Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. русская народная сказка «у страха глаза велики»

Конспект открытого занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Конспект открытого занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: познакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

Задачи:

  1. напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; инсценировать русскую народную сказку «У страха глаза велики» с помощью игрушек;
  2. создавать эмоционально положительную атмосферу общения с детьми;
  3. продолжать развивать способность детей понимать речь, умение слушать не отвлекаясь;
  4. доставить детям радость, вызвать смех и желание самим действовать с игрушками, когда воспитатель проговаривает текст;
  5. развивать умение исполнять музыкально-ритмические движения в соответствии с мелодией композиции;
  6. воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.

Материалы и оборудование: текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрация к сказке, игрушки (куклы: бабушка и внучка; курочка, мышка), мнемотаблица к сказке.

Содержание

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Скачать конспект

Воспитатель (ставит на стол игрушки: кукла-бабушка, кукла-внучка, курочка, мышка). К нам пришли гости. Кто это? (Ответы детей.)

В каких сказках есть эти герои? (Репка, курочка-ряба)А теперь мы послушаем новую сказку про наших гостей.

Называется она «У страха глаза велики»

Обратите внимание

Нам уже встречалось это выражение. Кто помнит, у какого героя тоже были глаза от страха велики. У Пети из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Чего боялся Петя?»

Вспомним, чего боялся Петя? (темноты, в темноте ему куртка и штаны представлялись человеком у стены, печка – бабою ягой, чемодан на шкафу – великаном). Когда Петя понял, что боится то, чего нет, то бояться перестал.

Но нашим героям уже не терпится рассказать вам сказку. Слушайте.

2. Чтение сказки.

Воспитатель читает русскую народную сказку «У страха глаза велики» и с помощью интонационной выразительности выделяет героев.

Про бабушку-старушку, внучку-хохотушку, курочку-клохтушку да мышку норушку.

(Проигрыш)

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка да мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

(Проигрыш)

Вопросы:

– Понравилась ли вам сказка?

– Назовите героев сказки.

— Ребята, а как вы думаете, кто сильнее всех испугался в этой сказке?

Посмотрите четверо наших героев убежали к себе домой. Кто это?

(бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка да мышка-норушка). Вместе им не так страшно, они семья, их много.

А какой герой сказки остался один в лесу? (Зайка)

Посмотрите вот он лежит под кустиком и боится. Давайте споём ему песенку и потанцуем, чтобы зайке не так страшно было.

3. Физминутка Песенка-потешка «Заинька»

Заинька походи,Серенький походи.Вот-так, вот-сяк походи!

Вот-так, вот-сяк походи!

Заинька подбодрись,Серенький подбодрись!Вот-так, вот-сяк подбодрись!

Вот-так, вот-сяк подбодрись!

Заинька топни ножкой,Серенький топни ножкой!Вот-так, вот-сяк топни ножкой!

Вот-так, вот-сяк топни ножкой!

Заинька повернись,Серенький повернись!Вот-так, вот-сяк повернись!

Вот-так, вот-сяк повернись!

Заинька попляши,Серенький попляши!Вот-так, вот-сяк попляши!

Вот-так, вот-сяк попляши!

Заинька поклонись,Серенький поклонись!Вот-так, вот-сяк поклонись!

Вот-так, вот-сяк поклонись!

Зайчишка-трусишкаПо полю бежал,В огород забежал,

Морковку нашёл,

Капустку нашёл,Сидит грызёт,Ай! Хозяин идёт!

Ой! Ой!

4. Работа с мнемотаблицей.

Важно

Убежал наш зайчишка к себе в норку, но чтобы мы не скучали, оставил нам несколько загадок.

Посмотрите на эту табличку и отгадайте, какая сказка в ней спряталась.

Эта та сказка, которую я рассказала вам сегодня.

Как она называется? (У страха глаза велики)

Посмотрите в табличке изображены предметы и персонажи, о которых говориться в сказке.

Назовите 1 картинку. Бабушка и внучка.

2 – курочка

3- мышка

Да, это герои сказки

– Что герои делали каждый день? (ходили за водой)

4- ведро

– Какие ведра были у героев сказки?

(У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.)

Словарная работа. Кто знает, что такое напёрсток?

Напёрсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал.

