Творческие игры для дошкольников 4-5 лет

Картотека игр и упражнений развивающих творческие способности дошкольников

Картотека игр и упражнений,

развивающих творческие способности дошкольников

«Чем может быть…»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

 «Портрет из пуговиц»Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.

Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов.

Обратите внимание

Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему.

Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение. 

«Необычные картины»

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал: соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона.

Ход игры:на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину, которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону.

“Волшебные кляксы “

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Фантастические гипотезы»Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

«Необыкновенный полет»Цель: развивать фантазию.Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?Дети отвечают.

«Сказочные истории»Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

«Художник в зоопарке»Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.Педагог.

Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало.

Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.Дети выполняют.

«Сказочная птица»Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

«Волшебные очки»Цель: развивать действие соотнесения по форме.Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму.

Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу.

Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.

«Назови отличие»Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов.

Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.

«Веселое соревнование»Цель: учить создавать многое из одного.Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их.

Важно

Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений. «Незаконченный сюжет»Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.Педагог кладет перед каждым ребенком предмет (катушка ниток, пластмассовая ложка, веточка дерева, засушенный цветок и др.

) и просит их дополнить другими деталями до создании целостного предмета или сюжета.

«Придумай узор»Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.Педагог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй — горох, третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

«Составление изображений объектов»Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

«Придумай животное»Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

«Лоскутное одеяло»Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.

«Картина из дырок»Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.

Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок.

Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).

«Ощипанный портрет»Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.Педагог.

Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями.

Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.Дети выполняют.

«Облака-загадки»Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками.

Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д.

Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.

«Превращения»Цель: учить создавать образы через опредмечивание условных символов.Дети рассматривают карточки с условными изображениями предметов и высказывают предположения о том, что это может быть.

«Любимая игрушка»Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования.Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.

«Наоборот»Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации.Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.

«Фантастическое животное»Цель: развивать умение преобразовывать предмет. Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Как можно изменить рисунок, чтобы сделать его необычным и забавным?

«Буквы в рисунках»Цель: развивать умение преобразовывать графические символы.Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.

«Исправь ошибку»Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов.Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки.

 «Двойное изображение»Цель: учить видеть образ в рисунке.Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.

«Камушки на берегу»Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дополнить их разными деталями, рассказать, что было на берегу.

«Обведи свою ладонь и оживи»Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

Творческое упражнение «Ночной разговор игрушек»

Предложить детям придумать, о чем ночью (вечером, когда дети ушли из детского сада) могли разговаривать игрушки: как с ними играют дети, бережно к ним относятся, или упорядочивают игровой уголок т.д.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Совет

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Раздать детям картинки с изображением различных предметов и предложить им описать характер этих предметов, например: характер молотка, кровати, подушки, карандаша. Сравнить и обсудить описание детей. Провести с детьми беседу о том, как может меняться характер различных предметов в зависимости от того, кому они служат и кто держит их в своих руках.

Второй вариант этого упражнения: предложить детям описать работу печального или веселого молотка, исполнительной или ленивой пилы, гордого или скромного карандаша, внимательной или невнимательной тетради и т.д.

Творческое задание «Подбери слова к картине»

Детям предлагают с помощью прилагательных, слов – сравнений, глаголов придумать «комплимент» картине.

Творческое упражнение «Узнай птицу»

Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:

— Какой характер у той или иной птицы?

— С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?

— Кто враги?

— О чем она поет?

— Из чего и как строит гнездышко?

— Что она больше всего любит делать?

Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.

Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»

Дети объединяются в две группы – «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.

Творческое упражнение «Угадай кто я»

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Читайте также:  Успенский «о недостатках» читать

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

 Воспитатель начинает – «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  —  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит – «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

 Пример: гулять – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  —  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

Источник: https://sundekor.ru/referat/kursovaya/kartoteka-igr-i-uprazhnenii-razvivaiushchikh-tvorcheskie-sposobnosti-doshkolnikov/

Игры на развитие воображения для детей 4, 5, 6 лет: развиваем фантазию у дошкольников

Воображение – одна из самых загадочных сфер нашей психики. С одной стороны, оно стоит особняком от всех других психических процессов, с другой – является чем-то промежуточным между мышлением, памятью и восприятием.

Ученые даже сегодня не могут точно сказать, в каких зонах нашего мозга оно локализовано. Но без воображения невозможно представить себе разумное человеческое существо. И развивать эту удивительную способность нужно с детства.

Какие игры на развитие воображения можно использовать в дошкольном возрасте? Для чего вообще человеку нужна способность воображать?

Полезная функция

Умение воображать, безусловно, необходимо человеку. Ведь это его способность представлять предметы или явления, которые отсутствуют в данный момент или не существуют в принципе, а также мысленно манипулировать ими в сознании.

Это полезно, когда нет возможности (или необходимости) совершать с этими предметами практические действия в реальности. С помощью воображения можно отправиться в прошлое или будущее, представить возможный результат какого-либо замысла.

Другими словами, без этого невозможна творческая деятельность. То есть, не умей человек воображать, мы никогда бы не узнали, что такое:

  • музыкальные произведения;
  • картины;
  • литературные произведения;
  • скульптура;
  • архитектура;
  • прикладное творчество.

