Восприятие детей. Особенности и игры на развитие восприятия
Несмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.
Особенности восприятия ребенка в раннем детстве
Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.
Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.
Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.
Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком.
Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов.
Однако это не указывает на отсутствие различения цветов ребёнком этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.
Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.
На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».
На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.
Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей.
Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец.
Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.
Во время рисования малыш использует не тот цвет, который присущ рисуемому предмету, а тот, который ему больше по вкусу.
Если на 2-ом году ребёнок использует для сравнения каждый раз новые предметы, то на 3-ем году у него уже постоянные «эталоны», которые не обязательно должны быть всегда перед глазами. Например, при показе ему треугольных предметов, он скажет «как крыша», круглых – «как мячик».
Большинство детей на третьем году не сразу начинают использовать в речи обозначение свойств предметов. Но это не должно смущать родителей.
Это такая психологическая особенность: названия предметов и действий дети начинают говорить раньше, чем свойства этих предметов. Ведь лопатка всегда остаётся лопаткой, хоть и красной, синей или зелёной. Ей нужно копать независимо от её свойств.
А к понятию, например, «зелёный» нужно прийти путём многих обобщений, причём это свойство совершенно не связано с назначением самого предмета.
Виды восприятия
Основные виды восприятия различают по задействованному анализатору:
- зрительное;
- слуховое;
- обонятельное;
- осязательное (тактильное);
- вкусовое.
Кроме того, выделяют еще такие виды восприятия как: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).
Игры на развитие восприятия у детей
Игры на развитие зрительного восприятия
Для развития зрительного восприятия подойдут любые окружающие предметы: игрушки или бытовые предметы. Используйте их, чтобы учиться определять цвет, размер (большой — маленький), форму (круглый, квадратный, «как крыша» — если ребенок еще не знает названия соответствующей фигуры), пространственное положение объектов (ниже — выше, ближе — дальше, левее — правее).
Дидактические игры на развитие зрительного восприятия
1. Найди одинаковые предметы
2. Лабиринты
3. Найди различия
4. Дорисуй картинки
5. Узнай по контуру
6. Что нарисовано на картинке
Эти и подобные игры способствуют развитию зрительного восприятия, учат обобщать, анализировать и сравнивать, развивают глазомер ребенка.
Развитие слухового восприятия ребенка
Слуховое восприятие необходимо развивать, чтобы ребенок учился правильно говорить. Помимо этого восприятие неречевых звуков помогает ориентироваться в пространстве.
Для развития слухового восприятия предлагайте ребенку слушать различные звуки:
- звуки природы;
- голоса животных и птиц;
- звуки, которые издают различные приборы и предметы (шум и сигнал автомобиля, тиканье часов, погремушка, дверной звонок и т.п.)
- музыка
Особое внимание следует уделить восприятию речевых звуков. Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Можно разучивать чистоговорки, скороговорки, считалки.
Чистоговорки содержат сочетания звуков, трудных для произношения.
Они способствуют развитию речевого аппарата и развитию фонематического восприятия, а значит, четкому и правильному произношению, что необходимо для последующего обучения чтению.
Игры на развитие слухового восприятия
- Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”)
- Игра «Испорченный телефон»
- Игра «Где позвонили?» или «Жмурки» с колокольчиком
- Тихо – громко говори. Это игра для развития фонематического слуха. Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Нужно произнести чистоговорку сначала шепотом, потом тихо, а потом громко.
Развитие тактильного восприятия
Тактильное восприятие хорошо развивается, когда ребенок ощупывает предметы различной формы, размеры и текстуры. Очень полезны игры с водой, игры с песком и другими сыпучими материалами, лепка, пальчиковая гимнастика. Но тактильные ощущения мы испытываем не только пальцами рук. Поэтому летом детей необходимо поощрять ходить босиком.
Игры и занятия для развития тактильного восприятия у детей
Массажные мячики
- Мозаика
- Конструктор
- Лепка
- Аппликации из различных материалов
- Сортировка мелких предметов (пуговицы, камушки, желуди, ракушки) по величине, форме, материалу с открытыми глазами и закрытыми
- Оригами и макраме для детей постарше
- Массажные мячики
- Узнавание других людей с закрытыми глазами.
Игры на развитие обонятельного и вкусового восприятия
Игра «Определи на вкус»:
— сырые и вареные продукты;
— что за фрукт;
— из чего варенье;
— растворы: сладкий, кислый, соленый.
Игра «Определи на запах» проводится с завязанными глазами:
— съедобное и несъедобное;
— что сегодня на обед;
— в какой банке какой продукт (можно использовать кофе, апельсин, специи)
Восприятие ребенка развивается и в дошкольном, и в школьном возрасте. Помимо восприятия развиваются и другие психические процессы: память, речь, мышление. Для развития восприятия ребенка используйте любые игры и игрушки, бытовые предметы, в общем, все, что вас окружает. В процессе этих игр у ребенка также развиваются и его способности.
Источник: https://be-happywoman.ru/razvitiye-rebenka/osobennosti-vospriyatiya-rebenka-v-rannem-detstve
Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет — ВашПедагог
Игры на развитие восприятия
Редко кто понимает, что восприятие еще и развивать нужно. Чувствительность дана нам природой в безвозмездное пользование, и никто особо об этом не задумывается, принимая как должное.
На деле же оказывается, что восприятие – очень важная штука. Многие выросли, привыкнув просто не замечать (не воспринимать) многих вещей.
Так мимо человека может пройти незамеченной значительная часть реальности.
Поэтому восприятие нужно развивать. Дерзать в указанном направлении помогут следующие игровые занятия.
