Игры на развитие внимания для детей 2, 3 лет

10 игр на развитие внимания

Почему так важно вырабатывать в малыше это качество – внимание? Оказывается, с развитым вниманием у детей тесно связана наблюдательность – способность подмечать малозаметные, но важные детали. Внимание позволяет ребенку подражать взрослым, а, как известно, многие навыки маленький шустрик усваивает именно через подражание. 

Кроме того, с развитием внимания у детей напрямую связано и развитие процесса запоминания. Помните поговорку: «В одно ухо влетело, в другое вылетело»? Понятно, что рассеянному малышу будет сложнее усваивать знания в детском саду и школе, чем его более внимательному «коллеге». Поэтому стоит непременно включать игры на развитие внимания в ежедневные занятия с ребенком. 

Игры на развитие внимания во время прогулки

Окружающий мир дарит массу возможностей для вдумчивого наблюдения. А умение замечать то, что происходит вокруг тебя, – это и есть лучшее развитие внимания у детей!

Игры для детей на внимание: 2–3 года

Посмотри вокруг. Возьмите малыша на руки или присядьте возле него на корточки. «Вон собачка побежала! Как собачка делает? Ав-ав! Ой, смотри, кто ползет! Муравей ползет. Ма-а-а-ленький муравей! Где муравей, покажи пальчиком? Посмотри, какая большая машина! У машины колесики…» Так кроха учится запоминать названия и свойства вещей.

Найди такой же. Разложите на земле или на скамейке перед малышом несколько собранных на улице «сокровищ»: каштан, желудь, шишка, веточка, камешек, листочек… Точно такой же набор сложите в корзинку или сумочку.

Доставайте по одному предмету, показывайте малышу и просите отыскать такой же каштан или такую же веточку. На первых порах помогайте: «Вот каштан! Мы его нашли! Ура!» Ребятишкам чуть постарше предложите поиграть иначе.

Если вы нашли на земле каштан (камень, листик), покажите его малышу, назовите и попросите отыскать такой же.  

Игры на развитие внимания для детей 4–5 лет

Гномики и великаны. Лучше поиграть в эту игру с компанией ребятишек на детской площадке.

Обратите внимание

По команде: «Гномики!» малыши должны присесть и коснуться руками земли, а по команде: «Великаны!» – встать и поднять руки высоко вверх. Запутывайте малышей, повторяя одну и ту же команду по несколько раз подряд.

Кто ошибся – выбывает из игры. А самый внимательный получает приз. Ведь реакция на чередование команд требует основательной концентрации внимания.

Развитие внимания у детей на ходу

Развивать внимание и наблюдательность с успехом можно даже на ходу. Простые игры сослужат вам хорошую службу: и внимание потренируют, и увлекут малыша, заставив его забыть о капризах. Итак, играем!

2–3 года. Игры на развитие внимания у малышей

Мяу, гав! Договоритесь с ребенком, что тот, кто первым увидел кошку, кричит: «Мяу!», при виде собаки гавкает, вороны – каркает, а увидев воробья, говорит: «Чик-чирик!» Для старших деток можно ввести дополнительные обозначения, например, «гуля» (голубь), «ляля» (при виде крохи в коляске) и т. п. Родителям, конечно, надо  не спешить и подыгрывать ребенку. 

Магазин. Это игра для трехлеток. Перед походом в магазин скажите ребенку, что вы собираетесь купить. Пусть он запомнит названия продуктов и повторит список. Делая покупки, что-нибудь намеренно «забудьте» и спросите ребенка, все ли вы купили.

4-5 лет. Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Караван. Для тренировки внимания и памяти можно использовать всевозможные словесные игры. Такова и игра «Караван». Мама называет какое-нибудь животное, например, верблюда.

Малыш повторяет: «Верблюд» и добавляет свое животное, например, лошадь. Мама говорит: «Верблюд, лошадь» и цепляет к «каравану» еще животное.

Так по очереди и собираем цепочку до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Что изменилось? Потрясающе интересная игра, которая обязательно увлечет ребенка.

Итак, утром на прогулке внимательно смотрим по сторонам, стараясь запомнить все до мельчайших подробностей, а вечером пытаемся разобраться, что же изменилось в окружающем пейзаже: покрасили лесенки на детской площадке, здесь утром стоял хлебный фургон, а сейчас его нет, а тут на лавочке никого не было, а теперь сидит кошка… Кстати, такая игра будет полезна не только малышу, но и маме. Ведь тренировать память и внимание полезно в любом возрасте. 

Домашние игры на развитие внимания

И для дома игры найдутся! Наверняка вы и сами сможете их придумать.

Игры на развитие внимание для детей 1,5–3 лет

Прятки. Возьмите непрозрачный пластиковый стаканчик и на глазах у малыша спрячьте под него каштан или любую мелкую игрушку. Пусть малыш поднимет стаканчик и найдет каштан.

Во время игры спрашивайте: «Где каштанчик?» И радуйтесь находке вместе с малышом: «Вот он! Нашелся!» Затем усложним игру. Возьмем 2–3 стаканчика и спрячем игрушку под одним из них. Несколько раз передвинем стаканы, меняя их местами.

Малыш должен проследить за вашими движениями и показать, под каким стаканом игрушка. 

Мишкины загадки. Возьмите несколько спичечных коробков и склейте их вместе, чтобы получился «комод» с ящичками. Это приспособление поможет нам в игре. Пусть кто-нибудь из игрушечных зверей (допустим, мишка) придет к малышу в гости и принесет с собой пуговицу.

Мишка на глазах у малыша «прячет» пуговицу в один из ящичков: «Пусть пока моя пуговичка полежит здесь». А потом рассказывает малышу какое-нибудь стихотворение, загадывает загадку, то есть отвлекает.

Потом мишка вдруг вспоминает про пуговицу: «Ой! А где же моя пуговка? Куда я ее положил?» Задача малыша вспомнить, в какой ящик мишка положил пуговицу, и достать ее. 