Умение представлять замысел и мысленно оперировать им лежит в основе всех научных открытий и изобретений. Получается, без воображения невозможно развитие человечества.

В каждом ребенке с рождения заложен этот потенциал. Но его развитие и совершенствование происходит только во время решения различных творческих задач. Наиболее активно эта функция развивается у детей дошкольного возраста – примерно с 4 до 10 лет. И если в этот период не способствовать ее совершенствованию, она перейдет в пассивную форму.

Возрастные особенности

Развитие способности воображать невозможно без фантазии. Ярче всего эти способности проявляются в игровой и творческой деятельности ребенка. Совершенствуются они, проходя два возрастных этапа.

  1. 2–4 года. Представления малыша пока непроизвольны, они возникают под воздействием конкретной ситуации, спонтанно.
  2. 4–6 лет. Представления и фантазии становятся произвольными. В это время игры превращаются в сюжетные, окружающие предметы становятся материалом, с помощью которого ребенок воплощает образы своего воображения. При этом оно не только выполняет познавательно-интеллектуальную функцию, но и регулирует психическое состояние. В игре малыш может стать героем-спасателем, покорителем морей, космоса, мужественным, смелым, наделить себя качествами, которых ему не хватает в реальности. Это помогает развитию интеллекта, нравственных, эмоциональных сфер, познанию окружающей действительности, становлению личности, развитию самосознания, мышления, произвольности, речи. Расширяются познавательные возможности.

Одним из нежелательных «побочных действий» развития воображения является появление страхов. Ребенок может начать бояться выдуманных чудовищ, призраков, невидимок и т. д.

Если это случилось, постарайтесь оградить малыша от ситуаций, которые могут спровоцировать появление таких страхов (просмотр страшилок, компьютерные игры со страшными персонажами).

И, конечно, примите меры, чтобы избавить ребенка от страхов. Не бойтесь обратиться к детскому психологу.

Ребенок развивается и получает новые навыки в процессе игры. А основой любой игровой и творческой деятельности у дошкольников является именно способность воображать.

Сюжеты игр, придуманных рассказов, рисунков со временем становятся все богаче. Но в возрасте 4 и 5 лет дошкольник не может фантазировать, не производя каких-то действий (ему нужно рассказывать, рисовать, конструировать). Наглядная опора для фантазии отходит на второй план примерно к началу школьного возраста.

Примите участие в сюжетных играх ребенка. Это поможет вам узнать его лучше. Ведь в процессе таких игр малыш переносит на главного героя свои черты, характеристики, страхи, мечты. Возможно, вы обнаружите скрытые проблемы, требующие коррекции.

Развиваем с малых лет

Итак, способность воображать и фантазировать наиболее активно развивается у детей с 4 до 10 лет. Но это не значит, что до этого времени не стоит совершенствовать эти навыки. Уже примерно с 2 лет можно начинать обучать ребенка умению представлять. Это станет хорошим фундаментом для совершенствования его в будущем.

Как побуждать малыша воображать?

  • Полезно играть с ним в «придумки». Делать это можно в любой ситуации. Например, гуляя на улице. Можно показать малышу облака и спросить, на что они похожи (для начала свою версию может предлагать мама). В этом возрасте образы будут возникать совсем простые, известные крохе (лошадка, домик, птица, цветок). Спрашивать можно о чем угодно. Скажем, о чем чирикают воробушки: обсуждают вкусные зернышки или страшную кошку? О чем шепчутся листики на дереве: о теплом солнышке, о злом ветре, о вредных букашках? Куда бежит кошка: за мышкой, к своим деткам, к хозяину за угощением? Таким образом маленький ребенок будет развивать мышление, речь, наблюдательность.
  • Дома и на улице можно искать сходства предметов со знакомыми крохе игрушками (что похоже на мячик, кубик, кирпичик, пирамидку?).
  • Весьма полезно конструирование с использованием мелких деталей (кубиков, лего). Можно добавить к арсеналу «стройматериалов» различные коробочки.

Игры растут вместе с малышом

После 4 лет игры на развитие воображения становятся более сложными, что обусловлено совершенствованием психических процессов. Можно предложить, например, следующие игры для детей этого возраста.

