Вересаев «братишка» текст рассказа

Вересаев братишка читать. Вересаев викентий — братишка. Образцовое чтение учителем

Цель урока
: Формирование умения
вдумчиво читать произведение, соразмышлять с
автором.

Задачи урока
:

– Познакомить с творчеством В. Вересаева, его рассказом “Братишка”; – учить работать над жанром рассказа, используя разные виды и приемы работы; – развивать устную речь учащегося, коммуникативные навыки;

– воспитывать нравственные качества.

Братская любовь пуще каменных стен.

Обсуждение с детьми смысла данной пословицы.

Вчера, работая над стихотворением Ю. Мориц
“Ворона”, учились читать между строк. Именно это
понимание помогает вам прочитать стихотворение
выразительно, передавать чувства и мысли автора,
его отношение к героям и событиям.

А может быть кто-то выучил его наизусть?

Удалось ли детям при чтении показать, что они
прочитали это стихотворение между строк?

Обращение к выставке рисунков. А удалось ли
ребятам показать это в своих рисунках?
(Выставка детских рисунков)

Обратите внимание

Это стихотворение об одиночестве. Митя гулял
один, и ворона была одна, но они были слишком
разные и не поняли друг друга.

Поэтесса захотела сдружить два одиноких
существа, но ей желания оказалось мало. И
поэтому на помощь пришла кошка “Вдвоем
веселее дорожка”.

Это В. В. Вересаев, так как:

  1. Остальные поэты.
  2. Вересаев жил и творил XIX – XX в., а Д. Хармс – XXв, Н. Токмакова – современный автор, еще жива, ей 81 год. (Лишние фамилии убрать)
  3. Фамилия Вересаев начинается со звонкой согласной, а остальные – с глухой.

Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) –
русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик.
Родился 4 (16) января 1867 г. В семье врача. Его отец
основал в г.Туле городскую больницу. Мать открыла
у себя дома первый детский сад в г.Туле

Вересаев закончил с серебряной медалью
гимназию, затем закончил
историко-филологический факультет университета
в Петербурге, а затем учился на врача.

Писать начал в 14 лет. В своих произведениях
старался показать духовное развитие своих
персонажей, победу сил добра над силами зла.

2) Обращение к учебнику с.161

Соответствует ли иллюстрация названию
рассказа “Братишка”

(Высказывания детей).

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо
прочитать все произведение и мы увидим,
насколько точны наши предположения.

3) Чтение рассказа “Братишка” картинки
)

Дети читают по частям. Чтение – поиск, по ходу
ведется словарная работа

(Бузина + бок о бок) (Кадушка + сквозящим, пазухи)
(Кадушка бузина.)

– Где происходит событие?

– Познакомились ли мы с героями?

2 часть (бойко, звенящем языке, опасливо
косился)

– Что нового узнали о наших героях?

– Как вы, думаете, почему тот воробей, что
поменьше, хотел пить,

но не опустился на край кадушки?

3 часть (ободряет)

– Почему так вел себя первый воробей?

4 часть (трепыхая крылышками)

– Почему братишка испуганно порхнул на бузину?

– Чего он испугался?

– Удалось ли старшему воробью уговорить
братишку попить воды из кадушки?

– Как вы думаете, чем привлекли писателя В.
Вересаева два обыкновенных воробья? Почему он
решил написать о них? (Высказывания детей).

Физминутка

  • Игра на внимание “День-ночь”.
  • Для глаз.

4) Повторное чтение.

Чтение “глазами, губами”, шепотом.

Найдите описание воробьев. Прочитайте.

Что вы, можете рассказать о старшем воробье?
Какой он?

(По ходу ответов детей вывешиваются на доску
карточки)

А какой его братишка?

5) Работа в парах (карточки)

Озаглавливание частей.

6) Беседа о жанре, сюжете.

К какому жанру относится это произведение?
(рассказ)

Прочитайте название части, которая является вступлением

(1 часть) (карточка признаков рассказа)

На доске плакат сюжета

Прочитайте названия той части, которые
являются основной частью,

Где происходит развитие событий. (2-3 части)

Прочитайте название той части, в которой
находится концовка
(4 часть)

Можно ли всю эту часть назвать концовкой? (нет)
Прочитайте концовку.