Развитие внимания у дошкольников: 4–5 лет

Перестановочки. Небольшие игрушки и предметы (карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10–15 штук) разложите на столе и накройте газетой. Предложите ребенку в течение 30 секунд запомнить расположение предметов.

Затем малыш отворачивается, а вы перекладываете три или четыре предмета на другие места. Сможет ли малыш разобраться, что изменилось? Начинайте игру с простых комбинаций, перекладывая всего один предмет. Затем усложняйте.

Можно убирать часть предметов или заменять одни предметы другими.

Книжки для развития внимания у детей

А еще вам пригодятся всевозможные книжки развития внимания у детей. И не только со специальными заданиями на развитие внимания, но и самые обыкновенные, со сказками и стихами. Например, с малышами от 1,5 до 2 лет можно играть так.

Подберите книгу с большими сюжетными картинками и множеством разных предметов и персонажей.

Спросите кроху: «Где собачка? Покажи солнышко! Найди мухоморчик! Куда спрятался цыпленок?» Нехитрая на первый взгляд игра отлично тренирует внимание малыша: ему нужно сосредоточиться, чтобы среди всего изобилия предметов на картинке отыскать нужные.   

Важно

Ребятишкам постарше полезно находить выходы из нарисованных лабиринтов, искать отличия между похожими картинками, сопоставлять предмет и его силуэт, отбирать из группы картинок одинаковые и т. п.

В продаже есть немало книг, где на большой картинке с кучей мелких деталей нужно отыскивать какие-то определенные «спрятанные» предметы. Такую книгу можно рассматривать дома или взять с собой в дорогу.

 

Наверняка в вашем арсенале есть и свои веселые игры на тренировку внимания. Играйте в них почаще, и тогда ваш малыш станет самым-самым внимательным!  

Совет психолога

Прежде чем тренировать внимание малыша, убедитесь, что на него не воздействуют факторы, которые способны свести на нет все ваши старания. Это физическая слабость (внимание требует усилий, а где взять энергию, если, скажем, недавно переболел гриппом); перегрузка (много кружков, посещение музеев и театров каждые выходные); отсутствие мотивации (нет удовольствия и цели).

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1754/10-igr-na-razvitie-vnimaniya

Игры и упражнения для развития внимания

кольные трудности детей почти всегда вызывают у родителей жалобы на невнимательность, несобранность ребенка. Это справедливо – без хорошо развитого внимания успешная учеба невозможна.

Поступая в школу, большинство детей слабо владеют собственным вниманием.

Детей легко отвлекает все новое, красочное, необычное, они не могут усилием воли задержать внимание на нужном, но не очень интересном школьном материале.

Положение дел можно поправить, если позаниматься с ребенком. Игры и упражнения для развития внимания не требуют много времени. Достаточно уделить им 5-10 минут в день, только делать это нужно систематически. Тогда результат будет заметен через 2-3 месяца занятий.

У школьников 6-7, а иногда и 8 лет доминирует непроизвольное внимание. Оно тесно связано с эмоциональной составляющей.

Поэтому играть и выполнять упражнения нужно с искренним интересом, доброжелательно, удивляясь и восхищаясь успехом ребенка. Взрослые и сами могут получить удовольствие от игр, настолько многие из них занимательны.

Ругать и подгонять не следует; если что-то не получается, лучше сменить игру или облегчить ее.

Совет

Вместе с тем упражнения нужно подбирать так, чтобы их сложность слегка превосходила текущие возможности ребенка.

Интересная особенность внимания как свойства личности заключается в том, что его нельзя наблюдать отдельно, изолированно от других психических процессов, от деятельности в целом (подробнее о внимании можно прочитать в статье «Проблема внимания у школьников младших классов»). Поэтому каждое упражнение для развития внимания попутно развивает и память, мышление, воображение, восприятие.

Подвижные игры

Следи за флажком

Для игры понадобятся флажки разных цветов. Условия игры: поднимается синий флажок – хлопнуть в ладоши, красный флажок – подпрыгнуть, желтый – присесть и так далее. По мере того, как дети осваиваются в игре, темп ускоряется.

Повторять запрещено

Под музыку ведущий показывает какое-нибудь движение, а остальные повторяют его. Перед началом игры следует договориться, что одно из движений повторять нельзя. Когда ведущий покажет его, нужно отрицательно покачать головой. Кто ошибется, выбывает из игры.

Самый внимательный

«Если хочешь надежно спрятать вещь, положи ее на самое видное место».

На этой поговорке строится игра. Ведущий прячет в комнате заранее условленную небольшую вещь так, чтобы ее было хорошо видно. На это время другие игроки из комнаты выходят. Требуется найти эту вещь.

Ночной сторож

В этой игре двое ведущих – два сторожа. Ведущим завязывают глаза. Они становятся лицом друг к другу на расстоянии одного шага, берутся за руки. Дети по очереди пробуют проползти между сторожами так, чтобы их не заметили. Когда сторожа почувствуют прикосновение, они должны схватить лазутчиков.

Зеркало

Ведущий показывает разные физические упражнения или меняет выражения лица. Игрок-зеркало должен точно повторить их.

Найди пару

Игра предназначена для группы детей. Для игры нужны два комплекта одинаковых карточек с изображением животных. Каждый ребенок получает одну карточку, потом в зале выключают свет.

Требуется найти свою пару. Человеческим языком разговаривать нельзя, только по-звериному (мяукать, кукарекать, гавкать и так далее). Свет включается через 2 минуты.

Не пропусти хлопок

Эта игра предназначена для группы детей. Дети садятся в круг так, чтобы было удобно положить свои ладони на бедра или колени соседа. По команде первый игрок легонько хлопает по бедру (колену) соседа справа.