  • «Изобретатель». Задача малыша – придумать прибор, которого пока не изобретено, но который, по его мнению, может пригодиться в домашнем хозяйстве. Затем его нужно назвать, рассказать о его пользе, изобразить на бумаге. Вариант посложнее – сконструировать при помощи подручных материалов.
  • «Волшебники». Ребенок должен представить себя добрым, а затем злым волшебником. Пусть он изобразит, какая у них мимика, перечислит волшебные дела каждого из них. Полезно нарисовать этих персонажей, чтобы их можно было узнать по внешности, чертам лица, мимике, одежде, атрибутам, волшебным предметам.
  • «Выдуманное животное». Дошкольник должен придумать животное, которого не существует (рыба-кастрюля, зайкожаб, крылозуб – малыш может нафантазировать кого угодно). Пусть расскажет, как животное выглядит, где живет, чем питается, а затем изобразит результат на бумаге.
  • «Новое назначение». Игра групповая. Дети садятся кругом, им предлагается несколько привычных предметов. Передавая их по кругу, они должны по очереди придумывать предметам новую функцию. Например, утюг может стать гирей или молотком, зонтик – парашютом или плавсредством. Побеждает тот, кто придумает самое оригинальное назначение.
  • «Музыка рассказала». Ребенок слушает классическую музыку, а затем рассказывает и изображает все, что она ему навеяла.
  • «Сочинялки». Придумывать можно рассказы по картинкам или по заданной теме, сказки с заданными или произвольно выдуманными героями, придумывать окончание известных сказок (например, «волк не съел семерых козлят, а…», «колобок не сел лисичке на язычок, он ушел от нее и…»).
  • «Говорящий танец». Можно тоже играть группой. Малышам предлагают изобразить в танце какое-либо животное, насекомое, транспорт, явление природы. Более сложный вариант – станцевать удивление, радость, горе, страх, счастье, печаль.

Полезное рисование

В процессе рисования дети прекрасно развивают способность воображать. Можно придумать множество нестандартных вариантов рисунков.

  • Из простого – сложное. Малышам предлагаются простейшие нарисованные фигуры (круг, восьмерка, квадрат, две параллельные прямые), которые нужно дорисовать до чего-то более конкретного (восьмерка может стать очками, круг – солнцем или колесом машины).
  • Кляксы. Дошкольнику дают изображение какой-то кляксы. Его задача – сказать, на что она похожа, перебирая множество вариантов. Другой вариант — дорисовать кляксу до узнаваемого изображения.
  • Картинки из точек. Перед малышом кладут лист, на котором в хаотичном порядке расставлены точки. Его задача – соединяя их, получить какое-либо конкретное изображение.
  • Настроение. Подобно «тематическим» танцам можно устроить «рисовальную» игру. Ребенок изображает свое настроение в данный момент, либо настроение по заданию взрослого (нарисуй страх, радость, злость, веселье).

Все эти игры помогут малышам развить свои творческие навыки и способность воображения. Можно придумать и другие, используя уже фантазию взрослых. Главное – мотивировать ребенка что-то придумать.

С возрастом эти игры могут стать еще сложнее. С началом обучения в школе их полезно связывать с полученными на уроках знаниями, мотивируя ребенка к познанию и созданию новых продуктов воображения.

Ну а чем это полезно – повторять не нужно.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/igry-na-voobrazhenie

Творческие игры дошкольников

Творческие игры дошкольников это не только развитие творческого потенциала и чувства прекрасного. Поэтому сегодня приведу десяток творческих игр, которые еще и развивают сенсорные чувства, моторику, кругозор, речь и многое другое. Игры расчитаны на малышей 2-4 лет.

Узоры из разноцветных кубиков

Цель: Игра развивает пространственное мышление, память, усидчивость.

Играя с малышом, покажите, как можно складывать узоры из кубиков, комбинируя их. Предложите собрать одноцветную дорожку, затем — дорожку с чередующимися цветами (красный — синий).

Пусть малыш проявит самостоятельность. Спрашивайте, что он хочет изобразить. Постепенно усложняйте задания.

Обратите внимание

Составляйте квадраты из различных частей. Сначала соберите квадрат из двух прямоугольников. Разобрав его, предложите малышу собрать квадрат. Так малыш освоит соотношение части и целого.

Когда ребенок научится складывать простой квадрат, покажите, как сложить квадрат из нескольких кубиков, чтобы стороны прямоугольника были одинаковыми.

Постепенно усложняйте задачу, составляя разные фигуры.

Спрашивайте малыша, какого цвета квадрат он складывает.

Удивительная клякса

Цель: Игра развивает воображение и творческие способности.

Капните на середину листа небольшую кляксу и сложите лист пополам.

Раскройте лист и дайте кляксе высохнуть.

Позовите маленького фантазера! Пусть он придумает — на что похожа эта клякса? Спросите его: «А что, если пририсовать ей глазки, ротик, ручки, ножки, хвостик? Кто получится?»

Если окажется, что получилось загадочное существо, придумайте ему вместе с малышом имя и сочините про него интересный рассказ.

Дорисовывать можно любые геометрические фигуры.

Чего на свете не бывает?

Цель: Игра развивает воображение и творческие способности.

Предоставьте своему ребенку возможность немного пофантазировать. Пусть он нарисует на бумаге то, чего на свете не бывает.

Рассмотрите рисунок очень внимательно и спросите малыша, что он изобразил. Попросите малыша придумать название для своей картины.

Наклейки

Цель: Учимся различать и опознавать предметы. Улучшаем зрительно-моторную координацию, ловкость и точность движений. Вырабатываем манипулятивные навыки. Развиваем навыки ориентирования в пространстве.

Для этой игры понадобится большой лист картона или ватмана и набор многоразовых разноцветных наклеек разной формы и размера. Можно выбрать любую тему, которая будет по душе ребенку, — животные, фрукты, машинки.

