Сказки про войну для детей
Загрузка…
— Папа, а когда мы поедем к дедушке?
— Завтра рано утром. Ведь завтра у дедушки самый важный праздник.
— День рождения?
— Почти. Второй день рождения. День победы в ужасной войне. День, когда он смог вздохнуть и поверить, что его уже не убьют враги.
— А, нам в садике рассказывали про войну. Значит мой дедушка воевал?
— Дедушка — нет, а прадедушка, к которому завтра поедем, воевал. И только потому, что он выжил в этой войне, есть на свете твой дедушка, я и ты. если бы он погиб, то нас бы не было.
— Папа! А расскажи про войну?
— Про войну? Ты лучше завтра у прадедушки проси. Он лучше знает, ведь он воевал. А я могу рассказать тебе те сказки про войну для детей, которые мне рассказывали в детстве.
— Да! Да! Расскажи мне сказку!
— Садись и слушай.
Жил-был в деревне молодой паренек Иван. Любил он играть на гармошке и по вечерам гулять с любимой девушкой Люсей. Уже и свадьбу на осень запланировали. Да случилась война. Забрали Ивана на фронт. Дали винтовку и сапоги. А гармошку взять не разрешили.
Первый месяц провел Иван в учебке. Там его и других парней учили стрелять, заряжать и чистить винтовки, ползать по земле, не поднимая головы, чтобы не попала в нее пуля. И прочим премудростям военного дела.
Они пели строевые песни, играли в футбол и веселились, ожидая таинственного приключения — войны.
В один из дней командир учебной части велел строиться с вещами. Их посадили в поезд и повезли на фронт. Бравые солдатские песни звучали из окон поезда. Все были готовы весело закончить войну на одном дыхании.
На фронте оказалось не так весело, как надеялись. Петь было нельзя, как и громко разговаривать. Чтобы не получить пулю в лоб.
Сначала лопатками рыли окопы, потом в них отсиживались, прятались от пуль и снарядов. Земля осыпалась, когда рядом падала и взрывалась бомба. Глаза засыпало песком и глиной, дышать было нечем. Но надо было не просто прятаться, но и отстреливаться. Хотя было очень страшно получить пулю в лоб, как товарищ, только что стоявший рядом.
На фронте не было привычной бани, даже лицо утром умыть было нечем. В туалет ходили в углу окопа, и хоть закапывали отходы, но в летний зной все равно сильно пахло и летали мухи.
Вместо песен и анекдотов в минуты затишья, когда не летали пули и снаряды, солдаты тихонько перешептывались, вспоминали близких, мирную жизнь и свои планы. Писали и читали письма.
Друзей из учебной части становилось все меньше.
Убитых хоронили рядом с окопами в часы тишины. На их могилы никогда не придет мама и даже знакомый. После войны найти многочисленные могилы сложно. Ведь те, кто хоронил, тоже погибли и лежали в чужой земле без могильных плит.
В войну выживали действительно сильные. Сильные духом и уверенные в победе. Те, кто боялся и плакал, погибали обычно в тот же день или на следующий. Война не любит трусливых.
Были и храбрецы, спасавшие жизни своих товарищей, бросавшиеся с гранатой под танк врага и погибавшие вместе с танкистами.
Быстрой победы не получилось. Но она все же наступила.
5 долгих лет пришлось сидеть в грязных окопах. Жгучим летним зноем и морозными зимами, не мытыми, в грязной и рваной одежде. Чесаться от укусов насекомых и не мочь ничего сделать, чтобы прекратить этот ужас.
Лишь красота природы, пение птиц и сверчков в часы тишины после атак помогали исцелиться русской душе. Найти в себе силы продолжить убивать врагов и выживать самим. Ведь вера в то, что когда-то это прекратится. В то, что мир в твоих руках, нужно лишь не бросать начатое дело, двигала миллионы людей в сторону победы.
Подруга Ивана, Люся, за эти 5 лет научилась водить трактор, пахать и сеять, убирать пшеницу. Жены и невесты, матери и дети воинов помогали солдатам двигаться к победе. Они выращивали и пекли хлеб, который потом отправляли на передовую. Делали еду, которую кушали усталые бойцы.
Тяжелую работу, которую в мирное время выполняют мужчины, пришлось делать молодым женщинам и детям.
И не смотря ни на что, они встретились. Вместе отпраздновали победу. И осенью поженились. Пусть на 5 лет позже, чем планировали. Но это случилось. Не смотря ни на что.
С тех пор в наши места война не приходила ни разу. Но мы должны помнить о подвиге наших дедушек и прадедушек. Помнить о том, как это сложно и больно — воевать. Стараться не допустить ее. Любой конфликт учиться налаживать переговорами, а не выстрелами и взрывами.
— Пап, а почему люди воюют?
— Почему случаются войны?
— Да, если люди знают, что война — плохо, зачем они воюют?
— Дело в том, что все люди разные. У каждого свои «тараканы» в голове, свои убеждения. Кто-то хочет получить чужую землю, чтобы стать богаче. Кто-то пытается нажиться на продаже оружия. Кого-то просто обработали психологическими способами так, что он верит в то, что война- это хорошо. Что убивать каких-то конкретных людей — это хорошо.
Именно так и было в последней войне. К власти в германии пришел человек с большими амбициями, Гитлер. Он убедил всех, что германцы, арийцы — самая лучшая раса. А все другие национальности не заслуживают жить рядом с ними. И поэтому напал на все страны, которые были рядом.