7) Работа в тетради по чтению с.43 №4.

(Выбрать самую точную формулировку в которой
выражается главная мысль

рассказа).

  • Выполнить в тетради задание 3 на стр.43.
  • Подобрать пословицы к рассказу.

Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за
хорошую работу, полные ответы.

Если кого заинтересовало творчество В.
Вересаева, понравился сам урок – покажите
веселое солнышко. А кому было что-то непонятно –
грустное солнышко.

В разделе на вопрос Помогите! Сделайте текстоведческий анализ текста заданный автором Проспать
лучший ответ это Викентий Викентьевич Вересаев, известный русский писатель (1867-1945 гг.).»Братишка».Жанр — рассказ.Тип текста — повествование, имеющее:- начало: «У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды»;- завязку: » Рядом куст бузины.

На бузине сидели бок о бок два молодых воробья… «;- развитие событий: рассказ о том, как один трусливый воробей боялся напиться воды из кадушки, а второй, смелый и не бросивший братишку, напился и, показывая, что нет ничего страшного, заставил первого слететь на край кадушки и утолить жажду.

— кульминацию: «Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился».- развязку: «Оба улетели».

Важно

Стиль рассказа, написанного хорошим литературным языком, с использованием нескольких просторечий разговорного стиля («опасливо», «порхнул», «трепыхая») — художественный, с деепричастными и причастными оборотами, обстоятельствами действия («бойко и уверенно перепорхнул»), выразительными эпитетами («звенящем языке», «сырого позеленевшего края»), олицетворениями (воробей «показывает, что ничего тут нет страшного», «стал звать»).Тема рассказа: один воробушек на личном примере помог преодолеть страх другому и не дал ему умереть от жажды.Главная мысль: хорошо, когда есть друг, который не бросит в беде и поможет преодолеть трудности.

Смелый воробей вызывает уважение, а трусливый — улыбку. Думаю, что и дальше первый будет опекать второго и во всём помогать ему.

Проверка читательских умений работать с литературным текстом

(входной контроль)

2 класс

Прочитай текст «Братишка» В. Вересаева.

БРАТИШКА

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить.

Пил – и всё поглядывал на другого, перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось – клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел: тот, первый – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва и поглядывал на брата – звал его.

Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого позеленевшего края – и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

(В. Вересаев)

*Кадушка – небольшая деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок, стянутых обручами.

Выполни задания.

1. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

а) городе; б) в парке; в)
на даче.

2. На каком кусте сидели два молодых воробья?

а) на сирени; б) на бузине; в)
на жасмине.

3. Какая стояла погода?

а) теплая; б)
прохладная; в)
жаркая.

4. Отметь фразу из текста, определившую твой выбор характеристики погоды.

а) клюв был разинут от жары;

Б) воробушку хотелось напиться; в)
ярко светило солнце.

5. Подбери к словосочетанию «ободряет примером» близкие по значению фразы:

а) оказывает образец для подражания;
б) вселяет уверенность в собственных силах; в)
хвастается своей ловкостью.

6. Восстанови последовательность действий воробья, ободряющего своим примером братишку.

а) захватывал воду; б)
опускал клюв; в)
прыгал; г) ронял её.

7. Подумай, в каком значении употребляется в тексте слово братишка.

Младший брат;
старший брат.

8. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.

В.Вересаев. Братишка

Скачать:

Предварительный просмотр:

Формирование типа правильной читательской деятельности

В.Вересаев. Братишка

Урок по литературному чтению 3 класс

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Сегодня к нам на урок литературного чтения пришли учителя города Липецка. Им интересно посмотреть, как проходят наши уроки, послушать ответы учеников.

Я в свою очередь, надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок!

2. Актуализация знаний.

Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)

Совет

Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот…, потому, что «Чтение-лучшее …» (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока

Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений одного автора: Ванька, На эстраде, Состязание, Собачья улыбка, Без дороги, Записки врача- сл.№2)

Да, вы правильно заметили, что у всех этих произведений один автор – Викентий Вересаев. Значит можно сформулировать тему сегодняшнего урока.

(формулируют тему: Изучение произведения Вересаева.)

Спланируйте дальнейшую работу на уроке. (Ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, следить за своим здоровьем».)

Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение Вересаева, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем». (кивают в знак согласия)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения

Прочитайте название произведения В Вересаева. («Братишка», сл. №3)

Попробуйте предположить, о чём будет произведение?

А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?

Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)

Позже, на уроке, мы узнаем больше о В.Вересаеве.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения

Прочитаем произведение. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте вопросы, литературные приёмы, понравившиеся отрывки и всё, на что обратите внимание. (читает учитель)

Что скажите? Выскажите ваши общие впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания учащихся: произведение понравилось, переживали за главных героев, весеннее, радостная концовка, и т.д.)

На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало)

Читайте также:  Как сделать обезьянку своими руками пошагово с фото

Обратите внимание

Повторное чтение. Проведём диалог с автором (читают, вступают в диалог с автором, учитель по ходу комментирует непонятные слова и выражения: бузина, кадушка, пазуха, трепыхая — сл.№4)

Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. (-Да, мы же с ним вели диалог!)

Прочитайте предложение:

«Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опуская клюв, захватывая воду, и тот час ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.» (сл. №5)

Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)

Да, в этом предложении мы чувствуем и активное движение, и волнение, и трепет с неравнодушием. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

(Читают, передают интонацией волнение, тревогу, переживание героев, говорят о повторяющихся словах: молодой, совсем молодой воробей)

На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№6)

(Проводит зарядку ученица- инструктор по физкультминуткам:

Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали

Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону

Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа

Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой

Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу — пальминг

Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками — так успокаиваем глаза

Зарядка окончена!)

6. Работа с текстом после чтения

Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас В.Вересаев? (Дружба и взаимопонимание среди животных существует!)

Вспомните пословицы о братстве, дружбе, товариществе помните? (говорят много пословиц)

Важно

Каковы чувства воробьёв? (опасение, настойчивость, страх перед неизвестным действием)

А наши чувства? (переживали за маленького воробья, рады, что у него получилось напиться из бочки)

Правильно, В. Вересаев сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Викентии Вересаеве (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№7-№8)

Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры (сл.№9-№10). Проверим, как поняли содержание рассказа Вересаева.

Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!

Я говорю фразу из рассказа. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

(пишут цифры на листках)

На рябине сидели рядом два молодых воробья – 0 (на бузине)

Клюв был разинут от жары – 1

Он непрерывно прыгал по дну кадушки, опускал клюв, захватывал воду – 0 (по краю)

Но только коснулся лапками сырого почерневшего края кадушки — и сейчас же порхнул назад – 0 (позеленевшего)

Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел и напился – 1

Оба улетели – 1

Правильный ключ: 010-011. Встаньте у кого так?

Игра: «Дерево мудрости».

Совет

Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту, можно и межпредметные. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).

Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

(Вопросы от учащихся: Сколько в первом абзаце предложений? Найдите во 2 предложении существительные 2 склонения. Придумайте другое название к рассказу. Какие еще произведения о животных помните? Сколько было воробьёв? и др.)

Спасибо Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка

Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (Высказывания учащихся: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)

Да я с вами совершенно согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Вересаева, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!

Проведём самооценку работы на уроке.

(Ученик проводит самооценку вслух, диктует предложения, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)

  1. Я старался и выполнял задания без ошибок (+, -)
  2. Работал активно, поднимал руку
  3. Внимательно слушал ответы одноклассников
  4. Узнал для себя новое
  5. Следил за своим здоровьем

Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? Что необходимо подтянуть, над чем следует поработать? (Ответы учащихся: «Мне надо быть активнее на уроке». «Надо быть более внимательным.»)

