вас другого?

Вижу
В вашей пасти
ЗДРАСТЕ.

А  ЗДОРОВО бросьте! Бросьте!

— Бросил! Бросил!
— Просим! Просим!

Нам билетов —
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, Лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ

Вам приносим.

И вдруг
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Петухов,
Барсуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавив хвосты и лапы,

Стукнул Зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!
— Ваше вежливое слово?
— У меня такого нет.
— Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
— Мне — билет!
— Нет и нет.

— Мне — билет!

— Нет и нет,
не стучите — мой ответ.
Не рычите — мой совет.
Не стучите, не рычите,

До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,

И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,

И вздохнула:

— Ах, слова какие были!
И не мы ли

Их забыли?

Совет

ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
их давно уж съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА…
ПРОСТИ…
Я могла бы их спасти!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?
Это слово
Золотое.
Это слово
Залатаю! —
Живо-живо
Положила
Две заплатки…

Всё в порядке!

Раз-два!
все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До СВИДАНЬЯ,
До СКАКАНЬЯ
И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…

И десяток про запас.

— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются

За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ

И кассир даёт билеты —
Не один, а целых три!

—С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты —

Не один, а целых пять.

— ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру /Во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-очень—

Очень вежливый Медведь!»

— БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!

— Славный парень!
— Я стараюсь.

— Вот какая умница!

Вот идёт Медведица!
И она волнуется,

И от счастья светится!

— Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,

Даже нам не верится!

— Почему не верится? —
Говорит Медведица. —
Мой сыночек — молодец!

До свидания!

(Э. Мошковская)

Волшебные слова

Извини,
Пожалуйста,
Прости
И разреши.
Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.

Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –

Волшебные слова.

(М. Танич)

Невежливая вежливость

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
— С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
— Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косынку;
— Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
— Ты, – вожатый закричал, —
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:

Читайте также:  Агрессивное поведение у детей

Разве был невежлив он?!

(И. Кульская)

Похожее

Источник: http://mshishova.ru/stixi-pro-vezhlivye-slova/

Уроки Совы Филиновны

Что такое ЭТИКЕТ? 

Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться?  Как есть? Как звонить?  Как встать?  Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ 

Этот самый этикет.

А. Усачёв

Что такое этикет?

Это можно, Это нет… Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, У людей на языке… Очень просто жить культурно. Все прекрасно,

Что не дурно.

А. Степанов

Урок вежливости  Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести : – В гостях, медведь, нельзя реветь, Нельзя грубить и чванится. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу,  И не ловить зубами блох, И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь, А старость уважай.

И бабушку-медведицу В туман и гололедицу До дома провожай! Так Мишку лет пяти-шести Учили, как себя вести… Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым. Он кланялся соседям – Лисицам и медведям, Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу, А незнакомым наступал Всей пяткою на лапу.

Совал, куда не надо нос, Топтал траву и мял овёс. Наваливался брюхом На публику в метро И старикам, старухам Грозил сломать ребро. Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили!

С. Маршак

Приветствия 

Для прощания и встречи Много есть различных слов: «Добрый день!» и «Добрый вечер!», «До свиданья!», «Будь здоров!», «Я вас рада видеть очень», «Мы не виделись сто лет», «Как дела?», «Спокойной ночи», «Всем пока», «Прощай», «Привет», «Буду рад вас видеть снова», «Не прощаюсь!», «До утра!», «Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!».

А. Усачёв

Обратите внимание

Доброе утро  Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро! — Доброе утро! — Солнцу и птицам. — Доброе утро! — Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Н. Красильников

Прощание  Нам желают: Доброго пути! Будет легче Ехать и идти. Приведет, конечно, Добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

А. Кондратьев



Мужское приветствие 

Распевают в честь женщины гимны И устраивают салют… Но важнее, если мужчины Для приветствия дамы – встают! Можно женщину встретить цветами Или даже ударить в тамтам… Но важнее, если мы с вами

Будем стоя приветствовать дам!

А. Усачёв

О рукопожатии 

С детских лет должны мы знать Древнюю науку: Первым должен подавать Старший младшим руку. Женщины – мужчинам, Девочки – мальчишкам… Но при этом руку Не трясите слишком! И хочу совет я дать И большим, и детям: Нужно чисто отмывать

Руки перед этим.