Немцы действительно верили, что делают правильное дело — убивают всех, кто на них не похож. Всех, у кого не светлые волосы и не голубые глаза.
Люди для них были равны животным. Их сгоняли, как стада баранов, в гетто. Издевались всеми возможными способами. Проводили на живых людях медицинские опыты. Травили, жгли, расстреливали…. женщин, детей, стариков…. Всех, кто не походил на арийскую расу.
Но благодаря нашим воинам, твоему прадедушке и его товарищам, этих людей удалось остановить. Гитлер отравил всех своих детей, убил жену и себя, когда понял, что его победили.
Жителей Германии заставили смотреть документальные фильмы о том, что творили они и их соплеменники в гетто и лагерях с другими людьми. Страну разделили на 2 части и запретили иметь армию. Чтобы они не смогли больше ни на кого нападать.
Благодаря этой войне все люди на свете знают, что нельзя считать какую-то нацию превыше всех остальных. Это называется нацизм и запрещен во всех странах.
Теперь ты знаешь что это за праздник и знаешь за что благодарить прадедушку.
— Да, папа. У меня к нему куча вопросов. быстрей бы завтра!
А какие вопросы появились у тебя, малыш?
Источник: https://newskazki.com/skazki-pro-vojnu-dlya-detej/
8 книг о детстве
во время войны
Когда мужчины уходили на фронт, дома оставались женщины и дети, которые с этого момента детьми быть переставали. Они заботились о своих матерях, стояли в очередях за хлебом или сбегали воевать.
И сколько бы их ни пытались оградить от войны, она была повсюду, и дети все видели и замечали.
Из них выросли герои этих книг — очень разные, с удивительными судьбами, за каждой из которых стоят воспоминания человека, бывшего ребенком во время войны.
Всё про ЕГЭ. Рассылка
Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену
«Три девочки», Елена Верейская
Три девочки — это школьницы Наташа, Катя и Люся. Они живут в коммунальной квартире, по первым буквам всех обитателей зовущейся «Соленая Католюандо», дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год — а потом приходит война. Перестав ходить в школу — ее разбомбило, — девочки учатся другим вещам.
Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо — можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем — пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.
«Катя присела на ступеньку у входа в булочную, — она очень устала. Вот еще человек десять, и она дойдет до двери. В самой булочной стоять уже легче, там теплее. Катя думала о дедушке, — последние дни она очень тревожилась за него. Дедушка иногда не приходит с завода по два-три дня, и она тогда не знает, что думать, и боится подумать о самом страшном».
«Будь здоров, школяр», Булат Окуджава
На фронт Булат Окуджава попадает в 17 лет — его уже не назовешь ребенком, но, по сути, это вчерашний школьник. Его автобиографическая повесть очень честная: он пишет о том, каким тяжелым был военный быт, как резко отличалась реальная война от ребяческих представлений о ней.
«Командир полка читает донесение и посматривает на меня. И я чувствую себя тщедушным и маленьким. Я смотрю на свои не очень античные ноги, тоненькие, в обмотках. И на здоровенные солдатские ботинки. Все это, должно быть, очень смешно».
Повести о войне, особенно детские, очень часто написаны в возвышенно-патриотическом настроении, и многим из них мы это прощаем, потому что любили их в детстве и хотели быть похожими на самоотверженных героев.
Но в повести Окуджавы война — это не героизм и подвиги, это и ошибки из-за неопытности, и страх, и желание выжить и в то же время дружба тех самых вчерашних школяров, которая поддерживала в них человеческое.
Окуджава рассказывает, как ел похлебку щепкой, потеряв ложку, как мерз зимой в плохих ботинках, как перепутал свист вражеских пуль с пением птиц, как принимал «лихой вид», чтобы понравиться связистке Нине, и как погибли его товарищи.
«Мальчики из блокады», Александр Крестинский
Несколько рассказов и повесть в автобиографичном сборнике Крестинского — это жизнь ленинградских ребят до войны и во время блокады. Они были детьми — играли, мечтали о победоносных битвах, пока фашисты под стенами города не обратили их фантазии в реальность.
«И все-таки война началась.
Узнав об этом, мы взяли свои сабли и ружья и пошли на задний двор готовиться к битве с Чингисханом, которого уже окрестили между собой фашистом, и шумели там весело, лихо, победно, выгоняя из паутинных углов последнюю тишину, пока не пришел Коля Кумач, особенно серьезный, бледный, с печальными серыми глазами на большом одутловатом лице, и не сказал — чересчур грубо, как мне тогда показалось: «Дураки, война ведь…“»
Теперь богатством мальчишкам казались уже не сабли и цветные картинки из журналов, а кусок мерзлой конины. Это книга о страшных и грустных событиях, о которых говорится простыми словами.
Во время блокады ленинградцы хоронили близких, прятались от бомбежек и выживали всеми силами, но кроме этого они дружили, влюблялись и пересказывали друг другу книжки, которые читали еще тогда, когда не было войны.
«Я вижу солнце», Нодар Думбадзе
«В тот день впервые увидел я столько испуганных людей со слезами на глазах, впервые увидел плачущую тетю.
День этот был похож на морской отлив, после которого на берегу остаются рыбы, раковины и щепки…» — таким был день, когда из каждой семьи в деревне Сосо мужчины ушли на фронт.
Оставшись без родителей, которых репрессировали еще раньше, он живет с тетей и дружит со слепой девушкой Хатией, которая живет по соседству. Врач пообещал ей, что если она сможет видеть солнце — значит, ее слепота излечима.