Тот возвращает хлопок – хлопает первого игрока. Потом второй игрок в свою очередь хлопает соседа справа. Тот тоже возвращает хлопок и хлопает следующего. Темп постепенно ускоряется.

Игра заканчивается, когда кто-нибудь собьется.

Летает — не летает

Ведущий называет птиц, животных, разные средства передвижения. Если названный объект летает, дети поднимают руки и машут ими, как крыльями. Ведущий тоже поднимает руки, а иногда специально запутывает детей. Так, назвав пароход или лошадь, поднимает руки. Кто ошибся, выбывает из игры.

Штандер

Это очень популярная у наших бабушек и дедушек дворовая игра с мячом. Считается, что ее название произошло от немецкого выражения «Stand hier!», которое переводится «Стой здесь!».

Водящий встает в центр круга, на расстоянии шага от него по периметру круга стоят игроки. Водящий подбрасывает мяч и одновременно называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвал водящий, должен подбежать и поймать мяч. Если это удалось сделать, игрок становится водящим. Игра начинается заново.

Читайте также:  Сказка «золотое яичко» в стихах

Если мяч не пойман и упал на землю, водящий бежит к мячу. Одновременно игроки разбегаются в стороны от водящего. Когда водящий поднимет мяч и вернется в центр круга, он кричит «Штандер!».

Игроки замирают на месте. Водящий бросает мяч в любого игрока. Игроки не имеют права двигаться с места, но могут уворачиваться от мяча.

Тот, в кого попали, выбывает из игры или становится водящим (по предварительной договоренности).

Вышибалы

А эта игра была очень популярна у наших родителей.

Два водящих игрока располагаются на расстоянии 10-15 метров друг от друга. Остальные – между ними. Водящие перекидывают друг другу мяч и стараются попасть в одного из игроков («выбить»). Тот, в кого попадут, выбывает из игры или становится водящим (по договоренности).

Игроки могут перебегать от одного водящего к другому, а также попытаться поймать мяч.

Гвалт

Это групповая игра. Нужно выбрать ведущего и удалить его из комнаты. Затем взять пословицу, строку из стихотворения, из песни таким образом, чтобы количество слов было равно количеству остальных участников игры.

Каждому игроку достается по одному слову. Когда ведущий зайдет, дети одновременно начинают повторять свое слово. Задача ведущего – внимательно слушать и догадаться, какую фразу загадали игроки.

Пение

Выбирается популярная детская песня. Если ведущий держит большие пальцы вверх, песня поется вслух, если вниз — про себя. Кто собьется, выбывает из игры.

Начать игру нужно с пения вслух, и оно должно быть достаточно продолжительным.

Царевна Несмеяна

Ребенок, играющий роль царевны Несмеяны, должен замереть и не двигаться после команды «Замри!», с которой начинается игра. Остальные участники стараются рассмешить и расшевелить Несмеяну любыми способами, запрещается только прикасаться к Несмеяне.

Спокойные игры

Замечай и запоминай

Для игры можно использовать 7-10 разных предметов или карточки с изображением предметов. Разложите их на столе и дайте детям посмотреть на них 10-15 секунд. Закройте предметы, и попросите детей перечислить те, которые они успели запомнить.

Снова приоткройте предметы на 10-15 секунд. Закройте и попросите детей рассказать, в каком порядке они были расположены.

После третьего просмотра (тоже 10-15 секунд) попросите описать каждый предмет (его цвет, форму, характерные особенности).

Охотник

Представьте, что вы – индейцы-охотники. Вы притаились в лесу, слушаете, какие животные появятся рядом. Нужно сидеть тихо и постараться услышать все шумы, окружающие вас. А потом обсудить, откуда они могли произойти.

Ведущий может организовать какие-то шумы специально.

Шерлок Холмс

Ведущий (Шерлок Холмс) запоминает внешний вид других игроков. Для этого нужно дать Холмсу 1-2 минуты, во время которых он может внимательно рассмотреть спокойно стоящих перед ним детей. Затем Холмс выходит из комнаты.

Дети делают пять изменения в одежде и позе. Вернувшись, Шерлок Холмс находит эти изменения.

Длинный хвост

Для игры требуются картинки с изображением животных. Нужно разложить их по порядку: от животных с самым коротким хвостом до животных с самым длинным хвостом.

Круги внимания

Удобно расположитесь в комнате, чтобы видеть и слышать всех участников игры. Первый игрок предлагает объект, который все будут описывать. Желательно, чтобы этот объект был крупным, с множеством мелких деталей (например, школа).

Второй игрок уточняет предложенный объект (в школе три этажа).

Следующий дает новое уточнение (школа из белого кирпича, 18 окон, крыльцо покрашено зеленой краской, на крыльце 4 ступеньки, в школе 2 крыла, с правой стороны спортзал и так далее).

Игра продолжается по кругу до тех пор, пока кто-нибудь из участников не сможет уточнить следующую деталь объекта.

Посадка инопланетного корабля

Реквизит: набор из 10 треугольников, квадратов и кругов разного цвета. Их можно вырезать из цветного картона. Ширма формата А4 или больше.

История: На орбите Земли терпит бедствие космический корабль инопланетян. У них плохо работает связь, поговорить с ними не получается, но до Земли сигналы корабля доходят. Земля может посадить корабль на автопилоте. Для этого оператору на Земле нужно представлять пульт управления инопланетного корабля.

Играют двое – землянин и инопланетянин. У каждого по 5 элементов из набора. Инопланетянин выкладывает из картона пульт корабля. Он делает это за ширмой, чтобы землянин не видел, как выглядит пульт.

Обратите внимание

Потом инопланетянин последовательно описывает свой пульт управления. По его описанию оператор-землянин выкладывает элементы в том же порядке. Землянин не должен ничего говорить (поломка связи).

Задача – составить точно такой же набор, символизирующий пульт, как у инопланетянина.