Нарисуйте на листе ватмана простой рисунок и удобно расположите лист на столе.

Важно

Дайте малышу наклейки и помогите ему отсоединять наклейки и наклеивать их на рисунок.

Через некоторое время предоставьте малышу полную свободу: пусть он сам отклеивает наклейки и располагает их на листе так, как ему нравится.

Читайте также:  Скороговорки для детей 6-7 лет

Обязательно обсудите с малышом его «произведение» и попросите подробно рассказать, что у него получилось.

Предложите «художнику» завершить свое панно с помощью цветных карандашей.

 Плоские фигурки

Цель: Улучшаем зрительно-моторную координацию. Стимулируем выдумку и воображение. Поощряем склонность к художественному творчеству, развиваем пластическое чувство. Совершенствуем навыки, манипуляции.

Для того чтобы приятно провести время за этой игрой, приготовьте лист яркой цветной бумаги и коробку с разноцветными счетными палочками.

Положите лист бумаги на пол или на стол.

Высыпьте палочки рядом с бумагой.

Начинайте игру, выкладывая из палочек различные плоские фигурки (квадратики, треугольники, домик и т. д.).

Малыш сразу же присоединится к вам. Помогите ему выложить такие фигурки, как у вас. Постепенно увеличивайте сложность заданий.

Когда ребенок освоит первые навыки игры, предоставьте ему свободу действий. Пусть он создает фигурки по своему вкусу, а вы можете попробовать складывать их вслед за ним.

Давай порисуем!

Цель: Игра развивает мелкую моторику, фантазию, мышление.

Учите малыша рисованию разными способами и в разной технике.

Совет

Пальцем можно рисовать на запотевшем окне, на насыпанной тонким слоем крупе, на листе бумаги.

Рисование методом «тычка» — кисточкой или палочкой с прикрепленным на ее конце кусочком поролона.

Покажите, как нужно рисовать карандашами, фломастерами и мелками: сначала научите его проводить вертикальные линии — снизу вверх и горизонтальные — слева направо. Темы для сюжетов — самые простые и понятные: дорожка, шарфик, цветные ленточки. Или нарисуйте шарик и предложите дорисовать к нему ниточку.

Обратите внимание ребенка на то, что карандаш и фломастер оставляют на бумаге тонкий след, а кисточкой можно провести широкие линии — получатся ленточки, ручейки и дорожки.

Разучивайте названия цветов. Напоминайте, какого цвета трава, яблоко, небо и т. д.

Учимся рисовать

Цель: Игра развивает согласованность движений глаз и рук, помогает научиться рисовать.

Купите или сделайте из картона шаблоны с контурами знакомых малышу предметов, например силуэтами животных и птиц. Покажите, как обводить по шаблону. Когда малыш научится обводить сплошные линии, переходите к картинкам, нарисованным пунктиром.

Веселые картинки

Цель: Игра развивает мелкую моторику, фантазию, мышление.

Порисуйте вместе. Сначала вы изобразите шарик, а малыш пусть дорисует к нему ниточку. Вот и первая картинка— шарик в небе!

Не забывайте расспрашивать малыша, какие цвета он использует. Если он еще не очень хорошо знает цвета, напоминайте их названия.

Обратите внимание

Попросите малыша нарисовать солнышко с лучиками, цветочек и другие изображения, которые сочетают округлые и прямые линии.

Соедини точки

Цель: Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.

Нарисуйте красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказывайте ребенку, краски какого цвета вы используете, что вы рисуете. Попросите малыша соединить точки, поинтересуйтесь, каким цветом он хочет рисовать.

Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», назовите цвет краски, похвалите выбор малыша.

Усложняя задание, увеличивайте количество точек, располагайте их достаточно далеко друг от друга. Придумайте, на что похож получившийся рисунок.

Фруктовый натюрморт

Цель: Игра способствует развитию творческих способностей, помогает изучить цвет и форму предметов.

Материал: цветная бумага, клей, ножницы.

Вырежьте круг из белой бумаги, поясните малышу, что это – тарелка, на которую вы с ним будете выкладывать фрукты.

Пусть кроха вспомнит, какие фрукты он знает, расскажет, какого они цвета, а вы вырежете их из цветной бумаги.

Теперь осталось только красиво разместить силуэты на «тарелке» и приклеить их.

Подари ежу яблоко

Цель: Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики.

Материал: вырезанные из картона силуэты фруктов, клей, кисточка.

Нарисуйте ежа. Расскажите ребенку о том, что ежик ходил в сад, хотел угостить своих малышей яблоками, но, к сожалению, все яблоки в саду уже собрали и он идет домой без подарка. «Найди, пожалуйста, яблоки среди остальных фруктов и приклей их ежику на спину».

Картины из крупы

Цель: Игра способствует развитию мелкой моторики.

Материал: клейстер или клей, крупа (гречка, перловка, пшено).

Важно

Намажьте клеем небольшой участок бумаги. Ровным слоем высыпьте на клей крупу, дайте «картине» высохнуть.

Рисуйте различные изображения и проделывайте вышеописанные действия. Попросите малыша намазать клеем лист или высыпать крупу на готовую поверхность.