Игры для детей 2–3 лет
В этом возрасте очень важно создать у ребенка ассоциации между словами и ощущениями. Малыш чувствует вкус (скажем, сладкое), но пока ты ему не объяснишь, что это сладко, он не сможет осознать свое ощущение.
С этой целью необходимо как можно больше разговаривать о повседневных вещах. Нет, в самом деле, вербализировать каждое действие и событие – верный способ прийти к пониманию собственных чувств.
Догони шарик
Надуть три разноцветных шара и привязать к каждому нить соответствующего цвета. Потом разбросать шары по комнате и догонять. И дать малышу задание: поймать за нитку, скажем, красный шар. Так он со временем выучит цвета и усвоит, что абсолютно разные по форме предметы могут быть одного цвета (нитка и шарик).
Мокрое-сухое
Научить ребенка различать мокрое и сухое очень важно. Особенно в актуальном возрасте, когда детеныш еще время от времени пачкает штанишки. С этой целью можно предложить крохе искупать куклу.
Просто попроси проделать процедуру ежевечернего туалета игрушке, выдав ему полотенце, которым ту нужно будет вытереть.
Присутствие родителя при игре и активное комментирование всех действий с подчеркиванием понятий «сухое» и «мокрое» обязательно и всенепременно.
Если в доме имеется небьющаяся посуда, чаду можно доверить помощь взрослым при ее мытье и протирании.
Выполнение такой бытовой процедуры с соответствующими комментариями поможет малышу усвоить изучаемые понятия и закрепить знания на практике.
Теплое-холодное
Берешь две миски. В одну наливаешь холодную воду, во вторую – теплую. Дальше игра может идти самым непредсказуемым и фантазийным образом, главное – фиксировать внимание ребенка на температуре.
Нужно просить его не только показывать пальцем на нужный сосуд, но и называть вещи своими именами.
Когда дитя научится различать «холодно-горячо», можно поставить перед ним единственную миску и спросить, какая водичка в ней сейчас.
Что слышно?
Отличная тренировка слуха и внимательности – игры в имитацию звуков. Это совсем не кривляние или передразнивание. Просто просишь ребенка продемонстрировать, как «разговаривают» разные животные, как заводится машина, как звонит будильник…
.
В тему
– Пап, я так долго мыл эту сковороду.
К ней пристала какая-то пленка!..
– Да, сынок, это был тефлон…
Источник:
Читать онлайн «Как играть с ребенком . Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет» автора Субботина Лариса Юрьевна — RuLit — Страница 4
Для игры необходимо использовать и игрушки. В этом возрасте для развития зрительного и слухового восприятия необходимо использовать яркие погремушки, кольца, мячики, которые ребенок может хватать ручками, трясти, кидать, стучать ими.
Твердые игрушки (резиновые кольца, пластмассовые погремушки) предназначены для того, чтобы их «жевать». Это тренирует десны и зубы, когда последние «прорезаются». Дети с года уже нуждаются в игрушках, с которыми можно совершать более сложные действия.
В ведерко можно насыпать песок или наливать воду, машинку можно возить и нагружать ее кубиками, с помощью формочек делать «куличики», совочком копать и т. д. Важно, чтобы игрушки были гигиеничны, экологичны, без мелких деталей, которые дети могут отломить, взять в рот и т. п.
Внимание к безопасности детей должно быть на первом месте. Игрушки должны быть яркие, эстетически привлекательны. Как показывают исследования, для детей этого возраста необходимы самые простые игрушки и предметы.
Они доставляют больше радости, чем сложные, современные игрушки, и в большей степени способствуют саморазвитию ребенка и пробуждению его фантазии. Игрушками необходимо играть и совместно с ребенком, позволять ему определенную свободу и самостоятельность в их использовании.
Дети года – полутора любят играть с окружающими их предметами. Они любят рвать бумагу, стаскивать свои ботиночки, стучать ложкой по столу, возиться руками в тарелке с кашей, мять пальчиками ткань, мех и т. д. Одной из самых излюбленных игрушек является вода. Маленькие дети могут неутомимо возиться в воде часами.
В раннем детстве дети играют в камешки, шарики, цветные бумажки. Маленькие дети всегда нуждаются для своей игры в каком-нибудь объекте. Так дети познают особенности вещей: их структуру, форму, упругость, тягучесть. Это период активного развития тактильного, зрительного, слухового анализатора, поэтому данная деятельность им необходима.
То, нетерпимое часто для нас, взрослых, упорство, с которым дети производят при своих играх шум, сами от него не страдая, следует объяснить более слабой чувствительностью ребенка к внешним раздражителям.
Надо позволять детям удовлетворять свою познавательную потребность, но контролировать их, чтобы это не наносило вреда самому ребенку и ущерба семье.
Игры сложной деятельности детей с 2–3 лет
К двум годам предметные игры ребенка становятся все более сложными. Игра в песок («куличики»), катание машинки, складывание пирамидок из кубиков – это довольно типичные игровые занятия таких детей. Они еще не способны играть в совместные игры, но им доставляет удовольствие «игра рядом», т. е. когда рядом играют другие дети или взрослые.
Детей в этом возрасте уже начинают привлекать простые групповые игры.
Например, у малыша вызывает восторг, когда взрослый играет с ним в «Догонялки», или примитивные «прятки» (закрывает лицо руками, а затем подглядывает из-за ладоней), или «прячет» на глазах ребенка под коробочку или тряпочку игрушку и предлагает ему найти ее. Это так называемая игра «Ку-Ку».
