Как успокоить ребёнка после активных игр
Друзья, наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда после активных игр и развесёлых шумных шалостей ваш карапуз никак не может прийти в норму, успокоиться и сосредоточиться на каком-либо занятии. Это распространенная проблема, которую при желании можно решить мирным путём — без окриков, угроз и наказаний.
Великолепная десятка: успокаивающие игры для дошкольников
Пока бурное веселье не утянуло вашего ненаглядного шалуна в омут капризов, а то и истерики, попробуйте переключить его внимание с помощью простых отвлекающих игровых упражнений.
Игра 1. «Охота»
Представьте, что вы выбравшиеся на охоту звери. Вам надо сидеть тихо-тихо, чтобы подпустить жертву поближе, а потом ка-а-ак выскочить из засады и схватить свою добычу крепкими когтистыми лапами.
Если такой вариант игры кажется слишком кровожадным, предложите ловить бабочек воображаемым или реальным сачком. Тут тоже придётся аккуратно передвигаться и тихо-тихо общаться. Как раз то, что нам нужно!
Игра 2. «Морской великан»
Превратитесь с ребёнком в двух великолепных китов на сверхсекретном задании. Вам надо набрать полные лёгкие воздуха (сделать глубокий вдох), нырнуть на большую глубину (присесть на корточки и вытянуть ручки со сложенными ладошками вперёд), а затем выполнить поручение (сложить книжки, убрать игрушки, найти что-то на полу и т. п.).
Игра 3. «День — ночь»
Прекрасный повод повторить времена суток. Напомните малышу, что ночью, когда солнышко прячется за горизонтом, природа замирает. Спать ложатся птички, собачки и кошечки. И малыши тоже укладываются в свои кроватки. Днём мы все веселимся, играем, ходим в детский сад, готовим еду. А ну-ка, малыш, давай проверим, как ты усвоил урок.
- «День!» — По вашей команде ребёнок может прыгать, баловаться, играть.
- «Ночь!» — Надо срочно лечь (или сесть, если некуда лечь), подложив ручки под голову и закрыв глазки.
По мере того, как малыш будет вовлекаться в игру, увеличивайте частоту и продолжительность наступления ночи. Маленькая родительская хитрость в этом случае принесёт большую пользу для всей семьи: ребёнок успокоится без скандалов и лишних переживаний.
Игра 4. «Послушный робот»
Придумайте команды, которые надо выполнять вашему послушному роботу. Роботом, конечно же, будет разыгравшийся малыш. Вы можете управлять своим милым роботёнком с помощью «кнопочек» на его теле, нажимая на носик, постукивая по плечику или локотку, прикасаясь к лобику или ушкам. А можно смастерить пульт дистанционного управления. Главное — озвучивать свои команды:
- поднимаю правую руку вверх;
- включаю замедление;
- перевожу в режим пониженного звука.
Игра 5. «Разведчики»
Соорудите из подручных материалов наблюдательный пункт — из подушек, стульев и покрывал смастерите палатку или шалаш. Эту будет база разведчиков, где надо сидеть тихо-тихо и выслеживать активность в лагере противника.
Если просто сидеть слишком скучно, предложите нарисовать карту вражеской территории или вести дневник наблюдения — отмечать любые перемещения и посторонние звуки.
Игра 6. «Вперёд в прошлое»
Помните, как вы убаюкивали ребёнка, когда он был совсем крошечным? Брали на ручки, нежно и крепко прижимали к себе, покачивали, тихо мурлыкая незатейливую песенку. Вы можете предложить своему подросшему чаду совершить экскурсию в прошлое и вспомнить золотые дни младенчества.
Сядьте на диван или прямо на пол, прижмите к себе ваше сокровище и побаюкайте его, как маленького. Разумеется, это должно приносить удовольствие и восприниматься приятной, милой игрой.
Игра 7. «Таинственные письмена»
Предложите ребёнку лечь на животик, оголив спинку. Указательным пальцем выводите на его спине буквы и цифры, а карапуз пускай считывает эти послания.
Если детка ещё не обучен грамоте, можно рисовать простые картинки:
- машинки;
- рожицы;
- фигурки.
Главное, чтобы ваши прикосновения были нежными и мягкими. И не щекотать! Конечно, если вы действительно хотите успокоить разыгравшегося ребёнка, а не разбушевать его пуще прежнего.
Игра 8. «Силач на отдыхе»
Попробуйте с ребёнком передвинуть шкаф (разумеется, это должна быть имитация таких попыток). Пусть малыш сосредоточится на своих физических усилиях. А теперь полагается отдых — заваливайтесь на пол и отдыхайте, разметав в стороны руки и ноги, делая глубокие вдохи через нос и выдыхая через рот. Можно в это время приговаривать:
- «Уууух, как я устал».
- «Вот это работёёёёёнка».
- «Слаааааааавненько отдыхаем».
Игра 9. «Повторялки»
Попросите малыша внимательно следить за вами и в точности повторять то, что вы делаете. Совершайте простые движения руками:
- сжали кулачок;
- большой палец вверх;
- вытянули указательный палец влево;
- растопырили пальцы;
- сложили ладошку лодочкой.