Источник: https://optistore.ru/veresaev-bratishka-chitat-veresaev-vikentii—bratishka-obrazcovoe-chtenie/

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок-практикум по литературному чтению В.Вересаев. Братишка

Формирование типа правильной читательской деятельности

В.Вересаев. Братишка

Урок по литературному чтению  3 класс

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Сегодня к нам на урок литературного чтения пришли учителя города Липецка. Им интересно посмотреть, как проходят наши уроки, послушать ответы учеников.

 -Я в свою очередь, надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок!

2. Актуализация знаний.

-Пятиминутное чтение художественных книг  (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)

-Традиционно начнём наш урок с рекомендаций книг, которые вы сейчас читаете. (выходят учащиеся к доске с книгами, рекомендуют: название, автор, жанр, внешние данные)

-Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот…, потому, что «Чтение-лучшее …»  (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока

-Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений одного автора: Ванька, На эстраде, Состязание, Собачья улыбка, Без дороги, Записки врача- сл.№2)

-Да, вы правильно заметили, что у всех этих произведений один автор – Викентий Вересаев. Значит можно сформулировать тему сегодняшнего урока.

( формулируют тему: Изучение произведения Вересаева.)

-Спланируйте дальнейшую работу на уроке. (Ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, следить за своим здоровьем».)

-Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение Вересаева, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем». (кивают в знак согласия)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения

-Прочитайте название произведения В Вересаева. («Братишка», сл. №3)

-Попробуйте предположить, о чём будет произведение?

-А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?

-Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)

-Хорошо сказали, автор-герой произведения. А что можете сказать о Вересаеве? (писатель, писал и для детей, рассказы  о природе, любит природу, наблюдательный…)

-Позже, на уроке, мы узнаем больше о В.Вересаеве.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения

-Прочитаем произведение.  Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте вопросы, литературные приёмы, понравившиеся отрывки и всё, на что обратите внимание. (читает учитель)

-Что скажите? Выскажите ваши общие впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания учащихся: произведение понравилось, переживали за главных героев,  весеннее, радостная концовка,  и т.д.)

-На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало)

— Почему автор выбрал заглавие не Брат, а Братишка? (относится к героям с особой теплотой)

— Представьте, что автор рядом с вами и можно с ним вступить в диалог.

-Повторное чтение. Проведём диалог с автором  (читают, вступают в диалог с автором, учитель по ходу комментирует непонятные слова и выражения: бузина, кадушка, пазуха, трепыхая —   сл.№4)

-Правы ли мы были в начале урока в  своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните.  (-Да, мы же с ним вели диалог!)

-Прочитайте предложение:

«Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опуская клюв, захватывая воду, и тот час ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.» (сл. №5)                

— Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)    

-Да, в этом предложении мы чувствуем и активное движение, и волнение, и трепет с неравнодушием.  Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

-Попробуем прочитать рассказ выразительно. Отметьте литературный приём, который автор использует несколько раз.

(Читают, передают интонацией волнение, тревогу, переживание героев, говорят о повторяющихся словах: молодой, совсем молодой воробей)

— На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№6)

(Проводит зарядку ученица-  инструктор по физкультминуткам:

-Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали

-Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону

-Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа

-Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой

-Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу — пальминг

-Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками — так успокаиваем глаза

-Зарядка  окончена!)

6. Работа с текстом после чтения

-Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас В.Вересаев?  (Дружба и взаимопонимание среди животных существует!)

-Вспомните пословицы о братстве, дружбе, товариществе помните?  (говорят много пословиц)

— Каковы чувства воробьёв? (опасение, настойчивость, страх перед неизвестным действием)      

 — Каковы чувства автора?  (Любит животных, переживает за них, относится с теплотой)

-А наши чувства?  (переживали за маленького воробья, рады, что у него получилось напиться из бочки)

-Правильно, В. Вересаев сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

-Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Викентии Вересаеве (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№7-№8)

— Творческие задания любят все.  По нашему произведению для вас  сегодня две игры (сл.№9-№10). Проверим, как поняли содержание рассказа Вересаева.

-Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!