– Как плескалась вода в ведрах?

(у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!)

5-заяц и яблоко

– Что случилось, когда водоносы пошли за водой и возвращались домой через огород?

(Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.)

Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент сказки на ней нарисован?

(когда зайка прыгнул им под ноги)

Обратите внимание на лица, глаза героев. Что можно сказать?

Глаза большие, лица испуганные.

– Что сделали герои сказки, когда зайка прыгнул им под ноги?

(Испугались они, ведра побросали и домой побежали)

Какие картинки вы видите дальше в нашей табличке?

6 – медведь7 – волк8 – лиса

9 – кот

Почему эти герои изображены в табличке, разве они есть в нашей сказке?

Их нет, но наши водоносы так испугались, что придумали их себе.

– Что показалось каждому герою, когда их напугал заяц?

Бабушка подумала, что видела медведя,Внучка – волка,Курочка – лису,

Мышка – кота.

– Что показалось зайцу, когда он прыгнул под ноги водоносам?

Зайцу показалось, что он видел 4 охотников.

– Что значит выражение «У страха глаза велики? (чего нет, то и видят).

Воспитатель. Сказка учит нас тому, что, испугавшись, мы можем увидеть то, чего нет.

5. Рефлексия.

– Какие сказочные герои пришли к нам в гости?

– Какую сказку мы прочитали?

Но на этом сюрпризы от зайки не закончились. Он оставил нам интересную игру «Разрезные картинки». Нужно собрать портреты героев сказки.

Источник: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/5727.html

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе

«Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Образовательная область: речевое развитие

Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Программное содержание:

— напомнить детям известные им русские народные сказки;

— познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям;

— учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;

— развивать внимание, память, воображение, отчетливо произносить звуки в звукоподражаниях;

— обогащать словарь детей;

— помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки;

— воспитывать интерес к художественной литературе разных жанров.

Материалы и оборудование: текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрации к сказке, игрушка – зайчик, макет деревушки, театры по сказкам: «Колобок», «Заюшкина избушка».

 Предварительная работа: показ  театров «Колобок», «Заюшкина избушка», чтение сказок, пальчиковые игры.

Ход занятия:

Воспитатель :

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

— Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И дружно улыбнёмся!

— Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? (Да!)

(Вдруг все слышат какое-то шевеление. Что за странный звук?)

— Ой, ребята, кто это? (зайчик). Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

— Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки. Давай те же ребята мы с вами будем искать сказку, из которой убежал зайка.

(Дети идут к первому столу.)

— Смотрите, ребятки, вы узнали эту сказку? Ребятки, а как поступил колобок? Это хороший поступок или плохой? Почему? Правильно, ребята, нельзя уходить из дома одному без разрешения взрослых. И что же с ним произошло? Да, его съела лисичка. Какая же лисичка? Правильно, ребятки, она хитрая, обманула колобка. Зайка, ты понял, что нельзя уходить из дома одному без разрешения взрослых?

— Ребятки, зайчик говорит мне, что это не его сказка. Давайте мы пойдем дальше искать его сказку.

(Дети идут ко второму столу)

— Ребятки давайте посмотрим, что это за сказка? Вы узнали ее? Ребятки, а кто из героев этой сказки вам нравится больше всего? Почему? Да, ребятки, зайчик добрый, петушок смелый он защитил зайчика и помог ему в беде. А что вы мне скажите про лисичку? Да ребята лисичка плохая, злая, хитрая, обманула зайчика, обидела его.

— Но зайка опять говорит, что это не его сказка. Наверное, я догадалась, из какой сказки прибежал наш зайка. Я вам предлагаю послушать сказку.
А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,

Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги.

-Вот ,ребята, мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее, проверьте у всех спинки ровные. Я предлагаю познакомиться вам с новой русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».

Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»

(Воспитатель читает сказку выразительно, демонстрируя иллюстрации сказки).

— Ребятки что-то зайчик наш загрустил, давайте мы с ним поиграем. (проводится подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит»)

Беседа по содержанию. 

— Вам понравилась сказка? 

(Макет деревушки)

Воспитатель интересуется и напоминает начало сказки: «На краю деревушки (так называют деревню, в которой мало домов) в маленькой избушке жили бабушка – старушка, внучка – хохотушка, курочка – клохтушка, да мышка – хлоптушка.