Это история о том, как война идет в грузинской деревушке, далекой от военных действий: здесь находится место и дезертирству, и подвигам. Жители спасают жизнь раненому солдату, не зная о нем ничего, кроме того, что ему нужна помощь. В словах, которые часто повторяет Хатия «я вижу солнце», — одновременно и ее надежда на исцеление, и на то, что война закончится и все однажды будет хорошо.
«Должна остаться живой», Людмила Никольская
Людмила Никольская пишет об одном блокадном месяце в жизни ленинградской девочки Майи — декабре 1941 года.
О небольших, но важных моментах этого короткого периода здесь рассказывается очень подробно: как Майя находит чужую хлебную карточку и боится, что ее уличат в краже, как поддерживает маму и как вспоминает, увидев забытую надпись на стене, как хотела быть похожей на Женю из «Тимура и его команды». О чем она переживает, о чем думает и чего боится — все это приметы блокадного времени, которые мы видим детскими глазами.
«Ещё недавно война была как в кино. Где-то на границах с врагом бьются сильные весёлые бойцы. В промежутках между боями они распевают прекрасные мужественные песни. Там война, там стреляют и убивают. Дома же бойцов ждут с победой невесты и тоже поют песни. Нежные и грустные. Всё перепуталось. Ленинград стал фронтом. Его бомбят, обстреливают. В нём убивают».
«Улица младшего сына» Лев Кассиль, Макс Поляновский
«Не так уж много на свете мальчиков, по имени которых названы целые улицы», — так начинается повесть о Володе Дубинине, мальчике, вступившем в партизанский отряд.
«Володя долго не мог решить, кем ему быть, когда он вырастет. Недалеко было то время, когда он мечтал стать доктором. Потом, как и многие его сверстники в те годы, он решил, что будет полярником и станет плавать на льдине под красным флагом. Вскоре после этого собирался стать пограничником и сражаться на Дальнем Востоке против японских самураев».
Но вырасти ему так и не пришлось — как и стать доктором или полярником. Вместо этого с приходом фашистских оккупантов Володя становится партизаном и им и остается в памяти города, который он помогал защищать.
«Убежище», Анна Франк
Анна Франк сделала первую запись в своем дневнике 12 июня 1942 года, когда ей было 13 лет, и вела его до 1 августа 1944 года.
Еврейская девочка стала свидетельницей нацистской оккупации Нидерландов и, вместе со своей семьей прячась от немцев, вела записи в форме писем к вымышленной подруге Китти.
Она рассказывала о жизни обитателей убежища, записывала свои мысли, обиды и радости до того дня, пока в их укрытие не пришло гестапо.
«Милая Китти! Наше убежище стало настоящим тайником.
Господину Кралеру пришла блестящая мысль — закрыть наглухо вход к нам сюда, на заднюю половину дома, потому что сейчас много обысков — ищут велосипеды. Выполнил этот план господин Воссен.
Он сделал подвижную книжную полку, которая открывается в одну сторону, как дверь. Конечно, его пришлось „посвятить“, и теперь он готов помочь нам во всем».
«Сын полка», Валентин Катаев
«Сын полка» — это повесть об одном мальчике, но на самом деле его судьба не была редкой для военного времени. Ваню Солнцева, у которого война забрала семью, разведчики нашли спящим в окопе и «усыновили» всем полком.
«Дело известное, товарищ капитан, — сказал Егоров. — Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Потом убежал.
Почитай, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. А ещё в сумке у него мы нашли букварь. Рваный, потрёпанный. „Для чего тебе букварь?“ — спрашиваем. „Чтобы грамоте не разучиться“, — говорит.
Ну что вы скажете!»
Сын Валентина Катаева Павел позже писал, что отец, работавший военным корреспондентом, задумал эту повесть во время фронтовых командировок, несколько раз сталкиваясь со случаями, когда солдаты принимали к себе беспризорных, осиротевших детей.
Источник: https://mel.fm/knigi/4358917-children_war
Детский сад Орлёнок Касли — Рассказы детям о войне
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: |
.Рассказы из истории для дошкольников С.В. Новикова.
Великая Отечественная война советского народа
Летом 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. Фашисты, желавшие завоевать весь мир и установить свои порядки на всей земле, считали, что только Германия способна управлять всеми народами.
Ко времени нападения на Советский Союз фашисты успели покорить народы многих европейских стран, армии которых не устояли перед ударами считавшихся непобедимыми фашистских войск. Почти вся Европа оказалась под властью фашистов.
Везде они устанавливали жестокие порядки, не щадя ни женщин, ни детей.
На рассвете утром 22 июня 1941 года сотни фашистских самолётов и танков нарушили границы Советского! Союза и продвинулись на большое расстояние в глубь нашей страны. Тысячи артиллерийских орудий открыли! огонь по советской территории. Полыхали огнём города! и деревни.
Много советских солдат и мирных жителей было убито в первые дни фашистского наступления. Войска Красной Армии оказались не готовы к внезапному удару фашистов. Враги рассчитывали расправиться с нами быстро, одним стремительным ударом. Но они просчитались.
Весь советский народ встал на защиту своей родины, и эту войну стали называть Великой Отечественной войной советского народа против вероломных фашистских захватчиков.
Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Она стояла на границе. В первый же день войны фашистские захватчики атаковали её защитников — советских пограничников. Но те оказали яростное сопротивление.