Так вы и гимнастикой для ручек позанимаетесь, что уже само по себе очень полезно для дошколёнка, и вынудите карапуза сосредоточиться. Сосредоточение утомляет, а значит, малыш волей-неволей снизит свою активность. Именно этого мы и добиваемся, не правда ли?
Игра 10. «Шепталочки»
Сядьте с малышом рядом. Для создания особой атмосферы можно накрыться простыней, пледом или большим платком. В такой завораживающей обстановке пошепчите друг другу разные секретики. Это могут быть какие угодно фразы:
- признания в любви;
- называние своего возраста;
- отчёт о количестве конфет, съеденных сегодня после обеда.
Такая игра может стать вашим персональным успокаивающим ритуалом, который не только поможет прийти в себя после бурных развлечений, но и укрепит доверительные отношения между вами.
Как научить ребёнка контролировать своё поведение: 5 практических советов родителям
Цель описанных выше игр-«отвлекалочек» состоит в том, чтобы внешним воздействием помочь ребёнку взять эмоции под контроль. Но ваша главная задача — научить малыша справляться самостоятельно, без посторонней помощи. Дошкольнику будет проще контролировать себя, если вы сможете придерживаться следующих правил:
- Не забывайте про режим дня. Малого того, что делу время, потехе час, так ещё и час для потех надо выбирать правильно. Не разыгрывайте ребёнка, если скоро ему надо будет заняться серьёзным делом или готовиться ко сну.
- Разговаривайте спокойно. Всегда. Даже когда чувствуете тревогу или раздражение. Это сложно. Но как вы планируете научить ребёнка контролировать себя, если сами показываете ему пример несдержанности?
- Оберегайте ребёнка от физического и эмоционального переутомления. Не испытывайте без острой необходимости его выдержку и не заставляйте терпеть дискомфорт.
- Будьте последовательны. Все требования, все запреты должны быть обоснованы, понятны для ребёнка. Важно, чтобы одной линии в воспитании придерживались все взрослые члены семьи.
- Будьте терпеливы, но не потакайте детским слабостям. Вы должны взять на себя ответственность за то, каким человеком растёт ваш ребёнок. Кто, если не вы, научит его пунктуальности, самостоятельности, милосердию? Кто объяснит ему, как управлять своими эмоциями и находить баланс между «хочу» и «надо»?
Друзья, пусть ваше родительство будет спокойным и счастливым!
Источник: http://nii-evrika.ru/kak-uspokoit-rebyonka-posle-aktivnyx-igr/
Как успокоить детей после подвижной игры? — Педагог
Нередко случается так, что успокоить ребенка после подвижных игр не удается: «батарейки никак не садятся, и чадо все больше входит в раж. Что с этим делать? Попробуйте переключить ребенка на новый тип игры.
ИГРЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ (по Клаусу Фопелю).
«Как танцуют твои руки?»
Для проведения этой игры вам понадобится два листа ватмана (или большой кусок обоев), цветные восковые мелки (или любые короткие карандаши), музыкальное сопровождение.
Расскажите ребенку о том, что танцевать может как все наше тело, так и отдельные его части. Танцевать умеют голова и лицо, глаза и брови, ноги и пальцы. Затем скажите: «Интересно, как танцуют твои руки? Давай сейчас узнаем».
Предложите ребенку лечь на спину, на полу по бокам разложите бумагу, пусть он возьмет в руки два мелка и закроет глаза. Когда вы включите мелодию, он должен нарисовать мелками на бумаге что-нибудь непроизвольное, в такт музыке.
После этого рассмотрите «рисунок» его танцующих рук. Это упражнение не только отвлекает ребенка и переключает его внимание, но и развивает мелкую моторику и воображение.
«Где ты, мышка?»
Произнесите следующий текст: «Представь себе, что у нас в комнате поселилась мышка. Хочешь ее поймать? Но ты ведь знаешь, как мышки боятся людей и шума. Чтобы поймать этого шустрого и пугливого грызуна, нужно научиться ходить на цыпочках.
Попробуй это сделать». Ребенок затихает и крадется к воображаемой мышке. Дальше вы говорите: «Теперь представь, что ты подошел (подошла) к мышке очень близко. Она не испугалась тебя, не спряталась в норку.
Медленно присядь и протяни в ладошке угощение для своего маленького серого друга — кусочек сыра. Ну, что? Ест она из твоих рук? Если мышка к тебе привыкнет, она сама заберется к тебе в ладошки, и ты сможешь ее погладить. Как ты будешь гладить мышку? А теперь ей пора в норку. Видишь, она вильнула хвостиком, значит, помахала тебе на прощание. Помаши и ты ей. Пока, мышка!»
=================
У каждого ребенка существует свой собственный, внутренний мир, в котором он живет. С самого рождения он все воспринимает, как игры и он этими играми очень увлечен. Пока он играет в своей игре главную роль, его мыслительная деятельность активно работает. Он играет, придумывает новых героев для игр, развлечения и многое другое. Для детей это очень увлекательно.