В основе игры маленьких детей часто лежат иллюзии. Вначале они охотно забавляются собственными ручками и ножками, а затем другими предметами, которые выступают символами того, что они воображают. Ребенку для игры в этом возрасте необходима помощь взрослого. Сам он еще не всегда умеет приспособить игрушку для игры, придумать сюжет.
Самые элементарные игры для детей в возрасте 2–3 лет связаны с использованием простых игрушек.
Игра «Что везет машинка»
В игрушечную машинку ставят кубик, и малыш его возит. Затем предлагают ребенку заменить кубик в машинке на что-то другое: «Что еще ты можешь увезти на машинке?». Это могут быть другие игрушки: мишка, другие кубики, мячик. Или это может быть неигровой предмет: ботиночек, варежка, мамина щетка и т. д.
Эта игра имеет серьезный потенциал развития. Ребенок, помещая предметы в кузов машинки, совершенствует свои знания о форме, фактуре предметов, о соотношении их объемов.
Он узнает, что большой ботинок или круглый мячик не «влезают» в кузов машинки, а предмет со сложной формой (например, кукла) следует поместить в кузов определенным образом, чтобы он не выпал из него во время движения.
Источник:
Игры для развития слухового и зрительного восприятия для детей средней группы
Задачи: развивать пространственные представления, мышление и воображение детей, слуховое и зрительное восприятие, умение узнавать предметы по заданным признакам, находчивость и сообразительность.
Материал: две чашки, вода, кубик, мячик, ширма (низкая), игра-головоломка «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка, по 3—4 круга жёлтого, зелёного, красного цвета на каждого ребёнка, полоски бумаги на каждого ребёнка, образцы (3—4 шт.), лист с пятью схематичными рисунками на каждого ребёнка.
Приветствие.
Педагог-психолог и дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга разными способами без слов (за руку, взяв под руку, положив руку на бок, положив руку на плечо, коленками, локтями, мизинцами, большими пальчиками и т.д.).
Игра «Послушаем тишину».
Цель: развивать слуховое восприятие.
Дети закрывают глаза, слушают, а потом говорят, что каждый из них услышал.
Игра «Чей голос».
Цель: определить по звуку, какой «голос» издаёт тот или иной предмет.
Материал: две чашки, вода, кубик, мячик, ширма (низкая).
Педагог-психолог предлагает определить «голос» каждого предмета. Проделывая за ширмой манипуляции с предметами, ведущий спрашивает у детей, что так может звучать.
Переливая воду из кружки в кружку, капая, уточнить понятия у детей — «льётся», «капает».
Игра «Узнай по описанию».
Цель: развивать умение узнавать предметы по заданным признакам, находчивость и сообразительность.
Ведущий предлагает узнать по описанию: «Она бывает чистая и грязная, солёная, сладкая, пресная и безвкусная, прозрачная и мутная, цветная; мягкая и жёсткая. Она умеет бежать, течь, мыть, утолять жажду, поить, заливать и т.д.» (Вода.)
Игра «Собери капельку».
Цель: развивать пространственные представления, мышление.
Материал: наборы фигурок из игры-головоломки «Колумбово яйцо», образцы «капельки».
Наложить на образец фигурки так, чтобы получилась «капелька».
Физкультминутка «Недоразумение».
Цель: снятие психомышечного напряжения.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз, два, три, четыре, пять —
Выше дождик погулять.
Шёл неспешно по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить».
Дождь вздохнул тихонько:
— Ох!
И ушёл.
Газон засох. (О. Бундур)
Игра «Разноцветные капельки»
Цель: развивать зрительную память, внимание.
Материал: по 3—4 круга жёлтого, зелёного, красного цвета на каждого ребёнка, полоски бумаги на каждого ребёнка, образцы (3—4 шт.).
Ведущий показывает полоску с чередующимися кругами («капельками») в количестве 5 шт., дети в течение 3—4 секунд запоминают, а потом выкладывают у себя на полосках. Повторить 3—4 раза.
Игра «Верно — неверно»
Цель: развивать внимание, мышление детей.
Ведущий предлагает детям внимательно слушать его высказывания. Если они согласны с утверждением, говорить «Верно», если нет: — «Неверно».
Вода — это жидкость.
Вода имеет определённую форму.
Пар — это тоже вода.
Вода имеет цвет.
В воде растворяются все вещества.
Лед — это тоже вода.
Человек не может жить без воды.
Источник: https://65-school.ru/detyam/igry-na-razvitie-vospriyatiya-u-detej-3-4-let.html
Развивающие игровые упражнения на развитие восприятия цвета для детей раннего возраста
Развивающие игровые упражнения на развитие восприятия цвета
«Воздушные шары»
Дидактическая задача: учить подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие цвета
Игровые правила: правильно подобрать цвет воздушного шарика к цвету ниточки Игровые действия: «привязать» воздушные шарики к ниткам соответствующего цвета
Ход игры:
Воспитатель объясняет ребёнку, что воздушные шарики надо «привязать» к ниткам подходящего цвета и показать, как это сделать. После этого можно дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибся.
Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать предмет нужного цвета путем сравнения.
Игровые правила: находить яички нужного цвета и складывать в нужные ячейки.
Игровые действия: правильно собрать в ячейки яички основных цветов.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает сказку про «Курочку-Рябу», но в конце говорит, что курочка снесла яичко вот такого цвета, предлагает детям сложить яички такого цвета в ячейки, чтоб мышка снова их не разбила.