Не сумев взять крепость внезапным штурмом, фашистские войска обошли её и двинулись дальше. Крепость и её доблестные защитники оказались в глубоком тылу фашистских армий. Целый месяц сражались советские пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли её осыпали снаряды вражеских армий.
Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» — написал на стене крепости штыком один из последних её защитников. Так и не покорились фашистам славные советские пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона.
Долго ещё фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.
Неожиданное нападение фашистов не застало врасплох советских моряков. Артиллерия боевых кораблей дала достойный отпор фашистским бомбардировщикам. Так и не сумели они потопить хотя бы один наш корабль.
И всё же начало войны было трагическим для войск Красной Армии. Её командиры не ожидали такого мощного напора врага. Многие из них геройски погибли в первые же дни войны, многие просто растерялись. Нарушилась связь между армиями, некоторые отступавшие части попадали в окружение вражеских войск и оказывались в плену.
На первых порах сильно не хватало боевых самолётов, уничтоженных фашистами прямо на аэродромах, мало было танков. Советское правительство вначале не смогло осознать весь ужас катастрофы, нависшей над страной в результате нападения фашистского агрессора.
Приказы сражающимся войскам, посылаемые из Москвы, не успевали дойти вовремя, а фашистские самолёты бомбили мосты и переправы через реки, чтобы затруднить отступление наших солдат. С огромным трудом удалось некоторым советским генералам сдерживать врага.
Однако много крупных городов и важных центров ему всё же удалось захватить.
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!»
Под эти слова знаменитой песни, написанные в первые дни войны, отправлялись на фронт советские солдаты. Но битвы были не только на фронтах жестокой войны. Для того чтобы многие заводы и фабрики, запасы продуктов и оружие не достались наступавшему врагу, было решено их переправить на восток, в те районы страны, куда не могли дотянуться хищные щупальца фашистского зверя.
Под непрерывными бомбёжками вражеских самолётов, под оглушительный грохот канонады орудий рабочие грузили станки со своих фабрик и заводов в поезда и отправляли их далеко на восток — на Урал и в Сибирь. С помощью местного населения на новых местах возводились предприятия, выпускавшие танки, самолёты и другое вооружение для сражающейся Красной Армии.
Иногда случалось так, что ещё стены и крыши нового завода не были построены, но станки и оборудование уже работали. Фронт очень нуждался в боевых машинах. Поэтому навстречу поездам, вывозившим на восток всё, что нужно было для нового производства, уже спешили воинские эшелоны с новенькими танками, самолётами и артиллерийскими орудиями.
«Всё для фронта, всё для победы!» — это стало главной задачей тружеников тыла Советской страны. И они оправдали надежды фронтовиков. Без их самоотверженной работы не смогла бы наша армия одерживать долгожданные победы над врагом. Вместо ушедших на войну отцов к заводским станкам становились их жёны и дети. Старики-пенсионеры делились с молодёжью своим трудовым опытом.
Трудовой героизм нашего народа не уступал героизму советских солдат на фронтах войны. Люди работали круглосуточно, иногда под открытым небом, в условиях холодной зимы. Но уже к середине второго года войны именно восточные районы страны стали главным арсеналом, где производилась боевая техника, вооружение и боеприпасы.
На селе, в прифронтовых районах, несмотря на обстрелы и бомбёжки врага, колхозники спасали урожай и не позволяли фашистам захватить запасы зерна.
В глубь страны было вывезено много скота, сельскохозяйственных машин, зерна нового урожая. Колхозники отдалённых от фронта районов также выращивали хлеб для отправки его на фронт.
Нередко сами голодая, они кормили советских солдат, защищавших страну от врага.
Последнее сражение войны
Четвёртый год шла война.
Сколько горя осталось позади! И битва под Москвой, первая серьёзная победа нашей армии, и окружение фашистских армий под городом Сталинградом, и сражение под Курском, решившее участь фашистских войск, — всё это уже позади.
Освобождены от врага советские земли. Наши солдаты уверенно продвигались по дорогам Европы к Берлину, чтобы уничтожить фашистов в их доме. И опять Жуков, теперь уже маршал, стал командовать победоносными советскими армиями.
Фашисты постарались сделать из Берлина неприступную крепость. Они собирались надолго задержать наши войска перед столицей своего государства, чтобы выиграть время. А оно им нужно было для того, чтобы накопить силы для отпора. Но враг просчитался.
Уже весной последнего года войны, весной победоносного 1945 года, солдаты Советской армии стояли у стен Берлина. Последний рывок — и враг будет повержен. В апреле, весенней ночью, тысячи советских артиллерийских орудий открыли яростный огонь по фашистской столице.
Тысячи бомб упали на город. Однако враг упорно защищался.
И вдруг со стороны советских войск ослепительно зажглись десятки ярких солнц. Это по приказу маршала Жукова позиции оборонявшихся фашистов стали освещать мощные прожектора. Ночная тьма сразу же отступила. Стало светло как днём.
В ужасе бросая оружие, испуганные фашисты покидали свои окопы. Поначалу они подумали, что русские использовали в битве за Берлин новое секретное оружие. Да, это было новое оружие, но вовсе не секретное.
Оно давно уже известно всем врагам нашей многострадальной Родины — талант российских полководцев, героизм народа, беззаветная вера и умение наших солдат и офицеров сражаться, уверенность всего народа в скорой победе над ненавистным врагом.
Тёплым весенним майским утром 1945 года над поверженной фашистской столицей уже реяло красное знамя — знамя великой победы.