*** Если ж кто-то стал тонуть, Или стонет в яме… Можно руку протянуть, Первым руку протянуть

Старшему и даме!

А. Усачёв

Главное правило вежливости  У Змея Горыныча Три голоВЫ – И нужно к нему Обращаться на ВЫ.  Тяни-Толкай  С двумя голоВАМИ: На ВЫ его звать Мы обязаны с ВАМИ. И только одна голова УсоВЫ. Но надо и к ней Обращаться на ВЫ.

На ВЫ обращаться  Советую ВАМ И к людям, и к птицам,  К тюленям и льВАМ! Но есть господа,  Что полны простоты И знают одно обращение:  ТЫ. Они незнакомы  СпросТЫмислоВАМИ. С такими слоВАМИ Как ВЫ, ВАС и ВАМИ. Подобны их головы ТЫкВАМ!  И лезут они с громким  «ТЫ» к ВАМ…

Но ВЫ даже к ним Обращайтесь на ВЫ… Поскольку их много на свете,

УВЫ!

А. Усачёв

Рано или поздно 

Кто приходит в гости поздно – Поступает несерьёзно. Исчезают со стола  И халва, и пастила. Достаются только кости Тем, кто поздно прибыл в гости! Кто приходит в гости рано, Поступает тоже странно…

На хозяине – халат, Или в доме вовсе спят. И глядят, как на барана, На того, кто прибыл рано. Приходить старайтесь в гости Точно в названный вам час.

Или – рано или поздно –

В гости звать не станут вас!

А. Усачёв

 Незваная компания 

Важно

 На День рождения пингвин Позвал пингвина-друга. А друг явился не один – Привёз он маму с юга… А на хвосте пришла жена, Причём явилась не одна: Её подруга с мужем Пришли на званый ужин. Ещё привёз на вечер друг Детей различных десять штук…

Был довод очень веским – Оставить дома не с кем! Ввалился чей-то брат с женой: Что делать дома в выходной?! Привёл соседку с внучкой И с бультерьером Жучкой. Гостей набилось столько в дом, Что раскололась льдина…

И наш хозяин в дом потом

Не приглашал пингвина.

А. Усачёв Пугало   Наряжалось пугало В нашем огороде: Одевалось пугало По последней моде. Новая тельняшка И обрывок майки, Да пёстрая рубашка Торчит из-под фуфайки.

Под трусами красными Видны штаны с лампасами, А поверх жилета Два галстука надето. Одна нога – в калоше, Другая носит валенок, Да кепочка в горошек На голову напялена. И одето здорово! И обуто круто! Только не зовут его В гости почему-то.

Обзывают пугало Чучелом в народе… Хоть одето пугало

По последней моде!

А. Усачёв

Если вы собрались в гости… 

Если вы собрались в гости, А собака – у ворот, Колбасы собаке бросьте, Или с сыром бутерброд. Киньте ей сардельку в миску, Можно свежую сосиску, После парочки котлет Предложите ей паштет. Подложите псу тушёнку, Ножку курицы, печёнку, Наконец кидайте фарш  И в ворота смело – марш! А собака зарычала – Начинайте всё сначала:

Если вы собрались в гости…

А. Усачёв

Приглашение улитке  Послал я приглашения: «Сегодня, ровно в шесть, С ужасным нетерпением Вас жду на День рождения… Пирог клубничный есть!». Друзья явились точно в срок: Был съеден праздничный пирог И выпиты напитки.

Пришли жираф и носорог, Влетели сразу семь сорок… Лишь не было улитки. Она вползла через три дня С букетом незабудок: «Мой друг! Прошу простить меня – Я шла к вам трое суток… И вам вручить букет спешу.

Спасибо! До свидания! Но в следующий раз прошу

Позвать меня ЗАРАНЕЕ!».