Читайте также:  Игры эстафеты для детей старшего дошкольного возраста

-Я говорю фразу из рассказа. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

(пишут цифры на листках)

-На рябине сидели рядом два молодых воробья – 0 (на бузине)

-Клюв был разинут от жары – 1

— Он непрерывно прыгал по дну кадушки, опускал клюв, захватывал воду – 0 (по краю)

— Но только коснулся лапками сырого почерневшего края кадушки — и сейчас же порхнул назад – 0 (позеленевшего)

— Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел и напился – 1

— Оба улетели – 1

— Правильный ключ: 010-011. Встаньте у кого так?

-Игра: «Дерево мудрости».

-Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту, можно и межпредметные.  Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).

— Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

(Вопросы от учащихся: Сколько в первом абзаце предложений? Найдите во 2 предложении существительные 2 склонения. Придумайте другое название к рассказу. Какие еще произведения о животных помните?  Сколько было воробьёв? и др.)

-Спасибо Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка

-Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (Высказывания учащихся: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)

-Да я с вами совершенно согласна!  Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Вересаева, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!

-Домашнее задание —  научиться читать рассказ без ошибок, выразительно.

— Проведём самооценку работы на уроке.

(Ученик проводит самооценку вслух,  диктует предложения, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)

  1. Я старался и выполнял задания без ошибок  (+, -)
  2. Работал активно, поднимал руку
  3. Внимательно слушал ответы одноклассников
  4. Узнал для себя новое
  5. Следил за своим здоровьем

-Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? Что необходимо подтянуть, над чем следует поработать? (Ответы учащихся: «Мне надо быть активнее на уроке». «Надо быть более внимательным.»)

-Я, в свою очередь, вас оценю. На этом наш урок окончен. Всем спасибо!

                                                                                                                   24.03.2016.

                                                                                                                   г. Липецк

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/05/16/urok-praktikum-po-literaturnomu-chteniyu-v-veresaev-bratishka

В. В. Вересаев. «Братишка». Литературное чтение. 3 класс. Разработка урока

2

Актуализация знаний.

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

На доске записан эпиграф и тема урока: Братская любовь пуще каменных стен.

– Как вы можете прокомментировать этот эпиграф? Обсуждение с детьми смысла данной пословицы (как за камен стеной вас ветер не продует, дождь не промочит, враг не достанет,так и брат может от всего защитить…)

Постановка проблемы. Как вы думаете, почему я включила эту пословицу в сегодняшний урок? – Будем читать рассказ о брате.

Определите фамилию автора произведения. Ее можно выделить из данного ряда: Фамилия начинается со звонкой согласной, а остальные – с глухой. (Запись на доске.) Д. Хармс, В. Вересаев, Н. Токмакова.

Это Вересаев Викентий Викентьевич

Вересаев (Смидович) – русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 г. В семье врача. Его отец основал в г.Туле городскую больницу. Мать открыла у себя дома первый детский сад в г.Туле

Вересаев закончил с серебряной медалью гимназию, затем закончил историко-филологический факультет университета в Петербурге, а затем учился на врача. Писать начал в 14 лет. В своих произведениях старался показать духовное развитие своих персонажей, победу сил добра над силами зла. Умер в Москве 3 июня 1945 г.

Оценка деятельности.
Обратимся опять к таблице достижений по уроку литературного чтения, которая лежит у вас на парте. Выполним 2 задание. Если вы считаете, что верно определили фамилию автора, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?). – Давайте наметим план наших действий

На доске: – Познакомиться с произведением – Узнать новое -учиться читать выразительно. Проверка Д/З.Устный счет. Орфографическая минутка. Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Выборочное чтение. Пересказ. Закрепление нового материала. Рефлексия, Д/з. Физминутка)

– Что мы уже с вами сделали? (Определили тему урока, наметили план действий)

– Поставьте себе цели на урок.(выслуш детей)

Оценка деятельности.

Выполним 3 задание. Если вы считаете, цель урока сформулировали, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы не смогли сформулировать цель– (?).

Коммуникативное УУД:
умение слушать собеседника

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/v-v-veresaev-bratishka-literaturnoe-chtenie-3-klass-razrabotka-uroka/

Сжатое изложение текста братишка.Вересаев

Artemstulov2003 / 26 апр. 2014 г., 19:45:55

помогите озаглавить текст, написать сжатое изложение и план….