И по сей день весь наш народ каждый год 9 мая отмечает как праздник великой победы над фашизмом. Именно в этот день маршал Жуков подписал в поверженной фашистской Германии акт о безоговорочной капитуляции врага.
Великая Отечественная война, принёсшая столько крови и страданий советскому народу, завершилась долгожданной победой. Память о ней навсегда останется в истории нашей Родины.
Вскоре знамёна поверженных фашистских войск были брошены на брусчатку Красной площади под ноги советских солдат-победителей. Это был парад Победы. И командовал им доблестный маршал Жуков.
Беседа о дне Победы с дошкольниками 5 — 7 лет
Программное содержание: Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Активизация словаря: неизвестный, штурм, капитуляция, ветераны, Рейхстаг.
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображениями памятников защитникам Родины в ВОВ; иллюстрации с изображением сражений ВОВ, здания Рейхстага, над которым развивается знамя, могилы неизвестного солдата; фотографии ветеранов ВОВ, портрет Жукова.
Предшествующая работа: экскурсия к памятнику неизвестному солдату; рассматривание иллюстраций, книг о Великой отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне, рассматривание семейных фотографий военный лет; встреча с ветеранами ВОВ в центральной библиотеке.
Ход НОД
Ребята! Давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рёва танка.
Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Но так было не всегда. Более 70 лет назад 22 июня 1941 года началась война. С кем воевал наш народ? (С фашистами). Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Но у них ничего не получилось.
Весь наш народ встал на борьбу с ними. Все мы помним тех, кто защищал страну. По всей стране героям войны стоят памятники.
Какие памятники героям Великой Отечественной войны в нашем городе вы знаете? (Родина мать, Памятник морякам).
В г. Москве тоже есть памятники, посвященные войне. Самый известный из них — могила Неизвестного солдата (выставляю иллюстрацию).
— А что значит неизвестного? (Ответы детей.) Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники.
Во время войны было много сражений, иногда наши войска переходили в наступление, а иногда им приходилось и от-ступать. В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве. В то время командовал нашими войсками К. Г. Жуков, ему удалось отстоять Москву, и отбросить противника.
Очень тяжелая битва шла за город Сталинград. Фашисты раз-бомбили город почти полностью, но никак не могли его взять (выставить иллюстрации с изображениями разрушенного Сталинграда) Если бы они взяли Сталинград, то могли бы победить в этой войне, но солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж.
Тяжело солдатам далась победа под Сталинградом, но они выстояли.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Назови, кто воевал» (дети становятся в круг, ребенок ловит мяч, брошенный ведущим и называет того, кто воевал на фронте).
(артиллерист, пограничник, солдат, врач, санитар, танкист, летчик, моряк, сапер и т.д).
Но тяжело было не только солдатам, морякам, артиллеристам, танкистам, летчикам, саперам и др. Тяжело во время войны было всем. Женщины встали за станки, они работали днем и ночью, выпуская для фронта оружие, снаряды, танки, самолеты. Подростки тоже вставали к станкам, они готовили гильзы для патронов, собирали винтовки, шили солдатам одежду.
На полях тоже было много работы, кому-то нужно было пахать землю, сеять хлеб и выращивать его, ведь человеку необходима еда. Люди жертвовали всем, своим здоровьем, временем, сном. На улицах редко смеялись дети, ведь даже у самых маленьких жителей нашей страны были свои обязанности. Ведь всем очень хотелось, чтобы война поскорее закончилась.
По всей земле люди ждали мира. Я вам сейчас буду называть страну, а вы мне скажете народ какой национальности там живет. Игра «Кто где живет» — В России – русские, в Молдавии – Молдаване, во Франции – французы и т.
д
Когда наши войска освободили нашу страну, они не остановились, а пошли воевать в те страны, которые тоже были завоеваны фашистами, наша Красная Армия дошла до Берлина – столицы гитлеровской Германии. Бои за Берлин продолжались более двух недель, нашим войскам приходилось штурмовать укрепленный со всех сторон город. Устали все и наши, и немцы.
9 мая 1945 года была подписан документ о капитуляции Германии. Капитуляция – означает, что немцы приняли решение сдаться русским войскам, отступить от намеченной цели подчинить себе все народы.
День Победы! Праздник долгожданный!
Мирная небес голубизна.
Помнят на Земле народы, страны –
В этот день закончилась война.
Первый мирный день! Весна! Бойцы с радостью увидели, что цветут сады, поют птицы, улыбаются друг другу люди. И никому не сломить их Родину, никогда! Народ ликовал и пел, улыбками сверкали их лица и прямо на улицах они кружились в победном вальсе.
Люди, выходили на улицы, обнимались и целовались, совершенно незнакомые, но такие родные и близкие друг другу, столько страшных дней пережившие вместе. А теперь их объединило одно — радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба.
Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Они состарились, им трудно даже ходить.
Их называют ветеранами.(выставляю фотографии) Им нужна помощь. Как можно им помочь? (Ответы детей). Позаботьтесь о них! Попросите их рассказать о том, как они воевали.
9 мая – все люди нашей Родины и других стран, которые живут и хотят жить в мире и дружбе празднуют большой и радостный день – День Победы! 9 мая во всех городах проходят парады победы.
Трубы поют, барабаны гремят –
Это войска начинают парад.
Вот пехотинцы идут, молодцы,
Славные, смелые наши бойцы.
Слышишь, моторы гудят в вышине,
С неба привет посылая стране.
То быстроходный летит самолёт,
Лётчик отважный машину ведёт.