— Давайте уточним, кто жил в деревушке: Бабушка — стар….., внучка – хох…, курочка – клох….., мышка – хло….

Воспитатель добавляет:

— Что герои делали каждый день?

— Какие ведра были у героев сказки?

— Откуда брали воду герои сказки?

Читайте также:  Рассказы о войне для детей

— Как плескалась вода в ведрах? (у бабушки, у внучки, у курочки, у мышки).

— Что случилось, когда герои пошли за водой и возвращались домой через огород?

— Что-то заинька загрустил, ребята, давайте с ним попляшем. (Проводится музыкальная подвижная игра «Заинька выйди в сад»).

Итог:

— Что сделали герои сказки, когда зайка прыгнул им под ноги? (Испугались.)

— Что показалось каждому герою, когда их напугал заяц?

— Что показалось зайцу, когда он прыгнул под ноги водоносам?

Воспитатель просит (индивидуально, 3 – 4 ребенка) подобрать героям сказки их страх, то есть то, что им привиделось, когда их напугал заяц.

Воспитатель:

— У кого из героев сказки был самый большой страх?

— Давайте вспомним концовку сказки: «У страха глаза велики – чего нет, и то видит». Сказка учит нас тому, что, испугавшись, мы можем увидеть то, чего нет.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-vo-vtoroj-mladshej-gruppe-chtenie-russkoj-narodnoj-skazki-u-strakha-glaza-veliki.html

Комплексное занятие в старшей (разновозрастной) группе детского сада по русской народной сказке «У страха глаза велики»

Комплексное занятие в старшей (разновозрастной) группе детского сада по русской народной сказке «У страха глаза велики»

Цель. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества. Формирование у детей навыков снятия тревожности, страхов.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с понятием «чувство страха»;
  • познакомить с бытовой сказкой;
  • дать представление о композиции сказки, показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика;
  • расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.

Развивающие:

  • развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

Оборудование и материалы.

Ноутбук, мультимедийная установка, презентация к русской народной сказке «У страха глаза велики»; урна, напёрсток, аудиосказка «У страха глаза велики», «Звуки леса», «мяуканье кошки», игрушка кошка, бумажные конверты, мяч, картина «Яблоня», картинки яблочки-смайлики.

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия.

Ребята, давай встанем в круг, поиграем с руками.

Приветствие  «Чуткие руки»

Что за чудо – чудеса:

Раз рука и два рука!

(дети поднимают вверх сначала одну руку, потом другую)

Вот ладошка левая,

Вот ладошка правая

(смотрят на одну ладошку, потом на другую)

И скажу, вам не тая:

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

(руки – в стороны, согнуты в локтях)

Добрые руки погладят собаку,

(дети поочерёдно гладят свои руки)

Умные руки умеют лечить,

(гладят щёки)

Чуткие руки умеют дружить.

(дети берутся за руки)

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе. Давайте представим, что мы находимся в лесу. Закройте глазки (звучит запись «Звуки леса»). Дети немного слушают. 

Воспитатель говорит: Ветерок шумит в листве деревьев, журчит лесной ручеёк, щебечут птицы. Мы присели на полянке.

Как хорошо, радостно и спокойно отдыхать! (Аудиозапись выключается) 

Но, что это?  Вот хрустнула ветка, вот ещё одна…Кто это?  Нам становится страшно! Мы сжались в комочек и застыли. Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли. Рот приоткрыли. Боимся пошевелиться и вздохнуть. Голову втянули в плечи, глаза закрыли. Ой, страшно!!! Что это за  зверь?

 (аудиозапись «мяуканье кошки»)— «Мяу!» Глаза открыли – а это кошка. — Ребята, расскажите о своих кошках. Какие они?

(дети по очереди высказываются)

— Вот видите, ребята, какие они ласковые. А мы – то думали!

— Кого вы себе представляли?

(дети делятся своими представлениями)

— А на самом деле это была маленькая кошечка.

Вот поэтому в народе и говорят: «У страха глаза велики».