«Собери капельки в стакан»
Дидактическая задача: упражнять детей в умении сравнивать цвета, находить нужный цвет, активизировать в речи употребление слов, обозначающих названия основных цветов
Игровые правила: правильно находить капельки нужного цвета и собирать их в стакан
Игровые действия: собрать в стаканы капельки красного, жёлтого, синего, зелёного,
цветов
Ход игры:
На столе перед детьми раскладываются вырезанные из цветного картона капельки. Воспитатель кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: « В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём много одинаковых капелек». И так повторяется с капельками всех цветов.
«Помоги рыбкам»
Дидактическая задача: закреплять умение детей сравнивать цвета и подбирать нужный цвет по образцу, активизировать речь.
Игровые правила: правильно подбирать рыбку детку такого же цвета рыбке-маме Игровые действия: разложить рыбок-деток рядом с их рыбками-мамами соответствующего цвета.
Ход игры:
На столе разложены рыбки-мамы основных цветов. В стороне от них вперемешку разложены рыбки-детки тех же цветов. Воспитатель говорит:
-Маленькие рыбки потеряли своих мам. Давайте поможем каждой рыбке найти свою маму.
Ребёнок берёт рыбку-детку и кладёт её рядом с её мамой большой рыбкой того же цвета. Игра продолжается до тех пор, пока все детки не найдут своих мам.
«Собери цветочки»
Дидактическая задача: упражнять детей в умении подбирать нужный цвет по образцу, активизировать речь
Игровые правила: подбирать к серединке цветка лепестки такого же цвета; носить нужно по одному лепестку; выигрывает тот, кто быстрее всех соберёт цветок Игровые действия: собрать лепестки к серединкам основных цветов
Ход игры:
На полу разложены серединки цветочков. В стороне вперемешку лежат лепестки тех же цветов. Вызываются дети по количеству цветов.
Воспитатель даёт задание: Вика будет собирать цветок красного цвета ( Вика подходит к серединке красного цвета) Ярослав соберёт цветок синего цвета ( Ярослав встаёт у серединки синего цвета). И так со всеми цветами.
Кто первый соберёт свой цветок — тот выиграл. Не забудьте, брать надо по одному лепестку.
«Посади бабочку на цветок такого же цвета»
Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать нужный цвет путём наложения, активизировать речь детей
Игровые правила: правильно находить для бабочки каждого цвета нужный цветок Игровые действия: посадить на все цветочки бабочек такого же цвета
Ход игры: На столе перед детьми разложены цветы всех основных цветов. Отдельно вперемешку лежат бабочки тех же цветов.
Воспитатель берёт красную бабочку и сажает на красный цветок, проговаривая свои действия: «Я беру бабочку красного цвета и сажаю на цветок такого же цвета. Смотрите, бабочка спряталась, её не видно. Теперь её не увидит и не поймает птичка.
Теперь вы посадите остальных бабочек на цветочки таких же цветов, чтобы бабочек не было видно.
«Подбери к чашке блюдце такого же цвета»
Дидактическая задача: упражнять детей в умении находить нужный цвет, активизировать употребление в речи названия основных цветов
Игровые правила: правильно подобрать к каждой чашке блюдце по цвету
Игровые действия: ребёнок подбирает к чашкам разных цветов блюдца такого же цвета
Ход игры:
На столе перед ребёнком разложены в ряд чайные пары, но цвет чашки не соответствует цвету блюдца. Воспитатель говорит: — Кто-то перепутал все чашки и блюдца. Давай с тобой, исправим ошибки и наведём здесь порядок (берёт красное блюдце и кладёт его под красной чашкой) Теперь ты продолжай, сделай так, чтобы чашка и блюдце были одинакового цвета.
«Цветные сумочки»
Дидактическая задача: продолжать учить детей узнавать, различать и называть
основные цвета, находить предметы этих цветов
в окружающей обстановке, группировать предметы по цвету
Игровые правила: собирать в сумочку предметы только такого же цвета
Игровые действия: ребёнок находит в окружающей обстановке предметы такого же цвета, что и сумочка
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать себе любую сумочку, назвать, какого она цвета. Затем внимательно посмотреть вокруг и положить в свою сумочку предметы
такого же цвета, что и сумочка. Детям даётся определённое время (1-2 мин), после чего предметы извлекаются из сумочек, и проверяется, правильно ли они собраны, нет ли ошибок.
«Волшебные прищепки»
Дидактическая задача: продолжать учить детей узнавать, различать и называть
основные цвета, подбирать прищепки по цвету, учить чередовать цветовую гамму, надевать и снимать прищепки.
Игровые правила: учить детей соотносить и прикреплять прищепки по цвету относительно рисунка.
Игровые действия: ребенок подбирает нужные прищепки одного цвета или чередует цвета.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку подобрать нужные прищепки одного цвета, можно прикреплять по тематике: лучики к солнышку, капельки к тучке, колючки ежику, кактусу, елочке, ушки к голове зайчика и т.д
«Веселые макароны»
Дидактическая задача: закреплять умение группировать однородные предметы по величине и соотносить их по цвету, развивать восприятие цвета и величины .
Игровые правила: упражнять детей в умении подбирать нужный цвет по образцу.
Игровые действия: ребенок подбирает и надевает на веревочку макароны нужного цвета и величины.
Ход игры:
На столе перед ребенком разложены макароны и веревочки основных цветов. Воспитатель предлагает ему надеть макароны на веревочку по цвету.
Также можно группировать их не только по цвету, но и по величине большие макароны и маленькие.