Окна звенят, задрожала земля –
Движутся танки, гремя и пыля,
Движутся танки, идут на парад,
В них молодые танкисты сидят.
Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. За то, что мы сейчас с вами радуемся, смеемся, играем, — мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и попросили нас никогда не забывать о нем.
Источник: http://dou8orlenokkasl.ucoz.com/index/rasskazy_detjam_o_vojne/0-80
1)Рассказ о детях героях Великой отечественной Войны;
Каждый
день во время Великой Отечественной
войны на фронт уходили солдаты, воевали
с врагом на передовой и в тылу врага,
проявлением мужества и стойкости людей,
верности родине. Более двадцати семи
миллионов людей погибло в той страшной
войне – каждый восьмой житель нашей
страны.
Военное
время особенно тяжело переживали дети.
До войны почти каждый из них жил в своей
семье, окруженный заботой и лаской
родителей и не думал о том, что будет
завтра. Они были детьми, живущими в своем
мире, имевшими свои тайны, надежды,
мечты.
И вот 22 июня 1941 года все
«погрузилось во мрак», разбились
мечты…
Многие
дети, подростки уходили на фронт прямо
со школьной скамьи, с выпускных балов.
Можно спросить: а что может сделать этот
маленький человек на войне? Его самого
еще нужно защищать. Но каждый ребенок
старался сделать все, что в его силах,
чтобы помочь своей стране, своему
народу.
Война искалечила тысячи
детских судеб.
В
те страшные горестные годы Великой
отечественной войны дети быстро
взрослели. В тяжкое для страны время
они в свои 10-14 лет уже сознавали
причастность своей судьбы к судьбе
Отечества, сознавали себя частицей
своего народа. Они старались ни в чем
не уступать взрослым, часто даже рискуя
жизнью.
Ближайшими
помощниками партизанских оружейников,
пекарей, врачей, портных, кузнецов,
землепашцев были подростки. Дети сельских
местностей рано привыкают к труду, и
неудивительно, что 7-8-летние мальчишки
и девчонки вместе с более старшими
подростками становились бойцами
хозяйственных команд.
Дети,
которые еще так недавно были ласковы,
беспечны, простодушны, доверчивы,
становились втянутыми по горло в войну
и пылали недетскою ненавистью к
бесчеловечным врагам.
Как
много пришлось им испытать в те годы!
На глазах у подростков убивали их родных
и товарищей.
Так как же не принимать
активного участия в борьбе против
неугомонных врагов?
Все
люди, защищавшие честь нашей страны,
могут по праву называться героями. Но
среди юных пионеров мы особенно выделяем
имена тех, кто посмертно награждён
званием Героя Советского Союза. Это
Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик,
Марат Казей.
Пришел
час – они показали, каким огромным может
стать маленькое детское сердце, когда
разгорается в нем священная любовь к
Родине и ненависть к ее врагам.
2.Изучение подвигов детей в период Великой Отечественной Войны:
Зина
Портнова
Война
застала ленинградскую пионерку в
деревне, куда она приехала на каникулы.
Зина вступила в молодёжную организацию
«Юные мстители». Она участвовала
в дерзких операциях против врага,
распространяла листовки, вела разведку.
По
заданию партизанского отряда Зина
устроилась работать в немецкую столовую
посудомойкой.
Ей было поручено подсыпать
яд в еду. Это было очень сложно, так как
немецкий повар не доверял ей. Но однажды
он на время отлучился, и Зина смогла
выполнить задуманное. К вечеру многим
офицерам стало плохо. Естественно,
первое подозрение пало на русскую
девочку. Зину вызвали на допрос, но она
всё отрицала. Тогда Зину заставили
попробовать еду.
Зина прекрасно знала,
что суп отравлен, но не один мускул не
дрогнул на её лице. Спокойно взяла она
ложку и стала есть. Зину отпустили. К
вечеру она убежала к бабушке, откуда
была срочно переправлена в отряд, где
ей оказали необходимую помощь.
В
1943 году, возвращаясь с очередного
задания, Зина попала в плен.
Фашисты
злостно пытали её, но Зина ничего не
сказала. Во время одного из допросов,
выбрав момент, Зина схватила со стола
пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.
Прибежавший на выстрел офицер тоже был
убит. Зина пыталась бежать, но фашисты
настигли её. Отважная юная пионерка
была зверски замучена, но до последней
минуты оставалась несгибаемой.
И Родина
посмертно наградила её высшим своим
званием — Героя Советского Союза
Валя
Котик.
Пионер
Шепетовского района Хмельницкой
области. Когда в деревню ворвались
фашисты, Валя вместе с друзьями боролся
с врагом. Они подбирали на месте боёв
оружие, которое потом партизаны
переправляли в отряд.
Вале
было доверено быть связным и разведчиком.
Когда фашисты наметили карательную
операцию против партизан, Валя, выследив
гитлеровского офицера, возглавлявшего
карателей, убил его.
Когда
в городе начались аресты, Валя вместе
с братом и матерью уходит к партизанам.
В свои 14 лет он сражался наравне со
взрослыми. На его счету- 6 вражеских
эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик был награждён медалью
«Партизану отечественной войны»
2 степени и орденом отечественной войны
1 степени.
Лёня
Голиков
Когда
началась ВОВ Лёня уходит в партизанский
отряд. Он расклеивает листовки,. выполняет
различные поручения. Был в его жизни
бой, который Лёня вёл один на один с
фашистским генералом. Граната, брошенная
мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался
гитлеровец с портфелем в руках и,
отстреливаясь, бросился бежать. Лёня —
за ним.