Каждый новый взгляд ребенка, переигрывание сценариев игры, новые позиции, радость или неудовольствие от полученного результата и снова улыбка, засиявшая на лице с появлением новой идеи.
Во время таких игр у ребенка активно развиваются такие качества как упорство, настойчивость добиться своей цели, внимательность и обдумывание ситуаций и, конечно же, неутомимость. Это очень хорошо, ведь хорошее развитие ребенка очень большое значение имеет в жизни.
Но вот уже стемнело и ребенка пора уже уложить спать или покормить. Но как это сделать, когда малыш активно играет и просто взбудоражен развитием событий в своем мире? Просто так он игру не оставит, как же он может бросить в самую трудную минуту своих героев? И просто упорно сопротивляется Вам и не хочет прерывать игру.
Многие просто забирают и просто укладывают спать, но тогда у ребенка начинается истерика и явно уже спать, скоро не ляжет. К тому же, это может привести к негативным воздействиям на психику ребенка, так можно и нервную систему подорвать. Не отрывайте резко деток от игр.
Придумайте что-то другое, иной вариант воздействия. Для начала можно просто присоединиться к игре ребенка и помочь уложить спать его героев, довести, так сказать, сказку до конца. И потом предлагаете лечь спать (или есть, смотря, что нужно).
Неудача. Море слез и истерика. Отвлеките его веселой песенкой и наблюдайте за реакцией ребенка. Можно просто предложить идти кушать вместе с его героями (взять с собой куклу или игрушку). Посадив малыша, накормите (можете и кукле насыпать немного, это ребенка успокоит). Все, ребенок сыт или лег спать. Цель достигнута.
При этом не был нарушен режим его игры, был просто плавный переход к другому. В такие моменты главной целью и есть отвлечь ребенка от игры.
Плавный переход, по сравнению с резким переходом, сбережет нервную систему ребенка, ведь она только формируется у малышей, зачем ее сразу же и рушить? Ее нужно лелеять и беречь как зеницу ока.
Но это не значит, что ребенку позволено все, во всем нужно знать меру. Ведь неудача Ваша приведет к тому, что ребенок начнет манипулировать Вами. Этого допускать нельзя.
А приведенный способ надежен и легок в выполнении – стоит лишь помочь ребенку доиграть игру и переключить его внимание на то, что нужно и все останутся довольны и счастливы.
Самый простой и лёгкий способ, повторяем, лучше всего доиграть с малышом в его игру и затем спокойно переключить его внимание на то, на что нужно. И обе стороны будут довольны и спокойны. Будем беречь друг друга.
Счастья вам и вашим деткам!
Источник:
Игры на расслабление для детей
Игры на РАССЛАБЛЕНИЕ
Поймай мышь (с 6 лет)
Цель: Эта игра даст Вам возможность устроить себе небольшую передышку, пока дети будут сосредоточенно, спокойно и тихо двигаться по комнате. Для детей это приятный перерыв в работе, позволяющий им потом снова собрать своё внимание и энергию. После этой игры они будут значительно лучше выполнять задания, требующие сосредоточенности.
Инструкция: Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышь.
Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая, домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по полу четырьмя крошечными лапками.
Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами.
Если хотите, то можете, сидя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотрите, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам… (Дождитесь, пока все дети вернутся на свои места.) Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, так что все они смогут выбежать наружу.
Пряничная кукла и солдат (с 6 лет)
Цель: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях,когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться.
Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так…
(Покажите детям эту позу). А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу).
Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).
Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом (10 секунд). Теперь опять тряпичной куклой… Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины… Теперь стряхните воду с волос… Теперь — с верхней части ног и ступней…
Путешествие на облаке (с 6 лет)
Цель: Эта игра поможет привести детей в «рабочее» состояние перед началом занятий.
Источник:
«Подвижная игра, как одно из средств коррекции поведения гиперактивных и агрессивных детей»
Для ребенка дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности. Решить задачу развития движений и их совершенствования помогают разнообразные подвижные игры. Все играющие вовлекаются в активные двигательные действия.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Подвижные игры делят — на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры–забавы, аттракционы.
Следует отметить, что в подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и уточняют знания об окружающей жизни, свойствах предметов, знакомятся с новыми словами и учатся произносить их. В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. Дети учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Подвижные игры – важное средство развития самостоятельности, активности, инициативности. Таким образом, подвижные игры оказывают огромное влияние на все стороннее развитие детей.
Для меня, как для воспитателя важно знать, как использовать подвижные игры с разными детьми.
Я работаю на подготовительной группе. У меня 70 % мальчиков из них 50% гиперактивных детей и для меня подвижная игра это как средство коррекции поведения таких детей.
Я использую сюжетные игры.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет, и твердо зафиксированные правила.
Сюжет отражает явление окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т.д.) игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок.
Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение, и взаимоотношения играющих. Уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Это позволяет использовать их в разных условиях с разными целями.