Назови цвет

Для игры потребуется наглядное пособие, вот такое: Задача – назвать цвет, которым написано слово. Для того чтобы игра производила правильный эффект, ребенок должен хорошо читать.

«Да» и «нет» не говорить

Начало этой популярной игры может быть разным. Выбирается ведущий, он обращается к игрокам с преамбулой:

Вариант 1. Барыня купила гардероб. В нем 100 рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черное и белое не называйте.

Вариант 2. Бабушка прислала 100 рублей. Что хотите, то купите, черное и белое не берите, «да» и «нет» не говорите.

Вариант 3. «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не называть, вы поедете на бал?

И продолжает диалог или с одним игроком, или со всеми игроками по очереди. Ведущий задает вопросы, игроки отвечают. Вопросы ведущего построены так, чтобы заставить игроков произнести запрещенные слова. Кто проговориться, выбывает из игры или становится ведущим (по договоренности).

Раскраска

Для игры нужно заранее приготовить картинки, раскрашенные только наполовину. Вторую половину требуется раскрасить точно по образцу первой.

Золушка

Смешайте небольшие горсти трех разных круп и дайте ребенку их разобрать. Чем младше ребенок, тем меньшие по количеству и большие по размеру крупы нужно использовать.

Угадай, что я вижу

Один игрок смотрит на что-нибудь, а другой угадывает, на что именно он смотрит. Потом игроки меняются ролями.

Пуговицы

Реквизит: два одинаковых игровых поля (листы бумаги с нарисованными крупными клеточками) и от 3 до 10 пуговиц (в зависимости от возраста ребенка).

Два игрока садятся друг напротив друга. Первый игрок выкладывает свои пуговицы на игровом поле по разным квадратикам. После того, как второй игрок посмотрел на расположение и запомнил его, поле закрывается листом бумаги. Задача второго игрока — на своем поле повторить расположение пуговиц как можно точнее.

Пальцы

Сидя, положите руки на колени, пальцы рук переплетите, оставив свободными большие пальцы. Медленно вращайте их вокруг друг друга. Постарайтесь сохранить одинаковую скорость. Направление вращения не меняйте.

Колокольчик

Дайте в руку ребенку колокольчик и предложите выполнить любое движение так, чтобы колокольчик не зазвонил. Язычок колокольчика придерживать нельзя.

Бирюльки

Эта старинная игра замечательно развивает концентрацию внимания. Бирюльками могут выступать разные мелкие предметы, наперстки, пуговицы, даже спички. Настоящие бирюльки – это фишки разных форм, в которых обязательно есть отверстия.

Бирюльки кучкой высыпаются на стол. Задача игроков – вытащить одну бирюльку из общей кучи, не сдвинув при этом соседние бирюльки. Для этого в настоящих бирюльках используется специальный крючок. Если же играть спичками, то можно обойтись без него.

Если игрок сдвигает соседние бирюльки, он передает ход следующему игроку. Тот, кто соберет больше бирюлек, выигрывает.

Слепое письмо

На спине ребенка рисуйте разные предметы, пишите буквы, цифры, слова. Задача ребенка — сказать, что вы написали. Поначалу можно написать несколько знаков на руке, чтобы ребенок смог соотнести свои тактильные и зрительные ощущения.

Небылицы

Читается или придумывается рассказ, в котором есть ложные утверждения. Задача: найти небылицы.

Например: «Вышел я вчера из дома, солнышко зеленое ярко светит, травка синяя под ногами так и пружинит. Шарик, наша собака, из будки выглянул и мяукает, со мной здоровается. А пошел я на пруд, грибы ловить. Удочка у меня, червяков с собой позвал, все как положено. Прихожу, уже собрался удочку закинуть, а тут из пруда лошадь как выскочит, как закричит «Бе-е-е» и рога на меня наставила…»

Ухонос

По команде «ухо» требуется дотронуться до собственного носа, по команде «нос» — до уха. Команды меняются хаотически. Темп можно постепенно ускорять.

Ладошки

Два игрока обводят свои ладошки на листочках бумаги. После этого по обе стороны ладошек (но не в них) как попало пишут цифры от 1 до 10 (20, 50, 100, — в зависимости от возраста детей). Затем они меняются листочками и ищут числа в точном порядке. Можно проводить линии между числами. Кто быстрее нашел все числа, тот и выиграл.

Упражнения

Юлий Цезарь

Вместе с упражнением «Корректура» (нахождение и вычеркивание в тексте одной или более букв) включите аудиозапись с интересной детской сказкой. Проверьте текст, а потом спросите, что ребенок понял и услышал из сказки.

Чтение с ритмом

Разучите с ребенком любой, самый простой ритмический рисунок, потом попросите его читать текст и одновременно карандашом выстукивать ритм.

Счет наоборот

Требуется считать от 1 до 20, одновременно записывать на листочке те же цифры в обратном порядке. Говорим 1, пишем 20, говорим 2, пишем 19, и так далее.

Цифры по порядку

Задана таблица из одинакового количества строк и столбцов. В каждой клеточке написаны цифры от 1 до 50, вразброс, не по порядку. Требуется переписать их в такую же таблицу (чистую), расположив в порядке возрастания.

Немного усложнить задание можно, записав цифры в условии разными цветами.

Копирка

Без ошибок переписать слова вида:

Енажлобы береюре лиддозока миноцапримапавотил ессанессас етальтаррс куфтироладзлоекунм

Тест «Мюнстерберга»

Найти спрятанные слова:

БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬКМ

Вариант этого теста – разделить сплошной текст на слова (в качестве примера хорошо подойдут пословицы и поговорки).

БЕЗТРУДАНЕВЫТАЩИТЬИРЫБКУИЗПРУДА

Шифровка

Закодировать слово при помощи цифр. Каждой букве алфавита присвоить свою цифру, затем записать слово или фразу цифрами. В зависимости от возраста ребенка можно не использовать весь алфавит, а только те буквы, которые встречаются в словах.