Источник: http://super-parents.ru/tvorcheskie-igry-doshkolnikov/

5.Организация творческих игр дошкольников в детском саду

Игра
как самоценная деятельность дошкольника,
ведущий вид детской деятельности.
Психолого-педагогические основы игры.
Непродуктивный характер игры, преобладание
воображаемого плана над реальным.
Творческая направленность игровой
деятельности.

Творческие
игры (сюжетно-ролевые, режиссерские,
театрализованные) и игры с правилами
как разновидности детских игр. Игровые
интересы дошкольников. Генезис
сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного
возраста.

Ребенок
дошкольного возраста как субъект игровой
деятельности. Характеристика субъектной
позиции ребенка в творческих играх;
индивидуальные творческие проявления
детей в игровой деятельности.

Условия
развития самостоятельности и творчества
детей в творческих играх: гибкое
сочетание прямых и косвенных способов
руководства играми детей; поэтапное
изменение тактики педагогического
сопровождения ребенка в игровой
деятельности в зависимости от степени
освоения ребенком позиции субъекта
игровой деятельности на основе результатов
педагогической диагностики; отбор
содержания игр на основе интересов и
предпочтений современных дошкольников;
ориентация на индивидуальные творческие
проявления детей в игровой деятельности,
их дальнейшее стимулирование и развитие;
конструирование современной
предметно-игровой среды с использованием
полифункционального материала,
результатов детской продуктивной
деятельности.

Творческие
игры (сюжетно-ролевые, режиссерские,
театрализованные) и игры с правилами
как разновидности детских игр.

Игра
— это
деятельность, которая одновременно
протекает в двух планах.

С одной стороны,
игра подразумевает условность ситуации
и содержит ряд условных элементов.

С
другой стороны, в игре имеется план
реальных действий и отношений, так как
детям нужно договариваться о том, что
происходит в игре.

Игровые
интересы дошкольников.

Творческие
игры на основе готовых сюжетов
:
подражательные игры, театрализованные
игры, сюжетно — отобразительные игры.
игра — драматизация.

Подражательные
игры —
основанные
на повторении понравившегося действия
взрослого либо сюжета книги, мультфильма.

Сюжетно
— отобразительная игра
(Выготский
— “игра — воспоминание”), в которой
ребёнок отображает действия взрослого,
повторяя их по памяти. (играют дети
раннего и младшего дошк. возраста).

Игра
— драматизация —

в которой основой игрового действия
является литературный сюжет.(играют
дети на протяжении всего дошкольного
детства).

Театрализованная
игра —
ориентирована
на зрителя, в них дети занимают позицию
актёров, которые показывают зрителям
спектакль.

Игры
с сюжетами самостоятельно придуманными
детьми

сюжетно — ролевые игры, режиссёрская
игра, игра — фантазирование, игры —
проекты.

Сюжетно
— ролевая игры —

это игры, в которых ребёнок самостоятельно
придумывает и развивает сюжет, принимая
на себя ту или иную роль. ( расцвет сюжетно
ролевой игры 3-5 лет).

Режиссёрские
игры —
в
них придумывание и развитие сюжета
происходит через роли, которые ребёнок
передаёт игрушками.

Игра
— фантазирование —
построена
на воображении, тесно связанном с готовым
рисунком или рисунком, выполняемым по
мере развития сюжета. Такая игра
сопровождается диалогами и монологами
героев, комментариями и протекает
преимущественно в речевом плане (старший
дошкольный возраст).

Игры
— проекты —
включают
в игровой процесс другие виды деятельности
(рисование, конструирование, ручной
труд) для реализации игровых задач
(старший дошкольный возраст).

Игры
с правилами

создаются и вносятся в жизнь детей
взрослыми.

К
ним относятся:
подвижные.
спортивные, интеллектуальные, музыкальные
(ритмические, хороводные, танцевальные),
коррекционные, шуточные (забавы,
развлечения), ретуально — обрядовые.

Совет

Среди
игр с правилами большую группу составляют
народные игры, которые передаются детьми
из поколения в поколение.

Игры
могут быть классифицированы по месту
в Пед. процессе детского сада (Венгер,
Михайлова, короткова, Новосёлова).

В
этом случае выделяют:


самодеятельные (самостоятельные) игры,
которые возникают по инициативе самих
детей;


игры, организуемые взрослыми в целях
обучения. воспитания или коррекции
развития детей.

Генезис
сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного
возраста.

Сюжетно
— ролевая игра постепенно усложняется.
генезис сюжетно — ролевой игры был
раскрыт Д. Б. Элькониным.

1
этап.
Основным
содержанием игры являются действия с
предметами. Они осуществляются в
определённой последовательности, хотя
эта последовательность часто нарушается.
Цепочка действий носит сюжетный
характер.. Основные сюжеты бытовые.

Действия однообразны и часто повторяются..
Роли не обозначены. Дети охотно играют
со взрослыми. самостоятельная игра
кратковременна. Как правило, стимулом
возникновения игры является игрушка
или предмет — заместитель, раннее
использованный в игре.