Действия детей в игре подобного типа взаимосвязаны. Активность одного участника, например «кота», в игре побуждает других участников двигаться быстрее. Так гиперактивный ребенок «кот», а заторможенный «воробей» помогают друг другу выполнить задание правильно.
Такие игры, как, например: «У медведя во бору» развивает выдержку и речь; «лохматый пес» — воспитывает терпение, что очень важно при работе с гиперактивными детьми.
Еще можно использовать бессюжетные игры.
Бессюжетные подвижные игры типа «ловишек», «перебежек» не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными, наличием правил, ролей, взаимообусловенностью игровых действий всех участников.
Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. Выполнение четких правил, что помогает гиперактивному ребенку бесконфликтно взаимодействовать с другими детьми.
Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности: дефицит внимания, импульсивность, высокую активность, неумение заострять внимание на деталях.
В игре им трудно дожидаться своей очереди.
Такая игра как «Давайте поздороваемся» направлена на снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Разнообразие тактильных ощущений сопутствующих проведению этой игры, дает гиперактивному ребенку возможность снять мышечное напряжение и почувствовать свое тело.
А вот игра «Кричалки-шепталки-молчалки» говорит сама за себя.
Если четко выполнять правила этой игры, то гиперактивными детьми становится управлять намного легче. Заканчивать игру следует «молчалками».
Для того, чтобы успокоить слишком активных детей и во время «молчалки» можно дать любое задание, направленное на снижение активности. Еще в моей группе есть несколько детей с агрессивным поведением, в работе с ними я тоже использую подвижные игры.
Для агрессивных детей мы подбираем игры способствующие снижению агрессии.
Игра «Обзывалки» полезна не только агрессивным детям, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, но следить за тем, чтобы мяч, который передается по кругу, дети не роняли.
В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ………….. солнышко!» Чтобы дети почувствовали разницу в словах обидных и приятных.
Источник: http://pedagogtop.ru/sovety/kak-uspokoit-detej-posle-podvizhnoj-igry.html
Спокойные игры для детей
Подробности Опубликовано 19 Февраль 2009
Спокойные игры для детей
ИСПОРЧЕННЫЙ ФАКС
Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди.
Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой.
Перед следующим раундом все и игроки должны поменяться местами.
В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.
Можно провести командный вариант игры — все участники делятся на команды по 5—8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.
КОНФЕТКА
Участники сидят за столом. Среди них выбирается водящий. Игроки передают друг другу под столом конфету. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков на передаче конфеты. Тот, кого поймали, становится новым водящим.
Обычно начинает игру человек, сидящий напротив водящего.
Я ВИЖУ МИШКУ
Все участники встают в шеренгу боком друг к другу, как можно плотнее. Ведущий (первый в шеренге) говорит: «Я вижу мишку» и указывает рукой вперед. Все игроки должны повторять действия ведущего. Затем ведущий опять говорит: «Я вижу мишку», садится на корточки и указывает рукой вперед. Игроки тоже садятся на корточки.
В третий раз ведущий кричит: «Я вижу мишку», указывает рукой в сторону своего соседа и толкает его. В результате игроки один за другим падают на землю и получается веселая свалка.
Если среди участников есть люди, знакомые с игрой, их следует расставить между другими игроками, чтобы они усиливали «толкательный импульс».
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО
Водящий отворачивается, и остальные игроки знаками загадывают одного из присутствующих (можно загадать самого водящего). Цель водящего — с трех попыток угадать, кого загадали игроки.
Для этого водящий задает игрокам вопросы по ассоциации загаданного человека с различными предметами и явлениями. На каждый вопрос игроки сообщают свои ассоциации. Водящий в любой момент может высказывать свои догадки.
Если он угадает — выбирается другой водящий, если исчерпает все попытки, не угадав человека, — становится водящим повторно.
Примеры вопросов, которые может задавать водящий:
- Если бы этот человек был деревом, какое бы это было дерево?
- Каким предметом мебели он бы был?
- Какой одеждой?
- Каким цветом?
- Каким фруктом?
- Какой страной?
- Каким чувством?
- Каким месяцем?
- Какой игрой?
КТО ЭТО?
Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову — человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи, и передайте рисунок соседу.
У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтобы на новом полученном листке дорисовать конечности.
А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.
Можно рисовать больше, чем в 3 этапа. Например: голову; плечи и верхнюю часть рук; нижнюю часть рук, талию и верхнюю часть ног; нижнюю часть ног и ступни.
СОРЕВНОВАНИЕ ТЕЛЕФОНИСТОВ
Две группы играющих 10—12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Руководитель подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде.
По сигналу руководителя первый в ряду начинает передавать ее на ухо второму, второй — третьему и так до последнего. Последний, получив «телефонограмму», должен встать и громко и внятно произнести скороговорку.
Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.
Скороговорки:
Расскажи мне про покупку. — Про какую про покупку? — Про покупку, про покупку, про покупочку свою.
Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортавывать — зарапортовался.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
Дополнительно:
Скороговорки. Учимся говорить разные буквы.