Арифметический диктант

Важно, чтобы арифметические действия ребенок производил в уме, а записывал только полученный результат. В зависимости от возраста детей задания усложняются.

1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. /ответ 3/

2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. /ответ 5/

Важно

3 класс – Даны два числа 27 и 32. 1-ю цифру второго числа умножьте на 1-ю цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру числа. /ответ 4/

4 класс – Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. /ответ 5/

Хлопки и круги

Предложите ребенку рисовать кружочки. Одновременно с этим хлопайте в ладоши и просите сосчитать хлопки. Задание выполняется 1 минуту.

Вопросы

Это игра-соревнование, в ней должно участвовать как минимум двое детей.

Детям читают небольшой текст. Задача: составить как можно больше вопросов к тексту. Выигрывает тот, чей список вопросов длиннее.

Источник: http://baby-ved.ru/igry/igry-i-upraghneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya/

Эти игры на развитие внимания должна знать каждая мама

Педагог и психолог Светлана Пятницкая рассказывает, как правильно развивать у дошкольников внимание.

Без такого познавательного процесса, как внимание, невозможно выполнение самой простой деятельности. Поговорим о свойствах внимания, а также играх, направленных на его развитие.

Первое свойство внимания – устойчивость – способность длительно сосредотачиваться на чём-либо.

Читайте также:  Лев николаевич толстой. рассказы

Второе свойство внимания – переключение – способность переходить от выполнения одной деятельности к другой.

Третье свойство внимания – распределение – способность действовать с двумя или несколькими предметами, ситуациями одновременно.

Уже на первых месяцах жизни грудничка мы сталкиваемся с проявлениями внимания. Малыша привлекает источник, вызывающий звук. Ребёнок поворачивает к нему голову, подолгу задерживает взгляд на ярком предмете.

В 2-3 месяца младенец становится наиболее внимательным ко взрослому человеку. Он может останавливать взгляд на лице близкого взрослого, пытается подражать его улыбке и речи.

К 6 месяцам взрослому следует показывать различные способы воздействия на игрушки: стучать, качать, поворачивать. Такие действия помогают малышу удержать взгляд на предмете дольше.

После года внимание ребёнка становится более устойчивым. Совместная игра с взрослым, а также введение новых ситуаций для игр с одной и той же игрушкой удерживают его внимание на 8-10 минут.

К двум годам ребёнок начинает постигать смысл речи. С двух лет начинайте приучать ребёнка быть внимательным к слову. Рассказывайте ему короткие сказки, потешки, песенки.

Чередуйте слушание с действием: расскажите стишок, а после воспроизведите движения (как прыгает заяц, как ходит медведь и другое).

Это поможет ему развить чуткость к слову и обращать внимание на смысл прочитанного.

В этом возрасте полезно играть в игру «Найди такой же».

Возьмите конструктор, выберите из него одинаковые детали. Покажите ребёнку, к примеру, кубик синего цвета и скажите: «У меня в руках кубик синего цвета. Среди остальных кубиков найди такой же». По аналогии ищите игрушки по величине, длине, узору на них и прочее.

В игре «Парные картинки» среди разных изображений предметов обихода малыш должен найти такой же, какой вы положите перед ним на столе.

  1. До трёх лет внимание ребёнка неустойчиво. Это зависит от физиологических и индивидуальных особенностей. Избегайте переутомления малыша, разнообразьте его деятельность новыми игровыми моментами.
  2. В этом возрасте дошкольнику трудно удержать во внимании более 2-3 предметов одновременно. Сначала рассмотрите картинку, а после этого читайте текст в книжке.
  3. Переключать своё внимание быстро – непростая задача, поэтому используйте игровые формы: просьбу любимой игрушки, воображаемого существа.

К 4-5 годам объём внимания значительно увеличивается. Достаточно вспомнить о большом количестве героев, каждого из которых пятилетка назовёт по имени, объяснит их миссию в мультфильме.

Игры «Угадай, кого или чего не стало?» и «Что изменилось?» , которые полезны для развития памяти, отлично развивают и внимание.

В 5-6 лет полезно выполнять задания, в которых ребёнок будет заштриховывать круг, квадрат и прямоугольник (нарисованные на листе в разном порядке) определённым образом: сверху вниз, слева направо, по диагонали или ставить знаки «плюс», «минус», «равно».

Для тренировки переключения внимания ** играйте в «Троеборье»**. Давайте пятилетке цепочку разнообразных заданий и видов деятельности. Допустим, спеть песенку, полить комнатные растения, нарисовать что-то.

В игре «По порядку» нарисуйте алгоритм (на каждой карточке отдельное действие) мытья рук, одевания и т.п. повседневных дел, которые ребёнок должен выложить по порядку или найти ошибку в цепочке.

В игре «Хлопки» участники идут по кругу, на один хлопок они изображают аиста (стойка на ноге), на два хлопка – лягушку (прыжки с упором рук о пол), на три – рака (повернуться спиной и продолжать движение вперёд).

Кстати, утренняя гимнастика отлично справляется с этой задачей как и игры, знакомые родителям из собственного детства: «Летает — не летает», «Съедобное-несъедобное», «Светофор».

В 6-7 лет развивайте произвольное внимание. Оно позволяет ребёнку выполнять действия, не вызывающие у него яркий отклик. А ещё оно обязательно пригодится в школе.

В игре «Пожалуйста» дети выполняют только те действия, которые ведущий сопровождает вежливым словом («Пожалуйста, сделайте три шага вправо»).

Игра «Радио» вызывает невероятный отклик у семилеток. В большой компании поставьте руки рупором и произнесите: «Внимание-внимание, в нашем торговом центре разыскивается ребёнок. На голове у этой девочки были… две косички.

Одета она была в юбку… розового цвета…» (Следует перечислять признаки, которые встречаются у большинства детей, а затем те, что отличают этого участника от других).