Источник: https://infourok.ru/razvivayuschie-igrovie-uprazhneniya-na-razvitie-vospriyatiya-cveta-dlya-detey-rannego-vozrasta-991449.html
Развитие восприятия в раннем возрасте
В статье рассматривается развитие процесса восприятия в раннем детстве. Актуальность исследования обусловлена наиболее благоприятным, сензитивным периодом развития восприятия. Анализ показателей зрительного восприятия от двухлетнего к трехлетнему возрасту показывает, что в двухлетнем возрасте с выполнением заданий справилось 67 % дошкольников, в трехлетнем возрасте 90 %.
Ключевые слова: восприятие, развитие процесса восприятия, зрительное восприятие, ранее детство, ведущая деятельность
The article considers development of the perception process in early childhood. Relevance of this study is conditioned by the most favorable, sensitive period of perception’s development.
Analysis of indicators of visual perception from two years to three years of age shows, that with tasks coped 67 % preschoolers of two years of age, and 90 % preschoolers of three years of age.
Keywords: perception, development of the perception process, visual perception, early childhood, leading activity
Восприятие в раннем детстве — это ведущая психическая функция, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение.
Из этого следует, что дальнейшее психическое развитие ребёнка определяется развитием процесса восприятия в раннем детстве.
Данная тема исследуется в работах таких авторов, как: М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Т. С. Комарова, Е. Е. Кравцова и др.
В раннем возрасте происходит психологическое отделение ребенка от матери, расширяется круг доступных предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность, формируется наглядно-образное мышление, возникают первые устойчивые качества личности.
Ведущей деятельностью ребёнка в данный период является предметная деятельность, постепенно возникшая из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Овладение предметной деятельностью — основа полного и всестороннего развития восприятия, т. к. восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность и тесно связано с выполняемыми предметными действиями [4, с.188].
Развитие восприятия определяется тремя составляющими — перцептивными действиями, которые заключаются в выделении наиболее характерных для данного предмета качеств (информативных точек), сенсорными эталонами, представляющими собой устойчивые образы, и действиями соотнесения образов-эталонов с предметами окружающего мира [1, с.265].
По мнению Л. С.
Выготского, «все функции раннего возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. Это ставит восприятие в благоприятные условия развития в данном возрасте. Восприятие обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия» [2, с.140].
Шаповаленко И. В.
считает, что для наилучшего развития способности восприятия в раннем возрасте необходимо выполнение предметных действий, требующих учёта свойств предметов К ним относятся соотносящие и орудийные действия, направленные на подбор предметов по форме, величине, цвету и расположению в пространстве, а также собственно зрительные действия, которые направлены, в первую очередь, на форму и величину предметов [4, с.188].
В раннем возрасте особенно активно развивается зрительное и слуховое восприятие. Годовалый ребенок не обладает способностью последовательно и систематически осматривать предмет. Для него характерны выхватывание какого-то одного бросающегося в глаза признака, реагирования на него и опознания предметов только по нему. Для детей второго года характерно восприятие каких-либо изображённых предметов как вполне самостоятельных, они не способны воспринимать рисунки или фотографии как изображения какого-либо предмета или человека. Ребёнок выделяет и в предмете, и в изображении одну определённую деталь, привлекающую его внимание, и поэтому может назвать их одинаково, тем самым отождествляя предмет и его изображение. В последствие для детей двух с половиной — трёх лет становится возможным зрительный выбор по образцу, заключающийся в том, что ребёнок может выбрать из двух различных по форме, величине и цвету предметов такой, который будет соответствовать предмету, данному в качестве образца. Характерным является то, что начнёт выбирать ребёнок по форме, а потом по величине и в конце по цвету. Со временем на третьем году жизни для ребёнка хорошо знакомые предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства других предметов. Такие образцы могут быть не только реальными предметами, но и представлениями о них, сложившиеся и закрепившиеся у ребёнка ранее.
Развитие слухового восприятия в некоторой степени схоже с развитием зрительного восприятия. При нём свойства звуков становятся значимы для ребёнка тогда, когда они необходимы для его деятельности, т. е. слуховое восприятие так же, как и зрительное вплетено в ведущую деятельность ребёнка. Такой деятельностью, связанной с восприятием звуков, становится, прежде всего, речевое общение. Именно поэтому в раннем возрасте особенно интенсивно развивается фонематический слух [2, с.142].
С помощью предметных действий ребёнок активно познаёт окружающий мир, что способствует развитию составляющих основу восприятия в раннем возрасте зрительных действий. Вследствие этого ранний возраст является самым благоприятным периодом для интенсивного развития восприятия. Оно включено в ведущую деятельность и поэтому является ведущей психической функцией раннего периода детства. Именно от восприятия зависит развитие других психических функций в дальнейшем.
Актуальность исследования восприятия в раннем детстве определила цели и задачи эмпирического исследования. Исследование особенностей восприятия в раннем детстве проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в г. Меленки Владимирской области. В нем принимали участие дошкольники 2–3-х лет детей двухлетнего возраста и семь детей трёхлетнего возраста.
В исследовании применялись такие методики, как «Найди парные картинки», «Разбери и сложи матрёшку» и «Сложи разрезанные картинки» Е. А. Стребелёвой [3, с.18].
На первом этапе применялась методика «Найди парные картинки», которая предъявлялась двухлетним детям. С каждым ребенком проводилась индивидуальная работа, которая подразумевала взаимодействие с ребёнком, наблюдение за его действиями и способами сличения парных картинок, а также помощь, если возникали трудности при выполнении заданий. В процессе исследования дети легко шли на контакт, внимательно слушали задание и старались достигнуть положительного результата.