2
этап.
Так
же действие с предметом. Последовательность
действий становится правилом. Возникает
первое взаимодействие между участниками
на основе использования общей игрушки.
Объединения детей кратковременны.
Основы сюжета по — прежнему бытовые.
Игрушки заранее не подбираются, но дети
чаще всего обращаются к любимым игрушкам.

3
этап.
Основное
содержание игры по — прежнему с предметами.
Роли чётко обозначены и определены до
начала игры. Игрушки и предметы подбираются
(чаще по ходу игры) в соответствии с
ролью. Игра чаще протекает, как совместная.
продолжительность игры увеличивается.
Сюжеты становятся более разнообразными:
дети отражают труд, быт взрослых.

4
этап.
Основное
содержание игры — отражение отношений
и взаимодействий взрослых друг с другом.
Тематика игр разнообразная; она
определяется не только непосредственным,
но и опосредованным опытом детей. Игры
носят коллективный характер. Количество
вовлечённых в игру увеличивается до
5-6 детей.

Таким
образом, усложнение сюжетно — ролевой
игры Эльконин рассматривает через
изменение её структуры и содержания,
длительности, разнообразия сюжетной
линии.

В
работах Михайленко и Коротковой (1980 — е
годы) усложнение сюжетно
— ролевой игры
рассматривается
через усложнение условных игровых
действий (замещения). Игра строится как
постоянный переход ребёнка из плана
условных действий в план их вербального
обозначения и обратно.

Развёртывание
игрового сюжета в единстве этих двух
планов называется
способом построения игры.
Конкретный
способ построения игры характеризуется
тем, какой из элементов структуры сюжета
выступает для ребёнка определяющим и
в каком по форме игровом действии он
реализуется.

Можно
выделить три способа построения игры,
усложняющиеся по мере развития ребёнка:


о
последовательности предметно — игровых
действий

как способе построения игры.В 1,5 — 3 года
ребёнок может осуществлять простейшие
игровые действия с игрушками и предметами
— заместителями, вступая в кратковременное
игровое взаимодействие со сверстниками.

В
3 — 5 лет ребёнок может принимать и
последовательно менять по ходу игры
игровые роли, реализовывать их через
действия с предметами и ролевую речь,
вступать в ролевое взаимодействие с партнёром — сверстником. Этот способ
называется
ролевым поведением.

В
5 — 7 лет игра строится на
основе сюжетосложения
,
и для ребёнка ведущим выступают не
отдельные элементы сюжета, а целостное
событие — повествование, включающее
персонажей и действия.

Обратите внимание

Использование
каждого последующего по сложности
способа позволяет ребёнку развёртывать
всё более сложные сюжеты игры со стороны
их тематического содержания и структуры.

В
конце 1990 — х годов в исследовании О. В.
Солнцевой было доказано, что освоение
сюжетосложения способствует переходу
детей от сюжетно — ролевых игр к
режиссёрским играм.

Читайте также:  Загадки раскраски по сказкам для детей 5-6-7 лет с ответами

6.
Предметно-развивающая среда как условие
организации детской деятельности в
детском саду.
вопроса
нет!!!

Развивающая
среда как социокультурное пространство
развития личности ребенка. Компоненты
предметно-развивающей среды: предметное
содержание, его пространственную
организацию, их изменения во времени.

Направленность
предметной среды детства на физическое,
познавательно-речевое, социально-личностное,
художественно-эстетическое развитие
ребенка.

Принципы конструирования
развивающей среды дошкольного
образовательного учреждения (принцип
уважения к потребностям, нуждам ребенка,
принцип гибкого зонирования среды,
принцип уважения мнения ребенка, принцип
опережающего характера содержания
образо­вания, принцип динамичности
— статичности среды, принцип дистанции,
позиции при взаимодействии, принцип
детской активности, самостоятельности,
творчества, принцип эмоциогенности
среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого
ребенка и взрослого, принцип сочетания
привычных и неординарных элементов в
эстетической организации среды, принцип
открытости-закрытости среды, принцип
учета половых и возрастных различий
детей).

Характеристики
предметно-развивающей среды. Комфортность
и безопасность обстановки. Обеспечение
богатства сенсорных впечатлений.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной
детской деятельно­сти и структуризация
этой деятельности через насыщение
про­странства специальным образом
подобранными материалами. Обеспечение
возможности для исследования и научения.
Функциональность предметной среды.

Особенности
построения развивающей пространственной
среды в разных возрасных группах.

  1. Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса в детском саду

Физическое
развитие и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Проблема
сохранения здоровья ребенка в
педагогическом процессе. Здоровьесберегающий
потенциал педагогического процесса в
детском саду.

Требования
к организации режима дня в детском саду.
Формирование здорового образа жизни
средствами физической культуры.
Требования к организации физического
воспитания в детском саду. Воспитание
гигиенической культуры и валеологическое
просвещение детей дошкольного возраста.
Оптимизация режима двигательной
активности с учетом индивидуальных
особенностей детей.

Здоровьесберегающий
потенциал педагогического процесса в
детском саду.

Дошкольный
возраст — наиболее важный период в
формировании личности человека.