Почти километр преследовал он
врага и, наконец, убил его. В портфеле
оказались очень важные документы. Штаб
партизан немедленно переправил их
самолётом в Москву. Немало было ещё боёв
в его недолгой жизни. В одном из них он
трагически погиб.
2 апреля 1944 года был
опубликован приказ о присвоении Лёне
Голикову звания Героя Советского Союза
Марат
Казей.
Когда
война обрушилась на белорусскую землю,
Марат вместе с мамой уходит в партизанский
отряд. Враг лютовал. Вскоре Марат узнал,
что маму повесили в Минске. Он стал
разведчиком, проникал во вражеские
проникал во вражеские гарнизоны и
доставал ценные сведения.
Используя
эти данные, партизаны разработали
дерзкую операцию и разгромили фашистский
гарнизон в городе Дзержинске.
Марат
погиб в бою. Сражался до последнего
патрона, а когда у него осталась лишь
одна граната, подпустил врагов поближе
и взорвал их..и себя.
За
мужество и отвагу пионер Марат Казей
Героя Советского Союза. А в городе Минске
поставлен памятник юному герою.
Юта
Бондаровская Куда бы ни шла синеглазая девочка
Юта, ее красный галстук неизменно был
с нею… Летом 1941 года приехала она из
Ленинграда на каникулы в деревню под
Псковом. Здесь настигла Юту грозная
весть: война! Здесь увидела она врага.
Юта стала помогать партизанам.
Сначала
была связной, потом разведчицей.
Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала
по деревням сведения: где штаб фашистов,
как охраняется, сколько пулеметов.
Возвращаясь с задания, сразу повязывала
красный галстук.
И словно силы прибавлялись!
Юта поддерживала усталых бойцов звонкой
пионерской песней, рассказом о родном
своем Ленинграде… И как же радовались
все, как поздравляли партизаны Юту,
когда пришло в отряд сообщение: блокада
прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград
победил! В тот день и синие глаза Юты, и
красный ее галстук сияли, как кажется,
никогда. Но еще стонала под вражеским
игом земля, и отряд вместе с частями
Красной Армии ушел помогать партизанам
Эстонии. В одном из боев — у эстонского
хутора Ростов — Юта Бондаровская,
маленькая героиня большой войны,
пионерка, не расставшаяся со своим
красным галстуком, пала смертью храбрых.
Родина наградила свою героическую дочь
посмертно медалью «Партизану
Отечественной войны» 1 степени, орденом
Отечественной войны 1 степени.
Костя
Кравчук 11
июня 1944 года на центральной площади
Киева были выстроены части, уходившие
на фронт.
И перед этим боевым строем
зачитали Указ Президиума Верховного
Совета СССР о награждении пионера Кости
Кравчука орденом красного знамени за
то, что спас и сохранил два боевых знамени
стрелковых полков в период оккупации
города Киева… Отступая из Киева, два
раненых бойца доверили Косте знамена.
И Костя обещал сохранить их.
Сначала
закопал в саду под грушей: думалось,
скоро вернутся наши. Но война затягивалась,
и, откопав знамена, Костя хранил их в
сарае, пока не вспомнил про старый,
заброшенный колодец за городом, у самого
Днепра.
Завернув свой бесценный клад в
мешковину, обваляв соломой, он на рассвете
выбрался из дому и с холщовой сумкой
через плечо повел к далекому лесу корову.
А там, оглядевшись, спрятал сверток в
колодец, засыпал ветками, сухой травой,
дерном… И всю долгую оккупацию нес
пионер свой нелегкий караул у знамени,
хотя и попадал в облаву, и даже бежал из
эшелона, в котором угоняли киевлян в
Германию. Когда Киев освободили, Костя,
в белой рубахе с красным галстуком,
пришел к военному коменданту города и
развернул знамена перед повидавшими
виды и все же изумленными бойцами. 11
июня 1944 вновь сформированным частям,
уходившим на фронт, вручили спасенные
Костей замена.
Вася
Коробко Черниговщина. Фронт подошел вплотную
к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая
отход наших частей, оборону держала
рота. Патроны бойцам подносил мальчик.
Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию
школы, занятому фашистами, подкрадывается
Вася.
Он пробирается в пионерскую
комнату, выносит пионерское знамя и
надежно прячет его. Окраина села. Под
мостом — Вася. Он вытаскивает железные
скобы, подпиливает сваи, а на рассвете
из укрытия наблюдает, как рушится мост
под тяжестью фашистского БТРа.
Партизаны
убедились, что Васе можно доверять, и
поручили ему серьезное дело: стать
разведчиком в логове врага. В штабе
фашистов он топит печи, колет дрова, а
сам присматривается, запоминает, передает
партизанам сведения. Каратели, задумавшие
истребить партизан, заставили мальчика
вести их в лес.
Но Вася вывел гитлеровцев
к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте
приняв их за партизан, открыли бешеный
огонь, перебили всех полицаев и сами
понесли большие потери. Вместе с
партизанами Вася уничтожил девять
эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из
боев он был сражен вражеской пулей.
Своего маленького героя, прожившего
короткую, но такую яркую жизнь, Родина
наградила орденами Ленина, Красного
Знамени, Отечественной войны 1 степени,
медалью «Партизану Отечественной
войны» 1 степени.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5920811/page:2/
Рассказы о войне для начальной школы
Барабан висел на стене между окнами, как раз напротив кровати, где спал мальчик.