Дети начинают оглядываться, подмечать детали в одежде, а затем все вместе находят «пропавшего» ребёнка.

В игре «Кто пропал?» попросите всех закрыть глаза, коснитесь одного игрока рукой, чтобы он спрятался. Кто первым отгадает пропавшего, становится водой.

В игре «Флаги» ведущий произносит текст, поочерёдно поднимая вверх флаги разного цвета:

Флаг я красный подниму, вас потопать попрошу

Флаг я синий подниму, вас похлопать попрошу.

Белый флаг – мы все молчим,

Жёлтый – все «Ура!» кричим.

После этого в хаотичном порядке поднимаются флаги, а дети выполняют действия согласно правилам.

В игре «Да» и «нет» не говорить, чёрный с белым не носить», взрослый задаёт вопросы, всячески провоцируя ребёнка нарушить правила, озвученные в начале игры.

Если к началу школы у ребёнка есть проблемы с концентрацией и вниманием, не расстраивайтесь. Эти игры помогут исправить ситуацию, тем более, дошкольники всегда охотно подхватывают весёлые идеи взрослых.

Развивайтесь правильно!

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/eti-igry-na-razvitie-vnimaniya-dolzhna-znat-kazhdaya-mama.htm

Развиваем внимание у детей. Игры на развитие внимания

Здравствуйте, уважаемые друзья! Лето подошло к концу, вот сентябрь на пороге, а это значит, что миллионы детей сядут за парты, а кто-то пойдёт в детский сад. Касаясь развития детей мне бы хотелось поговорить на тему развития внимания и предложить игры на развитие внимания для детей разного возраста.

Чтобы ребенок правильно развивался, ему необходимо сосредоточиться на чем-либо. Именно благодаря вниманию, у ребенка лучше развивается мышление, память, речь. Нужно, уже с ранних лет, развивать эту способность (начиная с младенчества и до семи лет).

Как развить внимание у малыша

Существует большое разнообразие всяких игрушек и погремушек для новорожденных детей. Безусловно, ребенок концентрирует на них свое внимание, так как каждая из них издает свой звук. Нужно иметь различные игрушки, и чтобы каждая звучала по-своему.

Есть игрушки звенящие, шуршащие, гремящие, а бывают и движущиеся, светящиеся. И те, и другие, необходимы ребенку для того, чтобы, как можно лучше, развить  внимание. Если пожелаете, можно, над кроваткой малыша, повесить крутящуюся карусель. Он, с удовольствием, будет наблюдать, как крутятся зверушки, и играет приятная убаюкивающая мелодия.

Конечно же, для развития внимания, очень важно окружение ребенка. Какой интерьер и обстановка создаются вокруг него. Какие люди находятся рядом. Если ребенок постоянно находится только в рамках своего дома с одними и теми же людьми, то его внимание развивается недостаточно, так как, его все время, нужно тренировать.

Совет

Тренировать внимание ребенка, у себя дома, очень просто: сделайте небольшую перестановку в квартире. Пусть, теперь, любимые вещи лежат в непривычном месте, а у детской кроватки откроется совершенно другой обзор. Если допустим, проснувшись, ребенок видел картину на стене, то теперь перед ним откроется вид за окном. Такой способ прекрасно стимулирует внимание. Попробуйте.

А для того чтобы не ограничивать ребенка только мамой и папой, сходите в гости, прогуливайтесь на детской площадке Ребенок, обязательно, должен видеть других людей и детей. Другая обстановка очень впечатлит малыша и создаст ему все условия для тренировки внимания.

Так как, музыка является стимулятором нервной системы, ребенку необходимо слушать ритмичные детские песенки во время бодрствования.

А перед засыпанием наоборот включите что-нибудь спокойное, например, классическую музыку, она очень успокаивает нервную систему. Главное, чтобы музыка и песни не были грустными и печальными.

Но самая лучшая песня для ребенка, это, конечно же, мамина колыбельная.

Создайте условия

Перед тем, как начать играть с ребенком, нужно убедиться, что он здоров и у него хорошее настроение. А также он не должен быть голодным и сонным. В общем, его самочувствие, должно быть в полном порядке, чтобы он мог быть внимательным.

Чтобы концентрация внимания была высокой, проводите игры в спокойной обстановке, чтобы ребенка ничего не отвлекало. Постарайтесь оградить его от лишних звуков и шума.

Если ребенку не понятно, как нужно играть, не кричите, а спокойно объясните еще раз. Проявите свое терпение. А когда у него все получится, то похвалите и искренне за него порадуйтесь.

Игры на развитие внимания  для детей в возрасте 2 – 3 лет

В таком возрасте ребенок уже знает достаточно много слов, и, даже если он плохо говорит, то уже многое понимает. Но так как дети часто отвлекаются, то с ними нужно играть в активные и запоминающиеся игры.

Поиграем в мячик

Взрослый встает напротив ребенка и берет в руки мяч. Нужно объяснить ребенку, что ловить мячик нужно только тогда, когда он услышит слово, которое обозначает цветок (роза, ромашка, лилия). А если, он услышит обозначение животного (тигр, собака, корова), то мяч ловить не нужно. Его просто отбивают двумя ладошками.

Запомним картинку

Разложите несколько картинок, с обозначением которых ребенок хорошо знаком. Потом, энергично, возьмите одну картинку и дайте посмотреть на нее ребенку несколько секунд и уберите в сторону. Спросите его, что он увидел на картинке и пусть опишет этот предмет.

Найдем одинаковые предметы

Очень хорошо развивает внимание такая игра, как находить одинаковые предметы. Сложите в коробку парные вещи: либо две одинаковые пуговки, либо две батарейки, либо еще что-нибудь. Можно, просто, сложить очень много разных носков, среди которых каждому носку найдется пара. Ребенку, очень, понравится играть в такую игру.