Именно
в этом возрасте формируется характер,
нравственные качества, закладывается
и укрепляется фундамент здоровья и
развития физических качеств, необходимых
для эффективного участия ребенка в
различных формах двигательной активности,
что, в свою очередь, создает условия для
активного и направленного формирования
и развития психических функций и
интеллектуальных способностей
дошкольника.

Важно

Анализ
здоровья детей дошкольного возраста
показывает, что количество здоровых
детей снижается, при этом увеличивается
количество детей больных хроническими
заболеваниями, многие дети имеют
нарушения осанки, плоскостопие,
большинство детей страдает двигательной
недостаточностью и сниженным иммунитетом.

Мышечная
нагрузка на детей уменьшается по
объективным причинам: родители не
уделяют должного внимания физическому
развитию детей, предпочитая заниматься
интеллектуальным, а в условиях ДОУ у
детей не всегда есть возможность играть
в подвижные игры.

Всё
это объясняет необходимость организовать
педагогический процесс в ДОУ таким
образом, чтобы обеспечить возможность
полноценного физического развития,
сохранения и обогащения здоровья детей.
Кроме того, серьезной задачей является
и воспитание валеологической культуры
для формирования осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни как собственных,
так и других людей.

Грамотная
организация режима дня способствует
сдоровьесбережению в ДОУ. Правильный
режим дня — это рациональная продолжительность
и разумное чередование всех видов
деятельности и отдыха детей в течение
суток. Режим дня должен соответствовать
возрастным и индивидуальным особенностям
детей и способствовать их гармоничному
развитию.

Формирование
здорового образа жизни в ДОУ средствами
физической культуры осуществляется
через:

организованную
образовательную деятельность
(физкультурные занятия);

образовательную
деятельность при проведении режимных
моментов (утренняя гимнастика, комплексы
закаливающих процедур и т.д.);

самостоятельную
деятельность детей (игры на свежем
воздухе, самостоятельные подвижные
игры и т.д.).

Физическое
развитие детей первого года жизни
организуют в форме индивидуальных
занятий, включающих комплексы массажа
и гимнастики по назначению врача.

Совет

Длительность занятий с каждым ребенком
составляет 6-10 мин. Начиная с 9 мес., помимо
комплексов гимнастики и массажа, с
детьми проводят разнообразные подвижные
игры в индивидуальном порядке.

Допускается
объединение детей в небольшие группы
(2-3 реб.)

С
детьми второго и третьего года жизни
занятия по физическому развитию в рамках
основной образовательной программы
осуществляют по подгруппам 2-3 раза в
неделю. С детьми 2-го года жизни занятия
по физическому развитию проводят в
групповом помещении, с детьми 3-го года
жизни — в группе или в физкультурном
зале.

Занятия
по физическому развитию для детей в
возрасте от 3 до 7 лет организуются не
менее 3 раз в неделю. Длительность занятий
по физическому развитию зависит от
возраста детей и составляет:


в младшей группе – 15 мин.


в средней группе – 20 мин.


в старшей группе — 25 мин.


в подготовительной — 30 мин.

Один
раз в неделю для детей 5-7 лет, вне
зависимости от времени года, следует
организовывать занятия по физическому
развитию на открытом воздухе.

Их проводят
только при отсутствии у детей медицинских
противопоказаний и наличии у детей
спортивной одежды, соответствующей
погодным условиям.

В теплое время года образовательную деятельность по
физическому развитию рекомендуется
организовывать на открытом воздухе.

Закаливание
детей включает комплекс мероприятий:
широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические
упражнения, проводимые в легкой спортивной
одежде в помещении и на открытом воздухе,
умывание прохладной водой и другие
водные и воздушные и солнечные процедуры.

Дети
могут посещать бассейн и сауну только
при наличии разрешения врача-педиатра.
Присутствие медицинского персонала
обязательно во время плавания детей и
нахождения их в сауне.

Обратите внимание

После пребывания
в сауне ребенку следует обеспечить
отдых в специальной комнате и организовать
питьевой режим. Температура воздуха
должна быть 60-70 градусов.

Продолжительность
первого посещения ребенком сауны не
должна превышать 3 мин.

Для
достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо
использовать все организованные формы
занятий: физические упражнения, подвижные
игры, спортивные упражнения. Работа по
физическому развитию проводится с
учетом здоровья детей при постоянном
контроле со стороны медицинских
работников.

Воспитание
гигиенической культуры и валеологическое
просвещение детей дошкольного возраста.
Воспитание
гигиенической культуры и валеологическое
просвещение детей дошкольного возраста
происходит постоянно, в рамках всего
педагогического процесса.

Воспитатель
углубляет представления о здоровье и
здоровом образе жизни, значении
гигиенических процедур (для чего
необходимо мыть руки, чистить зубы и
прочее).

В увлекательной наглядно-практической
форме воспитатель обогащает представления
детей об организме (части тела, органы
чувств, движения, пищеварения, дыхания),
его потребностях, способах ухода за
ними, о предупреждении травматизма.