А. Усачёв

Кот и собака 

Как-то позвал в День рожденья Антон Витьку с собакой И Катьку с котом. Сесть не успели гости за стол, Как разговор всем знакомый пошёл… Пёс зарычал: «Ненавижу котов! Я их гонять днём и ночью готов». Кот прошипел: «Презираю овчарок… Тоже мне, в гости явился, подарок!».

Фыркнули разом – и тут же сцепились: Блюдца упали, чашки разбились, Ваза с цветами летит со стола… Но и вода их разлить не могла. В общем, нескучно прошёл День рожденья: Гости стирали с одежды варенье И с потолка соскребали салат…

Совет

Бедный хозяин! А кто виноват? Можно звать в гости Компанию всякую, Только не вместе

Кошку с собакою!

А. Усачёв

Незнакомые насекомые 

К Божьей коровке пришли насекомые Между собою не очень знакомые. Шмель рядом с Мухой уселся неловко – Их не представила Божья коровка. Рад поболтать бы Кузнечик с Жуком, Только Кузнечик с Жуком незнаком. В полном молчанье уселись на лавки Две малолетние Стрекозявки. Рядом пристроился мрачный Сверчок, Выпил нектару стакан – и молчок.

Пышно хозяйка уставила стол, Но разговор у букашек не шёл: Молча все гости напились, наелись, И разошлись, расползлись, разлетелись. Очень неловко бывает общаться, Если не знаешь, как обращаться! ***  Вы сильно устали иль самую малость – Советую вам при гостях не зевать: Усталость, зевалость, и засыпалость Хозяин воспитанный должен скрывать.

Гостям, безусловно, покажется странным, Когда он начнёт обниматься с диваном И вдруг захрапит среди мягких подушек, Забыв про любимых друзей и подружек. Гостей проводи. А тогда уж – в кровать… И можешь зевать, и зевать, и зевать! *** Если хозяин гостей уважает, Значит, хозяин гостей провожает: Кого-то – до двери,  Кого – до дороги…

Но не прощайтесь ни с кем на пороге! Это не правило этикета,

А просто такая дурная примета.

А. Усачёв

Богата хозяйка Медной горы: В покоях её золотые ковры, Хрустальные люстры, алмазные арки… Какие, представьте, нужны ей подарки, Если у этой хозяйки гора Полна малахита и серебра?! Всё было богатой хозяйке не мило.

Но в гости пришёл бедный мастер Данила: С поклоном явившись в роскошный чертог, Вручил малахитовый скромный цветок.  Был встречен по-царски юноша бедный, Хотя он принёс не алмазный букет. История эта стала легендой…

Такие творит чудеса этикет! *** Надеюсь, читатель умный поймёт: Подарок и другу, и маме Дороже не тот, что дороже…  А тот, 

Что сделан своими руками!

А. Усачёв
 

Если вам не нравится подарок  Если вам не нравится подарок, Постарайтесь громко не орать: » Я не собираю больше марок И не собираюсь собирать!» Или, получив в подарок книгу, Воздержитесь на весь дом вопить: » Я ее читать не буду…

Обратите внимание

Фигу! Не могли компьютер мне купить?» » Я не стану пить из этой чашки!», » Не надену я такой рубашки!», «Ты зачем мне куклу покупал?.. Где ты эту гадость откопал?» Пусть вам не понравится подарок, Может, не красив он и не ярок, И обманет ваши ожидания…

Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ!

А. Усачев

Людоед и этикет 

Учит крошку-людоеда Папа-людоед: Если хочешь съесть соседа – Вспомни этикет. Не кидайся, как на кость, На гостей в квартире: Если в дом заходит гость – Улыбайся шире! Пусть соседу будет сто Или стукнет десять, Помоги им снять пальто И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто! Есть в прихожей – ни за что! Людоед здоровый Кушает в столовой. И запомни с юных лет, Что вещают предки: Нет обеда, если нет На столе салфетки. И красиво не забудь  Разложить приборы, А не то про нас пойдут Слухи, разговоры.

На обед придут бомжи Или королева… Ножик справа положи, Ну а вилку слева. Это твёрдо изучи. Ну а где же ложка? И на папу не рычи… Повторяю, крошка: Что в тарелке ни лежит – Яд или отрава – Вилку слева положи, Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть И прилично гостя съесть… Чтобы быть упитанным,

Нужно быть воспитанным!