Скороговорки
ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
Все садятся в рядок. Левый крайний шепчет что-то своему соседу на ухо, тот — дальше. Правый крайний говорит вслух то, что до него дошло. Тот, кто начинал, сообщает, что именно хотел передать он. Порой искажения бывают очень забавными. После каждого «звонка» надо пересаживаться, чтобы все смогли побывать на концах «провода».
ВОПРОС СОСЕДУ
Все садятся в круг, ведущий — в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Где ты живешь?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.
МАТРЕШКИ
На стуле лежат два сарафана и две косынки. Кто быстрее наденет сарафан и повяжет косынку, тот победитель.
ХОЗЯЮШКИ
Две куклы лежат в кроватках. Два участника игры должны разбудить кукол, сделать с ними зарядку, умыть, почистить им зубы, причесать, убрать постель, одеть, накормить, погулять с куклой, поиграть с ней, вымыть ей руки, накормить, умыть, раздеть, положить в постель и спеть колыбельную песенку. Побеждает тот, у кого это быстрее и лучше получится.
ЗОЛУШКА
Смешайте на столе кучку из гороха, фасоли, чечевицы, сушеной рябины, калины — что найдется под рукой: 3—4 разных вида, не больше. Надо разобрать все на однородные кучки — с завязанными глазами. Побеждает тот, кто за определенное время (его устанавливают заранее) разберет большее число зерен и ягод. Если что-то попадет не в ту кучку, из нее вынимают два зерна или ягоды — как штраф.
СМОТАЙТЕ ШНУР
На середине шнура завязывают узелок, а к концам прикрепляют по простому карандашу. Нужно намотать свою часть шнура на карандаш. Кто быстрее дойдет до узелка — победитель. Вместо шнура можно взять толстую нитку.
Спокойные игры для детей
ИСПОРЧЕННЫЙ ФАКС
Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди.
Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой.
Перед следующим раундом все и игроки должны поменяться местами.
В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.
Можно провести командный вариант игры — все участники делятся на команды по 5—8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.
КОНФЕТКА
Участники сидят за столом. Среди них выбирается водящий. Игроки передают друг другу под столом конфету. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков на передаче конфеты. Тот, кого поймали, становится новым водящим.
Обычно начинает игру человек, сидящий напротив водящего.
Я ВИЖУ МИШКУ
Все участники встают в шеренгу боком друг к другу, как можно плотнее. Ведущий (первый в шеренге) говорит: «Я вижу мишку» и указывает рукой вперед. Все игроки должны повторять действия ведущего. Затем ведущий опять говорит: «Я вижу мишку», садится на корточки и указывает рукой вперед. Игроки тоже садятся на корточки.
В третий раз ведущий кричит: «Я вижу мишку», указывает рукой в сторону своего соседа и толкает его. В результате игроки один за другим падают на землю и получается веселая свалка.
Если среди участников есть люди, знакомые с игрой, их следует расставить между другими игроками, чтобы они усиливали «толкательный импульс».
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО
Водящий отворачивается, и остальные игроки знаками загадывают одного из присутствующих (можно загадать самого водящего). Цель водящего — с трех попыток угадать, кого загадали игроки.
Для этого водящий задает игрокам вопросы по ассоциации загаданного человека с различными предметами и явлениями. На каждый вопрос игроки сообщают свои ассоциации. Водящий в любой момент может высказывать свои догадки.
Если он угадает — выбирается другой водящий, если исчерпает все попытки, не угадав человека, — становится водящим повторно.
Примеры вопросов, которые может задавать водящий:
- Если бы этот человек был деревом, какое бы это было дерево?
- Каким предметом мебели он бы был?
- Какой одеждой?
- Каким цветом?
- Каким фруктом?
- Какой страной?
- Каким чувством?
- Каким месяцем?
- Какой игрой?
КТО ЭТО?
Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову — человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи, и передайте рисунок соседу.
У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтобы на новом полученном листке дорисовать конечности.
А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.
Можно рисовать больше, чем в 3 этапа. Например: голову; плечи и верхнюю часть рук; нижнюю часть рук, талию и верхнюю часть ног; нижнюю часть ног и ступни.
СОРЕВНОВАНИЕ ТЕЛЕФОНИСТОВ
Две группы играющих 10—12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Руководитель подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде.
По сигналу руководителя первый в ряду начинает передавать ее на ухо второму, второй — третьему и так до последнего. Последний, получив «телефонограмму», должен встать и громко и внятно произнести скороговорку.
Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.
Скороговорки:
Расскажи мне про покупку. — Про какую про покупку? — Про покупку, про покупку, про покупочку свою.
Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортавывать — зарапортовался.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
Дополнительно:
Скороговорки. Учимся говорить разные буквы.
Скороговорки
ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
Все садятся в рядок. Левый крайний шепчет что-то своему соседу на ухо, тот — дальше. Правый крайний говорит вслух то, что до него дошло. Тот, кто начинал, сообщает, что именно хотел передать он. Порой искажения бывают очень забавными. После каждого «звонка» надо пересаживаться, чтобы все смогли побывать на концах «провода».
ВОПРОС СОСЕДУ
Все садятся в круг, ведущий — в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Где ты живешь?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.