А давайте поиграем в игру «Страшно и не страшно»

— Я произношу фразу, а вы производите действие. Дотроньтесь до кончика носа, те кто вчера смотрел телевизор. До щеки, те кто боится темноты. До лба, те кто сегодня умывался. До подбородка, те кто боится высоты. До волос, кто вчера ел шоколад. До уха, кто боится злой собаки

— Вот мы с вами узнали, некоторые ваши страхи?

— Давайте поиграем в игру «Если мне страшно, то я..» (по кругу с мячом) вставайте в круг.

Избавление от страха. На столе лежат конвертики, каждый возьмите себе по конверту и прошепчите свой страх. Затем запечатайте конверт и выбросьте в урну. Оттуда наши страхи уже больше никогда не выберутся.

Воспитатель: А сейчас присаживайтесь на стульчики, я хочу вас познакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Внимательно слушайте, и мы узнаем, чего испугались герои этой сказки.

Слушание  сказки.

Воспитатель. — Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)

Смешная, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними.

Совет

Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет.

В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.

-Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.

-А как начинается сказка, так называемая присказка? (Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.)

— Скажите, откуда брала воду бабушка? (из колодца)

— Откуда брала воду внучка? (из колоды)

Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.

— А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он этот след? (Ответы.)

-Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсточек). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.

-Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.) Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.) Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.

-Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло.

— А уж кого зайка испугал? (Ответы.)

-Из сказки мы узнали, что бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И не случайно: лавка – то низенькая. Курочка взлетела на печку – на лежанку высокую, а мышка под печь схоронилась.

— Что это значит? (спряталась).

— А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну, конечно, с перепугу – рядом с бабушкой не так страшно.

— А кто почудился зайке? (Ответы). Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Правильно, потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Молодцы.

Рефлексия.

Воспитатель: А сейчас подойдите к столу и возьмите то яблочко, какое настроение у вас было сегодня на занятии и прикрепите его к нашей яблоне, так чтобы оно больше не упало и никого не испугало.

Я очень рада, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/kompleksnoe-zanyatie-v-starshey-raznovozrastnoy-gruppe-detskogo-sada-po-russkoy-narodnoy-skazke-u-straha-glaza-veliki-73696.html

Конспект

по развитию речи

в подготовительной логопедической группе

на тему:

«Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Воспитатель первой категории МБДОУ детского сада комбинированного вида №4г.Лебедяни Липецкой области

Сердобинцева Светлана Николаевна

Программные задачи: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений. Учить детей объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами оценки, в подборе синонимов и антонимов. Развивать правильное речевое дыхание. Закреплять умение брать на себя роль персонажа сказки и выразительно выполнять ее.

Развивающая среда: аромалампа; масло чабреца; сказка «У страха глаза велики»; шапочки бабки, внучки, курочки, мышки, зайца; ведра разного размера; яблоня; домик; мяч среднего размера.

Ход:

Перед занятием зажигаю аромалампу с ароматом чабреца для устранения рассеянности и усиления работоспособности детей.

Читаю детям сказку «У страха глаза велики». После прочтения задаю вопросы:

— Почему это произведение называется сказкой?

— Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется?

— О чем рассказывается в сказке?

— Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Какие у них были ведра?

— Скажите, откуда брала воду бабушка?

— Откуда брала воду внучка?.. Не запомнили это слово «колода». Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода — это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берет воду — в колоде воды меньше, чем в колодце.

— А почему курочка берет из лужицы?

— А мышка — из следа от поросячьего копытца? Какой он, этот след?

— Как вы думаете, почему у бабушки вода в ведрах плескалась так: «трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки — «трех! плёх!»?

— Покажите, как идет бабушка и как идет внучка.

А кто пробежится за курочку и за мышку?

— Скажите, для чего все наши герои носили воду? Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растет на огороде? Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверное, потому там зайка и сидел — пришел морковкой полакомиться.

— Кто первый испугался? Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а он уж кого испугал?

-Как обставлена изба, как вы думаете? Конечно, обязательно лавки да печка. Из сказки мы узнали, что и бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И неслучайно: лавка-то низенькая.

Курочка взлетела на печку — на лежанку высокую. А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну конечно, с перепугу — рядом с бабушкой не так страшно.

А кто почудился зайке? Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? Правильно, потому что основная мысль сказки — осмеять, осудить трусливых людей.

Читаю сказку еще раз. Потом прошу детей пересказать ее. Спрашиваю трех человек. После каждого пересказа дети анализируют ответы товарищей и дают оценку.