Игры на развитие внимания для детей возрасте 3 – 4 лет

Для детей такого возраста, очень важна эмоциональная сопричастность того, кто с ним играет. Взрослый, обязательно, должен проявлять свои эмоции и одобрять ребенка. Если вы не знаете, чем занять ребёнка в дождливую погоду, поиграйте с ним в игры для дошкольников.

Определим, что поменялось

Перед ребенком выкладывается несколько предметов. Можно, картинки с предметами, это, не столь важно. Пусть, сначала будет три предмета, потом, когда у ребенка станет получаться, можно будет количество предметов увеличить. Сначала ребенок их запоминает (например: телефон, машинка, мяч), потом отворачивается.

В этот момент взрослый убирает один из предметов. Когда ребенок повернется, он должен догадаться что поменялось. Оставшиеся предметы можно поменять местами. Тогда, ребенок, не только определит, какого предмета не хватает, а также, отметит, что оставшиеся предметы не на своих местах.

Угадаем звук

Перед взрослым лежит разнообразие музыкальных игрушечных инструментов (дудочка, барабан, гитара, пианино, свисток, гармошка).

Ребенок отворачивается, а взрослый в это время играет на одном из инструментов. Ребенок должен догадаться, какой именно музыкальный инструмент издает такие звуки.

Если будет желание, можно добавить новые звуки: стук по полу, шуршание бумаги, звон ложки в бокале.

Рассмотрим картинку детально

Нужно взять яркую цветную картинку, на которой очень много изображено предметов. Это может быть город, где хорошо просматриваются машины, люди и животные.

Пусть ребенок внимательно рассмотрит картинку и опишет всё, что он видит. Очень важно, чтобы ребенок рассказывал подробно, замечая мелкие детали. Например, бабочку на цветочке, камешек на тропинке. Если он сам этого не заметит, то дайте ему задание найти эту деталь.

Игры на развитие внимания для детей в возрасте 5 — 6 лет

Игры для 3-4 летних детей, также, подходят детям чуть старше. Но, их, можно усложнить. А ещё можно предложить такие игры и занятия.

Когда гуляем, наблюдаем

Когда взрослый гуляет со своим ребенком, будь то в парке или во дворе своего дома, то нужно спрашивать его о том, что он видит вокруг себя.

И будет хорошо, если ребенок заметит то, что другому человеку и в голову бы не пришло. Он может заметить очень много: цвет магазина, количество стоящих машин, а также пролетающих мимо насекомых.

Читайте также:  Поделки и подарки своими руками

Обязательно обращайте внимание ребёнка на время года и признаки, по которому мы это можем определить.

Угадываем предметы закрытыми глазами

Сложите в коробочку различные предметы по форме и ощущениям (книжка, кубик, пуговица, мячик, мягкая или резиновая игрушка). Теперь ребенку нужно закрыть глаза и он должен на ощупь определить, какой предмет он достал. Когда он достанет все предметы из коробки, то предложите ему сложить их обратно в той же последовательности, как он их доставал.

Выполняем физические упражнения

Взрослый встает напротив ребенка и показывает ему физические упражнения. Для начала, это должны быть несложные для ребенка движения, которые он сможет повторить (поднимать и опускать руки, приседать). Но, если у ребенка хорошо получается, то задание можно усложнить.

Развиваем внимание детей  6 – 7 лет

Для детей такого возраста нужно использовать более сложные игры. Это будет хорошая подготовка внимания к школе в игровой форме.

Усложняем физические упражнения

Игру с физическими упражнениями можно, легко, усложнить. Для этого, просто, добавляем слова и цифры или даем что-то в руки. Возможно, это будут, не тяжелые гантели.

Вычеркиваем букву

Возьмите небольшую статью с хорошо читаемым шрифтом или же сами распечатайте такой тест, в котором ребенку нужно будет вычеркнуть, допустим, букву «о». Проверьте, насколько хорошо ребенок справился с этим заданием, не пропустил ли он ни одной буквы. Если остались довольными его работой, то можно усложнить задание. Предложите ему вычеркивать не одну букву, а две, например «а» и «е».

Играем в настольные игры

Настольные игры очень любят все дети. Тем более, они отлично развивают внимание ребенка. Это и шашки, домино, шахматы, крестики-нолики. Можно поиграть в настольный футбол или хоккей.

Играйте с ребенком постоянно, начиная с его рождения. Пусть его окружают самые разные предметы. Старайтесь, как можно чаще, играть в те игры, которые развивают память и мышление. Тогда, ребенок научится быть внимательным, и садясь за школьную парту ему будет намного легче учиться.

Поздравляю всех учеников с началом учебного года! Желаю родителям мудрости и терпения, а учащимся удачи и хороших отметок!

Источник: https://garmoniyazhizni.ru/razvivaem-vnimanie-u-detey-igryi-na-razvitie-vnimaniya/

Различные игры на развитие внимания у детей

Для малышей 2 лет

Посмотри на себя

Эта очень полезная и интересная игра поможет ребенку развить наблюдательность и лучше осознать строение своего тела. Начинаем играть! Скажите своему двухлетнему ребенку: «Если на тебе есть туфли, подпрыгни вверх».

Помогите малышу, задав наводящий вопрос: «На тебе есть туфли? Покажи мне их». Показав малышу на туфли, попросите его подпрыгнуть. Вот еще идеи: — «Если на тебе надеты носки, наклонись вперед». — «Если ты носишь рубашку, хлопни в ладоши».

— «Если ты носишь штаны, наклони голову».

Если ты носишь красное

Выберите один цвет, который присутствует в одежде малыша. Скажите: «Если ты носишь красное, попрыгай!».
Продолжайте давать задания, используя другие цвета.

Где мишка?

Тайком от ребенка спрячьте плюшевого мишку в укромное местечко. Поинтересуйтесь у ребенка: «Где Мишка?». Начинайте задавать уточняющие вопросы: «Он на стуле?» или «Он под столом?».