МАТРЕШКИ
На стуле лежат два сарафана и две косынки. Кто быстрее наденет сарафан и повяжет косынку, тот победитель.
ХОЗЯЮШКИ
Две куклы лежат в кроватках. Два участника игры должны разбудить кукол, сделать с ними зарядку, умыть, почистить им зубы, причесать, убрать постель, одеть, накормить, погулять с куклой, поиграть с ней, вымыть ей руки, накормить, умыть, раздеть, положить в постель и спеть колыбельную песенку. Побеждает тот, у кого это быстрее и лучше получится.
ЗОЛУШКА
Смешайте на столе кучку из гороха, фасоли, чечевицы, сушеной рябины, калины — что найдется под рукой: 3—4 разных вида, не больше. Надо разобрать все на однородные кучки — с завязанными глазами. Побеждает тот, кто за определенное время (его устанавливают заранее) разберет большее число зерен и ягод. Если что-то попадет не в ту кучку, из нее вынимают два зерна или ягоды — как штраф.
СМОТАЙТЕ ШНУР
На середине шнура завязывают узелок, а к концам прикрепляют по простому карандашу. Нужно намотать свою часть шнура на карандаш. Кто быстрее дойдет до узелка — победитель. Вместо шнура можно взять толстую нитку.
СЛОН
Хозяйка предлагает по листу бумаги командам, на котором коллективно рисуется слон, с закрытыми глазами: один рисует тело, другой закрывает глаза и рисует голову, третий ноги и т.д. Кто быстрее и похожее нарисует — получает очередное очко.
ЗОМБИ
Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. По парам соприкасающиеся руки связывают, а свободными руками, то есть один из участников левой, а другой правой рукой, должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и завязать на бантик. Чья пара вперед — получает очко.
АВТОПОРТРЕТ
На листе ватман сделаны две прорези для рук. Участники берут каждый свой лист, продев руки в прорези, рисуют кистью портрет не глядя, у кого «шедевр» получился удачнее — забирает приз.
ВЕСЕЛЫЕ МАРТЫШКИ
Ведущий говорит слова: «Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3 — все с гримасами замри».
Игроки повторяют всё за ведущим.
КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ
Игра на внимательность
Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что, если он скажет «карлики», все должны сесть на корточки, а если скажет «великаны», все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры. Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например:
«Картошка! Веревка! Карманы! Ведерко!» Победителем считается игрок, оставшийся последним.
И Я!
Игра на внимательность
Правила игры: ведущий рассказывает какую-нибудь историю о себе, желательно небылицу. Во время рассказа он делает паузу и поднимает руку вверх. Остальные должны внимательно слушать и, когда ведущий поднимает руку вверх, крикнуть «и Я», если действие, о котором говорится в рассказе, может выполнить человек, или промолчать, если действие не подходит. Например, ведущий рассказывает:
Как то раз пошел я в лес…
Все: «И я!»
Вижу, на дереве белка сидит
…
Белка сидит и орешки грызет
…
Увидела меня и давай в меня орехами бросаться
…
Я от нее убежал
…
Пошел я в другую сторону
…
Иду по лесу, цветы собираю
…
Песни пою
…
Вижу, козленок травку щиплет
…
Я как свистну
…
Козленок испугался и ускакал
…
— А я дальше пошел
…
Победителей в этой игре нет: главное — веселое настроение.
ПАЗЛЫ
В эту игру могут играть от трех до шести ребят. Найдите любые картинки со множеством деталей или открытки, каждую в двух экземплярах. Разрежьте на квадратики по одному экземпляру каждой картинки. Приклейте квадратики на картон и сложите в коробку. Ведет игру взрослый.
Он демонстрирует ребятам целые картинки и просит каждого выбрать картинку, которую он будет собирать. Затем откладывает картинки. Ведущий вынимает из коробки квадратики и показывает игрокам, спрашивая, чей это фрагмент. Тот ребенок, который выбрал как раз эту картинку, часть которой демонстрирует ведущий, берет квадратик себе.
Побеждает тот игрок, который быстрее всех соберет свою картинку.
НАЙДИ ВЕЩЬ
Один из игроков загадывает какой-нибудь предмет, непременно находящийся в комнате, а остальные пытаются угадать, что это за предмет. Они задают игроку, загадавшему предмет, наводящие вопросы, на которые он может отвечать только «да» и «нет». Задавать вопросы надо правильно, например: «Он большой?», «Он стоит в углу?» и т.д. Постепенно дети угадывают этот предмет.
Источник: https://xn—-htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/scenarios-and-holidays/64-party/1293-sp
Подвижные игры для детей дошкольного возраста, используемые в детской психокоррекции: развитие мелкой и крупной моторики, устранение страхов
Психокоррекционная работа с детьми и подростками имеет свою специфику по сравнению с таковой у взрослых.
Основными направлениями коррекции психического развития являются:
- Коррекция отклонений в психическом развитии;
- Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;
Сегодня существует множество психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми и подростками.
Сегодня мы рассмотрим метод игровой терапии, а в частности подвижные игры, которые ближе всего отвечают задачам развития.