— В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу, можно сказать о них. Какие они были? (пугливые, трусливые, испуганные).

— Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу. (смелые, храбрые, мужественные).

— Какими словами можно сказать о медведе ласково? (медведюшко, мишенька)

— Как мы назовем большого, сильного волка? (волчище) А не очень большого, не сильного? (волчишка).

— А как лису назвать ласково? (лисонька, лисочка, лисичка-сестричка).

Игра «Скажи наоборот»

Дети становятся в круг. Бросаю ребристый мяч по очереди каждому ребенку и называю слова, ребенок должен придумать антоним к слову.

Большой – маленький

Толстый — тонкий

Широкий – узкий

Горький – сладкий

Твердый – мягкий

Белый – черный

Смеяться – плакать

Больной – здоровый

Говорить – молчать

Закрывать — открывать

Ложится – вставать.

Обратите внимание

После игры предлагаю детям разыграть сказку по ролям. Вызываю шесть детей и предлагаю им самостоятельно распределить роли. Предлагаю необходимые атрибуты для каждой роли. Обращаю внимание детей на выразительность выполнения каждой роли, чтобы каждый ребенок говорил свои слова так, чтобы мы сразу поняли, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.

Читайте также:  Игры на развитие речи для детей 6-7 лет в детском саду

После драматизации проводится анализ.

Детям предлагается дома с помощью взрослых нарисовать картинки к сказке для организации выставки в группе.

Подводится итог.

Литература

О.С.Ушакова «занятия по развитию речи в детском саду»

Источник: http://lebds4.org.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/78-u-strakha-glaza-veliki-konspekt-dlya-podgotovitelnoj-gruppy-po-razvitiyu-rechi-serdobintseva-s-n

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»

Программное содержание:

Познакомить с русской народной сказкой «Заяц-хваста» в обработке А. Н. Толстого.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя;
  • Закрепить знания о жанровых особенностях сказки;
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
  • Развивать умение инсценировать отрывки из сказки;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству
  • Воспитывать доброе отношение к природе, познавательный интерес;
  • Формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.

Ход НОД

Воспитатель:

— Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

Ребята назовите известные вам русские народные сказки.

Например: «В одной сказке непослушный братец в козленочка превратился («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Слайд 2

Во второй – волк без хвоста остался («Лисичка-сестричка и серый волк»)». Слайд 3

В третьей – Иван Царевич пустил стрелу и упала стрела в болото к лягушке («Царевна лягушка») Слайд 4

В четвёртой — Стоял в поле теремок-и поселились в нём мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц, лиса, волк, медведь. («Теремок») Слайд 5

В пятой — Жил был Емеля и сказочная щука, которая исполняла все его желания («По щучьему веленью») Слайд 6

В шестой — Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Пошла Машенька в лес по грибы, заблудилась и попала к медведю. («Маша и медведь») Слайд 7

Молодцы! Много сказок знаете.

Для чего нужны нам сказки? (ответы детей)

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

Как обычно начинаются русские народные сказки. («Жил-был, жили-были».) Многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например: «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец».

-А вы хотите попасть в сказку? (ответы детей)

Важно

Мы сегодня побываем в сказке, где живет кто-то из животных. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.

«Длинноухий, хвост короткий.

У него характер кроткий,

Очень шустрый, трусоватый,

В шубке беленькой, как вата,

Ну а летом — серый он,

И по бегу – чемпион!»

-Правильно, это заяц.

Он герой многих сказок.

-Посмотрите, сколько иллюстраций я приготовила для вас, напомните мне, как эти сказки называются . Слайд 8-9-10-11 Заюшкина избушка. Заяц Коська и родничок. У страха глаза велики. Колобок.

-Молодцы, вы знаете много сказок, в которых есть заяц. Давайте вспомним, какой чаще всего бывает заяц в сказках? (длинноухий, косоглазый, куцехвостый, трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный)

-А вот я знаю сказку, в которой заяц хвастался. Это русская народная сказка «Заяц-хваста».