прошууу…

очень нужно

к-то перед вечером, когда мы возвращались домой, вдруг сорвался сильный ветер и погнал нас прямиком на волнорез, а разгулявшиеся буйные волны словно задались специальною целью шваркнуть нас со всего размаха о гранит волнореза и разнести наше суденышко в щепки.

Мы гребли из последних сил; все свое спасение мы видели в том, чтобы добраться до гавани, прежде чем нас ударит о камни.

Это оказалось невозможным, и вот нас подняло так высоко, что мы на мгновение увидели море по ту сторону мола, потом бросило вниз, как с пятиэтажного дома, потом обдало огромным водопадом, потом с бешеной силой стало бить нашу лодку о мол то кормою, то носом, то бортом. Я пробовал было отпихнуться от волнореза веслом, но оно тотчас сломалось.

Обратите внимание

Я одеревенел от отчаяния и вдруг заметил, или, вернее, почувствовал, что Житкова уже нет у меня за спиной. Была такая секунда, когда я был уверен, что он утонул. Но тут я услыхал его голос. Оказалось, что в тот миг, когда нас подняло вверх, Житков с изумительным присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его покатую, мокрую, скользкую стену и вскарабкался на самый гребень.

Оттуда он закричал мне: — Конец! «Конец» — по-морскому канат. Житков требовал, чтобы я кинул ему веревку, что лежала свернутой в кольцо на носу, но так как в морском лексиконе я был еще очень нетверд, я понял слово «конец» в его общем значении и завопил от предсмертной тоски. К счастью, сторож маяка увидал катастрофу и поспешил мне на помощь.

Со страшными ругательствами, которых не могло заглушить даже завывание бури, с искаженным от злобы лицом он швырнул мне конец веревки и вместе с Житковым втащил меня, дрожащего, но невыразимо обрадованного, на мокрые камни мола и тотчас же занялся нашей лодкой: зацепил ее длинным багром и велел подручному ввести ее в гавань, после чего с новым ассортиментом ругательств накинулся на меня и Житкова, требуя, чтобы мы следовали за ним на маяк. Я ожидал необыкновенных свирепостей, но он, не переставая браниться, дал нам по рюмке перцовки, приказал скинуть промокшее платье и бегать нагишом по волнорезу, чтобы скорее согреться. Потом уложил нас на койку в своей конуре, прыкрыл одеялом и, усевшись за опрокинутый ящик, взял перо, чтобы составить протокол о случившемся. А я был поражён храбростью своего верного и надёжного товарища…

прошууууу…..

Источник: https://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/651835_szatoe-izlozenie-teksta-bratiskaveresaev/

Конспект урока литературного чтения «Братишка»

Тема: В. Вересаева «Братишка».

Цель: формировать сознательное, правильное чтение; умение разъяснять заглавие текста; умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; умение различать виды рассказов и стихотворений.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

Физминутка

Приветствие.

— Чему мы учимся на уроках литературного чтения? Где это может пригодиться?

— Покажите с помощью тучки и солнышка с каким настроением вы начинаете работу на уроке.

Составление плана урока.

Разминка (работа по скороговорке).

— Для чего выполняем эту работу? Что такое «выразительность»?

Чтение скороговорки, выделение звуков, работа по орфограммам.

Далее по мимике определяем настроение и произносим скороговорку с различными интонациями.

Повторение. 3 1 7 2

— Сегодня мы отправляемся в поездку в Литературный городок и побываем в гостях.

1.Домик Айболита.

— Что это за герой? Он любит узнавать что-то новое. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Познавательные, примеры.)

2.Домик Незнайки.

— Что это за герой? Он не умеет себя вести. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Поучительные, примеры.)

3.Домик Матроскина.

— Что это за герой? Он любит веселье. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Юмористические, примеры.)

4.Домик Леопольда.

— Что это за герой? Он любит слушать стихи. Что вы ему можете предложить? ( Прочитать стихотворение Ю. Мориц «Ворона».1 7 1 2 21)

Вопросы после чтения:

– О чём же это стихотворение?