Какие проблемы мы решаем в процессе проведения игротерапии с детьми?
- Трудности коммуникации.
- Социальный инфантилизм — это низкий уровень сформированности социальных мотивов, неудовлетворительная ориентировка в системе социальных норм и правил.
- Трудности произвольной регуляции ребенком поведения и деятельности (низкий самоконтроль, импульсивность).
- Нарушения поведения — умеренная агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормления, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома).
- Трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека;
- Трудности личностного развития — неадекватные представления о своих качествах, способностях, низкая или завышенная самооценка, неуверенность в себе.
- Фобические реакции — страх определенных объектов, действий, событий, реакция их избегания, высокая ситуативная и личностная тревожность.
Групповая игротерапия дает возможность ребенку наблюдать модель «бесстрашного» поведения сверстников в отношении объектов и событий, вызывающих страх и тревогу.
Основные тенденции развития детей 1-3-х лет
Ведущей деятельностью является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.
Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Ребенок осознает себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в известном кризисе 3-х лет.
Основные симптомы кризиса 3-х лет
- Негативизм.
- Упрямство.
- Строптивость.
- Своеволие.
- Протестное поведение.
- Обесценивание требований взрослых.
- Ревность.
- Деспотизм.
Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.
Можно выделить следующие направления психокоррекционной и развивающей работы с детьми этого возраста:
- развитие моторики;
- развитие предметных действий;
- развитие речи;
- общеразвивающие игры;
Развитие моторики в раннем возрасте является важной задачей для развития ребенка в целом.
Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), то у него развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и др. Такие действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями.
Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи.
Все вы прекрасно знаете, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Упражнения на развитие мелкой моторики
- Ладушки-ладошки.
- Мягкие лапки, а в лапках-цап-царапки. Сначала ручки в кулачках, попеременно двигаются, потом — «выпускают коготки — разжимают кулачки и напрягают пальчики).
- Колобок.
«Мы катаем колобок, как катаем мы клубок, а теперь на этой ручке мы катаем колобок» — ладошки как бы раскатывают колобок.
- Фонарики.
«Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем, вот фонарики сверкают, нам дорожки освящают» — дети держат кулачки над головой, попеременно разжимая их — разносторонние движения кистями рук.
- Сорока-белобока. Пересчет пальчиков — пальчиковая гимнастика.
- Капуста. «Мы капусту рубим-рубим, мы капусту режем-режем, мы капусту солим-солим, мы капусту жмем-жмем, мы морковку трем-трем (все движения разносторонние).
Упражнения для детей 3-5 лет
- «Фонарики».
- «По реке плывет кораблик».
- «Шла купаться черепаха».
- «Вышли пальцы танцевать»: 1-2-3-4-5 — вышли пальцы танцевать! Большой пустился в пляс (большие пальцы рук двигаются вокруг друг друга), указательный — вприпляс (указательные пальцы соединяются), средний пальчик — поклонился (кланяются), безымянный — притаился (безымянный палец правой руки прячется в кулачке левой руки), а мизинец-молодец — цепь сомкнул (мизинцы соединяются и руки сцепляются), как же пальцам танцевать? Надо цепь нам разорвать! (дети разъединяют руки).
- «Музыканты»: «Постучу по барабану — 1-2-3-4-5 (дети изображают игру на барабане), а потом сыграю маме («играют на пианино»), очень весело играть, я на дудочке играю (изображают игру на дудке), всех ребяток забавляю!».
Упражнения для детей 5-6 лет
- Лягушка. Разносторонние движения: на столе — одна кисть в кулаке, другая — разжата, попеременные движения: «Мы — веселые лягушки, мы — лягушки-попрыгушки, вместе весело играем, всех ребяток забавляем!».
- Лезгинка.
Кулак одной руки повернут лицом к ребенку — вторая кисть развернута к кулаку и пальцы, как бы врезаются в кулак — попеременная смена движений кистей (упражнение из нейропсихологической коррекции А. Семенович);
- Кулак-ребро-ладонь и др.
Игры на развитие общей моторики направлены на регуляцию мышечного тонуса.
Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение с последующим их расслаблением:
- Растяжки —линейные и боковые: «Струночка», «Звездочка».
- Игра «Огонь и лед» — дети лежат на спине: «Огонь» — руки и ноги изображают пламя огня; «лед» — застывают.
- Игра «Солдат».
- Игра «Карандаш-кисточка»: карандаш — вытягивают руки вперед — напрягают руки; кисточка — расслабляют руки, кисти мягко двигаются.
- Игра «Холодно-жарко»: холодно — дети «дрожат», напрягая руки и тело; жарко — все расслабляются, руки свободно повисают.
Дети очень любят эти игры, так как они снимают мышечное напряжение, зажимы, помогают расслабиться и готовы играть в них на каждом занятии. О чем это говорит?
Дети по большей части напряжены, не могут отреагировать свои эмоции, расслабиться. Это касается в большинстве своем тревожных детей, а их количество с каждым годом возрастает.