Это был старый военный барабан, сильно потертый с боков, но еще крепкий. Кожа на нем была туго натянута, а палочек не было. И барабан всегда молчал, никто не слыхал его голоса.
Однажды вечером, когда мальчик лег спать, в комнату вошли дедушка и бабушка. В руках они несли круглый сверток в коричневой бумаге.
— Спит, — сказала бабушка.
— Ну, куда нам это повесить? — сказал дедушка, показывая на сверток.
— Над кроваткой, над его кроваткой, — зашептала бабушка.
Но дедушка посмотрел на старый военный барабан и сказал:
— Нет. Мы повесим его под барабаном нашего Ларика. Это хорошее место.
Они развернули сверток. И что же? В нем оказался новый желтый барабанчик с двумя деревянными палочками.
Дедушка повесил его под большим барабаном, они полюбовались им, а потом ушли из комнаты…
И тут мальчик открыл глаза.
Он открыл глаза и засмеялся, потому что вовсе не спал, а притворялся.
Он спрыгнул с кровати, босиком побежал туда, где висел новый желтый барабанчик, придвинул стул поближе к стене, вскарабкался на него и взял в руки барабанные палочки.
Сначала он тихонько ударил по барабанчику лишь одной палочкой. И барабанчик весело откликнулся: трам-там!
Тогда он ударил и второй палочкой. Барабанчик ответил еще веселее: трам-там-там!
Что за славный был барабан!
И вдруг мальчик поднял глаза на большой военный барабан. Раньше, когда у него не было этих крепких деревянных палочек, он даже со стула не мог дотронуться до большого барабана. А теперь?
Мальчик встал на цыпочки, потянулся вверх и крепко ударил палочкой по большому барабану. И барабан прогудел ему в ответ тихо и печально…
Это было очень-очень давно. Тогда бабушка была еще маленькой девочкой с толстыми косичками.
И был у бабушки брат. Его звали Ларик. Это был веселый, красивый и смелый мальчик. Он лучше всех играл в городки, быстрее всех бегал на коньках, и учился он тоже лучше всех.
Ранней весной рабочие того города, где жил Ларик, стали собирать отряд, чтобы идти бороться за Советскую власть.
Ларику тогда было тринадцать лет.
Он пошел к командиру отряда и сказал ему:
— Запишите меня в отряд. Я тоже пойду драться с белыми.
— А сколько тебе лет? — спросил командир.
— Пятнадцать! — не моргнув ответил Ларик.
— Будто? — спросил командир. И повторил снова: — Будто?
— Да, — сказал Ларик.
Но командир покачал головой:
— Нет, нельзя, ты слишком молод…
И Ларик должен был уйти ни с чем. И вдруг возле окна, на стуле, он увидел новый военный барабан. Барабан был красивый, с блестящим медным ободком, с туго натянутой кожей. Две деревянные палочки лежали рядом.
Ларик остановился, посмотрел на барабан и сказал:
— Я могу играть на барабане…
— Неужели? — обрадовался командир. — А попробуй-ка!
Ларик перекинул барабанные ремни через плечо, взял в руки палочки и ударил одной из них по тугому верху. Палочка отскочила, будто пружинная, а барабан ответил веселым баском:
— Бум!
Ларик ударил другой палочкой.
— Бум! — снова ответил барабан,
И уж тогда Ларик стал барабанить двумя палочками.
Ух, как они заплясали у него в руках! Они просто не знали удержу, они просто не могли остановиться. Они отбивали такую дробь, что хотелось встать, выпрямиться и шагать вперед!
Раз-два! Раз-два! Раз-два!
И Ларик остался в отряде.
На следующее утро отряд уезжал из города. Когда поезд тронулся, из открытых дверей теплушки раздалась веселая песенка Ларика:
Бам-бара-бам-бам,
Бам-бам-бам!
Впереди всех барабан,
Командир и барабанщик.
Ларик и барабан сразу стали товарищами. По утрам они просыпались раньше всех.
— Здорово, приятель! — говорил Ларик своему барабану и легонько шлепал его ладонью.
— Здо-ро-во! — гудел в ответ барабан. И они принимались за работу.
В отряде не было даже горна. Ларик с барабаном были единственными музыкантами. По утрам они играли побудку:
Бам-бара-бам,
Бам-бам-бам!
С добрым утром,
Бам-бара-бам!
Это была славная утренняя песня!
Когда отряд шел походным маршем, у них была припасена другая песня. Руки Ларика никогда не уставали, и голос барабана не умолкал всю дорогу. Бойцам было легче шагать по топким осенним дорогам. Подпевая своему барабану, они шли от привала к привалу, от привала к привалу…
И вечером на привалах барабану тоже находилась работа. Только ему одному, конечно, справиться было трудно.
Он только начинал:
Эх! Бам-бара-бам,
Бам-бара-бам!
Веселей всех
Барабан!
Сразу же подхватывали деревянные ложки:
И мы тоже ловко бьем,
Бим-бири-бом,
Бим-бири-бом!
Потом вступали четыре гребешка:
Не отстанем мы от вас,
Бимс-бамс, бимс-бамс!
И уже последние начинали губные гармошки.
Вот это было веселье!
Такой замечательный оркестр можно было слушать хоть всю ночь.
Источник: http://detskiygorodok.ucoz.ru/publ/bibliotechka_dlja_detej/rasskazy_o_vojne/rasskazy_o_vojne_dlja_nachalnoj_shkoly/23-1-0-12