-Но, прежде чем рассказать вам эту сказку, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте:

«Крестьяне» — это жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством. Слайд 12

«Гумно»- огороженные участок земли для хранения зерна. Слайд 13

«Кокорина» — коряга, дерево, вывороченное с корнем. Слайд 14

-Теперь нам осталось выбрать зайца, которого мы возьмем с собой в сказку. (на экране 2 иллюстрации: на одной изображен заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке, объясняют свой выбор). Слайд 15-16

Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки „Заяц-хваста”: „У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи”»

«Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-великане»

Начинаются наши сказки, Заплетаются наши сказки. На море-океане, На острове Буяне, Там березонька стоит, На ней люлечка висит, В люльке зайка крепко спит.

Как у зайки моего Одеяльце шелково, Перинушка пухова, Подушечка в головах. Рядом бабушка сидит, Зайке сказки говорит.

Сказки старинные Не короткие, не длинные: Про кошку, Про ложку, Про лису и про быка, Про кривого петуха… Про гусей-лебедей,

Про смышленых зверей…

   «Итак, что же, в этой сказке действительно был заяц-великан?» – повторяет вопрос воспитатель после чтения произведения.

Рассказывание сказки «Заяц-хваста».

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Совет

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Беседа по содержанию.

  • Кто был хвастуном в этой сказке? (заяц)
  • Где жил заяц? (в лесу)
  • Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо)
  • Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
  • Перед кем он хвастался? (перед стадом зайцев)

Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь)

  • Кому рассказали зайцы про хвастунишку? (тётке вороне)
  • Как ворона пристыдила зайца? (Боле не хвастай!)
  • Что случилось с вороной? (сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять)
  • Как заяц ей помог? (Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца и бросили ворону.)
  • Что сказала ворона зайцу? (Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!)

-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).

Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (Заяц-хваста).

— И как мы с вами всегда говорим: «Вот и сказке конец. А кто слушал молодец».

Загрузить: Zayac-hvasta_sajt.pptx (4,06 Мбайт)

Источник: https://firmanuk-pdds30.edumsko.ru/folders/post/1028886

У страха глаза велики, читать русскую народную сказку онлайн | русская сказка

(34 оценки 4,50/5)
Загрузка…

  • Царевна-серая утица
  • Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсток.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз пошли они за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабка охает: — Ох! Медведь огромный меня чуть не задавил! Внучка плачет: — Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! Курочка на печке кудахчет: — Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

ВСЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

  • Бесстрашный-2
  • Марко Богатый и Василий Бессчастный
  • Удалой батрак

Солнце, Месяц и Ворон Воронович

Три медведя, аудиосказки для маленьких

Принцесса и трубочист, аудиосказка (1981)

Книга добрых сказок, Шарль Перро. Часть 1

Кот и лиса, аудиосказка (1981)

Петушок и бобовое зернышко, аудиосказка (2005)

Волшебная лампа Аладдина, фильм сказка (1966)

Принцесса с мельницы, фильм сказка (1994)

Новые приключения Акмаля, фильм сказка (1983)

Король Дроздобород, фильм сказка (1965)

Как Франта научился бояться, фильм сказка (1959)

Наш друг Пишичитай, мультфильм, все серии

Маша и Медведь 36, мультфильм, Двое на одного (2013)

Корабль пустыни, мультфильм (1986)

КОАПП. Разными глазами, мультфильм (1985)

На задней парте, мультфильм, все серии

Источник: https://russkaja-skazka.ru/u-straha-glaza-veliki/

Пересказ русской народной сказки у страха глаза велики

Конспект занятия по развитию связной речи на тему

«Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: развитие связной монологической речи.

Задачи:

  1. Учить детей пересказывать текст;
  2. Учить детей объяснять значение слов, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  3. Обогащение словаря через подбор синонимов и антонимов.

Материал к занятию: предметные картинки (изображение героев сказки).

Ход занятия

Педагог: «Я приветствую вас на занятии! Я знаю, как вам нравятся игры, и предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку». Я буду называть определённые слова, а вы – должны догадаться, о каком произведении идёт речь!».

Коза, козлята, волк, кузнец, съел («Волк и семеро козлят»).

Дед, баба, яичко, курочка, мышка («Курочка Ряба»).

Муха, паук, денежка, базар, самовар, комар («Муха-Цокотуха»).

Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, бык, петух («Лиса и заяц»).

Педагог: «Молодцы! А сейчас навострите ушки и слушайте внимательно!».