В итоге были получены результаты, которые представлены на рис. № 1:
Рис. 1. Показатели уровня развития зрительного восприятия предметных картинок
В результате 90 % детей двухлетнего возраста получили высший балл по поиску парных картинок. 90 % детей принимали задание, адекватно выполняли поставленную перед ними задачу без помощи взрослого. Также была заметна их заинтересованность в конечной деятельности. Дети получали удовольствие от поиска одинаковых картинок, что способствовало лёгкости сличения парных картинок. Всё это свидетельствует о том, что у них зрительное восприятие предметных картинок развито в соответствии с возрастом. Исключение составили 10 % детей, которые оказались не способными к самостоятельному выполнению задания и не заинтересованными в конечном результате, что свидетельствует об их отставании в развитии.
На втором этапе использовалась методика «Сложи разрезанные картинки», которая предъявлялась трёхлетним детям. С ними так же проводилась индивидуальная работа. В процессе исследования у 57 % детей возникли затруднения с выполнением задания, которые решались путём показа им целой картинки, которая является идентичной разрезанной картинке, представленной детям ранее.
Результаты данного этапа исследования представлены на рис. № 2:
Рис. 2. Показатели уровня развития целостного восприятия предметной картинки
Из графика, изображённого на рис. № 2, видно, что целостное восприятие у 57 % детей трёхлетнего возраста развито недостаточно. Эти дети смогли составить картинку только после помощи взрослого, который показал им, как стоит выполнять данное задание. Остальные дети, составляющие 43 %, уже к трём с половиной годам могут вполне самостоятельно с первого раза собрать разрезанные картинки. Они понимают, что от них требуется, и с удовольствием принимаются за деятельность, стремятся к положительному конечному результату. Из этого следует, что целостное восприятие у этих детей развито в соответствии с возрастной нормой и интенсивно развивается к концу раннего возраста.
На следующем этапе исследования использовалась методика «Разбери и сложи матрёшку», которая предъявлялась как двухлетним, так и трёхлетним дошкольникам. С каждым из детей проводилась индивидуальная работа, в ходе которой дети легко шли на контакт.
В процессе исследования у 43 % детей двухлетнего возраста возникли затруднения. Из них 67 % смогли справиться с заданием после показа правильных действий, необходимых для выполнения поставленной задачи. 33 % детей не смогли выполнить задание даже после показа действий.
У детей трёхлетнего возраста затруднения возникли только у 10 %. Решить эти затруднения удалось с помощью показа необходимых для выполнения задания действий. После обучения дети легко справились с поставленной задачей.
Результаты данного этапа исследования отображены на рис. № 3:
Рис. 3. Сравнительный анализ развития практического ориентирования на величину предметов в возрасте 2-х и 3-х лет
По данному графику можно рассмотреть развитие практического ориентирования на величину предметов в раннем возрасте. Для двухлетних детей характерно развитие данного восприятия к двум годам и трём месяцам. До этого возраста, особенно в 2 года и один месяц, дети, как правило, уже понимают задание, заинтересованы в положительном результате, но самостоятельно могут выполнить необходимые действия только после показа взрослого. В два года три месяца и дальше дети уже способны выполнить задание самостоятельно, т. е. они свободно различают предметы по величине. В этом возрасте у детей не возникает проблем с разборкой и со сложением матрёшки.
Развитие практического ориентирования на величину предметов продолжается и в возрасте трёх лет. Следовательно, для детей данного возраста уже характерно свободное и самостоятельное выполнение действий по разборке и сложению матрёшки, что доказывается результатами исследования, которые показали, что 90 % трёхлетних детей не испытывают трудностей в выполнении необходимых действий, у них не возникает замешательства при выполнению задания.
Следовательно, практическая ориентировка на величину предметов начинает интенсивно развиваться от 2 лет трёх месяцев и к трём годам является сформированной.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования развития восприятия в раннем возрасте, было установлено, что восприятие в данный период испытывает интенсивное развитие и, следовательно, является наиболее благоприятным периодом для активного формирования, а в случае необходимости и коррекции.
На основе полученных результатов, воспитатели дошкольного учреждения могут эффективно организовать свою воспитательную деятельность и оказать консультативную помощь родителям. Исходя из того, что ранний возраст является сензитивным периодом для развития восприятия, они смогут помочь ребёнку достигнуть необходимого для дальнейшего развития психических функций уровня восприятия.
Литература:
- Марцинковская Т. Д. Психология развития: Учеб. для студентов. высш. психол. учеб. заведений/ Под ред. Т. Д. Марцинковской.- 3-е изд / Т. Марцинковская, Т. Марютина, Ю. Микадзе и др. — М.: Академия, 2007. — 528с. ISBN: 978–5-7695–4471–2
- Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер. 2009. — 304 с: ил.ISBN 978–5-388–00494–9
- Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.). ISBN 5–09–012040–4
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. ISBN 5–8297–0176–6.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, раннее детство, зрительное восприятие, величина предметов, предмет, действие, восприятие, двухлетний возраст, индивидуальная работа.
Источник: https://moluch.ru/archive/138/38817/
Развитие зрительного восприятия у детей Цель
1 Развитие зрительного восприятия у детей Цель: разработка системы дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования. 2. Подобрать дидактические игры и упражнения для детей. 3. Систематизировать дидактические игры и упражнения. 4. Проанализировать результаты коррекционной работы. Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации.
2 Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Зрительное восприятие — это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.