– Почему Митя погладил лапки вороны? Как отнеслась к этому ворона? Обидел ли Митя ворону?

– В сквере Митя встречается с кошкой и собакой. О чём просит Митю кошка? Почему?

– Как вы думаете, понимает ли кошка, что Митя ищет не её? (Да, понимает, и она согласна помочь Мите найти ворону. Но при этом лапка кошки будет в руке Мити!)

– Смогут ли Митя и кошка взобраться на облако?

– Чтобы глубже понять это стихотворение, прочитаем его ещё раз.

– Как поэтесса Юнна Мориц относится к героям своего стихотворения?

Читайте также:  Загадки про птиц и животных для школьников с ответами

– Почему она захотела, чтобы Митя погладил лапки пугливой вороне? (Митя гулял один, и ворона была одна…)

– Почему не подружились два героя? (Они были слишком разные и не поняли друг друга.)

– Кто понял Митино состояние? (Кошка, она предложила Мите свою лапку, ласково назвала его «крошка», утешила его, как могла.)

Рассуждение учителя. Ребята, мы можем только предположить, что заставило Юнну Мориц написать это стихотворение. Может быть, она гуляла однажды в сквере и увидела одиноко сидящего на скамейке мальчика, а рядом с ним – ворону. Возникло впечатление – и заработала фантазия поэта. Она захотела сдружить два одиноких существа – мальчика и ворону. Но одного её желания оказалось мало…

В этом стихотворении очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что мысли эти спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется «уметь читать между строк». Попробуем и мы прочитать между строчками это стихотворение.

– Что вы чувствовали, когда читали это стихотворение?

– Какие чувства у вас вызывает мальчик? А ворона? А кошка?

– Как вы считаете, какая строчка в этом стихотворении самая важная? («Вдвоём веселее дорожка». Это стихотворение – об одиночестве.)

— А теперь пора возвращаться.

«Киска».

Познавательные УУД:

1)развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2)представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Физминутка

— Сегодня познакомимся еще с одним, на мой взгляд очень содержательным произведением.

— Кто автор? Встречались на уроках с его произведениями?

Самостоятельная работа по чтению биографии.

Работа в парах – пересказ с дополнением друг друга. (1 пару проверить, заслушать.)

В. Вересаев «Братишка». 1 7 1 2 2 1

Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 161).

– Соответствует ли иллюстрация названию рассказа – «Братишка»?

– Почему вы так думаете?

– Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать всё произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения.

К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

Прослушивание текста (аудиозапись).

— Понравился? Почему?

– Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья?

– Почему он решил написать о них рассказ?

Братская любовь пуще каменных стен.

Обсуждение с детьми смысла данной пословицы.

По ходу ведется словарная работа

1 часть.

(Бузина, бок о бок, кадушка, сквозящим, пазухи.)

– Где происходит событие?

2 часть (бойко, звенящем языке, опасливо косился)

– Что нового узнали о наших героях?

– Как вы, думаете, почему тот воробей, что поменьше, хотел пить, но не опустился на край кадушки?

3 часть (ободряет)

– Почему так вел себя первый воробей?

– Почему автор решил, что воробей поменьше, брат первого?

4 часть (порхнул, трепыхая крылышками)

– Почему братишка испуганно порхнул на бузину?

– Чего он испугался?

– Удалось ли старшему воробью уговорить братишку попить воды из кадушки?

– Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них?

В семье у автора было 8 человек. Обращение к эпиграфу.

Что вы, можете рассказать о старшем воробье? Какой он? А какой его братишка?

старший младший

заботливый боязливый

внимательный нерешительный

терпеливый

бойкий

уверенный

Обсуждение главной мысли.

– Теперь вам понятно, почему рассказ называется «Братишка»? Объясните.

– Можно ли по этому описанию сказать, как писатель относится к живой природе?

«В лесу стоит избушка…»

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в группах. Распределить картинки в правильной последовательности по сюжету, зачитать к ним предложения.

Работа в парах. Озаглавливание частей.