Обсуждаются темы безопасного поведения
– правила поведения в группе и на улице,
предупреждение травматизма, о необходимости
звать взрослого в случае опасных для
здоровья ситуациях.

Оптимизация
режима двигательной активности с учетом
индивидуальных особенностей
детей.

Оптимальный
двигательный режим для ребенка – это
тот режим, который соответствует его
потребности в двигательной активности,
а также соответствует функциональным
возможностям организма и способствует
улучшению физического состояния ребенка
и укреплению его здоровья.

Важно

В условиях
ДОУ можно обеспечить индивидуальный
подход к воспитанникам, проведя
диагностику основных показателей
двигательной активности детей (объёма,
интенсивности и продолжительности) в
группе и поделив их на подгруппы, в
зависимости от уровня развития
двигательной активности (высокий,
средний, низкий).

Такая мера позволит
воспитателю проводить дифференцированную
работу с подгруппами и использовать
индивидуальный подход, предлагая разным
подгруппам разные виды деятельности с
различной нагрузкой.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1764739/page:20/

Творческие игры для детей и подростков

Все игроки берут по листку бумаги и рисуют на нем сверху голову — человека, животного, птицы или любого другого существа. Далее они загибают листок так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи и передают рисунок соседу.

У каждого участника игры оказывается новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова загибают рисунок и передают соседу. Теперь каждому на новом полученном листке нужно дорисовать конечности.

Затем все разворачивают рисунки и веселятся, глядя на то, какие на них изображены существа.

Смешные истории

Всем гостям выдаются чистые листы бумаги и ручки. Ведущий задает вопрос «Когда?», и игроки записывают на листке любой ответ на этот вопрос. Затем игроки загибают листок так, чтобы запись не была видна и передают своим соседям.

Каждый раз ведущий задает новые вопросы: «Кто? С кем? Куда пошли? Что делали? Кого встретили?» и так далее – в зависимости от фантазии ведущего. Вопросы могут быть любыми и в любом количестве, чтобы листок был исписан до конца. В конце игры листки собираются и ведущий вслух зачитывает то, что получились.

Чаще всего получается смешные истории, например: «В четверг крокодил с банкиром пошли в магазин охотиться и встретили Бабу-Ягу…»

Еще варианты вопросов и ответов:

«Кто? Когда? Где? При каких обстоятельствах? Что делали? Что из этого получилось?» — «Обезьяны однажды вечером в библиотеке при подготовке к празднику играли в карты. В результате все объелись арбузами».

Нелепые ответы

Всем игрокам выдаются ручки и листы бумаги. Каждый игрок в самой верхней части листа пишет любой вопрос, например: «Какие у тебя глаза?». Затем лист загибается так, чтобы текст вопроса не был бы виден, а на самом загибе пишется краткий вопрос (в данном случае — «какие?»). Лист передается по часовой стрелке следующему игроку.

Тот отвечает на вопрос, а затем пишет тут же свой (например: «Стеклянные. Где живет медведь?»), загибает лист, подписывает краткий вопрос («где?) и отдает лист дальше. И так до тех пор, пока не кончится бумага.

Затем все разворачивают листки (при этом тексты вопросов и ответы на них окажутся с одной стороны листа, а краткие вопросы — на другой) и веселятся, зачитывая вслух нелепые ответы.

Художники

Игроки делятся на две команды. Ведущий вешает большой лист бумаги.

Команды выбирают участника, которому нужно будет нарисовать на бумаге то, что скажет ему ведущий (сложность заданий зависит от возраста игроков).

Условия: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова. Команда игрока, который рисовал, должна отгадать, что это за слово. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Рисуночное письмо

Вариант предыдущего конкурса.

Задача игроков — «написать» с помощью рисунков короткое письмо. Условия те же: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова.

Варианты посланий:

  • Позвони мне сегодня в 6 часов
  • Пойдем вечером играть в футбол
  • Приходи в гости на чай с тортом
  • Подари мне на День рождения карандаши

В зависимости от возраста игроков можно придумывать задания самой различной сложности.

Народная сказка

Количество игроков: любое. Ведущий начинает сказку (придумывает первое предложение), а участники последовательно добавляют по одному предложению, придерживаясь сюжета сказки. Кто замешкался – выбывает из игры. А выигрывает тот, у кого самая неиссякаемая фантазия. Ему присуждается звание «Лучший сказочник».

  • Квест для мужчины: для мужа, для любимого человека, для друга на День рождения или Юбилей
  • Квест для женщины: для жены, для любимой девушки, для подруги, сестры, дочки или сотрудницы на День рождения (Юбилей)
  • Командная квест-игра в помещении (в квартире, коттедже, офисе), или поиск спрятанного сюрприза по подсказкам
  • Квест-игра, или поиск спрятанных подарков на День рождения ребёнка 6, 7, 8, 9, 10 лет
  • Командная квест-игра для детей
  • Новогодняя квест-игра: поиск спрятанных подарков в помещении (в квартире, коттедже, офисе)

Источник: https://super-positive.ru/tvorcheskie-dlja-detej-i-podrostkov/

Ссылка на основную публикацию