3 Как происходит развитие действий восприятия? На первых порах ребенок (3-4 года)пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними. Часто ребенку для сравнении предлагают сенсорные эталоны. В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет. К 5-6 годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более планомерно обследовать и описывать предмет. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. К семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Им уже не нужно действовать с предметом, они вполне успешно описывают его свойства благодаря работе процесса восприятия.
4 Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения: определение изменений в ряду предметов; нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки; нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок; нахождение нереальных элементов нелепых картинок; запоминание 47 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
5 Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия «Разрезные картинки»; «Сложи узор»; «Выбор недостающего фрагмента изображения»; «Контуры»; «Выложи из палочек»; «Лабиринты» (развитие глазодвигательных функций); «Найди по цвету» (развитие цветового восприятия); «Парные изображения» (восприятие формы, цвета, величины); «Карты для малышей» (восприятие цвета и формы); «Читаем по губам» (учить концентрировать взгляд); «Найди по части целое»; «Дорисуй» (развитие зрительного восприятия и воображения); «Нарисуй по точкам»; «Что изменилось?»; «Найди ошибку»; «Найди отличия»; «Знаковая таблица»; «Спрятанные изображения»; «Зашумленные изображения»; «Перевернутые изображения»; «Запомни и нарисуй» «Где зажегся фонарик?» (ориентация); «Кто (что) где?»; «Рисование по клеточкам»; «Дорисуй половину»; «Зеркало»
6 НА КАКУЮ ФИГУРКУ ПОХОЖЕ ?
7 НАЙДИ ЦВЕТОВУЮ СХЕМУ
8
9 Разрезные картинки
10
11
12
13
14
15
16
17 РАСПОЛОЖЕНИЕРАСПОЛОЖЕНИЕ
18
19
20 лабиринты
21 контуры. наложение
22
23
24
25 силуэты
26
27 зашумление
28
29
30
31
32 «Выложи из палочек»
33 «Найди отличия»
34 «Найди пару»
35 Сенсорный уголок в младше-средней группе 1. Для развития мелкой моторики: пирамидки, окрашенные в основные цвета, объемные вкладыши, матрешки, доски — вкладыши, рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы, мозаика, набор для завинчивания (коробка с крышками различного цвета и формы), рамка с застежками (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки), панно со съемными элементами ( коврограф) 2. Для восприятия формы и величины: набор геометрических тел для сериации по величине, набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине, чудесный мешочек с набором геометрических форм 3. Для восприятия цвета : набор цветных палочек, набор кубиков с цветными гранями, мозаика, бусы, ленточки, прищепки, колечки, резинки для волос и др.
36 Сенсорный уголок для старше-подготовительной группы Конструкторы «Лего», металлические, кнопочные и др., Рамки-вкладыши тематические «Животные», «Рыбы», «Транспорт», «Растения» и др., Мозаики различных форм и размеров, пазлы, Наборы кубиков «Собери картинку», кубики Никитина, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, кубик Рубика, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, Набор геометрических тел для сериации по величине, Набор геометрических фигур для сериации по величине, Наборы шаблонов, трафаретов форм и цифр, различные лекала, наборы для нанизывания на леску (бусы,шарики), Настольно-печатные игры из серии «Цвет, форма, величина», панно «Коврограф» со съемным материалом, Рамки с застежками: крючки, шнуровка, пуговицы, замки, липучки.
37
38
39
40
41
42
43
44 Обман зрения Точки черные или белые? Горизонтальные линии параллельны? Сколько ног у слона? Вы видите три лица? Где находится синяя сторона куба? Видите ли вы музыканта или лицо девушки? Сколько лиц можно найти ?
45 Можете ли вы найти других 4 волков в скалистых утесах? Странная терраса Дракон, лошадь и лицо женщины ?
46 Можете ли вы найти 13 скрытых лиц? Сколько лошадей на картинке?
47 Спасибо за внимание!!!
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1320353/
Игры для развития зрительного восприятия малышей до года
Подробности Категория: Развивающие игры и игрушки от младенчества до года Автор: Эксперт/модератор
С первых дней до 3 месяцев.
Игра «Где же наш малыш?»Малыш находится на руках у мамочки. Будет лучше если мама сядет на стул, а ноги расположит на скамеечки. Наклоняясь и удаляясь от лица ребенка, пойте ему песенку:Где же, где же наш малыш,Где же, где же наша крошечка,Где же, где же наш…..(имя ребенка),Где же, где же наше солнышко.Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, нежно поговорите с ним.
Вот, вот наш малыш,Вот, вот наша крошечкаВот, вот наш…….(имя ребенка)Вот, вот наше солнышко!
Во второй части игры измените свою позу и позу ребенка. Встаньте, поверните малыша лицом к себе, одну свою руку подложите ему под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Покачивая малыша вперед- назад, удаляя и приближая свое лицо к его лицу, улыбаясь ему, повторяйте ваши ласковые слова.
Игра «Цветная кроватка»Возьмите различные цветные шарфики, платки, галстуки ярких цветов свяжите все это в одну связку и оберните ими стенки кроватки. Приговаривайте при этом «Посмотри дорогой, какие цвета, посмотри какие они красивые».
Если ребенок повернулся и разглядывает их, похвалите его за активность, поцелуйте малыша. В ходе игры меняйте положение малыша, чтобы он мог видеть новые цветовые сочетания, кроватку с разных сторон.
Мамочки знайте, что самый любимый цвет у вашего малыша –оранжевый.
Даже при сильных приступах плача можно помахать перед глазами ребенка кусочком красной или оранжевой ткани, и малыш перестанет плакать.