А. Усачёв

Морская история 

Мальчик Володя В гостях заскучал: Стул под собою Качал и качал. Он представлял, Что он храбрый моряк… Плыл он по морю И с палубы – бряк. Скажем точнее – со стула свалился: Ну и компотом при этом облился. Вот что случилось с маленьким Вовой. Случай, конечно, это не новый: Такое и с волком морским приключается,

Если он долго на стуле качается!

А. Усачёв

Про девочку, которая сосёт палец

– Неземная красота,

Выньте палец изо рта!

Девочки и мальчики,

Не сосите пальчики.

Дорогие детки,

Пальцы – не конфетки.

Э. Успенский

Не перебивай! 

Дед Мороз пришёл к нам в сад. Дед Мороз позвал ребят. Борода бела, как вата, И с подарками мешок. Дед Мороз сказал: – Ребята! Ну-ка, кто прочтёт стишок? Мы в саду стихи учили: Я учил, и брат учил. Мы немедленно вскочили – Я вскочил, и он вскочил. – Уронили мишку на пол! – Раз, два, три, четыре, пять…

– Оторвали мишке лапу. – Вышел зайчик погулять. – Вдруг охотник выбегает, – Всё равно его не брошу, – Прямо в зайчика стреляет, – Потому что он хороший! И покуда мы читали Эти грустные стихи, Все ребята хохотали: – Ха-ха-ха и хи-хи-хи. А у дедушки от смеха Отвалилась борода. Так от нас он и уехал.

Вот какая ерунда!

А. Усачёв

Случай на лестнице 

На бал шагал маркиз один Фамилии известной. Шагал, конечно, не один, А с дамою прелестной.  Он гордо перед ней шагал, Расталкивая слуг. И тут у милой дамы вдруг Отклеился каблук. И неприятнейший сюрприз Каблук поднёс прелестнице: Она катилась сверху вниз По длинной-длинной лестнице.

– Мадам, куда? – кричал маркиз, За дамою сбегая вниз…

Но, оказавшись рядом, Был встречен злобным взглядом: – Вы недостойный кавалер! Какого чёрта ради Вы впереди шагали, сэр, А не шагали сзади? Кто от паденья даму Не может удержать, Тот недостоин даму На бал сопровождать! Краснея помидором И нос повесив вниз, Был вынужден с позором

Уехать прочь маркиз.

А. Усачёв

О вреде шарканья 

Важно

Древние люди Вели себя умно, Так как повсюду Ходили бесшумно. А если б шумели Они при ходьбе, Оленя в лесу  Не добыли себе. И мамонт от них убежал бы, И лось – И вымереть с голоду 

Людям пришлось!

А. Усачёв

Чудесное слово 

Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся; Взглянул им в глаза, И робко и тихо «Простите» — сказал. И мама молчит, улыбается даже. — Мы купим другую, Есть лучше в продаже… «Простите!» Казалось бы, Что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

В. Юсупов

Главное правило  Бывают игры с пешками, Бывают игры с шашками, С бочонками и кеглями, Мячами и пятнашками. Бывают игры с фишками, Бывают игры с клюшками, Ракетками и всякими Другими финтифлюшками. Бывают игры разные, А правило одно. Должно быть это правило Во всем соблюдено: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ, ВРЕДНИЧАТЬ И ТОПАТЬ НОГАМИ,

ЕСЛИ ПРОИГРАЛ!

Г. Дядина

Гостеприимство  Встаньте с этого дивана, А не то там будет яма. Не ходите по ковру – Вы протрете в нем дыру. И не трогайте кровать — Простынь можете помять. И не надо шкаф мой трогать – У вас слишком острый коготь. И не надо книги брать – Их вы можете порвать. И не стойте на пути… Ах, не лучше ль вам уйти?

О. Григорьев

Информационный портал рынка недвижимости
Полотенца, Скатерти, Салфетки, Кухонные комплекты

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/etiket-dlya-shkolnikov-v-stikhakh

Ссылка на основную публикацию