ΙV. Итог.

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? 4

— Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

— Оцените свою работу (пъедестал).

— Закончите предложенные фразы.

— Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за хорошую работу, полные ответы.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-bratishka-644601.html

Знакомство с творчеством Ю. Коваля

5. Подведение итогов

— Что вы узнали о творчестве Успенского, Коваля?

— Какие произведения этих писателей знаете?

— Чем они интересны, необычны? (Интересные персонажи. Много юмора. Они современные.)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Проверка навыка чтения по тексту В. Вересаева «Братишка»

Цели:проверить следующие показатели навыка чтения незнакомого текста: способ чтения, темп, правильность, осознанность.

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

¾ Сегодня мы проверим, как вы научились читать и понимать прочитанное. Постарайтесь читать без ошибок, в привычном для вас темпе, искусственно не ускоряя его. Помните, что главное заключается не в быстроте чтения, а в его правильности, чтении без ошибок. Необходимо читать вдумчиво, понимая то, о чём вы читаете. После чтения я задам вам несколько вопросов для проверки понимания прочитанного.

Проверка навыка чтения

Братишка

Важно

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Ря­дом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два моло­дых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов.

Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил — и всё поглядывал на другого, и перекли­кался с ним на звенящем своём языке. Другой — чуть по­меньше — с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку.

А пить-то, видимо, хотелось — клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел: тот, первый, — он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, по­казывает, что ничего тут нет страшного.

Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата — звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке.

Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, — и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и на­пился. Оба улетели. (173 слова)

В. Вересаев

4. Проверка сформированности читательских уме­ний:

¾ Что хотели сделать воробьи, сидя на кусте бузины?

¾ Как напился воды бойкий воробышек?

¾ Как воробей под­зывал своего брата?

¾ Как напился воды другой воробей?

Подведение итогов урока

Государственное учреждение образования

«Начальная школа № 2 г.Жлобина»

Проверка навыка чтения в 4- х классах

Учебный год

Братишка

Важно

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Ря­дом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два моло­дых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов.

Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил — и всё поглядывал на другого, и перекли­кался с ним на звенящем своём языке. Другой — чуть по­меньше — с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку.

А пить-то, видимо, хотелось — клюв был разинут от жары.

И вдруг я ясно увидел: тот, первый, — он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, по­казывает, что ничего тут нет страшного.

Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на брата — звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке.

Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края, — и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и на­пился. Оба улетели. (173 слова)

В. Вересаев

Проверка сформированности читательских уме­ний:

¾ Что хотели сделать воробьи, сидя на кусте бузины?

¾ Как напился воды бойкий воробышек?

¾ Как воробей под­зывал своего брата?

¾ Как напился воды другой воробей?


Проверка навыка чтения

Класс

Одинокий медвежонок

Медвежонок был одинок. Зиму он провёл около ма­тери. Весной же в берлоге оказались ещё два маленьких медвежонка, а сам он стал нянькой. Он должен был сле­дить за ними, забавлять их. К тому же лучшая добыча от­давалась теперь маленьким, а ему доставались лишь остатки.

Как-то он отнял у маленьких братьев вкусные тетере­виные яйца. Те завопили. Тогда, следуя законам звери­ного царства, медведица жестоко избила нарушителя и выгнала его из своей семьи. Когда же он попробовал вернуться к матери, жалобно повизгивая, трёпка повто­рилась.

Совет

Пришлось уйти. Не сразу он научился ловить птиц и мелких зверушек, а потому питался только ягодами и корнями трав.

Осенью медвежонок издалека наблюдал, как старые медведи устраивали берлогу. Он тоже нашёл себе укром­ное место и впервые самостоятельно устроился на зи­мовку. (122 слова)

По И. Зыкову

Проверка сформированности читательских уме­ний:

¾ Почему медвежонок был так одинок?

¾ За что мать-медведица выгнала его из семьи?

¾ Чем питался одинокий медвежонок в лесу?

¾ Как он научился самостоятельно строить берлогу?

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Источник: https://cyberpedia.su/10×1014.html

Ссылка на основную публикацию