Игра «Красивый, красный носочек»
Вам понадобятся несколько пар детских носочков разных ярких цветов. Покажите малышу его ножку, и дождитесь пока он обратит на нее внимания.
Затем наденьте, слегка нажимая на ступню ножки, красный носок со словами: « Вот у….(имя ребенка) красный, красивый носочек. Увидев носочек, ребенок обрадуется. Затем возьмите вторую ножку и с этими же словами натяните на нее второй.
Затем, попытайтесь надеть носок на ручку ребенка. Следите, чтобы ребенок фиксировал взгляд на носке.
Игра «Первые буквы» ( проводят со 2-й недели)
Напишите буквы на листе картона, формата А5, буквы должны быть черные на белом фоне. Очень удобно использовать кубики Зайцева. Развесьте или расставьте буквы на 2-3 дня.
Каждый раз, когда мама подходит к малышу, она обращается к нему и, показывает карточку (ждет, когда малыш зафиксирует на ней взгляд), называет букву и гладит малыша.
Но только не ждите сногсшибательных результатов, игру следует воспринимать как гимнастику для глаз.
Игра « Личико играет»
Это игра универсальна. Начинать в нее можно играть с первых дней и продолжать до трех лет. Усложняя по мере роста ребенка. На первом этапе вам понадобятся нарисованные на листах форматом А5 рожицы с разными эмоциями. Показывая каждую из них малышу, поясняйте: «Посмотри, дорогой какое счастливое личико. Очень счастливое.»
С 3 до 6 месяцев
Игра «Ручки, возьмите правильно»
Положите малыша на животик и поместите перед ним игрушки на расстоянии вытянутой руки. Предоставьте малышу возможность брать игрушки по одной – то большую, то маленькую. Кроха будет не только схватывать, и манипулировать предметами разной толщины, но и визуально сравнивать величину игрушки и тактильные ощущения при сжимании ее.
Игра «Ку-ку, вот и я»
В этой игре вам потребуется помощь папочки. Один из родителей держит малыша, а второй на его глазах прячется под прозрачный платок.
Пусть малыш потянется к платочку и, захватит его, приоткроет лицо взрослого. Потом можно играть в эту игру вдвоем с малышом. Можно накрыть платком кроху. Но обязательно радостно восклицать, как только платок снят.
Чем больше играть в эту игру, тем веселее она становится.
Игра «Чудный свет»Возьмите фонарик, можно прикрыть его цветной пленкой. Взяв малыша на руки, медленно водите фонариком из стороны в сторону.
Наблюдайте, как ребенок следит глазками за пятнышком света на стене. Приговаривайте:Чудный свет, чудный свет,Вот он –чудный, чудный свет.
Очень интересна для малышей игра в тени.
Вы можете с помощью своих рук устроить целый театр. Обязательно озвучивайте своих героев.
Игра «Посмотри на меня».
Положите малыша на пеленальный стол у края так, чтобы его головка свешивалась. Вам может понадобиться помощь кого-то из взрослых для страховки малыша. Присядьте перед ребенком так, что бы он видел ваше лицо. Позовите его с права, слева, спойте ему любую песенку, добиваясь поворотов его головы в вашу сторону.
Игра «Кто у нас красивый» (игра с зеркалом)Возьмите малыша на руки лицом к себе. Поиграйте с ним в «бодалки», подуйте легко ему на шейку, грудки читая стишок:Кто у нас красивый?Кто у нас пригожий?Деточка красивая,Деточка пригожая.Повторите игровые действия несколько раз. Убедитесь. Что оно доставляет малышу удовольствия.Поменяйте позицию для малыша.
Возьмите его так, чтобы ребенок располагался на вашей руке, а его головка опиралась на ваше плечо и была направлена вперед. Руки его тоже направлены вперед, а обе его подошвы прижимаются вашей рукой одна к другой. В такой «люльке» малыш чувствует себя в безопасности и одновременно может разглядывать все вокруг.
Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его:Кто у нас красивый?Кто у нас пригожий?Дайте ему возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его ручки за зеркало, постучите пальчиком о зеркало. Привлекая внимания малыша к своему отражениюПоверните его к себе лицом и скажите:Деточка (имя ребенка) красивая,Деточка (имя ребенка) пригожая.
Повторите игровые действия несколько раз, побуждая малыша смотреть на свое отражение в зеркале.Игра «Посмотри, какие разные».
Положите перед лежащим на животике ребенком предметы различной формы на некотором расстоянии друг от друга. Важно, чтобы ребенок, знакомясь с предметами, активно обследовал их руками.
Разная форма предметов предполагает различные способы действия с ними. Ребенок учится опытным путем выбирать наиболее рациональные и удобные движения рук и пальцев.
Игра «Посмотри, как интересно».
Возьмите малыша на руки и походите с ним по квартире. Помещайте его в разные положения: то на пол, то на кресло и т. д. Называйте, что он видит, дайте ему потрогать новые предметы
Игра «Где спрятался мишка ».Возьмите три игрушки. Держа одну из них в руке, скажите, как она называется. Например: «Это мишка», дайте ребенку ее потрогать. Повторите это с двумя другими игрушками.
Затем по очереди давайте малышу каждую игрушку и повторяйте название.
Когда ребенок освоил игрушки, видоизмените игру. Спрячьте игрушку, (например мишку) за спину и спросите: «Где мишка?».
Затем покажите мишку и скажите: «Вот он».
Для комментирования необходимо войти на сайт или зарегистрироваться
Источник: https://www.maminmir.by/igry-dlya-razvitiya-zritelnogo-vospriyatiya-malyshej-do-goda.html