  1. Чтение сказки «У страха глаза велики»

Педагог: «Ребята, сегодня я познакомлю вас с одним произведением, которое называется «У страха глаза велики».

Дослушав меня, вы должны определить жанр этого произведения, то есть сказать – сказка это или рассказ».

Чтение сказки сопровождается показом картинок.

  1. Беседа по содержанию произведения

Педагог задает вопросы:

  1. Вы догадались, какой жанр произведения: сказка или рассказ? («Это произведение – сказка»).
  2. Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).
  3. Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется? (ответы детей).
  4. О чём рассказывается в этой сказке?
  5. «Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? («Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка»).
  6. Какие у них были вёдра?» («У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек»).
  7. Все ли слова вам были понятны из текста сказки? (ответы детей). Кто из вас может объяснить значение слова «водонос», «колода», «схорониться».
Читайте также:  Загадки про птиц для детей 5-6-7 лет с ответами

ФИЗМИНУТКА«Звериная зарядка»

Раз — присядка,

Два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало —

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Педагог: «В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки? («трусливые, испуганные, пугливые»).

— Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу («смелые, храбрые, отважные, мужественные»).

— Какими ласковыми словами можно назвать медведя? («медведюшка, мишенька»).

— Как мы называем большого, сильного волка? («волчище»).

— А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка? («волчишка»).

— Как ласково назвать лису? («лисонька, лисочка, лисичка, лисичка-сестричка»).

— В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!». Как ласково назвать кота? («котик, котенька, коток»).

  1. Повторное чтение сказки
  2. Пересказ сказки

Для пересказа педагог вызывает нескольких детей.

Педагог: «Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку по ролям, но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».

перейти в каталог файлов

Источник: http://ocherk.org/pereskaz-russkoj-narodnoj-skazki-u-straha-glaza-veliki/index.html

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа): НООД по речевому развитию Пересказ русской народной сказки
«У страха глаза велики» подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,           «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

Цель: Развитие связной монологической речи.

Обучающие: учить детей пересказывать текст сказки связано, последовательно, без пропусков и повторений, используя мнемотаблицы, для лучшего запоминания; продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными) в подборе синонимов и антонимов; помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);учить объяснять значение слов; упражнять в умении выразительно передавать речь персонажей, с помощью жестов, мимики, движений; расширять словарь детей.

Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь воспитателя, отвечать на поставленный вопрос полным ответом.

Воспитательные:  воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения Маршака «Темноты боится Петя», нравственная беседа «У страха глаза велики».

Словарная работа: колодец, наперсток.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: иллюстрации-картинки «У страха глаза велики», картинки — колода, наперсток, мнемотаблица, смайлики-эмоции, карточки-эмоции, «яблоня», ширма, яблоко, музыкальное сопровождение, магниты и указка.

Методические приёмы:

Словесный  (вопросы — ответы, словесное упражнение (подбери слова),

Наглядный (картинки, показ мимической гимнастики,).

Структура НОД:

Вводная часть (длительность 3 минуты)

 1.Организационный момент (психигимнастика — пальчиковая гимнастика)

      2. Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»                                                               3. Сюрпризный момент

Основная часть (длительность 20 минут)

1.Первичное знакомство со сказкой.

Просмотр иллюстраций русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении чтения текста сказки воспитателем).

2.Беседа по содержанию.

3.Динамическая пауза.

4.Театрализованная физкультминутка.

         5.Повторное прослушивание сказки с установкой на пересказ.

Заключительная часть (длительность 2 минуты)

1.Итог занятия. Анализ пересказа детьми

2. Рефлексия.

Ход  образовательной деятельности:

Вводная часть:

1. Организационный момент (психигимнастика — пальчиковая гимнастика)

Воспитатель: Наступил новый день.

Мы пришли в наш любимый детский сад.

Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне.

Все, мне руки покажите и ладони разотрите.

Руки друг другу протяните.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

Выдохните через рот все обиды, злобу и огорчение (дети повторяют три раза вдох-выдох).

А теперь пожелаем всем, доброго утра! (повторяем хором)

2.Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Язычок проснулся и вышел погулять на улицу (показали язычок)

Посмотрел налево, посмотрел направо

Посмотрел вверх, посмотрел вниз

Посмотрел вокруг и снова спрятался в свой домик

3.Сюрпризный момент

Вдруг слышится странный звук за ширмой.