Второй вид упражнений и игр — на развитие крупной моторики, формирования реципрокного, то есть разностороннего взаимодействия, на развитие межполушарного взаимодействия, которое ответственно за развитие речи, мышления, памяти и внимания.
- Ползание на животе. Медленно — для развития межполушарного взаимодействия, самоконтроля, снижения импульсивности);
- Кошечка. Ползание на коленях и локтях (развитие межполушарного взаимодействия).
А также упражнение «Мозговая гимнастика», это любые разносторонние движения руками, кистями, ногами:
- Ухо-нос. Одна рука держится за нос, другая — за ухо; хлопок — смена движения.
- Голова-живот. Одна рука гладит живот, другая — голову; хлопок — смена движения.
- Спина-плечо. Одна рука — за спиной, другая — на плече; хлопок — смена движения.
- Лезгинка и многие другие.
Если в день хотя бы 5-10 мин. проводить игры на развитие мелкой моторики, разносторонние движения, упражнения на напряжение и расслабление — мы очень поможем детям в развитии как интеллектуальной сферы, так и эмоциональной, предупредим такие явления, как мышечные зажимы, снизим тревожность и др.
Подвижные игры с детьми 3-5 лет, которые снижают страхи, негативные эмоциональные переживания и эмоциональное напряжение:
- Динозаврики (3-4 г.). Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики. Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам.
Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
- Высвобождение гнева. Мягкий стул или куча подушек (индивидуальная или групповая форма проведения).
Подушка кладется перед ребенком — он ударяет по ней или ракеткой, или расслабленной рукой, выговаривая при этом любые слова, выражающие чувство гнева (часто дети боятся говорить грубые слова и с ними проводится эта игра индивидуально, у психолога). Я часто выхожу и даю возможность ребенку выплеснуть все негативное, что собралось у него на душе.
Игру полезно проводить систематически, потому что негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих!
- Есть аналогичная игра «Непослушная подушка».
Дети ее очень любят и всегда просят провести: «К нам в гости пришла непослушная подушка, к кому в руки она попадает, тот начинает говорить непослушные слова, например: «Не хочу утром вставать рано! Не хочу идти в сад и т.д » Такие игры полезны взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.
- Жужа (5-6 лет). Отреагирование отрицательных эмоций.
Индивидуальная или групповая форма проведения. Материал —полотенце. Выбирается ведущий — Жужа— он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут его. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине. Нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными.
А «Жужа» должен терпеть как можно дольше. Следующим «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется.
- Дракон кусает свой хвост. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов (5-10 лет). Дети строятся в колонну. Первый — голова дракона, последний — хвост дракона. На команду: 1-2-3 дети бегут, «голова» гонится за «хвостом».
Каждому ребенку хочется побыть и в роли «головы», и в роли «хвоста».
- Вырвись из круга. Снятие напряжения, страхов.
- Бои петухов (6-10 лет), групповая игра. Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед.
В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами — выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными «петушиными» данными.
- Катушка. На развитие сплоченности в группе. Дети стоят в кругу, держась за руки.
Выбирается «катушка», остальные — ниточка, которая наматывается на катушку. «Катушка» стоит на месте, а остальные дети постепенно «наматываются на нее». Когда дети образовали «катушку», я предлагаю им постоять, закрыв глаза, и почувствовать тепло друг друга, как нам хорошо вместе. Эта игра способствует сплоченности детей, дает возможность почувствовать себя единым целым.
- Солдат. Напряжение и расслабление, снятие мышечных зажимов. Под определенную музыку «солдаты» бегают, «сражаются», «увертываются от пуль». На хлопок психолога «солдаты» падают на ковер, на спину, все расслаблены — «отдыхают». Я подхожу к каждому и проверяю, как расслаблены ноги и руки. Сначала у детей бывают зажаты конечности.
Постепенно дети учатся расслабляться, пропадают зажимы и мы видим, как ребенок становится более раскованным, свободным.
Групповая игротерапия дает возможность ребенку наблюдать модель «бесстрашного» поведения сверстников и отреагировать свои страхи. Я рассматриваю разные аспекты в развитии ребенка, начиная с раннего возраста и до 18 лет. Каждый период имеет свои особенности.
Думаю, что важно начинать эту работу с самого раннего возраста, чтобы получить желаемый результат. Необходимым условием успешной работы является просветительская работа с родителями. Без поддержки родителей результат всегда будет скатываться в обратную сторону. Поэтому, главной своей задачей ставлю привлечение и заинтересованность родителей в конечном результате. Важно, чтобы родители сами захотели включиться в этот сложный, но очень полезный и благодарный процесс. И здесь мне помогает квалификация семейного психолога, когда в творческий процесс включены , по возможности, все члены семьи, участвующие в воспитании ребенка.
Об авторе: Ащеулова Елена Борисовна, педагог-психолог Высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1694 «Ясенево» дошкольное отделение. Проходила стажировку в НИЦентр Детской Нейропсихологии. Многие игры придуманы автором.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
Читайте также
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Источник: http://pedsovet.su/dosug/igry_glya_doshkolnikov