Задав вопрос, тут же идите к этому месту в поисках мишки. Лучше всего, чтобы третий вопрос оказался правильным. Если, к примеру, игрушка спрятана на детской кроватке, спросите: «А может, мишка на кровати?».

Когда пропажа обнаружится, покажите, как вы рады: «Ура! Мы нашли мишку».

Ищем зеленое

Смастерите из отрезка зеленой ткани браслетик для вашего малыша. Когда пойдете гулять, ищите тот же цвет во всем, что вас окружает, – листьях, траве, автомобилях, одежде прохожих и так далее. Зеленый – хороший цвет, потому что зеленого вокруг нас очень много.

На следующий день ищите другой цвет.

Игра с алфавитом

Распознавать буквы – очень важное умение, которое сослужит отличную службу, когда малыш приступит к чтению. Малыш обязательно будет рассматривать все буквы, которые попадутся ему на глаза, куда бы вы ни пошли.

Для начала выберите букву, которую легко отличить, например, М илиО.

Распечатайте букву большим шрифтом или крупно нарисуйте ее на листе бумаги, покажите малышу и сообщите, как она называется. Поищите эту букву в книгах, журналах, на этикетках и на упаковках с продуктами. Если вы отправляетесь на улицу, ищите знакомую букву на вывесках, рекламе и объявлениях.

Когда ребенок прочно усвоит эту букву, переходите к знакомству со следующей.

Игры для малышей 3 лет

Вперед-назад

Обратите внимание

Сядьте на пол лицом к малышу. Поясните ребенку, что сейчас вы будете передавать игрушку друг другу до тех пор, пока не закончится песенка (либо ее будете петь вы сами, либо пусть кто-то третий включает и выключает диск). Вы должны передавать игрушку ребенку, а он должен возвращать ее вам обратно.

Продолжайте передавать игрушку, пока песенка не закончится.

Угадайка

Для этой игры нужен небольшой деревянный ящик (или коробка из плотного картона) и набор объемных геометрических тел. Их можно взять из строительного набора. Нужно отобрать шар, цилиндр, конус и куб. Ребёнку показывают куб и шар. Затем так, чтобы ребёнок не видел, в коробку кладут шар.

Коробку закрывают крышкой. Малыша просят, не открывая коробки, угадать, какое из двух тел лежит внутри. Коробку разрешается наклонять и трясти. После того как ребёнок угадал, предлагаются другие пары тел: кубик-цилиндр, кубик-конус, цилиндр-шар, цилиндр-конус, конус-шар.

Если ребёнок сначала затрудняется угадать фигуру, нужно взять плотный картон, сделать из него новую крышку для коробки и проделать в ней узкие отверстия, чтобы ребёнок мог на короткое время или частично видеть предмет. После этого можно предложить выполнить эти же задания.

Если он научился угадывать, можно поставить крышку без отверстий.

Найди такой же

Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п.

Чтобы ребёнку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных.

Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

Найди ошибки

Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5-6 ошибок. Например, на картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т.

п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы опять-таки интереснее давать по очереди.

Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.

Съедобно-несъедобно

Возьмите небольшой мячик и, кидая его ребенку, называйте съедобные и несъедобные предметы. Если предмет съедобный, малыш ловит мяч, если нет – не ловит. Кроме внимания, логики, эта игра также развивает и быстроту реакции.

Важно

Но, конечно, чем младше ребенок, тем больше надо делать паузу. Назвать слово, подождать две секунды, потом бросить мячик.

Еще одна игра с мячиком: взрослый называет какое-то общее слово, понятие, например «животные», а ребенок, поймав мячик, должен назвать единичный предмет, например «кошка» (растение – елка, овощи – капуста и т.д.).

Что летает

Объясните детям: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – поднимите ручки, нелетающее – хлопайте в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.» Дайте малышам время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт» и т.д.

Игры для детей 4-6 лет

Что изменилось?

Поставьте на стол 3-4 игрушки и дайте ребёнку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось.

Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5-7, ставить похожие игрушки (например, 3 игрушки из 5 – немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять 2 из них местами. Еще один вариант – не убирать игрушку, а, наоборот, добавить. И спросить: «Кто новый появился?», «Кто пришел?».

Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Для этой игры можно использовать не только игрушки, но и карточки с изображением животных, овощей.

Сделай как я

Возьмите шесть спичек и выложите произвольную композицию, затем на 1-2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих спичек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. При успешном выполнении задания количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку. Этот прием позволяет развивать и воображение, и внимание ребенка – качества, необходимые, в том числе, и для развития памяти.

Одинаковые картинки

Ребенку предлагается изучить картинки и найти, на каких картинках предметы расположены одинаково.

Зеваки

Дети становятся в ряд или в круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры.
Сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

Говори!

Взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!».

Совет

Вопросы могут быть любыми, например: «Какие времена года вы знаете?»… «Говори!» «Какой сегодня день недели?»… «Говори!» «Какого цвета платье у Маши?»… «Говори!» «Какого цвета столы в комнате?»… «Говори!»

Включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной.

Карлики и великаны

Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «Карлики» – приседают как можно ниже, руки на пол. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед.

После 6-8 команд подвести итоги.
Можно игру усложнить. Воспитатель подает команду «Карлики», а сам поднимается на носки. По команде «Великаны» приседает. Дети должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.

У кого длинный хвост

Дети образуют круг. Воспитатель называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно.

Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный) и т.д.
Воспитатель поднимает руку во всех случаях.

Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

Овощи и фрукты

Дети строятся в шеренгу по одному. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
Можно провести игру иначе.

Дети делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра. При назывании фруктов поднимают руки игроки шеренги стоящей справа от воспитателя, а при назывании овощей – игроки, стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко.

Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.



Источник: https://infopedia.su/3x18c2.html

Ссылка на основную публикацию