Воспитатель. Что за странный звук? Давайте посмотрим (беру за ширмой яблоко).

Ой, ребята, что это? (ответы детей). Вот так яблоко оно, соку сладкого полно! Да оно не простое, а сказочное. И прикатилось к нам из сказки. Хотите узнать из какой? Тогда присаживайтесь на стулья. Раз — два — три — четыре — пять …будем сказку начинать…

Основная часть.

1.Первичное знакомство со сказкой.

Просмотр иллюстраций русской народной сказки «У страха глаза велики» (в сопровождении чтения текста сказки воспитателем).

 Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Обратите внимание

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

2. Беседа по содержанию.

Воспитатель: Кто запомнил, как называется сказка? (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)

Воспитатель: Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, основной чертой его мимики являются большие выпученные глаза)

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».

Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вы обратили внимание какое замечательное и точное название у этой сказки, а ведь это еще и пословица «У страха глаза велики».

Давайте произнесем ее хором.

Воспитатель: Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были)

Воспитатель: Совершенно верно, эта сказка начинается  со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а далее мы узнаем, кто главные герои сказки.

Воспитатель добивается, чтобы дети назвали героев с точной характеристикой, анализируя, почему так названы герои:

Бабушка-старушка, потому что старенькая,внучка-хохотушка, потому что много хохочет,курочка-клохтушка, потому что клохчет,мышка-норушка, потому что живет в норке.

Воспитатель: А чтобы вам было понятно, я приготовила для вас схемы-помощники.

Показывает детям первую схему.

Посмотрите внимательно на 1 схему, можно ли по ней узнать героев нашей сказки?

Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (За водой) добиваться полного ответа

Воспитатель: С чем они ходили за водой? (С ведрами)

Воспитатель показывает вторую схему.

Воспитатель: Какие ведра были у героев? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)

Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом показывает наперсток и объясняет значение этого слова)

Воспитатель: Откуда брали воду наши герои? (из колодца,  колоды,  лужицы,  следа поросячьего копытца)

Воспитатель показывает третью схему.

Важно

Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода — это старинное слово, которое обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.

Воспитатель: Оно и понятно, нет этого слова в нашей современной речи.

Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке названы наши герои одним словом? (водоносы)

Почему они так названы? (потому что каждый день носили воду)

Скажите, для чего все наши герои носили воду? (ответы детей)

Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку, в сказке говориться, что у них был огород.

Воспитатель: В этот день водоносы донесли воду? (ответы детей)

Воспитатель: Кто им помешал? (зайка)

Где он сидел? (под яблоней)

Как он помешал? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

Давайте все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста)

3.Динамическая пауза

А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)

Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)

Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)

И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)

Вот так все и произошло.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Что произошло с водоносами дальше? (они испугались, побросали ведра и убежали домой)

Куда спряталась бабушка? (на лавку)

Куда спряталась внучка? (за бабушку)

Куда взлетела курочка? (на печку)

Куда схоронилась мышка? (под печку)

Воспитатель: Как вы понимаете слово схоронилась?

Какими словами близкими по смыслу можно заменить это слово? (спряталась, укрылась, затаилась)

Воспитатель: Молодцы ребята, много интересных слов назвали.

Воспитатель: Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Перечислите кому и кто именно: Бабушке — медведище.

Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.

Воспитатель: Почему медведище сказано в сказке? (потому что огромный и страшный медведь привиделся бабушке)

Воспитатель: Внучке — волк, а если и он, огромный и страшный, то волчище. Курочке — лиса, значит лисище, а мышке — кто привиделся? Котище.

Воспитатель показывает следующую схему.

Воспитатель: Что произошло с зайчиком? (спрятался под кустом)

Как вы думаете, что он испытал? (страх)

Кто привиделся зайчику? (четыре охотника с собаками)

Воспитатель: Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу (потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле)

Давайте произнесем эти слова все вместе с насмешкой.

4. Театрализованная физкультминутка. ← Предыдущая Следующая → 1 2

Источник: https://dsdnr.ru/metodraz/208298-plan-konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-podgotovitelnaja-gruppa-nood-po-rechevomu-razvitiy.html

Ссылка на основную публикацию